Художественная культура Южного Урала XVIII-XX вв.: Опыт историко-культурологического анализа тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат культурол. наук Казакова, Галина Михайловна

  • Казакова, Галина Михайловна
  • кандидат культурол. науккандидат культурол. наук
  • 2001, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 183
Казакова, Галина Михайловна. Художественная культура Южного Урала XVIII-XX вв.: Опыт историко-культурологического анализа: дис. кандидат культурол. наук: 24.00.01 - Теория и история культуры. Санкт-Петербург. 2001. 183 с.

Оглавление диссертации кандидат культурол. наук Казакова, Галина Михайловна

Введение. 3-

Глава 1. Теоретико - методологические основы исследования региональной художественной культуры.

1.1. Проблема региональное™ в культуре. 22

1.2. Природные,циальные и общекультурные детерминанты развития художественной культуры Южного Урала. 51

Глава 2. Художественная культура Южного Урала: генезис, структура, типологические особенности.

2.1. Художественная культура южноуральского региона XVIII - XIX веков. 88

2.2. Художественная культура

Южного Урала в XX веке. 129

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Художественная культура Южного Урала XVIII-XX вв.: Опыт историко-культурологического анализа»

Процессы регионализации и формирования «регионов» различного уровня и качества являются одними из ведущих на рубеже третьего тысячелетия. Идеология регионального развития переводит в иную плоскость целый комплекс исторических тенденций и процессов мирового развития. Следует констатировать, что задачи анализа региональных систем и формирования регионов становятся ключевыми задачами государственной политики и базовыми разделами международных отношений.

Период распада тоталитарной системы обнажил остроту региональных проблем в России, в том числе и проблем региональных культур: чрезвычайно медленно и узко изучалась духовная культура многих народов страны, в том числе и русского народа. Это значительно тормозило развитие решения многих вопросов культурогенеза и этногенеза в многочисленных регионах России.

В 80-90-е годы была сформулирована новая линия отношения к этой проблеме - линия на сохранение, возрождение и развитие региональных культур. Перед наукой вновь была поставлена задача реконструирования истории формирования культуры регионов России, пристальное и непредвзятое изучение процессов, происходящих в Российском многонациональном государстве. Проблема эта имеет и научный интерес, и практическую значимость.

В теории это:

1. Установление специфического способа обобщения индивидуального своеобразия региональных комплексов культуры.

2. Выработка на базе общего принципа конкретных понятий, которые составили бы операциональный категориальный аппарат изучения региональное™ культуры.

3. Создание общей концептуальной схемы, выражающей системное сочетание видового своеобразия региональных культур с присущим им общими свойствами.

В практике:

Выработка региональной политики организации культурной жизни, обеспечивающей тесную связь культуры с развитием производительных сил региона и формирования условий духовной деятельности населения, без чего невозможно транслирование ценностей всей мировой культуры новыми поколениями XXI века.

Данные проблемы являются чрезвычайно актуальными в настоящее время, так как оценка особенностей культур регионов находится в некоем идеологическом пространстве между двумя полюсами. С одной стороны - это подавление, нивелирование их специфических черт как характерная черта тоталитарных обществ, существующих и в настоящее время. С другой -абсолютизация своеобразий регионов, приводящая к противостоянию государственному центру и к популистским решениям отделения, вплоть до распада государственной целостности.

Подлинно разумная демократическая политика, заключается в том, чтобы находить равновесие центробежных и центростремительных сил региональных процессов. В этом равновесии заключается диалектика исторического прогресса, которая, согласно теории систем, раскрывается как принцип демократической политики.1

Политическая, экономическая, культурная сферы - те основные социальные практики, в рамках которых в настоящее время активно проецируются миссии российских регионов. Но если к первым двум из них наблюдается пристальное внимание со стороны и аналитиков, и практиков-профессионалов, и населения, то культурный аспект до последнего времени был еще слабо представлен в регионоведческих публикациях. Между тем,

1 Культурология. XX век. Словарь. СПб, 1997. С.356-357. именно в культурных инновациях заключен мощный ресурс возрождения и подъема регионов России - как средства формирования повседневной практики общественно-регионального развития.

Познание региональной культуры своего края способствует формированию регионального самосознания, возрождает силу и мощь своего региона. Без изучения региональных культур общая картина культурогенеза страны будет неполной, мозаичной. Исследование местных культурологических процессов позволяет преодолеть разрозненность и дробность наших знаний культурного достояния народов России.

Своеобразие региональной жизни, в первую очередь, проявляется в духовной сфере, сфере культуры, повседневное проявление чего имеет прямое отношение к процессам формирования, развития и проектирования специфики историко-культурных регионов.

Особого внимания требует при этом художественная культура как наиболее существенная сфера проявления регионально-специфического, где диалектическое сочетание регионального своеобразия и общечеловеческого звучания является внутренним импульсом и непременным условием обогащения духовного потенциала общества.

Историко-культурный регион Южного Урала интересен, в первую очередь тем, что он территориально является рубежом Европы и Азии, Запада и Востока, пограничным районом России и среднеазиатских государств. Во-вторых, Южный Урал стал одной из наиболее поздних российских провинций, в силу чего процессы культурогенеза на его территории характеризуются особой интенсивностью, многоплановостью и сложностью. В третьих, данная территория изначально имела узкую специализацию в экономической структуре России - «рудника» государства Российского, что наложило печать на все сферы художественной жизни региона вплоть до наших дней. Этими факторами объясняется наш интерес к данному региону.

Степень разработанности проблемы:

Базу нашего исследования составили как общие труды по проблемам осмысления культуры, художественной культуры, принципов регионализма в культуре, так и работы, посвященные различным частным аспектам региональной культуры Южного Урала. Условно все изученные нами библиографические источники можно разделить на несколько групп, в зависимости от их содержания:

1 группа - это труды отечественных ученых, в которых разрабатывается сущность понятий «культура» и «художественная культура», использованные в качестве исходных представлений для теоретического анализа в данной работе.

2 группа - научные работы по проблемам регионализма в культуре;

3 группа - теоретические исследования по истории материальной и духовной культуры Урала и Южного Урала;

4 группа - литература по художественной культуре изучаемого региона, ее истории, отдельным видам, жанрам, явлениям, памятникам.

Обратимся к их характеристике: 1 .При разработке темы настоящей работы использован комплекс теоретико-методологических положений, который включает:

- современное понимание культуры как способа и результата человеческой У деятельности, внебиологической по своей природе (Ю.Н.Емельянов, М.С.Каган,3 Э.С.Маркарян4, П.А.Сапронов5 и др.)

6 7 8

- идея диалога культур ( М.М.Бахтин , М.С.Каган, Б.С.Библер ),

- системный подход к изучению культуры в двух аспектах: «экстракультурологическом» (как подсистемы Бытия наряду с другими подсистемами - Природой, Обществом, Человеком) и

2 Емельянов Ю.Н. Введение в культурантропологию. - СПб, 1992.

3 Каган М.С. Философия культуры. - СПб, 1995. Он же. Эстетика как философская наука. - СПб, 1997 и др.

4Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука (логико-методологический анализ). - М., 1983.

5 Сапронов П.А.Культурология. Курс лекций по теории и истории культуры. - СПб. : «Союз», 1998.

6 Бахтин М.М. Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. -М., 1965.

7 Каган М.С. Эстетика как философская наука. - СПб, 1997. интракультурологическом» (изучение внутренних отношений в самой культуре как динамично развивающейся системы): ( М.С.Каган9, Э.С.Маркарян10, Л.М.Мосолова11 и др.)

- оригинальные идеи по проблемам культурогенеза различных народов Г.Д.Гачева12.

Далее мы подробнее остановимся на характеристике теоретических положений по проблемам культуры и художественной культуры, которые легли в основу нашего исследования.

2. Выделение регионов как географических и хозяйственно-экономических районов имеет в России давнюю историю. Некоторые ученые даже считают

13 нашу страну родиной науки о районировании. Работы по регионализму создавались и прежде: труды Н.Пиксанова14 о провинциальных «культурных» гнездах, Н.П.Анциферова15 и И.М.Гревса - по проблемам петербурговедения и др. принадлежат к региональным историко-культурологическим исследованиям. Они показывают, как специфически по форме и содержанию осмысливается в России мировой культурный опыт. В последующее время неоднократно предпринимались попытки вычленения регионализма как особого принципа в изучении отечественной культуры, шел поиск соответствующей терминологии. Его называли «системной индивидуализацией региональных комплексов культуры» (Э.С.Маркарян16), «системно

17 региональным подходом» (А.С.Мыльников ), «территориально-поселенческим

8 Библер B.C. От наукоучения к логике культуры. - М., 1991.

9Каган М.С. Философия культуры .С. 47-48

10 Маркарян Э.С. Вопросы системного исследования общества. - M., 1972.

11 Введение в теорию художественной культуры. Учебное пособие./Под ред. Л.М.Мосоловой. - СПб, 1993.

12 Гачев Г.Д. Национальные образы мира. - М., 1994.

13 Хорев Б.С. Региональная политика в СССР. Экономико-географический подход. -М., 1989.

14 Пиксанов Н.К. Областные культурные гнезда. Историко-краеведческий семинар. - М.-Л., 1928.

15 Анцифиров . Душа Петербурга. - Петроград, 1924.

16 Культура жизнеобеспечения и этнос: опыт этно-культурологического исследования,- Ереван, 1983

17 Мыльников A.C. К построению исторической типологии культуры и искусства. // Искусство в системе культуры. -Л., 1987, - С.48 принципом» (С.Я.Матвеева ), «историко-культурным районированием» (В.В.Алексеев19).

В условиях перехода политической системы Российского государства от стандартизации и унификации к многообразию и полифоничности, рос интерес к региональной проблематике, затрагивающей все аспекты: социально-экономический, политический, культурный. Что касается последнего, то следует отметить некоторое отставание его разработки. Регионализм как принцип в изучении отечественной культуры, как научное направление, осознающее себя в качестве философско-методологического, стал развиваться в научной литературе в конце 90-х годов. Наиболее значимыми нами выделяются концепции, разработанные коллективами авторов под руководством

20 21 22 В.В.Алексеева , А.С.Герда и Г.С.Лебедева , Э.С.Маркаряна . Среди наиболее интересных исследований, посвященных социокультурным проблемам

23 24 25 регионов - диссертации В.В.Ануфриева , А.А.Ахмадеева , Е.В.Кузнецовой ,

9*7

Г.А.Смирнова , Ю.А.Ургалкина и другие. Значительный вклад в проблемы регионализма вносят научные разработки екатеринбургских ученых.28

3. Третью группу источников составляют труды по истории Южного Урала. Самыми ранними источниками информации, содержащими сведения по истории и культуре народов изучаемого региона, явились путевые заметки и

18 С.Я.Матвеева. Культура. Культурология. Социокультурные исследования.//Культурология сегодня: основы, проблемы, перспективы. Введение в культурологию. - М, 1993. - С.73-76.

19 Перспективы социокультурного развития Русского Севера./ Под ред. В.В.Алексеева. - Екатеринбург, 1992.

20 Перспективы социокультурного развития Русского Севера./Под ред.В.В.Алексеева.- Екатеринбург, 1992.

21 Основания регионалистики. Формирование и эволюция историко-культурных зон./Под ред. А.С.Герда и Г.С.Лебедева. - СПб, 1999.

22 Культура жизнеобеспечения.

23 Ануфриев В.В. Специфика региональной культуры. (На материале культуры Русского Севера). -Дис.канд.филос.наук.-М., 1995.

24 Ахмадеев A.A. Регион как объект социологического исследования и управления. Дисс.канд социологии. -М., 1996.

25 Кузнецова E.B. Культурная политика России: теория, история и современность. Дисс.канд.культурологии. -М., 1999.

26 Смирнов Г.А. Культурная политика в социокультурном развитии России: теоретический и практический аспекты. Дисс.канд.пед.наук. - М., 1998.

27 Ургалкин Ю.А. Регионализация этно-национальных отношений в России:тенденции, противоречия, регулирование. Дисс.докт. философии.-М., 1996.

28 Регион: Политика-Культура - Образование. - Екатеринбург, 1994. исследования И.И.Лепехина29, П.С.Палласа30, И.Г.Георги31 и др. Экспедиции, осуществленные под их руководством во второй половине ХУ111 века, собрали и систематизировали обильный материал об естественных богатствах края, дали богатые сведения о составе населения региона, его культуры. Большое значение для изучения прошлого Южного Урала имеют труды П.И.Рычкова32, написанные на основе многолетнего исследования природы и ландшафта, экономики и культуры этой территории. Вторая половина XIX века отмечена повышенным интересом к истории культуры южноуральского региона. В центре и на местах появляется целый ряд этнографических очерков, заметок, крупных монографий. К.К.Абаза занимался исследованием казачества, в том числе и уральского . Де Геннин создал «Описание уральских и сибирских заводов».34 В начале XX века появились путевые очерки путешествия по

35

Южному Уралу М.А.Круковского , насыщенная любопытными фактами быта

36 казачьей деревни монография М.Голубых .

Но значительный подъем исторического краеведения произошел в советское время. В 70-90-е годы выходят коллективные монографии по истории Урала, труды по этнической истории народов Южного Урала (Р.Г.Кузеев37, Н.А.Мажитов38), по вопросам материальной и духовной культуры (В.В.Гусев39, В.Ю.Крупянская, Н.С.Полищук40, Н.А.Миненко41, И.В.Злобина, Р.Г.Пихоя42,

29 Лепехин И.И. Дневные записки путешествия Ивана Лепехина по разным провинциям Российского государства в 1771 году. -4.1 -СПб, 1795; 4.2 - СПб,

30 Паллас П.С. Путешествия по разным местам Российского государства. - СПб, 1773.

31 Георги

32 Рынков П. Топография Оренбургская. 4.1-2, - Спб, 1762. Он же. История Оренбургская (1730 - 1750) -Оренбург, 1896.

33 АбазаК.К. Казаки: донцы, уральцы, кубанцы, терцы. - СПб, 1891.

34 Геннин В. Описание уральских и сибирских народов. - М., 1937.

35 Круковский М.А. Южный Урал. Путевые очерки. -М., изд-ние К.И.Тихомирова, 1909.

36 Голубых М. Казачья деревня. - М., 1930.

37 Вопросы этнической истории Южного Урала./Под ред Р.Г.Кузеева и Н.В.Бикбулатова. - Уфа, 1982.

38 Мажитов H.A. Южный Урал в У11 - XIУ вв. - М., 1977

39 Гусев В.Е. Из опыта этнографического изучения рабочих старых заводов Южного Урала./ Ученые записки Челябинского пединститута. Т. 1, вып. ¡.-Челябинск, 1956. -С.235-258.

40 Крупянская В.Ю., Полищук Н.С. Культура и быт рабочих горнозаводского Урала (к.Х1Х - н.ХХ века). -М.: »Наука», 1971.

41 Миненко H.A. Традиционная русская культура в условиях горнозаводского Урала ХУ111 - XIX вв.// Уральский исторический вестник. - 1995. - № 2. - С.27-39. И др.

42 Злобина И.В., Пихоя Р.Г. Семья на урале в ХУ 111-1 пол. XIX века.// Деревня и город Урала в эпоху феодализма. Проблема взаимодействия. Сб.ст. - Свердловск, 1986.

Г.Е.Корнилов43 и др.). Во многом возрождению интереса к культуре малой родины способствовали ежегодно проводимые в Челябинске краеведческие конференции - Бирюковские чтения. Выпущенные по их итогам сборники тезисов сообщений и докладов содержат богатейший материал по различным аспектам региональной культуры.44

В 90-е годы наблюдался «всплеск» интереса к проблемам возрождения культурных традиций многочисленных народов края. Изданные по итогам научно-практических конференций сборники «Города Урала в контексте русской культуры»45, «Современный русский фольклор промышленного региона»46, «Культура и быт дореволюционного Урала»47, «Аркаим: исследования, поиски, открытия»48 и др. позволили ввести в научный оборот материал, ранее не являвшийся предметом историко-культурологического исследования. Из последних публикаций можно выделить монографию И.Я.Галигузова49, где центральное место отведено подробному анализу материальной и духовной культуры как русских, так и иноязычных народов, населяющих Южный Урал.

Перечисленные исследования дают цельное представление об историческом прошлом культуры народов Южного Урала, закладывают прочные основы дальнейших научных поисков.

4. Последнюю, четвертую, группу источников составляют труды, рассматривающие проблемы художественной культуры изучаемого региона. Здесь необходимо отметить следующее: состояние изученности художественной культуры Южного Урала нельзя охарактеризовать однозначно. С одной стороны, на фоне активизации деятельности по развитию самой

43 Корнилов Г.Е. Рабочая семья на Урале в к.Х1Х - н.ХХ века: труд, быт, воспитание детей.(Историко-этнографический экскурс).// Трудовой коллектив и семья: реализация активной социальной политики. -Екатеринбург, 1992.

44 См. библиографию.

45 Города Урала в контексте русской культуры.Тезисы докл. Челябинск, 1993.

46 Современный русский фольклор промышленного региона. Сб. науч. тр. - Свердловск, 1989.

47 Культура и быт дореволюционного Урала. - Свердловск, 1989.

48 Аркаим: исследования, поиски, открытия. - Челябинск: ТО «Каменный пояс», 1995. и художественной культуры, происходит возрастание интереса к ее изучению. С другой, преобладает интерес к частным аспектам, разрозненность знаний, редки попытки сквозного историко-культурологического анализа явлений и процессов художественной культуры Южного Урала. Тем не менее можно констатировать, что учеными накоплен богатейший материал, высказаны оригинальные взгляды по проблемам развития архитектуры региона (Н.С.Алферов, Е.Н.Бубнов, А.Ю.Каптерев, М.П.Мочалова, А.М.Раскин и др.), декоративно-прикладного искусства (М.М.Глинкин, Л.Г.Никифорова, Л.П.Байнов, Б.В.Павловский и др.), живописи (Л.П.Байнов, В.В.Блажес, А.К.Каменский, Н.Н.Серебренников и др.), скульптурной летописи края (А.С.Ваганов, О.А.Кудзоев), становления музыкального и театрального творчества в крае (С.Е.Беляев, В.А.Вольфович, С.Е.Губницкая, Н.П.Парфентьев и др) Огромный вклад в изучение народного творчества Южного Урала, фольклора населения региона внес известный уральский филолог А.И.Лазарев50.

Вышеперечисленные научные разработки взяты нами за основу в попытке осуществить «сквозное» историко-культурологическое исследование художественной культуры Южного Урала XYIII - XX веков.

Основная проблема диссертации определяется необходимостью выявить в диалектическом взаимодействии «общего» и «особенного» историю развития и многоплановую роль художественной культуры южноуральского региона в сложном контексте российской культуры.

Научную новизну работы автор видит в следующем: 1. В исследовательское поле изучения региона Южного Урала включается новый аспект историко-культурологического содержания, ранее в специальной литературе подобным образом не изучавшийся.

49 Галигузов И.Я. Народы Южного Урала. - Магнитогорск, 2000.

50 См. библиографию.

2. В разработке проблемы осуществляется перспективный междисциплинарный подход, расширяющий методологическую базу изучения региональной культуры.

3. В исследовании уточнены основные понятия темы: «регион», «региональная культура», «регионализм» и др.

4. На основе изучения теоретических концепций культурообразующих факторов региона предложен авторский комплекс показателей, позволяющих системно анализировать процессы генезиса региональных культур во взаимодействии с тремя подсистемами Бытия: Природой, Обществом, Человеком.

5. Выявлены и впервые в совокупности исследованы природные, социальные и общекультурные детерминанты региональной культуры Южного Урала, обусловившие ее специфику и типологические особенности.

6. В диахронии осуществлен историко-культурологический анализ динамики развития, основных направлений, эволюции стилей, проблем мастерства художественной культуры Южного Урала на протяжении трех веков.

Объект исследования: Художественная культура Южного Урала ХУШ-XX веков.

Предмет исследования: Общие закономерности и типологические особенности развититя художественной культуры южноуральского региона ХУШ - XX веков.

Хронологические рамки: ХУШ - XX века. Данный период обозначен нами как наиболее сложный и интересный в своей интенсивности процессов социокультурогенеза. Объясняется это началом массовой колонизации в ХУШ веке русского населения на изучаемую территорию. С этого момента ведется отсчет истории южноуральского региона как провинции в составе Российского Государства.

Территориальные рамки: Термин « Южный Урал», часто употребляемый в научной литературе, не имеет однозначности в трактовке его территориальных границ. Более того, его географические очертания многократно менялись во времени и пространстве, что требует, на наш взгляд, в данной работе короткой исторической справки.

В настоящее время можно говорить о более узком и более широком смыслах понятия «Южный Урал». В более широком смысле это понятие охватывает территорию Предуралья, южные отроги Уральских гор, Зауралье, часть Оренбуржья, часть Башкирии. В узком смысле - это территория Челябинской области: земли, расположенные к югу от реки Исеть и к северу от истоков рек Урал и Уй. До 1738 года почти вся территория современной Челябинской области располагалась на землях Сибири и Уфимского уезда. В 1738 году была образована Исетская провинция с центром в Челябинской крепости. В 1744 году она вошла во вновь образованную Оренбургскую губернию, а в 1781 году была упразднена. Образованные при этом Челябинский, Верхнеуральский, Троицкий уезды и часть западных волостей в составе Уфимского уезда остались в Оренбургской, а часть северных и восточных территорий были переданы в состав Пермской губерний. В 1865 году современные территории области оказались в составе трех губерний: Оренбургской, Уфимской, Пермской. В 1919 году Челябинский, Троицкий, Верхнеуральский и Златоустовский уезды составили Челябинскую губернию. В 1924 году она упразднена, образуются Челябинский, Троицкий, Ваерхнеуральский и Златоустовский округа Уральской области. В 1934 году при новом районировании Урала была образована Челябинская область.51

Границы историко-культурного региона Южного Урала несколько шире административных границ Челябинской области и включают приграничные районы соседних областей (Свердловской, Оренбургской, Курганской) и республик (Башкортостана и Казахстана). Таким образом, «ядром» южно

51 Очерки истории Челябинской области.

Челябинск: Южно-Уральское кн.изд-во, 1991,- С.З уральского историко-культурного региона мы будем считать территорию современной Челябинской области, но периферийные районы региона захватывают при этом соседние территории. Социокультурная граница региона имеет размытые, диффузные очертания.

Цель работы: Осуществить историко-культурологический анализ художественной культуры Южного Урала ХУ111 - XX веков: генезиса, изменений ее структурных составляющих (духовно-содержательного, морфологического, институционального аспектов) и развития типологических особенностей.

Задачи исследования:

1. Изучить историографию проблемы, научную литературу, источниковедческую и фактологическую базу диссертации, исследовать архивные и музейные материалы, памятники и явления художественной культуры Южного Урала прошлого и современности, дающие представление об основных тенденциях, видах, жанрах ее развития.

2. Определить сущность регионального подхода в изучении процессов культуры и художественной культуры, конкретизировать понятийный инструментарий по данной проблеме.

3. Выявить традиционные основы и региональные детерминанты развития художественной культуры Южного Урала, раскрывающие диалектику «общего» и «особенного» в художественной культуре Южного Урала. Обозначить влияние природно-географических, социально-исторических и общекультурных факторов на формирование региональной культуры Южного Урала.

4. Рассмотреть в диахронии динамику изменений морфологического, духовно-содержательного и организационно-институционального аспектов художественной культуры региона на протяжении ХУ111 - XX веков и причины, ее объясняющие. 5. Выявить этапы развития, эволюцию стилей, проблемы мастерства временных, пространственных и пространственно-временных искусств в досоветский и советский периоды.

Методологическая база:

Историко-культурологический подход - дает возможность рассматривать художественные явления и объекты в культурно-исторической перспективе, соотнося традиционное и новаторское в художественной культуре, выявлять закономерности художественного формообразования и языка непосредственно в культурологическом контексте, реконструировать духовное содержание культуры. В единстве диахронии и синхронии данный подход позволяет прослеживать внутренние связи между различными культурами (мировой, отечественной, национальной, региональной, этнической и т.д.), культурными эпохами, течениями, направлениями.

Системный подход как совокупность системно-структурных, системно-функциональных, системно-исторических методов исследования обусловлен междисциплинарным характером исследования. Этот подход позволяет анализировать взаимодействие составных частей и элементов предметов и процессов, не сводимое к сумме частей, воплощает один из важнейших принципов диалектики - универсальность взаимосвязей реального мира.

Герменевтический метод присутствует в работе как анализ теоретических установок, концепций, художественных произведений и текстов, где текстом выступают и философский, и архитектурный, и литературный, и живописный, и скульптурный «тексты».

Теоретические основы исследования:

Предпринятое в настоящей работе теоретическое обсуждение проблемы художественной культуры Южного Урала ХУШ - XX веков" имеет свою специфическую задачу, но оно предполагает предварительное, инструментальное понимание понятия "культура" и "художественная культура" как частного аспекта культуры.

Методологическая универсальность системного подхода определила наш выбор теоретических основ предполагаемого исследования. В рамках системного подхода культура рассматривается как система, складывающаяся и функционирующая во взаимодействии объективной (любые культурные объекты) и субъективной (слепок в сознании) форм; рациональной и эмоционально-чувственных ее составляющих; культурно-новационнных механизмов и свойственных культуре способов обеспечения себе тождественности; процессов производства и присвоения культурных ценностей.

Системный подход позволяет нам в качестве принципов изучения использовать социально-исторический, деятельностный, аксиологический принципы.

Социально-исторический принцип в нашем исследовании необходим, так как хронологические рамки охватывают три столетия, различные общественно-исторические эпохи: капиталистическую, социалистическую и современность; при этом анализируется общий уровень развития общества, его культурной просвещенности; определяется духовный компонент совокупного производства.

Деятельностный принцип позволяет рассмотреть художественную культуру Южного Урала как особую сферу, связанную с освоением человеком своего окружения, а также источником изменения в самом человеке, мышления, принятыми нормами поведения и т.д., учитывая своеобразную специфику южно-уральского региона.

И, наконец, аксиологический принцип позволяет проследить своеобразие норм, ценностей, смыслов, т.е символическую вселенную культуры и художественной культуры Южного Урала, обусловленных географическими, историческими, социальными, производственными, конфессиональными, межэтническими и .др. особенностями.

Отметим, что динамика культурного процесса определяется современной культурологической мыслью на основе следующих принципов, учитываемых в данной работе: во-первых, историческое движение в культуре имеет векторную направленность от одного состояния к другому вне зависимости от того, насколько «неподвижными» представляются исследователями некоторые культуры прошлого и настоящего; во-вторых, в культуре наличествуют не только непрерывные линии преемственности, но и дискретные процессы различной направленности, обеспечивающие нелинейность, многомерность динамики культуры. Иначе говоря, синергетическое видение мира через чередование хаоса и порядка как базового, универсального принципа мироустройства.52

В соответствии с данными принципами (линейности и нелинейности, векторности и многовекторности) современные культурологические изыскания, на которые мы ориентируемся, включают в динамику процесса следующие явления:

- культурогенез - процессы порождения новых форм культуры и интеграции их в социальную практику;

- наследование традиций;

- диффузию культуры - процессы пространственно-временного распространения образцов культуры;

- трансформацию форм культуры - процессы их модернизации;

52 Волновые процессы в общественном развитии. - Новосибирск, 1992.

- реинтерпритацию форм культуры - процессы изменчивости смысловых и символических характеристик, форм и связей между ними, происходящие в течение их существования;

- системную трансформацию культуры - процессы исторической изменчивости (эволюции, революции, волновой изменчивости, распада, слияния и т.д.).53

Рассмотрим, какое место занимает художественная культура в структуре культуры и ее содержание.

Мы разделяем научную позицию, согласно которой структура культуры включает в себя три сферы: материальную, духовную и художественную (М.С.Каган, В.Е.Давидович и Ю.А.Жданов, Л.М.Мосолова и др.). Возникновение художественной культуры в онто-, фило- и культурогенезе связано с развитием самопознания общества и самого человека, отражением и сохранением его многогранной деятельности. «История или описание современной его жизни без учета художественной культуры превратилась бы в мертвую и сухую схему, в лишенную жизни конструкцию».54 Художественная картина мира, складывающаяся с первобытных времен параллельно научной, так же реалистически отражала действительность, но способ освоения мира, формы и средства его выражения и закрепления были иные. «Если естественнонаучная картина мира является результатом понятийно-категориального выражения и закрепления теоретико-познавательного освоения мира, то художественная картина мира - результат обобщенного художественно-образного выражения и воплощения духовно-практического освоения

55 действительности».

Единого взгляда на содержание, строение, границы художественной культуры нет. Художественная культура рассматривается как сложная динамичная система с разных точек зрения: 1. Составляющих ее элементов;

53 Культурология. XX век. Словарь. - СПб, 1997. - С.423.

54 Коган Л.Н. Художественная культура и художественное воспитание. - М., 1989. - С. 12.

2. Социального и идейно-эстетического содержания (теории, взгляды, художественные ценности);

3. Ее функционирования: создания, воспроизводства, освоения и распространения художественных ценностей в обществе.

В основе нашего исследования положено понимание структуры художественной культуры, разработанное в 80-е годы коллективом ленинградских ученых. Согласно этой концепции, она имеет трехчастную структуру:

1 .Духовно-содержательный аспект;

2. Морфологический аспект;

3. Организационно-институциональный аспект.56

Духовно-содержательный аспект связан с нравственным осмыслением и обобщением социального опыта людей и формированием на основе этого эталонных образцов ценностно-нормативного поведения и образов сознания, воплощаемых в художественных образах.

Морфологический аспект указывает на предпочитаемые в ту или иную историческую эпоху различными мастерами виды, жанры художественной деятельности.

Организационно-институциональный аспект рассматривает особые способы организации творческих процессов: создания творческих произведений, специфических способов хранения и распространения, их оценивания и истолкования; подготовки мастеров, критиков, искусствоведов; организации художественно-творческой самодеятельности населения и процессов управления в области художественной культуры и ряда ее подсистем.

В заключение отметим, что художественная культура является одной из наиболее динамичных в своей изменчивости форм духовной практики, в первую очередь реагирующей на любые изменения экономических,

55 Эстетическое сознание и художественная культура. - Киев, 1983. - С.87.

56 Художественная культура в докапиталистических формациях. -Л., 1984; социальных, политических и других условий жизни общества и связанного с ними «социального» заказа на ту или иную художественную продукцию. Но в то же время, художественная культура остается одной из наиболее традиционных сфер культуры, ориентирующаяся на «вечные ценности» человеческого бытия, связанные с устойчивостью антропологических и социальных интересов людей, нравственными проблемами их межличностного взаимодействия.

Итак, в основе нашего исследования лежат следующие принципы изучения культуры и художественной культуры:

1. Системность: рассмотрение вопросов культуры как подсистемы Бытия во взаимодействии с другими его подсистемами: Природой, Обществом, Человеком. Художественной культуры, в свою очередь, как одной из составляющих сфер культуры, наряду с материальной и духовными сферами, а так же как самостоятельной саморазвивающейся системы духовно-содержательного, морфологического, институционального аспектов.

2. Поликонцептуальность: опора на различные подходы к изучению культуры и художественной культуры.

3. Многоуровневость: культура предстает в оппозиционной взаимосвязи с природой (мегауровень); политической, экономической и социальной подсистемами общества (макроуровень) и своим микрокосмом, коим является индивидуум (микроуровень).

4.Разновекторность: закономерности развития культуры рассматриваются через призму определения ведущих сил и направленности этого развития.

5. Региональность: изучение южноуральской художественной культуры, как обладающей собственным достоинством и суверенностью.

Фиксируя внимание на законах и закономерностях, отражающих природу культурологических начал бытия, в данной работе мы сосредоточим свои

Художественная культура в капиталистическом обществе. - Л., 1986. интересы на проблемах историко-культурологического анализа художественной культуры Южного Урала ХУ111 - XX веков.

Теоретическая и практическая значимость работы:

Обращение к проблемам региональной культуры Южного Урала дополняет знания об общих механизмах формирования локальных культур России, основных закономерностях их формирования и развития. Изучение специфики культурогенеза Южного Урала позволило осуществить попытку объединения разрозненных фактов историко-краеведческих изысканий в целостную культурологическую картину становления данного региона. Известного схематизма при этом полностью избежать не удалось в силу объективных причин, что стимулирует дальнейшую интеллектуально-поисковую деятельность по заявленной теме исследования.

Написание истории развития региональной культуры края, знание ее основ и традиций необходимо для выработки перспектив социокультурной политики региона как равноценного субъекта Российской Федерации. Изучение принципов культурогенеза, способов межэтнической коммуникации населения Южного Урала поможет выработке взвешенной региональной политики в области культуры с учетом историко-культурных традиций многочисленных народностей региона, обеспечит антикризисную реализацию общекультурных региональных программ.

В этом заключается практическая значимость данного теоретического исследования.

Кроме того, положения, высказанные в нашей диссертации, могут лечь в основу курсов, спецкурсов средних и высших учебных заведений Южного Урала, чьи учебные планы предполагают наличие регионального компонента в образовании.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Казакова, Галина Михайловна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Художественная культура Урала - одно из локальных подразделений отечественной художественной культуры. Ее субъектами являются народы, населяющие географическое пространство на стыке Азии и Европы, называемое Южным Уралом. Отличительной особенностью Южного Урала является тот факт, что это сравнительно молодая российская провинция. Окончательное вхождение его территории в состав Российского государства произошло в середине XVI века. Освоение огромного края и заселение его русскими началось в средние века и особенно активизировалось с началом XVIII столетия, ставшего отправной вехой в развитии всех сфер социально-экономической и культурной жизни на Урале.

Своеобразие художественной культуры Южного Урала определилось природно-географическими, общественно-историческими и общекультурными факторами, отразившимися на ее трехчастной структуре: духовно-содержательном, морфологическом, институциональном аспекте.

Наиболее важными природно-географическими факторами, повлиявшими на специфику культуры и художественной культуры региона, оказались:

1. Наличие важнейших объектов-«категорий» ( Д.С.Герд, Г.С.Лебедев) - «Горы», «Степи», «Реки», определивших формирование моделей мира в мировоззрении населения Южного Урала. «Горный модуль» явился центральным критерием ментальности жителей Южного Урала, определил хронотоп сознания местного населения: концентрического восприятия пространства с центром мироздания - Мировой Горой. Концепция Горы как оси, пронизывающей небесный, земной и подземный мир, была привнесена на территорию южноуральского региона, вероятно, тюркскими народами и, в силу своеобразия горного рельефа, прижилась здесь. Подобное восприятие пространства с сакральным центром - Горой, сохранится в мировоззрении южноуральцев и в более позднее время, в советскую эпоху, подтвердившую репутацию Южного Урала как «опоры» России. Горный ландшафт, богатый полезными ископаемыми, определил индустриальную специализацию изучаемой территории среди других российских провинций, род занятий местного населения и специфику его духовной жизни.

Степь» явилась местом обширнейших интенсивных контактов в эпоху Великого переселения народов. «Степь» способствовала укорененности в уральском хронотопе кочевого образа жизни (отчасти благодаря естественным процессам этногенеза кочевых и оседлых народов Южного Урала, а отчасти -из-за трагических событий политической истории нашей страны, насильственного «кочевья» XX века). Бескрайность «степи» потребовала жесткой организации пограничных рубежей региона, формирования определенной этносословной категории местного населения - казачества. Создание Оренбургского казачьего войска было самым поздним в военной истории России, происходило на ином историческом фоне, чем создание Донского или Уральского казачьего войска, что отразилось в формирующихся культурных традициях края.

Река» определяла направление миграционных потоков заселыциков края. «Река» - это путь, это связь с «миром». Горнорудное и металлургическое производство, кроме того, было немыслимо без огромных запасов воды. «Земля» в сознании местного населения воспринималась не иначе как «мать-сыра-земля», как «водоземля». Уральские поселения, согласно общечеловеческой традиции, также появлялись рядом с водой, рекой, озером.

Ландшафтные особенности края дополнялись климатическими характеристиками. Континентальный климат Южного Урала практически соответствовал большей части территорий России. Короткие суровые зимы и жаркие лета, затяжные межсезонья способствовали, как и повсюду в России, закладыванию таких качеств менталитета южноуральцев, как долготерпение, выдержка, расчет исключительно на собственные силы, а также способность к интенсивному труду, работы «авралом», «всем миром» в короткий промежуток времени.

На Южном Урале сложился особый так называемый региональный тип его заселыциков, который детерминирован с целым рядом факторов, начиная от природных до бытовых (семейный уклад, система ценностей, мировоззрение, воспитание детей и т.д.). Его основные характеристики: суровость, сдержанность, выносливость, терпимость, уравновешенность, приверженность традиции и т.д.

Культура как региональная система активно взаимодействовала с социально-историческими процессами, определявшими облик Южного Урала. Среди наиболее значимых общественно-исторических факторов можно выделить следующие: во-первых, основой зарождения региональной культуры и художественной культуры станет великорусская культурная традиция, что найдет отражение в сюжетике, тематике, героях, стилистике и т.д. памятников художественной культуры. Более того, региональная культура края будет чутко реагировать на все изменения официальной политики государства. Культурогенез края, как показывает его история, будет иметь несколько «волн», в зависимости от местонахождения верховной власти. В досоветскую эпоху - это новгородский, московский, петербургский периоды. Но все-таки, имея в виду «двустоличность» русской культуры, важно отметить, что культура изучаемого региона была в большей степени ориентирована на Петербург, нежели на Москву, что также имеет историческое объяснение.

Во-вторых, в сравнении с рядом российских территорий, на Южном Урале проходили необычно сложные и разнообразные этнические процессы, что позволяет говорить об его особой уникальности (Р.Г.Кузеев). Этногенез в крае имел свою диалектику: с одной стороны, неизбежное складывание общих региональных черт хозяйствования и культуры на конкретной территории с единым природно-климатическим комплексом (процессы ассимиляции и аккультурации), с другой - сохранение пестрой этнической картины и самобытной уникальности культур народов Южного Урала. Этногенез сопровождался не только складыванием множества переходных культурных зон, но и усложнением религиозной картины мира населения Южного Урала. Она включала верования этнических групп восточно-славянских, финно-угорских и тюркских народов. Вместе с тем, история края не знает сколько-нибудь значительного столкновения его жителей на религиозной основе. Характерной особенностью религиозной культуры населения края была веротерпимость при отсутствии единой религиозно-обрядовой организации.

В-третьих, особенным было появление на Южном Урале двух «этносословных» (Р.Г.Кузеев) категорий: горнозаводского населения и казачества. Соответствующие этим группам субкультуры имели черты, отличающие их не только от других территорий России, но и от других частей Большого Урала - Северного и Среднего. Горнозаводскому населению была присуща тесная связь с традиционной крестьянской культурой, психология сельского хозяина. Аналогичную картину мы видим у казачества: помимо военной службы, хлебопашество было их основным занятием. Следствием этого была укорененность традиционной культуры на территории Южного Урала, что отразилось как в предметах материального быта южноуральцев, так и в их духовной жизни. Духовный мир уральцев, рабочих, казачества, крестьян находился в преемственной связи с духовным миром их предков - выходцев из коренных областей России. Но, в отличие от других территорий Урала, на его юге в большей степени были сильны традиции Средней России и Малороссии, а в меньшей - Русского Севера (что можно наблюдать при анализе жилища, одежды, пищи южноуральцев). Кроме того, в этой части Урала более активно шли процессы культурных и бытовых заимствований у тюркских народов, в первую очередь у башкир, издавна населяющих эту территорию. И, наконец, в силу тесных и частых контактов горнозаводского населения и казачества

Южного Урала были неизбежны взаимовлияния, обогащающие как эти субкультуры, так и культурную традицию региона в целом.

Таковы были общекультурные доминанты региональной культуры Южного Урала.

Художественная культура Южного Урала имела свою динамику развития. «Водоразделом», на наш взгляд, при этом может служить рубеж XIX

- XX веков, разделяющий историю художественной жизни региона на два этапа. Первый из них, XVIII - н.ХХ века, характеризуется следующим:

- Закладыванием промышленных основ художественной культуры края. Горнозаводской Урал наложил отпечаток на все виды художественного творчества, включая традиционное народное творчество. Уральские заводы были градообразующими элементами, становились крупными центрами культуры. При этом сама уральская промышленность испытывала влияние культурных инноваций, что находило отражение в модернизирующейся технике, технологии производства, росте эстетических качеств выпускаемой продукции.

- Важно иметь в виду, что особый уклад жизни южноуральского населения способствовал «гибридному» характеру его художественной культуры -своеобразному синтезу элементов рабочей, крестьянской и казачьей субкультур.

- Региональная особенность художественной культуры данного периода обуславливается и значительным присутствием в ней традиций культур иноязычных народов, в первую очередь - тюркских заимствований. В сохраняющейся до наших дней пестрой этнической картине Южного Урала - причина особой уникальности художественной культуры края, воплотившей черты Запада и Востока.

- В досоветский период вырабатывается основная тема духовного содержания региональной культуры - тема родного края, Южного Урала, воспевание его красот и культурных традиций.

- Морфологический аспект художественной культуры Южного Урала ХУ111 - XIX веков характеризуется развитием, в силу исторических причин, в первую очередь, народного творчества (в особенности — рабочего и казачьего фольклора), градостроительства и декоративно-прикладного промышленного производства. При анализе каждого из них мы можем наблюдать характерные региональные особенности, обозначенные нами выше.

- Налаживается в дореволюционный период и организационно-институциональная система творческих процессов региона: появляются две художественно-промышленных школы, выстраиваются связи со столичными художественными учебными заведениями, осуществляется подготовка мастеров, организуется художественно-творческая самодеятельность населения. Появление трудовых династий, сохранение из поколения в поколение секретов художественного мастерства создаст условия для формирования в советское время художественной интеллигенции края.

В художественной культуре XX века, по сравнению с предыдущим этапом, наблюдалось большее разнообразие морфологической составляющей: в регионе получат свое развитие фактически все виды и жанры временных, пространственных и пространственно-временных искусств. Индустриальная мощь Южного Урала, его роль «опоры» Государства Российского по-прежнему сказывается на специфическом духовном содержании региональной культуры, но уже в меньшей степени, чем раньше. Уникальные отличия от культуры других регионов, скажем, иных территорий Большого Урала, сглаживаются, а в отдельных случаях полностью нивелируются. Причины тому мы находим в драматичной советской истории, в последствиях тоталитарного периода развития нашего государства. Художественная культура края первой половины XX века является периферийной копией общехудожественных процессов страны, проходя те же этапы, отражая те же закономерности, которые мы

165 наблюдаем в советском искусстве. Однако, советский период развития культуры характеризуется и положительными тенденциями, проявившимися, в первую очередь, в институциональном аспекте художественной культуры: развитие сети учреждений художественного производства, хранения и потребления способствовали тому, что искусство становилось более демократичным и доступным широким массам людей, формировало их художественный вкус, развивало и обогащало художественную картину мира жителей региона.

Принципиальные изменения наступают для региональной культуры Южного Урала в 80-90-х годах в связи с распадом основ имперского мышления и появлением регионализма как принципа демократической политики государства. Вначале они имеют кризисный характер, несут в себе разрушительную тенденцию, что драматично сказывается на судьбе культуры в целом и художественной культуры, как ее подсистемы. Однако, на рубеже третьего тысячелетия происходят позитивные процессы ее возрождения, подъем регионального самосознания и культурный рост.

Список литературы диссертационного исследования кандидат культурол. наук Казакова, Галина Михайловна, 2001 год

1. Абаза К.К. Казаки, донцы, уральцы, кубанцы, терцы. - СПб, 1891.

2. Ануфриев В.В. Специфика региональной культуры. (На материале культуры Русского Севера). Автореф.дисс. на соиск. науч. ст. канд. филос. наук. -М., 1995.

3. Алаев Э.Б. Экономико-географическая терминология. М.: Мысль, 1978.

4. Алферов Н.С. Зодчие старого Урала: первая половина XIX века. -Свердловск: Книж.изд-во, 1960.-214 с.

5. Алферов Н.С. Творчество русских архитекторов на уральских заводах./ Из истории черной металлургии Урала. Свердловск, 1957.- 199 с.

6. Анциферов Н.П. Душа Петербурга. Петроград, 1922.

7. Анциферов Н.П. Быль и миф Петербурга. Петроград, 1924.

8. Анциферовские чтения. Л., 1989.

9. Афиниани В.Ю. Мир русской культуры./ Русская провинция. Культура ХУ111-ХХ века. М., 1993.

10. Афиниани В.Ю., Хорошилова Л.Б. Познание России: (Путешествие как фактор культуры и исторический источник).//Русская провинция. Культура ХУ111-ХХ века. -М., 1993.-С. 120-123.

11. Байнов Л.П. Художники Челябинска. Челябинск: Южно-Уральское кн.изд-во,1979.-165 с.

12. Байнов Л.П. Художественный чугун Кусы. Челябинск: Изд-во «Рифей», 1998.-240 с.

13. Бакунин A.B., Журавлева В.А. Градостроительство на Урале в условиях тоталитаризма./ Города Урала в контексте русской истории. Тезисы докладов. Челябинск, 1993. С.38-42.

14. Барадулин В.А. Народные росписи Урала и Приуралья. Крестьянский расписной дом. Л.: Художник РСФСР, 1988.

15. Барадулин В.А. Уральский букет. Народная роспись горнозаводского Урала.-Свердловск: Средне-Уральское кн.изд-во, 1987. 127 с.

16. Барадулин В.А. Уральская народная живопись по дереву, бересте и металлу.- Свердловск: Средне-Уральское кн.изд-во, 1982. 110 с.

17. Беляев С.Е. История музыкальной культуры Урала (ХУ111- начало XX века): Курс лекций. — Екатеринбург: Диамант, 1996. 64 с.

18. Беляев С.Е. Музыкальное прошлое Урал: Очерки истории музыкальной культуры Урала ХУ111-начала XX века.: Учебное пособие. Екатеринбург, 1995.

19. Беляев С.Е. Музыкальное образование на Урале: истоки, традиции. -Екатеринбург, 1995.

20. Беляев С.Е. Музыканты старого Урала: Биобиблиографический справочник.- Екатеринбург: СОБДиЮ, 1997. 78 с.

21. Боже B.C. Художники дореволюционного Челябинска. / Музей и художественная культура Урала: Сб. докл. Челябинск, 1991.

22. Блажес В.В. Сатира и юмор в дореволюционном фольклоре рабочих Урала.- Свердловск: Изд-во УрГУ, 1987. 200 с.

23. Бубнов E.H. Русское деревянное зодчество Урала. -М.: Стройиздат, 1988. -188 с.

24. Бубнов E.H. Оград узор чугунный. Художественные решетки Урала./ Альбом. Свердловск: Средне-Уральское кн.изд-во, 1962.

25. Будрина А.Г. Уральский плакат времен гражданской войны. Пермь: Кн. изд-во, 1968.

26. Бурлина Е. Мифы о провинциальной культуре.//Русская провинция, 1994. -№ 1.-С. 48-52.

27. Бурмакин A.C. Исторические данные по введению изготовления оружия в Златоустовской оружейной фабрике немецкими мастерами // Горный журнал. 1912. Т. 4. Кн. 10-11. С. 240-267.

28. Ванчугов В. Москвософия и Петербурглогия. Философия города. М., 1997.

29. Власов Г. Стили в искусстве. Словарь. Т. 1. СПб.: «Колна», 1995. - 670 с.

30. Введенская А.Г. Из истории планировки русской деревни и рабочих поселков на Урале в ХУ111 и XIX веков. Дис.на соиск. науч.ст.канд.ист.наук. -М.: МГУ, 1949.

31. Вольфович В.А. Музыканты Южного Урала. Челябинск: Обл.орг-ция о-ва «Знание», 1991.-198 с.

32. Вольфович В.А. Челябинск музыкальный

33. Вопросы этнической истории Южного Урала: Сб.Ст. Уфа: БФАН СССР, 1982.- 144 с.

34. Галигузов И.Ф. Народы Южного Урала: история и культура. -Магнитогорск, 2000. 500 с.

35. Гачев Г.Д. Национальные образы мира. Евразия космос кочевника, земледельца и горца. - М.: Институт ДИДИК, 1999. - 368 с.

36. Генин В. Описание уральских и сибирских заводов. М., 1937.

37. География Оренбургской губернии. Оренбург: Тип. Вайсберг, 1908.

38. Гизе М.Э. Очерки истории художественного конструирования в России. ХУ111 н.ХХ века. - Л.: ЛГУ, 1978.

39. Глинкин М.М. Златоустовская гравюра на стали. Челябинск: ЮжноУральское кн.изд-во, 1967.

40. Губкин О.П. «Золотой век» каслинского литья. Рукопись. Архив Музея декоративно-прикладного искусства. Г.Екатеринбург.

41. Губницкая С.Е. Советская опера в театрах Урала.(Критика, репертуар, слушатель): Автореф.дисс.на соиск. науч.ст.канд.искусствоведения. Л., 1986.-21 с.

42. Гудков Г.Ф., Гудкова З.И. Из истории южноуральских горных заводов ХУ 111 Х1Хвв. В 2-х ч. - Уфа: Башкюкн.изд-во, 1985.

43. Гун Г.Е. Художественная культура молодежи Южного Урала (80-90-е годы). Автореф.дисс.на соиск.науч.ст.канд.филос.наук. М., 1997.

44. Гусев В.Е. Из опыта этнографического изучения рабочих старых заводов Южного Урала. (По материалам экспедиций Челябинского пединститута в 1952-1953 годах).//Уральские записки Челябинского педагогического института. 1956. Т.1. Вып. 1. С.235-258.

45. Гусев В.Е. Русские народные песни Южного Урала. Челябинск: Челяб.кн.изд-во, 1957. - 172 с.

46. Голубых М. Казачья деревня. М., 1930.

47. Города Урала в контексте русской культуры: Тезисы докладов. -Челябинск, 1993. 112 с.

48. Гравюра на стали из Златоуста./ Альбом. Челябинск: Южно-Уральское кн.изд-во, 1994.

49. Давидсон Б.М. Архитектура жилища и местный климат.(На примере Уральского региона): Автореф. дисс.на соиск.науч.ст.докт.архитектуры. -М.,1985. 48 с.

50. Дахин A.B. Архитектурные корни провинциальной культуры.// Провинциальная ментальность России в прошлом и настоящем.- Самара, 1994.-С. 10-14

51. Дектерев С.А. Климат и архитектура народного жилища. Свердловск: Изд-воУрГУ, 1989.

52. Денисова М.М. Художественное оружие XIX века Златоустовской оружейной фабрики./ Труды Гос. Ист. Музея. Вып. ХУ111. Сб. ст. по мат. культуре ХУ11-Х1Х веков. М., 1947.

53. Денисова М.М. Именное и художественное холодное оружие ХУ11 XIX веков. -М., 1956.

54. Денисова М.М., Портнов М.Э., Денисов E.H. Русское оружие XI- XIX веков. -М., 1953.

55. Дмитрии Г.К. Дорогой большого искусства. Заметки о творчестве челябинских скульпторов. Челябинск: Челяб.кн.изд-во, 1963. - 83 с.

56. Дореволюционный Челябинск в слове современников. Собрание текстов. -Челябинск: Изд-во «Челяб. Дом Печати», 1997. 328 с.

57. Древнерусская традиция в культуре Урала: Материалы науч.конф. -Челябинск, 1992.

58. Духовная культура Урала./ Под ред. Н.А.Миненко. -2-е изд.-Вып. 3. — Екатеринбург: Банк культурной информации, 1998. 104 с.

59. Емельянов Ю.Н. Введение в культурантропологию. Спб, 1992.

60. Ешич М.Б. Некоторые региональные аспекты культурных традиций и проблема развития современного образования.// Культурные традиции этносов Поволжско-Уральского региона и проблемы современного образования. Саранск, 1993 - С. 6-7.

61. Златоустовское художественное оружие XIX века: Из собрания Военно-Исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи. -Л.,1986.

62. Злобина И.В., Пихоя Р.Г. Семья на Урале в ХУ111- 1 половине XIX века./ Деревня и город Урала в эпоху феодализма. Проблема взаимодействия: Сб.ст. Свердловск: б.и., 1986. С. 131-144.

63. Изобразительное искусство. XX век. Челябинск./ Альбом. Магнитогорск: Изд-во «Магма», 1996.- 142 е., ил.

64. ИофаЛ.Е. Города Урала. М., 1951.

65. Истоки региональных культур России. Сб. научных статей. Санкт-Петербург: Изд-во РГПУ им. Герцена, 2000. -173 с.

66. Исторические чтения: Материалы науч.конф. «Культура Челябинска: поиски и находки.» ( 1998).- Челябинск: Центр историко-культурного наследия Челябинска, 2000. 296 с.

67. История и культура славян Южного Урала: Сб.мат. под ред. А.В.Федоровой. Оренбург, 1995. - 96 с.

68. История казачества азиатской России. В 3-х т. Екатеринбург: УрО РАН,1995.

69. История Урала. XX век. Учебник. / Под ред. Б.В.Личмана, В.Д.Камынина. -Екатеринбург: Изд-во «СВ-96», 1998. 432 с.

70. История Урала с древнейших времен до 1861 года./ Отв.ред. А.А.Преображенский. М.: Наука, 1989. - 608 с.

71. История Урала с древнейших времен до конца ХУ111 века. Пособие для учителя.- Екатеринбург: Средне-Уральское кн.изд-во, 1995. 208 с.

72. Каган М.С. Историческая типология художественной культуры. Самара,1996.

73. Каган М.С. Москва Петербург - провинция: двустоличность России - ее историческая судьба и уникальный шанс. // Российская провинция. - 1993. -№1,-С. 12-18.

74. Каган М.С. Сколько же в России России? Рукопись. Архив автора.

75. Каган М.С. Системный подход и гуманитарное знание: Избр.ст. Л., 1991.

76. Каган М.С. Философия культуры Спб: ТОО ТК «Петрополис», 1996. - С. 416.

77. Каган М.С. Эстетика как философская наука. СПб: ТОО ТК «Петрополис», 1997. - С. 544.

78. Казакова Г.М. Творческий путь И.Я.Дмитриева-Челябинского. // Модерн: взгляд из провинции: Мат.конф. Челябинск, 1995. - С. 188-197.

79. Каменский В.А. Художники крепостного Урала.-Свердловск: Свердл.кн.изд-во, 1957.

80. Каптерев Л. Как русские пришли на Урал. Свердловск, 1930.

81. Каптерев JI. Творчество художников Урала. // Просвещение на Урале. 1928. № 7-8. С. 124-127.

82. Каптиков А.Ю. Архитектурные памятники Урала в ХУ111 века. Барокко в уральской архитектуре: Автореф.на соиск.науч.ст.канд.архитектуры. М., 1976.

83. Каптиков А.Ю. Каменное зодчество русского Севера, Вятки и Урала ХУ111 века: Проблема региональных школ. Свердловск, 1990. - 181 с.

84. Каптиков А.Ю. Народные мастера-каменщики в русской архитектуре ХУ 111 века (на примере Вятки и Урала). М., 1988.

85. Каптиков А.Ю. Региональное многообразие архитектуры русского барокко. Учебное пособие. -М., 1986.

86. Карпухин И.Е. О сходстве и отличиях в русском и башкирском свадебных сюжетах. (По записям 1970- 1990 годов в Башкортостане).// Двенадцатые Бирюковские чтения: Тезисы научно-практической конференции. -Челябинск, 1996.-С. 162-165.

87. Качкин А.В. Мифизм провинциализма. // Провинциальная ментальность России в прошлом и настоящем. Самара, 1993. - С 33-35.

88. Кобзев И.И. Встреча культур Запада и Востока в русской провинции: Автореф.на соиск.науч.ст.канд.культурологии. СПБ, 1998.

89. Кобзов B.C. Казачья униформа ХУ11 — XX веков: от традиционной самобытности к армейскому стандарту./ Оренбургское казачье войско . Культура. Быт. Обычаи. Межвуз сб. - Челябинск, 1996. -С. 3-27.

90. Коган Л.Н. Региональная социология.// Социологический словарь. Минск: Изд-во «Университетское», 1991.-С. 198-200.

91. Козлов А.Г. Творцы науки и техники на Урале ХУ11 XX века: Биографический справочник. - Свердловск: Средне-Уральское кн.изд-во, 1981.- 139 с.

92. Коноплева Р.Г. Ландшафтно-климатические факторы и территориальная структура городов Южного Урала: Автореф.канд.архитектуры. -Челябинск, 1974.- 17 с.

93. Костерина А.Б. Театральные традиции в народной культуре Урала в ХУ111-XX веках.// Народная культура Урал эпохи феодализма. Свердловск, 1990.- С.48-55.

94. Корнилов Т.Е. Рабочая семья на Урале в к.Х1Х н.ХХ веков: труд, быт, воспитание детей (историко-этнографический экскурс). // Трудовой коллектив и семья: реализация активной социальной политики -Екатебринбург: УрО АН, 1992. - 103 с.

95. Костюм Оренбургского казачества К.Х1Х н.ХХ века. Конструктивные особенности. Крой. - Челябинск, 1999. - 35 с.

96. Кругляшова В.П. Жанры несказочной прозы Уральского горнозаводского фольклора. Свердловск, 1984. - 167 с.

97. Кругляшова В.П. Межэтнические связи фольклорной прозы на горнозаводском Урале.(К вопросу сравнительно-исторического изучения). // Межэтнические общности и взаимосвязи фольклора Поволжья и Урала. -Казань, 1983.-С. 69-76.

98. Кругляшова В.П. Социально-утопические предания и легенды на горнозаводском Урале. // Фольклор народов РСФСР. Вып. 1. М., 1974. -с.98-107.

99. Кругляшова В.П. Фольклорная традиция и ее судьбы в современном русском фольклоре Уральского промышленного региона. (К постановке проблемы) // Современный русский фольклор промышленного региона: Сб. науч.тр. Свердловск, 1989. -С. 5-10.

100. Круковский М.А. Южный Урал. Путевые очерки. М.: изд-е К.И.Тихомирова, 1909. - 311 с.

101. Крупянская В.Ю., Полищук Н.С. Культура и быт рабочих горнозаводского Урала (к.Х1Х н.ХХ вв.). - М.: Наука, 1971. - 288 с.

102. Кудзоев O.A., Ваганов A.C. Скульптурная летопись края. Челябинск: Южно-Ур.кн.изд-во, 1989. - 240 с.

103. Кузеев Р.Г. Народы Среднего Поволжья и Южного Урала: этногенетический взгляд на историю. М.: Наука, 1992. - 344 с.

104. Кукшанов В.В. Из истории советской художественной самодеятельности 20-х годов (на Урале). // Научные труды Свердловского пединститута. 1972. № 166.-С. 93-109.

105. Кукшанов В.В. Из истории народного самодеятельного театра советского Урала: («Живые газеты» рабочих клубов Урала 20-30-х годов).// Рабочий фольклор. Свердловск, 1978. - С.87-109.

106. Культура жизнеобеспечения и этнос: опыт этно-культурологического исследования. (На материале армянской сельской культуры). Ереван, 1983.

107. Культура и быт дореволюционного Урал. Свердловск, 1989.

108. Культура и быт трудового населения дореволюционного Урала. -Свердловск, 1988.

109. Культура. Искусство. Творчество. Челябинская область./ Сост. В.Богдановский, Д.Графов. Челябинск: Творческое объединение «Каменный пояс», 1995. - 38 е., ил.

110. Культура и быт дореволюционного Урала: Сб. науч. тр. Свердловск: УрГУ, 1989.- 170 с.

111. Культурные традиции этносов Поволжско-Уральского региона и проблемы современного образования: Тезисы научно-практ.конф. Саранск, 1993.

112. Культурология. XX век. Словарь. СПб., 1997.

113. Курочкин Ю. Из театрального прошлого Урала. Заметки собирателя. -Свердловск: Свердл.кн.изд-во, 1957.-285 с.

114. Кучумов Н.В. Гора в традиционном мировоззрении башкир.//Этнологические исследования в Башкортостане. Уфа, 1994. С. 101 - 108.

115. Лазарев А.И. Еще раз про сказ.// Пятые бирюковские чтения. Краткие тезисы докладов и сообщений. Челябинск, 1980. - С. 83-84.

116. Лазарев А.И. Ментальность военно-исторических песен оренбургского казачества.// Оренбургское казачье войско. Культура. Быт. Обычаи: Межвуз.сб. Челябинск, 1996. - 178 с.

117. Лазарев А.И. Песни оренбургских казаков как исторический источник.// И.И.Неплюев и южноуральский край: Материалы науч.конф. Челябинск, 1993.-С. 133-135.

118. Лазарев А.И. Поэтическая летопись заводов Урала. Челябинск: ЮжноУральское кн.изд-во, 1972. - 310 с.

119. Лазарев А.И. Сказки в горнозаводской среде Урала.// Русский фольклор. Русская народная проза. Т. XI11. Л.: «Наука», 1972. С. 179 - 193.

120. Лазарев А.И. Старое и новое в фольклоре Южного Урала. // Проблемы современного народного творчества. Русский фольклор. Вып. IX. М.-Л.: «Наука», 1964. С.272-281.

121. Лазарев А.И. Рабочий фольклор Урала. Об основных этапах становления и развития нового художественного мышления народа. Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 1988. - 279 с.

122. Лазарев А.И. Региональные аспекты изучения фольклора и литературы.// Региональные аспекты изучения литературы и фольклора на материале Урала: Межвуз. сб. Челябинчск, 1984. - С. 4 - 20.

123. Лазарев А.И. Предания рабочих Урала как художественное явление. -Челябинск: Южно-Уральское кн.изд-во, 1970. 202 с.

124. Лазарев А.И. Устная поэзия рабочих Урала: Автореф. дисс.д-ра филол.наук. М., 1970. - 38 с.

125. Лазарева Л.Н. Русско-башкирские культурные связи (соотношения праздничных календарей).// Одиннадцатые Бирюковские чтения: Тезисы докладов. Щадринск: Изд-во Щадр.пединститута, 1994. - С. 120-121.

126. Левинтов А.Е. Региональные особенности агрокультуры./Щрограммирование культурного развития: региональные аспекты.: Сб.науч.тр. Вып. 1 М.: НИИК, 1991. - С. 93-96.

127. Левинтов АК.Е. От района к региону: на пути к хозяйственной географии. // Вопросы методологии. 1991. - № 3, -С.48-49.

128. Левяш И.Я. Культурология. Курс лекций. Минск: «ТетраСистема», 1998.

129. Леканова С.Н., Оленьков В.Д., Ганченков В.Н. Архитектурный памятник в стиле модерн биржевая гостиница купца Башкирова в Троицке. .//Модерн: взгляд из провинции: Сб.науч.ст. - Челябинск, 1995. - С.38-45.

130. Лиходей О. Основы регионоведения. СПб, 2000.

131. Лотарева P.M. Города-заводы России ХУ111 1 половина XIX века. -Екатеринбург, 1993.

132. Любимые актеры. Челябинск: Южно-Уральс.кн.изд-во, 1996. - 128 с.

133. Мажитов H.A. Южный Урал в У11 Х1УУ вв. - М.,1977.

134. Мамин-Сибиряк Д.Н. Статьи и очерки. Свердловск, 1947.

135. Марченко М.Г. Развитие культуры Челябинской области. Челябинск, 1959.-56 с.

136. Материалы Программа развития Челябинской области. Челябинск, 1994. -64 с.

137. Мезенин H.A. Мастеровые. Челябинск: Челяб.кн.изд-во, 1988.

138. Мезенин H.A. Урал на Всемирных выставках. Свердловск: Средне-урал.кн.изд-во, 1981.- 42 с.

139. Миненко Н.А. Традиционная русская культура в условиях горнозаводского Урала ХУ111 XIX вв.// Уральский исторический вестник.- 1995. - № 2. -С. 27-39.

140. Мирошниченко С.И. Становление хорового исполнительства на Южном Урале: Автореф. дисс.канд.искусствоведения. Магнитогорск, 1999.- 18 с.

141. Мосолова Л.М. О системе образования Северо-Запада России в контексте региональной культуры и перспектив ее развития. // Образование и культура Северо-Запада России: Вест. Северо-Западного отд. РАО. Вып. 1,- 1996.-С. 14-16.

142. Мочалова М.П. Деревянное зодчество старого Челябинска. Челябинск: Южно-Уральское кн.изд-во, 1974.

143. Мочалова М.П. На полуденную сторону: О народных традициях в южноуральском зодчестве. Челябинск: Южно-Уральское кн.изд-во, 1978. - 193 с.

144. Мочалова М.П. Южноуральский почерк в градостроительстве. // Третьи Бирюковские чтения. Челябинск, 1975.

145. Никифорова Л.Г. Златоустовская гравюра на стали: (Прошлое и настоящее). -Магнитогорск, 1992.

146. Новикова О.В. Традиционная одежда Оренбургского казачества в К.Х1Х -н.ХХ века. // Материалы по археологии и этнографии Южного Урала: Труды Музея-заповедника Аркаим. Челябинск: «Каменный пояс», 1996. -С. 216-228.

147. Одноралов Н.В. Декоративная отделка скульптуры и художественных изделий из металла. М., 1954.

148. Основания регионалистики. Формирование и эволюция историко-культурных зон./ Под ред. А.С.Герда, Г.С.Лебедева. СПб.: Изд-во СпбГУ, 1999.-390 с.

149. Оренбургское казачье войско: Культура. Быт. Обычаи: Межвуз.сб. -Челябинск, 1996.

150. Оренбургское казачье войско. Страницы истории XIX XX вв.: Сб.науч.тр. - Челябинск, 1999. - 172 с.

151. Очерки истории Челябинской области. Ч. 1. Челябинск: Южно-Уральское кн.изд-во, 1991. - 192 с.

152. Павловский Б.В. Декоративно-прикладное искусство промышленного Урала. -М.: «Искусство», 1975.

153. Павловский Б.П. Искусство промышленного Урала ( 17000 1861): Автореф. дисс.д-ра искусствоведения. - М.: МГУ, 1965. - 36 с.

154. Павловский Б.В. Касли. Сведловск: Свердл.кн.изд-во, 1957. - 88 с.

155. Павловский Б.В. Каслинский художественный павильон. / Альбом. -Свердловск, 1979.

156. Павловский Б.В. Художественный металл Урала ХУ111 XIX века./ Альбом. -Свердловск: Средне-Урал.кн.изд-во, 1982.

157. Паллас П.С. Путешествие по разным местам Российского государства. Ч. 1. Кн. 1. Спб, 1773.

158. Панина JI.C. Пословицы народов уральского региона как источник отражения истории развития народа. // Южный Урал: Историко-культурные проблемы: Сб.науч.тр. Оренбург: Изд-во «Димур», 1995. С. 82-93.

159. Пантелева Г.И. Успенский Далматов монастырь и его влияние на культуру края.// Города Урала в контексте русской культуры: Тезисы докладов. -Челябинск, 1993. С.73-79,

160. Парфентьев Н.П. Традиции и памятники древнерусской музыкально-письменной культуры на Урале. (ХУ1 XX века). - Челябинск, 1994. - 446 с.

161. Петрова C.B. Проблема записи и изучения народного танца.// Восьмые Бирюковские чтения. Челябинск, 1988. - С. 301 - 303.

162. Перспективы социокультурного развития Российского Севера (Научная концепция.)/ Под ред В.В.Алексеева. Екатеринбург, 1992.

163. Пешкова И.М. Искусство каслинскитх мастеров. Кн. 1-2. Челябинск: Южно-Уральское кн.изд-во, 1983.

164. Пиксанов Н.К. Культурные гнезда в провинции (Литература в крае): Тезисы// Дневник 2 Всесоюзной конференции по краеведению. М., 1923.

165. Пиксанов Н.К. Областные культурные гнезда. Историко-краеведческий семинар. М.-Л., 1928.

166. Пиксанов Н.К. Областной принцип в русском культуроведении: К разработке культурно-исторической схемы. // Искусство, 1925. № 2.

167. Пихоя Р.Г. Общественно-политическая мысль трудящихся Урала (к.ХУ11 -ХУ 111 вв.). Свердловск, 1987 - 208 с.

168. Побережников И.В. История освоения Южного Урала в казачьем фольклоре.// И.И.Неплюев и южноуральский край: Мат.конф. Челябинск, 1993.-С. 104- 106.

169. Провинциальная ментальность в прошлом и настоящем : Тезисы докладов. -Самара, 1994.

170. Пронина И.А. Академия художеств ХУ111- 1 п.Х1Х века как художественный центр страны.// Труды АХ СССР. Вып 2. М., 1984. - С. 89-98.

171. Пронина И.А. Художественно-промышленные школы России в 1 половине XIX века // Труды АХ СССР. Вып. 3. -М, 1985. С.200 - 209.

172. Радин А. Каслинские мастера. Челябинск, 1936.

173. Раскин A.M. Архитектура классицизма на Урале. Свердловск: УрГУ, 1989. -183 с.

174. Раскин A.M. О периодизации и местных школах архитектуры классицизма на Урале. // Из истории художественной культуры Урала: Сб.науч.тр. -Свердловск: УрГУ, 1985. С. 26 - 35.

175. Регион : политика культура - образование: Сб.тр. - Екатеринбург, 1994.

176. Региональная сфера культурно-образовательных услуг: особенности диверсификационных процессов. 4.2. Культура. Екатеринбург, 1999. - 44 с.

177. Региональные особенности градостроительства Урала. Учебное пособие. В 2-х ч. Екатеринбург, 1995.

178. Региональное сообщество. Многостороннее развитие и управление. / Под общ. Ред. Р.Е.Тихонова. М.: РАУ, 1993.

179. Репин М.Е. Касли. Челябинск: ОГИЗ, 1940. - 86 с.

180. Розенберг H.A. Встреча всадника и землепашца. Очерк художественной культуры народов Волго-Камья в древности и в средневековье. -Ижевск: Изд-во ИжГТУ, 1998. 136 с.

181. Рыбалко A.A. Жилище и усадьба оренбургских казаков на территории современной Челябинской области. // Материалы по археологии и этнографии Южного Урала: Труды музея-заповедника Аркаим. -Челябинск: ТО «Каменный пояс», 1996. С. 197 215.

182. Рыбалко A.A. История и быт казаков Новолинейного района. // Аркаим: исследования, поиски, открытия. Челябинск: ТО «Каменный пояс», 1995. -С. 117-135.

183. Рычков П.И. Топография Оренбургская. Ч. 1-2. Оренбург: тип. Б.Бреслина, 1887,-406 с.

184. Рычков П.И. История Оренбургская (1730-1750). Оренбург, 1896.

185. Рябков Ю.В. Златоустовская гравюра на стали. 1970 1980. // Материалы конференции «Художественный металл Урала ХУ111- XX вв.». -Свердловск, 1990.

186. Свистунов В.М. История Каслинского завода. 1745 1900. Русское литье. Чугун. - Челябинск: «Рифей», 1997.

187. Севастьянова A.A. Историография русской провинции 2 половины ХУ111 в.(К постановке проблемы)//История СССР, 1991. - № 1, - С. 134-142.

188. Севастьянова A.A. Русская провинциальная историография 2 половины ХУ111 в.: Учебное пособие. Ярославль, 1988.

189. Серебренников H.H. Урал в изобразительном искусстве. Пермь: Пермское изд-во, 1959. - 180 с.

190. Сняцкий A.A., Лучанкин А.И. Регион как социокультурное целое (к проблеме регионального наблюдателя). // Регион: политика культура -образование. - Екатеринбург, 1994. - С. 4 - 72.

191. Современное каслинское литье: Каталог выставки. Челябинск, 1983. - 64 е., ил.

192. Соболева Л.С. Возникновение «культурных гнезд» на Урале и их типологические особенности. // Место и значение фольклора и фольклоризма в национальных культурах: история и современность: Тезисы докл. Челябинск, 1998. - С.53 - 57.

193. Тарасов Ю.М. Русская крестьянская колонизация Южного Урала второй половины XIX века. М., 1984.

194. Трифонова Г.С. Художественная жизнь Челябинска 1 половины 20-х годов. // Музей и художественная культура Урала. Челябинск, 1991.

195. Трубина Е.Г. Размышление о регионе как воплощение советской цивилизации и культуры в контексте реформ. // Регион: политика -культура образование. - Екатеринбург, 1994. - С. 73 - 92.

196. Турбин Г.А. Из истории населения призаводских поселков и деревень в Челябинской области. // Родной край и школа. Вып. 2. Челябинск, 1974.-С. 59-71.

197. Турбин Г.А. Из истории русских говоров Южного Урала. // Краеведческие записки. Вып. 1. - Челябинск: Челяб.кн.изд-во, 1962.

198. Турбин Г.А. Татаро-башкирское лексическое влияние на русские говоры Урала. // Тезисы к четвертым Бирюковским чтениям. Челябинск, 1977. -С. 82-84.

199. Урал. XX век. Книга для чтения по истории. / Под ред. М.Е.Главацкого. -Екатеринбург: Изд-во «СВ-96», 1997. 576 с.

200. Урал в новой России. Исследования. Гипотезы. Литература. -Екатеринбург: ФГУИПП «Уральский рабочий», 1999. 208 с.

201. Ургалкин Ю.А. Регионализация этно-национальных отношений в России: тенденции, противоречия, регулирование: Автореф. дисс.д-ра филос.наук. М., 1996. - 35 с.

202. Усманова A.A. Русский народный костюм Уральского региона. -Челябинск: ЧИПКРО, 1997. 33 с.

203. Холодова Л.П. Стиль жизни и образ уральского промышленного города.// Города Урала в контексте русской культуры: Тезисы докл. Челябинск, 1993.-С. 15-18.

204. Хорев Б.С. Территориальная организация общества. М: «Мысль», 1981.

205. Хохлов И.С. География Оренбургской губернии в физическом, этнографическом и административном отношениях. Оренбург, 1896.

206. Художественная культура в докапиталистических формациях. Л.: ЛГУ, 1984.

207. Художественная культура в капиталистическом обществе. Л.: ЛГУ, 1986.

208. Художники Челябинска. Каталог выставки. М., 1989.

209. Художники на Урале. Краткий обзор работ за 30 лет. Свердловск: ОГИЗ, 1948.

210. Челябинск. Градостроение вчера, сегодня, завтра. Челябинск: ЮжноУральское кн.изд-во, 1986. - 159 е., ил.

211. Челябинск. История моего города: Учебное пособие. Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 1999.-320 с.

212. Челябинская организация Союза художников России. Справочник. 1936 -1999./ Сост. О.А.Кудзоев. Челябинск, 1996. - 340 с.

213. Чеснов Я.В. Этнический образ. Этнознаковые функции культуры. М., 1991.

214. Черемшанский В.М. Описание Оренбургской губернии в хозяйственно-статистическом, этнографическом и промышленном отношениях. Уфа, 1859.

215. Цукерман B.C. Народная культура. Свердловск, 1982.

216. Цукерман B.C., Соковиков С.С. Актуальные проблемы развития культуры. -Челябинск, 1990.

217. Шабалин С.М. Стилистические особенности архитектуры модерна в Челябинске. // Модерн: взгляд из провинции: Сб.докл. научно-практич. Конф. Челябинск, 1995. -С. 28 - 38.

218. Шабалин С.М. Челябинская церковь Александра Невского в кругу памятников русской архитектуры к.Х1Х н. XX века. // Древнерусская традиция в культуре Урала: Мат.конф. - Челябинск, 1992. - С. 107 - 113.

219. И Титов К. Урал в судьбе России. Челябинск: Изд-во «Автограф», 1996. -200 с.

220. Швец М.В., Тихонова JI.A. О некоторых проблемах провинциальной ментальности.// Провинциальная ментальность России в прошлом и настоящем. Самара, 1993. - С 32 - 35.

221. Щедровицкий П.Г. Региональное развитие и культура: постановка проблемы. // Программирование культурного развития: региональные аспекты. Сб.науч.тр./ Отв. Ред. П.Г.Щедровицкий. М.: НИИК, 1991. - С. 66-68.

222. Южный Урал: историко-культурные проблемы. Оренбург, 1995.

223. Юрченков В.А. Региональная историография: российский опыт. II Регионология. 1993. - № 1. - С. 96 - 103.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.