Категория темпоральности и ее отражение в художественном дискурсе В.В. Набокова: на материале романов "Машенька", "Защита Лужина", "Приглашение на казнь" тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.02.01, кандидат филологических наук Морараш, Марина Михайловна

  • Морараш, Марина Михайловна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2009, Казань
  • Специальность ВАК РФ10.02.01
  • Количество страниц 179
Морараш, Марина Михайловна. Категория темпоральности и ее отражение в художественном дискурсе В.В. Набокова: на материале романов "Машенька", "Защита Лужина", "Приглашение на казнь": дис. кандидат филологических наук: 10.02.01 - Русский язык. Казань. 2009. 179 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Морараш, Марина Михайловна

Введение

Глава 1. Теоретические основы изучения темпоральностн в произведениях В.В.Набокова.

1.1. Темпоральность как многоаспектное понятие.

1.2. Соотношение реального и художественного времени.

1.3. Категория времени в творчестве В.В.Набокова

Выводы по главе

Глава 2. Функционально-синтагматическая характеристика неглагольной номинации темпоральностн в романах В.В.Набокова «Машенька», «Защита Лужина», «Приглашение на казнь».

2.1. Классификация слов-репрезентантов именной темпоральностн в современном русском языке.

2.2. Вербализация именной темпоральностн в романах В.В.Набокова «Машенька», «Защита Лужина», «Приглашение на казнь».

2.3. Функционирование слов-репрезентантов темпоральностн в именных словосочетаниях в романах В.В.Набокова «Машенька», «Защита

Лужина», «Приглашение на казнь».

2.4. Глагольная вербализация темпоральностн в романах В.В.Набокова «Машенька», «Защита Лужина», «Приглашение на казнь». ^

2.5. Вторично-номинативный аспект в вербальной репрезентации темпоральностн в романах В.В.Набокова «Машенька», «Защита Лужина», «Приглашение на казнь».

Выводы по главе 2.

Глава 3. Формализациятрамматической /темпоральностн в романах В.В.Набокова «Машенька», «Защита Лужина», «Приглашение на казнь».

3.1. Лексико-синтаксические способы выражения темпоральностн в романах В.В.Набокова «Машенька, «Защита Лужина», «Приглашение на казнь». ^

3.2. Специфика темпоральных отношений в сложноподчиненных предложениях с придаточным времени в романах В.В.Набокова «Машенька», 103 «Защита Лужина», «Приглашение на казнь».

3.3. Экспликация темпоральных отношений с помощью союзов со значением времени в романах В.В.Набокова «Машенька, «Защита Лужина», «Приглашение на казнь».

3.4. Специфика синкретичных отношений в сложноподчиненных предложениях с придаточным времени в романах В.В.Набокова «Машенька»,

Защита Лужина», «Приглашение на казнь».

3.5. Функционирование одновременных отношений в глагольных формах времени в романах В.В.Набокова «Машенька», «Защита Лужина», «Приглашение на казнь».

3.6. Функционирование разновременных отношений в глагольных формах времени в романах В.В.Набокова «Машенька», «Защита Лужина»,

Приглашение на казнь».

Выводы по главе 3.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русский язык», 10.02.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Категория темпоральности и ее отражение в художественном дискурсе В.В. Набокова: на материале романов "Машенька", "Защита Лужина", "Приглашение на казнь"»

Как известно, в последнее десятилетие вследствие смены на пороге XXI в. научных парадигм на первый план выдвигается когнитивная лингвистика, чье появление было стимулировано достижениями системного подхода к языку, психолингвистики, функциональной и антропологической лингвистики. В свете когнитивной парадигмы художественный текст осмысляется как сложный знак, который выражает знания писателя о действительности, воплощенные в его произведении в виде индивидуально-авторской картины мира.

Диссертационная работа посвящена исследованию категории темпоральности в художественном дискурсе В.В.Набокова.

Под темпоральностью в данной работе понимается охватывающая различные языковые средства выражения объективно-субъективная категория, соотнесенная, с одной стороны, с объективным (реальным) временем, а с другой стороны - с отражением временных' характеристик и отношений действительности в сознании людей, т.е. с концептуальным и перцептуальным временем.

Будучи фундаментальной категорией научной картины мира, время репрезентирует языковую универсалию и является одним из важнейших элементов языковой картины мира, поэтому в лингвистике отводится значительное место исследованию этой категории. Проблема временных лексем получила свое рассмотрение в работах Б.А.Успенского (1966), М.Ф.Мурьянова (1978), С.М.Толстой. (1991), Е.С.Яковлевой (1994), Н.И.Толстого (1997),. Ю.С.Степанова (1997, 2001), А.Ю.Стопочевой-Мойер (2000), Л.Р.Ахмеровой (2004) и др. По их мнению, временные лексемы выступают как- самостоятельные- единицы, существующие независимо от грамматических средств- выражения времени, т.к. именно- темпоральная лексика способна отражать разнообразные временные связи между различными процессами и явлениями окружающей действительности.

В литературе, посвященной проблеме языкового представления времени, чаще всего говорят о темпоральности и аспектуальности глагола, т.к. глагол в широком смысле слова обозначает действие, а действие всегда протекает во времени. Так, А.В.Бондарко (1962, 1967, 1984), В.А.Жеребков (1977), Е.В.Падучева (1996), Т.В.Булыгина и А.Д.Шмелев (1977), В.Д.Климонов (2002) и др. репрезентируют категорию времени в грамматическом (глагольном) аспекте. Данные исследователи обращаются к лексическим способам выражения темпоральности как к дополнительному средству, поскольку неглагольные выражения рассматриваются ими как вторичные по отношению к глагольным.

Незаслуженно мало внимания уделяется изучению сложных предложений с временной семантикой. Можно привести несколько работ: В.А.Белошапковой (1952, 1967), Н.С.Поспелова (1956), Т.Н.Смирнова (1966), Н.А.Андрамоновой (1977, 1981), А.К.Музафаровой (1988) и др.

По словам З.Я.Тураевой, «категория времени в различных ее аспектах -историческом, философском, языковом — тесно связана с природой художественного творчества» [Тураева 1979: 13]. Поэтому конечная цель исследований, посвященных изучению времени, связана с выявлением индивидуально-авторской концепции времени (Л.А'.Бадертдинова 2004, К.А.Кочнова 2005, Д.А.Салимова и Ю.Ю.Данилова 2009 и др.).

Как правило, изучение категории- времени в лингвистике изучается на одном языковом уровне, между тем категория времени является проявлением общего понятия «темпоральности», которая, на современном этапе развития лингвистики рассматривается как функционально-семантическое поле, в свою очередь, состоящее из многочисленных взаимодействующих и пересекающихся' микрополей, что- позволяет трактовать проблему времени как чрезвычайно сложную.

Выбор в качестве объекта исследования темпоральных конструкций объясняется недостаточной изученностью механизма выражения темпоральности в художественном языке. Методика полевого структурирования, которая используется в настоящей диссертации, дает возможность взглянуть на моделируемый участок языка не только как на систему разноуровневых единиц, но важным становится реализация конституентов поля в художественном дискурсе В.В.Набокова, в связи с чем понятие «функционально-семантическое поле» трансформируется в понятие «функционально-семантическое текстовое поле». По мнению исследователя

A.А.Дегтеревой, функционируя в тексте, находя выход в разноуровневых средствах языка, «темпоральность в прозе Набокова предстает как мощный функционально-семантический пласт языка» [Дегтерева 2008: 128].

Выбор лексики, в том числе аспекта ее сочетаемости, и синтаксиса в качестве отправной точки исследования дает возможность рассмотреть художественную речь писателя в наиболее ярких ее проявлениях: по словам Н.Д.Арутюновой, «присутствие человека дает о себе знать на всем пространстве языка, но более всего оно сказывается в лексике и синтаксисе -семантике слов, структуре предложения и организации дискурса» [цит. Арутюновой по: Каракуц-Бородина 2003: 3].

Исследования А.Долинина (1994), Е.В.Падучевой (1996), М.Шульмана (1997), Е.Уховой (2003), Д.В.Морозова (2007) и др. непосредственно посвящены изучению рассматриваемой категории времени в прозе данного писателя. В трудах В.Ерофеева (1990), З.А.Шаховской (1991),

B.Е.Александрова (1999), Б.В.Аверина (1999), М.Д.Шраера (2000), И.Е.Филатова (2000) и др. представлен глубокий анализ творчества В.В.Набокова, однако в указанных исследованиях категория времени не являлась самостоятельным объектом изучения, особенности языковой репрезентации изучаемой категории не рассматривались, в связи с чем представленная в них проблема художественного времени всецело не отражает специфику мировидения изучаемого писателя.

Актуальность темы диссертации обусловлена, с одной стороны, его развитием в русле антропоцентрической и функциональной парадигм современного языкознания, предполагающих решение вопросов об индивидуальных способах функционирования языковых единиц, об индивидуальной картине мира писателя, что позволяет продолжить разработку новых подходов к постижению всей полноты информативного содержания художественного текста, с другой стороны, необходимостью осуществления исследования одного из основных компонентов языковой картины мира произведений В.В.Набокова — категории времени - с целью выявления особенностей индивидуально-авторского мировидения. Темпоральность, рассмотренная в аспекте филологического анализа, способствует выявлению новых качеств времени через оперирование особенностями функционирования языковых единиц. Поэтому изучение модели времени остается актуальной задачей и перспективным направлением в лингвистике.

Объектом исследования данной работы явились разноуровневые языковые средства выражения категории темпоральности.

Материалом исследования служат русскоязычные романы 1920-1930 гг. В.В.Набокова «Машенька» (1926), «Защита Лужина» (1929), «Приглашение на казнь» (1935).

В качестве гипотезы исследования было выдвинуто следующее положение: категория времени — это комплексная система разноуровневых единиц, имеющая значение в выражении идейно-философского замысла произведений.

Сформулированная гипотеза обусловила цель настоящего исследования — дать системное описание семантической и структурной организации функционально-семантического поля темпоральности, воссоздающее фрагмент языковой картины мира писателя.

Поставленная цель достигается с помощью решения следующих задач: разработать типологию темпоральных лексем, определить субстантивы и адъективы, стимулируемые идиостилем;

- исследовать синтагматическую сочетаемость слов, обозначающих время, на уровне атрибутивно-предикативных связей, охарактеризовать образную систему в сфере изучаемых имен;

- дать парадигматическую и эпидигматическую характеристику слов-наименований времен года и частей суток с учетом общеязыковых и индивидуально-авторских компонентов их значения;

- определить функционально-содержательный статус базовой синтаксической единицы — сложноподчиненных предложений, маркируемых временными союзами;

- осуществить сравнительно-сопоставительную характеристику категории темпоральности, проследить динамику ее развития в системе изучаемых романов;

- раскрыть специфику категории темпоральности в языковой картине мира В.В.Набокова, выявить ее роль в реализации идейно-философского замысла произведений данного писателя.

Цель и задачи диссертационного исследования определили необходимость комплексной методики исследования. Для решения поставленных задач были использованы следующие методы: описательный, включающий в себя наблюдение, сопоставление, обобщение фактического материала и его классификацию, метод компонентного анализа, а также приемы статистического метода обработки языкового материала, позволяющие сопоставить количественные характеристики использования средств- с временным значением- в разных романах В.Набокова, методы контекстологического анализа.

Текстовые иллюстрации, были получены методом сплошной выборки из изучаемых романов В.В.Набокова (около 2000 примеров).

Научная, новизна исследования заключается в том;, что впервые осуществляется комплексное исследование категории времени в художественном дискурсе В.В.Набокова с учетом полевого, функционального, концептуального, а также антропоцентрического подходов к описанию языковых фактов и данных других дисциплин при выявлении связи языка и мышления в области временного восприятия. Полученные выводы пополняют представления о специфике категории времени в художественном дискурсе В.В.Набокова.

Теоретическая значимость данной работы состоит в том, что в ходе исследования совершенствовалась полевая методика анализа индивидуальной языковой системы как средства реконструкции языковой картины мира писателя на примере анализа категории времени.

Практическая значимость работы состоит в том, что полученные результаты могут быть использованы в спецкурсах по лингвистике, лингвистическому анализу текста, полученные результаты внесут определенный вклад в решение проблемы идиостиля В.В.Набокова. Практическая значимость диссертации заключается и в том, что результаты могут быть использованы для изучения языковой картины мира других писателей при исследовании категории темпоральности.

На защиту выносятся следующие положения:

1. В процессе изучения категории темпоральности в художественном дискурсе В.В.Набокова складывается концептуальная модель времени, представляющая собой базовую когнитивную структуру, нашедшую отображение в единицах разных языковых уровней, что свидетельствует о сложности изучаемой категории и о существенной значимости выражаемого ею понятия для В.В.Набокова.

2. Категория темпоральности предстает как основной принцип конструирования художественных произведений В.В.Набокова. Посредством данной категории объясняются значимые категориальные оппозиции в структуре романов данного- писателя: реальность/нереальность, бытие/небытие, жизнь/смерть, внутренний/внешний, истинное/ложное, живое/мертвое, прошлое/настоящее, детство/взрослость.

3. От романа «Машенька» к роману «Приглашение на казнь» категория темпоральности эволюционирует, отражая развитие индивидуального стиля писателя, который постепенно усложняется и приобретает высокую смысловую насыщенность. Время является темой и категорией, способствующей воплощению основных смыслов произведений, вкладываемых писателем.

4. Категория темпоральности концептуализируется в художественных произведениях В.В.Набокова, интегрируя в своей семантике философский, физический, лингвистический, художественный, субъективно-психологический аспекты.

Апробация работы. Основные положения исследования нашли свое отражение в 5 публикациях научных статей и тезисов докладов. Основные результаты работы докладывались и обсуждались на Конгрессе РОПРЯЛ «Русский язык и культура в формировании единого социокультурного пространства России» (Санкт-Петербург 2008), на международной научно-практической конференции II Новиковские чтения «Функциональная семантика языка, семиотика знаковых систем и методы их изучения» (Москва 2009), на Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Проблемы преподавания русского языка и литературы в условиях двуязычия» (Стерлитамак 2009), на научно-практическом семинаре «Русский язык в социокультурном и образовательном пространстве Республики Адыгея» (Майкоп 2009), в том числе опубликована статья в списке изданий, входящих в перечень ВАК. Основные положения диссертации обсуждались на заседании кафедры русского языка Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета.

Структура диссертации обусловлена задачами исследования и включает введение, 3 главы,, заключение, библиографию, список сокращений.

Похожие диссертационные работы по специальности «Русский язык», 10.02.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Русский язык», Морараш, Марина Михайловна

Выводы по главе 3

Глава 3 посвящена изучению грамматической организации художественного текста с точки зрения участия грамматики в формировании картины мира, структурировании авторского замысла.

Исследование лексико-синтаксических способов воплощения именной темпоральности в художественном дискурсе В.В.Набокова демонстрирует особую значимость изображения непрерывного ' течения времени и необходимости временной приуроченности событий. Выявляются такие свойства концептуального времени, как движение, изменение, дискретность. Время, выявленное в группах лексем, обозначающих «длительность» и «временную приуроченность», остается наиболее абстрактным.

Изучение сложноподчиненных предложений с когда дает возможность выявить, что семантика сложноподчиненных предложений с когда приобретает в большинстве случаев синкретичный характер, таким образом возникают дополнительные конструкции, которые с основной семантикой времени представляют собой структурно-семантическую модификацию временных предложений.

Наиболее четко синкретичные отношения выражаются в сложноподчиненных предложениях нерасчлененной структуры (атрибутивно-темпоральные, изъяснительно-темпоральные придаточные).

В сложноподчиненных предложениях расчлененной структуры придаточная часть может иметь имплицитно выраженный оттенок условности, причинности, следствия.

Анализ полифункциональных сложноподчиненных предложений приводит к выводу о том, что употребление подобных конструкций обусловлено стремлением- ' В.Набокова к выражению сложных взаимосвязанных ситуаций и явлений. В то же время- подчеркивается* невозможность ограничиться определенной временной характеристикой, в результате чего создается впечатление неоднозначности, неопределенности, размытости границ.

Использование структуры атрибутивно-темпоральных сложноподчиненных предложений объясняется как необходимостью приуроченности события во времени, так и описания времени, в которое происходит та или иная ситуация.

Анализ соотношения морфологических видо-временных форм времени в главной и придаточной частях также дает возможность определить, что статичность в изображении событий является нетипичным для автора. Для изучаемого автора характерным является использование сложноподчиненных предложений, в которых действие главной части следует за действием придаточной части. Таким образом создается эффект безостановочного течения времени, воплощается его динамизм.

149

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Время в романах В.В.Набокова «Машенька», «Защита Лужина», «Приглашение на казнь» приобретает особое значение, являясь одновременно темой, способом организации произведений и категорией, посредством которой воплощается художественный замысел.

В исследуемых произведениях время концептуализируется как вечное движение, заключающее в себе все разнообразие жизни, поэтому оно получает неоднозначную оценку.

В художественной картине мира В.В.Набокова время складывается из двух основных лейтмотивов: утверждения непрерывности временного потока и необходимости / желании человека остановить движение времени.

В связи с этим выявлены следующие признаки концептуального и перцептуального времени: линейность, гибкая динамичность (структуру категории темпоральности образуют разные комбинации динамичности — статичности), независимость от субъекта, субстанциональность, персонифицированность.

Все качества времени имеют общую особенность: изображают процесс временного движения в отрыве от субъекта (время — самостоятельная субстанция, не зависящая от воли человека).

Время — это особая ценность, поэтому субъект должен использовать каждое его мгновение с пользой. В романах В.В.Набокова отражено нецелесообразное расходование времени, поэтому время, потраченное впустую, получает негативную характеристику. Олицетворяясь в художественном мире писателя, оно способно загубить, того человека (Лужин), который,нерационально пользуется такой ценностью.

Не случайно, в сочетаниях с отрезками времени могут использоваться глаголы конкретного физического действия и воздействия.

В.В.Набоков определяет жизнь своих героев в контексте понятия «время», т.е. через детерминированность определенными жизненными факторами эмоционально-психологических особенностей человека, сказывающихся на чувстве времени, на способности человека строить «индивидуальное» время.

Как правило, лексема время и его отрезки в языковой картине мира писателя связаны с происходящими событиями, в результате чего они приобретают качественность, оценочность, образность.

Выявлена обширная группа определений, связанных с субъективным восприятием (эмоционально-оценочным), сочетающихся с именами-названиями отрезков времени.

Природное время» является одним из основных элементов макрополя обозначений времени в произведениях В.В.Набокова. Лексемы, входящие в ЛСП «Природное время», не являются частотными, но описание частей суток и времен года свидетельствует о том, что они обретают глубокий смысл, индивидуализируются согласно его мировоззрению.

Акцентируется внимание на приеме параллелизма, благодаря которому писатель раскрывает душевные переживания своих персонажей. Определено, что в зависимости от происходящих событий или переживаемого состояния в душе героя меняется восприятие времени. В связи с этим каждое время года может характеризоваться как положительными, так и отрицательными оценками.

В романах изучаемого писателя выстраивается временной план, наиболее значимый для писателя, «прошлое — детство (юность) - лето (весна)», причем данные лексемы находятся между собой в синонимических отношениях по признаку «вызываемые эмоции, чувства' со знаком «+». Прошлое состоит из конкретных событий, поэтому оно осознается как предельно реальное. Жизнь в романах В.В.Набокова дается- в значении «прошлой» жизни, которая в настоящий момент воспринимается как время счастья. Описание указанной модели времени в романах В.В.Набокова содержит ощутимые мотивы тоски и одиночества. В романе «Защита Лужина» сам образ шахматной игры становится символом одинокости, собственной бесполезности, поэтому именно в период шахматного увлечения обостряется ностальгия по навсегда утраченному детству.

Основными частями суток в картине мира писателя являются вечернее и ночное время суток. Одна из основных причин доминанты именно этих времен суток объясняется экзистенциальным мироощущением В.В.Набокова. Поэтому образ ночи и зимы образуют сложную, включающую индивидуально-авторские значения структуру.

Ночь и зима приобретают особое, совершенно оригинальное значение в романах В.В.Набокова - «переход в вечность» — в единственно приемлемую для героя романа «Защита Лужина» «реальность».

Проведенный семантический, структурный и количественный анализ свидетельствует о ключевом статусе рассмотренных лексем в языковой картине мира В.В.Набокова. Они играют большую роль в организации художественного текста, реализации идейно-философского замысла произведений.

Сопоставительный анализ изучаемых романов приводит к тому, что категория темпоральности отражает развитие индивидуального стиля писателя, который постепенно усложняется и приобретает смысловую насыщенность.

Роман «Машенька» является из названных более реалистичным, характеризующимся двумя временными планами (прошлым и настоящим). Описание частей суток и времен года в романе свидетельствует об их общеязыковых значениях.

Роман «Защита Лужина» отличается самой сложной структурой категории темпоральности, обладающей многомерностью и образностью. Комплекс выявленных свойств времени отражены именно в данном романе (цветовая характеристика времени, субстанциональность, персонифицированность).

В романе «Приглашение на казнь» категория темпоральности более усложняется. Время в романе представляет собой неопределенную координату (нет указания на век, год, месяц, в которых происходит действие романа). Время теряет определенность своих характеристик главным образом в восприятии героя.

Противопоставление реального и нереального, реального и воображаемого в данном романе достигает своего апогея, в связи с чем время приобретает условный характер. «Цветное» пространство постепенно уходит из романов В.В.Набокова. Реальность теряет свою ценность и духовность, Идиллическое время (прошлое, лето, детство / юность), играющее значительную роль в «Машеньке», «Защите Лужина», в романе «Приглашение на казнь» отсутствует. В отличие от своих предшественников, Цинциннат лишен счастливого детства и юности. В целом не выделяется и буднично-бытовое время. Время произведения не соотносимо с земной реальностью, предельно условно. Особая репрезентация времени становится действенным художественным приемом, позволяющим продемонстрировать усиливающуюся деградацию обыкновенной жизни. Время представляет собой новую сущность.

Особенность исследуемых произведений, которая, в свою очередь, сказывается на категории темпоральности, состоит в том, что, наряду с системой противоположных друг другу миров прошлого и настоящего, существует третья составляющая совокупного художественного времени романов - это потусторонний мир.

Время является' значимой категорией в художественной организации романов В.В.Набокова, характеризующейся многогранностью, , неоднозначностью, сложностью.

Изучение грамматической организации художественного времени в. * / романах, В.В.Набокова. «Машенька», «Защита Лужина», «Приглашение на казнь» демонстрирует особую- значимость, так называемого «времени в событиях», представляющего собой временную- ось, репрезентируемую событиями, состояниями, процессами, обозначениями моментов времени и интервалов, в результате чего создается'впечатление непрерывного течения времени и необходимости временной приуроченности событий. Выявляются такие свойства концептуального времени в языковой картине мира писателя, как движение, изменение, дискретность.

Основным свойством сложноподчиненных предложений с придаточным времени является синкретизм. В рамках определенного изучаемого структурно-семантического разряда сложного предложения выделяются его семантические разновидности, в которых дифференцируются атрибутивные, изъяснительные, условные, причинно-следственные отношения. В.В.Набоков, используя синкретичные конструкции в своих романах, отказываясь таким образом от четко выраженных временных отношений, еще более подчеркивает невозможность ограничиться определенной временной характеристикой, в результате чего создается впечатление неоднозначности, неопределенности, размытости границ. Кроме того, употребление подобных конструкций обусловлено стремлением В.В.Набокова к выражению сложных взаимосвязанных ситуаций и явлений, т.к. собственно-временные придаточные не выражают всего многообразия причинно-следственных, условных, определительных, временных связей.

Соотношения морфологических видо-временных форм в главной и придаточной частях демонстрируют безостановочность течения времени, его динамизм, что выражается характерным для писателя использованием сложноподчиненных предложений, в которых действие главной части следует за действие придаточной части.

Таким образом, категория темпоральности в романах В.В.Набокова отражается на лексико-семантическом и грамматическом уровнях. Изучение функционирования единиц, представляющих данные уровни, в условиях художественного текста неразрывно связано с философским, физическим, лингвистическим, художественным, субъективно-психологическим аспектами. Комплексное исследование языковых средств темпоральности позволяет приоткрыть «тайну» времени известного писателя.

154

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Морараш, Марина Михайловна, 2009 год

1. Набоков, В.В. Машенька / В.В.Набоков // Собрание сочинений: В 4 т. Т. 1 /Вступ.ст. В.Ерофеева. -М.: Изд-во «Правда», 1990. -416 с.

2. Примеры из текстов В.В.Набокова цитируются по этим изданиям с указанием страниц в круглых скобках в порядке: I «Машенька», II -«Защита Лужина», Ш - «Приглашение на казнь».1. Литература

3. Аверин, Б.В. Набоков и набоковиана // В.В. Набоков: pro et contra / сост. Б.Аверина, М.Маликовой, А.Долинина. СПб.: РХГИ, 1999. - С. 851868.

4. Агуреева, Е.В. Языковое моделирование пространства в романах Набокова: дис. . канд. филол. наук: 10.02.01 / Е.В.Агуреева. Кемерово, 2006.- 176 с.

5. Адмони, В.Г. Основы теории грамматики / В.Г.Адмони. М. - Л.: Наука, Ленингрд. отд., 1964. — 105 с.

6. Александров, В.Е. Набоков и потусторонность: метафизика, этика, эстетика / В.Е.Александров. СПб.: Алатейя, 1999. - 313 с.

7. Алексеев, П.В. Философия: учеб. — 3-е изд., перераб. и доп. / П.В. Алексеев, A.B. Панин. M.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. - 608 с. (Классический университетский учебник.)

8. Анастасьев, Н. А. Феномен Набокова: Литературный обзор / Н.Анастасьев. — М.: Советский писатель, 1992. — 316 с.

9. Андрамонова, H.A. Сложные предложения, выражающие обстоятельственные отношения в современном русском языке / Н.А.Андрамонова. Казань: Изд-во КГУ, 1977. - 176 с.

10. Андрамонова, H.A. Условно-временные сложноподчиненные предложения в современном русском языке / Н.А.Андрамонова, Л.М.Салмина // Вопросы формирования лексико-грамматического строя русского языка. Казань: Изд-во КГПИ, 1981. - С. 3 - 8.

11. Антомонов, А.Ю. Структурирование лексико-семантического поля времени русского языка / А.Ю.Антомонов. Киев, 1987 а. - 13 с. - Рукопись депонирована в ИНИОН АН СССР, № 32478 от 18.01.88.

12. Антоничева, М.Ю. Границы реальности в прозе В.Набокова: авторскиеIповествовательные стратегии: дис. . канд. филол. наук: 10.01.01. / М.Ю.Антоничева. Саратов, 2006. - 208 с.

13. Апресян, Ю.Д. Роман «Дар» в космосе В.Набокова // Ю.Д.Апресян. -Интегральное описание языка и системная лексикография. Избранные труды. 2 том. - М., 1995.-766 с.

14. Апресян, Ю.Д. Избранные труды: в 2-х т / Ю.Д. Апресян. М.: Школа «Языки русской культуры», 1995. - Т. 1. — 472 с.

15. Артюх, И.Н. Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными в системе идиостиля В.Набокова (на материале русскоязычных произведений В.Набокова): автореф. дис. . канд. филол. наук: 10.02.01. / И.Н.Артюх. Краснодар, 1997. - 26 с.

16. Арутюнова, Н.Д. Введение / Н.Д.Арутюнова // Логический анализ языка. Ментальные действия. М.: Наука, 1993. - С. 3 - 6.

17. Арутюнова, Н.Д. Время: модели и метафоры / Н.Д.Арутюнова // Логический анализ языка. Язык и время: Посвящается светлой памяти Н.И.Толстого / РАН. Ин-т языкознания; Отв. Ред. Н.Д.Арутюнова, Т.Е.Янко. М.: Индрик, 1997. - С. 51 - 62.

18. Арутюнова, Н.Д. Вступление. В целом о целом. Время и пространство в концептуализации действительности / Н.Д.Арутюнова // Логический анализ языка. Семантика начала и конца. — М., 2002! — С. 3 — 18.

19. Аскин, Я.Ф. Проблема времени. Ее философское истолкование / Я.Ф.Аскин. М.: Мысль, 1966. - 200 с.

20. Ахмерова, Л.Р. Функциональные особенности слов с общим значением времени в современном русском языке: автореф. дис. . канд. филол. наук: 10.02.01. / Л.Р.Ахмерова. Казань, 2004. - 23 с.

21. Ахундов, М.Д. Пространство и время в физическом познании / М.Д.Ахундов. М.: Мысль, 1982.-253 с.

22. Бадертдинова, Л.А. Семантика и сочетаемость имен-названий времен и месяцев года в языке произведений И.А.Бунина: автореф. дис. . канд. филол. наук: 10.02.01. / Л.А.Бадертдинова. Казань, 2004.-23 с.

23. Барковская, Н.В. Художественная структура романа В.Набокова «Дар» / Н.В.Барковская // Проблемы взаимодействия метода, стиля и жанра в советской литературе. Свердловск, 1990. - С. 39 - 42.

24. Бахтин, М.М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике / М.М.Бахтин // М.Бахтин. Вопросы литературы и эстетики. М.: Художественная литература, 1975. - С. 234 - 407.

25. Беленькая, Л.Я. К вопросу о восприятии временной длительности и его нарушениях / Л.Я.Беленькая // Исследования по психологии восприятия / Под ред. С.Л.Рубинштейна. М.: Изд-во АН СССР, 1948. - С. 324 - 358.г

26. Белошапкова, В.А. К изучению типов сложного предложения / В.А.Белошапкова // Доклады и сообщения Ин-та языкознания-. Вып. II. -М, Изд-во АН СССР, 1952. - С. 25 - 31.

27. Белошапкова, В.А. Сложное предложение в современном русском языке. Некоторые вопросы теории / В.А.Белошапкова. — М.: Просвещение, 1967.- 160 с.

28. Белявский, П.О. О некоторых спорных вопросах русской грамматики. О пояснительных предложениях / П.О.Белявский // Журнал Министерства народного просвещения. 1869 - №6. - ч. CXLI, февр., отд. Ш. - С. 1-7.

29. Бердяев, H.A. Самопознание (опыт философской автобиографии). М.,1991.

30. Бергсон, А. Творческая эволюция: Материя и память / А.Бергсон. -Минск: Харвест, 1999. 1408 с.

31. Береснева, В.А. Синкретизм временных форм в современном немецком языке: автореф. дис. . канд. филол. наук: 10.02.04. / В.А.Береснева. -Н.Новгород, 1999.- 16 с.

32. Береснева, Н.И. «Конечность» языка и бесконечность познания мира / Н.И.Береснева // Проблемы изучения языковой картины мира и языковой личности. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2004. - С. 3 - 22.

33. Богородицкий, В.А. Общий курс русской грамматики (из университетских чтений) / В.А.Богородицкий. — М.; JL: Соцэкгиз, 1935. -354 с.

34. Бойд, Б. В.Набоков: Русские годы: Биография / Б.Бойд. М.: Независимая газета. - СПб.: Симпозиум, 2001. - 695 с.

35. Бойд, Б. Метафизика Набокова: Ретроспективы и перспективы / Б.Бойд // Набоковский вестник. Вып. 6: Набоков и серебряный век. - СПб.: Дорн, 2001.

36. Бондарко, A.B. Вид и время русского глагола / А.В.Бондарко. М.: Просвещение, 1971. — 239 с: „

37. Бондарко, A.B. Категория временного порядка-и функции глагольных форм вида и времени в высказывании (на материале русского языка) / А.В.Бондарко // Межкатегориальные связи в грамматике. — СПб., 1996. С. 6 -21.

38. Бондарко, A.B. Основы функциональной грамматики: Языковая интерпретация идеи времени / А.В.Бондарко. — СПб.: Из-во С.- Петерб. ун-та, 2001.-260 с.

39. Бондарко, A.B. Принципы" функциональной грамматики и вопросыtаспектологии / А.В.Бондарко. Д., 1983. — 208 с.

40. Бондарко, A.B. Русский глагол: пособие для студентов и учителей / Под ред. профессора Ю.С.Маслова / А.В.Бондарко, Л.Л.Буланин. Л., Просвещение, 1967. — 264 с.

41. Бондарко, A.B. Система глагольных времен в современном русском языке / А.В.Бондарко // Вопросы языкознания. — 1962. №3. - С. 27 - 37.

42. Бондарко, A.B. Теория значения в системе функциональной грамматики: на материале русского языка / А.В.Бондарко. — М., 2002. — 736 с.

43. Бондарко, A.B. Функциональная грамматика / А.В.Бондарко. Л.: Наука, 1984.- 136 с.

44. Букс, Н. Эшафот в хрустальном дворце: О русских романах В.Набокова / Н.Букс. М.: Новое литературное обозрение, 1998. — 200 с.

45. Булыгина, Т.В. Языковая концептуализация мира (на материале русской грамматики) / Т.В.Булыгина, А.Д.Шмелев. М.: Языки русской культуры, 1997. — 574 с.

46. Ванников, Ю.В. Опыт типологического анализа временных значений / Ю.В.Ванников // Языковые универсалии и лингвистическая типология. — М., 1969.

47. В.В.Набоков: Pro et contra: Личность и.творчество Владимира Набокова в оценке русских и зарубежных мыслителей и исследователей: Антология. -СПб.: РХГИ, 1999. 976 с. - (Русский путь).

48. Вернадский В.И. Жизнеописания. Избранные труды. Воспоминания-• современников. Суждения потомков. —М., 1993. — 688 с.

49. Виноградов, В.В. Русский язык / В.В.Виноградов. М., 1972. - С. 9

50. Винокурова, М.В. Сложноподчиненные предложения расчлененной структуры и их функционирование в творчестве Л.Н.Толстого: дис. . канд. филол. наук: 10.02.01. / М.В.Винокурова. Тамбов, 2008.-232 с.

51. Воронина, О.Ю. Категория «художественная реальность» в поэтике романов В.В.Набокова: автореф. дис. . канд. филол. наук: 10.01.01. / О.Ю.Воронина. СПб., 2002. - 29 с.

52. Воспоминание у Набокова и Флоренского // В.В.Набоков: Pro et contra: Материалы и исследования в жизни и творчестве В.В.Набокова. Антология. Т.2 / Составитель Б.Аверин. СПб., 2001. - .

53. Всеволодова, М.В. Способы выражения временных отношений в современном русском языке / М.В.Всеволодова. М., Изд-во Моск. ун-та, 1975.-283 с.

54. Всеволодова, М.В. Теория функционально-коммуникативного синтаксиса: фрагмент прикладной модели языка / М.В.Всеволодова. М.: Изд-во МГУ, 2000. - 502 с.

55. Гак, В.Г. Пространство времени / В.Г.Гак // Логический анализ языка. Язык и время. М., 1997. - С. 123 - 130.

56. Гак, В.Г. Русская динамическая картина мира / В.Г.Гак // Русский язык сегодня. Вып. 1. - М., 2000. - С. 36 - 44.

57. Гальперин, И.Р. Текст как объект лингвистического исследования / И.Р.Гальперин. М., 1981. - 139 с.

58. Глазунова, В.М. Семантические признаки развития значения у названий стихийных явлений природы / В.М.Глазунова // Когнитивная семантика. Тамбов, 2000. - С. 28 - 29.

59. Горбатенко, О.А.Система и функционирование лексем русского языка со значением единиц измерения времени в свете учения о языковой картине мира: дис. . канд. филол. наук: 10.02.01. / О.А.Горбатенко. Таганрог, 2001. - 193 с.

60. Гулыга, Е.В. Грамматико-лексические поля в современном немецком языке / Е.В.Гулыга, Е.И.Шендельс. М.: Просвещение, 1969. - 198 с.

61. Гумбольдт, В. Избранные труды по языкознанию / В. фон Гумбольдт / Под ред. В.Рамишвили. М.: Прогресс, 1984. - 397 с.

62. Гуревич, А.Я. Категории средневековой культуры / А.Я.Гуревич. М.: Искусство, 1972 (1984) . - 350 с.

63. Гусаков, В. Л. Игровое пространство в поэзии и драматургии В.Набокова: дис. . канд. филол. наук: 10.01.01. / В Л.Гусаков. Воронеж, 2003.- 199 с.

64. Даль, В.В. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4-х т. / В.В.Даль. М.: Русский язык, 1989. - 540 с.

65. Данилова, Е.С. Поэтика повествования в романах В.В.Набокова: прагма-семиотический аспект: дис. . канд. филол. наук: 10.02.01, 10.01.01. / Е.С.Данилова. Саратов, 2003. - 195 с.

66. Демидова, К.И. Синкретичные явления в лексике современного русского языка / К.И.Демидова // Языковая деятельность: переходность и синкретизм. М.: Ставрополь, 2001. - Вып. 7. - С. 70 - 72.

67. Дегтерева, A.A. Синонимика временных пропозиций в художественном тексте: (на материалах произведений В.В.Набокова): дис. . канд. филол. наук: 10.02.19. / А.А.Дегтерева. Ростов н/Д, 2008. - 148 с.

68. Демидова, И.Л. Семантическая классификация наречий с общей семой времени и подтверждение этой классификации материалом пословиц: дис. . канд. филол. наук: 10.02.01. / И.Л.Демидова. -М., 1986. 167 е.,

69. Десятов, В.В. Русские постмодернисты и В.В.Набоков: интертекстуальные связи: автореф. дис. . д-ра филол. наук: 10.01.01. / В.В.Десятов. Тамбов, 2004. - 38 с.

70. Дешериева, Т.И. Лингвистический аспект категории времени в его отношении ю физическому и философскому аспектам / Т.И.Дешериева // Вопросы языкознания. — 1975. — №2. — С. 111—417.

71. Долинин, А. «Двойное время» у Набокова (От «Дара» к «Лолите») / А.Долинин // Пути и миражи русской культуры: Сборник / Ин-т рус. лит. (Пушкинский дом). СПб.: Северо-Запад, 1994. - С. 283 - 322.

72. Ерофеев, B.B. В поисках потерянного рая: (Русский метароман В.Набокова) / В.В.Ерофеев // Ерофеев В.В. В лабиринте проклятых вопросов. -М., 1990.-С. 162-204.

73. Жеребков, В.А. О грамматической категории времени / В.В.Жеребков // Филологические науки. — 1977. №2. - С. 42 - 53.

74. Залевская, A.A. Национально-культурная специфика картины мира и различные подходы к ее исследованию / А.А.Залевская // Языковое сознание и образ мира. М., 2000. - С. 39 - 54.

75. Звегинцев, В.А. Язык и знание / В.А.Звегинцев // Вопросы философии. 1982.-№1.-С. 71-80.

76. Зверев, A.M. Набоков / А.М.Зверев. -М., Молодая гвардия, 2001.

77. Зельдович, Г.М. Временные квантовые наречия: дис. . д-ра филол. наук: 10.02.01. / Г.М.Зельдович. Харьков, 1999. - 319 с.

78. Злочевская, A.B. Набоков и М.Е.Салтыков-Щедрин / А.В.Злочевская // Филологические науки. 1999. - №5. - С. 3 - 12.

79. Злочевская, A.B. Поэтика Владимира Набокова: новации и традиции / А.В.Злочевская // Русская литература. 2000. - №1. - С. 40 - 62.

80. Злочевская, A.B. Художественный мир Владимира Набокова и русская литература XIX века: Генетические связи, типологические параллели и оппозиции: автореф. дис. . д-ра филол. наук: 10. / А.В.Злочевская. М.: Моск. гос. ун-т, 2002. - 34 с.

81. Злочевская, A.B. Художественный мир ВладимиршНабокова и русская литература XIX века. М.: Изд-во МГУ, 2002. - 188 с.

82. Золотова, Г.А. К вопросу о релятивизации времени в тексте / Г.А.Золотова // Язык и культура: Факты и ценности: к 70-летию Ю.С.Степанова. -М., 2001. С. 335-345.

83. Золотова, Г.А. Коммуникативная грамматика русского языка / Г.А.Золотова, Н.К.Онипенко, М.Ю.Сидорова. М., 1998. - 528 с.

84. Золотова, Г.А. Коммуникативная грамматика русского языка / Г.А.Золотова, Н.К.Онипенко, М.Ю.Сидорова. М:, 2004. - 540 с.

85. Золотова, Г.А. Очерк функционального синтаксиса современного русского языка / Г.А.Золотова. М.: Наука, 1973. — 351 с.

86. Иванов, В.В. Категория времени в искусстве и культуре XX: Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. — Л.: Наука, 1974. — С. 39 — 67.

87. Иващенко, О.В. Концептуальная метафора в формировании абстрактных концептов / О.В .Иващенко // Когнитивная семантика. — Ч. 2. — Тамбов, 2000. С. 74 - 78.

88. Иващина, Н.В. Семантическая микросистема обозначений времени в праславянском языке: автореф. дис. . канд. филол. наук: 10.02.01. / Н.В .Иващина. Минск, 1977. - 17 с.

89. Ищук, Д.Г. Лексико-семантическое поле как выражение концептуальной модели времени в языке: дис. . канд. филол. наук: 10.02.01. / Д.Г.Ищук. СПб., 1995. - 227 с.

90. Каган, М.С. Время как философская проблема / М.С.Каган // Вопросы языкознания. 1982. - №10. - С. 117 - 125.

91. Казарян, В.П. Понятие времени в структуре научного знания / В.П.Казарян. — М.: Изд-во МГУ, 1980. 175 с.

92. Камнева, Е.В. Восприятие и представление времени взрослых людей / Е.В.Камнева // Пространство и время в восприятии человека: историко-психологический аспект. Часть I. СПб., 2003.

93. Кант, И. Критика чистого разума / И.Кант. М.: Мысль, 1994. - 591 с.

94. Капленко, В.Н. Функционирование темпоральных существительных в поэтическом тексте: дис. . канд. филол. наук: 10.02.01. / В.Н.Капленко. -Екатеринбург, 1997. — 206 с.

95. Каракуц Бородина, Л.А. Языковая личность Владимира Набокова как автора художественного текста: лексический аспект (на материале русскоязычной прозы): автореф. дис. . докт. филол. наук: 10.02.01. / Л.А.Каракуц - Бородина. - Уфа, 2000. - 20 с.

96. Карасик, В.И. Культурные доминанты в языке / В.И.Карасик // Языковая личность. Культурные концепты. — Волгоград — Архангельск: Перемена, 1996. С. 3 - 16.

97. Караулов, Ю.Н. Общая и русская идеография / Ю.Н.Караулов. М.: Наука, 1976.-354 с.

98. Каращук, В.А. Темпоральные прилагательные современного русского языка: дис. . канд. филол. наук/ В.А.Каращук. Ташкент, 1978. - 183 с.

99. Карпович, И. Сборник рассказов В.Набокова «Весна в Фиальте»: Поэтика целого и интертекстуальные связи: автореф. дис. . канд. филол. наук: 10.01.01. / И.Карпович. Барнаул, 2000. - .

100. Классик без ретуши. Литературный мир о творчестве Владимира Набокова: Критические отзывы, эссе, пародии. М.: Новое литературное обозрение, 2000. - 688 с.

101. Клименко, А.Н. Существительные со значением времени в современном русском языке: опыт психологического описания одной семантической микросистемы: дис. . канд. филол. наук / А.Н.Клименко. -Фрунзе, 1965.-288 с.

102. Климонов, В.Д. Взаимодействие семантики вида и семантики времени в системе видо-временных форм русского глагола / В.Д.Климонов // Основные проблемы русской аспектологии. СПб.: Наука, 2002. - С. 68 - 79.

103. Кодухов, В.И. Семантическая переходность как лингвистическое понятие / В.И.Кодухов // Семантика переходности. Сб. науч. трудов. М.: Изд-во ЛГПИ, 1977. - С. 5 - 16.

104. Кожуховская, Н.В. Эволюция «чувство природы» в русской прозе XIX в.: автореф. дис. . д-ра филол. наук: 10.01.01. / Н.В.Кожуховская. -Сыктывкар, 1998.-21 с.

105. Козловская, Н.В. Лексика предметного мира1 в организации лексической структуры текста произведения В.Набокова «Другие берега»: автореф. дис. . канд. филол. наук: 10.02.01. / Н.В.Козловская. СПб., 1995. - 16 с.

106. Колшанский, Г.Л. Объективная картина мира в познании и языке / Г.Л.Колшанский. М.: Наука, 1990.

107. Кочнова, К.А. Лексико-семантическое поле «природное время» в языковой картине мира А.П.Чехова: дис. . канд. филол. наук: 10.02.01. / К.А.Кочнова. Н.Новгород, 2005. - 178 с.

108. Кравченко, A.B. Когнитивные структуры пространства и времени в естественном языке / А.В.Кравченко // Известия РАН. Серия лит-ры и языка.- Т. 55. 1996. - №3. - С. 3 - 24.

109. Краткий этимологический словарь русского языка / Н.М.Шанский, В.В.Иванов, Т.Б.Шанская. М.: Просвещение, 1975. - 541 с.

110. Крейдлин, Г.Е. Время сквозь призму временных предлогов / Г.Е.Крейдлин // Логический анализ языка. Язык и время. — М., 1997. — С. 139- 151.

111. Кронгауз, М.А. Время как семантическая характеристика имени / М.А.Кронгауз // Семиотические исследования / Вопросы кибернетики. -Вып. 159.-М.: Наука, 1989. С. 4 - 18.

112. Кронгауз, М.А. Структура времени и значение слов / М.А.Кронгауз // Логический анализ языка. Противоречивость и аномальность текста. — М., 1990.

113. Кругликов, Р.И. Отражение и время / Р.И.Кругликов // Вопросы философии. 1983. №3. - С. 20 - 28.

114. Крючков, С.Е. К вопросу о типологии сложноподчиненных предложений / С.Е.Крючков, Л.Ю.Максимов. Уч. зап. / МГПИ им. В.И.Ленина. - М., 1960. - .

115. Крючков, С.Е. Современный русский язык. Синтаксис сложного предложения./ С.Е.Крючков, Л.Ю.Максимов. М., 1977. - С. 126 — 129.

116. Крючкова, Л.С. Русский язык как иностранный: Синтаксис простого и сложного предложения: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л.С.Крючков. М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2004. - 464 с.

117. Крючкова, H.B. Лингвокультурное варьирование концептов / Н.В.Крючкова. Саратов: «Научная книга», 2005. - 164 с.

118. Кубрякова, Е.С. Память и ее роль в исследовании речевой деятельности / Е.С.Кубрякова // Текст в коммуникации. М., 1991. — С. 4 - 21.

119. Кусаинова, Т.С. Темы «пространства» и «время» в лексической структуре художественного текста: (По роману В.Набокову «Другие берега»): автореф. дис. . канд. филол. наук: 10.02.01. / Т.С.Кусаинова. -СПб., 1997.-17 с.

120. Лабащук, М. Соотношение социального и индивидуального аспектов в ценностях когнитивной картины мира / М.Лабащук // Язык культура -сознание. - Самара, 2005. — С. 6 — 13.

121. Леденев, A.B. Поэтика и стилистика В.В.Набокова в контексте художественных исканий конца XIX — первой половины XX века: дис. . докт. филол. наук: 10.01.01. / A.B.Леденев. -М., 2005. 338 с.

122. Лингвистический анализ художественного текста. Теория и практика: Учебник; Практикум / Л.Г.Бабенко, Ю.В.Казарин. М.: Флинта: Наука, 2006. - 496 с.

123. Лихачев, Д.С. Внутренний мир художественного произведения- / Д.С.Лихачев // Вопросы литературы. 1968. - №8. - С. 74 - 87.

124. Логический анализ языка: Язык и время / Отв. ред.: Н.Д.Арутюнова, Т.Е.Янко. М.: Индрик, 1997. - 351 с.

125. Ломакина, Е.С. Сложносочиненные предложения с союзом И и соотносимые с ними текстовые построения: автореф. дис. . канд. филол. наук: 10.02.01. / Е.С.Ломакина. Иваново, 2001. - 24 с.

126. Лотман, Ю.М. Заметки о художественном пространстве / Ю.М.Лотман // ТПЗ. 1986. - Вып. 19. - С. 25 - 43.

127. Любинская, Л.Н. Философские проблемы времени в контексте междисциплинарных исследований / Л.Н.Любинская, С.В.Лепилин. М.: Прогресс - традиция, 2002. - 304 с.

128. Ляпин, С.Х. Концептология: к становлению подхода / С.Х.Ляпин // Концепты. Научные труды. Центр концепта. Архангельск: Изд-во Поморского госуниверситета, 1997. Вып. 1. — С. 11-35.

129. Матвеева, Т.В. Текстовое время / Т.В.Матвеева // Стилистический энциклопедический словарь русского языка / Под ред. М.Н.Кожиной. М.: Флинта: Наука, 2003. - С. 536 - 539.

130. Магомедова, С.О. Средства выражения темпорального дейксиса в аварском и английском языках: автореф. дис. . канд. филол. наук: 10.02.02, 10.02.20. /С.О.Магомедова. Махачкала, 2008. - 26 с.

131. Маликова, М. Набоков: Авто-био-графия / М.Маликова. — СПб.: Академический проект, 2002. 234 с.

132. Маслов, Ю.С. Время / Ю.С.Маслов // Лингвистический энциклопедический словарь / Под ред. В.Н.Ярцевой. М.: Советская энциклопедия, 1990. -685 с.

133. Маслова, В.А. Когнитивная лингвистика: Учеб. пособие / В.А.Маслова. 2-е изд. - М.: ТетраСистемс, 2005. - 256 с.

134. Мамонова, Ю.А. Имя «время» и имя «cas» в аспекте контекста: (на материале русского я чешского языков): дис. . канд. филол. наук: 10.02.19. / Ю.А.Мамонова. Пермь, 2006. - 197 с.

135. Медарич, М.М. Владимир Набоков и роман XX столетия / М.М.Медарич // В.В.Набоков: pro et contra: Личность и творчество Владимира Набокова в оценке русских и зарубежных мыслителей и исследователей: Антология. СПб.: РХГИ, 1999. - 976 с. - (Русский путь).

136. Мейлах, B.C. Проблемы ритмы, пространства и времени в комплексном изучении творчества / Б.С.Мейлах // Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. Л.: Наука, 1974. — С. 3 — 10.

137. Мельникова, О.Г. Человек в романах Набокова / О.Г.Мельникова // Проблема сознания и поведения человека в отечественной литературе. -Мурманск, 1995.

138. Мелюхин, С.Т. Материя в ее единстве, бесконечности и развитии / С.Т.Мелюхин. М.: Мысль, 1966. - 383 с.

139. Меновщиков, Г.А. Выражение категорий пространства и времени в эскимоско-амутских языках / Г.А.Меновщиков // Вопросы языкознания. -1986.-№2.-С. 117-127.

140. Мещанинов, И.И. Члены предложения и части речи / И.И.Мещанинов. -М., 1978.

141. Милейковская, Г.М. О соотношении объективного и грамматического времени / Г.М.Милейковская // Вопросы языкознания. 1956. - №5. — С. 75 — 79.

142. Михайлова, М.Р. В.В.Набоков и Л.Н.Толстой: особенности эстетической и литературной рецепции: автореф. дис. . канд. филол. наук: 10.01.01. / М.Р.Михайлова. Псков, 2002.-21 с.

143. Морковкин, В.В. Опыт идеографического описания лексики: Анализ слов со значением времени в русском языке / В.В .Морковкин. М., 1977. -168.

144. Морозов, Д.В. Художественное время и пространство в русскоязычных романах В.Набокова 1920-1930 гг.: автореф. дис. . канд. филол. наук: 10.01.01. / Д.В.Морозов. Кострома, 2007. - 18 с.

145. Мостепаненко, A.M. Проблема универсальных основных свойств пространства и времени / А.М.Мостепаненко. — Л.: Наука, 1969. — 229 с.

146. Музафарова, А.К. Функционирование временных сложноподчиненных предложений с разным соотношением предикативности и пропозитивности в них / А.К.Музафарова // Сложное предложение в тексте: межвуз. тем. сбю науч. трудов КГУ. Калинин, 1988. - С. 23 - 30.

147. Мулярчик, A.C. Русская проза Владимира Набокова / A.C. Мулярчик. -М., 1997.- 137 с.

148. Мурьянов, М.Ф. Время (понятие и слово) / М.Ф.Мурьянов // Вопросы языкознания. 1978. - №2. - С. 52 - 67.

149. Мыркин, В.Я. Вид и время глагола в русском и немецком языках (сопоставительный анализ) / В.Я.Мыркин. М.: ЛГПИ, 1989.

150. Назарова, Н.Е. Лейтмотивы в произведениях В.В.Набокова: («Машенька», «Лолита», «Ада, или Страсть»): автореф. дис. . канд. филол. наук: 10.01.01. / Н.Е.Назарова. М., 1999.-16 с.

151. Неваленная, Т.А. Поэтика имени в творчестве В.В.Набокова: автореф. дис. . канд. филол. наук: 10.01.03. /Т.А.Неваленная. М., 2006. - 22 с.

152. Немцев, Л,В. В.В.Набоков и Н:В .Гоголь: создание образа автора, в художественном произведении: автореф. дис. . канд. филол. наук: 10.01.01. / Л.В.Немцев. Самара, 1999. - 21 с.

153. Нестерик, Э.В. Языковые средства выражения субъективного восприятия времени в английском художественном тексте: дис. . канд. филол. наук: 10.02.04. / Э.В.Нестерик. М., 2007. - 196 с.

154. Нефедова, С.Н. Образ природы как компонент поэтической модели мира (на материале произведений В.М.Шукшина): дис. . канд. филол. наук: 10.02.01. / С.Н.Нефедова. Северодвинск, 2000. - 172 с.

155. Никитин, Е.П. Время бытия и время его познания / Е.П.Никитин // Время и бытие человека / Акад. Наук, Ин-т философии. М., 1993. - 163 с.

156. Николина, H.A. Филологический анализ текста: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Н.А.Николина. М., 2003. - 254 с.

157. Новикова, Н.С. Многомирие в реалии и общая типология языковых картин мира / Н.С.Новикова, Н.В.Черемисина // Филологические науки. -2000. -№1.~ С. 40-49.

158. Носовец, С. Цветовая картина мира В.Набокова в когнитивно-прагматическом аспекте (цикл романов «Весна в Фиальте»): автореф. дис. . канд. филол. наук: 10.02.01. / С.Носовец. Омск, 2004.

159. Нудельман, Р. Путеводитель по времени: знакомство / Р.Нудельман // Знание сила. - 2002. - №11. - С. 48 - 56.

160. Ожегов, С.И. Словарь русского языка: Ок. 57 ООО слов / Под ред. чл. -корр. АН СССР Н.Ю.Шведовой. 20-е изд., стереотип. - М.: Рус. яз., 1988. -750 с.

161. Павилеиис, Р.И. Проблема смысла. Современный логико-философский анализ языка / Р.И.Павиленис. — М., 1983. — 286 с.

162. Павлович, Н.В. Язык образов. Парадигмы образов в русском поэтическом языке / Н.В.Павлович. М., 1995. — .

163. Падучева, Е. В. Семантические исследования. (Семантика времени и вида в русском языке; семантика нарратива) / Е.В.Падучева. М.: Языки русской культуры. - 1996. - 464 с.

164. Панова, Л.Г. «Миги» . «дни» . «века» в русской поэзии от Пушкина до акмеистов / Л.Г.Панова // Пушкин и поэтический язык XX века: Сборник статей, посвященный 200-летию со дня рождения А.С.Пушкина / Отв. ред. Н.А.Фатеева. М.: Наука, 1999. - С. 152 - 178.

165. Папина, А.Ф. Текст: его единицы и глобальные категории: Учебник для студентов-журналистов и филологов / А.Ф.Папина. — М.: Эдиториал УРСС, 2002. 368 с.

166. Парамонова, И.И. К вопросу о функционировании союза КОГДА / И.И.Парамонова // Вопросы формирования лексико-грамматического строя русского языка. Казань, КГПИ, 1981. - С. 152 - 159.

167. Пермякова, Т.В. Отражение авторского замысла в синтаксисе и нарративе малой прозы В.Набокова: дис. . канд. филол. наук: 10.02.01. / Т.В.Пермякова. Владивосток, 2007. - 179 с.

168. Пешковский, A.M. Русский синтаксис в научном освещении. Изд. 7-е / А.М.Пешковский. М., Учпедгиз, 1935 (1956). - 512 с.

169. Пимкина, А. Принцип игры в творчестве В.В.Набокова: автореф. дис. .канд. филол. наук: 10.01.01. / А.Пимкина.-М., 1999.- 16 с.

170. Пищальникова, В.А. Содержание понятия картина мира в современной лингвистике / В.А.Пищальникова // Ползунов альманах. Барнаул, 1998. -№1.-С. 60-64.

171. Плунгян, В.А. Время и времена: к вопросу о категории числа / В.А.Плунгян // Логический анализ языка. Язык и время. М., 1997. - С. 158 — 159.

172. Погребная, Я.В. О некоторых особенностях понимания феномена В.Набокова в контексте современной теории интерпретации / Я.В.Погребная // Принципы и методы исследования в филологии: конец XX века. 2001. -№6.-С. 45-57.

173. Полищук, В.Б. Жизнь приема у Набокова / В.Б.Полищук // В.В.Набоков: pro et contra: Личность и творчество Владимира Набокова в оценке русских и зарубежных мыслителей и исследователей: Антология. СПб.: РХГИ, 1999. 976 с. - (Русский путь).

174. Попова, З.Д. Когнитивная лингвистика /З.Д.Попова, И.А.Стернин. М.: ACT: Восток - Запад, 2007. - 314 с. - (Лингвистическая и межкультурная коммуникация. Золотая серия).

175. Попова, З.Д. Очерки по когнитивной лингвистике / З.Д.Попова, И.А.Стернин. Воронеж, 2001. - 191 с.

176. Попова, З.Д. Язык и национальная картина мира / З.Д.Попова, И.А.Стернин. Воронеж: Истоки, 2003. - 183 с.

177. Потаенко, H.A. Время в языке / H.A. Потаенко. Пятигорск, 1996. —235 с.

178. Потаенко, H.A. Время в языке (опыт комплексного описания) / Н.А.Потаенко // Логический анализ языка. Язык и- время: Посвящается Светой памяти Н.И.Толстого / РАН. Ин-т языкознания; Отв. ред. Н.Д.Арутюнова, Т.Е.Янко. М.: Индрик, 1997. - С. 113 - 122.

179. Потаенко, H.A. К языковому освоению временной структуры действительности / Н.А.Потаенко // Вопросы языкознания. — 1984. — №6. С. 43-53.

180. Пригожин, И. Конец определенности. Время, хаос и новые законы природы / И.Пригожин. Ижевск, 1999. - .

181. Прокопьева, A.A. Сопоставительное исследование метафорических моделей в русскоязычных и англоязычных романах В.В.Набокова: дис. . канд. филол. наук: 10.02.20. / А.А.Прокопьева. Екатеринбург, 2007. - 223 с.

182. Путивцева, И.А. Функционально-семантическое поле временной характеристики события: дис. . канд. филол. наук: 10.02.01. / И.А.Путивцева. — Таганрог, 2006. — 133 с.

183. Радько, Е.В. Роман В.Набокова «Приглашение на казнь»: поэтика мнимости: автореф. дис. . канд. филол. наук: 10.01.01. / Е.В.Радько. -Екатеринбург, 2005. 27 с.

184. Рахилина, Е.В. О старом: аспектуальные характеристики предметных имен / Е.В.Рахилина // Логический анализ языка. Язык и время. М., 1997. -С. 201-218.

185. Рахимкулова, Г.Ф. Языковая игра в прозе Владимира Набокова: (к проблеме игрового стиля): автореф. дис. . докт. филол. наук: 10.02.01, 10.02.19. / Г.Ф.Рахимкулова. Ростов н/Д, 2004. - 332 с.

186. Рейхенбах, Г. Философия пространства и времени: Пер. с англ. / Общ. ред. А.А.Логунова / Г.Рейхенбах. М.: Прогресс, 1985. - 344 с.

187. Реферовская, Е.А. Философия лингвистики Гюстава Гийома. Курс лекций по языкознанию / Е.А.Реферовская. С. — Пб.: Изд-во Гуманистический проект, 1997. — 126 с.

188. Романова, Г.Р. Философско-эстетическая система Владимира Набокова и ее художественная'реализация: период американской эмиграции: дис. . докт. филол. наук: 10.01.01. / Г.Р.Романова. Владивосток, 2005. - 419 с.

189. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л.Рубинштейн. -СПб.: Питер, 2002. 720 с.

190. Русская грамматика: В 2 т. М.: Наука, 1980. - 710 с. Русская литература XX века. Очерки. Портреты. Эссе. Кн. для учащихся 11 кл. сред. шк. В 2 ч. 4.1 / Л.А.Смирнов, А.М.Турков,

191. A.М.Марченко и др.; Сост. Е.П.Пронина; Под ред. Ф.Ф.Кузнецова. 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 1994. - 383 с.

192. Рябова, В.Н. Лексические особенности пейзажной единицы художественного текста (на материале произведений А.П.Чехова) /

193. B.Н.Рябова // Русский язык: исторические судьбы и современность // Международный конгресс исследований русского языка: Труды и материалы. -М., 2004.-С. 605-606.

194. Рябцева, Н.К. Аксиологические модели времени / Н.К.Рябцева // Логический анализ языка. Язык и время. М.: Индрик, 1997. — С. 78 - 95.

195. Савельева, В. «Король, дама, валет», или Сердца трех в романе Набокова / В.Савельева // Русская речь. 1998. - №4. - С. 17-21.

196. Салимова, Д.А. Время и пространство как категории текста: теории и опыт исследования (на материале поэзии М.И. Цветаевой и З.Н.Гиппиус): монография / Д.А.Салимова, Ю.Ю.Данилова. М.: Флинта: Наука, 2009. -290 с.

197. Свечкарева, Я.В. Деривационный потенциал номинаций времен года в динамическом аспекте: (на материале русского языка 11—20 вв.): дис. . канд. филол. наук: 10.02.01. / Я.В.Свечкарева. Томск, 2007. - 209 с.

198. Сепир, Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии / Э.Сепир. М.: Издательская группа «Прогресс», 1993. — 656 с.

199. Серебренников, Б.А. О материалистическом подходе к явлениям языка / Б.А.Серебренников. М., 1983.

200. Сидорова, М.Ю. Грамматика художественного текста / М.Ю.Сидорова. М.: Изд-во МГУ, 2000. - 416 с.

201. Смирнов, Г.Н. Сложные предложения с лексико-синтаксическими средствами выражения временных и условных отношений: автореф. дис. . канд. филол. наук: 10.02.01. / Г.Н.Смирнов. Казань, 1966.

202. Стальмахова, Е.И. Философская категория «Время» в языке русской поэзии: семантико-стилистический аспект: дис. . канд. филол. наук: 10.02.01. / Е.И.Стальмахова. Брянск, 1998. - 295 с.

203. Степанов, Г.В. Ценность художественного образа и лингвистическое единство текста / Г.В.Степанов // Лингвистика текста. Материалы научной конференции. Часть II. - М., 1974. -С. 12- 76.

204. Степанов, Ю.С. Время / Ю.С.Степанов // Константы: словарь русской культуры. -М., 2001. С. 248 - 268.

205. Степанов, Ю.С. Константы. Словарь русской культуры. Опыт исследования / Ю.С.Степанов. М.: Школа «Языки русской культуры», 1997. - 990 с.

206. Современный русский язык: учеб. для студ. вузов, обучающихся по спец. «Филология» / П.А.Лекант, Е.И.Диброва, Л.Л.Касаткин и др.; под ред. П.А.Леканта. 4-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2007. - 557 с.

207. Столбунова, Е.В. Фразеологические единицы со значением времени в современном русском языке: дис. . канд. филол. наук: 10.02.01. / Е.В.Столбунова. Тула, 1985. - 191 с.

208. Стопочева-Мойер, А.Ю. Время в тексте языка и культуры: Минимальные единицы членения: учеб. пособие / А.Ю.Стопочева-Мойер. — М., 2000.-51 с.

209. Стрельникова, Л.Ю. Соотношение устойчивых и изменчивых признаков в стиле русскоязычной прозы В.В.Набокова: автореф. дис. . канд. филол. наук: 10. / Л.Ю.Стрельникова. Краснодар, 2000. - 18 с.

210. Таганова, Н.Л. В.В.Набоков и русская литература XIX века: мотив казни: автореф. дис. . канд. филол. наук: 10.01.01. / Н.Л.Таганова. — Иваново, 2007. 16 с.

211. Тарасова, A.B. Языковое поле как единица дидактической типологии: учеб. пособие для студентов IV V курсов факультета иностранных языков (анг. отд.) / А.В.Тарасова. - Харьков: ХГУ, 1991. - 111 с.

212. Тарасова, Е.В. Время и темпоральность / Е.В.Тарасова. Харьков: Изд-во «Основа» при Харьков, универ., 1992. — 136 с.

213. Тарасова, Е.В. Языковое поле темпоральности в синхронии и диахронии: автореф. дис. . докт филол. наук / Е.В.Тарасова. — Краснодар, 1993.

214. Телия, В.Н. Коннотативный аспект семантики номинативных единиц /

215. B.Н.Телия. — М.: Наука, 1986. 142 с.

216. Темирбулатова, А.В. Художественное время и пространство: их значение и функции / А.В.Темирбулатова // Вестник КазГУ. Серия филологическая. 2001. — №1. - С. 60 — 67.

217. Теория функциональной грамматики: Темпоральность. Модальность / Под редакцией А.В.Бондарко. М.: Наука, 1990. - 263 с.

218. Толковый словарь русского языка в 4-х т. / Под ред. Д.Н.Ушакова. -М., 1935.

219. Толстая, С.М. Аксиология времени в славянской народной культуре /

220. C.М.Толстая // История и культура. Тезисы. М., 1991. — С. 62 - 66. Толстой, Н.И. Времени магический круг (по представлениям славян) /

221. Н.И.Толстой // Логический анализ языка: Язык и время. М.: Индрик, 1997. -С. 17-27.

222. Топоров, В.Н. Модель мира / В.Н.Топоров // Мифы народов мира. Энциклопедия. М., 1982. - Т. 12. - С. 161 - 164.

223. Топоров, В.Н. Пространство и текст / В.Н.Топоров // Текст: семантика и структура. М., 1983. - С. 227 - 284.

224. Трубецкова, Е. «Многоплановость мышления» в романе В.Набокова «Дар» / Е.Трубецкова // Слово в системе школьного и вузовского образования: Сб. науч. тр. Саратов: Изд-во Сарат. Пединститута. - 1998. -С. 154- 158.

225. Трубецкова, Е. «Текст в тексте» в русском романе 1930-х годов: автореф. дис. . канд. филол. наук: 10.01.01. / Е.Трубецкова. Саратов, 1999. - 19 с.

226. Трубников, H.H. Время человеческого бытия / Н.Н.Трубников. М.: Наука, 1987.-256 с.

227. Тураева, З.Я. Категория времени: Время грамматическое и время художественное / З.Я.Тураева. М.: Высшая школа, 1979. - 134 с.

228. Тураева, З.Я. Лингвистика текста / З.Я. Тураева. — М.: Просвещение, 1986.- 127 с.

229. Уитроу Дж. Естественная философия времени; Пер. с англ. Ю.Молчанова / Дж. Уитроу. М., 1964. - 430 с.

230. Ульянова, Т.Б. Лексико-семантические способы выражения категории времени в чувашском, татарском и русском языках: дис. . канд. филол. наук: 10.02.20. / Т.Б.Ульянова. Чебоксары, 2007. - 187 с.

231. Успенский, Б.А. История и семиотика (восприятие времени как семиотическая проблема) / Б.А.Успенский // Избранные труды: в 3 т. М., 1996. - Т.1: Семиотика истории. Семиотика культуры. — М.: Школа «Языки русской культуры», 1966. - С. 9 - 70.

232. Ухова, Е.Ю. Призма памяти в романах Владимира Набокова / Е.Ухова // Вопросы литературы. 2003. - №4. - С. 30 - 39.

233. Фаттахова, H.H. Народные приметы в русском и татарском языках: Семантико-синтаксические отношения / Н.Н.Фаттахова. Казань: РИЦ «Школа», 2004. - 192 с.

234. Фатеев, А.Е. Фрагмент речевого портрета Владимира Набокова: (на материале экспрессивного синтаксиса): дис. . канд. филол. наук: 10.02.01. / А.Е.Фатеев. Таганрог, 2006. - 148 с.

235. Фатеева, H.A. Интертекстуальная организация времени / Н.А.Фатеева // Логический анализ языка. Язык и время / Отв. ред. Н.Д.Арутюнова, Т.Е.Янко. М.: Индрик, 1997. - С. 320 - 328.

236. Филатов, И.Е. Поэтика игры в романах В.В.Набокова 1920-1930 гг. и «Лекциях по русской литературе»: автореф. дис. . канд. филол. наук: 10.01.01. / И.Е.Филатов. Тюмень, 2000. - 25 с.

237. Философия под ред. проф. В.П.Копановского. — Ростов н/Дону: Феникс, 2003.-576 с.

238. Хайдеггер, М. Время и бытие: Статьи и выступление / Пер. с нем. В.В. Бибихина / М.Хайдеггер. М.: АР MARGINEN, 1997. - 447 с.

239. Цапенко, С.А. Особенности концептуализации суточного круга времени в русской языковой картине мира: дис. . канд. филол. наук: 10.02.01. / С.А.Цапенко. Архангельск, 2005. - 450 с.

240. Чернейко, JI.O. Способы представления пространства и времени в художественном тексте / Л.О.Чернейко // Филологические науки. — 1994. — №2.-С. 58-70.

241. Чернухина, И.Я. Общие особенности поэтического текста / И.Я.Чернухина. Воронеж: Изд-во ВГУ, 1987.

242. Шадурский, В.В. Поэтика подтекстов в прозе В.В.Набокова: автореф. дис. . канд. филол. наук: 10.01.01. / В.В.Шадурский. — Новгород: Новгородский гос. ун-т, 1999. 16 с.

243. Шанский, Н.М. Этимологический словарь русского языка / Н.М.Шанский, Т.А.Боброва. -М., 1994.

244. Шафиков, С.Г. Семантические универсалии в лексике / С.Г.Шафиков; Башкир, гос. ун-т; Научн. ред. Р.З.Мурясов. — Уфа: Изд-во БашГУ, 1996. -196 с.

245. Шаховская, З.А. В поисках Набокова. Отражения / З.А.Шаховская. — М.: Книга, 1991.-315 с.

246. Шведова, Н.Ю. Типы контекстов, конструирующих многоаспектное описание слова / Н.Ю.Шведова // Русский язык. Текст как целое и номинанты текста: Виноградовские чтения. XI. - М.: Наука, 1982. - С. 142 - 154.

247. Шмелев, А.Д. Время в русской языковой картине мира / А.Д.Шмелев // Шмелев А.Д. Русская языковая модель мира: материалы к словарю. М.: Языки славянской культуры, 2002. - С. 37 - 68.

248. Шмелев, А.Д. Русский язык и внеязыковая деятельность / А.Д.Шмелев. М., Языки славянской культуры, 2002. - 496 с.

249. Шокуева, М.К. Вербализация пространства и времени с позиции наблюдателя (на материале английского, русского и кабардинского языков): автореф. дис. . канд. филол. наук: 10.02.20. / М.К.Шокуева. Нальчик, 2006. - 23 с.

250. Шпенглер, О. Закат Европы / О.Шпенглер. Минск: «Харвест»; М.; Назрань: ACT, 2000. - 1373 с.

251. Шраер, М.Д. Набоков: темы и вариации / М.Д.Шраер. СПб.: Академический проект, 2000. - 384 с.

252. Штейнман, Р.Я. Пространство и время / Р.Я.Штейнман. М.: Гос. изд-во физ.-мат. литры, 1962. - 240 с.

253. Шуваева, Н.В. Взаимодействие грамматических и лексических средств выражения темпоральности в современном русском языке: автореф. дис. . канд. филол. наук: 10.02.01. / Н.В.Шуваева. Тамбов, 2005. - 26 с.

254. Шульман, М. Набоков, писатель / М.Шульман // Литературный журнал. -Вып. 1 (8), 1997.-СПб.: Феликс, 1997.-С. 235-311.

255. Щур, Г.С. Теория поля в лингвистике / Г.С.Щур. М.: Наука, 1974.255 с.

256. Этимологический словарь славянских языков под ред. О.Н.Трубачева. -Вып. 15.-М., 1988.-264 с.

257. Яковлева, Е.С. Фрагменты русской языковой картины мира: (модели пространства, времени и восприятия) / Е.С.Яковлева. М.: Гнозис, 1994. -343 с.

258. Янко, Т.Е. Коммуникативные эффекты взаимодействия глагольных категорий и наречий времени давно и недавно / Т.Е.Янко // Русский язык сегодня. М., 2000. - Вып. 1. - С. 472 - 484.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.