Хоровое творчество и исполнительство в Бурятии тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.02, кандидат искусствоведения Полякова, Ольга Николаевна

  • Полякова, Ольга Николаевна
  • кандидат искусствоведениякандидат искусствоведения
  • 2002, НовосибирскНовосибирск
  • Специальность ВАК РФ17.00.02
  • Количество страниц 223
Полякова, Ольга Николаевна. Хоровое творчество и исполнительство в Бурятии: дис. кандидат искусствоведения: 17.00.02 - Музыкальное искусство. Новосибирск. 2002. 223 с.

Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Полякова, Ольга Николаевна

Введение

Глава I. Бурятский музыкальный фольклор и национальная композиторская школа.

1.1. О бурятском фольклоре как источнике национального своеобразия композиторского творчества.

1.2. Формирование бурятской композиторской школы.

Глава И. Хоровое творчество бурятских композиторов.

2.1. Обработки народных песен.

2.2. Хоровая массовая песня.

2.3. Хоровая музыка a cappella.

2.4. Оратория и кантата.

2.5. Хоры в операх.

Глава III. Хоровое исполнительство в Бурятии.

3.1. Дореволюционный период .'.,.,.'.-.

3.2. Становление профессионального хорового исполнительства (1917-1940)

3.3. Хоровое исполнительство в военный и послевоенный период (1941-1959).

3.4. Хоровое исполнительство в 60-80-е годы.

3.5. Хоровое исполнительство на современном этапе (1990-2001)

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Хоровое творчество и исполнительство в Бурятии»

В бурятской профессиональной композиторской музыкальной культуре, насчитывающей на данное время семь десятилетий своей истории, всегда видное место занимало хоровое творчество и хоровое исполнительство в различных формах. Вместе с тем, бурятское музыковедение до сих пор не уделяло внимание этой важной сфере музыкального искусства. Отсутствие работ, посвященных бурятской хоровой музыке, проблемам хорового пения в республике, является одним из обстоятельств, определяющих актуальность избранной темы.

Парадоксальность ситуации заключается в том, что, несмотря на активное развитие хорового творчества и исполнительства, несмотря на регулярно проводимые в этой сфере мероприятия (хоровые праздники, концерты, смотры), на интерес местных композиторов к хоровым жанрам, отклик на эти процессы ограничивался газетными рецензиями на концерты и деловыми отчётами для руководящих учреждений и архивов. Невнимание исследователей к национальной хоровой музыке особенно очевидно на фоне многочисленности трудов, посвященных бурятской опере, балету, оркестровым и камерным произведениям, а также их бытованию в музыкальной жизни Улан-Удэ и республики. Назовём здесь труды П. Гуревича [54], О. Куницына [109, 119, 127], Б. Олзоева [155], Н. Угрюмова [204]. Данные авторы касались хорового начала (например, при анализе опер) лишь вскользь. Несомненно, что невнимание к хоровой музыке обедняло коллективно создаваемую историю музыкальной культуры Бурятии.

Другим моментом, делающим избранную тему актуальной, является тот очевидный факт, что национальное начало в музыке, идущее от фольклорных корней, определяется особенно на ранних этапах становления той 4 или иной национальной культуры, прежде всего в хоровых жанрах и в песне, в том числе, хоровой. Однако выявление и теоретическое осмысление данных связей в бурятском музыкознании применительно к хоровой музыке отсутствуют.

И ещё одно обстоятельство делает избранную тему актуальной - в последнее десятилетие, после известного спада на рубеже 80-х - 90-х годов XX века, нельзя не констатировать значительного и всё более динамичного роста в республике хорового исполнительства, особенно детского. Энтузиазм мастеров «хорового цеха», откуда, в связи с нынешними финансовыми трудностями, ушли все случайные люди и в связи с этим возросший уровень хоровых коллективов, открывает обнадёживающие перспективы.

Основная цель диссертации двоякая. С одной стороны - это изучение бурятской хоровой культуры во всех её составляющих (творчество, исполнительство, отчасти образование), а с другой - прослеживание её становления и развития от истоков (30-е годы XX века) до наших дней.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

- характеристика национальных хоровых исполнительских традиций и их генетические связи с традициями фольклорного музицирования;

- выявление имманентных причин, по которым хоровой жанр был освоен бурятскими композиторами одним из первых и стал одним из ведущих в национальной музыке;

- рассмотрение фольклорных корней бурятской хоровой музыки и соотношения фольклорного и композиторского в творчестве;

- изучение образцов композиторского национального хорового творчества в свете соотношения в них национального и общеевропейского;

- исследование профессионального хорового образования в республике в его тесной связи с хоровым исполнительством.

Материалом для настоящего исследования послужили: для воссоздания истории бурятского хорового исполнительства - газетные и журнальные 5 публикации, архивные документы, записи бесед с бурятскими композиторами, хоровыми дирижёрами, хористами, организаторами музыкальной жизни; для характеристики бурятского хорового творчества - нотные материалы (преимущественно рукописные), записи бурятского песенного фольклора, произведения национальных композиторов (песни, хоры a cappella, кантаты, оратории, хоры в операх, в большинстве своём представленные в рукописном виде). Значительная часть этих произведений до сих пор оставалась малоизвестной даже профессиональным хормейстерам, работающим в Бурятии.

Методологической основой исследования явились базисные положения отечественного исторического и теоретического музыкознания в контексте взаимосвязи этнического и всеобщего, проблем "Восток - Запад", "Фольклор и композитор". Выбору оптимального подхода к исследованию заявленных в диссертации проблем помогло изучение трудов исследователей национальной музыки народов России - Э. Алексеева [3], В. Виноградова [36, 37], Т. Вызго [42], С. Галицкой [43], Я. Гиршмана [48], Г. Головинского [49], Н. Головнёвой [50], Ю. Кона [97], В.Конен [99], И. Нестьева [149], Г. Орджоникидзе [157], Н. Шахназаровой [240] и других, а также фундаментальных трудов "История музыки народов СССР" [84, 85, 86], "Музыкальная культура Сибири" [174, 175], проблемных сборников "Музыка народов Азии и Африки" [145], "Музыкальная трибуна Азии" [143], "Музыкальные культуры народов. Традиции и современность" [142] и других [5, 44, 78, 89, 102, 146, 177,199].

Закономерно было и обращение к трудам, посвященным исследованию бурятской музыки. Первые из них появились в 30-е годы XX столетия - это работы П. Берлинского [20, 21], Г. Поляновского [167], А. Шавердяна [236]. В дальнейшем изучением национальной фольклорной и композиторской музыки Бурятии занимались П. Гуревич [54], Д. Дугаров [65-73], О. Куницын [105-128], Н. Маторин [134], И. Мацкевич [136], Б. Олзоев [155, 156], С. Ряу-зов [178], Н. Угрюмов [204], JI. Ходорковская [224]. В трудах этих авторов 6 поставлены многие важные проблемы, рассмотрены явления музыкальной жизни Бурятии.

Многие вопросы бурятской музыки, в том числе и хоровой, оказались общими для ряда других музыкальных культур народов России. Поэтому полезным было рассмотрение исследований, посвященных хоровой музыке других регионов страны, особенно "пентатонической зоны" - Татарии [1, 38, 219], Удмуртии [84, 86], Мари Эл [91], Башкирии [85], Калмыкии [241], а также Тувы [183, 184] и ближайшего зарубежного соседа - Монголии [98, 161, 188, 189]. Следует заметить, что как в Бурятии, так и в других национальных республиках, собственно хоровой музыке исследователи уделяли существенно меньшее внимание, чем опере, балету или оркестровым жанрам.

В связи со специфичностью ладовой основы бурятской музыки - разновидности ангемитонной пентатоники (с преобладанием "минорной") и различных узкообъёмных ладов (чаще ангемитонного трихорда), которые из традиционной музыки перешли в композиторское творчество, в определении методологической основы для характеристики национальной реализации ладов в мелодике целесообразно было обратиться к трудам, посвященным ан-гемитонным ладам в различных фольклорных культурах - это исследования (кроме уже упомянутых авторов) - Р. Исхаковой-Вамба [88], К. Квитки [94], О. Новиковой [154, 260], П. Сокальского [191], А. Фаминцына [216], А. Юс-фина [246] и других.

Научная новизна работы связана с тем, что диссертация является первым в бурятском музыкознании специальным исследованием хорового творчества и исполнительства в республике. Впервые обстоятельно прослежена история хорового исполнительства, возникновения и эволюции наиболее значительных хоровых коллективов. Впервые в должной мере оценен вклад ряда хормейстеров-профессионалов, работавших в республике. Впервые в достаточно полном объёме исследовано национальное хоровое творчество во всех составляющих его жанрах, раскрыты общие тенденции в подходе на7 дионапьных композиторов к освоению тех или иных жанров хоровой музыки. Наконец, впервые рассмотрен вопрос о фольклорных истоках бурятской хоровой музыки, о формах претворения в ней народного мелоса.

Практическая ценность диссертации заключается в том, что она в определённой мере закрывает значительный пробел в истории музыки Бурятии. Этот труд может послужить известным стимулом для дальнейшей разработки музыковедами республики проблем истории бурятской композиторской национальной музыки (не исследованными, например, остаются камерные -вокальные и инструментальные - жанры, музыка к театральным спектаклям). Можно предположить, что анализ хоровой музыки будет стимулировать национальных композиторов к расширению жанрового круга их творчества. Думается также, что диссертация может оказаться полезной и для развития музыкального образования в республике. На основе данной работы предполагается создание учебника "Бурятская хоровая литература" для учебных заведений разного уровня - для дирижёрско-хорового отделения Улан-Удэнского музыкального колледжа имени П. Чайковского (здесь уже несколько лет автор диссертации включает в курс "Хоровая литература" разработанный им раздел о бурятской хоровой музыке), для учащихся музыкального отделения Республиканского педагогического колледжа, Республиканского колледжа культуры и искусств, для ДМШ Улан-Удэ, республики и Бурятских национальных округов, что особенно важно в связи с ростом числа школьных хоровых коллективов. В процессе работы над диссертацией этот курс значительно расширился, а предполагаемое издание учебника даёт возможность пользоваться диссертационным материалом преподавателям и студентам дирижёрско-хорового отделения Восточно-Сибирской государственной академии культуры и искусств (здесь курс бурятской хоровой музыки пока не ведётся).

Ряд положений настоящей работы был включен в доклады, прочитанные автором на международных, межрегиональных и республиканских науч8 но-практических конференциях (Улан-Удэ, 1999, 2000, 2001, 2002; общим числом 6). Материалы напечатаны в сборниках обозначенных конференций, а также других публикаций [166] (список трудов в автореферате).

Поставленные в настоящей диссертации цели и задачи определили и её структуру. Она состоит из Введения, трёх глав, Заключения и списка использованной литературы, включающей 266 названий. В приложении содержатся 94 нотных примера, (их значительный объём объясняется тем, что почти все анализируемые в диссертации произведения не изданы и существуют в рукописных копиях, нередко в единственном экземпляре). Введение формулирует цели и задачи работы, её структуру, обосновывает актуальность, обозначает методологические основы и музыкальный материал. Глава I - «Бурятский музыкальный фольклор и национальная композиторская школа» - включает два раздела. В первом из них рассматривается бурятский песенный фольклор как источник национального своеобразия бурятской профессиональной музыки, во втором - прослеживается путь становления и развития бурятской композиторской школы. Глава II - «Хоровое творчество бурятских композиторов» -посвящена анализу наиболее показательных произведений всех жанров национальной композиторской хоровой музыки. Глава П1 - «Хоровое исполнительство в Бурятии» - содержит аналитический очерк истории хорового исполнительства в республике, в контексте главы затронуты и проблемы хорового образования. Заключение подводит итоги, характеризует проблемы, стоящие перед музыковедами, вообще перед хоровым творчеством и исполнительством в республике в настоящее время, содержит рекомендательные предложения и прогнозы о возможных перспективах развития жанра.

Похожие диссертационные работы по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Музыкальное искусство», Полякова, Ольга Николаевна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя основные итоги, подчеркнём, что в настоящей диссертации впервые предпринята попытка освещения хоровой культуры Бурятии в обеих её составляющих: речь идёт о творчестве и исполнительстве.

Разработка темы, заявленной в диссертации, была сопряжена с определёнными трудностями. Это, прежде всего, связано с тем, что практически отсутствует литература по данной проблематике. Другой трудностью явилось то, что хоровые произведения композиторов Бурятии в основном существуют в рукописном виде, часть из них находится только в личных библиотеках и архивах. Тем не менее, стремясь в какой-то мере заполнить лакуну, автор настоящей работы стремился к многостороннему рассмотрению вопроса, чтобы дальнейшее развитие темы позволило конкретизировать и углубить изучение поставленных задач.

Почти полное отсутствие разработок по данному вопросу обусловило и избранные в диссертации подходы. Исследование объекта ведётся в двух направлениях. Одно связано с анализом хорового творчества бурятских композиторов, другое - с хоровым исполнительством и отчасти - образованием. В

203 диссертации предпринят краткий обзор жанров традиционной бурятской музыки. Здесь в первую очередь акцентировалось хоровое начало и его роль в них (подчас значительная). Представляется, что само по себе исследование традиционных бурятских жанров с точки зрения поставленной задачи может расцениваться как один из результатов работы.

Установлено, что некоторые жанры развивались и были востребованы на протяжении всех этапов исторического развития бурятской композиторской музыки, другие же активно функционировали лишь в определённые периоды. Так, жанр хоровых обработок народных песен был распространён более всего на раннем этапе становления бурятской композиторской школы. Хоры a cappella появились значительно позднее, что связано с качественным ростом исполнительского мастерства хоровых коллективов. Кантатно-ораториальный жанр был широко представлен, прежде всего, в 60-80-е годы, что сопряжено с интенсивной его идеологизированностью. В современный же период он потерял свою востребованность.

Рассмотрение жанров композиторской профессиональной хоровой музыки в их целостном виде и в историческом ключе никогда не проводилось и наше обращение к этому является одним из результатов диссертации.

Научный интерес представляет исследование хорового исполнительства в Бурятии. Материал из отрывочных данных, собранный с большим количеством достоверных фактов, был проанализирован и обобщён в стройную хронологическую картину, был разбит на определённые этапы, каждому из которых дана характеристика, с точки зрения рассматриваемой проблемы. Исследуя этапы формирования бурятской композиторской школы, автор диссертации стремился многосторонне подчеркнуть роль хоровых жанров и их становление, а также кристаллизацию выразительных средств бурятской профессиональной музыки, на основании чего предпринят ряд обобщений.

204

Разумеется, данная диссертация в освещении этой темы не исчерпывает всех её аспектов. В работе подчёркиваются главным образом те моменты, которые характерны для всей системы хоровой культуры Бурятии.

В настоящем труде обсуждаются также некоторые проблемы, тормозящие поступательное развитие хоровой культуры республики. Одной из них - может быть самой важной - является отсутствие в республике самостоятельного филармонического хорового коллектива (капеллы), который бы был центром развития хорового исполнительства, пропагандистом хоровой культуры. Такой коллектив явился бы мощным стимулом и для создания новых произведений в этом жанре.

Ещё одна существенная проблема - слабая сохранность нотных материалов, которые нередко трудно восстановить. Речь идёт как о партитурах крупных жанров (опера, кантата, оратория), так и о партитурах хоровых миниатюр. Необходимость их сохранения и поисков утерянного, с одной стороны будет способствовать активности историко-теоретических изысканий, а с другой - содействовать, несмотря на сложные современные условия, возможности их исполнения и пропаганды.

Что касается научных перспектив, то они могут быть связаны с более глубоким музыковедческим изучением специфических особенностей бурятской музыки с точки зрения её интонационной формы, что полноценно возможно реализовать лишь в сравнительном анализе с другими традиционными музыкальными культурами (прежде всего пентатонической зоны). Интерес представляет и сравнение хорового творчества Бурятии с аналогичными культурами, развивающимися в исторических условиях, сходных с теми, которые сложились в Бурятии, в контексте молодых композиторских школ. Полученные выводы, интересные сами по себе, позволили бы выявить черты своеобразия в развитии молодых композиторских школ различных регионов.

Несомненно, большой интерес представляет решение частной, но важной для Бурятии научной задачи. Речь идёт о дальнейшем анализе «Бурят

205 ских духовных песнопений» Ю. Ирдынеева. В настоящей диссертации это незаурядное произведение показано, прежде всего, с хороведческой точки зрения. Интересным было бы его всестороннее музыковедческое исследование с культурологических, исторических и музыкально-теоретических позиций, особенно в сфере вопросов музыкального формообразования.

Ещё одна перспективная проблема - сравнение жанров хоровой музыки с другими жанрами (инструментальными, камерно-инструментальными), в ходе которого, несомненно, выявится специфика функционирования каждого из них в контексте молодой композиторской школы Бурятии, в конкретных исторических условиях. Думается, что это могло бы быть предметом самостоятельного исследования. В настоящей же работе эти вопросы в силу их объёмности и сложности лишь бегло затрагиваются.

206

Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Полякова, Ольга Николаевна, 2002 год

1. Абдуллин А. Тематика и жанры дореволюционной татарской песни // Вопросы татарской музыки. Казань: изд. Казанской консерватории, 1967. - С. 3-80.

2. Аксёнова Е. Вечно прекрасная Кармен // Вечерний Омск. 1985. -26 июля.

3. Алексеев Э. Фольклор в контексте современной культуры. М.: Сов. композитор, 1988. - 237 с.

4. Асафьев Б. О хоровом искусстве. Л.: Музыка, 1980. - 215 с.

5. Асафьев Б. О народной музыке. Л.: Музыка, 1987. - 248 с.

6. Аюшеев Д. Бурят-монгол арадай дуунууд. Улан-Удэ: Бурмонгиз, 1950.-54 с.

7. Бабетов А. И божество, и вдохновенье // Бурятия. 1992. - 12 мая.

8. Бажеева А. Звенящие голоса // Правда Бурятии. 1959. - 27 ноября.

9. Балдаев С. Избранное. Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1961. - 255 с. Ю.Балдаев С., Туденов Г. Руководство по собиранию бурятскогофольклора. Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1959. - 107 с.

10. Бараева О. Звучит мелодия Усович.// Правда Бурятии. - 1996. -30 апр.

11. Башкуев Б. Бурят-Монгольские массовые песни. М.: Огиз-Музгиз, 1934. - 12 с.

12. Белиц В. Мы говорим спасибо! // Кубань (Краснодар). - 1979 - 31июля.

13. Белокрыс М. Музыкой и колокольным звоном // Байкал. 1978. -№1. - С. 153-156.207

14. Белокрыс М. Работа индивидуальная, искусство - массовое // Правда Бурятии. - 1967. - 17 марта.

15. Белокрыс М. Куницын О. Песня душа народа. Заметки о состоянии хорового искусства в республике // Правда Бурятии - 1969 - 15 авг.

16. Бельгаев В. Чтоб светились покой и мир//Бурятия. 1999. - 17 июля.

17. Беляев А. Воспоминания декабриста о пережитом и перечувствованном. Красноярское кн. изд-во, 1990. - 380 с.

18. Беркович А. Спектакль состоялся// Бурятия. 2001. - 10 мая.

19. Берлинский П. Монгольский певец и музыкант Ульдзуй-Лубсан-Хурчи. М.: Огиз-Музгиз, 1933. - 128 с.

20. Берлинский П. Перспективы музыковедческой работы и музыкального строительства в Бурятии. Верхнеудинск: Бургосиздат, 1931. - 16 с.

21. БернандтГ., Ямпольский И. Советские композиторы и музыковеды. М.: Сов. композитор, 1978. - Т. 1. - 270 с.

22. Болдонова Т. Традиционные песни хоринских бурят // Краткие сообщения БКНИИ СО АН СССР,- Улан-Удэ, 1959. Вып. 1. - С. 130-140.

23. Борисов Б. Новая встреча // Молодой ленинец (Томск). 1978. - 6июля.

24. Буланов В. А ну-ка песню нам пропой, весёлый ветер // Бурятия. -2000. 9 июня.

25. Бурят-Монгольская правда. 1940. - 5 июня.

26. Бурят-Монгольская правда. 1943. - 3 июля.

27. Бурятские мелодии. Улан-Удэ: Бурят, кн изд-во, 1970. - 78 с.

28. Васильев Б. Язык мой // Буряад Унэн: Бизнес Олзо 2000. - 4 февр.

29. Верхнеудинский листок. 1905.-30 янв.

30. Верхнеудинский листок. 1905.-4 февр.

31. Верхнеудинский листок. 1905. - 18 февр.

32. Верхнеудинский листок. 1905. - 23. февр.

33. Верхнеудинский листок. 1905. - 29 апр.208

34. Вечер самодеятельности прошёл с подъёмом // Бурят-Монгольская правда. 1928. - 7 февр.

35. Виноградов В. Вопросы развития национальных музыкальных культур в СССР. М.: Сов. композитор. 1961. - 302 с.

36. Виноградов В. Проблема этногенезиса киргизов в свете некоторых данных их музыкального фольклора // Вопросы развития национальных музыкальных культур в СССР. М., 1961. - С. 277-295.

37. Вопросы татарской музыки. Сборник научных работ под редакцией Я. Гиршмана. Казань: изд. Казанской консерватории, 1967. - 248 с.

38. Воспоминания Бестужевых. -M.-J1., 1951. 450 с.

39. Восточно-Сибирская правда. 1950. - 4 июля.

40. В поход за дальнейшим подъёмом культуры Бурятии. Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1958. - 152 с.

41. Вызго Т. Развитие музыкального искусства Узбекистана и его связи с русской музыкой. М.: Музыка, 1970. - 320 с.

42. Галицкая С. Теоретические вопросы монодии. Ташкент: Фан, 1981. - 91 с.

43. Гафурбеков Т. Об обработках узбекского песенного фольклора // История и современность. Проблемы музыкальной культуры народов Узбекистана, Туркмении и Таджикистана. -М.: Музыка, 1972. С. 183-208.

44. Герцман Е. Античное музыкальное мышление. Л.: Музыка, 1986. - 224 с.

45. Гессен А. Во глубине сибирских руд. Минск: изд. Народная Асве-та, 1978. -345 с.

46. Гибалин Б. О Ямпилове, музыканте, граясданине. // Сов. музыка. -1976. -№ 12.-С. 47-48.

47. Гиршман Я. Пентатоника и её развитие в татарской музыке. М.: Сов. композитор, 1960. - 177 с.

48. Головинский Г. Композитор и фольклор. -М.:Музыка, 1981. 280 с.209

49. Головнёва Н. Становление якутской профессиональной музыкальной культуры (1920-1985). Новосибирск: НТК и Гос. театр оперы и балета Респ. Саха (Якутия), 1994. - 383 с.

50. Гомбоин Д. Композиция улигеров Маншута Имегенова // Традиционный фольклор бурят. Улан-Удэ, 1980. - С. 10-26.

51. Гончикова Н. Новое сочинение Юрия Ирдынеева подарок верующим и неверующим. // Бурятия. - 1997. - 25 дек.

52. Горбунова А. Почему у нас мало хоров? // Правда Бурятии. 11 мая.

53. Гуревич П. Оперный театр Бурятии. Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1964. - 190 с.

54. Гэсэр. Бурятский героический эпос. М.: Худ. литература, 1973.394 с.

55. Дабанов Ц. Пусть звенят всюду песни // Правда Бурятии. 1968. -18 дек.

56. Дальневосточная правда. 1920. - 24 апр.

57. Данилевич JI. Книга о советской музыке. М.: Сов. композитор, 1968.- 360 с.

58. Данчинова М. И всё-таки, победа Консонанса // Бурятия. 1994. -16 апр.

59. Дележа Е. Храм нашего спасения // Правда Бурятии. 1999. - 27 марта.

60. Дондупова О. Диалог веков. Сов. Сибирь. - 1997. - 27 ноября.

61. Дорофеев Н. Русские народные песни Забайкалья. М.: Сов. композитор. 1989.-456 с.

62. Друскин М. Вопросы музыкальной драматургии оперы. М. Муз-гиз, 1952.-344 с.

63. Дугарова Т. Мы гордимся нашим театром // Бурятия. 2001. - 1 авг.

64. Дугаров Д. Бурятские народные песни. Предисловие. Улан-Удэ: Изд. БКНИИ СО АН СССР, 1964. - Т. 1. - С. 3-29.210

65. Дугаров Д. Бурятские народные песни. Песни западных бурят. -Улан-Удэ: Бур. кн. изд-во, 1980. Т. 3 - 280 с.

66. Дугаров Д. Бурятские народные песни. Песни селенгинских бурят. Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1969. - Т. 2 - 343 с.

67. Дугаров Д. Бурятские народные песни. Песни хори-бурят. Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1964. - Т. 1. - 444 с.

68. Дугаров Д. Песенное творчество селенгинских бурят.Автореферат дисс. канд. искусствоведения. М., 1970. - 24 с.

69. Дугаров Д. Исторические корни белого шаманства (на материале обрядового фольклора бурят). М.: Наука, 1991. - 300 с.

70. Дугаров Д. О первой музыкальной записи бурятской песни // Музыкальная культура Бурятии. Улан-Удэ: 1967. - С. 101-118.

71. Дугаров Д. Опыт реконструкции напева эхирит-булагатского выри-анта эпоса «Гэсэр» II Гэсэриада духовное наследие народов Центральной Азии. - Улан-Удэ, 1995. - С. 92-96.

72. Дугаров Д., Шейкин Ю. О музыке эхирит-булагатского эпоса // Бурятский героический эпос Аламжи-Мэргэн. Новосибирск, 1991. - С. 38-54.

73. Думы колхозные //Правда Бурятии. 1959. - 27 ноября.

74. Ельцов Ю. Желанные гости // Правда Бурятии. 1975.-28 авг.

75. Жамцарано Ц. Заметки о монгольском героическом эпосе // Образцы народной словесности монгольских племён. Пг.: Б. изд., 1918. - Вып. З.-Т. 1. -С.17.

76. Заключительный концерт декады. // Театральная неделя. М.: Искусство, 1940. - № 13. - С. 5.

77. Закржевская С. Гармония в творчестве композиторов Узбекистана, Таджикистана и Туркмении. Ташкент: Фан, 1979. - 120 с.

78. Земцовский И. Фольклор и композитор. J1.-M.: Сов. композитор, 1978. - 173 с.211

79. Иванов А. Любительский театр в Кяхте // Байкал. 1983. - № 1. - С. 128-135.

80. Иванов Р. Среди бурят Иркутской губернии // Русская музыкальная газета, 1914.-№№ 14-15.

81. Иркутские Епархиальные ведомости (прибавления). 1894. - № 48 - 4 дек. - 14 с.

82. Искусство Бурят-Монголии и очередные задачи. Тезисы, принятые на облпартсовещании от 10-14 ноября 1930 года по культурному строительству // Культура Бурятии. 1932. - №1. - С.38-41.

83. История музыки народов СССР. М.: Сов. композитор, 1970. - Т.1. -434 с.

84. История музыки народов СССР. М.: Сов. композитор, 1972. - Т. 3,- 544 с.

85. История музыки народов СССР. М.: Композитор, 1996. - Т.6. -Кн. 1. - 399 с.

86. История русской музыки. -М.: Музгиз, 1957. -Т. 1 346 с.

87. Исхакова-Вамба Р. Ангемитоника как музыкальная система. М.: Сов. композитор, 1990. - 93 с.

88. Кабисова А. Развитие осетинского хорового искусства на основе народных традиций. Автореф. дис. канд. искусств. -М.,1994. 22 с.

89. Казак 3. От становления к зрелости // Муз. жизнь. 1979. - № 14. -С. 6-7.

90. Казанская Л. Очерки истории марийской советской музыки. М.: Сов. композитор, 1983. - 153 с.

91. Калинина Н. На крыльях блистательной музыки. // Южный Урал (Оренбург). 1982. - 18 июля.

92. Кантата. // Музыкальная энциклопедия. -М., 1990 С.237.

93. Квитка К. Избранные труды. М.: Сов. композитор, 1973. - Т. 2.423 с.212

94. Климов А. «Жулан» значит «лучший» // Бурятия. - 2000. - 31 окт.

95. Книппер Л. Воспоминания. Дневники. Заметки. -М.: Сов. композитор, 1980.-224 с.

96. Кон Ю. Некоторые вопросы ладового строения узбекской народной песни и её гармонизации. Ташкент: Фан, 1979. - 97 с.

97. Кондратьев Музыка монгольского эпоса и песен. 1971. - 246 с.

98. Конен В. Значение внеевропейских культур для музыки XX века. // Муз. современник. -М.: Сов. композитор, 1973. Вып. 1. - С.32-81.

99. Концерт Тамары Грузинской // Верхнеудинский листок. 1913. -24 ноября.

100. Коротаева Л. Льётся песня, скрашивая жизнь. // Правда Бурятии. -1997.-22янв.

101. Кривошапко Г. Музыкальная культура якутского народа. Якутск: Якутское кн. изд-во, 1982. - 183 с.

102. Культурное строительство в Бурятской АССР (1917-1981). Документы и материалы. Улан-Удэ: Бурят, кн.изд-во, 1983.-536 с.

103. Куницына И., Куницын О. Бурятский оперный // Сов. музыка, 1968. № 10. -С.58-62.

104. Куницын О. Бау Ямпилов. -М.: Сов. композитор, 1977. 133 с.

105. Куницын О. Благодарим за щедрость // Правда Бурятии. 1982. -4 ноября.

106. Куницын О. Бурятская музыкальная литература. Улан-Удэ:Бурят. кн изд-во, 1986. - Вып. 1. -107 с.

107. Куницын О. Бурятская музыкальная литература. Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1989. - Вып. 2. - 117 с.

108. Куницын О. Бурятская опера. Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1984. - 197 с.

109. Куницын О. Выразительные средства бурятской профессиональной музыки. Улан-Удэ: изд. ВСГАКИ, 1999. -146 с.213

110. Куницын О. «Грозные годы» // Правда Бурятии 1978. - 24 янв.

111. Куницын О. Жигжит Батуев. Улан-Удэ, 1995. - 114 с.

112. Куницын О. И ожила старинная легенда // Правда Бурятии. 1983.- 17 июля.

113. Куницын О. Композиторы Бурятской АССР. Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1980.- 104 с.

114. Куницын О. Концерт хоровой музыки // Правда Бурятии. 1977. -7 мая.

115. Куницын О. Мелодия была прекрасна.// Бурятия, 2001. 12 апр.

116. Куницын О. Музыка и слова народные. // Правда Бурятии. 1983. -27 февр.

117. Куницын О. Музыка Советской Бурятии. М.: Сов. композитор, 1990. -216 с.

118. Куницын О. Новый балет Жигжита Батуева // Сов. музыка. 1976.- № 12. С. 52-55.

119. Куницын О. Порги отправляется в путь // Правда Бурятии. 1981.- янв.

120. Куницын О. Призвание // Правда Бурятии. 1998. - 19 марта.

121. Куницын О. Проблемы национального стиля в бурятской советской музыке//Творчество композиторов Сибири. Новосибирск, 1983,- С. 3-26.

122. Куницын О. Пронизана национальным духом.// Бурятия. 2000. -11 марта.

123. Куницын О. С. Ряузов и бурятская музыкальная культура // Вопросы музыкознания. Улан-Удэ, 1971. - Вып. 2. - С. 43-54.

124. Куницын О. Хрестоматия по гармоническому анализу (на материале пентатонической музыки). Улан-Удэ: ИПК ВСГАКИ, 2000. - 85 с.

125. Куницын О. Художнику чужда успокоенность //Сов. музыка, 1969. №5. - С. 13-18.214

126. Куницын О. Шедевр оперной классики // Правда Бурятии. 1984.- апр.

127. Куницын О. Энхэ-Булат-батор // Буряад Унэн. 1979. - 8 авг. На бурят, яз.

128. Логинов В. Шедевр молодого Визе // Молодой ленинец (Томск),1978. 11 июля.

129. Мадуев Н. Забайкальский семейский народный хор. Улан-Удэ: изд. РДНТ, 1977. - 2 с.

130. Мадуев Н. Народные таланты Бурятии. Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1976. - 157 с.

131. Максаков С. Клубные и библиотечные учреждения Бурятской АССР. Улан-Удэ, 1961. - 87 с.

132. Манжигеев И. Бурятский ёхор. Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1985.-30 с.

133. Маторин Н. Музыкальная культура Бурят-Монгольской АССР // Музыкальная культура автономных республик РСФСР. М.: Музгиз, 1957. -405 с.

134. Махачкеев А. Еврейская любовь на сцене оперного // Информпо-лис. 2001. - 28 марта.

135. Мацкевич И. Творчество Маркиана Фролова. Сов. музыка. -1947. - № 3. - С. 20-27.

136. Мефодьев В. Героический эпос // Тюменская правда. 1984 - 9 июня. Минерт Л. Памятники архитектуры Бурятии. - Новосибирск: Наука, 1983.- 190 с.

137. Мих С. Бурят-Монгольский государственный театр накануне сезона (интервью с Г. Ц. Цыдынжаповым) // Бурят-Монгольская правда. -1937.-28 окт.

138. Михайлов М. Когда приходит мастерство // Московская правда.1979. 16 мая.215

139. Морошкин В. Пять бурят-монгольских песен. М.: Музгиз, 1940.

140. Музыкальные культуры народов. Традиции и современность. -М.: Сов. композитор, 1973. 375 с.

141. Музыкальная трибуна Азии. -М.: Сов. композитор, 1975. 158 с.

142. Музыкальная школа // Дальневосточная республика. 1920. - 8авг.

143. Музыка народов Азии и Африки. М.: Сов. композитор. -1987. -Вып. 5. - 369 с.

144. Музыка Сибири и Дальнего Востока. М.: Сов. композитор, 1982. - 205 с.

145. Народом взращённое, для народа творимое // Сов. культура. -1959.- 10 дек.

146. Наш музыкальный фронт. Материалы Всероссийской музыкальной конференции. М.: Музсектор, 1930. -260 с.

147. Нестьев И. Пути взаимодействия (о взаимообогащении национальных культур). // Советская музыка на современном этапе. М.: Сов. композитор, 1981. - С. 8-41.

148. Нимаев Д. Когда сложилась бурятская народность? // Буряад Унэн: Бизнес Олзо. 1998. - 10 июля.

149. Новиков А. «Побратимы» // Вечерняя Москва. 1959.- 28 ноября.

150. Новиков А. «Побратимы» // Всегда в пути. Статьи. Рецензии. Воспоминания. М.: Сов композитор, 1982. - С. 205-207.

151. Новикова А. Революционные песни декабристской эпохи. М., 1982. - 98 с.

152. Новикова О. Функциональность строк в архитектонике бурятских пентатонических песен. // Теоретические концепции XX века. Итоги и перспективы отечественной музыкальной науки. Новосибирск, 2000. - С. 355359.216

153. Олзоев Б. Бурятская народная музыка. // Очерки истории культуры Бурятии. Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1972. - Т. 1. - С. 253-261.

154. Олзоев Б. Массовые песни, созданные композиторами Бурятии. П Музыкальная культура Бурятии. Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1967. - С.7-30.

155. Орджоникидзе Г. О динамике национального стиля. // Музыкальные культуры народов. Традиции и современность. М.: Сов. композитор,1973. -С.59-66.

156. Осокин Г. Московия на Востоке // Арабески истории. М., 1996. -Т.2-119 с.

157. Очерки истории культуры Бурятии. — Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1972. Т. 1. -490 с.

158. Очерки истории культуры Бурятии. Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во,1974. Т. 2.-647 с.

159. Очерки истории культуры МНР. Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1971.- 508 с.

160. Павлов-Арбенин А. Классика на бурятской сцене // Смена (Ленинград), 1979.-30 мая.

161. Паршин Н. Описание и летопись г. Верхнеудинска. Улан-Удэ: изд. ВСГТУ, 2001. - 76 с.

162. Переверзев Н. Проблемы музыкального интонирования. М.: Музыка, 1966.-224 с.

163. Петряев Е. «Полярная звезда» и «Колокол» в Забайкалье // Забайкальский рабочий. Чита, 1956. - 8 янв.

164. Полякова О. Бурятские духовные песнопения Ю. Ирдынеева // Образование и культура XXI века. Улан-Удэ .ВСГАКИ, 2000. - Т. II. - С.53-61.

165. Поляновский Г. «Баир» и его авторы. // П. Берлинский и Б. Ямпи-лов. «Баир» М.-Л.: Музгиз, 1940. - С. 3-4.217

166. Поппе Н. Халха-монгольский героический эпос. M.-JL: Изд-во АН СССР, 1937. - 125 с.

167. Попов И. Минувшее и пережитое. JL: Колос, 1924. - 290 с.

168. Рассказ бурятки Жигмыт Анаевой о пребывании М.А. и Н. А. Бестужевых на поселении. // Декабристы в воспоминаниях современников. М.: изд. МГУ, 1988. - С. 433- 434.

169. Римский-Корсаков Н. Вагнер // ПСС. М.: Музгиз, 1963. - Т. И. -С. 47-61.

170. Розенталь Э. Пламя музыки // Бурятия. 1995. - 17 дек.

171. Романовский Н. Хоровой словарь. Л.: Музыка, 1980. - 142 с.

172. Роменская Т. Музыкальная культура Сибири. Новосибирск, 1997,- Т. П.-Кн. 1.-432 с.

173. Роменская Т. Музыкальная культура Сибири. Новосибирск, 1997,- Т. И.-Кн. 2.-510 с.

174. Руднев А. Мелодии монгольских племён // Записки русского географического общества по отделении этнографии. СПб., 1909. - Т.ХХХ1У -С. 395-430.

175. Русская музыка Х-ХХ веков в контексте традиций культуры восток Запад. - Новосибирск, 1991. — 179 с.

176. Ряузов С. О работе композитора в национальном оперном театре (по материалам поездки в Бурят-Монголию). Сов. музыка. - 1948. - № 8. -С. 72-75.

177. Савинов Н. Интригующее знакомство // Сов. культура. 1989. -ноября.

178. Самойлов А. На репетициях. Письмо из Бурят-Монголии // Известия. 1940. - 20 сент.

179. Санжеев Г. Песнопения аларских бурят. // Записки коллегии востоковедов. Л., 1929. - Т.З. - С. 459-511.218

180. Санжиева JI. «О, земля осеняю твой кров тихой песней своей.» -Бурятия. 1996. - 12 ноября.

181. Сапельцев В. На пути к социалистической культуре (очерк о музыкальной жизни Тувы) // Музыка Сибири и Дальнего Востока. М.: Сов. композитор, 1982. - С. 80-119.

182. Сапельцев В. Композиторы Тувы. // Композиторы Российской Федерации. -М.: Сов. композитор, 1984. -Вып.З.- С. 144-181.

183. Семичева А. Бесценная жемчужина итальянской музыки /У Красное знамя (Томск). 1978. - 21 июля.

184. Семыкин С. Профессия становится непрестижной. // Бурятия. -1996. 5 марта.

185. Серпов-Молотов Я. Вампука и шаманство бурятской оперы // Капитал (Иркутск). 2000. - 13 авг. - С.31-35.

186. Смирнов Б. О мелосе монгольской народной песни. II Музыка народов Азии и Африки. М.: Сов. композитор, 1969. - С. 236-249.

187. Смирнов Б. Становление профессиональной музыки II Очерки истории культуры МНР. Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1971. - С. 385-397

188. Советское хоровое исполнительство (50-80-е годы). М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1988. - 144 с.

189. Сокальский П. Русская народная музыка. Харьков, 1888.

190. Соколов Н. Русская хоровая культура в первые годы советского музыкального строительства // Проблемы истории и теории русской хоровой музыки. Л: изд. ЛОЛГК и ЛГИТМиК, 1984. - С.58-72.

191. Солист Линховоин // Неделя, 1975. № 20. - С. 13

192. Соломонова Н. Шаг вперёд // Тихоокеанская звезда (Хабаровск). -1978. -30 июля.

193. Сохор А. Путь советской песни. М. : Сов. композитор, 1968.106 с.219

194. Способны И. Элементарная теория музыки. М.: Музгиз, 1984.199 с.

195. Талько-Гринцевич Ю. О прожитых днях. // Поляки в Бурятии. -Улан-Удэ: изд. ВСГТУ, 1998. Т. 2. - С. 118-189.

196. Танский М. Странички из прошлого Улан-Удэ. Улан-Удэ. Бурят, кн. изд-во, 1966. -30 с.

197. Традиции музыкальных культур народов Ближнего, Среднего Востока и современность. М.: Сов. композитор. - 1987. - 327 с.

198. Тугутов Р. Прошлое и настоящее города Кяхты. Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во. 1954. - 48 с.

199. Туденов Г. Бурятское стихосложение. Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1958. - 167 с.

200. Тулохонов М. Бурятский героический эпос «Аламжи Мэргэн» // Бурятский героический эпос «Аламжи Мэргэн». Национальный фольклор народов Сибири и Дальнего Востока. Новосибирск: Наука, 1991. - 312 с.

201. Тулохонов М. Предисловие. // Бурятский героический эпос Аламжи Мэргэн. Новосибирск, 1991. - С. 8-37.

202. Угрюмов Н. Музыка советской Бурятии //Искусство Бур АССР. -Улан-Удэ, 1959. -С.123-185.

203. Уланов А. Бурятский героический эпос. Улан-Удэ: Бурят, кн изд-во, 1963.-220 с.

204. Уланов А. Бурятский фольклор и литература. Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1959. - 158 с.

205. Уланов А. Древний фольклор бурят. Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1974.- 176 с.

206. Уланов А. Предисловие // Гэсэр. М.: Художественная литература, 1973.-С. 5-11.

207. Усович В. У истоков нового жанра // Правда Бурятии. 1995. - 24окт.220

208. Уткин К. Культура народа Саха.- Якутск: Бичик, 1998. 366 с.

209. Ухтомский Э. Путешествие по Забайкалью Государя Императора Николая II (1890-1891). Улан-Удэ, 1992. - 39 с.

210. Фадеева А. Звучит «Кантилена» // Бурятия. 1998. - 1 апр.

211. Фадеева А. И, конечно, распевать лучше хором! // Бурятия. 1996. - 16 мая

212. Фадеева А. Мои дети всё равно будут другими! // Бурятия. 1996. -20 апр.

213. Фадеева А. На сей раз апрель месяц хоровой. // Бурятия. - 1996. -16 апр.

214. Фаминцын А. Древняя индокитайская гамма в Азии и Европе. -СПб., 1889.- 176 с.

215. Фольклор семейских. Сост Л. Элиасов и И.Ярневский. Улан-Удэ:изд. БКНИИ СО АН СССР, 1963. - 672 с.

216. Фролова С. Маркиан Петрович Фролов // Композиторы Урала. -Свердловск: Средне-Уральское кн. изд-во, 1968. 196 с.

217. Хайрулина 3., Гиршман Я. Из музыкального прошлого. Обзор материалов татарской периодической печати 1905-1917. // Вопросы татарской музыки. Казань: изд. Казанской коне. 1967. - С.192-247.

218. Халтаева Л. Песни хори-бурят. Улан-Удэ: ВСГАКИ, 1999. - 92 с.

219. Хамаганов М. Бурятская фольклористика. Улан-Удэ:Бурят. кн. изд-во, 1962. - 454 с.

220. Хамаганов М. О фольклористическом движении в Бурятии. -Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1970. 122 с.

221. Хамутаев В. Бурят-монгольский вопрос: история, право, политика. Улан-Удэ, 2000. - 191 с.

222. Ходорковская Л. Бурят-Монгольский театр. М.: Искусство, 1954,- 232 с.221

223. Холопова В. Вопросы ритма в творчестве композиторов XX века.- М.: Музыка, 1971.-303 с.

224. Хоменко В. Мёртвый феномен: Бурятская опера однако.// Городская газета (Улан-Удэ). 2001. - 22 авг.

225. Хотунцов Н. Декабристы и музыка. JL: Музыка, 1975. - 87 с.

226. Хохловкина А. Советская оратория и кантата. М.: Музгиз, 1955.- 147 с.

227. Цибудеева Н. Народная песня в творчестве бурятских композиторов //История музыкальной культуры Сибири. М.: изд. ГМПИ им. Гнеси-ных, 1978. - С. 58-68.

228. Цибудеева Н. .- Бурятия. 1997. - 25 дек.

229. Цыбульник Б. Волнующая встреча с Верди // Комсомолец Кузбасса (Кемерово). 1977. - 19 июля.

230. Цырендашиев Б. Зрелость таланта // Правда Бурятии. 1996. - 27дек.

231. Чагдуров С. Прародина монголов. Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 1999.- 138 с.

232. Чагдуров С. Предисловие И П. Тушемилов «Абай Гэсэр». Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 2000. - С. 3-9.

233. Чудновский И., Логачёв Н. Оратория «Гудящие сосны». // Правда Бурятии. 1965. - 23 мая.

234. Шавердян А. Энхэ-Булат-батор. // Избранные статьи. М.: Сов. композитор, 1958. - С. 181-185.

235. Шамина-Жирнова Л. Народная песня в хоровом творчестве чувашских композиторов. Автореф. дисс. канд. искусств.- Л., 1968. 20 с.

236. Шаракшинова Н. Героический эпос о Гэсэре. Иркутск - 1969.348 с.

237. Шаракшинова Н. Лирические песни бурят. Иркутск: ВосточноСибирское кн. изд-во, 1973. - 148 с.222

238. Шахназарова Н. Музыка Востока и музыка Запада: типы музыкального профессионализма. -М.: Сов. композитор, 1983. 152с.

239. Шерхунаев Р. Образ певца-сказителя в калмыцком эпосе «Джан-гар» // Бурятский фольклор. Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1975. - С. 43-54.

240. Шерхунаев Р. Улигершин Парамон Дмитриев. Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1970. - 155 с.

241. Шостакович Б. Поляки в Сибири. // Поляки в Бурятии. Улан-Удэ: изд. ВСГТУ, 1996. - Т. 1. - 167 с.

242. Щуров В. Самобытное искусство народа // Правда Бурятии. 1966. - 27 дек.

243. Элик М. «Поэма памяти Сергея Есенина» Георгия Свиридова. -М.: Сов. композитор. 1971. - 59 с.

244. Юсфин А. Некоторые потенции к симфоническому развитию в татарской народной песне. // Проблемы музыкальной науки. М.: Сов. композитор, 1979. - Вып. 4. - С. 109-144 с.

245. Ямпилов Б. Нам 40 лет! // Сов. Музыка. 1963. - № 5. - С. 110-114.1. Архивные материалы

246. Асиновская А. Музыкальная культура Хакасии. Дисс.канд. искусств. (рукопись). Новосибирск, 1988. - 230 с.

247. Дугаров Д. Песни селенгинских бурят. Дисс.канд. искусств, (рукопись). -М., 1970.-242 с.

248. Запись беседы с П. Дадуевой от 17 января 2000 г.

249. Запись беседы с О. Куницыным от 21 марта 1999 г.

250. Запись беседы с О. Куницыным от 25 янв. 2000 г.

251. Запись беседы с О. Куницыным от 16 февр. 2001 г.223

252. Комментарии Ю. Ирдынеева к одному из первоначальных вариан тов «Бурятских духовных песнопений» от 26 авт. 1996 г. (рукопись).

253. Литвинова Л. Становление хорового образования в Бурятии (ру копись). 1999. - 3 с.

254. Куницын О. О некоторых особенностях музыкального языка бу рятской народной песни (рукопись). 1985. - 8 с.

255. Матханова Т. История одного хора (рукопись). 1996. - 5 с.

256. НАРБ, ф.1716, on. 1, д. 31.259. НАРБ, Р.-1512, оп. 73.260. НАРБ, Р.-1512, оп. 79.

257. Новикова О. Устойчивые мелодические обороты в пентатониче-ских народных песнях бурят (рукопись). Новосибирск, 2000. - 5 с.

258. Партархив Бурятского обкома КПСС, Ф. 1, on. 1, д. 1146.

259. Свитина Л. О самодеятельном хоровом искусстве в Бурятии (рукопись).- Улан-Удэ. 1977. - 65 с.

260. Танская Е. Афиши. ЦТ АРБ, Ф. 1778, on. 1, д. 158.

261. Танский М. Верхнеудинские купцы Голдобин и Кобылкин (рукопись). ЦТ АРБ, Ф. 1778, on. 1, д. 34. - 5 с.

262. Танский М. Кое о чём из своей жизни (рукопись). ЦТ АРБ, Ф. 1778, on. 1, д. 31.-104 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.