Художественная интеллигенция в годы Первой мировой войны: Июль 1914 г.- март 1918 гг. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.02, доктор исторических наук Купцова, Ирина Валентиновна

  • Купцова, Ирина Валентиновна
  • доктор исторических наукдоктор исторических наук
  • 2004, Москва
  • Специальность ВАК РФ07.00.02
  • Количество страниц 489
Купцова, Ирина Валентиновна. Художественная интеллигенция в годы Первой мировой войны: Июль 1914 г.- март 1918 гг.: дис. доктор исторических наук: 07.00.02 - Отечественная история. Москва. 2004. 489 с.

Оглавление диссертации доктор исторических наук Купцова, Ирина Валентиновна

Введение 3

Глава 1. Теоретические основы исследования.

1.1. Методологиявременного интеллигентоведения 13

1.2. Отечественная и зарубежная историография 36

1.3. Источниковая база исследования 57 -

Глава 2. Художественная интеллигенция вциальнойруктуре российского общества начала XX веков.

2.1. Социально-психологический портрет деятелей литературы и искусства в довоенный период 67

2.2. Художественная интеллигенция как субъект

Серебряного века 87

2.3. Общественно-политические взгляды деятелей литературы и искусства в начале XX века 103

Глава 3. Менталитет и социальное поведение художника в годы Первой мировой войны.

3.1. Повседневная жизнь художественной интеллигенции в тылу. 122

3.2. Деятели литературы и искусства на фронте. 142

3.3. Благотворительная деятельность художественной интеллигенции (июль 1914 г. — февраль 1917 г.) 166

Глава 4. Художественная жизнь в годы Первой мировой войны.

4.1. Специфика художественного творчества

1914-1917 гг.). 200

4.2. Развитие массового искусства. 223

4.3. Театр и музыка в годы войны. 245

4.4. Изобразительное искусство и проблемы идейно-эстетического размежевания. 280

Глава 5. Политические взгляды художественной интеллигенции в годы Первой мировой войны.

5.1. Патриотический лагерь 299

5.2. Проблема пацифизма взнании художественной интеллигенции. 318

5.3. Общественно-политические дискуссии накануне революции 1917 г. 334

Глава 6. 1917 г. и кризис сознания художественной интеллигенции.

6.1. Февральская революция и проблемы участия в управлении художественной жизнью. 347

6.2. Корпоративные задачи художественной интеллигенции и пути их решения в 1917 г. 373

6.3. Октябрь 1917 г. и идейно-политическое размежевание 399 - 422 Заключение. 423 - 428 Список источников и литературы. 429 - 452 Приложение. 453

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Художественная интеллигенция в годы Первой мировой войны: Июль 1914 г.- март 1918 гг.»

Изучение истории российской интеллигенции находится в сфере актуальных проблем современной науки, что определяется ее исторической ролью в осуществлении политических, экономических, культурных задач в различные периоды развития России. Традиционно в отечественной истории большая роль в создании и сохранении духовных ценностей, формировании самосознания общества принадлежала и принадлежит художественной интеллигенции, поскольку в литературе и искусстве наиболее рельефно проявляются тенденции и противоречия социальной жизни. Особенно важным представляется исследование деятельности художественной интеллигенции в кризисные периоды истории России - Первой мировой войны и революции 1917 г.

Первая мировая война подчинила своим интересам все жизнеобеспечивающие структуры и ресурсы участвовавших в ней стран, в том числе и людские. Сопряженная с длительными и масштабными ограничениями демократии и усилением государственного вмешательства в экономику, приобщившая к насилию десятки миллионов людей, война оказала огромное влияние на изменение общественной психологии, морали, ценностей. Несмотря на многотомные исследования, в советской историографии, во многом в силу идеологической заданности методологических подходов, многие аспекты «великой войны» остаются пока вне сферы внимания историков. Представляется особенно важным восприятие войны отдельными социальными группами, установление влияния на их менталитет и социальное поведение, выявление содержания и направленности трансформации стереотипов представлений, психических реакций, вызванных участием в войне. Познание особенностей социального поведения индивидов и групп в конкретные исторические периоды предусматривает исследование демографических, экономических, политических, бытовых, культурных условий существования людей, эволюции государственных институтов и политики власти. Это позволяет реализовать задачу синтеза, без которого понимание смысла любого исторического явления представляется проблематичным.

Сказанное в полной мере относится к российской художественной интеллигенции. Для нее, подавленной разгромом в войне с Японией, поражением революции 1905 г., пребывавшей в период реакции в состоянии моральной прострации, война породила новые надежды на национальное возрождение. Это был некий взрыв, резкое изменение духовной атмосферы, всеобщий подъем и энтузиазм, в котором были замешаны разные элементы: с одной стороны, национализм, патриотизм, у определенной части — шовинизм и реваншизм, с другой - романтический настрой, особенно среди молодежи, идеалистические побуждения, предчувствия перемен1. Так, A.A. Ахматова считала, что «XX век начался осенью 1914 г. вместе с войной. Календарные даты значения не имеют» . JI.H. Андреев писал: «Настоящая война - явление порядка сверхчеловеческого. Все уврачевать, всему найти его место, все задачи должна решить настоящая война. Воистину, неслыханной важности дело выпало на долю нашего поколения»3. Вяч. Иванов в декабре 1914 г. отмечал: «Война на всем отразилась как светлое потрясение, она знаменует всеобщий сдвиг наших сил, как в материальной, так и в духовной сферах, что предстоит общая коренная перемена существующих ценностей»4.

Первая мировая война и революция 1917 г. поставили художественную интеллигенцию перед выбором пути дальнейшей деятельности, необходимостью изменения всего уклада жизни, привели к процессу размежевания в ее среде. Исследование документов и материалов, характеризующих общественно-политические и эстетические взгляды, настроения и поведение деятелей литературы и искусства рассматриваемого периода, позволяет более обстоятельно раскрыть культурную жизнь российского общества первой четверти XX века.

1 Балашов Е.М. Дискуссия // Россия и Первая мировая война. СПб.: Дмитрий Буланин, 1999. С. 351.

2 Ахматова A.A. Сочинения в 2-х тт. М.: Художественная литература, 1986. Т. 2. С. 248.

3 Андреев Л.Н. Война// Отечество. 1914. № 1. С. 1.

4 Голос Москвы. 1914.2 дек. № 273.

Изучение жизни и профессиональной деятельности художественной интеллигенции в период социальных потрясений актуально в научном плане и с политической точки зрения. Смена социально-политического строя в России в конце XX века привела к кризису сознания российской интеллигенции, который, как и в 1914 - 1918 гг., выразился в попытке переоценки ценностей, поиске национальной, социальной и корпоративной идентичности. Разрушительные процессы затронули материальную базу культуры, поставили под сомнение прежние идейно-нравственные ориентиры, сделали проблематичным выживание многих ее институтов. Изучение исторического опыта интеллигенции 1917 г. по охране художественных памятников и по отношению к культурному наследию имеет и сегодня важное практическое значение.

Специального исследования, предметом которого явилась бы художественная интеллигенция в годы Первой мировой войны, до настоящего времени пока не проводилось. Но имеется достаточно обширная и многогранная историография, формирующая предпосылки для такого анализа. Это литература о Первой мировой войне, российской интеллигенции и отечественной культуре начала XX века. Историографии проблемы посвящен специальный параграф, поэтому ограничимся выделением и характеристикой ее основных периодов.

В первый период (1914 г. — конец 1920-х гг.) были заложены основы научного изучения мировой войны в рамках дореволюционной, советской и эмигрантской историографии. Была развернута активная публикаторская деятельность, происходило вовлечение в научный оборот разнообразных архивных документов и материалов. Началось формирование и утверждение большевистской концепции Первой мировой войны, исходившей из признания ее империалистического характера. Была поставлена проблема отношения интеллигенции к Октябрьской революции, которая рассматривалась не как научная, а как идеологическая задача.

Во второй период (конец 1920-х гг. - первая половина 1950-х гг.) изучение Первой мировой войны и интеллигенции происходило в рамках идеологически и политически утвердившегося сталинского режима, что обусловило политизацию и идеологическую заданность оценок и выводов. Существенно снизился объем публикаций источников, стали невозможны неординарные исследовательские подходы и суждения, для многих работ стала характерна иллюстративность.

Третий период (середина 1950-х - конец 1980-х гг.) был успешным как в изучении политических, военно-стратегических и социально-экономических аспектов Первой мировой войны, так и проблемы интеллигенции и размежевания в ее среде в период революции 1917 г. Наряду с активизацией исследования художественной жизни начала XX в. сложилось самостоятельное направление по изучению художественной интеллигенции. Несмотря на сохранение старых методологических схем, данный период можно считать плодотворным по широте рассматриваемых аспектов и по количеству привлекаемых источников.

С начала 1990-х гг. начался новый историографический период, характеризующийся критикой марксистско-ленинской методологии, значительным расширением ранее недоступных исследователям архивных источников, знакомством с эмигрантской литературой. Наряду с традиционными подходами в изучении Первой мировой войны получили развитие новые - антропологический и историко-культурный. Историки, искусствоведы и литературоведы приступили к анализу художественной жизни в годы войны. Расширение источниковой базы позволило ученым более глубоко и всесторонне раскрыть процесс идейно-политического размежевания интеллигенции в 1917 г. С 1990-х гг. начала активно изучаться жизнь и деятельность дореволюционной художественной интеллигенции.

Таким образом, в отечественной историографии получили освещение внешнеполитические, политические, экономические, военно-стратегические аспекты Первой мировой войны, подверглись анализу отдельные виды художественной культуры в годы войны, жизнь и деятельность некоторых представителей художественной интеллигенции, процесс идейно-политического размежевания интеллигенции в 1917 г. и др. Но несмотря на богатую историографическую традицию и определенные сдвиги в научном осмыслении избранной автором темы, многие ее аспекты остаются недостаточно разработанными: слабо исследована повседневная жизнь художественной интеллигенции на фронте, в тылу и в плену; мало изучена динамика изменения политических ориентаций деятелей литературы и искусства в 1914 - 1918 гг.; не воссоздана многогранная картина богатой художественной жизни в годы Первой мировой войны.

Актуальность и научная значимость темы, ее недостаточная разработанность определили объект, предмет, хронологические и территориальные рамки, цель и задачи исследования.

Объектом изучения является российская художественная интеллигенция - социально-профессиональная группа, объединяющая деятелей литературы и искусства, занимающихся творческим трудом, направленным на создание, распространение и сохранение художественных ценностей.

Предмет исследования - менталитет, социальное поведение и профессиональная деятельность художественной интеллигенции в годы Первой мировой войны.

Цель исследования - изучение специфики менталитета, эволюции социального поведения и профессиональной деятельности художественной интеллигенции в период с июля 1914 г. по март 1918 г. Анализ степени научной разработанности темы позволил сформулировать следующие задачи:

- Реконструировать в основных чертах социально-психологический портрет художественной интеллигенции начала XX века;

- Определить личную и общественную позицию, содержание и функциональную направленность деятельности художественной интеллигенции в годы Первой мировой войны;

- Раскрыть специфику российской художественной жизни в условиях войны;

- Рассмотреть эволюцию общественно-политических взглядов деятелей литературы и искусства в 1914 - 1918 гг. и процесс идейно-политического размежевания в их среде;

- Выявить влияние революции 1917 г. на жизнь и деятельность художественной интеллигенции;

- Показать специфику сознания деятелей литературы и искусства в годы Первой мировой войны и революции 1917 г.

Хронологические рамки исследования охватывают период с момента вступления России в Первую мировую войну (19 июля 1914 г.)5 до выхода Советской России из войны после заключения Брестского мира с Германией и ее союзниками (3 марта 1918 г.). Ограничение исследования мартом 1918 г., несмотря на продолжение военных действий до осени 1918 г., объясняется новой политической ситуацией в России весной — летом, связанной с гражданской войной.

В рамках обозначенного периода можно выделить несколько этапов. Первый этап (июль 1914 г. - весна 1915 г.) характеризовался ростом патриотических настроений художественной интеллигенции, ее активным участием в гражданских благотворительных акциях, количественным превосходством лагеря «патриотов». На втором этапе (лето 1915 г. - февраль 1917 г.), в связи с ухудшением положения на Восточном фронте, усугублением материальных проблем в тылу обозначилась тенденция критики войны и правительственного курса, произошло количественное и организационное укрепление лагеря «пацифистов». На третьем этапе (февраль 1917 г. - октябрь 1917 г.) смена политического строя обусловила переосмысление войны с точки зрения ее целей и задач, попытку участия деятелей литературы и искусства в государственном управлении культурной сферой. Четвертый этап (октябрь 1917 г. - март 1918 г.) характеризовался

5 Даты, предшествовавшие переходу советского правительства 1.02.1918 г. на григорианский календарь, указаны по старому стилю. новой политической ситуацией в связи с приходом к власти большевиков, процессом идейно-политического размежевания в среде художественной интеллигенции, негативным отношением большей ее части к заключению Брестского мира. В диссертации предпринята попытка проследить динамику изменения настроений и взглядов деятелей литературы и искусства на протяжении всех этапов.

В сфере нашего внимания находилась художественная интеллигенция обеих российских столиц — Москвы и Петрограда. Основные ее силы были сосредоточены именно здесь. Большая часть институтов культуры (театры, музеи, специальные учебные заведения, центры художественных обществ и союзов и т.д.) также находились в столицах. Процессы, происходившие в Петрограде и Москве, задавали тон и направленность деятельности провинциальной художественной интеллигенции. Кроме того, территориальные рамки исследования раздвигаются за счет пребывания деятелей литературы и искусства на Восточном, Кавказском, Юго-Западном фронтах, а также за рубежом (Галиция, Германия, Австро-Венгрия).

Основополагающими в процессе работы над проблемой стали принципы историзма и объективности. Жизнь и деятельность художественной интеллигенции рассматриваются в определенных хронологических рамках, во взаимодействии, взаимовлиянии и взаимообусловленности всей совокупности общественно-политических, экономических и культурных процессов и исторических событий. В качестве базового метода изучения заявленной темы необходимо отметить междисциплинарный подход к историческому исследованию, так как проблематика диссертации соотносится с несколькими научными дисциплинами: историей, искусствоведением, культурологией, литературоведением, политологией, семиотикой, социальной психологией, социологией. В этой связи методология исторического исследования должна включать категориальный аппарат, а также приемы изучения и осмысления, предлагаемые этими научными дисциплинами. При написании работы использовались также методы: историко-генетический, историко-типологический, историко-системный, проблемно-хронологический, сравнительно-исторический, статистический.

Источниковая база исследования, анализу которой посвящен отдельный параграф диссертации, включает разнообразные опубликованные и неопубликованные источники, многие из которых впервые введены в научный оборот. В диссертации использованы более 40 фондов 12 центральных архивов Москвы (Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ); Государственный центральный театральный музей им. A.A. Бахрушина, Рукописный отдел (ГЦТМ РО); Отдел рукописей Российской государственной библиотеки (ОР РГБ); Отдел рукописей Государственной Третьяковской галереи (ОР ГТГ); Российский государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ); Российский государственный Военно-исторический архив (РГВИА); Центральный исторический архив г. Москвы (ЦИАМ)) и Санкт - Петербурга (Отдел рукописей Государственного Русского музея (ОР ГРМ); Отдел рукописей Российской национальной библиотеки (ОР РНБ); Российский государственный исторический архив (РГИА); Центральный государственный архив литературы и искусства г. Санкт-Петербурга (ЦГАЛИ СПб.); Центральный государственный исторический архив г. Санкт-Петербурга (ЦГИА СПб.)). Можно выделить пять групп источников: источники личного происхождения (дневники, мемуары, письма деятелей литературы и искусства); материалы государственных учреждений, выполнявших разрешительные, контрольные и цензурные функции; документы о деятельности художественных обществ и союзов; периодическая печать (общественно-политическая и литературно-художественная); произведения литературы и искусства.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в том, что в нем предпринята попытка проанализировать и обобщить слабо изученную проблему на базе малоизвестных источников и литературы с позиций современного уровня исторической науки. Новыми являются сама постановка цели и задач исследования. В работе осуществляется всесторонний анализ повседневной жизни, менталитета, общественно-политических взглядов, социального поведения и профессиональной деятельности художественной интеллигенции в экстремальных условиях Первой мировой войны и революции 1917 г. В научный оборот вводятся ранее неопубликованные архивные источники, прежде всего из фондов ГЦТМ РО, ОР ГРМ, ОР ГТГ. В диссертации впервые дается социально-психологический портрет художественной интеллигенции начала XX века через понятие Homo Ludens (человек играющий). Повседневная культура Серебряного века рассматривается как вариант карнавальной культуры. Выделяются и систематизируются особенности восприятия войны художником на фронте и в тылу. Осуществляется комплексный анализ художественной жизни России в годы Первой мировой войны. В диссертации показаны содержание и значение всех видов массового искусства в рассматриваемый период. Вводится и доказывается тезис о кризисе сознания художественной интеллигенции через осмысление процесса поиска корпоративной, социальной и национальной идентичности, идейно-политического размежевания и кризиса творчества. Впервые исследуется художественная жизнь в лагерях русских военнопленных в Германии и Австро-Венгрии.

Теоретическое и практическое значение диссертации состоит в том, что в определенной степени устраняется пробел в изучении истории художественной интеллигенции. Исследование позволяет преодолеть некоторые устаревшие стереотипы и предвзятые оценки о незначительности этого периода развития русской культуры. Материалы и выводы диссертации расширяют возможности для дальнейшего изучения истории отечественной интеллигенции, способствуют формированию новых подходов. Значение диссертации заключается в применимости ее фактографического и концептуального содержания в научной и преподавательской деятельности, написании работ по истории Первой мировой войны, революции 1917 г., культуре Серебряного века. Позитивный исторический опыт художественной интеллигенции в духовном развитии российского общества в начале XX века может быть использован в условиях современной жизни российского государства.

Диссертация подготовлена и обсуждена на кафедре политической истории факультета государственного управления Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова. Апробация исследования осуществлена на тридцати двух всероссийских и международных конференциях в университетах Москвы, Санкт-Петербурга, Иваново, Екатеринбурга, Новочеркасска, Омска, Лунда (Швеция). По материалам диссертации опубликованы две монографии, 21 статья и 32 тезиса докладов конференций общим объемом 42 п. л.

Структура диссертации соответствует цели и задачам исследования и состоит из введения, шести глав, заключения, списка источников и литературы, приложения.

Похожие диссертационные работы по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Отечественная история», Купцова, Ирина Валентиновна

Заключение.

Первая мировая война стала серьезным испытанием и предостережением всему человечеству. Она знаменовала собой начало глобального цивилизационного кризиса, поставившего под сомнение политические, идеологические, экономические, эстетические и этические ценности XIX века. Это, в свою очередь, привело к кризису сознания, который в той или иной степени переживали различные социальные группы во всех включенных в спектр войны странах. Россия не являлась исключением. Более того, в силу специфики национального менталитета, особенностей исторического пути, а также противоречивости внутреннего положения, именно она стала самым слабым звеном среди отстаивавших традиционные ценности. Война привела Россию к революционному процессу 1917 г., изменившему не только направленность ее исторического развития, но и всего мира в XX веке.

Первая мировая война обострила кризис сознания российской интеллигенции, начавшийся на рубеже веков. Российская модернизация, ослабление позиций русской православной церкви, революция 1905 - 1907 гг. и ее поражение, эстетическая революция 1910-х гг. способствовали нарастанию критической переоценки ценностей. Война стала катализатором этого процесса. Кризис сознания художественной интеллигенции в годы Первой мировой войны правомерно рассматривать через проявление трех его сторон: кризиса идентичности, идейно-политического и творческого.

Кризис идентичности, в свою очередь, имел социальную, корпоративную и национальную разновидности. Кризис социальной идентичности выразился в необходимости определения художественной интеллигенцией места и роли в социальной и политической структуре российского общества, в системе взаимоотношений «интеллигенция -народ». Как правило, в критические моменты исторического развития (петровские реформы, Отечественная война 1812 г., отмена крепостного права и т.д.) напряженность этих отношений нарастала. Перед Первой мировой войной наиболее явно это проявилось в ходе революции 1905 - 1907 гг. Осмысление причин поражения революции в среде интеллигенции привело к появлению в печати в 1909 г. сборника «Вехи», авторы которого возложили всю ответственность и вину за поражение революции на интеллигенцию и призвали ее публично покаяться перед народом. Несмотря на бурные, неоднозначные отклики на идеи веховцев (более 200 статей в периодической печати только за 1909 г.), последующие годы свидетельствовали о настроениях растерянности и апатии у образованной части общества, попытках реабилитироваться перед народом, «сблизиться» с ним. В годы Первой мировой войны художественная интеллигенция сознательно идет на сближение с народом на почве решения общенациональных задач по защите Отечества и поддерживает идею единства российского общества в произведениях литературы и искусства. Этому во многом способствовало совместное участие в патриотических благотворительных акциях.

Можно отметить, что деятели литературы и искусства пережили и кризис корпоративной идентичности. Понятие «корпоративность» может быть применено к российской художественной интеллигенции с известной долей условности. Труд деятелей литературы и искусства индивидуален, поэтому осознание себя корпорацией (по профессиональному признаку) с определенными социальными функциями, правами и обязанностями членов пришло несколько позже других групп интеллигенции. Формированию корпоративного самосознания способствовала революция 1905 - 1907 гг., а его росту и оформлению — Первая мировая война. Война консолидировала художественную интеллигенцию, сделала ее инициативнее, включила в различные сферы общественной жизни. Активная гражданская позиция деятелей литературы и искусства привела к росту авторитета этой социальной группы. Показательны слова журналиста «Русской мысли» конца 1914 г. о том, что многие писатели участвуют в героической борьбе, «они как будто уже другие. В них совершился какой-то сдвиг, эти интеллигенты, побросавшие кабинеты для «поля сражения», сразу ожили, нашли для себя в кровавой стихии тот возрождающий эликсир, о котором давно вздыхали, стали шире, вышли из замкнутого круга своего «я», где были заключены»1283. В годы войны возросла нагрузка на профессиональные союзы по охране прав и свобод своих членов, помощи в решении материальных проблем.

Кризис национальной идентичности выразился в необходимости пересмотра отношения к своей нации, Отечеству. Для сознания художественной интеллигенции в целом и Серебряного века в особенности был характерен космополитизм. Любая война обостряет чувство этничности, ощущение причастности к судьбам Отечества. В военной ситуации психология «Свой — Чужой» обостряется до предела, мир жестко делится на «нас» и «не-нас», нюансов быть не может. Возникает «Другой» = «Чужой», представляющий потенциальную опасность для существования. На почве оппозиции «Чужому» возникает ощущение единства и сплоченности этноса и как следствие - его непобедимость. В сложившихся условиях требовалось пересмотреть позицию космополитизма в пользу национализма. Преодолению кризиса энациональной идентичности способствовал патриотизм, захвативший в первые полтора года все российское общество. Это можно объяснить спецификой психологии масс в кризисные периоды истории (например, в военное время), когда общественные явления переживаются как личные, коллективное поведение - как норма личного поведения. Большую роль начинают играть массовые неврозы, которым оказываются подвержены в той или иной степени все члены общества. Неприятие патриотизма приводило к остракизму и публичному осуждению.

Идейно-политическое размежевание - другая сторона кризиса сознания художественной интеллигенции в годы Первой мировой войны. Именно на эту составляющую обращал внимание Н. Бердяев в статье «Война и кризис интеллигентского сознания» (1915 г.). Кризис, по мнению философа, должен

1283 Колтоновская Е.А. Война и писатели// Русская мысль. 1914. Кн. 12. С. 133. расширить кругозор, изменить основные оценки жизни, переориентировать интеллигентское сознание с внутренних социально-политических проблем на международные, вызвать интерес к роли России в мировой жизни. В рассматриваемый период произошел поворот деятелей литературы и искусства от преимущественно аполитичного отношения к действительности (в силу разочарования в итогах революции 1905 - 1907 гг., влияния идей «Вех») к постепенному оживлению политического интереса. Как показал анализ источников, он затронул в большей степени литературную интеллигенцию, которая активно высказывалась публично по этой проблеме, и в меньшей степени другие группы. Важно отметить, что для большинства политических теорий, созданных в рассматриваемый период художественной интеллигенцией, был характерен культурологический подход, суть которого заключалась в рассмотрении явлений политики через призму культуры. В связи с этим ключевыми вопросами идейно-политического размежевания были: оценка характера, причин, виновников, перспектив войны и анализ русской и немецкой культур, их конфронтации, прошлых достижений и будущих шансов. Необходимость определения своего отношения к современным событиям способствовала росту политической активности деятелей литературы и искусства. Осмысление места России в мировой истории вызвало широкое обсуждение проблемы прошлого, настоящего и будущего русской культуры.

Наконец, война знаменовала собой и кризис творчества, обусловленный эстетической революцией и рождением авангарда. Эта сторона кризиса - специфика художественной интеллигенции. «Никогда еще так остро не стояла проблема отношения искусства и жизни, творчества и бытия, никогда еще не было такой жажды перейти от творчества произведений искусства к творчеству самой жизни»1284. Война способствовала творческому процессу, предоставив новые темы, интерпретации, язык художественных произведений. Кроме того, заострив

1284 Бердяев H.A. Кризис искусства. М.: Г.А. Леман и С.И. Сахаров, 1918. С. 4. проблему кризиса старого классического искусства, она стимулировала поиски путей его сохранения в новых исторических условиях. Это привело к дальнейшему эстетическому размежеванию.

Рассмотрев проявление всех трех сторон кризиса художественной интеллигенции, можно констатировать, что она проявила огромную творческую энергию в решении поставленных войной задач. В этом смысле справедливым будет утверждение, что она адаптировалась к новым историческим условиям, пересмотрела многие свои позиции, упрочила положение в обществе, повысила свой авторитет, то есть в некоторой степени преодолела кризис сознания в годы Первой мировой войны. На наш взгляд, развитие этого процесса помогло бы этой социальной группе в дальнейшем максимально реализовать себя, но ход исторических событий не дал такой возможности. Смена социокультурной ситуации в 1917 г. привела к еще большему обострению кризиса сознания художественной интеллигенции.

Деятели литературы и искусства приветствовали Февральскую революцию, породившую иллюзии о новых путях развития российской культуры, о почетном месте художника в деле ее управления. Трагизм состоял в том, что она переоценила как границы революции, так и свои возможности. Вновь пришлось переживать переоценку ценностей. Единение с народом оказалось иллюзией, в течение всего 1917 г. можно наблюдать процесс разочарования, сменяющегося страхом перед народом. Поиск корпоративной идентичности дал наиболее очевидные успехи (рост числа профессиональных союзов, реализация проектов автономии театров и т.п.). Художественная интеллигенция предприняла попытку участия в государственном управлении культурной сферой. Благие пожелания и попытки часто не реализовывались в силу творческих амбиций, неспособности договориться представителям различных художественных союзов и групп, отсутствия политического опыта. Яркий тому пример — провал идеи Министерства изящных искусств.

В 1917 г. достиг своего апогея процесс идейно-политической дифференциации художественной интеллигенции. Проблема войны в ее сознании отошла на второй план, уступив место революционным событиям. Предвещая приближение революции, деятели литературы и искусства оказались неготовыми к ее восприятию. Сказались и быстрота происходящих событий, затруднявшая ориентацию в них, и расхождение реальной революции с задуманным идеалом, и разрушительный напор народной энергии. Свойственное ей особо эмоциональное восприятие мира мешало выработке объективной оценки: требовалось время, чтобы определить свое отношение к происходящему. С октября 1917 г. по март 1918 г. главную роль в политическом поведении играли чувства и эмоции, поэтому основными позициями были три: принятие, непринятие революции и молчаливый нейтрализм. Формирование политических взглядов деятелей литературы и искусства проходило под влиянием объективных и субъективных факторов, причем главную роль играли субъективные: профессиональная принадлежность, причастность к художественной группировке или направлению, социальное происхождение и возраст. Это подчеркивает факт значительного влияния профессионалной деятельности художника на его жизнь, мировоззрение и мировосприятие. Для него жизнь и творчество представляли собой единой целое, поэтому ценностные ориентации в творчестве автоматически становились ценностными ориентациями в жизни. В марте 1918 г. процесс идейно-политического размежевания не был завершен, весной, с развитием гражданской войны он вступил в новую фазу, которая привела художественную интеллигенцию к расколу.

Понять поведение и взгляды художественной интеллигенции в 1917 -1918 гг. невозможно в отрыве от начального периода Первой мировой войны. Во многом именно война предопределила менталитет, социальное поведение и творческие поиски деятелей литературы и искусства в период революции 1917 г.

Список литературы диссертационного исследования доктор исторических наук Купцова, Ирина Валентиновна, 2004 год

1. Государственный архив Российской Федерации

2. Ф. 102 перл. Департамент полиции Министерства внутренних дел, Оп. 265 Ф. 6834 - Особое совещание по делам искусств при комиссаре над бывшим Министерством двора

3. Государственного центрального театрального музея им. A.A. Бахрушина Рукописный отдел

4. Ф. 44 К.А. Варламов Ф. 328 - Ю.П. Анненков

5. Ф. 486 собрание материалов по управлению Императорскими (до 1917 г.) и государственными (с 1917 г.) театрами.

6. Ф. 507 собрание документов художественных кружков лагарей русских военнопленных в период Первой мировой войны

7. Отдел рукописей Государственного Русского музея Ф. 100 Ф.Г. Беренштам

8. Ф. 117 Ф.Ф. Нотгафт Ф. 137-А.Н. Бенуа

9. Отдел рукописей Государственной Третьяковской галереи Ф. 11 А.М. Васнецов

10. Ф. 65 общество им. А.И. Куинджи Ф. 106-И.Э. Грабарь

11. Отдел рукописей Российской государственной библиотеки Ф. 82 Государственный литературный музей

12. Ф. 154 B.J1. Львов - Рогачевский Ф. 620 - К.И. Чуковский

13. Отдела рукописей Российской национальной библиотеки Ф. 481 З.Н. Гиппиус, Д.С. Мережковский

14. Ф. 1015 А.П. Остроумова - Лебедева

15. Ф. 1056 П.З. Андреев, Л.А. Андреева - Дельмас1. Ф. 634 A.M. Ремизов

16. Российский государственный архив литературы и искусства Ф. 56-В.Я. Брюсов

17. Ф. 57 — К.Д. Бальмонт Ф. 336 В.В. Маяковский Ф. 527 - В.В. Хлебников

18. Ф. 641- Императорское Русское театральное обществ

19. Ф. 661 — Русское музыкальное общество1. Ф. 864-Л.В. Собинов1. Ф. 998 В.Э. Мейерхольд1. Ф. 1982-Е.Е. Лансере1. Ф. 1696 В. Богучарский

20. Ф. 2176 Петербургские религиозно-философские собрания Ф. 2304 - A.A. Яблочкина Ф. 3003 - П.Д. Покаржевский

21. Российского государственный военно-исторического архив Ф. 1 Канцелярия военного министра1. Ф. 400 Генеральный штаб

22. Ф. 970 Военно-походная канцелярия

23. Ф. 1087 Канцелярия генерал — инспектора военно-учебных заведений Ф. 1916 - Штаб командующего Западным фронтом Ф. 2122-5 армия

24. Ф. 16280 — Скобелевский комитет для выдачи пособий потерявшим на войне способность к труду воинам.

25. Российский государственный исторический архив Ф. 497 Дирекция Императорских театров

26. Ф. 776 Главное управление по делам печати

27. Центральный государственный архив литературы и искусства г. Санкт-Петербурга

28. Ф. 103 Г.К. Бломквист Ф. 416 - С.Г. Бережков

29. Центральный исторический архив г. Москвы Ф. 1376 Московское архитектурное общество

30. Центральный исторический архив г. Санкт-Петербурга Ф. 287 союз «Артист - солдату»

31. Ф. 569 — Канцелярия Петроградского градоначальника Источники личного происхождения.

32. Александр Бенуа размышляет. М.: Советский художник, 1968. 740 с.

33. Александр Блок в воспоминаниях современников. В 2-х тт. М.: Художественная литература, 1980. 2 т.

34. Андреев B.JI. Повесть об отце // Русские записки. 1938. № 5. С.76 91; № 6. С. 93 - 115: № 7. С. 99 - 112; № 8 - 9. С. 89 - 107.

35. Анненков Ю.П. Дневник моих встреч. Цикл трагедий. В 2-х тт. JI.: Искусство, 1991. 2 т.

36. Бабенчиков М.В. Воспоминания // Встречи с прошлым. Вып. 4. М.: Советская Россия, 1982.

37. Барон H.H. Врангель Дни скорби. Дневник 1914 1915 гг. СПб.: Журнал «Нева», 2001. 320 с.

38. Белый А. На рубеже двух столетий. М.: Художественная литература, 1989. 542 с.

39. Блок A.A. Записные книжки. Собр. соч. в 6-ти тт. М.: Правда, 1971. Т. 6. 397 с.

40. Борис Михайлович Кустодиев: письма, статьи, заметки. JI.; Художник РСФСР, 1967. 433 с.

41. Бродский И.И. Мой творческий путь. JI.-M.: Искусство, 1940. 190 с. Ю.Брюсов В.Я. Из моей жизни. М.: Терра, 1994. 268 с.

42. Бунин И.А. Окаянные дни. М.: Молодая гвардия, 1991. 335 с.

43. В.И. Ленин и A.M. Горький. Письма, воспоминания, документы. М.: Изд-во АН СССР, 1969. 431 с.

44. З.Василенко С.Н. Страницы воспоминаний. М.: Советский композитор, 1948.374 с.

45. Н.Вересаев В.В. Воспоминания. М.;Л.: Госполитиздат, 1946. 475 с.

46. ВеригинаВ.П. Воспоминания. Л.-М.: Искусство, 1974. 246 с.

47. Воспоминания о Б.В. Асафьеве. М.: Музыка, 1974. 510 с.

48. Гиппиус З.Н. Дмитрий Мережковский // Живые лица. Воспоминания. В 2-х тт. Тбилиси: Мерани, 1991. 2 т.

49. Гиппиус З.Н. Дневники. В 2-х тт. М.: НПК «Интелвак», 1999. 2 т.

50. Гиппиус З.Н. Петербургские дневники. М.: Центр ПРО, 1990. 318 с.

51. Грабарь И.Э. Письма, 1917 1941 гг. М.: Наука, 1977. Т. 1. 486 с.

52. Гумилев Н.С. Записки кавалериста // Москва. 1989. № 2.

53. Добужинский М.В. Воспоминания. М.: Наука, 1987. 477 с.

54. Иванова Л.В. Воспоминания. Книга об отце. М.: РИК «Культура», 1992.432 с.

55. Каракаш М.Н. Застигнутые врасплох // В немецком плену. М.: Наши дни, 1915.215 с.

56. Клюн И.В. Мой путь в искусстве. M.: RA: Русский авангард, 1999. 555 с.

57. Константин Андреевич Сомов. Письма, дневники, суждения современников. М.: Искусство, 1979. 624 с.

58. Лившиц Б. Полутораглазый стрелец. М.: Захаров, 2002. 272 с.

59. Лундберг Е.Г. Записки писателя. В 2-х тт. Л.: Изд-во писателей в Ленинграде, 1930. 2 т.

60. Маковский С.К. На Парнасе «Серебряного века». М.: Наш дом L'âge d'Homme, 2000. 400 с.

61. Марков П.А. Книга воспоминаний. М.: Искусство, 1983. 607 с.31 .Мясковский H .Я. Статьи, письма, воспоминания. В 2-х тт. М.: Советский композитор, 1960. 2 т.

62. Нейгауз Г.Г. Размышления, воспоминания, дневники. М.: Советский композитор, 1975. 523 с.

63. Немирович Данченко В.И. Избранные письма. М.: Искусство, 1979. 528 с.

64. Немировская О., Вольпе Ц. Судьба Блока. Воспоминания, письма, дневники. М.: Аграф, 1999. 288 с.

65. Нестеров М.В. Письма. Л.: Искусство, 1988. 534 с.

66. Зб.Одоевцева И.В. На берегах Невы. М.: Художественная литература, 1988. 333 с.

67. Остроумова-Лебедева А.П. Автобиографические записки. В 3-х тт. Л.:

68. Изд-во Академии Художеств, 1951. 3 т. 38.0цуп Н. Океан времени. СПб.: Logos, 1993. 615 с.

69. Письма Александра Блока к родным. В 2-х тт. М.: Академия, 1932. 2 т.

70. Плевицкая Н.В. Дежкин карагод. Мой путь с песней. М.: Искусство, 1993.224 с.

71. Пришвин М.М. Дневники. М.: Правда, 1990. 480 с.

72. Пяст В.А. Встречи. М.: Новое литературное обозрение, 1997. 416 с.

73. Редько К.Н. Дневники. Воспоминания. М.: Советский художник, 1974. 135 с.

74. Рылов A.A. Воспоминания. М.: Искусство, 1954. 264 с.

75. Савинков Б.В. Во Франции во время войны (сентябрь 1914 июнь 1915 гг.). В 2-х тт. М.: Задруга, 1918. 2 т.

76. Самохвалов A.M. Мой творческий путь. Л.: Художник РСФСР, 1977. 318с.

77. Смирнова Н.И. Воспоминания. М.: Искусство, 1947. 312 с.

78. Собинов Л.В. Письма. В 2-х тт. М.: Искусство, 1970. 2 т.

79. Станиславский К.С. Из пережитого за границей // В немецком плену. М.: Наши дни, 1915.

80. Станиславский К.С. Статьи, речи, беседы, письма. М.: Искусство, 1953. 783 с.

81. Устами Буниных: Дневник Ивана Алексеевича и Веры Николаевны и другие архивные материалы под ред. М. Грин. В 3-х тт. Франкфурт, 1981.3 т.

82. Фурманов Д.А. Дневник (1914-1915-1916). М.: Молодая гвардия, 1929. 131 с.

83. Ходасевич В.Ф. Некрополь. М.: Советский писатель, 1991. 192 с.

84. Ходотов Н.Н. Близкое далекое. M.-JL: Искусство, 1932. 327 с.

85. Цветаева М.И. Живое о живом // Воспоминания о Максимилиане Волошине. М.: Советский писатель, 1990. С. 199 268.

86. Художественная литература, 1996. Т. 6. 587 с. 60.Юрьев Ю.М. Записки. В 2-х тт. М.;Л.: Искусство, 1963. 2 т.

87. Статьи деятелей литературы и искусства

88. Hippius Z. La vraie force du tsarism// Le Tsar et la Revolution. Paris, 1907.

89. Андреев Л.Н. SOS. Дневник (1914 1919). СПб.: Феникс, 1994. 256 с.

90. Андреев Л.H. В сей грозный час. Пг.: Прометей, 1915. 110 с.

91. Андреев Л.Н. Война // Отечество. 1914. № 1.

92. Андреев Л.Н. Делай, что хочешь // В тылу. Пг.: М.В. Попов, 1915.

93. Андреев Л.Н. О «Двух душах» М. Горького. Собр. соч. в 6-ти тт. М.: Художественная литература, 1996. Т. 6.

94. Андреев Л.Н. О психологии войны // Север. 1989. № 10.

95. Андреев JI.H. Освобождение//Отечество. 1914. № 1.

96. Андреев JI.H. Перед задачами времени: (Политические статьи 1917 -1919). Benson, 1985.204 с.

97. Ю.Андрианов С.А. Критические наброски // Вестник Европы. 1915. № 4. Н.Бальмонт К.Д. Революционер я или нет. М.: Верфь, 1918. 48 с.

98. Белый А. Правда о русской интеллигенции // Весы. 1909. № 5.

99. Белый А. Символизм как миропонимание. М.: Республика, 1994. 525 с. М.Бердяев H.A. Кризис искусства. М.: Г.А. Леман и С.И. Сахаров, 1918.47 с.

100. Бердяев H.A. Судьба России. Опыты по психологии войны и национальности. М.: Мысль ,1990. 203 с.

101. Бердяев H.A. Истоки и смысл русского коммунизма. М.: Наука, 1995. 220 с.

102. Бердяев H.A. Русская идея // Вопросы философии. 1990. № 2.

103. Бердяев H.A. Самопознание. М.: ДЭМ, 1990. 334 с.

104. Брюсов В.Я. Как прекратить войну. М.: Свободная Россия, 1917. 31 с.

105. Вехи. Интеллигенция в России. М.: Молодая гвардия, 1991. 461 с.

106. Вечер «Триремы». Лазарет деятелей искусств. Пг.: Триремы, 1916. 31с.

107. Горький A.M. Две души // Летопись. 1915. № 1.

108. Горький A.M. Статьи 1905 1916 гг. Пг.: Парус, 1916. 208 с.

109. Иванов Разумник Р.В. Что такое интеллигенция? Берлин: Скифы, 1922. 30 с.

110. Иванов Разумник Р.В. Перед грозой. 1916 - 1917. Пг.: Мысль, 1923. 38 с.

111. Иванов Вяч. Вселенское дело// Революция и война. М.: Свободная Россия, 1917.

112. Иванов Вяч. Родное и вселенское // Русская мысль. 1914. № 12.

113. Иванов Г.И. Испытание огнем (военные стихи) // Аполлон. 1914. № 8.

114. Колтоновская Е.А. Война и писатели // Русская мысль. 1914. № 12.

115. ЛундбергЕ.Г. Литературный дневник//Современник. 1914. № 12.31 .Маяковский В.В. Будетляне // Собр. соч. в 12-ти тт. М.: Художественная литература, 1978. Т. 11.316 с.

116. Мережковский Д.С. Было и будет. Невоенный дневник 1914 1916 гг. М.: Аграф, 2001.512 с.

117. Мережковский Д.С. Больная Россия. JL: Изд-во Ленингр. ун-та, 1991. 272 с.

118. Ожигов А. О беллетристической мобилизации // Современный мир. 1915. №9.

119. Последние письма Л.Н. Андреева//Москва. 1991. №. 3.

120. Ремизов A.M. Заповедное слово русскому народу // Воля народа. 1918. №.1

121. Сологуб Ф.К. Выбор ориентации// Отечество. 1915. № 6. 38.Чулков Г.И. Судьба России. Пг.: Корабль, 1916. 45 с.1. Периодические издания.1. Газеты

122. Биржевые ведомости» Пг., 1914 1917 гг. «Голос Москвы» М., 1914 - 1915 гг. «День» Пг., 1914- 1916 гг. «Новое время» Пг., 1914—1917 гг. «Речь» Пг., 1914 - 1917 гг. «Русские ведомости» М., 1914 — 1918 гг. «Утро России» М., 1914 - 1918 гг.журналы

123. Аполлон» Пг., 1914 1917 гг. «Артистический мир» Пг., 1915 г.

124. Архитектурно-художественный еженедельник» Пг., 1914 — 1915 гг. «Вестник кинематографии» М., 1914 — 1915 гг.

125. Известия Литературно-художественного кружка» М., 1914 1915 гг. «Летопись» Пг., 1915 - 1917 гг. «Лукоморье» Пг., 1914 - 1917 гг. «Музыка» Пг., 1914 г.

126. Произведения литературы и искусства.

127. Ахматова A.A. Сочинения в 2-х тт. М.: Художественная литература, 1986.2 т.

128. Брюсов В.Я. Сочинения в 2-х тт. М.: Художественная литература, 1987. 2 т.

129. Брюсов В.Я. Фантастика войны // Русские ведомости. 1914. 12 ноября. №261.

130. В тылу. Пг.: М.В. Попов, 1915. 227 с.

131. В эти дни. М.: Наши дни, 1915. 192 с.

132. Война в произведениях прозаиков и поэтов. М.: Московское издательство, 1915. 63 с.

133. Война. Пг.: Меч, 1915. 163 с.

134. Городецкий С.М. Четырнадцатый год. Пг.: Лукоморье, 1915. 60 с.

135. Книга короля Альберта. М.: Идея, 1915. 299 с.

136. Ю.Мандельштам О.Э. Избранное. СПб.: Диамант, 1994. 445 с.

137. Около войны. Отражения. М., 1915.

138. Пастернак Б.Л. Собр. соч. в 5-ти тт. М.: Художественная литература, 1992. Т. 5.411 с.

139. Русский плакат Первой мировой войны. М.: Искусство и культура, 1992. 119 с.

140. Современная война в русской поэзии. Вып. 2. Пг., 1915.

141. Сологуб Ф.К. Война. Пг.Отечество, 1915. 42 с.

142. Хлебников В.В. Собр. соч. в 5-ти тт. Л.: Изд-во писателей в Ленинграде, 1928 1933. Т. 5. 267 с.

143. Исследования на русском языке.

144. Аверинцев С.С. «Скворешниц вольных гражданин.». Вячеслав Иванов: путь поэта между мирами. СПб.: Алетейя, 2003. 167 с.

145. Азадовский K.M. Н. Клюев. Л.: Советский писатель, 1990. 333 с.

146. Айхенвальд Ю.А. Алексей иванович Сумбатов — Южин. М.: Искусство, 1987.303 с.

147. Александрова Е.Я. Художественное образование в России. М.: Высшее театральное училище им. Б.В. Щукина, 1998. 239 с.

148. Амелин П.П. Интеллигенция и социализм. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1970. 149 с.

149. Ахлюстина М.А. О понятии «интеллигенция». // Поиск новых подходов в изучении интеллигенции: проблемы теории, методологии, источниковедения и историографии. Иваново: ИвГУ, 1993. С. 42-43.

150. Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М.: Прогресс, 1994. 615 с.

151. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и ренессанса. М.: Художественная литература, 1990. 541 с.

152. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. 423 с.

153. Ю.Белая Г.А. Взорванный мир. Первая мировая война в русской поэзии // Москва Берлин (1900 - 1950). М.: Галарт, 1996. С. 105 - 109.11 .Бережной А.Ф. Русская легальная печать в годы Первой мировой войны. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1975. 152 с.

154. Березовая Л.Г., Берлякова Н.П. История русской культуры. В 2-х тт. М.: Владос, 2002. 2 т.

155. Берковский Н.Я. Мир, создаваемый литературой. М.: Советский писатель, 1989. 492 с.

156. Н.Богомолов H.A., Джон Э. Малмстад. Михаил Кузмин: искусство, жизнь, эпоха. М.: Новое литературное обозрение, 1996. 320 с.

157. Васюков B.C. Внешняя политика России накануне Февральской революции. М.: Наука, 1989. 321 с.

158. Верховский А.И. Россия на Голгофе. Дневник. Пг.: 5 Гос. тип., 1918. 397 с.

159. Вильчинский В.П. Литература 1914 1917 гг. // Судьбы русского реализма начала XX в. Л.: Наука Ленингр. отделение, 1972. С. 228 -276.

160. Вислова A.B. «Серебряный век» как театр. Феномен театральности в культуре рубежа XIX XX вв. М.: М-во культуры РФ. Рос. Ин-т культурологии, 2ООО. 212 с.

161. Вислова A.B. На грани игры и жизни (Игра и театральность в художественной жизни России «Серебряного века») // Вопросы философии. 1997. № 12.

162. Волков C.B. Интеллектуальный слой в советском обществе. М., 1999. 314 с.

163. Вся театрально-музыкальная Россия. Альманах справочник. Пг., 1914 -1915. 341с.

164. Ганелин Р.Ш. Государственная дума и антисемитские циркуляры 1915 -1916 годов // Вестник еврейского университета в Москве. М., 1995. № 3(10). С. 4-37.

165. Ганелин Р.Ш. Россия и США 1914 -1917 гг. Очерки истории русско-американских отношений. Л.: Наука, 1969. 267 с.

166. Геллер М. Литература периода Первой мировой войны // История русской литературы. XX век. Серебряный век. М.: Изд. гр. «Прогресс» «Литера», 1995. С. 603 - 608.

167. Геташвили Н.В. Театрализация художественного пространства в искусстве авангарда // Русский авангард 1910-х 1920-х годов и театр. СПб., 2000. С. 16-27.

168. Гинзбург С.С. Кинематограф дореволюционной России. М.: Искусство, 1963.338 с.

169. Главацкий М.Е. Советские историки о политическом размежевании буржуазной интеллигенции в период Октябрьской революции // Интеллигенция и революция. XX век. М.: Наука, 1985. С. 131 137.

170. Головин H.H. Военные усилия России в мировой войне. Париж: Тов-во объединенных издательств, 1939. 514 с.

171. Гомберг-Вержбинская Э.П. Русское искусство и революция 1905 г. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1960. 176 с.

172. Государственная Третьяковская галерея. Очерки истории. 1856 1917. Л.: Искусство, 1971. 184 с.

173. Граве Б.Б. К истории классовой борьбы в России в годы империалистической войны (июль 1914 февраль 1917 г.). Пролетариат и буржуазия. М.-Л.: Госиздат, 1926. 414 с.

174. Гранин Д.А. Интеллигенция и власть // Судьба российской интеллигенции. СПб.: ИГУП, 1996. С. 34 37.

175. Гуревич А. О кризисе современной исторической науки // Вопросы истории. 1991. №2-3.

176. Дадамян Г. Театр в культурной жизни России в годы Первой мировой войны (1914 1917 гг.). Учебное пособие. М.:ГИТИС, 1987. 77 с.

177. Данилов Ю.Н. Россия в мировой войне. Берлин: Слово, 1924. 176 с.

178. Денисов В.Н. Война и лубок. Пг.: Новый журнал для всех, 1916. 69 с.

179. Дмитриев С.С. Очерки истории русской культуры начала XX века. М.: Просвещение, 1985. 256 с.

180. Евстигнеева JI.A. Саша Черный. Критико-биографический очерк. М.: Наука, 1960.37 с.

181. Ермаков В.Т. Интеллигенция России в XX столетии (К постановке проблемы «Интеллигенция как феномен исторического изучения) // Интеллигенция России: уроки истории и современность. Иваново: ИвГУ, 1996. С. 18-20.

182. Ерман JI.K. Интеллигенция в первой русской революции. М.: Наука, 1966. 373 с.

183. Ерман JI.K. Ленин о роли интеллигенции в демократической и социалистической революции, в строительстве социализма и коммунизма. М.: Знание, 1970. 46 с.

184. Жирмунский В.М. Поэзия Александра Блока. Преодолевшие символизм. М.: Автограф, 1998. 56 с.

185. Зябликов A.B. К вопросу о политической субкультуре художественной интеллигенции (1905 1907 гг.) // Интеллигенция и власть на пороге XXI века. Екатеринбург: УрГУ, 1996. С. 112 - 114.

186. Иванов А.Е. Высшая школа России в конце XIX начале XX вв. М.: Наука, 1991.393 с.

187. Иванов А.Е. Студенчество России (конец XIX начало XX веков). М.: РОССПЭН, 1999.414 с.

188. Из истории русской интеллигенции: Сборник материалов и статей к 100-летию со дня рождения В.Р. Лейкиной Свирской. СПб.: Дмитрий Буланин, 2003. 525 с.

189. Ильина Г.И. Художественная интеллигенция в социальной структуре революционной России// Петроградская интеллигенция в 1917 г. Л.: ИРИ РАН Ленингр. отд., 1990. С. 33 53.

190. Интеллигенция и революция. XX век. М.: Наука, 1985. 335 с.

191. Интеллигенция и российское общество в начале XX в. СПб.: ИРИ РАН СПб. филиал, 1996.217 с.

192. Интеллигенция. Власть. Народ. Антология. М.: Наука, 1993. 334 с.

193. История музыки народов СССР. М.: Музыка, 1966.

194. История русской советской литературы. М.: Наука, 1967 - 1971.

195. История русской литературы XX век. Серебряный век. М.: Изд. группа Прогресс Литера, 1995. 704 с.

196. История советского драматического театра. М.: Наука, 1966.

197. Каган М.С. Образованные люди с больной совестью // Судьба российской интеллигенции. СПб.: ИГУП, 1996. С. 57 60.

198. Кальянов А.Ю. «Воочию увидеть на экране правдивое воплощение подвигов наших героев, наших чудо — богатырей». История создания и деятельность Военно-кинематографического отдела Скобелевского комитета // Военно-исторический журнал. 2001. № 9. С. 69 72.

199. Квакин A.B. Идейно-политическая дифференциация российской интеллигенции в период НЭПа (1921 1927 гг.). Саратов: Изд-во Саратов, ун-та. 176 с.

200. Квакин A.B. Октябрьская революция и интеллигенция // Великий Октябрь и крах непролетарских партий России. Калинин: Калининский ун-т, 1989.

201. Квакин A.B. Российские интеллигенты 1917 1918 годов как актанты в точке бифуркации // Интеллигенция России в истории XX века: неоконченные споры. Екатеринбург: УрГУ, 1998. С. 30 - 33.

202. Кино в дореволюционной России. М.: ВГИК, 1992. 118 с.

203. Клычников В.М. Материальное положение и социальный статус художников накануне Февральской революции 1917 года // Человек в российской повседневности. М.: СТИ МГУ сервиса, 2001. С. 93 97.

204. Кнабе Г.С. Материалы к лекциям по общей теории культуры и культуры античного Рима. М.: Индрик, 1993. 527 с.

205. Кожинов В. Черносотенцы и революция // Наш современник. 1993. № 10.

206. Козлова JI.H. Одинокий дух (М. Цветаева, душа ее и путь). М.: Прометей, 1992. 119 с.

207. Комиссаров С.Н. Художественная интеллигенция: противоречия сознания и деятельности. М., 1991. 302 с.

208. Кондаков И.В. К феноменологии русской интеллигенции // Русская интеллигенция. История и судьба. М.: Наука, 1999. С. 63 89.

209. Кондаков И.В. Культура России. М.: Книжный дом «Университет» , 2000. 360 с.

210. Копырин B.JI. Социально-профессиональные группы в составе советской интеллигенции // Проблемы теории научного коммунизма. Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1974. С. 14 27.

211. Кормер В.Ф. Двойное сознание интеллигенции и псевдокультура. М.: Традиция, 1997. 288 с.

212. Крусанов A.B. Русский авангард. 1907 1932. Т. 1. Боевое десятилетие. СПб., Новое литературное обозрение, 1996. 321 с.

213. Кулешов Ф.И. Творческий путь А.И. Куприна. Минск: Изд-во БГУ, 1987.351 с.

214. Кунин И.Ф. Н.Я. Мясковский. Жизнь и творчество. М.: Советский композитор, 1981. 190 с.

215. Купцова И.В. Художественная интеллигенция России: размежевание и исход. СПб.: Нестор, 1996. 134 с.

216. Купченко В.В. Странствия Максимилиана Волошина. СПб.: Изд-во Logos, 1997. 544 с.

217. Лапшин В.П. Художественная жизнь Москвы и Петрограда в 1917 г. М.: Советский художник, 1983. 496 с.

218. Лейкина Свирская В.Р. Интеллигенция в России во второй половине XIX века. М.: Наука, 1971. 285 с.

219. Ленин В.И. Социализм и война // Полн. собр. соч. М.: Политичесёкая литература, 1980. Т. 26.

220. Ленин В.И. Шаг вперед, два шага назад // Полн. собр. соч. М.: Политическая литература, 1980. Т. 8.

221. Лихачев Б.С. Материалы к истории кино в России// Из истории кино. Материалы и документы. Вып. 3. М.: Театркинопечать, 1960. С. 27 -41.

222. Лихачев Д.С. Интеллигенция — интеллектуально независимая часть общества// Судьба российской интеллигенции. СПб.: ИГУП, 1996. С. 8 12.

223. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. СПб.: Искусство СПб, 1994. 398 с.

224. Малевич художник и теоретик. М.: Искусство, 1990. 317 с.

225. Меметов B.C. Интеллигентоведение рубежа третьего тысячелетия: актуальные проблемы // Интеллигент и интеллигентоведение на рубеже

226. XXI века: итоги пройденного пути и перспективы. Иваново: ИвГУ, 1999. С. 46-51.

227. Мигающий синема. М.: Родина, 1995. 287 с.

228. Мировые войны XX века. М.: Наука, 2002. Книги 1-2.

229. Михайлов В.П. Рассказы о кинематографе старой Москвы. М.: Материк, 1998. 289 с.

230. Михайлов О.Н. А.И. Куприн. М.: Молодая гвардия, 1981. 270 с.

231. Михайлова JI. (Бройт Ц.М.) Александр Грин. М.: Художественная литература, 1972. 192 с.

232. Молева Н.М. Русская художественная школа второй половины XIX -начала XX веков. М.: Искусство, 1967. 391 с.

233. Москва и война. М., 1916. 21 с.

234. Мочульский К.В. Александр Блок. Париж, 1948. 441 с.

235. Негретов П.И. В.Г. Короленко: Летопись жизни и творчества. 1917 -1921 / Под ред. A.B. Храбровицкого. М.: Книга, 1990. 287 с.

236. Новицкий Е. Неизреченная красота подвига // Военный сборник. 1930. № 11.

237. Носков В.В. «Война, в которую мы верим»: начало Первой мировой войны в восприятии духовной элиты России // Россия и Первая мировая война. СПб.: Дмитрий Буланин, 1999. С. 326 339.

238. Нотович Ф.И. Дипломатическая борьба в годы первой мировой войны. М. Л.: Изд. АН СССР, 1947. 541 с.

239. О России и русской философской культуре. М.: Наука, 1990. 528 с.

240. Овчаренко А.И. Публицистическая деятельность М. Горького. М.: Советский писатель, 1961. 625 с.

241. Олейник О.Ю. Изучение проблем интеллигенции в 90-е годы: Справочно-библиографическая информация // Интеллигенция и мир.2001. №1. с. 91 100.

242. Пайпс Р. Россия при старом режиме. М.: Независимая газета, 1993.421 с.

243. Палеолог М. Царская Россия накануне революции. М.: Политиздат, 1991. 492 с.

244. Панарин A.C. Российская интеллигенция в мировых войнах и революциях XX века. М.: Эдиториал УРСС, 1998. 352 с.

245. Парыгин Б.Д. Проблемы философии и социологии. JL: Изд-во Ленингр. ун-та, 1968. 147 с.

246. Первая мировая война. Дискуссионные проблемы истории. М.: Наука, 1994.304 с.

247. Первая мировая война. Пролог XX века. М.: Наука, 1994 . 696 с.

248. Первая мировая война: история и психология / Под ред В.И. Старцева. СПб.: Нестор, 1999. 253 с.

249. Петелин В.В. Алексей Толстой. М.: Молодая гвардия, 1978. 383 с.

250. Пинегина Л. А. К вопросу о политическом размежевании интеллигенции в период Октябрьской революции (1917 1918 гг.) // Вестник Московского университета. Серия 9. История. 1974. № 26. С. 3 - 13.

251. Покровский М.Н. Империалистическая война. М.: Изд-во Ком. Акад., 1930.584 с.

252. Попов В.А. Художественная интеллигенция как социально-профессиональная группа советского общества. Автореф. Дис. канд. филос. наук. Свердловск, 1974. 27 с.

253. Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. М.: Наука, 1979.144 с.

254. Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. М.: Наука, 1979.213 с.

255. Последняя война императорской России. М.: Три квадрата, 2002. 267 с.

256. Поспелов Г.Г. Бубновый валет. Примитив и городской фольклор в московской живописи 1910-х гг. М.: Советский художник, 1990. 272 с.

257. Рапацкая JI.A. Искусство «Серебряного века». М.: Владос, 1996. 192 с.

258. Репина Л.П. Смена познавательных ориентаций и метаморфозы социальной истории // Социальная истории. Ежегодник. М.: РОССПЭН, 1998. С. 11-52.

259. Родзянко М.В. Крушение империи. Л.: Госполитиздат, 1929. 368 с.

260. Россия и Первая мировая война. СПб.: Дмитрий Буланин, 1999. 564 с.

261. Русская культура в условиях иноземных нашествий и войн X -начало XX вв. М.: ИРИ РАН, 1990. 296 с.

262. Русская литература о войне 1914 г. М.: Наука, 1915. В 4-х книгах.

263. Русская художественная культура конца XIX начала XX века. Кн. 3, 4. М.: Мысль, 1969. Кн. 3-4.

264. Русские писатели, 1800 1917. Биографический словарь. М.: Большая российская энциклопедия, 1992 - 1999. Т. 1-4.

265. Савельева И.М., Полетаев A.B. Микроистория и опыт социальных наук // Социальная история. Ежегодник, 1998/1999. М.: РОССПЭН, 1999.

266. Самарцева Е.И. К вопросу об особенностях становления интеллигентоведения как новой отрасли научного знания // Интеллигент и интеллигентоведение на рубеже XXI века: итоги пройденного пути и перспективы. Иваново: ИвГУ, 1999. С. 25 -26.

267. Сарабьянов Д.В. История русской искусства конца XIX- начала XX века. М.: Изд-во МГУ, 1993. 320 с.

268. Святополк Мирский Д.П. Русское письмо. Современные течения в поэзии. Поэзия и политика // Советская литература. 1991. №.1.С. 107-110.

269. Севастьянов А.Н. Двести лет из истории русской интеллигенции // Наука и жизнь. 1991. № 3.

270. Северюхин Д.Я., Лейкинд О.Л. Золотой век художественных объединений в России и СССР (1820 1932 гг.). СПб.: Изд-во Чернышева, 1992. 587 с.

271. Сенявская Е.С. Человек на войне: опыт историко-психологической характеристики российского комбатанта. // Отечественная история. 1995. № 3.

272. Сенявская Е.С. Образ врага в сознании участников Первой мировой войны // Вопросы истории. 1997. № 3.

273. Сергеев В.А. Новейшая историко-партийная литература о художественной интеллигенции в период строительства социализма (1917 1937) // Роль интеллигенции в построении и дальнейшем развитии социалистического общества. Л., 1978. Вып. 2. С. 17-23.

274. Сидоров А.Л. Экономическое положение России в годы Первой мировой войны. М.: Наука, 1976. 655 с.

275. Следзевский И.В. Эвристические возможности и пределы цивилизационного подхода // Цивилизации. М.: Наука, 1997. Вып. 4.

276. Смирнов H.H. Война и российская интеллигенция // Россия и Первая мировая война. СПб.: Дмитрий Буланин, 1994. С. 257 270.

277. Смирнов H.H. Российская интеллигенция в годы Первой мировой войны и революции 1917 г. (некоторые вопросы историографии проблемы) // Интеллигенция и российское общество в начале XX в. СПб.: ИРИРАН СПб. филиал, 1996. С. 139 160.

278. Соболев Р.П. Люди и фильмы русского дореволюционного кино М.: Искусство, 1961. 175 с.

279. Соколов A.B. Интеллигенция и интеллигентоведение // Клио. 2002. №3. С. 9-17.

280. Соколов К.Б. Мифы об интеллигенции и историческая реальность // Русская интеллигенция. История и судьба. М.: Наука, 1999. С. 149 -207.

281. Соловей Э.С. Лариса Рейснер. М.: Советский писатель, 1985. 160 с.

282. Сорокин П. Общедоступный учебник по социологии. Статьи разных лет. М.: Наука, 1994. 559 с.

283. Соскин В. Л. К новой концепции истории советской интеллигенции // Российская интеллигенция в отечественной и зарубежной историографии. Иваново: ИвГУ, 1995. С. 19-21.

284. Соскин В.Л. Ленин, революция и интеллигенция. Новосибирск: Наука Сиб. Отделение, 1973. 108 с.

285. Станкевич В.Б. Воспоминания. 1914 1919 гг. Л.: Соцэкгиз, 1926. 327 с.

286. Стебляк В.В. Провидческая функция русской художественной культуры конца XIX начала XX веков (Д. Мережковский, М. Врубель). Омск: Изд-во Ом ГПУ, 1994. 115 с.

287. Степанов А.И. Россия в первой мировой войне: геополитическое положение и революционная смена власти. М., 2000.

288. Стернин Г.Ю. Художественная жизнь России 1900 1910-х годов. М.: Искусство, 1988. 285 с.

289. Стернин Г.Ю. Художественная жизнь России на рубеже XIX -XX веков. М.: Искусство, 1970. 293 с.

290. Стернин Г.Ю. Художественная жизнь России начала XX века. М.: Искусство, 1976. 221 с.

291. Струве H.A. Осип Мандельштам. Томск: Водолей, 1992. 268 с.

292. Судьбы русской интеллигенции, материалы дискуссий. 1923 -1925 гг. Новосибирск: Наука, Сиб. Отделение, 1991. 222 с.

293. Тименчик Р.Д. Заметки о «Поэме без героя» // Ахматова A.A. Поэма без героя. М.: Изд-во МПИ, 1989. С. 3 27.

294. Тихвинская Л.И. Кабаре и театры миниатюр в России 1908 1917 гг. М.: РИК Культура, 1995. 411 с.

295. Токарева Е.А. Театральная интеллигенция в 1917 г. // Интеллигенция России: традиции и новации. Иваново: ИвГУ, 1997. С. 343-345.

296. Уварова Е.Д. Как развлекались в российских столицах. СПб.: Алтейя, 2004. 280 с.

297. Уткин А.И. Первая мировая война. М.: Алгоритм, 2001. 592 с.

298. Федотов A.C. Первая мировая война в русских литературно-художественных альманахах и сборниках (1914 1916 гг.) // Русская культура в условиях иноземных нашествий и войн (X - начало XX вв.) М.: ИРИ РАН, 1990. С. 259 - 294.

299. Федюкин С.А. Великий Октябрь и интеллигенция. М.: Наука, 1972.471 с.

300. Федюкин С.А. Советская власть и буржуазные специалисты. М.: Мысль, 1965. 255 с.

301. Федюкин С.А. Художественная интеллигенция в первые годы Советской власти // История СССР. 1969. № 1. С. 8 26.

302. Хейзинга Й. Homo Ludens. Статьи по истории культуры. М.: Эсмо Пресс, 2001. 352 с.

303. Хеллман Б. Первая мировая война в лубочной литературе// Россия и Первая мировая война. СПб.: Дмитрий Булганин, 1999. С. 303 -314.

304. Хубертус Я. Патриотические мотивы в русской культуре периода первой мировой войны // Санкт-Петербургский государственный институт культуры. Сборник научных трудов. Вып. 141. СПб., 1993.

305. Цехновицер О.В. Литература и мировая война. М.: Госполитиздат, 1938. 432 с.

306. Чегодаева М.А. России черный год. М.: Знание, 1991. 53 с.

307. Чегодаева М.А. Там за горами горя. Поэты, художники, издатели, критики в 1916 1923 годах. СПб.: Дмитрий Буланин, 2002. 424 с.

308. Черменский Е.Д. IV Государственная Дума и свержение царизма в России. М.: Наука, 1976. 371 с.

309. Чернышев A.A. Русская дооктябрьская киножурналистика. М.: МГУ, 1987.214 с.

310. Шаповалов М.А. В. Брюсов. М.: Просвещение, 1992. 159 с.

311. Шмидт С.О. Этапы «биографии» слова «интеллигенция» // Судьба российской интеллигенции. СПб.: ИГУП, 1996. С. 45 56.

312. Шмидт Ф. Искусство: основные проблемы теории и истории. JL, 1925. 115 с.

313. Шмырев М.В. Война и некоторые тенденции развития художественной культуры // Мировые войны XX века. Первая мировая война. Исторический очерк. Книга 1. М.: Наука, 2002. С. 546 575.

314. Шульц мл. С.С., Склярский В.А. Бродячая собака. СПб., Белое и черное, 2003.210 с.

315. Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии. Свердловск: Наука Сибир. отд., 1969.

316. Элбекян Е.С. Религиозный феномен в сознании российской интеллигенции XIX начала XX веков (философско-исторический анализ). Автореферат дисс.д.ф.н. М., 1996. 48 с.

317. Эткинд М.Г. Борис Михайлович Кустодиев. JI.: Художник РСФСР, 1968.61 с.

318. Эткинд М.Г. Натан Альтман. М.: Советский художник, 1971. 130 с.

319. Ян X. Патриотические мотивы в русской культуре периода Первой мировой войны // Санкт-Петербургский государственный институт культуры. Сборник научных трудов. Вып. 141. СПб., 1993.

320. Янов A.Jl. Патриотизм и национализм в России. 1825 1921. М., 2002. 365 с.

321. Исследования на иностранных языках.

322. Becker J. et Audouin-rouzeau S. Les societes europeennes et la guerre de 1914- 1918. Paris, 1990.

323. Becker J. Guerres et Cultures 1914 1918. Paris, 1994.

324. Fussel P. The Great War and Modern Memory. Oxford, 1975.

325. Hellman B. Poets of Hope and Despair. The Russian symbolists in War and Revolution (1914-1918). Helsinki, 1995.

326. Jahn H. Patriotic Culture in Russia during World War I. London, 1995.

327. Jahn H. Tsar and Fatherland? Russian popular culture and the First World War. Princeton, 1994.

328. Scherrer Die Peterburger religios-philosophisher Vereinigungen: Die Entwicklung des religiösen Selbstverstandnisses ihrer Inteligencija-Mitglieder (1901 1917). Berlin, 1973.

329. Sites of Morning: The Great War in European Cultural History. Cambridge, 1995.

330. Winter J. The Upheaval of War: Family, Work and Welfare in Europe, 1914- 1918. Cambridge, 1988.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.