Хоровое творчество Арнольда Шенберга тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.02, кандидат искусствоведения Рыжинский, Александр Сергеевич

  • Рыжинский, Александр Сергеевич
  • кандидат искусствоведениякандидат искусствоведения
  • 2008, Москва
  • Специальность ВАК РФ17.00.02
  • Количество страниц 269
Рыжинский, Александр Сергеевич. Хоровое творчество Арнольда Шенберга: дис. кандидат искусствоведения: 17.00.02 - Музыкальное искусство. Москва. 2008. 269 с.

Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Рыжинский, Александр Сергеевич

Введение.

Часть первая. Слово и музыка в хоровых сочинениях

Арнольда Шёнберга.

Глава 1. Образный,строй стихотворных текстов.

§ 1. Религиозно - философская проблематика

Иудаизм и Каббала).

§2. Этическая тематика (Мессианство Шёнберга).

§ 3. Сатирическая тематика.

§ 4. Социально-политическая тематика.

Глава 2. Взаимодействие словесного и музыкального рядов

§ 1. Отражение в музыке конкретных образов поэтического текста.

§ 2. Влияние структуры стихотворения на музыкальную форму.

Часть вторая. Техника композиции в хоровых сочинениях

Арнольда Шёнберга

Глава 1. Тональные сочинения

§ 1. Ранние опыты Шёнберга в хоровой музыке.

§ 2. Пьеса «Friede auf Erden» («Мир на Земле»)

Заключительный хор оратории «Gurrelieder» («Песни Гурре»).

Глава 2. Атональные сочинения.

§ 1. Хоры в драме с музыкой «Счастливая рука».

§ 2. Оратория «Лестница Иакова».

Глава 3. Серийно - додекафонные сочинения

§ 1. Первые хоровые сочинения в серийной технике.

§ 2. «Классический» этап применения серийно-додекафонного метода.

§ 3. Поздние сочинения: три хора ор.50.

§ 4. Кантата «Kol Nidre» - позднее тональное сочинение.

Часть третья. Специфика хорового письма Арнольда Шёнберга

Глава 1. Эволюция хоровой фактуры в сочинениях А. Шёнберга

§ 1. От аккордового склада к полифонической фактуре.

§ 2. Микротематическая хоровая полифония.

§ 3. Тотальная тематизация хоровой фактуры.

Глава 2. Особенности работы композитора с хоровыми тембрами. Исполнительские трудности

§ 1. Краткая характеристика типов вокальных голосов.

§ 2. Взаимодействие между хоровыми и оркестровыми тембрами в вокально-симфонических сочинениях А.Шёнберга.

§ 3. Специфические приёмы хорового письма А. Шёнберга.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Хоровое творчество Арнольда Шенберга»

Арнольд Шёнберг - одна из самых значительных фигур в истории культуры XX века, «великое беспокойство современной музыки»1, во многом определившее вектор развития современного музыкального искусства. Наследие композитора по-новому осмысливается в наши дни, вызывая интерес не только у представителей научной элиты, но и в среде музыкантов-исполнителей, слушателей.

Последнее десятилетие отмечено ростом внимания как российских, так и зарубежных музыковедов-исследователей к творчеству А. Шёнберга и к самой личности композитора. Активно действует Шёнберг-центр в Вене, проводя международные конференции, выставки, концерты. На русский язык переведены научно-теоретические работы2 и эпистолярное наследие А. Шёнберга3, вышли в свет две монографии о Шёнберге.4 На страницах российских журналов периодически появляются статьи, посвящённые педагогической деятельности, эстетическим воззрениям, вопросам музыкального языка композитора5.

Тем не менее, при всём разнообразии материала, посвящённого музыкальным сочинениям А. Шёнберга, теоретическому обоснованию его методов композиции, хоровое наследие композитора остаётся практически не исследованным как в отечественном, так и в западном музыковедении. Сегодня хоровые произведения Шёнберга включаются в концертные программы не

1 Высказывание Поля Розенфельда. Цит. по: Шахназарова Н. Проблемы музыкальной эстетики в теоретических трудах Стравинского, Шёнберга, Хиндемита. -М., 1975. С. 88

2 Шёнберг А. Основы музыкальной композиции /Пер., комментарии, вступительная статья Е. Доленко; научный редактор Т. Кюрегян. — М., 2000

Шёнберг А. Упражнения по композиции для начинающих / Пер. Е. Доленко. - М, 2004

Шёнберг А. Стиль и мысль. Статьи и материалы / Составление, переводы, комментарии Н. Власовой и О.

Лосевой. -М, 2006

3 Шёнберг А. Письма / Пер. В. Шнитке, общ. ред. М. Друскина и Л. Ковнацкой - СПб., 2001

4 Павлишин С. Арнольд Шёнберг. -М., 2001 Власова H. Творчество Арнольда Шёнберга. — М, 2007

5 Отметим среди них следующие работы: Власова Н. Последний из могикан: Шёнберг — педагог и теоретик // • Музыкальная академия., 2001 №3, Власова Н. Лунный Пьеро. Пространство культурных диалогов // Музыкальная академия. - 2004 №1, Истомина А. Библейские страницы в Венской опере//Музыка и время, 2006 №9, только западных, но и российских хоровых коллективов1, становятся доступны партитуры хоровых опусов композитора, имеются их аудиозаписи. Однако сам феномен хорового стиля Шёнберга по-прежнему остаётся неизученным, а существующая литература по данному вопросу ограничена небольшим числом

О —— статей . Также имеется раздел «Хоровая музыка Шёнберга» в монографии М. Макдональда3.

Свидетельством заметно возросшего в последние годы интереса российского музыковедения к западной авангардной хоровой музыке XX века стал выход книги И. Батюк «Современная хоровая музыка: теория и исполнение» (М.,1999). Атональная и додекафонная хоровая музыка представлена в этой работе главным образом сочинениями Антона Веберна -ученика и последователя Арнольда Шёнберга. Тем более необходимым, на наш взгляд, является обращение к творчеству самого Шёнберга - создателя революционных для XX века методов композиции.

Созданный Шёнбергом метод был воплощен им в композициях, написанных для конкретного инструментария. И то, каким образом взаимодействует композиционная техника Шёнберга с таким инструментом, как хор — является проблемой данного исследования.

Проблема определяет основную задачу работы, состоящую в исследовании феномена хоровой музыки в творческом наследии Арнольда Шёнберга, его стилевых и композиционных закономерностей. Отсюда вытекают более локальные задачи: а) определить, каково влияние слова на характер музыкальной композиции хоровых сочинений; б) насколько в хоровых сочинениях отражается динамика эволюции стиля композитора;

1 В 1999 году в концерте ансамбля «Студия Новой музыки» Московской Государственной консерватории состоялось исполнение кантаты «Уцелевший из Варшавы» (Ансамбль «Студия Новой музыки, мужская группа камерного хора Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского; дирижёр И. Дронов)

26 апреля 2003 года на Новой сцене Большого театра России была исполнена оратория «Песни Гурре» (Хор Симфонической капеллы России, Академический Большой хор Российского государственного музыкального телерадиоцентра, оркестр Большого Театра; дирижёр Н. Алексеев).

18 мая 2004 года состоялось исполнение хорового цикла «Три народные песни» ор.49 (Камерный хор Российской академии музыки имени Гнеспных; худ. рук. Т. Малышева)

2 The Grove concise Dictionary of Music приводит список 15 статей, в которых рассматриваются хоровые сочинения Шёнберга.

3 Macdonald М. Schoenberg. - London, 1976. P. 95 - 110 в) в чём заключены отличительные особенности хорового письма А. Шёнберга.

Под хоровым письмом в данной работе нами понимается сумма индивидуальных особенностей, отличающих сочинения для хора от прочих жанровых разновидностей музыкального искусства. Специфическими особенностями хорового письма являются: а) присутствие интонируемого поэтического слова; б) зависимость средств художественной выразительности от «вокальной природы хорового искусства», т.е. от «диапазонов певческих голосов, их тембровых особенностей, технических возможностей»1; в) наличие вокального многоголосия, обусловливающего, с одной стороны, многообразие фактурных решений, с другой - возникновение характерных исключительно для хора проблем строя и тембральной слитности2 (как между партиями, так и, что более важно, внутри каждой из партий хора).

Как пишет Н.В. Романовский: «Овладение хоровым письмом предполагает кроме общемузыкальной подготовки знание автором специфических условий для выразительного и удобного исполнения (диапазоны, тесситурные возможности, особенности сочетания голосов, умелое использование текста в отношении его доходчивости, вокальности и т.д.)»3. В этой связи представляется важным обратить внимание на хормейстерскую деятельность Шёнберга4, заложившую основу для формирования индивидуального хорового стиля композитора.

Исследования, посвященные разным аспектам музыки Шенберга, многочисленны. Они включает в себя издания на русском, немецком, английском, французском языках. Классифицируем литературу по нескольким направлениям:

1 Коляда Е. Хоровая музыка//Музыкальная энциклопедия. Т,6. С. 61 - 62

2 Процитируем следующее высказывание известного российского дирижёра-хормейстера В. О. Семенюка: «При возможном допуске, что музыканты оркестра и певцы хора одинаково владеют исполнительским искусством, тромбон и скрипка всегда останутся тромбоном и скрипкой, а альт и тенор хора — понятие в тембралыюм [курсив автора — А.Р.] качестве есть вещь весьма относительная» (Семенюк В. Заметки о хоровой фактуре». М., 2000. С 102)

3 Романовский H. Хоровой словарь. - М.,2000. С. 199

4 Как известно из биографии Шёнберга, в 1895 году основатель певческих союзов рабочих в Австрии Йозеф Шой предложил Шёнбергу, который незадолго до этого оставил работу в банке, место хормейстера Певческого объединения рабочих-металлистов в Штоккерау. С 1896 года Шенберг стал также хормейстером певческого объединения рабочих «Свободомыслие» в Мёдлинге, и, кроме того, возглавил хор рабочих в венском районе Донауфельд, В 1899 - 1900 гг. Шёнберг руководил мужским хоровым обществом «Бетховен» в

Хайли ген штадте. а) монографии о жизни и творчестве Шёнберга1, в большинстве своём написанные учениками композитора; б) статьи, посвящённые хоровым сочинениям композитора2; в) воспоминания родственников композитора, в частности, его дочери Нурии3; г) собственное слово композитора, заключённое в его письмах и статьях.4 Литература вопроса включает в себя также труды по кабалистике, теософии, эстетике, позволяющие обозначить этико-философскую основу хорового творчества А. Шёнберга.

Материал диссертации. Композитор обращался к созданию произведений кантатно-ораториального жанра, включал хоровые фрагменты в оперные произведения. Жанр хоровой музыки a cappella был для композитора особенно притягательным и неизменно чтимым в течение всей жизни, не взирая на наличие определенных предпочтений, отдаваемых то музыкально-театральным, то симфоническим, то фортепианным произведениям.

Хоровая пьеса a cappella «Ei, du Liitte» («Ах ты, крошка» - 1895) - одно из первых самостоятельных сочинений А. Шёнберга. Символично и то, что творческий путь композитора венчает также хоровой опус, включающий три сочинения: op. 50а «Dreimal tausend Jahre» («Трижды тысяча лет»), op. 50Ь Псалом 130 «De profundis», op. 50с «Moderner Psalm» («Современный псалом»). Таким образом, в диссертации будут рассмотрены следующие сочинения А. Шёнберга:

Ор.13 Хоровая пьеса a cappella «Friede auf Erden» («Мир на Земле») Op. 27 «Четыре пьесы для смешанного хора» Ор.28 «Три сатиры для смешанного хора» Ор.35 «Шесть пьес для мужского хора a cappella»

1 Newlin D. Bruckner, Mahler, Schonberg (Wien, 1954), Rufer J. Das Werk Arnold Schonbergs (Kassel, 1959), Lcibowitz R. Schoenberg (Paris, 1969), Reich W. Schoenberg: a Critical Biography (London, 1971), Stuckenschmidt H.H. Schonberg: Leben, Umwelt, Werk (Zurich, 1974), Macdonald M. Schoenberg (London, 1976), Павлишин С. Арнольд Шёнберг (М., 2001), Власова Н. Творчество Арнольда Шёнберга (М., 2007)

2 Gradenwitz P. Sch6nbergs religiose Werke (1960), Luck R. Arnold Schonberg und das deutsche Volkslied (1963), Worner 1С Schonbergs Oratorium "Die Jakobsleiter": Musik zwischen Theologie und Weltanschauung (1965), Gervink M. Schonbergs «Drei Satiren fur gemischten Choi» (1995) и ряд других работ

Schoenberg-Nono N. Моп рёге Schoenberg (1976), Schoenbeig-Nono N. «The role of extra-musical pursuits in Arnold Schoenberg's creative life» (1981)

4 Шёнберг А. Письма (СПб, 2001), Шёнберг А. Стиль и мысль. Сборник статей (М., 2006), Шёнберг А. Основы музыкальной композиции (М., 2000)

Ор.39 Кантата «Kol Nidre» («Все обеты») Ор. 49 «Три народные песни для смешанного хора a cappella» 0р.50а Хор a cappella «Dreimal tausend Jalire» («Трижды тысяча лет») 0p.50b Хор a cappella Псалом 130 «De profimdis» Хоры в оратории «Gurrelieder» («Песни Гурре») (без обозначения ор.) Хоры в драме с музыкой «Die Gliickliche Hand» («Счастливая рука») (ор.18) Хоровые сцены в опере «Moses und Aran» («Моисей и Аарон») (без обозначения ор.) В материал исследования включен ряд ранних набросков хоровых сочинений Шёнберга. Существование этих хоровых партитур предоставляет возможность проследить развитие хорового стиля композитора от первых пока ещё несовершенных опытов до кульминационных сочинений тонального периода творчества - пьесы «Friede auf Erden» («Мир на Земле»- ор.13) и оратории «Gurrelieder» («Песни Гурре»).

Подробно анализируются также незаконченные сочинения крупной формы: эскизы оратории «Die Jacobsleiter» («Лестница Иакова») и сочинение для солиста, смешанного хора и симфонического оркестра «Moderner Psalm» («Современный псалом» - ор.50с). Необходимость детального исследования особенностей хорового письма в «Лестнице Иакова» обусловлена указанием самого композитора на определяющее значение этого сочинения в рамках собственного творческого наследия1, а также пристальным вниманием к данному сочинению со стороны композиторов (например, И.Ф. Стравинского2) и музыковедов-исследователей.3 «Современный псалом» - последнее сочинение А. Шёнберга, подробный анализ которого необходим для уяснения особенностей композиторской техники итога, в том числе и касающихся принципов хорового письма.

Менее подробно исследуются вокально-симфонические сочинения, в которых роль хора сведена к минимуму: кантата «А Survivor from Warsaw» («Уцелевший из Варшавы» - ор.46), Прелюдия (ор.44).

1 «Я чувствую: дело моей жизни будет исполнено лишь частично, если мне не удастся завершить два моих наиболее крупных музыкальных <.> сочинения: а) «Моисей и Аарон» <.>, б) «Лестница Иакова».» (Из письма Г. Моу от 22 января 1945 года // Шёнберг А. Письма. - СПб., 2001. С. 319

2 Стравинский И. Диалоги. - Л., 1971. С. 103

3 С. Павлиннш: «Лестница Иакова» - один из наиболее показательных образцов творчества Шёнберга, сочетающих его новаторские устремления, начиная с тональных опусов и вплоть до додекафонных, не только в области многоплановости партитуры, полпфоннзацпи гармонии, но даже и пространственных, стереофонических звуковых эффектов» (Павлишнн С. Арнольд Шёнберг. — М., 2001. С. 250)

Отдельного обсуждения заслуживает вопрос о многочисленных хоровых канонах композитора. Подробное исследование этих сочинений мы считаем нецелесообразным в силу их прикладного характера. Создание «контрапунктических этюдов» было одним из излюбленных занятий А. Шёнберга в часы досуга1. Подавляющее число этих сочинений не предназначались композитором для исполнения и, как следствие этого, не издавались. Некоторые из них лишены даже литературной основы и могут исполняться ad libitum как четырёхголосным хором (на гласную или закрытым ртом), так и. струнным ансамблем. Следовательно, обращение к канонам композитора может помочь осмыслению особенностей формирования полифонической техники А. Шёнберга, но не специфических сторон именно хорового письма.

Методология исследования опирается на комплексный подход: техника композиции и принципы хорового письма Шёнберга анализируются в тесной взаимосвязи с философско-эстетическими воззрениями композитора. Для выявления эволюции хорового стиля композитора применяется компаративный метод.

Для изучения проблемы взаимодействия между словом и музыкой в хоровых сочинениях привлечены работы отечественных музыковедов по данной проблематике. Это работы В.Н. Васиной-Гроссман, Р.Н Берберова, Н.В. Пилипенко, И.В. Степановой и др. Значительное влияние на нас оказал опыт Ю.Н. и В.Н. Холоповых в исследовании образного строя музыки А. Веберна.

Рассмотрение техники композиции в хоровых сочинениях А. Шёнберга происходит в опоре на труды, посвящённые проблемам позднеромантической гармонии (работы Э. Курта, Н.С. Гуляницкой, Ю.Н. Холопова, B.C. Ценовой), анализу додекафонных сочинений (Ю.Н и В.Н Холоповы, С.А. Курбатская, JI.C. Дьячкова). Изучение интонационной основы свободно-атональных сочинений обусловливает обращение к американской теории рядов М. Бэббита и А. Форта.

1 Шёнберг не раз цитировал слова Брамса по отношению к самому себе: «Когда я не расположен сочинять, то пишу немного контрапункта» (Шёнберг А. Сердце н мозг в музыке /Шёнберг А. Стиль и мысль. Статьи и материалы. Составление, переводы, комментарии H. Власовой и О. Лосевой. —М., 2006. С. 182)

Большое значение для настоящего исследования имеют труды по теории фактуры (Е.В. Назайкинский, В.Н. Холопова, М.С. Скребкова-Филатова, Ю.Н. Тюлин, И.К. Кузнецов), а также работы по теории хорового исполнительства (П.Г. Чесноков, П.П. Левандо, А.А. Егоров, В.И. Краснощёков).

Структура работы. Диссертация состоит из Введения, трёх частей (поделённых на главы), Заключения, библиографического списка и Приложений.

Похожие диссертационные работы по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Музыкальное искусство», Рыжинский, Александр Сергеевич

Заключение

Проведённое в соответствии с основной задачей диссертации исследование хоровых сочинений А. Шёнберга позволило придти к следующим выводам: а) Анализ взаимоотношений музыкальной и словесной составляющих в хоровых сочинениях Шёнберга подвигает к заключению о наличии здесь весьма тесной взаимосвязи между музыкой и литературной основой, что существенно корректирует устоявшееся в музыковедении представление о незначительном влиянии поэтического слова на архитектонику и интонационный строй вокальной музыки композитора. В большинстве произведений музыкальная архитектоника, представленная, как правило, строфической формой, гибко реагирует на индивидуальные структурные особенности конкретного поэтического текста. Кроме того, воплощение в музыкальном материале конкретных образов литературного текста оказывает ощутимое влияние и на иные уровни музыкального языка, проявляясь в специфических особенностях мелодики, ритма, динамики, фактуры.

Знакомство с литературными текстами А. Шёнберга, обогащая наши знания о неустанных религиозно-нравственных исканиях главы нововенской школы, даёт возможность выдвинуть перспективную для дальнейшей разработки гипотезу о связи философско-эстетической платформы творчества композитора с учением Каббалы. б) Исследование хоровых сочинений А. Шёнберга в порядке их создания позволило признать актуальной принятую в музыковедении периодизацию творческого пути Шёнберга при изучении хоровых сочинений композитора. В наследии Шёнберга присутствуют как тональные и свободно атональные, так и додекафонные произведения для хора и с участием хора. Последовательный анализ хоровых опусов представил дополнительные доказательства закономерности эволюции композитора от тональных сочинений через свободно-атональные к серийно-додекафонным сочинениям.

Подробный гармонический анализ тональных хоровых сочинений выявил тенденцию постепенного перехода от постромантической расширенной тональности к многоуровневой хроматической тональной системе, включающей в себя практически все возможные аккорды на

217 ступенях хроматической гаммы. В совокупности с феноменом «эмансипированного диссонанса»1 данная тенденция обусловила выход композиторского мышления Шёнберга за пределы тональной системы.

Применение метода Бэббита и Форта в отношении атональных сочинений помогло установить наличие здесь связи между разделами формы не только на уровне словесного текста, но и на уровне интонационного материала. Удалось, в частности, подкрепить доказательствами высказывание Шёнберга об оратории «Лестница Иакова» как переходном сочинении от свободной атональности к атональности, организованной двенадцатитоновым методом композиции.

Аналитический обзор додекафонных хоровых сочинений («Шести пьес для мужского хора a cappella ор.35», хоровых фрагментов оперы «Моисей и Аарон») позволил зафиксировать опыты композитора по внедрению тональных элементов в серийную атональность не только в поздний (американский) период творчества, но уже в начале 30-х годов! в) Изучение индивидуальных особенностей хоровой фактуры Шёнберга сформировало представление об интенсивной эволюции хорового стиля композитора как о едином процессе, отмеченном тенденцией постепенной полифонизации, а впоследствии и всеобщей тематизации хоровой ткани.

Воспитанный в русле традиций австро-немецкой хоровой музыки, олицетворяемой именами И.С. Баха, В.А. Моцарта, Л. Бетховена, И.Брамса, Р.Штрауса, Шёнберг довольно быстро освободился от ощутимого влияния своих великих предшественников. Начиная с 1903 года (периода работы над хором в сопровождении симфонического оркестра «Погребальная песнь Дартулы»), каждое последующее сочинение возникало как очередной эксперимент с хоровой фактурой, элементами хоровой звучности. Эти эксперименты позволили композитору найти свой собственный хоровой стиль, отличный не только от опыта предшественников, но и предвосхитивший ряд открытий европейской музыки второй половины XX века (стереофония, сонорика, диагональный тип фактуры и др.)

Используя типичные для европейской хоровой музыки типы изложения музыкального материала, Шёнберг явился и создателем оригинальной хоровой фактуры, синтезирующей в себе черты гармонического и

1 Термин А. Шёнберга. полифонического складов. Этот фактурный тип, появившись впервые в партитуре «Погребальной песни Дартулы», неоднократно использовался Шёнбергом в большинстве его хоровых опусов. Кроме того, сочинения для хора А. Шёнберга отмечены и рядом специфических особенностей: использование нестандартных унисонных ансамблей отдельных партий (тенор - альт, тенор - сопрано) и всего смешанного хора, применение своеобразных тембральных эффектов (фальцет партии теноров, сочетание речевого и вокального интонирования).

При безусловной оригинальности хорового стиля Шёнберга в его сочинениях ощущается и связь с традицией, что проявляется в преимущественном использовании классических полифонических форм (канон, фуга), а также в трактовке додекафонной серии как основной темы сочинения. Это, в свою очередь, подтверждает известное высказывание Г. Эйслера о музыке своего учителя: «Здесь есть тематические образования, членения, формы такие, как у классиков, повторность, которые, несомненно, возмутили бы настоящего революционера <.> не нужно считать Шёнберга разрушителем и ниспровергателем, но мастером»1.

О своих хоровых произведениях Шёнберг практически ничего не пишет, несмотря на то, что анализу других своих композиций он уделяет большое внимание. Это тем более удивительно, если учесть, что большинство этих сочинений написано на его собственные литературные тексты. Можно предположить, что хоровые опусы, представляя собой некую сокровенную область наследия Шёнберга, находятся где-то на границе между его композиторским и философским творчеством. Изложив фрагментарно свои онтологические и этические воззрения, автор, возможно, посчитал излишним каким-либо образом комментировать их в дальнейшем, предоставив тем самым простор для возможных исследовательских интерпретаций.

1 Цит. по: Павлишин С. Арнольд Шёнберг. - М.: Композитор, 2001. С. 327

Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Рыжинский, Александр Сергеевич, 2008 год

1. Адорно Т. Философия новой музыки / Пер. Б. Скуратова. М., 2001

2. Асафьев Б. Арнольд Шёнберг // Б. Асафьев О музыке XX века. Л. ,1982

3. Асафьев Б. Шенберг и его Gurre-Lieder //Асафьев Б. О хоровом искусстве. -Л.,1980

4. Багадуров В. Очерки из истории вокальной методологии. Ч. 1. М., 1952

5. Батюк И. Додекафония в хоровой музыке: исполнение и интерпретация // Музыкальная академия. 1998 №1

6. Батюк И. Современная хоровая музыка: теория и исполнение. М.Д999

7. Берберов Р. Специфика структуры хорового произведения. М., 1981

8. Берлиоз Г. Большой трактат о современной инструментовке и оркестровке / С дополнениями Р. Штрауса. М., 1972

9. Бородавкин С. Тесситура как средство музыкальной выразительности. -Одесса, 2005

10. Ю.Булез П. Между порядком и хаосом // Советская музыка. 1991. №9

11. П.Булез П. Шёнберг мёртв // Булез П. Ориентиры I. Воображать. Избранные статьи. Пер, с франц. Б. Скуратова; ред., и предисловие К. Чухров. М., 2004

12. Варунц В. А. Шёнберг И. Стравинский: хроника одной вражды //Арнольд Шёнберг: вчера, сегодня, завтра. Материалы международной научной конференции. - М., 2002

13. Варунц В. Комментарий к маргиналиям //Музыкальная академия, 1992 №4

14. Васина-Гроссман В. Музыка и поэтическое слово. Часть 1. М., 1972

15. Веберн А. Лекции о музыке. Письма. М., 1975

16. Векслер Ю. Лестница Иакова: на пути к музыке будущего //Арнольд Шенберг: вчера, сегодня, завтра. Научные труды МГК им. П.И. Чайковского. -М.,2002

17. Веприк А. Встречи с Хиндемитом, Шенбергом и Равелем // Советская музыка, 1962 №12

18. Визель 3. О классификации типов фактуры (уточнение классификации и терминологии основных понятий фактуры) // Проблемы музыкальной фактуры. Сборник трудов ГМПИ им. Гнесиных. Вып. 59. М., 1982

19. Власова Н. Консервативный революционер // Музыкальная жизнь, 1994 №11

20. Власова Н. «Лунный Пьеро»: пространство культурных диалогов // Музыкальная академия, 2004 №1

21. Власова Н. Последний из могикан. Шенберг — педагог и теоретик// Музыкальная академия, 2001 №3

22. Власова Н. Творчество Арнольда Шёнберга. — М., 2007

23. Гаспаров М. Русский трёхударный дольник XX века // Теория стиха. Л., 1968

24. Гершкович Ф. Тональные истоки шенберговой додекафонии // Гершкович Ф. О музыке: Статьи. Заметки. Письма. Воспоминания. — М.,1991

25. Гульд Г. Арнольд Шёнберг: взгляд в будущее // Гульд Г. Избранное. Кн.1. -М.,2006

26. Гульд Г. Арнольд Шёнберг Камерная симфония №2 // Гульд Г. Избранное. Кн.1.-М.,2006

27. Гульд Г. Фортепианная музыка Арнольда Шёнберга // Гульд Г. Избранное. Кн.1.-М.,2006

28. Гуляницкая Н. Введение в современную гармонию. М., 1984

29. Денисов Э. Додекафония и проблемы современной композиторской техники // Музыка и современность. Вып. 6. -М., 1969

30. Доленко Е. Молодой Шёнберг. Автореферат дис. канд. искусств. М., 2003

31. Доленко Е. «Повесть о том, как поссорился Арнольд Шёнберг с Томасом Манном (к вопросу о полемике вокруг романа «Доктор Фаустус»)// Арнольд Шёнберг: вчера, сегодня, завтра. Материалы международной научной конференции. М., 2002

32. Дьячкова Л. Гармония в музыке XX века. М.,2003

33. Дьячкова Л. Додекафония и вопросы гармонического анализа //Современная музыка в теоретических курсах ВУЗа: Сб. трудов. Вып. 51. — М., 1980

34. Евдокимова Ю. История полифонии. Выпуск 1: Многоголосие средневековья Х-XV вв. -М., 1983

35. Егоров А. Теория и практика работы с хором. М.,1951

36. Еременко Г. Воплощение библейского сюжета в сценарной драматургии оперы Арнольда Шёнберга «Моисей и Аарон» // Культура Религия -Церковь. - Новосибирск, 1992

37. Истомина А. Библейские страницы в Венской опере//Музыка и время, 2006 №9

38. Капдинский В. О духовном в искусстве. -М., 1992

39. Каратыгин В. Новейшие течения в западноевропейской музыке //Избранные статьи. -М.; JI.,1965

40. Каратыгин В. О Шёнберге // Зарубежная музыка XX века / Сост. И. Нестьев. -М., 1975

41. Кармьель А. Иудаизм. Еврейский образ жизни. Обоснования и пояснения// Интернет-ресурс: www.istok.ru/jews-n-world/Carmell/index.shtml

42. Кокорева Л. Кантаты А. Веберна и традиции хоровой культуры XV XVIII веков // Московский музыковед. Вып. 1. - М.,1990

43. Кошкарева Н. Хоровая композиция в современной отечественной музыке. Автореферат дис. канд. искусств. -М.,2007

44. Ключников С.Ю. Священная наука чисел // Интернет-ресурс: http://www.autsider.ru/lib/item.php ?file=holynum&ext=txt

45. Коляда Е. Хоровая музыка // Музыкальная энциклопедия. Т.6. М., 1981

46. КонЮ. Арнольд Шенберг/ТМузыка XX века. Очерки. -М., 1984. -4.2

47. Кон Ю. Арнольд Шёнберг и «критика языка» // Музыкальная академия. 1994. №1

48. Красникова Т. Об организации фактурного пространства в музыке XX века // Музыкальная фактура. Сборник трудов РАМ им. Гнесиных. Выпуск 146. М., 2001

49. Краснощёков В. Вопросы хороведения. -М., 1969

50. Кузнецов И. Полифония и форма в произведениях А. Шенберга // Арнольд Шенберг: вчера, сегодня, завтра. Научные труды МГК им. П.И. Чайковского. — М., 2002

51. Кузнецов И. Теоретические основы полифонии XX века. М.,1994

52. Курбатская С. Серийная музыка. Вопросы истории, теории, эстетики. М., 1996

53. Курт Э. Романтическая гармония и её кризис в «Тристане» Вагнера. — М., 1975

54. Кюрегян Т. Эволюция принципов музыкальной формы в творчестве советских композиторов 50 — 70-х годов. Автореферат дис. канд. искусствоведения. М., 1982

55. Лосева О. К предыстории Пражской речи Арнольда Шёнберга // Музыкальная академия, 2002. № 4

56. Лаул Р. О творческом методе Шёнберга // Вопросы теории и эстетики музыки. Вып.9. Л., 1969

57. Левандо П. Проблемы хороведения. Л., 1974

58. Левандо П. Хоровая фактура. Л., 1984

59. Левандо П. Хороведение. Л.,1971

60. Лифинцева Т. Философия диалога Мартина Бубера, 1999 // Интернет-ресурс: http://filosof.historic.ru/books/item/fD0/s00/z0000378/

61. Лукашова М. Роль лидертафелей и певческих союзов в хоровой культуре Германии XIX века. Интернет - ресурс: http://www.rachmaninov.ru/deut/rage/lukaschova.htm.

62. Мазель Л. Цуккерман В. Анализ музыкальных произведений. -М., 1967

63. Маклыгин А. Сонорика /Теория современной композиции. Учебное пособие. - М.,2005

64. Малкина Г. Малер Ницше - неожиданные переклички // Музыкальная академия, 1994№1

65. Михайлов А. Поэтические тексты в сочинениях Антона Веберна // Михайлов А. Музыка в истории культуры. Избранные статьи. -М., 1998

66. Назайкинский Е. Логика музыкальной композиции. -М., 1982

67. Назайкинский Е. О психологии музыкального восприятия. — М., 1972

68. Павлишин С. Арнольд Шенберг. -М.: Композитор, 2001

69. Паисов Ю. Александр Гречанинов. Жизнь и творчество. М., 2004

70. Пигров К. Руководство хором. М., 1964

71. Пилипенко Н. Музыкально-поэтические мотивы в песнях Ф.Шуберта: Лекция по курсу анализа музыкальных произведений. М., 2002

72. Протопопов В. История полифонии в её важнейших проявлениях. Русская и советская музыка. — М., 1962

73. Решетняк Л. Зеркальная симметрия и «зазеркалье» загадочного канона Арнольда Шёнберга/ТИнтернет-ресурс: http://www.ash1iay.m/main/texts/palindrom/pal22.htm

74. Розин М. От Синайских скрижалей до Каббалы и хасидизма. Иерусалим, 1999

75. Римский Корсаков II. Основы оркестровки. - Берлин. М. СПб., 1913

76. Романовский Н. Хоровой словарь. М., 2000

77. Румянцева М. Особенности многоголосия ХШ века. -М.,2005

78. Ручьевская Е. «Руслан» Глинки, «Тристан» Вагнера и «Снегурочка» Римского Корсакова. Стиль. Драматургия. Слово и музыка. - СПб., 2002

79. Рыбалка А. От Каббалы к хасидизму II Интернет-ресурс: http://www.jewish.ru/tradition/kabbalah/other/2001/04/prnnews4056.php

80. Сабинина М. Взаимодействие музыкального и драматического театров в XX веке.-М., 2003

81. Самарин В. Хороведение. М.,2000

82. Семенюк В. Заметки о хоровой фактуре. М., 2000

83. Сефер-га-Зохар // Интернет-ресурс: http://kabbalach.narod.ru/cit.htm

84. Скабалланович М. Толковый Типикон. Интернет- ресурс: http://www.Hikovo.ru/d^ook/msg/8379

85. Соллертинский И. Арнольд Шенберг. JI.,1934

86. Скребкова-Филатова М. Об организующей роли фактуры в современной музыке // Современное искусство музыкальной композиции. Труды ГМПИ им. ГнесиныхВып. 79. -М., 1985

87. Скребкова-Филатова М. Об особенностях развития фактуры в камерных хорах П. Хиндемита // Пауль Хиндемит. Статьи и материалы. М., 1999

88. Скребкова-Филатова М. Фактура в музыке. -М., 1985

89. Сниткова И. Специфика «полифонической» структуры сверхмногоголосия // Труды ГМПИ им. Гнесиных. Выпуск 79. М.Д985

90. Степанова И. Слово и музыка. Диалектика семантических связей. М.,2002

91. Стравинский И. Диалоги. JI.,1971

92. Сухапова Е. «Моисей и Аарон» Шёнберга. Музыка. Слово. Контекст. Автореферат дис. канд. искусствоведения. -М.,2004

93. Суханова Е. Моисей и Аарон Шёнберга: Слово. Музыка. Контекст. Диссертация . канд. искусствоведения. Рукопись

94. Танеев С. Подвижной контрапункт строгого письма. М., 1935

95. Тюлин Ю. Учение о музыкальной фактуре и мелодической фигурации. В 2-х книгах. -М.,1976

96. Указатель (теософских) понятий к «Тайной доктрине» Е.П. Блаватской. Сост. Дж. Мид. Пер. с англ. А. Хейдока // Интернет-ресурс: www.allmagic.ru/modules.php ?name=Encyclopedia&op=listcontent&eid=2

97. Холопов Ю. Гармония: Практический курс. М., 2005

98. Холопов Ю. Гармония: Теоретический курс. М.,1988

99. Холопов Ю. К анализу Первой фортепианной сонаты П. Булеза // Курбатская С. Холопов Ю. Пьер Булез. Эдисон Денисов. Аналитические очерки.-М., 1998

100. Холопов Ю. Ценова В. Американская теория рядов // Музыкально-теоретические системы: Учебник для историко-теоретических и композиторских факультетов музыкальных вузов. М.,2006

101. Холопов Ю. Ценова В. Традиционное учение о музыкальной композиции Арнольда Шёнберга // Музыкально-теоретические системы: Учебник для историко-теоретических и композиторских факультетов музыкальных вузов. М.,2006

102. Холопова В. Холопов Ю. Антон Веберн. М., 1984

103. Холопова В. Холопов Ю. Музыка Веберна. М., 1998

104. Холопова В. Теория музыки Учебное пособие. - СПб.,2001

105. Холопова В. Фактура. М.,1979

106. Цареградская Т. «Сет теория»: нетрадиционная гармония в музыкознании США // Музыкальное образование в контексте культуры: вопросы истории, теории. -М., 1997

107. Церха Ф. К вопросу об исполнении речевой партии (Sprechstimme) в «Лунном Пьеро» Шёнберга // Современная музыка Австрии. Очерки и документы / Составление переводы и комментарии О. Лосевой. М., 1998

108. Чесноков П. Хор и управление им. М.,1940

109. Шахназарова И. Проблемы музыкальной эстетики в теоретических трудах Стравинского, Шенберга, Хиндемита. М., 1975

110. Швейцер А. Иоганн Себастьян Бах. М.,2004

111. Шёнберг А. Малер // Шёнберг А. Стиль и мысль. Статьи и материалы. Составление, переводы, комментарии Н. Власовой и О. Лосевой. М., 2006

112. Шёнберг А. Новая музыка, устаревшая музыка, стиль и мысль // Шёнберг А. Стиль и мысль. Статьи и материалы. Составление, переводы, комментарии Н. Власовой и О. Лосевой. М., 2006

113. Шёнберг А. Основы музыкальной композиции / Пер., коммент., вступит, статья Е. Доленко. М., 2000

114. Шёнберг А. Оглядываясь назад / Моя эволюция // Шёнберг А. Стиль и мысль. Статьи и материалы. Составление, переводы, комментарии Н. Власовой и О. Лосевой. М., 2006

115. Шёнберг А. Отношение к тексту // Шёнберг А. Стиль и мысль. Статьи и материалы. Составление, переводы, комментарии Н. Власовой и О. Лосевой.1. М., 2006

116. Шёнберг А. Сердце и мозг в музыке // Шёнберг А. Стиль и мысль. Статьи и материалы. Составление, переводы, комментарии Н. Власовой и О. Лосевой.-М., 2006

117. Шёнберг А. Симфонии из народных песен / Фольклористские симфонии // Шёнберг А. Стиль и мысль. Статьи и материалы. Составление, переводы, комментарии Н. Власовой и О. Лосевой. М., 2006

118. Шёнберг А. «Счастливая рука» // Шёнберг А. Стиль и мысль. Статьи и материалы. Составление, переводы, комментарии Н. Власовой и О. Лосевой.1. М., 2006

119. Шенберг А. Убеждение или познание (фрагменты)//3арубежная музыка XX века. Материалы и документы. М. :Музыка, 1975

120. Шёнберг А. Это моя вина // Шёнберг А. Стиль и мысль. Статьи и материалы. Составление, переводы, комментарии Н. Власовой и О. Лосевой. -М., 2006

121. Шёнберг А. Письма / Пер. В. Шнитке, общ. ред. М. Друскина и Л. Ковнацкой. СПб., 2001

122. Шёнберг A. On revient toujours // Шёнберг А. Стиль и мысль. Статьи и материалы. Составление, переводы, комментарии Н. Власовой и О. Лосевой. -М., 2006

123. Шмидт К.М. Арнольд Шёнберг дуайен нововенской школы в Америке? // Арнольд Шёнберг: вчера, сегодня, завтра. Материалы международной научной конференции. - М., 2002.

124. Шнеерсон Г. О письмах Шенберга// Музыка и современность. Вып. 4 -М.,1966

125. Шолем Г. Основные течения в еврейской мистике Пер. Н. Бартмана // Интернет-ресурс :http://www.j ewniverse.ru/modules.php ?name=News&file=print&sid=3 51

126. Эйслер X. Арнольд Шенберг// Избранные статьи музыковедов Германской Демократической Республики. М.3 1960

127. Электронная еврейская энциклопедия // Интернет-ресурс: http://www.cleven.co.il/?mode=article&id=r12167&query:=

128. Элик М. Sprechgesang в «Лунном Пьеро» // Музыка и современность. Вып.7. М., 1971

129. Allende-Blin J. Arnold Schonberg und die Kabbala // Musik-Konzepte, December 1980 (Sonderband Arnold Schonberg)

130. Auner J. Schoenberg's aesthetic transformation and the evolution of form in Die gltickliche Hand // Journal of the Arnold Schoenberg institute. 1989 №2

131. Berg A.: Arnold Schonberg, Gurrelieder: Fiihrer. — Vienna, 1913

132. Berg A. Why is Schonberg's music so hard to understand // The Music review. 1952 №3

133. Christensen J. The Spiritual and the Material in Schoenberg's Thinking// Music and letters. 1984 № 4

134. Crawford J. Die gltickliche Hand: Schoenberg's Gesamtkunstwerk // The Music Quarterly. 1974 № 4

135. Dahlhaus C. 'Schonbergs musikalische PoetikV/Archiv fur Musikwissenschaft. 1976. Heft 1

136. Dumling A.: '"Im Zeichen der Erkenntnis der socialen Verhaltnisse": der junge Schonberg und die Arbeitersanger bewegung // Osterreichische Musikzeitschrift. 1981. №2

137. Fleisher R. Dualism in the music of Arnold Schoenberg // Journal of the Arnold Schoenberg institute. 1989 №1

138. Forte A. The Structure of Atonal Music. London, 1977

139. Forte A. The Harmonic Organization of The Rite of Spring. London, 1978

140. Frisch W. The early works of Arnold Schoenberg. Berkeley, 1993

141. Gerhardt R. Tonality in twelve tone music // The Score. 1952. № 6

142. Gervink: M. Schonbergs "Drei Satiren fur gemischten Chor": die Standortbestimmung des Komponisten // Osterreichische Musikzeitschrift, 1995. №3

143. Goldbeck F. The strange case of Schoenberg // The Score. 1952. № 6

144. Gradenwitz P. Schonbergs religiose Werke // The Music review. 1960.№1

145. Gtinther S. Das trochaische Prinzip in Arnold Schonbergs op. 13 // Zeitschrift fur Musikwissenschaft. 1923 № 6

146. Hamao F. On the Origin of the Twelve-Tone Method: Schoenberg's Sketches for the Unfinished Symphony (1914-1915) // Current musicology. 1986 №45

147. Helms H. Schonberg: Sprache und Ideologie // Herausforderung SchOnberg. Was die Musik des Jahrhunderts veranderte. Hrsg. von U. Dibelius. Mtinchen, 1974

148. Kabalah Science // Интернет-ресурс: http://www.kabbalahscience.ru

149. LeibowitzR. Schoenberg. Paris, 1969

150. Leibowitz R. Schoenberg and his school. New York, 1975

151. Lessem A. Schoenberg, Stravinsky, and Neo-Classicism: the Issues Reexamined// The Music Quarterly. 1982. № 4

152. Lessem A. 'Schonberg and the Crisis of Expressionism // Music and letters. 1974. №4

153. Luck R. Arnold Schonbergs Kol Nidre // Osterreichische Musikzeitschrift. 1993 №3

154. Luck R. Arnold Schonberg und das deutsche Volkslied // Neue Zeitschrift fur Musik. 1963 №3

155. Macdonald M. Schoenberg . London, 197

156. Mackelmann M. "'Israel Exists Again": Anmerkungen zu Arnold Schonbergs Entwurf einer Israel-Hymne'//Die Musikforschung. 1986. Heft 1

157. Maegaard J.: Studien zur Entwicklung des dodekaphonen Satzes bei Arnold Schonberg. Copenhagen, 1972

158. Newlin D. Bruckner, Mahler, Schonberg. Wien, 1954

159. Nono-Schoenberg N. Mon pere Schoenberg // Sweizerische Musikzeitung. 1976 № 2

160. Nono-Schoenberg N. The role of extra-musical pursuits in Arnold Schoenberg's creative life // Статья из буклета к подарочному набору «Schonbergs Spielkarten». Wien,1981

161. Payne A.: Schoenberg. London, 1968

162. Pfisterer M.: Studien zur Kompositionstechnik in den fruhen atonalen Werken von Arnold Schonberg. Neuhausen-Stuttgart, 1978

163. Rankl K. Arnold Schoenberg // The Score, 1952. № 6

164. Reich W. Schoenberg: a Critical Biography. London, 1971

165. Ringer A.L. Arnold Schoenberg: The composer as Jew. Oxford, 1993

166. Ringer A.L. Schoenbergiana in Jerusalem // Music Quarterly. 1973 №1

167. Rognoni L. The second Vienna school: Expressionism and dodecaphony. London, 1977

168. Rosen Ch. Schoenberg. London, 1976

169. Rufer J. Das Werk Arnold Schonbergs. Kassel, 1959

170. Schmidt C. Schonbergs Kantate "Ein Uberlebender aus Warschau"// Archiv fur Musikwissenschaft. 1976. Heft 3

171. Schonberg A. Stil und Gedanke. Aufsatze zur Musik. Franfurt a. Main, 1976

172. Steiner E. Suchen um des suchens Willen. Neuendechte Jugendwerke Arnold Schonbergs» // Osterreichische Musikzeitschrift. 1974 № 6

173. Steiner E. The "Happy" Hand: Genesis and Interpretation of Schoenberg's Monumentalkunstwerk // The Music review. 1980 №3

174. Strasser M. "A Survivor from Warsaw" as Personal Parable // Music and letters. 1995 № 2

175. Stuckenschmidt H.: Schonberg: Leben, Umwelt, Werk. Zurich, 1974

176. Suderburg R. Tonal cohession in Schoenberg's twelve tone music. — University of Pennsylvania, 1966

177. Szmolyan W. SchOnberg in Mftdling // Osterreichische Musikzeitschrifl. 1974 №4-5

178. The New Grove Dictionary of Music and Musicians / Ed. by S. Sadie and J. Tyrrel. Oxford, 2001

179. Wellesz E.: Arnold Schonberg. Leipzig, 1921

180. WOrner K. SchOnbergs Oratorium "Die Jakobsleiter": Musik zwischen Theologie und Weltanschauung // Sweizerische Musikzeitung. 1965 № 5 6

181. WOrner K. "Die gluckliche Hand", Arnold SchOnbergs Drama mit Musik'// Sweizerische Musikzeitung. 1964. № 5

182. WGrner K.: Schoenberg's 'Moses and Aron'. London, 1963

183. Zillig W. 'Notes on Arnold Schoenberg's Unfinished Oratorio "Die Jakobsleiter" '//The Score. 1959 № 25

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.