Христианская антропология Карла Ранера: философский и теологический аспекты тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.14, кандидат наук Хромец, Ирина Сергеевна

  • Хромец, Ирина Сергеевна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2011, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ09.00.14
  • Количество страниц 198
Хромец, Ирина Сергеевна. Христианская антропология Карла Ранера: философский и теологический аспекты: дис. кандидат наук: 09.00.14 - Философия религии и религиоведение. Искусствоведение и культурология. Санкт-Петербург. 2011. 198 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Хромец, Ирина Сергеевна

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. Теоретико-методологические основания религиозной

антропологии Карла Ранера

§ 1. Проблема соотношения философии и теологии в антропологии

Карла Ранера

§ 2. Обоснование экзистенциального характера религиозной антропологии Карла Ранера

§ 3. Ключевые понятия антропологии Карла Ранера

3.1. Метафизика знания и понятие «пред-восхищение бытия»

3.2. Проблема взаимодействия природы и благодати и понятие «сверхъестественный экзистенциал»

3.3. Антропологический смысл понятия «самосообщение Бога»

ГЛАВА II. Христианская догматика в трансцендентальной антропологии Карла Ранера

§ 1. Антропологические аспекты отношений человека и Бога

1.1. Концепт «Человек как слушатель слова»

1.2. Основные положения трансцендентальной христологии Карла Ранера

1.3.Тринитарное учение Карла Ранера

§ 2. Трансцендентальный подход к сотериологии

2.1. Учение о трансцендентальной и опосредованной свободе

2.2. Особенности амартологии Карла Ранера

2.3. Философские аспекты концепции «анонимного христианства»

§ 3. Особенности понимания эсхатологии и танатологии Карлом Ра-

нером

3.1. Понятия автономной и теономной смерти

3.2. Смерть как следствие греха

3.3. Смерть и воскресение Иисуса Христа: антропологические следствия

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия религии и религиоведение. Искусствоведение и культурология», 09.00.14 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Христианская антропология Карла Ранера: философский и теологический аспекты»

Введение.

Актуальность темы исследования. Начало XX века в истории гуманитарного знания характеризуется несколькими «поворотами», которые во многом определили образ современной интеллектуальной традиции, - «онтологическим», «лингвистическим», «антропологическим». Каждому из них посвящено большое количество трудов, но до сих пор в отечественной науке остаются не прояснёнными некоторые проблемы и не исследовано наследие некоторых мыслителей, оказавших решающее воздействие на эти события. Поэтому представляется актуальным изучение «антропологического поворота» в католической теологии XX века, вдохновителем и ключевым участникам которого был Карл Йозеф Эрих Ранер (1904-1984) - один из наиболее значимых христианских теологов и философов XX века, активный деятель Второго Ватиканского собора (1962-1965), сыгравшего большую роль в трансформациях современного католицизма. Именно Ранер способствовал утверждению трансцендентально-антропологического подхода в католической теологии.

В отечественной литературе до сих пор остаются недостаточно изученными особенности антропологии Карла Ранера, логика сопряжения её базовых понятий, степень влияния философских идей на его теологию, значимость его мысли для философии религии в целом.

Теологическая программа Ранера сводится к положению о том, что «догматическая теология сегодня должна быть теологической антропологией... и этой антропологией должна быть трансцендентальная антропология»1. Теология, согласно Ранеру, является осмыслением экзистенциальной ситуации христианина, и потому она не должна быть теоретической наукой, но должна уметь отвечать на экзистенциальные вопросы, которые являются неотъемлемой частью самого человеческого существа. Положение о трансцен-дентальности как основной характеристике человеческой природы приводит

1 Rahner К. Theology and Anthropology. Theological Investigations. Vol.IX: Writings of 1965-1967 I. London: Darton, Longman & Todd, 1972. P.28-29.

Ранера к утверждению возможности постижения человеком того, что выходит за пределы понимания, носящего категориальный характер.

В христианской антропологии Ранера тесно сошлись два ключевых направления католической мысли XX века: т.н. «новая католическая теология» (Б. Лонерган, А. де Любак, А. Буйяр, И.Б. Метц и др.) и трансцендентальный неотомизм (М. Блондель, Ж. Марешаль, П. Руссло, Ж. Маритен и др.). Оценка значимости «антропологического поворота» для католической теологии весьма различна: одни религиозные философы и теологи видят в нем единственный путь, способный дать теологии потенциал для ответов на различные вопросы и ситуации, с которыми человек сталкивается сегодня, другие же опасаются чрезмерного редукционизма, полагая, что ранеровская интерпретация теологии ограничивает ее смысл и возможности, сводя ее к антропологии (Г.У. фон Бальтазар, И.Б. Метц). Образно говоря, Карл Ранер совершил «коперниканский переворот» в католической теологии, утверждая, что теология должна заниматься не только осмыслением проблемы Бога, она сама должна задать вопрос о том, кто же вопрошает о Боге, кто Его познаёт. Ранер указывал, что каждый теологический вопрос правильно сформулирован лишь в том случае, если он, будучи трансцендентальным вопросом, сопутствует когнитивному горизонту человеческого разума как внутренний фактор и условие его возможности. Таким вопрошающим и познающим субъектом является человек, и его роль не может быть сведена в теологии к второстепенной. Именно человек становится предметом философского и тео-

к> Л и о и

логического исследовании на предмет способностей, возможностей, условии познания Бога, или, другими словами, соответствия содержания откровения априорным структурам человеческой способности понимать нечто вообще.

Актуальность исследования наследия Карла Ранера определяется большим интересом современной отечественной философии религии к проблемам сопряжения философии религии и христианской теологии1. Карл Ра-

1 См. например: Философия религии. Альманах. 2010-2011. Под ред. В.К.Шохина/Философский факультет МГУ им. М.В.Ломоносова;Ин-т философии РАН. М. «Наука», 2011. С.31-267.

нер посредством трансцендентальной антропологии обосновывает свое понимание взаимоотношений философии религии и теологии. Философия религии является, с точки зрения Ранера, пред-основанием теологии. Философия религии понимается им как исследование условий возможности познания Бога, Абсолюта и создания метафизического горизонта существования человека. Однако, по его мнению, она ограничивает этот горизонт категориальным мышлением, в то время как теология рассматривает экзистенциальную ситуацию человека как вопрощающего об основах собственного бытия. С точки зрения Ранера, этот ответ может быть найден только в христианской перспективе, в которой открывается подлинная направленность человека.

Степень разработанности проблемы.

Исследование христианской антропологии Карла Ранера в контексте возможности взаимодействия трансцендентальной философии и католической теологии, а также анализ ключевых положений христианской антропологии с позиции трансцендентального томизма имеет комплексный характер и находится в поле зрения таких философских наук как философии религии, философская антрпология и история философии. Проблемы философской и, в том числе, христианской антропологии рассматриваются такими отечественными авторами, как Л.П. Буева, Ф.И. Гиренок, В.В. Гончаров, Б.Т. Григорьян, В.Д. Губин, П.С. Гуревич, Д.Ю. Дорофеев, Ершова М.А., A.A. Корольков, В.И. Коцюба, Б.В. Марков, М.А. Маслин, К.И. Никонов, E.H. Некрасова, В.А. Подорога Е.Е. Ремезова, A.M. Руткевич, Б.Г. Соколов, B.C. Степин, М.С. Уваров. В области философии религии, в широком понимании данного понятия, наиболее значимыми следует отметить работы В.В. Биби-хина, А.П. Забияко, Ю.А. Кимелева, С.А. Нижникова, М.М. Шахнович, В.К. Шохина. Ключевые темы католической философии и теологии, и, в том числе, неотомизма становились предметом исследования Ю. Боргоша,

B.И. Гараджи, Б.Л. Губмана, Е.В. Гришина, М.В. Желнова, Д.В. Кирьянова,

C.А. Коначевой, Ф.Г. Овсиенко, В.Ю. Пименова, М.А. Пылаева, Р. Т. Рашко-вой, В.А. Стокяло, Т.А.Щипковой. Среди работ зарубежных авторов следует

отметить работы С. Гренца, М. Джордана, Ф. Керра, Дж. Кнасаса, Д. МакКу-ла, Дж. Милбанка, С.Оливера, Р. Олсона, Д. Тернера.

В зарубежной исследовательской литературе антропологическое наследие Ранера изучено достаточно глубоко. Среди исследований биографии теолога ключевыми являются работы К.Х. Нойфилда «Братья Ранеры»1, Г.

Форгриммлера «Опыт Бога в жизни и мысли» , а также сборник интервью с преподавателями, коллегами и учениками Ранера, записанных директором архива Ранера в Мюнхене А.Р. Баттлогом и М. Михальским. Среди сочинений, посвященных непосредственно антропологии Ранера, следует выделить работу П. Айхера «Антропологический поворот: философский путь К. Ранера

о

от сущности человеческого бытия к личностной экзистенции» , посвященную критическому рассмотрению философских оснований антропологии Ранера. Теологический и мистический аспект антропологии Ранера подробно исследует К.П. Фишер в работе «Человек как тайна: антропология Карла Ранера»4. Краткое, но достаточно подробное исследование антропологического поворота Ранера принадлежит А. Лозингеру, изложенное им в книге «Антропологический поворот: человеческая ориентация теологии Карла Ранера»5. Стоит, однако, отметить, что работы носят, скорее, обзорный характер, не предлагая сущностную интерпретацию исследуемого предмета.

Отдельно следует отметить работу немецкого исследователя Дж. Шпека «Богословская антропология Карла Ранера. Введение»6, которая представляет собой весьма обстоятельное изучение оснований антропологии Ранера, и выделяется среди других работ обстоятельным рассмотрением теологической релевантности исследуемого предмета. Также весьма значительной является работа Э. Тэллона «Личностное становление (Христианская ан-

1 Neufeld К.Н. Die Brüder Rahner. Eine Biographie. Freiburg: Herder, 2004.432 s.

2 Vorgrimler H. Gotteserfahrung in Leben und Denken. Darmstadt: Wissenschaftlich Buchgesellshaft, 2004. 284 s.

3 Eicher P. Die anthropologisch Wende: Karl Rahners Philosophischer Weg vom Wesen des Menschen zur personalen Existenz. Freiburg: Universitätsverlag, 1970. 429 s.

4 Fischer K.P. Der Mensch als Geheimnis: Die Anthropologie Karl Rahners. Mit einem Brief von Karl Rahner. Herder, 1975.420 s.

5 Losinger A. The Anthropological Turn: The Human Orientation of the Theology of Karl Rahner. NY: Fordham University Press, 2000. 112 p.

6 Speck J. Karl Rahners theologische Anthropologie. Eine Einführung. München: Kösel-Verlag KG, 1967. 233 s.

тропология Карла Ранера)»1, которая отличается от всех вышеупомянутых, прежде всего, тем, что Ранеру принадлежит введение к этой работе. Кроме того, Э. Тэллон предлагает в ней интерпретацию антропологии Ранера как имеющей в своём основании проблему личностного и межличностного становления. Также следует отметить работы А. Р. Баттлога, Г. Форгримлера, Р. Зибенрока, А. Раффельта, Б. Хильберата, К. Нойфельда, Т. Шииана,

о

Ф.Ш. Фиоренца, К. Леманна, К. Килби, К.Г. Вегера, К. Канциана, И. Шплет-та, Д. Коффи, П. Бурка, Н. Адамса, X. Игэна, П. Пэна, Ж.Х. Флетчер, М. Ми-хальски и др., многие из которых были учениками Ранера.

Теология Ранера не оставила равнодушными ведущих теологов XX века, таких как И.Б. Метц, И. Б. Лотц, Г.У. фон Бальтазар, Б. Лонерган, Э. Корет, И. Конгар, Ю. Мольтман, К. Войтыла (Иоанн-Павел II), И. Ратцин-гер (Бенедикт XVI), Т. Шнайдер, В. Каспер. Теологией Ранера интересовались представители различных православных Церквей - о. Сергий Желудков, митрополит Никодим (Ротов), прот. Иоанн Мейендорф, прот. Дмитрий Ста-нилое, митрополит Иоанн (Зизиулас) и др.

Несмотря на неоспоримую значимость Ранера и признание его мысли в интеллектуальном мире, русскому читателю Ранер как теолог и философ известен мало. На русский язык, из всего наследия сочинений Ранера, переведена книга «Основание веры. Введение в христианское богословие» (2006), которая содержит краткое изложение его философских и теологических

взглядов, а также труды: «Марксистская утопия и христианское будущее чел л л

ловека» , «Размышление в день св. Иосифа» (1974), «Епископат и примат»

1 Tallon A. Personal Becoming (Karl Rahner's Christian Anthropology). The Thomist. Vol. 43. Washington, 1979, No.l. P.l-177.

2 Ранер К. Марксистская утопия и христианское будущее человека // Социально-политическое измерение христианства: избранные теологические тексты XX в. М.: Наука, 1994. С.177-185.

3 Ранер К. Размышление в день св. Иосифа //Логос, 1974. №3-4.

4 Ранер К. Епископат и примат. Логос, 1976. С. 1-21.

1 2 (1976), «К теологии праздника Рождества» (1994), «Об опыте благодати» ,

Л

«Размышления на Богоявление» (2011).

В то время, как наиболее значительными работами Ранера с точки зрения его антропологических взглядов считаются труды: «Дух в мире»4,

5 6 7

«Слушатель Слова» , «Природа и благодать» , «К теологии смерти», «Встречи с тишиной»8, «Бог стал человеком»9, «Через Сына к Отцу»10, статьи

теолога из им отредактированной энциклопедии «8асгатеп1ддт МипсИ»11,

12

«Основание веры. Введение в христианское богословие» , а также ключевые статьи по рассматриваемым темам, расположенные I, II, IV, V, 1Х-Х1, XIII, XV томах «Теологических сочинений», и др. Все эти работы, не переведенные на русский язык, в той или иной степени использовались в качестве источников настоящего исследования.

На фоне более четырёх тысяч исследовательских работ, указанных в

1 ^

списке исследовательской литературы о Ранере , разработанном библиотекой Фрайбургского университета совместно с архивом Ранера, те несколько статей и глав в книгах, посвященных его теологии в русскоязычной литературе, представляются, по меньшей мере, недостаточными. Изучение мысли Ранера проходило, главным образом, в рамках рассмотрения неотомизма как интеллектуальной традиции, и практически не имело полноценных исследований. Одним из первых к изучению наследия теолога обратился

1 Ранер К. К теологии праздника Рождества // Свет Евангелия. 1994. № 11-12.

2 Ранер К. Об опыте благодати // Призвание. - №2 (31), Лето 2008. С.39-43.

3 Ранер К. Размышления на Богоявление [электронный ресурс] - 05.01.2011// Режим доступа: http://storico.radiovaticana.org/ms/storico/201 l-01/452004.html Г23.10.2011).

4 Rahner К. Geist in Welt. Zur Metaphysik der endlichen Erkenntnis bei Thomas von Aquin // Sämtliche Werke. Band 2: Geist in Welt: Schriften zur Philosophie. Bearb. von A. Raffelt. Freiburg: Herder, 1996. S. 1-300.

5 Rahner K. Hörer des Wortes. Grundlegung zur Religionsphilosophie. Freiburg im Breisgau: Herder, 1971. 221 S.

6 Rahner K. Nature and Grace and other essays. NY: Sheed and Ward, 1964. 131 p.

7 Rahner К. On the Theology of Death. NY: Herder and Herder, 1961. 118 p.

8 Rahner K. Encounters with Silence. London: Burns and Oates, 1986. 87 p.

9 Rahner K. Bog stal si? czlowiekem. Poznan: Ksi^garnia Swi^tego Wojciecha, 1978. 116 s.

10 Rahner K. Przez Syna do Ojca. Krakow: Wydawnictvo Znak, 1979.200 s.

11 Rahner K. Encyclopedia of Theology: A Concise Sacramentum Mundi. Burns& Oates, 2004. 1841 p.

12 Rahner K. Grundkurs des Glaubens. Einführung in den Begriff des Christentums. Freiburg; Basel; Wien: Herder, 2004. 448 S.; Ранер К. Основание веры. Введение в христианское богословие. М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2006. 662 с.

13 Karl Rahner - Sekundärliteratur. [Electronische Ressourse] // http://www.ub.uni-freiburg.de/fileadmin/ub/referate/04/rahner/rahnerli.htm

Б.Ю. Кузьмицкас1, представив общую характеристику трансцендентального проекта теологии, предлагаемого Ранером. В работах Б.Л. Губмана2 и

B.И. Гараджи3 неотомизм и восприятие человека в различных его направлениях, в том числе и в антропологии Ранера, рассматривается с позиции противостояния идеологий, и, соответственно, получет негативную оценку. Ю.А. Кимелев посвятил трансцендентальной антропологии Ранера главу в книге «Философия религии»4, рассмотрев, однако, исключительно её философскую составляющую, оставив в стороне теологическую. В контексте критики методологии неотомизма5 А.Н. Красников рассматривал, в том числе, методологию Ранера. В.Ю. Пименов обращался к мысли Ранера в контексте

рассмотрения значимости его теологии для антропологического поворота XX

6

века .

Ряд современных исследований взаимодействия трансцендентального неотомизма и трансцендентальной философии касаются более или менее подробно и трансцендентального метода в теологии Ранера. Прежде всего, следует отметить докторскую диссертацию С.А. Коначевой «Хайдеггер и философская теология XX века», в которой глубоко анализируется восприятие мысли М. Хайдеггера Ранером. Несколько статей A.C. Нижникова посвящены связи теологии Ранера с фундаментальной онтологией Хайдеггера.

C.А. Харькову принадлежит диссертация, посвященная влиянию «Духовных

1 Кузьмицкас Б.Ю. Трансцендентальная антропология Карла Ранера // Вопросы философии. 1978. №32. С. 150-156; Кузьмицкас Б.Ю. Теология жизненной действительности К. Ранера // Философия. Религия. Культура. M., 1982. Кузьмицкас Б.Ю. Религиозно-философская антропология К. Ранера // Философия. Религия. Культура. М.: Наука, 1980.

2 Губман Б.Л. Неотомистская антропология и её эволюция // Буржуазная философская антропология XX века. М.: Наука, 1986. С.264-279; Современная католическая философия: человек и история. М.: Высш. шк., 1988.192 с.

3 Гараджа В.И. Неотомизм - Разум - Наука (Критика католической концепции научного знания). М.: «Мысль», 1969. 215 е.; Проблемы веры и знания в томизме // Вопросы философии. № 9. 1963; Фома Аквин-ский и современная католическая философия. // Философские науки. №2. 1976.

4 Кимелев Ю.А. Философия религии: Систематический очерк. М.: Издательский Дом "Nota Вепе", 1998. 424 с.

5 Красников А. Н. Методология современного неотомизма. М.: Московский государственный университет, 1993. 85 с.

6 Пименов В.Ю. Антропологический поворот в католической философии XX века // Известия Смоленского университета. Смоленск: Изд-во Смоленского государственного университета, 2008. С.211-222.

упражнений» Игнатия Лойолы на теологию К. Ранера1, а также несколько статей по этой весьма важной теме. Белорусский исследователь C.B. Павлов уделил внимание совсем не разработанной теме восприятия теологии Ранера в православном богословии2. Различные аспекты антропологии Ранера рассматриваются в работах Д.К. Бурлаки, Д.В. Кирьянова, В.А Мякшина, В.В. Петрова, М.А. Пылаева, Ф.Г. Овсиенко, Е.Б. Тимерманис, М.С. Уварова, М.Ю. Хромцовой, Т.А. Щипковой.

Указанные труды в целом носят описательный характер, не предлагая интерпретации теологии Ранера в целом. До сих пор в отечественной историографии отсутствует труд, исследующий взаимодействие философии и теологии в антропологическом учении Ранера, реконструирующий его экзистенциальный подход к человеческому бытию. В настоящем исследовании делается попытка заполнения соответствующей лакуны.

Объектом диссертационного исследования является антропологический поворот в философии религии и теологии в XX в.

Предметом исследования является взаимосвязь философских и теологических аспектов антропологического учения Карла Ранера.

Целью представленного диссертационного исследования является изучение христианской антропологии Ранера, с одной стороны, представляющей собой философское учение о человека, а, с другой - являющейся методологическим основанием для решения теологических проблем через особым образом понятое человеческое существование.

Достижение этой цели потребовало выполнения следующих исследовательских задач:

1 Харьков С.А. Игнатианская духовность и структура теологии К. Ранера [электронный ресурс] / Сергей Харьков - Материалы Научной конференции «Проблемы исторического и теоретического религиоведения» (10-11 апреля 2009 г., Москва)/МГУ им. М. В. Ломоносова. - С. 104-112.// Режим доступа: http://www.ifti-thomas.ru/files/konf.pdf.: Харьков С.А. Философско-теологические источники трансцендентальной теологии К. Ранера// Религиоведение. 2006. №3. С.119-128.

2 Paulau S. Anthropology of Karl Rahner and its appreciation in contemporary Orthodox theology [Electronic source] // Mode of access: www.standrews.ru/private/standrews/prices/Pavlov.pdf (10.02.2011); Paulau S. Spurensuche: Karl Rahner in der UdSSR // G2W. Stidosteneuropa. 39. Jahrgang. 7-8/2011. S.41-43.

- проанализировать внутреннюю динамику религиозной антропологии Ранера как взаимоотношения между его философией религии и теологией;

- охарактеризовать ключевые понятия христианской антропологии

Ранера;

- показать особенности экзистенциального подхода в антропологическом учении Ранера;

- раскрыть основное содержание концепта «слушатель Слова», а также христологии и тринитологии Ранера;

- проанализировать применение Ранером трансцендентального подхода в сотериологии, амартологии, а также в концепции «анонимного христианина»;

- выявить особенности понимания эсхатологии и танатологии Ранером на основании анализа концептов «автономной» и «теономной» смерти, а также смерти как следствия греха.

Теоретико-методологическая основа исследования определяется задачами диссертации. Общими основаниями исследования являются методы историко-философской реконструкции и содержательно-смысловой интерпретации религиозной антропологии Ранера. В качестве методологической основы исследования используются классические труды по истории католической философии и теологии Ж. Маритена, Э. Корета, Н. Лобковица, К. Килби, Э. Тэллона, Т. Шииана и др. Использование сравнительно-исторического метода при анализе различных интерпретаций отдельных тем и концептов христианской антропологии Ранера позволило выявить определённую динамику развития его мысли в соответствии с традициями католической философии с одной стороны, и вызовами современной эпохи с другой. Кроме того, в работе применяются традиционные методы историко-философского исследования: текстологический анализ источников, содержа-

тельный анализ категориального аппарата, конструктивная критика современной исследовательской литературы.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в том, что в нем впервые в отечественной литературе предпринято исследование фундаментальной взаимосвязи философских и теологических аспектов христианской антропологии Ранера; показан экзистенциальный характер его антропологического учения; прояснено место и значение религиозной антропологии Ранера как в трансцендентальном томизме, так и в философии религии XX века.

Практическая значимость работы определяется возможностью использования результатов исследования при чтении лекционных курсов по философии религии, религиозной философии, философской антропологии, истории философии.

Положения, выносимые на защиту:

- показано, что посредством особенностей трансцендентального вопрошания Ранер обосновывает первый фундаментальный принцип своей религиозной антропологии - диалектику взаимоотношений трансцендентального опыта и благодати как диалектику взаимоотношений сущности и существования. Антропологическое учение Ранера, основывающееся на представлении о восприятия человеком Откровения, проясняет движение человека от познания к вере, от философии религии к теологии. Таким образом, вопрос о возможности человеческого познания находится в центре антропологии Ранера. Она представляет собой не целостное эпистемологическое учение, но - концепцию условий возможности познания человеком Бога, разработанную мыслителем на основании метафизики познания Фомы Аквинского, трансцендентализма И. Канта, идеализма Г.В.Ф. Гегеля, трансцендентального неотомизма Ж. Марешаля, П. Руссло, фундаментальной онтологии М. Хайдеггера;

- показан экзистенциальный характер христианской антропологии Ранера, разработанной в соответствии с экзистенциальным смыслом теологии Фомы Аквинского, экзистенциальным содержанием неотомизма Ж. Марешаля, экзистенциальными элементами философии М. Хайдеггера;

- показано фундаментальное значение понятиий «предвосхищение бытия» и «сверхъестественный экзистенциал» для антропологии Ранера. Посредством понятия «предвосхищения бытия» Ранер вносит свой вклад в развитие онтологического доказательства бытия Бога. Благодаря понятию «сверхъестественный экзистенциал» он получает необходимую категорию для описания существования человека в его темпоральности и подлинности;

- продемонстрировано, что центральной проблемой антропологии Ранера является вопрос об отношении человека и Бога, рассматриваемый в контексте христологии и учения о Троице. «Событие Иисуса Христа», по мнению мыслителя, онтологически изменило структуру мира, сделало возможным подлинное осуществление человеческой природы и подлинное её завершение. Исходя из этого, Ранер обосновывает экзистенциальную значимость Троицы и представления о человеке как «духе в мире»;

- показано, что экзистенциальный подход позволяет Ранеру пересмотреть некоторые представления христианского нравоучения (свобода, грех, вина и т.п). В частности, сотериология осознается им как актуальная экзистенциальная реальность, контексте которой следует рассматривать концепт «анонимного христианства» Ранера;

- показано, что в религиозной антропологии Ранера, обосновывается онтологическая завершённость «теономной» смерти для христианина, принявшего волю Бога относительно себя как подлинно свою.

Апробация диссертации. Основные положения, защищаемые в данной работе, отражены в 12 публикациях, общим объёмом 6,5 п.л., а также в докладах на конференциях «Вторые Российско-украинские философские чтения молодых учёных» (Москва, МГУ им. М.В. Ломоносова, 2008), «Фило-

софия: новое поколение. Диалог. Коммуникация. Дискурс.» (Киев, Киево-Могилянская академия, 2009), «Европа: объединяющие процессы и христианские ценности» (Львов, Украинский католический университет, 2009), «Религиоведение, философия религии и теология: от проблемы к понятиям» (Киев, Институт религиозных наук св. Фомы Аквинского, 2009), «Будущее теологии Украины» (Киев, Институт религиозных наук св. Фомы Аквинского, 2009), «Classical Heritage in Philosophy of Religion» (Санкт-Петербург, СП6ГУ, 2009), «Философия: новое поколение. Критика как философская установка» (Киев, Киево-Могилянская академия, 2010), «Дни науки философского факультета - 2010» (Киев, КНУ им. Т. Шевченко, 2010), «Межэтнические и межконфессиональные отношения в контексте современных общественных трансформаций» (Черновцы, философско-теологический факультет Черновецкого национального университета, 2010). А также во время международной религиоведческой школы «Католицизм: традиция и современность» (Киев, Львов, Краков, Рим, 2-18 июля 2009); европейском философском симпозиуме «Религия, культура и общество: современные вызовы с перспективы философии» (Львов, Украинский католический университет, 2010); симпозиуме Северной Ассоциации Философии Религии «Way of Life. The Quest for Meaning in Religion» (Хельсинки, теологический факультет Университета Хельсинки, 2010); летней школе по философии религии в Кальвин Колледже (Грэнд-Рэпидс, США, 2011). Диссертация обсуждалась на заседании кафедры философии религии и религиоведения Санкт-Петербургского государственного университета 19 мая 2011 года и была рекомендована к защите по специальности 09.00.14 - философия религии и религиоведение.

Структура и объём исследования. Текст диссертационного исследования состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы, содержащего 201 наименование.

ГЛАВА I. Теоретико-методологические основания религиозной антропологии Карла Ранера.

Понимание природы «антропологического поворота» в гуманитарном знании XX века не может быть полным без рассмотрения тех трансформаций, который этот поворот привнес в философию религии и христианскую теологию. Б.Т. Григорьян, характеризуя «антропологический поворот» в философии XX века, определяет его значение для теологии следующим образом: «Главное внимание уделяется не тому, что мы познаём, что мы делаем

1

и во что мы верим, а тому, как мы познаем, как мы делаем и как верим» . Именно Карл Йозеф Эрих Ранер (1904-1984) - один из наиболее интересных католических теологов и философов прошедшего столетия - способствовал появлению новых тенденций в антропологичесмком учении современного христианства.

Похожие диссертационные работы по специальности «Философия религии и религиоведение. Искусствоведение и культурология», 09.00.14 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Философия религии и религиоведение. Искусствоведение и культурология», Хромец, Ирина Сергеевна

Заключение.

Результатом диссертационного исследования «Христианская антропология Карла Ранера: философский и теологический аспекты» могут послужить следующие выводы:

В диссертации показано, что посредством трансцендентального во-прошания Ранер обосновывает первый фундаментальный принцип своей религиозной антропологии - диалектику взаимоотношений трансцендентального опыта и благодати как диалектику взаимоотношений сущности и существования. Антропологическое учение Ранера, основывающееся на представлении о восприятия человеком Откровения, проясняет движение человека от познания к вере, от философии религии к теологии. Таким образом, вопрос о возможности человеческого познания находится в центре антропологии Ранера. Она представляет собой не целостное эпистемологическое учение, но -концепцию условий возможности познания человеком Бога, разработанную мыслителем на основании метафизики познания Фомы Аквинского, трансцендентализма И. Канта, идеализма Г.В.Ф. Гегеля, трансцендентального неотомизма Ж. Марешаля, П. Руссло, фундаментальной онтологии М. Хайдег-гера. При этом, следует учитывать, что Ранер является, прежде всего, католическим теологом, ориентирующимся на теологию Фомы Аквинского, и, следовательно, онтологически большая значимость принадлежит теологии.

Сложность антропологии Ранера заключается в том, что она, одновременно, является и методом, и содержанием его теологии. Ранер определяет антропологию как трансцендентальную антропологию потому, что а) в качестве собственного предмета она имеет трансцендентальный опыт человека; б) делает этот трансцендентальный опыт методом теологии. Сама антропология является, фактически, философией религии, поскольку она обосновывает теологию, даёт возможность на основании своего опыта и понятий перейти к понятиям теологическим, и именно в таком контексте она является методом теологии. Ранер не просто представляет иной ракурс осмысления традицион-

ных теологических проблем, но, используя обращение к трансцендентальному опыту человека, он предлагает принципиально иной уровень рефлексии как относительно самого человека, так и относительно христианского вероучения, Ранер философским языком говорит о проблемах и темах теологии, но, используя эти понятия, он выходит за пределы языка теологии, показывая, что эти темы не только не перестают иметь теологическую значимость, но эту самую значимость обосновывают. При этом нельзя сказать, что для Ранера философия занимает некое привилегированное место по отношению к теологии: скорее, он пытался реализовать официальный курс католической церкви после Второго Ватиканского собора, которая в декрете «Ор1а1ат 1:о1:ш8» призвала к более плодотворному сотрудничеству теологии с философией.

Обоснован экзистенциальный характер антропологии Ранера на основании того, что:

Во-первых, основания своей антропологии теолог разрабатывает в соответствии с экзистенциальным смыслом теологии Фомы Аквинского, экзистенциальным подхода в неотомизме Ж. Марешаля, экзистенциальными элементами философии М. Хайдеггера; при этом следует учитывать как нюансы «экзистенциализма» этих направлений, так и их специфическое использование немецким теологом: речь идёт, чаще всего, не столько о развитии идей вышеуказанных авторов, сколько о частичном заимствовании терминологии и проблематики, с последующей переработкой в соответствии с догматикой католической Церкви.

Во-вторых, вследствие акцента антропологии теолога на личностное становление: так, и понятия «сверхъестественного экзистенциала» и «предвосхищения бытия», и концепт человека как «слушателя Слова», и проект экзистенциальной христологии нацелены на то, чтобы посредством данных рассуждений человек прояснил для себя смысл его бытия, принял Бога как своё подлинное основание.

В-третьих, для Ранера теология имеет смысл лишь постольку, поскольку может дать ответы на возникающие перед человеком вопросы в столь быстро меняющемся мире, ответы не общего характера, но частные, точные, имеющие непосредственное отношение к жизни человека здесь и сейчас. Проблема соотношения философии и теологии у Ранера не является лишь формальной проблемой. В глубине ключевого для антропологии Ранера разделения трансцендентального опыта и откровения заключается ещё один смысл: разделение на общечеловеческое и христианское существования, которые отличаются степенью причастности к бытию и, соответственно, подлинностью бытия. Ранер весьма чётко указывает на границу, где заканчивается философия и начинается теология: обоснование экзистенциальной значимости благодати. Трансцендентальная (и соответственно, в случае теологии Ранера, экзистенциальная) значимость благодати заключается в том, что она делает возможным обнаружение Бога, прислушивание к Его самосообщению как к ответу на фундаментальный вопрос о бытии, определяющему как человеческую сущность, так и человеческое существование. Весьма важным является следующее: поскольку восприятие благодати становится возможным благодаря сверхъестественному экзистенциалу, который является даром Бога человеку с самого его существования, оно уже в каком-то смысле определяет сущность человека, однако, вследствие своего сверхъестествен-ног характера, не может быть, до принятия самосообщения Бога как собственного основания, в качестве определяющей сущность человека.

Несмотря на это, необходимо учитывать, что чистой природы, природы без благодатного само-предложения Бога, по Ранеру, быть не может. Человек, согласно теологу, всегда есть сотворённое Богом существо, и в этом смысле он всегда обладает способностью принять само-предложение Бога и всегда имплицитно является христианином. Таким образом, разделить антропологию как трансцендентальный анализ бытия человека и теологию как анализ христианского бытия человека в рамках учения самого Ранера не представляется возможным: Ранер уже предполагал, что он обращается к

христианину, пока анонимному или подлинному. Сверхъестественный экзи-стенциал по Ранеру делает возможным принятие благодати, или, другими словами, самосообщения, но подлинному такому принятию предшествует способность человека к трансценденции, которая является природной способностью.

В диссертации показано, что понятия «предвосхищения бытия» и «сверхъестественного экзистенциала» лежат в основании антропологии Ранера, т.к. первое характеризует способность к трансценденции, второе - способность восприятия благодати, и, следовательно, прислушивания к самосообщению Бога. Оба понятия, вследствие их значимости как для антропологии как метода, так и антропологии как понимания человека, лежат в основании позиций Ранера по ключевым теологическим темам. Посредством понятия «предвосхищения бытия» Ранер вносит свой вклад в развитие алетологиче-ского доказательства бытия Бога. Благодаря понятию «сверхъестественного экзистенциала» он получает необходимую категорию для описания существования человека в его темпоральности с акцентом на его подлинности.

Крайне важным является различение Ранером благодати и самосообщения Бога для уточнения различных модусов единого человеческого существования перед Богом. Понятие самосообщения как метод интерпретации человеческого существования отражает диалектичность существования человека. С одной стороны, он вопрошает о смысле бытия, о своей сущности и существовании, и, воспринимая самосообщение Бога, Откровение, как ответ на свой вопрос, вступает в определённые отношения с Богом, принимая его Слово как подлинно своё основание. Самосообщение в этом контексте является понятием философии религии, «переводом» теологического понятия благодати на философский язык, благодаря чему, впрочем, становится возможной рефлексия о нём. С другой стороны, нельзя назвать эти отношения общением с Богом, поскольку специфика принятия самосообщения заключается в том, что человеку необходимо абсолютно опустошить себя для того, чтобы принять в себя Бога. «Сообщение» следует, наравне с первым обстоя-

тельством, воспринимать как делание себя общим с чем-либо, «сообщением», и здесь находит своё отражение теологический, или, лучше сказать, мистический аспект антропологии Ранера. Благодать является, в этом случае, сущностью самосообщения Бога, поскольку она, и только она делает возможным блаженное видение.

Динамика антропологии Ранера, обоснованная в первой главе, была применена во второй части диссертационного исследования. Антропологический подход Ранера может быть в большей или меньшей степени прослежен во всех темах его теологии, однако, разумеется, те направления теологии, в которых человеку отводится особое место, а именно христология, сотериоло-гия и, в определённой мере, тринитология, амартология и связанное с ней учение о свободе, эсхатология и танатология, были разработаны наиболее подробно. Трансцендентально-антропологический подход к этим темам позволил Ранеру обосновать экзистенциальную значимость догматов католической Церкви и их возможную актуальность для решения мировоззренческих вопросов, способствуя тем самым их лучшему пониманию в современном мире.

Понятия человека как «слушателя Слова», самосообщения Бога являются более подробным рассмотрением изначального тезиса, сформулированного нами выше - диалектики взаимоотношений трансцендентального опыта и благодати, предложенного Ранером. Наиболее важным результатом такого рассмотрения следует признать концепцию Ранера «дарующий есть сам дар», которая подразумевает, что Бог сообщает себя человеку как подлинно его бытие, становится определяющим его сущность и существование. При этом от человека необходимо самоопустошение, «активная самотранс-ценденция» как отказ от собственной человечности для принятия в себя Бога. Именно такое понимание отношений человека с Богом делает актуальной христологию: конечной целью христианской антропологии, согласно Ранеру, есть обоснование возможности и легитимности способности человека к ипо-стасному единству. Иисус Христос как человек делает возможной подлинно

христианскую веру, будучи свидетельством абсолютного самоотречения во имя Бога, как Логос сам является самосообщением Бога. Кроме того, интерпретация Ранером Троицы как единства домостроительной и имманентной Троицы даёт возможность ему не углубляться в собственно христологиче-ские понятия, не разделять внешнее и внутреннее содержание христианской вести, но делать её единым целым, живым и актуальным, говорить с позиции диалектики отношений человека с Богом, подразумевая эту сущностно-экзистенциальную взаимосвязь Бога, Иисуса Христа и Духа.

Традиционно этические понятия в контексте трансцендентальной антропологии Ранера получают экзистенциальную интерпретацию, и, согласно теологу, это оправдано потому, что ещё до того, как законы определяют человека как существо в мире по отношению к другому, человек обладает некоторой сущностью, и именно эта сущность является предметом трансцендентального антропологического анализа. Соответственно, трансцендентальная антропология предшествует этике. Ранер анализирует свободу с позиции трансцендентальной антропологии. Благодаря отправной точке не в этике, но в трансцендентальном анализе бытия человека, свобода становится не просто категорией не столько этической, сколько экзистенциальной, она определяет фундаментальный человеческий выбор, самоопределение человека по отношению к Богу. Подлинная свобода есть христианская свобода в абсолютном принятии Бога, в самоопустошении себя для Бога. Вина определяется через понятие свободы, как наличие возможности выбора бытия, что становится возможным благодаря сверхъестественному экзистенциалу. Человек, вследствие диалектичности своей природы, сотворен по доброй воле Бога, но, в то же время, погружён в мир и несовершенен, постоянно должен принимать решение, при этом это решение имеет фундаментальный характер, оно определяет его возможное спасение. Вина есть переживание, которое должно ориентировать человека к Богу, в противном случае он остаётся в одиночестве, без Бога. Стоит отметить, что роль понятия греха как самоопределения по отношению к Богу переосмысляется Ранером посредством концепта свободы

сказать Богу «да» или «нет». Грех в фундаментальном смысле понимается как отказ от самосообщения Бога, отказ от участия Бога в человеке, и в этом смысле препятствие, отказ от подлинности бытия. Традиционная проблема соотношения свободы человеческой воли и подчинённости человека воле Бога, таким образом, получает экзистенциальное осмысление, позволяющее избежать авторитарных утверждений. Понятие «анонимного христианства», вопреки широко распространённой точке зрения, не является критически важным для антропологии Ранера, однако весьма интересно представляет развитие сотериологических взглядов теолога с позиции экзистенциального подхода.

В эсхатологии и танатологии динамика антропологии Ранера также обретает своё воплощение. Значимость смерти с позиции трансцендентальной антропологии Ранера заключается в том, что в ней фундаментальный выбор, со всеми рассмотренными нами выше составляющими, находит своё воплощение и завершение; и что она делает возможным онтологически иные отношения души с миром. В смерти и воскресении Христа вышеизложенные два пункта не просто актуализируются, воплощаются, но и меняется онтологическое устройство мира как такового.

Кроме того, следует обратить внимание на то, что антропологии как таковой, как отдельного учения о человеке у Ранера нет. Объектом теологии Ранера является не человек, но обоснование христианского бытия как единственно подлинного, используя самого человека в качестве отправной точки рассуждений, доказывая на основании утверждения трансцендентальной природы человека философские и теологические построения. Антропология есть метод, позволяющий раскрыть суть теологии, - вот основное положение Ранера. Теология Ранера отвечает не столько на отвлечённый вопрос «кем же есть человек», но является экзистенциальным поиском ответа на вопрос человека о самом себе, исходящим из него самого, направленного к нему самому. Вопрошание человека - не просто некоторое формальное действие, которое требуется Богу для того, чтобы сообщить себя человеку в качестве ответа

на это вопрошанне. Речь не идёт о какой-то в своей сути замкнутой мёртвой системе, но о живом существовании во всей его полноте, в его скудости и его неизмеримом богатстве. С точки зрения Ранера, человек сам для себя является Тайной, и эта Тайна есть Бог. Речь идёт об ответе на вопрос о смысле жизни человека, главный вопрос, в котором весь горизонт человека находит своё отражение. Антропология Ранера направлена к цельности человека, а не его отдельным проявлениям.

Данная работа представляет собой лишь анализ основополагающих концептов трансцендентальной антропологии и теологии Ранера, в ней отсутствует фундаментальное рассмотрение связи его учения с историей теологии; исследование критических позиций по отношению к антропологии как методу теологии и трансцендентальному осмыслению теологических понятий, а также сопоставление антропологии Ранера как католического учения с антропологическими концепциями протестантского и православного богословия.

Антропологический поворот в теологии, предпринятый Ранером, в определённом смысле может быть сравним с «коперниканским переворотом» И. Канта: если ранее предполагалось, что необходимо говорить, прежде всего, о Боге, а затем уже о человеке, благодаря Ранеру стал возможным другой подход: необходимо начинать познание Бога с познания человека. Антропология Ранера как метод берёт исток в экзистенциальной традиции теологии и трансцендентальной философии, и тем самым занимает достойное место среди как философских, так и теологических методов исследования. Антропология Ранера как учение о человеке, не будучи законченной системой, тем не менее, по происхождению принадлежит к томистской антропологической традиции. Теология Ранера относится к традиции трансцендентального неотомизма, и послужила основанием для дальнейших исследований в данном направлении (Э. Корет, И.Б. Метц, и др.). Антропологическая направленность теологии Ранера и её связь с философией позволила ей занять достойное место среди философско-антропологических концепций XX века, обес-

печив тем самым значительно большую жизнеспособность по сравнению с другими неотомистскими направлениями. Христианская антропология Ране-ра - красноречивый пример применения терминологии и методологии философии к религии, демонстрацией общих предметов исследования для теологии и философии; однако, из-за изначально теологической ориентации, не может рассматриваться как непосредственно философия религии. Без сомнения, Ранер не является философом религии в том смысле, в котором мы называем философами религии Б. Спинозу, И. Канта, Г.В.Ф. Гегеля, но в его воззрениях философия и теология сосуществуют равноправно в присущих им областях, ему близка по мысли первая и по духу вторая. Формально Ранер рассуждает не с позиции христианства о мире и человеке, но с позиции философии о христианстве, с позиции антропологии о теологии. В этом смысле он является философом христианства: философом по интеллектуальным основаниям веры, понимая христианство как единственно подлинную религию, но при этом, признавая существование других религий, на объяснение оснований которых не претендует.

С самого начала, избрав путь иезуита, Карл Ранер определил для себя путь и смысл своей жизни, и это, конечно, жизнь священника и теолога, пусть и черпающего основания в мире, в опыте, в философских достижениях человеческого разума. Диалектика разума и веры, которую он выразил во взаимоотношениях трансцендентального опыта в человеке и благодати, вполне применима к диалектике его собственного бытия как философа и теолога.

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Хромец, Ирина Сергеевна, 2011 год

Список использованной литературы:

Источники:

Сочинения Карла Ранера:

1. Rahner К. Angst und christlisches Vertrauen in theologischer Perspective // Schriften zur Theologie. Bd. 15: Wissenschaft und christlicher Glaube / Paul IMHOF(Bearb.). Zürich : Benziger, 1983. S. 267-279.

2. Rahner K. Bekenntnis zu Thomas von Aquin // Schriften zur Theologie. Bd. 10. Zürich : Benziger, 1972. S. 11-20.

3. Rahner K. Bog stal si§ czlowiekem. Poznan: Ksi^garnia Swi^tego Wojciecha, 1978. 116 s.

4. Rahner K. Das Christentum und die Nichtchristlichen Religionen // Schriften zur Theologie. Bd. 5: Neuere Schriften. Einsiedeln : Benziger, 1962. S.136-158.

5. Rahner K. Der Appel an das Gewissen: Situationsethik und Sündenmystik // Sämtliche Werke. Band 10: Kirche in den Herausforderungen der Zeit: Studien zur Ekklesiologie und zur kirchlichen Existenz. Bearb. von J. Heislbetz und A. Raffelt. Freiburg: Herder, 2003. S.l 18-131.

6. Rahner K. Die dreifaltige Gott als transzendenter Ursprung der Heilsgeschichte: Methode und Struktur des Traktats „De Deo Trino"// Mysterium Salutis. Bd.2. Einsiedeln, Benziger, 1967. S.317-347.

7. Rahner K. Einfuhrung in den Begriff der Existentialphilosophie bei Heidegger // Sämtliche Werke. Band 2: Geist in Welt : Schriften zur Philosophie. Bearb. von A. Raffelt. Freiburg: Herder, 1996. S. 317-346.

8. Rahner K. Encounters with Silence. London: Burns and Oates, 1986. 87 p.

9. Rahner K. Encyclopedia of Theology: A Concise Sacramentum Mundi. Burns& Oates, 2004. 1841 p.

10.Rahner K. Experiences of a Catholic theologian // The Cambridge Companion to Karl Rahner. Ed. by D. Marmion, M.E. Hines. Cambridge: Cambridge University Press, 2005. P. 297-310.

11 .Rahner K. Geist in Welt. Zur Metaphysik der endlichen Erkenntnis bei Thomas von Aquin // Sämtliche Werke. Band 2: Geist in Welt : Schriften zur Philosophie. Bearb. von A. Raffelt. Freiburg: Herder, 1996. S. 1-300.

12.Rahner K. Grundkurs des Glaubens. Einführung in den Begriff des Christentums. Freiburg; Basel; Wien: Herder, 2004. 448 s.

13.Rahner K. Hörer des Wortes. Grundlegung zur Religionsphilosophie. Freiburg im Breisgau: Herder, 1971. 221 s.

14.Rahner K. Institution und Freiheit // Schriften zur Theologie. Bd. 10. Zürich: Benziger, 1972. S.l 15-132.

15.Rahner K. Nature and Grace and other essays. NY: Sheed and Ward, 1964. 131p.

lö.Rahner K. On the Theology of Death. NY: Herder and Herder, 1961. 118 p.

17.Rahner K. Private Revelations: Some Theological Observation // "Les Revelations Privees: Quelques Remarques Theologiques", Revue D'Asce'tique et de Mystique. Vol. 25. 1949. P. 506-514.

18.Rahner K. Probleme der Christologie von heute // Schriften zur Theologie. Bd.I. Einsiedeln: Benziger, 1954. S.l69-222.

19.Rahner K. Profangeschichte und Heilsgeschichte // Schriften zur Theologie. Bd. 15: Wissenschaft und christlicher Glaube / Paul IMHOF (Bearb.). Zürich : Benziger, 1983. S.l 1-23.

20.Rahner K. Przez Syna do Ojca / Krakow: Wydawnictvo Znak, 1979. 200 s.

21.Rahner K. Religionsphilosophie und Theologie // Sämtliche Werke. Bd. 4: Hörer des Wortes: Schriften zur Religionsphilosophie und zur Grundlegung der Theologie. Bearb. von A. Raffelt. Freiburg: Herder, 1997. S.285-293.

22.Rahner K. Concerning the Relationship Between Nature and Grace // Theological Investigations. Vol.1. God, Christ, Mary, and grace. Baltimore, MD: Helicon; London: Darton, Longman and Todd, 1961. P.297-318.

23.Rahner K. Some implications of the scholastic concept of uncreated grace // Theological Investigations. Vol.I. God, Christ, Mary, and grace. Baltimore, MD: Helicon; London: Darton, Longman and Todd, 1961. P.319-346.

24.Rahner K. Theology and Anthropology // Theological Investigations. Vol. IX: Writings of 1965-1967; 1. NY: Herder and Herder; London: Darton, Longman and Todd, 1972. P.28-45.

25.Rahner K. Philosophy and Philosophising in Theology // Theological Investigations. Vol. IX: Writings of 1965-1967; 1. NY: Herder and Herder; London: Darton, Longman and Todd, 1972. P.46-53.

26.Rahner K. The Sin of Adam // Theological Investigations. Vol. XI: Confrontations; 1. NY: Seabury; London: Darton, Longman and Todd, 1974. P.247-262.

27.Rahner K. Theological Observations on the Concept of Time // Theological Investigations. Vol. XI: Confrontations; 1. NY: Seabury; London: Darton, Longman and Todd, 1974. P.288-303.

28.Rahner K. Theologische Bemerkungen zum Begriff "Zeugnis" // Schriften zur Theologie. Bd. 10. Zürich: Benziger, 1972. S. 164-180.

29.Rahner K. Theologische Deutung der Position des Christen in der modernen Welt. Sämtliche Werke. Bd. 10. S.251-273

30.Rahner K. Theologische Bemerkungen zum Problem der Freizeit // Schriften zur Theologie. Bd. 4: Neuere Schriften. Einsiedeln : Benziger, 1960. S.455-484.

31 .Rahner K. Thomas Aquinas on the Incomprehensbility of God // The Journal of Religion. Supplement. Vol. 58. Chicago, 1978. S.107-125.

32.Rahner K. Transzendenzerfahrung aus katholisch-dogmatischer Sicht // Schriften zur Theologie. Bd. 13: Gott und Offenbarung / Paul IMHOF (Bearb.). Zürich : Benziger, 1978. S.207-225.

33.Rahner K. Über die Frage einer formalen Existentialethik // Schriften zur Theologie. Bd. 2. Einsiedeln : Benziger, 1955. S.227-246.

34.Rahner K. Verharmlosung der Schuld in der traditionellen Theologie // Schriften zur Theologie. Bd. 10. Zürich: Benziger, 1972. S.145-163.

35.Rahner K. Zu einer Theologie des Todes // Schriften zur Theologie. Bd. 10. Zürich: Benziger, 1972. S. 181-199.

36.Rahner К. Zum Heutigen Verhältnis von Philosophie und Theologie // Schriften zur Theologie. Bd. 10. Zürich: Benziger, 1972. S.70-88.

37.Rahner K. Zum theologischen und anthropologischen Grundverständnis des Alters // Schriften zur Theologie. Bd. 15: Wissenschaft und christlicher Glaube /Paul IMHOF(Bearb.). Zürich : Benziger, 1983. S.315-325.

38.Rahner K. Zur Momentanen Situation der katholischer Theologie // Schriften zur Theologie. Bd. 15: Wissenschaft und christlicher Glaube / Paul IMHOF (Bearb.). Zürich : Benziger, 1983. S.76-83.

39.Rahner K. Zur Theologie des Symbols // Schriften zur Theologie. Bd. 4: Neuere Schriften. Einsiedeln : Benziger, 1960. S.275-311.

40.Rahner K., Vorgrimmler H. Maly slownik teologiczny. Warszawa: Instytut wydawniczy Pax, 1987. -319 s.

41.Ранер К. Марксистская утопия и христианское будущее человека // Социально-политическое измерение христианства: избранные теологические тексты XX в. М.: Наука, 1994. С. 177-185.

42.Ранер К. Основание веры. Введение в христианское богословие. М.: Биб-лейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2006. 662 с.

Иные источники:

43.Документы II Ватиканского собора. М.: Паолине, 1998. 589 с.

44.Жильсон Э. Избранное. Том 1. Томизм. Введение в философию св. Фомы Аквинского. М.; СПб.: Университетская книга, 1999. 496 с.

45.Жильсон Э. Философ и теология. М.: Гнозис, 1995. 189 с.

46.Кант И. Критика чистого разума. М.: Эксмо, 2008. 736 с.

47.Каспер В. Бог Иисуса Христа. М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2005. 462 с.

48.Каспер В. Иисус Христос - кто он для нас сегодня? (К современной дискуссии о Богосыновстве Иисуса. К семидесятилетию Карла Ранера) [электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.portal-credo.ru/site/?act=lib&id= 185.

49.Каспер В. Иисус Христос. М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2005. 420 с.

50. Корет Э. Основы метафизики. Киев: Тандем, 1998. 245 с.

51.Кьеркегор С. Страх и трепет. М.: Республика, 1993. 101 с.

52.Маритен Ж. Величие и нищета метафизики // Избранное: величие и нищета метафизики. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2004. С.107-129.

53.Маритен Ж. Краткий трактат о существовании и сущем // Избранное: величие и нищета метафизики. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2004. С.7-106.

54.0'Коллинз Дж. Фундаментальная теология. СПб: Издательство Святого Креста, 1993. 315 с.

55.Рикёр П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике. М: Академический проект, 2008. 695 с.

56.Фома Аквинский Сумма теологии. Киев: Эльга, Ника-Центр; М.: Элькор-МК, 2002. 560 с.

57.Фома Аквинский Учение о душе. СПб.: Азубка-классика, 2004. 480 с.

58.Хайдеггер М. Бытие и время. СПб., 2006. 452 с.

59.Хайдеггер М. Феноменология и теология // Мартин Хайдеггер и теология. Пер. с нем. В.К. Зелинского. М.: 1975. С.1-22.

60.Шнайдер Т. Во что мы верим: изложение Апостольского символа веры (Введение в догматическое богословие). М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2007. 599 с.

61.Fon Balthasar H.U. Cordula albo o swiadectwie chrescijanina. Kraków: wydawnictwo WAM, 2002. 124 s.

62.Congar I. Believe in the Holy Spirit 3: The River of Life Flows in the East and in the West. NY: Seabury, 1984. 274 p.

Исследования:

63.Бибихин В. В. Философия и религия // Вопросы философии. 1992. № 7. С.34-44.

64.Бюркле X. Человек в поисках Бога. Проблема нехристианских религий. М.: «Христианская Россия», 2001. 232 с.

65. Вальверде К. Философская антропология. М.: «Христианская Россия», 2000.416 с.

66.Гараджа В.И. Неотомизм - Разум - Наука (Критика католической концепции научного знания). М.: «Мысль», 1969. 215 с.;

67.Гараджа В.И. Проблемы веры и знания в томизме // Вопросы философии. 1963. № 9.

68.Гараджа В.И. Фома Аквинский и современная католическая философия. // Философские науки. - №2. - 1976.

69.Григорьян Б.Т. Основные тенденции и дилеммы современной буржуазной философской антропологии // Буржуазная философская антропология XX века. Отв. ред. Григорьян Б.Т. М.: Издательство «Наука», 1986. С.5-22.

70.Губман Б.Л. Неотомистская антропология и её эволюция. // Буржуазная философская антропология XX века. Отв. ред. Григорьян Б.Т. М.: Издательство «Наука», 1986. С.264-279.

71.Дорофеев Д.Ю. Проблемы современной философской антропологии: спонтанность и суверенность человека // Вестник Ленинградского государственного университета им. A.C. Пушкина. СПб.: Изд-во ЛГУ им. A.C. Пушкина, 2009. Т.2. №3. С.162-171.

72.Забияко А. П. Феноменология религии // Религиоведение, 2010. № 4. С. 152-164.

73.Кимелев Ю.А. Философия религии: Систематический очерк. М.: Издательский Дом "Nota Bene", 1998. 424 с.

74.Кирьянов Д.В. Богословие природы и благодати и возникновение доктри-нального плюрализма в католическом богословии [электронный ресурс] -18.12.2007 г. // Режим доступа: http://www.bogoslov.ru/text/255955.html (21.09.2010 г).

75.Кирьянов Д.В. Метафизика бытия и познания в философии современного томизма. Автореф. дис. канд. филос. наук. (спец. 09.00.03 - история философии)- Екатеринбург: Нижневартовск, гос. гуманитар, ун-т., 2009.

76.Кирьянов Д.В. Томистская философия XX века. СПб: Алетейя, 2009. 172 с.

77.Коначева С.А. Бытие. Священное. Бог: Хайдеггер и христианская теология XX века. М.: Изд-во РГГУ, 2010. 352 с.

78.Коначева С.А. «Бог, отвечающий молчанию»: интерпретация философии М. Хайдеггера в христианской философии второй половины XX века // Светлана Коначева - Вестник Российского гуманитарного университета. 2008. №7/08. (Серия: Философия. Социология). С. 99-114.

79.Коначева С.А. Из разговора о бытии. Между метафизиком и вопрошающим (Мартин Хайдеггер и Карл Ранер) //Вестник Томского государственного университета, №331. Февраль, 2010. С.35-41.

80.Коначева С.А. Интерпретация кантовского трансцендентализма в неосхоластике // Светлана Коначева - Философия Канта и современность. Материалы межвузовской конференции./ Отв. ред. А.И.Алешин. М.: РГГУ, 2004. С.41-48.

81.Коцюба В.И. Христианская антропология как предмет историко-философского исследования [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://philosophy.mipt.ru/publications/conf/50conf/tez2.html (18.02.2011 г.).

82.Красников А. Н. Методология современного неотомизма. М.: Московский государственный университет, 1993. 78 с.

83.Кнох В. Бог в поисках человека. Откровение, Писание, Предание. М.: «Христианская Россия», 2006. 328 с.

84.Круглов А.Н. Трансцендентализм в философии. М.: НИПКЦ «Восход-А», 2000. 384 с.

85.Лобковиц Н. Дедукция чувственности: онтологический статус чувственного познания у Фомы Аквинского // Вечная философия и современные размышления о ней. М.: Сигнум веритатис, 2007. С. 10-37.

86.Лобковиц Н. От субстанции к рефлексии. Пути западноевропейской метафизики // Вопросы философии. №1. 1995. С.95-105.

87.Лобковиц Н. Что случилось с томизмом? // Вечная философия и современные размышления о ней. М.: Сигнум веритатис, 2007. С. 104-133.

88.Марков Б.В. Философская антропология. Очерк истории и теории. СПб.: Лань, 1997.381 с.

89.Марков Б.В. Храм и рынок. Человек в пространстве культуры. СПб.: Але-тейя, 1999. 296 с.

90.Нижников С.А. Онтолого-экзистенциальный статус веры в философии и теологии (М. Хайдеггер и К. Ранер) // Сергей Нижников -Философское образование. 2008. №18. С.3-12.

91.0всиенко Ф.Г. Сферы изысканий религиоведения и теологии и специфика постижения ими рассматриваемых объектов // Религиоведение. 2004. №2. С.116-130.

92.0всиенко Ф.Г. Методологические приницпы социальной доктрины католицизма и их модернизация // Государство, религия, Церковь. №3 (2009). С.81-102.

93.Петров В.В. «Реальный» символ в неоплатонизме и в христианской традиции (в Ареопагитском корпусе и у Карла Ранера) // Вестник ПСТГУ. I: Философия. Богословие. 2010. Вып.З (31). С.36-52.

94.Пименов В.Ю. Антропологический поворот в католической философии XX века // Известия Смоленского университета. Смоленск: Изд-во Смоленского государственного университета, 2008. С.211-222.

95.Подорога В.А. «Фундаментальная антропология» М. Хайдеггера // Буржуазная философская антропология XX века. Отв. ред. Б.Т. Григорьян. М.: Издательство «Мысль», 1986. С.34-49.

96.Пылаев М.А. К первоначалам западной теологии в XX в. (Попытка понимания) // Вестник Российского гуманитарного университета. 2007. №2-3. Серия «Философия. Социология». С.112-123.

97.Рауш Т. Католичество в третьем тысячелетии. М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2007. 416 с.

98.Рашкова Р.Т. Католицизм. СПб.: Питер, 2007. 240 с.

99.Реати Ф. Э. Бог в XX Веке: Человек - путь к пониманию бога. (Западное богословие XX века). СПб.: Европейский дом, 2002. 187 с.

100. Ремезова И.И. Современная философская антропология: Аналит. обзор / РАН ИНИОН. Отд. Философии / Отв. Ред. Панченко А.И. М., 2005. (Сер.: Пробл. философии). 88 с.

101. Рождественская (Хромец) И.С. К возможности и следствиям взаимодействия понятийного аппарата философии и теологии на примере теологии К. Ранера // Матер1али I Всеукрашсько!" конференцп «Майбутне богослов'я в Украли» (Киев, 21-22 ноября 2009 г.) / Институт религиозных наук св. Фомы Аквинского. К.: «Кайрос», 2010. С. 84-95.

102. Рождественская (Хромец) И.С. Трансцендентальная антропология К. Ранера: к проблеме соотношения веры и знания // Католицизм: традищя i сучаснють. Матер i ал и VIII м1жнародно'1 молод1жно*1 релтезнавчо!' л1тньо'1 школи / Наук. ред. Л.Д. Владиченко, В.Л. Хромець. К., 2010. С. 210-218.

103. Рождественская (Хромец) И.С. Философские аспекты концепции «анонимного христианства» Карла Ранера // Релтя та Сощум. Часопис. — Чершвцк Чершвецький нац. ушверситет, 2010. №2 (4). С. 161-167.

104. Тимерманис Е.Б. Христианская антропология Карла Ранера. Автореф. диС. канд.филос. наук: 09.00.06 / Санкт-Петерб. гос ун-т . СПб, 1992. 15 с.

105. Уваров М.С. Пространства священного. Христианская антропология на рубеже веков // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 6. Вып. 3 (N 20). 1998. С.30-38.

106. Харьков С. А. Влияние "Духовных упражнений" Игнатия Лойолы на становление антропологической концепции Карла Ранера. Автореф. дис. канд. истор. наук.: 24.00.01 / М.: Рос. гос. гуманитар, ун-т, 2009. 29 с.

107. Харьков С.А. Игнатианская духовность и структура теологии К. Ранера [электронный ресурс] / Сергей Харьков - Материалы Научной конферен-

ции «Проблемы исторического и теоретического религиоведения» (10-11 апреля 2009 г., Москва)/МГУ им. М. В. Ломоносова. С. 104-112.// Режим доступа: http://www.ifli-thomas.ru/files/konf.pdf.

108. Харьков С.А. Философско-теологические источники трансцендентальной теологии К. Ранера // Религиоведение. 2006. №3. С. 119-128.

109. Хегглунд Б. История теологии. СПб: Светоч, 2001. 370 с.

110. Хоффманн X. Теология, религиоведение, философия и феноменология религии как различные области исследования религии [электронный ресурс] - 21.04.2010 // Режим доступа: http://philosophyofreligion.wordpreS.com/2010/04/08/тeoлoгия-религиоведение-философия-и/ (27.09.2010).

111. Хромцова М.Ю. Онтология свободы в религиозно-философской мысли XX столетия. Автореф. дис. канд. филос. наук: 09.00.13. / Санкт-Петербург, 2005. 25 с.

112. Шахнович М.М. Сад Эпикура: Философия религии Эпикура и эпикурейская традиция в истории европейской культуры. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2002. 284 с.

113. Шмонин Д.В. Фокус метафизики. Порядок бытия и опыт познания в философии Франсиско Суареса / Санкт-Петербургский государственный горный институт (технический университет). СПб, 2002. 201 с.

114. Щипкова Т.А. Секуляризация как проблемное поле западной христианской теологии XX века // Религиоведение. 2004. №2. С.80-92.

115. Adams N. Eschatology Sacred and Profane: The Effects of Philosophy on Theology in Pannenberg, Rahner and Moltmann // Nicholas Adams -International Journal of Systematic Theology; Vol.2. № 3. Oxford: Blackwell Publishers Ltd., 2000. P.283-306.

116. Batllogg A.R., Michalski M.E. Begegnungen mit Karl Rahner. Weggefahrten erinnern sich. Freiburg: Herder, 2006. 383 s.

117. Begegnungen mit Karl Rahner: Weggefährten erinnern sich. Freiburg: Herder, 2006. 379 s.

118. Beyer G. Karl Rahner on the Radical Unity of the Love of God and Neighbour // Gerald Beyer - Irish Theological Quarterly. No.68. 2003. P.251-280.

119. Bonsor J.A. Rahner, Heidegger and the truth: Karl Rahner's Notion of Christian Truth: The influence of Heidegger. Lanham, MD: University Press of America, 1987. 205 p.

120. Bradley D. Religious Faith and the Mediation of Being: The Hegelian Dilemma in Rahner's Hearers of the Word // The Modern Schoolman. Vol.55. No.2. Saint Louis, Missouri, 1978. P.127-146.

121. Buckley J. On Being a Symbol: An Appraisal of Karl Rahner // Theological Studies. Vol.40. No.3. Baltimore, 1979. P.453-473.

122. Burke P. Reinterpreting Rahner: A Critical Study of His Major Themes. NY: Fordham University Press, 2002. 322 p.

123. Coffey D. The Whole Rahner on the Supernatural Existential // Theological Studies, 2004. № 65. P.95-118.

124. Coffey D. Trinity // The Cambridge Companion to Karl Rahner. Edited by Marmion D., Hines M.E. Cambridge: Cambridge University Press, 2007. P.98-111.

125. Corduan W. Hegel in Rahner. A Study in Philosophical Hermeneutics // Harvard Theological Review. No.71. Cambridge: Cambridge University Press, 1978. P.285-298.

126. Cornille C. The Im-Possibility of Interreligious Dialogue. NY: Crossroad, 2008. 280 p.

127. Crowley P. Encountering the Religious Other: Challenges to Rahner's Transcendental Project // Theological Studies, Vol.71. No.3. September, 2010. P.567-585.

128. Crowley P. Rahner's Christian Pessimism: A Response to the Sorrow of Aids // Theological Studies, No.58. 1997. P.286-307.

129. D'Costa G. Theology and Religious Pluralism: the challenge of other religions. Blackwell, 1986. 155 p.

130. Donovan D. Revelation and Faith // The Cambridge Companion to Karl Rahner. Edited by Marmion D., Hines M.E. Cambridge: Cambridge University Press, 2007. P.83-97.

131. Duffy S. Experience of Grace // The Cambridge Companion to Karl Rahner. Edited by Marmion D., Hines M.E. Cambridge: Cambridge University Press, 2007. P.43-62.

132. Dych W.V. Karl Rahner. London: Biddies Ltd., 2000. 168 p.

133. Dych W.V. Theology in a New Key // A World of Grace: Introduction to the themes and foundations of Karl Rahner's Theology. Ed. by L. J. O'Donovan. Washington: Georgetown University Press, 1995. P. 1-16.

134. Egan H. Theology and Spirituality // The Cambridge Companion to Karl Rahner. Ed. by Marmion D., Hines M.E. Cambridge: Cambridge University Press, 2007. P. 13-28.

135. Eicher P. Die anthropologische Wende. Karl Rahners philosophischer Weg vom Wesen des Menschen zur personalen Existenz. Freiburg: Universitätsverlag, 1970. 429 s.

136. Endean P. Karl Rahner and Ignatian Spirituality // Oxford: Oxford University Press, 2003. 291 p.

137. Fiorenza F.S., Galvin J.P. Systematic Theology: Roman Catholic Perspectives. Fortress Press, 1991. 336 p.

138. Fiorenza F.S. Method in Theology // The Cambridge Companion to Karl Rahner. Ed. by Marmion D., Hines M.E. Cambridge: Cambridge University Press, 2007. P.65-82.

139. Fischer K.P. Der Mensch als Geheimnis: Die Anthropologie Karl Rahners -Mit einem Brief von Karl Rahner. Herder, 1975. 420 s.

140. Fletcher G.E. Rahner and Religious Diversity // The Cambridge Companion to Karl Rahner. Ed. by Marmion D., Hines M.E. Cambridge: Cambridge University Press, 2007. P.235-248.

141. Grenz S., Olson R. 20th Century Theology: God & the World in a Transitional Age. Madison, 1992. 393 p.

142. Griener G. Rahner and the Pacific Rim: From the Kulturkampf to China's Cultural Christians // Rahner beyond Rahner. A Great Theologian Encounters the Pacific Rim. Ed. by P. Crowley. Rowman and Littlefiend, 2005. P.53-72.

143. Highfield R. The Freedom to Say "No"? Karl Rahner's Doctrine of Sin // Theological Studies, No. 56. 1995. P.485-505.

144. Hilberath BJ. Karl Rahner. Gottgeheimnis Mensch. Mainz: Grunewald -Verlag, 1995. 237 s.

145. Honner J. Disclosed and Transcendental: Rahner and Ramsey on the Foundations of Theology // The Heythrop Journal. Quarterly Review of Philosophy and Theology. Vol. 22. No.2. London: Heythrop College, 1981. P.149-161.

146. Jones D.A. Approaching the End. A Theological Exploration of Death and Dying. NY: Oxford University Press, 2007. 242 p.

147. Jowers D. The Trinitarian axiom of Karl Rahner: the economic Trinity is the immanent Trinity and vice versa. The Edwin Mellen Press, Ltd., 2006. 267 p.

148. Karkkainen V.-M. Trinity and religious pluralism: the doctrine of the Trinity in Christian theology of religions. Ashgate Publishing Ltd., 2004. 197 p.

149. Kilby K. Karl Rahner: Theology and Philosophy. London: Routledge, 2004. 160 p.

150. Knasas J. Being and Some Twentieth-Century Thomists. NY: Fordham University Press, 2003. 340 p.

151. Knasas J. " 'Esse' as the Target of Judgment in Rahner and Aquinas" // The Thomist 51 (1987). P.230-245.

152. La Due W. The Trinity Guide to Eschatology. NY: Continuum International Publishing Group, 2006. 212 p.

153. Lincicum D. Economy and Immanence: Karl Rahner's Doctrine of the Trinity // European Journal of Theology, 14:2. Paternoster Publishing, 2005. P.111-118.

154. Linnane B. Ethics // The Cambridge Companion to Karl Rahner. Ed. by Marmion D., Hines M.E. Cambridge: Cambridge University Press, 2007. P.158-173.

155. Long E.T. Twentieth-Century Western Philosophy of Religion 1900-2000. Springer, 2003. 538 p.

156. Losinger A. The Anthropological Turn: The Human Orientation of the Theology of Karl Rahner. NY: Fordham University Press, 2000. 112 p.

157. Ludlow M. Universal Salvation: Eschatology in the Thought of Gregory of Nyssa and Karl Rahner. Oxford: Oxford University Press, 2000. 304 p.

158. Marmion D. Rahner and his Critics: Revisiting the Dialogue // Irish Theological Quarterly, № 68. 2003. P. 195-212.

159. Martinez G. Political and liberation theologies // The Cambridge Companion to Karl Rahner. Ed. by Marmion D., Hines M.E. Cambridge: Cambridge University Press, 2007. P.249-263.

160. Masson R. Interpreting Rahner's Metaphoric Logic. [Electronic Sourse] -01.06.2010 // Mode of Access: http://www.faqs.org/periodicals/201006/2043368221 .html (27.01.2011).

161. Masson R. Rahner and Heidegger: Being, Hearing, and God // The Thomist 37(1973). P.455-488.

162. Maurice E. La christologie de Karl Rahner. Paris : Desclee, 1995. 265 S.

163. McCool G. A. A Rahner reader. London: Darton, Longman and Todd, 1975. 381 p.

164. McCool G. A. From Unity to Pluralism: the Internal Evolution of Thomism. NY: Fordham University Press, 1989. 248 p.

165. Molnar P. Deus Trinitas: Some Dogmatic Implications of David Coffey's Biblical Approach to the Trinity // Irish Theological Quarterly, No.67, 2002. P.33-54.

166. Molnar P. Divine Freedom and the Doctrine of the Immanent Trinity: In Dialogue with Karl Barth and Contemporary Theology. London, T&T Clark Ltd., 2002. 357 p.

167. Morrison G. Walter Kasper's Religious Quest for Jesus Christ I I Irish Theological Quarterly, No.72. 2007. P.274-294.

168. Neufeld K.H. Die Briider Rahner. Eine Biographie. Freiburg: Herder, 2004. 432 s.

169. O'Donnel J. Karl Rahner: Life in the Spirit. Roma: E.P.U.G., 2004. 143 p.

170. O'Donovan L. J. Losing Oneself and Finding God // America, November 8, 2004. America Press Inc. P. 12-15.

171. O'Sullivan N. Henri de Lubac's Surnaturel: An Emerging Christology // Irish Theological Quarterly, No.72. 2007. P.3-31.

172. Oko D. Laska i wolnosc. Laska w Biblii, nauczaniu Kosciola i teologii wspolczesnej. Krakow: Wydawnictwo WAM, 1998. 349 s.

173. Oko D. Metoda transcendentalna jako metoda metafizyki po zwrocie antropologicznym. „Analecta Cracoviensia" XXVIII, 1996. S.99-112.

174. Oko D. Teologiczne uwarunkowania filozoficznego sporu o metafizyk?. „Analecta Cracoviensia" XXXII, 2000. S. 41-58.

175. Oko D. W poszukiwaniu pewnosci. Proba transcendentalnego ugruntowania metafizyki w filozofiach Emericha Coretha I Bernarda Lonergana. Krakow: Wydawnictwo Naukowe UPJPII, 2010. 399 s.

176. Ormerod N. Wrestling with Rahner on the Trinity 1 // Irish Theological Quarterly, No.68. 2003. P. 213-227.

177. Paulau S. Anthropology of Karl Rahner and its appreciation in contemporary Orthodox theology [Electronic source] // Mode of access: www.standrews.ru/private/standrews/prices/Pavlov.pdf (10.02.2011).

178. Phan P. Eschatology // The Cambridge Companion to Karl Rahner. Edited by Marmion D., Hines M.E. Cambridge University Press, 2007. P. 174-192.

179. Purcell M. Rahner amid Modernity and Postmodernity // The Cambridge Companion to Karl Rahner. Ed. by Marmion D., Hines M.E. Cambridge: Cambridge University Press, 2007. P. 195-210.

180. Race A. Christians and Religious Pluralism. London: SCM Press, 1979. 176 p.

181. Raffelt A. Karl Rahner Lesebuch. Freiburg; Basel; Wien: Herder, 2005. 471 s.

182. Ricouer P. "Response" to Karl Rahner's Lecture: On the Incomprehensibility of God // The Journal of Religion. Supplement. Vol.58. Chicago, 1978. P.126-131.

183. Robbins J. The Problem of Ontotheology: Complicating the Divide Between Philosophy and Theology // Heythrop Journal. No.43. Oxford and Boston: Blackwell Publishers Ltd, 2002. P.139-151.

184. Rousselot P., Tallon A. Intelligence: Sense of Being, Faculty of God. Milwaukee: Marquette University Press, 1999. 240 p.

185. Sachs J.R. The Christian vision of humanity: basic Christian anthropology. Collegeville: Liturgical Press, 1991. 112 p.

186. Sau N.W.C. Karl Rahner's Concept of the 'Anonymous Christian'. An Inclusivist View of Religions // Church & Society, Vol.4, No.l. P.23-39.

187. Scanlon M. Karl Rahner: A Neo-Augustinian Thomist // The Thomist. Vol.43. No.l. Washington, 1979. P. 178-185.

188. Schmidt J. Teologia filozoficzna. K?ty: Wydawnictwo Marek Derewiecki,

2006. 352 s.

189. Seweryniak H. Teologia religii a teologia fimdamentalna. Refleksja metodologiczno-pedagogiczna. // Teologia religii. Chrzescijanski punkt widzenia. Red. Ks. G. Dziewulski. Lodz-Krakow: Wydawnictwo ksi^zy sercanow, 2007. S. 183-201.

190. Sheehan T. Rahner's Transcendental Project // The Cambridge Companion to Karl Rahner. Ed. by Marmion D., Hines M.E. - Cambridge: Cambridge University Press, 2007. P.29-42.

191. Sheehan T. Karl Rahner. The Philosophical Foundations. Athens: Ohio University Press, 1987. 332 p.

192. Siebenrock R. Christology // The Cambridge Companion to Karl Rahner. Ed. by Marmion D., Hines M.E. Cambridge: Cambridge University Press,

2007. P. 112-128.

193. Simon D. Rahner and Ricoeur on religious experience and language: A reflection on the mutuality between experience and language in the transcendental and hermeneutical tradition. // Église et théologie 28 (1997). S.77-99.

r

194. Sniezynski K. Metafizyka w teologii. Metafizyczne instrumentarium w mysli teologicznej Dietricha Bonhoeffera, Karla Rahnera, Eberharda Jüngela. Poznan, Uniwersytet im. Adama Mickiewicza. Wydzial Teologiczny, 2008. 704 s.

195. Speck J. Karl Rahner's theologische Anthropologie. Eine Einführung. München: Kösel-Verlag KG, 1967. 233 s.

196. Talion A. Personal Becoming (Karl Rahner's Christian Anthropology). The Thomist. Vol. 43. Washington, 1979, No. 1. P. 1-177

197. The Modern Theologians. An Introduction to Christian Theology since 1918. 3-rd ed. Ed. by David F. Ford with Rachel Muers. Blackwell Publishing Ltd, 2005. 848 p.

198. Thiessen G.E. Karl Rahner: Towards a theological aesthetics // The Cambridge Companion to Karl Rahner. Ed. by Marmion D, Hines M.E. Cambridge: Cambridge University Press, 2007. P.225-235.

199. Vass G. A Theologian in Search of a Philosophy. Vol.1, of Understanding Karl Rahner. London: Christian Classics, Sheed and Ward, 1985. 160 p.

200. Vorgrimler H. Gotteserfahrung in Leben und Denken. Darmstadt: Wissenschaftlich Buchgesellshaft, 2004. 284 s.

201. Vorgrimler H. Karl Rahner. His Life, Thought and Works. London: Burns & OatesLtd, 1965. 96 p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.