Художественная выставка в условиях современной культуры тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.09, кандидат искусствоведения Богородский, Сергей Витальевич

  • Богородский, Сергей Витальевич
  • кандидат искусствоведениякандидат искусствоведения
  • 2007, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ17.00.09
  • Количество страниц 162
Богородский, Сергей Витальевич. Художественная выставка в условиях современной культуры: дис. кандидат искусствоведения: 17.00.09 - Теория и история искусства. Санкт-Петербург. 2007. 162 с.

Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Богородский, Сергей Витальевич

Введение.

ГЛАВА 1 ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ФЕНОМЕНА ВЫСТАВКИ

1.1 Понятие художественного пространства.

1.2 Понятие художественного пространства в отечественной философии XX века.

1.3 Пространство выставки как вид художественного пространства. Его структура и основные компоненты.

ГЛАВА 2. СРЕДСТВА И ПРИЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЭКСПОЗИЦИИ В ПРОСТРАНСТВЕ ВЫСТАВКИ

2.1 Типы выставочных пространств.

2.2 Экспозиционность как принцип организации художественной выставки.

2.3 Принцип экспозиционности как условие адаптации непрофильных выставочных помещений. Особенности петербургской выставочной топографии.

ГЛАВА 3. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ВЫСТАВКА КАК ОДИН ИЗ ОСНОВНЫХ ФАКТОРОВ ФОРМИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННОГО АРТ-РЫНКА

3.1 Выставка как разновидность новых художественных технологий в условиях современного культурного контекста.

3.2 Кураторство как особая форма создания выставки.

3.2 Специфические приемы и способы осуществления художественных проектов посредством выставочной деятельности.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история искусства», 17.00.09 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Художественная выставка в условиях современной культуры»

Актуальность темы. Художественная выставка является одним из самых интересных феноменов современной культуры. Представляя собой рационально организованный комплекс идейных, смысловых, эстетических, и материальных компонентов, художественная выставка концентрирует на своей территории многие актуальные явления искусства и культуры, участвуя в становлении и развитии общечеловеческих ценностей общества. Используя в качестве своего основного выразительного средства репрезентативность как наиболее эффективный способ передачи информации, выставка апеллирует к чрезвычайно широкому спектру понятий и ассоциаций в самых разнообразных областях гуманитарной отрасли знания.

Прообразы выставочной деятельности в современном понимании появляются еще в глубокой древности, когда для достижения необходимого результата та или иная форма организации наглядной демонстрации основных ценностей общества - государственных и религиозных идей и, кроме того, торговых отношений. С этой целью привлекаются объекты искусства, для чего вырабатываются принципы их актуализации.

История художественной выставки имеет давнюю историю существования и развития и ведет свое начало от коллекций, принадлежащих лицам, наделенными либо светской или духовной властью, либо обладающими значительными денежными средствами. Возникновение института музея в России, как собрания искусства в современном понимании, в большинстве случаев относится к концу XIX, началу XX веков. Именно в этот период были организованы музеи, известные ныне как Государственная Третьяковская галерея, Государственный музей изобразительных искусств в Москве, Государственный Эрмитаж и Государственный Русский музей в Петербурге. Объекты искусства, составляющие коллекции этих и других музеев, актуализируют свои эстетические качества с помощью феномена выставки, которая предстает перед зрителем в виде особого художественного пространства, существующего в соответствии со своей внутренней организацией, подчиненной воздействию конкретной архитектурной среды музея, экспонируемых объектов, их носителей и концептуального замысла.

За время своего существования художественная выставка значительно изменила и расширила свои репрезентативные формы. Отмечается, что «еще недавно качество музейных экспозиций определялось их соответствием традиционным научным схемам, сфокусированным на музейных предметах и коллекциях, а теперь музей видит ценностные ориентиры в новизне, оригинальности интерпретации музейного собрания, создаваемые экспозиции и выставки <.> становятся результатом как научного изучения, так и индивидуального творческого поиска»1.

В условиях современной культуры отмечается неослабевающий общественный интерес к художественной выставке как к форме международного культурного обмена, приобщения к непреходящим гуманитарным ценностям, встрече с признанными шедеврами мирового искусства или творческими экспериментами начинающих мастеров. Кроме того, роль художественной выставки в наши дни значительно возрастает в связи с появлением такого гуманитарного направления как «цивилизация досуга», которому в концепциях постиндустриального общества отводится особая роль. Досуг рассматривается как пространство развития и творческой самореализации личности. Т.М. Пчелянская отмечает по этому поводу: «Исходя из этого положения, мы можем с полной уверенностью рассматривать экспозиционное проектирование как одну из важнейших составляющих постиндустриального социального пространства. А в качестве одной из самых действенных коммуникационных систем этого пространства - музейную экспозицию»2.

Таким образом, можно сделать вывод, что художественная выставка, являясь заметным явлением культурной жизни современного общества имея давнюю историю своего существования, представляет чрезвычайно интерес

1 Мастеница Е.Н. Новые тенденции развития музея и музейной деятельности // Триумф музея? СПб., 2005. С. 139.

2 Пчелянская Т.М. Музеи и музейные экспозиции в новом спектре сетевых коммуникаций. Там же, С 152. ный феномен искусствоведческого интереса, что и определяет актуальность настоящего исследования.

Степень разработанности проблемы. Вопросы, затрагивающие те или иные аспекты феномена художественной выставки, относятся к одному из наиболее активно развивающихся и потому остро актуальных направлений современного искусствознания. Тема художественной выставки и проблемы, связанные с ее развитием, активно привлекают внимание исследователей со второй половины XX века. Ее разработке посвящены серьезные исследования. Среди них наибольший интерес представляют работы М.Т. Майстров-ской, посвященные осмыслению широкого круга вопросов, касающихся феномена художественной выставки. В них ведется поиск закономерностей и факторов, лежащих в основе процессов, определяющих облик и содержание музейной выставки в ее ретроспекции3, а также анализируются наиболее интересные явления экспозиционной деятельности ведущих российских музеев4, что является чрезвычайно важным для данного диссертационного исследования.

Кроме того, теме художественной выставки посвящен ряд статей и публикаций в периодических изданиях. Прежде всего следует отметить труды Т.П. Калугиной, отразившиеся в ее диссертациях на соискание ученых степеней кандидата и доктора искусствоведения и ряде публикаций В одной из них5 дается типология экспозиционных форм, использованных в настоящем исследовании. Вопросы семантики музейного материала, актуализиро-ваного в экспозиции-«тексте», состоящего из экспонатов-«знаков» и семиотики этих знаков, отражены в публикациях Н.А. Никишина6. Не только теоретики, но и практики музейной экспозиции внесли свой вклад в методику

3 Майстровская М.Т. Музейная экспозиция: тенденции развития. Музейная экспозиция: тенденции развития.//Музееведение. На пути к музею XXI века. М., 1997.

4 Майстровская М.Т. Очерк развития современного экспозиционного дизайна (музеи искусств).//Музееведение. На пути к музею XXI века. М., 1989.

5 Калугина Т.П. Художественная экспозиция как феномен культуры.//Сборник. Вып.9/М.: Советский художник 1988. изучения феномена выставки. К.И. Рождественский обобщает в книге «Ансамбль и экспозиция» свою творческую деятельность по созданию экспозиций павильонов СССР на всемирных выставках, а известный специалист в области дизайна выставочной среды В.В. Литвинов издал практическое руководство по вопросам формирования экспозиционного пространства с помощью разнообразных элементов выставочной инфраструктуры и оборудования, особенности применения которых обусловлены теоретическим осмыслением методов упорядочения этого пространства.8

Приведенные примеры показывают, что художественная выставка получила квалифицированное и широкое освещение в отечественной литературе и благодаря этому может быть поставлена задача теоретического осмысления художественной выставки как феномена современной культуры конца XX -начала XXI века. Это представляется своевременным, учитывая качественные изменения выставочной экспозиции в указанный период. Поэтому доминантой данного исследования является принцип экспозиционности, который в новых условиях проявился в огромном многообразии своих свойств и качеств.

Объект исследования. Феномен художественной выставки как зрелищной акции, осуществленной в последние десятилетия в музеях и выставочных залах Петербурга.

Предмет исследования - принцип экспозиционности и его роль в организации художественной выставки. Основное внимание в настоящем диссертационном исследовании уделено рассмотрению и осмыслению принципа экспозиционности, определяющего смысловую содержательность выставки через визуальное восприятие рационально организованной экспозиционной среды, аспектов этой рациональности, а также прикладных

6 Никишин Н.А. Музейные средства: знаки и символы.//Музееведение. На пути к музею XXI века. М., 1997.

7 Рождественский К.И. Ансамбль и экспозиция. JL, 1970.

8 Литвинов В.В. Практика современной экспозиции. М. 2005. вопросов, связанных со специальными методами создания выставки (кураторство, концептуальность, выставочные стратегии).

Цель настоящей работы заключается в теоретическом осмыслении основных аспектов формирования и функционирования художественной выставки и выявлении ее основных типов.

Задачами работы, в связи с этим, являются:

1. Экспликация понятия «пространство художественной выставки»;

2. Теоретическое осмысление выставочного пространства как разновидности пространства художественного;

3. Выделение и анализ основных типов выставочного пространства на примере наиболее крупных петербургских художественных музеев и выставочных залов;

4. Определение основных экспозиционных форм художественной выставки и роль принципа экспозиционности в их актуализации;

5. Оценка роли художественной выставки как специальной технологии в формировании современного культурного процесса.

Теоретико-методологическим обоснованием данного диссертационного исследования являются научные труды по философии, теории и истории искусства. Исходным методологическим положением настоящего диссертационного исследования является принцип материального и образно-смыслового единства выразительного языка феномена художественной выставки. Ключевыми идеями для данной диссертационной работы послужили:

- понимание пространства как основополагающей смысловой категории (М. Хайдеггер, Р. Арнхейм9),

- понимание художественной выставки как семантко-семиотической структуры (В.П. Арзамасцев, Н. Никишин10),

9 См. напр.: Хайдеггер М. Бытие и время. М., ACT, 2003; Арнхейм Р. Искусство и визуаль ное восприятие. М., Прогресс, 1974.

- принципы анализа типологии современной экспозиции, представленные в работах М.Т. Майстровской,11, Н.В. Мазного, Т.П. Полякова, Э.А. Шулепо-вой12,

- осмысление феномена художественной выставки как составной части 11 современного арт-рынка (А.В. Карпов, Т.М. Милюкова, Т.Е. Шехтер ).

Методы диссертационного исследования. В работе над диссертацией автор использовал комплекс методов современного искусствознания, направленных на теоретическое и историко-художественное осмысление пространственно-смысловых тенденций актуализации современной художественной выставки, в том числе:

1) Метод художественно-стилистического анализа наиболее актуальных примеров экспозиционного творчества с целью выявления и теоретического обоснования основных тенденций выставочной деятельности музеев и выставочных залов;

2) Типологический метод с целью выявления и анализа основных экспозиционных форм современной выставочной деятельности, выявления основных принципов организации экспозиции;

3) Метод художественно-психологического анализа выставочной деятельности с целью выявления особенностей зрительского восприятия в пространстве художественной выставки;

10 Арзамасцев В.П. О семантической структуре музейной экспозиции//Музееведение. На пути к музею XXI века. М., 1989; Никишин Н. Музейные средства: знаки и симво-лы//Музееведение. На пути к музею XXI века. М., 1997.

11 Майстровская М.Т. Музейная экспозиция: тенденции развития//Музееведение. На пути к музею XXI века. М., 1997.

12 Мазный Н.В., Поляков Т.П., Шулепова Э.А. Музейная выставка: история, проблемы, перспективы/ Рос. ин-т культурологии. М., 1997.

13 Карпов А.В. Понятие «художественный рынок» в социально-гуманитарных науках// Художественный рынок как объект гуманитарного знания. Материалы ежегодной межвузовской научно-практической конференции, 21 - 23 января 2004 года., СПб., СПбГУП, 2004: Милюкова Т.М. Галерея в системе художественного рынка. Там же; Шехтер Т.Е. Современное искусство и арт-рынок. Там же.

4) Сравнительно-описательный метод для сопоставления и анализа образно-выразительного облика выставки для решения различных экспозиционных задач.

Научная новизна диссертационного исследования заключается: во-первых, в теоретическом обосновании наиболее принципиального, по мнению автора, фактора визуально-смыслового восприятия современной выставки - экспозиционности; во-вторых, в выявлении и рассмотрении основных видов выставочных пространств и типологии наиболее характерных экспозиционных форм; в-третьих, в осуществлении комплексного анализа различных аспектов выставочной деятельности.

Источники исследования:

1) осуществленные за последние годы в музеях и выставочных залах Петербурга художественные выставки: «Агитация за счастье», «Красный цвет в русском искусстве», «Санкт-Петербург. Портрет города и горожан», «Фаберже: утраченный и обретенный» и др.;

2)научные труды (монографии, сборники статей, материалы конференций, авторефераты диссертаций, и др.), соответствующие теме диссертационного исследования (теория и история искусства, история и методология экспозиции, эстетика, практика выставочной деятельности);

3) научные каталоги музейных экспозиций и выставок, посвященных разнообразным явлениям отечественной и мировой художественной культуры;

4) профессиональные периодические издания, в которых освещаются события современной художественной жизни, анализируется творчество художников различных периодов, рецензируются художественные и выставочные проекты («Художественный журнал», «Новый мир искусства», «Искусство», «Артхроника» и др.);

5) информационно-художественные интернет-порталы, освещающие события художественной и культурной жизни, представляющие наиболее заметные явления экспозиционной деятельности, а также персональные сайты художников.

Практическая значимость работы. Данное исследование может служить:

1) как научно-методическое пособие для организации художественных и выставочных проектов, посвященных наиболее актуальным явлениям современного культурного процесса;

2) как учебно-методический материал для семинарских занятий и практических дисциплин, связанных с преподаванием в области организации художественных выставок;

3) как методологическая основа для теоретического и исторического осмысления мировой и отечественной экспозиционной практики;

4) как источниковедческая основа для научных исследований, связанных с изучением феномена художественной выставки.

На защиту выносятся следующие положения:

1) пространственная концепция существования художественной выставки как формы организации экспозиционной среды;

2) многоаспектная типология выставочного пространства наиболее крупных петербургских музеев и выставочных залов на основе анализа стилевых и функциональных особенностей их архитектурно-планировочной структуры;

3) определение и анализ основных форм презентационной деятельности музеев как фактора пространственной организации музейной среды;

4) выявление, обоснование и анализ принципа экспозиционности как фактора образного восприятии выставки, обеспечивающего адекватное прочтение ее концептуального замысла;

5) обоснование художественной выставки как целостного феномена и самостоятельного вида профессиональной деятельности, направленной на формирование культурных ценностей и предпочтений общества.

Апробация работы. Основные положения диссертационного исследования изложены в 5 научных публикациях и кроме того, докладывались на научно-практических конференциях. Разработанные в ходе подготовки диссертационного исследования положения пространственной организации выставочной среды, были использованы в ряде учебных студенческих проектов. К ним относятся концептуальные выставки, проводимые кафедрой искусствоведения СПбГУП в рамках учебных дисциплин специализации «А рт-бизнес» и практическое осуществление разработки концепции оформления театрального молодежного фестиваля «Время летать». Многие теоретически обоснованные положения диссертации нашли свое место в преподавании учебной дисциплины «Дизайн выставок и презентаций».

Структура диссертационного исследования. Работа состоит из Введения, трех глав (девять параграфов), Заключения, Библиографии.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история искусства», 17.00.09 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история искусства», Богородский, Сергей Витальевич

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате проведенного исследования диссертант считает, что сегодня художественная выставка значительно превышает свою изначальную функцию презентации экспоната-подлинника или экспоната-раритета. В работе показывается, как выставка, благодаря заложенным в ней репрезентативно-организационным функциям, становится инструментом реализации самых разнообразных гуманитарных задач. В сфере музейной деятельности это: создание содержательного наполнения художественного музея, решение его экспозиционной стратегии, актуализация в виде выставок разнообразной тематики наиболее волнующих явлений окружающей действительности, формирование культурного ландшафта городской среды. В пространстве художественного рынка выставка обеспечивает существование и актуализацию современных форм искусства посредством института кураторства, а также осуществление художественных проектов.

Таким образом, диссертационное исследование, целью которого стало теоретическое осмысление феномена художественной выставки, позволило сделать вывод о ее значении для развития современной культуры.

Во-первых, на примере рассмотрения основных пространственных концепций, предложенных зарубежными и отечественными философами, можно видеть, что выставка является особым, художественным, видом пространства.

Во-вторых, становится возможным группировать по определенным типам конкретные случаи существования выставочного пространства в конкретных постройках города, выявляя их принципиальные для исследования особенности.

В-третьих, наиболее важным фактором организации выставочной среды является принцип экспозиционности, определяющий ее визуальное и смысловое восприятие. Экспозиционность позволяет также решать задачи формирования культурного ландшафта путем адаптации «непрофильных» городских построек для функционирования в качестве выставочной среды.

В-четвертых, выставка становится одним из этапов формирования художественного рынка, обеспечивающим условия для его полноценного функционирования как современного культурного института.

В пятых, выставка позволяет средствами кураторской деятельности осуществлять общественно значимые художественные проекты.

Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Богородский, Сергей Витальевич, 2007 год

1. Аксенова А.И. Музейные экспозиции в зданиях-памятниках ар-хитектуры//«Музейное дело в СССР». Актуальные проблемы архитектурно-художественного проектирования экспозиций исторических и краеведческих музеев. М. 1983

2. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М. Прогресс.1974

3. Бакушинский А.В. Исследования и статьи. М. Советский художник. 1981

4. Беззубова О.В. Некоторые аспекты теоретического осмысления музея как феномена культуры//Триумф музея? Сборник научных трудов. СПб. «Осипов». 2005

5. Богачева И.А., Селиванов В.В. Современное искусство и современный зритель: проблемы диалога//Триумф музея? Сборник научных трудов. СПб. «Осипов». 2005

6. Бонами З.А. Музей и проблема трансляции культурно-исторических кодов//Музей и образование. М. 1989

7. Боровский А.Д. Современное искусство и музей//Искусство XX века: итоги столетия: Избранные материалы конференции. СПб. 2003

8. Валери П. Проблема музеев//Валери П. Об искусстве. М. Искусство 1993

9. Ванслова Е.Г. Основные проблемы деятельности литературного музея-заповедника//Вопросы деятельности литературных музеев-заповедников. Труды № 105 М. НИИ Культуры. 1981

10. Волькович А.Ю. Модель музейной коммуникации в концепциях зарубежных музееведов//Музей в современной культуре. Сборник научных трудов. JI. 1977

11. Воронцов Б. Музеи Великобритании: структура и методы работы. Основные трудности//Музеи в период перемен. Материалы российско-британского семинара «Музеи Санкт-Петербурга в условиях рыночной экономики». 23-26 сентября 1996 г. СПб. 1996

12. Выготский JI.C. Психология искусства. М. Искусство. 1968

13. Габричевский А.Г. Мантенья/ЛГворчество. 1992. №1

14. Габричевский А.Г. Пространство и композиция в искусстве Тин-торетто//Сообщения ГМИИ им. А.С. Пушкина. Вып. 9. М. 1991

15. Габричевский А.Г. Теория пространственных ис-кусств/УГабричевский А.Г. Морфология искусства. М. Аграф. 2002

16. Гасснер X., Петрова Е.Н., Шляйер И. Вступительная ста-тья//«Агитация за счастье. Советское искусство сталинской эпохи» Каталог выставки//Дюссельдорф Бремен. Эдицион Теммен. 1994

17. Гельман М. Музеи в России и механизм культурной политики. М.2000

18. Гете И.-В. Учение о цветах//Лихтенштадт В.О. Борьба за реалистическое мировоззрение. СПб. Государственное издание. 1920.

19. Глазычев В.Л. Новая грамматика экспозиции//«Декоративное искусство СССР». 1976. № 5

20. Глазычев В.Л. Поэтическая среда музея//«Декоративное искусство СССР». 1975. №10

21. Гнедовский М.Б. Музейная выставка//«Советский музей». 1986.3

22. Гнедовский М.Б. Музейная коммуникация и ритуал//Некоторые проблемы исследования современной культуры. Сборник научных трудов НИИ Культуры. М. 1987

23. Гнедовский М.Б. Проектирование в музейном деле: история и перспективы//Музеи мира. Сборник научных статей. НИИ Культуры. М. 1991

24. Гнедовский М.Б. Проектирование прошлого и музей будущего: метаморфозы проектного подхода в музейном деле//От замысла к реализации. Сборник научных трудов НИИ Культуры. М. 1988

25. Гнедовский М.Б. Современные тенденции развития музейной коммуникации/Шроблемы культурной коммуникации в музейной деятельности. М. 1989

26. Головин В. Мир художника раннего итальянского Возрождения. М. Новое литературное обозрение. 2003

27. Дёготь Е. Русское искусство 20 века. М. Трилистник. 2000

28. Деготь Е. Читать инсталляцию//Кабаков И. Три инсталляции. Ад Маргинем. 2002

29. Демшина А.Ю. Современный музей: «заповедник» или «форма жизни культуры»//Триумф музея? Сборник научных трудов. СПб. «Осипов». 2005

30. Дмитриева О.С. Музеи и аттракционы: альтернатива в режиссуре музейного пространства//Триумф музея? Сборник научных трудов. СПб. «Осипов». 2005

31. Доминов М.Ш. Новый этап в развитии российских музеев//Музеи России: поиски, исследования, опыт работы. СПб. СПбГАК и Ассоциация музеев России. 1998

32. Дукельский В.Ю. Культурный проект: от замысла к реализации/Музей будущего: информационный менеджмент. М. Прогресс-Традиция. 2001

33. Дукельский В.Ю. Музейные коллекции и предметный мир куль-туры//Некоторые проблемы исследований современной культуры. М. 1987

34. Еременко Е.Д. Музей и кино. Музеи кино. СПб. Университет культуры и искусств. 2004

35. Ермолаев А., Шулика Т. Открытое проектирование//На пути к музею XXI века. Сборник научных трудов. М. 1997

36. Закс А.Б. Из истории экспозиционной мысли ГИМ//Проблемы экспозиционной и фондовой работы. М. 1987

37. Зиновьева Ю.В. О функциях музеев//Музей в современной культуре. Сборник научных трудов. СПб. 1997

38. Иевлев С., Комендантов А. Выставка одной идеи//«Советский музей». 1987. № 4

39. Каган М.С. Изобразительное искусство в сфере человеческого общения//Каган М.С. Искусствознание и художественная критика. Избранные статьи. СПб. Петрополис. 2001

40. Казакова С., Самсонов Ю. Эффективность выставки//«Советский музей». 1987. № 3

41. Калугина Т.П. Художественный музей как феномен культуры. СПб. Петрополис. 2001

42. Калугина Т.П. Эстетически ориентированные тенденции в экспозициях художественных музеев//На пути к музею XIX века. Сборник научных трудов. М. 1997

43. Камерон Д. Музей храм или форум?//«Советский музей». 1990.2

44. Карпов А.В. Понятие «художественный рынок» в социально-гуманитарных науках//Художественный рынок как объект гуманитарного знания. Материалы ежегодной межвузовской научно-практической конференции, 21-23 января 2004 года. СПб. СПбГУП. 2004

45. Каулен М.Е. Проблемы современного экспозиционного показа культовых интерьеров и перспективы использования аудиовизуальныхсредств//Вопросы охраны и использования памятников истории и культуры. Сборник научных трудов. М. 1992

46. Кирилловская J1.H. Что такое литературно-мемориальный му-зей?//Вопросы деятельности литературных музеев-заповедников. Труды № 105. М. НИИ Культуры. 1981

47. Киршина С.В. Опыт построения концептуальной модели музея как феномена культуры//Музей в современной культуре. Сборник научных трудов. СПб. 1997

48. Киселев В.В. Архитектура передвижных музеев и выста-вок//Искусство музейной экспозиции. Сборник научных трудов. НИИ Культуры. № 112. М. 1982

49. Клике P.P. Художественное проектирование экспозиций. М. Высшая школа. 1978

50. Клюкина А.И. Взаимодействие научного коллектива и художников при проектировании экспозиции//Теория и практика музейного дела в России на рубеже XX XXI веков/Труды ГИМ. Вып. 127. М. 2001

51. Кнабе Г.С. Вещь как феномен культуры//Музеи мира. Сборник научных статей. М. НИИ Культуры. 1991

52. Козлов Г. Искусство заказывали?//Артхроника. 2003. №1

53. Кондратьев В.В. Свойства музейного предмета и пути его использования/Музееведение. Проблемы использования и сохранения музейных ценностей. Сборник научных трудов № 136. М. НИИ Культуры. 1985

54. Краснобородкина А.Г. Дизайн как способ организации предметно-пространственной среды в культуре XX века. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. Нижневартовск. 2004

55. Красный цвет в русском искусстве. СПб. ГРМ Palace Editions.1997

56. Крейн А.З. Жизнь музея. М. Советская Россия. 1979

57. Круглов В.Ф. Импрессионизм в России//Русский импрессионизм. СПб. ГРМ Palace Editions. 2000

58. Крылова И.В. Создание музейных экспозиций как способ передачи исторического знания //Триумф музея? СПб. 2005

59. Литвинов В.В. Практика современной экспозиции. М. RUdesign,2005

60. Лихачев Д.С. Поэзия садов: к семантике садово-парковых стилей. Сад как текст. М. Согласие. 1998

61. Лотман Ю.М. Художественный ансамбль как бытовое пространство// «Декоративное искусство СССР». 1974. № 4

62. Ляшко А.В. Выставочная культура Петербурга: тенденции современной художественной жизни //Триумф музея? СПб. 2005

63. Мазный Н.В., Поляков Т.П., Шулепова Э.А. Музейная выставка: история, проблемы, перспективы. М. 1997

64. Майстровская М.Т. Музейная Экспозиция Искусство архитектура - дизайн. Тенденции формирования. М. 2002

65. Майстровская М.Т. Музейная экспозиция: Тенденции разви-тия//На пути к музею XXI века. Сборник научных трудов. М. 1997

66. Майстровская М.Т. Экспозиционный дизайн музеев на рубеже веков (в неустанном поиске образа)//Теория и практика музейного дела в России на рубеже XX XXI веков/Труды ГИМ. Вып. 127. М. 2001

67. Мастеница Е.Н. Новые тенденции развития музея и музейной деятельности //Триумф музея? СПб. 2005

68. Махлина С.Т. Семиотика культуры и искусства. Опыт энциклопедического словаря. В 2-х частях. СПб.: СПбГУКИ, 2000

69. Махлина С.Т. Семиотический аспект музейной экспозиции/Музей в современной культуре. Сборник научных трудов. СПб. СПбГАК. 1997

70. Международный художественный бизнес в контексте глобализации. Материалы Всероссийской научно-практической конференции, 25 января 2007 года. СПб. СПбГУП. 2007

71. Милюкова Т.М. Галерея в системе художественного рын-ка//Художественный рынок как объект гуманитарного знания. Материалы ежегодной межвузовской научно-практической конференции, 21-23 января 2004 года., СПб. СПбГУП. 2004

72. Минц Н.В. Экспозиционные приемы и новые технические средства, применяемые в зарубежных музеях гуманитарного профиля. М. НИИ Музееведения и охраны памятников истории и культуры. 1968

73. Михайловская А.И. Музейная экспозиция. М. Советская Россия.1964

74. Михайловская А.И. Музейные предметы в ансамбле экспозиции/Искусство музейной экспозиции. Сборник научных трудов НИИ Культуры. М. 1982

75. Музеи Санкт-Петербурга. Выставка новых поступлений 1996 -2001. Приобретения Комитета по культуре Администрации Санкт-Петербурга. Государственный музей городской скульптуры. Каталог. СПб. 2002

76. Нагорский Н.В. Музей в духовной жизни общества. СПб. 2004

77. Некрасов С.М. Музеи А.С. Пушкина в системе культурной ком-муникации//Пушкинский музеум. Вып 2. СПб. Дорн. 2000

78. Никишин Н.А. «Язык музея» как универсальная моделирующая система музейной деятельности/УМузееведение. Проблемы культурной коммуникации в музейной деятельности. Сборник научных трудов НИИ Культуры. М. 1989

79. Никишин Н.А. Музейные средства: знаки и символы//На пути к музею XXI века. Сборник научных трудов. М. 1997

80. Николаева Н. Музейная экспозиция как художественная структу-ра//Искусство музейной экспозиции. М. 1977

81. Никонова А.А. Фрактальность музея и магазина//Триумф музея? Сборник научных трудов. СПб. «Осипов». 2005

82. Окладникова Е.А., Махлина С.Т. Музейный предмет и его семиотический дискурс//Триумф музея? Сборник научных трудов. СПб. «Осипов». 2005

83. Ортега-и-Гассет X. Эстетика. Философия культуры. М. Искусство. 1991

84. Пеллегрино П. Смысл пространства//Семиотика пространства. Сборник научных трудов. Екатеринбург. Архитектон. 1999

85. Поляков Т.П. Музей будущего: проблема выбора модели//Теория и практика музейного дела в России на рубеже XX XXI веков/Труды ГИМ. Вып. 127. М. 2001

86. Поляков Т.П. Образно-сюжетный метод в системе взаимосвязей традиционных методов построения экспозиции//Проблемы культурной коммуникации в музейной деятельности. М. 1988

87. Поспелов Г. «Бубновый валет»//Бубновый валет в русском авангарде/Альманах. Вып. 92. ГРМ СПб. Palace Editions. 2004

88. Пчелянская Т.М. Музеи и музейные экспозиции в новом спектре сетевых коммуникаций//Триумф музея? СПб. 2005

89. Пшеничная С.В. Музей как информационно-коммуникативная система. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата культурологических наук. СПб. 1999

90. Пшеничная С.В. Музей как социокультурный феномен. СПб.1999

91. Равикович Д.А. Социальные функции и типология музеев/Музееведение. Вопросы теории и методики. Сборник научных трудов НИИ Культуры. М. 1987

92. Разгон A.M. Музейная экспозиция искусство?//«Декоративное искусство СССР». 1976. № 9

93. Разгон A.M. Музейный предмет как исторический источ-ник//Проблемы источниковедия истории СССР и специальных научных дисциплин. М. 1984

94. Раньярд С. Музейный маркетинг//Музеи в период перемен. Материалы российско-британского семинара «Музеи Санкт-Петербурга в условиях рыночной экономики». 23-226 сентября 1996 г. СПб. 1996

95. Раппопорт С.Х. От художника к зрителю. Проблемы художественного творчества. М. Советский художник. 1978

96. Ратнер Я.В. Эстетические проблемы зрелищных искусств. М. Искусство. 1979

97. Рождественский К.И. Ансамбль и экспозиция. JL Художник РСФСР. 1970

98. Розенблюм Е.А. Время и пространство в музейной экспозиции или 30 лет спустя//На пути к музею XXI века. Сборник научных трудов. М. 1997

99. Розенблюм Е.А. Искусство экспозиции//Музейное дело в СССР. Сборник научных трудов ЦМР СССР. М. 1983

100. Розенблюм Е.А., Михайлова Е.Д. Художник и музей//Историко-литературная экспозиция. Принципы научного построения. Сборник научных трудов. М. 1984

101. Розин В.М. Визуальная культура восприятия. Как человек видит и понимает мир. М. УРСС. 2004

102. Рудник А.Э., Решетников Ю.В. Экспозиционер и художник (размышления об опыте создания выставки)//Теория и практика музейного дела в России на рубеже XX XXI веков/Труды ГИМ. Вып. 127. М. 2001

103. Самарина Т.А. Онтологические основы теории искусства (П.А. Флоренский и А.Г. Габричевский)//Государственный Эрмитаж. Искусство XX века. Итоги столетия. СПб. Изд-во Гос. Эрмитажа. 1999

104. Санкт-Петербург. Портрет города и горожан. К 300-летию со дня рождения города/Альманах. Вып. 33. СПб. ГРМ Palace Editions. 2003

105. Сапанжа О.С. Стратегии коммуникационных процессов в контексте модернизации музейной деятельности//Триумф музея? Сборник научных трудов. СПб. «Осипов». 2005

106. Северюхин Д.Я. «Выставочная проза» Петербурга. Из истории художественного рынка. СПб. 2003

107. Середина Е.В. Роль музеев в формировании территориальных рекреационных систем. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата географических наук. М. 1995

108. Синельникова В. Центральный выставочный зал «Манеж». 25 лет в русле культуры Санкт-Петербурга. СПб. 2002

109. Соколов Б.Г. Компенсационный проект музея//Триумф музея? Сборник научных трудов. СПб. «Осипов». 2005

110. Солдатова JI.M. Музеефикация исторического памятника (опыт экспозиционного решения в музее-квартире А.С. Пушкина на набережной Мойки, 12)//Вопросы охраны и использования памятников истории и культуры. Сборник научных трудов. М. 1992

111. Стриженова Т. Современное понимание искусства музейной экс-позиции//Искусство музейной экспозиции. М. 1977

112. Сундиева А.А. Культурная форма как категория истории музейного дела//Триумф музея? Сборник научных трудов. СПб. «Осипов». 2005

113. Сундиева А.А. Музейное дело России. М. 2003

114. Тарабукин Н.М. Проблема пространства в живописи//Вопросы искусствознания. 1993. №1

115. Топоров В.Н. Пространство и текст//Текст: семантика и структура. М. 1983

116. Торшина JI.E. «Вокруг выставки». Временная выставка как культурно-образовательная акция//Управление музеями: Музейная деятельность в XXI веке. СПб. 2005

117. Тульчинский Г.Л. Менеджмент в сфере культуры. СПб. СПбГУ-КИ. 2001

118. Успенский Б.А. Поэтика композиции. СПб. Азбука. 2000

119. Успенский Б.А. Семиотика искусства. М. Школа. «Языки русской культуры». 1995

120. Федоров Н.Ф. Музей, его смысл и назначение. Сочинения. М.1982

121. Флоренский П.А. Анализ пространственности в художественно-изобразительных произведениях//Декоративное искусство СССР. 1982. №1

122. Фролов А.И. Советские музеи в зеркале прессы//На пути к музею XIX века. М. 1989

123. Хайдеггер М. Бытие и время. М. Республика. 1993

124. Хижняк О.С. Метод моделирования в создании музейных экспозиций (на материалах Государственного музея истории религии)//Музей в современной культуре. Сборник научных трудов. СПб. 1997

125. Шапиро М. Некоторые проблемы семиотики визуального искусства. Пространство изображения и средства создания знака-образа//Семиотика и искусствометрия. Сб. переводов. М. Мир. 1972

126. Шехтер Т. Е. Художественное пространство как сфера бытования искусстваУ/Метафизические исследования. Вып. 6. СПб. Алетейя. 1998

127. Шехтер Т.Е. Современное искусство и арт-рынок//Художественный рынок как объект гуманитарного знания. Материалы ежегодной межвузовской научно-практической конференции, 21-23 января 2004 года., СПб. СПбГУП. 2004

128. Шляхтина Л.М. Музей в современном мире. Новые подходы к музейной работе//Музей в современной культуре. Сборник научных трудов. СПб. 1997

129. Шляхтина JI.M. Основы музейного дела. Теория и практика. М. Высшая школа. 2005

130. Шор Ю.М. По следам творящего духа. СПб. Tabula rasa. 2005

131. Щепеткова И.А. Музей и театр аспекты взаимодейст-вия//Российская культура глазами молодых ученых. СПбГУКИ. 2002

132. Щепеткова И.А. Музей: метаморфозы театральности. СПб. Знак.2005

133. Щепеткова И.А. Театрализация музейного пространства как форма взаимодействия с посетителями. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата культурологии. СПб. 2006

134. Щепеткова И.А. Феномен «театрализации музея» //Триумф музея? Сборник научных трудов. СПб. «Осипов». 2005

135. Юренева Т.Ю. Музееведение. М. Академический проект. 2003

136. Юренева Т.Ю. Музей в мировой культуре. М. Русское слово.2003.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.