Хореография на льду. Становление и пути дальнейшего развития тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 00.00.00, Ершова, Нина Владимировна

  • Ершова, Нина Владимировна
  • 1985, Москва
  • Специальность ВАК РФ00.00.00
  • Количество страниц 212
Ершова, Нина Владимировна. Хореография на льду. Становление и пути дальнейшего развития: дис. : 00.00.00 - Другие cпециальности. Москва. 1985. 212 с.

Оглавление диссертации Ершова, Нина Владимировна

Введение . 2

Глава I. О природе искусства ледовой хореографии. 23

1. Изобразительно-выразительные средства 24-59 лед.хор.,их особенности и своеобразие.

2. Художественный образ как цель и крите- 59-70 рий лед.хор. Интонирование как условие перехода спортивной пластики в хореографическую.

3. История катания на коньках с точки зре- 70-81 ния зарождения и становления эстетических и художественных категорий.

4. Характеристика языка ледовой хореографии и его возможностей. 81

Глава 2. 0 синтезе ледовой хореографии и музыки. 103

1. Исторический аспект проблемы. 103

2. Состояние проблемы в фигурном катании на данный момент. 108

3. Динамическая природа искусства музыки 115-121 и ледовой хореографии. Закономерности и особенности синтеза музыки и ледовой хореографии

4. Интонационная природа языка м. и л.х. 121-137 как основа их художественного синтеза. Содержательное значение музыки для искусства ледовой хореографии.

5. Взаимовлияние музыки и лед.хор. 0 музы- 137-145 кально-пластической драматургии в ледовой хореографии.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Другие cпециальности», 00.00.00 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Хореография на льду. Становление и пути дальнейшего развития»

Необходимость углубленного, всестороннего рассмотрения этого явления с позиции художественного творчества диктуется самой практикой фигурного катания, тенденцией его развития, чем и определяется необходимость подобного исследования и его актуальность.

Попытка представить фигурное катание как вид художественной деятельности делается впервые, в этом заключается новизна настоящей работы.

Любой новый вид, разновидность, или жанр искусства возникает под влиянием огромного числа факторов, и прежде всего под влиянием социально-эстетической потребности. Появление нового художественного образования - это проявление общей тенденции в современной жизни, заключающейся в эстетизации, в совершенствовании всего человеческого бытия, в одухотворении его, в поиске новых эстетических и художественных средств воздействия на массы и эстетических средств самовыражения творческой личности, средств, которые постоянно рождаются и которые постоянно в движении и развитие которых сознательно предопределяется планами партии. "Развивать социалистическую культуру и искусство, повысить их роль в формировании марксистско-ленинского мировоззрения, более полном удовлетворении многообразных духовных потребностей советских людей"''", - так определяет партия задачи в области литературы и искусства.

Искусство ледовой хореографии в настоящий момент представлено двумя типами зрелищ: соревнования с показательными выступлениями фигуристов и спектакли ледовых ревю или балетов на льду. Но ни то ни другое не представляет совершенной формы ледовой хореографии: в них не использованы все потенциальный выразительные средства этого искусства. Считается, что балет на льду это и есть закономерный переход, выход фигурного катания в искусство и что проблема отношения к фигурному катанию на этом исчерпывается. В сущности же фигурное катание и балет на льду давно уже развиваются параллельно. Причем фигурное катание намного опередило балет на льду не только своими техническими, но и художественными достижениями. Оно, как более зрелищное и популярное, развивается быстрее. Именно на него мы ссылаемся, говоря об эволюции выразительных средств ледовой хореографии, именно в нем достигается, в силу большей конкуренции на соревнованиях, высокий уровень мастерства и совершенство "элемента", и к искусству большее отноше

I. Материалы ХХУ1 съезда КПСС. - М.: Политиздат, 1981, с.182. ние имеет именно оно, потому что именно здесь в последние годы делается упор на достижение художественного совершенства. А балет на льду, о котором будет сказано ниже, это чаще всего переложение старых балетных спектаклей на ледовую сцену, использование средств сценической хореографии в новой не свойственной ей обстановке.

Вопросы, связанные с фигурным катанием, разрабатываются, главным образом, в рамках теории физического воспитания. Кроме описания техники фигурного катания, проводятся исследования его биомеханических, физиологических, гигиенических ост нов. Но в области теории искусства вопросы фигурного катания не разрабатываются.

И все же по мере возрастания мастерства фигуристов, возрастания эстетического и художественного элементов в их программах, соединения фигурного катания с искусством музыки и приходом на ледовую арену профессиональных хореографов и музыкантов такие вопросы стаж затрагиваться. На повестку дня

I. В учебниках по фигурному катанию для институтов физической культуры излагаются основные вопросы теории и методики обучения и тренировки фигуристов, вопросы техники выполнения обязательных фигур одиночного катания и элементов произвольного катания, вопросы особенностей парного катания, спортивных танцев на льду. (Таковы одно из первых отечественных пособий для конькобежцев Г.М.Паули "Зимние забавы и искусство бега на коньках с фигурами", изданное в 1938г., фундаментальные труды Н.А.Панина "Искусство катания на коньках" (1938) и "Искусство фигуриста" (1956), "Фигурное катание на коньках" (наглядное учебное пособие. 1962), "Ключ к спортивным танцам на льду" М.Кэй (1965), "Фигурное катание" (учебное пособие для тренеров и квалифицированных спортсменов. 1966), "Азбука фигуриста" Б.Сычева и Н.Пошехонцева (1968)1 "Фигурное катание на коньках" (учебник для институтов физической культуры. (1975), "Танцы на льду" В.Рыж-кина (1976) и "Ледовая сюита" (1975), "Фигурное катание для всех" А.Мишина, его же "Прыжки в фигурном катании" (1976) и "Школа в фигурном катании" (1979), "Азы фигурного катания" В.Огилви (перевод с английского, 1974), "Фигурное катание" Е.Чайковской (1975), "Короткая программа в парном катании" Т.Москвиной (1980) и "Произвольная программа парного катания" Т.Москвиной и И.Москвина (1984). встали вопросы о принадлежности фигурного катания к той или

О V и V кнои сфере, о путях дальнейшего развития фигурного катания как спорта и таких его театральных форм как музыкально-хореографический спектакль в созданных коллективах - государственных ансамблях "балет на льду". Такие вопросы стали поднимать искусствоведы и журналисты, пишущие о фигурном катании и балете на льду и сами тренеры-практики. Глубоко профессиональные суждения высказывались в книгах и статьях советских специалистов Е.А.Чайковской, Т.Н.Москвиной, И.Б.Москвина, Л.А.Пахомовой и др.^

В основном суждения по этому вопросу сводятся к следующему: фигурное катание - спорт, фигурное катание - новый жанр искусства и третья точка зрения - фигурное катание синтез спорта и искусства. Наиболее распространена точка зрения на фигурное катание.как синтез спорта и искусства. Ее придерживается, например, Л.А.Пахомова, которая пишет: "Фигурное катание на коньках - это синтез спорта и искусства, в котором все компоненты, гармонично сочетаясь друг с другом, подчиняются р специфическим законам данного вида спорта". Сюда же можно от

1. Е.Чайковской и Л.Добровой "В рамке катка" (1970), Е.Чайковской "Узоры русского танца" (1972), "Шесть баллов" (1980), Л.Пахомовой "Хореография и фигурное катание" (1980). Вопросы связанные с перспективой развития фигурного катания поднимали Н.Аркина в статье "Артисты чемпионатов" Г'Театр" 1971) и в книге "Дух состязания и танца" (1974), В.Гаевский в статье "Музыка на льлу" ("Театр" 1966), К.Го-лейзовский в статьях "Спорт как искусство" ("Театр" 1966) и "Лед, судьи и Терпсихора" ("Театр" 1969), В.Преображенский в статье "Прекрасный союз" ("Советская музыка" 1966), А.Агамиров в статье "На серебряных пуантах" ТКругозор,

1970), С.Колледж в статье "Что это - искусство или спорт?"

1971). Ю.Хербетом в беседе с Э.Целлером у,Спорт или искусство?* ("Гутен тан, 1981), Г.Праздников в книге "Искусство и спорт*, в многочисленных статьях, опубликованных в газетах.

2. Пахомова Л. Хореография и фигурное катание, - М.:Физкультура и спорт, 1980, с.76, нести расвуждение Н.Е.Аркиной: "Спортивные категории - скорость, динамизм, сложные элементы типа "ультраси", а так же виртуозное мастерство спортсменов, объединившись с искусством - музыкально пластическим образом, красотой танцевальных форм, артистизмом, вдохновением исполнителей, дали новое, совершенно самобытное, уникальное яаление'1^.

Одна из первых в нашей литературе попыток осмысления этого явления была сделана М.С.Каганом в его "Лекциях по марксистско-ленинской эстетике" (1971) и в его же "Морфологии искусства" (1972). Каган считает, что "вместе с техникой материального производства техника физической культуры потребовала от современного искусства овладения ее ресурсами, дабы художественный язык был как можно более созвучен мироощущению современного человека. Отсюда - рождение таких новых - и ставших за короткое время столь популярными - разновидностями искусства, как художественная гимнастика, фигурное катание, балет на льду, художественное пла2 ванье, массовые физкультурные праздники - парады" , причем фигурное катание и балет на льду (так же как и художественную гимнастику и художественное плавание) он предлагает считать особым видом танца - спортивным танцем. По мнению английского ученого Д.Беста, размышлявшего над проблемами взаимовлияния спорта и искусства, там, где нет явного разрыва между целью и средством, спортивные соревнования могут приближаться к видам искусства. Но цель в спорте, по его убеждению, доми

1. Аркина Н.Е. Дух: состязания и танца, - М.: Знание, 1974, с.39.

2. Каган М.С. Морфология искусства. - Л.; Искусство, 1972. с.276. нирует над средством. Только нужное движение, сделанное в нужный момент и приведшее к нужному результату, - таков критерий оценки красоты в спорте. На красивую игру теннисиста приятно смотреть, если он выигрывает, а не наоборот"^.

В фигурном катании мы наблюдаем интересное явление: зритель смотрит на красивое катание,подчас вне зависимости от занимаемого места фигуриста вне зависимости от цели, от "выигрыша". Для зрителя цель и средство меняются местами. Большее значение приобретает средство.

Конечно, любой вид спорта, не только фигурное катание, любая форма спортивной деятельности могут дать человеку ощущение прекрасного. Демонстрация умений и навыков спортсмена в беге, прыжках, в игре в большинстве случаев воспринимается сознанием зрителя как эстетический факт и оценивается в эстетических категориях. Если индивидуальный стиль спортсмена оценивается как красивый, то это и есть его эстетическая оценка. В таком виде спорта как фигурное катание, особенно спортивных танцах стремление добиться красивой осанки, манеры исполнения элементов приобретает самодавлеющую роль. В фигурном катании значение эстетических элементов столь важно, что о нем говорят как о "художественном виде спорта". Значимость эстетического элемента, который присущ ему как чувственно воспринимаемое проявление творческих возможностей человека, усиливается в фигурном катании еще тем, что спортивная программа сопровождается одним из видов искусства - музыкой. При

I. См.: Лге ¡49роп[. - Вп'4пз(ь чопгаС ^ аея-НшИс.- УоЫо^г. {37^1 уАПЗ.

9. чем программа не просто сопровождается музыкой, а музыка выступает внутренним компонентом творчества. Кроме этого, фигурное катание, благодаря растущему количеству дворцов спорота с искусственным льдом и телевидению, расширяет воздействие на массы людей как вид зрелеща. Показательные выступления фигуристов, которые миллионы людей смотрят на стадионах и по телевидению не только доставляют эстетическое наслаждение, но и формируют художественные вкусы. Во время показательных выступлений фигуристы, раскрепощенные от целей спортивной борьбы, создают подлинный праздник музыки, пластики и артистизма. Но самое существенное в плане настоящего исследования - устремленность фигурного катания в искусство, присущая ему способность к созданию художественной образности, к воплощению и передаче чувства, настроений, действия, состояния, характера. И этого утке совершенно нет в спорте в его чистом виде. Голая "красивая" техника, высокое спортивное мастерство, которые дают человеку ощущения прекрасного здесь уже являются лишь фундаментом для возведения более сложной художественной структуры. Как говорит Я.В.Рат-нер: "в спорте первичны техника, спортивная форма, составляющие его суть, в отличие от искусства, где техника всего лишь условие создания художественного образа"-^.

При всем том, что искусство и спорт движутся навстречу друг другу и в социальном плане выполняют близкие задачи, это явления все же разнохарактерные, с различными структурами и

I. Ратнер. Я.В. Эстетические проблемы зрелищных искусств. -М.: Искусство, 1980, с.97. законами функционирования. Это становится очевидным и из сравнения определений спорта и искусства: "спорт - часть физической культуры, средство и метод физического воспитания."^, "искусство- специфическая форма общественного сознания и человеческой деятельности, представляющая собой отражение действительности в художественных образах, один из важнейших спор собов эстетического освоения мира" , Будучи близкими по своей зрелищной, социальной природе и в задачах воздействия на аудиторию, спорт и искусство на уровне их определяющих сущностей расходятся. Искусство отличается от спорта своей "художественностью". И на этом уровне становится неправомочным термин "синтез", настолько эти явления разнородны.

Как известно, художественные начала могут возникать среди явлений человеческого духа и вне сферы самого искусства. Так, например, критические статьи Белинского, в этом смысле -это художественная проза. Все зависит от творческой личности. Мы всегда характеризуем целое, основываясь на высших проявлениях его частностей. О литературе, как искусстве, судим не по ординарным писателям, а по большим именам. Так и в фигурном катании, об искусстве мы начинаем говорить не везде, где фигурное катание есть, а оно может быть на любом ледовом поле, а в относительно редких случаях. Когда мы рассуждаем о нем как об искусстве, мы имеем ввиду прежде всего настоящие произведения искусства или возможности, которые таит в себе техника и пластика фигурного катания. Когда фигурное катание под

1. Советский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия, 1980, с.1269.

2. Философский словарь. - М.: Политиздат, 1981, с,135. нимается в свои звездные часы до настоящего искусства, то мы говорим прежде всего о проявлении высокого духовного начала. Так, когда катаются Пахомова и Горшков, Крэнстон, Моисеева и Миненков, Бобрин, Торвилл и Дин это узе не просто спорт, это объективация духовного мира творческих личностей, воплощение подлинно художественного замысла, использовавших язык фигурного катания как средство для самовыражения.

Здесь надо оговориться, какой смысл вкладывается в настоящей работе в само понятие "искусство". Как известно, в современном словоупотреблении оно имеет не одно, а разные значения, связанные друг с другом, но различающиеся степенью своей "широты". Не только в обычной речи, но и в теоретической литературе, под искусством нередко имеется ввиду всякое мастерство. Творчество по законам красоты - более значимый смысл понятия "искусство", относящийся ко всякой созидательной человеческой деятельности. И, наконец, - что нас здесь всего более интересует - искусство - это художественное творчество. В этом последнем значении мы и пользуемся здесь понятием "искусство". И поскольку фигурное катание никак не сводится к одной только спортивной деятельности, то о нем можно сказать, что на него вполне распространяется именно приведенное выше третье значение понятия "искусства"; оно сопряжено с созданием художественной образности.

Техника того или иного вида спорта, в данном случае фигурного катания, сама по себе не противоречит искусству и позволяет использовать свои достижения в художественном творчестве. Технические и пластические достижения фигурного катания могут служить прекрасным фундаментом для развития искусства, в том случае, если не спортивный результат является целью, а искусство средством его достижения, а наоборот - спорт рассматривается как ступень к вершине. Технику фигурного катания мы, в свою очередь, как и в балете можем рассматривать и называть "экзерсисом". Разумеется, не всякий танец на льду рассматривается нами как искусство. Фигурное катание и даже танец на льду может не выходить за пределы спортивной сферы и тот факт, что он сопровождается музыкой, отличается особой пластикой и т.д. даст лишь основания полагать, что в таких случаях мы имеем дело с определенной формой сочетания спорта и искусства. Но в настоящей работе речь идет о другом: соверь-шенствование танцев на льду в лучших своих проявлениях ведет к тому, что катание приобретает характер изобразительного средства, на основе которого вырастает выразительный художественный образ. Именно в таких случаях катание перестает быть спортом и превращается в искусство, которое мы и называем ледовой xo.peor.pa-йией.

Проведем аналогию. В наше время никто уже не сомневается в том, что, скажем, художественная фотография является подлинным искусством. Но из сказанного не вытекает, будто любой технически грамотный снимок является искусством. Такое значение снимок приобретает только тогда, когда фототехника выступает в качестве средства, а смысл его раскрывается в образном решении. Всякое сравнение относительно, но по аналогии можно сказать, что и ледовая хореография преобретает значение искусства тогда, когда катание служит средством создания образной выразительности.

Такая постановка вопроса представляется теоретически и практически перспективной, так как она ориентирована на расширение сферы художественной культуры, обогащение видового богатства в современном искусстве, углубление духовного начала в спорте. Поэтому она (постановка вопроса) представляет не только теоретический интерес, но имеет и практически-актуальное значение.

Она соответствует програмным положениям развитого социализма, направленным на гармоничное сочетание в человеке физического совершенства и духовной содержательности. В этом заключается и научная новизна данного исследования.

Теоретико-методологической основой диссертации являются положения марксистско-ленинской эстетики и историко-теорети-ческие принципы современного советского искусствознания, В своем исследовании автор диссертации опирался на обширный круг источников и литературы по эстетике, теории и истории балета, фигурного катания, музыки. Были также использованы периодические советские и зарубежные издания, дневниковые записи, связанные с личной практической деятельностью в сфере фигурного катания в качестве тренера и балетмейстера, конкретные постановки в балетах на льду, показательные номера и спортивные программы фигуристов. В процессе работы проводились консультации с опытными специалистами: искусствоведами, тренерами, балетмейстерами, музыкантами.

Чтобы раскрыть фигурное катание, балет на льду, всевозможные ледовые ревю, т.е. частные формы ледовой хореографии, существующие на сегодняшний день, как проявления .творческой деятельности, несущие в себе возможность трансформации в разновидность хореографического искусства, необходимо его соотнести хотя бы с некоторыми сущностными особенностями художественного творчества.

Язык искусства невозможно понять, не учитывая специфических особенностей данного вида искусства. Поэтому 1-ая глава исследования целиком посвящена анализу природы ледовой хореографии, специфики ее изобразительно-выразительных средств и закономерностей, управляющих этим явлением. Рассматриваются технические и пластические особенности движения на льду и, как следствие их, эстетическое своеобразие, объективные эстетические ценности ледовой хореографии, ее выразительные средства, некоторые проблемы, связанные с их разработкой. При этом автор диссертации не ставил перед собой задачу исчерпать в настоящем исследовании всю сумму выразительных средств ледовой хореографии, т.е. создать своего рода катехизис.

Чтобы проследить момент проявления "художественных" элементов на фоне "утилитарных" функций катания на коньках, понадобилось совершить хотя бы краткий экскурс в историю развития этого явления, обратив внимание на генезис и некоторые моменты его эволюции, ибо, как писал В.И.Ленин: "Самое надежное в вопросе общественной науки и необходимое для того, чтобы действительно приобрести навык, подходить правильно к этому вопросу и не дать затеряться в массе мелочей или громадном разнообразии борющихся мнений, - самое важное, чтобы подойти к этому вопросу с точки зрения научной, это - не забывать основной исторической связи, смотреть на каждый вопрос с точки зрения того, как известное явление в истории возникло, какие главные этапы в своем развитии это явление проходило, и с точки зрения этого его развития смотреть, чем данная вещь стала теперь,

I. Ленин В.И. Полн.собр.соч., т.39, с.67.

Обращение к истории развития катания на коньках позволило проследить в нем зарождение игрового момента, как предтечи современного спорта и далее момент выхода этого явления за пределы игры и спорта, проявление функций, характерных для художественно образной системы.

Появление на "ледовой сцене" таких зрелых произведений, созданных с помощью изобразительно-выразительных средств, специфичных для фигурного катания, как "Паяцы" Т.Крэнстона, танго "Кумпарсита" и вальса Хачатуряна к драме Лермонтова "Маскарад" Пахомовой и Горшкова, "Кармен" и "Ромео и Джульетта" Моисеевой и Миненкова, "Паганини" Бобрина, Пасодобль и "Болеро" Равеля Торвилл и Дин и ряда других ознаменовало определенный этап в развитии фигурного катания, начало формирования его как искусства, "Многие произведения на льду можно назвать произведениями искусства. Это те номера, в которых мы видим рождение художественного образа, где налицо драматический конфликт, где музыка, изобразительное искусство, хореография, актерское мастерство и мастерство фигуриста гармоничны и служат одной цели - воплощению глубоких мыслей и высоких идей."^ В этом отношении весыла характерна наша отечественная школа фигурного катания и, в частности, творчество таких тренеров как Е.А.Чайковской, И.Б.Москвина, Т.А.Тарасовой учениками которых внесены, в спортивные программы и показательные номера осмысленность и художественная образность.

Говоря о художественном произведении, мы всегда имеем ввиду ту многогранность, носителем которой оно является. Произведения ледовой хореографии, их лучшие образцы, несомненно включают в себя не только гедонистические элементы, но куют и социальное, и познавательное, и коммуникативное, и

I. Пахомова Л.А. Хореография и фигурное катание. - М.: Физкультура и спорт, 1980, с.73. воспитательное значение. Социальное назначение искусства в развитом социалистическом обществе заключается, в том, чтобы средствами художественной выразительности показать идеал целостного человека, гармонически развитой человеческой личности, о которой вдохновенно говорил еще Маркс. Ленин видел в этом идеал коммунизма, что и стало одним из главных программных принципов нашей партии. В своем художественном воплощении этот общественно-эстетический идеал - один из критериев искусства. В эстетическом идеале как бы концентрируются основные ленинские принципы социальной функции искусства. Искусство активно и последовательно влияет на сознание каждой личности, формирует ее нравственные, политические, эстетические взгляды. Танцовщик, создавая на ледовой сцене определенный образ, не только выражает заключенные в человеке творческие возможности, не только утверждает себя, как творческая личность; он является носителем существенных черт, присущих нашему обществу, он утверждает через свое творчество гуманистические идеи советского общества, утверждает идею гармонично развитой личности с ее духовной, интеллектуальной, нравственной и физической красотой.

Познавательное значение произведений ледовой хореографии, как и любого танца заключается в загруженности определенной информацией. "Познавательные функции свойственн всем искусствам, но знания, которые дает нам каждое из них, охватывают определенную конкретную сферу жизненных явлений и выражаются е своей специфической форме"^. Произведения ледовой хореографии не представляют в этом отношении исключения. Ко

I. Зись А.Я. Искусство и эстетика. - М.: Искусство, 1967, с.47 нечно, они не дают нам в прямой форме непосредственных знаний о мире, но они обогащают нас специфическими, особенными знаниями о людях, об их внутреннем мире. Мы познаем как любят, как ненавидят, как радуются другие люди, поскольку воспринимаем художественное произведение как "представителя" внутреннего мира художника. Ленинская теория отражения теоретически обосновывает непреходящее значение познавательной функции искусства, его роль в художественном постижении мира. Познавательная функция танца на льду имеет еще один аспект, который' выражается в том, что художник (танцовщик или балетмейстер) может создать убедительный образ, опираясь на знание реального содержания жизненных явлений, лежащих в его основе. Так, при сочинении "Румбы" для Пахомовой и Горшкова Е.А.Чайковская изучила десяток кинохроник, массу специальной литературы, прежде чем зрителю явился точный по стилю, достоверо •• и н т» с» о ныи по характеру "оригинальныи" танец. В этой стилистическои точности, характерности движений заключалась известная часть "деловой информации", имеющаяся в любом художественном произведении, в данном случае танце на льду.

В коммуникативном аспекте ледовой хореографии проявляются в специфической форме черты общения, свойственны всякому искусству. Во-первых, танец на льду преодолевает ограниченность коммуникативных возможностей языка, не знает никаких языковых барьеров, как и его старший брат по искусству сценический танец, и является в полном смысле общечеловеческим. Во-вторых коммуникативный аспект ледовой хореографии выступает в качестве своеобразного эмоционального эха, которое возникает при восприятии специфической эстетической информации. И в этом проявляется активность данного вида искусства, как средства общения. Наконец в-третьих можно сказать, что роль хореографии на льду проявляется в ее способности воплощать, хранить и передавать такие духовные ценности, которые только благодаря ей могут становиться всеобщим достоянием. Иначе говоря, ледовая хореография сближает и объединяет людей на таком духовном уровне, который неподвластен языковой и иной кодовой коммуникации.

Сам же переход фигурного катания в зрелищное искусство является выражением общей тенденции искусства к расширению его коммуникативных возможностей, связанных с усилением значения зрелищного воздействия, которое в свою очередь увеличивает зрительскую активность, направляя восприятие зрелищно-организованной информации, в том числе и занимательно-гедонистического характера. "Стремление зрелищных искусств к сближению со зрителем, к расширению системы контактов порождает, -по мнению Я.В.Ратнера, - явление, которое можно было бы определить как эстрадизацию искусства. Под "эстрадизацией" здесь понимается не только явное увеличение особых "эстрадизирован-ных" форм в зрелищных искусствах, но прежде всего приближение к зрителю, создание особой интимности, во многом определяющей т незамедлительность зрительной реакции" . В результате возникновения новых зрелищных конструкций, появляются новые формы и идейно-эмоционального воздействия на зрителя и соответственно новые художественные потребности, требующие иного зрелищного подкрепления.

Как известно, коммуникативный аспект искусства неизбежно оборачивается его воспитательным значением. Танец на льду

I. Ратнер Я.В. Эстетические проблемы зрелищных искусств. - М.: Искусство, 1980, с.102. оказывает идейно-эмоциональное воздействие на аудиторию и ценность этого процесса в могущественном, неповторимом способе совершенствования человека. Способ этот является средством нравственного воспитания, формирования идейных убеждений и эстетических идеалов человека. Ледовая хореография по своей природе, по своей сущности призвана служить источником радости и вдохновения для миллионов людей, призвана облагораживать, возвышать человека, вдохновлять к самым высоким отрешениям, иначе говоря, "должна быть школой нравственности" (выражение Лессинга). Сопереживая тому, что происходит на ледовой сцене, мы как бы приобщаем это действие к своей личной жизни, делая его, как говорят психологи, фактом своей биографии. Танцем на льду, разумеется, в его лучших образцах, таких как вальс Хачатуряна Пахомовой и Горшкова, " Дус Щап'о. " Шуберта Пегги Флеминг, "Паяцы" Крэнстона, "Кармен" Моисеевой и Минен-кова, "Болеро" Торвилл и Дин и других - формируется ценностное отношение к миру человеческих чувств и в этом заключается его воспитательная миссия. Конкретизация "что такое хорошо" в сфере эмоций, достигаемая с помощью выразительных средств молодого искусства - процесс, совершающийся на наших глазах.

Воспитательная функция ледовой хореографии неотделима от того, что мы называем его гедонистическим элементом, то есть способности возбуждать чувство эстетического наслаждения. Изменение степени дискретности движения на льду в сравнении со сценическим танцем, процесс скольжения по поверхности льда, парение в воздухе в прыжках на большой высоте и далеким пролетом, вихревые вращения, высокий темп исполнения, динамизм, создают иную временную структуру пластических образов, тем самым доставляя нам свежие, не знакомые до эры фигурного катания эмоции.

Чтобы глубже познать специфику ледовой хореографии, надо выйти за ее пределы и сопоставить ее с другими искусствами и прежде всего музыкой, поскольку они соединяются в одном художественном произведении. Анализ взаимоотношений ледовой хореографии и музыки имеет не только теоретическое значение, но прежде всего необходим для нахождения более полного синтеза двух искусств и понимания возможных путей его развития, что безусловно должно отразиться на степени художественного совершенства произведений ледовой хореографии.

Во 8-й главе настоящего исследования дается сопоставление формальных структур и внутренней природы искусств музыки и ледовой хореографии. Выявляются некоторые причины, тормозящие процесс художественного синтеза музыки и ледовой хореографии.

В советском искусствоведении и балетоведении существует ряд фундаментальных теоретических исследований, научных статей, посвященных проблемам взаимоотношений музыки и хореографического искусства. Кругу этих вопросов посвящены сборники статей издательства "Музыка" под названием "Музыка и хореография современного балета". Проблема же воплощения музыки в ледовой хореографии, теоретически нигде не разрабатывалась, между тем она заслуживает особого внимания и является одной из центральных проблем, связанных с развитием этого искусства, проблем наиболее сложных и острых. Мы располагаем лишь рядом высказываний по этому вопросу: советских ученых-и скусствоведов В.Ванслова, М.Кагана, Я.Ратнера; суждениями по поводу музыкального сопровождения программ фигуристов, спектаклей балетов на льду композиторов, балетмейстеров, критиков, тренеров и журналистов В.Преображенского, Н.Аркиной, Е.Чайковской, Л.Пахомовой, А.Гольдштейна, В.Рыжкина, М.Кэй, Д.Карри, Т.Москвиной, А.Мишина, Е.Матвеевой и др.

Большую помощь при рассмотрении проблем, связанных с синтезом музыки и ледовой хореографии, оказали исследования советских ученых в области музыки и балета: труды Б.В.Асафьева, А.Н.Сохора, В.В.Ванслова, Р.В.Захарова, П.М.Карпа, И.И.Соллер-тинского, П.А.Гусева, О.Г.Тарасовой и др.

Автор исследования считает необходимым еще раз уточнить смысл понятия "ледовая хореография". В настоящей работе понятие "ледовая хореография" означает новую разновидность искусства хореографии, которая в результате развития своих специфических выразительных средств, своей образной системы, своей музыкально-хореографической драматургии превращается в самостоятельную полнокровную разновидность искусства. "Ледовая хореография" включает в себя все имеющиеся на сегодняшний день виды, формы, типы зрелищ, в основе которых лежит техника фигурного катания на коньках. Сюда входят всевозможные ледовые ревю, шоу, балеты на льду, спортивное фигурное катание: одиночное и парное, спортивные танцы на льду, при условии, что произведения, созданные ими соответствуют всей критериям искусства, то есть являются подлинными художественными произведениями.

Понятие "ледовая хореография" нельзя отождествлять с понятием "ледовый экзерсис", введенным автором в заключительной части диссертации для обозначения начальной части урока, цель которого - разогрев мышц, совершенствование реберности скольжения, координации всех частей тела, достижение совершенных линий рук, ног, корпуса и т.д.

И наконец, необходимо сказать, что попытка представить здесь спортивное фигурное катание как искусство не снимает вопроса о нем, как проявлении спортивной деятельности. Оно сложилось в недрах спорта и развивается в его области. Однако фигурное катание не только спорт. В эпоху международных олимпийских игр, средств массовых коммуникаций, телевидения, борьбы за первенство, отрешения к совершенству, изыскивания все новых и новых средств воздействия на зрителя и судей в-рамках спорта выкристализовалось такое явление, которое уже мало называть только виддм спорта. По-существу, формируется новая разновидность искусства, которая в то же время относится и к сфере спорта, продолжает развиваться в нем. Дух спортивной состязательности не противоречит духу искусства. Когда-то в Греции на праздниках Диониса происходили состязания драматургов. Ставились их драмы, трагедии, и были победителети и побежденные. По аналогии можно сказать, что и в наше время существуют конкурсы танцоров, музыкантов, певцов и пр. Так.и искусство ледовой хореографии может существовать в форме конкурсных выступлений фигуристов, что, собственно и представляют собою спортивные состязания на льду.

Кроме того, отнесение фигурного катания к искусству должн но выполнить также и укрепляющую спортивную суть фигурного катания роль. Фигурное катание должно обогатиться серьезной, профессиональной (а не снисходительной, построенной на отношении к фигурному катанию как к забаве, дилетанству, игре) помощью творческих работников, балетмейстеров, хореографов, режиссеров балета, композиторов. Причисление фигурного катания к рангу искусства должно привлечь к нему новые силы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Другие cпециальности», 00.00.00 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Другие cпециальности», Ершова, Нина Владимировна

Результаты исследования взаимоотношений музыки и ледовой хореографии позволяют заключить, что ледовая хореография, как? может быть, никакой другой вид пластического искусства позволяет добиться теснейшего сочетания музыки и движения, в силу изначально присущего ему особенно динамического характера. Именно благодаря изначальной динамичности ледовой хореографии, происходящей от непрерывности движения скользящего танцовщика, не характерности для нее статичности, "устойчивости", уменьшенной степени дискретности, протяженности, мелодичности, она особенно близка обладающему подобными характеристиками искусству музыки, что и определяет мысль об истинном их синтезе. Выразительная образная природа музыки и ледовой хореографии, основанная на интонационном характере языка обоих искусств, также сближает и делает закономерным их синтез.

Говоря о спортивном фигурном катании, при всем положительном, что дает фигурному катанию его спортивный статус, надо сказать, что многие спортивные ограничения, требования и условия отрицательно сказываются на взашлоотношениях фигурного катания с музыкой. Поэтому, мы можем сделать вывод, что ледовой хореографии в такой ее форме как спортивное фигурное катание трудно довести синтез музыки и хореографии до совершенства, так как воплощение духовного содержания музыки средствами фигурного катания, выражения музыкальных образов через пластические осложняется разным отношением к самому фигурному катанию и к назначению музыки в нем и множеством спортивных требований и ограничений. Часто все еще музыка в фигурном катании, как и в художественной и спортивной гимнастике (вольных упражнениях), рассматривается лишь как фон, когда спортсмены состязаются в ловкости и мастерстве, умея под определенные механические темпы (речь идет о магнитофонных записях) выполнять заданные спортивные упражнения, сложные элементы, в лучшем случае подчеркнуть несколькими характерными движениями, танцевальными "кусочками" стиль и характер музыкального произведения. Уточню эту мысль на примере: скажем, бег легкоатлета снят на кинопленку и удачно "положен" звукорежиссер ром, озвучивающим спортивный фильм, на определенную музыку, соответствующую стремительному красивому бегу и по стилю и по темпу. При созерцании этого зрелища, мы получим определенное эстетическое удовольствие, но этот эстетический эффект здесь все равно лишь подчеркивает спортивное движение и ни о каком художественном синтезе музыки и пластики здесь не может идти речь. Другое дело фигурное катание. В самой его природе (не случайно оно так явно размежевалось с конькобежным спортом и хоккеем) заложена более высокая, художественная задача -своим языком, в синтезе с музыкой, говорить о духовном мире человека. И те тенденции, которые нашли выражение в таких формах фигурного катания как показательные номера фигуристов и спортивные танцы на льду, явно свидетельствуют о синтетическом характере творчества - выступления фигуристов не просто сопровождаются музыкой, а музыка несомненно выступает внутренним компонентом творчества.

Задерживает процесс синтеза ледовой хореографии и музыки - прежде всего само отношение пока еще большей части специалистов фигурного катания, недооценка, а часто и непонимание значения этой органичной связи. Как правило, музыке отводится роль аккомпанемента, дающего метро-ритмическую основу танцу на льду, а не содержательной образной основы. Когда же катание фигуристов служит естественным выражением музыки, тех настроений, состояний, чувств, которые она несет в себе, демонстрирующим редкое умение танцевать не под музыку, а танцевать музыку, воплощая, таким образом, основную идею художественного синтеза ледовой хореографии и музыки, мы получаем истинное эстетическое удовольствие.

Значение музыки для развивающегося искусства ледовой хореографии прежде всего содержательное. Обращаясь к музыке, ледовый танец перенимает ее образное содержание. Это необходимо понимать любому постановщику, интерпретирующему музыкальное произведение на ледовой сцене. Выразить музыку в ледовом танце, интерпретировать ее на льду, значит создать танец не только соответствующий ее динамической, метро-ритмической структуре, являющейся структурно-композиционным аналогом музыки^но, главное, ее образному характеру.

Определенные элементы музыкальной формы, прежде всего теш и метр, как правило, совпадают с танцевальным движением и оказываются действительным структурным сопровождением. Другие элементы, такие как ритм, чаще остаются принадлежностью лишь звучащей образности, не всегда и не во всем сливающейся с образностью зримой, что диктуется изменением пространственно-временных характеристик в ледовой даэшщшхореографии с одной стороны, и, с другой стороны, сознательным стремлением балетмейстера не оттанцевать буквально структуру музыкального произведения, а передать смысл его, дать глубокую образную интерпретацию. Поэтому мы можем сделать вывод, что абсолютное буквальное соответствие движений в ледовой хореографии музыке и невозможно, и необязательно, и нецелесообразно. Нес-лиянность и мера подвижности этой неслиянности сама по себе даст, очевидно, ледовой хореографии совершенно особенные композиционные возможности, не сводящиеся к собственным возможностям музыки, достаточно хорошо изученным, и собственным возможностям ледовой хореографии, еще требующим научного исследования.

Исследуя взаимоотношения музыки и ледовой хореографии на данном этапе их развития и учитывая опыт развития балетного театра, можно сделать вывод, что наиболее перспективный путь для ледового театра - это путь создания специальных музыкальных произведений, рассчитанных на специфические выразительные средства и форш сценического воплощения ледовой хореографии, в основу которых положена единая музыкально-пластическая драматургия. Исходя из анализа музыки и ледовой хореографии как единого художественного синтетического произведения, сделаны следующие выводы: I) само соединение музыки и ледовой хореографии определяет их драматургические отношения; 2) внекомпо-зиционных способов соединения музыкальных и пластических интонаций в осмысленный текст, становящихся чем-то большим, чем простая их демонстрация, не сущнствует; 3) взаимодействие музыки и ледовой хореографии создает особую систему отношений, которая соответственно должна найти выражение в специальной драматургии этого жанра. "Компилятивный" принцип создания музыкального сопровождения, преобладающий сегодня $ в фигурном катании (в силу объективных причин - отсутствия специальных музыкальных произведений) представляется возможным, но не главным принципом развития и является лишь этапом на пути к подлинному синтезу двух искусств. Главным жфаправлением^как представляется, должна быть совместная работа балетмейстеров "ледовой сцены" и композиторов, целью которой является создание высокохудожественных музыкально-хореографических произведений, приносящих зрителю истинное эстетическое наслаждение, как говорил А.В.Луначарский, "Наслаждение плодотворное, растящее душу".1

5. В 60-е годы Жак Фавар, один из руководителей ИСУ,

I. Луначарский A.B. Избранные статьи по эстетике. - М.: искусство, 1975, с.47. имея ввиду катание лучших фигуристов, заметил, что музыка в фигурном катании перестала быть фоном, она становится компонентом мастерства, понимаемом не только как свободное владение элементами фигурного катания, но и как творческая зрелость личности. Интенсивное развитие, наблюдаемое особенно в последние годы, очевидный прогресс в области музыкального сопровождения фигуристов связан прежде всего с "повзрослением" самого фигурного катания, что выражается в более осмысленном и требовательном подходе, а также с привлечением в его сферу профессиональных балетмейстеров, хореографов, музыкантов, которые стремятся"создать для наших спортсменов программы с единым внутренним стержнем, со своей логикой развития"(высказывание А.Гольдштейна)^.

Но таких специалистов пока единицы, а уровень музыкального образования среди фигуристов очень низок. Трудно себе представить артиста балета, не владеющего музыкальной грамотой, у фигуристов же редкость музыкальное образование. И это у людей, каждый день постоянно имеющих дело в работе с музыкой, использующих музыкальные произведения.

Рассмотрение даже некоторых аспектов взаимосвязи музыки и ледовой хореографии в настоящей работе убеждает в том, что познание и изучение природы взаимоотношений музыки и ледовой хореографии, особенностей их синтеза в одном художественном целом должно привести к возрастанию художественности в создаваемых произведениях на ледовой сцене. Становится очевидной необходимость глубокого изучения и понимания балетмейстерами, работающими на льду, искусства музыки и проблем,

I. Щелухин A.A. Спешите на ледовый концерт. - Советский спорт, 1980, 17 января. связанных с синтезом музыки и ледовой пластики. Для реализации языком своего искусства того содержания, которое несет в себе музыка, как искусство, обладающее своей спецификой, балетмейстер должен быть достаточно подготовлен. Сегодня ему уже мало опоры на интуицию, слух, память, чувство ритма. Для того, чтобы хорошо разбираться в музыке, нужно и знание нотного текста, понять который можно лишь владея соответствующими сведениями и навыками. Чтобы ориентироваться в многовековом музыкальном наследии, стилях, жанрах и формах музыки нужны знания в области истории и теоррии этого искусства. Иначе говоря, необходимость специального музыкального образования балетмейстера диктуется самой практикой сегодняшнего фигурного катания и ледовых ревю.

Мы также пришли к выводу, что взаимоотношения музыки и ледовой хореографии в основных моментах развиваются аналогично синтезу музыки и танцевального сценического искусства, поэтому главные положения оказываются свойственными и актуальными для синтеза музыки и ледовой хореографии. Таким образом, будет целесообразно изучить практические достижения и теоретические исследования по проблемам синтеаа музыки и сценической хореографии, использовать уже открытые в этой области закономерности, принципы взаимоотношений, анализы спектаклей, где разбираются приемы построения по принципу контрапункта, полифонии, гетерофонии и т.д.

Вышесказанное также подтверждает мысль о необходимости введения обязательного музыкального образования, или хотя бы определенных практических и теоретических дисциплин в систему обучения в ВУЗах, готовящих специалистов фигурного катания на коньках. Причемобучение должно быть организовано таким образом, чтобы сведения, полученные в цикле музыкально-теоретических дисциплин, преподносились не в отрыве от специальности. (речь идет в первую очередь о балетмейстерах-постановщиках), а в тесной с ней сеязи, в соответствии с основной задачей воспитания будущего балетмейстера на льду, поскольку, ледовая хореография имеет ярко выраженную специфику, откладывающую определенный отпечаток на взаимоотношения ее с музыкой. Эти задачи предъявляют особые требования к построению курса музыкально-теоретических дисциплин, к методике обучения, материалу, используемому для анализа или подтверждения тех или иных теоретических положений. Как уже было сказано, без элементарных теоретических знаний балетмейстер ледовой сцены не сможет разобраться в музыкальном тексте, верно раскрыть его сущность в своей хореографической композиции, для него остается опасность произвольного толкования музыкального произведения, неправильного обращения с авторским текстом, искажающего его, опасность быть непонят|ым при общении с профессиональными музыкантами - он должен уметь говорить на их языке. ххх

Материалы настоящего исследования могут быть использованы для чтения спецкурсов студентам ВУЗов, в практической работе тренеров, хореографов и балетмейстеров фигурного катания, а также балетмейстеров и артистов балетов на льду. Частично материалы исследования уже использованы при составлении учебника "Фигурное катание" для физкультурных вузов, подготовленного издательством "Физкультура и спорт".

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

I. Подводя итоги исследования, автор диссертации еще раз подчеркивает, что возникшая несколько веков назад форма развлечения под названием катание на коньках с фигурами, или в современном его звучании, связанном с представлением о спорте, фигурное катание на данном этапе развития обнаруживает тенденцию перерастания в искусство, В какую бы форму оно не заключалось спортивного ли фигурного катания или балета на льду, при талантливом исполнении, талантливой постановке, соответствующей интерпретации музыкального произведения, его изобразительно-выразительными средствами создаются художественно-полноценные специфически-оригинальные музыкально-пластические образы. Совершенствование ледового танца в лучших его проявлениях ведет к тому, что катание приобретает характер изобразительно-выразительного средства для создания выразительного художественного образа. И в этом случае катание не ограничивается рамками спорта и превращается в искусство, которое мы называем ледовой хореографией. И определяем ее как разновидность хореографического искусства, поскольку понятие хореографии охватывает, как известно, все разновидности танцевального искусства, в которых художественный образ создается при помощи музыкально-организованных движений человеческого тела.

Это не означает, что фигурное катание исключается из сферы спорта. Оно сложилось в недрах спорта и развивается в его области. Однако художественные возможности спорта до некоторой степени ограничены, по сравнению с искусством. Основной целью в спорте является демонстрация высокого двигательного мастерства и физического совершенства человека на уровне уникальных мировых достижений, хотя коммуницируя в форме эстетически значимого спортивного зрелища, спорт пропагандирует благороднейшие задачи современности: полноценное физическое развитие людей, физическое совершенство человека, идеи интернаци-анализма, мира - представляющие одно из направлений общественного прогресса. В этом заключается реальная ценность и практическая оправданность спорта, основная его социальная функция. В спорте - фигурном катании - нас интересует сложное высокоорганизованное, представляющее само по себе общественную эстетическую ценность движение. В искусстве же ледовой хореографии движение необходимо лишь как средство раскрытия художественной ценности создаваемого артистом образа, как обозначение общественно-ценных духовных переживаний. Искусство, как известно, в отличие от всех иных сфер человеческой деятельности, ставит своей целью создание художественных ценностей, имеющих идеологическое, воспитательное и политическое значение. Поэтому искусство и является генератором художественной ценности, говоря словами К.Маркса, отраслью "духовного производства"*.

Отнесение фигурного катания, а точнее тех ледовых танцев, где катание послужило средством создания образной выразительности, к сфере художественного творчества, к сфере искусства не только не мешает ему развиваться в области спорта, но, наоборот, обогащает спорт, поскольку углубляет духовное начало в спорте.

Такая постановка вопроса представляется теоретически и

I. К.Маркс и Ф.Энгельс. Об искусстве, тД, с.144. практически перспективной, так как она ориентирована на расширение сферы художественной культуры, художественной практики, обогащение видового и жанрового богатства в современном искусстве. Поэтому такая постановка вопроса, как уже говорилось, представляет не только теоретический интерес, но и тлеет практически-актуальное значение. Фигурное катание на коньках может быть ограниченно рамками спортивной деятельности, но, что особенно важно в интересах развития социалистической культуры, имеет тенденцию к перерастанию в деятельность художественную и когда такая тенденция реализуется, то оно из спорта переходит в искусство. Поэтому уже сегодня мы вправе говорить о том, что возникшее в 20-м веке новое специфическое художественное образование, новое проявление художественно-творческой деятельности человека существенно раздвинуло традиционные представления эстетической науки и искусствоведение о границах мира искусства.

Вполне возможно, что дальнейший ход развития культуры принесет новые открытия на этом пути, что еще непредвиденные технические средства выявят и разовьют пластические возможности человеческого тела, а то, что искусственный лед и коньки это уже сделали - бесспорно: человек, заставляя свое тело двигаться в таких невыгодных условиях, как скольжение на малой опорной поверхности, достигает совершенно неожиданного результата - эстетического и художественного эффекта. Они (конек и искусственный лед) дали возможность художественно одаренным личностям превратить фигурное катание в сферу художественного творчества, дали повод расценивать его произведения, как произведения художественные, произведения искусства.

2. Исследование природы искусства ледовой хореографии, проведенное в 1-ой главе диссертации позволяет сделать некоторые теоретические выводы, имеющие значение и для практики молодого искусства.

Основной вывод заключается в том, что ледовая хореография, как явление искусства, как разновидность хореографического искусства, требует продолжения дальнейшего исследования, глубокого и всестороннего, поскольку специфика и закономерности ее функционирования пока еще мало изучены и, бесспорно, таят много интересного и неожиданного.

Сегодня ледовая хореография не достигла полного развития, не использовала все свои потенциальные выразительные средства, поэтому сейчас трудно сказать, в какой конкретной форме это искусство будет представлено в будущем. Посмотрев, скажем, балет времен Павла I, когда он только перешел в России на театральную сцену, трудно было бы предсказать искусству хореографии такую совершенную форму и способность средствами своего искусства отображать так тонко духовную жизнь человека, какие он имеет в современном классическом балете. Будущее принесет совершенно новые, возможно, непредвиденные формщ существования ледовой хореографии, выявит новые возможности этого искусства, которые трудно обрисовать сегодня, как невозможно было предугадать в начале века появление балета на льду, а в 60-е годы выделение в фигурном катании в самостоятельный вид спортивных танцев на льду, фигурное катание слишком еще молодо и по природе своей динамично, чтобы можно было сделать какие-либо "окончательные" выводы о его возможностях, не говоря уже о конкретных формах и видах его существования. Одна из реальо ных перспектив его развития, думается, - ледовый театр, максимально использующий художественные возможности новой пластики.

Рассмотрение изобразительно-выразительных средств, специфики "языка* ледовой хореографии привело к заключению, что она обладает оригинальными, непохожими на "языки" других видов искусств, средствами выражения.

Качественно новые условия передвижения человеческого тела, обусловленные введением дополнительного инструмента-конька^ и# скольжение - настолько изменило эстетическое восприятие этой пластики, что дало основание считать ее самостоятельной, а ледовую хореографию-хореографией новой, отличной от сценической. Возможность продлить движения на льду, не делая частых дополнительных движений, какие требуются танцовщику в балете, УМЕНЬШЕННАЯ СТЕПЕНЬ ДИСКРЕТНОСТИ ДВИЖЕНИИ, протяженность во времени, "длительность" любого выполняемого движения не существует больше ни в каком другом пластическом искусственна сравнима лишь с длящимся музыкальным звуком)и придает новой хореографии неповторимое своеобразие. Развитые, во много раз усложненные, организованные по законам ритма, j симметрии, орнаментального узора подобные движения существуют как основное изобразительно-выразительное средство нового художественного образования, как лексика ледовой хореографии.

Истинную выразительность и художественно-образную значимость языку ледовой хореографии придает интонированность движения. Именно в процессе интонационной организации движений происходит переход от чисто спортивной пластики к хореографической и именно интонационная природа языка ледовой хореографии делает его носителем эмоционально-поэтической информации.

Список литературы диссертационного исследования Ершова, Нина Владимировна, 1985 год

1. марке К., Энгельс Ф. Об искусстве: Сборник. В 2-х т.ни.: "Искусство',' 1975. т. 1-2.

2. Ленин В.и. материализм и эмпириокритицизм. м.: Политиздат, 1951. - 349 с.

3. Взаимодействие и синтез искусств. Л.: Наука. Ленингр.отделен., 197о. - 267 с.

4. Габович М. Душой исполненный полет. м.: молодая гвардия, 1966.- 176 с.

5. Гегель г.В.ш. Эстетика.: в 4-х т. гл.: "искусство", 1971. т.З. 1971. - 616 с.гг. гривицкас В. искусство танца.: Автореферат диссертации канд. искусствоведения. М., 1967. - 17 с.

6. Громов й.С. начала эстетических знаний. ш.: Советский художник, 197I. - 209 е.,ил.

7. Гроссе Э. происхождение искусства, м.: Сабашниковы, 1899.- 293 с., ил.

8. Дмитриева Н.А. изображение и слово. м.: "искусство", 1962. - 314 с.

9. Друскин м.С. ичерки по истории танцевальной музыки. Л., 1936.- 207 е., ил. /Ленинградская Филармония/.

10. Захаров f.В. искусство балемейстера. гл.: "искусство", I9ö4. - 42Ь с.ib. Захаров P.E. Балетмейстер и сфера его творческой деятельности.: Автореф. дис. .д-ра искусствоведения, м.: 1968.- 61 с.

11. Захаров г.В. Записки балетмейстера, -м.: "искусство", I97b. 3üI е., ил.

12. Захаров г.В. Слово о танце. м.: молодая гвардия, 1977.- lob с.

13. Зись А.Я. Художник и время. м.: ВТО, 19Ь2. - 143 с.

14. Зись А.Я. искусство и эстетика. ш.: "искусство", I9b7.- 439 с.

15. Зись А.Я. Конфронтации в эстетике. гл.: "искусство", I960.- 239 с.

16. Каган гл.(J. Лекция по марксистско-ленинской эстетике.- 2-е изд. расш. доп. Л.: изд-во Ленингр. универ-та, 1971.- 7ь2 с.

17. Князев г. основания эстетики в приложении к балетному искусству.-Сиб., I9I2.-X,Ib3 с.,ил.,ног.

18. Кожинов В. Виды искусства.-м.:"искусство",19ьо.-12йс.

19. Красовская В.м. русский балетный театр начала XX века:

20. Хореографы.-Л.:"искусство",Ленингр. огд-ние,I97I.-o24c.

21. Кружков B.C. Ленинские принципы эстетики.-В кн.:Ленин и искусство.-гл.: Наука, 1969,б. 7 78.

22. Куницин г.и. Общечеловеческое в литературе. гл.: Советский писатель, 1960. - 579 с.

23. Куриленко £;. Балету доступны любые сгажетьт. советская музыка, I9bl. $9, - с. Ь0-6Ь.

24. Зо. Лессинг г. -Э. Лаокоон или о грницах живописи и поэзии.- В кн.: Ззбрашше произведения. м.: Гослитиздат, 19оЗ.- 640 с.

25. Лессинг и современность, Сборн. статей /науч. исслед. институт теории и истории изо. искусств Академ, художеств СОСг/ - м.: угзобразительное искусство, 1971. - 224 е., ил.

26. Лихачева И.В. Музыкальный театр Родиона Щедрина. М.: Советский композитор. 1977. - 207 с.

27. Лобжанидзе М.М. Эстетика спортивного зрелища. Тбилиси: ГГИФК, 1980. - 136 с.

28. Лопухов Ф.В. Шестьдесят лет в балете. М.: Искусство, 1966. - 367 с.

29. Лопухов Ф.В. Хореографические откровенности. М.: Искусство, 1972. 213 с.

30. Лукиан. О пляске. Ежегодник Петраградских гос.театров: Сезон I9I8-I9I9. - Пг., 1920.

31. Лукин 10.А., Скатерщиков В.К. Основы марксистско-ленинской эстетики. 2-е изд., исп. доп. - М.: Высшая школа, 1977, - 285 с.

32. Луначарский A.B. Избранные статьи по эстетике. М.: Искусство, 1975. - 391 с.

33. Луначарский A.B. О массовых празднествах, эстраде, цирке. IL: Искусство, 1981. - 424 с.

34. Мочалов Ю.А. Композиция сценического пространства. М.: Просвещение. 1981. - 236.с.

35. Музыка и хореография современного балета: Сб. статей. Л.: Музыка, 1974. - 262 с.

36. Музыка и хореография современного балета; Сб. статей. -Л.: Музыка, 1977, 239 с.

37. Музыка и хореография современного балета, Сб.статей. Вып. 3. Л.: Музыка, 1979. - 208 е., ил.

38. Новерр S. Ж.Письма о танце и балетах. Л. - М.: Искусство, 1965. - 375 с., ил.

39. Петров П.П. Сущность искусства танцев. М.: тип. П.Т.Сапрыкина, 1908. - 142 с.

40. Поспелов Г.Н. Эстетическое и художественное. М.: Издат. Моск. унив-та. 1965. - 359 с.

41. Праздников Г.А. Искусство и спорт. Л.: Знание,- 1981. 35 с.

42. Раппопорт С.Х. От художника к зрителю: Проблемы художественного творчества. М.: Советский художник, 1978.235 с.

43. Ратнер Я.В. Эстетические проблемы зрелищных искусств.- М.: Искусство, 1980. 134 с.

44. Румнев A.A. О пантомиме. М.: Искусство. 1964. - 244 с.

45. Сараф М.Я. Эстетика спорта. М.: Знание, 1978. - 62 с.

46. Соллертинский И.И. Статьи о балете. Л.: Музыка. Ленингр. отд-иие, 1973. - 208 с.

47. Сохор А.Н. Вопросы социологии и эстетики музыки. Л.: Советский композитор. Ленингр. отд-ние, 1981. - 293 с.

48. Станиславский К.С. Моя жизнь в искусстве. М.: Искусство, 1972. - 531 с.

49. Ст.олович Л.Н. Природа эстетической ценности. М.: Политиздат. , 1972. - 269 с.

50. Струве А. Пластические этюды. Стихотворения для "Танцев под слово". М.: Решке, 1913. - 32 е., ил.

51. Тихомиров В.Д. артист, балетмейстер, педагог; Сборник.- М.: Искусство, 1971. 391 е., ил.

52. Ферстер Н.П. Взаимоотношение зрительных и двигательных моментов при восприятии пространственных форм: Сборник.- М.: Гос.Акад.Худож.наук, 1929. 87 с.

53. Черепнин A.A. Эстетика танца. Театр, газета, 1913, № 10. 65. Черепнин A.A. Пространственные аналоги музыки и танца.- Театр, газета, 1916, 35.

54. Чернышевский H.Г. Эстетические отношения искусства к действительности. В кн.: Избранные философские сочинения.- М.: Гос.соц. эконом, издат, IS38, с.281 - 380.

55. Энтелис JI. Заметки на нотных страницах; сб.статей. JI. -М.: Советский композитор, Ленингр. отд-ние, 1974.184 с.

56. Юддашев JI. Эстетическое чувство и произведение искусства.- М.: Мысль, 1969. 182 с.

57. Литература о фигурном катании и балете на льду.

58. Агамиров А. На серебряных пуантах. Кругозор, 1970, të 2 (71), с.6-7.

59. Аркина Н.Б. Артисты чемпионатов. Театр. 1971, iê 8, с. I08-II9.

60. Аркина Н.Е. Дух состязания и танца. М.: Знание, 1974. - 40 с.

61. Балет на льду (Вена): Гастроли в СССР. M.: 1957, апрель-май.

62. Гаевский В. Музыка на льду. Театр. 1966. të 12, с.58-60.

63. Голейзовский К. Спорт как искусство. Театр, 1966, }Ь 4, с.79-83.

64. Глязер С. Бал на льду. В кн.; Молодежная эстрада. JS 6. (132). - М.: Молодая гвардия, 1965, с.133-147.

65. Доброва Л., Чайковская Е. В рамке катка. М. : Советская Россия, 1970. - 158 с.

66. Ершова Н. Заметки о фигурном катании. Театр. 1981, В 3, с.99-105.

67. Звезды ледяной арены; Сборник. М.: Советская Россия, 1976, - 143 с.

68. Крестовников А.Н. Очерки по физиологии физических упражнений. М.: Физкультура и спорт, 1951. - 522 с.

69. Кэй М. Ключ к спортивным танцам на льду. М.: Физкультура и спорт, 1965. - 135 с.

70. Мишин А.Н. Фигурное катание для всех. Лениздат., 1976. - 143 с.

71. Мишин А.Н. Прыжки в фигурном катании. М.: Физкультура и спорт, 1976. - 104 с.

72. Москвина Т.Н. Короткая программа в парном катании. М.: Физкультура и спорт, 1380. - III с.

73. Москвина Т.Н. Москвин И.Б. Произвольная программа парного катания, - М., Физкультура и спорт, 1984. - 110 с.

74. Огилви Р. Азы фигурного катания. М.: Физкультура и спорт,1974. 115 с.86# Панин H.A. Искусство фигуриста. М.: Физкультура и спорт, 1956. - 327 с.

75. Пахомова Л.А. Хореография и фигурное катание. М.: Физкультура и спорт, 1980. - 94 с.

76. Преображенский В. Прекрасный союз. Советская музыка, 1966, гё 6, с.156-157.

77. Рыжкин В.И. Танцы на льду. М.: Физкультура и спорт, 1970, - 190 с.

78. Рыжкин В.И. Ледовая сюита. М.: Физкультура и спорт,1975. 194 е., прилож., ил.

79. Стернберг X. Британский спорт. Робин Казинс. Англия. Лондон, 1980, JS I (73), с.57-61,

80. Сычев Б., Пошехонов Н. Азбука фигуриста. Свердловск: Средне-Уральское кн.издат., 1968. - 54 с.

81. Фигурное катание. М.: Физкультура и спорт, 1966. - 200 с.

82. Фигурное катание на коньках. М.: Физкультура и спорт, 1975. - 181 с.

83. Хербст Ю. Спорт или искусство? Гутен Таг, 1981, $ 12, с. 25-27.

84. Чайковская Е.А. Узоры русского танца. М.: Советская Россия, 1972. - 155 с.

85. Чайковская Е.А. Восхождение. Огонек, 1979, 13.

86. Чайковская E.Ar Один на льду. Огонек, 1979, J& 46.

87. Чайковская Е.А. Шесть баллов. М.: Молодая гвардия, 1980. - 238 с.

88. ЮО.Шелухин А. Спешите на ледовый концерт. Советский спорт, 1980, 17 января.

89. Шереметьевская Н. Искусство танца на коньках. Театр, 1973, й 5, с.127-128.

90. Ю2.Щенкова Т. Как привить чувство прекрасного. Советский спорт, 1981, 18 декабря.

91. ЮЗ.Эльяш Н. Балет на льду. Советская культура, 1973, 22 июня.

92. Литература на английском языке.

93. I?)es4 Я). Т1ъ<г aeglLeli с in spori. Bpif ¡si1 ourriq t oj-Ocüi fiefic. Xo\ic\o\(i {STA /V<5.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.