Кабардинский театр в истории художественной культуры Северо-Кавказского региона тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.02, кандидат культурол. наук Кумахов, Мухадин Лялушевич

  • Кумахов, Мухадин Лялушевич
  • кандидат культурол. науккандидат культурол. наук
  • 2000, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ24.00.02
  • Количество страниц 152
Кумахов, Мухадин Лялушевич. Кабардинский театр в истории художественной культуры Северо-Кавказского региона: дис. кандидат культурол. наук: 24.00.02 - Историческая культурология. Санкт-Петербург. 2000. 152 с.

Оглавление диссертации кандидат культурол. наук Кумахов, Мухадин Лялушевич

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. ГЕНЕЗИС И РАЗВИТИЕ АДЫГСКОЙ ЗРЕЛИЩНОЙ КУЛЬТУРЫ.:.

§ 1. адыги в этнокультурных процессах на северном кавказе в древнем мире.

§ 2. мифопоэтическая основа зрелищной культуры адыгов.

§ 3. Зрелищно-игровая культура в эпической традиции адыгов.

§ 4. Языческие обряды как форма зрелищной культуры адыгов.

ГЛАВА И. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЗРЕЛИЩНОЙ КУЛЬТУРЫ КАБАРДИНСКОГО ЭТНОСА В НОВОЕ ВРЕМЯ.

§ 1. Институт Джегуако и его трансформация.

§ 2. Обрядовые феномены кабардинской зрелищной культуры.

§ 3. Роль России в становлении зрелищной культуры адыгов.

ГЛАВА III. КАБАРДИНСКИЙ ТЕАТР В ИСТОРИИ

ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ XX ВЕКА.

§ 1. Становление театральной культуры КБР в эпоху Модернизма.

§ 2. Особенности развития театрального искусства в культуре эпохи Постмодернизма.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Историческая культурология», 24.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Кабардинский театр в истории художественной культуры Северо-Кавказского региона»

Диссертационная работа посвящена историко-культурологическому осмыслению развития зрелищного искусства народов Северного Кавказа и национального адыгского театра в контексте культуры XX века.

Актуальность проблемы. Россия ныне переживает, вероятно, один из сложнейших этапов на протяжении всей истории своего развития. Этап затяжного и тяжелого кризиса основных сфер жизни - политической, экономической, культурной. Этот кризис, разрушительный сам по себе, обретает особо драматичный характер в этнических республиках, в которых начавшиеся в 90-х годах процессы демократических перемен вызвали небывалый по активности всплеск этнического самосознания. При этом всплеск самосознания носил, прежде всего, отрицающий характер, характер радикального переосмысления прошлого и в то же время манифестировал небывало высокий уровень притязаний на новые социальные и культурные перспективы. В бурном течении этих процессов отрицанию подвергались не только тоталитарные формы уклада жизни и культуры, сформировавшиеся в советский период и нивелировавшие национальные культуры, но и складывавшиеся десятилетиями и веками узы культурных связей с другими народами, прежде всего с русской культурой.

Процессы активного переосмысления прошлого и настойчивого поиска новых смысложизненных перспектив непрерывно идут во всех этнических республиках России. Результаты этих процессов далеко неоднозначны. В политическом плане они уже привели к значительной суверенизации республик, к формированию этнических правящих элит; в экономическом плане - к утрате многих производственно-технических позиций и к несправедливому переделу собственности; в культурном плане в острой и обнаженной форме выдвинули ряд проблем. Речь идет прежде всего о переосмыслении собственно-этнических культурных истоков, о перспективах культурного развития этноса, а в связи с этим -о роли главнейших компонентов культуры (национального языка, национальных форм искусства, в том числе и театра) в современных сложных процессах социокультурной трансформации. В то же время многие порывы национального 4 самосознания по сути застыли на уровне острых проблемных постановок, так и не найдя содержательного и творческого разрешения поднимаемых проблем, в первую очередь - в плане развития культуры.

Более того, все последние годы российских реформ жизнь в этнических республиках сопровождается серьезными культурными потерями и общим нарастанием бездуховности. К этому следует добавить и общую усталость, которой характеризуется состояние духа и творчества интеллигенции в национальных республиках (по-видимому, как и в России в целом).

Но, как ни парадоксально, эта, в общем, казалось бы, неблагоприятная для культуры общественная атмосфера, а точнее - создавшийся в этой атмосфере спад эмоций, дает возможность объективно взглянуть на многие проблемы культуры национальных республик, которые в прошлом было бы немыслимо обсуждать вслух. Речь идет прежде всего о противоречивом характере взаимодействия этнических культур с русской и «иными» культурами в процессах освоения различных культурных форм. В том числе и такой сложной формы, как театр.

Исторически сложилось так, что различные сферы культуры в Кабардино-Балкарии получили в прошлом крайне неравномерное развитие, что по понятным причинам еще больше усугубляется в последнее время. К наиболее развитым сферам культуры можно отнести, прежде всего, художественную литературу, которая представлена творчеством таких широко известных в России и за ее пределами писателей и поэтов, как Алим Кешоков, Кайсын Кулиев, Инна Каше-жева.

Высокий уровень развития получили также изобразительное искусство и национальная хореография (например, мировую известность имеет Академический ансамбль танца «Кабардинка»). Достаточно высоким уровнем отличается музыкальная культура Кабардино-Балкарии, которая в новое время связана, прежде всего, с именем всемирно известного дирижера Юрия Темирканова.

В то же время, несмотря на настойчивые усилия, предпринимавшиеся на протяжении всего советского периода, сколько-нибудь заметного развития не получили такие сферы искусства и культуры, как балет, опера и даже эстрадное э искусство. Но наиболее сложньш и противоречивым остается развитие (и нынешнее состояние) театрального искусства Кабардино-Балкарии.

Характерно также крайне неравномерное развитие искусствоведческой и художественно-критической мысли в республике. В частности, значительное развитие получила литературоведческая деятельность и литературная критика. При этом наиболее основательному исследованию подвергалось творчество уже упомянутых выше художников слова. В республике регулярно издаются литературоведческие труды, публикуются художественно-критические материалы. Активно развивается и искусствоведческая мысль, ориентированная на анализ практически всех сфер изобразительного искусства (живописи, графики, прикладных сфер художественной деятельности). В то же время в Кабардино-Балкарии за всю ее историю практически не проводилось системного исследования проблем национального театра, хотя проблемы и противоречия развития национальной культуры на данном этапе в наиболее острой и концентрированной форме проявляются именно на примере театра, особенностей его развития. Исходя из этих соображений выбрана тема данной диссертационной работы.

Объектом исследования выступает культура народов Северного Кавказа.

Предметом исследования - зрелищное искусство адыгов и адыгский театр в системе художественной культуры Северо-Кавказского региона.

Основная рабочая гипотеза. Исторической предпосылкой возникновения национального театра адыгов является генезис и развитие зрелищной культуры Северного Кавказа. Однако становление театра в его современном варианте произошло при определяющем влиянии русского классического театра и европейской театральной культуры, что обуславливает особенности развития адыгского театра в общей системе культуры этноса. Применение современных методов исследования явлений культуры, использование при этом периодизации мировой культуры (в том числе деления XX в. на эпохи Модернизма и Постмодернизма), а также анализ генезиса форм зрелищной культуры этноса в контексте общих культурно-исторических процессов дает возможность создать культурологическую модель развития этнической зрелищной культуры.

Цель исследования заключалась в выявлении генезиса и исторических трансформаций зрелищной культуры адыгов, а также закономерностей развития профессионального этнического театра в общем контексте истории художественной культуры XX века.

При этом ставились следующие задачи: ^ раскрыть истоки зрелищной культуры адыгов; проследить генезис развития различных форм зрелищной культуры и их роль в формировании национального театра; ^ выявить влияние русской театральной культуры на формирование адыгского национального театра; ^ проанализировать закономерности формирования национального адыгского театра в общем контексте историко-культурных процессов СевероКавказского региона; ^ выявить проблемы дальнейшего развития национального театра.

Степень разработанности проблемы. Исходными методологическими предпосылками наших исследований стали фундаментальные работы М.С.Кагана, а также Э.С.Маркаряна, С.А.Арутюнова, Э.В.Соколова, Ю.М.Шор и др. по теории культуры и искусства, идеи М.М.Бахтина, Г.Н.Бояджиева касающиеся истоков и закономерностей развития зрелищной культуры в целом, и театра в частности. Поскольку объектом исследования выступает культура полиэтнического региона, при работе над диссертацией мы опирались также на уже разработанные теоретические исследования по региональной проблематике таких авторов, как М.С. Каган, В.В.Селиванов, Е.А.Окладникова, Н.М.Калашникова Х.Г.Тхагапосев и др., в которых формируется методология целостного изучения этнической культуры, как специфического и устойчивого культурного комплекса, его эволюции и перспектив развития.

Такой подход в условиях практически полного отсутствия театроведческой деятельности в большинстве этнических республик потребовал, прежде всего, анализа и переработки большого объема фактологического (архивного), литературно-исторического и газетно-публицистического материалов, касающихся истории развития театра в Северо-Кавказских этносов вообще, адыгского 7 театра в особенности. По существу, возникла необходимость реконструкции всей истории развития адыгского национального театра, что заняло значительное место в диссертационном исследовании. При решении этой историко-культурной задачи мы придерживались такой периодизации истории адыгского театра, которая вписывалась бы в общепринятую периодизацию отечественной истории, что позволило осуществить анализ процессов развития адыгского театра на общем фоне истории и истории культуры Кабардино-Балкарии. При этом мы опирались на сформулированные в работах Л.М.Мосоловой методологические принципы анализа и осмысления этнохудожественных процессов и феноменов в общем контексте историко-культурных процессов изучаемого культурного ареала (в данном случае, Северного Кавказа).

Развитие адыгской зрелищной культуры рассматривается с учетом исторических и социальных факторов, а также с учетом событий, происходящих в окружающем этот этнос мире. Многоплановая и драматичная история адыгов достаточно полно освещена в научных работах и исследованиях Б.Х. Бгажноко-ва, Р.Ж. Бетрозова, А.М.Гутова, Х.М.Казанова, Г.Х. Мамбетова, С.Х. Мафедзе-ва, М.И.Мижаева, З.М. Налоева, К.Х. Унежева и др. При изучении и хронологизации адыгской театральной культуры мы руководствовались в первую очередь материалами театрального фонда КБР, архива кабардинского театра им А.А.Шогенцукова, а так же работами А.Шортанова. Учитывалось вместе с тем исследование о театральной культуре черкесов З.Н.Алемединовой.

Научная новизна. Впервые на основе анализа генезиса зрелищных форм этнической культуры в контексте общих культурно-исторических процессов современный этнический театр интерпретируется как феномен зрелищной культуры, базирующийся на архетипах разнородных культур (этнической и русско-европейской). На основе этих представлений также впервые проанализированы закономерности развития адыгского этнического театра. Изучены и систематизированы различные формы зрелищной культуры, такие, как обряды и обрядовые действа, игры и игрища, осуществлен историко-культурологический анализ зрелищной культуры адыгов за весь период развития.

Методология исследования. При разработке и решении поставленной проблемы, в ходе исследований был использован комплекс теоретико-методических научных методов и положений: современное понимание культуры как способа и результата человеческой деятельности, внебиологического по своей природе; ^ системный анализ — использование основополагающих принципов исследования культуры как целостной и саморазвивающейся системы; ^ идея диалога культур; сравнительно-исторический и историко-типологический методы; ^ синхронический метод при изучении состояния культуры различных народов в один и тот же период времени.

Применение этих методов помогло воссоздать картину генезиса адыгской культуры в целом и зрелищной культуры - в частности.

Теоретическая и практическая значимость работы. Результаты исследования могут служить основанием для дальнейшего культурологического анализа явлений художественной культуры Кабардино-Балкарии и Северного Кавказа. Впервые проведенное в культурологическом аспекте исследование зарождения, развития и современного состояния театральной культуры КБР может служить базисом для дальнейших научных исследований развития этнического театра в эпоху Постмодернизма. Материалы диссертационной работы представляют интерес не только для культурологов, занимающихся изучением форм художественной культуры, но и для историков, театроведов, они могут послужить основой для учебников и курсов по театральному искусству Кабардино-Балкарии. Положения и выводы диссертации имеют значение также для поиска путей совершенствования модели художественной культуры адыгского этноса и народов Северного Кавказа.

Апробация работы. Результаты диссертационной работы были представлены на научных конференциях: «Гуманитаризация образования» (Карачаевск, 1997 г.); «Сравнительная педагогика и проблемы образования в современном мире» (Карачаевск, 1999 г.); на семинарах Союза театральных деятелей (Кабардино-Балкарское отделение); на семинарах театрального факультета СКГИИ. 9

Материалы диссертационной работы использовались при подготовке и создании автором на канале «Каббалктелерадио» ряда передач, посвященных театральному и эстрадному искусству адыгов. Обряды и обрядовые игры, исследуемые в работе были инсценированы в республиканской школе-интернате. Текст диссертации был обсужден на заседании кафедры художественной культуры РГПУ им. А.И.Герцена (апрель 2000 г.).

На защиту выносятся: ^ типология зрелищных форм культуры Северного Кавказа; ^ концепция прототеатра как синкретичного единства форм зрелищной культуры этноса; концепция культурно-архетипической двухосновности современного этнического театра; закономерности становления этнического театра в контексте общих культурно-исторических процессов развития этноса в XX веке (на примере адыгского этнического театра).

Структура диссертации обусловлена поставленными целями и задачами исследования, а также требованиями последовательного раскрытия заявленной темы. Работа состоит из: введения, трех глав, заключения и библиографии.

Похожие диссертационные работы по специальности «Историческая культурология», 24.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Историческая культурология», Кумахов, Мухадин Лялушевич

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Как показывают полученные в ходе наших исследований результаты, основная особенность развития национального театра Кабардино-Балкарии заключается в том, что изначально кабардинский театр базируется на двух культурных началах: на самобытной зрелищной национальной культуре адыгов и на классических канонах европейского, конкретнее, русского драматического театра. Эта ситуация закономерно обусловлена всеми историческими особенностями этнического культурогенеза адыгов в рамках российского культурного пространства.

С одной стороны, в кабардинской (адыгской) культурной традиции чрезвычайно ярко выражено зрелищное начало, которое проявляется в самых разнообразных жанровых формах.

Подобная акцентированность адыгской культуры зрелищными мотивами исторически подготавливала зарождение национального театра. Более того, с начала XIX века уже складывались структурно-организационные формы этого театра. Фактическим зарождением национального театра следует рассматривать институт «джегуако», который уже во второй половине XIX века достиг достаточно высокого уровня развития и функционировал, органически включая главнейшие элементы театра: драматический текст, декламацию, музыкальное оформление драматического амплуа, режиссуру, импрессарио. Группы «джегуако» к концу XIX века, как правило, действовали в форме стабильных коллективов (бригад), представляя собой, подчеркнем еще раз, национальный театр на начальном уровне развития. Понятно, что у данного института были свои особенности, в частности, он по своей сути опирался ни столько на драматический текст, сколько на большой арсенал игровой декламационной и музыкальной исполнительской национальной культуры. А драматический сюжет театральных постановок чаще всего носил ситуационный, заданный характер и представлял собой актуальный отклик на злобу дня, на драматические события национального масштаба, или же на значимые события личностного характера. Все это обусловливает самую характерную особенность адыгского (кабардинского) театра, а если быть точнее - основную линию развития национального, этнического театра: его диалогичность, его непосредственную обращенность к зрителю, вовлеченность зрителя в разыгрываемую драму (по современным оценкам - камерный характер театра). В рамках этого театра не существует жесткого, наперед заданного драматического текста, есть только тема, и она в каждой постановке прочитывается и разыгрывается в новых ракурсах, со множеством новых нюансов, за счет прямого общения со зрителями на основе диалектных языковых, фольклорных, а в общем, культурных особенностей конкретного зрителя. В итоге в рамках подобного театра каждая игра, каждое выступление, по сути, превращается в новую постановку, в новый спектакль.

Необходимо подчеркнуть, что самое тесное общение со зрителем, наиболее глубокое вовлечение зрителя в разыгрываемую драму достигалось, как это ни парадоксально, за счет музыкального оформления.

Дело в том, что основу музыкального оформления театрализованного действа составлял вокализ зрителя. При этом «джегуако» (человек играющий), ведущий актер, разыгрывает драматическую тему, оранжирует драматические повороты запевами, которые не только подпеваются, но и получают многоголосое оформление именно при активном участии зрителей. Подобная традиция хорошо известна также на примерах грузинской и абхазской культур; она сохранилась в адыгской культуре и поныне - в действах локального масштаба (свадебных, похоронных и прочих обрядах). Таким образом, в подобном национальном театре царила импровизация практически без каких-либо ограничений, она опиралась на массовые архетипы культуры, а главным мерилом актерского мастерства фактически выступали хорошие голосовые данные, владение словом, особенно в его народных формах (афоризмы, притчи, поговорки, пословицы и т.д.), позволяющие в конечном итоге резонировать зрительскую интерпретацию разыгрываемой темы (драмы).

Однако история распорядилась таким образом, что современный национальный театр не стал естественным продолжением и развитием той театральной формы джегуако, которая сложилась в культуре адыгов (как и у многих других этносов в России, прежде всего Северо-Кавказских, балкарского, адыгейского, карачаевского, черкесского, осетинского и других) за многовековой предшествующий период.

В конце XIX века, как уже подчеркивалось, в адыгскую культуру приходит уже сложившийся в классической форме русский драматический театр. Именно русский вариант классического драматического театра был очень быстро воспринят адыгской культурой и в последующем за короткое время получил распространение и закрепление. Восприятие русского драматического театра адыгской культурой по сути было подготовлено всем предшествующим этапом развития зрелищной культуры адыгов. Театр уже был необходим, а точнее, он являл собой осознанную потребность и складывающуюся форму адыгской культуры. Она давно вынашивала в себе эту потребность выразить себя посредством театра (наиболее ярко это проявилось в быстром развитии и широком распространении института «джегуако»), В этом плане характерно то обстоятельство, что драматический театр, основанный на русских классических традициях, у адыгов сформировался задолго до октябрьской революции (без «принуждающего влияния» советской поры) и получил широкое распространение на любительских сценах. В свою очередь, традиции адыгского национального театра, в значительной мере сказались на особенностях последующего развития театральной культуры в Кабардино-Балкарии. В итоге, как уже подчеркивалось, в основании современной адыгской театральной культуры оказались два культурных начала: адыгские традиции зрелищной культуры и классические каноны русского, европейского драматического театра. В сущности речь идет о родовом свойстве кавказских этнических культур, в которых культуры Востока и Запада переплетены на архетипическом уровне.

Именно этим, на наш взгляд, обусловлен сложный неравномерный и противоречивый характер развития театра, выражающего наиболее исчерпывающим образом дух и мир этнической культуры. Противоречивость развития театра в наиболее драматической форме выражается прежде всего в многочисленных спадах и неудачах, которые мы обнаруживаем в процессе анализа истории театра Кабардино-Балкарии, на всем протяжении ее существования в форме русского классического драматического театра.

Вероятно, часть этих неудач и спадов связана с причинами текущего, субъективного характера (не сыгранность коллективов, неудачный выбор репертуара, невысокий уровень режиссуры и т.д.), что может иметь место в судьбе любого театра. В тоже время, анализ фактов показывает, что провалы и неудачи адыгского национального театра носят достаточно закономерный характер и связаны именно с противоречивостью ее исходных культурных оснований. При этом наблюдается следующая любопытная закономерность: театр добивается наилучших успехов в тех случаях, когда разыгрывается эпическая форма драмы или народная комедия, позволяющие использовать богатый игровой арсенал адыгской зрелищной культуры, а главное - опереться на массовые этнические архетипы культуры. Это особенно ярко проявилось в таких постановках, как «Даханаго» З.Аксирова, «Тыргатао» Б.Утижева, «Женихи и невеста» А.Шортанова и т.д., которые являют собой либо эпическую драму, либо народную комедию.

В то же время, кабардинский театр (в равной мере это относится к любому этническому театру Северного Кавказа) неизменно терпит провал в тех спектаклях, в которых психологичность игры решает судьбу постановки. (Например, постановки пьес А.Н.Островского и А.П.Чехова.) Как уже подчеркивалось выше, эту ситуацию можно трактовать по-разному, однако накопленный нами в процессе работы материал свидетельствует о том, что театр, воспринятый адыгской культурой по «готовой форме» (в форме русского классического драматического театра еще в конце XIX в.), в своей внутренней жизни до сих пор ищет опоры в традициях адыгской зрелищной культуры, в ее архетипах. Вновь и вновь, многократно в разные годы, при самых различных актерских составах спектакль кабардинского театра оказывается успешным лишь в тех случаях, когда идея и пафос драмы реализуется с опорой на имманентный для адыгской культуры игровой арсенал, с опорой на архетипы адыгской культуры. Впрочем, эта ситуация, вероятно, в какой-то мере неизбежна, если учитывать, что многие атрибуты театра (театральной деятельности и театральной культуры) в Кабардино-Балкарии не сложились и по сей день. Речь идет прежде всего о драматургии и театральной критике.

Адыгская драматургия и поныне фактически выступает как некое продолжение национальных театральных традиций, сложившихся в недрах адыгской культуры в начале века, т.е. она ориентирована либо на эпическую драму, либо на народную смеховую культуру. А что касается театральной критики, то она по существу не вписывается в характерные для адыгской традиции формы коммуникации и публичности, которые по сути не допускают обнаженности недостатков и нелицеприятности оценок. Именно по этим причинам театральная критика в условиях Кабардино-Балкарии так и не сложилась, она и не оказывает сколь-нибудь заметного влияния на функционирование и развитие адыгского театра.

Отмеченные закономерности внутренней жизни и развития адыгского театра проявляются устойчиво (о чем свидетельствует осуществленный в диссертационной работе детальный анализ всех значительных постановок на протяжении всей истории его существования), они заявляли о себе и прежде, в советское время, хотя просто игнорировались по идеологическим соображениям.

С особой остротой указанная особенность этнического театра, его нестабильность и «неукорененность» проявляется в поворотные моменты развития культуры и общества. В этом плане характерна указанная выше «реакция бегства» этнического театра от постмодернизма.

В то же время, при всей отмеченной сложности и противоречивости развития адыгского национального театра, нет оснований утверждать о какой-то несовместимости классического европейского (русского) театра с адыгской культурой.

Речь, на наш взгляд, идет о том, что такой сложный процесс культурного влияния, как заимствование этнической культурой классической формы театра сталкивается со своеобразным процессом архетипической интерпретации и переосмысления этой формы театра в рамках «усваивающей» культуры. Именно этим обусловлены все сложности и противоречия развития адыгского национального театра.

Это явление выходит за рамки адыгского культурного опыта, имеет более общий характер и проявляется на примере развития современного театра в рамках этнических культур. Анализ показывает, что выявленные нами закономерности характерны для процессов развития адыгейского, черкесского, балкарского, карачаевского театров.

Театр, будучи чрезвычайно сложной синтетической формой культуры, объединяющей в себе различные жанровые начала и различные культурные

142 формы, естественно опирается на самый широкий круг архетипов культуры, что само по себе затрудняет механический перенос театральных традиций, сложившихся в рамках одной культуры, на почву другой культуры. Например, при чрезвычайно высоком уровне развития адыгской национальной хореографической культуры такая форма театра, как балет в рамках этой культуры так и не привился. При этом основным препятствием стало не отсутствие технической базы (в свое время был построен театр балета, создавались различные труппы, не лишенные исполнительской виртуозности), а как мы полагаем - архетипическое неприятие подобной формы театра. Дело в том, что хореография, как язык танца в рамках адыгской культуры, чрезвычайно жестко регламентирована конкретными конвенциональными правилами, общий смысл которых заключается в том, что язык танца рассматривается как возрастной, молодежный. Балет же изначально строится на том основании, что язык танца носит всеобщий характер, не допускает каких-либо возрастных исключений и ограничений. Балет в КБР несмотря на активные усилия в советскую пору в конечном итоге был свернут - он не нашел своего зрителя, не был поддержан даже в молодежной среде.

Указанные особенности развития адыгского театра не могут быть объяснены тривиальными отсылами к общей архаичности адыгской культуры. В этом плане уместно заметить, что в Кабардино-Балкарии чрезвычайно высокое развитие получило изобразительное искусство, отразившее все авангардные течения модерна и постмодерна последних десятилетий, демонстрируя при этом свои успехи на европейской и мировой арене.

Общий вывод, который напрашивается в результате проведенных нами исследований, заключается в том, что конкретные зрелищные культурные формы (театр, опера, балет, эстрада и т.п.), заимствованные из опыта чужих культур, неизбежно подвергаются архетипическому переосмыслению в рамках усваивающей культуры, растягивая на многие годы процесс усвоения «иных форм», а то и обрекая их на отторжение в рамках той или иной этнической культуры. Процессы усвоения и развития классической формы театра на почве этнических культур, их сложности и противоречия, являются наиболее характерными в этом отношении.

Как показывает исторический опыт, в переходные моменты социокультурного развития, в периоды становления новых моделей развития возрастает интерес людей к истории и культурной памяти, частью которых является зрелищное искусство. Обращаясь к прошлому, каждый народ стремится найти объяснение своих актуальных проблем, определить путь обновления культуры, выработать ценностные ориентации на будущее.

Характерной особенностью постсоветского общества, как известно, является подобное переосмысление истории культуры, рост интереса к национальной самобытности, попытка сформировать новую культурную идентичность (каждого народа и России в целом).В этих процессах особый упор делается на образование. Показательно, что при этом учитывается амбивалентная сущность процесса образования, которая одновременно должна обеспечивать идентификацию специфического «этнокультурного Я» и освоение культурных универсалий российской и мировой цивилизации.

Кабардино-Балкарская республика является многонациональным регионом, поэтому здесь образование, естественно, должно ориентироваться (и ориентируется) на поликультурные принципы, плюралистическую языковую политику и доминантные идеи регионального сообщества. Вместе с тем необходимо опираться на жизнеспособные традиции региональной культуры.

Представляется, что сегодня, после спада первых волн культурно-возрожденческого характера необходимо сосредоточить усилия на преобразование собственной культуры в модус новейшего времени. Конечно, основным инструментом такого преобразования в регионах выступает, как уже указывалось выше, образование вообще и культурологическое - в особенности. Важным аспектом подобного образования, на наш взгляд, может стать освоение традиционной адыгской зрелищной культуры, а также современных видов театрального творчества.

По своей синтетической художественной природе, укорененности в культуре, по силе духовно-творческого начала театр способен стать существенным фактором становления современного образования в целом.

Однако необходимо этот шаг готовить методологически и содержательно — изучать историю зрелищной культуры, выявляя и переосмысляя в ней этниче

144 ские коды, т.е. тот потенциал, который будет способствовать решению важнейших задач современного развития региональной культуры.

Театрализация как особое свойство устного народного творчества присуща практически всем народам и проявляется с момента возникновения древнейших цивилизаций. Театрализованные действа издревле в основном направлялись на осмеяние и критику известных в обществе людей. В процессе исторического развития северокавказских этнических общностей не только складывались отличительные черты традиций, но и целенаправленно сохранялись наиболее ценные из них, в том числе —формы зрелищного творчества и, прежде всего, театрализация героических эпосов, великих песен и плачей.

Формирующийся в середине XX в. театр бережно хранит это культурное достояние.

При всей противоречивости развития этнического театра, его многоплановый репертуар, широта и глубина сценических образов и развитой словесности - важное звено в преемственности культуры поколений, а значит — в развитии образования и воспитания. В школах театр пока еще не занимает ведущего места, хотя театральное искусство в наше время, несомненно, выступает как фактор сложения стилистики полиэтнической культуры современности, как индикатор модальных перемен в духовно-художественной сфере и социально-эстетических нормах; оно выявляет и развивает личностно-творческое начало в культуре наших народов.

Результаты нашей работы создают методологические предпосылки для введения в национально-региональный компонент образования Кабардино-Балкарии (и других республик Северного Кавказа) учебной дисциплины «Национальный театр».

145

Список литературы диссертационного исследования кандидат культурол. наук Кумахов, Мухадин Лялушевич, 2000 год

1. Абазов А.Ч. Очерки истории кабардинской драматургии. - Нальчик: Эльбрус, 1996. - 128 с.

2. Авдеев А.Д. Происхождение театра. — М.-Л., 1959.

3. Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XIII Х1Хвв. /Сост. Гардаганов В.К.- Нальчик, 1974. - 636 с.

4. Адыгский фольклор. Нальчик, 1963. Т.1. - 230 с.

5. Адыгэ орэдыжъхэр/ Зэхэзыгьэцуагъэр Ктэрашэ Тембот,- Мыекъуапэ. 1946,- Н. 115-117.

6. Античные источники о Северном Кавказе /Сост. Аталиков В.М. Нальчик: Эльбрус, 1990. - 308 с.

7. Антология кабардинской поэзии/ Под ред. Кешокова А.П., Киреева М.М. и др. -М.: Гослитиздат, 1957. 299 с.

8. Арутюнов С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. М.: Наука, 1989,-231с.

9. Аталиков В.М. Наша старина. Нальчик: Эльбрус, 1996. - 228 с.

10. Бгажноков Б.Х. Адыгская этика. Нальчик: Эль-фа, 1999. - 96 с.

11. Бгажноков Б.Х. Адыгский этикет. Нальчик: Эльбрус, 1978. - 160 с.

12. Бетрозов Р.Ж. Адыги. Нальчик, 1990 - 136 с.

13. Бетрозов Р.Ж. Происхождение и этнокультурные связи адыгов. Нальчик: Нарт, 1991,- 167 с.

14. Бламберг И. Кавказская рукопись. Ставрополь, 1992. - 240 с.

15. Бояджиев Г. От Софокла до Брехта за сорок театральных вечеров. М.: Просвещение, 1969. -349 с.

16. Витсен Н. Северная и восточная Татария, или Сжатый очерк нескольких стран и народов// Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов ХП1-XIX вв./Сост. В.К.Гарданов Нальчик: Эльбрус, 1974. С.86-98.

17. Волынкин Н.М. Подготовка кадров для национальных театров //// Наука о театре. Отв. ред. Юфит А.З. — Л., ЛГИТМиК, 1975, с. 352-358.1461.. Гадагатль A.M. Героический эпос Нарты адыгских (черкесских) народов. -Майкоп, 1987. 390 с.

18. Гадагатль A.M. Память нации. Генезис эпоса «Нарты». Майкоп.: Меоты, 1997.- 400 с.

19. Гачев Г.Д. Национальные образы мира. — М.: Наука, 1999 — 320с.

20. Гиппиус C.B. Актерская национальная студия // // Наука о театре. Отв. ред. Юфит А.З. — Л., ЛГИТМиК, 1975, с. 359-368.

21. Гительман Л.И. Русская классика на французской сцене. — Л., 1978.

22. Гордин Я.А. Кавказ: земля и кровь / Журнал "Звезда". — СПб., 2000 —464с.

23. Гугушвили Э., Джанелидзе Д. Грузинский государственный драматический театр им. Котэ Марджанишвили. — Тбилиси, 1958.

24. Гундзи Масакацу. Японский театр Кабуки. —■ М., 1957.

25. Гутов A.M. Этюды о кавказском этикете. — Нальчик: Эльбрус, 1998 — 128с.

26. Дзамихов К.Х. Адыги: вехи истории,- Нальчик: Эльбрус, 1994.-168 с.

27. Дюбруа де Монперэ. Путешествие вокруг Кавказа// Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов ХШ-Х1Х вв./ Сост. В.К. Гарданов. -Нальчик: Эльбрус, 1974. С.435-457.

28. Егин А. Период фразы и позы//Кабардино-Балкарская правда,- 1988,- 11 августа.

29. Ефремов А. А. Творческий путь кабардинского театра// Ученые записки КНИИ.- Нальчик, -1952,- Т. 7,- С. 160 170.

30. Записки о Черкесии, сочиненные Хан-Гиреем. Ч. 2. Л.91 (об.).

31. Инал-Ипа Ш.Д. Абхазы. Сухуми, 1965. - 694 с.

32. Искусство в системе культуры /Сост. М.С.Каган. Л.: Наука, 1987. - 272 с.

33. Историко-культурное краеведение: вчера, сегодня, завтра // Материалы Первой научно-практической региональной конференции. — Курск: Изд. Курского Гос. педагогического университета, 1999 — 52с.

34. Исторические сведения о кабардинском народе. Отв. за выпуск Сабанчиева Р.К.- Нальчик, 1990 — 284с.

35. История западноевропейского театра / Под ред. Г.Н.Бояджиева. — М., 1970, т. V; 1974, т. VI.147

36. История Кабардино-Балкарии/ Под ред. Кумыкова Т.Х. Нальчик, 1995. -381 с.

37. История русского советского драматического театра.Кн. 1-П/Под общ. ред. Ю.А.Дмитриева, К.Л.Рудницкого и др. М: Просвещение, 1984. - 335 е., 271 с.

38. История театроведения народов СССР. Очерки. 1917-1941. / Ред. коллегия А.Я.Альтшуллер, А.А.Аникст, Э.Н.Гугушвили и др. — М.: Наука, 1985 — 304с.

39. Кабардинский фольклор. М. .Academia, 1936. - 56 с.

40. Каган М.С. Музыка в мире искусств. Cn6.:Ut, 1996. - 232 с.

41. Каган М.С. Эстетика как философская наука. СПб.: ТОО ТК Петрополис, 1997. -544 с.

42. Каган М.С. Этнос и нация: общие проблемы и их проявление в отечественной истории // Вече. Альманах русской философии и культуры. — СПб.: Изд. СПбГУ, 1997, с.23-38.

43. Кармин A.C. Основы культурологии: морфология культуры. СПб.: Лань, 1997. -512 с.

44. Кешев Адыль-Гирей (Каламбий). Записки черкеса//Библиотека для чтения. -1860.-Июнь,-Т. 159.- 54 с.

45. Кодзоков X. Возвращая мечты//Кабардино-Балкарская правда.- 1987.-22 июля.

46. Кох К. Путешествие по России и в кавказские земли.: Пер. с немец. А.И.Петрова//Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XIII-XIX вв/ Сост. В.К. Гарданов Нальчик, 1974. - С.610-626.

47. Крушкол Ю.С. Древняя Синдика.- М., 1971 272 с.

48. Культура народов Кабардино-Балкарии. Программа курса. Руководитель Тха-гапсоев Х.Г. — Нальчик, 1992 —33с.

49. Культурология. XX век//Словарь. СПб.: Университетская книга, 1997. - 630 с.

50. Культурология. XX век: Антология. — М.: Юрист, 1995 — 703с. — (Лики культуры).

51. Кумахов М.Л. Постижение этнокультуры через игру.//Тез. докл. V республиканской научно-теоретической конференции «Сравнительная педагогика и проблемы образования в современном мире». Карачаевск: Изд-во КЧГПУ, 1999. -С. 109-111.148

52. Кумахов М.Л. Театральная культура и региональное образование Кабардино-Балкарии.//Культурологические исследования. СПб.: Изд-во РГТТУ им. А.И. Герцена, 1998. - С.236-238.

53. Курашинов Б. Вера в предлагаемые обстоятельства// Советская молодежь.-1977.-19 апрель.

54. Къэбэрдей уэрэдхэмрэ псальэжьхэмрэ/Зэхэзылъхьахэр: Шортэн А., Елберд Хь., Щоджэнц1ык1у Ад Налшык, 1948. - Н.74-75.

55. Лафарг П. Очерки по истории культуры. : Пер. Шервердина С. -М.-Л., 1926, -154 с.

56. Лихачев Д.С. Декларация прав культуры. (Проект) — СПб.: Изд. СПбГУП, 1996 — 20с.

57. Люлье Л.Я. Верования, религиозные обряды и предрассудки у черкес.//ЗКОРГО,- Тифлис, 1862,- 120 с.

58. М. Ахеджанов. К вопросу об истории адыгейского театра//Дружба. -Майкоп, 1946.-jYO1.-C. 23-28.

59. Маирова Е. Посланец партии//Кабардино-Балкарская правда. -1960,- 14 июня.

60. Мамбетов Г.Х. Традиционная культура кабардинцев и балкарцев. Нальчик: Эльбрус, 1998.-278 с.

61. Маркарян Э.С. Соотношение формационных и локальных типов культуры / В кн.: Этнографические исследования культуры. —М.: Наука, 1985, с.7-30.

62. Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука. — М.: Мысль, 1983 — 286с.

63. Мафедзев С.Х. О народных играх адыгов. -Нальчик: Эльбрус, 1986.-142 с.

64. Мафедзев С.Х. Обряды и обрядовые игры адыгов. Нальчик, 1979.- 320 с.

65. Мижаев М.И. Мифологическая и обрядовая поэзия адыгов//Адьпгский фольклор: в 2 кн. -Майкоп, 1980. Кн.1. 267 с.

66. Мир культуры/Отв. ред. Бгажноков Б.Х. . Нальчик: Эльбрус, 1990. - 208 с.149

67. Мокульский С.С. Изучение специфики театра // Наука о театре. Отв. ред. Юфит А.З. — Д., ЛГИТМиК, 1975, с. 44-57.

68. Мосолова Л.М. Проблемы историко-культурологической изученности России // Философская мысль в России: традиция и современность. — СПб.: Изд. СПбГУ, 1997, с. 386-388.

69. Мосолова Л.М. Система образования Северо-Запада России в контексте региональной культуры и перспективы ее развития // Вестник Северо-Западного отделения Российской академии образования. Вып.1. — СПб., 1996, с. 14-22.

70. Налоев А.Х. Нарт Сосруко и бог солнца Ра//Этнография и современность. -Нальчик, -1984,- С.96-105.

71. Налоев З.М. Из истории культуры адыгов. Нальчик: Эльбрус, 1978. -192 с.

72. Налоев З.М. Этюды по истории культуры адыгов. Нальчик: Эльбрус, 1985. -272 с.

73. Намиток А. Происхождение черкесов. Париж.:Пер. с франц.// Архив КЕНИИ, 1939-инв. №1104-Р.С. 167.

74. Народы мира. Историко-этнографический справочник . Гл. ред. Бромлей Ю.В. — VI.: Советская энциклопедия, 1988 — 624с.

75. Нарты. Адыгский героический эпос М.: Наука, 1974. - 210 с.

76. Немирович-Данченко Вл.И. Рождение театра. Воспоминания, статьи, заметки, письма / Сост., вст.ст. и комм. М.Н.Любомудрова. — М.: Правда, 1989 —586с.

77. Никандров Н.Д. Проблемы ценностей в современном обществе. — СПб.: Изд. СПбГУП, 1998 — 22с.

78. Обзор творческой деятельности Кабардино-Балкарских театров за сезон 1988-1989гг.//Архив государственного кабардинского театра им. А.Шогенцукова.

79. Отчет бригады орготдела ВТО от 7-8 февраля 1944 г.// Театральный фонд КЕНИИ. Папка № 15.

80. Отчет бригады орготдела ВТО от 7-8 февраля 1944 г.// Театральный фонд КЕНИИ. Папка №5.

81. Отчет бригады п/д РСФСР// Театральный фонд КБНИИ. Папка № 15.

82. Партархив Каб.-Балк. Обкома КПСС. Ф.1. Оп. 49. Д. 62. Л.З.

83. Пасынков Л.Л. Быт и игры кавказских народов. -Ростов н/Д., 1925. 203 с.

84. Русский драматический театр / Под ред. А.Г.Образцовой. — М., 1976.

85. Рыбаков Ю. Если подвести итог//Театральная жизнь. 1983. -№ 16.

86. Савчук В.В. Кровь и культура. —СПб.: Изд. СПбГУ, 1995 — 180 с.

87. Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. -Тифлис, 1881.-№ 1-отд.2-174 с.

88. Сиротинин А. Нас сдружили навек Ленинград и МоскваУ/Театральная жизнь. 1983. № 12.

89. Славный путь/ Под ред. А.Т.Шортанова. Нальчик: Кабардино-Балкарское книжное издательство, 1966. - 96 с.

90. Смирнов Б.А. Театральная критика в истории зарубежного театра // Проблемы зарубежной театральной критики — Л., Изд. ЛГИТМиК, 1983, с.3-21.

91. Советскэ Къэбэрдейм и 1уэры1уатэхэр/ Зэхэзылъхьахэр: Дадэ A.A., Нало З.М., Шортэн A.TL- Налшык, 1957.-Н. 116-117.

92. Соколов Ю. О кабардинском фольклоре/УСоциалистическая Кабардино-Балкария. 1935,- 6 июля.-№ 151.

93. Станиславский К.С. Статьи, речи, беседы, письма. М., 1953 - 512 е.

94. Стефанеева Е. Заметки о кабардинской драматургии//Сборник статей о кабардинской литературе. Нальчик, 1957. С.65 - 69.

95. Таиров АЛ. Записки режиссера. Статьи. Беседы. Речи. Письма. — М., 1970.

96. Театральный фонд Кабардино-Балкарского НИИ Д.2. Л.28.

97. Театральный фонд Кабардино-Балкарского НИИ. Д.2. Л.35.

98. Театральный фонд КЕНИИ, папка №11.

99. Товстоногов Г.А. Зеркало сцены. В 2-х кн. — Л., 1984.

100. ЮЗ.Трубачев О.Н. Indoarica в Северном Причерноморьи. — М: Наука, 1999 — 320с.

101. Ю4.Тхагапсоев Х.Г. О кавказской культурной общности/ЛЗестник РАН. -1999. -Т. 69. -№ 2 -С. 130-136.

102. ЮЗ.Тэбу де Мариньи. Путешествие в Черкесию в 1818 году.: Пер. с франц. Зеват-кина Е.С.//Рукописный отдел библиотеки КБИИФЭ. Д. 252. Л.7.

103. Юб.Унежев К.Х. Феномен адыгской (черкесской) культуры. Нальчик: Эль-фа, 1997.-228 с.

104. Ученые записки КНИИ. Нальчик. -1952,- Т. 7,- 180 с.

105. Философия культуры. Становление и развитие/ Под ред. Кагана М.С., .Перова Ю.В. и др. СПб.: Лань, 1998. - 448 с.

106. Хан-Гирей. Вера, нравы, обычаи и образ жизни черкесов// Русский вестник. СПб., 1842.-Т.5.- Отд. 2.

107. Ю.Хан-Гирей. Мифология черкесских народов./ЛСавказ. 1846. - № 35.

108. Ш.Хан-Гирей. Черкесские предания. Избранные произведения. Нальчик: Эльбрус, 1979.-302 с.

109. Харузина В.Н. Примитивные формы драматического искусст-ва//Этнография. 1927. С.21 - 26.

110. ПЗ.Хейзинга Й. Homo Ludens; Статьи по истории культуры. М.: Прогресс-Традиция, 1997.-413 с.

111. Хрестоматия по истории западноевропейского театра. — М., 1953, т. I.

112. Художественная культура в капиталистическом обществе. Ленинград, 1986. -232 с.

113. Черкасский Э. Ожившая страница истории// Кабардино-Балкарская правда. 1965. -13 апреля. № 72.

114. Черкасский Э. Ценою жизни//Кабардино-Балкарская правда. 1971.-16 января,-№ 11.

115. Шор Ю.М. Очерки теории культуры. — Л., 1989 —160с.

116. Шортанов А.Т. Адыгская мифология,- Нальчик, 1982,- 158 с.

117. Шортанов А.Т. Кабардино-Балкарский театр//История советского драматического театра. М.: Наука, 1968. Т.4. - 695 с.

118. Шортанов А.Т. Кабардино-Балкарский театр//История советского драматического театра. М.: Наука, 1969. Т.5. - 736 с.

119. Шортанов А.Т. Кабардино-Балкарский театр//История советского драматического театра. М: Наука, 1971. Т.6. - 737 с.

120. Шортанов А.Т. Нартский эпос адьггов//Нарты. М., 1974. - С. 35 - 60.

121. Шортанов А.Т. Театральное искусство Кабардино-Балкарии. Нальчик, 1961. - 160 с.

122. Шортанов А.Т. Театральное искусство Кабардино-Балкарии.- Нальчик, 1961.— 159 с.

123. Шурдумова М. Еще один успех//Кабардино-Балкарская правда. -1983. 25июня.13О.Эфрос А.В. Профессия "режиссер". — М., 1979.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.