Художественная система Чехова: генетический и типологический аспекты тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, доктор филологических наук Чудаков, Александр Павлович

  • Чудаков, Александр Павлович
  • доктор филологических наукдоктор филологических наук
  • 1982, Москва
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 404
Чудаков, Александр Павлович. Художественная система Чехова: генетический и типологический аспекты: дис. доктор филологических наук: 10.01.01 - Русская литература. Москва. 1982. 404 с.

Оглавление диссертации доктор филологических наук Чудаков, Александр Павлович

Введение. з

Глава I•Возникновение в прозе Чехова предметного изображения нового типа.¡

Глава П.Истоки новых сюжетно-композиционных принципов.

Глава ш;Предметный мир Чехова

Глава 1У.Сюжет и фабула .♦

Глава У. Герой .;.

Глава У1.Сфера идей.Поэтика и личность художника.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Художественная система Чехова: генетический и типологический аспекты»

Изучение поэтики как отдельных писателей, так и литературных направлений, школ является одной из насущных задач современной советской филологической науки. У отечественной филологии в этой области есть богатые научные традиции. Вопросы теоретической и исторической поэтики широко ставились и оригинально решались уже в трудах таких выдающихся ученых, как А.А.Потебня и А.Н.Веселовский; их труды, а также работы ученых советского времени создают прочный фундамент для исследования стиля и поэтики русских писателей.

Основы исследования поэтики А.П.Чехова как своеобразнейшего явления русской и мировой литературы были заложены еще в трудах советских ученых 1930 - 40-х гг. - С.Д.Балухатого, А.Б.Дермана, А.И.Роскина, Ю.В.Соболева, А.П.Скафтымова; они были опорой автору настоящей диссертации, как и труды многих современных исследователей, таких, как Г.П.Бердников^, Н.Я.Берковский^, Г.А.Бялый^, И.А.Гурвич4), В.Б.Катаев5^, З.С.Паперный6), Э.А.Полоцкая7^

Бердников Г. А.П.Чехов. Идейные и творческие искания. Изд. 2=е. Л., 1970. уБерковский Ы.Я. Чехов, повествователь и драматург. - В его кн.:

Статьи о литературе. М.-Л., 1962; он же. Чехов. От рассказов и повестей к драматургии. - "Русская литература", 1965, М; 1966 ЖЕ

3^Бялый Г.А. Чехов и русский реализм. Л., 1981.

4^Гурвич И.А. Проза Чехова (человек и действительность). М., <С970.

5)

Катаев В.Б. Проза Чехова: проблемы интерпретации. Изд. МГУ, 1979. ^Паперный З.С. А.П.Чехов. Очерк творчества. Изд. 2-е. М., 1960; он же. Записные книжки Чехова. М., 1976.

Полоцкая Э.А. А.П.Чехов. Движение художественной мысли, М., 1979.

М. Л. Семенова^ А.М.Турков2^ и др.

Дель^настоящей работы - исследование поэтики Чехова как целостной художественной системы, воплотившей тип нового литературного мышления, созданного этим писателем.

Основной цели подчинены конкретные задачи^диссертации - рассмотреть систему чеховской поэтики I) в ее генетическом аспекте, ее становлении на фоне предшествующей и современной писателю литературной традиции и во взаимосвязях с нею; 2) в сопоставительно^ типологическом аспекте - в соотнесении с другими оригинальными художественными системами русского реализма XtX в.

В последние годы появилось немало ценных работ, посвященных изучению отдельных сторон поэтики русских писателей - характеру их психологического анализа^, структуре персонажа^, сюжету^ и т.п. Назрела необходимость исследований, охватывающих художественный мир писателя в целом - от его "микроединиц", таких, как вещное окружение, героев, мотивы, эпизоды до способов воплощения

Семанова М.Л. Чехов - художник. М., 1976. 2^Турков A.M. А.П.Чехов и его время. М., 1980.

3)

См., например: Шаталов С.Е. Психологизм^ - В его кн.: Художественный мир И.С.Тургенева. М., 1979, с.172-232; Курляндская Б.Г. Психологизм Тургенева. - В ее кн.: Художественный метод Тургенева-романиста. Тула, 1972, с.188-277; Бочаров С.Г. О стиле Гоголя. - В кн.: "Типология стилевого развития нового времени". М., 1976, с.409-445; он же. Переход от Гоголя к Достоевскому. - В кн.: Смена литературных стилей. М., 1974, с.17-57.

Гинзбург Л. О литературном герое. Л., 1979. 5)

Ветловская В.Е. Сюжет. Композиция. - В ее кн.: Поэтика романа "Братья Карамазовы". I., 1977, с.143-198; Манн Ю.В. Поэтика Гоголя (гл,У,У1). М.,1978; Цилевич Л.М. Сюжет чеховского рассказа. Рига/1976. идеи. Недостаточная разработанность принципов - как в теоретическом так и конкретном историко-литературном плане - целостного анализа художественной системы, включающего все основные ее уровни., предопределяет актуальностьнастоящей работы. Представленная диссертация - попытка такого анализа, дополненного, кроме того, исследованием генезиса главных компонентов изучаемого художественно- . го мира.

Этим двуединством задачи генетического и целостного системно-сопоставительного анализа - определяется ст^укт^ра диссертации. Каждая из выделенных сфер художественного мира Чехова рассматривается и в том, и в другом аспектах. Неравномерность изученности проблем предопределила особенности построения работы. Так, неисс-ледованность проблемы художественного предмета не только у Чехова, но и других русских писателей XIX в. заставила автора посвятить особые разделы изображению вещи в таких ключевых для поэтики реализма XIX в. художественных системах, как пушкинская и гоголевская, а также в литературе такого важного периода, как 60-е годы. Это привело к выделению "генетической" части в самостоятельную (I) главу. Так же пришлось поступить и с результатами исследования сюжета на фоне литературы 60 - 80-х годов, выделив изложение их в отдельную главу (П).

Основной текст диссертации состоит из введения, шести глав и заключения (в приложение вынесены перечень художественных текстов, использованных в работе, и список публикаций автора по теме диссертации) .

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Русская литература», Чудаков, Александр Павлович

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Никакое значительное литературное явление не возникает на пустом месте - оно длительно подготавливается всем предшествующим развитием литературы.

Мы попытались проследить, как новые художественные принципы, явленные в творчестве Чехова, возникли и развивались в русской литературе, начиная с физиологического очерка, преобразуясь и совершенствуясь в рассказах и очерках Н.Успенского, И.Горбунова, В.Слепцова, А.Левитова, Г.Успенского.

Прежде всего были рассмотрена эволюция предметной изобразительности. Тот тип изображения предмета, который получил наибольшее развитие в русской литературе XIX в., восходит к Гоголю с его пристальным вниманием к внешним формам вещей, их живописным и пластическим свойствам. Наследуя гоголевские изобразительные принципы, натуральная школа использовала предмет в более широких целях - обрисовки уклада, сословия, социальной группы. Период общественно-политического подъема 60-х годов, повлияв на "идеи времени", не мог не отразиться на "формах времени". Эстетика шестидесятников предопределила новое отношение к допустимому в литературе. Утверждая представление о связи человека и его вещного окружения и укрепляя понимание предмета как превде всего социального, шестидесятники одновременно обостряли в литературе внимание к предмету, вещи вообще.

Общее движение предметной изобразительности "посленатураль-ной" литературы характеризовалось направленностью от предмета изобразительно-социального к социально-изобразительному. На крайнем фланге этого движения возник жанр сценкиоВ том ее виде, в каком застал ее Чехов в конце 70-х годов.

Чехов воспринял из "леикинской" сценки прием лаконичного изображения обстановки через "социальный" предмет. Но в отличие от одномерного предмета этой сценки, чеховский художественный предмет входит одновременно в несколько рядов - социальный, живописный, эмоциональный; он семантически объемен. Вещный мир раннего Чехова при всем внешнем сходстве с миром литературы малой прессы принципиально от нее отличен. Центр чеховского мира - целостное художественно-идеологическое авторское отношение. На Чехова, безусловно, влияли приемы, манера, сама атмосфера юмористических журналов. Именно туда протягиваются истоки таких черт его поэтики, как внимание к злободневным событиям, включение в художественное повествование реальных исторических лиц, особая "фельетонная" точность реалий, свободная компоновка предметов из разных сфер, неожиданность сравнений и т.п. Но все это было не просто воспринято Чеховым - оно коренным образом трансформировалось в его творчестве, претворяясь в явления нового художественного "языка". В сиюминутной вещности юмористики Чехов почувствовал зерно субстанциональных закономерностей человеческой жизни, пришел к глубинному художественно-философскому осознанию вечного характера связи вещи и человека.

Чеховский способ предметного изображения молено определить как изображение человека и явления путем высвечивания не только существенных черт его облика и вещного окружения, но обрисовку явления во всей его цельности, со второстепенными подробностями, присущими ему в объективной действительности. При этом у Чехова нет такой ситуации, ради которой был бы "забыт" окружающий человека вещный мир.Человек Чехова не может быть выключен из этого г лира предметов даже в моменты философских размышлений или перед лицом смерти. Все это ни в коей мере не отрицает роль в чеховском художественной системе характеристических предметов, составляющих основу типизации - главного признака реалистической литературы. Но это особая типизация, базирующаяся на впечатлении}эффекте текущего как бы "неотобранного" потока жизни.

Новаторские принципы чеховского сюжета также не возникли в его творчестве без всякой подготовки. Многое здесь он также получил в наследство от предшествующей литературной традиции. Уже в первых рассказах и очерках Н.В.Успенского, Г.И.Успенского, В.А. Слепцова обнаруживаются элементы "эпизодной", "оценочной" композиции, не устремленной к центру сюжета, отсутствие завершенной фабулы. Развитие этой тенденции привело к возникновению жанра сценки, который приобрел свой завершенный (и застывший) вид в творчестве Н.АДейкина.

На Чехова несомненно повлияли некоторые черты поэтики сценки - заглавия, характер начала, отсутствие "конца" (ср. знаменитые "открытые" чеховские финалы), четкое обозначение'вещно-простран-ственной и временной ситуации, социальной принадлежности персонажа. Среди комплекса факторов, повлиявших на возникновение предельно конкретного (вещного и ситуационного) чеховского литературного мышления сценке"принадлежит далеко не последняя роль.

Но все эти приемы в творчестве Чехова полностью изменили свою суть. Чеховские сценки, оставаясь внешне эскизами, "картинами", оказывались такими эпизодами, которые закрепляли важные этапы внутренней жизни человека, фиксировали существенные моменты движения чувства, стороны личности человека в целом. Их "незавершенная" композиция на самом деле таковою не является. Они являются законченными художественными образованиями, разрешавшими свою художественную задачу. На основе сюжетных тенденций, существовавших в современной Чехову литературе в одних случаях в полухудожественном, а в других скорее предчувствованном, чем осуществленном виде, в творчестве Чехова был создан новый художественный язык. Общие, ничейные и разрозненные элементы под его пером сложились в систему, создав новый тип сюжетного мышления.

Главная его черта - изображение события не только в его существенных, основных проявлениях, но и включение в это изображение сопутствующих, "второстепенных" подробностей и эпизодов, что позволяет рисовать событие в индивидуальной множественности его компонентов, в его целостности. В чеховском повествовании значащие эпизоды свободно переплетаются с "незначащими". Происходит то же явление, что и на предметном уровне - весь ряд эпизодов, прошедший в творческой лаборатории писателя жесткий отбор, внешне выглядит как цепь неотобранных событий, идущих подряд, в их эмпирически-естественном виде. Еще более обнаженно эти новые сюжетные принципы проявились в чеховской драматургии.

Если в принципах описания внешнего мира и сюжетно-фабульном плане Чехов мог что-то заимствовать у "малой прессы", то в изображении внутреннего мира героя дело обстояло иначе. В сценке, целиком сосредоточенной на явлениях внешне-предметного мира, непосредственное изображение внутреннего, как правило, отсутствовало. В самых ранних сценках Чехова находим некоторые приемы изображения чувства и мысли, близкие к общим традициям сценки - отсутствие прямого проникновения автора "внутрь" душевных переживаний персонажа и изображение их через фиксацию внешних признаков. Но уже в середине 80-х годов Чехов переходит к иным принципам психологической рисовки. Особую роль здесь сыграл "толстовский эпизод" - обращение Чехова (прежде всего в рассказе "Именины") к психологическому анализу толстовского типа. Этот эпизод не прошел бесследно. После него у Чехова в изображении психологии появились новые черты - расширил свои сюжетные права внутренний монолог, появился диалог в монологе" и т.п. Но в целом Чехов создал свои собственные способы психологического анализа - такие, как отсутствие непрерывного развития душевной жизни героев, но изображение ее основных обнаружений и этапов ("пунктирное"), неисчерпанность объяснения, отсутствие (в отличие'от Гончарова, Тургенева, Толстого) подробной психологической мотивировки эволюции или переломов в характере героя. Изображая типический характерособое внимание Чехов уделяет собственно!=(индивидуальному, включенному в меняющийся и непрерывный поток бытия; он расширил диапазон художественного изображения человека, внеся новые черты в принципы его реалистического воплощения.

С этими особенностями творческого метода Чехова связаны принципы художественного воплощения идеи в его литературной системе. Чеховская система не включает законченных философских построений с исходными понятиями, строгой логической формой (Достоевский, Л.Толстой). Исторический и философский аппарат развития идеи минимален, рассуждения продолжаются в тех же бытийных категориях, в той же связи с вещным и с теми же перебивами вещным, что и остальное повествование. В философское рассуждение свободно входят любые бытовые конкретности - детали обстановки, пейзажа, сообщения о внешности персонажа и т.п. Развитие идеи постоянно прерывается повседневным течением жизни.

Для мира Чехова чрезвычайно характерна идея, не разрешенная в рамках произведения, а лишь поставленная в нем (четкое разделение "решения вопроса" и "правильной постановки вопроса"). У Чехова адепт идеи, не признающий поправок, вносимых в нее действительностью, всегда человек узкий, ограниченный. В идейных столкновениях персонажей ближе к истине не тот герой, чья логика строже, но тот, чьи человеческие качества вызывают большую симпатию автора.

Выяснение типа развития и структуры идеи в художественной системе Чехова подводит к объяснению характера и содержания чеховского идеала. Представление человека в художественной системе Чехова в целостности его внутреннего и внешнего, невозможность выборочного изображения лишь наиболее важного, но изображение в человеке всей индивидуальной совокупности его предметного и духовного, тесное взаимодействие идеи с вещным миром, - все это предопределяло идеал человека, в котором предметно=телесное и вещное занимает место совершенно особое. В противовес, например, Достоевскому, которого в сфере идеала нимало не занимали конкретно-онтологические формы, но лишь категории духа, - в идеале Чехова предметно-телесное и духовное равноценны. Как идеал предстает человек, с высокой духовностью сочетающий здоровье, изящество, воспитанность.

Круг воздействий, испытываемых писателем, всегда гораздо шире собственно литературных. Влиятельнейшими моментами, многое определившими в характере художественного мышления Чехова, были биографические факторы. Жизнь в российском провинциальном городе и одновременно городе портовом, пронизываемом токами европейской улизни и мирового искусства, детство и отрочество между лавкою и морем, чиновно-казенным бытом и вольной;степью, изучение естественных наук и годы медицинской практики - все это готовило и обещало необычно-целостное, универсальное, открытое художественное восприятие мира.

Мы видели, как критика 1850-1890-х гг., исходя из "вечных и неизменных законов искусства", отвергала новые способы художественной изобразительности, возникшие в русской литературе XIX в. и с особенной полнотой воплотившиеся в творчестве Чехова. Но искусство меняется. В искусстве Чехова было изменено представление о том, что может изображаться в литературе. Явление получило право

- 396 быть изображенным не только в своих субстанциональных чертах, но -наряду с ними - и во второстепенных, индивидуально-случайных, неожиданно-непредсказуемых, - чертах, всегда имеющихся в предмете или в любой момент могущих в нем появиться в текучем потоке бытия. Эти черты в художественном мире Чехова имеют самостоятельную бытийную ценность и получили равное право на воплощение вместе со всем остальным. Особо подчеркнем: равное, но не преимущественное; в этом случае Чехов сравнялся бы с авторами сценок и натуралистами 80-х годов.

Изучение поэтики, исследование строения художественной системы не является неким самодовлеющим актом. Оно углубляет наши представления о творчестве Чехова в целом, об его философских взглядах, общественной позиции. Исследование структуры предметного мира писателя, его сюжета, его героя позволяет нам яснее понять характер чеховской философии, чеховской системы ценностей, выявить продемонстрированный Чеховым новый тип художественно-философского постижения мира, включающего явления быта, обыденной жизни и над-строившегося над ними. Творчество Чехова дало картину мира, равно учитывающую все стороны человеческого бытия.

Рассмотрение главных слагаемых чеховской художественной системы в двух аспектах - генетическом и типологическом - помогает уяснению характера художественного новаторства Чехова, его места в истории русской литературы.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.