Художественная концепция человека и истории в прозе Идриса Базоркина тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.02, кандидат филологических наук Мартазанова, Ханифа Магамедовна

  • Мартазанова, Ханифа Магамедовна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2005, Магас
  • Специальность ВАК РФ10.01.02
  • Количество страниц 180
Мартазанова, Ханифа Магамедовна. Художественная концепция человека и истории в прозе Идриса Базоркина: дис. кандидат филологических наук: 10.01.02 - Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы). Магас. 2005. 180 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Мартазанова, Ханифа Магамедовна

Введение.

Глава I. Принцип историзма и исторической памяти в литературе (к вопросу изученности проблемы).

Глава II. Соотношение исторического факта и художественного вымысла в прозе И. Базоркина (1930-1960).

Глава III. Роман «Из тьмы веков»: национально-художественная основа, проблематика, поэтика.

3.1. Фольклорная и этно-художественная основа.

3.2. Жанровые особенности романа.

3.3. Национально-художественные принципы создания образной системы.

3.4. Особенности психологического анализа в романе.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Художественная концепция человека и истории в прозе Идриса Базоркина»

Актуальность темы исследования. Проблема художественной концепции человека и истории в национальных литературах остается одной из самых сложных и ответственных в современном литературоведении. Актуальность нашего исследования обусловлена тем, что в нем впервые предпринята попытка системного анализа проблемы человека и истории в прозе ингушского писателя Идриса Базоркина.

До настоящего времени при изучении творчества И.Базоркина основной акцент делался на анализ одного-двух произведений. Как правило, большее внимание уделялось роману «Из тьмы веков», который рассматривался наряду с произведениями северокавказских писателей, творивших в жанре исторического, историко-революционного романа: «Новый талисман» Б.Гуртуева, «Горные орлы» Ж.Залиханова, «Вершины не спят» А.Кешокова, «Шамбуль» Т.Керашева, «Голос в горах» Д.Кубанова, «Мюрид революции» М.Мамакаева, «Род Шогемоковых» Х.Теунова, «Заря над Тереком» А.Шомахова, «Горцы» А.Шортанова, и др.

На сегодняшний день остаются открытыми вопросы, связанные с жанровыми и стилистическими особенностями прозы И.Базоркина. Необходимость решения этих и ряда других важных вопросов, выходящих на обозначенную проблему, обуславливают актуальность темы данного исследования.

Цель диссертационного исследования — выявить художественное своеобразие концепции человека и истории в ее национальной обусловленности на материале прозаических произведений И.Базоркина. В соответствии с поставленной целью требуется решение следующих задач: исследовать принцип историзма и исторической памяти в русской и национальных литературах; выявить этно-фольклорную основу прозы И.Базоркина; выявить проблему соотношения человека и истории в творчестве И.Базоркина, изучить художественное своеобразие данной проблемы в рассказах и очерках, посвященных теме коллективизации и Великой Отечественной войны; раскрыть соотношение исторического факта и художественного вымысла в прозе И.Базоркина; определить тему,' идею, исследовать жанровую специфику и образную систему романа «Из тьмы веков»; изучить национально-художественное своеобразие романа.

Подчеркивая выдающуюся роль творчества И.Базоркина в процессе эволюции ингушской национальной литературы, в становлении ее прозаических жанров, мы в то же время выявляем закономерности взаимовлияния и взаимообогащения литератур народов Северного Кавказа, а также специфику художественного решения принципа историзма и исторической памяти в русской и национальных литературах.

Научная новизна работы состоит в том, что впервые в истории ингушского литературоведения проблема художественной концепции человека и истории в прозе И.Базоркина становится объектом монографического исследования. В работе анализируются принципы историзма и исторической памяти, национально-художественная основа, жанровая специфика, проблематика и поэтика прозы И.Базоркина. Анализ поэтики тесно связан как с этно-фольклорной основой прозы, так и с проблемой генезиса жанров.

Научная новизна диссертационной работы обусловлена и содержанием определенного материала, впервые вводимого в сферу научного осмысления.

Материалом исследования послужили прозаические произведения И.Базоркина: очерки, статьи, рассказ «Капкан», киноповесть «Труд и розы», повести «Призыв», «Дороги любви», «Дота», «Партизанская быль», роман

Из тьмы веков», а также произведения северокавказских прозаиков

А.Евтыха, А.Кешокова, Т.Керашева, А.Охтова и др.

Степень научной разработанности темы. При всем многообразии научных мнений по проблемам эволюции жанров, проблематики и поэтики ингушской литературы специального монографического исследования, посвященного художественной концепции человека и истории в прозе И.Базоркина в современном северокавказском литературоведении нет. Однако в том или ином аспекте данная проблема затрагивается в трудах И.Дахкильгова, А.Мальсагова «Ингушская советская литература» (Грозный, 1987); Н.Музаева «Взаимосвязь литератур Северного Кавказа в процессе становления жанров» (Грозный, 1974); А.Мусукаевой «Северокавказский роман. Художественная и этнокультурная типология» (Нальчик, 1993); Я.Патиева «А я иду. Очерк жизни и творчества И.Базоркина» (Назрань, 2000); В.Туркаева «Путь к художественной правде» (Грозный, 1987); М.Яндиевой «Ингушский исторический роман» (Грозный, 1990), в «Очерках чечено-ингушской литературы» (Грозный, 1963) и др.

Методологической основой нашего анализа стали историко-теоретический и типологический принципы исследования прозаических жанров в ингушской литературе. В работе мы опирались на основные положения современного литературоведения, разработанные в трудах ведущих исследователей: М.Бахтина, Г.Гачева, Д.Лихачева, М.Маковского, Н.Надъярных, К.Султанова, Л:Якименко и др.

Значительную помощь в работе оказали исследования северокавказских ученых: Л.Бекизовой, Т.Биттировой, А.Гутова, И.Дахкильгова, А.Мусукаевой, А.Схаляхо, З.Толгурова, В.Туркаева, Ю.Тхагазитова, Р.Ужаховой, Р.Фидаровой, М.Яндиевой.

Теоретическая и практическая значимость работы заключается в том, что она значительно обогатит теоретический материал по проблеме концепции человека и истории в творчестве И.Базоркина, выявит художественное соотношение исторического факта и вымысла в прозе писателя, определит ее национально-художественную основу, а также проблематику, жанровую специфику и поэтику романа «Из тьмы веков».

Материалы диссертации могут быть использованы при чтении курсов лекций по истории ингушской литературы, а также при чтении специальных курсов по творчеству И.Базоркина. Отдельные разделы диссертационной работы могут быть использованы при .составлении учебников, учебных программ и пособий по истории литератур народов Северного Кавказа.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертационной работы были обсуждены на зональной научной конференции «Духовная щедрость народа» (Назрань, декабрь 2003); на научной конференции, посвященной десятилетию Ингушского государственного университета (июнь 2005); на заседании научного семинара «Актуальные проблемы литератур народов Северного Кавказа» (Нальчик, КБГУ, сентябрь 2005); а также отражены в публикациях «Вестника ИнгГУ».

Структура работы. Цели и задачи диссертационного исследования определили структуру работ1ы, которая состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии. В целом работа ставит целью сочетать историко-литературные и теоретические характеристики с новыми направлениями, которые имеются в современном литературоведении.

Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», Мартазанова, Ханифа Магамедовна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исследование эволюции ингушской прозы, этапов ее движения от фольклора к эпическим жанрам, а так же изучение проблемы художественной концепции человека и истории в творчестве выдающегося ингушского писателя И. Базоркина, установление его роли и места в развитии национальной литературы позволяет сделать определенные выводы:

1. В период 1920-30-х годов обращение ингушских писателей и поэтов к устному народному творчеству было вызвано тем, что фольклор являлся сложившейся эстетической системой, владеющей значительно большим, чем у литераторов, художественным опытом. Ингушская литература генетически связана с устным народным творчеством, и эта поистине кровная связь определяет ее природу и место в типологии северокавказских литератур.

Как известно, фольклоризм сам по себе еще не является признаком народности литературы, хотя и указывает на определенную связь с ней. В.Г.Белинский отмечал: «Народность есть не достоинство, а необходимое условие истинно художественного произведения, если под народностью должно разуметь верность изображения нравов, обычаев и характеров того или иного народа, той или инбй страны» [14,295].

Обращение писателей к фольклору всегда индивидуально, связано с его поэтическим мышлением, особенностями стиля. Нередко гиперболизованные или олицетворенные изображения предметов, явлений природы, окружающей действительности играют важную роль в развитии сюжета произведения.

И.Базоркин с первых страниц романа «Из тьмы веков» вводит читателя в мир героического эпоса: главный герой назван Калоем в честь богатыря Калой-Канта; при изображении "врагов Калоя писатель пользуется гиперболой, которая носит, -как и в фольклоре, сатирический характер. И.Базоркин на протяжении всего творчества в изображении национальной самобытности народа, его исторических завоеваний, в создании батальных стен и героических характеров многим обязан глубинным связям с устным народным творчеством.

2. Творческое наследие И.Базоркина представляет собой значительное явление не только в ингушской, но и в северокавказских литературах. Творчество писателя (1930-70-х гг.) завершило более чем сорокалетний процесс становления и развития ингушской литературы. Художественная, творческая индивидуальность самого писателя складывалась под влиянием исторических, общественных, эстетических факторов первой половины XX века. Начиная с 1930-х годов в творчестве И.Базоркина параллельно формируются две линии, которые, совершенствуясь и дополняя друг друга, получают дальнейшее развитие: документально-публицистическая (очерк, статья, эссе) и художественная проза (рассказ, повесть, роман-эпопея).

3. И.Базоркин вносит значительный вклад в художественное осмысление истории ингушского народа, роли и места личности в ней. В его произведениях выводится общая концепция истории и человека, в основе которой лежат идеи гуманизма, народного единства в борьбе за лучшую жизнь. Писатель обращается к истории, к художественно-эстетическим и этическим основам национального мировоззрения ингушей как к фактам, формирующим многие процессы, произошедшие в жизни народа. Для прозы И.Базоркина характерна философская глубина, поиск значительных процессов в обществе, анализ роли личности в этих процессах, а главное, — способность к обобщениям, умение увидеть в единичном и конкретном исторически значимое и типическое.

4. 1950-60-е годы в истории литератур Северного Кавказа принято считать порой расцвета жанра романа. В эти годы появляются крупные эпические произведения: «Вершины не спят» А.Кешокова, «Род

Шогемуковых» Х.Теунова, «Горцы» А.Шортанова - в кабардинской литературе; «Новый талисман» Б.Гуртуева, «Горные орлы» Ж.Залиханова, «В теснине» О.Этезова - в балкарской; «Месть» М.Магомедова, «Мюрид революции» М.Мамакаева, - в чеченской; «Навстречу жизни» Е.Уруймаговой - в осетинской; «Голос в горах» Д.Кубанова - в карачаевской.

Вершинным достижением ингушской литературы данного периода стало произведение И.Базоркина «Из тьмы веков» — исторический, социально-психологический, семейно-бытовой и философский роман, типологически близкий национальному северокавказскому роману 1960-х годов. Некоторые исследователи, в- частности, Ч.Гусейнов, А.Мусукаева, М.Яндиева, определяют жанр произведения как историко-революционный роман. Но сложное историческое повествование не довлеет над реалистичностью и психологической глубиной романа.

Из тьмы веков» - многоплановое художественное исследование жизни ингушского народа в период рубежа Х1Х-ХХ веков на примере родов Эги и Гойтемировых. Писатель создал эпическое полотно, в котором сумел воплотить судьбу ингушского народа. Это обусловило и выбор героя, представляющего народные низы, и художественный угол зрения: все анализируется и прочитывается с позиции народа и в его интересах. Уже в самом заглавии произведения ; угадывается его направленность и масштабность. Вопросы войны и мира, жизни и смерти, личности и общества, радости и страдания, счастья и потерь составляют проблематику романа.

5. Особое место в романе занимает проблема психологического анализа. И.Базоркин последовательно воспроизводит путь духовных исканий своих героев, показывает, 'в силу каких исторических, социальных, общественных причин происходит формирование их мировоззрения, их внутреннего «Я». Это, в свою очередь, позволяет писателю художественно исследовать не только исторический путь народа, но особенности его национального развития, его психологию, морально-нравственное, этическое содержание, проявляющееся посредством поступков, мыслей, чаяний героев.

В творчестве И.Базоркина соединяются основные тенденции романистики 1960-х годов: объективный анализ множества жизненных проблем - философских, социальных, нравственных, этических - с изображением внутреннего, духовно-национального мира человека, с исследованием глубинных изменений в его психологии. В решении основных проблем эпического повествования ингушская литература романом И.Базоркина «Из тьмы веков» выходит на уровень уже сложившихся литератур: тот же углубленный психологизм в создании национального характера, та же масштабность в решении связи времен.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Мартазанова, Ханифа Магамедовна, 2005 год

1. Аветисян В. Некоторые особенности национальной психологии литературного героя в современной армянской прозе. - Ереван, 1950. - 327 с.

2. Авидзба В.Ш. Абхазский роман. Сухуми, 1997. - 268 с.

3. Азадовский М. Статьи о литературе и фольклоре. М.-Л.: Художественная литература, 1960. — 545 с.

4. Александрова А.П. Советский исторический роман и вопросы историзма. Киев, 1971. — 197с.

5. Аристотель. Об искусстве поэзии. М.: Гослитиздат, 1957.380с.г

6. Арнаудов М. Психология литературного творчества. М.: Прогресс, 1970. - 654с.

7. Арутюнов Л.Н. Национальный художественный опыт и мировой литературный процесс. М.: Наука, 1972. - 190с.

8. Ахмедов С.Х. Художественная проза народов Дагестана. -Махачкала, 1996. -271с.

9. Базоркина А.И. Воспоминания об отце. Нальчик: Эль-фа, 2001. - 170с.

10. Барабаш Ю.Я. Вопросы эстетики и поэтики. — М.: Современник, 1973.-320с.

11. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М.: Художественная литература, 1995.— 502с.

12. Бекизова Л.А. От богатырского эпоса к роману. Черкесск, 1974. -318с.

13. Белая Г.А. Литература в зеркале критики. Современные проблемы. М.: Советский писатель, 1986. - 270с.

14. Белинский В.Г. Избранное в 2-х книгах. Кн. 1. М.: Советский писатель, 1959. - 559с.

15. Бикмухаметов Р.Г. Орбиты взаимодействия. — М.: Советский писатель, 1983. 239с.

16. Благой Д.Д. Национальные особенности русской литературы. -М.: Наука, 1978.-280с.

17. Большой энциклопедический словарь. Т. 1. — М.: Советская энциклопедия, 1991.

18. Бочаров А. Бесконечность поиска. М.: Советский писатель, 1982.-290с.

19. Бочаров А. Концепция личности в современной прозе. М.: Советский писатель, 1977. — 310с.

20. Бушмин A.C. Методологические вопросы литературоведческих исследований. Л.: Наука, 1969. - 228с.

21. Виноградов Б.С. Кавказ в творчестве Л.Н.Толстого. Грозный, 1959.-190с.

22. Виноградов В.В. Поэтика русской литературы. Избранные труды. -М.: Наука, 1976.-511с.

23. Власенко А. Расцвет. О срвременной литературе народов РСФСР, М.: «Советская Россия», 1973. — 217с.

24. Воробьева H.H. Принципьг историзма в изображении характера. — М.: Наука, 1978.-210с.

25. Варфоломеев И.П. Типологические основы жанров исторической романистики. Ташкент, 1979. - 189с.

26. Гадагатль А.М. Героический эпос «Нарты» адыгскихчеркесских) народов. Майкоп, 1987. - 397с.t

27. Гайтукаев К.Б. В пламени слова. (Критические статьи и исследования). Грозный. 1989.— 280с.

28. Гамзатов Г. Дагестанский феномен возрождения. Махачкала, 2000.-280с.

29. Гамзатов Г. Национальная художественная культура в . калейдоскопе памяти. М.: Наследие, 1996. — 651с.

30. Гачев Г. Неминуемое: ускоренное развитие литературы. — М.: Художественная литература, 1989. — 431с.

31. Гей Н.К. О художественности. М.: Наука, 1967. - 364с.

32. Герасименко А.П. Искусство слова. Русский советский роман 6080-х годов. М.: МГУ, 1989. - 204с.

33. Гинзбург Л.Я. О психологической прозе. — Л.: Советский писатель, 1971.- 464с.

34. Гумилев Л. «Конец и вновь начало». М.: Кристалл, 2000. - 360с.

35. Гусев В.Е. Эстетика фольклора. Л.:Наука, 1967. - 319с.

36. Гусейнов Ч.Г. Форма общности советской многонациональной литературы. — М.: Мысль, 1977. 230с.

37. Гусейнов Ч.Г. Этот живой феномен. М.: Советский писатель, 1988.-429с.

38. Дагестанская литература. Закономерности развития. (1965-1985). Махачкала, 1999. - 340с.

39. Далгат У.Б. Героический эпос чеченцев и ингушей. М.: Наука, 1972.-280с.

40. Далгат У.Б. Литература и. фольклор: Теоретические аспекты. -М.: Наука, 1981.-303с.

41. Дахкильгов И.А. Ингушская литература. Грозный, 1975. - 208с.

42. Дахкильгов И.А., Мальсагов А.О. Ингушская советская литература. Грозный, 1987.

43. Движение в жизни и литературе. Современные проблемы социалистического реализма. Сб. ст. М., 1978. - 340с.

44. Днепров В.Д. Черты романа XX века. М.-Л.: Советский писатель, 1965. —548с.

45. Добролюбов Н.А. Полное собрание сочинений. Л.: Наука, 1934г.46. . Егиазарян А. Концепция времени и концепция личности в литературе развитого социализма. — Ереван, 1980. — 210с.

46. Ершов Л.Ф. Русский советский роман. Национальные традиции и новаторство. — Л.: Наука, 1967. 339с.

47. Есин А.Н. Психологизм русской классической литературы. М., 1988.-230с.

48. Живое единство. О взаимовлиянии литератур народов СССР. — М.: Советский писатель, 1974. — 396с.

49. Затонский Д.В. Искусство романа и XX век. М.: Художественная литература, 1973. —535с.

50. Зелинский К. Октябрь и национальные литературы. — М.: Художественная литература, 1967. 290с.

51. Ибрагимов М. Заметки о литературе. Классики и современники. — М.: Художественная литература, 1971. 309с.

52. Иванов В.В. Соотношение истории и современности как методологическая проблема. М.: Советский писатель 1973. - 210с.

53. Идашкин Ю. Юрий Бондарев. М.: Художественная литература, 1987.-218с.

54. Ингушетия и ингуши. Т.1. (Составитель М. Яндиева). Назрань-Москва, 1999.

55. Ингуши. Сб. ст. Саратов, 1996. - 280с.

56. Историко-литературный процесс. Проблемы и методы изучения. -Л., 1974.-320с.

57. История национальных литератур. Перечитывая и переосмысливая. Вып. 1. — М.: Наука, 1995. - 240с.

58. История русского советского романа. В 2-х т. Т.1. М.-Л.: Наука, 1965.-715с.

59. История советской многонациональной литературы. В 6 т. М.: Наука, 1970-1974.

60. Камбачокова Р.Х. Адыгский исторический роман. Нальчик: Эльбрус, 1999.-116с.

61. Караева А.И. Обретение художественности. М.: Наука, 1979.176с.

62. Кашежева Л.Н. Кабардинская советская проза. — Нальчик, 1962. —147с.

63. Кедрина З.С. Введение. История советской многонациональной литературы. Т.4. -М.: Наука, 1972.

64. Келигов М.Ю. Храм Миневры. — Грозный: Книга, 1996. 190с.

65. Ковский В.Е. Литературный процесс 60-70-х годов. (Динамика развития и проблемы изучения современной советской литературы). — М.: Наука, 1983.-336с.

66. Кожинов В.В. Происхождение романа. Теоретико-исторический очерк. М.: Советский писатель, 1963. - 439с.

67. Колобаева А.Н. Концепция личности в русской литературе рубежа Х1Х-ХХ веков. М., 1990. - 270с.

68. Концепция человека в современной литературе 1980 годы. М.: Наука, 1990.-473с.

69. Каракасян Л. Концепция личности и герой литературы. Ереван, 1982.- 183с.

70. Кузнецов Ф.Ф. Советский роман. М.: Наука, 1963. - 330с.

71. Краткий словарь философии. — М. Политическая литература, 1982.-274с. .I

72. Курляндская Г.В. Нравственный идеал героя Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского. М.: Просвещение, 1988. - 230с.

73. Ленобль Д. История и литература. — М., 1977. — 310с.

74. Литвинов В. Мир глазами*публициста. — М.: Знание, 1967. — 93с.

75. Литературная энциклопедия терминов и понятий. М., 2003.410с.

76. Литературный энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия, 1987.-750с.• , 171

77. Лихачев Д.С. Литература реальность - литература. - М.-Л.: Советский писатель, 1984. -209с.

78. Лихачев Д.С. Тревоги совести. (Книги не молчат). — М.: Советский писатель, 1972. — 210с.

79. Ломидзе Г.И. Ленинизм и судьбы национальной литературы. -М.: Современник, 1972.-248с.

80. Ломидзе Г.И. Интернациональный пафос советской литературы. М.: Наука, 1970. - 260с.

81. Мальсагов А.О., Базоркин И.М. Очерки истории чечено-ингушской литературы. — Грозный, 1963. 217с.

82. Мальсагов А.У. В боевом строю. Грозный, 1971. - 185с.

83. Мамий Р.Г. Вровень с веком. Майкоп, 2001. - 338с.

84. Мелетинский Е.М. Введение в историческую поэтику эпоса и романа. М.: Наука, 1986. - 297с.

85. Месеер Р. Советская историческая проза. — Л., 1955. 245с.

86. Миф фольклор - литература. Сб. ст. - Л.: Наука, 1978. - 250с.

87. Многоликая Ингушетия. Санкт-Петербург, 1999. - 210с.

88. Многонациональный советский роман. Сб. ст. — М.: Мысль, 1966. -308с.

89. Музаев Н.Д. Взаимосвязь литератур Северного Кавказа в процессе становления жанров: Грозный, 1974. — 175с.

90. Мусукаева А.Х. Поиски и свершения. — Нальчик: Эльбрус, 1978. -131с.92. . Мусукаева А.Х. Северокавказский роман. Художественная и этно-культурная типология. Нальчик: Эльбрус, 1993. - 192с.I

91. Мусукаева А.Х., Шетова Р.А. Художественный мир Хачима Теунова. Нальчик: Эльбрус, 2003. - 191с.

92. Мышковская Л.М. Мастерство Л.Н. Толстого. — М.: Современник, 1958.— 275с.

93. Надъярных Н.С. Типологические особенности реализма. М.: Наука, 1972.-246с.

94. Национальное и интернациональное в литературе и искусстве. — М.: Мысль, 1964. 370с.

95. Николюкин А.И. Роман как художественная форма национального самосознания. Уроки истории и современности. М.: Наука, 1990.-398с.

96. Оскоцкий В.Д. Богатство романа. — М.: Художественная литература, 1970.-320с.

97. Оскоцкий В.Д. Роман и история. Традиции и новаторство советского исторического романа. М.: Художественная литература, 1980. -360с.

98. Османова З.Г. Художественная концепция личности в литературах Советского Востока. М.: Наука, 1972. - 266с.

99. Охотникова С.Р. Концепция мира и человека в русской культуре XX века. М.: Современник, 1986. - 210с.

100. Очерки чечено-ингушской литературы. — Грозный, 1963. -315с.

101. Панеш У.М. Типологические связи и формирование художественно-эстетического единства адыгских литератур. — Майкоп, 1990. -275с.

102. Патиев Я. А я жду. Очерк жизни и творчества И. Базоркина. -Назрань, 2000. 195с.

103. Пауткин А.И. Советский исторический роман. М.: Знание, 1970. -155с.

104. Петров С.П. Советский исторический роман. М.: Художественная литература, 1984. - 340с.

105. Пошатаева A.B. Литература народов Севера. М.: Наука, 1988.176с.

106. Пропп В.Я. Фолыртор и действительность. М.: Наука, 1976.325с.

107. Роль фольклора в литературах народов СССР. Сб. ст. М.: Наука, 1975.-248с.

108. Русская советская литература. — М.: Просвещение, 1979. 395с.

109. Сарбашева A.M. Формирование историзма мышления и балкарский роман. Нальчик: Эльбрус, 2001. - 147с.

110. Скафтымов А.П. Нравственные искания русских писателей. М.: Советский писатель, 1972. - 230с.

111. Скачков И.А. Герой и история. М., 1988.

112. Страхов И.В. Психологический анализ в литературном творчестве. В 2-х частях. 4.1. Саратов, 1973. - 278с.

113. Султанов К.К. Динамика жанра. (Особенное и общее в опыте современного романа). М.: Наука, 1989. - 152с.

114. Султанов К.К. Национальное самосознание и ценностные ориентации литературы. М.: Наследие, 2001. - 195с.

115. Сучков Б. Исторические судьбы реализма. — М.: Советский писатель, 1977.-208с.

116. Схаляхо А. Идейно-художественное становление адыгейской литературы. Майкоп, 1988. - 280с. - * •

117. Схаляхо А. Очаг национальной памяти. Майкоп, 1999. - 190с.

118. Теппеев A.M. Балкарская проза. Нальчик: Эльбрус, 1974.174с.

119. Тимофеев JI. Основы теории литературы. М., 1966. - 340с.

120. Толгуров З.Х. В контексте духовной общности. Нальчик: Эльбрус, 1991.-208с.

121. Трифонова Т. Русская советская литература 30-х годов. — М., 1962.-210с.

122. Туркаев В. Путь к художественной правде. Грозный, 1987. -170 с. ,

123. Туркаев В. О путях развития чеченской литературы. Грозный, 1973.-189с.

124. Тхагазитов Ю.М. Адыгский роман. /Национально-эпическая традиция и современность/. Нальчик, 1987. - 110с.

125. Урусбиева Ф.А. Путь к жанру. Очерк истории жанров в балкарской литературе. Нальчик: Эльбрус, 1972. - 174с.

126. Фидарова Р.Я. Герои, характеры, жизнь. Орджоникидзе: ИР, 1990. - 197с.

127. Фокс Р. Роман и народ. М.: Советский писатель, 1968. - 220с.

128. Хайлов А. Роман и типология повествовательных жанров. Советский роман. М.: Художественная литература, 1978. — 237с.

129. Хакуашев А.Х. Адыгские просветители. — Нальчик: Эльбрус, 1978.-258с.

130. Хакуашев А.Х. Али Шогенцуков. Книга о жизни и творчестве поэта. Нальчик: Эльбрус, 2000. - 352с.

131. Хапсироков Х.Х. Некоторые вопросы развития адыгских литератур. Ставрополь, 1964. - 144с.

132. Хашхожева Р.Х. Поиски и находки. Избранные статьи. — Нальчик: Эльбрус, 2000. 416с.

133. Храпченко М. Творческая индивидуальность писателя и развитие литературы. М.: Советский писатель, 1972. - 406с.

134. Чамоков Т. В защиту человека. — Майкоп, 1992. 190с.

135. Чеченский и ингушский.роман. Проблемы жанра. Грозный, 1986.- 118с.

136. Чечерин A.B. Возникновение романа эпопеи. - М., 1988. - 230с.

137. Шаззо К.Г. Живое слово. Майкоп, 1989. - 230с.

138. Шаззо К.Г. Художественный конфликт и эволюция жанров в адыгских литературах. — Тбилиси: Мецниереба, 1978. — 238с.

139. Шошин В.А. Проблемы взаимодействия советских национальных литератур. JL: Наука, 1989. - 247с.

140. Щербина В. Наш современник. Концепция человека в литературе XX столетия. М.: Наука, 1964. - 230с.

141. Яблокова Г. У истоков книги. Грозный, 1990. - 180с.

142. Яндиева М. Ингушский исторический роман. Грозный, 1990.210с.1.

143. Абукаров А. Дороги любви // «Сердало», 1999, 24 февраля.

144. Аминов Н., Ковда Д. Психология литературного творчества //Анкета «ЛУ» на VII Всесоюзном совещании молодых писателей, 1979, №6.

145. Аникин В.П. Мудрость народов // Пословицы и поговорки народов Востока. М., 1961.

146. Анненский Л. Жажда беллетризма //Литературная учеба, 1980, 1 марта.

147. Ахматова Р. Пусть крепнет дружба литератур // Кабардино-Балкарская правда, 1968, 27 ноября.

148. Базоркина А.И. Терпение // Так это было. В 3-х томах, Т.2. М.,1993.

149. Бекизова Л. Октябрьская революция и новый эпос народов Северного Кавказа // Художественные искания советской литературы. -Алма-Ата, 1980.

150. Бондарев Ю., Быков В., Кузнецов М. Почему и сегодня мы пишем о войне //Литературная газета, 1975, 19 февраля.

151. Борова А.Р. Художественная концепция человека и истории в прозе Алима Кешокова // Автореферат кандидатской диссертации. -Нальчик, 1999.

152. Васенина Н. И. Базоркин. «Я еще не все сказал.» // Комсомольское племя, 1989, 22 апреля.

153. Взаимодействие и взаимообогащение. Русская литература и литература народов СССР. (Статьи, материалы) // Ленинград, Наука, 1989.

154. Воробьева Н.Н., Хитарова С.М. На новых рубежах // О многонациональной прозе наших дней. М., 1974.

155. Вышегуров M. Как жаль, что ты улетел // Сердало, 1995, 24 января.

156. Газдиев А. «Из тьмы веков» // Сердало, 1968, 14 декабря.

157. Газиков М. Гордость ингушской литературы // Сердало, 2001.

158. Гусейнов А. Литература и нравственность. Нравственность, литература, писатель //Литературная учеба, 1984, №3.

159. Давыдов И. Военная дорога писателей // Кабардино-Балкарская правда, 1987, 12 мая.

160. Далгат У.Б. О взаимосвязях дагестанских и северокавказских литератур // Пути развития советской многонациональной литературы. — М., 1960.

161. Дахкильгов И.А. Наша национальная гордость // Ингушетия, Грозный, 1994, 31 мая.

162. Дахкильгов И.А. Фольклорно-этнографический материал в контексте романа «Из тьмы веков» // Ингушетия, 1994.

163. Демидчик Л. Преемственность и переосмысление традиций // Вопросы литературы, 1982, №12.

164. Джусойты Н. Все начинается с размышления // Вопросы литературы, 1976, №5.

165. Добренко Е. Соцреализм в поисках «Исторического прошлого»// Вопросы литературы, 1997, №1.

166. Емельянов А. Солнце в каждом доме // Литературная Россия, 1963, 26 апреля.

167. Злобин С. О моей работе над историческим романом // Советская литература и вопросы мастерства. Вып.1. — М., 1957.

168. Ивашова В. О границах понятий // Литературное обозрение, 1976,1.

169. История, помогающая жить. Интервью Ю.Бондарева и Ч.Амирэджиби // Литературное обозрение, 1984. №2.

170. Кандиев Б. Книга жизненной правды. // Социалистическая Осетия. Орджоникидзе, 1969, 19 февраля 1969.

171. Келли И. Еще раз о новом историзме // Вопросы литературы, 2003, №4.

172. Кормилов С.И. К общей теории художественно-исторической литературы //Филологические.науки. М., 1979.

173. Лапшин М. Тема революции в эпической прозе // Север, 1977,11.

174. Лесин В. Вымысел и домысел // Литературная Украина. — Киев, 1969, 18 июля.

175. Литературная учеба. М., 1979, № 6.

176. Лихачев Д.С. Служение памяти // Наш современник, 1983, №3.

177. Ломидзе Г. Великая сила пролетарского интернационализма // Литература и современность, 1972, Сб. №11.

178. Ломидзе Г. Расширение эстетического диапазона // Вопросы литературы, 1971, №9.

179. Ломидзе Г. Традиции дружбы и братства // Вопросы литературы,1982, №12.

180. Мальсагов А.У. Поэзия мужества // Комсомольское племя, 1970, 30 июня.

181. Мальсагов Д. Ингушская литература // Революция и горец. -Ростов-на-Дону, 1933, №1-2.

182. Мальсагов O.A. По пути роста // Грозненский рабочий. -Грозный, 1957, 10 декабря.

183. Мамиева В.А. Современный литературный процесс и развитие художественного сознания народов Северного Кавказа // Советская литература и Кавказ. — Грозный, 1987.

184. Манн Ю. У истоков русского романа // Вопросы литературы,1983, №5.

185. Марков Д. Социалистический реализм — новая эстетическая система // Вопросы литературы, 1975, №2.

186. Мартазанов A.M. Проблема в творчестве И.Базоркина // Орджоникидзевская, 1994.

187. Мерквиладзе Г; Пути творческого взаимообогащения национальных литератур // Национальное и интернациональное в литературе и искусстве. — М., 1964.

188. Многонациональная советская литература в контексте мировой социалистической культуры // Вопросы литературы, 1982, №12.

189. Мусин Ф. Сквозь призму условности // Правда, 1980, 9 ноября.

190. Художественное взаимообогащение литературы народов СССР // Вопросы литературы. 1982, №12.

191. Неуспокоева Н.Г. Некоторые вопросы изучения взаимосвязей и взаимодействия национальных литератур // Взаимосвязи и взаимодействие национальных литератур. M., 1961.

192. Николаев С. Три испытания Идриса Базоркина // Культура. М., 1996, 2 февраля.

193. О большом эпосе малых народов // Вопросы литературы, 1987,1.

194. Оскоцкий В. Человек во времени // Литературная учеба, 1979.6.

195. Павленко П. На Северном Кавказе // Литература и искусство, 1943, 12 июня;

196. Панченко И.Г. Вопрошая прошлое заглянуть в будущее // Вопросы литературы, 1983, № 6.

197. Панченко И.Г. О фолыслорно-мифологических традициях в современной многонациональной советской прозе // Вопросы литературы, 1984, №2.

198. Пархоменко М.К. К достижению полного единства // Национальное и интернациональное в литературе и искусстве. М., 1964.

199. Полонская Е. Мысль, чувства, поэзия. // Грозненский рабочий, 1963, 14 июня.

200. Проблема характера в литературе // Тезисы докладов зональной научной конференции 24-26 октября 1990г., ч.П. Челябинск, 1990.

201. Распутин. Необходимость правды // Литературная учеба, 1984,3.

202. Солоухин В. Со своей посадкой в седле. (Вступительная статья) // А.Кешоков. «Вершины не спят». М., Художественная литература, 1981.

203. Танкиев А. Об истории и культуре ингушского народа // Ингуши. -Саратов, 1996.

204. Харчевников В. Вступительная статья к сборнику избранных произведений И.Базоркина «Призыв». ^ Грозный, 1937.

205. Чахкиева P.A. Истоки чечено-ингушской прозы //Вопросы литературных связей, Т.8. Грозный, 1979.

206. Чмыхов Л.М. Исторический роман в литературе Северного Кавказа. Многообразие и специфика жанра //Советская литература и Кавказ. -Грозный, 1987.

207. Шахбулатов А. Дороги любви. Заметки о спектакле // Грозненский рабочий, 1966, 4 марта.

208. Шолохов М. Сокровищница народной мудрости // Пословицы русского народа. Сб. В.Даля. М., 1957211. Шортанов А. Судьба народная // Кабардино-Балкарская правда,1969, 1 октября.

209. Шошин В.А. К проблеме взаимодействия национальных литератур в советском литературоведении // Русская литература и литература народов СССР. Л.: Наука, 1989.

210. Якименко В. Границы и возможности //Вопросы литературы, 1978, №11.

211. Якименко Л. Творческий поиск // Знамя, 1978, №11.

212. Якименко JI. Художественная летопись бессмертного подвига // Армия и литература. М., 1978.

213. Яндиева-Албогачиева М. И.Базоркин в жанре неклассического жития // «Сердало», 1994, 8 июля.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.