Характеры и конфликты в романах Магомед-Расула тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.02, кандидат филологических наук Курбанова, Эминаханум Магомедсаидовна

  • Курбанова, Эминаханум Магомедсаидовна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2003, Махачкала
  • Специальность ВАК РФ10.01.02
  • Количество страниц 155
Курбанова, Эминаханум Магомедсаидовна. Характеры и конфликты в романах Магомед-Расула: дис. кандидат филологических наук: 10.01.02 - Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы). Махачкала. 2003. 155 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Курбанова, Эминаханум Магомедсаидовна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЕ КАК ПРИНЦИП РОМАННОГО ПОВЕСТВОВАНИЯ («БЕЗ ПРИГЛАШЕНИЯ»)

§ 1. КОНФЛИКТ ГЕРОЯ-ПОВЕСТВОВАТЕЛЯ С ПЕРСОНАЖАМИ.

§ 2. СЮЖЕТ КАК КОМПОЗИЦИОННО-ОРГАНИЗУЮЩИЙ ИНСТРУМЕНТ 30 РАСКРЫТИЯ ОБРАЗОВ ГЕРОЕВ.

ГЛАВА II. ТРАГЕДИЯ ЛИЧНОСТИ НА ФОНЕ СОЦИАЛЬНОГО КОНФЛИКТА («ОТЕЦ ПРОРОКА»)

§ 1. МАСАНДИЛ - ПРОТЕСТУЮЩАЯ ЛИЧНОСТЬ.

§ 2. ХАРАКТЕРЫ И ОБСТОЯТЕЛЬСТВА И ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ ИМИ С.ТРУК- 75 ТУРЫ РОМАНА.

ГЛАВА III. ОТ СЕМЕЙНО-БЫТОВОГО К СОЦИАЛЬНОМУ КОНФЛИКТУ («А СУДЬИ КТО? »)

§ 1. КОНФЛИКТ И СИСТЕМА ОБРАЗОВ В РОМАНЕ «А СУДЬИ КТО?».

§ 2. СЮЖЕТ РОМАНА И ОТРАЖЕНИЕ В НЕМ ХАРАКТЕРОВ ЛЮДЕЙ РАЗНЫХ 1 14 НРАВСТВЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Характеры и конфликты в романах Магомед-Расула»

Актуальность темы исследования. Творчество народного писателя Дагестана Магомед-Расула (Расулова Магомед-Расула Расуловича (1936) получило широкую известность в республике и в стране в целом. Почти все произведения даргинского автора переведены на русский язык, с некоторым из них знакомы и иностранные читатели. Магомед-Расул одинаково успешно выступает как автор очерков, эссе, рассказов, повестей и романов. Дагестанские театры ставят спектакли по его пьесам. Востребованы его и литературно-критические статьи. Особую популярность приобрел писатель, когда выступил в необычном жанре - создал «антиповесть» «Ясновидящий дурак» (1994 г.). Дискуссия, развернувшаяся в средствах массовой информации, по поводу «антиповести» обнаружила, кроме всего прочего, рост художнического мастерства писателя.

Между тем становление Магомед-Расула как писателя началось давно. Еще в 1960-е годы критика и общественность республики высоко оценили повести Магомед-Расула. О творчестве даргинского автора отозвались известные писатели: Р. Гамзатов, JI. Кассиль, А. Алексин, С. Михалков, Ч. Айтматов, Н. Джусойты, критики Казбек Султанов и К. Абуков. Особого внимания удостоились в 1970-е годы повести «Дикарка» и «горная гвоздика».

Творчество Магомед-Расула заняло достойное место и в научных трудах. «Очерки истории даргинской советской литературы» Ф.О. Абакаровой отмечают факт прихода в даргинскую литературу талантливого прозаика Магомед-Расула1. У первого исследователя творчества писателя не было возможностей изучить его всесторонне. В книге отмечено идейно-тематическое

1 Абакарова Ф.О. Очерки даргинской советской литературы (1917-1965 гг.) Махачкала, 1969. - С. 207-209. своеобразие повести «Хартум и Мадина», в которой продолжена линия, намеченная еще в повести «После свадьбы».

Наиболее полное представление о творчестве Магомед-Расула можно получить в трудах A.M. Вагидова. В его книге «К вершинам» помещен творческий портрет писателя1. Проанализированы повести «Дикарка», удостоенная республиканской премии (ДАССР) в 1972 г., «Ох, мой мир», «Горная гвоздика», «Черный ягненок», «Чужой муж» и другие произведения. Но романы Магомед-Расула остались вне поля зрения исследователя.

Между тем романы Магомед-Расула «Без приглашения» («Бириз пух!-бик1ух1ели» - на даргинском языке) , «Отец пророка» («Масандил» - на даргинском языке)3, «А судьи кто?»4, изданные в 70, 80, 90-е годы XX века, явственно обнаруживают поиски писателя в обновлении и расширении средств художественного изображения человека и действительности в даргинской и во всей дагестанской литературе.

Романы эти, как и остальное прозаическое творчество Магомед-Расула, к сожалению, не исследованы системно и целенаправленно. Попытки осмысления романа как жанра дагестанской прозы сделаны в «Истории дагестанской советской литературы»5, в монографии С.Х. Ахмедова6, в коллективном у труде Института ЯЛИ ДНЦ РАН «Дагестанская литература» , в статье М.А.

1 Вагидов А. М. А вершины впереди //Мах1яммад-Расул. Чужой муж. (Избранное). - Махачкала, 1986. - С. 5 1 1-528 (на дарг. яз.).

2 Магомед-Расул. Бириз пух1бик1ух1ели. - Махачкала: Дагкнигоиздат, 1970 (на дарг. яз.); Он же. Без приглашения: Роман, повесть / Авторизованный пер. Е.Г. Бос-няцкого. - М.: Современник, 1972. - С. 3-198.

Магомед-Расул. Масандил. - Махачкала, 1985 (на дарг. яз.); Он же. Отец пророка. -М.: Современник, 1985.

4 Магомед-Расул. Диванчиби чихъали? (А судьи кто?). - Махачкала: Дагкнигоиздат, 1990 (на дарг. яз.).

5 История дагестанской советской литературы: В 2 т. - Махачкала: Изд-во ДФ АН СССР, 1967.

6 Ахмедов С.Х. Художественная проза народов Дагестана. - Махачкала: Дагкнигоиздат, 1996.

7 Дагестанская литература: Закономерности развития (1965-1985). - Махачкала: Изд-во ДНЦ РАН, 1999.

Гусейнова1, посвященной творчеству Ибрагимова, в кандидатской диссертации М.Н. Абдурагимовой «Идейно-художественное своеобразие прозы Кияса Меджидова»2.

Наша работа от названных выше исследований отличается целенаправленным изучением жанра романа в творчестве конкретного автора, внесшего свой вклад в национальную романистику народов Дагестана.

Объектом исследования являются тексты трех романов Магомед-Расула на даргинском языке: «Бириз пух1бик1ух1ели» («Пора тополиных бурь»), «Масандил» («Отец пророка»), «Диванчиби чихъали?» («А судьи кто?»). Два первых романа переведены на русский язык и в доработанном виде изданы соответственно под названиями «Без приглашения», «Отец пророка». Доработанные варианты романов дают благодатный материал для анализа и удобны для цитирования, поэтому мы пользуемся этими изданиями.

Тем более, что и первый рецензент, оценивший оригинал и перевод на русский язык «Масандила» (под названием «Отец пророка») Г. Юсупов заметил: «Роман Магомед-Расула я читал и на русском языке и остался доволен им. Он не пошел по проторенной тропе, не «удивил» русского читателя вымышленной жизнью, он просто и непринужденно описал правдивую жизнь нашего современника»3.

Выбор именно на эти произведения («Без приглашения», «Отец пророка», «А судьи кто?») пал потому, что, написанные в разные периоды творчества Магомед-Расула, они позволяют обнаружить эволюцию художественного мышления автора, уровень развития романа как жанра даргинской литера

1 Гусейнов М.А. Примечательные компоненты романа «Аманхор» // Вестник кафедры литератур народов Дагестана и Востока: Сб. ст. - Вып. 2. - Махачкала, 2002. - С. 186-195.

Абдурагимова М.Н. Идейно-художественное своеобразие прозы Кияса Меджидова: Дис. . канд. филол. наук. - Махачкала, 2002.

Юсупов Г. Правда жизни // Ленинское знамя. - 1986. - 2 февр. - № 12 (на дарг. яз.). Подстрочный перевод наш. туры.

Степень разработанности темы. В даргиноведении проблема романного повествования не изучена вообще, за исключением кандидатской диссертации Омаршаевой Э. М. «Характер и конфликт в даргинском историческом романе». Имеются также некоторые попытки Г. Нурмагомедова высказаться о даргинском романе в книге «Даргала роман» («Даргинский роман», Махачкала, 1992). Исследователь творчества Магомед-Расула А. Ваги-дов в своих трудах чаще обращается к повестям, чем романам. Кроме названных трудов, могут быть приведены высказывания собратьев по перу Магомед-Расула, в которых эмоциональная оценка превалирует над филологическим анализом исследуемых нами романов.

Романное творчество Магомед-Расула представляет филологический интерес, так как он является первым даргинским романистом. Справедливости ради следует сказать о том, что А. Абу-Бакар создал произведение «Медовые скалы», которое по масштабам и глубине анализа современной (1960-е годы) действительности, по жанровым признакам может быть квалифицирован как роман. Проблемно-тематические поиски и жанрово-стилевые новации, характерные для анализируемых романов, показательны и для уровня развития даргинской литературы и дагестанской прозы в целом.

Творчество Магомед-Расула не стало предметом специального научного исследования, в котором последовательно анализировались бы романы в их историко-литературной определенности и художественно-эстетической направленности. В диссертационной работе впервые в истории дагестанского литературоведения проводится анализ всех романов одного автора с тем, чтобы выявить жанрово-стилевые особенности произведений, показать ступени роста автора как романиста, издавшего три романа соответственно в 1970-е, 80-е, 90-е годы.

Цели и задачи исследования. Целью диссертации является исследование проблемы характеров и конфликтов в романах Магомед-Расула «Без приглашения», «Отец пророка», «А судьи кто?».

Цель работы реализуется путём решения следующих взаимосвязанных задач: выявление сюжетообразующих конфликтов, которые определяют характеры действующих лиц; жанрово-стилевая характеристика изучаемых произведений; определение места и значимости романов в творчестве Магомед-Расула и в даргинском литературном процессе в целом.

Теоретико-методологической основой стали исследования классиков эстетической мысли Аристотеля, Гегеля, В.Г. Белинского, Н.А. Добролюбова, работы известных русских историков и теоретиков литературы М. Бахтина, Н. Берковского, М. Храпченко, А. Бочарова, В. Кожинова, М. Кузнецова, Ю. Борева, И. Волкова, Н. Гея, Д. Лихачева, исследователей многонациональной советской (российской) литературы Г. Гамзатова, Ч. Гусейнова, К. Султанова, К. Абукова, Ш. Мазанаева, литературоведов-дагестановедов А.-К. Абдуллатипова, С. Ахмедова, А. Вагидова и других.

При исследовании произведений Магомед-Расула мы опирались на сложившиеся традиции сравнительно-исторического и типологического изучения литератур народов России. Мы пользовались также аналитическим методом, ориентированным на изучение внутренней организации художественного произведения.

Научная новизна работы состоит в том, что впервые в даргиноведении и дагестановедении произведения большой формы - романы - изучены в сравнительно-сопоставительном аспекте. Изучение романов Магомед-Расула позволяет сделать вывод о том, что даргинская проза в 1970-е годы достигла уровня создания произведений большой формы.

В нашей работе определен ряд особенностей романного повествования Магомед-Расула: отбор наиболее значимого жизненного материала, использование сюжета как инструмента создания конфликта действующих лиц; разные формы конфликта как средство выявления характеров персонажей.

Работа - первый опыт монографического исследования творчества даргинского автора.

Теоретическая и практическая значимость работы. Изучение романных форм повествования открывает перспективы для исследования проблемы художественного развития сознания даргинского народа.

Наблюдения, обобщения, выводы, представленные в диссертации, могут быть использованы в школах, колледжах и на филологических факультетах вузов в работе с учащимися и студентами, изучающими словесную культуру народов Дагестана. Материал диссертации может быть использован также при чтении спецкурсов и проведении спецсеминаров по проблемам дагестанского литературоведения, при составлении учебников и учебных пособий для школ, колледжей и вузов.

Апробация работы. Диссертация обсуждена на совместном заседании кафедры литератур народов России и кафедры литератур народов Дагестана и Востока Даггосуниверситета. Ее результаты опубликованы в статьях, изданных в «Вестнике ДГУ», а также в журналах «Радуга», «Женщина Дагестана», издаваемых на даргинском языке.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, каждая из которых разбита на 2 параграфа, и заключения. Имеется список использованной литературы. Общий объем работы - 154 стр. машинописи.

Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», Курбанова, Эминаханум Магомедсаидовна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализ романов Магомед-Расула показал рост художественного мастерства их автора. В первом романе «Без приглашения» сюжет строится на конфликте Магомед-Расула - повествователя-героя с другими творческими лицами-писателями, живущими в общежитии Высших литературных курсов, и с Аминой Булатовой - даргинкой, оказавшейся в Москве по причине ее увольнения с работы. Конфликтующие стороны демонстрируют свои писательские способности, желая утвердиться в сознании других, как личности с творческой энергией, дающей возможность создавать эстетически значимые произведения.

Справедливость суждения М.М. Бахтина о том, что «жанровый костяк романа еще далеко не затвердел, и мы еще не можем предугадать всех его пластических возможностей»1, подтверждается на примере проанализированных романов Магомед-Расула.

В романе «Без приглашения» («Бириз пух1бик1ух1ели») сюжет выполняет роль инструмента испытания героев, в том числе и героя-повествователя Магомеда, Магомед-Расула, адекватного автору. Конфликт героя-повествователя с горянкой Аминой Булатовой и другими творческими людьми, имеющими отношение к автору оригинальной киноповести и к горянке с европейским образованием и менталитетом, развернут во времени и пространстве так, чтобы выявить характерные черты всех участников романного повествования. Использование разнообразных вставных элементов, как-то: притча, рассказ, киноповесть, повесть - не только увеличивает романное время, расширяет его пространство, но и делает роман произведением синтетическим, имеющим в своем составе жанровые формы меньшего, чем роман, объема.

1 Бахтин М. М. Эпос и роман. - Санкт-Петербург, 2000. - С. 194.

Во втором романе «Отец пророка» в основе конфликта главного героя с окружающими лежит социально-экономическая ситуация, при которой ненужными становятся клинки кинжалов и другие изделия из железа и стали, которые изготовливаются в селе Лачин.

Роман «Отец пророка» («Масандил») в сравнении с первым романом имеет более концентрический сюжет. В нем нет вставных новелл и других атрибутов романного повествования, которые развили бы его синтетичность на уровне, наблюдаемом в романе «Без приглашения».

Жанрово-стилевые особенности романа не формируются за счет усложнения, отягощения его вставными частями.

В романе «Отец пророка» имеются сюжетные перипетии не только привлекательные для читателя, но и способствующие психологизации образов главного героя и других персонажей. Они употреблены для усиления оригинальной манеры изложения и многостороннего воздействия на читателя, а также для изображения быта и бытия горцев, характера конкретных персонажей.

В повествовательном материале романа есть пословицы и поговорки, народные речения и фразеологизмы, которые влияют на формирование манеры повествования и стиля.

В данном произведении автор целенаправленно дистанцируется от героев, что не мешает обозначению и развитию основного и побочных конфликтов, благодаря которым персонажи раскрываются достаточно полно, широко и глубоко.

Роман «А судьи кто?» («Диванчиби чикъали?») новый этап формирования романного мышления даргинского автора. В романе усложнился конфликт, обогатились приемы создания образов, композиции.

В произведении «А судьи кто?» в конфликт вовлечены люди разных возрастов и социальных ориентаций.

Главные герои Осман и Сабина в самом начале повествования предстают перед читателем как молодые люди, не понимающие друг друга.

Синдром молодости, собственной исключительности, юношеский максимализм не позволяют им наладить отношения, хотя оба героя одинаково чувствуют силу взаимного притяжения.

Впоследствии оба героя оказываются втянутыми в водоворот событий, сделавших их объекта противостояния школе и комсомолу.

У каждого из главных героев свои приемы сопротивления и борьбы с людьми, готовыми их ославить и унизить за чистую, честную любовь.

Образ Сабины, сумевшей в обстановке падения нравственности сохранить свою женскую честь и достоинство, противопоставлен не только таким типам, как Томила, но и чиновникам - воспитателям молодежи, таким, как директор школы Маржанат Шараповна.

Сабина бросает вызов своим противникам: Томиле, Свете и им подобным, покорившимся обольстителям и потерявшим девичью честь.

На основе принципа противопоставления характеров, которого придерживается автор-повествователь на протяжении всего романного повествования, формируется и образ Османа. В образе Османа автор пытается воплотить идеал положительного героя времени, способного уйти от ложного величия и рисования.

Осман привлекателен, как герой, и внешне, и внутренне. Для создания этого образа задействованы разные формы психологического изображения. Наиболее эффективным способом раскрытия образа Османа становятся его поступки. Изображая своего героя и за трапезой, и в общении с Сабиной, и в драке, и, наконец, в общении с Томилой, автор помещает своего героя в разные ситуации. В этих ситуациях Осман проявляет себя как горец, как молодой человек, способный постоять за свою честь и за близких людей. Что касается того, что Осман оказался под влиянием любовных чар Томилы, то в этом не следует усматривать его отступления от жизненного принципа -быть честным и порядочным. Психологически детерминированный поступок

Османа, соблазненного Томилой, в худшем случае может оцениваться, как ошибка молодого человека. В силу обстоятельств герой оступился, но не изменил себе. От этого образ Османа не потерял своей привлекательности и значимости, напротив, он стал более жизненным.

В работе последовательно проводится мысль о наличии в романе разных конфликтов: внутреннего, социального, семейного, общественного, конфликта поколений, т.е. отцов и детей.

Конфликт поколений показан в сюжетной линии семьи Шуайны Шапиевны. Мать Шуайны Ханум - простая горянка, общается с внуками не как с вопитуемыми, а как с личностями. Своими естественными действиями, понятными для детей, Ханум добивается любви Индиры и Эсембая, чего при всем желании не могла достичь Шуайна - родная мать.

Характер Шуайны, ее образ дан в динамике. Педагог, в начале романа выступающий за наказание Сабины Асаевой, в конце произведения отказывается работать учительницей. Такой сдвиг в сознании Шуайны вызван и случившимся на комсомольском собрании, где обсуждалось поведение ученицы класса, классным руководителем которого является она, и присвоением звания «Народный учитель СССР» Маржанат Шараповне - директору школы.

Образ Маржанат Шараповны венчает пирамиду чиновников-воспитателей, для которых школьники - лишь человеческий материал, доверенный им для воспитания.

Естественно то, что школьники не воспринимают методы воспитания, основанные на подавлении личности. Их сопротивление может дойти до бунта, что фактически произошло на собрании. Собрание стало кульминационной точкой. Оно дало возможность Сабине Асаевой почувствовать себя личностью, оно стало местом развенчания антипедагогических подходов к детям со стороны чиновников от педагогики.

Сюжет романа построен на действиях и поступках Османа и Сабины и лиц, связанных с ними. Конфликтообразующей личностью является не только Сабина. Поступки Османа, честного и порядочного человека, противопоставлены похождениям Гасана, великовозрастного ловеласа, Гамида, сына министра и других воздыхателей Томилы.

Анализ показывает своеобразие сюжета романа, в котором движущими сюжет являются образы Османа и Сабины, бабушки Ханум с ее отношением к внукам и оценкой жизненных явлений, участницей и свидетельницей которых она становится.

Сюжет романа «А судьи кто?», в сравнении с предыдущими произведениями этого жанра X. Алиева, И. Гасанова, А. Абу-Бакара, менее концентрический. В нем рассмотрены судьбы четырех семей - Османа, Сабины, Шуайны Шапиевны и Маржанат Шараповны. Такое представительство персонажей необходимо для широкого изображения дагестанского общества с его социальными прослойками, для изображения Османа и Сабины с разных сторон. Многоголосие романного изображения достигнуто и благодаря введению в сюжет большего, чем в предыдущих романах, числа персонажей -представителей разных семей со своими морально-нравственными ориентирами.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Курбанова, Эминаханум Магомедсаидовна, 2003 год

1. Абакарова Ф.А. Очерки даргинской советской прозы. Махачкала: Изд-во ДФ АН СССР, 1969. - 266 с.

2. Абдуллатипов А.-К.Ю. Формирование метода социалистического реализма в кумыкской литературе. Махачкала: Госкомиздат, 1982. -79 с.

3. Абдурахманова М.Ю. Мастерство психологического изображения в творчестве Абдуллы Кадырова: Автореф. дис. . канд. филол. наук. -Ташкент, 1977.-21 с.

4. Абуков К.И. У костра, зажженного М. Горьким. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1972. - 108 с.

5. Абуков К.И. Выход на магистраль. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1976.- 174 с.

6. Абуков К.И. И вот почему // Комсомолец Дагестана. 1986. - 25 марта.

7. Абуков К.И. На посту. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1978. - 224 с.

8. Абуков К.И. Разноязычное единство: обретения и потери. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1992. - 23 с.

9. Абуков К.И. Национальные литературы Дагестана и Северного Кавказа в системе взаимосвязей: Дис. . д-ра филол. наук в форме научного доклада. Махачкала: Изд-во ДНЦ РАН, 1993. - 103 с.

10. Аджаматов А.А. Рабият //Горящий камень. М.: Современник, 1981. -С. 107-155.

11. Айтматов Ч.Т. Слагаемые новаторства // Лит. газ. 1977. - 6 апр.

12. Айтматов Ч.Т. Быть эхом мира // Вопр. литературы. 1986. -№ 3. -С. 4-13.

13. Айтматов Ч.Т. Из речи на VIII съезде писателей СССР// Литературное движение эпохи. М.: Просвещение, 1986. - С. 333-335.

14. Алексанян Е. Углубление психологизма // Вопр. литературы. 1983. -№ 12.

15. Алиев С.М.-С. Дорога в современность. Махачкала: Дагкнигоиз-дат, 1977. - 142 с.

16. Андреев Ю. Человек в мире. Поиски и утверждение принципов социально-психологического анализа в советской литературе 20-30-х годов // Проблемы психологизма в советской литературе. JL, 1970. -С. 58-101.

17. Андреев Ю. Революция и литература: Октябрь и гражданская война в русской советской литературе 20-30-х годов. М., 1975. - 234 с.

18. Аникин Г. Характер и конфликт в американском социальном романе начала XX века // Категория характера в эстетике и художественном творчестве. М.: Изд-во МГПИ, 1980. - С. 110-130.

19. Аннинский JI. Контакты. -М.: Сов. писатель, 1982. 258 с.

20. Аристотель. Об искусстве поэзии. М.: ГИХЛ, 1957. -183 с.

21. Аристотель. Поэтика. -М.: Худ. лит., 1957. -230 с.

22. Архангельская А.К. Проблема конкретной исторической личности в узбекской советской прозе: Автореф. дис. . канд. филол. наук. -Ташкент, 1977. 28 с.

23. Асадуллаев С. Психологические повести // Литературный Азербайджан. 1976. - № 7. - С. 137-140.

24. Ахмедов С.Х. Социально-нравственные ориентиры дагестанской прозы. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1990. -151 с.

25. Ахмедов С.Х. Формирование и развитие дагестанской советской прозы: Дис. . д-ра филол. наук. Баку, 1990. - 419 с.

26. Ахмедов С.Х. Художественная проза народов Дагестана. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1996. - 274 с.

27. Бахтин М.М. Эпос и роман: О методологии исследования романа // Вопр. литературы. 1970. - № 1. - С. 95-122.

28. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. 3-е изд. - М.: Худ. лит., 1972.-472 с.

29. Бахтин М.М. Эпос и роман // Вопросы литературы и эстетики. М.: Худ. лит., 1975. - 504 с.

30. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979.-424 с.

31. Белецкий А.И. Избранные труды по теории литературы. М.: Просвещение, 1964. - 478 с.

32. Белинский В.Г. Речь о критике. Собр. соч.: В 9 т. М.: Худ. лит., 1979. - Т. 5.-325 с.

33. Берковский Н. Статьи о литературе. М.: Худ. лит., 1962. - 452 с.

34. Бехер И.Р. Самоцензура // Лит. газ. 1988. - 27 июля.

35. Бикмумаметов Р. Роман и литературный процесс // Вопр. литературы. 1971. -№ 9. - С. 10.

36. Божко Г. Формы психологического анализа в современной советской прозе: Дис. . канд. филол. наук. -М., 1977. 137 с.

37. Борев Ю. Эстетика. М.: Политиздат, 1975. - 270 с.

38. Борев Ю. Эстетика. 4-е изд., доп. - М.: Политиздат, 1988. - 496 с.

39. Боршуков В., Османова 3. Методологические проблемы изучения советского романа // Советский роман. Новаторство. Поэтика. Типология. М.: Наука, 1978. - С. 5-53.

40. Бочаров С.Г. Характеры и обстоятельства // Теория литературы: Основные проблемы в историческом освещении. Образ, метод, характер.- М.: Изд-во АН СССР, 1962. С. 312-451.

41. Бочаров Н. Утверждая цельность личности // Вопр. литературы. -1965.-№ 1.

42. Бочаров А. Круги художественного конфликта // Вопр. литературы.- 1974.-№ 5.

43. Бочаров А. Требовательная любовь. Концепция личности в современной советской прозе. М.: Худ. лит. - 1977. - 364 с.

44. Бочаров А. Сквозь призму поликонфликтности // Дорогой правды, дорогой гуманизма. М.: Худ. лит., 1978. - 321 с.

45. Бочаров А. Экзаменует жизнь // Новый мир. 1982. - № 8. - С. 226245.

46. Буров Б. Национальное своеобразие русской литературы. 2-е изд., доп. - Д.: Сов. писатель, 1967. - 399 с.

47. Буряк Б.С. Художественный идеал и характер. М.: Сов. писатель, 1972.-294 с.

48. Вагидов A.M. Социалистический реализм и развитие даргинской литературы. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1987. - 378 с.

49. Вагидов A.M. Восхождение к единству. Махачкала: Дагучпед-гиз,1991. -252 с.

50. Вагидов A.M. К вершинам. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1993. - 294 с. (на дарг. яз.).

51. Вагидов A.M. Хабиб Алиев. Очерк творчества. Махачкала: ИПЦ ДГУ, 1999. -90 с.

52. Волков И.Ф. Творческие методы и художественные системы. 2-е изд. - М.: Искусство, 1989. - 253 с.

53. Воробьева Н.Н. Принципы историзма в изображении характера: Классическая традиция и советская литература. М.: Наука, 1978. -262 с.

54. Выготский JI.C. Избранные психологические исследования. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1966. - 519 с.

55. Гамзатов Г.Г. Дагестан: историко-литературный процесс. Махачкала: Дагучпедгиз, 1990. - 308 с.

56. Гамзатов Г.Г. Преодоление. Становление. Обновление: На путях формирования дагестанской советской литературы. Махачкала, 1986.-464 с.

57. Гартман Н. Эстетика. М.: Искусство, 1958 - 432 с.

58. Геворкян А. Панорама многонационального романа // Вопр. литературы. 1986. - № 5. - С. 215-222.

59. Гегель Г.В.Ф. Эстетика: В 4 т. -М: Искусство, 1968. Т. 1. -312с.

60. Гегель Г.В.Ф. Наука логики: В 3 т. М.: Мысль, 1974. - Т. 1. - 452с.

61. Гей Н.К. Типический характер и проблема художественности // Социалистический реализм и классическое наследие. Проблема характера. М.: ГИХЛ, 1960. - С. 21-88.

62. Гинзбург Л.Я. О литературном герое. Л.: Сов. писатель, 1979. -340с.

63. Гинзбург Л.Я. О психологической прозе. Л.: Сов. писатель, 1977. -412 с.

64. Глушко А. Характер и конфликт в современном советском рассказе // Современный литературный процесс и критика. М.: Сов. писатель, 1975.-285 с.

65. Горбунова Е. Характеры. М.: Сов. писатель, 1960. - 419 с.

66. Горбунова Е. Идеи, конфликты, характеры. М.: Сов. писатель, 1960.-418 с.

67. Горбунова Е. Единство внутреннего и внешнего в конфликте // Вопр. литературы. 1959. - № 11. - 40 с.

68. Гуковский Г. Пушкин и проблемы реалистического стиля. М.: Гослитиздат, 1957. - 325 с.

69. Гулыга А.В. Эстетика истории. М.: Наука, 1974. - 128 с.

70. Гусев Ю. Художественные конфликты и реальность // Вопр. литературы. 1986. - № 2. - С. 47-78.

71. Гусейнов Ч. Нравственные конфликты в современной литературе // Методологические проблемы современной литературной критики. -М.: Мысль, 1976.-350 с.

72. Гусейнов Ч. Этот живой феномен. М.: Сов. писатель, 1988. - 432 с.

73. Гусейнов Ч. Советская многонациональная литература и формирование духовного облика современника // Положительный герой в современной советской литературе. М.: Наука, 1988. - С. 180-193.

74. Днепров В. Проблемы реализма. Д.: Сов. писатель, 1960. - 352 с.

75. Днепров В. Черты романа XX века. М.-Л.: Сов. писатель, 1965. -548 с.

76. Добролюбов Н.А. Черты для характеристики русского простонародья: Собр. соч.: В 9 т. Т. 6. С. 262 (221-288).

77. Драгомирецкая Н. Характер в художественной литературе // Проблемы теории литературы. М.: Книга, 1958. - С.86-163.

78. Дремов А.К. Художественный образ. М.: Сов. писатель, 1961. -408с.

79. Елигулашвили Э. Время добра и правды. (Заметки о молодом литературном герое) // Единство: Сб. ст. о многонациональной советской литературе. Вып. второй / Сост. В. Оскожкин. М.: Худ. лит., 1975. -С. 182-220.

80. Ершов JI. Русский советский роман: национальные традиции и новаторство. Д.: Наука, 1967. - 340 с.

81. Есин А.Б. Психологизм русской классической литературы. М.: Просвещение, 1988. - 176 с.

82. Есин А.Б. Художественный психологизм как теоретическая проблема // Вестн. Моск. ун-та. Серия 9. Филология. 1982. - № 1. - С. 1724.

83. Жегалов Н. Роман М. Горького «Жизнь Клима Самгина». М.: Просвещение, 1965.

84. Жулинский Н.Г. Художественная концепция человека и проблема характера в современной советской литературе: Дис. . д-ра филол. наук. Киев, 1980.- 385 с.

85. Журчинский В. Теория литературы. Д.: Наука, 1977. - 404 с.

86. Захаров В. В свете идеала // Лит. газ. 1988. - 13 апр.

87. Иванова Н. Намеренные несчастливцы? // Дружба народов. 1989. -№ 7. - С. 239-253.

88. Иезуитов А. Проблема характера в эстетике и литературе // Проблема характера в современной советской литературе. М.-Л., 1962. -С.3-65.

89. Иезуитов А. Проблема психологизма в эстетике и литературе // Проблема психологизма в советской литературе . Л., 1970. - С. 39-57.

90. История дагестанской советской литературы: В 2 т. Махачкала: Изд-во ДФ АН СССР, 1967.

91. Т. I. 1967. 416 с. Т. И. 1967.483 с.

92. История советской многонациональной литературы // Литературы народов Дагестана. Т.5. М.: Наука, 1974. - С. 377-398.

93. Каган М.С. Литература как человековедение // Вопр. литературы. -1972. -№3.- С. 152-175.

94. Капиева Н. Скрещение дорог // Национальная специфика и жизнь. -Махачкала, 1990. С. 3-26.

95. Кассиев Э.Ю. Дагестанская литература на пути к социалистическому реализму: от просветительства к реализму нового типа. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1982. - 120 с.

96. Кедрина 3. Главное человек: Некоторые черты современного реализма. - М.: Сов. писатель, 1972. - 406 с.

97. Кирилюк З.В. Искусство сохранения литературного жанра. Киев: Высш. шк., 1986. - 119 с.

98. Ковалев А.Г., Мясищев В.Н. Психологические особенности человека. Характер. Л.: Изд-во ЛГУ, 1957. - 264 с.

99. Колобаева JI.A. Концепция личности в русской литературе рубежа XIX XX веков. - М.: Изд-во МГУ, 1990. - 336 с.

100. Конфликты и характеры в современной советской литературе. М., 1980. - 116 с.

101. Кузьменко Ю. Социальный характер и проблема литературного героя: Автореф. дис. . канд. филол. наук. -М., 1967. 15 с.

102. Куприянова Е.И., Макогонеко Г.П. Национальное своеобразное русской литературы. Очерки и характеристики. JL: Наука, 1976. -416 с.

103. Литературное движение советской эпохи. М.: Просвещение, 1986.- 333 с.

104. Лихачев Д.С. Внутренний мир художественного произведения // Вопр. литературы. 1986. - № 8. - С. 74-88.

105. Лихачев Д.С. Прошлое настоящему: Статьи и очерки. - Л.: Наука, 1985.- 576 с.

106. Магомед-Расул. Папаха и посох Сулеймана: О национальном характере: Очерки. М.: Сов. писатель, 1987. - 256 с.

107. Мазанаев Ш.А. Русскоязычная литература Дагестана. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1984. - 130 с.

108. Манн Ю. О движущейся типологии конфликта // Вопр. литературы.- 1971. -№ 10. С. 91-109.

109. Марченко А. Опыт общественного романа // Новый мир. 1986. -№ 9. - С. 256-259.

110. Митин Г. От реальности к мифу // Вопр. литературы. 1990. - № 4. -288 с.

111. Неупокоева И.Г. История всемирной литературы: Проблемы системного и сравнительного анализа. М.: Наука, 1976. - 359 с.

112. Новиков В. Движение истории движение литературы. - М.: Сов. писатель, 1982. - 576 с.

113. Нурмухамедова З.Д. Проблемы создания характера исторической личности: Автореф. дис. . канд. филол. наук. Ташкент, 1974. - 21 с.

114. Нурмагомедов Г. Даргинский роман. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1995.

115. Оскоцкий В.Д. Богатство романа. Многообразие и единство: Проблемы. Наблюдения. Полемика. М.: Сов. писатель, 1976. - 368 с.

116. Палиевский Г. Литература и теория. М.: Современник, 1978. -284 с.

117. Проблема характера в современной советской прозе. М.: Изд-во АН СССР, 1962.-342 с.

118. Пархоменко М.Н. Романы семидесятых. М.: Худ. лит., 1987. -332с.

119. Пашаева Т.Н. Зарождение и развитие лезгинской национальной прозы: Автореф. дис. . канд. филол. наук. Махачкала, 1985. - 22 с.

120. Погрибный А.Г. Приметы, которым веришь // Лит. обозрение. -1981. -№ 3. С. 19-22.

121. Погрибный А.Г. Художественный конфликт и развитие современной советской прозы. Киев: Высш. шк., 1981. - С. 45-184.

122. Поспелов Г.Н. Эстетическое и художественное. М.: Изд-во МГУ, 1965.-360 с.

123. Поспелов Г.Н. Теория литературы. М.: Высш. шк., 1978. - 332 с.

124. Поспелов Г.Н. Целостно-системное понимание литературных произведений // Вопр. литературы. 1982. - № 3. - С. 139-155.

125. Постановление пленума Союза писателей СССР // Лит. газ. 1987. - 6 мая. - С. 11.

126. Расулов М-Р. Ясновидящий дурак. Письма дилетанта. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1994. -416 с.

127. Султанов К.К. Контекст родства: Типология характера: общее и особенное // Единство: Сб. ст. о многонациональной советской литературе. Вып.4. М.: Худ. лит., 1982. - С. 363-385.

128. Султанов К.К. Национальные характеры нового типа в современной литературе // Положительный герой в современной советской литературе. М.: Наука, 1988.-С. 193-211.

129. Султанов К.К. Динамика жанра. Особенное и общее в опыте современного романа. М.: Наука, 1989. - 154 с.

130. Султанов К.К. По законам художественности. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1979. - 127 с.

131. Султанова Т. Идейно-художественное своеобразие повестей А.Абу-Бакара: Автореф. дис. . канд. филол. наук. Тбилиси, 1988. -28 с.

132. Султанова Т.Ю. Сопряженность времени в повестях А. Абу-Бакара // Литературный Дагестан. 1987. - № 2. - 89 с.

133. Суровцев Ю. Роман философствует // Вопр. литературы. 1981. -№9.-С. 12-19.

134. Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. T.I: Образ, метод, характер. М.: Изд-во АН СССР, 1962. - 452 с.

135. Тимофеев Л.И. Теория литературы. М.: Учпедгиз, 1948. - 384 с.

136. Тимофеев Л.И. Основные теории литературы. М.: Просвещение, 1963.-464 с.

137. Тураев А.У. Изображение характера в узбекских историко-революционных романах: Автореф. дис. . канд. филол. наук. Ташкент, 1975. - 28 с.

138. Тюпа В.И. Характер // Краткая литературная энциклопедия. Т.8. -М.: Сов. энциклопедия, 1975. С. 215-219.

139. Философский энциклопедический словарь. М.: Сов. энциклопедия, 1983. - 840 с.

140. Фархатова И.Ф. Система характеров в романах Ч. Гусейнова «Магомед, Мамед, Мамиш» и «Семейные тайны»: Дис. . канд. филол. наук. Махачкала, 1994. - 167 с.

141. Хамзаева Х.М. Становление историко-революционного романа вдагестанской литературе: Автореф. дис. . канд. филол. наук. М., 1968. - 18 с.

142. Ханмурзаев Г.Г. Проблема национального характера: образы северо-кавказских горцев в русской литературе XIX век: Дис. . д-ра филол. наук. Махачкала, 1991. - 374 с.

143. Храповирецкая Г. К вопросу о категории характера в системе художественного произведения конца XIX начала XX века // Категорияхарактера в эстетике и художественном творчестве. М.: Изд-во МГПИ, 1980.-С. 63-78.

144. Храпченко М.Б. Размышления о системном анализе литературы // Вопр. литературы. 1975. - № 3. - С. 90-113.

145. Храпченко М.Б. Художественное творчество, действительность, человек. М.: Сов. писатель, 1976. - 365 с.

146. Храпченко М.Б. Творческая индивидуальность писателя и развитие литературы. М.: Сов. писатель, 1975. - 365 с.

147. Чичерин А.В. Возникновение романа-эпопеи. М.: Сов. писатель, 1958.-372 с.

148. Чичерин А.В. Идеи и стиль. М.: Сов. писатель, 1965. - 365 с.

149. Чулкова К.Г. Эстетическое принципы создания характера в современной советской прозе: Автореф. дис. . канд. филол. наук. М., 1965.- 13 с.

150. Шаззо К.Г. Художественный конфликт и эволюция жанров в адыгских литературах: Автореф. дис. . д-ра филол. наук. Тбилиси, 1979. -35 с.

151. Шнейберг Л.Я., Кондаков И.В. От Горького до Солженицына. -М.: Высш. шк., 1994. 287 с.

152. Юсуфов Р.Ф. Дагестанская и русская литература конца XVIII и первой половины XIX века. М.: Наука, 1964. - 269 с.1. БПБЯИОЧ'Ь/'-'.'- я оъ

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.