Художественно-эстетическое образование: сущность, состояние и основные тенденции развития: Философско-культурологический анализ тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Табаченко, Наталья Николаевна

  • Табаченко, Наталья Николаевна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2000, Москва
  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 143
Табаченко, Наталья Николаевна. Художественно-эстетическое образование: сущность, состояние и основные тенденции развития: Философско-культурологический анализ: дис. кандидат философских наук: 09.00.11 - Социальная философия. Москва. 2000. 143 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Табаченко, Наталья Николаевна

Введение.

Глава I. Художественно-эстетическое образование как социокультурный феномен и его роль в становлении личности.

1.1 Сущность образования как социального явления.

1.2 Художественно-эстетическое образование: задачи и возможности.

1.3 Искусство как основа художественно-эстетического образования.

Глава II. Основные тенденции развития отечественного художественно-эстетического образования (историко-культурологический аспект).

2.1. Традиции художественно-эстетического образования.

2.2 Социокультурные факторы формирования системы художественно-эстетического образования (XIX век).

2.3 Реформы в сфере художественного образования и эстетического воспитания.

Глава III. Перспективы развития системы художественно-эстетического образования в России.

3.1. Институциональные преобразования в системе художественно-эстетического образования.

3.2. Система художественно-эстетического образования в условиях социального реформирования.

3.3. Трансформация структуры и функций управления художественно-эстетическим образованием.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Художественно-эстетическое образование: сущность, состояние и основные тенденции развития: Философско-культурологический анализ»

Обоснование проблемы исследования и ее актуальность. Уникальному процессу культурных преобразований, во многом определяющему сегодня облик российского общества, в реформаторских проектах уделяется значительно меньше внимания. Проблемы воспитания и образования подрастающего поколения рассматриваются в качестве второстепенных задач и выносятся за черту актуальности. Но законы жизнедеятельности людей таковы, что общество не может существовать, если происходит разрыв в цепи преемственности культурных ценностей, если из общего процесса развития культуры выпадает то или иное звено. Стремясь создать в условиях политической и экономической нестабильности определенный тип "социальной личности", государство в то же время ощутимо отдаляется от организации и регуляции самого процесса воспитания и обучения, что может самым неожиданным образом сказаться на процессе общественного развития. Приходится констатировать, что мысль А. Швейцера о том, что "мы живем в условиях, характеризующихся упадком культуры", когда "взаимодействие между материальным и духовным приняло роковой характер"1 соответствует современной ситуации в России.

Обозначившаяся волна отчуждения детей и подростков от высоких образцов отечественной культуры уже влияет на изменение жизненных установок личности, приводит к деформации их духовного мира, ограничивает возможности творческой самореализации человека. Отчуждение наносит непоправимый вред не только отдельной, конкретной личности, но и ведет к катастрофическим последствиям в социокультурной жизни общества. Люди превращаются в пассивных потребителей, теряют связи со своей этнонациональной почвой.

Необходимо содействовать развитию творческих основ личности, обеспечить включение всех детей и подростков в систему образования и воспитания, адекватную современному уровню цивилизации. Будем ли мы

1 Швейцер А. Упадок и возрождение культуры./Швейцер А. Избранное.-М., 1999. С.232 отдавать приоритет "атомизации" личности, совершенствуя ее чисто профессиональное мастерство, или стремиться к воспитанию творческой культурной личности, развивая соответствующие воспитательные функции различных учреждений сферы культуры и специальную образовательную систему?

Именно поэтому в философии, педагогике, государственной культурной политике, высказываниях общественности наблюдается стремление осмыслить глубину процесса образования и сформулировать новую парадигму в социосфере, а также на практике внедрить эти теоретические положения.

Обращение к исследованию проблемы развития художественно-эстетического образования в России обусловлено рядом факторов. Среди наиболее определяющих, назовем:

1. изменение вектора общецивилизационного развития в сторону техногенной цивилизации и связанную с ним рационализацию мышления. Новая рациональность не только не исключает необходимость включения художественно-эстетического начала в жизнедеятельность человека, но и "рационально" усиливает его через эстетизацию труда и производства, быта и поведения в обществе, а также закрепляя эстетическое отношение к природе. Это сложно-противоречивое состояние усиливает социальную потребность в адекватном воспитании подрастающего поколения средствами культуры и искусства, которые служат фундаментом в становлении творческой личности, способной участвовать в цивилизационном развитии;

2. вступление российского общества в новый этап развития экономики, политики, социальной сферы, культуры;

3. перспектива перехода России к информационному обществу как самому динамичному в смысле протекания всех социальных процессов, естественно, усилит роль образования в формировании мировоззрения человека будущего общества;

4. возникновение новых условий жизни, связанных с глобально-экологической ситуацией, что привело к глубоким общественным изменениям - кризису и деформации развития социокультуры. На этом пути образование призвано стать главным каналом вхождения человека в современную действительность; наступает время «потребности» в понимании человеком места в природе и возможности человеческого духа осознать гибельность современного отношения человечества к основам собственного существования, к своему будущему. Постижение этих истин трудно представить без эстетической компоненты, раскрывающей гармонию связи человека с окружающей природой и лежащей в основе культурообразующего воспитания человека.

Признание художественно-эстетического начала как важной составляющей социокультурного процесса формирования личности нового типа, как ядра процесса социализации личности, а также усиление социальной функции искусства в современном обществе, обуславливает расширение системы образования в сфере культуры и искусства.

В основе нашей концепции лежит четкое представление о безграничных возможностях различных форм и средств искусства, позволяющих в процессе как прямого (собственно процесс творчества, создания), так и опосредованного (восприятие произведений искусства) воздействия на личность, решать задачи воспитания человека в обществе гуманистической ориентации. Ранняя художественная подготовка необходима, даже если ребенок не будет профессионально связан со сферой искусства или культуры; он обретает навыки саморазвития личности, освоения духовной культуры, развивает эмоциональную чувствительность и т. д.

Мы исходим из того, что все дети самобытны, и, исключая определенные компоненты эстетической и художественной культуры из образовательного процесса, общество серьезно обедняет возможности развития индивидуальности. Художественно-эстетическое образование, получаемое детьми в системе школ искусств, способствует развитию индивидуальных природных способностей ребенка, расширяет его эмоциональный мир, а главное - учит стремиться к полной самореализации.

Совокупность данных факторов позволяет сделать вывод, что образование - это социокультурный феномен, имеющий цивилизационную, социальную и духовную значимость, и от правильного понимания его сущности и пути дальнейшего развития зависит будущее человечества. В этом заключается актуальность данного исследования.

Степень научной разработанности проблемы:

Данная проблема всегда находилась в центре внимания исследователей, но в разные исторические периоды более основательно изучалась какая-либо одна из ее сторон. Поэтому для целостного осмысления процесса художественно-эстетического образования потребовалось обратиться к трудам специалистов, раскрывающих философско-историческую и культурологическую концепцию человека: исследованиям эстетиков и культурологов, посвященным культуре нашей эпохи; трудам по философии образования и эстетическому воспитанию; работам по педагогике и детской психологии; документам, раскрывающим смысл государственной политики в сфере образования и культуры; государственным программам по художественному образованию и эстетическому воспитанию.

В научно-исследовательской литературе, касающейся проблем нашего исследования, мы выделяем несколько блоков1.

Прежде всего - это философско-культурологический и исторический блок, включающий работы по эстетике Аристотеля, И. Канта, Г. Гегеля и труды отечественных философов и историков: H.A. Бердяева, И.А. Ильина, В.О.Ключевского, П.Н. Милюкова и др. , в которых содержится характеристика истории и культуры России. В этих работах развивается культурологическая концепция человека, предполагающая взаимозависимость и взаимососуществование культуры и социума.

1 Сходный принцип организации по блокам источников по художественному образованию см.: Александрова Е.Я. Источники и традиции изучения художественного образования в России / Александрова Е.Я. Становление и развитие системы художественного образования в России XVIII-начало XX века, - М., 1997. С. 38-41

2 Аристотель. Поэтика. Глава 4. / Аристотель. Сочинения в 4-х томах, Т. 4. - М.: Мысль, 1983; Гегель Г.В.Ф. Эстетика т.1. - М., 1968; Его же. Система наук. Феноменология духа. - СПб, 1992; Кант И. Собрания соч. т.1-8. - М., 1994; Его же. Трактаты и письма. - М., 1980

3 См. Бердяев H.A. Философия творчества, культуры и искусства в 2-х т. - М. :Искусство, 1994; Его же. Судьба России. - М., 1990; Его же. Истоки и смысл русского коммунизма. - М.:Наука, 1990; Ильин И.А. Одинокий художник. Статьи. Речи. Лекции. - М., 1993; Его же. О русской идее.//Русская идея. -М.: Республика, 1992; Ключевский В.О. Статьи о русской культуре / Ключевский В.О. Сочинения в 9 томах. Т. 9. - М.: Мысль, 1990; Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. - М., 1992 и др.

Большое внимание истории русской художественной культуры уделяется в трудах современных исследователей: С. С. Аверинцева, М.М. Бахтина, B.C. Библера, Д.С. Лихачева, Ю.М. Лотмана, Л.А. Рапацкой и др.1. В своих трудах, позволяющих глубже понять социально-философский аспект проблемы различий "культуры" и "цивилизации" , они развивают историко-типологический метод, имеющий принципиальное значение для нашего исследования.

В работах западных философов и культурологов (А. Моль, М. Шелер, А. Швейцер, В. Франкл, Э. Фромм и др.3) проблема бытия личности в системе культуры также занимает важное место.

Блок социально-исторической культурологии представлен трудами отечественных исследователей по проблемам социальной философии, социологии и теории культуры (И. С. Кон, В.М. Межуев, Э. А. Орлова, Л.П. Буева и др.4). Эти работы позволяют определить особую роль художественно-эстетического воспитания в процессе духовного развития личности и раскрывают социокультурный аспект художественно-эстетического образования в общей образовательной системе. Важное методологическое значение для разработки проблем образования в области художественной

1 См. Аверинцев С. С. Поэтика ранневизантийской литературы. - М., 1977; Бахтин М.А. Вопросы литературы и эстетики. - М., 1975; Библер B.C. От наукоучения к логике культуры: Два философских введения в XXI в. - М.: Политиздат, 1990; Лихачев Д.С. Избранное. Великое наследие: Заметки о русском. - СПб, 1998; Лотман Ю. М. Культура и взрыв. - М., 1992; Его же. Внутри мыслящих миров. Человек-текст-семиотика-история. - М.: "Языки русской культуры", 1996; Рапацкая Л.А. Искусство «серебряного века». - М.: Просвещение: Владос, 1996; Ее же. Проблемы типологии русской художественной культуры: соотношение светского и духовного // Культура-Искусство-Образование: актуальные проблемы. Материалы научно-практической конференции. -М., МГОПУ, 1996; Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры. Уч. пос. - М.: Аспект Пресс, 1997 и др.

2 Шпенглер О. Закат Европы: Очерки морфологии мировой истории. Т. 1. Образ и действительность. -Минск, 1998.

3 См. Моль А. Социодинамика культуры. - М.:Прогресс, 1973; Швейцер А. Упадок и возрождение культуры. / Швейцер А. Избранное. - М., 1999; Франкл В. Человек в поисках смысла. - М.:Прогресс, 1990; Фромм Э. Душа человека. - М.:АСТ, 1998; Шелер М. Избранные произведения. - М.:Гнозис, 1994 и др.

4 См. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самопознание. - М.:Полигиздат, 1984; Межуев В.М. Между прошлым и будущим. -М.:ИФРАН, 1996; Орлова Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию. - М.:МГИК, 1994; Митина В.И. Мир личности как мир культуры // Вестник Московского государственного Университета, серия Философия, 1997. №4; Буева Л.П. Человек, культура и образование в кризисном социуме // Философия образования. Сб.научных статей. - М., 1996. С. 76-90; Ерасов Б.С. Социальная культурология. - М.:АспектПресс, 2-е изд. - М., 1996; Флиер А.Я. Массовая культура и ее социальные функции // Общественные науки и современность, 1998. №6. С. 138-148, Он же. Функции культуры. Культурология XX века. Энциклопедия. Т.2. - СПб., 1998. С. 321-323 и др. культуры имеют работы общекультурологического характера1.

Следующий блок исследовательской литературы касается проблем теории и практики образования, природы его функционирования в различных социальных традициях и, конкретно, роли и места художественного образования в концепции философии образования. Этим обусловлено обращение к работам Б.С. Гершунского, О.В. Долженко, H.A. Разумного, В.М. Розина, Н.С. Розова и др.2.

Важное значение для выявления категориальных оснований феномена художественно-эстетического образования имеют исследования в области социологии и менеджмента3, которые позволяют определить значение системы художественно-эстетического образования в современной социокультурной ситуации и возможности ее приспособления к изменениям социальных условий.

Блок по теории искусства и психологии творчества отражает переориентацию наук об искусстве и наук о человеке в сторону большего внимания к субъективной стороне жизни, что позволяет переосмыслить многие исторически сложившиеся взгляды на социальные функции искусства. С одной стороны, мы выделяем работы психологов (Э. Маслоу, А. Альбуханова-Славская, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, А.В.Петровский, П.В.Симонов, Б.Д.Эльконин и др.4), с другой стороны - философов и

1 См. Туровский М.Б. Философские основания культурологии. - М., 1997; Педагогическая антропология. Уч. пос. / Автор сост.Б. М.Бим-Бад. - М.:УРАО, 1998 и др.

2 См. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века. - М., 1998; Розин В. М. Предмет и статус философии образования // Философия образования. - М., 1996; Розов Н.С. Культура, ценности и развитие образования. - М., 1992; Долженко О.В. Очерки по философии образования. - М.: Промо-медиа, 1995; Разумный В.А. Система образования на рубеже третьего тысячелетия. - М., 1998; Щедровицкий П.Г. Очерки по философии образования. Статьи и лекции. - М., 1993 и др.

3 См. Художественная жизнь современного общества. В 4 т. / Ред.: А.Я.Рубинштейн, В.С.Жидков, К.Б.Соколов, Ю.У.Фохт-Бабушкин. СПб, 1996-1998 гг.; Управление школой: Теоретические основы и методы. Уч. пос. / под ред. В.С.Лазарева. - М.: Центр социальных и экономических исследований, 1997; Чухман Е.К. Социологические проблемы художественного образования и воспитания / Екатерина Куприяновна Чухман. - М., 1998 и др.

4 См. Маслоу А.Г. Дальние пределы человеческой психики. - СПб: Евразия, 1997; Альбуханова-Славская К.А. Стратегия жизни. - М., 1991; Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Политиздат, 1977; Его же. Избранные психологические произведения в 2-х т. - М.: Педагогика, 1988; Выготский Л. С. Развитие высших психофизиологических функций. - М., 1980; Его же. Воображение и творчество в детском возрасте. - М., 1967; Его же. Педагогическая психология. - М.: Педагогика, 1991; Его же. Психология искусства. Анализ эстетической реакции, -изд. 5. - М.: Издательство «Лабиринт», 1997; Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития (В традиции культ. - ист. теории Л.С. Выготского). - М.: Тривола, 1994; Петровский В.А. Психология воспитания: Пособие. социологов: М.С. Кагана, Ю. У. Фохт-Бабушкина, К.Э. Разлогова1 и др. Они пытались в изучении функций искусства учитывать не только его непосредственное воздействие на человека, но и показать последующее влияние человека на окружающий мир. Несмотря на имеющиеся расхождения, в их концепциях содержится общее понимание того, что сущность искусства, его функционирования невозможно понять вне системной связи с элементами человеческой культуры, которая органично включает в себя художественную деятельность и в своей целостности образует особый пласт - художественную культуру.

В свете нашего исследования возникла необходимость обращения к работам по теории и практике современного эстетического воспитания и художественного образования . Поэтому, переходя к анализу научной литературы этого направления, необходимо в первую очередь отметить работы, в которых становление и развитие художественного образования рассматривается с точки зрения метода "системно-культурного подхода" . Эти исследовательские работы посвящены истории художественно-эстетического образования, анализу концепций эстетического воспитания, этапов становления и развития отдельных видов художественного образования.

Также для нашего исследования представляют интерес работы по отдельным видам художественного образования4, авторы которых

М.:Аспект-пресс, 1995; Его же. Личностно-развивающее взаимодействие. - Р-на-Д.: АО "Цв.печать", 1996; Симонов П.В. Высшая нервная деятельность человека. -М.: Наука, 1979; Его же. Психология эмоций // / Эмоциональный мозг. -М.: Наука, 1981; Зинченко В.П. Моргунов Е.Б. Человек развивающийся: Очерки российской психологии. - М., 1994 и др.

1 См. Каган М.С. Эстетическое и художественное воспитание в развитом социалистичееском обществе. - Л.: Знание, 1984; Его же. Начала эстетики. - М.[Искусство, 1976; Его же. Человеческая деятельность (Опыт системного анализа). - М.:Политиздат; Его же. Философия культуры. - М., 1996; Его же. Системный подход и гуманитарные знания. Избр. статьи. - М., 1991; Фохт-Бабушкин Ю.У. Художественная культура и развитие личности. - М., 1987; Разлогов К.Э. Коммерция и творчество. Враги или союзники? - М.:Искусство, 1992 и др.

2 См. Современные концепции эстетического воспитания: М., 1998. - 302с.; Александрова Е.Я. Становление и развитие художественного образования в Росии: ХУШ-начало XX века. - М., 1997; Александрова Е.Я., Быховская И.М. Культурологические опыты. - М.:РИК, 1996; Шацкая В.Н. Эстетичекое воспитание в школе. - М., 1995; Современные концепции эстетического воспитания (теория и практика) / под ред. Апресяна Г. С. - М.:МГУ, 1970 и др.

3 Александрова Е.Я., Быховская И. М. Культурологические опыты. - М.:РИК,1996. С. 42

4 См. Эстетическое воспитание в школах искусств. Из опыта работы. / Сост.П.В. Хлабузарь. -М.:Просвещение, 1988; Театр и образование. Сборник научных трудов. / Отв.ред. Е.К. Чухман М.: РАО, 1992; Современные проблемы театрально-творческого развития школьников. Сб.научных тр. / Редколлегия: Е.К.Чухман (отв. редактор), Ершова А.П. и др. - М.:АПН СССР, 1989; Терентьева Н А. анализируют то новое, интересное, перспективное из того, что на современном этапе наметилось в области художественного образования. Достаточно упомянуть разработку опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-ценностного отношения к миру, ставших принципиальной основой программы по музыке, разработанной Д. Б. Кабалевским, и программы по изобразительному искусству Б. М. Неменского и др.

Отдельный блок составляют нормативно-правовые документы и материалы по проблемам государственной культурной политики и управлению в сфере культуры1, включая «Закон Российской Федерации об образовании», «Основы законодательства Российской Федерации о культуре», новые правительственные постановления и распоряжения по образованию и культуре, выпускаемые федеральными и московскими органами власти. Со многими документами можно ознакомиться благодаря работе Московской Лиги социальной защиты детского художественного творчества, которая выпустила ряд сборников нормативно-правовых документов, предназначенных для руководящих и педагогических работников Детских

2 о школ искусств . Б них вошли основополагающие документы, а также государственные и международные акты, имеющие отношение к освещаемой проблематике. Нормативно-правовые документы, появившиеся в последние годы, свидетельствуют о коренном реформировании российской системы образования, и художественного образования в том числе.

При написании диссертации широко использовались вспомогательные справочно-информационные материалы, экспериментальные программы по

История и теория музыкальной педагогики и образования: уч. пос. в 2-х частях. - М., 1994; Вопросы методики, теории и истории музыкального воспитания. Сб. статей. - Архангельск, 1995; Неменский Б. М. Искусство вокруг нас. - М., 1998; Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. -М.: Просвещение, 1984; Мухина B.C. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. -М., 1981; Щербаков B.C. Проблемы руководства изобразительным искусством подростков // Вопросы художественного развития школьников на занятиях изобразительным искусством. - М., 1981 и др.

1 См. Комеч А.Я., Дадамян Г.Г., Рубинштейн А.Я., Фохт-Бабушкин Ю.У. Основные направления государственной культурной политики на 1996-1999 гг. - М. 1995; Гусева А.Л., Гусев И.Л. Функции органов управления в новых условиях хозяйствования.//Организационно-экономические преобразования в сфере культуры. Сб. науч. тр. - М.: НИИ культуры, 1991; Шишкин С. В. Экономика и управление в сфере культуры: поиск новых моделей. - М.:НИИ культуры, 1992; Культурная политика России: история и современность / Отв. ред. К.Э. Разлогов, H.A. Бубенко. - ГИВЦ Минкультуры РФ, 1996; Жидков B.C. Культурная политика и театр. -М.: ИздАТ, 1995 и др.

2 Детские школы искусств. Сборники нормативно-правовых документов в 3-х кн. М., 1995-1999. и различным видам художественно-эстетического образования, часть из которых включена в приложение к диссертационному исследованию.

Объект исследования; художественно-эстетическое образование как подсистема в образовательной структуре общества и особый социокультурный феномен, связанный не только с трансляцией ценностей художественной культуры, освоением знаний, умений, навыков деятельности в области художественной культуры, но и формированием творческой личности и духовной культуры человека. Данное определение фиксирует единство воспитательных и образовательных функций художественно-эстетического образования.

Мы исходим из того, что в процессе формирования целостной личности особую роль выполняет период первичной социализации - инкультурации, когда происходит освоение жизненно необходимых для индивида элементов культуры.

Предмет исследования: функционирование системы художественно-эстетического образования в обществе. Концептуальный анализ предмета исследования включает: выяснение сущности образования; выявление исторических корней структуры художественно-эстетического образования в России, формирование его традиций, особенности развития в современной социокультурной среде.

Аспект философско-социального анализа, выбранный в работе, поможет определить взаимосвязь общества как носителя духовной целостности и историко-культурной самобытности со сложившейся системой художественно-эстетического образования. В целях дальнейшего успешного развития художественно-эстетического образования нам необходимо выяснить все принципиальные возможности как воспитательных, так и образовательных функций художественной культуры, а также границ возможности включения системы художественно-эстетического образования в современный социокультурный контекст.

Целью исследования является выявление наиболее значительных тенденций в воспитании и образовании, определение социального и культурного смысла изменений в сфере образования и воспитания, типологизация накопленного фактологического материала. Данные вопросы рассматриваются под углом возможностей воздействия воспитательных и образовательных функций искусства на формирование личности ребенка. Это связано с необходимостью определить роль и место художественно-эстетического образования в современной культуре, выявить соответствие уровня развития системы художественных школ общему процессу реформирования образования.

Задачи исследования:

- проанализировать состояние системы художественно-эстетического образования в современном социокультурном контексте;

- выявить сущность художественно-эстетического образования в разных типах культуры и выделить факторы, обеспечивающие его существование в современных условиях;

- определить характер и динамику изменений процесса художественно-эстетического образования в России в период 1970-1990-х годов;

- показать функциональные особенности художественно-эстетического образования, степень его воздействия на общую культуру личности в обществе;

- обобщить опыт развития художественно-эстетического образования в Москве за период 1970-1990-х годов.

Решение этих задач лежит в плоскости исследования одного из важнейших духовно-культурных процессов в современном обществе России -художественно-эстетического образования и его роли в формировании личности.

Теоретико-методологическая база исследования художественно-эстетического образования довольно обширна. Это связано с тем, что, будучи многогранным объектом изучения, художественно-эстетическое образование находится в поле зрения многих наук. Каждая из них выделяет особый аспект для анализа.

Выбранный в диссертации философско-социальный подход предполагает выявление наиболее общих принципов анализа сложных и многоплановых процессов становления и развития духовной жизнедеятельности человека в социуме, а также рассмотрение историко-культурных и психологических проблем личности, связанных с особым менталитетом русского народа.

Методологической основой исследования стал метод системного анализа как совокупность общепризнанных принципов философского, общенаучного и частнонаучного познания; комплексный подход, позволивший обратиться к философско-педагогическим, историко-философским, психолого-педагогическим и психолого-социологическим аспектам развития образовательной деятельности в сфере культуры и искусства; историко-типологический метод исследования художественно-эстетического образования, дающий возможность рассмотреть его в контексте ценностных установок в социальной действительности в разные исторические периоды, типологизировать динамику процессов становления и развития сферы отечественного художественно-эстетического образования, его культурно-содержательных подсистем1.

Научная новизна работы:

- введен в оборот и исследован значительный по объему материал, позволяющий расширить и уточнить научно-теоретические представления о состоянии системы художественно-эстетического образования в современной России;

- уточнены содержание и задачи художественно-эстетического образования как социокультурного феномена России;

- определены возможности функционирования системы художественно-эстетического образования в современном социуме;

- теоретически осмыслен опыт государственного регулирования системы художественно-эстетического образования ( на примере Комитета по культуре Правительства Москвы и его деятельности по использованию целевых культурных программ).

1 См. Александрова Е.Я., Быховская И. М. Культурологические опыты. - М.: РИК, 1996. С. 52-53; Каган М.С. Системный подход и гуманитарное знание. - Л., 1991. С. 60-75.; Александрова Е.Я. Становление и развитие системы художественного образования в России XVIII - начало XX века. -М., 1997. С. 30-41.

Практическая значимость работы заключается в систематизации фундаментальных представлений о функционировании системы художественно-эстетического образования в обществе, без чего не может быть выработана современная социокультурная политика.

Положения и выводы, сделанные в работе, могут служить осмыслению фундаментальных и прикладных проблем социальной философии, социально-исторической культурологии, оказать помощь в разработке региональных моделей управления социокультурными процессами; материал исследования может быть использован для чтения лекций по культурологии, социальной философии, эстетике, педагогике.

Апробация работы проходила в следующих формах:

Диссертация была обсуждена и рекомендована к защите на заседании проблемной группы по социальной философии и на заседании кафедры истории российского государства и общественно-философской мысли Российской академии государственной службы при Президенте РФ.

Результаты исследования по теме диссертации в течение 1996-2000 годов были представлены в сообщениях и выступлениях на шести научно-практических конференциях конференциях:

1. Начальное художественное образование и реформа: смысл, степень готовности, направления и перспективы: научно-практическая конференция. -- Москва. ДМШ № 21 (октябрь, 1996 г.);

2. Проблемы реформирования начального художественного образования: научно-практическая конференция,- Москва. МГПОУ (ноябрь, 1996 г.);

3. Первые культурологические чтения. - Москва. Кафедра культурологии ИППК МГУ им. М.В. Ломоносова (февраль 1997);

4. Образование в сфере культуры и искусства - комплексный подход к проблеме: научно-практическая конференция,- Москва. Балакиревский музей музыкального образования (март 1998 г.);

5. Конференция Национальной ассоциации учреждений и учебных заведений искусств,- Москва. ДШИ им. М.А. Балакирева и ДШИ им. С.Т. Рихтера (февраль 2000 г.);

6. Культура-Искусство-Образование: история и современность: общегородская ежегодная научно-практическая конференция.-Москва. МГОПУ (февраль 2000 г.).

Основные концептуальные положения изложены в работах общим объемом 1,2 п. л.:

1. Художественно-эстетическое образование и воспитание. Проблемы и перспективы // Социокультурное пространство: структура и процессы. -М.: Изд-во РАТС, 1996. С.47-62;

2. Проблемы реформирования начального художественного образования // Культура-Искусство-Образование: актуальные проблемы. Материалы научно-практической конференции.-М.:МГОПУ, 1996. С. 105-106;

3. Начальное художественное образование и реформа: смысл, степень готовности, направления и перспективы (тезисы доклада на научно-практической конференции) // Проблемы реформирования образования в сфере культуры и искусства. -М., 1996. С. 13-15;

4. Значение художественно-эстетического воспитания и образования для формирования и развития личности // Первые культурологические чтения. Серия: Наука о культуре и человеке.Вып.5.-М.:Диалог-МГУ, 1997. С.70-72;

5. Образование в кризисном социуме и проблема эстетического развития личности // Духовно-культурные процессы в современной России.-М.: Изд-во РАГС, 1998. С.85-92;

6. Художественное и эстетическое образование в современных условиях: смысловые детерминанты (тезисы доклада на научно-практической конференции) // Культура-Искусство-Образование: история и современность (в печати).

Основные положения работы использовались диссертантом в управленческой практике в Комитете по культуре Москвы, при разработке программы "Культура и дети", в материалах лекций по прикладной культурологии на курсах повышения квалификации работников культуры и искусства Москвы.

I гл. Художественно-эстетическое образование как социокультурный феномен и его роль в становлении личности

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Табаченко, Наталья Николаевна

Заключение

Подведя итоги исследования, отметим, что процесс реформирования сказывается на всех сферах жизни общества, активно вовлекая в этот "водоворот" систему воспитания и образования подрастающего поколения.

Это вполне естественно, так как в перспективе на передний план исторической сцены все активнее будут выдвигаться страны и народы, способные обеспечить себе более высокий уровень образованности и воспитанности, а не те, которые добились более высокого материального и технического уровня жизни1. Более того, согласно прогнозам "Всемирной ассоциации исследований будущего", причиной гибели цивилизации может стать ее глобальный нравственно-экологический кризис. Именно поэтому ЮНЕСКО объявило XXI век - веком образования.

Сегодня Россия находится на переломном этапе истории и, пытаясь объединить в своем просвещении исторические судьбы мира, хочет «осознать л себя и свое признание в мире в свете Востока и Запада» . Разумнее и лучше строить жизнь на уже заложенном фундаменте национальной культуры, что не исключает, но даже предполагает усвоение ценных элементов западной цивилизации. Лучшая объединяющая идея для России - воспитание наших детей, способных и достойных жить в едином мировом сообществе свободных народов. XXI век для России должен стать веком российского образования.

Культура и образование, будучи двумя сторонами генетически единого процесса воспроизводства и развития человека, обеспечивают тиражирование, передачу, усвоение и потребление знаний и ценностей. До начала XX в. сохранялось их генетическое единство, т.е. образовательные учреждения являлись одновременно и центрами культуры - субъектами ее творчества и потребления. Позднее появилась пропасть между феноменами культуры и феноменами просвещения, цивилизации, образования. Понятие "образованный человек" стало синонимом "информированного человека",

1 См. Львов Д.С. Образ новой России - истоки формирования // Вопросы философии. 1998. № 4. С. 10

2 Бердяев H.A. Конец Европы / Бердяев H.A. Судьба России. -М., 1990. С. 131 хотя должно родниться с понятием "культурного человека"1. На наш взгляд, глубокое и всестороннее взаимодействие между культурой и образованием легче восстановить в детских образовательных учреждениях.

Подход к образованию с культурологических позиций свидетельствует о возможности понимания процесса образования не только как технологии обучения, но и как собственной культуротворческой деятельности, связанной с решением важнейших вопросов духовного развития личности. Человек в период становления должен быть помещен в определенные условия, обеспечивающие всемерное развитие всех сторон его личности с учетом генетической программы и в соответствии с социальной программой. Художественно-эстетическое образование в этом смысле уникальная система, дающая возможность раскрыться детскому таланту. Она обеспечивает овладение знаниями и умениями, которые человек сможет реализовать в различных видах деятельности, но не только художественной. Это оказывается сегодня созвучно требованию времени. Кардинальная смена профессий, переход из одного профессионального цеха в другой или смена своего профессионального лица все реже воспринимается просвещенным обществом как болезненное социокультурное явление и все чаще - как своего рода культурная норма, которой следовали люди предшествующих эпох. Творчески ориентированная личность способна чувствовать себя в этом мире востребованной и уверенной в своих возможностях.

Художественно-эстетическое образование содействует сплочению вокруг идеи возрождения России, способствуя тем самым ее выходу на новые исторические рубежи, целенаправленному формированию творческой, свободной личности XXI века. Снижение спроса на различные формы художественно-эстетического образования приводит к деградации в предложении, поэтому надо активнее использовать в этих целях возможности театров, музеев, выставочных залов, картинных галерей, библиотек, концертных и филармонических организаций, иных учреждений и

1 См. Буева Л.П. Культура и образование /Философия образования. - М.: Фонд «Новое тысячелетие», 1996. С. 88-89 организаций культурно-досуговой сферы города, а также активнее вовлекать и использовать в полной мере возможности неправительственных и негосударственных творческих объединений, союзов, движений, фондов, а также деятелей культуры и искусства.

Выполняя в обществе важные социальные функции художественно-эстетическое образование способствует воспитанию толерантного отношения к чужим взглядам, убеждениям, духовным, эстетическим и национальным культурным ценностям, закрепляя в обществе ориентацию на ненасилие и терпимость, тем самым эффективно воздействует на процессы социализации в молодежной среде.

Создание целостной системы художественно-эстетического образования формирует культуру межличностных отношений в обществе средствами искусства и просветительского досуга, способствуя не только более глубокому духовному обогащению и взаимообмену культурными ценностями, но и стабилизации данного социума.

Подведя итоги исследования о роли и значении художественно-эстетического образования, рассмотрев мнения философов и ученых о значении содержания новой образовательной парадигмы, определив точки зрения педагогики и психологии на наиболее продуктивный период в жизни человека для включения его в орбиту образовательной деятельности, определив возможности и роль искусства в формировании человеческой личности, мы также убедились в необходимости государственного регулирования культурной образовательной политики с целью создания такого культурно-образовательного пространства, куда будет вовлечен человек с раннего детства, а также необходимости востребованности на государственном уровне специалистов культуры и искусства. На наш взгляд, это поможет нам сохранить высокий уровень отечественной культуры, важнейшим компонентом которой является искусство. Однако, исследование перспектив развития системы художественно-эстетического образования требует появления новых научно-теоретических разработок.

119

Художественно-эстетическое образование - это путь формирования личности открытого общества, раскрытия и реализации ее творческого и духовного потенциала в любой социальной роли, один из немногих рычагов воспитательного воздействия государства на умы подрастающего поколения, уникальная исторически сложившаяся система образования в сфере искусства, имеющая значение для всего цивилизованного общества.

Если общество будет таьфке невнимательно относиться к решению проблем, связанных с развитием и творческим воспитанием детей, воспроизводством культуры, то потери будут более весомые, чем экономический ущерб, потребуется смена нескольких поколений, прежде чем будут созданы условия для полноценного развития человека, создание определенного культурного уровня производства и человеческих отношений на пути продвижения к цивилизованному обществу.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Табаченко, Наталья Николаевна, 2000 год

1. Конституция Российской Федерации. —М., 1993 г.

2. Закон Российской Федерации об образовании// Учительская газета, 1992. №28, 4 августа.

3. Основы законодательства Российской Федерации о культуре.// Законодательство Российской Федерации о культуре. М.: «Аксалит-Информ», 1999. - 446 с.

4. Декларация прав ребенка. Провозглашена Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных наций 20 ноября 1959 г.// Детские школы искусств. Кн.1. Сборник нормативно-правовых документов. М., 1995.- С.10-12

5. Конференция о правах ребенка. Принята Генеральной Ассамблеей ООН 5 декабря 1989 г. Извлечение// Детские школы искусств. Кн.1. Сборник нормативно-правовых документов. М., 1995. - С. 13-16

6. Концепция художественного образования как фундамента системы эстетического воспитания школьников. Проект / Авторы: Б.М. Неменский, A.A. Мелик-Пашаев, Е.К. Чухман и др. М.: ВНИК "Школа", 1989. - 26 с.

7. Народное образование в СССР. Сборник документов 1917-1973 гг. М., 1974. - 114 с.

8. Президента РФ от 11 июля 1991 года. // Детские школы искусств. Кн.1. Сборник нормативно-правовых документов. М., 1995. - С.43-45.

9. Положение о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации от 28 января 1996 года №1 (Министерство труда и социального развития населения РФ). // Вестник высшего образования. 1997. №5.

10. Примерные учебные планы для детских музыкальных, художественных школ и школ искусств // Детские школы искусств. Кн.З. Сборник нормативно-правовых документов. М., 1999. - С.215-234

11. Программа «Столичное образование». Приложение 1 к постановлению Правительства Москвы от 05.07.1994 г. №557. Извлечение. // Детские школы искусств. ЬСн.2. Сборник нормативно-правовых документов. -М., 1996. С. 156-158

12. Программа развития кулмуры Москвы. Приложение к постановлению

13. Правительства Москвы от 02.08.94 г. Извлечения.// Детские школы искусств. Сборник нормативно-правовых документов. Кн.2 М., 1996. -С. 93-120.

14. Сборник материалов по художественному образованию. Учебные планы и программы для учебных заведений. -М.: Сб. I и Сб. II, 1927.

15. Типовое положение о государственной, муниципальной школе искусств. Приложение к приказу МК РФ от 04.09.95 г. № 617.// Детские школы искусств. Сборник нормативно-правовых документов. Кн.2. -М., 1996. -С. 88-93.

16. Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. M.: Coda, 1977. - 342 с.

17. Аверинцев С.С. Риторика и истоки европейской литературной традиции. М.: Школа «Языки русской культуры», 1996. - 448 с.

18. Александрова Е.Я., Быховская И.М. Культурологические опыты. М.: РИК, 1996,- 115 с.

19. Александрова Е.Я. Становление и развитие системы художественного образования в России XVIII начало XX века. - М.,1997. -138с.

20. Алексеев Н., Семенов И., Швырев В. Философия образования.// Высшее образование в России 1997. № 3. С. 88-94.

21. Альбуханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. -299с.

22. Анисимов О.С. Методологическая культура педагогической деятельности и мышления. -М.: Экономика, 1991. 415 с.

23. Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV XVII вв. -М.: Педагогика, 1985. - 363 с.

24. Антология педагогической мысли России XVIII в./ Сост. И.А.Соловков. М.: Педагогика, 1985. - 480 с.

25. Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. (до реформ 60-х годов)/ Сост. П.А. Лебедев. М.: Педагогика, 1987. - 560с.3033

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.