Католические и православные миссии в Китае и Корее: сравнительно-исторический анализ деятельности миссионеров (XVII-XIX вв.) тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.03, кандидат наук Соломатова Валентина Юрьевна

  • Соломатова Валентина Юрьевна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2021, ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет»
  • Специальность ВАК РФ07.00.03
  • Количество страниц 228
Соломатова Валентина Юрьевна. Католические и православные миссии в Китае и Корее: сравнительно-исторический анализ деятельности миссионеров (XVII-XIX вв.): дис. кандидат наук: 07.00.03 - Всеобщая история (соответствующего периода). ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет». 2021. 228 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Соломатова Валентина Юрьевна

Введение

Глава 1. Деятельность православных и католических миссий в Китае

1.1. Внутри- и внешнеполитическое положение Китая в XVII-XIX веках

1.2. Появление католицизма в Китае. Иезуиты. Маттео Риччи

1.3. Роль иезуитов как переводчиков. Школа латинского языка в Пекине

1.4. Русская православная миссия. Этапы появления и укрепления в конце XVI - XVII веках

1.5. Роль Российской Православной миссии в преподавании в Школе русского языка в Пекине (XVIII - XIX века)

Глава 2. Деятельность православных и католических миссий в Корее

2.1. Внутри- и внешнеполитическое положение Кореи в XVI-XIX веках

2.2. Проникновение христианства в Корею: несторианство, католицизм, протестантизм (до начала XX века)

2.3. Первые православные миссионеры в Корее

2.4. Школы, организованные христианами

Заключение

Библиографический список

Приложение №1

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Всеобщая история (соответствующего периода)», 07.00.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Католические и православные миссии в Китае и Корее: сравнительно-исторический анализ деятельности миссионеров (XVII-XIX вв.)»

Введение

Актуальность исследования. Международные отношения занимают важнейшее место в деятельности государств, реализации экономических и социогуманитарных контактов. Становление социальных институтов, обогащение культур, развитие научно-технического прогресса, экономики тесно связаны с дипломатическими, финансовыми, религиозными и культурными связями.

Международные отношения с азиатскими странами представляют особый интерес. В связи с их активным развитием возрос интерес не только к изучению взаимодействия культур, но и к этническим особенностям представителей Северо-Восточной Азии. При этом немаловажным становится исторический опыт общения Востока и Запада. В современном мире решающим фактором при формировании внутренней и внешней политики выступает культурная идентичность, проявлением которой является принадлежность к определенной религии.

Современный Китай (КНР - Китайская Народная Республика) -держава мирового значения; постоянный член Совета Безопасности ООН, член клуба ядерных держав и крупнейшее по численности населения государство. Северная Корея (КНДР - Корейская Народно-Демократическая Республика) также является ядерной державой. Южная Корея (Республика Корея) - страна со стабильной экономикой и развитой промышленностью. Обе части Кореи также являются членами ООН. Поэтому в последнее время особенно возрос интерес к данным странам, к их истории и международным отношениям, которые связывали эти страны с Европой и Россией, в том числе в религиозном контексте (тем более, что религия играла дипломатическую, культурную и образовательные роли). Исследование духовной жизни Китая и Кореи, анализ развития и распространения христианского вероучения являются особенными аспектами при изучении развития данных стран, формирования их национальной составляющей,

установления международных отношений. Эти же аспекты, взаимосвязанные с международными и дипломатическими факторами, способствовали интеграции Китая и Кореи в мировое сообщество.

Международные отношения, начавшие тесно устанавливаться в XV веке между Европой и Азией, способствовали влиянию на культуру, экономику и другие сферы жизни общества этих стран, и влияют по сей день. «Разница в социально-политическом устройстве, менталитете, философии, укладе и экономических традициях между Западом и Востоком до сих пор будоражит умы ученых самых различных гуманитарных специальностей» [192, с. 7].

Одними из первых европейцев в установлении взаимодействия между Востоком и Западом стали миссионеры. Католики, протестанты, православные отправляли свои миссии в страны Северо-Восточной Азии. Со стороны католической церкви активную миссионерскую деятельность проводили такие ордена, как иезуиты, доминиканцы, францисканцы, августинцы и др. Они вели пропагандистскую и преподавательскую деятельность, осуществляя взаимодействие европейской и восточной культур. Миссионерскую деятельность осуществляла и православная церковь, направляя Российские православные миссии в Китай и Корею.

Отличительной чертой пропагандистской деятельности была возможность осуществлять взаимодействие восточной и европейской культур. Те из миссионеров, кому это удавалось в большей степени, получили наибольшее признание и возможность продолжать свою деятельность.

Объектом исследования является деятельность католических и православных миссий, направляемых в Китай и Корею Папой Римским и Министерством иностранных дел России.

Предметом исследования служит образовательно-научная деятельность, которую вели миссионеры католических и православных миссий в Китае и Корее.

Хронологические рамки охватывают преимущественно период XVII-XIX веков, хотя, проводя сравнительный анализ, автор счел необходимым обращаться к историческому материалу и более раннего времени.

Особый акцент в работе сделан на начало деятельности католических и православных миссий в странах Северо-Восточной Азии (Китая и Кореи), а также на условия, при которых христианство появилось в этих странах.

Территориальные рамки исследования охватывают Китай и Корею, их столицы. Географические рамки даже более узки - начальные действия православных и католических миссий рассматриваются именно в Пекине и Сеуле (ранее - Хансон в Чосоне) как в очагах политической и культурной активности. Именно из столиц уходили распоряжения в отдаленные районы, где в последующем открывались соответствующие приходы и школы.

Цель исследования состоит в том, чтобы провести сравнительный анализ деятельности католических и православных миссий в Китае и Корее с точки зрения образовательной сферы. Для достижения этой цели автор ставит следующие задачи:

1. Провести исследование существующих исторических источников и литературы по деятельности миссионерства в странах Северо-Восточной Азии, выявить уровень представлений о Китае и Корее в российском и европейском обществе.

2. Исследовать историческую ситуацию в Китае и Корее в период пребывания в этих странах членов миссий, делая особый акцент на начальных этапах установления взаимоотношений между миссионерами и местными жителями.

3. Провести сравнительный анализ деятельности католических и православных миссионеров в Китае и Корее, особое внимание уделяя начальному этапу проникновения миссий.

4. Исследовать деятельность миссионеров с точки зрения их работы в образовательной сфере, привнесенной миссионерами в Китай и Корею.

5. На основании полученного аналитического материала сделать выводы по деятельности миссионерства.

Методологические основы исследования составили общелогические и общенаучные методы исследования, а также методы современных гуманитарных дисциплин.

Многоаспектный характер истории католической и православной церкви в странах Китая и Кореи, а также особенности образовательно-научной сферы, привнесенной миссионерами, предполагает применение комплексного междисциплинарного подхода. Для достижения поставленной цели и решения намеченных задач был применен инструментарий таких дисциплин, как всеобщая история, история Китая и Кореи в соответствующий период, история международных отношений, источниковедение, история педагогики и языкознания, история католической и православной церкви и другое, а также таких относительно новых направлений исторической науки как миссиология и имагология. Первая дисциплина предполагает изучение хода, особенностей, методов и структуры организации миссионерского движения. Второе - исследование представлений о другом народе, другой стране, которые складываются в общественном сознании той или иной страны на определенном историческом этапе.

Основным ключевым методом исследования деятельности православных и католических миссий в Китае и Корее являлся сравнительно-исторический (компаративный) анализ.

Наряду с этим, основным методологическим подходом, использованным в настоящем диссертационном исследовании, стала системность.

Помимо общенаучных методов (анализа и синтеза, обобщения, аналогии) в работе были применены такие исторические методы, как проблемно-хронологический, биографический и метод контент-анализа, а также принцип историзма.

Степень изученности темы. До настоящего времени в российской и зарубежной историографии не проводился сравнительный анализ деятельности православных и католических миссий в Китае и Корее. Также мало изучена деятельность миссионеров как преподавателей, как носителей знаний. В большинстве изданий или упоминается деятельность миссионеров вскользь, или говорится только об их политической роли. Но ведь миссионеры, будучи в большинстве случаев учеными, привносили в Китай и Корею европейские знания, языки, а также способствовали улучшению и модернизации социальной жизни местного населения, ведя преподавательскую деятельность, оказывая медицинскую помощь, помогая нищим и нуждающимся.

Источниковедческую базу исследования составили разнообразные по видам и степени достоверности письменные и вещественные источники.

Письменные источники:

1. Материалы Государственного архива Российской Федерации в г. Москва (ГАРФ)

В ГАРФ по теме диссертационного исследования содержатся в основном неопубликованная делопроизводственная документация (записки от членов Российской Православной миссии) и материалы периодической печати о православных миссиях в Китае, Японии, на Дальнем Востоке. Материал представлен разрозненно, по времени относится к XIX веку, начальный период православных миссий не затронут.

2. Материалы Государственного архива Саратовской области (ГАСО)

В ГАСО удалось поработать с документами личного происхождения

(воспоминаниями) художника Российской Православной миссии Льва Степановича Игорева (1822-1893). Воспоминания опубликованы и раскрывают жизнь Китая в XIX веке, а также рассказывают о деятельности членов миссии.

3. Материалы Государственного архива Иркутской области (ГАИО)

Через Иркутск проходили дипломатические посольства в Китай, проезжали члены Российской Православной миссии, дипломатические курьеры, торговые караваны. Иркутск, как некогда транзитный город из Санкт-Петербурга в Пекин, сохранил документы, связанные с этой стороной миссии. В ГАИО хранится делопроизводственная документация, часто содержащая сведения о проезде через Иркутск (например, «Дело о выехавшем из Пекина псаломщике Помяловском») или переписка об организации экспедиций (например, Г.Н. Потанина). Также содержатся документы личного происхождения (переписка Л.С. Игорева с иркутским ксендзом, рукописные дневники А.В. Потаниной).

Большинство документов из ГАИО не опубликовано, в частности письмо Л.С. Игорева, делопроизводственная документация. Данные материалы уникальны, так как мало исследованы.

Часто при долгом путешествии и при определенных обстоятельствах путешественники, торговцы, миссионеры, дипломаты, переводчики задерживались надолго, приобретали дружественные связи, а затем отправляли свои письма именно в Иркутск. Уникальным в этом плане является письмо члена Российской Православной миссии Льва Степановича Игорева, написанное 5 декабря 1860 года ксендзу Иркутского римско-католического костела. Письмо описывает католических миссионеров, их деятельность того периода, а также Вторую опиумную войну, которую наблюдал художник - военный конфликт между Китаем и Англией с Францией, приведший к мучительной смерти в китайском плену европейских военных [10]. Из письма явно видно, что между Л.С. Игоревым и ксендзом завязалась постоянная теплая переписка, а также акцент в сообщении делался на католическую веру в Пекине.

Также интересным представляется информация о младшем служителе церкви в Пекине при Девятой Российской Православной миссии псаломщике (причетнике) Константине Пальмовском. В рукописном варианте в ГАИО допущена ошибка в написании фамилии: вместо Пальмовского указано

Помяловский. Делопроизводственная документация содержит информацию об отъезде по болезни («загрудною болезнию») из Пекина в 1814 году [8, л. 1] и приезде в Иркутск. На пути обратного следования домой К. Пальмовский задержался в Иркутске (на два-три года). В «Записках иркутского жителя» иркутским писателем XIX века И. Калашниковым упоминается, что К. Пальмовский в Иркутске исполнял духовную музыку, пел на китайском языке и служил в канцелярии губернатора [415, с. 26].

4. Материалы из архива Кяхтинского краеведческого музея

Проходил сбор материалов из источников, хранящихся в Кяхтинском краеведческом музее имени В.А. Обручева, основанном в 1890 году. Через Кяхту прошли многие центрально-азиатские экспедиции, Кяхту посещали декабристы, миссионеры добирались в страны Северо-Восточной Азии через этот город. Вся корреспонденция из России в Пекин и обратно, также шла через Кяхту.

В архиве большой пласт информации представляет периодическая печать. А именно журнал «Китайский благовестник» (ранее назывался «Известия братства православной церкви в Китае»). Журнал содержит в себе информацию не только по членам Российской Православной миссии и по культуре и истории Китая, но и о других религиозных направлениях -католицизме и буддизме, хотя субъективность авторов публикаций все же наблюдается, делая акцент на значении православия. «Китайский благовестник» имеет периодизацию конца XIX - начала XX веков. Журнал представляет собой официальную периодическую печать Российской Православной миссии. Содержит в себе информацию по статистическим данным, как католической, так и православной миссий, а также отчеты архимандритов по миссии.

Также в архиве Кяхтинского краеведческого музея хранятся опубликованные научные труды членов Российской православной миссии, описывающие преимущественно особенности жизни в Китае, быт, традиции и культуру местного населения.

5. Материалы из университета Soongsil Сеул Корея (The Korean Christian Museum at Soongsil University)

В университете Сангсил представлен большой объем источниковой базы на китайском, корейском и европейских языках. Издания самих корейцев-христиан XVII-XVIII веков были написаны классическими китайскими иероглифами (ханмун или по-китайски вэньянь, но читались иероглифы в Корее по-другому). Литература последующего времени написана на корейском языке, национальном языке (хангыль), созданном при правлении Седжона, но официально введенном в 1896 году Коджоном. Имеется в университете и англоязычные издания, датированные XIX веком, преимущественно протестантов-американцев.

Архив при университете содержит информацию о религиозных воззрениях и принципах веры, написанных как европейцами, так и христианами-корейцами, о путешествиях европейцев по Корее и истории Кореи, имеются словари англо-корейские и франко-корейские, песенники, Библии, периодические издания (газеты) в Корее XIX века. Архивный материал университета уникален для российского читателя, так как не переведен. Огромный массив информации, которым снабжен музей и архив, является прекрасной базой для работы лингвистов, историков. По прошествии веков, орфография китайского, корейского и даже английского языков изменилась. Например, китайские иероглифы в большинстве случаев видоизменились или вышли из обихода. Многие слова утратили свое значения, изменились и написания слов на английском языке, например Corea вместо нынешнего написания Korea [81]. Это приводит к затруднению перевода и понимания текстов. Поэтому, эта часть информации может быть дополнена и изучена последующими исследователями.

При проведении математического анализа, из 83 источников, 37,35% (31) - это издания первой половины XX века, 48,19% (40) - издания XIX века, 12,05% (10) - XVIII век, 2,41% (2) - XVII век. Большая часть источников датирована второй половиной XIX века.

По содержанию документы подразделяются:

- документы личного происхождения (европейских и американских миссионеров - протестантов) - 22,89% (19),

- научные труды (переводы Библии, словари, переводы гимнов) -18,07% (15),

- документы личного происхождения корейцев (размышления о религии) - 14,46% (12),

- религиозные сочинения (в том числе католика из Китая Маттео Риччи) - 33,74% (28),

- законодательные акты (официальное уведомление о запрете католицизма в Корее 1809 года) - 1,20% (1),

- периодическая печать - 9,64% (8).

Также музей университета Сангсил снабжен информационными стендами на английском языке и печатает свои издания по истории христианства в Корее, например, издание «The Korean Christian museum at Soongsil University» [277].

6. Хроники, исторические записки

Хроники правления китайских императоров династии Цин, исторические записки придворных историков Китая и Кореи - содержат данные об истории Китая и Кореи и деятельности императоров этих стран. Сведения в хронике представлены часто выборочно, с нужной точки зрения, в угоду того или иного императора. Поэтому данные источники не точны и требуют дополнительной проверки.

Хроники правления всех государей Великой династии (Цин Дай Цин Личао шилу), или просто Шилу были впервые изданы для широкого круга читателей в 1937 году в Японии.

«Исторические записки» (Ши цзи) Сыма Цяня, китайского историка, жившего в II-I веке до н.э. вошли в диссертацию в связи с утверждением идей о китаецентризме и стратагемности, сформированных уже во времена автора работы и столь активно используемых позднее Цинской империей.

Корейские «Исторические записки трех государств» («Самкук Саги»), труд историографа Кима Бусика, составлены в более поздний период - в 1145 году. В ходе работы были собраны летописи государств Силла, Когурё и Пэкче (с I века до н.э. до X века) с добавлениями и комментариями автора, которые являются «самым ранним из сохранившихся корейских исторических памятников» [111, с. 8]. Работа состоит из трех томов и упоминается отношение корейских императоров к религиям: христианству, мусульманству и буддизму.

7. Законодательные акты

Законодательные акты представлены сводами китайских законов, преимущественно по Школе русского языка при Лифаньюань (палате по делам вассальных территорий или палате иностранных дел при Дворцовой канцелярии). Также российскими законодательными актами о создании Российской Православной миссии.

8. Деловая переписка

Дипломатическую переписку составляют опубликованные материалы между Россией с Китаем и Кореей. Некоторые материалы, например, «Архивные материалы на русском языке из Бывшего Пекинского императорского дворца» 1936 года издания, опубликованы на старокитайском языке. Большинство источников освещает дипломатические стороны по урегулированию отношений между странами в территориальных вопросах, в военных столкновениях. Например, в издании «Русский Китай: очерки дипломатических сношений России с Китаем» освещена лейтенант-бароном А.О. Буксгевденом дипломатическая сторона взаимоотношений России и Китая. Издание основывается на документах о посольстве генерал-адъютанта графа Игнатьева Николая Павловича, описывающих взаимоотношения этих стран в XIX веке.

Сведения не всегда непосредственно касаются христианских миссий, но есть информация о захвате острога Албазина, что косвенно повлияло на создание Российской Православной миссии.

9. Научные труды или исследования по вопросам религии

Большая часть научных трудов российских и европейских

исследователей XIX века посвящена иезуитам. Субъективная точка зрения авторов работы сводится к тому что, деятельность ордена осуждается, приводятся «обличительные» примеры и доказательства. К концу XVIII века была прекращена деятельность ордена иезуитов (по решению папы Климента XIV), но формально орден продолжал существовать. И как раз к XIX веку началась активная информационная борьба с орденом иезуитов, что и показывают данные труды.

10. Научные труды членов миссии

Научные труды, представленные членами Российской Православной миссии, содержат преимущественно информацию о быте, культуре традициях Китая и Кореи. Но нужно учитывать, что труды составлялись духовными лицами, православными, пропагандистами своей религии. Это нашло отражение в их работах.

Ярким примером научных трудов служат работы архимандрита Девятой Российской Православной миссии (1807-1821) и востоковеда Иакинфа (в миру - Никита Яковлевич Бичурин) (1777-1853), «первого русского ученого, поднявшего изучение Центральной Азии на ступень выше современной ему европейской науки» [155, с. 11]. Один из основоположников русской синологии (китаеведения), первый русский китаевед, получивший общеевропейскую известность. Собрал, исследовал и перевел на русский язык ряд китайских исторических трудов, опубликовал 14 книг по истории, географии и культуре народов Китая, Центральной и Средней Азии, Южной Сибири и Дальнего Востока. Великолепное знание китайского языка (а также изучение корейского языка с 1810 года) и потрясающая работоспособность позволили ему осуществить перевод почти всех древних китайских сочинений, что способствовало ему издать собственные труды по истории Китая, опубликованные во второй четверти XIX века.

Оставили свои исследования также иеромонах Четырнадцатой Российской Православной миссии (1858-1864) Александр (в миру - Андрей Иванович Кульчицкий), иеромонах Шестнадцатой Российской Православной миссии (1879-1883) Николай Адоратский (епископ Оренбургский и Уральский, в миру - Петр Степанович Адоратский (1849-1896), архимандрит Тринадцатой (1849-1859) и Пятнадцатой (1865-1878) Российской Православной миссии и участник Двенадцатой (1840-1849) Палладий (в миру - Петр Иванович Кафаров), архимандрит Хрисанф (1869-1906).

При этом нужно учитывать, что описание, которое давали священнослужители, не всегда соответствовало действительности. Во-первых, без знания иностранных языков, тяжело было понять тонкости чужой культуры и истории. Во-вторых, все происходящее описывалось часто с религиозной точки зрения, особенно описывая религии китайцев и корейцев (буддизм, конфуцианство, даосизм). В-третьих, отсутствие точных данных: приводимая статистическая информация часто была обобщена, китайские и корейские имена искажены, цифры, касаемые количества приобщенных, часто преувеличены. Исключение здесь составляют труды Н.Я. Бичурина, который старался подойти к изучаемым вопросам, как востоковед, переводчик, а не теолог.

11. Источники личного происхождения (дневники, путевые заметки, воспоминания, письма)

Немаловажный вклад в изучение истории Китая и Кореи составляют труды русских натуралистов и исследователей XIX века, которые путешествовали по Центральной Азии в этот период, часто под руководством Русского Географического общества. «В то время в географических науках первенство было у ученых России. Труды русских натуралистов и исследователей переиздавались западными «учеными» на свой лад, то есть откровенно воровались» [131, с. 5]. Поэтому определенное место в диссертационной работе отведено путевым заметкам, дневникам, воспоминаниям путешественников, торговцев, предпринимателей. Это труды

Александры Викторовны Потаниной (1843-1893), Григория Ефимовича Грумм-Гржимайло (1860-1936), Николая Георгиевича Михайловского (18521906, литературный псевдоним Н. Гарин), американца Питера Добелла (Петр Васильевич Добель (1775-1852), принявшего в последующем русское подданство. Их видение Китая, Кореи, проблемы, с которыми сталкивалось местное население. В работах подчеркивается преимущественно бедное состояние местного населения, необходимость заботы о них.

Питер Добелл (1775-1852), американец ирландского происхождения, торговец, предприниматель, путешественник, предпочитавший мореплавание, неоднократно бывал с 1798 по 1828 год в Южном Китае, странах Индокитая, в Юго-Восточной Азии, в особенности на Филиппинах. Неофициально с 1820 года П.В. Добель был назначен российским представителем правительства в Маниле, хотя фактически в этой должности был не долго из-за начавшегося на Филиппинах «холерного бунта». В Санкт-Петербурге после 1828 года он написал несколько книг о своих путешествиях, в частности книгу «Путешествия и наблюдения в Китае, Маниле и Индо-Китайском архипелаге», опубликованную в 2-х частях в 1833 году в типографии Н. Грача, в переводе «с английского и с высочайшего соизволения» А.Дж.» (возможно А.Джунковский) (до этого книга была издана в 1830 году в Лондоне). Его труд представляет описательный характер, рассказывая о взаимоотношениях китайцев с европейцами, о торговле. Также в работе говорится о его мечте - организации регулярных торговых рейсов судов из Манилы на русский Дальний Восток, которым не суждено было сбыться, и из-за которых П. Добелл обанкротился.

В работе были использованы дневники о путешествиях в Центральную Азию (в Китай и Монголию) в XIXвеке Александры Викторовны Потаниной (1843-1893) - русской путешественницы, первой женщины, принятой в члены Русского географического общества, которая осуществила совместно со своим мужем Григорием Николаевичем Потаниным (1835-1920), четыре поездки в Центральную Азию: на территорию Северо-Западной Монголии

(1876-1877 гг. и 1879-1880 гг.), на территорию Китая, Восточного Тибета и Центральной Монголии (1884-1886 гг. и 1892-1893 гг.). Во время этих поездок она вела дневники, где записывала свои наблюдения и анализировала увиденное. «Не понимая китайского языка и не имея возле себя переводчика говорящего по-русски, мне приходилось только смотреть на китайскую жизнь, разумеется при этом у меня по неволе являлись догадки и не понимание речи я добавляла виденную жизнь своим воображением» [14, л. 1]. Несмотря на языковые трудности, с которыми в принципе сталкивалось большинство путешественников XIX века, дневники А.В. Потаниной представляют особый интерес. Ей, как женщине, в позапрошлом веке были открыты двери китайских домов для общения с восточными женщинами, чего не позволялось мужчинам. «Принимать в домашних комнатах, при женах и дочерях, допускается китайскими приличиями только родственников или людей близких, мало знакомых на внутренний двор дома не пропускают» [14, л. 6]. А.В.Потаниной была написана статья «О китайской женщине» в 1880 году, которая раскрывает все тонкости положения китайской женщины, их заинтересованность внешним миром, но в силу невозможности этого сделать, их малограмотности. С данной статьей удалось поработать в Государственном архиве Иркутской области (ГАИО).

Похожие диссертационные работы по специальности «Всеобщая история (соответствующего периода)», 07.00.03 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Соломатова Валентина Юрьевна, 2021 год

Литература

Литература на русском языке:

176. Андреев А.Р. История ордена иезуитов. Иезуиты в Российской империи. XVI - начало XX века/ А.Р. Андреев. - М. : Рус. Панорама, 1998. -256 с.

177. Арефьев В.Л. Изучение китайского языка в школах России [Электронный ресурс]. - Режим доступа : Шр://,^№^80Сюрго§по7.ги/риЬШт1?1ё=349 (01 апреля 2018)

178. Баранов И.Г. Верования и обычаи китайцев. - М. : ИД «Муравей-Гайд», 1999. - 304 с.

179. Блинова Т.Б. Иезуиты в Белоруссии / Т.Б. Блинова. - Минск : Беларусь, 1990. - 108 с.

180. Бутин Ю.М. Древний Чосон : историко-археологический очерк / отв.ред. А.П. Окладников. - Новосибирск : Изд-во Наука, 1982. - 329 с.

181. Васильев А.С. История Востока : в 2 т. Т.1 : учебное пособие / Л.С. Васильев. - 5-е изд., стер. - М. : Высшая школа, 2008. - 512 с.

182. Васильев В.П. Открытие Китая. - СПб., 1990.

183. Великович Л.Н. Иезуиты вчера и сегодня / Л.Н. Великович. -1972. - 64 с.

184. Великович Л.Н. Черная гвардия Ватикана / Л.Н.Великович. - 1980. - 231 с.

185. Внешняя политика государства Цин в XVII веке / отв.ред. Л.И. Думан (Академия наук СССР Институт Востоковедения). - М. :Изд-во «Наука», 1977. - 387 с.

186. Воскресенский А.Д. Китай в мировой политике / Московский гос. ин-т междунар. отношений (ун-т) ; ред. А. Д. Воскресенский. - М. : Росспэн, 2001. - 528 с.

187. Георгиевский С.М. О корневом составе китайского языка: в связи с вопросом о происхождении китайцев. - М. : URSS. - 2018. - 272 с.

188. Гумилев Л. История народа хунну : Хунну. Хунны в Китае. Хунны в Азии и Европе / Лев Гумилев. - М. :Эксмо, 2008. - 640 с.

189. Гумилев Л.Н. Несторианство и Древняя Русь [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://gumilevica.kulichki.net/articles/Article48.htm (19 сент. 2017)

190. Дацышен В.Г. Очерки истории российско-китайской границы во второй половине XIX-начале ХХвв. / В.Г. Дацышен. - Кызыл : Республ.типогр., 2000. - 216 с.

191. Дацышен В.Г. Христианство в Китае : история и современность. -М. : Научно-образовательный форум по международным отношениям, 2007.

- 240 с.

192. Дубровская Д.В. Миссия иезуитов в Китае. Маттео Риччи и другие (1552-1775 гг.). - М. : «Краф+», Институт востоковедения РАН, 2000. - 256 с.

193. Ефимов А.Б. Очерки по истории миссионерства Русской Православной Церкви. - М. : Изд-во ПСТГУ, 2007. - 688 с.

194. Зубанова С.Г. Русская Православная церковь в России в XIX веке (социальный аспект деятельности). - М. : Изд-во «Лика», 2011. - 328 с.

195. Зубанова С.Г. Социальное служение Русской православной церкви в XIX веке / изд. 2-ое, доп. - М. : Изд-во «Свет», 2010.- 300 с.

196. Иезуиты. БемерГ.; Инквизиция. ЛиГ.Ч. - С. - Петербург, ООО «ИздательствоПОЛИГОН», 1999. - 1248 с.

197. Исаев И. А. Politicahermetica: скрытые аспекты власти / И.А. Исаев.

- 2-е издюб перераб. и доп. - М. : Юристъ, 2003. - 576 с.

198. История Кореи : с древнейших времен до наших дней. - Т. I. - М. : Изд-во Наука, 1974. - 471 с.

199. История Кореи : с древнейших времен до наших дней. - Т. II. - М. : Изд-во Наука, 1974. - 480 с.

200. История средних веков : хрестоматия / сост. В.Е. Степанова; А.Я. Шевеленко. - Ч.2 :XV-XVII вв., 1974. - 319 с.

201. Ковальчук Ю.С. Корейский протестантизм и его миссионерские практики в азиатской части Российской Федерации / отв.ред. д.и.н И.В. Октябрьская. - Новосибирск : Изд-во Института археологии и этнографии СО РАН, 2008. - 192 с.

202. Комиссаров С.А. Значение Конфуция и конфуцианства в культуре стран Дальнего Востока : материалы к лекциям / С.А. Комиссаров; М-во образования и науки РФ, Нососиб.гос.ун-т, Гуманит.ин-т, Центр яз. и культуры Китая (Класс Конфуция). - Новосибирск : Издательско-полиграфический центр НГУ, 2017. - 33 с.

203. Культура Кореи : учебное пособие. Часть 1 (с древнейших времен до 1910 г.) / сост. Л.А. Андронова; Томский политехнический университет. -Томск : Изд-во Томского политехнического ун-та, 2014. - 139 с.

204. Курбанов С.О. История Кореи : с древности до начала XXI века / С.О. Курбанов. - СПб : Изд-во Санкт-петербургского ун-та, 2009. - 680 с.

205. Кюнер Н.В. Китайские известия о народах Южной Сибири, Центральной Азии и Дальнего Востока / Н. В. Кюнер ; ред. Л. П. Потапов. -М. : Изд-во вост. лит., 1961. - 392 с.

206. Кюнер Н.В. Новейшая история стран Дальнего Востока / Н. В. Кюнер. - Ч. 3 : Обзор сношений Китая с европейскими и азиатскими державами с 1842 года, с указанием важнейших событий внутренней истории страны, вып. 1 : С 1842 г. до конца Японо-китайской войны 1894-5 гг. -Владивосток : Типо-лит. Вост. Ин-та, 1910. - 73 с.

207. Ланьков А. Протестанство в Корее [Электронный ресурс] // Сеульский вестник. - 2005. - Электронный ресурс :http://vestnik.kr/articles/gorizonty/3155.html (16 мая 2018)

208. Ланьков А. Религия прогресса и развития / А. Ланьков // Эксперт. Online. - №1 (833). -Янв. 2013. - С. 53 - 55.

209. Лапин П.А. Первая школа русского языка в Китае /П. А. Лапин ; Ин-т стран Азии и Африки МГУ им. М.В. Ломоносова. - М. : Вост. лит., 2009. - 127 с.

210. Ломанов А.В. Христианство и китайская культура / А.В. Ломанов.

- М.: Вост.лит., 2002. -269 с.

211. Ломб К. Как я изучаю языки / Като Ломб. -2-е изд. - М. : Манн, Иванов и Фербер, 1970. - 190 с.

212. Мартынов А.С. Статус Тибета в XVII-XVIII веках в традиционной китайской системе политических представлений. - М. : Наука, 1978. - 282 с.

213. Меликсетов А.В. История Китая / Л.С. Васильев, З.Г. Лапина, А.В. Меликсетов, А.А. Писарев; под ред. А.В. Меликсетова. - 2-е изд., испр. и доп.

— М.: Изд-во МГУ, Изд-во «Высшая школа», 2002. — 736 с.

214. Меликсетов А.В. История Китая / Л.С. Васильев, З.Г. Лапина, А.В. Меликсетов , А.А. Писарев; под ред. А.В. Меликсетова. - 2-е изд., испр. и доп. — М.: Изд-во МГУ, Изд-во «Высшая школа», 2002. — 736 с.

215. Монашеские ордена : власть над душами / сост. С. Шумов. - М. : Алгоритм, Эксмо, 2005. - 415 с.

216. Мясников В.С. Кастильский ключ китаеведа : соч. в 7 т. / В.С. Мясников; Ин-т научной информации по общественным наукам РАН. - Т. 1: Империя Цин и Русское государство в XVIII веке. - М. :Наука, 2014. - 525 с.

217. Мясников В.С. Квадратура китайского круга. Избранные статьи. -М., 2006.

218. Мясников В.С. Становление и развитие отечественного китаеведения // Проблемы Дальнего Востока. - 1974. - №2.

219. Новгородская Н.Ю. Роль и место Российской Духовной миссии в Пекине в истории русско-китайских отношений (конец XVII-XVIII в.) // Православие на Дальнем Востоке : 275-летие Российской Духовной миссии в Китае / отв. ред. М.Н. Боголюбов, архимандрит Августин (Никитин), сост. Н.А. Самойлов. - СПб. : Андреев и сыновья, 1993. -С.9-16.

220. Олтаржевский В.П. История международных отношений. Ч. I : От древности до конца XVII века : Учебное пособие. - Иркутск : Изд-во Иркут.гос.ун-та. - 2004.- 320 с.

221. Осипов А.А. «Евангелие» от. иезуита. Размышления бывшего богослова о книге иеромонаха Ф. Лелотта «Решение проблемы жизни» / А.А. Осипов. - Л. : Лениздат, 1964. - 278 с.

222. Очерки истории востоковедения в Иркутском государственном университете : учебное пособие / Т. П. Кальянова и др. ; под ред. В. П. Олтаржевского. - М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования «Иркусткий гос. ун-т», Центр азиатско-тихоокеанских исслед., Межрегиональный ин-т общественных наук при ИГУ. - Иркутск : Изд-во ИГУ, 2013. - 133 с.

223. Пак А.В. Религиозная ситуация в Корее и деятельность христианских миссионеров в конце XIX - начале XX вв. - М. : Ин-т востоковедения (ИВ) РАН, 2017. - 223 с.

224. Пак Б.Д. Россия и Корея (СССР и страны Востока). - М. : Изд-во Наука, 1979. - 303 с.

225. Пак Б.Д. Корейцы в Российской империи / рецензенты Л.М. Дамешек, С.Ф.Хроленок. - 2-е изд., испр. - Иркутск : Иркутский гос.педагогический институт, 1994. - 238 с.

226. Пак В.П. Просветительское движение и система образования в Корее во второй половине XIX - начале XX в. - М. : Изд-во «Наука», 1982. -116 с.

227. Печников Б.А. Отцы тьмы, или Иезуиты просвещения / Б.А. Печников, 1989. -271 с.

228. Поршнева Е.Б. Религиозные движения позднесредневикового Китая : проблемы идеологии / Е.Б. Поршнева. - М. : Наука, 1991. - 218 с.

229. Православие на Дальнем Востоке : 275-летие Российской Духовной миссии в Китае / отв. ред. М.Н. Боголюбов, архимандрит Августин (Никитин), сост. Н.А. Самойлов. - СПб. : Андреев и сыновья, 1993. - 160 с.

230. Религии мира : история и современность / РАН, Науч.совет «Роль религий в истории», Ин-т всеобщ.истории; отв. Ред. О.В. Чернышева. - М. : Наука, 2003. - 309 с.

231. Россия и иезуиты, 1772- 1820 / Рос.акад.наук, Ин-т всеобщей истории, Ист. Ин-т О-ва Ииисуса; отв.ред. М. Инглот, Е.С. Токарева. - М. : Наука, 2006. - 341 с.

232. Самойлов Н.А. Россия и Китай в XVII - начале XX века : тенденции, формы и стадии социокультурного взаимодействия. - СПб. : Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2014. - 368 с.

233. Симбирцева Т.М. Владыки старой Кореи. - М. : Рос.гос.гуманит. ун-т, 2012. - 640 с.

234. Скачков П.Е. Очерки истории русского китаеведения / П.Е. Скачков; предисл. В.С Мясников; АН СССР, Ин-т востоковедения, Ин-т Дальнего Востока. - М. : Наука, 1977. - 505 с.

235. Спешнев Н.А. Китайцы. Особенности национальной психологии. -М. : КАРО, 2011. - 336 с.

236. Танцкая А.И. Энциклопедия заблуждений. Религия / А.И. Танцкая; худ. Ю.Воевчик. - М. : Эксмо; Донецк : Скиф, 2005. - 421 с.

237. Титаренко М.Л. Китайская Народная Республика... : политика, экономика, культура / Рос. АН , Ин - т Дальнего Востока. - М. : Наука.Изд.фирма «Вост.лит.», 1994. - 410 с.

238. Тихвинский С.Л. Изучение культуры Китая в России и в СССР // Проблемы Дальнего Востока. - 1986. - №2.

239. Тихвинский С.Л. Китай и Всемирная история . - М. : Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1987. - 589 с.

240. Тихонов В.М. История Кореи. - Т.1 : С древнейших времен до 1876 года. - М. : Муравей, 2003. - 464 с.

241. Усов В.Н. Жены и наложницы Поднебесной. - М. : Наталис : Рипол Классик, 2006. - 479 с.

242. Христианство в иной культурной среде : Китай, Персия, Япония : Сборник переводных научных трудов / перевод с англ. А.М. Надежкина.-Нижний Новгород, 2016. - 102 с.

243. Щеголев П.И. Очерки из истории Западной Европы XVI-XVII вв. / П.И. Щеголев ; Ленинградский гос.ун-т, Ист.фак. - Л. : Соцэкгиз, 1938. - 492 с.

Литература на русском языке иностранных авторов:

244. Барт Ролан. Сад, Фурье, Лойола / Р. Барт; пер. с фр. Б.М. Скуратов. - М. : Праксис, 2007. - 253 с.; - Пер. изд. : Sade, Fourier, Loyola / Roland Barthes. - Paris, 1980 с.

245. Бертронг Д. и Э. Конфуцианство / ДжониЭвелинБертронг. - Пер. сангл. О. Перфильева. - М. :ФАИР-ПРЕСС, 2004. - 304 с.

246. Босрок Мэри Меррей. Азия: Путеводитель по обычаям и этикету / М.М.Босрок; пер. с англ. Н. Зубкова. - М. : Астрель, 2007. - 416 с.

247. Вонг Е. Даосизм / Ева Вонг, пер. с англ. Ю.Бушуевой. - М. : ФАИР-ПРЕСС, 2001. - 352 с.

248. Иван Грозный и иезуиты : миссия Антонио Поссевино в Москве / сост., предисл. И.В. Курукина, пер. с нем. С.П. Гиждеу, пер. с лат. Л.Н. Годовиковой. - М. : Аграф, 2005. - 251 с.

249. Киссинджер Г. О Китае / Генри Киссинджер; перевод с англ. В.Н. Верченко. - М. : Астрель, 2013. - 635 с.

250. Ли Чен Вон. Очерки новой истории Кореи / перевод с корейского А.М. Пака, под ред.и пред. М.П. Кима. - М. : Изд-во иностранной литературы, 1952. - 192 с.

251. Медзаботт Эрнест. Папа Сикст V : Роман; Иезуит : Роман / Э. Медзаботт. - М. : Совмест. Предприятие «Бук Чембер интернэшнл», 1993. -479 с.

252. Мюллер М. Религии Китая, Конфуцианство, Даосизм, Буддизм и Христианство : перев.с англ. / М. Мюллер, под ред.А.Е. Яновского. - СПб. : Изд-во т-во XX век, 1901. - 88 с.

253. Розенов Эмиль. Против попов : очерки религиозной борьбы XVI -XVIIвеков / Э. Розенов; пер. с нем., под ред. Н.Н. Попова; авт.предисл. Е.М. Ярославский. - М.; Л. : Госиздат. 1923. - 104 с.

254. Сан-При де Алексис. История падения иезуитов в XVIII веке (1750-1782) : пер. с фр. / А. Сен-При де. - М. : Тип. «Рус.печатня», 1905. -224 с.

255. Томпсон М. Восточная философия / пер. в англ. - 2001. - 384 с.

256. Тонди А. Иезуиты / А. Тонди ; пер. с итал., ред., вступ. ст. Ф.Н.Олещука, 1955. - 332 с.

257. Хуан Р. 1587. Империя на грани. Летопись случайного года / Рей Хуан. - М. : Муравей.

258. Филиппсон М. Религиозная контрреволюция в XVI веке. Общество иезуитов / М. Филиппсон; пер. с фр., 2011. - 203 с.

259. Филиппсон М. Религиозная контрреволюция в XVI веке. Инквизиция / М. Филиппсон; пер. с фр. - 2-е изд.- М. : Либроком, 2011. - 147 с.

260. Фицджеральд Ч.П. Из книги «История Китая» // Усов В.Н. Жены и наложницы Поднебесной. - М. : Наталис : Рипол Классик, 2006. - С. 432-436.

261. Хан Ёнъу. История Кореи : новый взгляд / Хан Ёнъу; пер.с корейского под ред. М.Н. Пака. - М. : Вост.лит., 2010. - 758 с.

262. Чо Чон Хван. Русская Православная миссия в Корее / МГУ им. М.В. Ломоносова. Ист.фак. - М. : Диалог МГУ, 1997. - 147 с.

263. Янг Дж. Христианство / пер. с англ. - 2000. - 384 с.

264. Ян Гус. Мартин Лютер. Жан Кальвин. Торквемада. Лойола : биограф.очерки. - М. : Республика, 1995. - 383 с.

Литература на английском языке:

265. A History of Christianity in Japan: Roman Catholic, Greek Orthodox, and Protestant. - 1976.

266. Bays D.H. A New History of Christianity in China [Электронный ресурс] / Daniel H. Bays. - 2012. - Режим доступа : https://books.google.ru/books?hl=ru&lr=&id=lgS-j2m_0TEC&oi=fnd&pg =PT4&ots=Kt7sHY0jd-&sig=9bX0GS70d6vuAnnR8lcoGSEZhHE&redir _esc=y#v=onepage&q&f=false (10 March, 2018)

267. Biggerstaff K. The Earliest Modern Government Schools in China. -N.Y., 1961.

268. Caitlin Lu. Matteo Ricci and the Jesuit mission in China 1583-1610 / C. Lu.- The Concord Review. - 2011. - 25 p.

269. Campbell T.A. Christian confessions : A historical introduction / Ted A. Campbell. - Kentucky : Westminster John Knox Press, 1996. - 336 p.

270. Catholicism : the story of Catholic Christianity / by Gerald O'Collins and Mario Farrugia. - Oxford ; New York : Oxford University Press, 2003. - 409 p.

271. Cronin V. The Wise Man from the West: Matteo Ricci and this Mission to China. - London : Rupert Hart-Davis, 1955. - 299 p.

272. Cullmann Oscar. The early church : studies in early Christian history and theology / Oscar Cullman, Higgins, A.J.B. - Philadelphia : Westminster Press, 1956. - 217 p.

273. Fairbank J.K. China : A new history / J.K. Fairbank, M. Goldman. -Cambridge : The Belknap press of Harvard university, 2002. - 546 p.

274. Foust C. Muscovite and Mandarin: Russia's Trade with China and its setting, 1727-1805. The University of North Carolina Press, 1969.

275. Fu Lo-Shu. A Documentary chronicle of Sino-Western Relations (1644-1820). - № XXII, vol. I. - Tucson, 1966.

276. The Book of Mormon : Another Testament of Jesus Christ. - Salt Lake City : The Church of Jesus Christ of Latter-day Saints, 1990. - 779 p.

277. The Korean Christian museum at Soongsil University : Christian history and the national culture of Korea. - Soongsil University, 2008. - 53 p.

278. Gernet J. China and The Christian Impact : A Conflict of Cultures / Jacques Gernet, Janet Lloyd. - Cambridge University Press. - 1985. - 316 p.

279. Greeley A.M. The American catholic : A social portrait / Andrew M. Greeley. - N.Y. : Basic Books, Inc., Publishers, 1977. - 280 p.

280. In God's empire: French missionaries in the modern world / edited by Owen White and J.P.Daughton. - New York : Oxford University Press, 2012. -324 p.

281. Korean Catholicism in the 1970s : a Christian community comes of age / Williams E. Bienatzki, Luke Jin-chang Im, and Anselm K.Min; pref. by Francois Houtart. - Maryknow, New York : Orbis Books, 1975. - 172 p.

282. Lodwick K.L. Crusaders Against Opium: Protestant Missionaries in China, 1874-1917 / Kathleen L. Lodwick. - Kentucky : The University Press of Kentucky, 1996. - 221 p.

283. Mansel D. A scientist looks at Buddhism / Davies Mansel. - Sussex : The book guild Ltd, 1990. - 187 p.

284. Menegon E. Ancestors, Virgins, & Friars: Christianity as a Local Religion in Late Imperial China / Eugenio Menegon. - London : Harvard University Asia Center, 2009. - 413 p.

285. Po-Chia Hsia R. A Jesuit in the Forbidden city : Matteo Ricci 15521610. - Oxford : Oxford University press, 2010. - 384 p.

286. Smith S.C. British imperialism, 1750-1970 / Simon C. Smith. -Cambridge : University Press, 1998. - 132 p.

287. Stanley B. The Bible and the flag: Protestant missions and British imperialism in the nineteenth and twentieth centuries / Brain Stanley. - Leicester, 1990. - 192 p.

288. Surhone Lambert M. Roman Catholicism in Korea. - 2011.

289. The English Standard Version Study Bible. - Wheaton : Crossway, 2011. - 2767 p.

290. The missions of James, Peter, and Paul: tensions in early Christianity / edited by Bruce Chiton and Craig Evans. - Leiden ; Boston : Brill, 2005. - 534 p.

291. Uhalley S. China and Christianity: Burdened Past, Hopeful Future / Stephen Uhalley, Jr. and Xiaoxin Wu. - London : An East Gate Book, 2001. - 505

P.

292. Underwood L.H. Underwood of Korea [Электронный ресурс]. - 1918. - Режим доступа : https://archive.org/details/underwoodoikorea00unde (сент. 2017)

293. Widmer E. The Russian Ecclesiastical Mission in Peking during the Eighteenth Century. L., 1976.

Литература на китайском языке:

294. Гао Вэньфэн. Во го дэ ди исо эюй сюэсяо - Элосы вэньгуань (Элосы вэньгуань - первая школа русского языка в Китае) // Хэйлунцзян дасюэсюэбао (вайюйбань). - 1979. - №2.

295. Гао Сяофан. Исследование преподавания иностранных языков в иностранных школах в позднецинский период. - Пекин, 2007.

296. Мин Цин шиляо (Материалы по истории [династий] Мини Цин). -TVIII. - Тайбэй, 1960.

297. Су Цзин. Цинская школа Тунвэньгуань, ее преподаватели и учащиеся. - Тайбэй, 1985.

298. Сяо Юйцю. Исследования найма русских для преподавания в Школе русского языка в цинский ериод // Шисюэ юэкань. - 2008. - №12.

299. Хао Шусе. Первый опыт преподавания русского языка в Китае -Школа русского языка // Чжунго эюй цзяосюэ. - 2005. - №1.

300. Хэ Цютао. Шофан бэйшэн (Готовьте колесницы в стану полуночную) // Сюйсю Сыку цюаньшу. - Цз. 13. - Шанхай, 2002.

301. Цан Ин. Начальный этап преподавания русского языка в Китае и уроки этого опыта // Хэйлунцзян цзяоюй сюэюань сюэбао. - 2004. - №4.

302. Цзинши исюэгуань яньгэ люэ (Очерки истории столичного бюро переводов) // Чжунго цзиньсянь-дай чубань шиляо (Материалы по истории

издательского дела в Китае в новое и новейшее время). - Доп.изд. Шанхай, 2003.

303. Цзян Лу. Китайско-российские культурные контакты в ранний период. - Пекин, 1997.

304. Цин хуйдянь шили (Акты к своду узаконений Цин). - Пекин, 1991.

305. Цин шилу чжун-э гуаньси цзыляо хуэйбянь (Документы по китайско-российским отношениям из «Хроник [династии] Цин»). - Т.! -Пекин, 1974.

306. Цин шилу. Гао-цзун чунь хуанди шилу (Хроники [династии] Цин. Хроника правления императора Гао-цзуна). - Т.15. - Пекин, 1986.

307. Циндай чжун-э гуаньси данъань шиляо сюаньбянь (Сборникархивных материалов по китайско- российским отношениям в эпоху Цин). - 1-е изд. - Т. Ы! - Пекин, 1981.

308. Чжан Юйцюань. Элосы гуань шино цзи (Записки об истории школы русского языка) // Вэньсянь чжуанькань. - 1944, № 1. - 120 с.

309. Чжу Юсянь. Чжунго цзиньдай сюэчжи шиляо (Исторические источники по системе образования в Китае в новое время). - Т.! - Шанхай, 1983.

310. Чжэн Шичан, Ли Чжэнчэн. Черновые записи об истории обучения [китайцев] в Советском Союзе. - Харбин, 2001.

311. Чоубань иу шимо. Тун-чжи чао (Полное изложение сведений по ведению дел с варварами в правление Тун-чжи). - Цз.8. - Тайбэй, 1971.

312. Шу Синьчэн. Чжунго цзиньдай цзяоюй ши цзыляо (Материалы по истории образования Китая в новое время). - Пекин, 1961.

313. Юн-чжэн чао маньвэнь чжупи цзоучжэ цюаньи (Полный перевод с маньчжурского языка конфиденциальных докладов правления Юн-чжэн и наложенных на них резолюций). - Т. II. - Хэфэй, 1998.

314. Ян Юйлинь. Российская духовная миссия и китайско-российские отношения в XVIII веке // Цицихаэр шифань сюэюань сюэбао. - 1987. - №2.

315. Ян Юйлинь. Школа русского языка [в Пекине] в цинский период // Лунцзян шиюань. - 1985. - №2.

316. Янь Хунбо. Особенности преподавания русского языка в Китае в исторической ретроспективе // Чжунго эюй цзяосюэ. - 1999. - №4.

Диссертации и авторефераты диссертаций

317. Андреевская С.И. Деятельность Н.Я. Бичурина в качестве главы IX Российской духовной миссии в Китае (1801-1821 гг.) : автореф. дис... канд. ист. наук : 07.00.02 / С.И.Андреевская. - СПб, 2006. - 28 с.

318. Афанасьева Л.В. Россия и Япония : от контактов к взаимодействию : автореф. дис. канд. культурологии : 24.00.01 / Л.В. Афанасьева. - СПб, 2014. - 26 с.

319. Белов М.В. Русская православная церковь и корейцы. 1865 - 1917 : автореф. дис. канд. ист. наук : 07.00.03 / М.В. Белов. - М., 1995. - 19 с.

320. Бертова А.Д. Христианство в Японии : опыт историко-религиоведческого анализа : автореф. дис. канд. филос. наук : 09.00.14 / А.Д. Бертова. - СПб, 2013. - 24 с.

321. Боголюбов А.М. Российская духовная миссия в Японии в конце XIX- начале XX века : автореф. дис. канд. ист.наук : 07.00.03 / А.М. Боголюбов. - СПб, 2004. - 22 с.

322. Ванина И.Ю. Миссионерская деятельность русской православной церкви в Северо-Восточной Азии (середина XVII - середина XIX вв.) : дис.. канд. истор. наук / И.Ю. Ванина. - Иркутск, 1995. - 270 с.

323. Гавриков А.А. Публицистическая деятельность членов российской духовной миссии в Японии как канал русско-японской межкультурной коммуникации : 1860- е - 1917 г. : дис. ... канд. ист. наук : 07.00.03 / А.А. Гавриков; науч.рук. Ю.В.Кузьмин; Вост.-Сиб.гос.акад.образования [Место защиты: Иркут.гос. ун-т]. - Иркутск, 2012. - 240 с.

324. Иванов К.В. Исторические проблемы Кореи периода 1905-1945 гг. и их современное наследие : колониальная модернизация, ассимиляция корейцев и проблема «прояпонских деятелей» : дис. . канд. ист. наук :

07.00.03 / К.В. Иванов; науч.рук. С.И. Кузнецов; Иркутский гос.университет. - Иркутск, 2014. - 267 с.

325. Ломанов А.В. Проблема культурной адаптации в деятельности христианских миссий в Китае : автореф. дис... д-ра ист.наук : 07.00.03 / А.В. Ломанов. - М., 2000. - 42 с.

326. Саблина Э.Б. Православная церковь в Японии в конце XIX - XX вв. и ее основатель Святитель Николай : автореф. дис. канд. ист. наук : 07.00.03 / Э.Б. Саблина. - М., 2000. - 23 с.

327. Садченко В.Н. Францисканский монашеский орден и его социально-религиозные функции (XIII- первая половина XV вв.) : автореф. дис. канд. ист. наук : 07.00.03 / В.Н. Садченко. - Ставрополь, 2005. - 32 с.

328. Сидорова Е.В. Сравнительный анализ деятельности католических миссионеров в Китае и во Вьетнаме на примере Маттео Риччи и Александра де Рода (конец XVI- середина XVIIвв.) : дис. канд. ист. наук : 07.00.03 / Е.В. Сидорова. - СПб, 2012. - 155 с.

329. Суханова Н.А. История Японской православной церкви в 19121970 гг. Вехи на пути к автономии : автореф. дис. канд. ист. наук : 07.00.03 / Н.А. Суханова. - М. , 2008. - 26 с.

330. Тиморшина А.М. Стратегия и принципы внешней политики империи Цин (XVII- первая половина XIXвека) : дис.канд.ист.наук : 07.00.03 / А.М. Тиморшина. - М., 2006. - 177 с.

331. Чжан Фань. Интерпретация православия в современном Китае китайским религиоведением : автореф. дис. канд. филос. наук : 09.00.14 / Ф.Чжан - Чита, 2015. - 27 с.

332. Шубина С.А. Русская православная миссия в Китае (XVIII -начало XX вв.) : автореф. дис. канд. ист. наук : 07.00.02 / С.А. Шубина-Ярославль, 1998. - 27 с.

333. Parry A. Russian (Greek Orthodox) missionaries in China, 1689-1917: their cultural, political, and economic role: дис. д-ра филос. наук / A.Ratty. Chicago, Illinois, 1938. p. 140.

Статьи

Статьи на русском языке:

334. Андреева С.Г. Миссионерская деятельность Русской (православной) духовной миссии в Китае / С.Г. Андреева // Религиоведение. - 2009. №1. - С. 79-86.

335. Анисимов Л. Православная миссия в Корее // Журнал Московской патриархии. - 1991. - №5. - С. 56-60.

336. Афонина Л.А. Некоторые исторические аспекты положения католической церкви в КНР / Л.А. Афонина, Д.И. Петровский // Проблемы Дальнего Востока. - 2017. - №2. - С. 134-147.

337. Байбородина М.А. Организация школьного дела Русской Православной церковью в Китае, Японии и Корее (XVIII-начало XXвв.) // Новосибирский гос.университет : Материалы XLVI Международной научной студенческой конференции «Студент и научно-технический прогресс». -Новосибирск, 2009. - С. 125-126.

338. Барановский М. Пекинская духовная миссия // Атеист. №49. Февраль 1930. С. 10-35.

339. Бирюкова К.В. История Российской Духовной миссии в Китае на страницах «Китайского благовестника» // Вестник Брянского госуниверситета. - Брянск, 2015 (3). - С. 80-84.

340. Бирюкова К.В. Храмы Российской духовной миссии в Китае // Ученые записки Орловского государственного университета. - №6 (69). -2015. - С. 25-28.

341. Волков М.Г. Из истории деятельности Русской православной церкви на российском Дальнем Востоке и Маньчжурии ^К-начало XX вв.) // Проблемы Дальнего Востока. - 2010. -№2. - С. 107-121.

342. Волков М.Г. Православная церковь в Корее /М.Г. Волков //Азия и Африка сегодня. - 2009. - №4. - С. 66-70.

343. Волкова М.П. Первый учебник русского языка для китайских учащихся // Краткие сообщения Института народов Азии. - Т.61. -1963.

344. Волохова А. Китайский Благовестник : обзор журнала за 19992000 гг. / А. Волохова, О. Воропаева // Проблемы Дальнего Востока. - 4. -2001.- С. 172-176.

345. Дарагян В. Христианин в Поднебесной // Наука и религия. 2014. -№12. - С. 34-36.

346. Дацышен В.Г. Митрополит Иннокентий (Фигуровский) // Вопросы истории. - №12.- С. 24-36.

347. Захаренко И.А. Востоковедческое изучение трансграничных регионов России и Китая: историко-географический и картографический аспект : Электронный информационный журнал [Электронный ресурс] // Новые исследования Тувы. №2. Проблемы востоковедения. 2013. Режим доступа : http://www.tuva.asia/journal/issue_18/6256-zaharenko.html (27 сент. 2016)

348. Иванова Л.В. Деятельность русской школы в Корее (1896-1904 гг.) // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. - 2007. - №31. - С. 59-65.

349. Ипатова А.С. «То дело зело изрядно.» : к 330-летию православия в Китае и 300-летию основания Российской духовной миссии в Пекине // Проблемы Дальнего Востока. - 2015. - №6. - С. 120-141.

350. Камедина Л.В. Русские Духовные миссии в странах Дальнего Востока / Л.В. Камедина // Россия и современный мир. - 2011. - №1. - С. 212221.

351. Ким П.Г. Американские миссионеры в Корее в последней четверти XIX - начале XX в. и политические контакты // Петербургский исторический журнал. - 2015. - №1 (5). - С. 173-182.

352. Комиссаров С.А. Христианство в Китае / С.А. Комиссаров, Р.Р. Ибрагимова // Вестник НГУ. Серия : История, филология. - 2008. - Том 7. -Вып. 4 : Востоковедение. - С. 133-135. - Рецензия на книгу : Дацышен В.Г. Христианство в Китае : история и современность. - М., 2007. - 240 с.

353. Корнеева И.В. Конфуцианство и его влияние на образование в средневековой Корее // Вестник Московского гос.университета. Серия : Обществоведческие науки. - Владивосток, 2008. - Вып. 24. - С. 44-48.

354. Корниенко Н.Н. История распространения христианства в странах Восточной Азии : общее и особенное // Исторические, филологические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - 2016. - №6. - С.

355. Кружалина А.А. Особенности христианизации корейских переселенцев (на материалах периодической печати второй половины XIX века) // Российско-корейские отношения : история и право /Материалы международной научно-практической конференции (Россия, г. Иркутск 12 февраля 2015 г.) / научные редакторы А.В. Костров, Мин Гёнхён. - Сеул : Корейский университет, 2016. - С. 124-134.

356. Крупенникова Ю.Е. Протестантизм в Корее : настоящее и будущее // Новосибирский гос. Университет : Материалы XLV Международной научной студенческой конференции «Студент и научно-технический прогресс». - Новосибирск, 2007. - С. 121-123.

357. Мартынов Д.Е. Протестантские миссионеры ы Китае : (из истории взаимодействия христианства и китайской культуры) // Человек. - 2008. -№3. - С. 65-77.

358. Муран О.В.Россияне в истории Православия в Корее: прошлое и настоящее // Российско-корейские отношения : история и право /Материалы международной научно-практической конференции (Россия, г. Иркутск 12 февраля 2015 г.) / научные редакторы А.В. Костров, Мин Гёнхён. - Сеул : Корейский университет, 2016. - С. 182-213.

359. Осьмаков И.Н. Старый Пекин в описаниях начальников Русской духовной миссии / И.Н. Осьмаков // Восток. - 2014. - №2. - С.92-97.

360. Осьмакова О.Н. Формирование материальной базы миссионерской деятельности РПЦ в Китае в XVIII-начале XIX века : проблемы и способы

нормативного обеспечения // Актуальные проблемы российского права. -2014. - №6. - С. 1025-1030.

361. Пак А.В. Деятельность первых протестантских миссионеров в Корее (1832-1884) // Восток. Афро-азиатские общества : история и современность. - 2017. - №2. - С. 38-48.

362. Пиков Г.Г. Один из истоков европейского маньчжуроведения (латинское представление о монголах XIIIвека) // Вестник НГУ. Серия : История, филология. - 2011. - Том 10. - Вып. 1 : История. - С. 18-33.

363. Пискулова Ю.Е. Российско-корейские культурные отношения в конце XIX в. Школа русского языка в Сеуле (по материалам архивных документов) // Мир на пороге XXIвека: материалы 3 науч.-практ.конф.молодых ученых, 24 февр.2000 г. - М., 2001. - С. 168-171.

364. Православный святитель Японии // Наука и религия. - 2012. - №4. - С. 33.

365. Рифтин Б.Л. Путешествия русского китаеведа вКитай // Вестник НГУ. Серия : История, филология. - 2012. - Том 11. - Вып. 10 : Востоковедение. - С. 91-99.

366. Самсонов А. Тяньцзиньский трактат 1858 года. На пути к решению проблемы Амура [Электронный ресурс] // Военное обозрение. - 2012. -Режим доступа : https://topwar.ru/15315-tyanczinskiy-traktat-1858-goda-na-puti-k-resheniyu-problemy-amura.html (28 сент. 2016)

367. Святитель Николай (Велимирович). Китайские мученики / перев.с сербского Ю.Максимов [Электронный ресурс] // Поместные церкви. - 2010. -Режим доступа : http://www.pravoslavie.ru/orthodoxchurches/41626.htm (31 окт. 2016)

368. Скачков П.Е. История изучения Китая в России в XVII и XVIII веках // Международные связи России в XVII-XVIII вв. - М., 1966.

369. Смирнов Г. Ю. Лев Степанович Игорев // Русское искусство. Середина девятнадцатого века : очерки о жизни и творчестве художников / под ред. А. И. Леонова. - М. : Искусство, 1958. - С. 541-567.

370. Солонин К.Ю. Католическая философия в контексте китайской мысли : опыт концептуального синтеза школы Фужэнь // Философские науки. - 2007. - №9. - С. 82-100.

371. Толстой А.П. «Об учреждении в Китайской империи школ распространения православия». Письмо обер-прокурора синода А.П. Толстого министру иностранных дел А.М. Горчакову : 1859 г. / публ.подгот. П.А. Лапин // Исторический архив. - 2017. - №3. - С. 182-187.

372. Федирко О.П. Первые корейские школы на Дальнем Востоке в середине XIX - начале XX в. / О.П.Федирко, Бэ Со Ён // Общество : философия, история, культура. - 2017. - №1. - С. 1-4.

373. Чегодаев А.Б. Конфуцианство в заметках П.И. Каменского (архимандрита Петра) // Вестник НГУ. Серия : История, филология. - 2011. -Том 10. - Вп. 4 : Востоковедение. - С. 65- 68.

374. Шостакович Б.С. Здания Римско-католического костела в Иркутске // Земля Иркутская. - 2001.

Авторские статьи:

375. Соломатова (Ларченко) В.Ю. Взгляд православия на католическое миссионерство в Китае в конце XIX века // Известия Лаборатории древних технологий. - Т. 16. №1 2020. - Иркутск, 2020. - С. 176-186.

376. Соломатова (Ларченко) В.Ю. Ткачество в Китае в XIX веке // Народы России, Сибири и стран Востока : история и современность : материалы Международной научной конференции, посвященной 80-летию войны на Халхин-Голе (15 мая 2019). - Иркутск, 2019. - С. 153-154.

377. Соломатова (Ларченко) В.Ю. Изготовление бумаги в Китае в XIX веке (по дневнику Г.Е. Грумм-Гржимайло) // Народы России, Сибири и стран Востока : история и современность : материалы Международной научной конференции, посвященной 80-летию войны на Халхин-Голе (15 мая 2019). -Иркутск, 2019. - С. 155-157.

378. Ларченко В.Ю. Появление христианства (несторианство, католицизм, протестантизм, православие) в Корее // Известия Иркутского

государственного университета. Серия «История». - Т. 28. - Иркутск, 2019. -С. 35-42.

379. Ларченко В.Ю. Китайский благовестник, как исторический источник Российской православной миссии в XIX-XX веке и принципы успешности проповеди христианства в Китае // Молодежные исследования и инициативы в науке, образовании, культуре, политике : Всероссийская молодежная научно-практическая конференция. - Биробиджан, 2018. - С. 5663.

380. Ларченко В.Ю. Деятельность членов Пекинской духовной миссии по распространению русского языка в Китае в ХУШ-Х1Х веках // Международный аспирантский вестник. Русский язык за рубежом. - №1. -Москва, 2017. - С. 28-31.

381. Ларченко В.Ю. Истоки установления религиозного взаимодействия России с Китаем // Современные исследования социальных проблем. - Том 9, №1. - Красноярск, 2017. - С. 26-41.

382. Ларченко В.Ю. Католическое миссионерство в Китае глазами Льва Степановича Игорева // Успехи современной науки и образования. - №8. -Т.2. - Белгород, 2016. - С. 16-19.

383. Ларченко В.Ю. Рукоделие в Китае глазами Потаниной Александры Викторовны // Всероссийский форум молодых ученых : сборник материалов, Екатеринбург, 27-28 апреля 2017. - Екатеринбург : Изд-во Уральского федерального университета имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, 2017. - С. 118- 126.

384. Ларченко В.Ю. Россия, Китай, Япония : исторический опыт православного миссионерства на начало XX века // Страны Запада и Востока : проблемы становления и модернизация политических, экономических и культурных форм развития : Сборник научных трудов Международной научно-практической конференции. Республика Башкортостан. 14 ноября 2016 г.- Стерлитамак, 2016. - С. 38-39.

385. Ларченко В.Ю. Деятельность архимандрита Хрисанфа в Корее // Единство в многообразии : наука и социальная практика в фокусе междисциплинарности : материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (Ростов-на-Дону. 17-18 ноября 2017 г.) - Ростов-на-Дону; Таганрог : Изд-во Южного Федерального университета, 2018. - С. 206-211.

386. Ларченко В.Ю. Уклад жизни китайцев под воздействием христианских миссионеров с XVII по XIX века // Россия - Китай : История и культура : Сборник статей и докладов участников X международной научно-практической конференции. - Казань : Изд-во Академии наук РТ, 2017. - С. 348-353.

387. Ларченко В.Ю. Причины успеха миссий католической церкви в Китае по сравнению с православными. Различия устройства католической и православной церквей // Десятые Байкальские международные социально-гуманитарные чтения. - Том 2 : материалы.- Иркутск : Изд-во ИГУ, - 2017. -С. 31-33.

388. Ларченко В.Ю. Установление христианства в Корее: религиозные взаимоотношения России и Кореи // Вестник Международного центра Азиатских исследований. 20/2016. Народы России, Сибири и стран Востока: история и современность. - Иркутск, 2016. - С. 29 - 33.

389. Ларченко В.Ю. Влияние деятельности русских православных миссионеров на внешнюю политику Китая с Россией в ХУШ - XIX веках // Байкал 2020 : сборник статей Международной научно-практической конференции (МРС, Ольхонский район, 21-28 августа 2016 г.). - Иркутск : Изд-во ИРНИТУ, 2016. - С. 148-151.

390. Ларченко В.Ю. Влияние католических и православных миссий в Корее на установление первых контактов с Европой и Россией // Девятые Байкальские международные социально-гуманитарные чтения. - Том 2 : материалы.- Иркутск : Изд-во ИГУ, 2016. - С. 43-45.

391. Ларченко В.Ю. Роль христианства для корейцев в настоящее время. Появление христианства в Корее // Российская цивилизация: история, проблемы, перспективы: XV Межрегиональная молодежная научно-практическая конференция. - Иркутск, 2015. - С. 277 - 282.

392. Ларченко В.Ю. Европейское научное знание как фактор влияния на политику и мировоззрение Китая в конце XVI - начале XVII вв. // Политические культуры на Востоке и Западе : взгляд из Сибири : Всероссийская научная конференция. - Иркутск : Изд-во ИГУ, 2015. - С. 91 -97.

393. Ларченко В.Ю. Влияние миссионерской деятельности ордена иезуитов на общественное сознание в Китае в период пребывания в этой стране Маттео Риччи (XVI век) // Российская цивилизация: история, проблемы, перспективы: XIII Межрегиональная молодежная научно-практическая конференция. - Иркутск, 2014. - С. 73 - 77.

Статьи на английском языке:

394. Bigelow Poultney. Missions and Missionaries in China // The North American Review. - Vol. 171. - No. 524 (Jul., 1900). - pp. 26-40.

395. Clarke Jeremy. When West Met East // America. - 5/ 10/2010. - Vol. 202. - Issue 15. - pp. 12-16.

396. Cohen P.A. China and The Christian Impact: A Conflict of Cultures by Jacques Gernet, Janet Lloyd / Paul A. Cohen // Harvard Journal of Asiatic Studies. - vol. 47. - №2 (Dec., 1987). - pp. 674-683.

397. Dunch Ryan. Beyond Cultural Imperialism : Cultural Theory, Christian Missions, and Global Modernity // History and Theory. - Vol. 41. - No. 3 (Oct., 2002). - pp. 301-325.

398. Father Leo Desmet. Organization and Recent Work of the Catholic Missions in China // The Journal of Race Development. - Vol.3. - No. 4 (Apr., 1913). - pp. 457-466.

399. Havergal Chris. China warms to Catholic's missions // Times Higher Education. - 12/18/2014. - Issue 2183. - p. 18.

400. Lutz Jessie G. Christian Missions in China : Evangelists of What? // The Journal of Asian studies. - Vol.25. - No. 1 (Nov., 1965). - p. 143.

401. MengSsu-ming. The E-Lo Ssu Kuan (Russian Hostel) in Peking // Harvard Journal of Asiatic Studies. - 1960-1961, vol. XXIII.

402. Osmakovlgor. Daily life in China as seen by Russian missionaries (1721-1854) (English) // Vestnik IKBFU. - 2013. - Issue 12. - pp. 23-31.

403. Our Mission in China // The Sewanee Review. - Vol.1. - No. 1. (Nov., 1892). - pp. 74-89.

404. Po-Chia Hsia R. The Catholic Historical Review : One Hundred of Scholarship on Catholic Missions in the Early Modern World // Catholic Historical Review. 2015. CentennialIssue. - Vol. 101. - pp. 223-241.

405. Porter A. «Cultural imperialism» and Protestant missionary enterprise, 1780-1914 // Journal of Imperial and Commonwealth history. - Vol. 25. - 1997.

406. Potter Pitman B. Belief in Control: Regulation of Religion in China / P.B. Potter // The China Quarterly. - vol. 174.-2003. - pp. 317-337.

407. Some Russians are on Our Side : Fighting Communism in Japan // Saturday Evening Post. - 3/29/1952. - Vol. 224. - Issue 39. - pp. 12.

408. Stary G. A Manchu Document Concerning Russian Teachers of the Manchu Banners' «Russian Company» // Central Asiatic Journal. - №43, Pt I, 1999.

409. Steiger G. Nye. A History of Christian Missions in China by Kenneth Scott Latourette // The Journal of Modern History. - Vol.1. - No. 3 (Sep., 1929). -pp.496-499.

410. Yang F. The red, black and grey markets of religion in China / Fenggang Yang // The Sociological Quarterly. - vol.47. - Issue 1. - February 2006. - pp. 93-122.

411. Yu Liu. The Complexities of a New Faith: Xu Guangqi's Acceptance of Christianity / Liu Yu. // Journal of Religious History. - Jun. 2013. - Vol. 37. Issue 2. - pp. 228-244.

Газеты Иркутска и Иркутской области:

412. Асанин Р. Иркутский Вознесенский монастырь // Областная : общественно-политическая газета. - 2011. - №43. - С. 8.

413. В Дальне-Восточной Республике. Юрино своей миссии // Власть Труда : орган Иркут.Губ.Ком.Росс.Коммунист.партии (большевиков) и Иркут.Губерн.Исполкома. - 26 мая 1921. - №458 (334). - С.1.

414. Вигорская А. Малоеланцы ждут перспектив. Под охраной Иркутского святого // Областная : общественно-политическая газета. - 14-20 июня 2017. - №63. - С.13.

415. Даревская Е. Музыкальный центр... И монгольские мальчики // Зеленая лампа : ежемесяч.газ.работников культуры и искусства Иркутск.обл. / Комитет по культуре администрации Иркутск.обл. - Август-сентябрь 2001. -№8-9. - С. 18.

416. Иезуиты в Сибири // Сибирская советская энциклопедия. -Новосибирск. - 1929.

417. Из записок Зарифейского. Сообщено Паршиным // Иркутские губернские ведомости. - 4 декабря 1865. - №49. - С. 4-9.

418. Иркутский Вознесенский монастырь. Статья 4-я. Церкви Вознесенского Монастыря // Иркутские губернские ведомости. Часть неофициальная. - 29 апреля 1861. - №17. - С.9-10.

419. Как на Руси фабриковались святые. Святитель Иннокентий // Власть труда. - 1 февраля 1921. - №366. - С. 2-3.

420. Крючкова Т. Святитель земли Иркутской // Саянские зори. - 31 августа 2005. -№112/115. - С. 12

421. Ленин Н. Рабочая партия и крестьянство : Международный день работниц. Восьмое марта // Ленский шахтер. - 3 марта 1926. - №50. - С.2.

422. Матонина Л. Свой Святой. 9 декабря православные верующие отметят день памяти святителя Иннокентия Иркутского // Ангарские ведомости. - 2 декабря 2015. - № 98 (915). - С. 12.

423. Марков С. Собиратель сокровищ китайской истории // ВосточноСибирская правда. - 18 сентября 1959. - №220 (11709). - С. 4.

424. Матыщев А. Уроки вождя // Советская молодежь. - 11 сентября 1990. - №104. - С.3.

425. Назаревская В. Вор у вора. // Советская молодежь. - 11 августа 1960. - №159. - С. 4.

426. Орлова Е. Два Иннокентия земли Иркутской // Областная : общественно-политическая газета. - 23 октября 2015. - № 120. - С.7.

427. Орлова Е. Туристический маршрут памяти святителя объединит 13 регионов страны // Областная : общественно-политическая газета. - 2 марта 2016. - №21 (1485). - С. 2.

428. Самойлов М. Ленин в 1918 году // Советская молодежь. - 24 апреля 1939. - №63. - С. 3

429. Угнетенная Корея // Власть Труда : орган Иркут.Губ.Ком.Росс.Коммунист.партии (большевиков) и Иркут.Губерн.Исполкома. - 26 мая 1921. - №458 (334). - С.1.

430. Улыбина Ю. Духовные скрепы. Утвержден план мероприятий по реализации проекта «Путь святителя Иннокентия» // Областная : общественно-политическая газета. - 1 декабря 2014. - №135 (1303). - С. 1-2.

431. Чернов Л. Достоинства и недостатки одного спектакля // Советская молодежь . - 30 марта 1954. - №40. - С. 3.

432. Юдин Ю. Символ единения. На Байкале открыли часовню Николая Японского // Православный Вестник : совместный проект Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, Иркутской епархии и общественно-политической газеты «Областная». - ноябрь 2017. -№123.- С.1.

КИТАЙ Несторианство Запрещение христианства на территории Китая Доминиканцы, францисканцы; назначение русских пленных на военную службу в Китае. Запрещение христианства на территории Китая Официальное назначение Маттео Риччи Деятельность иезуитов Смерть императора Юнли (династии Мин) Запрещение деятельности иезуитов в Европе Запрещение деятельности иезуитов в Китае Запрещение общения китайцам с европейцами

635 845 1234 1271 1368 до 1591 1597 1662 1773 1784 1805

Династия Тан Династия Юань Династия Мин

Начало русской православной миссии Деятельность Российской Православной миссии

1715

КОРЕЯ Принятие несторианства с Китая Принятие христианства первым корейцем Хо Гюном Запрещение деятельности иезуитов в Европе Организация "Научно-исследовательского объединения западной науки" корейцами Декрет против деятельности христиан Послабление гонений Изменение корейской церкви по образу китайской Обострение положения между католиками и правительством Отделение корейской церкви от китайской (по решению папы римского), создан Корейский епископат Гонения христиан

635 1610 1773 1777 1784 1784 1786 1789 1801 1816

ЯПОНИЯ Прибытие португальских католиков в Японию Прибытие иезуитов Первый антихристианский указ о запрете проповеди Прибытие францисканцев Второй антихристианский указ о запрете проповеди Прибытие протестантов Запрещение деятельности миссионеров Закрытие страны для иностранцев Запрещение деятельности иезуитов в Европе

| 1542 1549 1587 1593 1597 1600 1614 1614 1638 1773

Успех христианских миссий

Провал, гонения и запрет христианских миссий

> КИТАИ

до 1956

КОРЕЯ Массовые гонения Кор ейс ко-француз с кий договор, свобода миссионерской деятельности

1867 1872 1887

Прибытие Российской Православной миссии в Корею Закрыти е миссии

1899 1904

ЯПОНИЯ Канагавский договор (открытие Японии для европейцев) Поток европейцев, католиков, протестантов, православных

1854

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.