Христианство в Дагестане: история и современность тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.13, кандидат философских наук Азизова, Галина Руслановна

  • Азизова, Галина Руслановна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2001, Махачкала
  • Специальность ВАК РФ09.00.13
  • Количество страниц 164
Азизова, Галина Руслановна. Христианство в Дагестане: история и современность: дис. кандидат философских наук: 09.00.13 - Философия и история религии, философская антропология, философия культуры. Махачкала. 2001. 164 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Азизова, Галина Руслановна

Введение

Глава I Начало распространения христианства в Дагестане и его особенности

1.1. Исторические условия проникновения христианства на Восточном Кавказе (Прикаспии)

1.2. Формы и методы распространения христианства в Дагестане и реликты его культа.

Глава II. Христианство в современном Дагестане

2.1. Православие в Дагестане и характерные черты его функционирования

2.2. Протестантизм и нетрадиционные общины

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Христианство в Дагестане: история и современность»

Актуальность темы исследования. Дагестан с древнейших времен являлся сложнейшим регионом в этноконфессиональном отношении на Кавказе. Он был коридором, связывающим Восточную Европу с районами Среднего Востока, через его территорию проходили великие переселения народов с Востока на Запад и, соответственно, с Запада на Восток. Движение народов через Восточный Прикаспий оставляло следы материальной и духовной культуры, в том числе и религии. Кроме язычества в истории Дагестана были периоды господства зороастризма, иудаизма, христианства и, наконец, ислама. Они сыграли важную роль в социальной и духовной жизни народов Дагестана в зависимости от времени и условий их проникновения и распространения.

Все эти вопросы должны стать предметом исследования большего коллектива авторов. Поэтому мы из множества этих вопросов в качестве диссертационной работы выделили один вопрос - роль христианства в истории Дагестана в контексте прошлого и современного. Данная проблема рассматривается в историческом процессе и в логической последовательности от первых шагов проникновения христианства в регионе Восточного Кавказа и до наших дней.

По мнению К.М.Ханбабаева, Т.О.Омаровой : «На территории современной России христианство впервые, как и позже ислам, начало свое распространение с Дагестана». 1

Раннее средневековье является важным периодом в его истории Дагестана. На протяжении всего I тысячелетия н.э. народы Прикаспия были втянуты в орбиту различных политических объединений, в состав которых входили и недавние кочевники. И вследствие недостаточности источников характер религиозных верований в этих государственных образованиях оставался одной из недостаточно изученных проблем в историко-философской науке. Лишь иссле

1 Ханбабаев K.M., Омарова Т.О. Христианство в Дагестане // Дагестанская правда. - №204. - 20.10.2000.-С.3. дования последнего времени дали возможность разобраться во многих аспектах проблемы. Они показали, что становлению в Прикаспии различных политических объединений предшествовали сложные процессы взаимопроникновения культур местных народов с их богатыми оседлоземледельческими и ремесленными традициями и пришлых кочевых племен с их мобильностью и внешнеполитической активностью, что, в конечном счете, способствовали дальнейшему развитию производительных сил страны, с причудливым переплетением социально-экономического уклада и культуры Востока и Запада, в том числе конфессиональных отношений.

Актуальность проблемы обусловлена возрастающим из года в год количеством археологических находок самых различных предметов погребального инвентаря, в которых воплотились сюжеты и символы христианской религии. Если еще недавно следы христианства были представлены предметами декоративно-прикладного искусства, то в последнее время выявлены и сами церкви раннесредневековой эпохи.

Изучение христианства в Дагестане имеет также историко - познавательное и воспитательное значение, оно занимает второе место после ислама в республике по числу своих последователей и культовых организаций. Новые поколения граждан должны получить подлинную научную информацию о том, когда и как распространилось христианство, какие социально-экономические и идейные предпосылки способствовали его распространению. Христианство способствовало также внедрению в общественное сознание и быт передовых для своего времени стереотипов духовного существования, развитию просвещения и культуры среди находившихся под тяжким социальным гнетом масс, выработке определенных вкусов и представлений, готовности к оказанию помощи ближнему, внедряло цивилизованные формы общения.

В числе факторов, обуславливающих актуальность проблемы данного исследования, необходимо отметить и то, что с начала 90-х гг. большой вред православной церкви наносят миграционные процессы в России и Дагестане. Происходит интенсивный отток русского населения из республики, сокращается количество прихожан в церквах.

Степень изученности проблемы. Христианской религии, ее месту и роли в дагестанском обществе посвящена многочисленная, разнообразная по своему характеру литература. Историография христианства создавалась на протяжении веков, инспирировалась религиозными или государственными интересами, необходимостью служебной и справочной информации или выражала чаяния оппозиционных сил. Она в этом плане делится на до- и послереволюционные периоды.

Важными являются данные древних письменных источников и археологических материалов.

Ценные сведения по истории христианства в Дагестане можно найти в трудах закавказских историков. Как количественно, так и информационно наибольший интерес представляют армянские исторические сочинения. Наиболее ранние данные о христианстве на территории Дагестана можно найти в «Истории Армении»1 Моисея Хоренского. Помимо этого в этом сочинении содержатся наиболее ранние упоминания о хазарах, берсилах, гуннах, о военно-политической обстановке, сложившейся в Закавказье с началом хазарских вторжений.

Особо следует отметить «Историю агван»2 Моисея Каганкатваци, который, будучи уроженцем области Ути Кавказской Албании, сам был очевидцем описываемых событий. Указанная работа содержит большое количество живых и подробных описаний быта и религиозных представлений, родственных хазарам гуннов, в том числе о царстве гуннов в Дагестане, о разрушительных вторжениях хазар в Закавказье, о миссионерской деятельности албанских епископов среди гуннов и хазар. Весьма важным является то, что он пользовался первоис

1 Моисей Хоренский. История Армении. Пер.Н.Эмина. -М. 1858.

2 Моисей Каганкатватци. История агван. Пер. с арм. К.Патканова.-СПб., 1861. точниками, что повышает историческую достоверность излагаемых сведений и фактов.

Определенные сведения по истории христианства можно найти в сирийских источниках, среди которых большую ценность представляет «Церковная история», законченная в 569 г., приписываемая Захарию Ритору. В ее основу положен перевод греческой хроники Захария, епископа Митиленского, охватывающей события от 436 до 491 гг. Приводятся данные о северных народах и проповедь христианства у предкавказских гуннов.

Важные сведения содержатся в арабоязычных источниках 1Х-Х вв. - периода наибольшего расцвета арабской историко-географической литературы.

В этом плане большой интерес представляет труд Абу-л-Касим ибн-Хаукаля «Книга путей и царств»1 где содержатся сведения, добытые во время путешествий.

Заслуживают внимания также и сочинения «Книга сообщений и знаний» и «Луга золота и рудники драгоценных камней» Абу-л-Хасан Али ибн ал Хусейн ал Масуди (Масуди), в которых имеются интересные сведения по исторической географии, где увлекательно описаны страны, которые он видел, в том числе история греков, римлян, народов Востока.

Большую информационную ценность представляет сочинение аль-Мукаддаси «Лучшее из делений для познания климатов»3, написанное после путешествия почти по всем странам ислама. Сравнительный анализ с другими источниками наводит на мысль, что его сведения о городах и поселениях отличаются особой достоверностью.

Проблемам времени и путей проникновения христианства на Северный Кавказ посвящены труды ряда дореволюционных отечественных исследователей. Однако они имеют отрывочный характер и основываются на случайных Ибн-Хаукаль. Книга путей и царств. Пер. Н.А.Караулова// СМОМПК,- Тифлис, 1908,- Вып.38.

2 Масуди. Книга сообщений и знаний. Пер. Н. А.Караулова // СМОПМК.- Тифлис, 1908.-Вып. 38; его же. Луга золота и рудники драгоценных камней. Пер. Н. А.Караулова // СМОПМК - Тифлис, 1908 -Вып. 38.

3 Ал-Мукаддаси. Лучшее из делений для познания климатов. Пер. Н. А.Караулова // СМОПМК - Тифлис, 1908. -Вып" 38. находках и по сути дела выступают как констатация факта распространения христианства. П.К.Услар и А.В.Комаров в своих заметках о христианстве в Дагестане отмечают слабость влияния этой религии в этом регионе.1

Сведения о христианских древностях Дагестана (преимущественно Аварии) приводит М.М.Ковалевский, который также считает христианские памятники лишь случайными находками. И, наконец, М.Алиханов-Аварский, сообщая некоторые сведения о двух христианских храмах в долине Аварского Койсу, о полагал, что «христианство никогда не проникало в Дагестан».

Из советских историков Дагестана впервые обратил внимание на эту проблему Али Гасанов в связи с переводом исторической хроники «Асари Дагестан» 4 В лаконичных комментариях к этой работе он высказал ряд интересных мыслей относительно путей проникновения христианства в Дагестан.

Большой и разнообразный материал был собран в начале 20-х годов Московской экспедицией, работавшей в Аварии под руководством Н.Ф.Яковлева.5 Однако, помимо краткого упоминания об этих находках, специальной работы, посвященной описанию их, не последовало.

Наконец, отметим ценные работы грузинских ученых А.С.Чикобава и Т.Е.Гудава, которые опубликовали материалы о нескольких крестах из Аварии с грузинскими и грузино-аварскими надписями. Помимо дешифровки надписей на этих крестах, ученые приводят и другие данные (главным образом сведения грузинских летописей), свидетельствующие о распространении в Аварии христианской религии.

В конце 50-х годов появились работы А.Шихсаидова, в которых он, на основании тщательного изучения письменных источников, а также устной традиции, обобщает вопросы, связанные с проникновением христианства и исла

1 Услар П.К. Начало христианства в Закавказье и на Северном Кавказе// ССОГ.-1869.-Т.Н.,отд. 1 .-С. 17; Труды предварительного комитета V археологического съезда в Тифлисе.- 1882.-С. 124.

2 Ковалевский М.М. Закон и обычай на Кавказе.- М.,1890.-С. 147-148. Алиханов-Аварский М. В горах Дагестана//Кавказ.-1896.-№254.

4 Гасан Эфенди Алкадари. Асари Дагсстан.-Махачкала, 1929.-С. 170,примечание 32. Яковлев Н.Ф. Новое в изучении Северного Кавказа//Новый Восток.-1924.-№5.-С.238-252. ма в Дагестан.1 Но, к сожалению, автору тогда не был известен археологический и эпиграфический материал, что отрицательно сказалось на полноте его работы.

В ходе работ Дагестанской археологической экспедиции 1955-57 и 1957-59 годов на территории Аварии добыт интересный материал, относящийся ко времени бытования в горах христианской религии. Эти данные легли в основу работ Д.М.Атаева «Христианские древности Аварии» и «Нагорный Дагестан в раннем средневековье» 2 Исследования позволяют сделать целый ряд новых наблюдений, существенно дополняющих наши знания о времени распространения и характере раннего христианства в Аварии. Информация письменных источников, удачно накладывающаяся на обширные археологические материалы, явилась базой для глубоких исследований.

В монографии М.И.Артамонова «История хазар»3 дана исчерпывающая историография вопроса и подробнейшим образом прослежены все проблемы, касающиеся не только истории этого народа, но и многих кочевых племен Восточной Европы, этнически связанных или соприкасающихся с Хазарским каганатом.

Новые археологические материалы, полученные в результате поисков следов христианства в Прикаспии, позволяют значительно восполнить существующие в науке пробелы. Еще недавно следы христианства были представлены здесь предметами декоративно-прикладного искусства. В последнее время в приморской части Дагестана впервые выявлены и остатки самих церквей ран-несредневековой эпохи.

Они были обнаружены на территории некрополя огромного по размерам раннесредневекового Верхнечирюртовского городища в 1970 г., когда была организована археологическая экспедиция под руководством М.Г.Магомедова.

1 Шихсаидов А.Р. О проникновении христианства и ислама в Дагестан//У3 ИИЯЛ.-1957.-Т.Ш.-С.54-77.

2 Атаев Д.М. Христианские древности Аварии// УЗ ИИЯЛ.-Махачкала. 1958.-Т.IV; Его же: Нагорный Дагестан в раннем средневековье.-Махачкала,1963.

3 Артамонов М.И. История хазар.-Л.,1962.

Тогда здесь были исследованы остатки двух церквей. В начале 80-х гг. в процессе прокладки магистрального газопровода в этом же районе были обнаружены и раскопаны остатки еще двух церквей.

В своих монографиях «Образование Хазарского каганата», «Хазары на Кавказе»1 М.Г.Магомедов подводит итог многолетним плодотворным исследованиям хазарской проблемы, где он наряду с другими вопросами касается и вопроса о религиозных воззрениях населения средневекового Дагестана, прослеживает смену религий в Хазарском каганате, приводя яркие археологические материалы.

М.М.Маммаев свою работу «О христианских символах и сюжетах в средневековом декоративно-прикладном искусстве Дагестана» посвятил наиболее ранним и выразительным памятникам художественного ремесла, выявленным в процессе археологических раскопок в северном Дагестане. В них запечатлены изображения, связанные с христианством.

Определенный вклад в изучение истории христианства на Северном Кавказе внес митрополит Ставропольский и Бакинский Гедеон.3 Он интерпретирует исторические данные в христианском духе.

Большой вклад в изучение проблемы истории христианства в Дагестане внесли также такие ученые, как Р.О.Шмерлинг, В.И.Марковин, В.Г.Котович, Л.И.Лавров, М.Э.Аджи4 Последним совсем недавно была обнаружена, так называемая могила святого Георгия в окрестностях г.Дербента.

1 Магомедов М.Г. Образование Хазарского каганата.-М., 1983; Его же: Хазары на Кавказе,- Махачкала, 1994.

2 Маммаев М.М. О христианских символах и сюжетах в средневековом декоративно - прикладном искусстве Дагестана. В кн.: Дагестанское искусствознание.-Махачкала,1976.

3 Гедеон, митрополит Ставропольский и Бакинский. История христианства на Северном Кавказе до и после присоединения его к России.-Москва-Пятигорск, 1992.

1 Шмерлинг P.O. Церковь в с. Датуна в Дагестане//Мацне.-Тбилиси, 1968.-№2; Марковин В.И. О христианизации горцев Северо - Восточного Кавказа и храме Датуна в Дагестане// Художественная культура средневекового Дагестана: Дагестанский филиал АН СССР.-Махачкала,1987; Котович В.Г. Археологические работы в горном Дагестане//МАД,П.-Махачкала, 1961; Лавров Л И.

Эпиграфическиепамятники Северного Кавказа. -М., 1976. -Вып.1; Аджи М.Э. Европа, тюрки, Великая степь.-М. .Мысль, 1998.

Несмотря на немалое количество литературы о Северном Кавказе и его освоении, сведения, содержащиеся в ней, носят все же весьма отрывочный характер.

Путем сопоставления сведений письменных источников с археологическими материалами возможно наиболее плодотворное решение многих вопросов, связанных с проникновением христианства в Дагестан.

В наши дни исследованию деятельности христианства и христианских общин в современном дагестанском обществе посвящены труды таких ученых, как М.Р.Курбанов, Г.М.Курбанов, К.М.Ханбабаев, С.И.Муртузалиев.1

Абсолютно не исследованным остается история христианства в Дагестане в XIX - XX вв. В научной литературе не раскрыты сложные и неоднозначные процессы, происходящие в жизни христианских общин Дагестана за последние десятилетия XX века.

В связи с отмеченным, диссертант стремился внести посильный вклад в решение этих важнейших и актуальных проблем.

Актуальность проблемы исследования и состояние ее научной разработанности оказали влияние на выбор темы диссертации, определили ее цели и задачи.

Цель проводимого нами историко-религиоведческого исследования состоит в изучении условий и особенностей проникновения и утверждения христианства в Дагестане в контексте истории и современности. Это позволит определить роль христианства в материальной и духовной жизни дагестанского общества, место христианства в системе религиозных воззрений дагестанцев.

Задачами исследования, соответственно, стали:

1 Курбанов М.Р., Курбанов Г.М. Религия в культуре народов Дагестана.-Махачкала, 1996; Ханбабаев K.M. Адвентисты седьмого дня в Дагестане//Тезисы докладов республиканской научной конференции молодых ученых Дагестана по проблемам гуманитарных наук.-Махачкала,1993; Муртузалиев С.И.,Ханбабаев K.M. Христианство в средневековом Дагестане//Славянский мир между Римом и Константинополем: христианство в странах Центральной. Восточной и Юго - Восточной Европы в эпоху раннего средневековья.-М.2000.-С.85-89; Ханбабаев K.M., Омарова Т.О. Христианство в Дагестане// Дагестанская правда.-№204.- 20.10.2000. -С.З; Муртузалиев С.И. Христианство и молодежь Дагестана // Проблемы поликультурного образования.-Махачкала, 2001.-С.97-108.

- изучение истории изменения этнополитической обстановки в Дагестане в период проникновения христианской религии;

- исследование формирования путей и времени проникновения и утверждения данной религии;

- систематизирование данных археологии, эпиграфики, топонимики, ономастики, свидетельствующих о наличии в средневековом Дагестане значительного слоя материальной и духовной культуры христианства;

- определение места и роли христианской религии в жизни современного дагестанского общества;

- выявление новых тенденций и явлений во взаимоотношениях с различными религиозными конфессиями;

- характеристика деятельности христианских организаций на территории республики.

Научная новизна. В работе впервые предпринят целостный историко-религиоведческий анализ христианства, его истории и функционирования в дагестанском обществе:

- на основе обширного материала, связанного с христианством, рассмотрены различные аспекты и особенности распространения данной религии в раннесредневековом Дагестане. Через анализ средневековых исторических текстов раскрыта тема взаимоотношений на Восточном Кавказе раннего христианства и язычества и присущих им мировоззренческих позиций и систем ценностей;

- раскрыты сущность и специфика влияния христианства на материальную и духовную культуру дагестанских народов в прошлом и настоящем;

- определены роль и влияние христианства на общественно-политическую ситуацию в Дагестане на различных исторических этапах его развития;

- раскрыты характерные черты функционирования христианских организаций в современном дагестанском обществе;

- выявлены специфика христианства в современном дагестанском обществе, причины и характер противоречий между различными религиозными течениями в христианстве;

- впервые в научный оборот вводятся ряд новых источников, архивных материалов, а также полевой материал;

- использованы источники на иностранных языках, позволяющие судить о довольно широкой теоретической исследовательской базе, посвященной функционированию христианской религии в Дагестане.

Методологическую основу диссертационного исследования составили принципы историзма, объективности научного анализа и логической последовательности, являющиеся общепринятыми в историко-религиоведческих исследованиях. Системный подход к рассмотрению событий и явлений прошлого и настоящего, как и принцип историзма, позволил, по мнению автора, изучить избранную тему во взаимосвязи с целостной системой общественной жизни Дагестана.

На формирование методологической позиции диссертанта и предлагаемого исследования повлиял достигнутый ныне религиоведческой наукой уровень объективных теоретических оценок, осмысления совокупности причинных связей и направленности развития современного общества.

Источниковедческой базой исследования послужил широкий круг оригинальных документальных материалов, датируемых с раннего средневековья до современности.

Основную массу источников составили архивные документы и материалы, взятые из текущего архива Комитета Правительства РД по делам религии.

Помимо документальных источников, выявленных в архивах, автором использовались материалы по истории, философии, религии, этнографии отечественных и зарубежных авторов. Также использовалась религиозная каноническая литература христианства, в частности, Библия. Диссертант в своей работе опирается на полевой материал, другие данные, содержащиеся в периодической печати, археологических экспедиций. Диссертант работал в историко-краеведческих музеях, архивах и библиотеках гг. Махачкала, Дербент, Кизляр, Мин-Воды, Ставрополь.

Географические рамки исследования охватывают Дагестан - многонациональный регион юга России, частично Северный Кавказ и Северный Азербайджан.

Научно - практическая значимость работы заключается в возможности применения полученных результатов, выводов и практических рекомендаций в совершенствовании системы государственно-конфессиональных отношений в РД, в преодолении внутри - и межконфессиональных противоречий, в повышении уровня религиозной толерантности в северокавказском регионе.

Материалы диссертационного исследования могут быть использованы в рамках учебных курсов "Философия религии", "Основы религиоведения", "Мировые религии", "История отечественной и мировой культуры", "Из истории религии" и другие; в разработке спецкурсов по проблемам христианства и истории Дагестана как в высших, так и в колледжах, лицеях, общеобразовательных и образовательных учреждениях.

Апробация работы. Основные положения работы изложены диссертантом в выступлениях на годичных научных сессиях профессорско-преподавательского состава Даггосуниверситета в 1996-2001 годах, а также в четырех научных публикациях. Диссертация обсуждалась на кафедре основ религиоведения Дагестанского государственного университета.

Структура работы обусловлена целями и задачами исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений.

Похожие диссертационные работы по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», Азизова, Галина Руслановна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исследованный историко-религиоведческий материал о христианстве на территории Дагестана с начала ее проникновения и до наших дней включительно позволяет сделать следующие выводы.

Относительно высокий уровень социально-экономического развития средневекового Дагестана неизбежно повлек за собой и изменения в духовной сфере. Языческие культы, существовавшие среди многочисленных кочевников, уже не соответствовали развитию феодальных отношений в раннее средневековье. Археологические исследования в Приморском Дагестане позволили воссоздать более или менее ясную картину религиозной жизни осевших здесь народов.

Дагестан по своему геополитическому положению являлся связывающим мостом между Западом и Востоком. Поэтому здесь проходили с Востока на Запад и с Запада на Восток различные племена, народы, полчища завоевателей и переселенцев и т.д. Фактически, территория Дагестана, особенно ее восточная Прикаспийская часть, веками составляла "проходной двор" для различных исторических общностей людей с самыми различными культурами, религиозными верованиями, этносами и т.д.

Анализ исторической ситуации в ее хронологической последовательности в регионе до проникновения христианства дает возможность осмыслить сложность и противоречивость процесса проникновения не только христианства в отдельные районы Дагестана, но и раскрыть религиозную ситуацию в целом.

Проблема изучения распространения, функционирования и влияния христианства на общественное сознание в Дагестане представляет собой большую сложность, которую невозможно решить однозначно.

Каким бы поверхностным не было восприятие нового вероучения, оно в известной степени меняло представления о человеке, о "мире сущем". Внедрение христианства миссионерами непременно влекло за собой строительство церковных и иных культовых зданий.

Распространение христианства в Дагестане проистекало в чрезвычайно сложных социально-политических и этноконфессиональных условиях. В частности, в отдельных районах в начале южного и прикаспийского, позднее в некоторых горных районах Дагестана оно проникало под влиянием грузинских владык.

Можно выделить два четких этапа проникновения христианства в Дагестан. На первом этапе христианство просачивалось из Армении и Кавказской Албании через Хазарию, в результате чего в VII-IX вв. здесь сформировались первые очаги новой религии. На втором этапе новая волна, способствовавшая более широкому распространению христианства в Дагестане в XI-XIV вв. связана с активизацией деятельности грузинской церкви.

Анализ процесса распространения христианства в Дагестане с учетом данных как письменных источников, так и археологии, эпиграфики, ономастики, топонимики, искусства и быта, свидетельствуют о том, что христианство не стало общепризнанной горцами религиозной системой, оно имело очаговый характер; степень ее влияния то усиливалась, то снижалась;

- после исламизации Дагестана арабами и мусульманскими династиями, христианство сохранилось в отдельных горных районах как пережиточное, но довольно устойчивое явление со своими обрядами и культовой символикой; положение христианства в Дагестане укрепилось после его присоединения к России, в особенности в северных районах, однако стремление России христианизировать мусульманский Дагестан было безуспешным.

Хотя к концу XIX века и в начале XX века большинство населения Дагестана было мусульманским, он оставался поликонфессиональным. Большим влиянием пользовались иудаизм, христианство, сохранились также зороаст-рийские обряды.

Ныне христианство в Дагестане представлено православным толком и функционирует в основном в местах более или менее компактного проживания русских, украинцев, осетин, грузин, традиционно исповедующих православие. В частности, в Кизлярском, Хасавюртовском районах, в городах Дербент, Буйнакск, Махачкала одной из крупных и влиятельных религиозных организаций является православная церковь со значительным числом проповедников, которые воздействуют на верующую часть населения, изыскивают систему мер, направленных на укрепление своих позиций.

Православие по числу последователей ныне занимает второе место в Дагестане после ислама.

Возрос авторитет церкви в общественно-политических кругах республики, признания среди других конфессий; она принимает активное участие в миротворческих и других мероприятиях.

Православие прилагает определенные усилия в улучшении межнациональных, межконфессиональных отношений. Об этом свидетельствует и высказывание Патриарха Алексия II в день интронизации: ". В вихре совершающихся в мире перемен особенно важной представляется нам опора на вечное и незыблемое. . Церковь наша, и это Мы явственно видим, вступает на путь широкого общественного служения. Во время трудных судьбоносных преобразований в нашей стране Церковь не остается безучастной свидетельницей событий."1

По словам Благочинного церквей Дагестана Стеничкина H.A.: "Православие является фактором прогресса, укрепляет семью, проявляет заботу о развитии живописи, искусства, борется с суеверием, приносит образованность". Такое влияние оно не может оказывать повсюду в Дагестане. Религия сильна там, где имеются ее последователи. Но вместе с тем нельзя отрицать, что православие оказало определенное воздействие на судьбу Республики Дагестан.

1 Десять лет интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II // Наука и религия.-2000.-№8.-С.2.

В Дагестане отмечаются основные православные праздники: Рождество, Пасха, Троица, Богородица, Вербное воскресенье. Распространенными христианскими обрядами являются причащение, крещение, миропомазание, венчание, освящение, очищение.

В республике происходит интенсивный отток русского населения, обусловленный миграционными процессами в России и СНГ в целом, сокращается количество прихожан. Следует отметить, что Госсоветом, Правительством, правоохранительными органами РД, администрациями городов и районов принимаются меры, направленные на приостановление дальнейшего оттока русскоязычных граждан. Православной церкви оказывают содействие также Всемирный совет церквей, Всероссийский союз христиан, Московская патриархия, Ставропольская епархия.

С начала XX века в Дагестане довольно широкое распространение получил протестантизм. На территории республики действуют общины адвентистов седьмого дня, евангельских христиан-баптистов, свидетелей Иеговы, пятидесятники и др., которые ведут активную проповедническую деятельность во всех городах.

Характерной особенностью протестантских общин Дагестана является идейная раскованность, предельная общительность, веротерпимость, словом все то, что делает их культ привлекательным и способствует увеличению количества прихожан. Это объясняется, на наш взгляд, тем, что в силу сложившихся исторических условий протестантские общины, активизировавшие свою деятельность в Дагестане с конца 80-х - начала 90-х гг. XX в. получили неограниченную свободу как в отправлении культа, так и проповеди. Не отмечалось также противодействия и со стороны доминирующих религиозных организаций - ислама и православия и борьбы за обладание умами верующих между различными протестантскими общинами, функционирующими в Дагестане.

137

На сегодняшний день для упорядочения деятельности протестантских общин Дагестана стоит проблема своевременной регистрации фактически действующих религиозных объединений, "братств", сект.

Таким образом, христианство (православие и ряд сект) продолжает играть значительную роль в сознании, психологии и быте части населения республики, хотя оно с приходом ислама было вытеснено и сузились сферы влияния в различных районах Дагестана.

И, наконец, исследования в данной области можно было бы продолжить в следующих малоизученных аспектах:

- христианство в Х1Х-начале XX вв.;

- причины вхождения в ряды нетрадиционных общин граждан дагестанских национальностей.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Азизова, Галина Руслановна, 2001 год

1. Абакаров А.И., Давудов О.М. Археологическая карта Дагестана. -Махачкала, 199 .

2. Аджи М.Э. По следам святого Георгия //Сельская молодежь.-1996,-сентябрь.

3. Аджи М.Э. Европа. Тюрки, Великая Степь. М.: Мысль, 1998.

4. Айдунбеков М. Библию каждому народу//Дагестанская правда.-1991.-6 февраля.

5. Айтберов Т.М. Древний Хунзах и хунзахцы. Махачкала, 1980.

6. Айтберов Т.М. Материалы по истории Дагестана XV-XVI1 вв,-Махачкла,1980.

7. Аладашвили H.A. Монументальная скульптура Грузии,- М.: Искусство, 1977.

8. Алиханов-Аварский М. В горах Дагестана //Кавказ.-1896,- N 254.

9. Ал-Истахри. Из "Книги путей царств" /Пер. Н.А.Караулова.-СМОМПК,- Тифлис,1901,- Вып.29.

10. Алкадари Гасан Эфенди. Асари Дагестан,- Махачкала, 1929.

11. Ал-Мукаддаси. Лучшее из делений для познания климатов. Пер.Н.А.Караулова //СМОМПК,- Тифлис,1908,- Вып.38.

12. Анчабадзе З.В., ЦинцадзеМ.В. Грузия в эпоху Руставели.-Тбилиси, 1966.

13. Артамонов М.И. Древний Дербент //CA.-1946,- VIII.

14. Артамонов М.И. История хазар,- Л.,1962.

15. Артамонов М.И. Отчет о работе северокавказской археологической экспедиции ИМК,- Рукописный фонд ИИЯЛ, д. 1602.

16. Атаев Д.М. Христианские древности Аварии /7УЗИИЯЛ.- Махачкала,1958.-T.IV.

17. Атаев Д.M. Каменные кресты из окрестностей Хунзаха //МАД.-T.L- Махачкала, 1959.

18. Атаев Д.М. Нагорный Дагестан в раннем средневековье,- Махачкала, 1963.

19. Балагушкин Е.Г. Критика современных нетрадиционных религий: Истоки, сущность, влияние на молодежь Запада,-М.: Изд-во МГУ, 1984.

20. Бартольд В.В. Место Прикаспийских областей в истории мусульманского мира,- М.,1963,- Т.П.

21. Башкиров А.С.Искусство Дагестана. Резные камни,- М.,1931.

22. Башкиров А.С. Резьба по камню и дереву в Дагестане//Художественная культура Сов.Востока,- М.,1931.

23. Беликов Г. Кизлярский монастырь //Ставропольские губернские ведомости,- 1997,- 16 августа.

24. Беляцкая Е.М., Великая Н.Н., Виноградов В.Б. Календарная обрядность терских казаков //Этнографическое обозрение.- М., 1996.

25. Бердзенишвили Н.А.,Анчабадзе З.В. Назревшие задачи изучения исторических корней дружбы грузинского народа с братскими народами Северного Кавказа //Краеведческие записки Кабардино-Балкарского краеведческого музея,- Нальчик, 1961,- Вып.1.

26. Беридзе В.В. Грузинская архитектура "раннехристианского" времени (IV-VII вв.).- Тбилиси,1974.27. Библия, Иоанн 3; 5.

27. Блокнот агитатора и политинформатора,- 1988,- N 15.

28. Histoire de la Yeorgie.trad.par M.Brosset 1 partie.1. St-Pet., 1849,- 78 p.

29. Бузанд Фавстос. История Армении,- Ереван, 1953.

30. ЗГВардан Великий. Всеобщая история/Пер. сарм. Н.Эмина.1. М.,1861.

31. Вейденбаум Е. Путеводитель по Кавказу,- Тифлис, 1888.

32. Великий праздник Пасхи Христовой//Дагестанская правда.-1994.-30 апреля.

33. Верман К. История искусств всех времен и народов,- СПб., 1903,-Т. 1.

34. Вестник Европы,- 1867,- сентябрь.

35. В Махачкале создается церковная община католиков // Дагестанская правда,- 1994.-26 апреля.

36. Вопросы истории Кавказской Албании,- БакуД962.

37. Впервые за 70 лет // Дагестанская правда.-1991.- 8 января.

38. Гаджиев Б.И. Легенды и были Дагестана,- Махачкала: Дагучпедгиз,1991.

39. Гаджиев Г.А. Доисламские верования и обряды народов Нагорного Дагестана." М.,1993.

40. Гедеон, митрополит Ставропольский и Бакинский. История христианства на Северном Кавказе до и после присоединения его к России,- Москва-Пятигорск, 1992.

41. Генко А.Н. Арабский язык и кавказоведение //Труды И-й сессии ассоциации арабистов,- М,- Л., 1941.

42. Геюшев Р.Б. Христианство в Албании: Автореф.дис. .д-ра ист.наук.-Тбилиси, 1976.

43. Геюшев Р.Б. Христианство в Кавказской Албании.- Баку: Элм,1984.

44. Громадка И.Л. Перелом в протестантской теологии,- М.: Прогресс, 1993.

45. Гудава Т.С. Две надписи (грузинская и грузино-аварская) из Дагестана //Материалы по истории Грузии и Кавказа.-Тбилиси,1954,- Вып.30.

46. Гурлев И., Хан-Магомедов С., Малкин Г. Дербент,- Махачкала, 1976.

47. Гусейнов Г. Центр памяти святого Георгия //Дербентские новости,- 1998,24 июля.

48. Гусейханов М. Бороться за мировоззрение //Комсомолец Дагестана.- 1989,- 7 октября.

49. Дебиров П.М. Резьба по камню в Дагестане.- М.,1957.

50. Дебиров П.М. К истории резьбы по камню в бывших Андальском и Гидатлинском вольных обществ,- Рук.фонд ИИЯЛ, N 2408.

51. Дебиров П.М. Резьба по дереву в Дагестане,- М.,1982.

52. Дебиров П.М. Истоки дагестанского типа орнамента ленточногостиля ("плетенки")//Художественная культура средневекового Дагестана.- Махачкала, 1987.

53. Декоративное искусство средневековой Армении,-Л.: Аврора,1971.

54. Десять лет интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси АлексияИ // Наука и религия.-2000.-№8.

55. Джанашвили М.Г. Известия грузинских летописей и историков о Северном Кавказе и России//СМОМПК.-Тифлис,1897.- Вып.ХХП.

56. Джапаридзе О.М. К раннему этногенезу кавказских племен //Историко-филологические разыскания,- Тбилиси,1980,- 4.1.

57. Дидебулидзе З.Ш. О культурных взаимосвязях Грузии и Центрального Предкавказья в X-XII веках//Мацне.-Тбилиси, 1973.-N1.

58. Духовные лидеры осуждают экстремизм // Дагестанская правда.-1998,-28 марта.

59. Егише. О Вардане и войне армянской /Пер.с древнеарм. акад. И.А.Орбели,- Ереван,1971.

60. Еремян С.Т. Моисей Каланкатуйский о посольстве албанского князя Вараз-Трдата к хазарскому хакану Алп-Илитверу //ЗИ-ВАН- М,- Л,- Т.VII.

61. Заявление Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, в связи с положением в Дагестане //Журнал Московской патриархии N 10,- 1999.

62. Зверховский В.Г. Влияние учения и обрядности религиозных сект на сознание и психику верующих,- Грозный, 1969.

63. Zichy E.Yoyages au Caucase et en Asie Centrale, vol. II,1. Budapest, 1897.

64. Ибн-Русте. Книга драгоценных камней / Пер. Н.Караулова. Сборник материалов по описанию местностей и племен Кавказа (СМОМПК).- Тифлис, 1903,- Вып.32.

65. Ибн-Хаукаль. Книга путей и царств. Пер.Н.А.Караулова //СМОМПК,- Тифлис, 1908,- Вып.38.

66. Иваненко С. Надо ли бояться свидетелей Иеговы? //Московскиеновости,- 1997,- N 7.

67. Иванов М.К. вопросу о богословии символа//ЖМП.~1984,- N 4.

68. Иессен А.А. Работы на Сулаке //Известия ГАИМК,- 19351. Вып.110.

69. Известия грузинских летописей и историков о Северном Кавказе и России //СМОМПК,- Тифлис, 1897,- Вып.22.

70. Иосселиани Г1. Путевые заметки по Дагестану в 1861 г.-Тифлис,1862.

71. Иосселиани П.Род князей Чолакаевых и мученик св.Будзина Чо-лакаев.- Тбилиси, 1866.

72. Исаков М.И. Археологические памятники Дагестана,- Махачкала, 1966.

73. История Егише вардапета,- Тифлис, 1853.

74. История народов Северного Кавказа,- М.,1988.

75. История СССР. Макет,- 4.III-IV.

76. История цахуров,- Рукоп.фонд. ИИЯЛ, ф.1, оп.1,д.399.78. Кавказ,- 1874,- 18.08.79. Кавказ,- 1896,-N254.

77. Кагантакваци Моисей. История агван. Пер.с арм. К.Патканова. -СПб.,1861.

78. Картлис Цховреба,- Тбилиси: Издание З.ЧичинадзеД 897.

79. Картлис Цховреба,- Тбилиси,!955,- Т.1.

80. Klaproth J., F.Geographisch historische Beschreibung des ostlichen Kaukasus.- Weimar, 1814.

81. Ковалевский M.M. Закон и обычай на Кавказе,-M., 1890.

82. Козубский Е.И. История Дербента.- Темир-Хан-Шура,1906.

83. Комаров A.B. Пещеры и древние могилы в Дагестане //Пятый археологический съезд в Тифлисе. Труды предварительной комиссии. М.,1882.

84. Котович В.Г. Проблемы культурно-исторического и хозяйственного развития населения древнего Дагестана.- М.,1982.

85. Котович В.Г. О местонахождении раннесредневековых городов Варачана, Беленджера и Таргу //Древности Дагестана,- Махачкала, 1974.

86. Котович В.Г. Археологические работы в горном Дагестане// МАД,П,- Махачкала, 1961 ;

87. Котович В.Г. Отчет о работе 1-го горного отряда ДАЭ в 1956 г. Рукоп. фонд ИИЯЛ, д.2333.

88. Котович В.Г., Мунчаев P.M., Путинцева П.Д. Некоторые данные о средневековых памятниках горного Дагестана //МАД,- Махач-кала,1961.- Т.П.

89. Криштопа А.Е. Сведения западноевропейских путешественников XV века о Дагестане.//Вопросы истории и этнографии Дагестана,- Махачкала, 1970,- Вып.1.

90. Крупнов Е.И. Древняя история Северного Кавказа.- М.,1960.

91. Крупнов Е.И. Грузинский храм Тхаба-Ерды на Северном Кавказе. //КСИИМК,- XV.

92. Крымский А.Е. Страницы из истории северного или Кавказского Азербайджана //Сборник статей к 50-летию Ольденбурга.-Л.,1934.

93. Кудрявцев A.A. Древний Дербент.- М.,1958; изд."Наука", 1982.

94. Курбанов М.Р., Курбанов Г.М. Религия в культуре народов Дагестана,- МахачкалаД996.

95. Лавров JI.И. Археологические разведки в Дагестане. 1947 и1950 годы //Сборник музея антропологии и этнографии,- T.XIV.

96. Лавров Л.И. Эпиграфические памятники Северного Кавказа.-М.,1976,- Вып.1.

97. Любимова Г.Н., Хан-Магомедов С.О. Народная архитектура Южного Дагестана: Табасаранская архитектура,- М.,19:56.

98. Магомедов М.Г. Отчеты о работе Верхнечирюртовской археологической экспедиции за 1970-1973 гг.- РФИИЯЛ, ф.З, д.288, 334, 336,346.

99. Магомедов М.Г. Происхождение раннесредневековой культуры Терско-Сулакского междуречья //Материалы сессии, посвященной итогам экспедиционных исследований в Дагестане в 19761977гг. Махачкала,1978.

100. Магомедов М.Г. Раннесредневековые церкви Верхнего Чирюрта// C.A.-1979.-N 3.

101. Магомедов М.Г. Образование Хазарского каганата,- М.,1983.

102. Магомедов М.Г. Новые раннесредневековые культовые памятники в Приморском Дагестане,- В книге: Обряды и культы древнего населения Дагестана,- Махачкала, 1986.

103. Магомедов М.Г. Живая связь эпох и культур,- Махачкала, 1990г.

104. Магомедов М.Г. Хазары на Кавказе,- Махачкала, 1994.

105. Магомедов А. С помощью Слова Божьего //Степные вести.-1996,- 20 декабря.

106. Макатов И., Гамзаев Ш., Муслимов С. Религиозные пережитки и атеистическое воспитание молодежи,- Махачкала: Дагучпед-гиз,1977.

107. Малахова И. А. Эволюция "Духовного христианства" в СССР.1. М.,1970.

108. Малахова И.А. Современный баптизм: идеология и деятельность,- М.: Знание, 1987.

109. Мамедова Ф. "История албан" Моисея Каланкатуйского как источник по общественному строю раннесредневековой Албании.-Баку, 1977.

110. Маммаев М.М. О христианских символах и сюжетах в средневековом декоративно-прикладном искусстве Дагестана. В кн.: Дагестанское искусствознание.- Махачкала, 1976.

111. Марковин В.И. К вопросу о язычестве и христианстве в верованиях горцев Кавказа // Вестник КЕНИИ,- Нальчик,1972,- Вып.6.

112. Марковин В.И. О христианизации горцев Северо-Восточного Кавказа и храме Датуна в Дагестане//Художественная культура средневекового Дагестана.Дагестанский филиал АН СССР.-Махачкала,1987.

113. Марр Н.Я. Албанская надпись /7КСИИМК,- XV.

114. Марр Н.Я. Ереруйская базилика (Армянский храм V-VI вв. в окрестностях Ани).- Ереван, 1968.

115. Масуди. Книга сообщений и знаний. Пер.Н.А.Караулова //СМОМПК.- Тифлис, 1908,- Вып.38.

116. Масуди. Луга золота и рудники драгоценных камней. Пер.Н.А.Караулова //СМОМПК.- Тифлис,1908,- Вып.38.

117. Матиане Картлиса. Тбилиси, 1976.

118. Меликишвили Г.А. К истории древней Грузии,- Тбилиси, 1959.

119. Миллер В.Ф. Осетинские этюды,- М.,1882,- 4.2.

120. Hudud al-Alam the regions of the world a Persian geography 372 a.n.- 982 a.d.Translated and explained by V.Minorsky.-L,1937,-447 p.

121. Минорский В.Ф. История Ширвана и Дербента X-XI вв.- Л.,1963.125126127128129130131132133134135136137138139

122. Мовчан Г.Я. Древняя архитектура Аварии (горный Дагестан): Автореферат дис. докт. ист. наук,- М.Д970. Монастырская М. Когда вернулось счастье. Рассказы бывших верующих,- Махачкала, 1965.

123. Москаленко А.Т. Пятидесятники,- М.: Политиздат, 1966. Мужухоев М.Б. Средневековые культовые памятники Центрального Кавказа как исторический источник: Автореф.дис. докт. ист. наук. -М.,1985.

124. Муртузалиев С.И.,Ханбабаев K.M. Христианство в средневековом Даге стане//Славянский мир между Римом и Константинополем: христианство в странах Центральной, Восточной и Юго Восточной Европы в эпоху раннего средневековья.-М.,2000.

125. Муртузалиев С.И. Христианство и молодежь Дагестана // Проблемы поли культурного образования,- Махачкала, 2001.

126. Мшвениерадзе Д.М. Некоторые вопросы строительного искусства в древней Грузии. Тбилиси, 1949. Народы и религии мира: Энциклопедия.- М.,1999. Николаева JI., Иванов В. Двойная мораль сектантов //Дагестанская правда,-1982,- 15 августа.

127. Новосельцев А.П. Христианство, ислам и иудаизм в странах Восточной Европы и Кавказа в средние века //Вопросы истории,- 1989,-N9.

128. Пахомов Е.А. О дербентском княжестве в ХИ-ХШ вв.- Ба-куЛ930.

129. Петрушевский И.П. Из героической борьбы азербайджанского народа в ХШ-Х1У вв.- Баку, 1941.

130. Пигулевская Н.В. Сирийские источники по истории СССР-М.-Л.Д941.

131. Пикуль М.И. Научный отчет по археологической экспедиции за 1955,- Ру коп .фонд ИИЯЛ, д.2312.

132. Потто В.А. Два века терского казачества (1577-1801).- Репринтное издание,- Ставрополь: Кавказская библиотека, 1991.

133. Прозрителев Г.Н. Древние христианские церкви в Кавказских горах //Ставропольские губернские ведомости,- 1905,- N 47.

134. Прозрителев Г.Н. Древние христианские памятники Северного Кавказа,- Ставрополь, 1906.

135. Протестантизм: Словарь атеиста.- М.: Политиздат, 1990.

136. Протестантизм.-М.: Наука, 1990.

137. Раздольский С.А. Миссионерская деятельность православной церкви на Северном кавказе в Х1Х-начале XX веков: Авто-реф.дис. канд.наук,- Краснодар, 1997.

138. РГИА, ф. 796, оп.128, д.405.

139. Ришар Ж. Латинские миссионеры у кайтаков Дагестана XIУ-ХУ вв.// Материалы XXV Международного конгресса востоковедов.-М., 1963.-T.III.

140. Рогожин Т. Нечто из верований, поверий и обычаев жителей ст.Червленой, Кизлярского отдела Терской области //Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа,- Тифлис,1893,-Вып. 16.

141. Россия накануне 2000-летия христианства // Наука и религия.-2000,- №1.

142. Саидов М.С. Возникновение письменности у аварцев //Языки Да155156157158159160161162163164165166167168гестана,- Махачкала, 1948,- Вып.1.

143. Свидетели Иеговы //Народы и религии мира: Энциклопедия. -М.,1991.

144. Свидетели Иеговы //Христианство: Словарь /Под общ. ред. Л.Н.Митрохина и др.- М.: РеспубликаД994.

145. Современные секты России //Вестник всецерковного православного молодежного движения.- Москва Санкт-Петербург, 1995. Сообщение фотографа Ройнова А,- Архив Государственного музея Грузии, кат.32, л.9.

146. С праздником Пасхи! // Дагестанская правда.- 1994.-30 апреля. Страбон. География в 11-ти книгах /Пер. с греч.,предисл. и указ. Ф.Мищенка,-М.,1879.

147. Сумбатзаде A.C. Азербайджанцы этногенез и формирование народа.- Баку: Элм, 1990.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.