Керамика в убранстве московского метрополитена. Проблемы стилевого развития тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.04, кандидат искусствоведения Дрёмина, Ольга Юрьевна

  • Дрёмина, Ольга Юрьевна
  • кандидат искусствоведениякандидат искусствоведения
  • 2008, Москва
  • Специальность ВАК РФ17.00.04
  • Количество страниц 174
Дрёмина, Ольга Юрьевна. Керамика в убранстве московского метрополитена. Проблемы стилевого развития: дис. кандидат искусствоведения: 17.00.04 - Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура. Москва. 2008. 174 с.

Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Дрёмина, Ольга Юрьевна

Введение.

Глава 1. Архитектурный образ первых линий метро.

Первые опыты по применению керамики в 30-е годы.

Глава 2. Пространственно-планировочные особенности архитектуры станций 40 - 50-х годов. Типология, тематика и художественные особенности керамического декора.

Глава 3. Рационализм и типовой метод проектирования станций метро 2-ой половины 50 - 70-х годов. Место и роль керамического декора в их архитектуре.

Глава 4. Керамика в архитектуре метро в 1980 - 2000-й годы.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Керамика в убранстве московского метрополитена. Проблемы стилевого развития»

Керамика относится к числу наиболее экономичных и перспективных материалов, имеющих многофункциональное использование в архитектуре. В условиях интенсивного строительства метрополитена особую остроту приобретают вопросы применения художественной керамики и произведений на основе керамики в интерьере метро, как одного из средств формирования эстетической среды.

В ходе исследования художественной керамики возникла необходимость рассмотрения её как одного из средств архитектурно-художественной выразительности подземного пространства, участвующего в развитии новых форм синтеза искусств. Обладая специфическими качествами, керамика имеет разностороннее использование в интерьере метро:

- плитка для облицовки стен и покрытия пола

- монументально-декоративная роспись на керамической основе

- скульптурная керамика - рельеф и круглая скульптура

- архитектурные детали

Проблема использования керамики заключается в целесообразности применения того или иного вида этого материала при создании произведений монументально-декоративного искусства. Никакой другой искусственный материал не имеет такого широкого спектра декоративных возможностей, поэтому поиск новых принципов художественного воздействия, органичных современной архитектуре, становится жизненно важным требованием. Традиционная архитектурная керамика: изразцы, фигурные и орнаментальные рельефы, роспись, детали ордера, имеющие богатейшую историю использования в архитектуре общественных зданий, обретают в современных подземных интерьерах новый функциональный смысл, иную эстетическую ценность.

Новые принципы формообразования обогатили и расширили выразительные возможности керамики, области использования которой в метро принципиально не отличаются от функционирования в других интерьерах, однако существуют отличия, которые заключаются в более сложном многомерном характере выразительности произведений в подземном пространстве. Метро своей спецификой провоцирует на нетрадиционные решения. Применявшаяся с 1900 года в Парижском метрополитене облицовочная плитка получила название «плитка метро».

На примере отечественной керамики в московском метро можно исследовать проблемы и способы их решения, связанные с возрастающим интересом к художественным возможностям материала, к тенденциям развития в современных условиях; с возрастающим участием художников монументально-декоративного искусства.

Керамика применяется в московском метро в качестве уникальных художественных произведений и декоративной отделки со времени пуска первой очереди в 1935 году и не теряет своей актуальности по сегодняшний день. Яркий блеск глазури в сочетании с плавностью форм, прежде всего, привлекали художников и сделали её любимым материалом оформления метро. Но роль её постоянно менялась, что зависело от архитектуры станций, с которыми она непосредственно связана, господствующего направления в искусстве и таланта автора.

Историю строительства метрополитена можно условно разделить на четыре периода. Первый — с 1935 по 1938 год - представляет собой время поиска образа нового вида транспорта, сложение нового стиля в архитектуре, который иногда называют «сталинский ампир», с использованием форм классического наследия, основанного на синтезе искусств.

Второй период с 1943 по 1954 годы - расцвет этого стиля, с размахом проявившегося в декоративной помпезности станций Большого кольца.

Начало третьего периода (сер. 50-х — 70-е гг.) связано с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР об устранении излишеств в проектировании и строительстве. В связи с этим декоративное убранство было практически полностью вычеркнуто из арсенала художественных метро принципиально не отличаются от функционирования в других интерьерах, однако существуют отличия, которые заключаются в более сложном многомерном характере выразительности произведений в подземном пространстве. Метро своей спецификой провоцирует на нетрадиционные решения. Применявшаяся с 1900 года в Парижском метрополитене облицовочная плитка получила название «плитка метро».

На примере отечественной керамики в московском метро можно исследовать проблемы и способы их решения, связанные с возрастающим интересом к художественным возможностям материала, к тенденциям развития в современных условиях; с возрастающим участием художников монументально-декоративного искусства.

Керамика применяется в московском метро в качестве уникальных художественных произведений и декоративной отделки со времени пуска первой очереди в 1935 году и не теряет своей актуальности по сегодняшний день. Яркий блеск глазури в сочетании с плавностью форм, прежде всего, привлекали художников и сделали её любимым материалом оформления метро. Но роль её постоянно менялась, что зависело от архитектуры станций, с которыми она непосредственно связана, господствующего направления в искусстве и таланта автора.

Историю строительства метрополитена можно условно разделить на четыре периода. Первый - с 1935 по 1938 год - представляет собой время поиска образа нового вида транспорта, сложение нового стиля в архитектуре, который иногда называют «сталинский ампир», с использованием форм классического наследия, основанного на синтезе искусств.

Второй период с 1943 по 1954 годы — расцвет этого стиля, с размахом проявившегося в декоративной помпезности станций Большого кольца.

Начало третьего периода (сер. 50-х — 70-е гг.) связано с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР об устранении излишеств в проектировании и строительстве. В связи с этим декоративное убранство было практически полностью вычеркнуто из арсенала художественных средств архитектуры, а сама архитектура, утратив былую свободу в создании проектов, приобрела стандартный образ.

С середины 80-х годов по настоящее время керамика, как и другие искусства, возвращается в метро, но меняется её роль, как меняется и сам образ станций.

В архитектуре первого периода важное место занимают живопись и скульптура, решающие идеологические задачи в той или иной тематике. В качестве технического материала для скульптурных рельефов и живописных панно применили керамику, что позволило увидеть и своеобразную красоту этого материала, и некоторые границы его применения. Чрезмерная повествовательная нагрузка оказалась ему вредна, так как отвлекала внимание от естественных для глазурованной глины блика, формы, фактуры и цвета, составляющих главные декоративные особенности.

Архитектура второго периода потребовала от декоративных искусств быть пышным обрамлением «хрустальных дворцов», образ которых создавался при помощи всё более просторных подземных залов, где применялось большое количество деталей из всевозможных материалов, спорящих между собой. Одинаковое значение приобрели пышные люстры, тематическая роспись свода, обрамлённая лепниной, сложные капители пилонов. Керамика явилась одним из многочисленных элементов оформления интерьера. Даже на тех станциях, где керамика является основным архитектурным украшением, она, повторяясь на каждом пилоне с незначительными изменениями, воспринимается как часть архитектуры, неразрывно с ней связанная и не привлекающая к себе персонального внимания.

После 1954 года в течение двадцати лет художественная керамика в оформлении метрополитена почти не применялась, зато повсеместно в качестве облицовки путевых стен использовалась керамическая плитка.

В четвёртом периоде керамике отдаётся глухой торец станции или пилоны, ниша над проходом в торце зала или стены аванзала, но так что взгляд пассажира невольно направлен на эту композиционную доминанту, которая становится единственным украшением. При этом станция обычно решается в нейтральных светлых тонах с минимумом отделки.

Керамика четвёртого периода освободилась от идеологического давления, столь вредного для полноценного раскрытия своих природных возможностей и качеств. Имея развитую традицию применения, художественная керамика от станции к станции расширяет круг тем и образов. Неожиданный прорыв прошлого в настоящее, привлечение мифологических сюжетов, приёмы народного искусства, и, в тоже время, поиск новых форм, вплоть до дизайнерских — такова сегодня картина участия искусства, рождённого огнём, в ансамбле метрополитена.

Актуальность исследования. Более семидесяти лет в архитектуре отечественного метро применяется керамика. Никогда, начиная с первых линий и до настоящего времени, она не выходила из круга любимых материалов, используемых архитекторами и художниками в своём творчестве, определяя стиль и художественный образ станций метро. В связи с непрекращающимся строительством метрополитена прогнозируемое количество изделий художественной керамики будет увеличиваться, поэтому актуальность всестороннего изучения опыта применения и систематизации этого вида искусства возрастает.

Особенно актуальными представляются проблемы обобщения положительного опыта и ошибок в использовании художественной керамики в интерьерах метро, вопросы связи современной керамики с традициями, задачи выявления новых возможностей на современном уровне.

Предметом исследования стал процесс стилевого развития художественной керамики в синтезе с архитектурой и другими видами искусств в московском метро.

Объектом исследования являются живописные панно, скульптурный рельеф, архитектурные формы, объёмные элементы, выполненные в керамике, а также не воплощённые проекты архитекторов.

Целью настоящей диссертации является определение места и роли керамики в архитектурном ансамбле московского метро и в формировании художественного образа станций. Каждый последующий опыт по применению керамики в метро существенно отличается от предыдущих, несмотря на сходство поставленных перед художниками задач. Размещение в каждой конкретной архитектурной ситуации влечёт за собой индивидуальное решение. Благодаря этому накопился огромный опыт по применению керамики в метро, которому следует дать оценку, выявить достоинства и недостатки каждого конкретного случая, определить тенденции на будущее.

Для решения намеченной цели определяются основные задачи:

- выявить специфику керамики в интерьерах метро, её роль и место среди других видов монументально-декоративного искусства; рассмотреть многофункциональность использования керамики в условиях метро;

- систематизировать произведения керамики в метро;

- дать ретроспективный анализ традиций использования керамики в метро;

- какова степень художественного воздействия керамики как материала в интерьерах метро, участвуют ли эти произведения в визуальной организации движения;

- показать особенности формообразования керамических изделий;

- проанализировать колористические особенности каждого исторического периода;

- выявить перспективные направления художественных возможностей керамики в современных интерьерах метро.

Методика исследования. Работа основана на комплексном методе исследования, включающем историко-культурный, формально-стилевой, технико-технологический анализ художественной керамики московского метро. Сравнительный метод исследования помог выявить черты, характерные для каждого периода, а также элементы преемственности в использовании керамики. Подробно изучались архивные материалы, находящиеся в музеях, архивах и библиотеках, в частности чертежи и варианты архитектурных проектов, не получившие воплощения, рассматривалась документация проектной организации Метрогипротранс.

Границы исследования определены временем существования метрополитена в Москве: с момента пуска станций первой очереди в 1935 году и до 2000 года.

Состояние изученности вопроса. На сегодняшний день специальные публикации по избранной теме диссертации отсутствуют. Анализу некоторых произведений художественной керамики в метро посвящены отдельные обзорные статьи. Проблема применения керамики в метрополитене в её историческом развитии, в типологическом разнообразии, в стилевом и образном единстве с архитектурой ранее не ставилась.

В процессе работы над диссертацией был изучен ряд научных исследований от общетеоретических, посвященных истории советской архитектуры и технологии керамики, до специальных работ по архитектуре московского метрополитена и творчеству отдельных авторов.

В период с 1935 по 1953 годы строительство метрополитена являлось частью государственной программы и широко освещалось как в периодической печати, так и в научных изданиях. Подробный и точный анализ архитектуры станций и их декоративного убранства дан в работе Кравеца С.М. «Архитектура Московского метрополитена» (1941 г.). Книга «Московский метрополитен» Катцена И.Е. и Рыжкова К.С. широко обобщает технический, строительный и архитектурный аспекты подземного транспорта. Статьи Зеленина М. «Отделочные работы на новых станциях Московского метрополитена» в журнале «Архитектура и строительство» (1950 г.) и Афанасьева К.Н. «Новые станции Московского метро и их скульптурное убранство» в журнале «Искусство» (1950 г.) одни из немногих, рассматривающие архитектуру и художественное оформление станций в синтезе. Большинство же изданий, выпущенных как до 1953 года, так и после, посвящено отдельным архитекторам или художникам и рассматривает их работы в керамике, созданные для украшения метро как одну из страниц их творческой биографии. Керамика, выполненная Н.Я. Данько для станций «Театральная» и «Киевская» нашла отражение в посвященных ей монографиях, написанных Овсянниковым Ю.М., Эбин Ю.О.; труды Неймана М., Попова С., Кравченко К.С. посвящены работам Г.И. Мотовилова, в том числе и созданным для метро. Творчество архитектора И.А. Фомина освещают Джандиери М.И., Ильин М., Лисовский В.Г. и др. Варзар Л.В., Яралов Ю.С. анализируют творчество М.А. Минкуса.

После 1953 года ещё некоторое время продолжает издаваться специальная литература по архитектуре метрополитена, например «Московский метрополитен им. В.И. Ленина» Пекаревой Н.А. (1958 г.), в которой критически оценивается опыт «украшательства» в метрополитене, и содержится призыв к сдержанности и простоте архитектурных форм; «Архитектурнаямайолика» Филипповой С.В (1956 г.), где . В последующие годы выходят только отдельные статьи в периодической печати. В публикациях середины 1970-х - 1980-х годов развернулась полемика вокруг вопросов целесообразности применения в метро монументально-декоративного искусства. Журнал «Декоративное искусство СССР» публикует серию статей на эту тему: Голубев Г. «Архитектура метрополитена и задачи художника» (1974 г.), Егорьева Е. «Синтез искусств в Московском метро» (1974 г.), Соловьёв Н.К. «Метро и его образ» (1981 г.), Полевой В.М. «Вчера и сегодня московского метро» (1985 г.), Зиновьева Т.А. «Метро и синтез искусств» (1987 г.), Пясковский Ю. «Зачем художник приходит в метро?» (1987 г.), которые дали критическую оценку украшательским тенденциям в интерьерах транспортных сооружений. Появляются издания, посвященные синтезу керамики и архитектуры: Митрофанов К.М. «Современная монументально-декоративная керамика» (1967 г.), Гинзбург В.П. «Керамика в архитектуре» (1983 г.).

Архитектуре московского метро посвящены диссертации Климова М.В., Петухова Л.Г., Торсуновой М.И., Чарнецкого Г.В., Щипанова А.С., вышедшие в 1948 — 1952 годах, а также Голубева Г.Е. (1958 г.), Иванова В.В. (1973 г.). Художественное стекло в интерьерах московского метрополитена рассматривает в своей диссертации Омельченко О.Н. (1992 г.).

В последние годы, в связи с 70-летним юбилеем Московского метрополитена, в обществе вновь возник интерес к архитектуре метро, в связи с чем был выпущен ряд изданий как научно-популярного так и искусствоведческого характера. В журналах «Архитектура. Строительство. Дизайн» № 1 за 2003 г. и «Технологии строительства» № 4 - 7 за 2007 г. выходят статьи Шумакова Н.И. «Краткий курс московского метро в зеркале советской архитектуры» и «Наше метро», а в журнале «Вокруг света» № 6 за 2005 г. - статья Измайлова И. «Скоростное будущее подземной столицы», где развитие метрополитена получает ретроспективную оценку от своего основания и до сегодняшнего дня. Короткая статья посвящена московскому метро в английском издании Д. Беннет «Метро. История подземных железных дорог» (2005 г.). В книге М. Strom "Metro-art in the metro-polis" (1994 г.) даётся обзор художественного оформления метрополитенов разных городов мира, в том числе и метрополитена Москвы. Выдержки статей и фрагменты воспоминаний архитекторов содержит альбом, посвящённый монументально-декоративному оформлению станций московского метро 1935 - 1954 годов «Московский метрополитен» (Россия XX век), составитель П. Ракитин (2005 г.). Большую научную ценность представляет четырнадцатый номер журнала «World Art Музей», выпущенный к 70-летию московского метрополитена и полностью посвящённый истории его строительства и художественного оформления, где подробно рассмотрен период с появления первых проектов в начале 30-х годов до 1954 года, а также дан краткий ретроспективный очерк строительства метрополитена вплоть до 2000 года. Довольно полный перечень фактических данных о каждой станции метро опубликован в серии путеводителей и подарочных альбомов «Московское метро» издательства «Вокруг света» (2005 г.), авторы И.А. Кусый, JI.M. Наумов.

Научная новизна диссертации заключается в том, что впервые керамика метро исследуется в историческом развитии в связи с архитектурой и в процессе стилевого развития с начала строительства и до настоящего времени. Работа является первой попыткой обобщающего и научного осмысления творческого опыта видовых направлений керамики в интерьерах метро столицы за 70 лет. Проведена типология и классификация керамического декора, определено его место и роль в каждый исторический период. На примере керамики изучается развитие декоративной отделки метро, его эволюция в зависимости от времени, социальных и политических влияний, технических и экономических возможностей.

Исследуются различия в использовании средств художественной выразительности керамики как материала в архитектурном декоре, в монументальной живописи, скульптуре.

Впервые в результате исследования в научный обиход введена художественная керамика, установленная в метро за последние годы, а также не опубликованные авторские проекты Д.Н. Чечулина, М.А. Минкуса и других архитекторов.

Практическая значимость исследования заключается в использовании полученных научных выводов и дополнительных сведений о художественной керамике в архитектуре московского метро, осмыслении и практическом освоении опыта, накопленного за более чем 70 лет, в дальнейших искусствоведческих исследованиях, посвященных этой проблеме. Результаты диссертации могут быть использованы архитекторами и художниками при проектировании новых станций метро. Материал диссертации, в частности метод исследования керамического декора и закономерности его применения, может быть использован в учебном , процессе при подготовке архитекторов и художников монументально-декоративного искусства.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, четырёх глав, заключения, библиографии и тома иллюстраций.

Похожие диссертационные работы по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», Дрёмина, Ольга Юрьевна

Заключение.

Московское метро освоило основные качества керамики:

- природную пластичность

- эксплуатационную доступность

- художественно-эстетическое разнообразие

Развиваясь вместе с архитектурой, художественная керамика стала частью истории метрополитена. Всевозможные виды керамики активно влияли на формирование пространственной и художественно-образной выразительности интерьеров. Расписные панно, рельеф, скульптура и архитектурные детали из керамики создали неповторимые ансамбли подземных залов. Вместе с тем архитектурная керамика в условиях метро получила новый импульс для развития и обогащения собственного художественного языка.

Керамика середины 30-х годов - это произведения монументальной живописи, скульптурный рельеф и архитектурный декор из фарфора. Выбор видов и жанров обусловлен наилучшим раскрытием темы, заложенной в названии станции. Места размещения произведений различны: стены переходов, колонны, пилоны, потолочные своды. Конструкция первых станций побуждала художников искать способы оживить среду, расширить пространство, снять ощущение подземной замкнутости, внести элементы декора и фигуративных изображений в «холодные» интерьеры. Вначале архитекторы стремились использовать выразительные возможности многоцветной керамической росписи. Живописные керамические панно этого времени сохраняют композиционные принципы фресковой живописи, раскрывая конкретные темы, заложенные в названии станций. Тем не менее, этот вид монументальной живописи не получил дальнейшего развития в метрополитене. Это было связано с особенностями восприятия, когда требовалась необходимая дистанция для полноценного художественного воздействия, а также с технической сложностью исполнения больших живописных панно. Фарфоровые рельефы подчиняются архитектуре и, несмотря на высокие художественные достоинства, скорее выполняют роль лепнины. Фарфоровый декор, не сразу заметный на белой штукатурке, сохраняет красоту и благородство самоценного художественного произведения. Блеск глазурованных поверхностей созвучен глянцевой полировке мраморных облицовок, что способствует органичному включению архитектурных элементов из фарфора в общую пространственную среду. Возможность тиражирования, использования цвета и позолоты делали выбор этого материала ещё более оправданным.

В послевоенные годы декоративное убранство станций играет подавляющую роль в архитектурно-пространственной среде. Керамика представлена, в основном, тематическими изображениями в светлом глазурованном фаянсовом рельефе, как фигурными, так и орнаментальными композициями. Она размещена на пилонах, столбах, путевых стенах и стенах переходов. Керамической плиткой покрывают полы, что в дальнейшем себя не оправдало. Декор представляет переработку классических и народных орнаментальных мотивов. Широко применяются элементы ордерной архитектуры, предполагающие использование тиражируемых деталей и повторяющихся мотивов. Однако повтор не утомляет, так как светлые тона красиво чередуются с золотом, а элементы неуловимо отличаются друг от друга. Фигуративные рельефы занимают сравнительно небольшую часть керамического декора, становясь деталью декоративной композиции и всецело ей подчиняясь.

Керамика 2-ой половины 50-х - 70-х годов главным образом представлена облицовкой путевых стен, что обусловлено коренной перестройкой архитектурного процесса, отказом от декоративного украшательства, внедрением типового проектирования. В ограниченных количествах применяется специально изготовленная цветная облицовочная плитка и схематичный рельеф.

В последнее 25-летие в метро приходит понимание керамики как самостоятельного искусства со своим языком, предпочтительными темами и собственными художественными достоинствами. В архитектурно-пространственных решениях ценится красота ритмов, чистота линий, гармоничное сочетание объёмов, которое часто акцентируется контрастным сопоставлением материалов. Архитекторы вновь обращаются к идее «парадного интерьера»: в отделку вводятся дорогой облицовочный камень, позолота. Керамику помещают в самые выигрышные и неожиданные места: ниши над проходами, потолок между пилонами, площадки переходов, торцевые стены, а также кассовые залы и пилоны, что свидетельствует о тесной взаимосвязи с архитектурой. Разрабатывая образ станции, обыгрывая её название, керамисты стараются показать широкие технические и декоративные возможности своего материала. Преобладающей техникой исполнения стала манера «а-ля прима», для скульптуры - лепка из пласта, для живописи - роспись кистью в один приём. Характерна полная свобода выбора стиля исполнения: от грубо-гротескного, декоративно-театрального, до псевдо-классического. Виды керамики свободно переходят из одного в другой: облицовка или монолитная стена могут стать предметом искусства, архитектурная деталь - частью фигурной композиции. В 80-е - 2000-е годы на станциях метро появились только произведения, изготовленные самими авторами в технике, которая исключает повторение. Для рельефов и скульптур — это терракота и лепка из шамота. Для живописи - роспись плиток без видимой подготовки.

Первая попытка обобщения опыта видовых направлений художественной керамики в московском метро и привлечение в научный оборот неосуществлённых проектов и промежуточных эскизных вариантов позволили воссоздать процесс творчества архитекторов и художников по установлению гармоничного единства керамики и подземного пространства. С изменением исторической ситуации, эстетических и художественных приоритетов менялся и характер взаимодействия архитектуры и художественной керамики. Керамика прошла путь от' подчинения архитектуре к всё более равноправному и взаимозависимому существованию в интерьерах станций.

Представленная ретроспекция позволила показать эволюцию художественного образа, выраженного средствами керамики, от однозначно-иллюстративного к сложному, ассоциативному, соединяющему в одном пространстве различные аспекты. Резко поменялись и способы исполнения объектов, тщательно проработанные фарфор и фаянс уступили место шамоту и терракоте, классическая живопись на керамической основе ушла под натиском схематичной скорописи или псевдонародной росписи. Исследование показало взаимосвязь подземного и наземного искусства с поправкой на замкнутость интерьеров метро. Каждая интересная работа архитекторов и художников усиливает полифонию и демонстрирует новые возможности в развитии архитектуры метро и её декоративном оформлении. Ни одна из тенденций не стала доминирующей, что рождает надежду на появление новых концепций художественного синтеза архитектуры и керамики.

Московскому метро, за 70 лет вобравшему все лучшие достижения искусства, органично присуще особое отношение к искусству керамики с его монументальностью и камерностью, теплотой и глянцевым холодным блеском, обобщённой пластикой и детальной проработкой, с богатыми цветовыми и фактурными возможностями.

1 Голубев Г. Архитектура метрополитена и задачи художника. — Декоративное искусство СССР. №11. 1974.-С. 27.

2 Шумаков Н. Краткий курс московского метро в зеркале советской архитектуры. -Архитектура. Строительство. Дизайн. № 1 (35). 2003. - С. 6.

3 Пекарева Н.А. Московский метрополитен им. В.И. Ленина. — М.: «Искусство». 1958. - С. 8.

4 Полевой В.М. 50 лет Московского Метрополитена. Вчера и сегодня московского метро. Размышления пассажира. - Декоративное искусство СССР. № 6 (331). 1985. - С. 4.

5 Баранова С.И. Москва изразцовая. - М.: ОАО «Московские учебники». 2006. - С. 355.

6 Чечулин Д.Н. Жизнь и зодчество. М.: «Молодая гвардия». 1978. — С. 69.

7 Чечулин Д.Н. - Указ. соч. - С. 67.

8 Митрофанов К.М. Современная монументально-декоративная керамика. - JI.-M.: «Искусство». 1967. - С. 26.

9 Толстой В.П. Е. Лансере — мастер советской монументальной живописи. - Институт истории искусств. Ежегодник. 1956. — М.: Издательство академии наук СССР. 1957. - С. 50-51.

10 Толстой В.П. - Указ. соч. - С. 60.

11 Кравец С.М. Архитектура Московского метрополитена. - М.: Государственное архитектурное издательство академии архитектуры СССР. 1941. - С. 14.

12 Овсянников Ю. Скульптор в красном халате. Наталья Яковлевна Данько и её творчество. - М.: «Советский художник». 1966. — С. 89 — 90.

13 Эбин Ю. Наталья Яковлевна Данько. 1892 - 1942. - М.: «Искусство». 1955. - С. 10-11.

14 Кавтарадзе С., Чепкунова И. К 70-летию Московского метрополитена. - World Art Музей. № 14. 2005. - С. 73.

15 Коломиец А.И. Елена Александровна Янсон-Манизер. Вступительная статья. - М.: «Советский художник». 1970.

16 Коломиец А.И. Там же.

17 Голубев Г. - Указ. соч. - С. 28. 1S Голубев Г. - Там же.

19 Пекарева Н.А. - Указ. соч. - С. 24.

20 Шумаков Н. - Указ. соч.- С. 8.

21 Попов С. Скульптор Георгий Иванович Мотовилов. - С. 5.

22 Нейман М. Георгий Иванович Мотовилов. - М.: «Советский художник». 1954. — С. 32.

23 Записано со слов З.С. Фёдоровой, члена творческого коллектива по созданию керамического декора станции «Таганская-кольцевая».

24 Афанасьев К. Новые станции Московского метро и их скульптурное убранство. -Искусство. №5 сентябрь - октябрь 1950. М.: «Искусство». - С. 10.

25 Афанасьев К. - Там же.

26 Яралов Ю. Национальное и интернациональное в советской архитектуре. — М.: Издательство литературы по строительству. 1971. - С. 230.

27 Филиппова С.В. Архитектурная майолика. — М.: Государственное издательство литературы по строительным материалам. 1956. - С. 63 - 64.

2S Журавлёв A.M. Дмитрий Чечулин. - М.: Стройиздат. 1985. - С. 39.

29 Варзар JI.B. Михаил Адольфович Минкус 1905 - 1963. - Каталог выставки в Центральном Доме Архитектора. - М. 1966. - С. 12-13.

30 Нейман М. - Указ. соч. - С. 29.

31 Кравченко К.С. Георгий Иванович Мотовилов. - С. 31.

32 Варзар JI.B., Яралов Ю.С. М.А.Минкус. - М.: Стройиздат. 1982. - С. 58.

33 Кавтарадзе С., Чепкунова И. - Указ. соч. - С. 102.

34 Пекарева Н. А. - Указ. соч. - С. 23.

35 Кавтарадзе С., Чепкунова И. - Указ. соч. - С. 114.

36 Пекарева Н. А. - Указ. соч. - С. 25.

37 Егорьева Е. Синтез искусств в Московском метро. (Конференция Академии художеств СССР). - Декоративное искусство СССР. № 11. 1974. - С. 25.

38 Голубев Г. - Указ. соч. - С. 29.

39 Шумаков Н. - Указ. соч.- С. 8.

40 Егорьева Е. - Указ. соч. - С. 27.

41 Егорьева Е. - Указ. соч. - С. 25 - 26.

42 Митрофанов К.М. - Указ. соч. - С. 106.

43 Шумаков Н. — Указ. соч. - С. 9.

44 Сафонов С. Ожидание на Гостиничной улице. - Персона. № 4-5. 2002. - С. 107.

45 Зиновьева Т. Метро и синтез искусств. - Декоративное искусство СССР. № 4 (353). 1987. - С. 14.

46 Зиновьева Т. - Там же.

47 Зиновьева Т. - Указ. соч. - С. 16.

48 Зиновьева Т. — Там же.

Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Дрёмина, Ольга Юрьевна, 2008 год

1. Акунова Л.Ф., Приблуда С.З. Материаловедение и технология производства художественных керамических изделий. М. «Высшая школа». 1979.

2. Алексеев С. Архитектурный орнамент. М.: «Государственное издательство литературы по строительству и архитектуре». 1954.

3. Аникина Н.И. Иллюзии и реальность: творчество московских монументалистов 70 90-х годов глазами заинтересованного наблюдателя. М.; Екатеринбург: Моск. комбинат монумент.-декоратив. искусства; Екатеринбург, художник, 2005.

4. Аркин Д. О ложной «классике», новаторстве и традиции. Архитектура СССР. № 4. 1939.

5. Астраханцева Т.Л. Гжельская майолика XX века: Монография-альбом. СПб.: «Аврора». 2006.

6. Афанасьев К.Н. Новые станции Московского метро и их скульптурное убранство. Искусство. №5 сентябрь октябрь М.1950. Афанасьев К.Н. А.В. Щусев. М.: «Стройиздат». 1978.

7. Бабурина Н.М., Шевелёва В.Т. Современная советская скульптура. М.: «Советский художник». 1989.

8. Баранова С.И. Советская облицовочная керамика из собрания музея. Забытое имя. Коломенское. Материалы и исследования. Вып. 4. М. 1993. Баранова С.И. Невоплощённое. Художник Давид Ципирович (1885 — 1946). Московский архив. М. 2002.

9. Баранова С.И. Москва изразцовая. М.: ОАО «Московские учебники». 2006. Бассехес А. Содружество искусств. Архитектура СССР. № 6.1939. Беннет Д. Метро. История подземных железных дорог. Перевод с англ. М.: «Магма». 2005.

10. Беркман А.С. и др. Декорирование фарфора и фаянса. М.: «Росгизместпром». 1949.

11. Борисовский Г.Б. Вопросы современной архитектуры. М.: «Госстройиздат». 1963.

12. Бродский JI. Освещение станций метро. Архитектура СССР. № 9. 1938. Варзар JI.B. Михаил Адольфович Минкус 1905 1963. Каталог выставки в Центральном Доме Архитектора. М. 1966.

13. Варзар Л.В., Яралов Ю.С. М.А.Минкус. М.: «Стройиздат». 1982.

14. Великорецкий О. Новые станции Московского метрополитена. Архитектура СССР. № 5. 1954.

15. Веснин А. О социалистическом реализме в архитектуре. Советская архитектура. № 8. 1957.

16. Викторов С. Метро третьей очереди. Архитектура СССР. № 9. 1939. Власов А. Станция «Киевский вокзал» Московского метрополитена.

17. Архитектура СССР. № з. 1937.

18. Гинзбург В.П. Керамика в архитектуре. М.: «Стройиздат». 1983.

19. Голубев Г.Е. Архитектура метрополитена и задачи художника. Декоративноеискусство СССР. №11. 1974.

20. Голубев Г.Е. Вестибюли метрополитенов (Основные типы и планировочные решения). Дис. канд. арх., М. 1958.

21. Давыдова Н., Левинсон А. Спор о метро: диалог искусствоведа и социолога. Декоративное искусство СССР. № 7. 1987. Данько Н. Художники в метро. Искусство. № 6. 1938.

22. Дворец Советов памятник Ленину, памятник сталинской эпохи. Новый этап строительства дворца. Архитектура СССР. № 6. 1939. Дейнека А. А. Художники в метро. Искусство. № 6.1938.

23. Дейнека А. А. Живопись в интерьере. Архитектура СССР. №6.1939. Джандиери М.И. Фомин И.А. М.: «Госстройиздат». 1954. Душкина Н. Падение: От «Метрополитена» до «подземки». Архитектура. Строительство. Дизайн. № 3. 1999.

24. Егорьева Е. Синтез искусств в Московском метро. (Конференция Академии художеств СССР). Декоративное искусство СССР. № 11. 1974.

25. Ермакова Т. Первая очередь Московского метрополитена. Техническая эстетика. № 11. 1967.

26. Ермонская В.В. Янсон-Манизер. М.: «Искусство». 1961. Журавлёв A.M. Дмитрий Чечулин. М.: «Стройиздат». 1985. Журавлёв A.M., Рабинович В.И. Для народа созданные. О лучших произведениях советского зодчества. М.: «Знание». 1978.

27. Зеленин М. Отделочные материалы на Горьковском радиусе метро. Архитектура СССР. № 9. 1938.

28. Зеленин М. Отделочные работы на новых станциях Московского метрополитена. Архитектура и строительство. № 2. 1950.

29. Зиновьева Т.А. Метро и синтез искусств. Декоративное искусство СССР. № 4 (353). 1987.

30. Иванов В.В. Световой образ в архитектуре интерьера (На примере станций Московского метрополитена им. В.И. Ленина). Дис. канд. арх., М. 1973. Измайлов И. Скоростное будущее подземной столицы. Вокруг света. № 6 (2777). 2005.

31. Иконников А.В. Архитектура Москвы: XX век. М.: «Московский рабочий». 1984.

32. Иконников А.В. Художественный язык архитектуры. М.: «Искусство». 1985. Иконников А.В. Функция, форма, образ в архитектуре. М.: «Стройиздат». 1986.

33. Иконников А.В. Историзм в архитектуре (от эпохи Ренессанса до кон. XX в.). М.: «Стройиздат». 1997.

34. Ильин М. Иван Александрович Фомин. М.: Академия архитектуры СССР. 1946.

35. Иманов Г.М., Косов B.C., Смирнов Г.В. Производство художественной керамики. М.: «Высшая школа». 1985.

36. Искусство ансамбля: Художественный предмет. Интерьер. Архитектура. Среда. Сборник статей. М.: «Изобразительноеискусство». 1988. Искусство керамики. Сборник статей. М.: «Советский художник». 1970. Итальянский Дворед'Советов. «МУАР». 2007.

37. Кавтарадзе С., Чепкунова И. К 70-летию Московского метрополитена. World Art Музей. № 14. 2005.

38. Катцен И.Е. Метро Москвы. М.: «Московский рабочий». 1947.

39. Катцен И.Е., Рыжков К.С. Московский метрополитен. М.: Издательствоакадемии архитектуры СССР. 1948.

40. Керамика: Каталог. Строительные материалы. Строительные изделия. М.: Издательство академии архитектуры СССР. 1948.

41. Керамические плитки для полов: Каталог. М.: Гос. изд. лит-ры по строит, материалам. 1950.

42. Керамика. Каталог отделочных материалов и изделий. М.: «Госстройиздат». 1961.

43. Климов М.В. Идейно-художественные проблемы архитектуры Московского метрополитена (3-я и 4-я очереди). Дис. канд. арх., М. 1952. Колли Н.Я. Творческий итог (Работа проектной мастерской № 6 Моссовета). Архитектура СССР. №3. 1935.

44. Колли Н.Я. Архитектура Московского метро. Архитектура СССР. № 4.1935. Колли Н.Я. Летопись советской архитектуры 1917 1947. Архитектура СССР. Сборник № 17- 18.1947.

45. Коломиец А.И. Елена Александровна Янсон-Манизер. Вступительная статья. М.: «Советский художник». 1970.

46. Королёв Б. Скульптура Дворца Советов. Группы и барельефы. Архитектура СССР. № 6. 1939.

47. Косенкова Ю.Л. Поиски принципов проектирования московского метрополитена (1900-е 1920-е годы). Архитектурное наследство. Вып. 48. М.: Издательство ЛКИ, 2008.

48. Косило Е. Триумф подземных дворцов (Московское метро). Вокруг света. №5. 2005.

49. Кравец С.М. Архитектура Московского метрополитена. М.: Государственноеархитектурное издательство академии архитектуры СССР. 1941.

50. Кравченко К. С. Георгий Иванович Мотовилов.

51. Кусый И. А., Наумов М.С. Московский метрополитен. М. 2005.

52. Лавров В. Архитектура Московского метрополитена. Две очереди метро.

53. Архитектура СССР. № 9. 1938.

54. Лансере Е.Е. Живопись во Дворце Советов. О композиции монументальных картин. Архитектура СССР. № 6. 1939.

55. Ларичев Е., Углик А. Московское метро. Путеводитель. М.: «Книги WAM». 2007.

56. Лебедева В.Е. Советское монументальное искусство шестидесятых годов. М.: «Наука». 1973.

57. Лисовский В.Г. И.А. Фомин. Л.: «Лениздат». 1979.

58. Макаров К. А. Советское декоративное искусство. М.: «Советский художник». 1974.

59. Марков Л.А. Практика применения керамики в архитектуре. Киев: Акад. архитектуры УССР. 1954.

60. Марков Л.А. Унификация архитектурных деталей из керамики (из опыта работы украинских архитекторов и инженеров). Архитектура СССР. № 1. 1954. Марц Л.В., Шмакова К.М. Московские скульпторы. М.: «Советский художник». 1986.

61. Маслих С.А. Русское изразцовое искусство XV XIX веков. М.: «Изобразительное искусство». 1983.

62. Мелюков И.Н. Техника скульптурно-формовочных работ в архитектуре. 2-е изд. М.: В.Шевчук. 2002.

63. Метро. Четвёртая очередь. Станции «Центральный парк культуры и отдыха имени Горького», «Калужская», «Серпуховская», «Таганская», «Павелецкая», «Курская». Огонёк. №.52. 1949.

64. Миклашевский А.И. Технология художественной керамики. JL: Издательство литературы по строительству. 1971.

65. Милдс М., Лаушке Р. Роспись фарфора. Перевод с нем. М.: «Лёгкая индустрия». 1971.

66. Минкус М.А, Пекарева Н.А. И.А. Фомин. М.: Государственное издательство литературы по строительству и архитектуре. 1953.

67. Митрофанов К.М. Современная монументально-декоративная керамика. JI.-М.: «Искусство». 1967.

68. Михайлов Б. Ордер в советской архитектуре. Архитектура СССР. № 8. 1939. Московский метрополитен. М.: «Изогиз». 1953 г.

69. Мурина Е.Б. Проблемы синтеза пространственных искусств. (Очерки теории). М.: «Искусство». 1982.

70. Мусиенко П.Н. Керамика в архитектуре и строительстве. (Методы художественного оформления керамических изделий). Киев: Акад. архитектуры УССР. 1953.

71. Новый радиус московского метрополитена. Архитектура СССР. № 5. 1953. Овсянников Ю.М. Скульптор в красном халате. Наталья Яковлевна Данько и её творчество. М.: «Советский художник». 1966.

72. Овсянников Ю.М. Солнечные плитки. Рассказы об изразцах. М.: «Советский художник». 1966.

73. Овсянников Ю.М. Русские изразцы. JL: «Художник РСФСР». 1968. Омельченко О.Н. Художественное стекло в интерьерах метро (советский опыт 1935 1985 гг.). Автореферат. М. 1992.

74. Павловский С.А. Материалы и техника монументально-декоративного искусства. Из опыта экспериментальных работ московских художников-монументалистов. М.: «Советский художник». 1975.

75. Парамонов А. Николай Васильевич Томский. М.: «Искусство». 1953. Пащенко Ф. К вопросу о национальной форме в социалистической архитектуре. Архитектура СССР. № 7. 1939.

76. Пекарева Н.А. Московский метрополитен им. В.И. Ленина. М.: «Искусство». 1958.

77. Петухов Л.Г. Композиция станций Московского метро. Дис. канд. арх., м. 1950.

78. Полевой В.М. 50 лет Московского Метрополитена. Вчера и сегодня московского метро. Размышления пассажира. Декоративное искусство СССР. № 6 (331). 1985.

79. Полянский А.Т. Актуальные проблемы советской архитектуры. М.: «Знание». 1987.

80. Попов С. Скульптор Георгий Иванович Мотовилов.

81. Посохин М.В. На путях к красоте: о содружестве искусств. М.: «Изобразительное искусство». 1986.

82. Проблемы синтеза искусств и архитектуры. Тематический сборник научных трудов. Вып. 1. Л.: Академия художеств СССР. 1971. Пясковский Ю. Зачем художник приходит в метро? Декоративное искусство СССР. № 4 (353). 1987.

83. Ракитин П. Московский метрополитен. (Россия XX век). М.: «Интеррос». 2005.

84. Рогачевский В.М. О монументальной скульптуре. М.: «Советский художник». 1962.

85. Рожин И.Е. Интерьеры Дворца Советов. Архитектура СССР. № 6. 1939.

86. Рожин И.Е. В.Г. Гельфрейх. Архитектура СССР. №5. 1986.

87. Рябушин А.В., Шишкина И.В. Советская архитектура. М.: «Стройиздат».1984.

88. Салтыков А.Б. Майолика Гжели. М.: «Искусство». 1956. Сафонов С. Ожидание на Гостиничной улице. «Персона» № 4-5. 2002.

89. Симбирцев В. Архитектура и отделка станции «Киевский вокзал». Архитектура СССР. № 3. 1937.

90. Синтез искусств и архитектура общественных зданий. Сборник статей. М.: «Советский художник». 1974.

91. Советская архитектура. Ежегодник. 1962- 1963. М. 1967.

92. Советская архитектура сегодня и завтра. Сборник статей. М.1. Стройиздат». 1971.

93. Советское монументальное искусство'73. Сборник статей. М.: «Советский художник». 1975.

94. Соколов A.M. Станции Ленинградского метро. JL: Государственное издательство литературы по строительству и архитектуре. 1957 г. Соколов A.M. Архитектура новых станций Ленинградского метро. Строительство и архитектура Ленинграда. № 10. 1963.

95. Стригалёв А. Цвет и стандарт в архитектуре. Советская архитектура. № 9. 1958. Сысоев В. Дейнека. 1899 1969. Альбом репродукций. М.: «Изобразительное искусство». 1973.

96. Терновец Б. Скульптура Дворца Советов. Задачи скульптуры. Архитектура СССР. № 6. 1939.

97. Торсунова М.И. Архитектурный образ станций московского метрополитена. Советская архитектура. № 3. 1952.

98. Турчин B.C. Образ двадцатого . в прошлом и настоящем. М.: «Прогресс-Традиция». 2003.

99. Фёдоров-Давыдов А. Орнамент в убранстве Дворца Советов. Архитектура СССР. № 6. 1939.

100. Филиппов А.В. Керамика и архитектура. Академия архитектуры № 4. 1936. Филиппов А.В. Опытная керамическая установка ВАА. Академия архитектуры № 1. 1937.

101. Филиппов А.В. Древнерусские изразцы. М.: Изд-во Всесоюзн, Акад. арх. 1938. Филиппов А.В. Художественная керамика. Архитектура СССР. № 7. 1940. Филиппов А.В. и др. Архитектурная терракота. М.: Гос. архитектурное изд-во Акад. арх. СССР. 1941.

102. Филиппова С.В. Архитектурная майолика. М.: Государственное издательство литературы по строительным материалам. 1956.

103. Фомин Г.Н. Архитектура Страны Советов. М.: «Стройиздат». 1981.

104. Хохлова Е.Н. Производство художественной керамики. М.: «Легиндустрия».1978.

105. Ципирович Д., Эйгель И. Б.М. Иофан. Архитектура СССР. № 11. 1940. Чарнецкий Г.В. Архитектура подземных станций метрополитенов. Дис. канд. арх., М. 1948.

106. Шункова Е.В. Мастерская монументальной живописи при академии архитектуры СССР. 1935 1948. М.: «Советский художник». 1978. Щипанов А.С. Роль освещения в архитектуре интерьеров (Московское метро). Дис. канд. арх., М. 1951.

107. Щусев А.В. Произведения А.В. Щусева, удостоенные Сталинской премии. М.: АН СССР. 1954.

108. Эбин Ю.О. Наталья Яковлевна Данько. 1892 1942. (Мастер фарфоровойскульптуры). М.: «Искусство». 1955.

109. Эйгель И.Ю. Борис Иофан. М.: «Стройиздат». 1978.

110. Beringer A.J. Die grossherzogliche majolica-manufaktur Karlsruhe. Die dekorativ Kunst. 1923 1924. Bd. 50.

111. Bildende Kunst und Architektur. Baukatalog: Teil 1-7. Berlin: Bauinformation. 1970 -1976.

112. Bilder och rum under jord: Tre decenniers konst I Stockholms tunnelbana. Lund, forord. 1981.

113. Con9alves R.M., Dias F.S. 10 anos de artes plasticas e arquitectura em Portugal 1974 1984. Lisboa: Caminho. 1985.

114. Grossherzogliche Majolika-Manufaktur Karlsruhe A.G. Karlsruhe. 19.

115. Groys В., Paperny V., Ikonnikov A. Tyrannei des schonen architektur der Stalin-zeit. Miinchen New York: Prestel. 1994.

116. Hanter S., Jacobus J. American art of the 20th century. Painting. Sculpture. Architecture. New York. Abrams. 1972.

117. Henze W. Architektur und Bau-Keramik. Halle, Knapp. 1955.

118. Nielsen J. Danish railway design. Copenhague. 1984.

119. Olsen R.D. L'art dans 1'architecture et l'urbanisme. Copenhague. 1969.

120. Pechman G. Porzellanplatten der Staatlichen Porzellanmanufaktur Berlin. Diedekorativ Kunst. 1937- 1938. Bd. 78.

121. SandstrOm S. at al. Konstverkens liv i offentlig miljo. Stockholm. 1982.

122. Smith R., Meco J. Azulejos Portugueses (Portuguese tiles). Lisboa. 1986.

123. Strom M. Metro-art in the metro-polis. ACREdition. Paris. 1994.

124. Transport spaces. A pictorial review. Melbourne. 1999. Vol. 1.

125. Villeroy & Boch, Merzig a/d Saar. Musterbuch A.Mettlacher Platten. Merzig.1912.

126. Wikander C. The painted architectural terracottas. Stockholm: Astroms (Goteborg). 1988.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.