Художественное своеобразие прозы Л. Андреева: Зарождение и развитие русского экспрессионизма тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат филологических наук Вилявина, Ирина Юрьевна

  • Вилявина, Ирина Юрьевна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 1999, Астрахань
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 173
Вилявина, Ирина Юрьевна. Художественное своеобразие прозы Л. Андреева: Зарождение и развитие русского экспрессионизма: дис. кандидат филологических наук: 10.01.01 - Русская литература. Астрахань. 1999. 173 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Вилявина, Ирина Юрьевна

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА ¡.Экспрессионизм и творчество Л.Андреева в русской критике и литературоведении XX века

Проблема экспрессионизма в русской критике и литературоведении

XX века

2. Экспрессионистские тенденции в русской литературе начала XX века

3. Художественный метод Л.Андреева в русской критике и

литературоведении

ГЛАВА II.Эволюция экспрессионизма в рассказах Л.Андреева

1.Формирование художественного метода на начальном этапе

творческого пути Л.Андреева

2. Особенности экспрессионизма в рассказах Л.Андреева

1 9 0 3 - 1 9 0 6 г г

3. Эволюция экспрессионизма

в творчестве Л.Андреева

4. Приемы панпсихизма в поэтике поздней

прозы Л.Андреева

ГЛАВА III.Воплощение принципов поэтики экспрессионизма в романе Л.Андреева "Сашка Жегулев"

1. Оценка романа "Сашка Жегулев" Л.Андреева русской критикой

2. Жанровые особенности романа Л.Андреева "Сашка Жегулев"

3. Приемы построения образа в романе

Л.Андреева "Сашка Жегулев"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ПРИМЕЧАНИЯ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Художественное своеобразие прозы Л. Андреева: Зарождение и развитие русского экспрессионизма»

ВВЕДЕНИЕ

Россия рубежа XIX - XX веков переживает настоящий творческий подъем. Расцвет философии и литературы, изобразительного искусства, музыки, балета, театра позволяет исследователям говорить о «серебряном веке русской культуры». По наблюдению одного из авторов новой Истории русской литературы, в России «... рождались тенденции и зрели силы, которым было предназначено совершить революционную трансформацию всей мировой действительности» (Страда, 1995, с. 11). Это была революция, «...не имевшая сугубо политического характера и способная преобразовать все аспекты жизни, от научного знания до экономической системы, от религиозной деятельности до коллективного поведения, от художественного восприятия до социальных институтов, создававшая предпосылки для нового человеческого сознания и нового отношения ко всему предшествующему развитию человечества» (Там же, с. 11).

В русской литературе, ставшей частью этого общего процесса, богатой художественными, эстетическими, философскими поисками, творчество Л.Н.Андреева, которое является объектом настоящего исследования, занимает особое место. Художественный путь писателя отразил все основные приметы своей эпохи, стремящейся выработать новое мироощущение. Не случайно один из современников сказал о писателе: «Он синтез нашей эпохи под сильнейшим увеличительным стеклом...» (К.И.Чуковский). В смысле причастности к тем процессам, которые протекали в искусстве, Андреева следует признать ярчайшей фигурой своего времени. Этот факт и стал одной из причин, обусловивших интерес современного литературоведения к его творчеству.

Другая причина состоит в том, какое влияние оказало творчество Леонида Андреева на художников, пришедших ему на смену. При соотнесении творчества писателя с идейно-эстетическими исканиями как русского, так и западно-европейского искусства обнаруживается, что многие явления этого искусства он гениально предвосхитил.

Дополнительным импульсом к изучению андреевского наследия является вновь возникшая сегодня ситуация «на рубеже веков», которая «подпитывает» интерес к его художественному опыту, позволяющему осмыслить многие явления современного искусства.

В последние годы появились исследования, касающиеся различных аспектов творчества Л.Андреева - историко-литературного (Келдыш, 1975; Бабичева, 1982; Беззубов, 1984; Смирнова, 1986; Михеичева, 1993, 1994; Левин, 1995; Московкина, 1995), идейно-философского (Кирсис, 1985; Колобаева, 1990; Богданов, 1992; Иезуитова, 1995; Генералова, 1997), языкового (Кожевникова, 1983, 1994). Однако задача полного и глубокого освоения его творческого наследия остается актуальной. До сих пор в современном литературоведении не разрешена проблема творческого метода писателя. Предметом данного исследования стала проза Леонида Андреева с точки зрения проблемы экспрессионизма.

Следует заранее отметить, что в работе использована терминология, принятая предшествующими исследователями. Во избежание терминологической путаницы представляется целесообразным придерживаться определения метода, предложенного в Литературном энциклопедическом словаре: «Метод - общий принцип творческого отношения художника к

познаваемой действительности, т.е. ее пересоздания...» (ЛЭС, 1987, с.218). Иногда в качестве синонимов термина исследователями используются понятия «манера» и «стиль».

Актуальность настоящего диссертационного исследования определяется тем, что в нем осуществлена попытка разрешения центральной проблемы творчества писателя в свете литературной ситуации эпохи.

Вопрос о своеобразии метода и стиля Л.Андреева, неразрешенный критикой начала века, по сей день считается спорным. До сих пор одни исследователи называют Андреева реалистом, другие считают его приверженцем нереалистической манеры письма (романтизм, модернизм, экспрессионизм, экзистенциализм). Также имеет место точка зрения, определяющая «промежуточное» положение писателя в литературном процессе рубежа веков. В последнее время появились исследования, интерпретирующие творчество Андреева с позиций идеи синтеза.

Цель настоящего исследования - изучение творческого метода Л.Андрева и утверждение его стилевой манеры как экспрессионистской. В связи с тем, что русским литературоведением до сих пор не разрешена проблема экспрессионизма, возникает необходимость осмысления этого понятия. Кроме того, важно проследить эволюцию стиля писателя, связанную с поисками новых форм, с новыми задачами, поставленными перед собой автором.

Цель исследования диктует следующие задачи:

1. Осмысление термина «экспрессионизм».

2. Определение степени влияния экспрессионизма на русскую литературу начала XX века.

3. Выявление конкретных форм проявления экспрессионизма в

художественной прозе Андреева на различных этапах его творческого пути.

Методологической основой диссертации является совокупность принципов, разработанных отечественным литературоведением (М.М.Бахтин, А.Н.Веселовский,

В.Б.Жирмунский, Д.Н.Овсянико-Куликовский, А.А.Потебня, Ю.Н.Тынянов, В.Б.Шкловский). Обращение к этим принципам позволило осуществить анализ художественного текста как сложного образования, предполагающий прочтение текста на разных уровнях, с использованием формального, психологического, историко-литературного, сравнительно-историческго методов.

Научная новизна исследования заключается в интерпретации всего творчества Л.Андреева как экспрессионистского. Устоявшимся в современном литературоведении принято считать мнение об Андрееве - создателе экспрессионистской драмы. Прозаическое наследие писателя с точки зрения метода представляется неисследованным.

Кроме того, в работе предлагается новая, обусловленная эволюцией стилевых исканий автора, периодизация художественного наследия писателя.

Впервые предпринимается подробный анализ прозаических текстов Андреева с точки зрения экспрессионизма. Наконец, предлагается интерпретация романа «Сашка Жегулев» как экспрессионистского романа.

Теоретическая значимость исследования определена его проблематикой и заключается в возможности применения полученных данных в изучении особенностей экспрессионизма как художественного метода и своеобразия экспрессионистских текстов.

Материалы и результаты диссертации могут быть

использованы в вузовских курсах, спецкурсах и спецсеминарах по истории русской литературы конца XIX - начала XX века, теории литературы, что составляет практическое значение исследования.

Апробация материала. Основные положения диссертации были изложены на итоговых научных конференциях преподавателей Астраханского государственного педагогического университета им. С. М.Кирова (1996, 1997, 1998), на VI Международных Хлебниковских чтениях (1998). Работа обсуждалась на заседаниях кафедры русской литературы XX века АГПУ.

На защиту выносятся следующие положения:

- экспрессионизм как художественный метод связан с появлением нового типа художественного мышления, основанного на крушении всех существующих ценностей и воспринимающего переживание как единственную данность ("голый человек на голой земле");

- экспрессионизм следует признать явлением синтетическим; используя все многообразие средств, существующих в литературе и даже других видах искусства, экспрессионисты подчиняют их своей цели - усилению воздействия произведения на читателя: реальность у них символична, символ реален, натуралистическая деталь абстрактна, экзистенциальные ситуации обыденны;

- в русской литературе начала XX века существовало много писателей, использующих некоторые приемы экспрессионизма, однако тип художественного мышления каждого из них отличался от экспрессионистского;

- поэтика Леонида Андреева на протяжении всего творческого пути писателя остается экспрессионистской;

- эволюция стиля Л.Андреева связана с сознательными

поисками новых форм, с новыми задачами, поставленными перед собой автором, при неизменном типе художественного мышления: первый этап творчества связан с поисками собственной манеры письма, второй - кульминация "чистого" экспрессионизма, стиль третьего этапа характеризуется сочетанием общего и частного, философски обобщенного и жизненно достоверного, на четвертом этапе писатель пытается уйти от внешней напряженности к внутренней экспрессии;

- роман Л.Андреева "Сашка Жегулев" представляется воплощением принципов поэтики экспрессионизма.

Структура работы определяется поставленными целью и задачами и складывается из введения, трех глав и заключения, примечаний, списка использованной литературы из наименований.

Во введении обосновывается актуальность темы исследования, определяются его цели и задачи, научная новизна, обозначаются методологические принципы.

Первая глава посвящена разрешению проблемы экспрессионизма и творчества Леонида Андреева в русской критике XX века. Здесь предпринята попытка интерпретации термина «экспрессионизм» и выявления экспрессионистских тенденций в русской литературе начала XX века. Глава содержит анализ существующих в литературоведении трактовок творчества писателя с точки зрения метода.

Во второй главе предложена периодизация творчества писателя, связанная с эволюцией его стиля. В качестве предмета исследования избираются произведения, которые следует считать наиболее характерными для стилистических поисков Л.Андреева на каждом этапе творчества, выделяются экспрессионистские приемы,

используемые автором как на отдельных этапах его творческого пути, так и присущие его стилю в целом.

Третья глава представляет собой трактовку «Сашки Жегулева» Л.Андреева как экспрессионистского романа. В главе обозначены основные признаки экспрессионистского романа. «Сашка Жегулев» представляется синтезом творческих исканий писателя.

В заключении обобщены результаты исследования, дающего основания для интерпретации художественного наследия Леонида Андреева с позиций экспрессионизма.

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Русская литература», Вилявина, Ирина Юрьевна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, Леонид Андреев - первый в русской литературе рубежа XIX - XX веков писатель-экспрессионист, предлагающий свой способ осмысления действительности. Его творческое кредо - заставить читателя почувствовать страдание другого как собственное.

Русское литературоведение до недавнего времени практически не обращается к проблеме экспрессионизма. Существующие работы посвящены, в основном, исследованию немецкой живописи и литературы (поэзии и драматургии). Русского аналога немецкому искусству не обнаруживается, поэтому речь ведется только об экспрессионистских тенденциях в творчестве некоторых русских писателей, в том числе в творчестве Леонида Андреева.

Анализируя работы, так или иначе затрагивающие проблему экспрессионизма, можно выделить следующие характеристики метода: трагическое мироощущение, обращение к основам бытия, к основам человеческой психики, борьба рационального и биологического начала в человеке, субъективность, абстрактность, контрастность восприятия жизни, деформация предметов объективного мира, олицетворение явлений и абстрактных понятий как способ поэтического видения, поиски приемов, позволяющих усилить воздействие произведения на читателя.

В России экспрессионизм проявил себя, прежде всего, как художественный феномен, как тенденция в литературе начала XX века. Экспрессионизм в широком смысле этого слова, как явление в литературе, так или иначе оказал влияние практически на любого писателя рассматриваемого периода (М.Горький, И.Бунин, А.Белый, Ф.Солгуб, В.Маяковский, Б.Пастернак, М.Цветаева, А.Ремизов,

Е.Замятин, Б.Пильняк). Однако в данном случае можно говорить лишь об использовании некоторых экспрессионистских приемов. Тип художественного мышления каждого из этих писателей отличался от экспрессионистского. Экспрессионизм как художественный метод в русской литературе начала XX века проявил себя в творчестве Леонида Николаевича Андреева.

Центральной проблемой творчества Л.Андреева представляется проблема метода. Сопоставляя мнения русских критиков, можно выделить четыре взгляда на эту проблему: творчество Андреева находится вне литературных школ и направлений; Андреев - реалист; в творчестве писателя переплелись две тенденции - реалистическая и модернистская; Андреев - экспрессионист, первооткрыватель нового метода в русской литературе (сюда же можно отнести версию об экзистенциализме писателя). Это лишь самая общая классификация, так как каждый исследователь, придерживаясь одной из этих четырех версий, стремится внести новые нюансы в разрешение проблемы.

Реальный факт действительности, преображенный необычным авторским восприятием, реальное явление или понятие, живущее самостоятельной жизнью и равное человеку, образ, строящийся одновременно с помощью реальных деталей и неподдающихся логике ассоциаций - таковы особенности состоящего из контрастов стиля Л.Андреева.

Эволюция его стиля связана с сознательными поисками новой формы, с новыми задачами, поставленными перед собой автором. В связи с этим выделяются четыре этапа творчества писателя. Предметом анализа становятся рассказы, которые можно считать показательными для каждого этапа.

Первый этап ("Большой шлем", "Молчание", "Смех", "Ложь", "Бездна" и др.) связан с поисками собственной манеры письма. Внешнее отсутствие посредника (автора) между героем и читателем, особенности сюжетно-композиционной организации рассказа "Ложь" позволяют писателю добиться максимальной субъективности повествования и сделать чувства героя яркими и понятными читателю. Основным экспрессионистским приемом у Андреева является особая форма олицетворения, антропоморфизма, связанная с образом героини. Еще одна отличительная черта стиля рассказа - яркий, перенасыщенный тропами язык произведения. Приверженность этим приемам Андреев, в той или иной степени, сохранит на протяжении всего творчества.

Второй этап - кульминация "чистого" экспрессионизма ("Жизнь Василия Фивейского", "Красный смех", "Иуда Искариот"). "Красный смех" изначально основан не на фактах, а на ощущениях. Автор намеренно не пытается создать единую картину войны. Только такая, субъективная и раздробленная, картина способна приблизить читателя к пониманию мятущейся души экспрессиониста. Отличительной чертой стиля экспрессионистского произведения является контрастность. Андреев делит произведение на две части, создавая своеобразную систему рассказчиков. Первая часть -чувственное восприятие войны, вторая - рациональное. Основным принципом построения текста становится принцип всеохватывающей субъективной интерпретации реальности.

Стиль третьего этапа характеризуется сочетанием общего и частного, философски обобщенного и жизненно достоверного ("Губернатор", "Рассказ о семи повешенных" и др.). В рассказе "Губернатор" Андреев, начиная рисовать любую картину с помощью бытовых, даже натуралистических деталей, завершает ее отвлеченным экспрессивным тропом (чаще всего - сравнением). Образы-персонажи тоже построены на соотношении общего и частного. Наделяя своих героев определенной внешностью, речью, Андреев тем не менее не создает характеров.

На четвертом этапе ("Цветок под ногою", "Полет" и др.) писатель пытается уйти от внешней напряженности к внутренней экспрессии, при этом сохраняя основные мотивы своего творчества. Наряду с излюбленными приемами, он обращается к новым. Нехарактерны для Андреева приемы создания образа героя, непривычен словарь рассказа. Впервые он обращается к новому приему - подтексту. Это позволяет перевести внешнее действие во внутреннее. За каждым поступком автор обнаруживает скрытые, потаенные мотивы, вновь утверждая победу подсознания в человеке.

Синтезом творческих исканий Леонида Андреева представляется роман "Сашка Жегулев". Писатель соединяет в романе все основные мотивы своего творчества: мотив жертвы, вины (или невиновности) и последующей расплаты, мотив Судьбы, Рока, управляющего жизнью человека, мотив бунта, мотив смерти как страшного избавления от несправедливостей бытия. Даже в эпическом романном повествовании Андреев оставляет за собой право на субъективную интерпретацию реальности, которая у него является основным принципом построения текста.

Экспериментальный по своей природе, "Сашка Жегулев" явился попыткой Андреева создать экспрессионистский роман. Писатель стремится совместить объективную романную форму с эмоциональным и взволнованным лирическим переживанием.

Основные признаки экспрессионистского романа:

- произведение рождено действительностью, но при этом она является не предметом изображения, а лишь толчком для создания образов, далеко не всегда имеющих к ней прямое отношение;

- исключительные обстоятельства (критический момент русской истории) автор рассматривает как типические, стремясь увидеть в них проявление сущностных начал бытия;

- оксюморонность экспрессионистского мышления, что выражается в соединении несовместимых для читателя понятий. С этой целью Андреев обращается к приему контраста. Контраст в его произведении не разделяет, а скорее, объединяет: автор совмещает противопоставленные понятия, добиваясь при этом усиления действия приема;

- сокращение дистанции между автором и повествователем до минимума; взгляд на мир в романе максимально приближен к авторскому;

- с точки зрения композиции отличительной чертой экспрессионистского романа следует признать членение текста на отрывки, на относительно законченные и самостоятельные части, что позволяет в какой-то степени совместить эпическое повествование с лирическим содержанием;

- борьба рациональных и подсознательных сил в человеке, что реализуется в романе как появление Сашки Жегулева;

- образы-персонажи в романе построены на соотношении общего и частного - от конкретной детали через вечные ассоциации к метафорическому обобщению: автор концентрирует внимание читателя на одном качестве героя; использование некоторых приемов агиографического жанра древнерусской литературы; обобщенность и абстрактность характера героя; пренебрежение социальными характеристиками и обращение к природным связям сын - отец, сын - мать, брат - сестра, жених - невеста); сон как элемент поэтики романа, позволяющий найти путь к подсознанию героя; обобщение образа с помощью абстрактного тропа, повторяющегося в произведении неоднократно и выражающего авторское отношение к герою;

- центральный образ - образ России - вмещает в себя все остальные образы романа;

- большая вместимость хронотопа: автор охватывает пространство вневременного, вселенского масштаба, считая любой факт проявлением космического бытия;

- трагический и печальный стиль романа формируется с помощью большого количества авторских размышлений. Лирические отступления отодвигают на второй план событийную основу романа, становясь центром повествования.

Таким образом, творчество Леонида Андреева становится классическим образцом экспрессионизма в русской литературе. Для писателя главное не воспроизвести привычную действительность, а создать субъективную картину мира, способную вызвать у читателя нужные автору эмоции.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Вилявина, Ирина Юрьевна, 1999 год

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Источники и художественные тексты

1.Андреев Л.Н. Собр. соч.: В б т. - М.: Художественная литература, 1990-1996. - Т. 1-6.

2.Андреев Л.Н. S.O.S. : Дневник (1914-1919); Письма (19171919); Статьи и интервью (1919); Воспоминания современников (1918-1919). - М.; Спб.: Atheneum; Феникс, 1994. - 598 с.

3.Горький и Леонид Андреев : Неизданная переписка // Литературное наследство. - Т.72. - М.: Наука, 1985. - 630 с.

^.Неизданные письма Леонида Андреева // Уч. зап. Тартус. унта. Труды по рус. и слав, филологии. - Тарту, 1962. - Вып. 119.- С. 380-395.

5.Письма Леонида Андреева. - Л.: Колос, 1924

6.Реквием. Сборник памяти Леонида Андреева. М.: Изд. "Федерация", 1930. - 282 с.

Справочная литература

7.Андреев Леонид Николаевич // Брокгауз и Ефрон. Энциклопедический словарь. Биографии. Т.1. - М.: Сов. энциклопедия, 1991. -С.310-317.

8.Андреев Леонид Николаевич // Русские писатели. Библиографический словарь. - М.: Сов. энциклопедия, 1989.- Т. 1,-С.64-70.

9.Грушко Е.А., Медведев Ю.М. Словарь славянской мифологии. - Н.Новгород: Русский купец, Братья славяне, 1995. - 368 с.

Ю.Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. - М.: Русский язык, 1989. - Т. 1. - 686 с.

11.Краткая литературная энциклопедия: В 9 т. / Гл. ред. А.А.Сурков.- М.: Сов. энциклопедия, 1975,- Т. 8

12.Лотман Ю.М., Минц З.Г., Мелетинский Е.М. Литература и мифы // Мифы народов мира: Энциклопедия: В 2 т. - М., 1994. - Т. 2. -С.58-65.

13. Павлова Н. Экспрессионизм // Литературный энциклопедический словарь. - М.: Сов. энциклопедия, 1987. - С.507.

14.Экспрессионизм // Руднев В.П. Словарь культуры XX века. М.: Аграф, 1997,- С.374-376.

Научно-теоретическая литература

15.Абрамов Н. Экспрессионизм в киноискусстве // Экспрессионизм: Драматургия. Живопись. Графика. Музыка. Киноискусство. - М., 1966. - С. 130-135.

16.Андреев В. Детство. - М.: Сов. писатель, 1966.

17.Андреевский сборник. Иссл. и материалы. - Курск, 1975.

18.Анненский И.Ф. Вторая книга отражений // Анненский И.Ф. Избр. произведения. - Л.: Худож. лит-ра, 1988. - С. 523-611.

19.Арабажин К. Леонид Андреев: Итоги творчества. - Спб.,

1910.

20.Афонин Л. Леонид Андреев. - Орел: Книж. изд-во, 1959. - 224

с.

21.Афонин Л. Рассказы литературоведа. - Тула, 1979. - С.126-

155.

22.Ачатова A.A. Л.Андреев. "Сашка Жегулев" // Художественное творчество и литературный процесс. - Томск, 1984. - Вып. 7. - С.69-86.

23.Бабичева Ю.В. Драматургия Л.Н.Андреева эпохи первой

русской революции. - Вологда: Изд-во Вологод. пединститута, 1971. -

184 с.

24.Бабичева Ю.В. Споры о творчестве Л.Андреева / К проблеме творческого метода // Вопросы реализма. - Вып. 5. -Вологда, 1978. -С.141-155.

25.Бабичева Ю.В. Эволюция жанров русской драмы XIX -начала XX века: Учебное пособие к спецкурсу. - Вологда, 1982. - 128 с.

26.Баран X. Поэтика русской литературы начала XX века: Сб. статей. - М.: Издат. группа "Прогресс" - "Универс", 1993.- 368 с.

27.Баранов И.П. Андреев как художник-психолог и мыслитель. -Киев, 1907.

28.Барковская Н.В. Поэтика символистского романа. -Екатеринбург, 1996. - 287 с.

29.Басинский П. "Бездны мрачной на краю...": (Судьба Леонида Андреева) // Андреев Л.Н. Проза. Публицистика.- М., 1997. - С.5-12.

30.Басинский П. Поэтика бунта и этика революции. [Реальность и символ в творчестве Л.Андреева ] // Вопр. лит-ры. - 1989. - № 10,-С.132-148.

31.Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. - М., 1975.

32.Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. - М.: Сов. Россия, 1979. - 320 с.

33.Беззубов В.И. Леонид Андреев и Максим Горький // Уч. зап. Тартус. ун-та. Тр. по рус. и слав, филологии, XIII. - Тарту, 1968. - С.85-169.

34.Беззубов В.И. Леонид Андреев и Достоевский // Уч. зап. Тартус. ун-та. Тр. по рус. и слав, филилогии. - Тарту, 1975. - Вып. 369. - С.86-125.

35.Беззубое В.И. Леонид Андреев и традиции русского реализма. - Таллинн: Ээсти раамат, 1984. - 336 с.

36.Беззубов В.И., Карлик Л.С. Художественное пространство Л.Андреева 1898 - 1904 гг. // Уч. зап. Тартус. ун-та. Тр. по рус. и слав, филилогии. - Татру. - 1979. - Вып. 491. - С.59-83.

37.Белый А. Андреев // Белый А. Критика. Эстетика. Теория символизма: В 2 т. - М., 1994. - Т. 2. - С.435-449.

38.Белый А. "Луг зеленый". Книга статей // Белый А. Критика. Эстетика. Теория символизма: В 2 т. - М., 1994. - Т. 1. - С.249-390.

39.Белый А. На рубеже двух столетий: Воспоминания: В 3 кн. -М„ 1989.-Кн. 1.-543 с.

40.Блок A.A. Безвременье // Блок A.A. Собр. соч.: В 8 т. - М.-Л., 1962.-Т5. -С.66-70.

41.Блок A.A. Литературные итоги 1907 года // Блок A.A. Собр. соч.: В 8 т. - М.-Л., 1962. - Т. 5. - С.209-232.

42.Блок A.A. О реалистах// Блок A.A. Собр. соч.: В 8 т. - М.-Л., 1962.-Т. 5,- С.82-110.

43.Блок A.A. О современной критике // Блок A.A. Собр. соч.: В 8 т. - М.-Л., 1962,- Т. 5. - С.203-208.

44.Богданов A.B. "Безумное одиночество" героев Леонида Андреева с точки зрения литературной преемственности // Связь времен. Проблемы преемственности в русской литературе конца XIX - начала XX в. - М., 1992. - С. 188-204.

45.Богданов A.B. Идея вседозволенности: от Достоевского к Андрееву и Камю II Классика и современность. - М.: МГУ, 1991. -С.73-75.

46.Богданов A.B. Комментарии II Андреев Л.Н. Собр. соч.: В 6 т. -М., 1990.-Т. 2.-С.503-558.

47.Богданов A.B. Между стеной и бездной. Л.Андреев и его творчество //Андреев Л.Н. Собр. соч.: В 6 т.- М., 1990. - Т. 1. - С.5-40.

48.Боева Г.Н. Идея синтеза в творческих исканиях Л.Н.Андреева. Дисс. канд. фил. наук. - Воронеж, 1996,- 145 с.

49.БонамиТ.М. К поэтике рассказов И.Бунина. (Функциональное значение звуковых и музыкальных образов) // И.А.Бунин и русская литература XX века. - М.: Наследие, 1995. - С.85-94.

бО.Борев Ю. Художественные направления в искусстве XX века. - Киев, 1986. - 131 с.

51.Боцяновский В.Ф. Л.Андреев. Критико-биографический. -Спб., 1903.

52.Браун Э.Дж. Символическое влияние на "реалистический" стиль Горького // Русская литература XX века. Исследования Американских ученых. - СПб.: Изд-во Петро-РИФ, 1993. - С. 156-175.

53.Бруснянин В. Л.Андреев. - М., 1912.

54.Брюсов В.Я. Собр. соч. : В 2 т. - М.: Худож. лит., 1987. - Т. 2. -

575 с.

55.Бугров Б. Мятежная душа //Андреев Л.Н. Пьесы. - М., 1991. -С.3-38.

бб.Ванслов В.В. Эстетика романтизма. - М.: Искусство, 1966. -

403 с.

57.Вашкелевич X. Алексей Ремизов "В плену" (истоки художественного метода) // Алексей Ремизов. Исследования и материалы. - СПб., 1994. - С. 19-25.

58.Вересаев В.В. Воспоминания. - М.: Правда, 1982. - 543 с.

59.Волошин М. Лики творчества. - Л.: Наука. Ленингр. отделение, 1988. - 798 с.

60.Воровский В. Лит. критика. - М, 1971. - С.261-279.

61.Боровский В. Леонид Андреев // В защиту искусства. Классическая марксистская традиция критики натурализма, декадентства и модернизма. - М.: Искусство, 1979. - С.303-307.

62.Ганжулевич Т. Русская жизнь и ее течение в творчестве Андреева. - Спб., 1908.

63.Гаспаров М.Л. Бенедикт Лифшиц: между стихией и культурой // Лившиц Б. Полутороглазый стрелец: Воспоминания. - М.: Худож. лит-ра, 1991. - С.5-19.

64.Геккер Н. Андреев и его произведения. С приложением автобиографического очерка. - Од., 1903.

65.Геллер Л. Слово мера мира: Сб. статей о русской литературе XX века. - М.: Изд-во "МИК", 1994. - 248 с.

66.Генералова Н.П. "Мои записки" Андреева (к вопросу об идейной проблематике повести). - Рус. лит-ра. - 1986. - № 4. - С. 172186.

67.Генералова Н.П. Леонид Андреев и Николай Бердяев (к истории русского персонализма) // Рус. лит-ра. - 1997. - № 2. - С.40-54.

68.Гальцева Л.А. О творческих принципах Леонида Андреева и о проблематике его прозы. (1898-1904) // Русская литература XX века. (Дооктябрьский период). - Сб. 2. - Калуга, 1970. - С.195-201.

69.Гальцева Л.А. Революция 1905 года в изображении Л.Андреева И Русская литература XX века. - Сб. 7. - Тула, 1975. -С.102-114.

70.Горбунов А.Л. Трансформация темы "маленького человека" в прозе Л.Андреева 1890-1900-х годов // Из истории русской лит-ры конца XIX - начала XX века. - М., 1988. - С.30-39.

71.Горький М. Л.Андреев (1919).- Псс.- М., 1973. - Т. 16. - С.313-

72.Грачева А. Алексей Ремизов и Леонид Андреев // И.А.Бунин и русская литература XX века. - М.: Наследие, 1995. - С. 180-188.

73.Гречнев В.Я. Рассказ Л.Андреева "Призраки" // Рус. лит-ра. -1997.-№2.-С.67-76.

74.Гречнев В.Я. Рассказ Леонида Андреева "Стена": (К вопросу о творческих взаимоотношениях Л.Андреева и М.Горького) // Анализ отдельного художественного произведения: Сб. науч. тр. - Л., 1976. -С.108-121.

75.Гречнев В.Я. Русский рассказ конца XIX - начала XX века. -Л.: Наука. Ленингр. отделение, 1979. - 208 с.

76. Григорьев А.Л. Леонид Андреев в мировом литературном процессе // Рус. лит-ра. - 1972. - № 3. - С. 190-205.

77.Гус М.С. Модернизм без маски. - М.: Сов. писатель, 1966. -307 с.

78.Гуськов Ю.И. Проза Ф.Сологуба и литературный авангард. Автореф. дисс. канд.фил.наук. - М., 1995. - 26 с.

79.Гурьянова Н. Ремизов и "будетляне" // Алексей Ремизов. Исследования и материалы. - СПб., 1994. - С. 142-150.

80.Дарьялова Л.Н. Русский экспрессионизм в прозе 20-х годов: немецкие истоки, национальное своеобразие // Актуальные проблемы и перспективы филологии. - Калининград, 1996. - С.85-96.

81.Двинятина Т.М. Международная научная конференция "Леонид Андреев и мировая культура" // Рус. лит-ра. - 1997. - № 1. -С.279-285.

82.Дранов A.B. Немецкий экспрессионизм и проблема метода. Афтореф. дисс. канд. фил. наук. - М., 1980. - 19 с.

83.Дрягин К. В. Экспрессионизм в России: (Драматургия

Леонида Андреева). - Вятка: Пединститут, 1928. - 84 с.

84.Дэвис Р. Леонид Андреев // История русской литературы: XX век: Серебряный век. - М., Изд.группа "Прогресс" - "Литера", 1995. -С.379-389.

85.Жарикова В.Н. Авторское начало в прозе Л.Андреева 1900-х годов. (К вопросу о творческом методе) // Проблемы типологии литературного процесса. Межвуз. сб. научн. тр. - Пермь, 1978. -С.109-120.

86.Жегалов Н. Книга о Леониде Андрееве // Рус. лит-ра. - 1961.

- № 2. - С.257-261.

87.Жирмунский В.М. Предисловие // Вальцель О. Импрессионизм и экспрессионизм в современной Германии (18901920). - Пб.: Academia, 1922. - С.3-6.

88.Жирмунский В.М. О поэзии классической и романтической // Жирмунский В.М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. - Л., 1977. -С.134-137.

89.Жолковский А. Блуждающие сны: Из истории русского модернизма: Сб. статей. - М.: Сов. писатель, 1992. - 432 с.

ЭО.Заманская В.В. Об одном аспекте концепции жизни в прозе Л.Андреева // Человек, личность, индивидуальность. - Магнитогорск, 1994.

91.3аманская В.В. Русская литература первой трети XX века: проблема экзистенциального сознания. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та; Магнитогорск, 1996.

92.3аманская В.В. Экзистенциальная проблематика рассказов Л.Андреева и Ж.-П.Сартра // Наука и школа. - Магнитогорск, 1995. ЭЗ.Замятин Е.И. Литературные портреты: [Л.Андреев] // Смена.

- 1990.-С.30-32.

94.Замятин Е.И. Новая русская проза // Замятин Е.И. Избр. произв. - М., 1990. - С.418-431.

95.Замятин Е.И. О литературе, революции, энтропии и о прочем // Замятин Е.И. Избр. произв. - М., 1990. - С.431-437.

96.Замятин Е.И. Современная русская лит-ра: Вступит, лекция //Лит. учеба. - 1988. - № 5. - С.130-136.

97.3атонский Д.В. В наше время: Книга о зарубежных литературах XX века. - М.: Сов. писатель, 1979. - 431 с.

98.3атонский Д.В. К проблеме модернизма // О литературно-художественных течениях XX века.: Сб. ст-й. - М.: Изд. Моск. у-та, 1966.-С.156-176.

99.Захарова В.Т. Импрессионистические тенденции в русской прозе начала XX века: Автореф. дисс. д-ра фил. наук. - М., 1995. - 49 с.

ЮО.Затонский Д.В. Художественные ориентиры XX века. - М.: Сов. писатель, 1988. - 413 с.

101.3ивельчинская Л.Я. Экспрессионизм. - М., 1931.

102. Иванова Е.В. Русский модернизм и литературный процесс конца XIX - начала XX века // Рос. литературовед, журнал. - М., 1994. - № 5-6.-С. 17-38.

ЮЗ.Иезуитова Л.А. Искусство портрета в романе Л.Н.Андреева "Сашка Жегулев" // Портрет в худ. прозе: Межвуз. сб. науч. тр. -Сыктывкар, 1987. - С.35-90.

Ю4.Иезуитова Л.А. Леонид Андреев-публицист накануне Октябрьской революции // Рус. лит-ра. - 1989. - № 3. - С. 199-208.

Юб.Иезуитова Л.А. "Преступление и наказание" в творчестве Л.Андреева: ("Мысль" и "Мои записки") // Метод и мастерство. -Вологда. - 1970. - Вып. 1. - С.333-347.

Юб.Иезуитова Л.А. Примечания // Волошин М. Лики творчества. -Л., 1988. -С.732-738.

Ю7.Иезуитова Л.А. "Сашка Жегулев" и другие произведения Л.Н.Андреева о революции в свете проблем философии, психологии и истории // Русское революционное движение и лит-ный процесс: Межвуз. сб. - Л., 1989. - С.73-90.

Ю8.Ильев С.П. Леонид Андреев и символисты // Русская литература XX века. (Дооктябрьский период). - Сб. 2. - Калуга, 1970. -С.202-216.

ЮЭ.Ильев С.П. Леонид Андреев в немецкой критике. - Вопросы русс, лит-ры. - Вып. 1 (10). Львов, 1969. - С. 128-139.

ИО.Ильев С.П. Проза Л.Андреева. (Проблематика рассказов "Губернатор" и "Так было") // Русская лит-ра XX века. - Сб. 7. - Тула, 1975. - С. 43-56.

Ш.Ильев С.П. Русский символистский роман: Аспекты поэтики. - Киев: Лыбидь, 1991.- 172 с.

112.Иоффе И.И. Культура и стиль. - Л., 1927. - 112 с.

113.Иоффе И.И. Синтетическая история искусств. - Л., 1933.

114.Каминский В.И. Пути развития реализма в русской литературе конца XIX - начала XX века. - Л.: Наука. Ленингр. отделение, 1979. - 197 с.

115.Келдыш В.А. О "Мелком бесе" // Сологуб Ф. Мелкий бес. -М.: Худож. лит-ра, 1988. - С.3-18.

116.Келдыш В.А. Русский релизм начала XX века. - М.: Наука, 1975.-280 с.

117.Кирсис С.С. Леонид Андреев и некоторые проблемы французского экзистенциализма // Уч. зап. Тартус. ун-та. Тр. по рус. и слав, филологии. - Тарту, 1985. - Вып. 645. - С. 122-132.

118.Коган П. Очерки по истории новейшей русской литературы. -М., 1910. - Т. 3. - Вып. 1.-285 с.

11 Э.Кожевникова H.A. Типологичесие характеристики художественного текста на фоне традиций русской культуры XIX - XX вв. // Человек - Текст - Культура. - Екатеринбург, 1994. - С. 170-213.

120.Козьменко М.В. Комментарии //Андреев Л.Н. Собр. соч.: В 6 т. - М„ 1994. - Т. 4. - С.602-611, 622-638.

121.Козьменко М.В. Комментарии //Андреев Л.Н. Собр. соч.: В 6 т.-М., 1995.-Т. 5. - С.477-510.

122. Козлов Н.П. Философский смысл романа Л. Анд рева "Сашка Жегулев" // Возвращенные имена русской литературы. - Самара, 1994. -С.127-145.

123.Колобаева Л.А. Концепция личности в русской литературе рубежа XIX - XX вв. - М.: Изд. МГУ,1990. -333 с.

124.Конен В. Этюд о музыкальном экспрессионизме // Экспрессионизм: ' Драматургия. Живопись. Графика. Музыка. Киноискусство. - М., 1966. - С. 120-129.

125.Копелев Л. Драматургия немецкого экспрессионизма // Экспрессионизм: Драматургия. Живопись. Графика. Музыка. Киноискусство. - М., 1966. - С.36-83.

126.Корецкая И.В. Из истории русского экспрессионизма // Изв. Акад. Наук России. Серия лт-ры и языка. - 1998. - Т.57. - № 3. - С.З-10.

127.Корецкая И.В. Над страницами русской поэзии и прозы начала века. М.: Радикс, 1995. - 377 с.

128.Костылева И.А. Экспрессионизм в русской литературе начала XX века. Л.Андреев и Е.Замятин // Худ. текст и культура. -Владимир, 1993. - С.73-75.

129.Костылева И.А. Экспрессионизм в творчестве Е.Замятина // Проблемы эволюции русской литературы XX века. - Вып. 1. - М., 1994. - С.115-118.

130.Кричевская Ю.Р. Модернизм в русской литературе: эпоха серебряного века: Уч.пос. - М.: ТОО "ИнтелТЕХ", 1994.

131.Кулешов Ф.И. Лекции по истории русской литературы конца XIX - начала XX века. - Минск, 1980. -4.2.

132.Куликова И.С. Экспрессионизм в искусстве. - М., Наука, 1978.- 180 с.

133.Кулова Т.К. Творческие искания Андреева // Критический реализм XX века и модернизм. - М., 1967. - С.254-285.

134.Кульюс С. Теория театра "панпсих" Л.Андреева // Сб. статей молодых филологов к 50-летию Ю.М.Лотмана. - Тарту, 1972. -С. 159-173.

135.Лебедев А.К. Искусство в оковах: Критика новейших течений в совр. бурж. изобр. исск-ве. - Л.: Академия Художеств СССР, 1962. - 100 с.

136.Левин В. Проза начала века (1900-1920) // История русской литературы: XX век: Серебряный век. - М., 1995. - С.272-294.

137.Лейтес Н.С. Черты поэтики немецкой литературы нового времени: Учеб. пособие по спецкурсу. - Пермь: ПГУ, 1984. - 80 с.

138.Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. - М.: Наука, 1979. -352 с.

139.Лихачев Д.С. Человек в литературе Древней Руси.. - М.: Наука, 1970. -180 с.

140.Ломтев C.B. Проза русских символистов. - М.: Фирма "Интерпракс", 1994. - 110 с.

141.Лосев А.Ф. Модернизм и современные ему течения. Из кн.

"Теория стиля" // Контекст 1990. - М., 1990. - С.32-84.

142.Луначарский A.B. Новейшая литература Западной Европы // Луначарский A.B. Собр. соч.: В 8 т. - М., 1963. - Т. 4. - С.329-366.

143.Львов-Рогачевский В. Две правды. Книга о Л.Андрееве. Спб., 1914.

144.Львов-Рогачевский В. Леонид Андреев: Критический этюд с приложением хронологической канвы и библиографического указателя. - М.: Изд-во "Русский книжник", 1923. - 88 с.

145.Мартынова Т.И. Леонид Андреев и Лев Шестов о феномене личности // Рос. литературовед, журнал. - М., 1994. - № 5-6. - С. 134142.

146.Мартынова Т.П. Творчество Л.Андреева в оценке современников. Дисс. канд. фил. наук. - М., 1994. - 214с.

147.Марченко Т.В. Традиции русской классической литературы в прозе И.А.Бунина // И.А.Бунин и русская литература XX века. - М.: Наследие, 1995. - С.7-15.

148.Мережковский Д.С. В обезьяньих лапах: [О Л.Андрееве] // Мережковский Д.С. В тихом омуте: Статьи и исследования разных лет. - М.: Сов. писатель, 1991. - С. 12-39.

149.Мескин В.А. Кризис сознания и русская проза конца XIX -начала XX вв.: Пособие по спецкурсу / МПГУ им. Ленина. -М.:Прометей, 1997. - 136 с.

150.Мескин В.А. О поэтике первых рассказов Л.А. // Писатель и время: Межвуз. сб. науч. тр. - М.: Прометей, 1991. - С.34-40.

151.Мескин В.А. Поиск истины: (о творчестве Л.Андреева) // Рус. словесность. - 1993. - № 1. - С.43-47.

152.Мескин В.А. Типы характеров и средства их создания в прозе Л.Андреева. Дисс. канд. фил. наук. - М., 1984. - 196с.

153.Мескин В.А. Художественный метод Л.Андреева и экспрессионизм: Проблемы поэтики русской литературы XIX века. Межвуз. сб. науч. трудов. 1989. - С. 141-149.

154.Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры: В 3 т. -М.: Изд-ская группа "Прогресс". "Культура". Редакция газеты "Труд", 1994.-Т. 2.-Ч. 1.-416 с.

155.Минералова И.Г. Художественный синтез в русской литературе XX века. Дисс. док. фил. наук. - М., 1994,- 367 с.

156.Михайлов О.Мировое значение Бунина // И.А.Бунин и русская литература XX века. - М.: Наследие, 1995. - С.3-6.

157.Михайлов О. На перепутьях реализма и модернизма: (О Леониде Андрееве) // Михайлов О. Страницы русского реализма: Заметки о русской литературе XX века. - М.: Современник, 1982. -С.231-240.

158.Михайловский Б.В. Предшественники современного абстракционизма // О литературно-художественных течениях XX века: Сб. ст-й. - М., 1966. - С.61-98.

159.Михайловский Б.В. Путь Л.Андреева // Михайловский Б.В. Избранные статьи о литературе и искусстве. - М., 1968. - С.353-388.

160.Михеева Л.Н. Принцип изображения человека в прозе Леонида Андреева // Проблемы эволюции русской литературы XX века. - М., 1995. - Вып. 2. - С.143-145.

161.Михеичева Е.А. О психологизме Леонида Андреева. М.: МПУ, 1994.- 188 с.

162.Михеичева Е.А. Творчество Л.Андреева в контексте русской литературы начала XX века: Учебное пособие к спецкурсу. - Орел, 1993.- 98 с.

163.Михеичева Е.А. Творчество Леонида Андреева:

Особенности психологизма и жанровые модификании. Дисс. док. фил. наук. - М., 1995. - 433 с.

164.Модзолевская Н.Д. Выражение авторской позиции в прозе Л.Н.Андреева конца 1900-х - начала 1910 годов. Дисс. канд. фил.

наук. - М., 1985.

165.Морозов М.В. Очерки новейшей литературы. Статьи о Л.Андрееве, Сергееве-Ценском, Б.Зайцеве и др. Спб.: Прометей, 1911.-254 с.

166.Мосиенко М..В. Традиции древней русской агиографии в прозе русского литературного модернизма начала XX в.: Л.Андреев, В.Брюсов, Д.Мережковский. Дисс. канд. фил. наук. - Киев, 1991. -162 с.

167.Московкина И.И. Образы-символы в рассказах и повестях Л.Андреева// Вопр. рус.лит. - 1987. - Вып. 1. - С. 107-114.

168.Московкина И. И. Поэтика легенд и притч Л.Андреева // Поэтика жанров рус. и сов. лит-ры: Межвуз. сб. науч. тр. - Вологда, 1988. -С.86-102.

169.Московкина И.И. Проза Леонида Андреева. - Харьков, 1994.

170.Московкина И.И. Развитие традиций Э.По в прозе Л.Андреева// Вопр. лит-ры. - 1989. - Вып. 1. - С.106-112.

171.Муратова К.Д. Л.Андреев // История русской литературы: В 4 т.- Л.: Наука, 1983. - Т.4. - С.330-372.

172.Муратова К.Д. Максим Горький и Леонид Андреев // Лит. наследство. М., 1965. - С.9-60.

173.Муратова К.Д. Рассказ Леонида Андреева "Полет"// Рус. лит-ра. - 1997. - С .63-66.

174.Муратова К.Д. Реализм нового времени в оценке критики 1910-х годов // Судьбы русского реализма начала XX века. - Л., 1972.

- С.135-163.

175.Мыльцина И.В., Станиславлева В.II. Русская литература XX века : (Дооктябрьский период). - М.: Изд-во Моск. у-та, 1969. - 84 с.

176.Мыслякова М.В. Концепция творчества Леонида Андреева в символистской критике. Дисс. канд. фил. наук. - М., 1995. - 216с.

177.Недошивин Г. Проблема экспрессионизма // Экспрессионизм: Драматургия. Живопись. Графика. Музыка. Киноискусство. - М., 1966. - С.8-35.

178.Нива Ж. Статус писателя в России в начале XX века // История русской литературы: XX век: Серебряный век. М., 1995. -С.609-614.

179.Никольская Т.Л. К вопросу о русском экспрессионизме // Тыняновский сборник: Четвертые тыняновские чтения. - Рига. - 1990.

- С.173-180.

180.Новиков В.В. Творческий путь Бориса Пильняка // Пильняк Б.А. Целая жизнь: Избр. проза. - Мн., 1988. - С.3-26.

181.0всянико-Куликовсий Д.Н. "Жизнь Человека": (Заметки о творчестве Леонида Анд рева) // Соколов А. Г., Михайлова М.В. Русская литературная критика конца XIX - начала XX века: Хрестоматия. - М., 1982. - С.255-261.

182.Павлова Н.С. Экспрессионизм II История немецкой литературы: В 5 т. - М.: Наука, 1968. - Т 4. - С.536-564.

183.Палиевский П.В. Пути реализма. Литература и теория. М.: Современник, 1974. - 222 с.

184.Пивазян Л.А. Идейно-художественные особенности творчества Леонида Андреева. (Повести и рассказы). Дисс. канд. фил. наук. - Ереван, 1971.- 166 с.

185.Пожилова Л.В. Романтические тенденции в критическом

реализме начала века // Русский романтизм. Под ред. Н.А.Гуляева. - М.: Высшая школа, 1974. - С. 179-236.

186.Полякова Е.В. Экспрессионизм и футуризм: (К постановке проблемы) // Традиции и взаимодействия в зарубежных литературах. -Пермь, 1994. - С.169-178.

187.Протопопов М. Молодые всходы // Рус. мысль. - 1902. - № 3.-С. 192-201.

188.Руднев А.П. И.А.Бунин и Леонид Андреев // И.А.Бунин и русская литература XX века. - М.: Наследие, 1995.-С.180-188.

189.Руднев А.П. Комментарии // Андреев JI. Собр. Соч. : В 6 т. -М.,1994. -Т. 3. - С.619-654.

190.Руднев А.П. «Он синтез нашей эпохи под сильнейшим увеличительным стеклом...» - Л.Андреев в оценке критики 1907-1914гг. // Русская литературная критика начала XX в.: современный взгляд. Сб. обзоров. - М.: АН СССР, 1991. - С.143-167.

191.Румянцев М.Г. Стиль прозы Л.Андреева и проблема экспрессионизма в русской литературе нач. XX века. Автореф. дисс. канд. фил. наук. М., 1998. - 16с.

192.Румянцев М.Г. О стиле прозы Леонида Андреева // Проблемы эволюции русской литературы XX века. М., 1995. - Вып. 2. - С. 178179.

193.Русская литература конца XIX - начала XX вв.: 1908 - 1917 / Ред. коллегия: Б.А. Бялик (отв.ред.) и др. - М.: Наука, 1972. - 736 с.

194.Сарабъянов Д.В. История русского искусства конца XIX - начала XX века : Учебное пособие. -М.: Изд-во МГУ, 1993.-320 с.

195. Сивриев С.С. Стиль прозы Л.Андреева и стилевые искания в русской литературе конца XIX - начала XX века. Дис. канд. фил. наук. М., 1986.-219 с.

196. Сиднев Г.Ю. Поэтика прозы Л.Н.Андреева (1901-1907гг.) и

литературный процесс в России конца XIX - начала XX в. - Ташкент, 1983.-92 с.

197.Сиднев Г.Ю. Рассказ "Жили-были" как один из этапов художественного становления Л.Н.Андреева // Искусство слова (о мастерстве писателя и критика). - Ташкент, 1982. - С.52-61.

198.Сиднев Г.Ю. Творчество Л.Н.Андреева и русский реализм // Худ. мир писателя и лит-ный процесс: Сб. науч.тр. - Ташкент, 1980. -С.156-168.

199.Смирнов В.В. Проблема экспрессионизма в России: Андреев и Маяковский // Рус. лит-ра. - 1997. - № 2. - С.55-62.

200.Смирнова Л.А. Единство духовных устремлений в литературе серебряного века // Рос. литературовед, журнал. - М., 1994.-№ 5-6.-С.3-16.

201.Смирнова Л.А. Проблемы реализма в русской прозе начала XX века: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1977. - 208 с.

202.Смирнова Л.А. Русская литература конца XIX - начала XX века. - М.: Просвещение, 1993. - 383 с.

203. Смирнова Л.А. Творчество Л.Андреева: Проблемы художественного метода и стиля: Уч. пособие. - М., 1986. - 94 с.

204.Современная книга по эстетике: Антология. Сост. Мелвин Рейдер. Перевод с англ. под ред. А.Егорова. - М., ИЛ, 1957. - 603 с.

205.Соколов А.Г. Писатели-реалисты поколения 1890-1910 гг. [Бывшие "знаниевцы"] // Соколов А.Г. Судьбы русской литературной эмиграции 1920-х гг. - М.: Изд-во МГУ, 1991. - С.90-146.

206.Соколов А.Г. Судьба реализма в творчестве Л.Андреева // Соколов А.Г. История русской литературы к.Х1Х- н.ХХ вв. М.: Высшая школа, 1988. - С.205-222.

207.Сорокина Г.В. Нетрадиционное в старом жанре

"пасхального рассказа": "Баргамот и Гараська" Л.Андреева II Проблемы традиции и новаторства в художественной литературе. -Горький.- 1978.-С.116-121.

208.Сорокина Г.В. Философско-бытовые жанры прозы Л.Андреева (1898-1905 гг). Дисс. канд. фил. наук. - Л., 1981.- 183 с.

209.Судьбы русского реализма начала XX века / Под. ред. К.Д.Муратовой. - Л.: Наука, Ленингр. отделение, 1972. - 283 с.

2Ю.Сучков В. Исторические судьбы реализма: Размышления о творческом методе. - М.: Сов. писатель, 1970. - 455 с.

211.Татаринов A.B. Формирование мифологического реализма в творчестве Л.Андреева 1898-1911 гг. Дисс. канд. фил. наук. - Уфа, 1996.

212.Творчество Андреева: Исследования и материалы. - Курск,

1983.

213.Творчество Андреева: Исследования и материалы. Курск, 1988.- 162 с.

214.Тихомиров А. Экспрессионизм // Модернизм. Анализ и критика основных направлений. М., 1987. - С.28-51.

215.Тихонов И.А. Формы и функции фантастики в русской прозе начала XX века. Дис. канд. фил. наук. - Вологда, 1994.

216.Томашевский Б.В. Поэтика: (Краткий курс). - М.: СС, 1996. -118с.

217.Топоров В.Л. Поэзия эпохи перемен // Сумерки человечества: Лирика немецкого экспрессионизма. - М., 1990. - С.5-16.

218.Турова В. Графика экспрессионизма II Экспрессионизм: Драматургия. Живопись. Графика. Музыка. Киноискусство. - М., 1966. - С.84-119.

21 Э.Тынянов Ю.Н. Записки о западной литературе // Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. - М.: Наука, 1977. - С. 124131.

220.Тынянов Ю.Н. Литературный факт // Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. - М.:Наука, 1977. - С.255-270.

221.Успенский Б.А. Поэтика композиции. М., "Искусство", 1970. -253 с.

222.Фатов Н. Леонид Андреев. Очерк жизни и творчества // Андрев Л. Избр. рассказы. - М.-Л., 1926. - С.5-47.

223.Федь Т.Н. Мотивы экспрессионизма в русской литературе XX века // Проблемы эволюции русской литературы XX века. - Вып. 1. -М., 1994.-С.206-208.

224.Фриче В. Л .Андреев. (Опыт характеристики). - М.. 1909.

225.Хельдман Б. Л.Андреев в начале первой мировой войны. Путь от "Красного смеха" к пьесе "Король, закон и свобода" II Уч. зап. Тартусского ун-та. - 1990. - Вып. 897.

226.Черников А.П. К творческой истории "Рассказа о семи повешенных Л.Андреева // Зап. отдела рукописей Гос. публ. б-ки им.В.И.Ленина. - М., 1988. - В. 47. - С.4-19.

227.Чирва Ю.Н. Комментарии //Андреев Л.Н. Собр. соч.: В 6 т. -М., 1996. - Т.6. - С.593-619.

228.Чирва Ю.Н. О пьесах Леонида Андреева // Андреев Л.Н. Драматические произведения: В 2 т. - Л., 1989. - Т.1. - С.3-43.

229.Чирва Ю.Н. О пьесах М.Горького и Л.Андреева эпохи революции 1905-1907 годов II Рус.театр и драматургия эпохи революции 1905-1907 годов. - Л., 1987. - С.4-34.

230.Чуваков В.Н. Комментарии //Андреев Л.Н. Собр. соч.: В 6 т. -М., 1990. - Т. 1. - С.635-639.

231.Чуваков В.Н. Коментарии //Андрев Л.Н. Собр. соч.: В 6 т. -М., 1994. - Т. 3. - С.635-639.

232.Чуваков В.Н. Комментарии //Андреев Л.Н. Собр. соч.: В 6 т. -М„ 1994. Т.3.-612-622.

233.Чуваков В.Н. Комментарии //Андреев Л.Н. Собр. соч.: В 6 т. -М., 1995 . -Т.4. С.612-622.

234.Чуваков В.Н. Комментарии // Андреев Л.Н. Собр. соч.: В 6 т. -М., 1996. - Т.6. - С.619-714.

235.Чуваков В.Н. О творчестве Л.Андрева // Андреев Л.Н. Повести и рассказы: В 2 т. - М., 1971. - Т. 1. - С.3-44.

236.Чуковский К.И. Леонид Андреев // Чуковский К.И. Собр. соч: В 6 т. - М., 1965. - Т. 2. - С.211-241.

237.Чуковский К.И. Л.Андреев большой и маленький. - СПб.,

1908.

238.Шакуров В.А. Леонид Андреев и "Среда" // Романтизм: теория, история, критика. - Казань, 1976. - С. 156-173.

239.Шакуров В.А. Ранние рассказы Леонида Андреева // Проблемы романтизма в худ. лит-ре и критике. - Казань, 1976. - С.20-48.

240.Шемелова М.П. Кружок писателей-реалистов "Среда" (1899-1909гг.). Из истории литературно-художественых объединений России начала XX века). Л., 1962.

241.Швецова Л.К. Творческие принципы и взгляды, близкие к экспрессионизму // Литературно-эстетические концепции в России конца XIX - начала XX века. М., 1975. - С.252-283.

242.Шиловских И.С. Художественный метод Л.Н.Андрева в контексте традиций отечественной литературы // Проблемы эволюции русской литературы XX века. - М., 1995. - Вып. 2. - С.252-

243.Шипачева H.A. Язык и стиль рассказа Л.Андреева "Город" // Русс, речь, 1988. - № 3. - С.34-37.

244.Шишкина Л.И. "Социальная психология" Леонида Андреева. ( "Губернатор") // Стиль и время. Развитие реалистического повествования. Межвуз. сб. науч. тр. - Сыктывкар, 1985. - С.87-103.

245.Шишкина Л.И. Творчество писателей-"знаниевцев": (Из истории реализма начала XX века). Дисс. канд. фил. наук. - Л., 1977.

246.Шкловский В.Б. Гамбургский счет: Статьи - воспоминания -эссе (1914-1933). - М.: Советский писатель, 1990. - 544 с.

247.Щербина В. Пути искусства. - М.: Худож. лит-ра, 1970. - 416

с.

248.Эйхенбаум Б.М. О прозе. О поэзии. Сб. статей. - Л.: Худож. лит-ра, 1986.-456 с.

249.Эпштейн М.Н. Парадоксы новизны: О литературном развитии XIX-XX веков. - М.: Сов. писатель, 1988. - 414 с.

250.Эстетика диссонансов: Межвуз. сб. научн. тр. (О творчестве Л.Андреева). - Орел, 1996.

251.Якобсон Р. Работы по поэтике. М., 1987.

252.Ясенский С.Ю. Леонид Андреев - новеллист: (1907-1917). Дисс. канд. фил. наук. - Л., 1985. - 198 с.

253.Ясенский С.Ю. Проблематика свободы и воли в новеллистике Брюсова и Андреева // Рус. лит-ра. - 1997. - №1. - С.66-77.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.