Художественная жизнь Симбирска на рубеже XIX-XX веков тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.04, кандидат искусствоведения Силантьева, Елена Леонидовна

  • Силантьева, Елена Леонидовна
  • кандидат искусствоведениякандидат искусствоведения
  • 2005, Москва
  • Специальность ВАК РФ17.00.04
  • Количество страниц 181
Силантьева, Елена Леонидовна. Художественная жизнь Симбирска на рубеже XIX-XX веков: дис. кандидат искусствоведения: 17.00.04 - Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура. Москва. 2005. 181 с.

Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Силантьева, Елена Леонидовна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I.

ЗАРОЖДЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ТРАДИЦИЙ В КОНТЕКСТЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ СИМБИРСКА.

ГЛАВА II.

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО И АРХИТЕКТУРА

В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ СИМБИРСКА

НА РУБЕЖЕ XIX - XX ВЕКОВ.

ГЛАВА III.

ФОРМИРОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ МУЗЕЙНЫХ КОЛЛЕКЦИЙ СИМБИРСКА.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Художественная жизнь Симбирска на рубеже XIX-XX веков»

Актуальность исследования

Наблюдаемое на современном этапе возрождение интереса к национальным и культурным корням, к неоднозначности и многоликости отечественного искусства неизменно обращает исследователей к российской провинции. В современной научной литературе наметилась позитивная тенденция к рассмотрению провинциальной культуры как составной части культурного наследия в целом, в сопоставлении ее с мировой культурой, а также активизация научной мысли по изучению отдельных аспектов в истории искусства российской провинции.

Анализ исторического развития художественной жизни российских провинциальных городов приобретает сегодня большое значение. В центре внимания отечественного искусствознания, как правило, оказывалась художественная жизнь Москвы и Петербурга, так как именно здесь работали великие мастера и создавались замечательные произведения искусства. Художественная жизнь столиц получила достаточно полную и всестороннюю характеристику в фундаментальных исследованиях Г.Ю. Стернина, Г.Г. Поспелова, Д.В. Сарабьянова, Т.П. Каждан, Е.А. Борисовой, Е.И. Кириченко и др.

История художественной жизни провинции изучена недостаточно. Вместе с тем, осмысление таких явлений, как коллекционирование, выставочная деятельность, музейное строительство, художественное образование и критика в губернских центрах, существенно обогащают картину художественного прошлого России, делают ее более объемной. Кроме того, провинциальные города, организуя свой художественный быт, не только подражали столицам, но и, при наличии общих закономерностей и влияния столичного опыта, создавали нечто особенное. Это также обуславливает необходимость изучения художественной жизни в разных региональных центрах. Осмысление исторического опыта художественных традиций, накопленных в России, становится еще более актуальным в силу сложности и неоднозначности современного этапа развития культуры. Обращение к традиционным ценностям российской культуры, в том числе и художественным, многое дает и для поисков определения путей развития культуры в будущем.

Целью работы является комплексное изучение художественных традиций, характеризующих художественную жизнь Симбирска на рубеже XIX-XX веков.

Названной целью обусловлены задачи исследования:

1. Создать и обосновать отсутствующую периодизацию развития художественной жизни, выявить предпосылки ее зарождения и воссоздать в историческом контексте как явление социокультурного развития Симбирска.

2. Проанализировать практические формы реализации художественных установок эпохи, нашедших воплощение в становлении художественной жизни Симбирска на рубеже XIX-XX веков.

3. Рассмотреть зарождение выставочной деятельности, художественных музейных коллекций, художественного образования и критики, возникновение художественно-общественных объединений в Симбирске как с позиции особенных, специфически региональных слагаемых, так и с точки зрения проявления общих закономерностей, присущих художественной жизни России в целом.

4. Выявить и проанализировать недостаточно изученные в искусствоведческой литературе произведения изобразительного искусства и архитектуры Симбирска на рубеже XIX-XX веков, представляющие основные стилистические направления отечественного искусства того времени.

Предметом изучения данного исследования стала художественная жизнь Симбирска на рубеже XIX-XX веков. Выбор этого города не случаен, ибо

Симбирск, как один из крупных поволжских центров, издавна занимал особое место в общероссийском культурном пространстве. Провинциальный город был той культурно-художественной средой, в которой и формировались таланты, составившие впоследствии гордость и славу России. В разное время здесь жили :ф и работали выдающиеся русские писатели и поэты: И.И. Дмитриев, Н.М. Карамзин, Н.М. Языков, И.А. Гончаров; музыканты: профессор Московской консерватории В.Н. Кашперов, профессор Петроградской консерватории А.В. Преображенский, патриарший архидиакон К.В. Розов; актеры: П.А. Стрепетова, В.Н. Андреев-Бурлак, М.И. Писарев; художник А.А. Пластов. Симбирск стал для них своеобразной духовной родиной, природа, атмосфера, образы которой питали их творчество долгие годы.

Особенно важно то, что Симбирск в исторически ранние сроки включился в процесс освоения европейских художественных ценностей, которые в исследуемый период сложились в целостную систему взаимосвязанных и взаимообусловленных явлений. Исследование осуществляется на основе анализа региональных особенностей социокультурного развития Симбирска. При этом необходимо понимать, что культурная жизнь «старого» Симбирска представляла собой достаточно многообразное и сложно организованное целое. В связи с этим, анализируя становление и развитие художественной жизни, прежде всего следует иметь в виду дворянско-интеллигентскую среду, занимавшую доминирующее положение в этом процессе. Именно ее представители способствовали укоренению в Симбирске художественных традиций, впоследствии распространившихся по разным слоям городского социума. it

Объект исследования - природный и исторически сложившийся ландшафт Симбирска, его культурная среда, историко-культурное и художественное наследие на рубеже XIX-XX веков.

Роль основополагающих установок в ходе исследования выполнили теоретические положения, заключенные в трудах по истории художественной культуры России, принадлежащих Г.Ю. Стернину1, который дал следующее толкование понятия «художественная жизнь»: «Это. само искусство и его взаимоотношение со зрителем, разные виды и формы выставочной деятельности, общественные притязания различных художественных организаций и группировок и их действительная роль в культурном быте, художественная критика и ее воздействие на творческую практику, равно как и обратное влияние, которое испытывает критическая пресса, отражая тенденции развития искусства» . Добавим к этому развитие художественного образования, формирование частных коллекций и создание публичных художественных музеев.

Методологическую основу работы составляет культурно-исторический метод, утвердившийся в современных искусствоведческих исследованиях, обращенных к изучению художественной культуры прошлого. Использование этого метода позволило путем системного анализа, сравнения и сопоставления художественной жизни Симбирска с общероссийской культурой, а также в контексте региональных социокультурных процессов прийти к целостному представлению о формировании художественных традиций Симбирска в дореволюционный период. При изучении произведений изобразительного искусства и архитектуры использованы: иконологический метод, основополагающим принципом которого является анализ прямых и косвенных связей художественного произведения с культурным и историческим окружением, а также формально-стилевой метод, позволяющий оценить

1 Стернин Г.Ю. Художественная жизнь России на рубеже XIX-XX вв. - М., 1970; Художественная жизнь России начала XX в. - М., 1976; Русская художественная культура второй половины XIX-начала XX века. - М.,1984; Художественная жизнь России 1900-1910-х годов. - М., 1988; Художественная жизнь России середины XIX в. -М„ 1991.

2 Стернин Г.Ю. Русская художественная культура. С.17. художественные качества произведений искусства и подробнее рассмотреть художественную ткань произведения.

Исследуемая проблема находится на стыке различных наук и доказывает необходимость междисциплинарного и комплексного подхода, в котором выражается интеграционная тенденция современной научной методологии. Такой метод необходим при постановке сложных задач, характеризующих изучение культуры и искусства российской провинции. Степень изученности проблемы

Вследствие неоднозначного восприятия термина «провинция», в отечественном искусствознании долгое время существовал серьезный пробел в изучении художественной жизни российских губернских городов. Для всестороннего изучения темы необходимо обращение к исследованиям по истории российской провинции. Интерес к данной проблеме особенно проявился во второй половине XIX века, когда в печати развернулась дискуссия

0 месте и роли периферии в истории России. Появляются как дискуссионные статьи (А.С. Гациский, Д.Л. Мордовцев, Ф.М. Достоевский)1, так и немногочисленные исторические исследования (Н.Д. Чечулин, А.Н. Пыпин) .

В 20-е годы XX века наблюдается активизация исследовательской деятельности по названной тематике и выходят методологически значимые труды, которые являются базовыми для дальнейших исследований в этом направлении и используются в настоящей работе. Проблемы изучения провинциальной России в это время обозначил Н.К. Пиксанов. Подчеркивая, что «русская культура одна из самых провинциальных в Европе», исследователь отмечал: «Научное изучение должно быть сплошным, без нарочитого отбора. Через отдельные показательные примеры мы должны подняться к общему

1 Гациский А.С. Смерть провинции, или нет? - Н. Новгород, 1876; Мордовцев Д.Л. Печать в провинции // Дело. - 1875. - №9; Достоевский Ф.М. Поли. собр. соч.: В 30 т. - Л., 1979. - Т. 23: Дневник писателя за 1876 г. Май-октябрь.

2 Чечулин Н.Д. Русское провинциальное общество во 2 пол. XVIII в. Исторический очерк. - СПб., 1889; Пыпин А.Н. Состояние исторических знаний. Состояние нравов и культуры // Вестник Европы. - 1885. - Т.1. (№2). важному вопросу о взаимодействии областной и центральной культур»1. Одним Ш из первых Пиксанов предпринял попытку теоретического осмысления фактического материала и предлагал использовать комплексный подход при изучении провинциальной культуры, считая, что необходимо «существенно связать социологию культурной жизни с ее экономикой. Надо вскрыть эти связи

А' между культурным укладом, социальным составом и экономическим бытом города и края»2.

Серьезное возращение к этой теме происходит в последние десятилетия. Для рубежа XX-XXI веков характерно появление работ, обобщающих фундаментальные исследования в различных областях отечественной культуры и искусства. Об усилении интереса к российской провинции свидетельствует появление в 1980-х годах журнала «Российская провинция», где публиковались проблемные статьи, исторические очерки. Новым и значительным явлением в российской культуре последних лет стали научные конференции по провинциальной культуре, проводившиеся в российских городах и свидетельствовавшие о начале нового этапа в научном изучении провинции: «Российская провинция XVIII-XX веков: реалии культурной жизни» (Пенза, 1993, 1995); «Русская провинция и мировая культура» (Ярославль, 1993); «Провинциальная ментальность России в прошлом и настоящем» (Самара, 1994); «Российская провинция и ее роль в истории государства, общества и развитии культуры народа» (Кострома, 1994); «Российское сознание: психология, культура, политика» (Самара, 1997) и др.

Современные исследователи (С.О. Шмидт, В.Ю. Афиани, Г.Ю. Стернин) неоднократно указывали на то, что «провинция» - понятие многослойное, часто /ф употреблявшееся в России в метафорическом смысле. С.О. Шмидт считает бесспорным, что «культура провинции является важной, полнокровной сферой

1 Пиксанов Н.К. Областные культурные гнезда. Историко-краеведческий семинар. - М.-Л., 1928. С. 58.

2 Пиксанов Н.К. Областные культурные. С. 52 культуры российской, она не только воспринимала культуру столиц, но обогащала и подпитывала ее»1. Как одну из субкультур российской культуры в целом предлагает рассматривать культуру российской провинции В.Ю. Афиани2. Значительный фактический материал по изучению провинциальной культуры представлен в сборнике «Мир русской провинции и провинциальная культура», изданном в 1997 году под ред. Г.Ю. Стернина, задачей которого было определить провинциальную культуру как закономерный процесс духовной жизни провинции.

Необходимо отметить, что по общим вопросам изучения истории российской провинции накоплен определенный опыт. Современное состояние историко-кульурного наследия России, имеющиеся научные исследования делают возможным и необходимым переход к изучению искусства и культуры российской провинции как некоего самобытного феномена и целостного явления в структуре общественной жизни.

В настоящее время идет интенсивное осмысление фактического материала, выявление и изучение источников, что обуславливает преобладание фактологических исследований по различным вопросам изучения художественной жизни российской провинции. Вместе с тем, отсутствуют исследования обобщающего характера, способные обрисовать целостную картину развития художественных традиций в провинции, определить закономерности этого развития, выделить хронологические этапы, объективные и субъективные причины явлений, сходства и параллели развития отдельных регионов, их специфические местные особенности и т.д.

Оценивая степень изученности проблемы, следует указать, что литература о Симбирске обширна. Ряд работ являются полезными источниками для

1 Шмидт С.О. Изучение культуры российской провинции (XVIII-начало XX вв.) и задачи краеведения // Русская провинция. КультураXVIII-XX вв. -М., 1993. С. 10.

2 Афиани В.Ю. Мир русской провинциальной культуры // Русская провинция. Культура XVIII-XX вв. - М.,1993. современных ученых, поскольку содержат ценные исторические сведения.

1 1

Среди них следует отметить труды П.Л. Мартынова, К.И. Невоструева, М.Ф. Суперанского3, В.Э. Красовского4, В.И. Холмогорова5, А.К. Яхонтова6 и др. Вместе с тем, эти авторы не рассматривают проблемы исследования искусства и культуры Симбирского края.

Попытка представить целостную картину развития художественной жизни Ульяновска была впервые предпринята в 1985 году искусствоведом С.М. Червонной, в работе которой содержатся отдельные факты о деятельности художников, работающих в Симбирске на рубеже XIX-XX веков7. С позиций сегодняшнего времени следует отметить, что в исследованиях 1970-80-х годов оценка роли художественных явлений в дореволюционной культуре Симбирска складывалась под воздействием идеологических установок советского времени. В соответствии с ними дореволюционный этап в истории художественной жизни на родине Ленина расценивался лишь как «предэтап» советского периода, характеризующийся созданием «стартовых» условий для расцвета советской социалистической художественной культуры. В связи с этим отмечалось, что «.художественная жизнь Симбирска, который стал центром губернии в 1796 году, была развита довольно слабо по сравнению с некоторыми другими губернскими городами России»8.

Клише советского периода заметны в некоторых работах начала XXI века. В них также исходным пунктом в изучении художественной жизни Симбирска является утверждение о том, что «история культуры

1 Мартынов П.Л. Город Симбирск за 250 лет его существования. - Симбирск, 1898; Селения Симбирского уезда. Материалы для истории симбирского дворянства и частного землевладения в Симбирском уезде. - Симбирск, 1903; Боярин Богдан Матвеевич Хитрово, симбирский помещик. - Симбирск, 1901.

2 Невоструев К.И. Историческое обозрение Симбирска. - Симбирск, 1909.

3 Суперанский М.Ф. Симбирск и его прошлое: (1648-1898 гг.). - Симбирск, 1899.

4 Красовский В.Э. Хронологический перечень событий Симбирской губернии. 1372-1901. - Симбирск, 1901.

5 Холмогоров В.И. Материалы для истории Симбирского края до второй половины XVIII века. (Описание Синбирской и Корсунской десятин патриаршей области). - Симбирск, 1898.

6 Яхонтов А.К. Церкви города Симбирска (Историко-археологическое описание). - Вып. 1-2. - Симбирск, 1898.

7 Червонная С.М. Художники Ульяновска. - Л., 1985.

8 Червонная С.М. Художники.С.5. дореволюционного Симбирска небогата именами выдающихся художников и яркими событиями, связанными с бытованием и экспонированием произведений изобразительного искусства»1. Этим, по-видимому, объясняется отсутствие исследовательского интереса к таким явлениям художественной жизни, как художественное образование, выставочная деятельность, художественная критика и художественные общественные организации.

Новейшие исследования в области изучения историко-культурного и художественного наследия Симбирска были представлены на научных конференциях в Ульяновске: «Традиция в истории культуры» (1999-2001 гг.); «Художественная культура Поволжья конца XVIII-XX веков» (2002 г.); «Усадебная культура Поволжья конца XVIII - начала XX века» (2003 г.); «Творчество А.А. Пластова в контексте культуры XX века» (2004 г.). При содержательности и исследовательской глубине некоторых сообщений, многие аспекты художественной жизни Симбирска не нашли в них системного освещения.

К настоящему времени накоплено достаточно сведений о музейном строительстве в дореволюционном Симбирске. Факты, касающиеся этого У явления, сообщает Л.П. Баюра . Однако до сих пор в работах краеведов и сотрудников местных музеев приводятся противоречивые мнения по поводу времени открытия художественного музея в Симбирске3. Между тем, уточнение даты основания музея, официальное открытие которого состоялось 1-го января 1896 года, а посетителей он начал принимать уже с конца 1895 года, ставит

1 Баюра Л.П. Художественная жизнь // Ульяновская-Симбирская энциклопедия. - T.2. - Ульяновск, 2004. - С. 407.

2 Баюра Л.П. Музей В.Н. Поливанова в Акшуате // Симбирский вестник. Историко-краеведческий сборник. -Вып. 1. - Ульяновск, 1993; В.Н. Поливанов - автор первого проекта художественного музея в Симбирске. 1880-е гг. // Традиция в истории культуры: Сборник докладов и тезисов докладов П-й региональной конференции. - Ульяновск, 2000; Трудами архивной комиссии // Памятники Отечества: Иллюстрированный альманах Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. - №42 (7-8/1998). - М., 1998.

3 Баюра Л.П. От основания до открытия (Ульяновский областной художественный музей. 1895-1920 гг.) // Материалы первой научной конференции, посвященной ученому и краеведу С.Л. Сытину. - Ульяновск, 2004; Савич М.М. О датах основания и открытия Краеведческого и Художественного музеев Ульяновска // Материалы первой научной конференции, посвященной ученому и краеведу С.Л. Сытину. - Ульяновск, 2004.

Симбирск в ряд с таким крупным центром культурной жизни Среднего Поволжья, как Казань, в которой музей был открыт в том же 1895 году.

Некоторые вопросы художественного образования затрагивает И.Ф. Макеева1, говоря об эстетическом воспитании в Симбирской мужской классической гимназии.

Следует обратить внимание также и на то, что изучение художественных явлений представляет интерес как в плане исторического процесса их становления и развития, так и в соответствии с такими специфическими для художественной жизни характеристиками, как архитектурно-пространственная и социокультурная среда. Эти аспекты частично затрагивались в работах Л.П. Баюры2, Б.В. Аржанцева3, И.С. Лямина4 и И.Г. Котовой5, но, думается, они должны быть исследованы более системно. Категория «социокультурная среда» подразумевает рассмотрение особенностей художественной жизни в единстве с широким историческим контекстом, оказывающим на нее активное воздействие.

Избранная тема и поставленные задачи на первое место для автора выдвинули поиск, изучение и осмысление первоисточников, которые могли бы дать наиболее полное представление о реальной истории художественного Симбирска. Источниковую базу исследования составил разнообразный круг

1 Макеева И.Ф. Эстетическое воспитание в Симбирской классической гимназии Н Художественная культура Поволжья конца XVIII-XX веков: Материалы I Поливановских чтений. - Ульяновск, 2002.

2 Баюра Л.П. К вопросу о формировании эстетических взглядов симбирского дворянства в конце XVIII - первой половине XIX века // Усадебная культура Поволжья в конце XVIII - начале XX века: Материалы II Поливановских чтений. - Ульяновск, 2003.

3 Аржанцев Б.В. Архитектурно-исторические образы Симбирска. - Ульяновск, 2003.

4 Лямин И.С. Ф.О. Ливчак в Симбирске // Краеведческие записки. — Bbin.VII. - Ульяновск, 1987.

5 Котова И.Г. К истории проектирования и строительства Дома-памятника И.А. Гончарова в Симбирске // Традиция в истории культуры: Сборник докладов и тезисов докладов И-й региональной конференции. — Ульяновск, 2000; Творчество симбирского архитектора Ф.О. Ливчака в контексте русского модерна // Материалы седьмых Боголюбовских чтений, посвященных 130-летию со дня рождения В.Э. Борисова-Мусатова. - Саратов, 2001; Городская усадьба Симбирска конца XIX — начала XX века // Усадебная культура Поволжья конца XVIII - начала XX века: Материалы II Поливановских чтений. — Ульяновск, 2003; Культовое зодчество Симбирска конца XIX - начала XX века (К истории проектирования и строительства Воскресенской церкви на кладбище) // там же; Проектирование и строительство учебных зданий в деятельности симбирского городского архитектора Ф.О. Ливчака // Творчество А.А. Пластова в контексте культуры XX века: Материалы III Поливановских чтений. -Ульяновск, 2004. материалов, многие из которых впервые вводятся в научный оборот. Прежде всего, это документальные источники из фондов Государственного архива Ульяновской области (ГАУО). Ряд ценных документов обнаружен в отделе редких книг Ульяновской областной научной библиотеки (УОНБ).

Следует, однако, заметить, что изучение художественной жизни Симбирска было затруднено тем, что значительная часть документальных источников, связанных с ее становлением и развитием, ныне утрачена. Так, в Государственном архиве Ульяновской области практически отсутствуют сведения о деятельности художественных классов учебно-трудового пункта, материалы по истории художественных общественных объединений, организованных в Симбирске на рубеже XIX-XX веков. Архивные фонды, содержащие сведения о выставочной деятельности, открываются, в основном, документами послереволюционного периода. В связи с этим большое значение приобретали и другие источники, к которым прежде всего относятся каталоги музеев и выставок. Не менее важным оказались материалы симбирской периодической печати, проявлявшей определенное внимание к различным явлениям художественной культуры, в том числе и местной художественной жизни. По причине отсутствия других документальных данных, эти материалы зачастую становились главным источником информации.

Для обработки большого объема материалов, накопленных в процессе работы, уточнения отдельных фактов, получения дополнительных сведений о деятелях художественной культуры Симбирска привлекались и различного рода справочные издания: адресные книги, календари, справочники-путеводители. К числу источников, использованных в данной работе, относятся и такие разновидности документальной литературы, как мемуары, эпистолярная литература. Именно этот тип исторических источников помогает современному исследователю «вжиться» в культурную атмосферу прошедших столетий. Кроме того, обращение к мемуарной литературе позволяет получить более цельное представление о взаимосвязи художественной жизни с духовной атмосферой общества в тот или иной временной период.

В связи с этим в процессе работы над диссертацией были впервые опубликованы воспоминания об известных симбирских архитекторах рубежа XIX-XX веков А.А. Шодэ и Ф.Е. Вольсове.

Сведения, почерпнутые из первоисточников, необходимы были для выстраивания фактологически достоверной канвы культурной жизни Симбирска. Осмысление же ее событий и процессов опиралось на изучение статей, посвященных как отдельным деятелям искусства, так и их произведениям, которыми был богат дореволюционный губернский центр. В этой связи автор вводит в научный оборот художественные произведения из коллекций столичных и местных музеев, в том числе малоизвестные, неопубликованные. Кроме того, анализируются наиболее значимые архитектурные памятники Симбирска рубежа XIX-XX веков, представляющие основные стилистические направления зодчества того времени.

Научная новизна данной работы определяется тем, что до настоящего времени отсутствовали исследования обобщающего характера, посвященные становлению и развитию художественной жизни Симбирска в дореволюционный период. В диссертации впервые ставится и решается задача изучения динамики развития художественных традиций Симбирска. Для этого привлекается значительный круг источников, многие их которых до сих пор находились вне поля зрения исследователей.

Введение в научный оборот целого ряда художественных произведений и документальных материалов позволило установить новые факты, существенные для понимания процесса формирования художественной культуры, а также пересмотреть некоторые стереотипные представления, касающиеся роли художественной жизни провинциального Симбирска.

В частности, в работе в единстве с историко-культурным контекстом эпохи впервые анализируется развитие изобразительного искусства и архитектуры в сложном взаимодействии различных художественных процессов. В диссертации использован ряд выявленных автором или ранее не обработанных и не включенных в научный оборот произведений А.А. Пластова, а также работ симбирских художников П.И. Пузыревского, Д.И. Архангельского, Н.Ф. Некрасова и др., творчество которых оказало решающее воздействие на развитие изобразительного искусства Симбирска и, шире, Средне-Волжского региона.

Практическая значимость результатов исследования заключается в возможности использования его положений и материалов в учебном процессе в качестве учебного пособия для чтения лекций и спецкурсов, на семинарских занятиях при изучении истории и культуры России. Работа может служить источниковедческой базой для дальнейших научных исследований по художественной культуре Симбирска-Ульяновска и истории отечественного искусства. Материалы данного исследования могут быть использованы в музейной практике для атрибуции и экспертизы произведений малоизвестных русских художников.

Апробация работы. Основные положения диссертационного исследования отражены в научных публикациях, а также докладах на региональных и международных конференциях в Ульяновске (2000, 2001, 2003, 2004 гг.), Москве (2001 г.).

Похожие диссертационные работы по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», Силантьева, Елена Леонидовна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Становление художественной жизни в Симбирске происходит на рубеже XVIII-XIX веков и определяется целым рядом факторов, повлиявших на ее успешное развитие. Прежде всего, это наличие особой духовной атмосферы, которая отличала Симбирск в большей степени благодаря деятельности передовых представителей дворянского общества, сформировавших особую среду, способную не только воспринимать художественную культуру, но и активно влиять на все процессы художественной жизни. Как один из результатов участия симбирского дворянства в общественной и культурной жизни, наблюдается «выход» в город усадебного коллекционирования, где оно в дальнейшем приобретает статус яркого художественного явления, оставляет заметный след и оказывает непосредственное влияние на формирование музейных коллекций Симбирска и Пензы.

Художественная жизнь Симбирска на рубеже XIX-XX веков, с одной стороны, неразрывно связана с общеисторическим контекстом эпохи, с другой -отражает социально-экономическое и культурное развитие провинциального средневолжского города. Активизация художественной жизни явилась следствием объединения разных слрев симбирского общества, ощущавших свою причастность к развитию художественной культуры и, более того, ответственность за ее судьбу. Наиболее наглядно это проявилось в деятельности Симбирской губернской ученой архивной комиссии, а также общественных художественных объединений: Общества изящных искусств и Музыкально-драматического и художественного общества, ставших коллективными организаторами художественной жизни Симбирска.

Историко-архитектурный процесс в Симбирске на рубеже XIX-XX веков представлял совокупность различных стилистических направлений, среди которых модерн занимал значительное место. Особая атмосфера русского провинциального города придала новому стилю специфические черты. Здания, построенные в этот период в Симбирске, включались в готовые ансамбли, внося в них новые качества. Опираясь на пластические возможности новых строительных материалов, симбирские архитекторы оставили своеобразное наследие, отличающееся особой привлекательностью, дополнили живой и неповторимый архитектурно-художественный облик города, который до сих пор украшают архитектурные памятники того времени.

Важно иметь в виду и то, что процесс развития художественной жизни в Симбирске направлялся авторитетными художниками, успешно проявлявшими себя в разных сферах творческой деятельности. Большей частью они воплощали в себе сформировавшийся в России определенный тип художника-деятеля, для которого были свойственны широта в понимании творческого призвания, особый художественный универсализм. Наиболее значительными представителями этого типа художников были П.И. Пузыревский и Д.И. Архангельский, которые сыграли историческую роль в становлении художественной жизни в Симбирском крае на рубеже XIX-XX веков. Главной темой творчества Пузыревского и Архангельского стал Симбирск, живописные берега Волги, памятные архитектурные и литературные места города.

Несмотря на то, что в Симбирске не было художественных учебных заведений, весьма существенным явлением в художественной жизни можно считать художественное образование. Тот факт, что в учебных заведениях города работали выпускники Петербургской Академии художеств, Центрального Строгановского училища технического рисования, Московского училища живописи, ваяния и зодчества, Казанской художественной школы, позволяет предполагать, что в Симбирске были знакомы со всеми современными методиками преподавания. Это оказалось тем более важным, что практика, сложившаяся в учебных заведениях Симбирска, становится ценной и для других национальных культур Среднего Поволжья. Особое значение в этом процессе сыграла Симбирская чувашская учительская школа, ставшая своеобразным центром подготовки первых чувашских художников.

Активизация художественной жизни Симбирска происходит во взаимодействии объективных условия и субъективного фактора. Чрезвычайно важным аспектом в этой связи представляется роль видного общественного деятеля, председателя Симбирской губернской ученой архивной комиссии, губернского предводителя дворянства, ученого-археолога, страстного коллекционера В.Н. Поливанова. Инициатор музейного строительства, он не только формирует свою деятельность по созданию музея, но и организует некое культурное пространство вокруг нее.

Проведенное исследование позволяет коснуться вопроса периодизации художественной жизни Симбирска. Как и в других губернских городах, она отличается от столичной, и это связано, в первую очередь, с более медленными темпами развития культурных процессов в провинциальном пространстве России. Нижнюю хронологическую границу изучаемых явлений обозначим как рубеж XVIII-XIX веков. Тенденции, заложенные на этом этапе, развиваются на протяжении XIX века и к началу XX века принимают стабильные формы художественной деятельности, приобретая черты системности и широты. В итоге можно утверждать, что на рубеже XIX-XX веков, в результате поступательного социокультурного развития Симбирска, художественная жизнь постепенно становиться масштабным явлением. Из отдельных проявлений художественная жизнь к следующему рубежу веков становится сформировавшимся феноменом культуры, имеющим целостную систему взаимосвязанных и взаимообусловленных процессов.

Художественная жизнь является весьма существенной частью того целого, которое представляло собой культурное пространство Симбирска. Исследование художественных традиций в такой старинном культурном центре, каковым является Симбирск, помогает выявлению новых сведений, фактов, имен, способных иначе осветить разные стороны истории российской культуры. Сумма таких сведений, полученная в результате сопоставления и обобщения данных о развитии художественной жизни в других культурных центрах нашего отечества, дает материал для создания целостной истории художественной жизни в России.

156

Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Силантьева, Елена Леонидовна, 2005 год

1. Аксаков С.Т. Детские годы Багрова-внука. - М, 1954.

2. Алешина Л.С. и др. Русское искусство ХУШ-начала XX века / Алешина Л.С., Ракова М.М., Горина Т.Н. М., 1972.

3. Алферова Г.В. Русские города XVI-XVII веков. М., 1989.

4. Архив братьев Тургеневых. Т. 1. - Вып.6. - Петроград, 1921.

5. Архитекторы-строители Санкт-Петербурга середины XIX начала XX века / Под общей ред. Б.М. Кирикова. - СПб., 1996.

6. Борисова Е.А. Архитектура Серебряного века. Эстетизация жизненной среды.-М., 1999.

7. Борисова Е.А., Стернин Г.Ю. Русский модерн. М., 1990.

8. Взаимосвязь искусств в художественном развитии России второй половины XIX в.: Идейные принципы. Структурные особенности / Отв. ред. Г.Ю. Стеринин-М., 1982.

9. Всеобщая история архитектуры / Под ред. Н.В. Баранова. В 12 т. Т. 10 -М., 1972.

10. Всеобщая история искусств / Под общ. ред. А.Д. Чегодаева. Т. 1-6. - М., 1956-1966.

11. Гациский А.С. Смерть провинции, или нет? Н. Новгород, 1876.

12. Город и культура. СПб., 1992.

13. Дворянская и купеческая сельская усадьба в России XVI-XX вв.: Исторические очерки. М., 2001.

14. Дмитриев М.А. Главы из воспоминаний моей жизни. М., 1998.

15. Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч.: В 30 т. Т. 23: Дневник писателя за 1876 г. Май-октябрь. - Л., 1979.

16. Знаменитые россияне XVHI-XIX веков. Биографии и портреты. СПб., 1996.

17. Ильина Т.В. История искусства. Русское советское искусство. М., 1989.

18. История русского и советского искусства / Под общ. ред. В.Г. Машковцева. Т. 1.-М., 1989.

19. История русского искусства / Под ред. И.Э. Грабаря. Т. 1-6.-М., 1908-1915.

20. История русского искусства / Под общ. ред. И.Э. Грабаря, В.Н. Лазарева, B.C. Кеменова. Т. 1-13.-М., 1953-1964.

21. Каждан Т.П. Художественный мир русской усадьбы. М., 1997.

22. Карамзин Н.М. Записка о древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях. М., 1991.

23. Карамзин Н.М. О случаях и характерах в Российской истории, которые могут быть предметом художеств. Письмо к господину N.N. // Вестник Европы. М., 1802. - № 24 (дек.).

24. Карамзин Н.М. Описание примечания достойной картины французского живописца Жироде // Вестник Европы. М., 1802. - № 19 (окт.).

25. Карамзин Н.М. Письма русского путешественника. Л., 1987.

26. Кауфман Р.С. Очерки истории русской художественной критики XIX века. От К. Батюшкова до А. Бенуа. М., 1990.

27. Кауфман Р.С. Русская и советская художественная критика с середины XIX века до 1941 г.-М., 1978.

28. Кириченко Е.И. Русская архитектура 1830-1910-х годов. М., 1978.

29. Кириченко Е.И. Русский стиль. М., 1997.

30. Книга для чтения по истории русского искусства / Сост. В. Машковцев. — Вып. 1-2. -М., 1950.

31. Краснобаев Б.И. Очерки истории русской культуры. XVIII в. М., 1972.

32. Краткий очерк истории русской культуры с древнейших времен до 1917 г. Л., 1967.

33. Лихачев Д.С. Великое наследие. М., 1975.

34. Лихачев Д.С. Заметки о русском. М., 1981.

35. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства XVIII начала XIX века. - СПб., 1994.

36. Лотман Ю.М. Избранные статьи. Т. 1 -3. - Таллин, 1993.

37. Майстровская М.Т. Музейная экспозиция. Искусство Архитектура -Дизайн. Тенденции формирования. - 4.1. - М., 2002.

38. Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. Т. 1-3. - М., 1994.

39. Мир русской провинции и провинциальная культура / Под. ред. Г.Ю. Стернина. СПб., 1997.

40. Мифы провинциальной культуры. Самара, 1992.

41. Мордовцев Д.Л. Печать в провинции // Дело. 1875. - №9.

42. Неклюдова М.Г. Традиции и новаторство в русском искусстве конца XIX -начала XX века. М., 1991.

43. Очерки русской культуры. XHI-XIX вв. / Гл. ред. Б.А. Рыбаков. М., 19691998.

44. Памятники культуры. Новые открытия. Письменность. Искусство. Археология. Ежегодник. М., 1974-1996.

45. Панченко A.M. Русская история и культура. Работы разных лет. СПб., 1999.

46. Перов Ю.В. Художественная жизнь общества как объект социологии искусства. Л., 1980.

47. Пиксанов Н.К. Областные культурные гнезда. Историко-краеведческий семинар. М.-Л, 1928.

48. Писарев А.А. Историческое обозрение художеств России // Санкт-Петербургский вестник. 1812. -№ 8 (авг.).

49. Покровский М.Н. Очерки по истории русской культуры. М., 1918.

50. Полный православный богословский энциклопедический словарь. СПб., б.г.

51. Поспелов Г.Г. Русское искусство начала XX века. Судьба и облик России. -М., 1999.

52. Провинциальная ментальность России в прошлом и настоящем. Самара, 1994.

53. Пунин Н. Русское и советское искусство. М., 1976.

54. Пути развития русского искусства конца XIX начала XX века / Под ред. Н.Н.Соколовой, В.В. Ванслова. - М., 1972.

55. Пыпин А.Н. Состояние исторических знаний. Состояние нравов и культуры // Вестник Европы. — 1885. Т. 1. (№2).

56. Рабинович М.Г. Очерки материальной культуры русского феодального города.-М., 1988.

57. Разин В.М. Городская культура, человек, окружающая среда // Вопросы философии. 1986. -№ 1.

58. Ревякин В.И. Художественные музеи. М., 1974.

59. Российская провинция XVIII-XX веков: Реалии культурной жизни / Отв. ред. С.О. Шмидт. Пенза, 1996.

60. Российская провинция и ее роль в истории государства, общества и развитии культуры народа. Кострома, 1994.

61. Российское сознание: психология, культура, политика. Самара, 1997.

62. Россия. Энциклопедический словарь / Изд. Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. -СПб., 1898.

63. Русское градостроительное искусство / Общ. ред. Н.Ф. Гуляницкого. -Т.1-3.-М., 1993-1995.

64. Русская провинция и мировая культура. Ярославль, 1993.

65. Русское искусство второй половины XVIII первой половины XIX в. Материалы и исследования / Под ред. Т.В. Алексеевой. - М., 1979.

66. Русское искусство. Очерки о жизни и творчестве художников / Под общ. ред. А.И. Леонова. М., 1952.

67. Русская провинция. Культура XVIII-XX вв. / Ред.-сост. В.Ю. Афиани, Т.О. Размустова, А.А. Сундиева. М., 1993.68,69.70,71,72,7376,77,7879,8081,82,83,84,85,

68. Самоквасов Д.Я. Архивное дело в России. Кн.1. - М., 1902. Сарабьянов Д.В. История русского искусства конца XIX - начала XX века. - М., 2001.

69. Сарабьянов Д.В. Русская живопись XIX века среди европейских школ. — М., 1980.

70. Сарабьянов Д.В. Русская живопись конца 1900-х начала 1910-х годов. Очерки.-М., 1971.

71. Семенова JI.H. Очерки истории быта и культурной жизни России первой половины XVIII века. JL, 1982.

72. Стернин Г.Ю. Об изучении культурного наследия русской усадьбы // Русская усадьба. Сб. ОИРУ. Вып.2 (18). - М., 1996.

73. Стернин Г.Ю. Русская художественная культура второй половины XIX-начала XX века. М., 1984.

74. Стернин Г.Ю. Усадьба в поэтике русской культуры // Русская усадьба. Сб. ОИРУ. Вып. 1 (17). -М., 1994.

75. Федоров-Давыдов А.А. Русский пейзаж конца XIX начала XX века. Очерки.-М., 1974.

76. Федорченко В.И. Энциклопедия дворянских родов. М., 2001. Фролов А.И. Основатели российских музеев. - М., 1991. Художественные процессы в русской культуре второй половины XIX века / Отв. ред. Г.Ю. Стернин. - М., 1984.

77. Чечулин Н.Д. Русское провинциальное общество во 2 пол. XVIII Исторический очерк. СПб., 1889.

78. Чижова JI.B. Из истории художественных музеев России. М., 1991.

79. Чувилова И.В. Формирование художественных коллекций в провинции первой половине XIX века. Дис. канд. ист. наук. М., 1999.1. ЛИТЕРАТУРА О СИМБИРСКЕ

80. Автографы истории: Межрегиональный сборник научных статей / Отв. ред. Е.Л. Силантьева. Вып. 1. - Ульяновск, 2004.

81. Агафонова И. А. Д.И. Архангельский.-Л., 1970.

82. Агринский А.С. Историческая записка. Симбирск, 1909.

83. Александров П.А. Археологический музей В.Поливанова в селе Акшуат // Симбирские губернские ведомости. 1900. -№42 (сент.).

84. Александров П.А. Музей в с. Акшуат Симбирской губернии // Исторический вестник. 1908. - №9 (сент.).

85. Аржанцев Б.В. Архитектурно-исторические образы Симбирска. -Ульяновск, 2003.

86. Ауновский В.А. От Симбирского Статистического комитета по устройству при нем местного музея // Симбирские губернские ведомости. 1870. -№51 (7 июля).

87. Афанасьев Н.И. Современники: Альбом биографий. Т.2. - СПб., 1910.

88. Баженов Н. Статистическое описание соборов, монастырей и домовых церквей Симбирской Епархии по данным 1900 года. Симбирск, 1903.

89. Безгин И.Г. Симбирская Губернская гимназия (1786-1887 гг.): Библиографическая монография. -СПб., 1888.

90. Блохинцев А.Н. И жизни след оставили своей. — Саратов, 1985.

91. Блохинцев А.Н. Симбирск XVIII века // Материалы для путеводителя. -Ульяновск, 1974.

92. Громова Т.А. Городской голова Леонид Иванович Афанасьев. Ульяновск, 2003.

93. Виноградов Ф.В. Следы язычества в домашнем обиходе чуваш. — Симбирск, 1897.

94. Древнее хранилище в селе Акшуат // Известия Симбирского Совета народных депутатов. -1919.-6 марта.

95. Журналы заседаний Симбирской губернской ученой архивной комиссии (1-48). Симбирск, 1898-1917.

96. Зерцалов А.Н. Материалы для истории Симбирска и его уезда (приходно-расходная книга Симбирской приказной избы) 1665-1667 гг. Симбирск, 1896.

97. Иванов-Ехвет А.И. По следам находок (к истории русско-чувашских культурных связей). Чебоксары, 1977.

98. Каталог западноевропейской живописи XVI XIX вв. / Сост. Н.В. Спешилова. - Ульяновск, 1978.

99. Каталог музея Владимира Николаевича Поливанова в с. Акшуат Корсунского уезда Симбирской губернии / Сост. П.А. Александров. -Симбирск, 1909.

100. Каталог музея Симбирской Губернской Ученой Архивной Комиссии. — Симбирск, 1905.

101. Ключевская Е. Федор Травкин художник и педагог // Вечерняя Казань. -1988.-23 марта.

102. Котова И.Г., Силантьева E.JI. Краткий обзор основных построек А. Шодэ в Симбирске // Традиция в истории культуры. Ульяновск, 2000.

103. Котова И.Г. Творчество симбирского архитектора Ф.О. Ливчака в контексте русского модерна // Материалы седьмых Боголюбовских чтений, посвященных 130-летию со дня рождения В.Э. Борисова-Мусатова. Саратов, 2001

104. Край Симбирский: Краткий исторический очерк. Саратов, 1989.

105. Красовский В.Э. Алатырская старина: Путевые заметки по археологии и истории Алатырского края. Симбирск, 1899.

106. Красовский В.Э. Прошлое г. Корсуна. Симбирск, 1903.

107. Красовский В.Э. Хронологический перечень событий Симбирской губернии. 1372-1901.-Симбирск, 1901.

108. Лямин И.С. Ф.О. Ливчак в Симбирске // Краеведческие записки. Вып.VII. — Ульяновск, 1987.

109. Макеев А. Симбирский крепостной театр // Сборник научных студенческих работ. Ульяновск, 1960.

110. Материалы для Географии и статистики России, собранные офицерами Генерального штаба. Симбирская губерния / Сост. полковник Генерального штаба Липинский. Т. 20. - Ч. 2. - СПб., 1868.

111. Материалы первой и второй научных конференций, посвященных ученому и краеведу С.Л. Сытину. Ульяновск, 2004-1005.

112. Мартынов П.Л. Боярин Богдан Матвеевич Хитрово, симбирский помещик. Симбирск, 1901.

113. Мартынов П.Л. Город Симбирск за 250 лет его существования. Симбирск, 1898.

114. Мартынов П.Л. Книга строельная города Симбирска. Симбирск, 1897.

115. Мартынов П.Л. Материалы исторические и юридические района бывшего приказа Казанского дворца. Симбирск, 1904.

116. Мартынов П.Л. Остатки старины, сохранившиеся в Симбирском уезде. -Симбирск, 1896.

117. Мартынов П.Л. Празднование 250-летнего юбилея города Симбирска. -Симбирск, 1898.

118. Мартынов П.Л. Селения Симбирского уезда. Материалы для истории симбирского дворянства и частного землевладения в Симбирском уезде. -Симбирск, 1903.

119. Мовшенсон А.Г. Василий Баранов — актер, портретист, декоратор // Театральное наследство. М., 1956.

120. Невоструев К.И. Историческое обозрение Симбирска. Симбирск, 1909.

121. Никитина Т.Е., Сковикова Е.Г., Силантьева Е.Л. Попечительство и эстетическое воспитание в учебных заведениях Симбирска // Попечитель. Ульяновск, 2001. - №2.

122. Объяснительная записка губернского гласного В.Н. Поливанова по сделанному им предложению Губернскому Земскому Собранию сессии 1887 года о назначении Карамзинского капитала // Вестник Симбирского земства. 1889. - №2 (февр.).

123. Открытые культуры: Материалы Всероссийской научной конференции. — Ульяновск, 2002.

124. Отчеты о деятельности Симбирской губернской ученой архивной комиссии за 1895-1916. Симбирск, 1896-1917.

125. Очерк возникновения деятельности Симбирского учебно-трудового пункта, состоящего в ведении попечительства о домах Трудолюбия и работных домах. Симбирск, 1902.

126. Памятники Отечества: Иллюстрированный альманах Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. №41 (5-6/1998); №42 (7-8/1998).-М., 1998.

127. Пластов А.А. А.А. Пластов. Произведения художника в Ульяновском областном художественном музее: Каталог. Саратов, 1989.

128. Пластов А.А. Страницы автобиографии // Мономах, 2003. №1 (32).

129. Поливанов В.Н. Археологическая карта Симбирской губернии. Симбирск, 1900.

130. Поливанов В.Н. Курмышская старина: путевые заметки по археологии и истории Симбирского Присурья. Симбирск, 1899.

131. Поливанов В.Н. Материалы исторические и юридические района бывшего Казанского дворца. Т.2-3. - Симбирск, 1898-1902.

132. Поливанов В.Н. Материалы к истории симбирского дворянства. 1781-1900.-Симбирск, 1909.

133. Поливанов В.Н. Муранский могильник. М., 1896.

134. Поливанов В.Н. Отчет о Симбирской губернской выставке полеводства, огородничества, садоводства, цветоводства и крестьянских хуторских хозяйств в 1910 году. Симбирск, 1910.

135. Поляков А.С. Симбирский Губернский Музеум // Записки Симбирского областного естественноисторического музея. Вып.2 (1914). - Петроград, 1915.

136. Пузыревский П.И. Павел Ильич Пузыревский. Каталог к 100-летию со дня рождения / Сост. Н.А. Агафонова, Н.С. Храмцова. Ульяновск, 1961.

137. Сборник в память 10-летия Симбирской Губернской Ученой Архивной Комиссии. 1895-1905 годы. Симбирск, 1905.

138. Сборник материалов научной конференции, посвященной 190-летию Симбирской губернской гимназии (1809-1999) (3 декабря 1999 г.) / Отв. ред. А.Н. Зубов. -Ульяновск, 1999.

139. Свешникова О.А. Историческая застройка Симбирска-Ульяновска. -Ульяновск, 2001.

140. Семенов В.П. Россия. Среднее и Нижнее Поволжье и Заволжье. СПб., 1901.

141. Скала А. Симбирский Покровский некрополь. Ульяновск, 1997.

142. Силантьева Е.Л. Воспоминания В.Ф. Вольсова (публикация) // Творчество А.А. Пластова в контексте культуры XX века. Ульяновск, 2004.

143. Силантьева Е.Л. К вопросу о художественном образовании в Симбирске (конец XIX начало XX вв.) // 175 лет Строгановской художественно-промышленной школе. - Ч. 1. - М., 2001.

144. Силантьева Е.Л. Шодэ Н.А. Воспоминания // Традиция в истории культуры. Ульяновск, 2000.6667,68

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.