Художественно-эстетический анализ симулякров в дигитально-модифицированной музыке тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.04, кандидат наук Губанов, Олег Александрович

  • Губанов, Олег Александрович
  • кандидат науккандидат наук
  • 2014, Москва
  • Специальность ВАК РФ09.00.04
  • Количество страниц 184
Губанов, Олег Александрович. Художественно-эстетический анализ симулякров в дигитально-модифицированной музыке: дис. кандидат наук: 09.00.04 - Эстетика. Москва. 2014. 184 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Губанов, Олег Александрович

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение_;_3-17

Предпосылки симулякризации виртуальной арт-сферы в XXI

веке_18-110

1.1. Дигитализация и виртуализация как векторы развития художественной культуры_18-46

1.2. Значение симулякра в постклассической философии__47-73

1.3. Симулякр как антагонист категорий классической эстетики_74-110

2. Симулякры в дигитальном бытии музыки_111-158

2.1. Семантико-синтаксический уровень симулякризации дигитальной музыки_111-139

2.2. Прагматический уровень симулякризации дигитальной музыки_140-158

Заключение 159-174

Список литературы

175-183

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Эстетика», 09.00.04 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Художественно-эстетический анализ симулякров в дигитально-модифицированной музыке»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Виртуально-дигитальная арт-сфера -зарождающийся, новейший феномен, который требует глубокого осмысления с эстетических позиций. Искусство, оказавшееся в цифровом мире, подверглось значительным изменениям. Эстетические и художественные характеристики виртуальных арт-объектов теперь в значительной степени определяются технологическим оборудованием, при помощи которого они создаются, и финансовыми инвестициями в дигитальный художественный продукт. В сферу искусства переносится изначально чуждая ей логика товарного производства.

Всемирная сеть активно вовлекает в своё поле, аккумулирует, реутилизует, модифицирует Культуру, ставит её в зависимость от новейших дигитальных технологий. Казавшиеся незыблемыми сущностные принципы искусства - символичность, образность подменяются собственными симулякрами. В эпоху, когда выразительные средства искусств оказались практически исчерпанными, дигитальные технологии предоставили возможность новых экспериментов, открыли новые грани и ресурсы проявления творческого начала. Шокирующий и одновременно притягивающий эстетическое сознание гиперболизм технологического и операционального совершенства функционирует при относительном безразличии к диаде формы-содержания арт-продуктов, которые на данном этапе развития-эволюции виртуальной художественной культуры часто являются заведомо вторичными и примитивными с эстетической точки зрения.

Дигитальные технологии на заре XXI века задают пе1-артистам новые правила художественно-эстетической игры. Интертекстуальность, гипертекстуальность, ризоматичность, картографичность, трансформация пространственно-временных отношений, беспрецедентная гипертрофия творчества становятся характеристиками виртуально-дигитального бытия

искусства. Ые^творчество - это гиперреальная сфера, предполагающая возможность бесконечного самотождественного воспроизведения, копирования, клонирования. Это новый квант эстетического бытия (или некого суррогата эстетики), в котором происходит смещение, дрейф всех эстетических категорий, их рассеивание, переосмысление.

Виртуальная художественная культура является продолжением художественных исканий постмодернизма, но при этом выводит искусство на принципиально новый уровень, вводит в новую среду обитания. Методологический и теоретический аппарат постструктурализма обогащается по мере появления новых дигитальных возможностей и связанных £ ними артефактов.

Проблема диссертационного исследования состоит в изучении способов применения философских знаний о симулякре к дигитальной художественной практике, реалиям виртуального, в том числе музыкального искусства. Симулякр, возникший в недрах постструктурализма как некая деконструкция символа и образа, становится базовой категорией виртуалистики. Наблюдается тенденция к симулякризации виртуальных арт-объектов и детерминированная этим призрачность собственно эстетического в них1. Понятие симулякра, основательно отрефлексированное в постструктуралистской философии, зачастую оказывается релевантным арт-процессам виртуально-дигитального искусства, в том числе музыкального. Музыкальное

1 В диссертации под термином «симулякризация» процесс и результат взаимодействия (столкновения) бытия, реальности, сознания, всего спектра референциальных и трансцендентальных феноменов с симулякрами, где последние начинают довлеть над вышеописанными феноменами, сущностями. «Симулякризация» - однозначный термин, в отличие от синонимичной ему «симуляции». К тому же «симулякризация» включает в себя полностью слово «симулякр», поэтому «симулякризация» - более сильный и подходящий для наших целей термин.

искусство, вступившее на стезю дигитализации и виртуализации, оказалось вовлеченным в общее русло симулякризации. Симулякрами пропитались композиторское и музыкально-исполнительское творчество, музыкальное восприятие.

Если речь идёт о симулякрах, в каком смысле исследование может быть названо эстетическим? Ведь симулякр квазиэстетичен, антиэстетичен. Но всё познаётся через свою противоположность. Через симулякр рельефнее видится, уточняется собственно эстетический предмет в искусстве. Думается, что по мере совершенствования дигитальных технологий прекрасное будет всё больше проявлять себя в виртуальной реальности. Ибо преждевременно говорить об отсутствии, об окончательной и бесповоротной утрате красоты в виртуальной арт-сфере. Задача эстетики в сложившейся ситуации не просто размышлять над новой средой обитания искусства, но воздействовать на неё, всеми силами стараться укрепить созидательные силы виртуальности, обогатить духовностью. Не просто констатировать кризисностъ сложившейся ситуации, но искать пути преображения, совершенствования виртуальной художественной культуры в активном взаимодействии, сотрудничестве с пе^дигитальными артистами. Важно направлять их искания в эстетическое русло, скоординировать художественную деятельность, связав её с законами прекрасного.

Необходимость всестороннего изучения, эстетического осмысления процессов виртуализации и дигитализации художественного творчества обуславливает актуальность настоящего исследования.

Хронологические рамки исследования - конец XX - начало XXI века. Это связано с тем, что виртуальная художественная культура возникла и стала стремительно распространяться в конце XX века и продолжает бурно развиваться, эволюционировать, совершенствоваться в настоящее время. В поле зрения оказались также феномены классического искусства, которые

попали в новый - дигитальный, массмедийный арт-контекст и существуют в нём.

Степень научной разработанности проблемы. Современная эстетика демонстрирует устойчивый интерес к феномену симулякризации художественной культуры. Симулякр предстаёт как значимый компонент десакрализации бытия, дискредитации ценностей и смыслов традиционной Культуры, развенчания трансцендентной эстетической монады - Духа.

В диссертации эксплицируются и классифицируются аспекты симулякризации художественной культуры. Подробно рассматривается онтологическая концепция симулякра Ж. Делёза. Систематизируются ценные, но разрозненные идеи о симулякрах Ж. Деррида. Описывается философская система Ж. Бодрийяра, связанная с семиотическим толкованием симулякра, во многом сформировавшая философско-эстетическое мировоззрение автора. Рассматривается понимание симулякра как свойства коммуникативного акта, связанное с именем Ж. Батая. На эстетические взгляды автора относительно современных художественных реалий существенное влияние оказали научные труды В.В. Бычкова, Н.Б. Маньковской, P.A. Куренковой.

При работе над диссертацией были изучены материалы, связанные с осмыслением взаимообусловленных процессов, происходящих в современной художественной культуре:

- технологизация культуры (В. Беньямин, В. Тарнопольский, Л.В. Терещенко), в том числе музыкальной (П. Бурдьё, А. Толпыгин, Е. Савицкая);

- виртуализация культуры (В.И. Демченко, Д.В. Иванов, А. Бузгалин, В.А. Кутырев);

- «массовизация» культуры (Л.П. Воробьёва, Т.А. Фетисова, А.Я. Флиер), в том числе музыкальной (A.C. Жарова, Д.А. Журкова);

Несмотря на значительный массив литературы, посвящённой симулякризации и виртуализации художественной культуры, до сих пор анализ симулякров в дигитально-модифицированной музыке не ставился задачей специального философско-эстетического исследования. Для глубины осмысления проблемы такой анализ неизбежно вовлекает в свою сферу также искусствоведение и музыковедение, сведения по звукорежиссуре (требуется понимание некоторых принципов дигитальной обработки и переработки звукового материала), психологию восприятия и культурологию.

Теоретико-методологические основы исследования.

В диссертации симулякр, виртуальность и дигитальность исследуются как в контексте постструктурализма и философии постмодернизма (постпостмодернизма), так и в контексте традиционной, академической художественной Культуры, отрефлексированной в классической эстетике. Это позволяет в широком историческом поле выявить те сущностные, принципиальные изменения в духовной сфере человечества, которые происходят на фоне технологизации, кибернетизации и виртуализации искусства.

- философские основания симулякризации художественной культуры и методология её исследования (Ж. Деррида, Ж. Делёз, Ж. Бодрийяр, Ж. Р. Барт, Н.Б. Маньковская, В.В. Бычков, И.П. Ильин, В.А. Кутырев);

- фундамент классической эстетики (Платон, Аристотель, И. Кант, Г.Ф. Гегель, И. Гёте, А. Шопенгауэр, Г.В. Лейбниц, Ф. Шеллинг, П.А. Флоренский, В. Соловьёв, H.A. Бердяев), феноменологии (Э. Гуссерль).

Привлекаются также культурологические исследования, затрагивающие мировоззренческие, экзистенциально-метафизические проблемы современного общества, которые необходимо учитывать при описании трансцендентально-эстетических, семантических уровней симулякризации дигитальной арт-сферы начала XXI века, в том числе музыкальной.

- Современные представления о проблемах культурологического характера (Э. Кассирер, Л. Уайт, К. Юнг, Г Гадамер, С.А. Свасьян);

Постструктурализм, в недрах которого сформировалась идеология симулякра, есть некая «реакция на структурализм», кровными узами связанная с семиотикой. В связи с этим в диссертации излагается семиотическое толкование симулякра, привлекаются элементы семиотической методологии.

- Методология семиотики, структуралистский и формальный методы (Ч. Пирс, К. Леви-Стросс, В.Б. Шкловский, Ю. Лотман);

В исследовании предложено толкование симулякра как психического феномена, в связи с этим оказалось необходимым привлечение работ по когнитивной психологии.

- Теория и методология психологии восприятия (Л. Фестингер);

В диссертации подробно изучаются симулякры в дигитальном бытии музыки. Несмотря на то, что эта проблема не ставилась в специальных музыковедческих исследованиях (по крайней мере, эксплицитно, с использованием философской терминологии и эстетической доминантой), во многих работах западных и отечественных учёных поднимаются смежные проблемы, даются сведения, которые подтверждают положения диссертации.

- Музыковедческие исследования современной музыки (Г. Гульд, Э. Денисов, Т.В. Чередниченко, В.Н. Холопов, В.В. Медушевский, Ю. Стракович).

Объект исследования - симулякры в виртуально-дигитальной арт-сфере.

Предмет исследования - технологические и трансцендентально-эстетические факторы симулякризации цифровой музыки.

Цель исследования - выстроить целостную эстетическую концепцию симулякризации виртуальной арт-сферы и верифицировать её на материале дигитально-ориентированной музыки.

Задачи исследования:

- определить, что такое дигитальное искусство и выявить его специфику;

- дать представление о симулякре как понятии постструктурализма;

- описать онтологические качества симулякра и выявить отношение симулякра к эйдосу;

- изучить семиотические характеристики симулякра и сравнить знаковые свойства художественного символа и симулякра;

- обосновать возможность интерпретации симулякра как познавательного феномена;

- установить техногенные предпосылки возникновения симулякров в музыке;

- определить трансцендентальные условия и векторы симулякризации музыки в виртуально-дигитальном пространстве.

Методы исследования:

- источниковедческий анализ, обобщение изученного материала и его применение к виртуально-дигитальной арт-практике, в том числе музыкальной;

- компаративистский метод, позволяющий сопоставить симулякр с художественными феноменами - эйдосом, символом, образом, которые стремительно вытесняются из современной культуры. По разным параметрам, связанным с симулякризацией эстетической сферы, сравниваются также виртуально-дигитальная и традиционная художественная культура, в том числе на примере музыки;

- метод восхождения от абстрактного к конкретному, способствующий органичному переходу от теоретических постулатов к анализу на их основе виртуальных арт-реалий;

генеалогический метод, помогающий проследить изменение представлений о симулякре.

Эмпирическая база исследования:

1. Музыка, оказавшаяся в виртуально-дигитальном пространстве. Исследование проводится на материале музыки:

- созданной при помощи цифровых технологий и изначально не предполагающей никакой иной формы бытия, помимо дигитальной;

- классической, народной и современной музыки, встроенной в новый -дигитальный, масс-медийный арт-контекст.

2. Цифровые технологии обработки звука и звуковое оборудование, существенно влияющие на эстетические характеристики звука (микрофоны, компрессоры, лимитеры, эквалайзеры, ревербераторы, расширители стереобазы и др.).

Научная новизна исследования:

1. В исследовании выделены и отрефлексированы три аспекта симулякризации художественной культуры: онтологический, семиотический и гносеологический;

2. Симулякр осмыслен с феноменологических позиций. Установлено, что симулякр лишён эйдоса и связи с логосом, но основан на концепте, то есть автореференциальной лингво-математической модели;

3. Выстроена иерархия симулякров, включающая три ступени, располагающиеся по принципу «деградирующих копий»;

4. Проведена «знаковая дуэль» между антагонистами: символом и симулякром с помощью антитезы;

5. Предложена гносеологическая трактовка симулякра, описаны факторы субъективной симулякризации эстетического восприятия художественных объектов;

6. Проведен подробный анализ симулякров в цифровой музыке, связанный с её сочинением, исполнением, воспроизведением и - шире -функционированием. Введено понятие ультрамузыки, означающее выхождение музыки за пределы самой себя и невозможность отделения её от внемузыкальных элементов.

Теоретическая значимость исследования

1. Диссертация представляет собой философско-эстетическое исследование симулякров, обращённое к феноменам дигитально-модифицированного искусства.

2. Разработан теоретико-методологический аппарат исследования симулякра как феномена познания.

3. Предпринимается попытка философского осмысления симулякров в виртуально-дигитальном бытии музыки.

Практическая значимость исследования:

1. Материалы диссертации могут быть использованы для подготовки учебных пособий и специальных курсов в ВУЗах по предметам «Эстетика», «Мировая художественная культура».

2. Диссертация может иметь практическое значение для музыкантов-теоретиков и исполнителей, композиторов, так как затрагивает широкий круг музыковедческих проблем: историю музыки, музыкальное творчество, психологию музыкального восприятия, современные музыкальные течения и тенденции, внедрение технологий записи и обработки звука, виртуализацию музыкального творчества.

3. Результаты исследования могут быть полезны для дальнейшего изучения виртуально-дигитальной культуры, в том числе музыкальной.

Положения, выносимые на защиту:

1. Симулякр в постструктуралистской интерпретации представляет собой онтологический антиреференциальный феномен, паразитирующий на художественном образе и символе. В виртуально-дигитальном пространстве выстраивается иерархия симулякров по принципу «деградирующих копий»:

- от симулякров высшего уровня, воспринимаемых дигитально-ориентированным эстетическим сознанием как наиболее яркое воплощение идеальной модели:

- через заведомую вторичность, китчевость, подражательность среднего уровня - симулякров симулякра:

- к низшему уровню - подобиям симулякров симулякра - наименее совершенным с технологической и художественной точек зрения.

2. В условиях культурной парадигмы начала XXI века категория художественного символа уступает своё место симулякру. Если символ - это космологический, теоцентрический и/или антропоцентрический

образ-знак, то симулякр - это техноцентричный знак без образа, изначально пустой знак, аккумулирующий смыслы по принципу нонселективной деконструкции, подвергающий символ реутилизации, симулирующий символичность.

3. Симулякр может интерпретироваться как следствие когнитивного диссонанса - искажённого восприятия. Познаваемый объект способен выдавать себя за то, чем не является, позиционировать свою пустоту как некую явленность смысла. Познающий субъект может воспринимать объект несообразно его сущности, вследствие каких-либо препятствий для адекватного понимания. Аутентичность познания-восприятия зависит от релевантности отношений между объектом познания и познающим субъектом.

4. Выделяются следующие факторы субъективной симулякризации эстетического восприятия художественных объектов:

- неверная психологическая установка на восприятие;

- нежелание духовно погрузиться в художественный объект, попытка подчинить его собственным нуждам, утилитарно-прагматичный подход к восприятию;

- неспособность субъекта воспринять объект в единстве составляющих его частей, в результате чего объект деформируется в сознании-представлении реципиента, утрачивая свою целостность, уникальность, самотождественность;

- недостаточное знание культурного контекста, синтаксиса и семантики, лексики художественного объекта субъектом, непонимание его структуры.

5. Миграция художественной культуры в виртуальную реальность сопряжена с процессом симулякризации. Решающую роль в производстве пе^арт-объектов играет техника: компьютер, специальное оборудование. В дигитализированной музыкальной продукции

эстетическое ставится в зависимость от технического: чем качественней (а значит дороже) оборудование, тем, как правило, лучше эстетические характеристики звука. Эта диада определяет продаваемость-продвинутость, коммерческий статус музыки: меновая стоимость обусловлена эстетическими и техническими характеристиками товара, эстетические и технические характеристики товара обусловлены финансовым инвестированием в него. 6. Симулякризация дигитального бытия музыки детерминирована как новейшими возможностями звуковых технологий: интерактивностью, проявляющейся в способе её сочинения, исполнения и методике записи, появлением электронных тембров и звуковой обработки, так и исчерпанностью выразительных ресурсов тональной музыки: большая часть дигитальной музыкальной продукции представляют собой алеаторическую палимпсест-компиляцию эффектов, сэмплов, лупов и т.д. производителей «железного» музыкального оборудования и программного софта. Музыка сегодня утрачивает самоидентичность, отказываясь от просодического и миметического принципов. В стремлении сохранить свой онтологический статус музыка становится сегодня больше чем музыкой: шоу, эротикой, телом, танцем, тишиной, денежным эквивалентом и практически неотделима от этих внемузыкальных элементов, которые вкупе с ней и по отношению к ней могут рассматриваться как «ультрамузыка».

Достоверность основных положений и выводов исследования

обеспечивается методологической обоснованностью исходных теоретических позиций; синтезом эстетических, общефилософских, культурологических, психологических, музыковедческих подходов в обосновании и разработке проблемы; использованием комплекса методов исследования, адекватных его объекту, цели, задачам; широтой привлекаемых источников.

Апробация результатов работы. Основные положения и выводы исследования излагались в докладах:

«Художественно-эстетические аспекты симулякра (на материале коммерческой, дигитально-модифицированной музыки)». Доклад был прочитан и обсуждён па секторе эстетики Института философии РАН 13.12.2011. Текст доклада опубликован в сборнике «Эстетика: Вчера. Сегодня. Всегда. - Вып. 5 [Текст] / Рос. акад. наук, Ин-т философии ; Отв. ред.: В.В. Бычков, Н.Б. Маньковская. - М. : ИФ РАН, 2012. - 184 с. С 7991»

- «От Триалога к эстетической Касталии, к виртуальному Полилогу». Доклад был прочитан на семинаре-обсуждении книги «Триалог. Живая эстетика и современная философия искусства» (авторы В.В. Бычков, Н.Б. Маньковская, В.В. Иванов), состоявшемся 27 февраля 2012 г. в рамках дискуссионного клуба «Парадоксы современной художественной культуры» Всероссийского государственного университета кинематографии им. С. Герасимова (ВГИК). Заседание было организовано и проведено исследовательской группой «Постнеклассическая эстетика» Института философии РАН совместно с клубом. Текст доклада опубликован в сборнике «Искусство между Сциллой и Харибдой» Thttp ://iph.ras .ru/uplfile/aesthet/post-non-

classical aesthetic research groups/trialog.pdfl:

- «Бытие музыки в виртуально-дигитальном пространстве». Доклад был прочитан на научной конференции в рамках Дней науки студентов и аспирантов 2012 (Владимирский государственный университет им. А. Г. и Н. Г. Столетовых, секция «Философия искусства и образования»). Присуждён диплом 1 степени. Текст доклада опубликован на сайте: http://www.sci.vlsu.ru/news/sob/days of science 2012.pdf. тезисы доклада http://sntk.vlsu.m/index.Dhp/component/cck/?task=download&file=tezis«feid=23

- «Символ и симулякр: эстетический и семиотический аспекты». Доклад был прочитан на Всероссийском философском конгрессе «Философия в современном мире: диалог мировоззрений» (секция «Эстетика») 28 июня 2012 г. Тезисы доклада опубликованы в сборнике Философия в современном мире: диалог мировоззрений: материалы VI Российского философского конгресса. В 3 томах. Т II. - Н. Новгород: Изд-во Нижегородского госуниверситета им. Н.И. Лобачевского, 2012. - 467 с. С. 251-252, а также на электронном ресурсе http://www.rfk2012.imn.ru/pages/program/tom2.pdf.

- «Проблемы модернизации художественно-эстетической сферы». Доклад был прочитан на Международной научно-практической конференции «Проблемы модернизации социокультурной сферы региона» 19 октября 2012 г. (Российская академия народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской федерации. Владимирский филиал). Текст доклада опубликован в сборнике «Проблемы модернизации социокультурной сферы региона». Материалы Международной научно-практической конференции / под. общ. ред. Е.А. Плеханова. Владимир: Изд-во Владимирский филиал РАНХиГС, 2012. - 340 с. С. 301-305

- «Виртуально-дигитальное бытие музыки». Научное искусство. Материал I Международной научно-практической конференции. МГУ имени М.В. Ломоносова. 04-05-.04.2012. Под ред. В.В. Миронова. - М.: МИЭЭ, 2012. -288 с. С. 39-42

- «Образ Другого автора в музыке». Доклад был прочитан на Международной молодёжной научно-практической конференции «Художественный образ в философских и искусствоведческих науках» (г. Владимир, 2012 г.)

Результаты исследования отражены в статьях, опубликованных в журналах, рекомендованных ВАК:

- «Красота contra simulacrum. Пути развития эстетики в XXI веке» [«Alma Mater», Вестник Высшей школы. М., Российский университет дружбы народов, 2012. № 11. - 120 с. С. 81-84].

- «Художественный символ и симулякр: эстетическое противостояние» [«Общество. Среда. Развитие» СПб.: Астерион, 2012. № 3. - 250 с. С. 103107].

- «Эйдос и симулякр: поворот от логоса к лингво-матезису» [«Дискуссия». № 12 (30), Екатеринбург, 2013. 198 с. С. 14-18].

- От дефектологоса красоты к совершенной красивости [«Обсерватория культуры». - М., ФГБУ «Российская государственная библиотека». № 6, 2012. 146 с. С. 42-47].

- Образ другого автора в музыке [«Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики». № 3 (29), Изд. «Грамота», Тамбов, 2013, 218 с. С. 57-59]

- Бытие музыки в виртуально-дигитальном пространстве [Музыковедение. № 2, 2013. Изд. «Научтехлитиздат». 48 с. С. 26-30].

Структура диссертации: введение, две главы, заключение, список литературы. Общий объём диссертации составляет 183 страницы.

1 ГЛАВА. ПРЕДПОСЫЛКИ СИМУЛЯКРИЗАЦИИ ВИРТУАЛЬНОЙ

АРТ-СФЕРЫ В XXI ВЕКЕ

1.1. Дигитализация и виртуализация как векторы развития

художественной культуры

Начало третьего тысячелетия от Рождества Христова ознаменовано коренными, сущностными изменениями в духовной жизни человечества. Всё отчётливее ощущается, что классическая художественная культура, веками служившая оплотом нравственности европейского ареала и ставшая воплощением гуманистических идеалов, исчерпала свои содержательно-выразительные ресурсы. Безусловно, она и сегодня существует как непреходящая ценность внутри определенной элитарной конвенции (или конгломерата), а также функционирует как институт социализации и воспитания. Художественная культура канонизирована и каталогизирована, даже, можно сказать, музеифицирована. Все виды эстетических переживаний объективированы и возведены в ранг категорий.

Высокое искусство всё ещё открыто нам, реципиентам XXI века, для созерцания, то есть, разворачивается в субъективно-прагматическом измерении, в котором мы способны совершать личностные открытия. Но художественная культура более не является динамично развивающейся субстанцией, ретранслятором трансцендентальных энергий, обладающих созидательной силой становления. На семантико-синтаксическом уровне она кажется уже свершившимся фактом и созвучна нашему времени именно благодаря своей сакрально-анагогической инаковости.

В какой момент художественная культура стала восприниматься как утрачиваемый объект? Думается, что модернизм обозначил великий водораздел между высоким искусством и неким переходным периодом, эпохой «пост-». Когда выяснилось, что недра искусств в их традиционно-классической ипостаси не безмерны, модернисты ринулись в отчаянные

Похожие диссертационные работы по специальности «Эстетика», 09.00.04 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Губанов, Олег Александрович, 2014 год

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Источники на русском языке

1. Аверинцев, С.С. София-Логос. Словарь. 2-е, испр. изд. - К.: Дух i JliTepa, 2001, 673 с.

2. Алфавит Жиля Делеза с Клер Парне (стенограмма на основе субтитров), 2012 - 175 с.

3. Андерсон, П. Истоки постмодерна / пер. с англ. А. Апполонова под ред. М. Маяцкого. М. Изд.: Территория будущего, 2011. - 208 с.

4. Аристотель. Об искусстве поэзии. Аристотель. - М.: Гос. изд. худ. лит., 1957,- 184 с.

5. Барт, Р. Избранные работы: Семиотика: Поэтика: Пер. с фр. / Сост., общ. ред. и вступ. ст. Г. К. Косикова. Р. Барт. - М.: Прогресс, 1989. - 616 с.

6. Басин, Е. Искусство и коммуникация: Очерки из истории философско-эстетической мысли. М. Изд. центр науч. и учеб. программ, 1999, 239 с.

7. Батай, Ж. Внутренний опыт / Пер. с франц., послесловие и комментарии С. Л. Фокина. — СПб.: Аксиома, Мифрил, 1997. — 336 с.

8. Беньямин, В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. Избранные эссе. М.: Медиум, 1996. 239 с. С. 22

9. Бодрийар, Ж. В тени молчаливого большинства, или конец социального. Бодрийяр, Ж. Пер. с франц. Н. В. Суслова. Екатеринбург. 2000. - 95 с.

Ю.Бодрийяр, Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры / Пер. с фр., послесл. и примеч. Е. А. Самарской. - М.: Республика; Культурная революция, 2006. - 269 с.

11.Бодрийяр, Ж. Пароли. От фрагмента к фрагменту / Пер. с франц. Н. Суслова. - Екатеринбург: У-Фактория, 2006. - 199 с.

12.Бодрийяр, Ж. Прозрачность зла. Ж. Бодрийяр. - М.: Добросвет, 2000. -258 с.

13.Бодрийяр, Ж. Символический обмен и смерть. - М.: «Добросвет», 2000 -387 с.

И.Бодрийяр, Ж. Симулякры и симуляция - Перевод О. А. Печенкина. -Тула, 2013.-204 с.

15.Бодрийяр, Ж. Система вещей /Пер. с франц. и сопроводит, статья С. Зенкина. М.: Рудомино, 1999. - 224 с.

16.Бодрийяр, Ж. Соблазн. М.: Ad Marginem, 2000. - 318 с.

17.Бычков, В.В. Апокалипсис художественной культуры. Строматы XX века. Книга I. - М.: Культурная революция, 2008. - 816 с.

18.Бычков, В.В. Живая эстетика. Триалог. Разговор первый. Эстетика: Вчера. Сегодня. Всегда. Вып. 2. - М.: ИФ РАН. - 239 с.

19.Бычков, В.В. Проблемы и «болевые точки» современной эстетики. Эстетика: Вчера. Сегодня. Всегда. Вып. 1. М.: ИФ РАН, 2005. 236 с.

20.Бычков, В.В. Эстетика: Учебник. В.В. Бычков. - М.: Гардарики, 2004. -556 с.

21.Бычков, В.В.. Эстетический опыт России на рубеже тысячелетий. Эстетика: Вчера. Сегодня. Всегда. Вып. 2. М.: ИФ РАН, 2006. 238 с.

22.Бычков, В. В., Маньковская, Н. Б. Виртуальная реальность в пространстве эстетического опыта [Текст] / В. В. Бычков, Н. Б. Маньковская // Вопросы философии. — 2006. — № 11

23.Великанов, А. Симулякр ли я дрожащий или право имею? М., Новое литературное обозрение, 2007. - 272 с.

24.Воробьева, Л.П. Модернизм и постмодернизм в эволюции массовой культуры: философский анализ : философский анализ : Дис. ... канд. филос. наук: 09.00.13 Ставрополь, 2006. - 169 с.

25.Гегель, Г.В. Эстетика: в 4 т. - М.,: Искусство, 1968-1973. Т. 1. - 312 с. Содерж.: Лекции по эстетике.

26.Гегель, Г.В. Эстетика: в 4 т. Г.В. Гегель. - М.,: Искусство, 1968-1973. Т.2 Содерж.: Лекции по эстетике. Часть вторая. Развитие идеала в особенные формы прекрасного в искусстве. 1969 г. - 327 с.

27.Горичева, Т.М. Православие и постмодернизм. Т.М. Горичева. - Л.: Изд. Ленинградского университета, 1991. - 64 с.

28.Гульд, Г. Музыка и технология. Избранное. В 2 кн. Кн. 2. - М. Издательский дом «Классика-ХХ1», 2006. - 240 с.

29.Гульд, Г. Перспективы звукозаписи. Избранное. В 2 кн. Кн. 2. - М. Издательский дом «Классика-ХХ1», 2006. - 240 с.

30.Делёз, Ж. Интенциональность и текстуальность. Философская мысль Франции XX века.- Томск: Изд. «Водолей», 1998.- 320 с.

31.Делёз, Ж. Различие и повторение. Ж. Делёз - ТОО ТК «Петрополис», 1998. - 384 с.

32.Делез, Ж., Гваттари, Ф. Что такое философия? / Пер. с фр. и послесл. С. Зенкина. — М.: Академический Проект, 2009. — 261 с.

33.Демченко, В.И. Метафора и симулякр как средства конструирования культурной реальности современного общества. Диссертация. Ставрополь, 2009. - 160 с.

34.Денисов, Э. Современная музыка и проблемы эволюции композиторской техники. Э.В. Денисов. М.: Всесоюзное издательство «Советский композитор». 1986, - 207 с.

35.Деррида, Ж. Голос и феномен. Изд. Алетейя, СПб, 1999. - 208 с.

36.Деррида, Ж. Диссеминация / Ж. Деррида; пер. с франц. Д. Кралечкина. -Екатеринбург: У-Фактория, 2007. - 608 с.

37.Деррида, Ж. О грамматологии. Пер. с франц. и вступит, статья Н. Автономовой., Ж. Деррида. «Аё Ма^тет». М., 2000. - 512 с.

38.Деррида, Ж. Письмо и различие / Пер. с франц. А. Гараджи, В. Лапицкого и С. Фокина. Сост. и общая ред. В. Лапицкого - 432 с.

39.Деррида, Ж. Позиции / пер. с фр. В.В. Бибихина. Ж. Деррида. - М.: Академический Проект, 2007. - 160 с.

40.Деррида, Ж. Эссе об имени / Пер. с фр. Н.А. Шматко - М.: Институт экспериментальной социологии; СПб.: Алетейя, 1998. - 192 с.

41.3олтаи, Д. Этос и аффект. История философской музыкальной эстетики от зарождения до Гегеля. М., Прогресс, 1977, с.334

42.Иванов, Д.В. Виртуализация общества. СПб.: «Петербургское Востоковедение», 2000. - 96 с.

43 .Ильин, И.П. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа. - М: Интрада. 1998. - 256 с.

44.Ильин, И.П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. -М.: Интрада, 1996. - 256 с.

45.Казинцев, А. Симулякр или стекольное царство. Изд.: Яуза, Эксмо, 2004. - 448 с.

46.Кант, И. Критика способности суждения. И. Кант. Пер. с нем. - М.: Искусство, 1994. - 367 с.

47.Кант, И. Сочинения: 6 т. - М.: Мысль, 1963-1966. Т. 5. - 564 с.

48.Кутырев, В.А. Философия постмодернизма: Научно-образовательное пособие для магистров и аспирантов гуманитарных специальностей. -Нижний Новгород: Изд-во Волго-Вятской академии государственной службы, 2006. - 95 с.

49.Лакан, Ж. Инстанция буквы в бессознательном, или судьба разума после Фрейда. - М„ 1997. -183 с.

50.Леви, В. Вопросы психобиологии музыки. Советская музыка. 1966. № 8. С. 37—43.

51 .Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. - М.: Российская политическая энциклопедия, 2003. - 607 с.

52.Лиотар, Ж.-Ф. Состояние постмодерна/Пер, с фр. H.A. Шматко - М.: Институт экспериментальной социологии, Спб.: Алетейя, 1998. - 160 с.

53.Лотман, Ю.М. Избранные статьи в трех томах. Ю.М. Лотман. - Таллинн «Александра». 1992. Т 1. Содерж.: Статьи по семиотике и топологии культуры. - 480 с.

54.Маньковская, Н.Б. Париж со змеями (Введение в эстетику постмодернизма). - М., 1994. - 220 с.

55.Маньковская, Н.Б. Эстетика постмодернизма. СПб.: Алетейя, 2000г. -347 с.

56.Мартынов, В.И. Зона opus posth, или Рождение новой реальности. - М.: Издательский дом «Классика-ХХ1», 2005. - 288 с.

57.Мартынов, В. Конец времени композиторов / Послесл. Т. Чередниченко. — М.: Русский путь, 2002. - 296 с.

58.Мартынов, В.Ф. Культурология. Теория культуры: учебное пособие. В.Ф. Мартынов. - Минск: АСАР, 2008. - 848 с.

59.Нейсбит, Дж. Высокая технология, глубокая гуманность. Технологии и наши поиски смысла. ACT, 2005 г. - 384 с.

60.Ницше, Ф. Сочинения в 2-х томах, том 1, издательство "Мысль", Москва 1990.-830 с.

61.Новейший философский словарь / Сост. A.A. Грицанов. — Мн.: Изд. В.М. Скакун, 1998. - 896 с.

62.0ртега-и-Гассет, X. «Дегуманизация искусства» и другие работы. Эссе о литературе и искусстве. Сборник. Пер. с испанского. М.: Радуга, 1991. - 639 с.

63.Платон. Софист / Платон - М.: Книга по Требованию, 2011. — 56 с.

64.Ратников, Д.А. Трансформация музыкального звука в симулякре (на примере авангардных произведений второй половины ХХ-начал XXI вв.). Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2011. № 4 (Ю): в 3-х ч. Ч. II.

65.Свасьян, К.А. Философия символических форм Э. Кассирера: Крит, анализ / [Отв. ред. В.М. Межуев] ; Ан АрмССР. Ин-т философии и права; - Ер.: Изд-во Ан АрмССР, 1989. - 238 с.

66.Скоропанова, И.С. Русская постмодернистская литература. Учеб. пособие / И.С. Скоропанова. - 6-е изд. - М., Флинта : Наука, 2007. - 608 с.

67.Современный философский словарь / под общей редакцией д.ф.н. профессора В.Е. Кемерова. - 2 изд., испр. и доп. - Лондон, Франкфурт-на-Майне, Париж, Люксембург, Москва, Минск. Изд.: Панпринт, 1998. - 1064 с.

68.Строкан, О. Симулякр. М.: Столица-Принт. 2005 г. - 416 с.

69.Толпыгин, А. Пространство звука в эпоху высоких технологий. Звучащая философия. Сборник материалов конференции. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2003. - 232 с.

70.Фейербах, Л. Избранные философские произведения: В 2-х т. Т. 1. М., 1955,-676 с.

71.Фестингер, Л. Теория когнитивного диссонанса. М.: Речь, 2000 г. - 320 с.

72.Фетисова, Т.А. Китч и массовая культура // А. И. Кравченко. Культурология/ Учебное пособие для вузов - 4-е изд. - М., Академический Проект, Трикста, 2003 - 496 с.

73.Философия культуры. Становление и развитие. / Оформление обложки. Олексенко, С. Шапиро. — СПб.: Издательство «Лань», 1998. — 448 с.

74. Флоренский, П.А. Столп и утверждение Истины. П.А. Флоренский. -М., 1914.-548 с.

75.Чередниченко, Т. В режиме музыкального времени «Новый Мир» 2001, №8

76Чередниченко, Т. Музыкальные увеселения: культура радости вчера и завтра. «Новый Мир» 1994, № 6

77.Шеллинг, Ф.В. Философия искусства. Ф.В. Шеллинг. - М.: Мысль, 1966. -496 с.

78.Шкловский, В. Б. О теории прозы. - М.: Круг, 1925. - С. 7-20

79.Шопенгауэр, А. О сущности музыки. Историко-эстетические секции и со вступ. статьей К. Эйгес. - Петроград, Музыкальное государственное издательство, 1919.

80.Шопенгауэр, А. Собр. соч.: В 6 т. Мир как воля и представление. А. Шопенгауэр. М.: М.: ТЕРРА - Книжный клуб; «Республика», 1999-2001, - 194 с.

Источники на иностранных языках

81.D'haen, Т. Postmodernism in American fiction and art. // Approaching postmodernism: Papers pres. at a Workshop on postmodernism, 21-23 Sept. 1984, Univ. of Utrecht / Ed. By Fokkema D., Bertens H. - Amsterdam; Philadelphia 1986. - P. 211-231

82.Hassan, I. The dismemberment of Orpheus: Toward a postmodernist literature. - Urbana, 1971.-297 p.

83.Kristeva, J. La revolution du langage poetique: L'avantgarde a la fin du XDCe siecle: Lautreamont et MaUarme. - P., 1974. - 645 p.

84.Kristeva, J. Pouvoirs de l'horreur: Essal sur l'abjection. J. Kristeva - P., 1980.-250 p.

85.Megill, A. Prophets of extremity: Nietzsche, Heidegger, Foucault, Derrida. -Berkeley etc., 1985. -XXIII, - 399 p.

86.Olson, C. Greeley, R. The Complete Correspondence. Vol. 7. Santa Rosa, 1987

87.Postmodernism, or the Cultural Logic of Late Capitalism. Durham, 1991.

88.Siegel, L. Against the Machine: Being human in the age of the electronic mob. New York, 2008.

Интернет-ресурсы

на русском языке

89.Бодрийяр, Ж. В Тени Тысячелетия, или Приостановка Года 2000. http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000326/ Дата обращения 20.02.14

90.Бодрийяр, Ж. Эстетика утраты иллюзий. URL: http://www.arcto.ru/modules.php?name==News&file=article&sid=555 Дата обращения 20.02.14

91.Бузгалин, А. Альтернативы деконструкции: блеск и нищета постмодернизма. URL: http://www.alternativy.ru/de/node/977 Дата обращения 20.02.14

92.Емелин, В.А. Виртуальная реальность и симулякры. URL: http://emeline.narod.ru/virtual.htm Дата обращения 20.02.14

93.Емелин, В.А. Глобальная сеть и киберкультура. URL: http://emeline.narod.ru/rhizome.htm Дата обращения 20.02.14

94.Иванова, А. «Эйкон» и «эйдолон» Платона и «симулякр» Делеза. URL: http://kogni.narod.ru/eikondeleuze.htm Дата обращения 20.02.14

95.Клоссовски, П. О симулякре в сообщении Ж. Батая. URL: http://kassandrion.narod.ru/commentary/03/15klos.htm Дата обращения 20.02.14

96.Кормильцев, И.В. Манифест постгуманизма. URL: http://www.nietzsche.rn/look/xxc/politik/kormilcev/ Дата обращения 20.02.14

97.Кормильцев, И.В. Поколение ИКС. URL: http://www.fidel-kastro.ru/koupland/kouplend__pokolenie_iks.html Дата обращения 20.02.14

98.Кралечкин, Д.Ю. Деконструкция. Энциклопедия Кирилла и Мефодия. URL: http://www.megabook.ru/Article.asp?AID=628358 Дата обращения 20.02.14

99.Маслов, О.Ю. Пустота и симулякр - ключевые символы постмодерна (Символы и знаки XXI века - часть 17). URL: http://www.polit.nnov.ru/2009/03/03/s5nmbolpoostota/ Дата обращения 20.02.14

100. Огурцов, А.П. Симулякр // Новая философская энциклопедия. http://dic.academic.iWdic.ns^enc_philosophy/9070/CIIMyJIÄCP Дата обращения 20.02.14

101. Петров, В.О. Мультимедийное событие в музыкальном искусстве XX века. URL: http://musstudent.rii/biblio/60-dialogicheskoe-prostranstvo-muzyki-v-menjajushhemsja-mire-2009/118-s-s-sevastjanova-mjuzikl-v-multiplikacii

Дата обращения 20.02.14

102. Савицкая, Е. Что в саунде тебе моём? Журнал «Салон AB» 1999 г. № 5. URL: http://www.hi-fi.ru/review/detail/699097 Дата обращения 20.02.14

103. Шмидт, Э.. Буквальная (не)движимость. Дигитальная поэзия в РуЛиНете. http://www.netslova.ru/schmidt/digital.html. Дата обращения 20.02.14

104. Юнг, К. Архетип и символ. URL: http://www.razumei.rU/files/others/pdf/Y ng_arhetip_i_simvol.pdf Дата обращения 20.02.14

на иностранных языках

105. Gendolla, Е. The Art of Poetry Machines. // dichtung-digital, Nr. 38 (2008). http://www.dichtung-digital.de/ Дата обращения 20.02.14

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.