Категории времени и вечности в средневековой философии: Восточная патристика II-VIII вв. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.03, кандидат философских наук Зима, Вадим Николаевич

  • Зима, Вадим Николаевич
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2008, Москва
  • Специальность ВАК РФ09.00.03
  • Количество страниц 203
Зима, Вадим Николаевич. Категории времени и вечности в средневековой философии: Восточная патристика II-VIII вв.: дис. кандидат философских наук: 09.00.03 - История философии. Москва. 2008. 203 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Зима, Вадим Николаевич

Введение.

Раздел 1. Предпосылки, источники и периодизация разработки учения о времени и вечности в Восточной патристике.

1.1. Предпосылки.

1.2. Источники и периодизация.

Раздел 2. Основные понятия средневековой темпорологии.

2.1. Aicbv.

2.2. àiôiov.

2.3. Акхсптцш.

Раздел 3. Вечность Абсолюта и вечность тварная.

3.1. Вечность Абсолюта.

3.2. Тварная вечность.

Раздел 4. Время в контексте экзегезы Шестоднева.

4.1. Проблема времени в контексте Шестоднева в произведениях авторов II-IV вв.(александрийская и новоалександрийская школы).

4.2. Проблема времени в контексте Шестоднева в

Восточной патристике IV-VII вв.

4.3. Взгляды Амвросия Медиоланского и Аврелия Августина.

Раздел 5. Проблема онтологического, гносеологического и антропологического статуса времени в средневековой философии.

5.1. Проблема времени у представителей доникейского периода.

5.2. Темпорология IV-V вв.

5.3. Когнитивная функция времени в системе Максима Исповедника

Рекомендованный список диссертаций по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Категории времени и вечности в средневековой философии: Восточная патристика II-VIII вв.»

Актуальность исследования. Проблему времени можно отнести к числу «вечных» для философии. «Загадка времени всегда привлекала внимание философов, и редко кто из них не свидетельствовал о трудности разрешить вопрос, что такое время»1. Хотя в историческом плане видение-проблемы времени и> подходы к ее решению претерпели значительную эволюцию, рациональное понимание времени «остается одной из О сложнейших проблем вплоть до наших дней» . Итогом развития философии в области исследования времени является не какое-то одно более предпочтительное решение данной проблемы, а увеличение количества ее интерпретаций.

Вместе с тем можно заметить, что в своем современном состоянии проблема времени характеризуется не только традиционным интересом к ней исследователей, но' и вновь возросшей актуальностью для решения ряда вопросов как общего, так и частного историко-философского характера. Среди первых, на наш взгляд, можно выделить два- ключевых, по-своему самостоятельных и в то же время обнаруживающих в работах современных исследователей глубокую внутреннюю связь: 1) вопросы философии и методологии естествознания и 2) эпистемологический статус времени3. В ряде работ эта актуальность связывается с идеей темпорального поворота, переоткрытия времени4 в противовес классическому естествознанию, в теоретических построениях которого, начиная с эпохи Ньютона, было элиминировано- различие моментов времени. В современных философских исследованиях этот темпоральный поворот, связанный с абсолютизацией временности в качестве важнейшей

1 Гайденко П.П. Время. Длительность. Вечность. Проблема времени в европейской философии и науке. -М.: Прогресс-Традиция, 2006. - С. 5.

2 Миронов В.В., Иванов A.B. Онтология и теория познания: Учебник. - М.: Гардарики, 2005.

3 Микешина Л.А. Философия познания. Полемические главы. - М.: Прогресс-традиция, 2002. В указанной книге автор посвящает отдельную главу - «Познание времени и время в познании» - данной проблеме. См. С. 527-582.

4 Пригожин И. Переоткрытие времени // Вопросы философии. - 1989. - № 8. - С. 3-19. характеристики бытия, находит свое выражение в мировоззренческой традиции универсального эволюционизма.

На наш взгляд такое противопоставление является упрощенным. Если проанализировать работы таких современных исследователей как П.П.Гайденко5, В.П.Казарян6, Л.А.Микешина, то ситуация может быть представлена следующим образом. Во-первых, в вопросе об онтологическом статусе времени среди философов нет согласия, так что речь может идти лишь о разнообразных исследовательских традициях. Во-вторых, категория времени является фундаментальной и относится к числу тех, которые используются как философским, так и научным и социокультурным знанием. В этом качестве она глубоко укоренена в культуре , связана с ценностями и традициями, ее познание «требует синтеза когнитивных практик и философско-эпистемологических подходов»8, а в естествознании - соотнесения с мировоззренческими и философскими контекстами, поскольку такие свойства времени, как транзитивность и необратимость задаются именно ими9. В-третьих, можно заметить интересную тенденцию в истории европейской философии. -связь между постепенным отказом от категории субстанции и процессом абсолютизации временности10.

Именно открытие культурно-мировоззренческой составляющей категории времени, сложной истории взаимосвязей и взаимозаимствований между ней и естествознанием, насчитывающей не один этап, позволяет говорить об актуальности исследования категории времени в контексте, охватывающим всю историю европейской философии, которая подготовила и оказала влияние на формирование

5 Гайденко П.П. Указ. соч.

6 Казарян В.П. Философские проблемы пространства и времени в естествознании // Философия естественных наук / Под. ред. С.А.Лебедева. - М.: Академический проект, 2006. - С. 105-166.

7 Так П.П.Гайденко указывает, что можно говорить о существовании некоторых общих подходов к анализу времени внутри крупных культурно-исторических периодов. См. Гайденко П.П. Указ. соч., С. 5.

8 Микешина Л.А.Указ. соч., С. 577.

9 Казарян В.П. Указ. соч.

10 Гайденко П.П. Указ. соч. новоевропейского естествознания. Важно отметить, что в современных исследованиях по философии естествознания все белее становятся востребованы темпоральные категории, составляющие философское наследие античности и средневековья. Исследователи предлагают говорить не только об универсальном эволюционизме11, но и о принципах

19 1 ^ актуализма и телеологизма , в которых уже нет места абсолютизации временности. Темпоральный поворот оказывается, таким образом, глубже, чем это представлялось авторам данного термина, демонстрируя востребованность и значимость богатейшей сокровищницы мысли, накопленной в истории философии. На наш взгляд, для того, чтобы систематически сравнивать намеченные подходы, возможно, придется говорить о расширении категориального аппарата темпорологии в философии современного естествознания. Актуальным в этом случае является обратиться к той философской традиции, в которой такой категориальный аппарат был представлен наиболее полно - к философской традиции Средневековья.

В последние годы появились историко-философские работы, в которых с привлечением большого материала из работ отечественных и зарубежных исследователей рассматривается связь средневековой христианской философии и становления новоевропейской философии и естествознания14. Известно влияние, которое оказало христианское мировоззрение на культурную, интеллектуальную и философскую-традицию-европейской цивилизации15. В этой связи проблема времени в истории европейской философии оказывается одной из ключевых, См., например, Степин B.C. Теоретическое знание. М., 2000.

12 Аксенов Г.П. Причина времени. - М.: Эдиториал УРСС, 2001.

13 П.П.Гайденко Научная рациональность и философский разум. - М.: Прогресс-традиция, 2003., Панкратов A.B. Телеология в естествознании // Наука - философия - религия: в поисках общего знаменателя. - М.: ИФ РАН, 2003. - С. 150-171.

14 Гайденко П.П. Христианство и генезис новоевропейского естествознания // Философско-религиозные истоки науки. - М,: Мартис, 1997. - с. 44-87., Кураев А. Церковь и рождение научной традиции // Традиция, Догмат, Обряд. Апологетический очерк. - М.: Издательство Братства Святителя Тихона, 1995. -С. 321-361.

15 Из последних работ, связанных с философской проблематикой, отметим фундаментальную монографию В.Я.Саврея, в которой данный вопрос получил обстоятельное рассмотрение (См. Саврей В.Я. Александрийская школа в истории философско-богословской мысли. - М.: КомКнига, 2006). поскольку своеобразное философское осмысление таких ключевых идей как абсолютного начала мира в результате творения ех шЫ1о и понятия личности, а также разработка экзегетической герменевтики в контексте бытия текста, как особой формы реальности в средневековой философии стало источником формирования в ней богатейшего пласта мысли, связанного с осмыслением как онтологической, так и гносеологической природы и функций времени, изучение которых позволяет глубже понять генезис многих идей европейской философии.

Появившиеся, в последнее время специальные исследования16 так же свидетельствуют об актуальности указанной темы. Обратим внимание на утверждения авторов. Так, согласно Т.А.Туровцеву, «умозаключения в отношении категорий пространства и времени так или иначе затрагивают проблему Бога, человека, мира, их онтологического статуса, способа существования и соотношения друг с другом»17. В свою очередь П.П.Гайденко, анализируя характер секулярных тенденций в новоевропейской философии вплоть до современности, делает следующее замечание: «Конечно, можно видеть в превращении времени в, своего4 рода, новый абсолют заслугу философии и науки XX века. Но можно взглянуть на дело' и иначе: абсолютизировав время и становление, не утрачиваем ли мы что-то важное и существенное, чем обладало человечество в эпоху метафизики и что оказалось разрушенным сегодня?»18.

Что касается актуальности частного вопроса историко-философского характера, то таковым является вопрос о месте средневековой философской мысли в ряду исторических типов философии. Как отмечает ВЛ.Саврей, философия патристики «долгое время воспринималась как

16 Гайденко П.П. Время. Длительность. Вечность. Проблема времени в европейской философии и науке. - М.: Прогресс-Традиция, 2006., Туровцев Т.А. Экзегетика Шестоднева и представление о пространстве и времени в новоевропейской философии: Дис. .канд. филос. наук: 09.00.03 СПб., 2006. - 160 с. -Библиогр.: с 155-160.

17 Туровцев Т.А. Указ. соч., С. 154.

18 Гайденко П.П. Время. Длительность. Вечность. Проблема времени в европейской философии и науке. -С. 307-308. несущественная прибавка к богословию и библейской экзегетике»19. Такое негативное отношение к Средневековью, которое получило название Dark 20

Ages и средневековой философии сформировалось в эпоху Просвещения и «воинствующего секуляризма»21 и сохранялось на Западе-до недавнего времени, и только в XX веке началось осмысление собственно философских ее идей22, «происходит реабилитация Средневековья»23 в философии. Результатом непростой судьбы средневековой философии стало определенное отставание в разработке ее проблематики, которое современные исследователи оценивают по нескольким позициям: 1) неполнота представлений о состоянии философии в Византии периода V-IX вв.24; 2) проблема соотношения патриотической философии и

25 византийской ; 3) проблема замкнутости, недостаточной открытости святоотеческого наследия для секулярного дискурса, что изымает это наследие из «истории развития послеантичной философии» ; 4) отсутствие разработанных герменевтических подходов к патриотической философии и ее текстам, позволяющих учитывать специфику «экзистенциального контекста, в котором они создавались»27 и особенностей мышления авторов, «которые были религиозными философами и не могли мыслить в категориях секулярного сознания» . На наш' взгляд, та роль, которую играли категории времени и вечности в средневековой философии, позволяют соотнести их с каждой из указанных проблем и внести посильный вклад в их решение.

19 Саврей В.Я. Указ. соч., С. 16.

20 Темные века.

21 Саврей В.Я. Указ. соч., С. 17.

22 Там же.

23 Скрыпник В.Р. Средневековая философия //Хрестоматия по истории философии. Ч. 1. - М.:1994. -С. 132.

24 Лурье В.М. История Византийской философии. Формативный период. - СПб.: Аксиома, 2006. - С. 5.

25 Преп. Максим Исповедник: полемика с оригенизмом и моноэргизмом / Сост. Г.И.Беневич, Д.С.Бирюков, А.М.Шуфрин. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2007. - С. 5-6.

26 Там же, с. 6.

27 Там же.

28 Саврей В.Я. Указ. соч., С. 17.

Степень разработанности проблемы. Проблема времени в исторической перспективе представлена в работах Г.П.Аксенова29, П.П.Гайденко , В.Зеньковского (1881-1962) , В.Д.Кудрявцева-Платонова (1828-1891)32, А.Кураева33, Л.Н.Любинской и С.В.Лепилина34. Среди них, прежде всего, необходимо отметить недавнюю монографию о с

П.П.Гайденко , в которой' отдельная глава посвящена средневековым концепциям времени и их соотношению с аналогичной проблематикой других исторических эпох.

Специальных систематических исследований, посвященных святоотеческому пониманию содержания и соотношения категорий времени и вечности в онтологическом, гносеологическом и антропологическом аспектах в отечественной философской (и философско-богословской) литературе до последнего времени не существовало . В советский период по понятным причинам1 в данной области о каких-либо исследованиях не могло быть и речи, а то немногое, что было опубликовано, выходило в рамках литературоведческих исследований. Здесь можно отметить работы С.С.Аверинцева и Н.В.Брагинской . Совсем недавно ситуация начала меняться. В Историко-философском ежегоднике опубликовано несколько статей, предметом которых стало рассмотрение как общих вопросов, связанных с местом

29 Аксенов Г.П. Причина времени. - М.: Эдиториал УРСС, 2001.

30 Гайденко П.П. Указ. соч.

31 Зеньковский В.В. Основы христианской философии. -М.: Канон+, 1997.

32 Кудрявцев-Платонов В.Д. Пространство и время // Собр. соч. в 3 т. - Сергиев Посад, 1892-1894. - Т 1. -С. 210-310.

33 Кураев Андрей, диакон. Церковь и рождение научной традиции // Традиция, Догмат, Обряд. Апологетический очерк. - М.: Издательство Братства Святителя Тихона, 1995. - С. 321-361.

34 Л.НЛюбинская, С.ВЛепилин. Проблема времени в контексте междисциплинарных исследований. Послесловие А.И.Уёмова. - М.: Прогресс-Традиция, 2002.

35 Гайденко П.П. Указ. соч.

36 Туровцев Т.А. Экзегетика Шестоднева и представление о пространстве и времени в новоевропейской философии: Дис.канд филос. наук: 09.00.03 СПб., 2006. - 160 с. - Библиогр.: с 155-160. - С. 5-6.

Аверинцев С.С. Порядок космоса и порядок истории в мировоззрении раннего средневековья (общие замечания) // Античность и Византия. - М.: Наука, 1975. - С. 266-285 (Надо заметить, что автор на страницах 277-278 говорит о Максиме Исповеднике как наследнике псевдо-Дионисиевой философии (курсив наш - З.В.), что довольно примечательно, если учесть, что и в современных учебниках по философии личность и система Максима Исповедника практически не рассматриваются); Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. - М., 1977; Брагинская Н.В. Эон в «Похвальном слове Константину» Евсевия Кесарийского // Античность и Византия. - М.: Наука, 1975. - С. 286-306. христианской патристики в историко-философской традиции и, в

38 частности, соотношения христианскои патристики и неоплатонизма , так и вопросов, связанных с проблемой времени в средневековой философии (П.П.Гайденко39, М.Л.Хорьков40). В указанных работах П.П.Гайденко41 рассматриваются взгляды Аврелия Августина, Дионисия Ареопагита и Максима Исповедника. Однако автор ограничивается рассмотрением концепции времени у двух последних анализом лишь одного источника «О божественных именах» Дионисия Ареопагита с комментариями Максима Исповедника42. Вместе с тем необходимо отметить, что это не единственное сочинение Максима, в котором затрагивается проблема времени43. Среди них - Ambigua44, недавно переведенное на русский язык, которое относится к важнейшим богословским и философским сочинениям указанного автора45. Следует отметить и диссертационное исследование Т.А.Туровцева46, в котором предпринята попытка рассмотреть и обобщить подходы к проблеме времени в патристических комментариях на Шестоднев. Однако эта работа, на наш взгляд, написана

38 Ситников A.B. Плотин и традиция христианской патристики (Опыт сравнительного анализа) // Историко-философский ежегодник'98. - М.: Наука, 2000. - С. 40-59.

39 Гайденко П.П. Понятие времени в античной и раннесредневековой философии // Историко-философский ежегодник'98. - М.: Наука, 2000

40 Хорьков M.J1. Учение Григория Нисского о времени // Историко - философский ежегодник'98. - М.: Наука, 2000. - С. 64-75.

41 Гайденко П.П. Указ. соч.

42 Ареопагит Дионисий. О божественных именах. О мистическом богословии. - СПб., 1994. П.П.Гайденко так же приводит цитату из еще одного произведения Максима Исповедника, не указывая его названия, которым, если следовать ссылке, является 1.6 из «Глав о богословии и о Домостроительстве воплощения Сына Божия».

43 См. библиографию.

44 Ambiguorum Liber // PG. 91. Col. 1031-1418. Такое название было дано И.Эриугеной, осуществившем перевод данного творения на латинский язык. В настоящее время имеются два русских перевода. Полный и более ранний сделан НЛшунским (Максим Исповедник. О различных недоумениях у святых Григория и Дионисия (Амбигвы). Пер. с греческого и примечания архимандрита Нектария. - М.: Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2006), второй - седьмой главы - составителями первого тома новой серии Византийская философия (Преподобный Максим Исповедник. О различных трудностях Богослова [Григория], глава 7. Греческий текст и перевод // Преп. Максим Исповедник: полемика с оригенизмом и моноэргизмом / Сост. Г.И.Беневич, Д.С.Бирюков, А.М.Шуфрин. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2007. - С. 240-293). Авторы последнего перевода, таким образом, употребляют слово «трудности», как и В.В.Петров (см. его статью «О трудностях» XLI Максима Исповедника: основные понятия, источники, истолкование // Космос и Душа. Учение о вселенной и человеке в Античности и в Средние века (исследования и переводы). - М., 2005. - С. 147-271).

45 Взгляды преп. Максима на проблему времени, изложенные в Ambigua, в числе прочих рассмотрены в классической дореволюционной работе СЛ.Епифановича (1896-1918), не утратившей своего значения и сегодня.

46 Туровцев T.A. Указ. соч. на материале недостаточного числа источников, целый ряд положений, высказанных ее автором расходится с оценкой других исследователей, работы которых при этом не упоминаются (в качестве примера можно привести трактовку понимания ряда аспектов проблемы времени в патриотической философской традиции47, например, у Григория Нисского48, вопреки указаниям, имеющимся в обстоятельной работе дореволюционного патролога В.И.Несмелова49, которую Т.А.Туровцев не использует), со многими выводами автора нельзя согласиться. В этой работе не исследуются взгляды Максима Исповедника на проблему времени. Можно указать также на статьи в Православной энциклопедии50 и попытку далеко не полного и, в общем, компилятивного изложения, хотя и с использованием безусловно своеобразного (если сравнить с работой Туровцева) круга источников, предпринятую Е.И.Хлебосоловым51. В

C'y солидной монографии ВЛ.Саврея о категории времени говорится только в связи с рассмотрением взглядов некоторых авторов, персоналии которых ограничены- тематикой исследования, в то> время как о формировании систематического средневекового учения о времени можно говорить только начиная с работ представителей каппадокийской школы. В работах современного исследователя патристической философии А.А.Столярова тема времени и вечности специального отражения не получила53.

В связи с указанным практическим отсутствием соответствующих исследований светских авторов, важным источником оказываются работы представителей отечественной историко-философской (и историко

47 Речь идет об идее так называемого «совместного творения».

48 Например, в вопросе о «моменте» возникновения времени, которое Т.А.Туровцев склонен соотносить с грехопадением прародителей.

Несмелов В.И. Догматическая система святого Григория Нисского. - Казань, 1887.

50 Вечная жизнь // Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2004. - Т. 8. - С. 86-93; Вечность // Там же. - С. 94-98; Время // Там же, 2005. - Т. 9. -С. 517-530.

51 Хлебосолов Е.И. Метафизические основания христианства. - СПб.: Алетейя, 2007.

52 Саврей В.Я.Указ. соч.

53 Столяров A.A. Патристика //История философии. Запад-Россия-Восток: Учеб. для студентов вузов / Под ред. Н.В.Мотрошиловой. Кн. 1. Философия древности и средневековья. - М. : Греко-латин. каб. Ю. А. Шичалина , 1995. - С. 246-280; Он же II Патрология и патристика: крат, введение. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Греко-лат. каб. Ю. А. Шичалина, 2004. богословской) школы54, как дореволюционного периода — И.И.Адамова55, С.Л.Епифановича, В.И.Несмелова, А.П.Павловича56, И.В.Попова57, Н.И.Сагарды58, А.Спасского59, так и работавших в эмиграции — С.Н.Булгакова (1871-1944), В.Н.Лосского (1903-1958), Г.Флоровского (1893-1979) и их ученика И. Мейендорфа (1926-1992). В дореволюционных исследованиях, посвященных идеям наиболее значимых представителей патристической мысли, о категориях времени и вечности речь идет лишь в связи с рассмотрением их учения о Боге и космологических учений. Единственной тематической работой является исследование Павловича, но в нем автор ограничивается рассмотрением космогонических учений в связи с экзегезой Шестоднева. Для решения герменевтических задач, связанных с пониманием онтологического, антропологического и эпистемологического своеобразия христианской патристической философии важность представляют исследования историков философии В.В.Зеньковского60, А.Ф.Лосева61 и К.И.Скворцова62. В* плане историко-философского, а так же теоретического анализа категорий времени и вечности в контексте рефлексии патристической философии безусловно

54 Возможность и даже необходимость использования этих работ в современных историко-философских исследованиях, посвященных средневековой и, в частности, патристической философии, недавно была основательно обоснована в уже упомянутой монографии В.Я Саврея.

55 Адамов И.И. Святитель Амвросий Медиоланский. - Сергиев Посад: Издательство СТСЛ, 2006.

56 Павлович А.П. Библейская космогония по учению отцов и учителей Церкви. - СПб, 1898.

57 Попов И.В. Труды по патрологии. Т. 2. Личность и учение блаженного Августина. - Сергиев Посад: Изд-во СТСЛ, 2005.

58 Сагарда Н.И., Сагарда А.И. Полный курс лекций по патрологии. - СПб: Воскресение, 2004; Сагарда Н.И. Святый Григорий Чудотворец, епископ Неокесарийский: его жизнь, творения и богословие: патрологическое исследование. - [Сергиев Посад]: Свято-Троицкая Сергиева лавра; СПб: Воскресенье, 2006.

59 Спасский А. История догматических движений в эпоху вселенских Соборов (в связи с философскими учениями того времени). - М., 1996р.

60 Указ. соч. Хочется заметить, что «Основы христианской философии» - произведение значительно менее известное, чем его «История русской философии», пользующаяся заслуженным авторитетом, и практически не введено в оборот современных историко-философских исследовании. Между тем в нем автор не только дает (на большом историко-философском материале) свое видение тенденций развития западноевропейской философии в соотношении с философией патристической, но и указывает ключевые моменты последней, важные для понимания данной традиции «изнутри».

61 Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии / Сост. А.А.Тахо-Годи; Общ. ред. А.А.Тахо-Годи и И.И.Маханькова. - М.: Мысль, 1993. - С. 860-900.

62 Скворцов К.И. Философия отцов и учителей Церкви (период апологетов). - Киев, Изд-во имени святителя Льва, папы Римского, 2003. л важны работы послереволюционных философов , среди которых представители как философской традиции Русской религиозной философии (С.Н.Булгаков64), так и основатели новой (В.Н.Лосский65, Г. Флоровский66, И. Мейендорф67), получившей название неопатристического синтеза68. Следует отметить, что работы трех последних авторов вообще чрезвычайно важны для понимания своеобразия философской мысли патриотического и византийского периодов, а так же для правильной ее периодизации и концептуализации, поскольку в отечественной философии подобные исследования не проводились. Среди работ, посвященных творчеству Максима Исповедника, следует отметить статьи и комментарии69 современного исследователя А.И.Сидорова, обстоятельную статью В.В.Петрова70 -первую в отечественной литературе, посвященную исследованию «Трудностей», а так же последние по времени два первых тома из серии «Византийская философия», в которых кроме указанного выше перевода фрагментов «Трудностей» и перевода имеющего отношения к нашей теме работ П.Шервуда интерес представляют составленные авторами перевода

71 схолии, а так же перевод первого письма Максима Исповедника .

63 Заметим, что в качестве именно философов данные авторы квалифицируются в авторитетном справочнике «Философы России XIX-XX столетий. Биографии, идеи, труды.».

64 Булгаков С.Н. Свет невечерний: созерцания и умозрения. - М.: Республика, 1994.

65 Лосский В.Н. Догматическое богословие // Лосский В.Н. Боговиденис. Пер. с фр. В.А.Рещиковой; Сост. и вступ. ст. А.С.Филоненко. - М.: ООО «Издательство ACT», 2003.

66 Флоровский Г. Восточные отцы Церкви. - М.: ACT, 2005; Флоровский Г. Понятие творения у святителя Афанасия Великого // Он же. Догмат и история. - М., 1998. - С. 80-107; Флоровский Г. Тварь и тварность // Он же. Догмат и история. - М., 1998. - С. 108-125.

67 Мейендорф И. Ф., прот. Введение в святоотеческое богословие. - Клин: Христианская жизнь, 2001., Мейендорф И., прот Иисус Христос в восточном православном богословии / Пер. англ. Свящ. Олега Давыденкова, при участии Л.А.Успенской, примеч. А.И.Сидорова. - М.: ПСТБИ, 2000., Мейендорф И.Ф. Византийское богословие. Исторические тенденции и доктринальные темы / Пер. с англ. В.Марутика. -Мн.: Лучи Софии, 2001.

68 Филоненко A.C. Предисловие // Лосский В.Н. Боговидение. Пер. с фр. В.А.Рещиковой; Сост. и вступ. ст. А.С.Филоненко. - М.: ООО «Издательство ACT», 2003. - С. 7.

69 Сидоров А.И. Преподобный Максим Исповедник: эпоха, жизнь, творчество // Преп. Максим Исповедник. Избранные творения. - М.: Паломник, 2004. - С. 3-108., Максим Исповедник Творения. Кн. 1. Аскетические и богословские трактаты. Пер. с др.-греч., вступ. статья и комм. А.И.Сидорова. - М.: Мартис, 1993.

70 См. Петров В.В. Указ. соч.

71 Максим Исповедник. Письмо I // Письма / Пер. Е.Начинкин; сост. Г.И.Беневич. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2007.-С. 75-90.

Большой интерес представляет недавнее исследование В.М.Лурье -первая в отечественной философии попытка систематического изложения византийской философии периода VI-IX вв., а также основных идей предшествующего периода.

В зарубежных исследованиях XX век был отмечен ростом интереса к патриотическому наследию, в том числе в связи с проблемой времени.

ПЛ тс ч/' чч

Можно отметить работы Balthasar , Barr , Boer , Brandon , Callahan , Festugiere78, Ladner79, Otis80, Runia81, Sherwood82, Sorabji83, Thunberg84. В работе Barr исследуется библейский лексикон для обозначения «времени» и «вечности». Исследования Callahan, Festugiere, Otis, Runia, Sorabji имеют значение для исследования генезиса, терминологического значения и употребления патриотической мыслью и ее отдельными представителями таких ключевых понятий как aidion, aeon, diastema, а так же для проблемы соотношения античной и патриотической темпорологии. Из наследия Восточной патристики в центре внимания исследователей оказались Работы представителей каппадокийской школы, а также представления о времени Григория Нисского (Balthasar, Boer, Otis) и Максима Исповедника (Balthasar, Sherwood, Thunberg). В работах Callahan и Otis обращается

72 Лурье В.М. История Византийской философии. Формативный период. - СПб.: Аксиома, 2006.

73 Balthasar H.U. von. Presence and Thought. Essay on Religious Philosophy of Gregory of Nyssa - San Francisco, Ignatius press, 1995; Он же. Cosmic Liturgy. The Universe According to Maximus the Confessor/ transí, by Brian E. Daley - San Francisco, Ignatius press, 2003.

74Barr J. Biblical words for time, 1962.

75 Boer S. de. De antropologie van Gregorius van Nyssa. - Amsterdam, 1968.

76 Brandon S.G.F. History, Time and Deity. - Manchester - New-York, 1965.

77 Callahan J. Greek Philosophy and the Cappadocian Cosmology // Dumbarton oaks papers, Cambridge, 1958 (12). - P. 29-58; Он же. New source of Augustine's theory of time // Harvard studies in classical philology, 1958 (v.63). - P. 437-454.

78 Festugiere A.J. Le sens philosophique du mot AIÍ2N // Etudes de philosophic grecque. - Paris: Librairie Philosophique J.Vrin, 1971. - P. 254-273.

79 Ladner G.B. The philosophical anthropology of Saint Gregory of Nyssa // Dumbarton oaks papers, Cambridge, 1958 (12). - P. 59-94.

80 Otis. B. Cappadocian Thought as a Coherent System // Dumbarton oaks papers, Cambridge, 1958 (12). - P. 95-124; Он же. Gregory of Nyssa and the Cappadocian Conception of Time // Studia Patrística (Berlin), 1976 (14).-P. 327-357.

81 Runia D. Philo in Early Christian Literature: a Survey. - Assen, 1993.

82 Sherwood P. Maximus and Origenism. APXH KAI TEAOS // Berichte zum XI International Bizantinisten Kongress. Münchtn, 1958 (III, 1); Он же. The Earlier Ambigua of S. Maximus the Confessor and his Refutation of Origenism. - Roma (Studia Anselmina), 1955.

83 Sorabji R. Time, creation and continuum theories in antique and the early middle ages. - Ithaca (N.Y.), 1983.

84 Thunberg L. Microcosm and mediator. The theological anthropology of Maximus the Confessor. Diss. Lund, Gleerup; Copenhagen, Munksgaard, 1965. внимание на проблему соотношения взглядов Аврелия Августина и каппадокийских мыслителей, особенно Григория Нисского, что имеет большое значение для сравнительного анализа учения о времени и вечности в Восточной и Западной патристики, и показывает, что темпорология Аврелия Августина не является исключительным явлением для патристики. Анализ имеющихся исследований зарубежных авторов показывает достаточно обширный круг изучаемых проблем. В тоже время можно отметить, что эти исследования не нашли достаточно отражения в систематических курсах истории средневековой философии, примером

85 чему служит авторитетная работа Ф.Коплстона по истории, философии, в которой рассматриваемая проблематика ограничена взглядами Августина. Проблема соотношения творчества Августина и представителей Восточной патристики, обсуждаемая зарубежными исследователями, равно как и проблема влияния творчества Василия Великого на «Шестоднев» Амвросия Медиоланского, послужили методологическими основаниями для рассмотрения темпорологии этих представителей Западной патристики в нашем диссертационном исследовании.

Обращает на себя внимание большой интерес к творческому наследию Григория Нисского, а также своеобразное «открытие» Западом философской мысли Максима Исповедника.

Не ослабевающий интерес к проблеме времени демонстрирует и факт регулярного появления новых диссертационных исследований, причем затрагивающих различные аспекты данной проблемы. Из недавних можно отметить работы О.А.Краевской86, Т-.А.Туровцева, В.А.Самойлова87.

Наконец необходимо отметить, что в тех немногочисленных работах, в которых рассматривается своеобразие понимания категорий вечности и

85 Коплстон Ф.Ч. История средневековой философии. - М., 1997.

86 Краевская O.A. Онтологический статус времени: Способы тематизации времени в онтологии: Автореф. дис. .канд. филос. наук: 09.00.01 Том. Гос. ун-т Томск, 2003. - 26 с.

87 Самойлов В.А. Проблема времени в философии поздней античности : дис. . канд. филос. наук : 09.00.03 СПб., 2006.- 154 с. времени в средневековой философии, практически оказалась неразработанной тема оценки онтологического, антропологического и когнитивного статуса времени в понимании средневековых мыслителей, либо можно говорить о существующем плюрализме мнений, часто диаметрально противоположных.

Анализ степени разработанности проблемы^ позволяет сделать следующий вывод: в настоящее время не существует исследований, в которых систематически излагаются проблемы соотношения категорий времени, вечности и мира (в отличие, например, от таковых в античной философии) в том виде, как они представлены в патристической традиции II-VIII вв.

Объектом диссертационного исследования являются категории времени и вечности как предметы философской рефлексии в патристической традиции1 в аспекте их соотношения с Богом, миром и человеком.

Предметом диссертационного исследования являются взгляды представителей- средневековой философии периода И-VIII вв. относительно категорий' времени, вечности, мира и их соотношения в онтологическом, гносеологическом и антропологическом аспектах.

Целью диссертационного исследования является: провести комплексный анализ и осуществить реконструкцию взглядов авторов указанного периода на соотношение категорий времени, вечности и мира как одного из типов постановки и решения проблемы времени в истории философской мысли.

Поставленная цель предполагает решение следующих основных задач:

1) определить базу средневековых источников периода II-VIII-вв., содержащих высказывания о категориях времени и вечности и дать классификацию этих источников с учетом специфики проблематики, в контексте которой получили рассмотрение эти категории;

2) определить предпосылки формирования патриотического учения о времени и вечности;

3) проанализировать тексты средневековых авторов, содержащие высказывания о категориях времени и вечности, а также посвященные им исследования, выявить и систематизировать представления авторов исследуемого периода по проблеме темпоральных характеристик бытия;

4) выявить и проанализировать соотношение онтологических, гносеологических и антропологических аспектов в патриотической традиции рассмотрения темпоральных характеристик бытия;

5) выявить своеобразие исходных метафизических принципов и логических посылок и специфику представлений средневековых авторов о категориях вечности и времени;

Теоретико-методологическая база и источники диссертационного исследования. Выбор методологических оснований данного исследования- определяется с учетом особенностей интеллектуальной традиции рассматриваемого исторического периода. Таких особенностей две. Во-первых, средневековая философия «использует язык и категориальный» аппарат философии античной, постепенно вкладывая в него собственные смыслы, поскольку отношения античной и средневековой философии являют собой диалог-преодоление. Во-вторых, гносеологическая парадигма средневековой христианской философии принципиально отличается от античной, имея в качестве источника знания текст Писания, и являясь парадигмой догматоцентричной и герменевтической. На стыке античного философского наследия и христианского догмата творения формируется совершенно новый тип метафизики, связанный с идеей трансцендентного Абсолюта. Основные положения этой метафизики — несамобытность тварного мира и идея начала — определили все своеобразие средневековой онтологии и космологии. Указанные особенности формирования и своеобразие средневековой философии определяют необходимость использования следующих методологических оснований. Во-первых, это единство этимологического, логического и исторического подходов. Особое внимание уделено этимологическому в связи с указанной эволюцией ключевых для средневековой темпорологии понятий, пришедших из античной философии. Во-вторых, методы сравнительно-исторического анализа и историко-философской' реконструкции. Последний включает приемы первичного, связанного с рассмотрением источников, и вторичного, связанного с привлечением различного рода литературы, исследования; метод имманентного интерпретирующего анализа, связанный с анализом философских построений средневековых авторов, и метод синтеза, как соединения интерпретированного материала в новом качестве. В-третьих, приемы герменевтики, в частности, интерпретация и понимание, а так же выявление специфики интерпретируемых текстов Писания с учетом исторических предпосылок и традиций средневековой экзегезы, связанных с существованием различных направлений, например александрийского и антиохийского и их особенностей и методов, в. частности аллегорического и буквалистского. Здесь необходимо учитывать и своеобразие интеллектуальной традиции Востока и Запада, различие между которыми выразилось, в частности, в психологическом понимании времени у Аврелия Августина и онтологическогм у каппадокийских мыслителей и Максима Исповедника. Внимание так же должно быть уделено своеобразию употребления терминологии тем или иным автором, поскольку вне изучения целого ряда источников, принадлежащих ему (если их несколько), невозможно осуществить адекватный перевод текстов с древнегреческого языка без потери смысла. Должного внимания требует и язык авторов, которые мыслят не только философскими категориями, но и в специфических смысловых и символических пространствах Писания, которое в силу указанной специфики является для них своеобразным живым знанием. Здесь интерпретация играет особо большую роль, поскольку позволяет сделать средневековую мысль доступной для современного секулярного дискурса. В-четвертых, в связи с существованием проблемы включенности (и включаемости) тех или иных средневековых источников в поле историко-философской рефлексии, необходимо оговорить общий критерий для этого. Таковым, как представляется, может быть только один: характер обсуждаемых проблем. Если их принято относить к числу философских, источник не может не учитываться. В противном случае будет нарушен критерий самой герменевтики. оо

Источниками диссертационного исследования являются : I. Тексты Священного Писания и средневековых мыслителей (авторы приведены в хронологическом порядке).

1. Септуагинта: Septuaginta. Bibelgesellschuft. Ed. A. Rahlfs. Vol. 1-2. -Stuttgart, 1971.

2. Синодальный перевод Ветхого Завета.

3. Ветхий Завет на церковнославянском языке.

4. Филон Александрийский (О сотворении мира согласно Моисею; О том, что Бог не знает перемен ).

5. Феофил Антиохийский ( К Автолику).

6. Ириней Лионский (Против ересей).

7. Ипполит Римский (Refutation of all heresies; On Genesis).

8. Ориген (О началах).

9. Климент Александрийский (Строматы).

Ю.Дионисий Александрийский (Из толкований на книгу Иова; Толкование на начало книги Екклезиаста).

11 .Григорий Неокесарийский (Фрагменты экзегетического содержания. На целую главу (Иов. III)).

12.Мефодий Патарский (О воскресении; О сотворенном).

13.Афанасий Александрийский (На ариан слова первое и второе; Слово против язычников).

88 Выходные данные см. в библиографии.

Н.Григорий Богослов (Слова 3, 15, 17, 29, 31, 32, 38, 39, 40, 42, 43, 45).

15.Василий Великий (Беседы на Шестоднев; Опровержение на защитительную речь злочестивого Евномия).

16.Григорий Нисский (Большое огласительное слово; Изъяснение Песни песней Соломона; О душе и о воскресении; О шестодневе; Об устроении человека; Опровержение Евномия; Слово о Воскресении; Слово о тридневном сроке Воскресения Христова; Точное истолкование Экклесиаста Соломонова).

17.Ефрем Сирин (Толкование на книгу Бытия).

18. Амвросий Медиоланский (Ехатегоп).

19.Иоанн Златоуст (Беседы на книгу Бытия; Беседы на послание к Римлянам).

20.Августин Блаженный (Исповедь; О граде Божием; Толкования на книгу Бытия).

21.Иероним Стридонский (Три книги толкований на послание к галатам).

22.Феодорит Кирский (Изъяснение трудных мест Божественного писания; Сокращенное изложение Божественных догматов; Толкование на четырнадцать посланий святого Апостола Павла).

23.Псевдо-Дионисий Ареопагит (О божественных именах).

24.Максим Исповедник (Главы о богословии и о Домостроительстве воплощения Сына Божия; Главы о любви; К Феопемпту схоластику; Мистагогия; Послание к Иоанну Кубикуларию о любви; Толкование на молитву Господню; Толкование на 59 псалом; О различных недоумениях у святых Григория и Дионисия (Амбигвы); Письма I, IX, X; Вопросоответы к Фалассию).

25.Иоанн Дамаскин.

- Источник знания.

II. Тексты отечественных философов: В.В.Зеньковского,

В.Д.Кудрявцева-Платонова, В.Н.Лосского, Г.Флоровского.

III. Исследования отечественных и зарубежных авторов.

Научная новизна и теоретическое значение диссертационного исследования.

- на основе привлечения большого числа источников осуществлен анализ своеобразия рефлексии категорий времени и вечности в Восточной патристике; проведена; работа по выявлению и систематизации источников, относящихся к данной теме;

- выявлено наличие собственного оригинального учения о времени и вечности и его своеобразие в Восточной патристике и проведена его реконструкция, показано центральное место этих категорий в онтологии, гносеологии и антропологии данного периода;

- исследовано значение принципа трансценденции Абсолюта для понимания специфики категорий времени и вечности, проведен сравнительный анализ и прослежена эволюция данных категорий, в онтологическом, гносеологическом и антропологическом аспектах у разныхавторов;

- проведен1 комплексный' анализ категориального и понятийного аппарата темпорологии в Восточной патристике;

- исследованы различные способы интерпретации категории «начала» в патристике и выявлена методологическая роль их синтеза для обоснования онтологического единства категорий «времени» и «вечности».

- осуществлен наиболее полный из известных на сегодняшний день сравнительный анализ категорий времени и вечности в контексте экзегезы. Шестоднева - одного из основных источников среди текстов Писания для историко-философской реконструкции учения о времени В'патристике;

- проведен сравнительный > анализ психологической концепции времени у Августина Блаженного и онтологической - у Григория Нисского и Максима Исповедника;

- выявлена и проанализирована сущность когнитивной функции времени в антропологии Максима Исповедника в связи с проблемой онтологического статуса материи.

Представляется возможным утверждать, что данное исследование способно восполнить существующий на сегодняшний день пробел в истории средневековой философии в вопросе о существовании; целостного учения о категориях вечности и времени и его особенностях как в, плане сравнительно-исторического анализа, так и в контексте его онтологической^ гносеологической и антропологической специфики; Основные положения, выносимые на защиту.

1. Средневековое учение о категориях времени и вечности является отдельным; и самостоятельным историческим типом данного учения, сравнительно с предложенными античной^ мыслью. В его основе лежит своеобразная метафизическая идея трансцендентного Абсолюта, тогда как метафизическим? принципом- античности является имманентизм. Именно последовательное применение трансцедентизма в онтологии: определяет своеобразие средневекового; учения о ключевых онтологических категориях вечности и времени.

2. Принцип трансцендентизма в средневековой онтологии лежит в основе идеи несамобытности тварного мира; в ходе философского осмысления которой возникает такое новое понятие как начало мира. Можно; утверждать, что именно на его основе происходит синтез собственно метафизики и экзегетической герменевтики, позволяющий* говорить о включенности семантического поля Писания в поле философской проблематики: Особое онтологическое: значение категории-начала в том, что с одной стороны, она сама требует осмысления- в категориях времени и вечности, а с другой, открывает новый способ их диалектического синтеза; которого не знала античная мысль.

3. Идеи начала и несамобытности мира определяют как своеобразие средневекового учения о времени и вечности, так и его особый статус, поскольку не могут быть осмыслены вне этих категорий по преимуществу.

4. В средневековой философии изменяется, сравнительно с античной, онтологический статус времени. Несамобытный и имеющий начало мир есть мир фундаментально темпоральный, поскольку ничто, не имеющее начала своего бытия в себе самом не может мыслиться неподвижным. Это относится как к чувственному, так и к умопостигаемому миру, что в свою очередь требует переосмыслить соотношение категорий вечности и времени и приводит к выявлению онтологического различия в самой категории вечности. Появляются категории нетварной вечности Абсолюта и тварной вечности. Их различие в том, что первая не может мыслиться темпорально, а вторая может. Именно онтологическое сближение тварной вечности и времени открывает возможность рассматривать их в диалектическом единстве.

5. Синтетическое осмысление времени и вечности позволяет включить в поле философской рефлексии идею Писания о начале и конце мира во времени, которая, как известно, определяет своеобразие средневекового восприятия времени как исторического и направленного в сравнении с античным - циклическим - временем. На основе этого синтеза и формируется средневековая онтология времени. Тварное, находящееся в движении, как бы заключено в природе времени (термин 8гаатг|(1а -интервал выражает идею времени как промежутка между вневременным началом и вечностью как концом времени и может пониматься как последовательность, связанная с актуализацией номологического порядка, потенциально присутствующего в логосе каждой вещи) до тех пор, пока посредством движения и времени не преодолеет свою неполноту и разделенность, связанную с ограниченностью несамобытного, которая и проявляется в пространственно-временных характеристиках тварного. Поскольку причина всего тварного в его Начале-Абсолюте, то движение как следствие ограниченности тварного есть движение не только от Начала, но и к своему Началу-Причине уже в качестве цели. Диалектика вечности и времени, таким образом, выражает диалектику единого и многого, целого и частей, которая в средневековой философии выражается в терминах логоса бытия и тропоса бытия, в понимании времени как меры - единства соразмерности и благовременности, в телеологичности-направленности-необратимости самого времени.

6. Своеобразное антропологическое учение Средневековья о личностном (разумно-свободном) способе бытия человека как образа Божия является основой для нового понимания времени в онтологии, гносеологии и антропологии. Время - это условие свободы в качестве потенциального условия изменяемости бытия. Поэтому фундаментальная «первичность» временности как характеристики бытия связана не только с его несамобытностью, но может пониматься и антропоцентрически - как» онтологическое условие свободы. В то же время, выбирая неверный тропос своего бытия, человек создает как бы новый расклад времени в космосе, как космологически,'~ разрывая его логосное единство (пусть даже когнитивно), так и на индивидуальном уровне, употребляя вещи вне их логоса - несоразмерно ^ и неблаговременно. Антропологизм времени в средневековой философии находит свое выражение в двух разных концепциях - психологического и онтологического времени, внутреннюю связь между которыми невозможно понять вне концепции грехопадения.

7. Можно говорить о существовании средневековой концепции времени, как условия преодоления времени. Временность человеческого бытия и временная ограниченность космоса не могут позитивно мыслится вне связи времени и вечности. Время без вечности есть царство, в котором властвуют тленность и смерть. Поэтому, если антропологически время мыслится как некоторое самостоятельное условие свободы, то эпистемологически время не может абсолютизироваться, мыслиться самостоятельно без риска впасть в своеобразный гносеологический пессимизм и даже попытаться мыслить его как некоторое злое начало. Именно в осмыслении диалектического единства времени и вечности появляется идея «педагогической» функции времени, времени-средства, времени-ресурса, когнитивная функция которого состоит не в познании как таковом, а в осознании преходящести, иллюзорности вещного мира, которое является средством нравственного, аксиологического преодоления его притягательности. Притягивать может нечто. Однако Григорий Нисский и Максим Исповедник логически показывают ничтойность вещности мира в качестве референта которой мыслиться материя. Именно это их открытие является своеобразной онтологическим доказательством логической несостоятельности беспредпосылочного знания. Притягательность ничтойности есть именно аксиологический феномен. Поэтому время и призвано научить нас не тому, как устроен мир, а тому, что есть нечто вне времени, а, стало быть, вне тленности и смерти.

Структура диссертации. Текст диссертации состоит из введения, пяти разделов, заключения и библиографии.

Похожие диссертационные работы по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «История философии», Зима, Вадим Николаевич

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

В данной диссертации была предпринята попытка обобщающего рассмотрения категорий вечности и времени в средневековой философии (Восточная патристика II-VIII вв.) с привлечением возможно большего числа источников. В результате проделанной работы представляется возможным сделать следующие выводы.

1. Средневековое учение о времени и вечности является особым историческим типом данного учения в истории философской мысли. Оно формировалось на протяжении периода со II по VIII век и к его концу представляло собой целостную систему, в основу которой изначально был положен принцип трансценденции Абсолюта, который при последовательном осмыслении в отношении мира выявил специфические характеристики мира — несамобытность и начал ьность. Эти характеристики в Средневековье были осмыслены по преимуществу как темпоральные и стали как проблемным полем самой темпорологии, так метафизическими принципами, при помощи которых темпоральность тварного мира была осмыслена как его фундаментальная характеристика. В этом и состоит отличие средневековой постановки проблемы соотношения времени и вечности от имевшейся в античности. В рамках осмысления категории начала можно говорить о синтезе метафизической и экзегетической традиции, которым и определяется включаемость текстов Писания, имеющих отношение к Шестодневу в поле философского осмысления категорий вечности и времени. Однако нельзя полагать, что осмысление категорий вечности и времени в средневековой философии происходило только в контексте экзегезы Шестоднева, поскольку принцип всеобщей темпоральности тварного бытия является принципом прежде всего метафизическим.

2. Категория* вечности в контексте всеобщей темпоральности тварного бытия была осмыслена в новом качестве, что привело к различению двух типов вечности — нетварной Абсолюта и тварной — мира.

3. Категории времени и вечности, как такие, связь между которыми устанавливается в рамках самого Писания; всегда привлекали внимание средневековых мыслителей. Однако характер их рассмотрения различается как в зависимости от школ и традиций, так и будучи обусловлен историческими причинами. Нет никаких оснований утверждать, что онтологический статус времени когда-либо рассматривался как нечто вторичное и даже как некоторое злое начало в космосе. Все авторы отрицают это, даже несмотря на то, что в Писании есть.места, в которых на первый взгляд дается негативная оценка состояния времени после грехопадения. Для« них речь может идти только о том, что во времени человек пребывает ныне, тогда- как прежде он был бессмертен. Отсюда' видимый, но только видимый- пессимизм (в отношении времени, которое сравнивается с различными чудовищами, если этот пессимизм* можно заподозрить, у авторов7 III века. Здесь может сказываться и влияние античной традиции, поскольку собственная христианская метафизика' времени получает разработку в.IV веке в связи с тринитарной проблемой.

4. У авторов IV - начала V века метафизика времени представлена в произведениях разного типа: так полемических, так и экзегетических, поэтому, хотя экзегеза Шестоднева и является важнейшим источником средневекового учения о времени и вечности, его невозможно правильно понять.вне учета полемических сочинений Василия Великого и Григория Нисского. То же самое относится и к вопросу об оценке взглядов средневековых авторов на проблему соотношения времени, Шестоднева и грехопадения.

5. Можно говорить о том, что благодаря недавнему исследованию Т.А.Туровцева, проблема времени в контексте экзегезы Шестоднева введена в предметное поле историко-философских исследований, что обусловило актуальность обращения к этой теме и в нашей работе. Вопреки утверждениям Т.А.Туровцева, в нашей работе показывается, что нет никакого основания говорить о том, что время появляется в результате грехопадения, на основании чего якобы можно говорить о соотносимости патриотической идеи вневременного творения в начале, если распространять начало до грехопадения, и учения Канта о пространстве и времени. У авторов данного периода, особенно начиная с IV века, речь идет об идее «двоякого - общего и частного — творения». Именно в этой идее и раскрывается целостность философского учения Средневековья о категориях вечности и времени и выявляется их глубокая внутренняя связь, благодаря установлению которой появляется возможность разработки целостного учения об онтологии, гносеологии и антропологии времени, которое наиболее полно оформляется в трудах Григория Нисского и Максима Исповедника, не напрасно почитаемых за наиболее философичных представителей средневековой мысли.

6. Онтологически время является фундаментальной характеристикой тварного бытия, но оно является таковым и потому, что в мире существует человек, который соединяет в своем существе как природное, так и сверхприродное, являясь образом Божием - разумно-свободным существом. Время есть условие свободы, поскольку есть основа изменчивости мира. В свою очередь все тварное, как чувственное, так и умопостигаемое не является неподвижным, существуя во времени. Время -это способ реализации логосов тварных вещей, актуальное выражение порядка их потенциального номологического устройства. Весь мир системен, поскольку он состоит как из отдельных частей с собственными логосами, так и целостен, поскольку логосы укоренены в едином Логосе -истинном Начале бытия. Движение во времени согласно собственному логосу есть, таким образом, преодоление собственной единичности и реализация собственной причастности к целостности, поэтому Творец, будучи Началом бытия, есть и его Конец, Цель движения. В преодолении естественной разделенности тварного и была космологическая цель человека, поскольку он является единственным разумным существом, способным постигать логосы сущего, актуализируя тем самым номологическое единство тварного. Однако человек, обладающий свободой, выбрал в качестве своего тропоса принцип индивидуализации, то есть ложную парадигму самобытности. Гносеологически это проявилось в утрате непосредственного ведения метафизического единства вещей и своеобразной антропоразмерности познавательных способностей, когда в основе познания мира лежит неустранимый принцип собственной индивидуализации, так что все представляется состоящим из частей, а целостность воспринимается чем-то вторичным, не имеющим объективных метафизических оснований. Григорий Нисский и Максим Исповедник вскрывают ложность такой парадигмы, когда вещность мира мыслиться не метафизически, а посредством материи, которая на самом деле является ничто, поднимая проблему наличия неустранимых аксиологических предпосылок в познавательных способностях человека. Здесь и проявляется особая роль времени. Если материя — это всего лишь особый порядок соотношения логосов, то время есть способ устройства и существования такого порядка. Поэтому время является своеобразным «педагогом», научающим человека ничтойности, абсолютной преходящести всякой вещи и заставляет ум человека обращаться к ее логосу, умозрение номологического двуединства которого, выражающего единство части и целого, только и способно возвести человека к подлинной Причине и Цели его бытия. Посредством такой когнитивно-педагогической функции времени и преодолевается восприятие самой временности сущего и открывается его вечностность.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Зима, Вадим Николаевич, 2008 год

1. Августин Блаженный. Исповедь / Пер. с лат. М.Е.Сергеенко; вступ. ст. диак. А.Гумерова. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2006. -320 с.

2. Августин Блаженный. О граде Божием. Т. 2. М., 1994.

3. Августин Блаженный. О книге Бытия, буквально // Творения. Т. 2. — СПб., Киев: Алетейя, УЦИММ-Пресс, 1998. С. 316-673.

4. Августин Блаженный. О книге Бытия, буквально (неокончена) // Творения. Ч. 7. Киев, 1893. - С. 103-152.

5. Аверинцев С.С. Порядок космоса и порядок истории в мировоззрении раннего средневековья (общие замечания) // Античность и Византия. М.: Наука, 1975. - С. 266-285.

6. Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. М., 1977. - 320 с.

7. Адамов И.И. Святитель Амвросий Медиоланский. Сергиев Посад: Издательство СТСЛ, 2006. - 584 с.

8. Аксенов Г.П. Причина времени. М.: Эдиториал УРСС, 2001. - 302 с.

9. Ареопагит Дионисий. О божественных именах. О мистическом богословии. СПб.: «Глагол», 1994. - XXIII, 370 с.

10. Ю.Аристотель. Метафизика / Пер. с греческого А.В.Кубицкого. М.: Изд-во Эксмо, 2006. - 608 с.

11. П.Аристотель. Физика / пер. с греч. и примеч. В.П.Карпова. Изд. 3-е, испр. М.: КомКнига, 2007. - 232 с.

12. Армстронг А. Истоки христианского богословия. Введение в античную философию / Пер. с англ. В.А.Самойлова. 2-е изд., исправ. и доп. - СПб.: Изд-во Олега Абышко, 2006. - 256 с.

13. Афанасий Великий. На ариан слова первое и второе // Творения. Ч. 2. -М., 1994р. С. 176-369.

14. Афанасий Великий. Слово против язычников // Творения. Ч. 1. — М., 1994р. С. 125-191.

15. Брагинская Н.В. Эон в «Похвальном слове Константину» Евсевия Кесарийского // Античность и Византия. М.: Наука, 1975. - С. 286306.

16. Булгаков С.Н. Свет невечерний: созерцания и умозрения. — М.: Республика, 1994.-415 с.

17. Василий Великий. Беседы на Шестоднев. Минск: Изд-во Белорусского Экзархата, 2006. — 224 с.

18. Василий Великий. Опровержение на защитительную речь злочестивого Евномия // Творения. Ч. 3. М., 1993р. - С. 3-230.

19. Вейсман А.Д. Греческо-русский словарь. Репринт У-го издания 1899 года. -М.: Греко-латинский кабинет Ю.А.Шичалина, 2006.

20. Вечная жизнь // Православная энциклопедия. М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2004. - Т. 8. - С. 8693.

21. Вечность И Там же. С. 94-98.

22. Виноградов Н. Догматическое учение святого Григория Богослова // Григорий Богослов, свт. Творения. Т.1. М.: Сибирская благозвонница, 2007. - С. 575-877.

23. Время // Православная энциклопедия. — М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2005. Т. 9. - С. 517-530.

24. Гайденко П.П. Время. Длительность. Вечность. Проблема времени в европейской философии и науке. М.: Прогресс-Традиция, 2006. -464 с.

25. Гайденко П.П. Научная рациональность и философский разум. М.: Прогресс-традиция, 2003. - 521 6. с.

26. Гайденко П.П. Понятие времени в античной и раннесредневековой философии // Историко-философский ежегодник'98. — М.: Наука, 2000.

27. Гайденко П.П. Христианство и генезис новоевропейского естествознания // Философско-религиозные истоки науки. — М.: Мартис, 1997. с. 44-87.

28. Григорий Богослов. Слово 3 // Творения. Т.1. М.: Сибирская благозвонница, 2007. — С. 27-60.

29. Григорий Богослов. Слово 15 // Там же. С. 197-207.

30. Григорий Богослов. Слово 17 // Там же. С. 217-222.

31. Григорий Богослов. Слово 29 // Там же. С. 351-363.

32. Григорий Богослов. Слово 31 // Там же. С. 376-391.

33. Григорий Богослов. Слово 32 // Там же. С. 392-406.

34. Григорий Богослов. Слово 38 // Там же. С. 442-450.

35. Григорий Богослов. Слово 39 // Там же. С. 451-460.

36. Григорий Богослов. Слово 40 // Там же. С. 461-487.

37. Григорий Богослов. Слово 42 // Там же. С. 496-509.

38. Григорий Богослов. Слово 43 // Там же. С. 510-552.

39. Григорий Богослов. Слово 45 // Там Dice. С. 559-574.

40. Григорий Нисский. Большое огласительное слово // Догматические сочинения: в 2 т. Т. 1. Краснодар: Текст, 2006. - С. 9-57.

41. Григорий Нисский. Изъяснение Песни песней Соломона. — М., 1999.

42. Григорий Нисский. О душе и о воскресении // Догматические сочинения: в 2 т. Т. 1. Краснодар: Текст, 2006. - С. 97-150.

43. Григорий Нисский. О шестодневе // Творения. Ч. 1. М., 1861. - С. 1-75.

44. Григорий Нисский. Об устроении человека / Пер., прим. и послесловие В.М.Лурье. СПб.: Аксиома, Мифрил, 1995. - 176 с.

45. Григорий Нисский. Опровержение Евномия // Догматические сочинения: в 2 т. Т. 2. — Краснодар: Текст, 2006. — 448 с.

46. Григорий Нисский. Слово о Воскресении // Догматические сочинения: в 2 т. Т. 1. Краснодар: Текст, 2006. - С. 278-291.

47. Григорий Нисский. Слово о тридневном сроке Воскресения Христова // Там же. С. 265-277.

48. Григорий Нисский. Точное истолкование Экклесиаста Соломонова. — М., 1997.

49. Григорий Чудотворец. Фрагменты экзегетического содержания. На целую главу (Иов. III) // Творения. М.: Паломник, 1996р. — С. 201202.

50. Дионисий Великий, епископ Александрийский. Из толкований на книгу Иова // Творения. СПб.: Изд-во Олега Абышко, 2007. - С. 126-133.

51. Дионисий Великий, епископ Александрийский. Толкование на начало книги Екклезиаста // Там же. С. 117-126.

52. Егоров Г., иер., Священное Писание Ветхого Завета. Часть первая. Книги законоположительные и учительные. Учебное пособие. — М.: ПСТБИ, 2004.-С. 136.

53. Епифанович C.JI. Преп. Максим Исповедник и византийское * богословие. М.: Мартис, 2003. - 220 с.

54. Иероним Стридонский. Три книги толкований на послание к галатам //Творения. Ч. 17.-Киев, 1903.-С. 1-213.

55. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры // Источник знания / Перевод с древнегреческого и комментарии Д.Е.Афиногенова, А.А.Бронзова, А.И.Сагарды, Н.И.Сагарды. М.: Индрик, 2002. - С. 156-337.

56. Иоанн Златоуст. Беседы на книгу Бытия // Творения. Т. 4. Кн. 1. — М., 1992р. С. 1-455.

57. Иоанн Златоуст. Беседы на послание к Римлянам. — М., 1994р.

58. Ириней Лионский. Творения. М.: Паломник, 1996р.

59. Казарян В.П. Философские проблемы пространства и времени в естествознании // Философия естественных наук / под. ред. С.А.Лебедева. М.: Академический проект, 2006. - С. 105-166.

60. Кабанова М.Л. Религиозная метафизика В.Д.Кудрявцева-Платонова: Дис. .канд. филос. наук: 09.00.13 Благовещенск, 2006. 186 с. — Библиогр.: с. 173-186.

61. Катасонов В.Н. Позитивизм и христианство: философия и история науки Пьера Дюгема // он же. Христианство, наука, культура. М.: Издательство ПСТГУ, 2005. - С. 174-215.

62. Катасонов В.Н. Современный научно-технологический прогресс и его религиозно-нравственные перспективы: некоторые принципиальные вопросы // он же. Христианство, наука, культура. -М.: Издательство ПСТГУ, 2005. С. 330-339.

63. Катасонов В.Н. Точность науки, строгость философии и мудрость религии // он же. Христианство, наука, культура. — М.: Изд-во ПСТГУ, 2005. С. 6-20.

64. Климент Александрийский. Строматы. Т.З (Книги 6-7). Издание подготовил Е.В.Афонасин СПб.: Издательство Олега Абышко, 2003.-368 с.

65. Коплстон Ф.Ч. История средневековой философии; пер. с англ. И.Борисовой. М.:Энигма, 1997. - 500 с.

66. Краевская O.A. Способы тематизации времени в онтологии: Дис. .канд. филос. наук: 09.00.03 СПб., 2006. 160 с. - Библиогр.: с 155160.

67. Кудрявцев-Платонов В.Д. Пространство и время // Собр.соч.: в 3 т. -Сергиев Посад, 1892-1894. Т. 1. - С. 210-310.

68. Кураев Андрей. Размышления о первой главе книги Бытия // Альфа и Омега. 1995. - № 1. - С. 25-51.

69. Кураев Андрей. Традиция, Догмат, Обряд. Апологетический очерк. — М.: Издательство Братства Святителя Тихона, 1995. 416 с.

70. Лега В.П. Философия Плотина и патристика: Апологетические очерки. М.: ПСТБИ, 2002. - 123 с.

71. Лосев А.Ф. Очерки античного символизма- и мифологии / Сост. А.А.Тахо-Годи; Общ. ред. А.А.Тахо-Годи и И.И.Маханькова. М.: Мысль, 1993.-959 с.

72. Лосев С. Амвросий Медиоланский как толкователь Священного Писания Ветхого Завета. Киев, 1897. - 103 с.

73. Лосский В.Н. Боговидение. Пер. с фр. В.А.Рещиковой; Сост. и вступ. ст. А.С.Филоненко. -М.: ООО «Издательство ACT», 2003. 759 с.

74. Лурье В.М. История Византийской философии. Формативный период. СПб.: Аксиома, 2006. -ХХ+553 с.

75. Лурье В.М. Примечания // Григорий Нисский, свт. Об устроении человека / Пер., прим. и послесловие В.М.Лурье. СПб.: Аксиома, Мифрил, 1995.-С. 113-143.

76. Любинская Л.Н., Лепилин C.B. Проблема времени в контексте междисциплинарных исследований. Послесловие А.И.Уёмова. М.: Прогресс-Традиция, 2002. - 304 с.

77. Максим Исповедник. Главы о богословии и о Домостроительстве воплощения Сына Божия // Избранные творения. Пер. с др.-греч., вступ. статья и комм. А.И.Сидорова. М.: Паломник, 2004. - С. 289342.

78. Максим Исповедник. Главы о любви // Там же. С. 136-200.

79. Максим Исповедник. К Феопемпту схоластику // Там же. С. 274-279.

80. Максим Исповедник. Мистагогия // Там же. С. 211-250.

81. Максим Исповедник. Послание к Иоанну Кубикуларию о любви // Там же. С. 201-210.

82. Максим Исповедник. Толкование на молитву Господню // Там же. С. 251-273.

83. Максим Исповедник. Толкование на 59 псалом // Там же. С. 280-288.

84. Максим Исповедник. О различных недоумениях у святых Григория и Дионисия (Амбигвы). Пер. с греческого и примечания архимандрита Нектария. — М.: Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2006.-464 с.

85. Максим Исповедник. Письмо I // Письма / Пер. Е.Начинкин; сост. Г.И.Беневич. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2007. (Византийская философия. Т. 2; Smaragdos Philocalias). - С. 75-90.

86. Максим Исповедник. Письмо IX // Там же. С. 120-121.

87. Максим Исповедник. Письмо X // Там же. С. 122-124.

88. Максим Исповедник. Творения. Кн. 1. Аскетические и богословские трактаты. Пер. с др.-греч., вступ. статья и комм. А.И.Сидорова. М.: Мартис, 1993.-354 с.

89. Максим Исповедник. Творения. Кн. 2. Вопросоответы к Фалассию. Часть 1. Вопросы I-LV. Пер. с др.-греч. и комм. С.Л.Епифановича и А.И.Сидорова. М. Мартис, 1994. - 284 с.

90. Мейендорф И. Ф., прот. Введение в святоотеческое богословие. -Клин: Христианская жизнь, 2001. 448 с.

91. Мейендорф И., прот Иисус Христос в восточном православном богословии / Пер. англ. Свящ. Олега Давыденкова, при участии Л.А.Успенской, примеч. А.И.Сидорова. М.: ПСТБИ, 2000. - 318 с.

92. Мейендорф И.Ф. Византийское богословие. Исторические тенденции и доктринальные темы / Пер. с англ. В.Марутика. Мн.: Лучи Софии, 2001.-336 с.

93. Мефодий Патарский. О воскресении (XXI) // Творения. М.: Паломник, 1996р. - С. 269-271.

94. Мефодий Патарский. О воскресении // Творения. М.: Паломник, 1996р.

95. Мефодий Патарский. О сотворенном // Творения. М.: Паломник, 1996р.- С. 272-279.

96. Микешина JI.A. Философия познания: полемические главы. — М.: Прогресс-Традиция, 2002. 622 1. с.

97. Миронов В.В., Иванов A.B. Онтология и теория познания: Учебник. М.: Гардарики, 2005. - 447 с.

98. Несмелов В.И. Догматическая система святого Григория Нисского. СПб., 2000р.

99. Нестерук А. Логос и космос: богословие, наука и православное предание / Пер. с англ. М., Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2006. - 443 с.

100. Ориген. О началах / предисл. Р.Светлова СПб.: Амфора, 2007.-458 с.

101. Павлович А.П. Библейская космогония по учению отцов и учителей Церкви. СПб, 1898.

102. Панкратов A.B. Телеология в естествознании // Наука -философия религия: в поисках общего знаменателя. - М.: ИФ РАН, 2003.-С. 150-171.

103. Петров В.В. «О трудностях» XLI Максима Исповедника: основные понятия, источники, истолкование // Космос и Душа. Учение о вселенной и человеке в Античности и в Средние века (исследования и переводы). М., 2005. - С. 147-271.

104. Платон. Тимей // Избранные диалоги , / сост. и коммент. В.В.Шкоды. М.:АСТ, 2006. - С. 400-480.

105. Плотин. Сочинения: Плотин в рус. пер. СПб., М. : Алетейя при участии Греко-латин. каб. Ю. А. Шичалина - 669,2. с.

106. Попов, И.В. Труды по патрологии. Т. 2. Личность и учение блаженного Августина. Сергиев Посад: Изд-во СТСЛ, 2005. - 776 с. '

107. Пригожин И. Переоткрытие времени // Вопросы философии. -1989. -№8.-С. 3-19.

108. Сагарда Н.И., .Сагарда А.И. Полный курс лекций 'по патрологии. СПб: Воскресение, 2004. - 1216 с. .

109. Сагарда Н.И. Святый Григорий Чудотворец, епископ Неокесарийский: его жизнь, творения и богословие: патрологическое исследование. — Сергиев Посад.: Свято-Троицкая Сергиева лавра; СПб: Воскресенье, 2006.- 6401с.

110. Самойлов В.А. Проблема времени в философии поздней; античности : дис. канд. филос. наук : 09.00.03 СПб., 2006.- 154 с.

111. Сидоров А.И. Богословские: школы древней Церкви // Православная энциклопедия:. М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2002. - Т. 5. - С. 525-530:

112. Сидоров А.И. Комментарии // Творения аввы Евагрия. Аскетические и богословские трактаты. М., 1994.

113. Сидоров А.И. Преподобный Максим Исповедник:, эпоха, жизнь, творчество // Преп. Максим Исповедник. Избранные творения. М.: Паломник, 2004. - 494 с.

114. Ситников A.B. Плотин и традиция христианской патристики (Опыт сравнительного анализа) // Историко-философский ежегодник'98. — Mi: Наука, 2000. С. 40-59.

115. Скворцов К.И. Философия отцов и учителей Церкви (период апологетов). Киев, Изд-во имени святителя Льва, папы Римского, 2003.-472 с.

116. Соколов В.В. Средневековая философия. М.: Эдиториал УРСС. - 350 с.

117. Степин B.C. Теоретическое знание: Структура, ист. эволюция. М.: Прогресс-Традиция, 2000. - 743 с.

118. Спасский А. История догматических движений в эпоху вселенских Соборов (в связи с философскими учениями того времени). -М., 1996р. 650 с.

119. Столяров A.A. Патристика //История философии. Запад-Россия-Восток: Учеб. для студентов вузов / Под ред. Н.В.Мотрошиловой. Кн. 1. Философия древности и средневековья. -М. : Греко-латин. каб. Ю. А. Шичалина , 1995. С. 246-280.

120. Столяров A.A. Патрология и патристика: крат, введение. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Греко-лат. каб. Ю. А. Шичалина, 2004 - 1551. с.

121. Туровцев Т.А. Экзегетика Шестоднева и представление о пространстве и времени в новоевропейской философии: Дис. .канд. филос. наук: 09.00.03 СПб., 2006. 160 с. - Библиогр.: с. 155-160.

122. Феодорит Кирский. Изъяснение трудных мест Божественного писания // Творения. Т. 1. — М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2003. — 440 с.

123. Феодорит Кирский. Сокращенное изложение Божественных догматов // Творения. М.: Паломник, 2003. - С. 9-83.

124. Феодорит Кирский. Толкование на четырнадцать посланий святого Апостола Павла // Творения. — М.: Паломник, 2003. С. 87638.

125. Феофил Антиохийский. К Автолику // Ранние отцы Церкви. Антология. Брюссель: Изд-во «Жизнь с Богом», 1988. - С. 453-521.

126. Филон Александрийский. О сотворении мира согласно Моисею // Он же. Толкования Ветхого Завета. М., 2002.

127. Филон Александрийский. О том, что Бог не знает перемен / Пер. с древнегреч. и коммент. Е.Д.Матусовой // Историко-философский ежегодник' 2002. -М., 2002. С. 135-175.

128. Философы России XIX-XX столетий. Биографии, идеи, труды. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Академический проект, 1999. - 944 с.

129. Флоровский Г. Восточные отцы Церкви. М.: ACT, 2005. — 633 с.

130. Флоровский Г. Понятие творения у святителя Афанасия Великого // Он Dice. Догмат и история. М., 1998. - С. 80-107.

131. Флоровский Г. Тварь и тварность // Он же. Догмат и история. -М., 1998.-С. 108-125.

132. Хлебосолов Е.И. Метафизические основания христианства. — СПб.: Алетейя, 2007. 178 с.

133. Хорьков M.JI. Учение Григория Нисского о времени // Историко — философский ежегодник'98. — М.: Наука, 2000. С. 6475.

134. Часослов. М.: Изд-во СТСЛ, 2002. - 416 с.

135. Шервуд П. Ранние Ambigua преподобного Максима Исповедника и опровержение им оригенизма / пер. Г.И.Беневича, научное редактирование А.М.Шуфрина // Там же. С. 389-495.

136. Шичалин Ю.А. История античного платонизма. М.: Греко-латинский кабинет Ю.А.Шичалина, 2000. - 439 с.

137. Яннарас X. Вера Церкви: Введение в православное богословие.- М.: Центр по изучению религий, 1992. 231 с.

138. Литература на иностранных языках:

139. Aristoteles. Metaphysica. Vol. 2 / Ed. W.D.Ross. Oxf., 1953.

140. Baggarly J.D. The conjugates Christ in the Hexaemeron of Ps.-Anastasius of Sinai: Textual Foundation and' Theological Context. R., 1974.

141. Balthasar H.U. von. Cosmic Liturgy. The Universe According to Maximus the Confessor / transi, by Brian E. Daley. San Francisco, Ignatius press, 2003. - 424 p.

142. Balthasar H.U. von. Presence and Thought. Essay on Religious Philosophy of Gregory of Nyssa San Francisco, Ignatius press, 1995.

143. Barr J. Biblical words for time, 1962. 174 p.

144. Boer S. de. De antropologie van Gregorius van Nyssa. — Amsterdam, 1968.

145. Brandon S.G.F. History, Time and Deity. Manchester - New-York, 1965.

146. Callahan J. Greek Philosophy and the Cappadocian Cosmology // Dumbarton oaks papers, Cambridge, 1958 (12). P. 29-58.

147. Callahan J. New source of Augustine's theory of time // Harvard studies in classical philology, 1958 (v.63). P. 437-454.

148. Festugiere A.J. Le sens philosophique du mot'AKÏN // Etudes de philosophie grecque. Paris: Librairie Philosophique J.Vrin, 1971. - P. 254-273.

149. Frend W.H.C. The Rise of Cristianity. Philadelphia, 1984.

150. Hippolitus Romanus. Refutation of all heresies // Ante-Nicene Christian Library (Translation of the writings of the Fathers). V. 6. -Edinburgh, 1868. P. 25-403.

151. Hippolitus Romanus. On Genesis // Ante-Nicene Christian Library (Translation of the writings of the Fathers). V. 6. Edinburgh, 1868. -P.407-408.

152. Ladner G.B. The philosophical anthropology of Saint Gregory of Nyssa // Dumbarton oaks papers, Cambridge, 1958 (12). P. 59-94.

153. Ley den F. von. Time, Number, and Eternity in Plato and Aristotle // Philisophical Quarterly, 1964 (14). P. 35-52.

154. Otis. B. Gregory of Nyssa and the Cappadocian Conception of Time // Studia Patrística (Berlin), 1976 (14). P. 327-357.

155. Otis. B. Cappadocian Thought as a Coherent System // Dumbarton oaks papers, Cambridge, 1958 (12). P. 95-124.

156. Pitra J. Analecta Sacra spicilegio Solesmensi parata. V. 3. P., 1883.

157. Plotinus. Enneades // Plotini Opera / Rec. A.Kirchhoff. Lipsiae, 1883-1884.

158. Runia D. Philo in Early Christian Literature: a Survey. Assen, 1993.

159. Runia D. Philo of Alexandria and Timaeus of Plato. Amsterdam, 1983.

160. Septuaginta. Bibelgesellschuft. Ed. A. Rahlfs. Vol. 1-2. Stuttgart, 1971.

161. Sherwood P. Maximus and Origenism. APXH KAI TEAOS // Berichte zum XI International Bizantinisten Kongress. Miinchtn, 1958 (III, 1).-P. 1-26.

162. Sherwood P. The Earlier Ambigua of S. Maximus the Confessor and his Refutation of Origenism. Roma (Studia Anselmina), 1955. -P.90-222.

163. Simplicii in Aristóteles categories comm. / ed. Kalbfleisch // Comm. in Arist. graeca, VIII. Berlin, 1907.

164. Solmsen F. Aristotle and presocratic cosmogony // Harvard studies in classical philology, 1958 (v.63). P. 265-282.

165. Sorabji R. Time, creation and continuum theories in antique and the early middle ages. Ithaca (N.Y.), 1983. - 473 p.

166. Thunberg L. Microcosm and mediator. The theological anthropology of Maximus the Confessor. Diss. Lund, Gleerup; Copenhagen, Munksgaard, 1965. 500 p.

167. Patrologiae cursus completus. Ser. Graeca / Ed. J.P.Migne. P., 18571866 (PG).

168. S. Athanasii Magni. Orationes tres contra arianos // PG. 26. Col. 11468.

169. S. Basilii Magni. Adversus Eunomium libri quinque // PG. 29. Col. 497-774.

170. S. Basilii Magni. Homiliae in Hexameron, 1-9 // PG. 29. Col. 3208.

171. S. Gregorii Theologi. Orationes // PG. 35-36.

172. S. Gregorii episcope Nysseni. Apologia in Hexameron // PG. 44. Col. 61-124.

173. S. Gregorii episcope Nysseni. Contra Eunomii, libri I-II // PG. 45. Col. 248-464, 909-1121.

174. S. Gregorii episcope Nysseni. De hominis opificio // PG. 44. Col. 123-256.

175. S. Gregorii episcope Nysseni. In Ecclesiasten (Horn. 8) // PG. 44. Col. 616-753.

176. S. Gregorii episcope Nysseni. Oratio catechetica magna // PG. 45. Col. 9-105.

177. S. Ioannis Domascini. De seculo seu aevo // Expositio fidei orthodoxa//PG. 94. Col. 861-864.

178. S. Hippolitis Romani. In Genesin // PG. 10. Col. 585-586.

179. S. Maximi confessoris. Ambiguorum Liber // PG. 91. Col. 10311418.

180. S. Maximi confessoris. Capita theologiae et oeconomiae // PG. 90. Col. 1083-1176.

181. S. Maximi confessoris. Capitum de charitate // PG. 90. Col. 9601080.

182. S. Maximi confessoris. Expositio in psalum LIX // PG. 90. Col. 856-872.

183. S. Maximi confessoris. Expositio orationis Dominicae // PG. 90. Col. 872-909.

184. S. Maximi confessoris. Mystagogia VII // PG. 91. Col. 658-718.

185. S. Maximi confessoris. Quaestiones ad Theopemptum // PG. 90. Col. 1393-1400.

186. S. Maximi confessoris. Quaestiones ad Thalassium de Scriptura Sancta // PG. 90. Col. 244-786.

187. S. Methodii, episcope et martyris. Ejusdem ex libra de creatis exerpta // PG. 18.

188. S. Methodii, episcope et martyris. De Jonae historia fragmentum (ex libro De resurrectione) // PG. 18. Col. 327-330.

189. Patrologiae cursus completus. Ser. Latina / Ed. J.P.Migne. — P., 1844-1864 (PL).

190. S. Ambrosii Mediolani. Exameron // PL. 14.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.