Художественная организация интерьера народного жилища Иордании: Нац. традиции тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.04, кандидат искусствоведения Абу-Хани Ахмад Махмуд Сулейман Салим

  • Абу-Хани Ахмад Махмуд Сулейман Салим
  • кандидат искусствоведениякандидат искусствоведения
  • 1995, Москва
  • Специальность ВАК РФ17.00.04
  • Количество страниц 159
Абу-Хани Ахмад Махмуд Сулейман Салим. Художественная организация интерьера народного жилища Иордании: Нац. традиции: дис. кандидат искусствоведения: 17.00.04 - Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура. Москва. 1995. 159 с.

Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Абу-Хани Ахмад Махмуд Сулейман Салим

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1 ЭВОЛЮЦИЯ АРХИТЕКТУРНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ НАРОДНОГО ЖИЛИЩА НА ТЕРРИТОРИИ ИОРДАНИИ. .И

1.1. Кочевые жилища.

1.2. Стационарные жилища:

1.2.1. Жилые дома доисламского периода.

1.2.2. Традиции отечественного зодчества, формиро вавшиеся в 7-19 веках н.э., их преемственность в современном домостроении: характеристика объемно-планировочных решений, определяемых функциональным предназначением помещений, их иерархией, взаимосвязью с региональными, социальными и природно-климатическими условиями, а также с влиянием исламской теологии.:.

1.2.3. Характеристика традиционных и некоторых современных строительных и отделочных материалов, используемых в Иордании; роль традиционного декоративного озеленения в гармонизации интерьера с внешней средой.

ГЛАВА 2 ПРЕДМЕТНЫЙ МИР ИНТЕРЬЕРА НАРОДНОГО ЖИЛИЩА ИОРДАНИИ РАЗЛИЧНЫХ ИСТОРИЧЕСКИХ ЭПОХ И ПЕРИОДА СОВРЕМЕННОСТИ.

2.1. Мебель и оборудование.

2.2. Ковровые и тканные изделия.

2.3. Керамика, изделия из стекла, дерева и металла.

ГЛАВА 3 ЗАКОНОМЕРНОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННО-КОМПОЗИЦИОН

НЫХ РЕШЕНИЙ В СИСТЕМЕ ИНТЕРЬЕРА НАРОДНОГО ЖИЛИЩА ИОРДАНИИ.

3.1. Основные принципы, используемые при организа ции внутреннего убранства отдельных помещений в традиционном народном жилище.

3.2. Характеристика традиционной иорданской орнаментики, ее роль в организации художественного единства интерьера народного жилища и придания ему национальной узнаваемости.

3.3 Приемы гармонизации традиционных и современных составляющих интерьера в народном иорданском жилище, используемые в наш дни.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Художественная организация интерьера народного жилища Иордании: Нац. традиции»

Во всем мире в настоящее время происходит стандартизация подходов к организации интерьера жилых помещений. Это связано в основном с выпуском достаточно однотипных строительных, отделочных и декоративных материалов в широких промышленных масштабах. То же можно отметить и в отношении предметов быта и мебели. Кроме того, сам по себе XX век характеризуется усилением влияния промышленно развитых стран Европы и Нового Света на самые различные аспекты жизни во всех регионах мира, что определяется возрастанием экономических связей с этими странами и развитием информатики. В результате появляющиеся новые решения в области дизайна жилых помещений достаточно быстро по современным информационным каналам охватывают практически все страны, обусловливая своеобразную интернационализацию и унификацию в решении вопросов, связанных с градостроением, организацицией экстерьера и интерьера жилых зданий.

Достижения цивилизации XX века, породившие совершенно новые предметы быта - кондиционеры, холодильники, теле- и радиоаппаратуру, самые различные электроприборы и т.д. - так же способствует стандартизации в организации интерьера жилых помещений, так как все эти предметы имеют строго определенное функциональное предназначение и в силу своих конструктивных особенностей не могут отражать художественные особенности, присущие каким-либо национальным культурам.

Итогом всего вышеперечисленного является создание некоего универсального варианта жилища - как правило квартиры в многоэтажном здании или небольшого коттеджа, возводимых по типовым проектам и обставленных стандартной мебелью в сочетании с необходимым набором уже упоминавшихся предметов быта. Нетрудно заметить, что при этом неизбежно теряется национальный колорит жилого помещения, характерный именно для традиционного арабского жилища. В конечном итоге, дальнейшее развитие этого процесса может привести к полному отрыву от принципов в организации интерьера жилых помещений, формировавшихся в Иордании исторически на протяжении всего предшествующего периода времени, что в свою очередь означает утрату важнейшего компонента традионного наследия отечественной культуры.

Между тем, проводимые в Иордании усилиями специалистов местных университетов и Научной Королевской Ассоциации исследования в области жилища в большинстве своем касаются различных экономических аспектов, связанных с современной ситуацией в области жилищного строительства, рынка недвижимости и т.д. (А.Аль-Фанди, А.Абдельбасет, Р.Аль-Шариф, И.Альшейх), а также посвящаются вопросам архитектурной организации жилых домов, адаптированных к региональным условиям (С. Аль-Факих, А.Абу-Айаш, Т.Аль-Рифаи, А.Абдельмаджид). Последнему направлению созвучны исследования, рассматривающие влияние сходных природно-географических, климатических и социальных факторов на типологию народных жилищ в других странах (А.Н.Новрузи, Н.В.Оболенский, Т.Б.Рапопорт, А.Н.Римша, А.Хозам).

Во многих работах отечественных и зарубежных исследователей анализируется исторический путь развития арабского зодчества в контексте эволюции арабского искусства (В.А.Воронина, S.Abdel-Rahim, M.L.Abdulla, T.Canaan, М.Ecochard, R.Spiers). Так же значительный интерес искусствоведов разных стран привлекают традиционные составляющие предметного мира бытового убранства арабских жилищ разного времени - ковровые и тканные изделия, мебель, керамика и т.д. (Б.В.Веймарн, Э.К.Кверфельд, А.Моран, А.А.Саада, Е.Г.Яковлев, M.S.Dimand, E.Hitchcok, C.Humbert, A.U.Pop, D.T.Rice). Однако все эти исследования являются достаточно узкоспециализированными, в то время как общие, исторически складывавшиеся принципы композиционно-художественных решений именно в системе иорданского жилого интерьера,предусматривающие его организацию одновременно с учетом существующих архитектурных подходов, декоративных свойств основных составляющих предметного мира, а также самой психологии населения, отражающей влияние исламских традиций и местных обычаев, практически еще не рассматривались. Между тем, подобный интегративный подход во многом мог бы способствовать вычленению важнейших приемов художественной организации интерьера иорданского народного жилища, придающих ему своеобразный колорит и характерную национальную узнаваемость.

Вполне очевидно, что следование особенностям в организации интерьера жилища, опирающееся на устойчивые народные традиции, и в дальнейшем будет оставаться одним из важнейших факторов, способствующих поддержанию того исторического своеобразия, которое на протяжении многих веков отличало арабскую культуру. Из этого логически следует, что в настоящее время особую актуальность приобретают исследования национальных традиций в самых разных областях, в том числе и в вопросах дизайна жилых помещений, так как только последовательное применение характерных исторически сложившихся принципов в решении практических задач эстетического оформления современного быта, так же как и поддержание народных традиций в других областях, позволяет успешно сохранять и творчески обогащать отечественное культурное наследие.

Исходя из вышеизложенного, данная диссертационная работа ставит перед собой цель - выявить пути формирования художественных традиций построения интерьера народного жилища в Иордании, их своеобразие и тенденции эволюционного развития на основе анализа их особенностей, складывавшихся в различные исторические эпохи - от доисламского периода до наших дней.

Достижение поставленной в работе цели предусматривает решение следующих конкретных задач, заключающихся в оценке с позиций исторической ретроспективы и выделении национальных традиций:

1/ архитектурно-планировочной организации интерьера;

2/ предметного мира интерьера;

3/принципов композиционно-художественных решений в организации интерьера.

В качестве рабочего метода исследования используется системный художественный анализ и искусствоведческая интерпретация решений по организации интерьера жилых помещений на территории Иордании в различные исторические эпохи, истори-ко-художественное осмысление археологических, этнографических, литературно-фольклорных данных, материалов научных исследований, выполненных другими авторами по рассматриваемой в работе тематике. Материалы исследования:

1. Натурные обследования отдельных районов Иордании, где в наибольшей степени сохранились традиционные жилые постройки, относящиеся к рассматриваемым в диссертации историческим эпохам, а также традиционный быт.

2. Изучение письменных источников и архивных материалов в библиотеках на территории Иордании и России.

3. Изучение характерных для декоративно-прикладного искусства Иордании предметов быта, сохраняющихся и экспонирующихся в различных музейных фондах.

4. Анализ устных преданий, касающихся вопросов организации традиционного быта прошлого.

Объектами исследования являются:

1.Жилые постройки: а/ кочевого (доисламского) периода и современные кочевые постройки; б/ различных периодов эпохи Ислама (7-19 век н.э.); в/ настоящего времени (типичные городские и сельские жилые дома).

При этом изучаются:

- объемно-планировочные принципы в архитектурной организации интерьера;

- взаимосвязь помещений, функциональное предназначение и их иерархия;

- связь архитектурно-планировочных решений с природой, ландшафтом, бытовым укладом, мировоззренческими аспектами, с региональными и социальными особенностями.

2. Предметный мир интерьера народного жилища различных исторических эпох.

При этом изучаются наиболее характерные именно для арабской культуры изделия народного прикладного искусства и дается характеристика их функционального предназначения, художественно-декоративных особенностей, принципов размещения в интерьере жилых помещений.

Границы исследования определяются:

1. Хронологией - исследования охватывают весь период от появления первых признаков человеческой цивилизации на территории Иордании до ее сегодняшних дней. При этом основное внимание уделяется этапу, начинающемуся с момента утверждения в стране Ислама,т. е. с 7 века н.э.

2.Географией - географические границы изучаемого региона определяются территорией современной Иордании, являющейся частью исторического расселения арабской нации.

3. Национальными рамками - в диссертационной работе исследуются только те элементы жилого интерьера, в которых отражаются традиции именно арабской культуры различных исторических эпох.

Научной новизной является выявление в исторической ретроспективе особенностей формирования как отдельных элементов интерьера народного жилища, так и его целостности, попытка вычленить в нем основные художественно-композиционные закономерности, влияющие на эстетическое восприятие, которые являются характерными художественными традициями арабского населения Иордании.

Практическая ценность выполненной работы определяется аналитической переработкой результатов, полученных при решении поставленных в диссертации задач. На основе полученных данных можно составить вполне осуществимые практические рекомендации по использованию национальных традиций в архитектурной организации современного жилого интерьера, его предметного мира и художественной целостности с целью преемственного развития особенностей народной культуры Иордании. Публикации по теме диссертации:

1. Абу-Хани А. "Формирование тенденций в архитектурно-планировочных решениях народных жилищ в Иордании".

Моск. Худ.-пром. ин-т им. С.Г.Строганова, М., 1994, 23 с. Деп. в НИО Информкультура Российской Гос. б-ки 15.11.94, N 2904.

2. Абу-Хани А. "Закономерности построения художественной композиции интерьера народного жилища в Иордании".

Моск. Худ.-пром. ин-т им. С.Г.Строганова, М., 1994, 18 с. Деп. в НИО Информкультура Российской Гос. б-ки 15.11.94. N 2905.

3. Абу-Хани А. "Декоративные свойства наиболее распространенных изделий, формирующих предметный мир иорданского жилого интерьера".

Моск. Худ.-пром. ин-т им.С.Г.Строганова, М.,1994, 20с. Деп. в НИО Информкультура Российской Гос. б-ки 15.11.94, N 2906.

- И

Похожие диссертационные работы по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», Абу-Хани Ахмад Махмуд Сулейман Салим

- 100 -выводы

1. Существующие до настоящего времени на территории Иордании кочевые жилища, принадлежащие некоторым племенам кочевников-бедуинов в своем построении и организации предметного мира фактически все еще отражают жизненные традиции, возникшие на заре человеческой цивилизации. В планировке жилища кочевников строго учитываются традиции Ислама - разделение жилья на мужскую и женскую половины. Размеры (ярусность) зависят в основном от материального достатка владельца и численности его семьи. Предметы быта, отражая архаический уклад жизни, не отличаются многобразием, однако все они служат максимальному удовлетворению функциональных потребностей в условиях суровой кочевой жизни.

2. Типичная для Иордании архитектурно-планировочная организация жилища стационарного типа оформлялась на протяжении многих веков под влиянием региональных природно-климатичес-ких условий, местных обычаев и существующих возможностей при выборе строительных материалов. Дошедшие до нашего времени отечественные традиции домостроения проявляются в разделении помещений на мужские и женские, обязательном наличии гостиной комнаты. Характерным является зонирование функциональных помещений по высоте, наличие внутреннего двора, являющегося композиционным центром располагающегося по его периметру жилого комплекса.

3. Для современного домостроения Иордании весьма характерным становится все более частое отступление от выработанных им ранее принципов, что приводит к утрате чисто архитектурных черт, придававших характерное своеобразие отечественному интерьеру. Поэтому в настоящее время для придания жилому интерьеру национального своеобразия акцент в основном переносится на его предметный мир и элементы внутренней отделки. Таким образом, традиционное наличие в иорданских жилых домах достаточно большого количества разнообразных изделий, форма и декор которых ярко отражает мотивы, доминирующие в отечественном искусстве, становится важнейшей предпосылкой, предопределяющей сегодня сохранение национальной узнаваемости интерьера, в особенности в условиях утраты "архитектурного компонента" его отличительного своеобразия.

4. В народном жилище Иордании организация интерьера в различающихся по функциональному предназначению комнатах направлена на обеспечение не только максимального удобства быта, но и на создание определенного художественного впечатления. Так, согласно народным традициям, оформление гостиной служит созданию впечатления сдержаности, здесь максимально доминирует свободное пространство, что облегчает общение хозяевам и гостям. Мужские комнаты имеют подчеркнуто неброское оформление, поскольку разумный аскетизм, внутренняя сдержа-ность и скромность всегда являлись отличительной чертой мужского характера у арабов. Наоборот, общая и, в особенности, женские комнаты оформляются, как правило, более нарядно, максимально используя яркий и контрастный декор входящих в его состав предметов бытового убранства с целью создания здесь атмосферы внутренней раскованности, радости, тепла и уюта.

5. Отделка внутренних поверхностей в традиционном иорданском жилище характеризуется достаточной скромностью: как правило, на штукатурку стен и потолка наносится слой не подкра

- 102 шиваемой гашеной извести, устраиваются обычные, ничем не покрываемые цементные полы. В настоящее время ассортимент отделочных материалов достаточно велик, однако из их существующих видов наибольшей популярностью пользуются керамические плитки, поскольку их соответствующее декоративное оформление позволяет достаточно легко привносить в интерьер разнообразные художественные мотивы, в том числе и созвучные традиционной отечественной орнаментике.

6. Гармонизации интерьера народного жилища с окружающим растительным миром способствуют: а/ архитектурные решения: наличие переходных зон - накрытых навесами айванов, создающих плавный пространственный переход между закрытыми жилыми помещениями и открытым озелененным двором, вертикальное озеленение фасадов, организация растительных навесов на плоских крышах-террасах; б/ активное применение при украшении предметов бытового убранства растительных орнаментов, что в сочетании с присутствующими комнатными растениями способствует созданию целостной художественной композиции интерьера, символизирующей единство искусственной и естественной природной среды.

7. Одной из черт, отличающих организацию предметного мира традиционного иорданского жилого интерьера , является использование весьма ограниченного набора мебели, поскольку функцию громоздких шкафов, сервантов, комодов и тому подобных предметов выполняют различные по размерам и конфигурации стеннные ниши. Именно широкое использование последних позволяет выраженно разгрузить жилое пространство, придав интерьеру характерную открытость.

8. В Иордании в качестве напольных покрытий традиционно в

- 103 жилых помещениях используются ковры. Помимо напольного варианта, в настоящее время ковры ручной работы, имеющие высокую художественную ценность, все чаще начинают применяться и для декорирования стен, что является новым в отечественной практике художественного оформления жилища. Настенные и напольные ковры, занавеси и обивочные мебельные ткани являются первостепенными составляющими, способствующими формированию художественной целостности жилого интерьера, поскольку в Иордании ковровые и тканные изделия всегда визуально доминируют в жилом пространстве, обусловливая его рисуночное и цветовое заполнение.

9. Все типы используемых в отечественной орнаментике геометрических, растительных и появившихся позже шрифтовых орнаментов обладают выраженной декоративностью, что предопределяет их широкое, ставшее национальной традицией, применение для украшения самых разнообразных предметов и элементов интерьера. Очевидно, что классический отечественный орнаментальный декор, независимо от методов его нанесения самые различные бытовые изделия и элементы отделки, не только способствует формированию художественно-стилевого единства интерьера, но и является одним из наиболее важных факторов, придающих ему выраженный национальный колорит.

- 89 -ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Представленный в диссертации материал - итог исследовательской работы, направленной на изучение путей формировани-ния традиционного интерьера народного жилища на территории Иордании на основе анализа важнейших периодов в его эволюции от доисламского периода до наших дней.

Анализ архитектурно-планировочных решений, принятых в иорданском домостроении показывает, что их традиционная основа была заложена в основном к 7 веку н.э. К этому времени сложилась одна из важнейших местных традиций домостроения -функциональное зонирование помещений по высоте, в результате чего происходит разделение хозяйственных, бытовых и спальных помещений, приподнятых по отношению друг к другу на высоту 6-10 ступенек, однако находящихся под единой крышей. В дальнейшем этот принцип не претерпевал изменений и дошел до наших дней, реально воплощаясь в строительстве сельских и, несколько реже, городских домов. Принятие в 7 веке н.э. населением Иордании исламского учения сделало безусловной догмой в местном зодчестве строгое разделение жилых помещений на мужские и женские. Следует подчеркнуть, что принцип зонирования дома по половому признаку также дошел неизменным до наших дней, фактически превратившись в важнейшую народную традицию.

Ислам, одной из догм которого является требование строгой изоляции женской половины семьи от окружающего мира, способствовал приданию дому своеобразного вида, заключающегося в его подчеркнутой отгороженности и закрытости: высокий глухой забор и стены построек окружают по периметру небольшой озелененный двор, в который с улицы можно попасть только через специальную приемную комнату.

Закрытость двора со всех сторон стенами и постройками имеет и функциональное обоснование, т. к. такое архитектурное решение позволяет создать в нем более благоприятный микроклимат, своеобразный маленький оазис, защищенный от знойных ветров и пыльных бурь. В связи с последним можно отметить, что в тех регионах Иордании, где жаркий климат выражен значительнее, высота построек и забора является большей, а площадь двора - меньшей, что позволяет создать в нем более эффективное затенение и обеспечить конвективный воздухообмен.

Изолированность жилого дома предопределяла скромность в оформлении внешних фасадов, Внутренние фасады, выходящие во двор, наоборот, украшались за счет использования в кладке камней разного цвета. В отличие от внешних оконных проемов, внутренние делались более широкими, закрывались декоративными решетками и не имели ставен.

Для структуры традиционного городского дома характерна организация трехчастных пространств: 1) полностью закрытых жилых и подсобных помещений; 2) полуоткрытых, т.е. накрытых только навесом, айванов; 3) полностью открытого двора, окруженного забором, жилыми и хозяйственными строениями. Открытое пространство дома дополняется плоской крышей, которая , являясь потолочным перекрытием для помещений первого этажа, при двухэтажной планировке служит одновременно террасой для комнат (как правило женских) второго этажа, Крыши и террасы могут накрываться навесами, имеющими разное направление.

Если в городских домах жилые и подсобные помещения занимают разные строения, объединенные в единый дворовый комплекс, то, как отмечалось, в сельских жилая и хозяйственная зона занимают одно и то же строение. При этом в трехуровневых домах хозяйственная зона, часто используемая для содержания домашних животных, располагается у его входа, а далее следуют приподнятые бытовая и наиболее глубоко располагающаяся спальная зоны. В зависимости от материального достатка домовладельцев количество комнат и их площадь могут варииро-вать, однако во всех случаях соблюдается принцип разделения помещений на жилые (мужские и женские), общего пользования (кухня, туалет, различные подсобные и хозяйственные помещения), а также обязательное выделение гостиной, являющейся первой комнатой, в которую посетители попадают с улицы. Последнее имеет определенный смысл, поскольку при подобной планировке ограничивается передвижение по дому посторонних людей, скрывается женская половина семьи, не афишируется достаток хозяина.

Современный жилой фонд Иордании характеризуется разнообразием. однако его основу по прежнему составляют односемейные дома, доставшиеся современному поколению от отцов и дедов. Эти, а также аналогичные им строения, возводимые в наши дни, в своей планировке повторяют описанные выше принципы, выработанные отечественным зодчеством в предшествовавший исторический период. Сравнивая бытовые удобства в традиционных од-носемейных и современных многоэтажных жилых домах, можно заключить, что для условий Иордании более перспективным является акцент на возведение малоэтажных коттеджей, поскольку именно в них можно в наибольшей степени реализовать традиции отечественного домостроения, которые, как показывают многочисленные опросы, в наибольшей степени устраивают подавляющую часть населения страны.

Характеризуя строительные и облицовочные материалы, используемые в настоящее время при возведении жилых домов, внешней и внутренней отделке, можно разделить их на традиционные и современные.

К первым относится строительный камень, в обработке которого иорданские мастера достигли особого совершенства. Однако в наши дни намечается отказ от широкого применения камня в силу трудоемкости его обработки и замена этого материала на более дешевые блоки тяжелого монолитного и легкого ячеистого бетона. Поэтому сейчас природный камень продолжает использоваться в основном в сельской местности, а в городах он применяется чаще с декоративными целями для украшения фасадов зданий.

В отличие от других стран, кирпич в качестве строительного материала в Иордании не использовался или находил весьма ограниченное применение лишь как отделочный матерал. То же можно отметить в отношении дерева, которое используется в основном для создания мебели и других предметов бытового убранства, а также отдельных элементов строительных конструкций - оконных рам, дверей, ступеней и перил лестнйц и т.д.

Ранее полы в иорданских народных жилищах изготавливались исключительно цементными. Сейчас для их покрытия все чаще используются керамические плитки, которые применяются также и для облицовки стен. В настоящее время промышленность Иордании обеспечивает выпуск достаточно разнообразного ассортимента таких плиток, Оформленные соответствующим образом, керамические плитки разных конфигураций и размеров являются идеальным материалом для передачи различных художественных мотивов и могут служить важным элементом, придающим декоративность интерьеру.

Долгое время традиционным покрытием стен и потолка в сельских и городских иорданских домах являлась простая штукатурка и наносимая на нее гашеная известь. В настоящее время все чаще для этой цели используются различные виды красок (казеиновых, водо-эмульсионных, масляных, синтетических). В современных жилищах используются также и нетрадиционные стеновые отделочные материалы, в частности различные типы обоев.

Украшению интерьера во все времена служило его насыщение комнатными растениями. Их различные виды могут использоваться не только для оживления отдельных комнатных пространств, но и для создания своеобразных внутренних перегородок, выделяющих фрагменты жилых помещений, а также для вертикального озеленения стен, В сочетании с классическими растительными орнаментами, традиционно используемыми в Иордании в декоративной отделке многих элементных составляющих интерьера, комнатные растения способствуют гармонизации внутренней среды обитания человека и окружающей его живой природы. Во всех случаях наличие растений в доме и их эффектное размещение в пространстве интерьера придает последнему особую свежесть и чистоту, повышает его художественность.

Отличительной чертой жилого иорданского интерьера является его неперегруженность предметами мебели. В его организации традиционно выражено стремление создать доминирование свободного пространства. В основном это достигается за счет широкого использования стенных ниш различных размеров и конфигураций, выполняющих функцию встроенной мебели, что позволяет полностью отказаться от громоздких платяных шкафов, сервантов, тумб и т.д., или, по крайней мере, значительно ограничить число таких предметов в интерьере. Поэтому состав используемых в различных комнатах мебельных гарнитуров минимален, в них входит в основном мягкая мебель (диваны, кресла), жесткие табуреты, столы, ажурные угловые этажерки и подставки различных конструкций. За исключением столов и окружающих их сидений, все они размещаются по периметру комнаты, оставляя максимально свободным центральное пространство жилого помещения.

Мебель классического арабского стиля имеет характерное декоративное оформление, включающее широкое использование традиционных орнаментов в отделке деревянных поверхностей и обивочных тканей. При украшении деревянных частей нередко используется техника инкрустации ценными материалами - золотыми и серебряными лентами, слоновой костью, полудрагоценными камнями. Тем не менее, в силу своей высокой стоимости, она практически не используется в интерьерах жилых домов людей с низкими и средними доходами, составляющими большинство населения Иордании. В их жилищах распространена мебель, имеющая лишь отдельные, относительно скромно декорированные элементы или в своем художественном оформлении вообще не отражающая какой-либо стилевой принадлежности, т.е. являющаяся стандартной, используемой и во многих других странах.

Основной цветовой и рисуночный акцент в интерьере иорданского народного жилища создается коврами, используемыми в качестве напольного покрытия еще с доисламских времен, а также другими тканными изделиями - покрывалами, накидками, занавесями и т.п. Декоративная отделка отечественных ковров представляет собой различные по сложности геометрические орнаменты, формирующие дорожечные, медальонные и смешанные композиции. Орнаменты других тканных изделий отличаются большим разнообразием, их композиции включают не только геометрические, но и растительные и шрифтовые узоры. Нередко они наносятся на ткани с использованием художественной вышивки с помощью цветных, золотых и серебряных нитей.

Керамика, используемая в иорданских жилищах, представляет собой достаточно разнообразные изделия традиционных форм. Их декоративное оформление представляет собой различные типы классических узорных композиций, наносимых либо рельефно путем процарапывания по сырой глине или налепливания объемных полос, либо выполняемых на плоскости изделия с помощью различных красок над глухой или под прозрачной глазурью. Керамика как материал применяется не только при изготовлении посуды, но и многих других предметов бытового убранства -ваз, цветочных горшков, арматуры светильников и т.д., а также отделочных и конструктивных элементов - дверных ручек, полок стенных ниш, облицовочной плитки и т. д. В их декоративном оформлении также широко используется тема классических орнаментов. Гончарное искусство Иордании является одним из наиболее древних, местные мастера в этой области накопили большой опыт, который используется и при создании современных изделий, лучшие из которых не уступают изяществом форм и декоративной отделки поверхностей эталонным старинным образцам.

Разнообразен в предметном мире интерьера народного жилища набор изделий, при изготовлении которых используются различные виды декоративного стекла - прозрачного и глухого, цветного, с рельефным рисунком; металла, обрабатываемого путем художественного литья, ковки, штамповки, чеканки; дерево, в обработке которого используются методы резьбы, выпиливания, выжигания, создания инкрустационных вставок. К ним относятся разнообразные шкатулки, подставки для цветов, декоративные решетки, элементы светильников и т.д. Украшенные традиционным арабским орнаментом, повторяющие в стилизованном виде форму старинных изделий, все эти предметы могут создавать в пространстве жилого помещения дополнительный акцент, подчеркивающий его национальный колорит.

Несмотря на различия в материале изготовления, размерах и конфигурации отдельных предметов и элементов интерьера народного жилища, в декоративной отделке их поверхностей используются сходные типы орнаментов, основу которых составляют разной степени сложности геометрические, растительные, шрифтовые узоры, используемые как раздельно, так и виде разнообразных комбинаций, включающих также древние символические знаки. Хотя геометрические и растительные орнаменты использовались в местном декоративно-прикладном искусстве и в доисламские времена, именно Ислам положил начало формированию самобытной арабской исламской орнаментики. Ее своеобразие состоит в том, что полностью отказавшись от реалистического изображения природы и человека, она в то же время значительно разнообразила и усложнила геометрические узоры, стала широко использовать стилизованное изображение элементов растений, впервые создала на основе арабской письменности различные шрифтовые орнаменты, насчитывающие к настоящему времени более 30 разновидностей. Разнообразие общих композиционных решений при их использовании достигается за счет бесконечного числа комбинаций составляющих различные типы орнаментов первоэлементов, вариирования их размеров, плотности расположения, цветовой насыщенности, используемых видов симметрии (зеркальной, ленточной, спиральной), применения разных принципов зонирования (типа пальмы, излучения), приемов повторяемости, подчеркивания рамками и т.д.

Декорирование в соответствии с художественными принципами, используемыми в отечественной орнаментике, самых разнообразных предметов и элементов интерьера визуально способствует их объединению в целостную структуру. Иными словами, формирование художественного единства архитектуры и предметного мира интерьера иорданского народного жилища во многом достигается за счет единого декоративного оформления их поверхностей на основе использования традиционного искусства арабской исламской орнаментики.

Создание целостности жилого интерьера достигается и другими художественными методами. Так, весьма важным представляется при организации интерьера максимальное соблюдение принципа визуального подобия формы сочетающихся в жилом пространстве предметов и элементов за счет использования приемов копирования, масштабного изменения формы и конфигурации, пропорционирования. Ярким примером такого подхода является использование структуры аркад одновременно в архитектуре жилища ( форме дверных и оконных проемов, стенных ниш), мебели, светильниках, декоративных решетках и т. д.

Описанные общие подходы, обеспечивающие гармоническое единство всех составляющих интерьера и отражающие его национальное своеобразие, используются во всех жилых помещениях дома. Однако независимо от функционального предназначения тех или иных его комнат, организуемый в них интерьер традиционно направлен на создание определенной эмоциональной настроенности. Так, в гостиной и в особенности в мужских комнатах должно рождаться ощущение строгой сдержаности, образованности хозяина, его доблести, силы и мужества. Наоборот, подчеркнутая нарядность, вызывающая эмоциональный подъем, характерна для общей и, в наибольшей степени, для женских комнат. Это достигается использованием соответствующих цветов и их сочетаний - ярких контрастных или, наоборот, приглушенных, а также разным набором предметов бытового убранства: например, в мужских комнатах и гостиной часто располагается библиотека, организуются настенные коллекции старинного оружия и т.д., в женских комнатах присутствует большое количество мелких изящных декоративных изделий, более широко используются яркие и богато орнаментированные ткани, культивируемые комнатные растения.

Важнейшей задачей при художественной организации современного жилого интерьера является обеспечение его национальной узнаваемости. Как показывает представленный в работе материал, помимо чисто архитектурных решений, использование которых в традиционном виде в нынешних условиях массового многоэтажного строительства весьма затруднено, на данном этапе этому в наибольшей степени способствует соответствующая организация предметного мира и внутренней отделки интерьера, обеспечение визуального доминирования в нем изделий и облицовочных элементов, которые своей формой и декором максимально соответствуют национальным художественным вкусам.

Поставленная задача успешно решается широким включением в интерьер разнообразных изделий местных народных промыслов, лучшие мастера которых сумели в полной мере сохранить отечественное художественное наследие, а также фабрично производимых изделий местной промышленности, в своей декоративной отделке отражающих колорит именно арабской культуры.

Необходимо также отметить, что следование национальным традициям художественного оформления интерьера в немалой степени способствует не только сохранению отечественной культуры как таковой, но и имеет определенное экономическое значение, стимулируя в Иордании развитие местного декоративно-прикладного искусства и связанных с ним кустарных ремесел и фабричных производств.

Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Абу-Хани Ахмад Махмуд Сулейман Салим, 1995 год

1. Абдельмаджид А. "Архитектурно-планировочные особенности формирования жилища для семей с ограниченным доходом (в условиях Иордании)". Дисс. канд. арх., М., 1994, 174 с.

2. Алпатов М. В. "Всеобщая история искуств". M.-JI., Искусство, 1975, 135 с.

3. Аль-Тарше Н."Основные направления архитектурно-плани-ровочных решений открытых (летних) пространств в городском жилище Сирии". Автореф. дисс. канд. арх., МАрхИ, 1994, 24 с.

4. Биркая Е.А. "Типизация жилища в жарком климате. К вопросу строительно-климатического зонирования территории СССР". М., Стройиздат, 1974, 74 с.

5. Бобров В.А. "На перекрестке цивилизации: путешествие по Сирии". М., Мысль, 1975, 173 с.

6. Веймарн Б.В. "Искуство арабских народов (средневековый период)*'. М., Искусство, 1960, 197 с.

7. Веймарн Б.В. "Искусство арабских стран и Ирана 7-17 вв". М., Искусство, 1974, 185 с.

8. Воронина В.Л. "Народное жилище арабских стран". М., Стройиздат, 1972, 139 с.

9. Воронина В.Л. "Средневековый город арабских стран". М., ВНИИТАГ Госкомархитектуры, 1991, 100 с.

10. Грюнебаум Г.Э. "Основные черты арабо-мусульманской культуры". М., Мысль, 1981.

11. Исаев В.А. с соавт. "Иордания: контуры перемен". М., Мысль, 1987, 140 с.

12. Кверфельд Э.К. "Керамика Ближнего Востока", л., Эрмитаж, 1947.

13. Кондаков Н.П. "Археологическое путешествие по Сирии и Палестине", 1904.

14. Лицкевич В.К. "Жилище и климат", М., Стройиздат, 1984,288 с.

15. Лосев А.Ф. "О понятии художественного канона" в сб. "Проблемы канона в древнем и средневековом искусстве Азии и Африки". М., Искусство, 1973.

16. Лотарштайн В. "В черных шатрах бедуинов". М., Наука, 1981, 261 с.

17. Марков Г.Е. "Кочевники Азии". М., Наука, 1976, 236 с.

18. Менкявичус И.К. "Интерьер и монументально-декоративное искусство"., М., Стройиздат, 1974.

19. Мержанов Б.М. "Интерьер массового жилища". М., Стройиздат, 1983, 103 с.

20. Моран А. "История декоративно-прикладного искусства". М., Искусство, 1982, 577 с.

21. Новрузи А.Н. "Формирование архитектурно-планировочной структуры жилища в условиях жаркого климата и активной ветровой деятельности". Автореф. дисс. канд. арх., Баку, 1991, 25 с.

22. Оболенский Н.В. "Архитектура и солнце". М., Стройиздат, 1988, 207 с.

23. Орбели А.И. "Мусульманские изразцы"., Л., Эрмитаж, 1923.

24. Рапопорт Т.Б. "Специфика архитектуры жилища на территориях с жарким климатом юга СССР". Автореф. дисс. докт. арх., М., 1979.

25. Римша А.Н. "Градостроительство в условиях жаркого климата"., М., Стройиздат, 1979, 312с.

26. Розенталь Ф.А. "Функциональное значение арабской графики" в кн. "Арабская средневековая культура и литература". М., Мысль, 1978, 159 с.

27. Салах А.Х. "Архитектура городского жилища для массового строительства в условиях Иордании". Дисс. канд. арх., Киев, 1992, 208 с.

28. Смолина Н.И. "Традиции симметрии в архитектуре". М., Стройиздат, 1990, 343 с.

29. Степанов А.В. "Объемно-пространственная композиция". М. , Стройиздат, 1993, 254 с.

30. Хозам А. "Архитектура сельских жилых домов из глины в условиях Сирии". Автореф. дисс. канд. арх., М., 1991, 20 с.

31. ЧерковЮ.С., Староберова А.В. "Основные климатические данные по странам Ближнего Востока и Южной Азии (1966-1975)". М., Моск. отд. Гидрометеоиздат, 1981.

32. Шахин Ж.Б. "Условия формирования малоэтажных жилых домов для высокоплотной застройки ( на примере Ирака)". Дис. канд. арх., М., 1993, 138 с.

33. Яковлев Е.Г. "Декоративность универсальный принцип искусства мусульманских народов" - в сб. "Вопросы истории эстетики". М., Высшая школа, 1974.

34. Яковлев Е.Г. "Искусство и мировые религии". М., Высшая школа, 1985, 287 с.

35. Abdel-Rahim S. , Al-Azzawi A. "The local contemporary housing architecture of low-income groups in the Middle East and Jordan", 1992.- 107

36. Abdulla M.L. "Bayt in a Jordinian village". London, 1966, 202 p.

37. Bernard L. "The arab's history". London, 1950.

38. Canaan T. "The Palestinian arab house, it's architecture and folklor". Jerusalem, 1955, 100 p.

39. Department of Antiquities, Jordan: "The archeologi-cal periods and sites", East Bank,{Maps and lists of sites by periods), Amman, Department of Antiquities, 1973.

40. Dickson H.R.P. "The arab of desert", London, 1951, 664 p.

41. Dimand M.S. "A handbook of Muhammadan art"- 3-d ed., New York, The Metropolitan Museum of Art, 1958.

42. Ecochard M., Le Coer C. "Early Muslim architecture". Oxford, The Clarendon press: 1-st ed., vol.11, 1940; 2-nd ed., vol.I, parts 1 and 2, 1969.

43. Goodwin G.A. "A history of Ottoman architecture". London, 1971, 316 p.

44. Grabar 0. "The other side of the Jordan". New Haven, Amerikan Oriental Society, 1940.

45. Grabar 0. "The painting of the six kings at Quisayr Amrah". Ars Orientalis, I, 1954.

46. Grabar 0. "Early Islamic settlements in the Badiyah al-Sham". Conference on Bilad al Sham, Amman, University of Jordan, April 20-25, 1974, (forthcoming).

47. Grant C.P. "The Syrian desert: caravans, travel and exploration". London, A. & C. Black Ltd., 1937.

48. Hamilton R.W. "The sculptures of living form at Khir-bat al-Mufajar" in: Quarterly of the department of Antiquities of Palestine, XIV, 1950.- 108

49. Hamilton R.W. "Khirbat al-Mufajar: an arabian mansion in the Jordan valley". Oxford, The Clarendon Press, 1959.

50. Hitchcock E. "Islamic pattern". London, 1956.

51. Humbert C. "Islamic ornamental design". London, 1980,259 p.

52. Khammash A. "Notes on village architecture in Jordan". USA, Louisiana University, 1990.

53. Mountfort G. "Portrait of a desert". London, Collins Press, 1965.54."National housing strategy. Revised housing needs and assjciated invest in Jordan (1986-2005)". Technical memorandum N5, Jordan, 1988.

54. Nickolson R.A. "Aliterary history of the arabs". Cambridge University Press, 1966.

55. Nelson B. "Azrag: desert oasis". London, Allen Lane, 1973.

56. Pop A.U. "The ceramic art in islamic times: the history"- in: Survey of Persian art, New York, 1938.

57. Proceedings of the Symposium on low-cost housing in Arab region, Sana'a, 24-28 October, 1992, vol.1,2.

58. Rice D.T. "Islamic art". New York, Fredrick A. Prager Publishers, 1965.

59. Rivoira G.T. "Muslim architecture: it's origins and development". Oxford-Milford, 1918.

60. Sarre F. "Rakka Ware"- in Burlington Magazine, London, XIV 1909, p.388.

61. Shboul A.M. "On the latter arable inscription in Qasr Burgu"- in Annual of the Department of Antiquities of Jordan, XIX 1975.- 109

62. Spiers R. "Architecture: East and West". London, Batsford, 1905.

63. Taylor W. "Etymological list of arabic worlds in eng-lish". Cairo, Noury Press, 1934.65. "The encyclopaedia of Islam"- 1-st ed., vol.I-IV, Leiden-London, E.J.Brill-Lusac & Co.,1913-36; 2-nd ed., vol.1, 1960.

64. Литература на арабском языке.

65. Абдельбасет А. "Некоторые социально-экономические факторы, влияющие на жилищное планирование в арабских странах". Аль Кувейт: АИП, 1988.

66. Абдельмаджид А. "Современные аспекты жилищной проблемы Иордании". Иорданский инженер, N105, Амман, 1992, с.11-13.

67. Абу-Айаш А. "Жилье, строительство и городское развитие в Иордании". Альмадина аль Арабиа, N8, 1987.

68. Абу-Айаш А."Архитектурное наследство в Иордании (г.Аль-Сальт)". Амман: НКА ЖЦ, 1990.

69. Аль-Рифаи Т. "Архитектурные особенности иорданского села". Амман, Иорданский университет, 1988.

70. Аль-Рифаи Т."Первые дома Аммана". Амман, Иорданский университет, 1987.

71. Аль-Шариф Р. "Решение жилищной проблемы для людей с ограниченным доходом" в кн.: Сборник материалов симпозиума "Жилище в исламском городе", Анкара, 1986, Каир: ЦАГИ, 1986.

72. Альшейх И. "Экономика жилища". Аль Кувейт: Алам Аль-марифа, 1988.

73. Аль-Факих С. "Архитектурное исследование в местной среде (село Суф)". Амман, Иорданский университет, 1989.- 110

74. Аль-Фанди А. "Настоящие и будущие аспекты жилищной проблемы в Иордании". Дисс. маг. арх., Аль Кувейт: АИП, 1986.

75. Джума К. "Район Абу-Нсейр. Исследования особенностей жилья и жителей". Дисс. маг. географии, Амман, Иорданский университет, 1991.77. "Ежегодный сборник статистики". Амман: Департамент статистики Иордании, 1990.

76. Саада А. "Керамика в Раммалле". Министерство культуры Иордании, Амман,1965.

77. Салех К. "Архитектура в ранней эпохе Ислама". Каир, АП, 1987.

78. Канан Р. "Климатический справочник по архитектурному проектированию". Амман, Министерство энергетики и минеральных ресурсов Иордании, 1990.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.