Художественное единство патриотического и лирического в военной поэзии Кабардино-Балкарии: 1941-1945 гг. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.02, кандидат филологических наук Нахушева, Залина Адальбиевна

  • Нахушева, Залина Адальбиевна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2005, Нальчик
  • Специальность ВАК РФ10.01.02
  • Количество страниц 161
Нахушева, Залина Адальбиевна. Художественное единство патриотического и лирического в военной поэзии Кабардино-Балкарии: 1941-1945 гг.: дис. кандидат филологических наук: 10.01.02 - Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы). Нальчик. 2005. 161 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Нахушева, Залина Адальбиевна

4 Введение. ф

Глава I. Русская поэзия периода Великой Отечественной войны: идейно-тематическая направленность и художественное своеобразие (к постановке проблемы).

Глава II. Патриотические мотивы в кабардинской и балкарской поэзии начала 1940-х годов.

Глава III. Лирико-патриотические мотивы в жанре стихотворного послания и посвящения.

3.1. Лирическое письмо и его социально-нравственная

Ф направленность. $ 3.2. Единство патриотического и лирического в стихах о России.

Глава IV. Художественное осмысление нравственно-этических проблем в военной поэзии Кабардино-Балкарии (1941-1945 гг.).

4.1. Тема любви в творчестве поэтов-фронтовиков.

4.2. Поэтизация природы как способ выражения патриотических чувств.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Художественное единство патриотического и лирического в военной поэзии Кабардино-Балкарии: 1941-1945 гг.»

Актуальность темы исследования обусловлена недостаточной изученностью целого ряда проблем, связанных с процессами становления и развития поэтических жанров в литературе Кабардино-Балкарии 1940-х годов.

Исследование проблемы художественного единства патриотического, нравственно-психологического и художественно-эстетического начал в военной поэзии Кабардино-Балкарии 1940-х годов находится на начальной стадии. Поэтические произведения кабардинских и балкарских авторов, посвященные теме Великой Отечественной войны и созданные в период 1941-1945 гг., не подвергались монографическому исследованию. На сегодняшний день остаются открытыми вопросы, связанные с жанровыми особенностями военной поэзии, соотношением в ней документального и художественного, ее художественно-стилистическими особенностями. Актуальность темы настоящей работы состоит в решении этих и других важнейших вопросов, выходящих на поставленную проблему.

Цели и задачи исследования. Основная цель диссертационной работы - опираясь на достигнутое предшествующим и современным литературоведением, исследовать жанровые, тематические и художественные особенности военной поэзии Кабардино-Балкарии периода 1940-х годов, единство патриотического и лирического начал в ней.

Поставленная цель определила необходимость решения следующих конкретных задач:

• выявить особенности влияния русской поэзии 1940-х годов на формирование и развитие жанров национальной военной поэзии;

• определить и изучить национально-художественные истоки военной поэзии 1940-х годов в кабардинской и балкарской литературах;

• выявить жанровую и эстетическую природу военной лирики;

• изучить процесс эволюции лирических жанров в кабардинской и балкарской военной поэзии;

• провести подробный текстологический анализ произведений поэтов 1940-х годов: А.Кешокова, Б.Куашева, К.Кулиева, К.Мечиева, К.Отарова, А.Шогенцукова и др.

Обращение к русской военной поэзии при анализе творчества названных авторов обусловлено ее значительной ролью в художественном решении темы подвига народа на войне, необходимостью выявить степень ее влияния на становление и развитие жанров военной поэзии в национальных литературах, в частности кабардинской и балкарской.

Научная новизна диссертационной работы состоит в выборе объекта анализа: военная поэзия Кабардино-Балкарии впервые подвергается монографическому исследованию в обозначенном аспекте. Данная работа - первая попытка системно и многоаспектно изучить и обобщить жанровые, тематические и художественно-эстетические особенности военной поэзии Кабардино-Балкарии 19411945 гг.

Материалом для исследования послужили поэтические произведения кабардинских и балкарских художников слова: лирические стихотворения, песни, плачи, клятвы, поэмы А.Кешокова, Б.Куашева, К.Кулиева, К.Мечиева, К.Отарова, А.Шогенцукова и др.

Степень разработанности темы. В северокавказском литературоведении нет специального исследования, посвященного проблеме художественного единства патриотического и лирического начал в военной кабардинской и балкарской поэзии 1941-1945 гг., хотя в главах монографий, а также в отдельных статьях исследуются те или иные аспекты данной проблемы. Жанровому своеобразию и художественно-эстетическим особенностям национальной поэзии периода 1940-х годов посвящены отдельные разделы монографических исследований Х.Бакова «Национальное своеобразие и творческая индивидуальность в адыгской поэзии» (1994); Т.Гуртуевой «Маленький человек с большой буквы: Поэзия Северного Кавказа в контексте постмодернизма» (1994); В.Пипинис «Балкарские советские писатели» (1958); М.Сокурова «Лирика Алима Кешокова» (1969); З.Толгурова «Движение балкарской поэзии» (1994); А.Хакуашева «Али Шогенцуков» (1993); Т.Эфендиевой «Страницы жизни и творчества Керима Отарова» (1987). Эти и другие работы послужили научной теоретической базой для нашей диссертации.

Методологическая основа исследования. В работе применены культурно-исторический и типологический методы исследования. Мы опирались на основные положения современного литературоведения, разработанные в трудах Г.Гачева, Л.Гинзбург, Ю.Лотмана, а также Х.Бакова, Т.Гуртуевой, М.Сокурова, З.Толгурова, Ю.Тхагазитова, А.Хакуашева, Т.Эфендиевой и др. Теоретические вопросы русской поэзии XX века достаточно подробно изучены такими литературоведами, как Ю.Борев, В.Виноградов, В.Кожинов, Л.Тимофеев, Ю.Тынянов.

Теоретическая и практическая значимость работы состоит в том, что она обогащает представление о жанровой и художественно-стилистической специфике военной поэзии Кабардино-Балкарии периода 1941-1945 годов, о своеобразии художественного мастерства известных кабардинских и балкарских поэтов. Результаты диссертационного исследования могут способствовать дальнейшему сравнительно-историческому изучению национальной поэзии Северного Кавказа и выявлению общих закономерностей литературного процесса.

Материалы исследования могут быть использованы при изучении истории литератур Кабардино-Балкарии, а также в процессе преподавания специальных курсов на гуманитарных факультетах вузов республики. Отдельные разделы исследования могут оказать определенную помощь при составлении учебников, учебных пособий и программ по истории кабардинской и балкарской литератур.

Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы диссертационного исследования были доложены и обсуждены на научных конференциях: «Республиканская научно-практическая конференция» (Нальчик, 2005 г.); «Народы Кабардино-Балкарии в Великой Отечественной войне. Научно-практическая конференция» (Нальчик, 2005 г.); «60 лет Великой Победы. Научная конференция» (Элиста, 2005 г.). По теме диссертации опубликован ряд статей.

Диссертационная работа была обсуждена на расширенном заседании кафедры русской литературы и кабардинского языка и литературы Кабардино-Балкарского государственного университета (июнь 2005 г.), а также на заседании научного семинара «Актуальные проблемы литератур Северного Кавказа» (сентябрь 2005 г.).

Структура диссертации. Цели и задачи определили структуру диссертационной работы, которая состоит из введения, четырех глав, заключения и библиографии.

Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», Нахушева, Залина Адальбиевна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате исследования проблемы «Художественное единство патриотического и лирического в военной поэзии Кабардино-Балкарии» (1941-1945 гг.) мы пришли к следующим выводам:

1.Ha современном этапе, когда мировое сообщество отметило 60-летие со дня Великой победы во Второй мировой войне, исследование кабардино-балкарской поэзии периода 1941-1945 годов имеет актуальное значение. Утверждение демократических позиций в российском обществе сопровождалось новым осмыслением истории, культуры и характеризовалось обостренным вниманием к национальным духовным ценностям народов Российской Федерации, к литературным взаимосвязям, без которых невозможен нормальный процесс развития художественного творчества. Особый интерес в этой связи представляет художественное единство патриотического и лирического в военной поэзии Кабардино-Балкарии, развитие их художественного творчества.

Проблема «человек и война» остается одной из самых ответственных и сложных в художественной литературе, особенно в новописьменных литературах народов Северного Кавказа, и в частности, в кабардинской и балкарской поэзии.

2. Война нарушила направление художественно-эстетического процесса всей многонациональной литературы и изменила идейно-тематическое и жанрово-структурные принципы развития творчества поэтов больших и малочисленных народов. Исследователи литературы этого периода учитывали национально-специфическое своеобразие каждой из литератур. Но был еще один масштаб отечественной литературы - интернациональный и общесоюзный. И они изучали уникальное явление - творческое содружество почти восьмидесяти национальных литератур по всем параметрам: проблемным, типологическим, структурно-стилевым и жанровым.

3. В художественной концепции кабардино-балкарской литературы с самого первого года Великой Отечественной войны четко наметились основные мотивы и жанры лирической поэзии этих лет: героико-патриотические и трагические коллизии войны, тема Родины и родного края, герой и народ как центральные проблемы, национально-исторические традиции, поэтизация женщины, родной природы как выражение интимно-патриотических чувств людей, а также осмысление героического характера советского человека в единстве национальных и интернациональных черт, новаторское осмысление сугубо национального, высокого воинского долга и выдвижение на первый план освободительной миссии России и русского народа, идей дружбы и братства как нового общественно-политического явления в годы войны.

4. Основные темы, мотивы и жанры кабардинской и балкарской поэзии развивались в тесной связи с основными тенденциями, характерными для многонациональной советской поэзии. Формирование художественно-эстетического единства отмечалось многими отечественными литературоведами и критиками. Грани идейно-эстетического сближения в художественном решении концепции «человек и война», «народ и история», «Родина и отчий край» объяснялись многими объективными и субъективными причинами авторских художественных воззрений на процесс творчества, и историко-культурными национальными традициями. Опираясь на национальный фольклор, сложившиеся традиции русской классической литературы и мировой культуры, в то же время отражая реальные события 40-х годов, кабардинские и балкарские поэты смогли поднять национальную литературу на новую ступень развития и дать новое направление в художественных поисках поэзии послевоенных лет.

5.Фронтовая лирика К. Мечиева, А. Шогенцукова, Б. Куашева, К. Отарова, М. Геттуева, А. Будаева, Ад. Шогенцукова, К. Кулиева опиралась на поэтические традиции русских поэтов этого времени, а именно: К. Симонова, А. Суркова, А. Прокофьева, А. Твардовского, М. Исаковского, А. Фатьянова, М. Дудина, В. Гусева, Е. Долматовского, А. Чуркина, которые работали военными корреспондентами на различных фронтах родины и писали лирико-публицистические, лирико-героические, лирико-пейзажные произведения, ставшие потом классическими воззваниями, призывами, обращениями, лирическими письмами, письмами-заклинаниями, письмами-наказами, ответами и т.д. Опираясь на опыт более старших по возрасту поэтов России, национальные поэты и, в частности, Кабардино-Балкарии, обретали свои национально- исторические корни, свою специфику и особенности. Стремление осмыслить и художественно отразить все то, что происходило с воюющим народом, истоки его силы, моральные качества людей, преемственность поколений, боевые традиции предков определили пафос и идейную направленность кабардино-балкарской поэзии в годы Второй мировой войны. К этому периоду национальная литература кабардинцев и балкарцев имела уже прочный фундамент -выросли талантливые поэты и писатели, что не раз подчеркивалось исследователями этих литератур в «Очерках истории кабардинской литературы» и в «Очерках истории балкарской литературы», изданных в Нальчике в 1968 ив 1981 гг. Однако, как верно отметил А. Абрамов в своем очерке «Лирика и эпос миллионов»: - «.война предъявила к каждому поэту новые требования, но писать сразу по новому она никого не научила. Одновременно с мужественным осознанием глубины происходящего мужала поэзия» [1: 131].

6. Одним из первых старейших балкарских поэтов откликнулся поэтическим словом на грозные военные события Кязим Мечиев, написавший шесть патриотических стихотворений « Мы победим» ( 1941), «Я - часть живого.» (1943), « К тем, кто будет меня обмывать.» (1944), « Завещание» (1944), « Выдержать!» (1944), « Многострадальный мой народ» (1944), в которых восьмидесятилетний поэт обращался к своим землякам и всему воюющему народу с призывами все выдержать и победить.

В 1941 году книжное издательство «Эльбрус» в г. Нальчике выпустило сборник стихов молодого поэта Барасби Бекулова с тем же названием, что и первое стихотворение К. Мечиева - «Мы победим». В нем были те же патриотические мотивы, что и в стихах К.Мечиева, А. Шогенцукова и других балкарских и кабардинских поэтов военного времени.

7. С первых дней войны оказался на фронте классик кабардинской литературы А. А. Шогенцуков, писавший пламенные стихи, он печатал их на страницах местных газет, читал их воинам, уезжавшим на фронт, выступал на митингах, собраниях, обращаясь к народу с пламенным призывом отстоять землю предков и любимой Родины. Его поэма так и называлась «Моя Родина» (1941), в которой он писал: «. Умирая, я мечтаю только о Родине, что для меня -родная мать» (подстрочный перевод). Особое место в его творчестве занимали и предсмертная песня, написанная им в концлагере Бобруйска, и высоко патриотическое стихотворение «Призыв» (1941), и незаконченная поэма «Кызбурун» ( 1941).

8. Намеченные Кязимом Мечиевым и Али Шогенцуковым героико-патриотические и нравственно-этические темы продолжили в своем творчестве поэты-фронтовики Б. Куашев, М. Геттуев, К. Отаров, К. Кулиев, Ад. Шогенцуков, О. Этезов. В их лирике наблюдалось единство, проявившееся в четких идейно-нравственных ориентирах, в героико-патриотической концепции подвига во имя Родины и народа, в проблемно-тематической направленности и психологическом драматизме. В первые два года войны на первый план выходили жанровые формы «малой» стихотворной публицистики, такие, как отклик-призыв, напутствие и клятва («Клятва» А. Кешокова, «Клятва» К. Кулиева, «Клятва» М. Геттуева), обращения и посвящения к своим женам, сестрам, матерям, друзьям-фронтовикам, а также послания и посвящения Керима Отарова, Кайсына Кулива, Алима Кешокова, которые были своеобразной формой раздумий о происходящих трагических событиях войны, о смерти близких друзей, солдат, не доживших до победы. В них особенно четко проявлялось художественное единство патриотического и лирического («Письмо фронту» К. Отарова, «Слово Родины» А. Кешокова, «Другу» К. Кулиева). В последующие сороковые военные годы (1943-1945 гг.) стали появляться стихи с углубленным психологическим анализом («Солдат», « Город», «Жизнь, как бой трудна» К. Кулиева, «Красная Армия» К. Отарова, «Ночь» А. Кешокова). В основе благородного чувства любви к Родине лежала преданность идеалам человечества и гуманизма, «малой родине», ибо Отечество и земля предков для кабардинцев и балкарцев были неразрывными понятиями. При всем индивидуально-творческом и национальном своеобразии поэтов народов России объединяло идейное единство, высокое сознание долга перед Отчизной и своим народом. В этом различные поэты многонациональной литературы были едины.

9. Пути развития военной поэзии в кабардинской и балкарской литературе продолжили, по нашему убеждению, существенные, принципиальные в типологическом и тематическом отношении черты общесоюзного художественного процесса. Однако в литературе

Кабардино-Балкарии в то же время имели и определенные национально-специфические особенности, вызванные историко-культурными и эстетическими условиями формирования национальной культуры. Показательны в этом плане произведения К. Мечиева, А. Шогенцукова, Б. Куашева, О. Этезова, М. Геттуева, К. Отарова, К. Кулиева, А. Шогенцукова. В их поэзии преобладали героико-эпические и лирико-повествовательные аспекты с элементами драматизма историко-событийных описаний (Поэмы «Моя Родина» Али Шогенцукова, «Перекоп» К. Кулиева). Обращение к национальному прошлому - к гражданским и гуманистическим традициям, к боевой славе национального оружия вошло в кабардино-балкарскую поэзию как важнейший элемент патриотизма (А. Кешоков обращался к образу героя нартского эпоса - Сосруко, К. Кулиев - к легендарному Адемеркану - «Адемеркан», 1942; а народные сказители в это время обращались к фольклорному герою Ачемезу и отважным басиатам, героям исторических походных песен, всегда побеждавших своих иноземных врагов).

10. Художественное осмысление нравственной силы воевавшего народа не могло не привести поэтов к раздумьям о Родине - матери-России. Тема русского народа и его освободительной миссии, России занимала особое место в творчестве всех поэтов военной поры. Была она и в поэтическом творчестве К. Отарова («Услышь меня, Россия», «Россия», «Русские равнины»), К. Кулиева («Россия», «Сосны России шумят»), Б. Куашева («Сверстнику», «Родина моя»), М. Геттуева («Русская мать»), А. Кешокова («Рана»), А. Шогенцукова («Моя родина»).

11.В кабардинской и балкарской литературе военных лет агитационная эпика и публицистика иногда вступала в союз с лирикой, особенно пейзажной, философской. Природа в пейзажной лирике Али

Шогенцукова, К.Отарова, А.Кешокова, К.Кулиева часто символизировала торжество жизни над смертью, вечное движение и обновление мира. Секрет жанровой гибкости военной поэзии и ее тематического многообразия заключался в самой ее сущности и назначении - в ее идейной и эстетической заданности. Образ родной природы как персонажа, героя произведения сохранился в военной лирике Кабардино-Балкарии в двух основных установках: 1) как фон действия человека и 2) как средство психологизации солдата войны. Эта традиция была и в родном фольклоре, отсюда, в измененном виде и творчески обогащенная, она перешла в поэзию.

Роль пейзажных зарисовок и образов природы в воплощении идейно-нравственного и художественно-эстетического замысла особенно отмечена в стихах К. Кулиева «Ты слышишь, какая стоит тишина.», «Цветы на фронте». «Весна на фронте», «Дороги», «Дороги мои»; К. Отарова «Соловьи», А. Кешокова «Каска», «Буря», «Буря в горах», «Ночь».

Пейзажная поэзия военных лет Кабардино-Балкарии обладала большой идейно-эстетической силой воздействия на читателей поэзии. Она отличалась к тому же и жанровой многоаспектностью. Исследователи делят ее на публицистическую, эпическую, лирическую и философскую, подчеркивая в ней художественное единство патриотического и лирического.

Сохраняя свою самостоятельность как жанровая форма, пейзажная поэтическая живопись проникала в поэму, балладу, в стихотворные послания и посвящения.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Нахушева, Залина Адальбиевна, 2005 год

1. Абрамов A.M. Лирика и эпос Великой Отечественной войны. -М., 1975.-235 с.

2. Актуальные проблемы литератур Кабардино-Балкарии. Сборник статей. Нальчик, 1991. - 176 с.

3. Апухтина В., Удонова 3. Героический эпос народа: Советская литература о Великой Отечественной войне. М., 1965. - 195 с.

4. Баков Х.И. Национальное своеобразие и творческая индивидуальность в адыгейской поэзии. Майкоп, 1994. - 203 с.

5. Барг М.А. Эпохи и идеи. Становление историзма. М., 1987. -203 с.

6. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975. - 502 с.

7. Берков П.Н. Проблемы исторического развития литератур. Л., 1981.-281 с.

8. Борев Ю. О трагическом. М., 1969. - 350 с.

9. Бочаров А.Г. Человек и война. М., 1978. - 456 с.

10. Бушмин А.С. Преемственность в развитии литературы. Л., 1978. - 224с.

11. Бычков Д., Пипинис В. Балкарские советские писатели. -Нальчик, 1958. 117 с.

12. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. М., 1989. - 406 с.

13. Вопросы методологии историко-литературных исследований. -Л., 1981.-258 с.

14. Выходцев П. Новаторство. Традиции. Мастерство. Л., 1973. -336 с.

15. Гадамер Г.Г. Актуальность прекрасного. М., 1991. - 367 с.

16. Гамзатов Г.Г. Дагестанский феномен возрождения. Махачкала, 2000.-280 с.

17. Гачев Г.Д. Национальные образы мира. М., 1998. - 432 с.

18. Гинзбург Л. О лирике. М.-Л., 1974. - 385 с.

19. Гринберг И.Л. Три грани лирики. -М., 1975. 334 с.

20. Гринберг И.Л. Современная лирическая поэзия. М., 1971. — 48с.

21. Гулыга А.В. Искусство истории. О нравственных уроках минувших времен. М., 1980. - 288 с.

22. Гуртуева Т.Б. Маленький человек с большой буквы: Поэзия Северного Кавказа в контексте модернизма. Нальчик, 1994. -207 с.

23. Далгат У.В. Литература и фольклор. М., 1981. - 195 с.

24. Дементьев В. Размышления о жизни и творчестве Кайсына ^ Кулиева. Нальчик, 1987. - 187 с.Ш

25. Дементьев В.В. Исповедь земли. Слово о российской поэзии. . М, 1980.-305 с.

26. Живая память поколений. Великая Отечественная война в советской литературе. М., 1965. - 402 с.

27. Живое слово. Кязимовский сборник: Материалы республиканской научно-практической конференции, посвященной 60-летию со дня смерти поэта. Нальчик, 2005. - 158 с.

28. Жирмунский В. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. М., 1977.-408 с.

29. Жирмунский В. Теория стиха. Л., 1957. - 664 с.

30. Исследования по поэтике и стилистике. Л., 1972. - 278 с.

31. Исследования по теории стиха. Л., 1978. - 232 с.

32. История и современность в литературах Северного Кавказа. -Орджоникидзе, 1980.-201 с.

33. Котлярова М.А., Котляров В.Н. Балкария: боль и радость. Книга о мудром кузнеце Кязиме Мечиеве. Нальчик, 2003. - 415 с.

34. Кузьмичев И.К. Жанры русской литературы военных лет (1941-1945).-Горький, 1962. 195 с.

35. Кучмезова Р. «.И мой огонь горел». Эссе о Слове Кязима Мечиева. Нальчик, 1996. - 205 с.

36. Ленобль Г. История и литература. М., 1977. - 201 с.

37. Леонов Б. Эпос героизма. Тема героического в русской советской литературе. М., 1975. - 215 с.

38. Либединский Ю.Н. «Современники». М., 1958. - 330 с.

39. Лирика Керима Отарова. Нальчик, 1991. - 286 с.

40. Литература великого подвига. Великая Отечественная война в советской литературе. Выпуск 1. М., 1970. - 437 с.

41. Литература великого подвига. Великая Отечественная война в советской литературе. Выпуск 2. М., 1975.- 387 с.

42. Литература великого подвига. Выпуск 3 . М., 1978. - 402 с.

43. Лихачев Д.С. Литература реальность - литература. Л., 1984. -185 с.

44. Ломидзе Г. Нравственные истоки подвига. (Советская литература о Великой Отечественной войне). М., 1975. - 193 с.

45. Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. М., 1972. - 272 с.

46. Материалы научно-теоретической конференции, посвященной 80-летию со дня рождения Кайсына Кулиева. Вторые Эльбрусские чтения. Нальчик, 1998. - 113 с.

47. Материалы региональной конференции, посвященной 85-летию со дня рождения К. Ш. Кулиева. Нальчик, 2002. -230 с.

48. Мир на Северном Кавказе через языки, образование, культуру. Симпозиум IX. Литературный процесс: кавказский контекст. -Пятигорск, 2004. 68 с.50

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.