Художественное пространство в рецепции Андрея Тарковского: теория и практика тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат наук Стогниенко, Александр Юрьевич

  • Стогниенко, Александр Юрьевич
  • кандидат науккандидат наук
  • 2013, Кострома
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 162
Стогниенко, Александр Юрьевич. Художественное пространство в рецепции Андрея Тарковского: теория и практика: дис. кандидат наук: 24.00.01 - Теория и история культуры. Кострома. 2013. 162 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Стогниенко, Александр Юрьевич

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

ГЛАВА 1. Художественное пространство как структурно организованный феномен культуры в XX веке: историко-типологический аспект

1.1. Культурфилософия художественного пространства в первой половине XX века

1.2. Статус художественного пространства в культурфилософских концепциях второй половины XX века

1.3. Трансформация художественного пространства в кинематографе как явлении культуры

ГЛАВА 2. Динамика художественного пространства в фильмах A.A. Тарковского

2.1. Художественное пространство в фильмах А.А.Тарковского: теоретический аспект

2.2. Особенности организации художественного пространства в фильмах «Солярис» и «Зеркало» A.A. Тарковского

2.3. Смысловое поле художественного пространства в фильмах «Сталкер» и «Жертвоприношение» A.A. Тарковского

Заключение

Библиографический список

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Художественное пространство в рецепции Андрея Тарковского: теория и практика»

Введение

Актуальность исследования определяется культурфилософским подходом к пониманию художественного пространства в искусстве второй половины XX века. В этом подходе совмещаются сущность и значение феноменов культуры, в данном случае - авторского кинематографа, что позволяет представить художественное пространство как органическую форму репрезентации «я» художника.

Художественное пространство стало предметом специального (прежде всего, философского - феноменология, экзистенциализм) изучения только в конце XIX века, получив дальнейшее развитие в XX столетии. В результате была выявлена интегративная функция художественного пространства в пределах как отдельного произведения искусства, так и художественной культуры в целом.

Если вспомнить, что П.А. Флоренский определяет культуру как особого рода деятельность по организации пространства, то актуальным становится выявление его структурных элементов. Методологические подходы к обнаружению этих элементов представлены в работах отечественных культурологов - М.С. Кагана, P.A. Зобова и A.M. Мостепаненко, что делает актуальным использование предложенных ими характеристик при исследовании художественного пространства в фильмах A.A. Тарковского.

Изучение художественного пространства, выявление его структурных элементов, способов их взаимодействия и осмысления в творческом наследии Андрея Тарковского, главная исследовательская цель, определяет актуальность культурфилософской проблематики данной диссертации.

Творческое наследие A.A. Тарковского включает: статьи, эпистолярий, дневниковые записи, интервью, которые можно определить как теоретический аспект его деятельности, а также фильмографию (семь полнометражных и три

короткометражных фильмов) как собственно творчество. Актуальным является исследование соотношения теоретических размышлений Андрея Тарковского с их преломлением в фильмах, что позволяет выявить динамику художественного пространства.

Степень научной разработанности проблемы

Пространство как особый аспект культуры (художественной культуры в том числе) стало предметом специального исследования с конца XIX века. Для проблемного поля диссертации значимыми являются труды О. Шпенглера (теория «морфологической структуры» как ее «души»), X. Ортеги-и-Гассета (противостояние духовной элиты «массовому обществу»), М. Мерло-Понти («феноменальное тело» как средоточие культурных смыслов), М. Хайдеггера (проблема пространственности)1.

Значимую роль сыграли работы русского исследователя художественного пространства П.А. Флоренского2,

Комплексному анализу особенностей феномена художественного

о

пространства посвящены исследования Н.В. Коптель и И.П. Никитиной .

При анализе понятия «художественное пространство» автор опирался на культурологические работы И.А. Едошиной, H.A. Шалимовой4.

В рамках культурфилософского подхода к пониманию специфики художественного пространства в отечественной науке второй половины XX века значимыми представляются работы С.А. Бабушкина, P.A. Зобова, М.С. Кагана, A.M. Мостепаненко, Л.Г. Юлдашева5.

Шпенглер О. Закат Европы: Очерки морфологии мировой истории. Т. 1. М.: Мысль, 1998; Ортега-и-ГассетХ. «Дегуманизация искусства» и другие работы. М.: Радуга, 1991; Ортега-и-Гассет X. Эстетика. Философия культуры. М.: Искусство, 1991.; Мерло-Понти \1. Око и дух. М.: Искусство, 1992; Мерло-Понти М. Феноменология восприятия. СПб.: Ювента: Наука, 1999; Хайдеггер М. Время и бытие. М.: Республика, 1993.

2 Флоренский П.А. Обратная перспектива: Черты конкретной метафизики. М.: ACT, 2009.

3 Коптель Н.В. Художественное пространство второй половины XX века: философско-культурологнческий анализ: Дис. ... канд. филос. наук. Саратов, 2007; НикитичаИ.Н. Пространство мира и пространство искусства. М.: РГГУ, 2001.

4 Едошина И.А. Сущностные основания искусства в XX веке (священник П.А. Флоренский и художник В.В. Стерлигов) // Энтелехия. 2011. №24. С. 57-63; Едошина И.А. Пространство как сущностная характеристика художественного сознания в XX веке (о. Павел Флоренский и Михаил Бахтин) // Энтелехия. 2000. №2. С. 38-46.; Шалимова H.A. Обратная перспектива как метод построения художественной реальности: «мнимости в геометрии» и «мнимые величины» //Энтелехия. 2002. №4. С. 91-97.

5 Бабушкин С.А. Пространство и время художественного образа // Проблемы этики и эстетики. Вып. 2. Л.,

Особенности художественного пространства кинематографа как самостоятельного вида искусства исследуются в работах Я. Мукаржовского, Ю.М. Лотмана, H.A. Хренова6.

Общие вопросы киноэстетики и художественного языка A.A. Тарковского наиболее полно раскрыты в работах A.A. Аронова, Н.Ф. Болдырева, И.И. Евлампиева, М.И. Туровской, С. Сальвестрони, В.П. Филимонова, С.Н. Филиппова .

Отдельные аспекты творчества Тарковского представлены в работах, посвященных философии фильмов режиссера (В.П. Михалев, B.JI. Петрушенко),

о

их киногерменевтики (Д. Салынский) .

Исследованию отдельных фильмов режиссера, как самостоятельных и целостных произведений искусства, посвящены работы В. Можегова,. Н.Х. Орлова, А. Райчева, Ж.-П. Сартра, А. Тарасова9.

Творческое наследие Тарковского исследовалось в диссертациях

1975. С. 114-132.; Зобов P.A., Мостенаненко A.M. О типологии пространственно-временных отношений в сфере искусства // Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. Л., 1974. С. 11-34.; Каган М.С. О философском уровне анализа отношения искусства к пространству и времени // Пространство и время в искусстве. Л., 1988. С. 22-28.; Каган М.С. Пространство и время в искусстве как проблема эстетической науки // Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. Л.: 1974. С. 26-39.; ЮлдашевЛ.Г. Искусство: философские проблемы исследования. М.: Мысль, 1981.

6 Мукаржовский Я. Исследования по эстетике и теории искусства: Пер. с чешек. / Сост. и коммент. Ю.М. Лотмана и О.М. Малевича М.: Искусство, 1994.; Лотман Ю.М. Семиотика кино и проблема киноэстетики. Таллии: Изд-во «Ээст» Раамат», 1973.; Хренов H.A. Смена эстетической парадигмы в русской культуре XX века: феномен А.Тарковского // Энтелехия. 2003. №6. С. 108-131.; Хренов H.A. «Смерть» и «рождение» автора в зрелищном дискурсе Л. Тарковского на фоне реабилитации культуры Серебряного века // Энтелехия. 2007. №14. С. 69-90.

7 Аронов A.A. "Оттепель" в истории отечественной культуры (50-е - 60-е гг. XX века): монография. - М. : Экон-Информ, 2008.; Болдырев Н.Ф. Жертвоприношение Андрея Тарковского. М.: Вагриус, 2004; Евлалшиев ИИ. Художественная философия Андрея Тарковского. Уфа: ARC, 2012; Туровская М.И. Семь с половиной, или Фильмы Андрея Тарковского. М.: Искусство, 1991; Сальвестрони С. Фильмы Андрея Тарковского и русская духовная культура / Пер. С ит. М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2009;Фили.\ю1<ов В.П. Андрей Тарковский: Сны и явь о доме. М.: Молодая гвардия, 2011; Филиппов С.Н. Теория и практика Андрея Тарковского URL.: http://www.tarkovsky.su/library/filipov-theory/ (дата обращения 11.12.2012).

8 Михалев В. Тарковский о художественно-образной природе киноискусства // Мир и фильмы Андрея Тарковского / Сост. A.M. Сандлер. М.: Искусство, 1990. С. 259-262; Петрушенко В. Предельные основания бытия человека в фильмах Андрея Тарковского // Мир и фильмы Андрея Тарковского / Сост. A.M. Сандлер. M.: Искусство, 1990. С.263-268; СапынскийД. Киногерменевтика Андрея Тарковского. URL.: http://www.tarkovskiy.su/texty/salynskiy.html (дата обращения 24.05.2012).

9 МожеговВ. Сталкер: литургия Апокалипсиса URL.: http://www.tarkovskiy.su/texty/analitika/liturgAp.html (дата обращения 30.05.2012); Орлова Н.Х. Андрей Тарковский: преодоление временных дистанций // Соловьевские исследования. 2012. № 3 (35). С. 57-67; РайчевА. Сталкер как возможная философская точка зрения на потустороннее // Критика и семиотика. М., 2001. Вып. 3-4. С. 134 - 144.; СартрЖ.-П. По поводу «Иванова Детства» // Мир и фильмы Андрея Тарковского / Сост. A.M. Сандлер. M.: Искусство, 1990. С.11-22.; Тарасов А. «Стена Леонардо» в творчестве А. Тарковского URL.: http://www.tarkovskiy.su/texty/analitika/Tarasov.html (дата обращения 13.07.2012).

O.K. Клейменовой, Н.Г. Кононенко, М.А. Перепелкина10.

Несмотря на столь обширное количество работ, вне поля зрения исследователей остался целый ряд вопросов культурфилософского содержания. В частности, практически не исследовано осмысление художественного пространства в «письменном» наследии Тарковского, отсутствует анализ влияния советской и западноевропейской культуры на формирование эстетических принципов режиссера, форм и способов их реализации в его кинофильмах.

Цель исследования: постижение специфики художественного пространства (структура, функции, смыслы) в творческом наследии A.A. Тарковского.

Объект исследования: теоретические работы и кинофильмы A.A. Тарковского.

Предмет исследования: - форма, структура и механизмы трансформации художественного пространства в творческом наследии A.A. Тарковского.

Гипотеза исследования: основана на предположении, что художественное пространство, ставшее в XX веке одной из главных характеристик искусства, обладает культурологическим содержанием, которое позволяет увидеть синтетическую природу творческого наследия Тарковского. Предлагаемый культурфилософский подход способствует постижению структуры художественного пространства, выявлению его композиционных, изобразительных элементов, их смысловому содержанию.

В соответствии с названной целью были поставлены следующие задачи:

- систематизировать представления о художественном пространстве в философии XX века;

- представить особенности культурфилософского подхода в изучении художественного пространства в России второй половины XX века, определить в прикладном аспекте содержание понятия «художественное пространство»;

Клейменова O.K. Композиционные построения изобразительного ряда в исторических фильмах С.Эйзенштейна и А. Тарковского: Дне. ... канд. искусствоведения. Москва. 2001; Кононенко Н.Г. Андрей Тарковский. Звучащий мир фильма: Дне. ... канд. искусствоведения. Москва. 2008; Перепелкнн М.А. Метафизическая парадигма в русской литературе 1970-х годов: формирование, структура: Дис. ... доктора фил. наук. Самара, 2010.

- выявить специфику художественного пространства кинематографа как самостоятельного вида искусства;

- актуализировать теоретические аспекты в понимании художественного пространства на теоретическом материале наследия A.A. Тарковского;

- установить структурно-функциональные особенности художественного пространства в поэтике фильмов «Солярис» и «Зеркало»;

- определить динамику культурфилософского содержания в художественном пространстве фильмов «Сталкер» и «Жертвоприношение».

Методологической базой исследования является герменевтика, разработанная в трудах П. Рикера и М. Хайдеггера, а также В.П. Океанского и позволяющая исследовать теоретическое наследие Тарковского, его кинофильмы, в аспекте более глубокого проникновения в их смысловое поле.

Диссертационное исследование основано на культурфилософском и системно-комплексном (культурологическом) подходах, которые обеспечиваются использованием соответствующих методов.

Культурно-исторический метод в исследовании используется при осмыслении таких феноменов художественной культуры, как художественное пространство, «глубина» художественного пространства и «слои» художественного пространства. На основании культурно-исторического метода анализируется типология художественного пространства, выявляются его составляющие, их смысловое наполнение.

Культурно-генетический метод применяется при выявлении связей художественного пространства в фильмах Тарковского с исторической ситуацией, в которой находился режиссер в период их создания. Использование данного метода позволяет исследовать динамику взглядов режиссера на природу художественного пространства в кинематографе.

Сравнительный метод необходим при сопоставлении теоретического наследия режиссера с его кинофильмами. С помощью данного метода открывается специфика художественного мышления драматурга, которая определяет

структурные элементы художественного пространства.

Искусствоведческий метод затрагивает проблемы анализа стилистических особенностей кинофильмов Тарковского в ракурсе художественного пространства.

Источниковая база исследования состоит из фильмов и текстов Тарковского, который не только создавал фильмы, но и на протяжении всей своей творческой жизни не переставал их комментировать. Эти комментарии обнаруживаются в книге «Запечатленное время», в дневнике, который сам Тарковский называл «Мартирологом», в лекциях по киноискусству, в многочисленных интервью, а также в сценариях его фильмов, воспоминаниях родных режиссера (Аре. Ал. Тарковский, М.А. Тарковская), друзей (A.B. Гордон, A.C. Михалков-Кончаловский), учителей (М.И. Ромм), актеров, операторов, композиторов, работавших с Тарковским над кинофильмами в СССР (Э.Н. Артемьев, Н.П. Бурляев, С.А. Саркисян, A.A. Солоницын, В.И. Юсов, О.И. Янковский) и за границей (JI. Александр-Гарретт, К. Занусси, С. Нюквист, Э. Юсефсон).

Научная новизна исследования:

- определены и обобщены теоретические основания художественного пространства творческого наследия Тарковского, исследована динамика отдельных составляющих данного пространства;

- на основании выявленных особенностей художественного пространства фильмов Тарковского выделены два периода его творческой деятельности, детализированы особенности каждого из них.

Теоретическая значимость исследования:

1 .На основе исследования творческого наследия A.A. Тарковского поставлена и решена проблема культурфилософского содержания художественного пространства как одной их сущностных характеристик в искусстве XX века.

2.Культурологический подход обеспечил комплексное изучение теоретического и практического наследия A.A. Тарковского, выявив их

антиномическую природу.

3.Обозначены отдельные составляющие («слои») художественного пространства в фильмах A.A. Тарковского: реальный, концептуальный и перцептуальный. Определено их содержание и функции.

4. Проведен сравнительный анализ художественного пространства в фильмах A.A. Тарковского, позволивший выявить специфику этого пространства.

5.Дана принципиально новая периодизация творческой деятельности A.A. Тарковского, построенная на динамике художественного пространства в его фильмах.

Практическая значимость исследования:

- результаты работы, ее выводы и разработки могут быть использованы для дальнейших исследований в области философии искусства в аспекте роли и значения художественного пространства для культуры в целом, произведения искусства - в частности;

- исследование художественного пространства в наследии A.A. Тарковского открывает возможности для дальнейшего изучения особенностей данного понятия в фильмах режиссера;

- материалы диссертационного исследования могут быть использованы в образовательном процессе при подготовке специальных курсов по культурологии, истории искусства и кинематографа.

Апробация результатов диссертационного исследования

Материалы и результаты работы обсуждались на заседаниях кафедры теории и истории культур Костромского государственного университета (2010 -2013 гг.), апробировались в докладах и тезисах на международных, региональных и межвузовских научных конференциях: «Рождение культурологии в России» (Шуя, ШГПУ, 2011 г.); «Костромская земля: памятники малых городов» (Кострома, КГУ им. H.A. Некрасова, 2011 г.); «Русская провинция и театр» (Иваново, ИвГУ, 2011 г.); «Гуманитарная экология в системе комплексного исследования человека» (Киров, ВГГУ, 2011 г.); «Женские мотивы и образы в

культуре русской провинции» (Кострома, КГУ им. H.A. Некрасова, 2012 г.); «Культура земли Костромской: традиции и современность» (Кострома, КГУ им. H.A. Некрасова, 2012 г.); «Актуальные вопросы современного российского общества: традиции и новации» (Кострома, КГУ им. H.A. Некрасова, 2012 г.); «Сапоговские штудии 2012. Современное гуманитарное знание в России» (Кострома, КГУ им. H.A. Некрасова, 2012 г.); «Художник в провинции: актуальные проблемы публикации, изучения жизни и творчества» (Кострома, ОГБУК «Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник», 2012 г.); «Актуальные вопросы культурологии, истории и филологии» (Кострома, КГУ им. H.A. Некрасова, 2013 г.).

Положения, выносимые на защиту:

1. Художественное пространство в аспекте культурфилософии обладает единством сущности и значения, что обеспечивает ему формальную цельность, а в аспекте культурологии открывает его интегративную природу, соотносимую с природой искусства кино в целом.

2. Художественное пространство фильма является структурно организованным целостным феноменом культуры, отражающим «я» сознания режиссера (авторский кинематограф), которое одновременно включено в общемировой процесс бытия и его разновременные географические локусы (хронотопы);

3. Художественное пространство в произведении искусства условно может быть разделено на три находящихся в соподчинении «слоя»: реальный, концептуальный и перцептуальный. Каждый из этих «слоев» определяет отдельные элементы в художественном пространстве, которые в своей совокупности придают ему внутреннее единство и завершенность, наделяя свойствами эстетического явления.

4. В теоретическом аспекте художественное пространство определяется A.A. Тарковским как форма отражения образов «самой жизни». Режиссер полностью отказывается от идеи рационального конструирования

пространства своих фильмов. Напротив, Тарковский стремится построить художественное пространство таким образом, чтобы у зрителя не создавалось впечатления искусственности и нереальности происходящего на экране. Поэтому художественное пространство фильма никогда не является антропоцентричным. Мир героев вписывается в окружающую их природу, что, в свою очередь, расширяет онтологические границы произведений режиссера («Солярис», «Сталкер»).

5. Художественное пространство фильма «Зеркало» организовано не на сюжете и его развитии, а сообразно чувственному проживанию режиссером эпизодов из собственной жизни. Потому вместо хронологической последовательности режиссер выстраивает «объемное сверхчувственное» пространство, где взгляд на одно и то же событие дан из «мира времени» и одновременно из «мира вечности».

6. Последний фильм A.A. Тарковского - «Жертвоприношение» - в аспекте используемых им изобразительных средств, необходимых для построения художественного пространства, является наиболее «аскетичным». Мир дан как условное бытие, все внимание режиссера сосредоточено на главном герое, который также лишен подробных личностных характеристик. Художественное пространство строится по законам притчи, что определяет его специфику, смысловое содержание которой сведено к ответственности каждого человека за судьбу всего мира.

Личный вклад автора работы заключается в том, что впервые монотематически исследовано художественное пространство творчества одного кинорежиссера. При этом диссертант отошел от традиционного подхода к постижению творческого наследия A.A. Тарковского: анализа всех фильмов режиссера в порядке их хронологического появления. Напротив, в данном исследовании творческое наследие режиссера было разделено на две части: теоретическую и практическую. Теоретическая часть была исследована как самостоятельный элемент творческого наследия A.A. Тарковского, а не как

совокупность комментариев к созданным им фильмам. В отличие от принятого хронологического подхода диссертантом были выбраны фильмы, которые в аспекте построения их художественного пространства находятся в оппозиции друг другу. Сравнительный анализ позволяет экстраполировать итоговые наблюдения на строение художественного пространства всех фильмов A.A. Тарковского.

Соответствие диссертации паспорту научной специальности. Работа соответствует специальности 24.00.01 «Теория и история культуры» и выполнена в соответствии со следующими пунктами паспорта специальностей ВАК РФ: 1.6 -культура и цивилизация в их историческом развитии; 1.14 — возникновение и развитие современных феноменов культуры; 1.23 - личность и культура.

Структура диссертационного исследования:

Работа состоит из введения, двух глав, включающих 6 параграфов, заключения и списка использованных источников, содержащего 221 наименований. Общий объем работы 162 страниц.

Глава 1. Художественное пространство как структурно организованный феномен культуры в XX веке: историко-типологический аспект

Художественное пространство, являющееся одним из главных в искусстве как части общекультурной деятельности человека, стало предметом специального исследования в конце XIX века, а уже в XX столетии появилась возможность подвести некоторые итоги этому изучению. Так, в работах И.П. Никитиной и Н.В. Коптель художественное пространство было определено как пространство произведения искусства, совокупность тех его свойств, которые придают ему внутреннее единство и завершенность, наделяют качествами эстетического явления11. Никитина, Коптель в своих размышлениях базировались на работах, которые во многом определили в содержательном аспекте понятие «художественное пространство». Это О. Шпенглер, X. Ортега-и-Гассет, М. Мерло-Понти, М. Хайдеггер, П.А. Флоренский и М.М. Бахтин.

Нам важно также обратить внимание на то, что монографические исследования понятия художественного пространства, его сущности в большей степени имели общетеоретический характер и не затрагивали проблемы организации художественного пространства конкретного произведения искусства. Мы в первой главе нашей работы, напротив, ставим цель определить те теоретические основания художественного пространства произведения искусства, которые могут служить основанием для исследования фильмов A.A. Тарковского.

Именно поэтому в нашем исследовании мы обратимся к тем работам, которые позволят понять специфику художественного пространства, что может помочь выявить его базовое содержание и структурные элементы. Для уточнения сущностных особенностей художественного пространства мы обратимся к кинематографу как феномену культуры с целью выявить его динамику, что, в свою

Ii

Никитина H.H. Пространство мира и пространство искусства. M.: РГГУ, 2001. С. 5.

очередь, при анализе работ Тарковского позволит нам уже не обращаться к общетеоретическим вопросам, а исследовать непосредственно только творческое наследие режиссера.

1.1 Культурфилософия художественного пространства в первой половине XX века

На протяжении XX века научным осмыслением понятия художественное пространство занимались представители различных направлений - религиозная философия, философия жизни, экзистенциализм, феноменология и др. В рамках данных направлений сложилось несколько подходов к пониманию особенностей художественного пространства. Мы приходим к выводу, что различия в определении природы художественного пространства обусловлены, в первую очередь, онтологическим осмыслением искусства как формы культурной деятельности человека. При некоторой разнице все исследователи едины во мнении, что художественное пространство в искусстве не может быть определено какой-либо математической или геометрической моделью, не заключается исключительно в копировании реального пространства. Художественное пространство является первоисточником произведения искусства, хотя, как правило, невербализованным. Подобный подход может быть объяснен тем, что искусство, вступившее в начале XX века в эпоху модернизма, отказалось от простого копирования форм реального мира, которое всегда можно было в той или иной форме вербализовать, и стало отражать не увиденное художником, затем воссозданное в произведении искусства, а его собственное отношение к происходящему на чувственном или сверхчувственном уровнях. Вслед за

изменением эстетики искусства и осмысление его сущности в XX веке также претерпело значительные изменения12, что, в свою очередь, нашло отражение в рассматриваемых нами работах, посвященных проблеме осмысления сущности художественного пространства.

Одной из первых работ, связанных с постижением специфики художественного пространства, была книга О. Шпенглера «Закат Европы». Шпенглер в рамках цивилизационного подхода13 выделил восемь основных культур, существовавших или существующих в мире, к которым отнес египетскую, античную, арабскую, западноевропейскую, индийскую, китайскую, вавилонскую и культуру индейцев майи. Каждую из этих культур отличает особое видение мира и присущий только данной культуре уникальный стиль, определяющий все стороны ее жизни14. Представляется значимым для нашей работы выявить особенности в понимании художественного пространства именно в западной культуре, представителем которой, по-нашему мнению, являлся A.A. Тарковский. Работа Шпенглера позволяет определить онтологическое содержание данной культуры, выделить особенности в понимании природы пространства, которое отлично от других культур, выделенных Шпенглером. В то же время Шпенглер не отождествляет художественное пространство с конкретным произведением искусства, но лишь пытается обозначить те смыслы, которые лежат в основе западной культуры в целом.

Необходимо отметить, что Шпенглер в основу каждой из выделенных им культур помещал некий «прасимвол», который совершенно не доступен для научного осмысления, но при этом определяет не только искусство конкретной культуры, но и ее политические, религиозные и социальные институты. Мы

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Стогниенко, Александр Юрьевич, 2013 год

Библиографический список

I. Источники

1. Александер — Гаррет, JL Андрей Тарковский: собиратель снов [текст] / JI. Александер Гарретт. - М. : ACT : Астрель, 2009. - 509 с.

2. Артемьев, Э.Н. Он давал мне полную свободу [текст] / Э.Н. Артемьев // «Мир и фильмы Андрея Тарковского»: Сост. A.M. Сандлер. - М. : Искусство, 1990. - С.364-370.

3. Гордон, A.B. Андрей Тарковский: годы безденежья и дружбы [электронный документ]. URL.: http://www.tarkovskiy.su/texty/vospominania/Gordon.html (дата обращения 07.08.2012).

4. Гордон, A.B. Не утоливший жажды: об Андрее Тарковском [текст] / А. Гордон. - М.: Вагриус, 2007. - 384 с.

5. Занусси, К. «Короткие встречи, долгий разговор» [электронный документ]. URL.: http://www.tarkovskiy.su/texty/vospominania/Zanussi01.html (дата обращения 08.08.2012).

6. Майборода, И. Рерберг и Тарковский. Обратная сторона «Сталкера» [видеозапись]. URL.: http://tarkovskiy.su/kino/obstst.html (дата обращения 06.09.2012).

7. Мишарин, А. О друге и соавторе [электронный документ]. URL.: http://www.tarkovskiy.su/texty/vospominania/MicharineO 1 .html; http://www.tarkovskiy.su/texty/vospominania/Micharine02.html (дата обращения 08.08.2012).

8. Мишарин, А. «Работать было радостно и интересно» [электронный документ]. URL.: http://www.tarkovskiy.su/texty/vospominania/Micharine.html (дата обращения 08.08.2012).

9. Ностальгия. Андрей Тарковский. / Под ред. П.Д. Волковой. - М. : ACT :

ХРАНИТЕЛЬ : Зебра Е., 2008.

Ю.Лещиловский, М. Режиссер Андрей Тарковский [видеозапись]. URL.: http://tarkovskiy.su/kino/rejiAT.html (дата обращения 06.09.2012).

П.Ромм, М.И. Один из лучших [текст] / М.И. Ромм // «Мир и фильмы Андрея Тарковского»: Сост. А.М. Сандлер. -М. : Искусство, 1990. С.339-343.

12.Саркисян, С. С Андреем Тарковским [электронный документ]. URL.: http://www.tarkovskiy.su/texty/vospominania/Sarkisian.html (дата обращения 07.05.2012).

13.Сокуров, А.Н. Московская эллегия [видеозапись]. URL.: http://tarkovskiy.su/kino/elegia.html (дата обращения 20.06.2012).

14.Тарковская, М.А. Интервью журналу «Бульвар Гордона» [электронный документ]. URL.: http://www.tarkovskiy.su/texty/vospominania/MTarkovskaya04.html (дата обращения 16.04.2012).

15.Тарковская, М.А. «Меня шокировала надпись: Андрей Тарковский. Человеку, который увидел ангела» [электронный документ]. URL.: http://www.tarkovskiy.su/texty/vospominania/MTarkovskaya03.html (дата обращения 16.04.2012).

16.Тарковская, М.А. «Очень трудное время для души» [электронный документ]. URL.: http://www.tarkovskiy.su/texty/vospominania/MTarkovskaya.html (дата обращения 16.04.2012).

17.Тарковская, М.А. «Я могу говорить...» [текст]// М.А. Такровская. «Искусство Кино». 1989. № 4. URL.: http://www.tarkovskiy.su/texty/vospominania/MAmemoires.html (дата обращения 16.04.2012).

18.Тарковская, М.А. «Я могу говорить...» [текст] / М.А. Тарковская // Искусство Кино, 1989-№4.

19.Тарковский, A.A. Автобиография [1954 г. Автограф (фотография) и его

дешифровка] [текст] / A.A. Тарковский // Киносценарии. - 2001. - № 5. - С. 113.

20.Тарковский, A.A. Андрей Рублев: Киносценарий (в соавторстве с А. Михалковым-Кончаловским) [текст] / A.A. Тарковский // Искусство кино. -1964.-№ 4.-С. 139-200.-№5.-С. 126-160.

21.Тарковский, A.A. «Белый, белый день...» (в соавторстве с А. Мишариным) [текст] / A.A. Тарковский; публикация А. Мишарина // Киносценарии. -1988.-№2.-С. 122-154.

22.Тарковский , A.A. Беседа с Б. Эдельхайтом [текст] / A.A. Тарковский; Интервью с выдающимися режиссерами. - М. : ВНИИ киноискусства. — 1990.-С. 131-142.

23.Тарковский, A.A. Беседа с немецким (ГДР) кинокритиком Германом Херлингхаузом [текст] / A.A. Тарковский; Публикация Рут Херлингхауз и JI. К. Козлова, предисловие Н. М. Зоркой // Киноведческие записки. — 1992. — Вып. 14. - С. 34-48.

24.Тарковский, A.A. Беседа о цвете [текст] / A.A. Тарковский; Беседу ведет JL К. Козлов//Киноведческие записки. - 1988.-Вып. 1.-С. 147-153.

25.Тарковский, A.A. Встать на путь [текст] / A.A. Тарковский; Беседу вели Е. Иллг и Л. Нойгер // Искусство кино. - 1989. - № 2. - С. 109-130.

26.Тарковский, A.A. «Гамлет» Андрея Тарковского. Беседы на Ломоносовском [текст] / A.A. Тарковский // Искусство кино. - 1998. - № 3 - С. 113-125. -№4-С. 113-127.

27.Тарковский, A.A. Где друзья, а где враги? : Письма Е. Д. Суркову [текст] / A.A. Тарковский; Публ. и комм. О. Калмыковой и В. Шмырова // Советский экран. - 1989.-№ 10.-С. 14.

28.Тарковский, A.A. Гофманиана: Киносценарий [текст] / A.A. Тарковский // Искусство кино. - 1976. -№ 8. - С. 167-189.

29.Тарковский, A.A. «Десять лучших фильмов» (Факсимильное воспроизведение списка, составленного А. Тарковским по просьбе Л. К.

Козлова) [текст] / A.A. Тарковский; Публикация J1. К. Козлова // Киноведческие записки. - 1992. - Вып. 14. - С. 54.

ЗО.Тарковский, A.A. «Для меня кино — это способ достичь какой-то истины» [фрагменты встречи с членами народной киностудии «Юность» (Ярославль, октябрь 1981 г.)] [текст] / A.A. Тарковский // Экран-[19]90. - М. - 1990. - С. 60-68.

31 .Тарковский, A.A. Достояние сегодняшнего дня [текст] / A.A. Тарковский // Советский экран. - 1967. — № 8. - С. 9.

32.Тарковский A.A. Единомышленник прежде всего [текст] / A.A. Тарковский // Советские художники театра и кино - [19]75. - М. : Советский художник, 1977. - С. 181-182.

33.Тарковский, A.A. Жертвоприношение [видеозапись]. URL.: http://tarkovskiy.su/kino/gertvoprinochenie.html (дата обращения 20.06.2012).

34.Тарковский, A.A. «Жизнь рождается из дисгармонии...» [текст] / А.А.Тарковский; Беседу вел Н. Гибу [неопубликованное интервью 15 августа 1967 г.] // Колумна. - Кишинев. - 1990. - № 7. - С. 22-27.

35.Тарковский A.A. Запечатленное время [текст] / A.A. Тарковский - М. : ЭКСМО, 2002.

36.Тарковский, A.A. Запечатленное время [текст] / A.A. Тарковский // Вопросы киноискусства. - М. : Наука. - 1967. - №. 10. - С. 79-102. [сокращенный вариант: Искусство кино. - 1967. - № 4. - С. 69-79.].

37.Тарковский, A.A. Зачем прошлое встречается с будущим? [текст] / A.A. Тарковский; Беседу ведет и комментирует О. Евгеньева [О. Е. Суркова] //Искусство кино. - 1971.-№ 11. - С. 96-101.

38.Тарковский, A.A. Зеркало [видеозапись]. URL.: http://tarkovskiy.su/kino/zerkalo.html (дата обращения 20.06.2012).

39.Тарковский, A.A. Искусство создается народом [текст] / A.A. Тарковский; Беседу вел журналист В. Лойша // Кино. - Рига. - 1979. - № 11. - С. 20-22.

40.Тарковский, A.A. Иваново детство [видеозапись]. URL.:

http://tarkovskiy.su/kino/ivanovodetstvo.html (дата обращения 06.09.2012).

41 .Тарковский, A.A. Исповедь Андрея Тарковского [текст] / A.A. Тарковский // Континент. - Париж. - 1984. - № 42. - С. 385-406.

42.Тарковский A.A. Каток и скрипка [видеозапись]. URL.: http://tarkovskiy.su/kino/katokiskripka.html (дата обращения 06.09.2012).

43.Тарковский, A.A. Кино — занятие нравственное [текст] / A.A. Тарковский // Спутник кинофестиваля. - 1987. - № 5. - С. 4.

44.Тарковский, A.A. Концентрат: Киноэтюд [текст] / A.A. Тарковский // Киносценарии. - 2001. - № 5. - С. 119-121.

45.Тарковский, A.A. «Красота — символ правды» [текст] / A.A. Тарковский // Литературная газета. - 1987.

46.Тарковский, A.A. Красота спасет мир [текст]/ A.A. Тарковский; Интервью вел Чарлз-Генри [Шарль-Анри] де Брандт [Перевод англ. варианта] // Искусство кино. - 1989. - № 2. - С. 144-149.

47.Тарковский, A.A. Литературный и экранный образ. Лекции по кинорежиссуре [текст] / Андрей Тарковский. - Ностальгия: Архивы и документы, воспоминания и статьи / Сост. Паола Волкова. - М. : ACT : Хранитель : Зебра Е, 2008. - С.212-291.

48.Тарковский, A.A. Мартиролог: Дневники 1970-1986 [текст] / A.A. Тарковский; Публ. A.A. Тарковского; ред. Владимир Забродин. -Флоренция: Междунар. ин-т им. А. Тарковского, 2008. - 620, [3] е.: ил., факс., портр.

49.Тарковский, A.A. Между двумя фильмами [текст] / A.A. Тарковский // Искусство кино. - 1962. - № 11. С. 82-84.

50.Тарковский, A.A. «Меня больше всего удивляет...» [текст]/ A.A. Тарковский; Публ. О. В. Тенейшвили. - М.: ВИППК (Всероссийский институт переподготовки и повышения квалификации работников кинематографии). -1993.-С. 4-7.

51.Тарковский, A.A. Мрачные тона ностальгии [текст] / А.А.Тарковский

Интервью с Э. Жибером // Кино. - Рига. - 1987. - № 7. - С. 13-14.

52.Тарковский, A.A. «Мы делаем фильмы...» [текст] / A.A. Тарковский // Кино. -Вильнюс. - 1981.-№ 10.-С. 16-18.

53.Тарковский, A.A. Ностальгия [видеозапись]. URL.: http://tarkovskiy.su/kino/nostalgia.html (дата обращения 14.06.2012).

54.Тарковский, A.A. Обсуждение режиссерского сценария «Белый, белый день...» [текст] / A.A. Тарковский // Искусство кино. - 2002. - № 6.

55.Тарковский, A.A. Один год жизни [текст] / A.A. Тарковский; Публикация И. Рауш (Тарковской) //Киносценарии. -М. - 1991. - № 4. - С. 170-178.

56.Тарковский, A.A. Один на все времена [текст] / A.A. Тарковский; Липков А.И. Шекспировский экран. М. : Искусство, 1975. - С. 91-95.

57.Тарковский, A.A. «Нельзя верить в будущее, если не веришь в себя» [текст] / A.A. Тарковский; Лит. запись А. Лопухина // Московские новости. - 1987.

58.Тарковский, A.A. Ностальгия: Отрывок из сценария (в соавторстве с Т. Гуэрра) [текст] / A.A. Тарковский // Киносценарии. - 2010. - № 1-2-3. - С. 391-404.

59.Тарковский, A.A. О кинообразе [текст] / A.A. Тарковский // Искусство кино, 1979.-№3.-С. 80-93.

60.Тарковский, A.A. О «Книге сопоставлений» (будущее «Запечатленное время»): Письмо в издательство «Искусство» (ответ на замечания рецензентов рукописи) и напутствия О. Сурковой перед отъездом в Италию) [текст] / A.A. Тарковский // Искусство кино. - 2002. - № 10 - С. 128-130.

61.Тарковский, A.A. О природе ностальгии [текст] / А.А.Тарковский // Искусство кино. - 1989.-№2.-С. 131-136.

62.Тарковский, A.A. О себе. Для целей личности высоких, [текст] / A.A. Тарковский - Ностальгия: Архивы и документы, воспоминания и статьи / Сост. Паола Волкова. - М. : ACT; Хранитель; Зебра Е, 2008. - С. 293-301.

63.Тарковский, A.A. Опыт на будущее [текст] / A.A. Тарковский // Вопросы

литературы.- 1973.-№ l.-C. 101-102.

64.Тарковский, A.A. Перед новыми задачами [текст] / A.A. Тарковский // Искусство кино. - 1977,-№7.-С. 116-118.

65.Тарковский, A.A. По дороге к фильму «Солярис» [текст]/ A.A. Тарковский // Советский экран. - 1971. -№ 3. - С. 16.

66.Тарковский, A.A. Письма в Зону: Письмо С. И. Параджанову от 18 октября 1974 г. [текст] / A.A. Тарковский; Публ. С. Щербатюк // Искусство кино. -1990.-№ 12.-С. 63-64.

67.Тарковский, A.A. После Каннского кинофестиваля [текст] / A.A. Тарковский // Искусство кино. - 2002. - № 4 - С. 100-101.

68.Тарковский, A.A. Пояснения к фильму «Солярис». Ответы на встрече со зрителями (Восточный Берлин, март 1973 г.) [текст]/ А.А.Тарковский; Публикация Рут Херлингхауз и JI. К. Козлова // Киноведческие записки. -1992.-Вып. 14.-С. 48-53.

69.Тарковский, A.A. Режиссер и зритель. Проблема контакта / A.A. Тарковский // Молодой коммунист. - 1974. - № 6. - С. 86-91.

70.Тарковский, A.A. «Самое динамичное искусство высиживается годами»: Письма к Ю. В. Зарубе (1969-1973) / A.A. Тарковский; Публ., предисловие и примечания Р. М. Корогодского // Искусство кино. - 1988. - № 12. — С. 6973.

71.Тарковский, A.A. Сардар: Киносценарий (в соавторстве с А.Мишариным) [текст] / A.A. Тарковский; Публикация А. Мишарина // Киносценарии. -2001.-№6.-С. 68-92.

72.Тарковский, A.A. Светлый ветер. По мотивам повести Александра Беляева «Ариэль»: [Сценарий] (в соавторстве с Ф. Горенштейном) [текст] / A.A. Тарковский // Киносценарии. - 1995. - № 5. - С. 44-74.

73.Тарковский, A.A. Сегодня увольнения не будет [видеозапись]. URL.: http://tarkovskiy.su/kino/uvolnenie.html (дата обращения 06.09.2012).

74.Тарковский, A.A. Слово об Апокалипсисе [текст] / A.A. Тарковский //

Искусство кино, 1989. - № 2. С. 95-110.

75.Тарковский, A.A. Солярис [видеозапись]. URL.: http://tarkovskiy.su/kino/solaris.html (дата обращения 06.09.2012).

76.Тарковский, A.A. «Солярис» - без экзотики [текст] / A.A. Тарковский // Литературная газета. - 1970. - 4 ноября.

77.Тарковский, A.A. Сталкер [видеозапись]. URL.: http://tarkovskiy.su/kino/stalker.html (дата обращения 15.05.2012).

78.Тарковский, A.A. Страсти по Андрею [видеозапись]. URL.: http://tarkovskiy.su/kino/arublev.html (дата обращения 06.09.2012).

79.Тарковский, A.A. «Страсти по Андрею»: Интервью с А. И. Липковым [текст] / A.A. Тарковский // Литературное обозрение. - 1988. - № 9. - С. 7480.

80.Тарковский, A.A. Судьба моя сгорела между строк [текст] / Арсений Тарковский. - М. : Эксмо, 2009. - 400 с. : ил.

81.Тарковский, A.A. Тарковский о Тарковском [текст] / А.А.Тарковский // Культура и жизнь. - 1979. - № 10. - С. 22-23.

82.Тарковский, A.A., Гордон, A.B. Убийцы [видеозапись]. URL.: http://tarkovskiy.su/kino/killers.html (дата обращения 07.05.2012).

83.Тарковский, A.A. «Я стремлюсь к максимальной правдивости...» [текст] / A.A. Тарковский - Ностальгия: Архивы и документы, воспоминания и статьи / Сост. Паола Волкова. - М.: ACT; Хранитель; Зебра Е, 2008. - С.203-211.

84.Тарковский ,А.А. Я остался советским художником. (Письмо отцу от 16 сентября 1983 г.) [текст] / A.A. Тарковский; Публ. и предисловие Ф. Н. Медведева // Огонек. - 1987. - № 21. - С. 27.

85.Тарковский, A.A. XX век и Художник [текст] / A.A. Тарковский // Искусство кино. - 1989. -№ 4. - С.88-106.

86.Юсефсон, Э. Я сразу дал согласие [текст] / Э. Юсефсон; «Мир и фильмы Андрея Тарковского»: Сост. A.M. Сандлер. - М. : Искусство, 1990. С. 195-

87.Юсов, В.И. Слово о друге [текст] / В.И. Юсов; «Мир и фильмы Андрея Тарковского»: Сост. A.M. Сандлер. -М.: Искусство, 1990. С.359-364.

88.Янковский, О.И. Улыбайтесь, господа [текст] / О.И. Янковский - М.: ACT: Зебра Е, 2010.-189, [3] е.: 40 л. ил.

89. Tarkovsky, A. Sculpting in Time: Tarkovsky The Great Russian Filmmaker Discusses His Art. [текст] / A. Tarkovsky - Austin: University of Texas Press, 1989.-256 p.

II. Научные публикации

90.Алибеков, З.Г. Пространство и время [текст] / З.Г. Алибеков // Философские науки. - 1972. - №5. - С. 133 — 145.

91.Андрей Тарковский: Аннотированный библиографический указатель [текст] / Сост. Т. Истомина, при участии Т. Пясецкой // Конограф. М. : ВНИИ Киноискусства, 1996. - №2. - С.30-69 (Часть 1); 2004. - №15. - С.22-69 (Часть 2).

92.Андроник (Трубачев), игумен. Путь к Богу. Личность, жизнь и творчество священника Павла Флоренского. Книга I. [текст] / Андроник (Трубачев) — М. : Издательский Дом «Городец», 2012. - 672 с, илл.

93.Аннинский, Л.А. Апокалипсис по «Андрею» [текст] / Л.А. Аннинский; Неизвестный Тарковский: Сталкер мирового кино. Сост.: Я.А. Ярополов. -М.: Эксмо: Алгоритм, 2012. С.123-144.

94.Анохина, Ю. Поэтика музыкальных цитат в фильмах А. Тарковского [текст] / Ю. Анохина // Глобальный культурный кризис: метакультурные исследования. - Т. III. - С. 316 - 341.

95.Аронов, A.A. Отечественная культура в период тоталитаризма (30-50-е гг. XX в.): [текст] / A.A. Аронов . - М.: Экон-Информ, 2008. - 336 с.

96.Аронов, A.A. "Оттепель" в истории отечественной культуры (50-е - 60-е гг. XX века) [текст] / A.A. Аронов . - М. : Экон-Информ, 2008. - 303 с.

97.Аронов, Т.А., Терентьев, В.В. Существуют ли нефизические формы

пространства и времени? [текст] / Т.А. Аронов, В.В. Терентьев // Вопросы философии. - 1988.-№1.-С. 83-88.

98.Аспекты культуры. Коллективная монография [текст] / науч. ред. и сост. И.А. Едошина. - Кострома: Изд-во КГУ им. H.A. Некрасова, 2001. — 200 с.

99.Бабушкин, С.А. Пространство и время художественного образа [текст] / С.А. Бабушкин // Проблемы этики и эстетики. - Вып. 2. JI. : 1975. С. 114132.

100. Баткин, JI. Не боясь своего голоса [текст] / J1. Баткин // «Мир и фильмы Андрея Тарковского»: Сост. A.M. Сандлер. - М. : Искусство, 1990. С. 98-142.

101. Бахтин, М.М. Вопросы литературы и эстетики [текст] / М.М. Бахтин -М. : Художественная литература, 1975. - 502 с.

102. Безелянский, Ю. Тайны «Соляриса» [электронный документ]. URL.: http://www.tarkovskiy.su/texty/analitika/Bezelianskiy.html (дата обращения 20.06.2012).

103. Беньямин, В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости [текст] / В. Беньямин // Киноведческие записки. Вып. 2. -М : ВНИИК, 1989. С. 151-173.

104. Бобринская, Е., Гурьянова, Н. Пространство новых художников [текст] / Е. Бобринская, Н. Гурьянова // Искусство. - 1989. - №8. - С. 38-40.

105. Божович, В. Поэтическое слово и экранный мир Андрея Тарковского [текст] / В. Божович // «Мир и фильмы Андрея Тарковского»: Сост. A.M. Сандлер. -М. : Искусство, 1990. С.212-229.

106. Болдырев, Н.Ф. Жертвоприношение Андрея Тарковского [текст] / Н.Ф. Болдырев. - М.: Вагриус, 2004. - 527 с.

107. Бояджиева, J1.B. Андрей Тарковский - жизнь на кресте [текст] / JI.B. Бояджиева-М.: Альпина нон-фикшн, 2012.-317 с.

108. Бурляев, Н.П. «Один из всех... за всех... противу всех...» [текст]/ Н.П. Бурляев // Неизвестный Тарковский: Сталкер мирового кино . Сост. :

Я.А. Ярополов. - М.: Эксмо : Алгоритм, 2012. - С.222-251.

109. Веснин, A.A. Мотив "бегущего человека" в авторском кинематографе второй половины XX века [текст] : диссертация ... кандидата культурологии : 24.00.01 / A.A. Веснин. - Кострома, 2003. - 198 с.

110. Волков, H.H. Композиция в живописи [текст] / H.H. Волков. - М. :

Искусство, 1977. - 420 с.

111. Гиллепси, Д. Италия как «другой»: «Ностальгия» Андрея Тарковского

[электронный документ] URL.:

http://www.tarkovskiy.su/texty/analitika/Gillespie.html (дата обращения 07.08.2012).

112. Горин, Д.Г. Пространство и время в динамике российской цивилизации [текст] / Д.Г. Горин. - М.: Едиториал УРСС, 2003. - 280 с.

113. Громова, А.Е. «Пространство» и «время» как смыслообразующии категории в теоретических трудах П.А. Флоренского [текст] / А.Е. Громова // Энтелехия.-2008.-№18.-С. 88-93.

114. Грюнбаум, А. Философские проблемы пространства и времени [текст] /А. Грюнбаум. - М. : «Прогресс», 1969. - 591с.

115. Данилевский, Н.Я. Россия и Европа, [текст] /Н.Я.Данилевский // Серия: «Историко-литературный архив». Составление, послесловие и комментарии С.А. Вайгачева. - М.: Книга, 1991. - 574с.

116. Даниэль, С.М. Искусство видеть: о творческих способностях восприятия, о языке линий и красок и о восприятии зрителя, [текст]

/С.М. Даниэль. - JI. : Искусство, 1990. - 223 с.

117. Деметрадзе, И.Л. Авторская мифология Андрея Тарковского [текст]

/И.Л. Деметрадзе // Вестник СамГУ. - 2005. - № 4 (38).

118. Евлампиев, И.И. Идея Ф. Ницше о «вечном возвращении» в фильме «Жертвоприношение» А. Тарковского [текст] / И.И. Евлампиев // «Соловьевские исследования». - 2012. - № 3 (35). - С. 28-39.

119. Евлампиев, И.И. Традиция исихазма в русской культуре: От Андрея

Рублева до Андрея Тарковского [электронный документ] URL.: http://www.tarkovskiy.su/texty/analitika/Evlampiev.html (дата обращения 10.08.2012).

120. Евлампиев, И.И. Художественная философия Андрея Тарковского [текст] / И.И. Евлампиев. - - Уфа : ARC, 2012. - 472 с. : ил.

121. Едошина И.А. Культура как текст и тексты культуры [текст] / И.А. Едошина // Актуальные вопросы культурологии, истории, филологии: сборник научных статей. — Кострома: КГУ им. H.A. Некрасова, 2013. — С. 5 - 11.

122. Едошина, И.А. Пространство как сущностная характеристика художественного сознания в XX веке (о. Павел Флоренский и Михаил Бахтин) [текст] / И.А. Едошина // Энтелехия. - 2000. - №2. - С. 38-46.

123. Едошина, И.А. Сущностные основания искусства в XX веке (священник П.А. Флоренский и художник В.В. Стерлигов) [текст] / И.А. Едошина // Энтелехия. - 2011. - №24. - С. 57-63.

124. Едошина, И.А. Музей П.А.Флоренского и А.А.Тарковского как социокультурный феномен. 125-летию со дня рождения Флоренского, 75-летию со дня рождения Тарковского посвящается [текст]/ И.А. Едошина // Феномен Андрея Тарковского в интеллектуальной и художественной культуре. - М., 2008. - С. 215-217.

125. Емельянов, В. Рецензия на книгу В.П. Филимонова «Андрей Тарковский. Сны и явь о доме», [электронный документ] URL.: http://www.tarkovskiy.su/texty/analitika/Emelianov.html (дата обновления 08.08.2012).

126. Ермошин, Ф. «Андрей Тарковский и Томас Манн», [электронный документ] URL.: http://www.tarkovskiy.su/texty/Ermochin/oglavlenie.html (дата обращения 12.06.2012).

127. Жегин, Л.Ф. Язык живописного произведения [текст] /Л.Ф. Жегин -М.: Искусство, 1970. - 125 с.

128. Загребин, С.С. «Иконописец необыкновенный, всех превосходящий мудростью великой» (К 40-летию выхода на экран фильма А. Тарковского «Андрей Рублёв») [электронный документ] URL.: http://www.tarkovskiy.su/texty/analitika/ZagrebinAR.html (дата обращения 25.07.2012).

129. Закуренко,А. Метафизика напряжения в творчестве Андрея Тарковского [текст] / А. Закуренко // Глобальный культурный кризис: метакультурные исследования. Материалы международного научного симпозиума «Глобальный культурный кризис Нового времени и русская словесность» памяти Андрея Тарковского: в 2 т. Т. 1 Шуя, 2006. С. 245 — 259.

130. Занусси, К. Вспоминая Андрея Тарковского [текст] / К. Занусси // «Мир и фильмы Андрея Тарковского»: Сост. A.M. Сандлер. - М. : Искусство, 1990. С.382-387.

131. Зобов, P.A., Мостепаненко, A.M. О типологии пространственно-временных отношений в сфере искусства [текст] / P.A. Зобов, A.M. Мостепаненко // Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. Л., 1974. С. 11-34.

132. Ильин, С.С. Странничество в позднесоветской художественной культуре: поэтика и репрезентация [текст] : Автореф. дис. ... канд. культурологии: 24.00.01 / С.С. Ильин. - М., 2013. - 27 с.

133. Каган, М.С. О философском уровне анализа отношения искусства к пространству и времени [текст] / М.С. Каган // Пространство и время в искусстве. Л., 1988. С. 22-28.

134. Каган, М.С. Пространство и время как культурологические категории [текст] / М.С. Каган // Вестник СПбГУ. - Серия 6. - 1993. - Вып. 4. - С. 3040.

135. Каган, М.С. Пространство и время в искусстве как проблема эстетической науки [текст] / М.С. Каган // Ритм, пространство и время в

литературе и искусстве. JL, 1974. - С. 26-39.

136. Казин, АЛ. Феномен Тарковского [текст] / Казин A.JI. // «Соловьевские исследования». - 2012. -№ 3 (35). - С. 8-16.

137. Карантеева, И.Л. Историко-культурные основания и содержание концепта «русский европеец» (на материалах биографии и эпистолярия И.С.Тургенева) [текст] : Автореф. дис. ... канд. культурологии: 24.00.01 / И.Л. Карантеева. - Кострома, 2010. - 24 с.

138. Кононенко, Н.Г. Андрей Тарковский. Звучащий мир фильма [текст] / Н.Г. Кононеко. - М.: Прогресс-Традиция, 2011. - 288 е., ил.

139. Колычев, М.П. Андрей Тарковский: от научной фантастики к мистике [текст] / М.П. Колычев // «Соловьевские исследования». - 2012. - № 3 (35). -С. 46-57.

140. Коптель, Н.В. Художественное пространство второй половины XX века: философско-культурологический анализ [текст] : Автореф. дис. ... канд. филос. наук: 09.00.13 / Н.В. Коптель. - Саратов. 2007. - 25 с.

141. Коптель, Н.В. Философское рассмотрение проблемы пространства в искусстве [текст] / Н.В. Коптель // Человек в научном и религиозном мире: проблема внутреннего диалога. Сборник статей. - Саратов: ООО Издательство «Научная книга», 2005. - С. 149-155.

142. Лотман, Ю.М. Об искусстве [текст] /Ю.М. Лотман. - СПб. : Искусство СПб, 2000. - 704 с.

143. Лотман, Ю.М. Семиотика кино и проблема киноэстетики [электронный документ] URL.: http://lib.ru/CINEMA/kinolit/LOTMAN/kinoestetika.txt (дата обращения 08.08.2012).

144. Мартыненко, Ю. «Время - пространство» в живописи и кино [текст] / Ю. Мартыненко // Искусство. - 1968. - №11. - С. 41-45.

145. Маркер, К. Семь печатей [электронный документ] URL.: http://www.tarkovskiy.su/texty/analitika/7pechatey.html (дата обращения

08.08.2012).

146. Менард, Д.-Д. Анализ теории Тарковского «давление времени» на основе философии Жиля Делеза [текст] / Д.-Д. Менард // Восток (альманах). -2005. -№ 11-12.

147. Мерло-Понти, М. Око и дух [текст] / М. Мерло-Понти. - М. : Искусство, 1992. - 64 с.

148. Мерло-Понти, М. Феноменология восприятия [текст] / М. Мерло-Понти. - СПб.: Ювента : Наука, 1999. - 605 с.

149. Михалев, В. Тарковский О художественно-образной природе киноискусства [текст] / В. Михалев // «Мир и фильмы Андрея Тарковского»: Сост. A.M. Сандлер. -М.: Искусство, 1990. С. 259-262.

150. Можегов, В. Сталкер: литургия Апокалипсиса [электронный документ] URL.: http://www.tarkovskiy.su/texty/analitika/liturgAp.html (дата обращения 30.05.2012).

151. Мостепаненко, A.M. Проблема универсальности основных свойств пространства и времени [текст] / A.M. Мостепаненко. - JI.: Наука, 1969.

152. Мочалов, JI.B. Пространство мира и пространство картины [текст] / JI.B. Мочалов. -М.: Советский художник, 1983. - 376 с.

153. Мочалов, JI.B. Пространственное построение изображений [текст] /

Л.В. Мочалов // Творчество. - 1973. - №9. - С. 12-22.

154. Мочалов, Л.В. О систематике типов пространственного построения

картины [текст] / Л.В. Мочалов // Сб. Советское искусствознание, №78. Вып. 2. - М.: Советский художник, 1979. - С. 295-312.

155. Мукаржовский, Я. Исследования по эстетике и теории искусства [электронный документ] URL.: http://www.philologoz.ru/texts/mukarl.htm (дата обращения 05.12.2012).

156. Мусиенко, О. Тарковский и идеи «Философии существования» [текст] / О. Мусиенко // «Мир и фильмы Андрея Тарковского»: Сост. A.M. Сандлер. - М. : Искусство, 1990. - С. 268-274.

157. Никитина, И.П. Морис Мерло-Понти: проблема восприятия пространства искусства [текст] / И.П. Никитина // Полигнозис. - 2003. -№ 4. - С. 70-81.

158. Никитина, И.Н. Пространство мира и пространство искусства [текст] / И.Н. Никитана. - М. : Российск. гос. гуманит. ун-т, 2001. - 210 с.

159. Никитина, И.Н. Культура исторической эпохи и художественное сознание [текст] / И.Н. Никитана // Проблема сознания в философии и науке. - М. : ИФРАН, 1996. - 345 с.

160. Никитина, И.Н. Глубина художественного пространства как феномен культуры [текст] / И.Н. Никитина // Философские исследования. - 1997. - № 2.-С. 43-50.

161. Никитина И.Н. Пространство картины мира и художественное пространство // Философские исследования. 2001 № 2. С. 56 — 67.

162. Океанский, В.П., Океанская, Ж.Л. Андрей Тарковский и Лев Толстой: к метафизике кинематографа [текст] / В.П. Океанский, Ж.Л. Океанская // Наш земляк Андрей Тарковский, сост. H.A. Коновалова. Иваново, 2007. С. 221 -231.

163. Орлова, Н.Х. Андрей Тарковский: преодоление временных дистанций [текст] / Н.Х. Орлова // «Соловьевские исследования». - 2012. - № 3 (35). -С. 57-67.

164. Ортега-и-Гассет, X. «Дегуманизация искусства» и другие работы. Сборник [текст] / X. Ортега-и-Гассет. - М. : Радуга, 1991. - 639 с.

165. Ортега-и-Гассет, X. Эстетика. Философия культуры [текст] / X. Ортега-и-Гассет. - М. : Искусство, 1991. - 586 с.

166. Перельштейн, P.M. Новозаветные мотивы в отечественной кинодраматургии 60-80-х годов [текст] : Дис. ... канд. искусств : 17.00.03 / P.M. Перельштейн. - М., 2008. - 164 с.

167. Перепелкин, М.А. Слово в мире Андрея Тарковского. Поэтика иносказания: монография [текст] / М.А. Перепелкин. - Самара: Изд-во

«Самарский университет», 2010. - 480 с.

168. Перепелкин, М.А. Слово об апокалипсисе: Василий Розанов и Андрей Тарковский [текст] / М.А. Перепелкин // Энтелехия. - 2009. - №19. - С. 2126.

169. Петрушенко, В. Предельные основания бытия человека в фильмах Андрея Тарковского [текст] / В. Петрушенко // «Мир и фильмы Андрея Тарковского»: Сост. A.M. Сандлер. - М.: Искусство, 1990. - С.263-268.

170. Пондопуло, Г. Познание «Неизвестного» и «Тайна» в фильме

A.Тарковского «Солярис» [электронный документ] URL.: http://www.tarkovskiy.su/texty/analitika/Pondopulo.html (дата обращения 24.05.2012).

171. Поспелов, Г.Г. Движение и пространство у Сезанна [текст] / Г.Г. Поспелов // Импрессионисты, их современники, их соратники. Сборник. -М. : Искусство, 1976. - 321 с.

172. Прозерский, В.В. К вопросу о принципе систематизации пространственно-временных форм художественной деятельности [текст] /

B.В. Прозерский // Пространство и время в искусстве. Л., 1988. - С. 22-29.

173. Пространство картины: сборник статей. - М. : Советский художник, 1989.-368 с.

174. Райчев, А. Сталкер как возможная философская точка зрения на потустороннее [текст] /А. Райчев // Критика и семиотика. - 2001. Вып. 3-4. -

C. 134-144.

175. Раушенбах, Б.В. Современная научная перспектива [текст] / Б.В. Раушенбах//Художник. - 1983. - №2. - С. 59-61.

176. Раушенбах, Б.В. Пространственные построения в живописи [текст] / Б.В. Раушенбах. - М. : Наука, 1980. - 288 с.

177. Раушенбах, Б.В. Системы перспективы в изобразительном искусстве. Общая теория перспективы [текст] / Б.В. Раушенбах. - М. : Наука, 1986. -255 с.

178. Резвых, Т.Н. Понятие пространства у о. Павла Флоренского и С.Н. Дурылина [текст] / Т.Н. Резвых // Энтелехия. - 2008. - №18. - С. 80-88.

179. Тарасов, A.B. «Стена Леонардо» в творчестве А. Тарковского [электронный документ] URL.: http://www.tarkovskiy.su/texty/analitika/Tarasov.html (дата обращения 13.07.2012).

180. Тимофеев И.А. Андрей Тарковский: действительная индивидуальность как жертвоприношение [текст] / И.А.Тимофеев // «Соловьевские исследования». - 2012. - № 3 (35). - С. 39-46.

181. Тихомиров, Н. От жертвы к жертвенности. (Творчество Андрея Тарковского сквозь призму религиоведения) [электронный документ] URL.: http://www.tarkovskiy.su/texty/analitika/gertva.html (дата обращения 25.07.2012).

182. Туровская, М.И. Семь с половиной, или Фильмы Андрея Тарковского [текст] / М.И. Туровская. - М. : Искусство, 1991. - 256 с.

183. Турчин, В.В поисках четвертого измерения. Эхо времени в пространственных искусствах XX века [текст] / В.В. Турчин // Вопросы искусствознания. - 1994. - №1. - С. 45-58.

184. Тынянов, Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино, [текст] / Ю.Н. Тынянов. -М., 1977.

185. Савинио, А. Вся жизнь [текст] / А. Савинио. - М., 1990.

186. Савченкова, Н. Эдипов конфликт в творчестве Андрея Тарковского [электронный документ] URL.: http://www.tarkovskiy.su/texty/analitika/Savchenkova.html (дата обращения 25.07.2012).

187. Самаров, М.А. Об организации пространственно-временного континуума художественного произведения [текст] / М.А. Самаров // Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. Л., 1974. — С. 85-104.

188. Салынский, Д. «В метафорическом плане все гармонические системы

являются своего рода храмами» [электронный документ] URL.: http://www.tarkovskiy.su/texty/analitika/Salynskiy.html (дата обращения 25.07.2012).

189. Салынский, Д. «Киногерменевтика Андрея Тарковского» URL.: http://www.tarkovskiy.su/texty/salynskiy.html [электронный документ] (дата обращения 24.05.2012).

190. Селиванов, В.В. Пространство и время как средства выражения и формы мышления в искусстве [текст] / В.В. Селиванов // Пространство и время в искусстве. Л., 1988. - С. 46-56.

191. Сартр, Ж.-П. По поводу «Иванова Детства» [текст] / Ж.-П. Сартр // «Мир и фильмы Андрея Тарковского»: Сост. A.M. Сандлер. - М. : Искусство, 1990.-С. 11-22.

192. Сальвестрони, С. Фильмы Андрея Тарковского и русская духовная культура [текст] / С. Сальвестрони // Пер. С ит. - М. : Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2009. - 237 с.

193. Сокуров, А.Н. Они были в неравном положении [электронный документ] URL: http://seance.ru/ri/13/glava2-bergman-vrossii/aleksandr-sokurov-oni-byili-vneravnom-polozhenii (дата обращения 18.03.2013).

194. Солженицын, А.И. Фильм о Рублеве [электронный документ] URL.: http://www.tarkovskiy.su/texty/analitika/Solgenitsyn.html (дата обращения 20.07.2012).

195. Сташевская, Е.Л. Экзистенциалистские мотивы в творчестве Андрея Тарковского [текст] / Е.Л. Сташевская // Ярославский педагогический вестник. - 2002. - № 1.

196. Суркова, O.E. Книга сопоставлений [текст] / О.Е.Суркова. - М. : «Киноцентр», 1991. - 176 е.: ил.

197. Суркова, O.E. Тарковский и я. Дневник пионерки [текст] / O.E. Суркова. - М.: Зебра Е, 2005. - 487, [9] е.: 48 л. ил.

198. Уваров, М.С. Тарковский и христианство [текст] / М.С.Уваров

//«Соловьевские исследования». - 2012. - № 3 (35). - С. 16-28.

199. Филимонов, В.П. Андрей Тарковский: Сны и явь о доме [текст] /

B.П. Филимонов. -М. : Молодая гвардия, 2011.-453 [11] е.: ил.

200. Филиппов, С.Н. Теория и практика Андрея Тарковского [электронный документ] URL.: http://www.tarkovsky.su/library/filipov-theory/ (дата обращения 11.12.2012).

201. Флоренский, П.А. Обратная перспектива: Черты конкретной метафизики [текст] / П.А. Флоренский. - М. : ACT : ACT МОСКВА, 2009. -346, [6] с. -

202. Флоренский, П.А. Сочинения [текст] : в 4-х т. / П.А. Флоренский. - М. : Мысль, 1994.-799 с.

203. Флоренский, П.А. Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительных произведениях [текст] / П.А. Флоренский. - М.: Прогресс, 1993. - 324 с.

204. Фрейлих, С.И. Теория кино: От Эйзенштейна до Тарковского [текст] /

C.И. Фрейлих. - М.: Искусство, 1992. - 251 с.

205. Хайдеггер, М. Время и бытие [текст] / М. Хайдеггер. - М. : Республика, 1993.-445 с.

206. Хайдеггер, М. Искусство и пространство [текст] / М. Хайдеггер //Самосознание культуры и искусства XX века. Западная Европа и США. М.; СПБ., 2000.

207. Хренов, H.A. Кино: реабилитация архетипической реальности [текст] / H.A. Хренов. - М. : Аграф, 2006. - 736 с.

208. Хренов, H.A. Мессианский комплекс в российском кино [текст] / H.A. Хренов // Энтелехия. - 2008. - №18. - С. 97-119.

209. Хренов, H.A. Смена эстетической парадигмы в русской культуре XX века: феномен А.Тарковского [текст] / H.A. Хренов // Энтелехия. - 2003. -№6.-С. 108-131.

210. Хренов H.A. «Смерть» и «рождение» автора в зрелищном дискурсе А.

Тарковского на фоне реабилитации культуры серебренного века // Энтелехия. - 2007. - №14. - С. 69-90.

211. Хренов, H.A. Художественное время в фильме (Эйзенштейн, Бергман, Уэллс) [текст] / H.A. Хренов // Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. Л., 1974. - С. 248-262.

212. Кино: Энциклопедический словарь [текст] / С. И. Юткевич. - М. : Советская энциклопедия, 1987. - 640 с.

213. Чухров, К. Деконструируя пространство искусства, реконструируя пространство теологии [текст] / К. Чухров // Художественный журнал. -№60.-С. 45-50.

214. Шалимова, H.A. Обратная перспектива как метод построения художественной реальности: «мнимости в геометрии» и «мнимые величины» [текст] / H.A. Шалимова // Энтелехия. - 2002. - №4. - С. 91-97.

215. Шпенглер, О. Закат Европы: Очерки морфологии мировой истории. Т. 1. [текст] / О. Шпенглер. - M. : Мысль, 1998. - 672 с.

216. Штелер, Т. Обратная перспектива: Павел Флоренский и Морис Мерло-Понти о пространстве и линейной перспективе в искусстве Ренессанса [текст] / Т. Штелер // Историко-философский ежегодник - 2006 / Ин-т философии РАН. - М. : Наука, 2006. - С. 320-329.

217. Юлдашев, Л.Г. Искусство: философские проблемы исследования [текст] / Л.Г. Юлдашев. - М. : Мысль, 1981.-274 с.

218. Borin, F. Il cinema di Andrej Tarkovskij [текст] / F. Borin. - Roma : Jouvence, 1989.

219. Jonson, V. Petrie, G. The films of Andrey Tarkovsky: A Visual Fugue [текст] / V. Jonson, G. Petrie. - Indiana : Indiana University Press, 1994.

220. Kovaks ,B.A., Szilagyj ,A. Les mondes d'Andrei Tarkovski [текст] / B.A. Kovaks, A. Szilagyj. - Lausanne : L'Age d'Homme, 1987.

Ш. Художественные тексты

221. Стругацкий A.H., Стругацкий Б.Н. Киносценарии [текст] /

162

А.Н. Стругацикий, Б.Н. Стругайи1сий; Сост. Н. Ютанов; Послесл. С. Переслегина; Ил.Я. Ашмариной. - М. : ООО «Издательство ACT»; СПб. : Terra Fantastica, 2004. - 603, [5] е.: ил.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.