Католицизм и государство в европейском политическом дискурсе тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 23.00.01, кандидат наук Кондратенко, Сергей Евгеньевич

  • Кондратенко, Сергей Евгеньевич
  • кандидат науккандидат наук
  • 2013, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ23.00.01
  • Количество страниц 146
Кондратенко, Сергей Евгеньевич. Католицизм и государство в европейском политическом дискурсе: дис. кандидат наук: 23.00.01 - Теория политики, история и методология политической науки. Санкт-Петербург. 2013. 146 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Кондратенко, Сергей Евгеньевич

Содержание

Введение

Глава I. Католицизм и государство в средневековом религиозно-политическом дискурсе

§1. Политический августинизм и концепт универсалистского сообщества

§2. Рационализация средневекового политического дискурса

§3. Политическая полемика католицизма и «новых монархий»

Глава II. Католицизм и государство в политическом дискурсе Нового времени

§1. Реформация: секуляризации государства и политического дискурса

§2. Католицизм и абсолютистские монархии

Глава III. Католическая церковь и государственные институты в современном политическом дискурсе

§1. Католицизм и тоталитарные режимы XX в

§2. Католицизм и вызовы современного мира

Заключение

Список использованной литературы

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория политики, история и методология политической науки», 23.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Католицизм и государство в европейском политическом дискурсе»

Введение

Актуальность темы исследования. Современный мир переживает глубочайший системный кризис. Одни наблюдатели называют его ценностным кризисом буржуазного мироустройства и протестантской этики, другие -кризисом традиционных политических и экономических институтов, неспособных отвечать на глобальные вызовы современности, третьи - кризисом идей справедливости и общего блага. Вместо бесконфликтного общества XXI в. наблюдается резкое обострение национальных, социальных, экономических и религиозных конфликтов по всему миру и в первую очередь в «странах золотого миллиарда». Одна из основных причин современного кризиса - крушение тотального индивидуализма, ставшего идейной основой мироустройства конца прошлого века. Но ни отказаться от индивидуализма, ни вернуть его в приемлемые границы самостоятельно современные либеральные общества не в состоянии. В условиях кризиса гражданского общества возрастает церкви, стремящейся укреплять эти границы на основе общечеловеческих ценностей: справедливости, свободы совести и др. Обновленный католицизм пытается предложить миру свое решение системных проблем, демонстрируя политическую адаптивность и готовность к внутренним институциональным изменениям. О политической адаптивности современной католической церкви может свидетельствовать как беспрецедентное в новейшей истории отречение папы Бенедикта XVI, так и избрание верховным понтификом латиноамериканского архиепископа иезуита Хорхе Марио Бергольо, незамедлительно после своего избрания провозгласившего реформе Курии1.

На протяжении столетий развитие европейского политического дискурса определялось институциональным дуализмом государства и церкви,

' Как следует из коммюнике Святого Престола, папа Франциск принял решение об учреждении специальной коллегии из 8 кардиналов, предназначенной для реформирования Римской курии и консультирования понтифика по проблемам управления церковью. Основная функция коллегии состоит в пересмотре апостольской конституции Pastor Bonns 1988 г., посвященной институциональному устройству Римской курии. URL: http://ww\v.nevvs.va/en/ne\vs/pope-francis-appoints-group-of-card¡nals-to-adv¡se (13.04.2013).

являющимся одним из самых динамичных элементов европейской истории. И государство, и церковь претендуют на обладание истиной о политическом

Л

благе , но, как справедливо замечает Л. Штраус, «истина может быть только одна: отсюда конфликт между этими двумя притязаниями и, следовательно, конфликт между мыслящими существами; и это неизбежно означает спор. Каждый из двух оппонентов пытается на протяжении тысячелетий опровергнуть другого. Противостояние это продолжается и в наши дни. В этом конфликте как раз и заключен секрет жизнеспособности Запада»3.

Современный европейский политический дискурс - продукт длительного процесса секуляризации религиозного дискурса. Следует согласиться с тезисом К. Шмитта: «Все точные понятия современного учения о государстве представляют собой секуляризированные теологические понятия. Не только по своему историческому развитию, ибо они были перенесены из теологии на учение о государстве, причем, например, всемогущий Бог становится всевластным законодателем, но и в их систематической структуре»4. Вместе с тем религиозный дискурс, сосуществуя и взаимодействуя со светским политическим дискурсом, сохраняет свою политическую природу.

Со времен Второго Ватиканского собора католическая церковь декларирует свое принципиальное невмешательство в дела государства: «Церковь не предлагает технических решений и не намеревается как-либо внедряться в

2 Бенедикт XVI основную миссию современной церкви видит в «миссии истины»: «Исполнять эту миссию нужно во все времена и при любых обстоятельствах - ради общества... Без истины наш взгляд становится сугубо эмпирическим и скептическим, мы не можем подняться над практической деятельностью, поскольку теряем интерес к ценностям, а иногда и смыслам, - позволяющим выносить суждения о ней и задавать ее направление. Верность человеку требует верности истине, ведь только истина гарантирует свободу и возможность целостного человеческого развития. Поэтому Церковь ищет истину, неустанно ее возвещает и распознает везде, где бы та не обнаружилась. От этой миссии Церковь никогда не откажется»; Бенедикт XVI Caritas in Veritate / Энциклика Caritas in Verücte Верховного Понтифика Бенедикта XVI епископам, пресвитерам и диаконам, монашествующим, верным Христу мирянам и всем людям доброй воли о целостном человеческом развитии в любви и истине (29 июня 2009 г.). М.: Изд-во Францисканцев, 2009. С.11.

3 Штраус .П Взаимное влияние философии и теологии // Введение в политическую философию. М.: Прак-сис: Логос, 2000. С. 298-299. В. А. Гуторов обращает внимание, что эта тенденция имела место уже античности: «Некоторые специачисты-антиковеды считают вполне правдоподобной гипотезу, согласно которой само возникновение философии в греческом мире является завершением процесса секуляризации политической мысли, ее отделения от традиционной мифологии»; см.: Гуторов В А Политическая аргументация и генезис политической философии: Методологические аспекты // Мысль. Ежегодник, 2006. Санкт-Петербург. 2006. С. 149.

4 Шмитт К Политическая теология. М.: Канон-Пресс-Ц, Кучково поле, 2001. С.57.

политику государств»5. Однако сегодня католическая церковь все чаще инициирует общественные дискуссии, в центре которых находятся сугубо политические вопросы, такие как способы достижения общего блага, функции политической власти, будущее национального государства, формы гражданского участия в политике, реформирование международных политических и финансовых институтов и т.д. Папа Франциск в своей первой энциклике Lumen Fidei, являющейся программными тезисами нового понтифика, особо акцентируя внимание на связи общего блага и христианской веры, обосновывает ключевое значение веры в «преодолении недуга массовой амнезии в современном мире», вызванной чрезмерным доверием к «субъективному индивидуализму»: «Вера, которая рождается из любви к Богу, укрепляет связи между людьми и служит справедливости, законности и миру. Вот почему она не отдаляет нас от мира и не является чуждой для конкретной деятельности современного человека. Более того, без любви к Богу единство людей было бы основано только на полезности, интересе или страхе. Вера же является наилучшей основой человеческих отношений, их конечной судьбы в Боге, и ставит их на служение общему благу»6.

Предшественник Франциска Бенедикт XVI, признанный европейский-теолог и интеллектуал, с одной стороны, следуя многовековым традициям, католицизма с его универсалистскими тенденциями, с другой стороны, рассуждая в духе классических образчиков политической философии, в качестве общего блага провозглашает всеобщий мир: «Мир - это неискоренимое и страстное желание, которое есть в сердце у каждого человека, независимо от специфических культурных особенностей. Именно поэтому каждый должен чувствовать себя обязанным служить столь драгоценному благу, трудясь, дабы не просочилась никакая форма лжи, отравляющая человеческие отно-

5 См., напр.: Павел VI. Апостольское послание Octogésima Adveniens. 4; Иоанн-Павел II Энциклика Centesi-mus Annus, 43; Бенедикт XVI Энциклика Caritas in Veritate, 9. URL: http://www.vatican.va/holy_father/index.htm (13.04.2013).

6 Francis. Lumen Fidei / Encyclical Letter Lumen Fidei of the Supreme Pontiff Francis to the Bishops Priests and Deacons Consecrated Persons and the Lay Faithful on Faith. URL:

http://www.vatican.va/holy_father/francesco/encyclicals/documents/papa-francesco_20130629_enciclica-lumen-fidei_en.html (30.06.2013).

шения. Все люди принадлежат к единой и той же самой семье. Обостренное превознесение собственных отличий противоречит этой основополагающей истине. Следует вернуться к сознанию того, что нас объединяет общее предназначение, в конечном счете трансцендентное, чтобы лучше оценить собственные исторические и культурные различия, не противопоставляя себя друг другу, но согласуясь с теми, кто принадлежит к другим культурам. Мир предстанет тогда по-новому: не как простое отсутствие войны, но как сожительство отдельных граждан в обществе, управляемом справедливостью, в коем осуществляется, поскольку это возможно, благо и для каждого из них»7.

В своей последней энциклике Caritas in Veritate Бенедикта XVI предлагает практические способы достижения общего блага: «Сегодня, когда мы извлекаем уроки из экономического кризиса, принуждающего государственную власть непосредственно заняться исправлением ошибок, представляется уместным заново переоценить ее роль и полномочия; они нуждаются в мудром присмотре, чтобы власть могла отвечать - в том числе с применением новых способов функционирования - на вызовы современного мира. Можно предвидеть, что, когда точнее будет определена роль гражданских властей, укрепятся те новые формы участия в национальной и международной политике, которые реализуются через деятельность организаций, работающих в гражданском обществе; желательно, чтобы и граждане уделяли больше вни-

Л

мания "общему делу" {res publica) и активнее участвовали в нем» .„Далее понтифик развивает свой тезис о необходимости кардинальной переоценки власти и делает далеко идущий политический вывод: «Есть потребность в инновационных формах, которые позволят реализовать принцип "обязанности защищать" и обеспечат беднейшим нациям эффективное участие в принятии общих решений. Для того, чтобы управлять мировой экономикой, оздоровить экономические системы, пораженные кризисом, достичь свое-

7 Benedict XVI Message of His Holiness Pope Benedict XVI for the Celebration of the World Day of Peace. URL: http://www.vatican.vayholy_father/benedict_xvi/messages/peaee/documents/hf_ben-xvi_mes_20051213_xxxix-world-day-peace_en.html (13.04.2013).

8 Бенедикт XVI. Caritas in Veritate. C. 29-30.

временного и целостного разоружения, продовольственной безопасности и мира, обеспечить охрану природной среды и упорядочить миграционные потоки, нужна настоящая всемирная политическая власть, о которой говорил уже мой предшественник Иоанн XXIII. Эта власть должна руководствоваться правом, последовательно придерживаться принципов субсидиарности и солидарности, стремиться к общему благу и способствовать подлинному и целостному человеческому развитию, вдохновляемому ценностями любви в истине. Эта власть должна получить всеобщее признание и пользоваться реальными полномочиями, чтобы гарантировать каждому безопасность, справедливость, соблюдение прав. Пока эти замыслы не реализованы, есть опасность, что международное право, несмотря на немалые успехи, достигнутые в различных областях, будет зависеть от баланса власти, установившегося между сильнейшими странами»9. Таким образом, в своей энциклике, приверженность духу которой подтвердил папа Франциск, Бенедикт XVI как минимум ставит вопрос об эффективности существующих мировых политических институтов и необходимости переосмысления роли национального государства, как максимум - предлагает создать всемирную политическую власть, высшей целью которой должно стать достижение общего блага. Это лишь частный пример, но политическая дискуссия, начатая папой Бенедикт XVI и получившая развитие в самых разнообразных кругах10, имеет глубокие исторические основания, заставляющие обратиться к истокам взаимоотношений католической церкви и государства.

Степень научной разработанности проблемы.

Проблема, поставленная в диссертации, затрагивает широкий круг источников.

В контексте современной западной философии проблема интерпретации и анализа политического дискурса получила развитие в рамках

9 Бенедикт XVI. Caritas in Veritate. С. 95-96.

10 По сообщениям мировых СМИ, в частности The Financial Times, энциклика Бенедикта XVI Caritas in Veritate вызвала оживленную дискуссию на саммите большой восьмерки в Италии в июле 2009 года. См.: Ishmael S.-M. Pope condemns capitalism's 'failures' // The Financial Times (от 7 июля 2009). URL: http://www.ft.eom/cms/s/0/cc9150d0-6af4-llde-861d-00144feabdc0.html (13.04.2013)

герменевтической, постструктуралистской, постмодернистской традиций, совершив путь от узколингвистических концепций 1960-х гг. до понимания дискурса в качестве единственно доступной человеку реальности политики".

Руководствуясь целью и задачами данного исследования автор разделяет методологические установки Кембриджской школы истории понятий, фокусирующей свое внимание на изучении политического дискурса в его историческом контексте. Кембриджская школа истории понятий в западном академическом мире является наиболее авторитетной, но далеко не единственной12. Основными разработчиками метода исторической контекстуализации политических теорий в рамках школы выступают К. Скиннер и Дж. Покок\ Они, исходя из посылки о лингвистическом устройстве политического, определяют политический дискурс как комплексную структуру с собственной лексикой, грамматикой и риторикой, а также как совокупность обычаев, условностей, ритуалов, взятых в их синхронии14. Основной формой политического дискурса является политический текст или трактат15. Дж. Покок обращает внимание, что политический дискурс о пред е-

" Напр., см.: Барт Р Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М.: Прогресс, 1994; Бодрийяр Ж Символический обмен и смерть. М: Изд-во КДУ, 2011; Рикер П Конфликт интерпретаций: Очерки о герменевтике. М.: Канон-пресс-Ц; Кучково поле, 2002; Хайдеггер М Время и бытие. СПб.: Наука, 2007.

12 Существуют значительные отличия в развитии немецкой, французской и англо-американской исторической семантики. В середине 1960-х гг. появляется немецкая школа «истории понятий», основателем которой считается Р Козеллек. полагавший, что «изменения политической и социальной реальности семантически проявляются в важнейших понятиях политико-социального мира». Исследования Козеллека концентрируются на «базовых понятиях», в которых спрятана во всем своем многообразии «политическая и социальная история». См.: Козеллек Р Социальная история и история понятий // Исторические понятия и политические идеи в России XVI-XX века. Вып. 5. / Сб. отв. ред. H.E. Копосов. СПб.: Изд-во Европ. ун-та, 2006. С.33-53. Так же: Козеллек Р К вопросу о темпоральных структурах в историческом развитии понятий // История понятий, история дискурса, история менталитета / Сб. ст. под ред. X. Э. Бедекера. М.: Новое литературное обозрение, 2010. С.21-33. Во французской традиции, не смотря на призывы Л. Февра с самого раннего периода существования «Анналов» «писать историю как историю значений ключевых понятий», на протяжении долгого времени исторические исследования языковых структур оставались маргинальными.

13 Скиннер К Свобода до либерализма. СПб.: Изд-во Европ. ун-та в СПб, 2006; Скиннер К Макиавелли: очень краткое введение. М.: Астрель, 2009, Skinner Q The Foundations of Modern Political Thought. Vol. 2. The Age of Reformation. Cambridge: Cambridge University Press, 2006.; PocockJ G A Political ideas as historical events: political philosophers as historical actors / Political theory and political education. Princeton. N.Y : Princeton University Press. 1980: PocockJ G A Politics, Language and Time. Essays on political thought and history. London, 1972; Pocock J G A The History of Political Thought: A Methodological Enquiry // Philosophy. Politics and Society. / Ed.by P. Lslett. W. Runciman. Oxford, 1962.

14 История понятий, история дискурса, история менталитета / Сб. ст. под ред. X Э Бедекера. М.: Новое литературное обозрение. 2010. С.12.

15 Л. Штраус рассматривает трактат как единственно возможную форму выражения политической философии. См.: Штраус Л Что такое политическая философия? / Введение в политическую философию. М.: Праксис: Логос, 2000. С. 12.

ленной эпохи предписывает контекст, только внутри которого он может быть осознан. Чтобы понять позицию автора, необходимо поместить его текст в соответствующий идейный и исторический контекст. В то же время политический трактат после его написания приобретает самостоятельный смысл, который далеко не всегда предполагал автор. Идея, рассматриваемая в контексте, - суть подхода, отстаиваемого Кембриджской школой.

Для исторической контекстуализации политических теорий крайне важны обзорные труды кембриджских историков и историков философии Дж. Барнса, М. Голди, П. Спрингборга и др., находящихся под известным влиянием школы истории понятий16.

Результаты философского осмысления проблем взаимоотношения католицизма и государства можно обнаружить в трудах современных философов. Особо следует отметить работы К. Шмитта «Политической теологии» и «Римский католицизм и политическая форма»17. Изучением взаимного влияния философии и теологии неустанно занимался Л. Штраус™. Феномену абсолютистской власти, практикам ее религиозной легитимация и репрезентации посвящена фундаментальная работа философа и культуролога М. Ямполъского19.

Немаловажную роль играют труды представителей школы «Анналов»: Ж. ле Гоффа, М. Блока, Ж. Дюби . Следует отметить работу Г. Дж. Бермана,

16 The Cambridge Companion to Augustine / ed. by El. Stump, N. Kretzmann. Cambridge: Cambridge University Press, 2006; The Cambridge Companion to Hobbes's Leviathan / ed. by P. Springborg, 2007; The Cambridge Companion to Medieval Philosophy / ed. by A.S. McGrade, 2006; The Cambridge History of Medieval Political Thought / ed. by J. H. Burns; The New Cambridge Medieval History. Vol. V / ed. by D. Abulafia.

17 Шмитт К. Государство: Право и политика. / сост. В. В. Анашвили, О. В. Кильдюшов. М.: Изд. Дом «Территория будущего», 2013; Шмитт К. Диктатура: от истоков современной идеи суверенитета до пролетарской классовой борьбы. СПб.: Наука, 2006; Шмитт К Номос Земли в праве народов jus publicum europaeum. СПб.: Владимир Даль, 2008; Шмитт К. Политическая теология. М.: Канон-Пресс-Ц, Кучково поле, 2000.

18 Штраус Л. Взаимное влияние философии и теологии // Введение в политическую философию. М.: Прак-сис: Логос, 2000.

19 Ямпольский М. Физиология символического. Возвращение Левиафана: Политическая теология, репрезентация власти и конец Старого режима. М.: Новое литературное обозрение, 2004.

20 Ле Гофф Ж. Интеллектуалы в Средние века. СПб.: Изд. СПбГУ, 2003; Ле Гофф Ж. Рождение Европы. СПб.: Alexandria, 2008; Ле Гофф Ж. Средневековье и деньги: очерк исторической антропологии. СПб.: Евразия, 2010; Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М.: Прогресс-академия, 1992; Блок М. Короли-чудотворцы: Очерк представлений о сверхъестественном характере королевской власти, распространенных преимущественно во Франции и в Англии. М.: Языки русской культуры, 1998; Блок М. Феодальное общество. М.: Изд-во им. Сабашниковых, 2003; Дюби Ж. История Франции. Средние века. От

посвященная анализу феномена правовой или «папской» революция, под которой понимается движение, направленное «против подчинения духовенства императорам, королям и феодальным баронам, за утверждение римской церкви как независимого, корпоративного политического и юридического

9 1

образования под эгидой папства» .

Отдельно необходимо выделить работы историка Г. Кенигбсергера, посвященные средневековой Европе и западноевропейскому обществу эпохи модерна22. Интерес представляет наследие отечественных историков-медиевистов А. Я. Гуревича и П. М. Бицилли3.

С точки зрения общефилософского контекста политических теорий принципиальное значение имеют обзорные работы Э. Жшьсона, Ф. Коплстона, А. В. Койре, В. В. Соколова24.

Среди авторов компендиумов, посвященных истории политической мысли и отдельным ее концептам следует выделить А. Карлейла, Дж. Канин-га, Б. Тирни, М. Ушкса25. Для освещения различных аспектов политической аргументации государства и церкви принципиальны некоторые статьи, опубликованные в западных периодических изданиях У. Улманном,

26

К. Нидерманом, Э. Льюисом .

Гуго Капета до Жанны д'Арк. 987-1460. М.: Международные отношения, 2001; Дюби Ж Трехчасгная модель. или представления средневекового общества о себе самом. М.: Языки русской культуры, 2000.

21 Берман Г Д Западная традиция права: эпоха формирования. М.: Изд-во МГУ: Изд. Инфра-М-Порма. 1998.

"" Кенигсбергер Г Европа раннего Нового времени: 1500-1789. М.' Весь мир, 2006; Кеиигсбергер Г Средневековая Европа: 400-1500 годы. М., 2001. М.: Весь мир, 2001.

23 Гуревич А Я Категории средневековой культуры. М.: Искусство, 1984; Гуревич А Я Избранные труды. Культура средневековой Европы. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2006; Бицилли П М Избранные труды по средневековой истории: Россия и Запад. М.: Языки славянских культур, 2006; Бицилли П М Элементы средневековой культуры. СПб.: Мифрил, 1995.

24 Жильсон Э Философия в средние века: От истоков патристики до конца XIV века. М.: Культурная Революция, 2010; Коплстон Ф История философии: Средние века. М.: Росспэн, 1999; Койре А В Очерки истории философской мысли: О влиянии философских концепций на развитие научных теорий. М.: Едито-риал: URSS, 2003; Соколов В В Средневековая философия. М.: Высшая школа. 1979.

25 Carlyle R W, A J A History of Medieval Political Theory in the West. N. Y.: Barnes and Noble Inc., 1921; Canning J A History of Medieval Political Thought, 300-1450. London. N.Y.: Routledge. 1996. - 255; Canning J Ideas of Power in the Late Middle Ages 1296-1417. Cambridge: Cambridge University Press, 2006; Tierny В The Crisis of Church and State 1050-1300. Toronto: University of Toronto Press, 2010; Wilks M The Problem of Sovereignty in the Later Middle Ages. The Papal Monarchy with Augustinus Triumphus and the Publicists. N.Y.. Cambridge University Press, 1963.

26 Ullmann W A Medieval Document on Papal Theories of Government // The English Historical Review. 1946. Vol. 61. № 240. PP. 180-201; Ullmann W The Development of the Medieval Idea of Sovereignty // The English Historical Review. 1949. Vol. 64. № 250 PP. 1-33; Nederman С J Aristotelianism and the Origins of "Political Science" in the Twelfth Century // Journal of the History of Ideas. 1991. Vol. 52. PP. 179-194; Nederman С J The

В современной российской науке проблема взаимоотношений католицизма и государства не получила должного осмысления и развития на уровне новых методологических принципов и подходов. Большинство монографических работ сводятся либо к дескриптивному изложению истории Св. Престола и ее отдельных этапов (И. Р. Григулевич, Л. В. Пономарева), либо анализу дипломатической активности Ватикана (Я. А. Ковальский,

27

Ю. Е. Карлов, Т. В. Зонова) . Гораздо больший интерес в контексте проблемы исследования представляет отечественная историография конца XIX-начала XX в. Решающая роль здесь принадлежит В. И. Герье, а также его

ученикам и последователям: М. С. Корелину, Р. Ю. Випперу, С. А. Котляров-

28

скому, Е. Н. Трубецкому . В центр внимания В. И. Герье находится процесс трансформации раннехристианского социального учения в средневековую теократию - «своеобразное религиозное учение о всемирной христианской империи». Исследование Е. Н. Трубецкого, посвященное политико-философской концепции Аврелия Августина, до сих пор остается самым основательным из имеющихся на русском языке. Необходимо иметь в виду, что , работы Е. Н. Трубецкого о католицизме появляются в обстановке ожесточенных споров о сущности христианства и его роли в дальнейшем развитии русской культуры и являются частью полемики с В. С. Соловьевым и его представлениями о том, как должно выглядеть христианское мировоззрение, очищенные от средневековых «наслоений». Отдельно необходимо отметить

Changing Face of Tyranny: the Reign of King Stephen in John of Salisbury // Nottingham Medieval Studies. 1989. Vol. 33. PP. 1-20; Lewis E Organic Tendencies in Medieval Political Thought // The American Political Science Review. 1938. Vol. 32. № 5. PP. 849-876.

27 Григулевич И. P Папство: Век XX. M.: Терра-Книжный клуб, 2003; Григулевич И Р. «Мятежная» церковь в Латинской Америке. M., 1972; Пономарева Л. В. Испанский католицизм XX в. М.: Наука, 1989; Ковальский H. А Ватикан и мировая политика. М.. 1964; Зонова Т. В. Дипломатия Ватикана в контексте эволюции европейской политической системы. М.: РОССПЭН, 2000.

28 Герье В. И Блаженный Августин. Зодчие и подвижники Божьего царства. М.: Печатня С. Г1. Яковлева, 1910; Герье В. И Расцвет западной теократии. Иннокентий III. M.: Печатня С. П. Яковлева, 1916; Коре-лин M С. Важнейшие моменты в истории средневекового папства. М.: ЛИБРОКОМ. 2012; Корелин М. С. Падение античного миросозерцания (культурный кризис в Римской Империи). СПб.: Тип. общ-ва Брокгауз и Ефрон, 1901; Виппер Р. Ю Рим и раннее христианство. М.: Издательство Академии Наук СССР. 1954; Виппер Р Ю. Церковь и государство в Женеве XVI века в эпоху кальвинизма. М.: Печатня С. П. Яковлева. 1894: Котляревский С А Избранные труды. / Сост., коммент. К. А. Соловьев. М.: Российская политическая энциклопедия, 2010; Трубецкой E H Философия христианской теократии в V веке: учение Блаженного Августина о граде Божием. Москва: URSS: ЛИБРОКОМ, 2011; Трубецкой Е Н. Религиозно-общественный идеал западного христианства. СПб.: Изд-во РХГИ, 2004. - 600 с.

вклад в разработку проблематики историка-медиевиста и философа Л. П. Карсавина 9, также находившегося под заметным влиянием В. С. Соловьева, что в свою очередь отразилось в стремлении к созданию целостной системы христианского миросозерцания, иногда в ущерб научным интересам.

Объектом исследования выступают католицизм и государство в качестве основных концептов западноевропейского политического дискурса в его историческом контексте.

Предмет исследования - основные теоретические концепции взаимоотношений католицизма и государства.

Основной целью исследования является анализ роли католицизма и ин-ституционализации идеи национального государства в западноевропейской политической традиции.

Основные задачи исследования:

■ выделить основные этапы развития политического дискурса, посвященного взаимоотношениям католицизма и государства;

■ изучить историческую и философскую специфику политической аргументации в трудах апологетов светской и духовной властей;

■ выявить идейные и политические истоки властных притязаний церкви5 в средние века;

■ проследить генезис и развитие концепции универсалистского общества в средневековом политическом дискурсе;

■ рассмотреть основные причины рационализации политического дискурса;

■ оценить влияние исторического конфликта государства и церкви на процесс институционализации идеи национального государства;

■ охарактеризовать процесс эмансипации "светского" в качестве самостоятельной сферы;

29 Карсавин Л П Культура средних веков. М.: Кн. находка. 2003; Карсавин Л П Монашество в средние века. М.: Ломоносов. 2012; Карсавин Л П Основы средневековой рели1 иозности в ХИ-ХШ веках преимущественно в Италии. Пг., типогр. Научное дело. 1915; Карсавин Л 17 Святые отцы и учители Церкви. М.- Изд-воМГУ, 1994.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория политики, история и методология политической науки», 23.00.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Кондратенко, Сергей Евгеньевич, 2013 год

Список использованной литературы Источники

1. Аврелий Августин. О граде Божием // Творения. Т.Т. 3-4. СПб.: Але-тейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998.

2. Амвросий Медиоланский. Две книги о покаянии; Две книги о преставлении брата его Сатира; Слово утешительное на смерть императора Валентиниана Младшего; Слово на смерть Феодосия Великого; Церковь, мистическая Ева; Гимны. М.: Учеб.-информ. экумен. центр ап. Павла, 1997.-205 с.

3. Анселъм Кентерберийский. Сочинения. М.: Канон, 1996. -400 с.

4. Аристотель. Сочинения в 4-х тт. М.: Мысль, 1976-1983.

5. Бенедикт XVI. Caritas in Veritate / Энциклика Caritas in Veritate Верховного Понтифика Бенедикта XVI епископам, пресвитерам и диаконам, монашествующим, верным Христу мирянам и всем людям доброй воли о целостном человеческом развитии в любви и истине (29 июня 2009 г.). М.: Изд-во Францисканцев, 2009. - 112 с.

6. Боден Ж. Метод легкого познания истории. М.: Наука, 2000. 412 с.

7. Боэций. Сочинения. / сост. А. В. Апполонов. М.: Едиториал: URSS, 2010.-312 с.

8. Боэций. Утешение Философией и другие трактаты. М.: Изд. ЛКИ, 2011. -416с.

9. Гоббс Т. Избранные произведения в 2-х тт. М.: Мысль, 1964.

Ю.Гроций Г. О праве войны и мира. М.: Ладомир, 1994. - 868 с.

11 .Дамиани 77. О божественном всемогуществе // Анселъм Кентерберийский. Сочинения. М.: Канон, 1996. - С. 356-394.

12 Данте Алигьери. Малые произведения. М.: Наука, 1968. - 652 с.

13 Данте Алигъери. Монархия. М.: Канон-Пресс-Ц, 1999. - 191 с.

14.Дигесты Юстиниана. В 8 тт. / Отв. ред. Л. Л. Кофанов. М.: Статут.

2002-2006.

15,Дионисий Ареопагит. Сочинения. / Пер. с греч. Прохорова Г. М. СПб.: Алетейя; Изд. Олега Абышко, 2002. - 854 с.

16 Долеман Р. (Парсонс Роберт). Рассуждение о наследовании английского престола: 1594 г. М.: Русский фонд содействия образованию и науке, 2013.-456 с.

М.Дюбуа П. Об отвоевании святой земли // Антология педагогической мысли христианского Средневековья в 2-х тт. / Общ. ред. В. Г. Безрогова, О. И. Варьяш. Т. 2. М.: Аспект-пресс, 1994. С. 191-206.

18.Иоанн Солсберийский. Поликратик, или О забавах света и заветах философов // Библиотека в саду. Писатели античности, средневековья и Возрождения о книге, чтении, библиофильстве. М.: Книга, 1985. -254 с.

19.Кальвин Ж. Наставление в христианской вере. М.: Изд-во Гос. гуманит. ун-та, 1999.-487 с.

Ю.ЛоккДж. Сочинения в 3-х тт. М.: Мысль, 1985.

21.Лютер М. 95 тезисов. СПб: Роза мира, 2002. - 720 с.

22.Лютер М. Избранные произведения. СПб.: Андреев и согласие, 1994. -427 с.

23 .Макиавелли Н. Государь: Сочинения. М.: Эксмо, 2007. - 672 с.

2А.Монтескье Ш.-Л. Избранные произведения. М.: Государственное изд-во политической литературы, 1955. - 800 с.

25.Монтескье Ш.-Л. Персидские письма. М.: Государственное изд-во художественной литературы, 1956. - 400 с.

26.Памятники истории Англии XI-XIII вв. / под ред. Д.М. Петрушевского. M.: URSS: ЛИБРОКОМ, 2010. - 238 с.

21 .Ришелье А.-Ж. Политическое завещание, или Принципы управления государством. М.: Ладомир, 2008. - 489 с.

28.Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре: Трактаты. М.: Канон-пресс-Ц: Кучково поле, 1998. - 414 с.

29.Феодорит Кирский. Церковная история. М.: РОССПЭН, 1993. - 240 с.

30. Фома Аквинский. О правлении государей // Политические структуры эпохи феодализма в Западной Европе (VI -XVII вв.) / под ред. В. И. Ру-тенбурга, И.П. Медведева. Л.: Наука, 1990. - 243 с.

31. Фома Аквинский. Сумма против язычников / Пер. и коммент. Т. Ю. Бо-родай. Долгопрудный: Вестком, 2000. - 463 с.

Ъ2.Фома Аквинский. Сумма теологии (Вопросы 68-114). М.: ЛИБРОКОМ, 2012.-688 с.

ЪЪ.Цицерон. О государстве. О законах. О старости. О дружбе. Об обязанностях. Речи. Письма. М.: Мысль, 1999. - 782 с.

ЪА.Эйнахрд. Жизни Карла Великого // Историки эпохи Каролингов. Сб. / сост. М.А. Тимофеева. М.: РОССПЭН, 1999. - 277 с.

35.Эразм Роттердамский. Воспитание христианского государя / пер. и коммент. А. В. Тарасовой. М.: Мысль, 2001. - 365 с.

36.Эразм Роттердамский. Похвала глупости. М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. -686 с.

37.Augustine: Political Writings (Cambridge Texts in the History of Political Thought) / ed. by E. M. Atkins, R. J. Dodaro. Cambridge: Cambridge University Press, 2001. - 299 p.

38.Bod.in J. Six Books of the Commonwealth. Oxford: Basil Blackwell, 1955. -212 p.

39.Dubois P. The Recovery of the Holy Land / trans, by W. I. Brandt N. Y.: Columbia University Press, 1956. - 251 p.

AO John of Paris. On Royal and Papal Power / trans, by Monahan A. P. N.Y., London: Columbia University Press, 1974. - 197 p.

41.John of Salisbury. Policraticus / ed. and trans, by C. J. Nederman. Cambridge: Cambridge University Press, 1990. - 240 p.

Al.Marsilio da Padova. The Defensor Pacis / trans, by A. Gewirth. N. Y.: Columbia University Press, 1956. — 450 p.

43.St. Thomas Aquinas. Commentary on Aristotle's Politics / trans, by R. J. Regan. Cambridge: Hackett Publishing Company Inc., 2007. - 213 p.

44.St. Thomas Aquinas: Political Writings (Cambridge Texts in the History of Political Thought) / ed. and trans, by R. W. Dyson. Cambridge: Cambridge University Press, 2004. - 300 p.

Монографии

1. Альбериго Дж., Бодров А., Зубов А. История II Ватиканского собора в 5 тт. M.: URSS, 2005-2010.

2. Андерсон Б. Воображаемые сообщества. М: Канон-пресс-Ц: Кучково поле, 2001.-286 с.

3. Аполлонов А. В. Латинский аверроизм XIII века. M.: URSS; Красанд, 2011.- 157 с.

4. Апполонов А. В. Фома Аквинский и антиаверроистская полемика 70-х XIII в. / Фома Аквинский. Сочинения. M.: URSS, 2004. - 230 с.

5. Басовская Н. И. Столетняя война: леопард против лилии. М.: Астрель: ACT, 2010.-446 с.

6. БарберМ. Процесс тамплиеров. М.: Алетейя: Энигма, 1998. -493 с.

7. Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М.: Прогресс, 1994. -615 с.

8. Барынкин Е. В. Орден тамплиеров в контексте взаимоотношений светской и духовной властей во Франции в начале XIV в. / Автореф. дис. на соиск. уч. ст. канд. ист. наук. СПб., 2012.

9. Беляев Н. Догмат папской непогрешимости. Историко-критический обзор. Казань: Типография Импер. Университета, 1882. - 221 с.

Ю.Берлин И. Философия свободы. Европа. М.: Новое литературное обозрение, 2001.-448 с.

11 .Берман Г. Дж. Западная традиция права: эпоха формирования. М.: Изд-во МГУ: Изд. Инфра-М-Норма, 1998. - 623 с.

М.Бицилли П. М. Избранные труды по средневековой истории: Россия и Запад. М.: Языки славянских культур, 2006. - 808 с.

ХЪ.Бицилли П. M. Элементы средневековой культуры. СПб.: Мифрил, 1995.-242 с.

14.Блок М. Короли-чудотворцы: Очерк представлений о сверхъестественном характере королевской власти, распространенных преимущественно во Франции и в Англии. М.: Языки русской культуры, 1998.-709 с.

15.Блок М. Феодальное общество. М.: Изд-во им. Сабашниковых, 2003. -504 с.

1 в.Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. М.: Изд-во КДУ, 2011. -388 с.

17.Бойцов М. А. Величие и смирение: Очерки политического символизма в средневековой Европе. М.: РОССПЭН, 2009. - 549 с.

ХЪ.Брендлер Г. Мартин Лютер: теология и революция. М.: СПб.: Унив. кн., 2000. - 366 с.

19.Бровко Л. Н. Церковь и Третий рейх. СПб.: Алетейя, 2009. - 472 с.

Ю.Бычков А. А. Обоснование и кризис имперской идеи в XIV веке: Данте Алигьери, Уильям Оккам, Марсилий Падуанский. / Дис. на соиск. уч. степ. канд. полит, наук. М.: Институт философии РАН, 2008.

21 .Бэймкер К. Европейская философия Средневековья. M.: URSS, 2011. -88 с.

22.Вебер М. Избранное: Образ общества. СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2012. - 767 с.

23.Вебер М. Политика как призвание и профессия / Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. - 804 с.

2А.Венкстерн Л. В. К вопросу о формировании единого централизованного государства во Франции (Пьер Дюбуа, «De recuperatione Тите Sánete»). / Автореф. дис. на соиск. уч. ст. канд. ист. наук. Иваново, 1953.

25.Венкстерн Л. В. Французские легисты и их роль в политической централизации страны на рубеже XIIIXIV веков. // Средневековый город. Саратов, 1989. Вып. 9. С.154-160.

26.Виппер Р. Ю. Рим и раннее христианство. М.: Издательство Академии Наук СССР, 1954.-264 с.

21.Виппер Р. Ю. Церковь и государство в Женеве XVI века в эпоху кальвинизма. М.: Печатня С. П. Яковлева, 1894. - 762 с.

28.Власенко И. С. Церковно-организационные и политические идеи кальвинизма и их реализация в контексте швейцарской реформации (30-е -50-е гг. XVI в. / Автореф. дис. на соиск. уч. ст. канд. ист. наук. Ставрополь, 2011.

29.Гегель Г. В. Ф. Лекции по философии истории. СПб.: Наука, 1993. - 477 с.

30.Гергей Е. История папства. М.: Республика, 1996. - 462 с.

ЪХ.Герье В. И. Блаженный Августин. Зодчие и подвижники Божьего царства. М.: Печатня С. П. Яковлева, 1910. - 682 с.

32.Герье В. И. Расцвет западной теократии. Иннокентий III. М.: Печатня С. П. Яковлева, 1916. - 354 с.

33.Гладков А. К. Социально-политические взгляды Иоанна Солсберийско-го. / Дис. на соиск. уч. ст. канд. ист. наук. М.: Институт всеобщей истории РАН, 2008.

34.Голенищев-Кутузов И. Данте. М.: Молодая гвардия, 1967. -280 с.

35.Голенищев-Кутузов И. Творчество Данте и мировая культура. М.: Наука, 1971.-552 с.

Ъб.Грабманн М. Введение в «Сумму теологии» св. Фомы Аквинского. М.: Сигнум Веритатис, 2007. - 280 с.

37.Григорьева И. Л. Формирование общественных взглядов Эразма Роттердамского в ранний период: Автореф. дис. канд. ист. наук / ЛГУ им. A.A. Жданова. Л., 1986.

ЪЪ.Григулевич И. Р. Папство: Век XX. М.: Терра-Книжный клуб, 2003. -366 с.

39.Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры. М.: Искусство, 1984. -350 с.

40.Гуревич А. Я. Избранные труды. Культура средневековой Европы. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2006. - 542 с.

41 .Гуторов В.А. Политика: наука, философия, образование. СПб.: СПбГУ, Факультет Политологии, 2011. - 516 с.

42.Дюби Ж. История Франции. Средние века. От Гуго Капета до Жанны д'Арк. 987-1460. М.: Международные отношения, 2001. -406 с.

43 Дюби Ж. Трехчастная модель, или представления средневекового общества о себе самом. М.: Языки русской культуры, 2000. - 320 с.

ААЖилъсон Э. Томизм. Введение в философию св. Фомы Аквинского. М.; СПб.: Универ. книга, 1999.-496 с.

45.Жилъсон Э. Философия в средние века: От истоков патристики до конца XIV века / под ред. Неретиной С.С. М.: Культурная Революция, 2010.-678 с.

46.Задворный В. JI. Сочинения Римских понтификов эпохи поздней Античности и раннего Средневековья (I-IX вв.). М.: Изд-во Францисканцев, 2011. - 478 с.

47.Занин C.B. Общественный идеал Жан-Жака Руссо и французское Просвещение XVIII века. СПб.: Изд-во С.-Петерб. гос. ун-та, 2007. - 533 с.

48.Зонова Т. В. Дипломатия Ватикана в контексте эволюции европейской политической системы. М.: РОССПЭН, 2000. - 197 с.

49.История понятий, история дискурса, история метафор. / Сб. ст. под ред. X. Э. Бедекера. М.: Новое литературное обозрение, 2010. - 328 с.

50.Казаков M. М. Епископ и империя: Амвросий Медиоланский и Римская империя в IV в. Смоленск: Траст-Имаком: Смол, гуманитар, ун-т, 1995. -336 с.

51 .Карсавин Я. П. Культура средних веков. М.: Кн. находка, 2003. - 222 с.

С4-

52.Карсавин JI. П. Монашество в средние века. М.: Ломоносов, 2012. -194 с.

53.Карсавин Л.П. Основы средневековой религиозности в XII-XIII веках преимущественно в Италии. Пг., типогр. Научное дело, 1915. - 360 с.

54.Карсавин Л.П. Святые отцы и учители Церкви. М.: Изд-во МГУ, 1994.

- 110с.

55.Кенигсбергер Г. Европа раннего Нового времени: 1500-1789. М.: Весь мир, 2006.-319 с.

56.Кенигсбергер Г. Средневековая Европа: 400-1500 годы. М., 2001. М.: Весь мир, 2001.-374 с.

51.Койре А. В. Очерки истории философской мысли: О влиянии философских концепций на развитие научных теорий. М.: Едиториал: URSS, 2003.-269 с.

58.Коплстон Ф. Аквинат: Введение в философию великого средневекового мыслителя. Долгопрудный: Вестком, 1999. - 244 с.

59.Коплстон Ф. История философии: Средние века. М.: РОССПЭН, 1999.

- 277 с.

60.Корелин М. С. Важнейшие моменты в истории средневекового папства. М.: ЛИБРОКОМ, 2012. - 152 с.

61 .Корелин М. С. Падение античного миросозерцания (культурный кризис в Римской Империи). СПб.: Тип. общ-ва Брокгауз и Ефрон, 1901. -177 с.

62.Котляревский С. А. Избранные труды. / Сост., коммент. К. А. Соловьев. М.: Российская политическая энциклопедия , 2010. - 704 с.

63. Ле Гофф Ж. Интеллектуалы в Средние века. СПб.: Изд. СПбГУ, 2003. -154 с.

64.Ле Гофф Ж. Рождение Европы. СПб.: Alexandria, 2008. - 391 с.

65.Ле Гофф Ж. Средневековье и деньги: очерк исторической антропологии. СПб.: Евразия, 2010. - 224 с.

66.Jle Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М.: Прогресс-академия, 1992. - 376 с.

67.Леруа М. Миф о иезуитах: от Беранже до Мишле. М.: Яз. славян, культуры, 2001.-460 с.

6%.Лобъе П. де. Три града. Социальное учение христианства. СПб.: Але-тейя, 2000.-412 с.

69.Люблинская А. Д. Источниковедение истории средних веков. JL: Изд-во Ленингр. ун-та, 1955. - 374 с.

10.Люблинская А. Д. Франция при Ришелье. Французский абсолютизм в 1630-1642. М.: Наука, 1982.-279 с.

71 .Люшер А. Иннокентий III и альбигойский крестовый поход. СПб.: Евразия, 2003. - 283 с.

72.Майоров Г. Г. Формирование средневековой философии. М.: Мысль, 1979.-431 с.

13.Майоров Г. Г. Формирование средневековой философии. Латинская патристика. М.: ЛИБРОКОМ: URSS, 2009. - 293 с.

1А.Малашенко И. Е. Социальная философия Данте / Дис. на соиск. уч. степ. канд. филос. наук. М., 1980.

15.Малинин Ю.П. Общественно-политическая мысль позднесредневеко-вой Франции XIV-XV вв. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2000. - 231 с.

16.Маритен Ж. От Бергсона к Фоме Аквинскому. Очерки метафизики и этики. М.: Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2006. -216 с.

И.Минье Ф. История Французской революции с 1789 по 1814 гг. М.: Государственная публичная историческая библиотека России, 2006. - 550 с.

1%.Миттер Г. X. Основные идеи кальвинизма. М.: Христиан, мост, 1995. -235 с.

79.Мироненко А. А. Идея королевской власти в общественной мысли Франции XV-XVII вв. / Дис. на соиск. уч. ст. канд. ист. наук. М., 2000.

80.Наумов Е. П. Сословные монархии средневековой Европы и политические концепции Данте // Дантовские чтения. М., 1979.

&\.Неусыхин А. И. Общественный строй древних германцев. М.: ГПИБ, 2001.-300 с.

82.Неусыхин А. И. Проблемы европейского феодализма. М.: Наука, 1974. -538 с.

83.Оксфордское руководство по философской теологии. / составит. П. Флинт и М. Рей. М.: Языки славянской культуры, 2013.-871 с.

84.Опль Ф. Фридрих Барбаросса. СПб.: Евразия, 2010. - 512 с.

85.Осокин Н. А. История средних веков. М.: АСТ, 2005. - 671 с.

86. Петрушевский Д. М. Очерки из истории средневекового общества и государства. СПб.: Гуманит. акад., 2003.-448 с.

87.Пономарева Л. В. Испанский католицизм XX в. М.: Наука, 1989. - 284 с.

ЪЪ.Порозовская Б. Д. Мартин Лютер, его жизнь и реформаторская деятельность. СПб.: Фонд Лютер, наследия, 1997. - 175 с.

89.Поспеловский Д. Тоталитаризм и вероисповедание. М.: Библейско-богословский институт св. ап. Андрея, 2003. - 655 с.

90.Потехина И.П. Административно финансовая система святого престола в период Авиньонского пленения пап. / Автореф. дис. на соиск. уч. ст. канд. ист. наук. СПб., 2008.

91.Рикер П. Конфликт интерпретаций: Очерки о герменевтике. М.: Канон-пресс-Ц; Кучково поле, 2002. - 622 с.

92.Сагадеев А. В. Ибн-Рушд (Аверроэс). М.: Мысль, 1973. - 208 с.

93.Скиннер К. Макиавелли: очень краткое введение. М.: Астрель, 2009. -156 с.

94.Скиннер К. Свобода до либерализма. СПб.: Изд-во Европ. ун-та в СПб, 2006. - 120 с.

95.Смирин М. М. Эразм Роттердамский и реформационное движение в Германии. М.: Наука, 1978. -237 с.

96. Соколов В. В. Средневековая философия. М.: Высшая школа, 1979. -448 с.

91 .Соловьев Э. Ю. Непобежденный еретик: Мартин Лютер и его время.

М.: Мол. гвардия, 1984. - 288 с. 9%.Токарев И.С. Церковь и фашистский режим: феномен Италии, 1922 -1943 гг. / Дис. докт. ист. наук. М., 2002.

99.Тревелъян Дж. М. История Англии: От Чосера до королевы Виктории. Смоленск: Русич, 2001. -614 с.

100. Тревелъян Дж. М. Социальная история Англии. М.: Изд-во иностранной литературы, 1959. - 608 с.

101. Трубецкой Е. Н. Философия христианской теократии в V веке: учение Блаженного Августина о граде Божием. Москва: URSS: ЛИБ-РОКОМ, 2011.- 145 с.

102. Трубецкой Е. Н. Религиозно-общественный идеал западного христианства. СПб.: Изд-во РХГИ, 2004. - 600 с.

103. Уколова В. И. Империя как «смысл» исторического пространства. Попытка политологического анализа, обращенная к прошлому // Власть, общество, индивид в средневековой Европе / под. ред. Н. А. Хачатурян. М.: Наука, 2008. С. 20-33.

104. ФавьеЖ. Столетняя война. СПб.: Евразия, 2012. - 576 с.

105. Фокин И. Л. Мартин Лютер и немецкая Реформация. СПб.: Mipb, 2007. - 175 с.

106. Хабермас Ю., Ратцингер Й. (Бенедикт XVI). Диалектика секуляризации. О разуме и религии. М.: Библейско-богословский институт св. ап. Андрея, 2006. - 112 с.

107. Хайдеггер М. Время и бытие. СПб.: Наука, 2007. - 620 с.

108. Хачатурян Н. А. Власть и общество в Западной Европе в Средние века. М.; СПб.: Наука, 2008. - 312 с.

109. Хачатурян Н. А. Двор монарха в средневековой Европе. М.; СПб.: Алетейя, 2001.-352 с.

110. Хачатурян H.A. Королевский двор в политической культуре средневековой Европы. М.: Наука, 2004. - 540 с.

111. Хачатурян Н. А. Священное тело короля. М.: Наука, 2006. - 484 с.

112. Хачатурян H.A. Сословная монархия во Франции XIII-XV вв. М.: Высшая школа, 1989. - 271 с.

113. Черкасов П. П. Кардинал Ришелье. Портрет государственного деятеля. М.: Олма-пресс, 2002.

114. Чертов О. В. Гуманизм «оксфордских реформаторов»: Джон Колет, Эразм Роттердамский, Томас Мор: Автореф. дис. канд. филос. наук / ЛГУ им. A.A. Жданова. Л., 1988.

115. Честертон Г. К. Вечный человек. М.: Эксмо; СПб.: Мидгард,

2004. - 700 с.

116. Шишков A.M. Средневековая интеллектуальная культура. М.: Издатель Савин С. А., 2003. - 592 с.

117. Шмитт К. Государство: Право и политика. / сост. В. В. Анашви-ли, О. В. Кильдюшов. М.: Изд. Дом «Территория будущего», 2013. -448 с.

118. Шмитт К. Диктатура: от истоков современной идеи суверенитета до пролетарской классовой борьбы. СПб.: Наука, 2006. - 326 с.

119. Шмитт К. Левиафан в учении о государстве Томаса Гоббса. СПб.: Владимир Даль, 2006. - 300 с.

120. Шмитт К. Номос Земли в праве народов jus publicum europaeum. СПб.: Владимир Даль, 2008. - 670 с.

121. Шмитт К. Политическая теология. М.: Канон-Пресс-Ц, Кучково поле, 2000. - 336 с.

122. Штёклъ А. История средневековой философии. М.: ЛИБРОКОМ, 2011.-312 с.

123. Штокмар В. В. История Англии в средние века. СПб.: Алетейя,

2005.- 187 с.

124. Штраус Л. Взаимное влияние философии и теологии // Введение в политическую философию. М.: Праксис: Логос, 2000. - 363 с.

125. Шурбелев А. П. Мартин Лютер как политический мыслитель / Автореф. дис. на соиск. уч. ст. канд. полит, наук. СПб., 1998.

126. Эйкен Г. История и система средневекового миросозерцания. М.: ЛИБРОКОМ, 2011. - 776 с.

127. Эриксен Т. Августин. Беспокойное сердце. М.: Прогресс-Традиция, 2003.-384 с.

128. Ямпольский М. Физиология символического. Возвращение Левиафана: Политическая теология, репрезентация власти и конец Старого режима. М.: Новое литературное обозрение, 2004. - 800 с.

129. A Companion to John Wyclif, Late Medieval Theologian / ed. by I. C. Levy. Leiden: Brill, 2006. - 490 p.

130. Barker E. Church, State and Study: Essays. London: Taylor & Francis, 1930.-280 p.

131. Barker E. Essays On Government. London: Oxford University Press, 1945.-320 p.

132. Beckwith S. Christ's Body. Identity, Culture and Society in Late Medieval Writings. London: Routledge, 1996. - 202 p.

133. Canning J. A History of Medieval Political Thought, 300-1450. London, N.Y.: Routledge, 1996. - 255 p.

134. Canning J. Ideas of Power in the Late Middle Ages 1296-1417. Cambridge: Cambridge University Press, 2006. - 232 p.

135. Carlyle R. W., A. J. A History of Medieval Political Theory in the West. N. Y.: Barnes and Noble Inc., 1921.-419 p.

136. Cobban A. B. The medieval Universities: their development and organization. London: Methuen, 1975.

137. Coleman J. A History of Political Thought from the Middle Ages to the Renaissance. Oxford: Blackwell Publishers, 2000. - 302 p.

138. Dvornik F. Early Christian and Byzantine Political Philosophy: Origins and Background. Harvard University Press, 1966. - 975 p.

139. Dyson R. W. St. Augustine of Hippo. The Christian Transformation of Political Philosophy. N.Y.: Continuum, 2005. - 195 p.

140. Figgis J. N. The Political Aspects of S. Augustine's 'City of God'. N.Y.: Longmans, 1921. - 132 p.

141. Gentile E. The Sacralization of Politics in Fascist Italy. Harvard University Press, 1996. - 222 p.

142. Grabmann M. Thomas Aquinas. His Personality and Thought. N.Y.: Russels & Russels Inc., 1963. - 200 p.

143. Kantorowicz E. H. The King's Two Bodies. A Study in Medieval Political Theology. Princeton: Princeton University Press, 1997. - 568 p.

144. Lewis E. Medieval Political Ideas. Vol. II. N.Y., 1954. - 661 p.

145. Moreno-Riano G., Nederman C. A Companion to Marsilius of Padua. Brill, 2011.-348 p.

146. Pocock J. G. A. Political ideas as historical events: political philosophers as historical actors // Political theory and political education. Princeton. N.Y.: Princeton University Press. 1980. PP. 138-158.

147. Pocock J. G. A. Politics, Language and Time. Essays on political thought and history. London, 1972. - 291 p.

148. Scott J. C. The influence of the medieval university on the Latin Church and sec government politics from the Later Middle ages to Early Modern Times. San Francisco, 1992.

149. Skinner Q. The Foundations of Modern Political Thought. Vol. 2. The Age of Reformation. Cambridge: Cambridge University Press, 2006. -405 p.

150. The Cambridge Companion to Augustine / ed. by El. Stump, N. Kretzmann. Cambridge: Cambridge University Press, 2006. - 296 p.

151. The Cambridge Companion to Hobbes's Leviathan / ed. by P. Springborg. Cambridge: Cambridge University Press, 2007. - 521 p.

152. The Cambridge Companion to Medieval Philosophy / ed. by A. S. McGrade. Cambridge: Cambridge University Press, 2006. - 405 p.

153. The Cambridge History of Medieval Political Thought / ed. by J. H. Burns. Cambridge: Cambridge University Press, 2007. - 778 p.

154. The Middle Ages: Sources of medieval history / ed. B. Tierney. N.Y.: McGraw-Hill, 1999. -384 p.

155. The New Cambridge Medieval History. Vol. V / ed. by Abulafia D. Cambridge: Cambridge University Press, 1999. - 982 p.

156. Tierny B. The Crisis of Church and State 1050-1300. Toronto: University of Toronto Press, 2010. - 210 p.

157. Tierney B. Origins of Papal Infallibility, 1150-1350: A Study on the Concepts of Infallibility, Sovereignty and Tradition in the Middle Ages. (Studies in the History of Christian Thought, VI.) Leiden: E. J. Brill, 1972 -298 p.

158. Ullmann W. A Short History of the Papacy in the Middle Ages. London: N.Y.: Routledge, 2005. - 278 p.

159. Ullmann W. Law and Politics in the Middle Ages. Introduction to the Sources of Medieval Political Ideas. N.Y.: Cambridge University Press, 1975.-320 p.

160. Ullmann W. The Growth of Papal Government in the Middle Age. A Study in the Ideological Relation of Clerical to Lay Power. London: Me-thuen, 1962.-518 p.

161. Wilks M. The Problem of Sovereignty in the Later Middle Ages. The Papal Monarchy with Augustinus Triumphus and the Publicists. N.Y.: Cambridge University Press, 1963. - 619 p.

Публикации в периодических печатных изданиях

1. Виппер Р. Ю. Политические теории во Франции в эпоху религиозных войн // Журнал министерства народного просвещения. Август 1896. С. 278-313.

2. Грабарь В. Э. Священная Римская империя в представлениях публицистов начала XIV века // Средние века. Вып. №1. M.-JL: Изд-во Академии наук СССР, 1942. С.79-96.

3. Гуторов В. А. Политическая аргументация и генезис политической философии: Методологические аспекты // Мысль. Ежегодник, 2006. СПб., 2006. С. 149-160.

4. Гуторов В. А. Политическая культура и политическая власть в эпоху глобализации // ПОЛИТЭКС: Политическая экспертиза. 2006, Том 2, № 4, С. 63-74.

5. Гуторов В. А. Философия политики на рубеже тысячелетий: судьба классической традиции // Полис. 2001. № 1. С. 157-167.

6. Колпаков М.Ю. Политические взгляды французского легиста Гийома де Ногаре // Метаморфозы истории. Вып. 3. 2010.

7. Луман Н. Формы помощи в процессе изменения общественных условий // Социологический журнал. 2000. № 1/2. С. 16-35.

8. Малашенко И. Е. Данте и Фома Аквинский: два подхода к решению вопроса о соотношении светской и духовной власти //Вестник Московского университета. Сер.7. Философия. 1980. № 4.

9. Радциг Н. И. «Traite des reliques» Кальвина, его происхождение и значение /7 Средние века. Вып. №1. М.-Л.: Изд-во Академии наук СССР. 1942. С.150-163.

10.Скиннер К. Коллингвудовский подход к истории политической мысли: становление, вызов, перспективы // Новое литературное обозрение. 2004. № 66. С. 55-66.

М.Томсинов В. А. Государственный строй Англии накануне революции 1640-1660 годов // Вестник Московского университета. Серия 11. Право. 2006. №5. С. 3-33.

12.Эльфонд И. Я. Учение о «божественном праве» государей во французской доктрине абсолютизма второй половины XVI века // Средние века. М., 1995. Вып. 58. С.172-178.

13.Almond G. A. The Political Ideas of Christian Democracy // The Journal of Politics. 1948. Vol. 10. №4.

\A.Berger P. L. The social reality of religion. Harmondsworth: Penguin, 1969.

15 .Blumental U.-R. The Papacy and Canon Law in the Eleventh-Century Reform // The Catholic Historical Review. 1998. Vol. 84. № 2. PP. 201-218.

16.Blythe J. M. The Mixed Constitution and the Distinction between Regal and Political Power in the Work of Thomas Aquinas // Journal of the History of Ideas. 1986. Vol. 4. PP. 547-565.

M.Brown P. R. L. St. Augustine's Attitude to Religious Coercion // The Journal of Roman Studies. 1964. Vol. 54. PP. 107-116.

18.Cavanaugh W. T. "A fire strong enough to consume the house": the wars of religion and the rise of the state // Modern theology. 1995. Vol. 11. P. 397420.

19.Carlyle A. J. The Sources of Medieval Political Theory and its Connection with Medieval Politics // The American Historical Review. 1913. Vol. 19. № l.PP. 1-12.

20.Catto J. Ideas and Experience in the Political Thought of Aquinas // Past & Present. 1976. №71. PP. 3-21.

21 .Chroust A.-H. The Corporate Idea and the Body Politics in the Middle Ages // The Review of Politics. 1947. Vol. 9. № 4. PP. 423-452.

ll.Erikson N. N. A Dispute between a Priest and a Knight // Proceedings of the American Philosophical Society. 1967. Vol. 111. № 5. PP. 288-309.

23.Hipshon D. Gregory the Great's 'Political Thought' // The Journal of Ecclesiastical History. 2002. Vol. 53. Is. 3. PP. 439-453.

2A.Knowles D., Duggan A., Brooke C.N.L. Henry II's Supplement to the Constitution of Clarendon // The English Historical Review. 1972. Vol. 87. PP. 757-771.

25.Ladner G. B. Aspects of Medieval Thought on Church and State // The Review of Politics. 1947. Vol. 9. PP. 402-42.2.

26.Lewis E. Organic Tendencies in Medieval Political Thought // The American Political Science Review. 1938. Vol. 32. № 5. PP. 849-876.

21.Love T. T. Roman Catholic Theories of "Indirect Power" // Journal of Church and State. 1967. Vol. 9. №. 1. PP. 71-86.

28.McAleer G. Giles of Rome on Political Authority // Journal of the History of Ideas. 1999. Vol. 60. PP. 21-36.

29.Nederman C. J. Aristotelianism and the Origins of "Political Science" in the Twelfth Century // Journal of the History of Ideas. 1991. Vol. 52. PP. 179194.

30.Nederman C. J. The Meaning of "Aristotelianism" in Medieval Moral and Political Thought // Journal of the History of Ideas. 1996. Vol. 57. PP. 563585.

31 .Nederman C.J. The Changing Face of Tyranny: the Reign of King Stephen in John of Salisbury // Nottingham Medieval Studies. 1989. Vol. 33. PP. 120.

32.Parsons W. The Medieval Theory of the Tyrant // The Review of Politics. 1942. Vol. 4. P. 143.

33.Post G. Two Notes on Nationalism in the Middle Ages // Traditio. 1953. Vol.9. PP. 281-320.

34.Rouse R. H., M. A. John of Salisbury and the Doctrine of Tyrannicide // Speculum. 1967. Vol. 42. № 4. PP. 693-709.

35.Strayer J. R. Philip the Fair - A "Constitutional" King // The American Historical Review. Vol. 62. № 1. PP. 18-32.

36.Ullmann W. Boniface VIII and his Contemporary Scholarship // Journal of Theological Studies. Vol. 27. № 1. 1976. PP. 58-87.

31 .Ullmann W. Leo I and the theme of papal primacy // Journal of theological studies. New series XI, 1960. P. 25-51.

38. Ullmann W. A Medieval Document on Papal Theories of Government /7 The English Historical Review. 1946. Vol. 61. № 240. PP. 180-201.

39.Ullmann W. The Development of the Medieval Idea of Sovereignty // The English Historical Review. 1949. Vol. 64. № 250. PP. 1-33.

Публикации в Web

1. Benedict XVI. Caritas in Veritate (June 29, 2009) / Encyclical Letter URL:

http://www.vatican.va/holy lather/benedict xvi/encyclicals/documents/hf ben-xvi enc 20090629 caritas-in-veritate en.html

2. Benedict XVI. Deus caritas est (December 25, 2005) / Encyclical Letter

URL: http://www.vatican.va/holy_father/benedict xvi/encyclicals/documents/hf ben-

xvi enc 20051225 deus-caritas-est en.html

3. Benedict XVI. Message of His Holiness Pope Benedict XVI for the Celebration of the World Day of Peace (1 January 2006) URL:

http://www.vatican.va/holy father/benedict xvi/messages/peace/documents/hf ben-xvi mes 20051213 xxxix-vvorld-day-peace en.html

4. Francis. Lumen Fidei (29 June 2013) / Encyclical Letter URL:

http://www.vatican.va/holy father/francesco/encyclicals/documents/papa-francesco 20130629 enciclica-lumen-fidei_en.html

5. Henry VIII's Act of Supremacy (1534): original text. URL:

http://www.britainexpress.com;'Historv/tudor/supremacy-henrv-text.htm

6. Ishmael S.-M. Pope condemns capitalism's 'failures' // The Financial Times (7 July 2009) / URL: http://www.ft.com/cms/s/0/cc9150d0-6af4-l lde-861d-00144feabdc0.html

7. John Paul II. Centesimus Annus (1 May 1991) / Encyclical Letter URL:

http://www.vatican.va/holy father/iohn paul ii/encyclicals/documents/hf_ip-ii enc 01051991 centesimus-annus en.html

8. Leo XIII. Immortale Dei (01.11.1885). URL:

http://www.vatican.va/holy father/leo xiii/encyclicals/documents/hf 1-xiii enc 01111885 immortale-dei en.html

9. Leo XIII Rerum Novarum (15.05.1891) url:

http://www.vatican.va/holy father/leo xiii/encvclicals/documents/hf 1-xiii enc 15051891 rerum-novarum en.html

10. Pas tor Bonus / Apostolic Constitution (28 June 2008) URL:

http://www.news.va/en/news/pope-francis-appoints-group-of-cardinals-to-advise

11 .Paul VI. Octogesima Adveniens (May 14, 1971) / Apostolic Letter URL:

http://www.vatican.va/holv_father/paul vi/apost letters/documents/hf_p-vi_apl 19710514 octogesima-adveniens en.html

12. Pius XI. Mit brennender Sorge (March 14, 1937) URL:

http://www.vatican.va/holy_father/pius_xi/encyclicals/documents/hf p-xi enc 14031937 mit-brennender-sorge en.html

13. Pius XI. Quadragesimo anno (May 15, 1931). URL:

http://www.vatican.va/holy father/pius xi/encyclicals/documents/hf p-xi enc 19310515 quadragesimo-anno en.html

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.