Категории тибетской буддийской культуры в религиозной традиции калмыков тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.13, кандидат наук Эрендженова Юлия Юрьевна

  • Эрендженова Юлия Юрьевна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2021, ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет»
  • Специальность ВАК РФ09.00.13
  • Количество страниц 151
Эрендженова Юлия Юрьевна. Категории тибетской буддийской культуры в религиозной традиции калмыков: дис. кандидат наук: 09.00.13 - Философия и история религии, философская антропология, философия культуры. ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет». 2021. 151 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Эрендженова Юлия Юрьевна

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КАТЕГОРИЙ ТИБЕТСКОЙ БУДДИЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ

1.1. Категории тибетской буддийской культуры в дискурсе философского востоковедения

1.2. Методология исследования значения категорий тибетской буддийской культуры

ГЛАВА 2. ИНТЕГРАЦИЯ КАТЕГОРИЙ ТИБЕТСКОЙ БУДДИЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ В КАЛМЫЦКУЮ РЕЛИГИОЗНУЮ ТРАДИЦИЮ

2.1. Особенности религиозного обращения предков калмыков в тибетский буддизм

2.2. Категории тибетской буддийской культуры в базовых элементах калмыцкой религиозной традиции

ГЛАВА 3. ЗНАЧЕНИЕ КАТЕГОРИЙ ТИБЕТСКОЙ БУДДИЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЛЯ КАЛМЫКОВ И РАЗВИТИЯ ИХ РЕЛИГИОЗНОЙ ТРАДИЦИИ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ

3.1. Субъективное значение категорий тибетской буддийской культуры

3.2. Значение категорий тибетской буддийской культуры для развития религиозной традиции

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Категории тибетской буддийской культуры в религиозной традиции калмыков»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью понимания значимости тибетской буддийской культуры для ее последователей, число которых в современном мире неустанно растет. Эта культура получила широкое распространение не только в азиатских странах, где буддизм считается традиционной религией, но также и в западном полушарии. В России тибетский буддизм представлен в религиозных традициях калмыков, бурят, тувинцев и части алтайцев. Кроме этого, во многих российских регионах официально зарегистрированы местные и централизованные религиозные организации, осуществляющие свою деятельность под эгидой тибетских духовных учителей.

Безусловно, наставления этих учителей оказывают серьезное влияние на прихожан и членов буддийских центров, их ценностные ориентации, принципы социального взаимодействия. Это, в свою очередь, отражается в ходе диалога культур, издавна присущего российскому социокультурному пространству. Так, религия наряду с другими культурными ценностями приобретает особую значимость в качестве ресурса межнационального согласия и межкультурного диалога [101; 206].

Как подчеркнул глава государства В.В. Путин на одной из последних встреч с представителями религиозных объединений, в настоящее время острую необходимость приобретают сохранение, укрепление и развитие межнациональных и межрелигиозных отношений как способ недопущения радикализма, экстремизма, терроризма. Первостепенную роль при этом играют духовные лидеры, чье мнение является значимым для верующих1. На основании этого весьма актуальным является исследование сущностных

1 Встреча с представителями религиозных объединений. 4 ноября 2020 года // Сайт Президента России [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://kremlin.ru/events/president/news/64336 (дата обращения: 14.12.2020).

категорий тибетской буддийской культуры, влияющих на сознание ее представителей и последователей.

В Москве на постоянной основе действует «Центр тибетской культуры и информации», созданный по благословению духовного лидера тибетского буддизма Его Святейшества Далай-ламы XIV. Совместно с Фондом «Сохраним Тибет» этот центр содействует сохранению культурных и философских традиций тибетского буддизма, а также укреплению отношений между народами Тибета и России2.

Почетным представителем Далай-ламы XIV в России, Монголии и странах СНГ является Тэло Тулку Ринпоче (в миру Эрдни Омбадыков, род. в 1972), одновременно возглавляющий буддистов Калмыкии. Сам Тэло Тулку Ринпоче получил религиозное образование в тибетском монастыре Дрепунг Гоманг и приобрел довольно высокий статус в буддийском мире, в первую очередь, за счет своего духовного положения «перерожденца» (он признан воплощением Тилопы, буддийского йогина X века), а также в ходе активной деятельности по предоставлению информации о сущности и особенностях тибетской буддийской культуры.

Одним из мероприятий, организованных Тэло Тулку Ринпоче, стал диалог Далай-ламы XIV с российскими учеными, исследующими феномен сознания. Философы, лингвисты, нейрофизиологи и нейробиологи пришли к выводу о том, что тибетские буддисты располагают широким спектром методов изучения сознания человека. Знаковым событием стало открытие физиологических лабораторий в тибетских монастырях для фиксации мозговой активности при медитативном сосредоточении монахов, включая посмертный период. Российские исследователи считают, что данные исследования позволят не только раскрыть тайны генезиса и функционирования сознания, но также и определить способности человека по контролю над собственным сознанием [112; 137; 195].

2 Центр тибетской культуры и информации в Москве // Сайт «Сохраним Тибет» [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://savetibet.ru/center.html (дата обращения: 15.12.2020).

Идя на сотрудничество с учеными, тибетские буддисты демонстрируют готовность к адаптации в условиях современного техногенного общества. Более того, Далай-лама XIV, лауреат Нобелевской премии мира, открыто выступает с идеями секулярной этики, ставя в приоритет гуманистические принципы вместо религиозных доктрин [10]. Вероятно, такая тенденция вызывает симпатии у людей, скептически настроенных в отношении позитивного влияния религии.

Все это наводит на размышления о том, какие именно факторы тибетской буддийской культуры дают возможность ее носителям сочетать принципы научности и гуманности с религиозными представлениями, сохранять веру и обосновывать религиозный праксис. Это актуализирует необходимость обращения к основаниям тибетской буддийской культуры, включения ее базовых категорий в современный научный дискурс. Это же, в соответствии с принципами философского востоковедения и межкультурной философии [176], позволит увидеть тибетский буддизм через призму восприятия самих буддистов и тем самым расширить философско-культурологическое знание.

В числе приверженцев тибетского буддизма находятся калмыки -монголоязычный народ, проживающий на Юге России. Как показывают исследования отечественных ученых, приобщение к буддизму является одной из важнейших составляющих ментальности и идентичности калмыков. [71; 74; 115; 187]. Вся калмыцкая духовная культура, включая эпос «Джангар», бытовые поговорки и пословицы, сказки, песни, мифы, литературные произведения, буквально пронизана космологическими и этическими идеями буддизма [72].

После нескольких десятилетий забвения религиозных ценностей в

советское время калмыки восстанавливают свою религиозную традицию с

опорой на тибетский буддизм. Вслед за Тэло Тулку Ринпоче, который почти

тридцать лет носит титул Шаджин-ламы (главы) буддистов Калмыкии,

монашеская община и миряне открыто заявляют о своей приверженности

5

Далай-ламе XIV, изучают буддийскую философию под руководством тибетских учителей, организуют религиозную деятельность в соответствии с тибетскими традициями3. Многие калмыки совершают регулярные паломничества в центры тибетского буддизма и вносят значительный вклад в его развитие. Все это указывает на тесные калмыцко-тибетские связи в религиозной сфере.

Известно, что калмыки восстанавливают с тибетцами отношения, имеющие длительную историю. При этом существует мнение о том, что в постсоветском периоде калмыки полагаются не на традиционную тибетскую буддийскую культуру, а обращаются к глобальной коммуникационной сети тибетского буддизма, сформировавшейся на Западе в XX веке [159, с. 17-20]. Иными словами, в современной Калмыкии представлена тибетская буддийская культура, «переработанная» в соответствии с западными установками (определение дано по Агаджаняну [59]), поэтому она и воспринимается некоторыми калмыками как нечто чуждое.

К тому же высказываются мнения о том, что в религиозной традиции калмыков остались элементы добуддийских верований (шаманизма, тенгрианства и др.), и потому у калмыков сформировалась особая синкретическая религиозная традиция - «калмыцкий буддизм», а сознание калмыков отличается религиозным синкретизмом [92, с. 324; 118, с. 429-431; 117, с. 7]. В таком случае следует признать, что уникальная калмыцкая религиозная традиция самодостаточна, в процессе возрождения и развития она может ограничиться собственным наследием, что явно противоречит позиции официального буддийского духовенства Калмыкии.

Вместе с тем общеизвестна военная история калмыков. Ц.А. Бадмаева отмечает, что наряду со справедливостью, ответственностью, верностью, терпимостью, оптимизмом, высшими современными этнокультурными

3 Золотая обитель Будды Шакьямуни // Сайт Центрального хурула Республики Калмыкия [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://www.khurul.ru/buddizm-kalmykii/zolotaya-obitel-buddy-shakyamuni/ (дата обращения: 15.12.2020).

ценностями калмыков остаются также сила, доблесть, воинственность [75, с. 9]. Эти выводы вступают в некоторое противоречие с мнением о том, что с восприятием буддийской этики воинственные калмыки стали мягче, приветливее и деликатнее [70, с. 24]. Более того, Б.У. Китинов предположил, что воинственность калмыков вовсе и не противоречила буддийским установлениям [122].

Из всего этого вытекает вопрос о том, насколько необходимо восстанавливать религиозную традицию, вызывающую столько противоречий. Более того, социологические исследования последних лет показывают, что большинство калмыков мало знакомы с буддийским учением, плохо осведомлены об историческом развитии буддизма. Так, опрос 2014 года выявил, что молодые калмыки не интересуются буддийской философией, не осознают сущность буддийских ритуалов. Для них приобщение к буддизму является лишь данью традициям и наставлениям старшего поколения [155].

В 2017 году в ходе изучения религиозности калмыцкого населения было определено, что в Калмыкии есть те, кто идентифицируют буддизм как «религию родителей» и считают себя традиционными буддистами, но в то же время не относят себя к верующим (5,1 %). Такой парадоксальный вывод наводит на мысль о том, что сегодня калмыки включают буддийскую религию в свою жизнь лишь как маркер этнической идентичности [156].

В 2020 году была предпринята новая попытка опроса калмыцкой молодежи, а также тувинской и бурятской, в рамках проекта «Россия и буддийский мир в дискурсе философского востоковедения». И вновь больше половины опрошенных калмыков объясняли свою приверженность буддизму этнической принадлежностью и традициями (62,8%). При этом, выразив открытую симпатию к буддийской религии, они не смогли дать ответы на простые вопросы о распространении буддизма за пределами Индии [73].

На основании этих выводов необходимо определить, действительно ли

возрождение буддизма в Калмыкии является лишь условием сохранения

культурной самобытности и этнической идентичности калмыков, или же

7

буддийская традиция, берущая начало в Тибете, способна оставаться важной и значимой для них в условиях научно-технического прогресса современного гуманистического общества.

Степень научной разработанности темы. Калмыцкая буддийская традиция, сформировавшаяся в ходе калмыцко-тибетского диалога культур, становилась предметом исследования многих историков, культурологов, искусствоведов, филологов, правоведов. Их выводы позволяют представить довольно полную картину влияния тибетского буддизма на социокультурное развитие калмыков.

Ценные сведения о религиозной традиции калмыков были получены в имперский период российской истории теми исследователями, кто непосредственно общался с калмыками и наблюдал за их образом жизни. Среди них В.М. Бакунин, Б.Я. Владимирцов, К.Ф. Голстунский, Я.П. Дуброва, И.А. Житецкий, А. Крылов, И. Мефодий, П. Небольсин, И. Нефедьев, П.С. Паллас, А. Писемский А.М. Позднеев, Г. Прозрителев, Н. Страхов и др.

В советский и постсоветский периоды этой проблематике посвящены работы А.В. Бадмаева, В.Н. Бадмаева, З.С. Бадмаевой, Э.П. Бакаевой, М.М. Батмаева, Б.А. Бичеева, Т.Г. Борджановой, Г.Ш. Дорджиевой, Н.Ц. Манджиева, Д.Н. Музраевой, О.Д. Мукаевой, К.А. Наднеевой, К.В. Орловой, Н.Н. Пальмова, Ц.Б. Селеевой, М.С. Уланова, Л.Б. Четыровой, Д.А. Шарманджиева, Н.С. Яхонтовой и др.

История взаимоотношений калмыков и тибетцев стала объектом исследования отечественных и зарубежных ученых Э.П. Бакаевой, Б.Я. Владимирцова, Б.У. Китинова, А.А. Курапова, Б.В. Очировой, П.А. Павлова, В.П. Санчирова, Р. Таупьера, В.Т. Тепкеева, А.В. Цюрюмова, В.Д. Шакабпы и др. Все эти исследователи соглашаются с преобладанием религиозных оснований в калмыцко-тибетских контактах.

Следует отметить, что в представленных исследованиях взаимосвязь

калмыцкой религиозной традиции с тибетским буддизмом тщательным

образом рассматривается в политическом и социокультурном контексте. В то

8

же время не выявленными остаются те аспекты тибетской буддийской культуры, которые могли способствовать зарождению религиозной веры у предков калмыков (ойратов), а также все еще остаются важными для современных калмыков, что выражается в поддержании ими религиозных отношений с тибетскими буддистами.

В этой связи весьма важными являются исследования о сущности и особенностях самой тибетской буддийской культуры. Эти проблемы раскрываются в работах отечественных и зарубежных тибетологов и буддологов, среди которых В.П. Андросов, Ж.А. Аякова, К.А. Багаева, А.А. Базаров, А. Берзин, Р. Бир, Й. Бэнтор, Д. Вангчук, А.Ц. Гулгенова, И. Гурий, Б.Д. Дандарон, Тх. Джинпа, А.М. Донец, Р.М. Дэвидсон, М.Т. Капстейн, Р.Н. Крапивина, Л.М. Коротецкая, Е.И. Кычанов, С.Ю. Лепехов, Д.С. Лопез, Р. Майер, С.П. Нестеркин, Е.А. Островская-мл., Дж. Пауэрс, Ю.Н. Рерих, Ц. Ригзин, Х. Ричардсон, Р. Рэй, Л.С. Савицкий, Д. Снэллгроув, Я.-У. Собиш, Дж. Сэмюэль, Е.А. Торчинов, Р. Турман, Дж. Туччи, И.С. Урбанаева, Е.Ю. Харькова, Дж. Хопкинс, Ф.И. Щербатской, Л.Е. Янгутов и др.

Таким образом, настоящая работа является попыткой расширить взгляд на роль тибетской буддийской культуры в формировании и развитии калмыцкой религиозной традиции, выявить ее значение для самих калмыков. Научная задача исследования заключается в том, чтобы определить, какие аспекты тибетского буддизма могут иметь важнейшее значение для калмыцкого этноса в контексте современной культуры. Такая постановка вопроса определяет объект, предмет, цель и задачи исследования.

Объект исследования: категории тибетской буддийской культуры.

Предмет исследования: влияние категорий тибетской буддийской культуры на формирование и развитие калмыцкой религиозной традиции.

Цель исследования: выявить значение категорий тибетской буддийской культуры для калмыков и развития их религиозной традиции в контексте современной культуры.

Задачи исследования:

- выделить теоретические аспекты философско-культурологического анализа категорий тибетской буддийской культуры;

- разработать и обосновать методологию исследования значения категорий тибетской буддийской культуры;

- определить особенности религиозного обращения предков калмыков в тибетский буддизм;

- проанализировать и определить степень интеграции категорий тибетской буддийской культуры в базовые элементы калмыцкой религиозной традиции;

- выявить вероятное субъективное значение категорий тибетской буддийской культуры для калмыков;

- определить значение категорий тибетской буддийской культуры для развития калмыцкой религиозной традиции в контексте современной культуры.

Гипотеза исследования заключается в том, что выявление значения категорий тибетской буддийской культуры для калмыков и развития их религиозной традиции станет возможным, если определить сущностные основания тибетской буддийской культуры и вероятную интенциональность калмыцко-тибетского религиозного взаимодействия.

Теоретико-методологические основания исследования. За основу приняты теоретические положения в работах ведущих философов культуры и религии, исследователей человеческой субъективности, религиоведов, буддологов, калмыковедов и тибетологов.

Методологические основания исследования включают следующие подходы, принципы и методы:

- философско-культурологический подход в рамках философско-востоковедного осмысления тибетского буддизма как религиозной культуры;

- категориальный подход (В.С. Степин, М.Т. Степанянц, В.И. Рудой, Е.П. Островская) к изучению тибетской буддийской культуры для выявления ее сущностных характеристик;

- принцип «когнитивной скромности» межкультурной философии (М.Т. Степанянц), в соответствии с которым принимаются во внимание теории и методы, разработанные в тибетской буддийской культуре;

- философско-герменевтический подход (П. Рикёр) к выявлению значения категорий тибетской буддийской культуры для калмыков в ходе психоанализа, структуралистского и феноменологического исследования их религиозной традиции;

- модель религиозного обращения Л. Рамбо и Ч. Фарадиана для соотнесения причин обращения предков калмыков (ойратов) в тибетский буддизм с их вероятной заинтересованностью в категориях тибетской буддийской культуры;

- системно-структурный подход для анализа интеграции выделенных категорий в базовые элементы (религиозное сознание, религиозную деятельность, религиозные отношения, религиозные институты и организации) калмыцкой религиозной традиции;

- междисциплинарный подход для использования результатов социогуманитарных исследований, затрагивающих проблематику влияния тибетской буддийской культуры на базовые элементы религиозной традиции калмыков;

- диалектический подход, дающий возможность рассматривать базовые элементы религиозной традиции калмыков в динамике;

- феноменологический подход для выявления вероятного субъективного значения категорий тибетской буддийской культуры для калмыков;

- герменевтический анализ текстов калмыцкой религиозной традиции, включая источники их «живой» буддийской традиции (подход О.О. Розенберга);

- объединенная типология религиозных личностей по Г. Олпорту и тибетской системе «ламрим» для понимания вероятных интенций людей, имеющих разные мотивы к религиозной теории и практике;

- принципы научной объективности и историзма для исследования религиозных феноменов в их взаимосвязи и развитии;

- общенаучные методы сравнения, аналогии, обобщения, анализа и синтеза, индукции и дедукции.

Источниковая база исследования. Категориальный подход к изучению тибетской буддийской культуры предполагает изучение ее основных текстов религиозно-философского характера, среди которых:

- тексты из Кагьюра: «Праджня-парамита восьмитысячная»; «Сущность Бхагавати Праджня-парамиты»;

- трактаты из Тэнгьюра: «Семьдесят строф о пустотности», «Толкование бодхичитты» Нагарджуны; «Украшение из постижений» Майтреи; «Введение в мадхьямику» Чандракирти; «Вступление в практику Бодхисаттв» Шантидевы;

- историко-философские работы тибетцев, в которых изложены базовые идеи разных буддийских направлений и школ: «История буддизма (Индия и Тибет)» Будона Ринчендуба; «Обширное [изложение] философских школ» Чжамьянга Шепы;

- тексты школы ньингма: «Гирлянда сущностных наставлений» Падмасамбхавы; «Комментарий на махаянское учение о великом совершенстве природного состояния ума» Лонгчена Рабджама;

- тексты школы кадам: «Светоч на пути к Пробуждению» и «Гирлянда драгоценностей бодхисаттвы» Чжово Атиши;

- тексты школы сакья: Комментарий Кунги Гьялцена на текст Вирупы «Ваджрные строфы о пути-плоде»; «Дверь, ведущая в Учение» Сонама Цзэмо;

- тексты школы кагью: «Жемчужная гирлянда собрания дхарм» Гампопы, «Инструкции по природному единению махамудры» Кармапы Рангджунга Дордже;

- тексты школы гелуг: «Три основы пути», «Большое руководство к этапам пути пробуждения», «Большое руководство к этапам пути мантры» Чже Цонкапы.

Герменевтическая направленность исследования потребовала привлечения широкого круга текстов калмыцкой религиозной традиции: как собственно религиозно-философских источников, так и образцов устного народного творчества, исторических хроник, законодательных актов, биографий, дневниковых записей, интервью, выступлений, информации интернет-ресурсов.

Научная новизна исследования заключается в том, что:

- представлена категориальная модель, включающая смыслообразующие доминанты тибетской буддийской культуры как мировоззренческие универсалии для ее последователей: метод - мудрость, тантра, духовный учитель;

- обоснована комплексная методология исследования категорий тибетской буддийской культуры для выявления их вероятного субъективного значения с акцентом на интенциональности верующих;

- посредством применения модели религиозного обращения (Рамбо, Фарадиан) показано, что предки калмыков (ойраты) могли обратиться к тибетскому буддизму как к источнику спасения от кризиса, сложившегося в их обществе, однако их буквальная интерпретация учения стала причиной сохранения воинственного духа в противовес буддийскому принципу ненасилия;

- калмыцкая религиозная традиция представлена в форме религиозного комплекса, что позволило проследить влияние выделенных категорий тибетской буддийской культуры на религиозное сознание, религиозную (культовую и внекультовую) деятельность, религиозные отношения, религиозные институты и организации калмыков;

- для выявления вероятного субъективного значения категорий тибетской буддийской культуры применена объединенная типология религиозных личностей по Г. Олпорту и буддийской системе ламрим, что дало возможность предположить интенции калмыков, исходя из разных мотиваций;

- определено, что при опоре на категории тибетской буддийской культуры развитие калмыцкой религиозной традиции не противоречит тенденциям современной культуры и тем самым дает калмыкам возможность осознать целостность своей этнической идентичности и культурной самобытности.

На защиту выносятся следующие основные положения исследования:

1) Философское осмысление востоковедного материала с соблюдением принципа «когнитивной скромности» межкультурной философии дает возможность выявить сущность восточных культур. С этой точки зрения тибетская буддийская культура предстает как уникальная религиозная традиция, основным принципом которой является целостное восприятие теории и практики с последующим применением в повседневной жизни и изменением сознания. Основной метод познания тибетцев - логический анализ в ходе слушания, размышления и медитации. Категория метод -мудрость, объединяющая понятия пустотностъ и бодхичитта, обосновывает теоретические и методологические положения тибетской буддийской культуры. Категория тантра раскрывает практическую реализацию учения в форме обрядово-культовой системы тибетского буддизма. Категория духовный учитель, включающая понятия лама и благой друг, указывает на незаменимую роль учителя в качестве медиатора на религиозном пути, особенно в ходе тантрической практики.

2) При исследовании категорий тибетской буддийской культуры важно

обратить внимание на их значение для верующих. Это требует применения

комплексной методологии, которая, прежде всего, способствует определению

сущности тибетской буддийской культуры (философско-культурологический

подход), ее смыслообразующих доминант (категориальный подход), ее

субъективного значения для верующих (философско-герменевтический

подход). Проект регрессивно-прогрессивного анализа П. Рикера способствует

параллельному применению методик психоанализа, структурализма,

феноменологии. Герменевтическая направленность исследования

14

обосновывает необходимость междисциплинарного, диалектического подходов, принципов научной объективности и историзма, а также общенаучных методов сравнения, аналогии, обобщения, анализа, синтеза, индукции и дедукции. Существенным дополнением к объективному изучению восточной культуры является соблюдение принципа «когнитивной скромности» как в теоретическом, так и в методологическом основании исследования.

3) Религиозное обращение в тибетский буддизм, равно как и в любую другую религию, является длительным процессом, в котором важное значение имеет кризисное состояние человека, непосредственно предшествующее и приводящее его к конверсии. Если говорить о целом народе, то кризис должен иметь более масштабные размеры. Применение модели Л. Рамбо и Э. Фарадиана способствовало пониманию того, что категории тибетской буддийской культуры помогли предкам калмыков обрести смысл воинского уклада жизни, необходимости объединения и создания собственного государства. Категория метод - мудрость обосновала их воинственность и единство как альтруистическую мотивацию к спасению живых существ и сохранению буддийского учения; категория тантра позволила им соприкоснуться с эзотерическим миром тантрических ритуалов и обрести веру на основе благоговейного трепета; посредством категории духовный учитель они прониклись идеалом религиозной личности, согласующей теоретический базис буддизма с самоконтролем и нравственным поведением. Сами тибетцы, убежденные в истинности буддийского учения, могли использовать средства обращения с сотериологической целью.

4) Структурно-системный подход позволил выявить, что категории

тибетской буддийской культуры по-разному были интегрированы в базовые

элементы калмыцкой религиозной традиции. Категория метод - мудрость в

большей степени отражается в религиозном сознании калмыков,

сталкивавшихся с этой категорией при чтении буддийских текстов. Категория

тантра получила наибольшее отражение в религиозной культовой

15

(коллективные тантрические ритуалы, рецитация мантр и дхарани, посвящения, благословения, индивидуальные практики) и внекультовой (лечение методами тибетской медицины, астрологические расчеты, паломничество) деятельности калмыков. Категория духовный учитель обнаруживается в религиозном сознании как убежденность в святости лам (Чже Цонкапы, Далай-лам, Панчен-лам), а также в религиозных отношениях, при которых миряне с большим почтением относятся ко всем буддийским монахам.

5) На основе типологии религиозных личностей выявлено, что наиболее вероятной мотивацией калмыков при обращении к тибетской буддийской культуре является их вера в методы достижения благ, применяемые тибетцами. Это подтверждает и тенденцию калмыков декларировать свою религиозность, а именно приверженность тантрической буддийской традиции, в ходе нерелигиозной деятельности. Интенциями при религиозной деятельности являются получение жизненных благ, решение насущных проблем, накопление духовных заслуг на пути самосовершенствования. Следовательно, вероятное субъективное значение категорий тибетской буддийской культуры для калмыков заключается в следующем: категория метод - мудрость значима как источник идей добра, сострадания, взаимозависимости, отказа от неправедного образа жизни для накопления религиозных заслуг и спасения от страданий, как объяснение сущности бытия и важности альтруизма, как смысл жизни, как диалектическая взаимозависимость противоположных начал (концепт арга-билиг); тантра воспринимается как самый действенный метод для получения благ и самосовершенствования; духовный учитель является тем, кто помогает получить блага и пройти духовный путь.

Похожие диссертационные работы по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Эрендженова Юлия Юрьевна, 2021 год

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Источники тибетской буддийской культуры

1. Dri-med bshes-gnyen. So-sor thar-pa'i mdo'i 'grel-pa (Вималамитра. Комментарий на Пратимокша-сутру) // Buddhist Digital Resource Center [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://www.tbrc.org/ #library work ViewByOutline-O2MS163914CZ190495%7CW1PD95844 (дата обращения: 12.03.2021).

2. bKa'a-gdams glegs-bam-las btus-pa'i chos-skor (Краткий цикл учений из трактатов кадам). - New Delhi: Institute of Tibetan Classics, 2005. - 489 p.

3. Kun-mkhyen klong-chen rab-'byams-pa'i brtsams. rDzogs-pa chen-po sems-nyid ngal-gso'i 'grel-pa shing-rta chen-po (Всеведущий Лонгчен Рабджам. Комментарий на махаянское учение о великом совершенстве природного состояния ума). - New Delhi: Institute of Tibetan Classics, 2005. - 746 p.

4. kLu-sgrub. Byang-chub sems-kyi 'grel-pa shes-bya-ba (Нагарджуна. Толкование бодхичитты) // Buddhist Digital Resource Center [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://www.tbrc.org/#library work ViewBy OutlineO2MS163914CZ 187316%7CW1PD95844 (дата обращения: 10.03.2020).

5. mNyam-med bka'a-brgyud lugs-kyi phyag-rgya chen-po-dang 'brel-ba'i chos-skor (Цикл учений о великой печати несравненной традиции кагью). - New Delhi: Institute of Tibetan Classics, 2008. - 510 p.

6. Padma 'byung gnas. Man ngag lta ba'i phreng ba (Падмасамбхава. Гирлянда сущностных наставлений) // Buddhist Digital Resource Center [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://www.tbrc.org/#library work ViewIn WIndowW24519%7CI1KG3697%7C 1%7C 1 %7C 1 %7C144 (дата обращения: 03.04.2020).

7. dPal dge-ldan-pa'i lugs-kyi lam-rim-dang snyen-brgyud-kyi chos-skor (Цикл учений из устных наставлений о ступенях пути святой традиции гаденпа). -New Delhi: Institute of Tibetan Classics, 2005. - 680 p.

8. dPal sa-skya-pa'i lam-'bras-kyi chos-skor gces-btus (Цикл избранных учений о пути и результате святой [традиции] сакьяпы). - New Delhi: Institute of Tibetan Classics, 2004. - 489 p.

9. Будон Ринчендуб. История буддизма (Индия и Тибет) / пер. с тиб. Е.Е. Обермиллера, пер. с англ. А.М. Донца. - СПб.: Евразия, 1999. - 336 с.

10. Далай-лама. Больше, чем религия. Этика для всего мира / пер. с англ. Н. Иноземцевой. - М.: Фонд «Сохраним Тибет», 2016. - 224 с.

11. Далай-лама. Мир тибетского буддизма. Обзор его философии и практики / аннот. пер. с тиб. на англ. геше Туптен Чжинпа; пер. с англ. Б. Лаврентьева, М. Кожевниковой, А. Терентьева. - СПб.: Нартанг, 2002. - 226 с.

12. Далай-лама. Мое путешествие в мир духовных традиций. Об основополагающем родстве вероисповеданий / пер. с англ. Е. Гордиенко, В. Ивановой. - М.: Фонд «Сохраним Тибет», 2014. - 240 с.

13. Калу Ринпоче. Углубленный буддизм. От Хинаяны к Ваджраяне / пер. с англ. А. Калютич. - М.: Ориенталия, 2017. - 346 с.

14. Ламрим: Освобождение в наших руках (Lam rim mam grol lag bcangs) / Пабонка Ринпоче; пер. с тиб. И.С. Урбанаевой. - Т.1. - Кн.2. - Улан-Удэ: БНЦ СО РАН, 2008. - 214 с.

15. Лобсан Чойки Гьялцен. Ритуал почитания Учителя. Шестиразовая йога / пер. с тиб. А. Терентьева. - СПб.: Изд-во «Нартанг», 2002. - 176 с.

16. Соднам-Цзэмо. Дверь, ведущая в Учение (Чойла-чжугбиго) / пер. с тиб. Р.Н. Крапивиной. - СПб.: Дацан Гунзэчойнэй, 1994. - 224 с.

17. Сутра «Праджня-парамита восьмитысячная» / пер. с тиб. и коммент. А.М. Донца. - Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2017. - 400 с.

18. Сутра «Сущность Бхагавати Праджня-парамиты» // Тагпа Шедуп. Два комментария на сутры Праджня-парамиты / пер. и примеч. А.М. Донца. -Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2016. - С. 21-24.

19. Украшение из постижений (гл. 1-3): Изучение пути махаяны в Гоман-

дацане тибетского монастыря Дрэпун / публ. текста (факс), пер. с тиб.,

предисл., введ., коммент. Р.Н. Крапивиной. - СПб.: Наука. 2010. - 738 с.

131

20. Цонкапа Чже. Большое руководство к этапам пути пробуждения / пер. с тиб. А. Кугявичуса. В 2-х томах. - СПб.: Изд-е А. Терентьева, 2007.

21. Цонкапа Чже. Большое руководство к этапам пути мантры (Нагрим Ченмо). / пер. с тиб. А. Кугявичуса; под общей ред. А. Терентьева. В 3-х т. -СПб.: Изд-е А. Терентьева, 2011.

22. Чандракирти. Введение в мадхьямику / пер. с тиб., предисл., коммент., глоссарий и указатели А.М. Донца. - СПб.: Евразия, 2004. - 464 с.

23. Шантидева. Bodhicaryavatara: Вступление в практику Бодхисаттв / пер. с тиб., примеч. и вступ. ст. д-ра филос. наук И. С. Урбанаевой. - Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2007. - 327 с.

24. Dudjom Rinpoche Jigdrel Yeshe Dorje. The Nyingma School of Tibetan Buddhism / transl. and ed. by Gyurme Dorje and M. Kapstein. - Boston: Wisdom Publ., 1991. - 973 p.

25. Langri Tangpa. Eight Verses on Mind Training // Mind Training. The Great Collection / compiled by Shonu Gyalchok, Konchok Gyaltsen, transl. and ed. by Th. Jinpa. - Boston: Wisdom Publ., 2006. - P. 275-276.

26. Sakya Trichen Rinpoche. Freeing the Heart and Mind. Part Three: Teachings of the Sakya Path. - Boston: Wisdom Publications, 2020. - 176 p.

27. Science and Philosophy in the Indian Buddhist Classics. Vol. 2: The Mind / comp. by His Holiness the Dalai Lama, ed. by Th. Jinpa. - Boston: Wisdom Publ., 2020. - 576 p.

Источники калмыцкой религиозной традиции

28. Ээлдхл (Предсказания) / сост. В.П. Дарбакова. - Элиста: АПП «Джангар», 1995. - 76 с.

29. Зальвр (Молитвы) / сост. В.П. Дарбакова. - Элиста: Калм. кн. изд-во, 1996. - 144 с.

30. Иткл (Прибежище). - Элст: Хальмг олн-улсин «Бурхн Багшин Алтн Сум», б/г. - 8 с.

31. Тэрнс (Заклинания) / сост. В.П. Дарбакова. - Элиста: Калм. кн. изд-во, 1994. - 98 с.

32. Хальмг зурха. Лит. Бурхн-шажна моргулин ном. Маань болн тэрн. Зэрлг. (Калмыцкая астрология. Календарь. Буддийский молитвенник. Заклинания и заговоры) / сост. Э.У. Омакаева. - Элиста: АПП «Джангар», 1995. - 176 с.

33. Сауап 1еике - «Белая история» - монгольский историко-правовой памятник XIII - XVI вв. / пер. П.Б. Балданжапова, Ц.П. Ванчиковой. - Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2001. - 253 с.

34. Алмазная сутра — Дорджи джодва — Сутра о Совершенной Мудрости, рассекающей /тьму невежества/, как удар молнии / пер. со старокалм. А.В. Бадмаева, с санскр. В.П. Андросова. - Элиста: Калм. кн. изд-во, 1993. - 157 с.

35. Биография Нейджи-тойна // Пурбуева Ц.П. «Биография Нейджи-тойна» -источник по истории буддизма в Монголии. - Новосибирск: Наука, 1984. - С. 49-90.

36. Боован Б. Услаждение слуха // Поэзия народов СССР XIX - начала XX века / пер. с калм. Г. Ярославцева. - М.: Художественная литература, 1977. - С. 579-588.

37. Буддийские наказы и пророчества в культуре калмыков и ойратов. Факсимиле рукописей / пер. с ойр. Б.В. Меняева. - Элиста: КалмНЦ РАН, 2016. - 180 с.

38. Ванг'ял Геше. Драгоценная лестница / пер. с англ. Б. Китинова. - Элиста: АПП «Джангар», 1994. - 223 с.: ил.

39. Джангар: калмыцкий героический эпос. На калмыцком и русском языках / пер. с калм. С.И. Липкина. - Элиста: ООО «Фирма МСП», 2013. - 316 с.: ил.

40. История Чойджид-дагини / пер. с монг. А.Г. Сазыкина. - М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1990. - 253 с.: ил.

41. Лунный свет: Калмыцкие историко-литературные памятники / пер. с калм. А.В. Бадмаева. - Элиста: Калм. кн. изд-во, 2003. - 477 с.: ил.

42. Матвенов С. Калмыцкий обряд йорял. - Элиста: ЗАОр «НПП «Джангар», 2010. - 80 с.

43. Монголо-ойратские законы 1640 г. Дополнительные указы Галдан хунтайджи и законы, составленные для волжских калмыков при калмыцком хане Дондук Даши / калмыцкий текст с переводом и примечаниями К.Ф. Голстункого. - СПб., 1880. - 143 с.

44. Ойратская версия «Истории Белой Тары» («Повести о Багамай-хатун») / пер. с ойр. Б.А. Бичеева. - Элиста: КИГИ РАН, 2013. - 248 с.

45. Ользеева С.З. Калмыцкие народные традиции (на калмыцком и русском языках). - Элиста: ЗАОр «НПП «Джангар», 2017. - 480 с.

46. От Волги до Лхасы: Путешествие Дамбо Ульянова и Нарана Уланова в Тибет. - Элиста: КИГИ РАН, 2014. - 194 с.

47. Письма наместника Калмыцкого ханства Убаши (ХУШ в.) / пер. со старокалм. Д.Б. Гедеевой. - Элиста: АПП «Джангар», 2004. - 196 с.

48. Письменные памятники по истории ойратов ХУП-ХУШ веков: сборник / сост., пер. со старомонг. В.П. Санчирова. - Элиста: КИГИ РАН, 2016. - 270 с.

49. Пословицы, поговорки и загадки калмыков России и ойратов Китая / сост., пер. Б.Х. Тодаевой. - Элиста: ЗАОр «НПП «Джангар», 2007. - 839 с.

50. Раднабхадра. Лунный свет. История рабджам Зая-пандиты / пер. с ойр. Г.Н. Румянцева и А.Г. Сазыкина. - СПб.: Петербургское востоковедение, 1999. -176 с.

51. Рассказы о пользе «Ваджраччхедики» («Алмазной сутры») // Видения буддийского ада / пер. А.Г. Сазыкина. - СПб.: Изд-во А. Терентьева «Нартанг», 2004. - С. 67-108.

52. Сандаловый ларец: калмыцкие народные сказки / сост. и пер. Т.Г. Басанговой. - Элиста: Калм. кн. изд-во, 2002. - 239 с.: ил.

53. Святая сутра «Царь молитв-устремлений о благом пути» // Мирзаева С.В. Влияние языка оригинала на монголоязычные переводные литературные тексты (по материалам монгольского и ойратского переводов «Бхадрачарья»): дис. ... канд. филол. наук. - М., 2019. - С. 247-262.

54. Сказание о хождении в тибетскую страну Малодербетского База-бакши /

пер. с калм. А. Позднеева. - СПБ., 1897. - 260 с.

134

55. Степное Уложение (Конституция) Республики Калмыкия от 5 апреля 1994 г. (с изменениями и дополнениями) // Сайт Конституции Российской Федерации [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://constitution.garant.ru/region/cons_kalmik/ (дата обращения: 03.02.2021).

56. Сумпа Кенпо. История Кукунора, называемая «Прекрасные ноты из песни Брахмы» / пер. с тиб. Б.Д. Дандарона // Дандарон Б.Д. Избранные статьи; Черная тетрадь / Материалы к биографии. - СПб.: Евразия, 2006. - С. 561-622.

57. Тексты Цаган Аавы (Белого Старца) / перев.-сост. Тубтен Чойдаг (Овьянов М.В.), Лиджиев А.Б., Кукеев А.Г. - Элиста: ЗАОр «НПП «Джангар», 2015. - 84 с.

Исследования

58. Абаева Л.Л. Религиозная культура монгольских народов в векторе буддийских традиций. - Улан-Удэ: ИМБТ СО РАН, 2018. - 368 с.

59. Агаджанян А.С. Буддизм в глобальную эпоху // Философия буддизма: энциклопедия / отв. ред. М.Т. Степанянц. - М.: Вост. лит., 2011. - С. 46-56.

60. Алексеева П.Э. О людях и времени: сборник статей. - Элиста: КИГИ РАН, 2010. - 176 с.

61. Альтернативные модели глобализации и проблемы современной глобальной динамики / науч. ред.: А.У. Альбеков, Г.Г. Матишов, А.М. Старостин. - Ростов-на-Дону: Изд-во РГЭУ (РИНХ), 2017. - 400 с.

62. Андросов В.П. Буддизм Нагарджуны: религиозно-философские трактаты. - М.: ИФ «Восточная литература» РАН, 2000. - 799 с.

63. Андросов В.П. Индо-тибетский буддизм. Энциклопедический словарь: монография. - М.: Ориенталия, 2011. - 448 с.

64. Ардашева Л.А. К вопросу о моделях и процессе религиозного обращения // Психология религии: между теорией и эмпирикой. - М.: Изд-во ПСТГУ,

2015. - С. 87-106.

65. Астапов С.Н. Конструирование религиозной идентичности // Грамота. -

2016. - № 10. - С. 29-32.

66. Аякова Ж.А. Социальная и культурная адаптация буддизма Махаяны в современном североамериканском обществе: дис. ... д-ра филос. наук. - Улан-Удэ, 2017. - 334 с.

67. Багаева К.А. Мировоззренческие основы традиции гелугпа в Центральной Азии: дис. ... канд. филос. наук. - Чита, 2007. - 138 с.

68. Бадмаев А.В. Роль Зая-Пандиты в истории духовной культуры калмыцкого народа. - Элиста: Калмыцкое издательство, 1968. - 28 с.

69. Бадмаев В.Н. Востоковедение как философский дискурс знания о Востоке // Вестник Калмыцкого университета. - 2020. - № 1(45). - С. 84-90.

70. Бадмаев В.Н., Долгорсурэн Ж., Уланов М.С. Калмыцкий этнос: культурные традиции и цивилизационные вызовы. - Элиста: Изд-во Калм. унта, 2018. - 104 с.

71. Бадмаев В.Н., Пурэвсурэн Б. Феномен идентичности и этнокультурное многообразие народов в регионе (по материалам социологического исследования в Республике Калмыкия) // Вестник Калмыцкого университета. - 2019. - № 4. - С. 108-114.

72. Бадмаев В.Н., Манджиев Н.Ц., Уланов М.С. Духовная культура калмыцкого этноса (опыт этнофилософского исследования). - Элиста: Изд-во Калм. ун-та, 2012.- 156 с.

73. Бадмаев В.Н., Уланов М.С., Ламажаа Ч.К., Бичелдей У.П., Антонов В.И., Очирова О.А. Россия и буддийский мир глазами молодежи Тувы, Бурятии и Калмыкии (по материалам социологического опроса) // Новые исследования Тувы. - 2020. - № 1. - С. 35-49. Б01: 10.25178/пй.2020.1.3

74. Бадмаева З.С. Национально-психологические особенности калмыков: авторефер. дис. ... канд. психол. наук. - М., 1997. - 20 с.

75. Бадмаева Ц.А. Этнокультурные ценности калмыков: автореф. дис. ... канд. филос. наук. - Ставрополь, 2007. - 22 с.

76. Базаров А.А. Институт философского диспута в тибетском буддизме. -СПб.: Наука, 1998. - 183 с.

77. Бакаева Э.П. Буддизм в Калмыкии: Историко-этнографический очерк. -Элиста: Калм. кн. изд-во, 1994.- 128 с.: ил.

78. Бакаева Э.П. Добуддийские верования калмыков. - Элиста: АПП «Джангар», 2003.- 358 с.

79. Бакаева Э.П. О традициях передачи знания у буддистов Калмыкии // Вестник Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН. - 2012. -№ 3. - С. 83-89.

80. Бакаева Э.П. Ойраты и Тибет в ХУП-ХУШ вв.: об освещении некоторых событий, связанных с хошутами и джунгарами, в тибетской и российской историографии // Вестник КИГИ РАН. - 2016. - Т.27. - №5(27). - С. 3-14.

81. Бакаева Э.П. Расширяющееся культурное пространство: пример калмыцкой диаспоры (буддизм и идентичность, миграции и современные технологии) // Новые исследования Тувы. - 2019. - № 3. - С. 116-134.

82. Бакунин В.М. Описание калмыцких народов, а особливо из них торгоутского, и поступков их ханов и владельцев. Репринтное издание. -Элиста: Калм. кн. изд-во, 1995. - 158 с.

83. Батмаев М.М. Калмыки в XVII-XVIII веках. События, люди, быт. В 2-х книгах. - Элиста: Калмкнигоиздат, 1993. - 381 с.

84. Батырева С.Г. Буддийская коллекция музейного собрания КалмНЦ РАН: изучение и оставление каталога (2014-2016). - Элиста: КалмНЦ РАН, 2016. -160 с.: ил.

85. Белокурова С.М. Мировоззренческое содержание культурных констант ойратов: дис. ... канд. филос. наук. - Барнаул, 2011. - 167 с.

86. Бембеев Е.В. Бааза-багши: биография и духовная деятельность // Бааза-багши и его духовное наследие. - Элиста: Джангар, 2013. - С. 9-12.

87. Бембеев Е.В. Буддийская устаревшая лексика калмыцкого языка (на материале Национального корпуса калмыцкого языка) // Вестник КИГИ РАН. - 2016. - № 4(26). - С. 112-120.

88. Бембеев Е.В. Ойратская рукопись «Шастра под названием «Золотые четки

храбрости», сочиненная наставником Падамбой» из фонда Национального

137

музея Тувы // Новые исследования Тувы. - 2019. - № 4. - С. 53-61. Б01: 10.25178/пИ2019.4.4

89. Берзин А. Избранные труды по буддизму и тибетологии. В 24-х ч. Ч. III / пер. с англ. М. Кожевниковой, А. Шустровой, Т. Цырендоржиевой, К. Бакунина. - М.: Открытый мир, 2008. - 240 с.

90. Бернюкевич Т.В. Буддийские идеи в культуре России конца XIX - первой половины XX века: дис. ... д-ра филос. наук. - Санкт-Петербург, 2010. - 394 с.

91. Бир Р. Энциклопедия тибетских символов и орнаментов / пер. с англ. Л. Бубенковой. - М.: Ориенталия, 2011. - 428 с.: ил.

92. Бичеев Б.А. Мифолого-религиозные основы формирования этнического сознания калмыков: дис. ... д-ра филос. наук. - Ставрополь, 2005. - 364 с.

93. Бичеев Б.А. Ойратские переводы сутр Праджняпарамиты // Вестник КИГИ РАН. - 2015. - № 4. - С. 152-156.

94. Бичеев Б.А., Бембеев Е.В. О текстах буддийских молитв покаяний // Монголоведение. - 2016. - № 9. - С. 111-119.

95. Борджанова Т.Г. Обрядовая поэзия калмыков (система жанров, поэтика) / на рус. и калм. яз. - Элиста: Калм. кн. изд-во, 2007.- 592 с.

96. Буддизм в социокультурных и политических процессах России, Внутренней и Восточной Азии: трансформации и перспективы: кол. монография / отв. ред. Л.Е. Янгутов. - Улан-Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета, 2016. - 456 с.

97. Буддийская традиция в Калмыкии и Западной Монголии: сакральные объекты / Э.П. Бакаева, К.В. Орлова, Н. Хишигт, Ц. Энхчимэг. - М.: Наука -Восточная литература, 2015. - 238 с.: ил.

98. Буддийская традиция тантр в Тибете / пер. с тиб., предисл., введ. Р.Н. Крапивиной. - СПБ.: Нестор-История, 2020. - 384 с.

99. Ваарденбург Ж. Размышления о религиоведении, включая эссе работ

Герарда ван дер Леу. Классические подходы к изучению религии. Цели,

методы и теории исследования. Введение и антология / пер. с англ. под общ.

ред. Е.И. Аринина. - Владимир: Изд-во Владим. гос. ун-та, 2010. - 408 с.

138

100. Владимирцов Б.Я. Буддизм в Тибете и Монголии // Владимирцов Б.Я. Работы по истории и этнографии монгольских народов. - М.: Вост. лит., 2002.

- С. 125-140.

101. Горлова И.И. Современное общество, культурное наследие и гражданская идентичность (вместо предисловия) // Культурное наследие Северного Кавказа как ресурс межнационального согласия: сборник научных статей по итогам международного научного форума. - Краснодар: Родные традиции, 2017. - С. 18-22.

102. Гулгенова А.Ц. Кунчен Жамьян Шадпа Дорже (1648-1722) в истории религиозно-философской мысли тибетского буддизма. - Улан-Удэ: Изд-во Бурятского госуниверситета, 2016. - 276 с.

103. Гурий И. Нигилистический принцип буддийской философии и современные течения в ламаизме. - Казань, 1909. - 24 с.

104. Гучинова Э.-Б. Паломничество как путь к вере: опыт социального конструирования религиозности // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. - 2020. - № 1(38). - С. 152-176.

105. Дарибазарон Э.Ч. Перспективы формирования интегральной духовности в контексте буддийских мировоззренческих принципов // Проблемы трансляции и философской интерпретации буддизма (на материале тибетской и китайской традиций): сб. ст. - Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2018. - С. 831.

106. Джигме Х. Три цикла передачи посвящений тайной мантры и возникновение особых отношений между Тибетом и Монголией // Труды Института востоковедения РАН. Вып. 23. Тибетология и буддология на стыке науки и религии / отв. ред. С. Л. Кузьмин, Т. Л. Шаумян. - М.: ИВ РАН, 2018.

- С. 114-125.

107. Донец А.М. Базовая система дхармических категорий буддийских философов Центральной Азии. - Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2009. - 198 с.

108. Донец А.М. Роль гордости в духовной культуре Махаяны // Буддийская культура и мировая цивилизация. Материалы третьей российской научной конференции. - Элиста: КалмГУ, 2003. - С. 45-52.

109. Дорджиева Г.Ш. Буддизм Калмыкии в вероисповедной политике Российского государства (середина XVII - начало XX вв.). - Элиста: Изд-во Калм. ун-та, 2012. - 203 с.

110. Дуброва Я.П. Быт калмыков Ставропольской губернии. - Казань, 1898. -243 с.

111. Дубровский Д.И. Проблема познания чужой субъективной реальности // Философия науки. — 2012. — Т.17. — №1. — С. 24-39.

112. Дубровский Д.И. Буддизм и наука. Круглый стол. Москва, Институт философии РАН, 31 октября 2017 г. // Философские науки. - 2018. - № 3. - С. 42-80.

113. Житецкий И.А. Очерки быта астраханских калмыков: Этнографические наблюдения 1884-1886 гг. - М., 1893. - 74 с.

114. Зудина В.Н. Сведения об ойратско-калмыцком буддизме, собранные Физической экспедицией Императорской академии наук в 1768-1774 годах на российских территориях // Вестник СамГУ. - 2013. - № 8/2 (109). - С. 38-54.

115. Имкенова А.Б. Этническая идентичность калмыков. - Элиста: Калм. кн. изд-во, 1999. - 92 с.

116. История буддизма в СССР и Российской Федерации в 1985-1999 гг. / под общ. ред. Н.Г. Очировой. - Элиста: Министерство образования, культуры и науки Республики Калмыкия, 2011. - 392 с.

117. Захаров Б.А. Путь Неба или сокровенное знание ойратов. - Элиста: ЗАОр «НПП «Джангар», 2011. - 118 с.

118. Калмыки / отв. ред. Э. П. Бакаева, Н. Л. Жуковская. - М.: Наука, 2010. -568 с.

119. Капустин Н.С. Особенности эволюции религии (на материалах древних верований и христианства). - М.: Мысль, 1984. - 222 с.

120. Категории буддийской культуры / ред.-сост. Е.П. Островская. - СПб.: «Петербургское востоковедение», 2000. - 320 с.

121. Китинов Б.У. Буддийский фактор в политической и этнической истории ойратов (сер. XV в. - 1771 г.): дис. ... д-ра истор. наук. - М., 2020. - 546 с.

122. Китинов Б.У. Война в буддийской традиции (на примере истории буддизма у ойратов) // Буддизм Ваджраяны в России: исторический дискурс и сопредельные культуры: колл. монография / отв. ред. Е.В. Леонтьева. - М.: Алмазный путь, 2013. - С. 45-54.

123. Китинов Б.У. Лама Анджатан: инкарнации учителя // Вестник РУДН. Серия: Всеобщая история. - 2016. - № 2. - С. 27-35.

124. Китинов Б.У. Основные этапы распространения и особенности буддизма у ойратов (XIII - сер. XVII вв): автореф. дис. ... канд. истор. наук. - М., 1996. - 23 с.

125. Кожевникова М.Н. Учение. Книга о философии образования в буддизме: в цитатах, примерах и размышлениях. - СПб.: Алетейя, 2014. - 294 с.

126. Корнякова С.Н. Этнопедагогические воззрения ойрат-калмыков (на материале калмыцкого фольклора). - Элиста: Изд-во Калм. ун-та, 2015. - 126 с.

127. Коротецкая Л.М. Буддизм Ваджраяны: философские основы, религиозные практики и распространение в России и Европе с конца 80-х гг. ХХ в. (на примере «Алмазного пути» школы Карма Кагью): дис. ... канд. филос. наук. - Чита, 2010. - 211 с.

128. Крылов А. Умственное и нравственное развитие донских калмыков и особенность их быта // Донские епархиальные новости. - 1873. - № 12-14.

129. Кукеев Д.Г. История ойратов до создания Джунгарского ханства (XIII-XVI вв.): автореф. дис. ... канд. истор. наук. - СПб., 2008. - 20 с.

130. Курапов А.А. Российское государство и буддийская церковь калмыков: этапы эволюции социально-политического взаимодействия в XVII - начале XX вв.: дис. ... д-ра истор. наук. - Элиста, 2019. - 460 с.

131. Кычанов Е.И., Савицкий Л.С. Люди и боги страны снегов. Очерк истории Тибета и его культуры. - М.: Наука, ГРВЛ, 1975. - 319 с.: ил.

132. Ламажаа Ч.К. Геокультурные образы буддийского мира тувинцев: исторический контекст и современность // Новые исследования Тувы. - 2019.

- № 3. - С. 27-40. Б01: 10.25178/ш!2019.3.3

133. Лепехов С.Ю. Буддийская цивилизация и парадигма открытого общества // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. - 2009. - Том 10. -Вып. 3. - С. 161-172.

134. Лепехов С.Ю. Мировоззренческие основы учения Праджняпарамиты: автореф. дис. ... канд. филос. наук. - М., 1995. - 27 с.

135. Лункин Р.Н. Религиозные ценности в секулярном обществе // Современная Европа. - 2017. - № 6. - С. 156-158.

136. Лысенко В.Г. Ф.И. Щербатской и О.О. Розенберг о сравнительном методе в буддологии // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2008.

- Том 9. - № 1. - С. 30-39.

137. Медведев С.В. Физиологическая лаборатория в буддийском монастыре. Зачем и как? (Видео) // Сохраним Тибет [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://savetibet.ru/2020/12/25/svyatoslav-medvedev.html (дата обращения: 27.12.2020).

138. Мефодий И. Калмыки Большедербетовского улуса Ставропольской губернии. Калмыцкие хурулы. - Ставрополь-Кавказский, 1898. - 173 с.

139. Митиров А.Г. Истоки. - Элиста: Калм. кн. изд-во, 2002. - 272 с.: ил.

140. Митруев Б.Л. Ойратский и тибетский тексты гадания на четках: сравнительно-сопоставительный анализ // Вестник Калмыцкого университета.

- 2020. - № 3(47). - С. 71-81.

141. Монгольский мир: между Востоком и Западом / под ред. Ю.В. Попкова, Ж. Амарсаны. - Новосибирск: Автограф, 2014. - 351 с.

142. Монгуш М.В. Таинственная Шамбала: реальность без вымысла // Новые исследования Тувы. - 2014. - № 2. - С. 158-167.

143. Музраева Д.Н. Буддийские письменные источники на тибетском и ойратском языках в коллекциях Калмыкии. - Элиста: ЗАОр «НПП «Джангар», 2012. - 224 с.

144. Музраева Д.Н. Калмыцкие молитвенные блок-книжки советского времени. Из истории бытования сборников буддийских текстов у калмыков в XX в. // Вестник архивиста. - 2019. - № 3. - С. 726-737.

145. Мукаева О.Д., Бадма-Халгаева Е.А. Педагогика буддизма. - Элиста: Изд-во Калм. ун-та, 2013. - 130 с.

146. Мчедлова М.М. Религия и национальная безопасность: фокусы интерпретации // Религия, конфессии, общество и государство: история и современность взаимоотношений. Материалы II Межрегиональной научной конференции. - М.: ООО «Аркаим», 2019. - С. 18-23.

147. Наднеева К.А. Буддизм махаяны в Республике Калмыкия (философско-культурологический анализ): дис. ... д-ра филос. наук. - СПб., 2001. - 321 с.

148. Намруева Л.В. Изменяющаяся идентичность современных калмыков (анализ анкетных опросов 2017, 2020 гг. в Калмыкии) // Бюллетень Калмыцкого научного центра РАН. - 2020. - № 1. - С. 196-203.

149. Небольсин П. Очерки быта калмыков Хошеутовского улуса. - СПб., 1852. - 192 с.

150. Немцев М.Ю. О понятии «текст» в философской герменевтике (Г.Г. Гадамер и П. Рикёр) // Вестник Том. Гос. ун-та. - 2008. - № 309. - С. 36-39.

151. Нестеркин С.П. Образование в буддийских монастырях Тибета // Общество и государство в Китае. - 2009. - Т. 39. - № 1. - С. 327-339.

152. Нефедьев Н. Подробные сведения о волжских калмыках, собранные на местах Н. Нефедьевым. - СПб., 1834. - 287 с.

153. Новая философская энциклопедия: в 4-х т. / под ред. В.С. Степина, А.А. Гусейнова, Г.Ю. Семигина, А.П. Огурцова. - М.: Мысль, 2010.

154. Норбо Ш. Зая-пандита / пер. со старомонг. Д.Н. Музраевой, К.В. Орловой, В.П. Санчирова. - Элиста: Калм. кн. изд-во, 1999. - 335 с.

155. Нуксунова А.М. Возрождение бытового калмыцкого языка и буддизма как факторы этнической самоидентификации современной калмыцкой молодежи (по материалам социологического исследования) // Теория и практика общественного развития. - 2014. - № 10. - С. 67-76.

156. Нусхаева Б.Б. Религиозность населения Калмыкии в современных исследованиях // Вестник АГУ. - 2017. - Вып. 4 (209). - С. 220-224.

157. Олпорт Г. Становление личности: Избранные труды. - М.: Смысл, 2002.

- 532 с.

158. Основы религиоведения / под ред. И.Н. Яблокова. - М.: Высш. шк., 2005.

- 508 с.

159. Островская Е.А. Буддийские общины Санкт-Петербурга. - СПб.: Алетейя, 2015. - 198 с.

160. Островская-мл. Е.А. Воины радуги: институционализация буддийской модели общества в Тибете. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2008. - 397 с.

161. Очирова Б.В. Калмыки в российско-тибетских отношениях в конце XIX -первой четв. XX века: дис. ... канд. истор. наук. - Астрахань, 2010. - 239 с.

162. Очирова Н.Г. Традиционные религии и межконфессиональные отношения в современной Калмыкии // Ислам и исламоведение в современной России. Сборник докладов Всероссийского исламоведческого форума (Махачкала, 2019). - Махачкала: Изд-во ООО «Алеф», 2019. - С. 246-255.

163. Павлов П.А. Духовные связи российских буддистов с Тибетом в конце XIX - начале XX вв.: дис. ... канд. истор. наук. - СПБ., 2007. - 164 с.

164. Паллас П.С. Путешествие по разным провинциям Российской империи. Часть первая. - СПб., 1773. - 657 с. + прил.

165. Пальмов Н.Н. Материалы по истории калмыцкого народа за период пребывания в пределах России. - Элиста: Калм. кн. изд-во, 2007. - 464 с.

166. Петренко В.Ф., Кучеренко В.В. Медитация как форма неопосредствованного познания // Вопросы философии. - 2008. - № 8. - С. 83101.

167. Позднеев А.М. Очерки быта буддийских монастырей и буддийского

144

духовенства в Монголии в связи с отношениями сего последнего к народу. -Элиста: Калм. кн. изд-во, 1993. - 512 с.: ил.

168. Прозрителев Г. Военное прошлое наших калмык. Ставропольский калмыцкий полк и Астраханские полки в отечественную войну 1812 года. -Ставрополь, 1912. - 354 с.

169. Рикёр П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике / пер. с фр. И.С. Вдовиной. - М.: «КАНОН-пресс-Ц»; «Кучково поле», 2002. - 624 с.

170. Рерих Ю.Н. Тибетско-русско-английский словарь с санскритскими параллелями / под общей редакцией Ю.М. Парфионовича и В.С. Дылыковой. Вып. 1-11. - М., 1983-1993.

171. Романова А.П. Проблема религиозного комплекса в современном теоретическом религиоведении: дис. ... д-ра филос. н. - Москва, 2001. - 367 с.

172. Самарина Т.С. Феноменология, ноуменология, постфеноменология религии. - М.: ИФ РАН, 2019. - 296 с.

173. Санчиров В.П. Теократия в Тибете и роль Гуши-хана в ее окончательном утверждении // Ламаизм в Калмыкии. - Элиста: Изд-во Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН, 1977. - С. 14-25.

174. Селеева Ц.Б. О буддийском влиянии на калмыцкий героический эпос «Джангар» // Буддизм в диалоге культур Востока и Запада: прошлое, настоящее и будущее. Материалы международного форума. - Элиста: Изд-во Калм. ун-та, 2016. - С. 160-163.

175. Смирнов А.В. Каким может быть философское исламоведение? Универсалистский, цивилизационный, логико-смысловой подходы // Исламская философия и философское исламоведение: Перспективы развития. - М.: Языки славянских культур, 2012. - С. 21-34.

176. Степанянц М.Т. От европоцентризма к межкультурной философии // Вопросы философии. - 2015. - № 10. - С. 150-162.

177. Степанянц М.Т. Отечественное философское востоковедение: проблемы и перспективы развития. К 30-летию создания сектора философии

зарубежного Востока Института философии АН СССР // Народы Азии и Африки. - 1990. - № 5. -С. 151-158.

178. Степин В.С. Философский анализ мировоззренческих универсалий культуры // Гуманитарные науки. - 2011. - № 1. - С. 8-17.

179. Страхов Н. Нынешнее состояние калмыцкого народа с присовокуплением калмыцких законов и судопроизводства, десяти правил их веры, молитвы, нравоучительной повести, сказки, пословиц и песни. - СПб., 1810. - 132 с.

180. Субъективный мир в контексте вызовов современных когнитивных наук / отв. ред. В.А. Лекторский. - М.: Аквилон, 2017. - 234 с.

181. Таркова Р.А. Влияние калмыков на развитие социокультурной среды нижневолжского региона XVII-XXI вв. // Вестник Оренбургского государственного педагогического ун-та. - 2015. - № 4(16). - С. 172-179.

182. Тодаева Б.Х. Словарь языка ойратов Синьцзяна (По версиям песен «Джангара» и полевым записям автора). - Элиста: Калм. кн. изд-во, 2001. -493 с.

183. Тепкеев В.Т., Санчиров В.П. Калмыцко-тибетские отношения на рубеже XVII-XVIII вв. // Вестник КИГИ РАН. - 2016. - Т. 26. - № 4. - С. 12-20.

184. Торчинов Е.А. Философия буддизма Махаяны. - СПб.: Петербургское Востоковедение, 2002. - 320 с.

185. Трансграничная культура: очерки сравнительно-сопоставительного исследования традиций западных монголов и калмыков / Э.П. Бакаева, К.В. Орлова, Д.Н. Музраева и др. - Элиста: КалмНЦ РАН, 2016. - 456 с.

186. Туччи Дж. Религии Тибета / пер. с итал. О.В. Альбедиль - СПб.: Евразия, 2005. - 448 с.

187. Тюмидова М.Е. Менталитет калмыцкого этноса: историко-культурологический анализ: дис. ... канд. истор. наук. Элиста, 2017. - 180 с.

188. Уланов М.С., Эрендженова Ю.Ю. Образ женщины-матери в махаянской традиции буддизма (на примере буддийской культуры ойратов) // Каспийский регион: политика, экономика, культура. - 2018. - № 4(57). - С. 137-144.

189. Уланов М.С., Бадмаев В.Н. Традиционная медицина калмыков: историко-культурологический анализ // Новые исследования Тувы. - 2018. - № 4. - С. 138-160. DOI: 10.25178/nit.2018.4.8

190. Универсалии восточных культур / отв. ред. М.С. Степанянц. - М.: Изд. фирма «Вост. литература», 2001. - 431 с.

191. Урбанаева И.С. Становление тибетской и китайской махаяны: в контексте проблемы аутентичного буддизма. - Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2014. -364 с.

192. Философия буддизма: энциклопедия / отв. ред. М.Т. Степанянц. - М.: Вост. лит., 2011. - 1045 с.

193. Фромм Э. Психоанализ и религия // Библиотека Максима Мошкова [Электронный ресурс] Режим доступа: URL: http://lib.ru/PSIHO /FROMM/pa_rel.txt_with-big-pictures.html#1 (дата обращения: 05.03.2021).

194. Харькова Е.Ю. Введение в источниковедение буддизма: Индия, Тибет, Монголия. - СПб.: Наука, 2019. - 366 с.

195. Хранители «чистого разума» // Научная Россия [Электронный ресурс] Режим доступа: URL: https://scientificrussia.ru/articles/hraniteli-chistogo-razuma. (дата обращения: 27.12.2020).

196. Цивилизационные исследования на Юге России: монография / отв. ред. Г.В. Драч. - Ростов-на-Дону; Таганрог: Издательство Южного федерального университета, 2018. - 304 с.

197. Цюрюмов А.В., Курапов А.А. Из истории калмыцко-тибетских контактов XVII-XVIII вв. // Oriental Studies. - 2019. - Is. 6. - P. 1050-1061.

198. Четырова Л.Б. Ментальность калмыков: истоки и причины изменений // Новые исследования Тувы. - 2017. - № 3. - С. 125-142. DOI: 10.25178/nit.2017.3.8

199. Четырова Л.Б., Четыров У.Б. Л.Н. Гумилев и буддийский взгляд на

этническую историю калмыков // Культурное наследие Северной Евразии:

проблемы и перспективы освоения. Сборник материалов международной

научной конференции, посвященной 100-летию со дня рождения Л.Н.

147

Гумилева / под ред. Л.А. Кузьминой. - Киров: Международный центр научно-исследовательских проектов, 2014. - С. 75-84.

200. Шакабпа В.Д. Тибет: политическая история / пер. с англ. А. Дюранова. -СПб: Изд-во «Нартанг», 2003. - 428 с.

201. Шарманджиев Д.А. Идеал человека у калмыков: традиции и система воспитания. - Элиста: КИГИ РАН, 2013. - 200 с.

202. Штомпель Л.А., Штомпель О.М. Ценности современной культуры и необходимость «этической революции» // Наука. Искусство. Культура. - 2019. - Вып. 4(24). - С. 46-58.

203. Щербатской Ф.И. Избранные труды по буддизму. - М.: Наука ГРВЛ, 1988. - 427 с.

204. Энциклопедия религий / под ред. А.П. Забияко, А.Н. Красникова, Е.С. Элбакян. - М.: Академический проект, Гаудеамус, 2008. - 1520 с.

205. Эрендженова Ю.Ю. Духовный учитель как универсалия тибетской буддийской культуры // Вестник Калмыцкого университета. - 2019. - № 2. -С. 128-134.

206. Эрендженова Ю.Ю. Значение возрождения калмыцкой буддийской традиции в контексте современной культуры // Вестник Калмыцкого университета. - 2021. - № 1. - С. 150-157.

207. Эрендженова Ю.Ю. Интенции сознания ойратов и тибетцев в процессе их религиозного взаимодействия // Вестник Калмыцкого университета. - 2019. -№ 4. - С. 141-147.

208. Эрендженова Ю.Ю. Мировоззренческие универсалии тибетской буддийской культуры в картине мира ойратов // Тезаурусы и проблемы культуры: III Академические чтения памяти Владимира Андреевича Лукова: общероссийская (национальная) научная конференция (с международным участием): доклады и материалы. - Москва: Издательство Московского гуманитарного университета, 2019. - С. 188-199.

209. Эрендженова Ю.Ю. Пустотность бытия в «Алмазной сутре» и ее отражение в миропонимании ойратов // Вестник Калмыцкого университета. -2017. - №4(36). - С. 153-158.

210. Эрендженова Ю.Ю. Российские центры тибетской буддийской традиции: особенности и значение религиозных практик // Новые исследования Тувы. -2021. - № 2. - С. 156-168. DOI: https://doi.Org/10.25178/nit.2021.2.13/

211. Эрендженова Ю.Ю. «Тодо бичиг» ойратов как способ осмысления тибетской буддийской традиции // Вестник Калмыцкого университета. - 2016. - № 4(32). - С. 156-161.

212. Янгутов Л.Е. Традиции Праджняпарамиты в Китае. - Улан-Удэ: Изд-во Бурятского госуниверситета, 2007. - 272 с.

213. Яхонтова Н.С. Переводческий метод Зая-пандиты: имена собственные (на материале «Сутры Золотого Блеска») // Гуманитарная наука Юга России. Международное и региональное взаимодействие. Материалы II Межд. научной конференции. - Элиста: КИГИ РАН, 2016. - С. 235-236.

214. Bentor Y. Consecration of images and stupas in Indo-Tibetan Tantric Buddhism. - Leiden, NY, Koln: E.J. Brill, 1996. - 415 p.

215. Berounsky D. "Soul of enemy" and warrior deities (dgra bla): Two Tibetan myths on primordial battle // Mongolo-Tibetica Pragensia '09. Ethnolinguistics, Sociolinguistics, Religion and Culture. - 2009. - Vol. 2. - No. 2. - P. 19-57.

216. Buddhism in Practice. Abridged Edition / ed. by D. S. Lopez, Jr. - Princeton and Oxford: Princeton University Press, 2007. - 464 p.

217. Davidson R.M. Tibetan Renaissance: Tantric Buddhism in the Rebirth of Tibetan Culture. - NY: Columbia University Press, 2005. - 596 p.

218. Encyclopedia of Psychology and Religion / ed. by D.A. Leeming, K. Madden, S. Marlan. - NY: Springer, 2009. - 1023 p.

219. Goodman Ch. Ethics in Indian and Tibetan Buddhism // The Stanford

Encyclopedia of Philosophy (Spring 2017 Edition) [Электронный ресурс] Режим

доступа: URL: https://plato.stanford.edu/archives/spr2017/entries/ethics-indian-

buddhism/ (дата обращения: 20.04.2021).

149

220. Holland E.C. Competing Interpretations of Buddhism's Revival in the Russian Republic of Kalmykia // Europe-Asia Studies. - 2015. - Vol. 67. - No. 6. - P. 948969.

221. Hopkins J. Maps of the Profound. Jam-yang-shy-ba's Great Exposition of Buddhist ad Non-Buddhist Views on the Nature of Reality. - Ithaca, NY. Boulder, Colorado: Snow Lion Publ., 2003. - 1096 p.

222. Hopkins J. Tantric Techniques. - Ithaca, NY: Snow Lion Publications, 2008. -424 p.

223. Kapstein M.T. The Tibetan Assimilation of Buddhism. Conversion, Contestation, and Memory. - Oxford, NY: Oxford University Press, 2000. - 316 p.

224. Lopez, Jr. D.S. Buddhism and Science. A Guide for the Perplexed. - Chicago, London: The University of Chicago Press, 2008. - 278 p.

225. Mayer R. Indigenous elements in Tibetan tantric religion // Mongolo-Tibetica Pragensia. - 2014. - Vol. 7. - No. 2. - P. 35-53.

226. Meister Ch. Introducing Philosophy of Religion. - NY: Routledge, 2009. - 241 p.

227. Nebesky-Wojkowitz R., de. Oracles and Demons of Tibet. The Cult and Iconography of the Tibetan Protective Deities. - Delhi: Book Faith India, 1996. -572 p.

228. Powers J. Introduction to Tibetan Buddhism. Revised edition. - Ithaca, New York. Boulder, Colorado: Snow Lion Publ., 2007. - 591 p.

229. Rambo L.R., Farhadian Ch.E. Converting: Stages of Religious Change // Religious Conversion: Contemporary Practices and Controversies / ed. by Ch. Lamb and M.D. Bryant. - London and New York: Cassell, 1999. - P. 23-34.

230. Ray R.A. Secret of the Vajra World. The Tantric Buddhism of Tibet. - Boston & London: Shambala, 2002. - 524 p.

231. Rigzin Ts. Tibetan-English Dictionary of Buddhist Terminology. -Dharamsala: LTWA, 2003. - 309 p.

232. Samuel G. Civilized shamans: Buddhism in Tibetan societies. - Washington

and London: Smithsonian Institution Press, 1993. - 725 p.

150

233. Snellgrove D., Richardson H. A Cultural History of Tibet. - London: Weidenfeld & Nicolson, 1980. - 297 p.

234. Sobisch J.-U. Three-Vow Theories in Tibetan Buddhism. - Wiesbaden: Dr. Ludwig Reichert Verlag, 2002. - 575 p.

235. Taupier R. Mongols and Oirats as Peacekeepers: Buddhist Warriors Behind the Lotus Throne // Mongolians after Socialism: Economic Aspiration, Political Development and Cultural Identity. - Ulaanbaatar, 2011. - P. 199-208.

236. The Spread of Buddhism / ed. by A. Heirman and S. P. Bumbacher. - Leiden, Boston: Brill, 2007. - 474 + X p.

237. Thurman R.A.F. Essential Tibetan Buddhism. - San-Francisco: Harper Collins Publishers, 1995. - 283 p.

238. Urubshurov D. From Russia with Love. An untold story of how Tibetan Buddhism first came to America // Tsem Rinpoche [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://www.tsemrmpoche.com/tsem-tulku-rinpoche/buddhas-dharma/from-russia-with-love.html (дата обращения: 14.05.2021).

239. Wangchuk D. The Resolve to Become a Buddha: A Study of the Bodhicitta Concept in Indo-Tibetan Buddhism. - Tokyo: The International Institute for Buddhist Studies of the International College for Postgraduate Buddhist Studies, 2007. - 450 p.

240. Ma Ruheng, Ma Dazheng. Weilute menggu shilunji (Ма Жухэнг, Ма Дачжэнг. Сборник очерков ойрат-монгольской истории). - Qinghai renmin chubanshe, 1984. - 280 p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.