"Хронография" Иоанна Малалы: антикварная традиция и медиевализация исторического знания в Ранней Византии тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.03, кандидат наук Кобзева, Антонина Владимировна

  • Кобзева, Антонина Владимировна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2017, Белгород
  • Специальность ВАК РФ07.00.03
  • Количество страниц 255
Кобзева, Антонина Владимировна. "Хронография" Иоанна Малалы: антикварная традиция и медиевализация исторического знания в Ранней Византии: дис. кандидат наук: 07.00.03 - Всеобщая история (соответствующего периода). Белгород. 2017. 255 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Кобзева, Антонина Владимировна

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

ГЛАВА 1. Автор и общая композиция «Хронографии»

§ 1. Автор «Хронографии»

§ 2. Общий план всемирной хроники

§ 3. Проблема текстологии и стабильного текста

ГЛАВА 2. Основные темы сочинения Малалы сквозь призму

антикварной традиции

§ 1. Антиохийский «логос»

§ 2. Библейская история, греческая мифология и история

§ 3. Римская история

§ 4. Христианство и Ранняя Византия

ГЛАВА 3. Медиевализация исторического знания

§ 1. Хроника как «квази-история». Гибридная хронология

§ 2. Ранневизантийская историческая амальгама:

упрощение смыслов; искажение оптики

Заключение

Список литературы

Приложение

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Всеобщая история (соответствующего периода)», 07.00.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «"Хронография" Иоанна Малалы: антикварная традиция и медиевализация исторического знания в Ранней Византии»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования по заявленной теме заключается в необходимости дальнейшей разработки источниковедческих сюжетов Ранней Византии с точки зрения современного понимания Поздней античности как эпохи постепенного переформатирования системных основ цивилизации при сохранении культурного континуитета.

Видимо, нет более парадоксальной ситуации в отечественной историографии, чем ситуация с «Хронографией» Иоанна Малалы. Одно из программных ранневизантийских сочинений, в котором представлен только что оформившийся византийский (всемирно-христианский, имперский) взгляд на мировую историю, длительное время бытовавшее в культуре Древней Руси в славянском переводе1, до недавних пор не имело полного современного русского перевода. Текстологические трудности и ситуация со стабильным текстом этого сочинения на фоне различных рукописных традиций - очевидны. Но распространеное мнение о том, что ценность исторического источника в этом сочинении имеет лишь книга XVIII, ныне просто несерьезно.

Именно во взгляде автора VI в. на библейскую, греко-римскую и византийскую историю заложены огромные исследовательские возможности в плане изучения великого и почти незаметного современникам ранневизан-тийского «сдвига» реальности - и исторической в том числе, что в итоге привело к формированию византийской картины мира в самых разных ее проявлениях, отличающейся от классической античности в сторону упрощения и «виртуализации», моделирования «новой реальности».

Именно этот интерес движет современными активными исследованиями Малалы в мировой науке (достаточно назвать обобщающие коллективные монографии, изданные во Франции и Австралии). К сожалению, отечествен-

1 Шусторович Э.М. Древнеславянский перевод Хроники Иоанна Малалы (история изучения) // ВВ. - 1969. - Т. 30. - С. 136-152.

ная наука здесь мало что может предложить за последние полвека, кроме одной книги и ряда статей Л.А. Самуткиной.

Под антикварной традицией (антикварианизмом) мы понимаем ран-невизантийский вариант римской антикварной традиции, идущей от Варрона и Валерия Максима, Авла Геллия и Феста, то есть, интереса к различным феноменам, классификациям, предметам и людям прошлого без связного изложения единого исторического потока, с пристальным вниманием к категориям: время-пространство, люди-боги, этимологическому анализу слов, цитированию древних документов и авторов и т.п.2 Цель - поиск аналогов неким явлениям, современным автору, для закрепления или актуализации традиции. Обращение к некоторым реалиям прошлого в отдельные исторические эпохи весьма показательно и позволяет извлечь важную информацию об интересах, вкусах и ценностях времен самого антиквара.

При этом в собственно римской антикварной традиции (как части исторической) существовало два потока - сакральные древности и светские древности, а интерес к деталям антикварного характера пронизывал всю ис-

-5

торическую традицию . В Ранней Византии первый из этих потоков был фактически элиминирован. Второй же существовал, еще в первые века н.э. выработав методы анализа и научные подходы, воспринятые из греческих философских школ4.

Причина популярности и долговечности антикварианизма - в консерватизме римской государственности, правовых и религиозных учреждений и практики, традиции в целом5. Сама история многими воспринималась как сумма антикварных сведений - исторических прецедентов и архетипических образцов6. Христианизация империи как раз способствовала возрождению антикварианизма в силу его «внешнего» взгляда на описываемые явления,

Сидорович О.В. Анналисты и антиквары. Римская историография конца III - I вв. до н.э. - М.: РГГУ, 2005. - С. 20.

3 Там же. - С. 165.

4 Там же. - С. 166.

5 Там же. - С. 266.

6 Там же. - С. 267.

некоторой отстраненности, но при сохранении сверхзадачи - показать незыблемость и укорененность традиции даже при смене идеологических (сакральных) парадигм. Век Юстиниана поставил также задачи «музеефика-ции» классической античности, уже не опасной в религиозном отношении, и

п

оформления «ромейской идентичности» , византинизма. Все это стало прямой задачей ранневизантийских антикваров.

Главным представителем антикварного ученого жанра в Ранней Византии был Иоанн Лид, крупный государственный чиновник и преподаватель

о

Константинопольского «университета» (VI в.) , работавший с образованной аудиторией.

У Иоанна Малалы также очень четко ощущается не столько исторический (хронографический) интерес к прошлому (его «хроника» лишена не то что записей событий по годам, но даже единой системы датировок), сколько антикварный в его ранневизантийском профанном изводе. Поэтому антиква-рианизм Малалы весьма интересен и сам по себе, и в контексте медиевализа-ции исторического сознания - на профанном уровне.

Медиевализация гуманитарного (исторического) знания в Ранней Византии (превращение его из античного в средневековое) шла по многим направлениям в течение V-VI вв. Это, прежде всего:

- отказ от аристотелевской картины мира (заочный спор Прокла и Иоанна Филопона о вечности мира или его сотворенности Творцом),

- искажение географических и топографических представлений (Козьма Индикоплов)9,

- искажение глобальной картины мира (земля - плоский диск под неподвижной сферой с ангелами: антиохийское богословие) и др.

п

Maas M. John the Lydus and the Roman Past. Antiquarianism and politics in the age of Justinian. - L.; N.Y., 1992. - P. 2; Cameron A. Continuity and Change in sixth-century Byzantium. -L., 1981.

о

См., например: Maas M. John Lydus and the Roman Past. - London/New York, 1992; Иоанн Лид / Мир поздней античности. Документы и материалы. Вып. 4 / Ред.-сост. М.М. Синица. - Белгород, 2015.

9 См.: Clark, Travis Lee. Imaging the cosmos. The Christian Topography by Kosmas In-dikopleustes. - Philadelphia: Diss. - Temple University, 2008.

В этом же ряду находится и «Хронография» Иоанна Малалы, которая пытается дать очерк всего исторического процесса в условиях медиевального искажения его понимания.

Главные черты медиевального искажения истории:

- ее упрощение, переход к простой сумме фактов;

- многочисленные фактические ошибки,

- отказ от рациональных объяснений причин исторических событий (ранний провиденциализм).

В этом контексте также и само по себе рождение жанра хроники стало одним из важнейших проявлений медиевализации истории. Современный анализ этого явления - принципиально новая, ранее не ставившаяся, задача для исследователей Поздней античности, Ранней Византии и процесса трансформации античного мира в средневековый.

При этом надо помнить, что сочинение Малалы не организовано по принципу собственно хроники (летописания) - это связный развернутый нарратив без единой системы датировки событий (точнее, с различными системами датировок, применяемыми одновременно («гибридная хронология»)). Лишь иногда в тексте возникает рефрен, привязывающий по количеству лет события античной истории к событиям истории библейской (летоисчисление «от Адама»).

Основная цель работы - комплексное рассмотрение книг «Хроногра-фии» Иоанна Малалы в контексте его интереса к древности (антикварианизм) и медиевализации исторического знания в Ранней Византии, что проявилось как в появлении самого жанра всемирной хроники на простонародном языке, так и в искажениях (осознанных и неосознанных) исторической картины.

Из данной цели проистекают следующие задачи:

- проанализировать материалы к биографии Малалы для объективной характеристики источника;

- дать очерк современных представлений об истории и состоянии текста «Хронографии»;

- дать анализ общеисторической концепции Малалы всемирной истории от сотворения мира, а также его хронологии;

- рассмотреть специфику библейской, греческой, римской и византийской истории как смысловых блоков («логосов») в контексте антикварианиз-ма Малалы, антикварной традиции Ранней Византии;

- рассмотреть место и роль «антиохийского логоса» как сквозной локальной истории внуитри универсальной;

- установить основные факторы медиевализации исторического знания в Ранней Византии на примере сочинения Малалы; показать основные проявления медиевализации истории у Малалы.

Предметом исследования становится «Хронография» Иоанна Малалы как исторический источник.

Объект исследования - антикварианизм ранневизантийских писателей (на примере Малалы) и медиевализация исторического знания Ранней Византии (на примере сочинения Малалы).

Территориальные рамки работы ограничены основным комплексом территорий античного и ранневизантийского мира - Средиземноморье, с акцентом на восточные его регионы, в соответствии с сюжетами текста Мала-лы.

Хронологические рамки исследования охватывают преимущественно VI в., время жизни Малалы, что соответствует одной из важнейших фаз ран-невизантийского периода, понимаемого нами как 1-я треть IV - нач. VII вв.10 Обращение же нас, как и Малалы, к более ранним эпохам призвано определить, прежде всего, его византийский взгляд, угол зрения на них, в контексте медиевализации исторического знания.

Методологической основой исследования является теория локальных цивилизаций, представляющая византийское общество (включая его историческое сознание) как отдельный культурно-исторический организм, наряду с проявлением в нем общеисторических закономерностей.

10 От основания Константинополя до эпохи императора Ираклия.

Теория локальных цивилизаций, наиболее глубоко и последовательно сформулированная А. Тойнби, ориентирована на изучение сложных социальных систем - локальных цивилизаций, в совокупности их элементов и циклов, где основным критерием смены циклов в историческом движении считается культура.

В последние десятилетия значительно изменилось понимание эпохи Поздней античности (IV-VI вв.)11 как одной из наиболее сложных и противоречивых. По ряду параметров можно выделить это переходное время в самостоятельную историческую эпоху в комплексе взаимодействия всех составляющих ее разнонаправленных факторов. Его основным содержанием является идея континуитета - качественной преемственности между античной и византийской цивилизациями. Феномен континуитета предполагает построение динамической модели эпохи из различных взаимодействующих элементов в системе «преемственность - дискретность». Поздняя античность - это

12

общество в движении, изменении, переформатировании , транзитивное общество. Однако, на сегодняшний день феномен культурной преемственности двух эпох применительно к теме нашего исследования нуждается в актуализации и доработке.

В ходе работы мы также опирались как на безусловно методологически необходимые - на принцип историзма и на комплексный подход к источникам.

«Интеллектуальная история», активно разрабатываемая в последние десятилетия в ИВИ РАН (альманах «Диалог со временем» и др.) и ряде дру-

13

гих центров ставит в центр внимания деятельность и труды представителей интеллектуальной элиты различных обществ14, в т.ч. Поздней античности.

11 Болгов Н.Н. Поздняя античность: очерки истории и культуры. - Белгород, 2009. Поздняя античность на Востоке понимается нами как время, тождественное ранневизантийской

эпохе.

12

Ляпустина Е.В. Поздняя античность - общество в изменении // Переходные эпохи в социальном измерении. История и современность. - М., 2002. - С. 31-46.

13

В том числе в БелГУ: Литовченко Е.В. «Последние интеллектуалы» позднеантичной эпохи: традиция и транзитивность. - Белгород, 2011.

14 Gilbert F. Intellectual History: Its Aims and Methods // Daedalus. № 100. 1971. - P. 85-97.

Методы исследования делятся на общенаучные и специальные исторические. К первым следует отнести методы анализа и синтеза, индукции и дедукции.

Ко вторым можно отнести историко-биографический, лежащий в основе подходов к интерпретации хронологических текстов, и сравнителъно-исторический (компаративный), при котором сравниваются различные явления и стороны повседневной жизни ранневизантийского общества через призму библейских традиций в христианско-византийской монашеской литературе. Историко-биографический метод применялся для анализа личности самого Иоанна Малалы, особенности которой нашли отражение в его сочинении, а также для исследования места и роли многочисленных персонажей «Хронографии». Историческая биография в последнее время вызывает пристальный интерес исследователей, в том числе, отечественных15.

Метод контент-анализа был необходим при работе с текстом сочинения Малалы, построения классификаций и обобщений.

Историко-генетический метод применялся для рассмотрения происхождения изучаемых явлений сквозь призму антикварианизма ранневизан-тийских историков и хронистов и медиевализации исторического знания.

Метод системного анализа выявил особенности эволюции системы взглядов Иоанна Малалы на ход исторического процесса.

Структурно-диахронный метод использовался для изучения сущност-но-временных изменений исторической реальности, так как он отличается от синхронного (то есть одновременного) анализа, который имеет целью раскрыть неизменные в определённом хронологическом отрезке свойства исторической действительности.

Герменевтический метод применялся для осуществления анализа сочинения Малалы с целью выявления его отношения к античному наследию и современной ситуации.

15 См., например: История через личность. Историческая биография сегодня / Под ред. Л.П. Репиной. - М.: ИВИ РАН, 2010 и др.

Для раскрытия исторического контекста рассматриваемого времени использовался приём исторического описания.

Типологический (классификационный) метод основан на классификации исторических явлений, событий, объектов; выявлении общего в единичном, поиске характерных признаков для определенных типов исторических событий. Классификация - это основа всех типов теоретических конструкций, со сложной процедурой установления причинно-следственных связей, которые связывают классифицируемые объекты. Данный метод дает возможность сопоставлять исторические явления по сходным параметрам.

Метод интерпретации. Интерпретация - одна из фундаментальных процедур мышления, процесс придания смысла и значения любым проявлениям социальной и природной действительности, включенных в мир культуры, объективированных в предметно-знаковой форме16. В процессе интерпретации исторических фактов, событий, явлений и процессов субъект познания восстанавливает, реконструирует прошедшую социально-историческую действительность.

В своей совокупности методологический инструментарий позволяет решить задачи, поставленные перед исследованием.

Источниковая база исследования с одной стороны весьма обширна, но, с другой стороны, составляет одну типологическую категорию.

Основной источник - собственно «Хронография» Иоанна Малалы, ан-тиохийского монаха VI в., является одним из наиболее активно изучаемых в мировой науке ранневизантийских исторических сочинений. Собственно, вся диссертация посвящена, так или иначе, ее анализу. Однако, уже во Введении необходимо суммарно обозначить основные позиции в плане характеристики данного источника. В целом произведение распадается на две половины: книги I-XII рассказывают о библейской и античной (греко-римской) истории до принятия христианства. Книги XIII-XVIII образуют «византийский ло-

16 Агапов О.Д. Метод интерпретации в историческом познании / Автореф. канд. дисс. - М., 2000. - С. 15.

гос», повествуя о событиях от Константина до Юстиниана включительно. Прежде всего, необходимо отметить известный парадоксальный факт - сочинение Малалы по всем признакам является скорее историей (или квазиисторией), нежели хроникой. Это развернутое повествование с попытками объяснения событий. Однако, к хроникальным его относят (помимо хронологического стержня) из-за легковесных объяснений, общего низкого культурного уровня автора, писавшего для такой же невзыскательной аудитории. Единственное исключение - книга XVIII, но она настолько отличается от остального сочинения (объемом, анализом событий, отсутствием антиохий-ского взгляда и др.), что существуют сомнения в ее принадлежности Малале. Книги XIII-XVII по сравнению с XVIII достаточно поверхностны, зачастую уходят в занимательные экскурсы анекдотического характера (как, например, история с яблоком императрицы Евдокии) и т.п. В целом книги «византийского логоса» образуют достаточно четко обрисованный единый цикл, начинающийся с христианизации и переезда империи в Константинополь. В этом убеждает хронологический принцип повествования у Малалы и структура книг XIII-XVIII. Выявленное же Я.Н. Любарским деление «Хронографии» на библейско-античную историю и императорскую римско-византийскую (кн. X-XVIII), по нашему мнению, не совсем правильно: книга IX носит переходный характер.

Среди прочих сочинений ранневизантийского времени наиболее важны работы Иоанна Лида как основного представителя антикварного направления в ранневизантийской историографии. По социальному положению Лид был чиновником и состоял на государственной службе в Восточной префектуре

17

претория . От него до нас дошло три узко специальных антикварных трактата - «О месяцах» (в четырех книгах)18, «О знамениях» (одна книга)19 и «О ма-

17 Ioannes Lydus 75 // PLRE / by J R. Martindale. Vol. II A.D. 395-527. - Cambridge: University Press, 1980. - P. 612-615.

18

Ioannes Lydus. On the Months (De Mensibus) / Tr. and ed. by A. Bandy. - Lewiston: Edwin Mellen Press, 2013; Ioannis Laurentii Lydi Liber De Mensibus / Ed. R. Wuensh. - Lips.: Bibliotheca scriptorum Graecorum et Romanorum Teubneriana, 1898.

гистратах» (в трех книгах) , и все они имеют дело с историей Рима. Первое из них посвящено рассмотрению вопросов происхождения и развития древнеримской календарной системы и основным праздникам и обрядам, связанным с языческим календарным циклом; второе является справочником-компендиумом древних писателей по астрономическим и природным явлениям, катаклизмам и приметам, которые считались предзнаменованиями исторических событий, а третье касается истории должностей в Римском государстве и преемственности их в Ранней Византии, главным образом, в институте префектуры претория Востока. В результате, события древней истории в специальных сочинениях Лида излагаются не в хронологическом порядке, а разбросаны по всему произведению.

Для аналогий важное значение имеют «Пасхальная хроника», наиболее тесно соприкасающаяся с сочинением Малалы в содержательном и текстуальном плане, а также латинская «Хроника» Марцеллина Комита из Константинополя, как синхронная (VI в.) и также развернутая хроника. В этой хронике излагаются события от прихода к власти императора Феодосия Великого (379 г.) до правления Юстиниана. Сочинение Марцеллина Комита представляет собой важнейший исторический источник21, в котором мы можем найти свидетельства о пережитках античных празднеств в Константинополе и других интересующих нас фактах.

Среди специальных исторических сочинений светских авторов первое место по количеству фактов и глубине анализа событий принадлежит, безусловно, Прокопию Кесарийскому, придворному историку императора Юс-

22 23

тиниана Великого (VI в.) . Его главный труд - «История войн Юстиниана» ,

19 Ioannis Lavrentii Lydi Liber De Ostentis et Calendaria Graeca Omnia / Ed. C. Wachsmuth. -

Lipsia: Bibliotheca scriptorum Graecorum et Romanorum Teubneriana, 1897.

20

Ioannes Lydus. On the Powers or The Magistracies of the Roman State / Tr. and ed. by A.

Bandy. - Lewiston, New York: The Edwin Mellen Press, 2013.

21

Марцеллин Комит. Хроника. - Белгород, 2010; Croke B. Count Marcellinus and his Chronicle. - Oxford; New York, 2001.

22

Чекалова А.А. Прокопий Кесарийский: личность и творчество // Прокопий Кесарийский. Война с персами. Война с вандалами. Тайная история. - СПб.: Алетейя, 1998. - С. 345-373.

который традиционно делится на три цикла - персидский, вандальский и готский. Сочинение Прокопия «Тайная история»24, написанное не для широкого ознакомления, а как оппозиционный политический памфлет.

Некоторую информацию о периоде до 410 г. мы сможем найти у важного византийского придворного (комита и экс-адвоката фиска) и крипто-язычника Зосима, который жил на рубеже V-VI вв. Для нас здесь наиболее важно то обстоятельство, что сам историк был одним из последних язычников-интеллектуалов, разумеется, скрытых, который позволил себе с языческих позиций изложить историю империи в своем труде в 6 книгах «Новая история»25.

Весьма важна церковно-историческая традиция26, представленная сочинениями Евсевия Кесарийского (263-340 гг.), поставившего задачу в своей

27

«Церковной истории» (10 книг) описать историю христианской Церкви, начиная от преемства апостолов до эпохи Константина I Великого. Для нашего исследования наиболее интересны заключительные книги 8 и 9, рассказывающие о начале IV в., так как сформированные тогда нормы и идеалы общественной и частной морали будут служить ориентиром и для времени конца IV - V вв. «Хроника» Евсевия важна с точки зрения построения системы хронологии у Малалы. Она состоит из «хронографии» - связного повест-

28

вования, и «хронологических канонов» - синхронистических таблиц28.

23

Прокопий Кесарийский. История войн Юстиниана. - СПб., 2000 и др. изд.; Cameron, Averil. Procopius and the Sixth century. - Routledge,1996.

24

Прокопий. Тайная история. - М., 1996; Панченко Б. О «Тайной истории» Прокопия // Византийский временник (ВВ). 1895. Т. 2. - С. 24-57, 340-371; 1895. Т.3. - С. 96-117, 300316, 460-527; 1897. Т. 4. - С. 402-521.

25 Зосим. Новая история. - Белгород, 2010; Болгов Н.Н. Зосим - последний античный историк // Вопросы истории. 8. 2006. - С. 157-166; Розенталь Н.Н. Религиозно-политическая идеология Зосима // Древний мир: сборник статей в честь академика В.В. Струве. - М., 1962. - С. 611-617.

26 В целом об этой традиции см.: Ващева И.Ю. Феномен «Церковных историй» в эпоху поздней античности. Автореф. докт. дисс. - Белгород, 2013.

27

Евсевий Кесарийский. Церковная история. - М., 1993.

28

Eusebii Chronicon: Chronicorum libri II / Ed. A. Schone. - Dublin, 1967; Eusebii Chronicor-um liber prior (Armenia versio; graeca fragmenta); Eusebii Chronicorum liber prior (Armenia versio; graeca fragmenta); Chronicorum Canonum quae supersunt (Armenia et Hieronymi versiones). - Lpz., 1911.

Сократ Схоластик (380-439 гг.), будучи константинопольским адвока-

29

том, написал «Церковную историю» в 7 книгах о событиях с 305 г. по 439 г.

Эрмий Созомен (400-450 гг.), тоже адвокат, в «Церковной истории» в 9 книгах охватывает период с 324 г. по 423 г. и находится в сильной зависимости от Сократа. У него полезными оказались описания некоторых традиций и нравов населения, особенно его родной Сирии, а также церковной политики императоров.

-5 1

Феодорит Киррский (386-457 гг.) - автор «Церковной истории» , являющейся продолжением предыдущих церковных историй.

Евагрий Схоластик (537-594 гг.) оставил историческое сочинение

32

«Церковная история» в 6 книгах, охватывающее время от 431 г. до 594 г.

Филосторгий (365 - ок. 439 гг.) описал историю IV - начала V в. (с 300

33

по 425 гг.) с арианских позиций .

Антиохийская тема будет полезна в сравнении с материалами ритора Либания34. Тема статуй в Антиохии не может быть рассмотрена без обраще-

35

ния к наследию Иоанна Златоуста .

Таким образом, письменным источникам принадлежит решающее место в проблематике нашего исследования. Собственно, работа строится преимущественно на анализе текста письменного источника.

Историография проблемы достаточно специфична. Ее можно разделить на отечественную и зарубежную.

29

Сократ Схоластик. Церковная история. - М.: РОССПЭН, 1996; Urbainczyk T.E. Socrates of Constantinople: Historian of Church and State. - Ann Arbor, 1997.

30

Эрмий Созомен. Церковная история - СПб., 1851.

31 Феодрит Киррский. Церковная история. - М., 1993; Urbainczyk T.E. Theodoret of Cyrrhus: The Bishop and the Holy Man. - Ann Arbor, 2002.

32 Евагрий Схоластик. Церковная история в 6 кн. - СПб.: Алетейя, 1999-2003. - В 3 т.

33

Филосторгий. Сокращение «Церковной истории» // Церковные историки IV-V веков. -М., 2007. - С. 189-264, 520-585.

34 Либаний. Речи. - СПб., 2014. В 2 т.; Письма Либания в русских переводах. - Белгород, 2015.

35

Иоанн Златоуст. Беседы к антиохийскому народу о статуях // Свт. Иоанн Златоуст. Полное собрание творений. Т. II, кн. 1. - М., 2006. - С. 3-308.

В ходе работы над темой были использованы обобщающие труды разных лет по истории (Ранней) Византии в целом: это книги выдающихся отечественных византинистов, классиков исторической мысли Ю.А. Кулаков-

-5/с -5 7 "5 о од

ского , Ф.И. Успенского , А.А. Васильева , Г. Острогорского , коллективная «История Византии» в 3-х тт. (1967)40 и др.

Значительное количество справочного материала содержит энциклопедический словарь «Христианство»41.

Весьма важен ряд трудов ведущего петербургского византиниста Г.Л. Курбатова, работавшего на протяжении 60-90-х гг. Среди его произведений есть исследования истории ранневизантийской Антиохии, монография «Ран-невизантийские портреты» и др.42 Методологически весьма важно, что еще в 1984 г. Г.Л. Курбатов обратился к «позднеантичной стадии развития», пытаясь осмыслить наработки британской школы П. Брауна. К сожалению, в отечественной науке эти подходы в дальнейшем не стали преобладающими, и к их развитию обратились с тех пор совсем немногие ученые.

Комплексное исследование церковных историй Ранней Византии, их информативных возможностей и общекультурного значения предпринято И.Ю. Ващевой43. Несколько ранее эти проблемы были поставлены И.В. Кри-

44

вушиным .

Помимо общих работ о Ранней Византии, собственно о Малале и его труде, однако, в отечественной науке, несмотря на длительную историю бытования сочинения в древнерусской литературе, достойных исследований, как и современного научного комментированного издания перевода - нет.

36 Кулаковский Ю.А. История Византии. - В 3 тт. - СПб., 1996.

37

Успенский Ф.И. История Византийской империи. - В 3 тт. - М., 1998.

38

Васильев А.А. История Византии. - В 2 тт. - М., 1998.

39

Острогорский Г. История Византийского государства. - М., 2010.

40 История Византии. - В 3 т. - М., 1967.

41 Христианство. Энциклопедический словарь в 3 т. - М., 1991.

Похожие диссертационные работы по специальности «Всеобщая история (соответствующего периода)», 07.00.03 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Кобзева, Антонина Владимировна, 2017 год

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Источники

1. Thurn, Ioannes (ed.). Ioannis Malalae Chronographia. - Berlin/New York: W. de Gryuter, 2000. - 590 р.

2. The Chronicle of John Malalas. - Melbourn: Byz. Austral., 1986. - 312 p.

3. Иоанн Малала. Летопись: Книга V. О временах троянских / Пер. с греч. Л.А.Фрейберг // Памятники византийской литературы IV-IX веков. -М.: Наука, 1968. - С. 184-195, 340-341.

4. Иоанн Малала. Слово второе. Слово пятое // От берегов Босфора до берегов Евфрата / Перевод, предисл. и коммент.: С.С.Аверинцев. - М.: Наука, 1987. - С. 229-238.

5. Иоанн Малала. Хронография / Мир поздней античности. Документы и материалы. Вып. 2, 6, 7. - Белгород, 2014-2016 [полный перевод, выполненный в учебных и ознакомительных целях для студентов].

6. Истрин В.М. Первая книга Хроники Иоанна Малалы // Записки Императорской Академии наук. - 1897. - Сер. VIII. - Т. 1. - № 3.

7. Истрин В.М. Хроника Иоанна Малалы в славянском переводе. - М.: Джон Уайли энд Санз, 1994. - 624 с.

***

8. Библия. Книги Ветхого и Нового Завета. - М., 1992. - 1054 с.

9. Chronicon Paschale / ed. L. Dindorf. - Bonn, 1832; Chronicon Paschale 284-628 AD. - Liverpool, 1989. - 322 р.

10. Eusebii Historia Ecclesiastica: PG. Тт. 19-24; Евсевий. Церковная история. - М., 1993. - 560 с.; Eusebii Chronicon: Chronicorum libri II / Ed. A. Schone. - Dublin, 1967; Eusebii Chronicorum liber prior (Armenia versio; graeca fragmenta); Chronicorum Canonum quae supersunt (Armenia et Hieronymi versiones). - Lpz., 1911.

11. Evagrius Ponticus. Briefeausder Wuste. - Trier: Paulinus Verlag, 1986. -432 S.

12. Evagrius: The Ecclesiastical History. - L., 1898; Евагрий Схоластик. Церковная история в 6 кн. / пер. И.В. Кривушина. - СПб.: Алетейя, 19992003. - 3 т.

13. Ioannes Chrysostomus. Opera omnia // PG. - T. 47-64; Творения св. отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского. - Т. 1-10. - СПб.: Изд. СПбДА, 1898 (переизд.: М., 2006. - Т. 1-10, в 20 кн.).

14. Ioannes Lydus. On the Powers or The Magistracies of the Roman State / Tr. and ed. by A. Bandy. - Lewiston, New York: The Edwin Mellen Press, 2013. -502 р.

15. Ioanni Moschi Leimones: Иоанн Мосх. Луг Духовный. - М.: День, 1993. - 334 с.

16. Marcellini Comitis Chronicon: Хроника Комита Марцеллина (текст и перевод). - Белгород, БелГУ, 2010. - 230 с.

17. Muller, C. Fragmenta historicorum graecorum. - Paris, 1851.

18. Palladius Helenopolitanus. The Lausiac History. - New York: Newman Press, 1964; Палладий. Лавсаик, или повествование о жизни святых и блаженных отцов. - М.: Изд. Донского монастыря, 1992. - 212 с.

19. Patria Konstantinupoleos (Scriptores originum Constantinopolitarum) / Cameron, Averil; Herrin, Judith. Constantinople in the early eighth century: the Parastaseis syntomoi chronikai (introduction, translation, and commentary). - Leiden: Brill Archive, 1984. - 322 p.

20. Philostorgius. Historia Ecclesiastica. - Berlin, 1972; Филосторгий. Сокращение «Церковной истории» // Церковные историки IV-V веков. - М., 2007. - С. 189-264, 520-585.

21. Procopius Caesariensis. Werke. - B., 1970. - 688 S.; Прокопий Кеса-рийский. История войн Юстиниана. - СПб.: Алетейя, 2000. - 542 с.; Прокопий. Тайная история. - М.: Веста, 1996. - 136 с.

22. Ruphini Presbyteri Vitae Patrum // PL. XXI; Руфина пресвитера Жизнь пустынных отцев. - Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1898. - XLIV, 120 с.; Руфин Аквилейский. Церковная история // Тюленев, В.М. Рождение латинской христианской историографии. С приложением перевода «Церковной истории» Руфина Аквилейского. - СПб.: Издательство Олега Абышко. 2005. -С. 230-284.

23. Sozomen. Historia Ecclesiastica. - Leipzig, 1960; Эрмий Созомен. Церковная история. - СПб.: типография Фишера, 1851. - 636 с.

24. Suidae Lexicon / A. Adler, ed. 4 vols. - Leipzig, 1928-1938.

25. Theodoret. History of the Monks of Syria. - Kalamazoo: Cistercian Publications, 1985. - 452 р.; Блж. Феодорит Кирский. История боголюбцев с прибавлением «О божественной любви». - М., 1996. - С. 97-133; Феодорит Кирр-ский. Церковная история. - М.: Росспэн, 1993. - 212 с.

26. Suda. Lexocon. Vol. I. - Stuttgart: Teubner, 1928.

27. Иоанн Златоуст. Беседы к антиохийскому народу о статуях // Свт. Иоанн Златоуст. Полное собрание творений. Т. II, кн. 1. - М., 2006. - С. 3308.

28. Либаний. Речи. - СПб.: Квадривиум, 2014. - В 2 т.; Письма Либания в русских переводах / Мир поздней античности. Вып. 5. - Белгород, 2015. -66 с.

Исследования

20. Аверинцев, С.С. На границе цивилизаций и эпох: вклад восточных окраин римско-византийского мира в подготовку духовной культуры европейского средневековья // Восток-Запад. Исследования. Переводы. Публикации. - М.: Наука, 1985. - С. 5-20.

21. Аверинцев, С.С. От античности к Средневековью (V-VI вв.). - М.: Наука, 1984. - Т. 2. - 449 с.

22. Агапов, О.Д. Метод интерпретации в историческом познании / Ав-тореф. канд. дисс. - М., 2000. - 16 с.

23. Афиногенов, Д.Е. Композиция Хроники Георгия Амартола // Византийский временник. 52. 1991. - С. 102-112.

24. Беляев, Н.М. Украшения позднеантичной и ранневизантийской одежды // Seminarium Kondakovianum. 4. - Praha, 1926. - C. 201-226.

25. Бибиков, М.В. Историческая литература Византии. - СПб.: Алетейя, 1998. - 317 с.

26. Болгов, Н.Н. Античные письменные источники. Греция. Ч. 1. - Белгород: БелГУ, 1999. - 130 с.

27. Болгов, Н.Н. Поздняя античность: история и культура. - Белгород: БелГУ, 2009. - 90 с.

28. Болгов, Н.Н., Литовченко, Е.В., Смирницких, Т.В. Поздняя античность: специфика эпохи и новые подходы к изучению // Гуманитарная наука в современной России: состояние, проблемы, перспективы развития: материалы IX регион. науч.-практ. конф. РГНФ: в 2 тт. - Белгород, 2007. - Т.1. - С. 47.

29. Болгова, А.М. К проблеме закрытия Афинской философской школы в 529 г. // Империя ромеев во времени и пространстве: центр и периферия. -М.-Белгород, 2016. - С. 32-34.

30. Бычков, В.В. Эстетика поздней античности. - М.: Наука, 1981. - 325

с.

31. Васильев, А.А. История Византии. - Тт. 1-2. - СПб.: Алетейя, 1998. -564, 458 с.

32. Ващева, И.Ю. Концепция поздней античности в современной исторической науке // Вестник ННГУ им. Н.И. Лобачевского. Серия История. 2009. № 6(1). - С. 220-231.

33. Ващева, И.Ю. Феномен «Церковных историй» в эпоху поздней античности / Автореф. докт. дисс. - Белгород, 2013. - 47 с.

34. Византийский словарь. - В 2 т. - СПб.: РХГА, Амфора, изд. Олега Абышко, 2011. - 574, 592 с.

35. Грабар, А. Император в византийском искусстве. - М.: Ладомир, 2000. - 400 с.

36. Громова, А.В. Мир Иовиана (363 г.) в «Хронографии» Иоанна Ма-лалы // Ломоносов-2011. - М., 2011 (CD-ROM).

37. Громова, А.В. Иоанн Малала о восточной политике римских императоров в III в. (К вопросу об особенностях композиционного решения) // Проблемы истории и культуры Древнего Востока. Материалы международной научной конференции, посвященной памяти Г.М. Бонгард-Левина 15 декабря 2010 г. - М.: ИВ РАН, 2010. - С. 30-33.

20. Громова, А.В. Этнолингвистические критерии в описании Ирана в «Хронографии» Иоанна Малалы // Этносы и «нации» в Западной Европе в Средние века и раннее Новое время. - СПб.: Алетейя, 2015. - С. 115-123.

21. Дашков, С.Б. Императоры Византии. - М.: Красная площадь, 1997. -

368 с.

22. Дерюгин, А.А. Вергилий в древнем славянском переводе хроники Иоанна Малалы // Античность и Византия. - М.: Наука, 1975. - С. 351-362.

23. Елъницкий, Л.А. Византийский праздник брумалий и римские сатурналии // Античность и Византия. - М.: Наука, 1975. - С. 340-350.

24. Иваницкая, Я.Ю. Христианизация позднеантичного общества в контексте внешних репрезентаций. Автореф. канд. дисс. - Белгород, 2011. - 28 с.

25. Иваницкая, Я.Ю., Болгов, Н.Н. Античные памятники Константинополя. - Белгород: БелГУ, 2011. - 84 с.

26. История Византии. - Т. 1. - М.: Наука, 1967. - 455 с.

27. История через личность. Историческая биография сегодня / Под ред. Л.П. Репиной. - М.: ИВИ РАН, Квадрига, 2010. - 720 с.

28. Козлов, А.С. Политическая оппозиция правительству Византии в 476-491 гг. V в. Основные направления и социальное содержание // Античная древность и средние века. - Свердловск: УрГУ, 1988. Вып. 24. - С. 58-74.

29. Кравчук, А. Галерея византийских императоров. - Екатеринбург -М.: У-Фактория-астрель, 2011. - 416 с.

30. Кривушин, И.В. Ранневизантийская церковная историография. -СПб.: Алетейя, 1998. - 200 с.

31. Кузенков, П.В. Христианские хронологические системы. История летоисчисления в святоотеческой и восточнохристианской традиции. - М.: РИЦ им. Св. Василия Великого, 2014. - 992 с.

32. Кулаковский, Ю.А. История Византии. - В 3 тт. - СПб.: Алетейя,

1996.

33. Культура Византии. IV - первая половина VII вв. - М.: АН СССР, 1984. - 723 с.

34. Курбатов, Г.Л. История Византии (историография). - Л.: ЛГУ, 1975. - 346 с.

35. Курбатов, Г.Л. История Византии. - М.: Высшая школа, 1984. - 207

с.

36. Курбатов, Г.Л. Основные проблемы внутреннего развития византийского города в IV-VII вв. (Конец античного города в Византии). - Л.: ЛГУ, 1970. - 310 с.

37. Курбатов, Г.Л. Ранневизантийские портреты (К истории общественно-политической мысли). - Л.: ЛГУ, 1991. - 272 с.

38. Курбатов, Г.Л. Ранневизантийский город (Антиохия в IV в.). - Л.: ЛГУ, 1962. - 286 с.

39. Курбатов, Г.Л. Ранняя Византия IV-VII вв. - позднеантичное общество? // Вестник СПбГУ. Сер. 2. Вып. 2. 2001. - С. 3-20.

40. Любарский, Я.Н. «Хронография» Иоанна Малалы (проблемы композиции) // его же. Византийские историки и писатели. - СПб.: Алетейя, 1999. - С. 7-20.

41. Любарский, Я.Н. «Хронография» Иоанна Малалы. Проблемы композиции // Festschrift fur Fairy von Lilienfeld. - Erlangen, 1982. - S. 411-429.

42. Любарский, Я.Н. Герои «Хронографии» Иоанна Малалы // его же. Византийские историки и писатели. - СПб.: Алетейя, 1999. - С. 21-30.

43. Любарский, Я.Н. Замечания о структуре «Хронографии» Иоанна Малалы // Общество и культура на Балканах в Средние века. - Калинин, 1985. - С. 23-31.

44. Любарский, Я.Н. Исторический герой в «Хронографии» Иоанна Малалы // Кавказ и Византия. - Ереван, 1988. - Вып. 6. - С. 110-119.

45. Любарский, Я.Н. Сюжетное повествование в византийской хрони-стике (постановка проблемы) // Византийские очерки: Труды российских ученых к XIX Международному конгрессу византинистов. - М.: Индрик, 1996. - С. 32-45.

46. Ляпустина, Е.В. Поздняя античность - общество в изменении // Переходные эпохи в социальном измерении. История и современность. - М., 2002. - С. 31-46.

47. Мещерский, Н.А. Два неизданных отрывка древнеславянского перевода «Хроники» Иоанна Малалы // Византийский временник. - М., 1956. - Т. 11.

48. Мильков, В.В. Сведения об античности и античной философии в древнерусской «Хронике» Иоанна Малалы // Отечественная философская мысль XI - XVII вв. и греческая культура. - Киев: Наукова думка, 1991.

49. Наумов, Е.П. Некоторые проблемы ранневизантийской этнонимии и этносоциальной терминологии (на материале хроники Малалы) // Этногенез народов Балкан и северного Причерноморья. Лингвистика, история, археология. - М.: Наука, 1984. - С. 52-61.

50. Острогорский, Г. История византийского государства. - М.: ДАРЪ, 2011. - 896 с.

51. Попков, К.О. Византийско-иранская война 528-532 гг. в «Хронографии» Иоанна Малалы и «Войне с персами» Прокопия Кесарийского // Классическая и византийская традиция. 2013. - Белгород, 2013. - С. 151-156.

52. Попков, К.О. Римская империя I в. до н.э. - II в. н.э. в «Хронографии» Иоанна Малалы // Белгородский диалог - 2013. - Белгород, 2013. - С. 60-61.

53. Попков, К.О. Образ Рима в «Хронографии» Иоанна Малалы // Белгородский диалог - 2015. - Белгород, 2015. - С. 35-36.

54. Попов, И.Н. Историческая память в Византии: представления византийских хронистов VI-XII вв. об эпохе становления христианского царства. Автореф. канд. дисс. - М., 2009. - 26 с.

55. Попов, И.Н. Иоанн Малала // Православная энциклопедия. Т. 24. -М.: ПЭ, 2007. - С. 437-443.

56. Самуткина, Л.А. Античная скульптура в ранневизантийской «Хронографии» Иоанна Малалы // Аристей. № 1. 2010. - С. 154-163.

57. Самуткина, Л.А. Германцы в ранневизантийских хрониках // Исторический журнал - научные исследования. 2011. № 3. - С. 48-55.

58. Самуткина, Л.А. Город в «Хронографии» Иоанна Малалы // Личность - Идея - Текст в культуре Средневековья и Возрождения. Сб. науч. тр. в честь 65-летия Н.В. Ревякиной. - Иваново, 2001. - С. 33-47.

59. Самуткина, Л.А. Документальность «Хронографии» Иоанна Малалы // Куприяновские чтения - 2009. Сборник научных статей и материалов: К 90-летию засл. деятеля науки, д.ф.н., проф. П.В. Куприяновского. -Иваново: ЛИСТОС, 2011. - С. 23-29.

60. Самуткина, Л.А. Идеальный правитель в «Хронографии» Иоанна Малалы // Сергеевские чтения. - М., 2009. - С. 22-23.

61. Самуткина, Л.А. Император Юстиниан Великий в «Хронографии» Иоанна Малалы // Проблемы социальной истории и культуры средних веков и раннего нового времени. № 4. 2003. - С. 103-116.

62. Самуткина, Л.А. Иудейская апокалиптическая литература и христианская всемирная хроника // Вестник ИвГУ. Филология. 2004. № 1. - С. 54-59.

63. Самуткина, Л.А. Концепция истории в «Хронографии» Иоанна Ма-лалы. - Иваново: ИвГУ, 2001. - 143 с.

64. Самуткина, Л.А. Концепция легендарной истории у Иоанна Мала-лы // Формы исторического сознания от поздней античности до эпохи Возрождения (Исследования и тексты). - Иваново, 2000. - С. 41-58.

65. Самуткина, Л.А. Модель цивилизации в «Хронографии» Иоанна Малалы // Личность. Культура. Общество. Т. 5. Спец. вып. 1-2 (19-20). - Иваново, 2003. - С. 389-396.

66. Самуткина, Л.А. Описание стихийных бедствий в «Хронографии» Иоанна Малалы // Историческая мысль и историография на рубеже античности и средневековья. - Иваново: Ивановский гос. университет, 2000. - С. 4554.

67. Самуткина, Л.А. Оракул в ранневизантийской «Хронографии» Иоанна Малалы // Вестник ИвГУ. 2007. № 1. - С. 39-45.

68. Самуткина, Л.А. Функции античной мифологии в ранневизантийской «Хронографии» Иоанна Малалы // Experimenta lucifera. Сб. трудов V Поволжского науч.-метод. сем. по пробл. преп. и изуч. дисц. классического цикла. Вып. 4. - Нижний Новгород, 2007. - С. 38-44.

69. Сидорович, О.В. Анналисты и антиквары. Римская историография конца III - I вв. до н.э. - М.: РГГУ, 2005. - 290 с.

70. Сорочан, С.Б. Византия: парадигмы быта, сознания, культуры. -Харьков: Майдан, 2011. - 952 с.

71. Творогов, О.В. Хроника Иоанна Малалы // Словарь книжников и книжности Древней Руси. - Л.: Наука, 1987. - Вып. I (XI - первая половина XIV в.).

72. Тойнби, А. Дж. Постижение истории. - СПб.: Изд-во Олега Абыш-ко. - В 3 тт. - СПб., 2006. - 566, 586, 432 с.

73. Удальцова, З.В. Византийская культура. - М.: Наука, 1988. - 400 с.

74. Удалъцова, З.В. Источники по истории Византии IV - первой половины VII в. // История Византии: В 3-х томах. - М.: Наука, 1967. - Т. 1. С.47-50.

75. Удалъцова, З.В. Мировоззрение византийского хрониста Иоанна Малалы // ВВ. 1971. Т. XXXII. - С. 3-23.

76. Удалъцова, З.В. Развитие исторической мысли // Культура Византии. IV - первая половина VII в. / Отв. ред. З.В. Удальцова - М.: Наука,1984. - С. 119-271.

77. Удалъцова, З.В. Хроника Иоанна Малалы в Киевской Руси // Археографический ежегодник. 1965. - М.: Наука, 1966.

78. Удалъцова, З.В. Церковные историки ранней Византии // Византийский временник. - М., 1982. - Т. 43.

79. Чекалова, А.А. Иоанн Малала. Византийские хроники от начала до VII века. - URL: http: //www.biblioclub .ru/38581_Vizantiiskie_khroniki_ot_nachala_do_VII_v_. ht ml (дата обращения 7.11.2013).

80. Черноусов, Е.А. Из этюдов по Малале (эпоха Анастасия Дикора) // Сб. статей в честь С.А. Жебелева - Л., 1926. - С. 18—28.

81. Чернышева, М.И. К характеристике славянского перевода «Хроники» Иоанна Малалы (Роль иноязычных вкраплений) // Византийский временник. - М., 1983. - Т. 44.

82. Чернышева, М.И. О соотношении славянского перевода Хроники Иоанна Малалы и ее греческого текста (на материале портретной лексики) // Труды Отдела древнерусской литературы. 27. 1983. - С. 222-228.

83. Чернышева, М.И. Византинизмы в языке «Хроники» Иоанна Малалы. Автореф. дисс. ... к. филол. н. - М., 1987. - 22 с.

84. Шестаков, С.П. Иоанн Ритор Церковной истории Евагрия // УЗ Казанского университета. - 1890. - Серия 5. - С. 97-132.

85. Шусторович, Э.М. Древнеславянский перевод Хроники Иоанна Малалы (история изучения) // ВВ. - 1969. - Т. 30. - С. 136-152.

86. Шусторович, Э.М. Хроника Иоанна Малалы и античная традиция в древней русской литературе // Литературные связи древних славян. - Л.: Наука, 1968 (ТОДРЛ. Т. 23).

87. Щеголева, Л.И. Сюжетный рассказ в хронике Георгия Амартола: проблемы соотношения с источниками, древнерусская рецепция. Дисс. ... к.филол.н. - М., 2003. - 208 с.

88. Alexander, P. Secular Biography in Byzantium // Speculum. 15. 1940. -P. 194-2-9.

89. Arya, D.A. The Goddess Fortuna in Imperial Rome: Cult, Art, Text. -The University of Texas at Austin, 2002. - 424 p.

90. Baldwin, B. Dio Cassius and John Malalas: Two ancient Readings of Virgil // Emerita. 55. 1987. - P. 85-86.

91. Ball, W. Rome in the East. The transformation of an Empire. - London, New York, 2000. - 544 р.

92. Barisic, F. Jovan Malala // Vizantiski izvori za istoriju naroda Jugoslavi-je, t. 1. - Beograd, 1955. - S. 81-84.

93. Beck, Hans-Georg. Zur byzantinischen Mönchschronik // Beck, HansGeorg. Ideen und Realitaeten in Byzanz. Gesammelte Aufsaetze. - London, 1972. - S. XVI.

94. Besevliev, V. Die Nachrichten des Malalas fiber die Bulgaren bei The-ophanes // Byzantina. 10. 1980. - S. 339-346.

95. Bikerman, E. Les Maccabees de Malalas // Byzantion. XXI. 1951. - P.

63-83.

96. Bouffartigue, J. Malalas et l'histoire de l'empereur Julien // Recherches sur la chronique de Jean Malalas. V. II. - P., 2006. - P. 137-152.

97. Bourier, P.H. Über die Quellen der ersten vierzehn Bücher des Johannes Malalas. - Augsburg, 1899.

98. Bourier, H. Uber die Quellen der ersten vierzehn Bucher ties Johannes Malalas, I-II / Programm des kgl. hum. Gymnasium St Stephan. - Augsburg, 1899/1900. - 20 S.

99. Bowersock, G. Hellenism in Late Antiquity. - Ann Arbor, 1990. - 320

P-

100. Brandes, Wolfram. Anastasios Endzeiterwartung und Kaiserkritik in Byzanz um 500 // Byzantinische Zeitschrift, vol. 90. 1997. - S. 24-63.

101. Brooks, E.W. The date of the historian John Malalas // English Historical Review. - 1892. - Vol. 7. - P. 291-301.

102. Brown, P. The Body and Society: Men, Women, and Sexual Renunciation in Early Christianity. - New York, 1988. - 478 p.

103. Browning, R. Medieval and Modern Greek. - Cambridge: University Press, 1983. - 512 p.

104. Burgess, Richard, W. Studies in Eusebian and Post-Eusebian Chronog-raphy. - Stuttgart, 1999. - 332 p.

105. Bury, J.B. Johannes Malalas: The text of the codex Baroccianus // Byzantinische Zeitschrift. 6. 1897. - P. 219-230.

106. Bury, J.J. [Review] // The Classical Review. - 1888. - Vol. 2. - P. 208209. - Rev. op.: Zur Kritik des Johannes von Antiochia / G. Sotiriadis // Jahrbucher fur classiche Philologie. - Leipzig, 1888. - Suppl, 16. - S. 1-125.

107. Bury, J.J. [Review] // The Classical Review. - 1897. - Vol. 11. - P. 209-213. - Rev. op.: Geschichte der byzantinischer Literatur / K. Krumbacher. -Berlin, 1897. - 1193 S.

108. Bury, J. History of the Later Roman Empire. - London, 1889. - Vol. 2. - 579 p.

109. Cameron, A. Priscus of Panium and John Malalas in Suidas // Classical Review. 13.1963. - P. 264-269.

110. Cameron, A. Images of Authority: Elites and Icons in Late Sixth-Century Byzantium // Past and Present. 84. 1980. - P. 3- 35.

111. Cameron, A. Continuity and Change in sixth-century Byzantium. - L.: Routledge, 1981. - 378 p.

112. Cantarella, R. Giovanni Malalas, Themis e le origini della tragedia // Acme 23/24. 1970. - P. 61-66.

113. Cernousov, E. Etudes sur Malalas. Epoque d'Anastase Dicorus // Byzantion. 3. 1926. - P. 65-72.

114. Chrysos, E. Eine Konjektur zu Johannes Malalas // JOBG. 15. 1966. -P. 147-152.

115. Clark, Travis Lee. Imaging the cosmos. The Christian Topography by Kosmas Indikopleustes. - Philadelphia: Diss. - Temple University, 2008. - 302 p.

116. Constantelos, D.J. Paganism and the State in the Age of Justinian // The Catholic Historical Review. 50. 1964. - P. 372-380.

117. Costanza, S. Sull'utilizzazione di alcune citazione teologiche nella cronografía di Giovanni Malala e in due testi agiografíci // BZ. 52. 1959. - P. 247252.

118. Conybeare, F.C. The Relationship of the Paschal Chronicle to Malalas // BZ. 11. 1902. - P. 395-405.

119. Cormack, R. The Classical Tradition in the Byzantine Provincial City // Byzantium and the Classical Tradition. - Birmingham, 1981. - P. 103-118.

120. Crawford, J.R. De Bruma et Brumalibus festis // BZ. 23. 1920. - P. 365-396.

121. Croke, B. Malalas, the man and his work // Studies in John Malalas / ed. E. Jeffreys, B. Croke and R. Scott. - Sydney, 1990 / Byzantina Australiensia 6. - P. 1-25.

122. Croke, B. Modern study of John Malalas // Studies in John Malalas / ed. E. Jeffreys, B. Croke and R. Scott. - Sydney, 1990. - P. 325-338.

123. Croke, B. The Development of the Critical Text // Studies in John Malalas. - Sydney, 1990. - P. 313-324.

124. Croke, Brian. The Origins of the Christian World Chronicle // Brian Croke, Alanna M. Emmett (eds). History and Historians in Late Antiquity. -Sydney, Oxford, New York, Toronto, Paris, Frankfurt, 1983. - P. 116-131.

125. Croke, Brian. Byzantine Chronicle Writing. 1: The Early Development of Byzantine Chronices // Studies in John Malalas. - Sydney, 1990. - P. 27-38.

126. Croke, Brian. City Chronicles of Late Antiquity // Reading the Past in Late Antiquity. - Sydney, 1990. - P. 165-203.

127. Croke, Brian. Count Marcellinus and His Chronicle. - Oxford: UP, 2001. - 321 p.

128. Cumont, F. Malalas et Corippe // Revue de l'instruction publ. en Belgique. 37. 1894. - P. 77 -79.

129. Dohrn, T. Die Tyche von Antiochia. - Berlin, 1960. - 211 S.

130. Downey, G. A History of Antioch in Syria from Seleucus to the Arab Conquest. - Princenton: University Press, 1961. - 752 p.

131. Downey, G. Imperial Building Records in Malalas // Byzantinische Zeitschrift. 38. 1938. - P. 1-15.

132. Downey, G. Q. Marcius Rex at Antioch // Classical Philology. Vol. 32. No. 2. Apr., 1937. - P. 144-151.

133. Downey, G. Malalas on the History of Antioch under Severus and Caracalla // TAPA. 68. 1937. - P. 141-156.

134. Downey, G. Seleucid Chronology in Malalas // AJA. 42. 1938. - P. 102-120.

135. Elton, H. Illus and the Imperial Aristocracy under Zeno // Byzantion. LXX. 2000. - P. 393-407.

136. Erdmann, M. Adversaria critica in Malalae chronographiam // Protestantisches Gymnasium Straßburg. Festschrift zur Feier des 350-jährigen Bestehens. - Straßburg 1888. - T. 2. - S. 69-88.

137. Festugiere, A.J. Notabilia dans Malalas I // RPh. 52, 1978. - P. 221241.

138. Festugiere, A.J. Notabilia dans Malalas II // RPh. 53, 1979. - P. 227237.

139. Fitton, J. Domitian and Saint John in Malalas // Byz. 44. 1974. - P. 193-203.

140. Flusin, Bernard. Les Excerpta constantiniens et la Chronographie de Malalas // Recherches sur la chronique de Jean Malalas, vol. I. - Paris, 2004. - P. 119-136.

141. Franklin S. Malalas in Slavonic // Studies in John Malalas. - Sydney, 1990. - P. 276-286.

142. Frick, C. Zur Kritik des Joannes Malalas // Historische und Phililo-gische Aufzatze, Ernst Curtius, zu seinem 70. Geburtstage gewidmet. - Berlin, 1884. - S. 53-66.

143. Garstad, B. The Tyche Sacrifices in John Malalas: Virgin sacrifice and fourth-century polemical history // Illinois Classical Studies. 30. 2005. - P. 83-136.

144. Gelzer, H. Sextus Julius Africanus und die byzantinische Chronographie. - Leipzig, 1885. - Vol. 2 - 433 S. (repr. New York, 1967).

145. Gelzer, H. Zu Africanus und Johannes Malalas // BZ. 1893. Vol. 3. - S. 394-395.

146. Gersht, R. The Tyche of Caesarea Maritima // PEQ. 116. 1984. - P. 110-114.

147. Gleye, C.E. [Review] // BZ. - 1893. - Vol. 2. - S. 148-161. - Rev. op.: Unerkannt und unberkannt gebliebene Malalals Fragmente / E. Parzig // Jahresberichte der Thomasschule zu Leipzig für das Schuljahr von Ostern 1889 bos Ostern 1891. - Leipzig: Edelmann, 1891.

148. Gleye, C.E. Zum slavischen Malalas // Archiv fur slavische Phililogie. - 1894. - Vol. 16. - S. 578-591.

149. Gleye, C.E. Uber monophysitische Spuren in Malalaswerke // BZ. 8. 1899. - S. 312-327.

150. Greatreex, G. The Early Years of Justin's Reign in the sources // Elec-trum. Vol. 12. - Krakow, 2007. - P. 99-113.

151. Grégoire, H. Le peuple de Constantinople ou les Bleus et les Verts // Comptes-rendus des séances de l'Académie des Inscriptions et Belles-Lettres. -1946. - T. 4. - P. 568-578.

152. Grumel, V. Jean Malalas ou Malelas // Catholicisme. 6. 1964. - P. 612617.

153. Haarer, F.K. Anastasius I. Politics and Empire in the Late Roman World. - Cambridge, 2006.

154. Haupt, H. Uber die altslavische Uebersetzung des Joannes Malalas // Hermes. - 1880. - Vol. XV. - S. 230-235.

155. Haupt, H. Dares, Malalas und Sisyphos // Philologus. 40. 1881. - P. 107 -121.

156. Haury, J. Johannes Malalas identisch mit Patriarchen Johannes Scho-lasticos? // BZ. 1900. Vol. 9. - S. 337-356.

157. Hatzaki, Myrto. Beauty and the Male Body in Byzantium. Perceptions and Representations in Art and Text. - L., 2009. - 192 p.

158. Head, C. Physical descriptions of the emperors in byzantine historical writing // Byz. 50. 1980. - P. 226-240.

159. Helms, P. Syntaktische Untersuchungen zu Ioannes Malalas und Geor-gios Sphrantzes // Helikon. 11-12. 1971-1972. - S. 309-388.

160. Hoerling, E. Mythos und Pistis. Zur Bedeutung heidnischer Mythen in der christlichen Weltchronik des Johannes Malalas. - Lund, 1980. - 180 p.

161. Hunger, H. Die hochsprachliche profane Literatur der Byzantiner. -Munchen, 1978. - Vol. 1. - P. 319-326.

162. Huxley, G.L. An Argive dynasty in Malalas // Greek, Roman and Byzantine Studies. 24. 1983. - P. 345-347.

163. Huxley, G.L. A Theban kinglist in Malalas // Philologus. 131. 1987. -P. 159-161.

164. James, A. Language of Malalas. General survey // Studies in John Malalas. - Sydney, 1990. - P. 217-225.

165. Janin, Raymond. Constantinople Byzantine. 2 ed. - Paris, 1964. - 360

p.

166. Jeep, L. Die Lucken in der Chronik des Malalas // Rheinisches Museum fur Phililogie. - 1881. - Vol. 36. - S. 351-361.

167. Jeffreys, E. Chronological structures in the chronicle // Studies in John Malalas. - Sydney, 1990. - P. 111-166.

168. Jeffreys, E. Malalas sources // Studies in John Malalas. - Sydney, 1990. - P. 167-216.

169. Jeffreys, E. Malalas' world view // Studies in John Malalas. - Sydney, 1990. - P. 55-66.

170. Jeffreys, E. The beginning of Byzantine chronography: John Malalas // Greek & Roman Historiography in Late Antiquity (fourth to sixth century A.D.) / ed. G. Marasco. - Leiden: Brill, 2003. - P. 497-527.

171. Jeffreys, E. Malalas in Greek // Studies in John Malalas. - Sydney, 1990. - P. 245-268.

172. Jeffreys, Elizabeth. The Attitudes of Byzantine Chroniclers Towards Ancient History // Byzantion, vol. 49. 1979. - P. 199-238.

173. Jeffreys, E. The Chronicle of Malalas, Book I: A commentary // The Sixth Century: End or beginning? - Brisbane, 1996. - P. 52-74.

174. Jeffreys, E. Malalas' use of the past // Reading the Past in Late Antiquity. - Canberra, 1990. - P. 121-146.

175. Jeffreys, E.; Jeffreys, M. Language of Malalas. Portraits // Studies in John Malalas. - Sydney, 1990. - P. 231-244.

176. Jeffreys, M. Language of Malalas. Formularic phraseology // Studies in John Malalas. - Sydney, 1990. - P. 225-230.

177. Jeffreys, M. Bury, Malalas and the Nika Riot // The Sixth Century: End or beginning? - Brisbane, 1996. - P. 42-51.

178. Jones, A.H.M. Antioch: city and imperial administration in the Later Roman Empire. - Oxford: UP, 1972. - 412 p.

179. Jones, A.H.M., Martindale, J.R., Morris, J. The Prosopography of the Later Roman Empire. Part I: AD 260-365. - Cambr., 1971; The Prosopography of the Later Roman Empire. Part II: AD 365-526 / Ed. by J.R. Martindale. - Cambr., 1980; The Prosopography of the Later Roman Empire. Part III: AD 527-641 / Ed. by J.R. Martindale. - Cambr., 1992.

180. Krumbacher, K. Geschichte der byzantinischer Literatur. - Munchen, 1897. - 1193 S.

181. Laniado, A. La vie d'Hypatius de Gangres (BHG 759a), Jean Malalas et l'impot du xylelaion // Analecta Bollandiana. 115. 1997. - P. 133-146.

182. Laniado, A. Recherches sur les notables municipaux dans l'empire protobyzantin. - Paris, 2002. - 296 p.

183. Late Antiquity: A Guide to the Postclassical World. - Cambr. Mass.-L., 1999. - 780 p.

184. Leppin, Hartmut. Von Constantin dem Großen zu Theodosius II. Das christliche Kaisertum bei den Kirchenhistorikern Socrates, Sozomenus und Theodore! - Goettingen, 1996. - 218 S.

185. Liebeschuetz, J.H.W.G. The Syriarch in the Fourth Century // Historia. 8. 1959. - P. 113-126.

186. Liebeschuetz, J.H.W.G. Malalas on Antioch // B. Cabouret, P.-L. Gat-ier, C. Saliou (eds.). Antioche de Syrie. Histoire, images et traces de la ville antique / Topoi. Suppl. 5. 2004. - P. 143-153.

187. Liebeschuetz, J.H.W.G. Malalas on Antioch // Idem. Decline and Change in Late Antiquity: Religion, Barbarians and their Historiography. - Alder-shot, Ashgate, 2006. - P. 18-25.

188. Liebeschuetz, W. Antioch: City and Imperial Administration in the Later Roman Empire. - Oxford, 1972. - 354 p.

189. Loudova, K. A few notes on the language of John Malalas' Chronicle // Sbornik praci filozoficke fakulty Brnenske Univerzity. Studia minora facultatis philosophicae Universitatis Brunensis. № 10. 2005. - P. 57-67.

190. Maas, M. John Lydus and the Roman Past. Antiquarianism and politics in the age of Justinian. - London - New York: Routledge, 1992. - 207 p.

191. Mango, M. Artemis at Daphne // Byzantinische Forschungen. 21. 1995. - P. 263-282.

192. Maas, M. John Lydus and the Roman Past. Antiquarianism and politic-sin the age of Justinian. - London - New York: Routledge, 1992. - 207 p.

193. Maas, P. Metrische Akklamationen der Byzantiner // BZ. 21. 1912. - S.

28-51.

194. Marasco, G. Giovanni Malala e la tradizione ellenistica // Museum Helveticum. 54. 1997. - P. 29-44.

195. Marasco, G. Giovanni Malala e il regno di Costantino // Il buon senso e la ragione: miscellanea di studi in onore di Giovanni Crapulli. - Viterbo, 1997. - P. 47-74.

196. Meier, Mischa. Zur Neukonzeption chronologisch-eschatologischer Modelle im oströmischen Reich des 6. Jh. n. Chr. Ein Beitrag zur Mentalitätsgeschichte der Spätantike // Wilhelm Geerlings (ed.). Der Kalender. Aspekte einer Geschichte. - Paderborn Munich, Vienna, Zurich, 2002. - S. 151-181.

197. Meier, Mischa. Zur Wahrnehmung und Deutung von Naturkatastrophen im 6. Jahrhundert n. Chr. // Naturkatastrophen. Beiträge zu ihrer Deutung, Wahrnehmung und Darstellung in Text und Bild von der Antike bis ins 20. Jahrhundert. - Tuebingen, 2003. - S. 45-64.

198. Meier, Mischa. Prokop, Agathias, die Pest und das. "Ende" der antiken Historiographie. Naturkatastrophen und Geschichtsschreibung in der ausgehenden Spätantike // Historische Zeitschrift, vol. 278. 2004. - S. 281-310.

199. Meier, Mischa. Das andere Zeitalter Justinians. Kontingenzerfahrung und Kontingenzbewältigung im 6. Jahrhundert n. Chr. Goettingen, 2004.

200. Millon, C., Schouler, B. Les Jeux Olympiques d'Antioche // Pallas. 34. 1988. - P. 61-76.

201. Moffatt, A. A record of public buildings and monuments // Studies in John Malalas. - Sydney, 1990. - P. 87-111.

202. Mommsen, Th. Bruchstucke des Johannes von Antiochia und des Johannes Malalas // Hermes. 1872. Vol. 6. - S. 323-383.

203. Moravcsik, G. Byzantinoturcica. - Berlin, 1958. - Vol. 1. - S. 329-334.

204. Mosshammer, Alden A. The Chronicle of Eusebius and Greek Chrono-graphic Tradition. - London, 1979. - 322 p.

205. Neuman, J. Der Umfang der Chronik des Malalas in der Oxforder Handschrift // Hermes. - 1880. - Vol. 15. - S. 356-360.

206. Ochoa Anadon, J.A. La bibliografía sobre la cronografía de Juan Mal-nlas // Erytheia. 9. 1988. - P. 61-75.

207. Odorico, P. L'uomo nuovo di Cosma Indicopleustes e di Giovanni Malalas // Byzantinoslavica. 56, 1995. - P. 305-315.

208. Omont, H. Inventaire sommaire des manuscrits grecs de la Bibliotheque nationale, t. 3. - Paris, 1888. - 488 p.

209. Patzig, E. Die Abhangigkeit des Johannes Antiochenus von Johannes Malalas // BZ. - 1901. - Vol. 10. - S. 40-53.

210. Patzig, E. [Pe^ Ha:] Barier D.I. Uber die Quellen der ersten vierzehn Bucher des Malalas // BZ. 10. - S. 608-610.

211. Patzig, E. Die angebliche Monophisitismus des Malalas // BZ. - 1898. - Vol. 7. - S. 111-128.

212. Patzig, E. Johannes Antiochenus und Johannes Malalas // Jahresberichte der Thomasschule zu Leipzig für das Schuljahr von Ostern 1891 bos Ostern 1892. - 1892.

213. Patzig, E. Unerkannt und unberkannt gebliebene Malalals Fragmente // Jahresberichte der Thomasschule zu Leipzig für das Schuljahr von Ostern 1889 bos Ostern 1891. - 1891.

214. Peschin, M. Johannes Malalas and the moneyers revolt // Studies in Latin literature and Roman history. 3. - Bruxelles, 1983. - P. 325-335.

215. Petit, P. Libanius et la vie municipale à Antioche au IV e siècle. - Paris, 1955. - 421 p.

216. Psaltes, S.B. Grammatik der byzantinischen Chroniken. - Gättingen, 1913. - 218 S.

217. Rabello, A.M. Giustiniano, Ebrei c Samaritani alla luce delle fonti stori-co-Ietterarie, ecclesiastiche e giuridiche, 1-3. - Milano, 1987-1989.

218. Recherches sur la Chronique de Jean Malalas. I / Ed. par Joelle Beau-camp avec la collaboration de S. Agusta-Boularot, A. - M. Bernardi, B. Cabouret,

Emmanuele Caire (College de France - CNRS, Centre de Recherche d'Histoire et Civilisation de Byzance. Monographies. 15). - P., 2004. - 205 p.

219. Recherches sur la chronique de Jean Malalas. II / Ed. par S. Agusta-Boularot, J. Beaucamp, A.-M. Bernardi, E. Caire (College de France — CNRS, Centre de Recherche d'Histoire et Civilisation de Byzance. Monographies. 24). Association des Amis du Centre d'Histoire et Civilisation de Byzance. - P., 2006. -286 p.

220. Reinert, S. The Image of Dionysus in Malalas' Chronicle // Byzantine Studies in Honor of Milton V. Anastos / ed. S. Vryonis. - Malibu, 1985. - P. 1-41.

221. Reinert, S. Greek myth in Johannes Malalas' account of ancient history. Phil. diss. Univ. of California. - Los Angeles, 1985. - 377 p.

222. Remijsen, S. The Introduction of the Antiochene Olympics: A Proposal for a New Date // Greek, Rom/n, and Byzantine Studies. 50. 2010. - P. 411-436.

223. Rochow, I. Malalas bei Theophanes // Klio. 65. 1983. - P. 459-474.

224. Rossbach, O. Servius bei Johannes Malalas // Berliner philologische Wochenschrtft. 37. 1917. - S. 30-32.

225. Scott, R. Diplomacy in the Sixth century: the evidence of John Malalas // Byzantine diplomacy / ed. by J. Shepard, S. Franklin. - Aldershot, 1992. - P. 159-166.

226. Scott, Roger. Malalas and Justinian's Codification // Byzantine Papers. - Canberra, 1981. - P. 12-31.

227. Scott, Roger. Malalas, The Secret History, and Justinian's Propaganda // Dumbarton Oaks Papers, vol. 39. 1985. - P. 99-109.

228. Scott, Roger. Byzantine Chronicle Writing 2: The Byzantine Chronicle after Malalas // Studies in John Malalas. - Sydney, 1990. - P. 38-54.

229. Scott, R. Malalas and his contemporaries // Studies in John Malalas. -Sydney, 1990. - P. 67-85.

230. Scott, Roger. Writing the Reign of Justinian: Malalas versus Theophanes // The Sixth Century. End or Beginning? - Brisbane, 1996. - P. 20-34.

231. Scott, Roger. The Image of Constantine in Malalas and Theophanes // New Constantines: The rhythm of imperial renewal in Byzantium, 4th-13th centuries. - Aldershot, 1994. - P. 57-62.

232. Schenk von Stauffenberg, A. Die römische Kaisergeschichte bei Malalas. - Stuttgart, 1931. - 208 S.

233. Schissel, O. v. Fleischenberg. Die psychoethische Charakteristik in den Portrats der Chronographie des Joannes Malalas // Studien zur verleichenden Literaturgeschichte. Bd. 9. 1909. - S. 428-449.

234. Siemens, J. Preliminary enquiries into the place of the Laterculus Malalianus among the chronicles of Late Antiquity // Journal for Late Antique Religion and Culture. 4. 2010. - P. 68-80.

235. Sophroniu, S.A. Studies in the vocabulary of early medieval Greek, with special reference to John Malalas, the Chronicon Paschale, Theophanes Confessor and the De administrando imperio of Constantine Porphyrogenitus, Phil. Diss. - London, 1965. - 438 p.

236. Sotiriadis, G. Zur Kritik des Johannes von Antiochia // Jahrbucher fur classiche Philologie. - 1888. - Vol. 16. - S. 1-125.

237. Stevenson, J. The Laterculus Malalianus and the School of Archbishop Theodore. - Cambridge, 1995. - 285 p.

238. Stevenson, J. Malalas in Latin // Studies of John Malalas. - Sydney, 1990. - P. 287-299.

239. Taylor, D.G.K. Bilinguism and Diglossia in Late Antique Syria and Mesopotamia // bilinguism in Ancient Society. Language Contact and the Written Texts / Ed. J.N. Adams, M. Janse, S. Simon. - Oxford, 2002. - P. 298-331.

240. The Cambridge Ancient History. Late Antiquity: Empire and Successors, AD 425-600 / Ed. A. Cameron. - Cambr., 2000. - 678 p.

241. The Oxford Dictionary of Byzantium. In 3 vols. - Oxf., 1991.

242. Treadgold, W. John Malalas // Treadgold, W. The Early Byzantine historians. - N.Y.: Palgrave Macmillan, 2010. - P. 235-246.

243. Tredgold, W. The Byzantine World Histories of John Malalas and Es-tathius of Epiphania // The International History Review. - 2007, Dec. - Vol. 29. -No. 4. - P. 709-745.

244. Treadgold, W.T. The bride-shows of the Byzantine emperors // Byz. 49. 1979. - P. 395-413.

245. Trombley, F.R. Hellenic religion and Christianization, c. 370-529. II, 2 TT. - Boston; Leiden, 2001. - 678 p.

246. Weber, W. Studien zur Chronik des Malalas // Festgabe fur A. Deiss-mann zum 60. Geburtstag. - Tübingen 1927. - S. 20- 66.

247. Weierholt, K. Studien im Sprachgebrauch des Malalas. - Oslo, 1963.

248. Weierholt, K. Zur Überlieferung der Malalaschronik. - Stavanger, 1965.

249. Weitzmann, K. Illustration for the chronicles of Sozomenos, Theodoret and Malalas // Byz. 16. 1942/43. - P. 87-134.

250. Wilson, N.G. Books and Readersi n Byzantium // Byzantine Books and Bookmen: A Dumbarton Oaks Colloquium. - Washington, 1975. - P. 45-56.

251. Winkler, S. Die Samariter in den Jahren 529-30 // Klio. 43/5. 1965. - S. 435-457.

252. Wirth, A. Johannes Antiochenus von Antiocheia in chronographishe Späne. - Frankfurt, 1894. - 212 S.

253. Witakowski, W. Malalas in Syriac // Studies in John Malalas. - Sydney, 1990. - P. 299-310.

254. Wolf, K. Studien zur Sprache des Malalas. I. Formenlehre. II. Syntax. -Munchen, 1911. - 188 S.

255. Woods, David. Malalas, Constantius, and a Church-inscription from Antioch // Vigiliae Christianae. 59, 1. 2005. - P. 54-62.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.