Художественно-эстетическое своеобразие повести в кабардинской литературе 1960-90-х годов: в контексте северокавказской прозы тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.02, кандидат филологических наук Дыгова, Оксана Агабековна

  • Дыгова, Оксана Агабековна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2008, Майкоп
  • Специальность ВАК РФ10.01.02
  • Количество страниц 150
Дыгова, Оксана Агабековна. Художественно-эстетическое своеобразие повести в кабардинской литературе 1960-90-х годов: в контексте северокавказской прозы: дис. кандидат филологических наук: 10.01.02 - Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы). Майкоп. 2008. 150 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Дыгова, Оксана Агабековна

Введение.

Глава I. Повествовательный жанр в русской литературе второй половины XX века.

1.1. Повесть в системе эпических жанров: теоретический аспект.

1.2. Эволюция жанра повести в русской советской литературе.

Глава II. Типологические разновидности национальной северокавказской повести.

Глава III. Военная лирическая повесть в кабардинской литературе 1960-90-х годов.

III. 1. Лейтенантская проза: жанр фронтовой повести в отечественной литературе.

III.2. Кабардинская военная лирико-психологическая повесть.

Глава IV. Кабардинская повесть о современности.

IV. 1. Социально-психологическая нравственная повесть: проблема становления нового человека в жанре повести-воспитания.

IV.2. Лирическая повесть: поэзия чувства в кабардинской прозе.100 IV.3. «Городской романс»: нравственно-философские искания в «урбанистической» кабардинской повести.

IV.4. «Повести-притчи»: лирико-философская деревенская проза в кабардинской литературе.

IV.5. Тендерная тематика в современной кабардинской повести.

IV.6. Повесть как синтетический жанр в кабардинской прозе.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Художественно-эстетическое своеобразие повести в кабардинской литературе 1960-90-х годов: в контексте северокавказской прозы»

Актуальность темы исследования. Современный отечественный литературный процесс ознаменован бурным развитием прозаических жанров, причем данная тенденция характерна как для русской литературы, так и для национальных литератур России. Это обуславливает необходимость исследования прозаических жанров в различных аспектах.

Кабардинская проза не стала исключением: в последние десятилетия в ней появилось много новых имен и произведений. Среди приоритетных прозаических жанров, развивающихся в национальной кабардинской литературе второй половины XX века, несомненно, выделяется повесть.

Процесс выдвижения жанра повести в авангард отечественной прозы стартовал в начале 1960-х годов. Н.П.Утехин отмечает: «Казалось бы, ничто не предсказывало в конце 50-х годов (.) будущего успеха повести, не слишком выделявшейся на фоне послевоенных рассказов, романов, очерков. Но уже в 1961 г. критика заговорила о продвижении ее «на передний план текущей прозы», а еще через несколько лет именно с этим жанром начинают связывать наиболее значительные художественные достижения в прозе, на материале повести ведутся ожесточенные споры вокруг актуальнейших проблем литературы» [95:3-4].

В кабардинской прозе, начиная с 1960-х годов, именно в повести наиболее полно отражались идейно-художественные искания времени, в ней находило достаточно яркое воплощение национальное своеобразие литературы, рельефнее всего проявлялись тенденции, которые в дальнейшем во многом определяли развитие больших эпических форм в национальной прозе. Это обуславливает необходимость детального исследования жанра повести в кабардинской литературе и определяет актуальность темы данной диссертационной работы.

Цель и задачи исследования. Основная цель работы — всестороннее исследование жанра повести в кабардинской литературе 1960-90-х годов, как в проблемно-тематическом аспекте, так и со стороны формы, в контексте северокавказской и русской повести обозначенного периода. Конечное достижение данной целевой установки предполагает решение комплекса задач:

• обозначить основные этапы эволюции жанра повести в отечественной литературе второй половины XX века, ее проблемно-тематическую направленность;

• проследить пути развития повести в северокавказской национальной литературе 1960-90-х годов, выявить особенные, характерные черты, определяющие ее специфику и национальное своеобразие;

• определить значение жанра повести в кабардинской литературе 1960-90-х годов, обозначить место кабардинской повести в северокавказском литературном процессе;

• исследовав проблемно-тематический аспект повести в кабардинской литературе рассматриваемого периода, выявить ее основные жанровые разновидности;

• исследовать поэтику, проанализировать особенности хронотопа в кабардинской национальной повести. Последовательное решение поставленных задач позволит воссоздать объемную картину развития жанра повести в кабардинской литературе 1960-90-х годов, дать многоаспектный анализ данного литературного феномена.

Основные положения, выносимые на защиту:

• жанр повести активно разрабатывается национальными северокавказскими литературами. В нем происходит художественное осознание современной действительности и переосмысление национальной истории, вводятся принципы психологического, нравственного и социально-исторического анализа;

• национальная повесть существует в общем контексте отечественной литературы, испытывает на себе влияние русской повести, перенимает практически всю ее жанровую парадигму, реализуясь в таких разновидностях, как лирическая, деревенская, производственная, военная, историческая, социально-бытовая, нравственно-психологическая, документальная;

• кабардинская литература 1960-90-х годов дала образцы всех основных разновидностей повести — от военной до синтетических образований, объединяющих элементы и признаки различных видов данного жанра. Общей тенденцией для всей жанровой системы' > " повести в кабардинской литературе стало изменение характера воссоздания действительности, освоение новых принципов художественного изображения и анализа;

• очевидна эволюция повести в кабардинской литературе 196090-х годов: вектор развития жанра направлен к усложнению сюжетно-композиционного построения произведений, углублению психологического анализа, лиризма, философичности, уходу от описательности к объемному проблемно-аналитическому изображению, повышению внимания к феномену отдельного человека.

Научная новизна исследования обусловлена тем, что в диссертационной работе впервые предпринята попытка системного анализа жанра повести в кабардинской литературе.

На сегодняшний день нет монографических исследований по проблеме проявления данного жанра именно в кабардинской художественной прозе, также нет работ, в которых бы предлагалась жанрово-видовая и проблемно-тематическая градация повести в названной литературе. Выбранный нами аспект исследования и определяет новаторство диссертационной работы. Комплексный анализ данного литературного явления обуславливает ее научную новизну.

Материалом исследования послужили повести кабардинских писателей, созданные в период 1960-90-х годов. Отбор художественного материала осуществлялся с учетом роли, значения творчества того или иного автора в развитии жанра кабардинской повести и кабардинской художественной прозы второй половины XX века в целом. В качестве показательных нам представляются повести Т.Адыгова, Б.Кагермазова, Б.Карданова, А.Кушхаунова, Б.Мазихова, П.Мисакова, Ахм.Налоева, К.Эльгара, Ад.Шогенцукова.

В качестве сопоставительного материала мы обращались к повестям

A.Абу-Бакара, Х.Ашинова, Х.Гашокова, С.Джанаева, А.Евтыха, С.Капаева Т.Керашева, Д.Костанова, А.Охтова, А.Суюнчева, А.Теппеева, З.Толгурова, А.Узденова, О.Хубиева и других авторов.

Кроме того, в диссертации называются имена русских прозаиков, работавших в жанре повести, по существу определивших в 1960-70-х годах ее особенности и направление дальнейшего развития: М.Шолохова, К.Паустовского, В.Быкова, Ю.Бондарева, В.Шукшина, В.Распутина,

B.Астафьева и т.д.

Степень научной разработанности проблемы. Начиная с 1960-х годов, повесть стала предметом пристального внимания со стороны русской литературной критики. Было написано большое число монографий, исследований, статей. Вопросами эволюции и жанровой специфики повести занимались В.Акимов, Ю.Суровцев, Н.П.Утехин, А.Эльяшевич и многие другие исследователи и критики.

Такое же пристальное внимание ученых-литературоведов привлекает жанр повести в национальных литературах. Существует ряд работ, посвященных проблемам функционирования жанров в северокавказских литературах и, в частности, вопросам жанровой специфики повести. Однако при всём многообразии точек зрения и научных мнений по проблемам жанровых систем в литературах Северного Кавказа нет отдельного исследования, посвященного жанру повести в кабардинской литературе второй половины XX века, времени ее наиболее интенсивного и плодотворного развития.

Имеется ряд работ, в которых затрагиваются некоторые аспекты этой большой проблемы, а также вопросы эволюции и типологии жанра повести в адыгских литературах в целом. Среди наиболее значимых можно назвать труды Л.А.Бекизовой «От богатырского эпоса к роману» (1974); Р.Камбачоковой «Адыгский исторический роман» (1999); Л.Н.Кашежевой «Кабардинская советская проза» (1962); А.Х.Мусукаевой «Поиски и свершения» (1978) и «Северокавказский роман. Художественная и этнокультурная типология» (1993); У.Панеш «Типологические связи и формирование художественно-эстетического единства адыгских литератур» (1990); А.Схаляхо «Идейно-художественное становление адыгских литератур» (1988); Х.Г. Тлепцерше «На пути к зрелости. Адыгейская повесть: традиции и новаторство» (1991); Ю.М.Тхагазитова «Адыгский роман» (1987) и «Эволюция художественного сознания адыгов» (1996); К.Г.Шаззо «Художественный конфликт и эволюция жанров в адыгских литературах» (1978) и некоторые другие.

Жанр повести становился предметом исследования диссертационных трудов последних лет, в числе которых работа М.П.Кочесоковой «Проблемы эволюции и типологии жанра повести в адыгских литературах» (2004). Кроме того, в ряде диссертаций затрагивались отдельные вопросы, выходящие на тему нашей работы, - рассматривались некоторые жанровые разновидности повести, либо вопросы поэтики и проблематики эпических жанров кабардинской литературы в целом. Определенный интерес для нас представляли работы Д.3.Баковой «Формирование эпических жанров адыгских литератур в свете проблем художественного историзма. Типологический аспект» (2005), Н.Б.Бозиевой «Художественно-документальная проза в кабардинской литературе» (2005), С.В.Губжоковой «Проблема психологизма в кабардинской прозе 1960-1990-х годов» (2006).

Весь имеющийся теоретико-литературный и критический материал по исследуемой проблеме представляет несомненный научный интерес и имеет безусловную значимость, однако он не отражает в полной мере феномена кабардинской национальной повести 1960-90-х годов. Неизученными остаются вопросы жанровой парадигмы и проблемно-тематической дифференциации современной кабардинской повести, что обеспечивает неисследованный фронт научной работы для нас.

Теоретико-методологической основой работы стали принципы и методы, разработанные в трудах ведущих отечественных исследователей национальных литератур: Ю.Я.Барабаш, М.М.Бахтина, Г.Д.Гачева, К.Л.Зелинского, Г.И.Ломидзе, Н.С.Надъярных, К.К.Султанова, В.А.Шошина и т.д.

Большое значение для исследования имели труды северокавказских ученых-литературоведов, теоретиков и критиков: Л.А.Бекизовой, А.И.Караевой, Л.Н.Кашежевой, Р.Г.Мамий, А.Х.Мусукаевой, У.М.Панеш, А.Схаляхо, Ю.М.Тхагазитова, З.Х.Толгурова, Ф.А.Урусбиевой, А.Х.Хакуашева, К.Г.Шаззо и других.

Труды и исследования названных авторов способствовали формированию научной концепции нашей диссертационной работы.

Теоретическая и практическая значимость исследования.

Теоретическая значимость диссертационной работы обусловлена тем, что научная концепция и систематизированный материал, представленные в ней, могут способствовать дальнейшему комплексному изучению эволюции и современного состояния жанровой системы кабардинской прозы, в целом, и жанра повести, в частности.

Практическое значение исследования состоит в возможности использования материала диссертационной работы не только в научно-теоретических, но и в учебно-педагогических целях, в частности, в преподавании курса «Литература народов России» на филологических факультетах, а также для разработки спецкурсов и спецсеминаров по проблемам жанровой типологии кабардинской литературы на отделении «Языки и литературы народов России».

В более широком масштабе результаты диссертационной работы могут быть полезны при комплексном исследовании специфики жанрово-видовой парадигмы современной северокавказской национальной литературы.

Апробация результатов диссертационного исследования.

Диссертационная работа была обсуждена на расширенном заседании кафедр русской литературы и кабардинского языка и литературы Института филологии Кабардино-Балкарского государственного университета (октябрь, 2007), а также на научном семинаре «Актуальные проблемы литератур народов Северного Кавказа» (сентябрь, 2007). Основные положения диссертации отражены в статьях («ЮжноРоссийский вестник геологии, географии и глобальной энергии», г.Астрахань, 2007) и материалах научных конференций (г.Пятигорск, 2007).

Структура работы. Цель и задачи диссертационного исследования определили его композиционное построение. Логика изложения собранного и анализируемого материала, необходимость его систематизации обусловила наличие следующих структурных компонентов работы: введения, четырех глав, заключения и библиографического списка.

Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», Дыгова, Оксана Агабековна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализ наиболее заметных произведений 1960-90-х годов дает возможность выявить основные особенности развития жанра повести и сделать некоторые выводы о его эволюции в кабардинской литературе второй половины XX века, определить видовую парадигму повествовательного жанра и обозначить актуальный для него круг проблем и тем.

Тенденция прозы, начиная с 1960-х годов, к многостороннему, глубокому изображению современника, человека нового поколения, отказ многих писателей от описательности как основного художественного принципа изображения действительности, обусловила специфику жанровой системы кабардинской прозы. Доминирующее положение в течение нескольких десятилетий занимали мобильные, оперативные жанры рассказа и повести, которые оказали существенное воздействие на формирование типологически нового этапа прозы.

Писатели разрабатывают жанр повести, причем в кабардинской литературе представлены практически все его разновидности, имевшие место в отечественной литературе исследуемого периода. Это и лирическая повесть, в которой авторское личностное начало играет определяющую роль, социально-психологическая и нравственно-психологическая повесть (или повесть-воспитания), военная повесть и повесть, посвященная теме женщины-горянки, деревенская и урбанистическая повести.

Выясняя основные тенденции развития повести в кабардинской литературе, необходимо, прежде всего, сказать о творческом освоении национальными авторами опыта русской советской повествовательной литературы. Это позволило кабардинским писателям в достаточно короткие сроки освоить жанр повести и создать достойные образцы данного жанра.

Кабардинская повесть XX века прошла все этапы развития национальной прозы, обретя высокий уровень художественного обобщения. Жанрово-стилевые открытия повести стали достоянием всей литературы: принципы художественной локальности и концентрации событий, психологизм, весомость детали, искусство композиции, демократизация повествовательных форм.

В целом можно говорить о значительном обновлении проблемно-тематического содержания и жанровой структуры кабардинской повести 1960-90-х годов. В ней отчетливо проявляется тенденция к поискам новых художественных возможностей отображения социальной и духовной жизни человека.

Повести кабардинских писателей 1960-90-х годов объединяет поиск нового героя, гармонично вписавшегося в современную жизнь. Новая концепция героя предполагала характер сильный, способный к активному самоопределению и творческому самоутверждению, к борьбе с пережитками и предрассудками прошлого. Писатели «обращаются к непростым коллизиям мировоззренческого и этического характера, взятым из повседневной жизни. Объяснимо, что, показывая борьбу старого с новым, связывая ее с переменами общегосударственного характера, писатели погружают конфликты в национальную жизнь, как бы «приспосабливая» их к специфическим условиям горской действительности» [79:228].

Общей тенденцией для кабардинской повести было расширение художественного конфликта: в сферу писательского внимания и анализа попадала не только социальная сущность героя, но и повседневные, обычные явления жизни, будничные события, в связи с которыми и рассматривались важные социальные, философские, нравственнопсихологические проблемы. Об этом свидетельствуют повести С.Кушхова, Ад.Шогенцукова, А.Налоева, Б.Карданова П.Мисакова, Т.Адыгова, К.Эльгара, А.Кушхаунова, Б.Кагермазова, Б.Мазихова и многих других прозаиков. Истории обычных людей, ничем, казалось бы, не примечательных судеб и обыденных явлений трансформируются в художественном пространстве кабардинской повести второй половины XX века в широкие обобщенные картины социального определения и морального становления, нравственного выбора и философского осмысления «вечных» вопросов литературы, выходящих далеко за пределы конкретного исторического времени и локального пространства.

В целом можно говорить об изменении принципов отображения национального менталитета и национальной психологии в повествовательных жанрах: простая описательность, последовательное перечисление свойств и черт характера сменились психологической мотивировкой поступков героев, всесторонним, многогранным изучением жизни отдельной личности, ее связей со временем и обществом. Герой перестал быть явлением статичным, писатели раскрывают эволюцию, развитие характера, являющегося результатом движения действительности, динамики событий, противоречивых процессов в жизни. Социальные и общественные закономерности познаются через изображение судеб отдельных людей, человек становится в центре художественного исследования повестей большинства кабардинских авторов.

Совершенно очевидно, что жанр повести в кабардинской литературе второй половины XX века, взял на себя сложную задачу исследования современной действительности, человека в его многосторонних отношениях с этой самой действительностью, обществом, людьми, раскрытия внутреннего потенциала личности, ее духовного содержания и психологического состояния. Кроме собственно повествовательных задач, жанр повести «взял на себя смелость» обозначить, ввести в литературный обиход ряд проблем, направлений, принципов художественного изображения, которые активно стали использоваться жанром кабардинского романа.

Литература просеивается через сито времени. И остается то, что волнует читателя независимо от социального строя, политических перемен и т.п. Повести кабардинских авторов являются теми драгоценными камнями, из которых складывается рисунок национальной кабардинской прозы второй половины XX века.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Дыгова, Оксана Агабековна, 2008 год

1. Гачев Г. Национальные образы мира. — М.: Сов. писатель, 1988. — 448 с.

2. Гачев Г.Д. Неминуемое. Ускоренное развитие литературы. — М.: Худож. литература, 1989. - 431 с.

3. Гегель Г.В. Сочинения. - М., 1958.

4. Гинзбург Л.Я. О литературном герое. — Л.: Сов. писатель, 1979. — 222с.

5. Гинзбург Л.Я. О психологической прозе. — Л.: Сов. писатель, 1971. - 464 с.

6. Гоффеншефер В.Ц. Окно в большой мир: Литературно-критические статьи. — М.: Сов. писатель, 1971. - 422 с.

7. Гусейнов Ч.Г. Этот живой феномен. - М.: Советский писатель, 1988. - 429 с.

8. Гутов A.M. Поэтика и типология адыгского нартского эпоса. — М.: Наука. Восточная литература, 1993. - 198 с.

9. Гутов A.M. Художественно-стилевые традиции адыгского эпоса. - Нальчик: Эль-Фа, 2000. - 216 с.

10. Дагестанская литература. Закономерности развития (1965-1985). — Махачкала, 1999. - 340 с.

11. Далгат У.Б. Литература и фольклор: Теоретические аспекты. — М.: Наука, 1981.-303 с.

12. Дементьев В.В.Со временем в ладу: Очерк жизни и творчества Алима Кешокова. - Нальчик: Эльбрус, 1985. - 240 с.

13. Дремов В. Образ нашего современника в советской литературе. — М., 1963.-318 с.

14. Духан Я.С. Великая отечественная война в прозе 70-80-х годов. - Л.: Знание, 1982. - 36 с.

15. Караева А.И. Обретение художественности. Тема Великой Отечественной войны в младописьменной литературе. — М.: Наука, 1979.-176 с.

16. Караева А.И. Очерк истории карачаевской литературы. - М.: Наука, 1966.-319 с.

17. Караева З.Б. Формы эпического повествования в современной многонациональной прозе. - Карачаевск: Карачаево-Черкесское отд. Ставропольского книжн. изд-ва, 1983. — 120 с.

18. Кашежева Л.Н. Кабардинская советская проза. — Нальчик, 1962. — 147 с.

19. Кашежева Л.Н. Совершеннолетие пера: Очерки о творчестве писателей Кабардино-Балкарии. — Нальчик, 1968. - 116 с.

20. Ковский В.Е. Литературный процесс 60-70-х годов. (Динамика развития и проблемы изучения современной советской литературы). - М . : Наука, 1983.-336 с.

21. Кузнецов М. Главная тема. — М.: Советский писатель, 1964.

22. Кузъменко Ю. Советская литература вчера, сегодня, завтра. Монография. - М.: Советский писатель, 1984. - 512 с.

23. Кузьмичев И.К. Жанры русской литературы военных лет (1941- 1945). - Горький: Горьковское книжн. изд-во, 1962. - 456 с.

24. Лейдерман Н.Л., Липовецкий М.Н. Современная русская литература: В 3-х кн.: Учеб. пособие. - М . : Эдиториал УРСС, 2001.

25. Литературный энциклопедический словарь. - М.: Сов. энциклопедия, 1987. - 752 с.

26. Литературы народов России: XX в.: словарь / отв. ред. Н.С.Надъярных.; Ин-т мировой лит. им. А.М.Горького. - М.: Наука, 2005.-365 с.

27. Лихачёв Д.С. Литература - реальность - литература. - Л.: Сов. писатель, 1981.-215 с.

28. Ломидзе Г.И. Нравственные истоки подвига. Советская литература и Великая Отечественная Война. - М.: Сов. писатель, 1975. - 246 с.

29. Ломидзе Г.И. Чувство великой общности. - М.: Советский писатель, 1978.-272 с.

30. Мамий Р.Г. Вровень с веком. Идейно-нравственные ориентиры и художественные искания адыгейской прозы II половины XX века. — Майкоп, 2001.-338 с.

31. Машитлова Е.М. Становление и развитие социалистического реализма в кабардинской прозе. — Нальчик: Эльбрус, 1977. - 130 с.

32. Мелетинский Е.М. Введение в историческую поэтику эпоса и романа. - М.: Наука, 1986. - 297 с.

33. Михайлов О.Н. Страницы советской прозы. - М.: Современник, 1984.-271 с.

34. Мусукаева А.Х. Ответственность перед временем: Литературоведческие статьи. - Нальчик: Эльбрус, 1987. - 168 с.

35. Мусукаева А.Х. Поиски и свершения. - Нальчик: Эльбрус, 1978. — 131с.

36. Мусукаева А.Х. Северокавказский роман. Художественная и этнокультурная типология. — Нальчик: Эльбрус, 1993. — 192 с.

37. Неупокоева И.Т. Проблемы взаимодействия современных литератур. - М.: АНСССР, 1963. - 227 с.

38. Очерки истории балкарской литературы. — Нальчик: Эльбрус, 1981. - 394 с.

39. Очерки истории кабардинской литературы. — Нальчик: Эльбрус, 1968.-302 с.

40. Панеш У.М. Типологические связи и формирование художественно- эстетического единства адыгских литератур. - Майкоп, 1990. — 279 с.

41. Пархоменко М.Н. Многонациональное единство советской литературы. - М.: Просвещение, 1978. - 287 с.

42. Писатели Кабардино-Балкарии. XIX - конец 80-х гг. XX в. Библиографический словарь. - Нальчик: Эль-Фа, 2003. - 441 с.

43. Поспелов Г.Н. Проблемы исторического развития литературы. - М.: Просвещение, 1972.— 271 с.

44. Поспелов Г.Н. Теория литературы. - М.: Высш. шк., 1978. - 351 с.

45. Проблема историзма в русской советской литературе (60-80-е годы). - М . , 1986.-263 с.

47. Проблемы жанров русской и советской литературы. Сб. статей. — Томск: ТГПИ, 1977. - 173 с.

48. Проблемы стиля и жанра в современной советской литературе. — Свердловск: Уральск, гос. ун-т, 1979. - 129 с.

49. Пути развития советской многонациональной литературы. - М.: Наука, 1967.-320 с.

50. Развитие традиций в кабардинской и балкарской литературах. Сб. ст.. - Нальчик, 1980. - 123 с.

51. Русская повесть XIX века. - Л.: Наука, 1973. - 370 с.

52. Русская советская повесть 20-30-х годов. — Л.: Наука, 1976. - 453 с.

53. Советская многонациональная литература (Очерк развития): Учеб. пособие для филол. спец. вузов. / Под ред. Г.И.Ломидзе; Отв. ред. Н.С.Надъярных, С М . Хитарова. - М.: Высш. шк., 1986. - 199 с.

54. Современная проза социалистического реализма (литературные жанры). Под. ред. ХИ.Ф.Волкова, Р.Р.Кузнецовой, В.И.Фатющенко. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1986. - 192 с.

55. Современная русская советская литература. В 2 ч. / Под ред. А.Г.Бочарова, Г.А.Белой. — М.: Просвещение, 1987.

56. Современная русская советская повесть. - Л.: Наука, 1975. - 264 с.

57. Схаляхо А. Идейно-художественное становление адыгских литератур. - Майкоп, 1988. - 280 с.

58. Теппеев A.M. Балкарская проза. - Нальчик: Эльбрус, 1974. - 174 с.

59. Теракопян Л. Дыхание жизни: Очерки о современной советской многонациональной литературе. - М.: Сов. писатель, 1971. - 352 с.

60. Теракопян Л.А. Параллели и пересечения: Современная проза: герои, проблемы, конфликты. - М.: Худож. литература, 1984.

61. Тимофеев Л.И. Основы теории литературы. — М.: Просвещение, 1976.-448 с.

62. Толгуров З.Х. В контексте духовной общности: Проблемы развития литератур народов Северного Кавказа. - Нальчик: Эльбрус, 1991. — 288 с.

63. Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика: Учеб. пособие. — М.: Аспект Пресс, 2001.-334 с.

64. Тхагазитов Ю.М. Духовно-культурные основы кабардинской литературы. - Нальчик: Эльбрус, 1994. - 248 с.

65. Тхагазитов Ю.М. Эволюция художественного сознания адыгов. - Нальчик: Эльбрус, 1996. - 256 с.

66. Урусбиева Ф.А. Портреты и проблемы: Эссе, литературные портреты, статьи, рецензии. - Нальчик: Эльбрус, 1990. - 164 с.

67. Урусбиева Ф.А. Путь к жанру: Очерк истории жанров в балкарской литературе. -Нальчик: Эльбрус, 1972. - 175 с.

68. Утехин Н.П. Жанры эпической прозы. — Л.: Наука, 1982. - 185 с.

69. Утехин НИ Черты неповторимого. — М.: Современник, 1980. - 207с.

70. Хакуашев А.Х. Истоки становления. - Нальчик: Эльбрус, 1984. — 212с. ПО. Хализев В.Е. Теория литературы: Учебник. — М.: Высш. шк., 2005. — 405 с.

71. Хапсироков X.X. О национальном своеобразии литератур адыгских народов. - Черкесск, 1960. - 64 с.

72. Хапсироков Х.Х. Пути развития адыгских литератур. - Черкесск: Карачаево-Черкесское отд. Ставропольского кн. изд-ва, 1968. — 266с.

73. Храпченко М.Б. Горизонты художественного образа. - М.: Худож. литература, 1986. - 439 с.

74. Храпченко М.Б. Художественное творчество, действительность, человек. - М.: Сов. писатель, 1978. — 366 с.

75. Ципинов А.А. Мифоэпическая традиция адыгов. - Нальчик: Эль-Фа, 2004.-175 с.

76. Чамоков Т.Н. В ритме эпохи. (О литературе адыгских народов). - Нальчик: Эльбрус, 1986.-184 с.

77. Чернец Л.В. Литературные жанры (проблемы типологии и поэтики). - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. - 192 с.

78. Чичерин А.В. Очерки по истории русского литературного стиля: Повествовательная проза и лирика. - М.: Худож. литература, 1985. — 447 с.

79. Шаззо К.Г. Художественный конфликт и эволюция жанров в адыгских литературах. - Тбилиси: «Мецниереба», 1978. - 240 с.

80. Шошин В.А. Литература народов СССР. Пособие для учителя. - М: Просвещение, 1977. - 191 с.

81. Шошин В.А. Проблемы взаимодействия советских национальных литератур. - Л.: Наука, 1989. — 247 с.

82. Якименко Л.Г. На дорогах века: Актуальные вопросы советской литературы. — М.: Худож. литература, 1978. - 494 с. II

83. Аннинский Л. Вариант спасения? (Заметки о прозе 70-х гг.) // Октябрь.-1990.-№5. / /

84. Апухтина В.А. Повесть нашего времени // Современная проза социалистического реализма (литературные жанры). Под. ред. Х.Ф.Волкова, Р.Р.Кузнецовой, В.И.Фатющенко. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1986.

85. Арутюнов Л.Н. Развитие эпических традиций в современной советской литературе // Взаимодействие литератур и художественная культура развитого социализма. Проблемы жизни. Теория. Поэтика. - М . : Наука, 1981.

86. Братиков А.Ф. Современная военная проза // Проблемы русской советской литературы. 50-70-е годы. — Л., 1976.

87. Выходцев П.С. Закономерности развития жанра // Выходцев П.С. Новаторство. Традиции. Мастерство. — Л.: Сов. писатель, 1973.

88. Гоффеншефер В. Кабардинская художественная проза // Заря над Эльбрусом: Кабардинские повести и рассказы. - М.: Молодая гвардия, 1956.

89. Джусойты Н. Все начинается с размышления... // Вопросы литературы. - 1976. — №5.

90. Золотусский И. Познание настоящего // Вопросы литературы. - 1975.-№101.

91. Изюмский Б. Солнце перед ненастьем // Дон. - 1968. - № 5.

92. Корзун В.Б. Литература народов Северного Кавказа // История советской национальной литературы в 6-ти тт. Т. 1. - М.: Наука, 1970.

93. Ломидзе Г.И. Сила реализма: Заметки о современной прозе // Вопросы литературы. - 1963. - № 5.

94. МилионисХ. Послевоенная проза // Литературное обозрение. - 1997. - № 1 .

95. Мусукаева А.Х. Некоторые вопросы формирования кабардинской прозы //Филологические труды. Вып. 1. —Нальчик, 1977. /

96. Мусукаева А.Х. Современный герой кабардинской прозы // Перепутье. Литературно-художественный сборник / Сост. А.М.Бицуев. - Нальчик: «Эльбрус», 1976.

97. Мусукаева А.Х. Становление и развитие кабардинской повести // Дон.-1972.-№8.

98. Налоев З.М. На стыке фольклора и литературы // Развитие традиций в кабардинской и балкарской литературах. Сб. статей. - Нальчик, 1980.

99. Особенности лирической прозы 70-х годов («Царь-рыба» В.Астафьева) // Единство и многообразие. Типология социалистического реализма и творческая индивидуальность писателя. - Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1982.

100. Синенко B.C. Русская советская повесть 40-50-х гг. Вопросы поэтики и типологии жанра // Проблемы жанра и стиля. - Уфа, 1970.

101. Стенник Ю.В. Система жанров в историко-литературном процессе // Историко-литературный процесс. Проблемы и методы изучения. Сб. статей.-Л.: Наука, 1974.

102. Султанов К.К. Структура характера и современный опыт прозаического повествования // Взаимодействие литератур и художественная культура развитого социализма. Проблемы жизни. Теория. Поэтика. - М.: Наука, 1981.

103. Топер П. Человек на войне // Вопросы литературы. - 1961. - № 4.

104. Трагизм обстоятельств и проблема нравственного выбора в советской «военной» повести 70-х годов // Единство и многообразие. Типология социалистического реализма и творческая индивидуальность писателя. - Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1982.

105. Трефилова Г. Динамика жанровых форм и некоторые стилевые тенденции прозы // Современная советская литература в духовной жизни общества развитого социализма. - М., 1980.

106. Хайлов А.И. Концепция человека и движение жанрово- повествовательных форм // Взаимодействие литератур и художественная культура развитого социализма. — М.: Наука, 1977.

107. Храпченко М.Б. Типологическое изучение литературы и его принципы // Проблемы типологии русского реализма. — М., 1969. III

108. Адыгов Т. Каракура: Повесть. - М.: Современник, 1986. - 221 с.

109. Заря над Эльбрусом: Кабардинские повести и рассказы. - М.: Молодая гвардия, 1956. - 408 с.

110. Кагермазов Б.Г. Узлы: Книга прозы. - Нальчик: Эльбрус, 1988. - 248с.

111. Карданов Б.М. Комбат: Повести и рассказы. — Нальчик: Эльбрус, 1991.-320 с.

112. Карданов Б.М. Память сердца. Повести и рассказы. - Нальчик, 1976.

113. Кешоков А. Собрание сочинений. В 4 т. - М.: Худож. литература, 1981-1982.

114. Кушхаунов А.Ш. Повести. - Нальчик: Эльбрус, 1988. - 280 с.

115. Кушхов Мелодии юности: Повести, рассказы, пьесы. — Нальчик: Эльбрус, 1992.-280 с.

116. Мазихов Б.Б. Пора листопада: Повести, рассказы. — М.: Советский писатель, 1988. — 272 с.

117. Мир дому твоему: Избранная проза народов Северного Кавказа: Сборник. - Нальчик, 2003. — 256 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.