Художественное своеобразие романной прозы Д. Липскерова 1990-х-начала 2000-х гг. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат наук Махрова, Галина Александровна

  • Махрова, Галина Александровна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2014, Саранск
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 203
Махрова, Галина Александровна. Художественное своеобразие романной прозы Д. Липскерова 1990-х-начала 2000-х гг.: дис. кандидат наук: 10.01.01 - Русская литература. Саранск. 2014. 203 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Махрова, Галина Александровна

Содержание

Введение

1. Роман «Сорок лет Чанчжоэ» в контексте творчества Дм. 21 Липскерова 1990-х гг.

1.1 Генезис поэтики творчества Дм. Липскерова и романа «Сорок 21 лет Чанчжоэ»: абсурдистская традиция Д. Хармса

1.2 Специфика переосмысления маркесовской хронотопической 49 модели («Сто лет одиночества») в романе «Сорок лет Чанчжоэ»

2. Своеобразие романов Дм. Липскерова начала 2000-х гг

2.1. Интертекстуальное поле романов Д. Липскерова «Последний

сон разума» и «Леонид обязательно умрет»

2.2 Апокалиптический код романа «Родичи»

2.3 Мифологические контексты романов Дм. Липскерова 117 начала 2000-х гг.

3. «Всякий капитан - примадонна» в контексте эволюции

романной прозы писателя 2000-х гг.

3.1. Специфика философского осмысления реальности в романе 134 «Всякий капитан - примадонна»

3.2. Онтологическое одиночество героя и экзистенциальная 161 концепция бытия в романе «Всякий капитан - примадонна»

Заключение

Список использованных источников

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Художественное своеобразие романной прозы Д. Липскерова 1990-х-начала 2000-х гг.»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Отечественная проза рубежа ХХ-ХХ1 вв. - сложное, разнообразное и динамически развивающееся явление. Несмотря на многообразие имен, направлений, форм выражения авторского миропонимания и мировидения в этом огромном культурно-эстетическом пространстве отчетливо просматриваются общие тенденции -экспериментирование с элементами формы и содержания художественного произведения, нарративное экспериментаторство, виртуозная игра со временем и пространством, расширение жанровых границ. Особое место в современном литературном процессе занимает творчество Дмитрия Липскерова - прозаика, драматурга, соучредителя премии «Неформат», основателя и сопредседателя попечительского совета Международной некоммерческой литературной премии «Дебют» (1998), номинанта «Букеровской премии». Как справедливо отмечает О. Славникова, Дм. Липскеров - «пожалуй, самый заметный на сегодня автор свободных фантасмагорий. <...> Для этого писателя характерно сочетание изобильной фантазии с жестким "рацио" экспериментатора» [193]. В продолжение мысли исследовательницы добавим, романам Липскерова, действительно, свойственны многослойность повествования, выстраивание разнообразных интертекстуальных моделей, создание синтетических жанровых структур, и это заметно расширяет жанровый спектр и нарративный диапазон современной отечественной прозы. Актуальность предлагаемого исследования заключается в том, что изучение художественного своеобразия романного творчества Дм. Липскерова 1990-х-начала 2000-х гг., особенностей проблематики и поэтики значительно углубляет представление как о творчестве самого писателя, так и об основных тенденциях развития отечественной прозы 90-х гг. ХХ-начала XXI в., что позволяет дополнить картину развития отечественной словесности этого периода в целом.

В литературу Дм. Липскеров вошел как драматург - его пьеса «Школа для эмигрантов» в 1988 г. была поставлена на сцене Московского театра им. Ленинского комсомола. В 1989 г. Дм. Липскеров избран членом Союза писателей СССР, продолжая работать для театра, причем его драма «Река на асфальте», поставленная в Театре-студии под управлением О. Табакова, становится лауреатом Всесоюзного конкурса «Лучшая пьеса о современной молодежи». Однако широкую известность Липскеров обретает в качестве прозаика в 1996 г. после публикации в «Новом мире» его первого романа «Сорок летЧанчжоэ», вошедшего в short-лист Букеровской премии.

Степень научной разработанности проблемы. Проза и драматические произведения писателя становятся предметом исследования в ряде литературоведческих и литературно-критических работ с середины 1990-х гг. Причём, с момента выхода в свет первого романа критики, прежде всего, обратили внимание на сюжетно-тематическую взаимосвязь романа Дм. Липскерова «Сорок лет Чанчжоэ» с романом «Сто лет одиночества» Габриэля Гарсиа Маркеса. Именно этот аспект, а также явственно узнаваемые приемы магического реализма в романе явились главной темой обсуждения в «толстожурнальной» критике [см.: 120, 121, 192]. Заметим, что в последствие ни один роман прозаика не вызывал столь пристального исследовательского внимания. По замечанию О. Славниковой, «<...> идея романа Дмитрия Липскерова уже давно носилась в воздухе, прообраз его витал в умах, еще не будучи осуществленным. Пример Габриэля Гарсиа Маркеса, создавшего город-призрак Макондо, погруженный в столетний сон о себе самом, не мог не быть заразителен для российских литераторов. Видимо, наш обширный и сонный воздух, в любое время чреватый бурей и катастрофой, имеет нечто общее с воздухом Латинской Америки» [192, с. 186]. Особое внимание О. А. Славникова, равно как и И. В. Калита, А. Латынина, Т. Г. Прохорова, уделяет «параллельным» местам романов Дм. Липскерова и Г. Маркеса, очевидным «созвучиям» временной организации текста: «Время и здесь, и там идет по закону песочных часов:

оно струится пестрой ниточкой, но может и закончиться, может стоять, заставляя события сбиваться в неразличимую кучу, может снова побежать от переворота, просто от чьего-нибудь случайного толчка» [192, с. 186]. Однако в то же время исследовательница подчеркивает, что роман не является копией произведения латиноамериканского прозаика, поскольку Липскеров насыщает его исключительно русскими, понятными только русским, проблемами и деталями: «Оставаясь в пределах заданной Маркесом, чрезвычайно емкой модели, Дмитрий Липскеров наполнил ее чисто русским содержимым. Автор не открыл новых черт национального характера, но сумел оригинально проиллюстрировать то, что, казалось бы, известно всем и выглядит как общее место» [192, с. 188].

Насыщение текстов сугубо русскими реалиями, а также попытку Липскерова создать в своём произведении «новую Российскую империю» О. Славникова отмечает и в ещё одной своей работе. Здесь в поле зрения исследовательницы попадает не только «Сорок лет Чанчжоэ», но и второй роман Липскерова «Пространство Готлиба»: «В романе "Сорок лет Чанчжоэ" Липскеров создал Российскую империю в колбе, опытный образец, отделенный от мира прозрачными стенами инобытия. Чанчжоэ, русский город с китайским названием, расположен где-то на окраине подразумеваемой "большой" Российской империи» [193]. О романе «Пространство Готлиба О. Славникова пишет: «В романе "Пространство Готлиба" также имеются две империи, вложенные одна в другую на манер матрешек. "Малая" Российская империя помещается где-то на Арабском Востоке и напоминает средневековые эмираты. Это — рассказанная страна (в романе существует вставная повесть об изгнаннической судьбе наследника российского престола). Образ, созданный на контрастах (роль "борзых коней" играют верблюды, роль зловещего ворона — павлин, вместо снега всюду лежит песок), доводит имперскую "всеядность" до абсурда. Столь же абсурдна идущая в "большой" империи Метрическая война: там русским пудам и саженям противостоят вражеские килограммы и метры. По сути это

война емкостей, незаполненных форм, пустот: символом веры становится деревянная линейка» [193]. Таким образом, исследовательницу привлекают уже не только и не столько интертекстуальные связи липскеровских романов с их претекстами, сколько их мотивная структура.

Созвучно О. Славниковой, весьма своеобразное использование прозаиком приёмов «магического реализма» отмечает и Д. Давыдов: «Липскеров, безусловно, готов принять правила игры. Но не более того: принять, однако перекодировать по-своему, выстроить свою концепцию игры. Его способ «устроения дилеммы рационального и иррационального» последователен: очерчиваемый мир безграничен и непознаваем, но при этом действие крайне локализовано <...> Объявленное свойством «магического реализма» неподчинение нормам обыденного детерминизма имеет к Липскерову весьма опосредованное отношение. Его миры (именно миры, а не мир: в отличие Йокнапатофы Фолкнера или Макондо Маркеса, описываемые Липскеровым пространства в каждой из его книг самодостаточны, параллельны друг другу, хотя отчасти <...> схожи: таков следующий уровень континуума, конструируемого писателем уже не на уровне одного произведения, но на уровне всего творчества в целом) устроены крайне жестко, здесь не бывает произвольных событий, хотя почти всё происходящее и может выглядеть произвольным» [77]. Очевидно, что критики сходятся во мнении о том, что творчество Липскерова, главным образом его первый роман, имея определённое сходство с романом Маркеса «Сто лет одиночества», всё же является оригинальным произведением, поскольку отличается сугубо национальной спецификой - и в отношении образов главных героев, и в описании реалий, на фоне которых развиваются сюжетные коллизии.

Отметим, что второй роман Дм. Липскерова «Пространство Готлиба», в отличие от «Сорока лет Чанчжоэ», оказавшегося в числе номинантов на Букеровскую премию, не вызвал активной полемики. Пожалуй, лишь Н. В. Логунова обратила внимание на его специфическое построение,

принципиальную роль эпистолярного дискурса в его жанровой структуре. В частности, исследовательница помещает роман в контексте постмодернистской прозы, рассматривая его как синтез фантастического и эпистолярного романа. Н. В. Логунова приходит к выводу, что в «Пространстве Готлиба» свойства различных элементов романного жанра не только расширяют возможности авторской коммуникации, но и помогают читателю ориентироваться в сугубо авторской фантасмагории: «<...> можно определить жанр произведения Д. М. Липскерова "Пространство Готлиба" как фантастический эпистолярный роман. Взаимодействие в нём фантастики и художественной эпистолярной традиции расширяет возможности письменной коммуникации; речетворческая деятельность способствует вере героев в ирреальные события, вместе с тем эпистолярный дискурс даёт возможность дистанцироваться от фантасмагории» [131, с. 15].

Подчеркнем, что исследования конца 1990-х-начала 2000-х гг., посвященные прозе Дм. Липскерова, в основном имеют обзорный характер и рассматривают творчество писателя сквозь призму «принадлежности» тому или иному литературному течению [50]. Чаще всего, его произведения рассматривают в русле постмодернистской поэтики, эстетики и философии, а также в контексты традиций литературы магического реализма. В принципе, наиболее полному литературоведческому исследованию подвергся лишь первый роман писателя «Сорок лет Чанчжоэ», в то время как остальные произведения рассматривались исследователями опосредованно, в отдельных аспектах, нередко лишь наряду с творчеством других прозаиков. Так, П. Г. Бабенко рассматривает тот же «Сорок лет Чанчжоэ» с точки зрения преломления в нем китайских мифов и символов, прием в ряду прозы Ю. Буйды, П. Курсанова и В. Пелевина. На наш взгляд, исследование Н. Г. Бабенко достаточно показательный пример того, как возникают в сознании исследователя независимые от воли писателя аллюзии. Например, говоря о романе «Сорок лет Чанчжоэ», литературовед отмечает аллюзивность сюжетообразующей истории о курах у Дм. Липскерова с

китайским мифом о рождении мира из куриного яйца: «В мифах Южного Китая курица выступает в роли творца; чёрная и белая куры откладывают по девять яиц каждая, из которых вылупляются, соответственно, плохие и хорошие люди» [32, с. 26]. Работа И. Г. Бабенко, по нашему мнению, преимущественно интересна тем, что воссоздает бытие художественного мира липскеровского романа в воспринимающем кругозоре современного читателя-интеллектуала, поскольку многие из проанализированных исследовательницей «соответствий» существуют в мире свободного воображения автора, представляя безусловный интерес, хотя и не научный.

Вновь, наряду с романом Ю. Буйды «Город Палачей», рассматривает «Сорок лет Чанчжоэ» А. С. Меркулова. Исследовательница, во-первых, осмысливает мотив потери памяти в романе как особенность изображения романного времени [147, 145], а во-вторых, исследует мифопоэтику города на материале романов Дм. Липскерова «Сорок лет Чанчжоэ» и Ю. Буйды «Город Палачей», рассматривая их как «единый миф об истории вымышленного города» [146 с. 179]. Мифопоэтике этого же романа посвящена статья О. С. Рощиной «Мифопоэтика романа Дмитрия Липскерова «Сорок лет Чанчжоэ», в которой выявляются архетипы, символы и архетипические сюжеты, ставшие основополагающими в нем [177].

Другие же романы Дм. Липскерова привлекли, в основном, лишь внимание рецензентов [56, 120, 46, 71], а также небольшого числа исследователей-литературоведов, опять-таки интересующихся лишь отдельными аспектами романов прозаика. Так, например, Н. А. Нагорная рассматривает архетипические превращения героев Липскерова, а также мотив сна в романе «Последний сон разума» [152, с. 227-233]. Особенности хронотопа романа «Последний сон разума», а также мотив смерти, умирания и перерождения рассмотрены в статье Д. А. Пашкина «Русский Танатос. Мортальное пространство и "магический реализм" Дмитрия Липскерова». Исследователь отмечает значимость мотива смерти, за счёт которого усложняется не только сюжет романа, но и его хронотоп: «Лучшим

обозначением уникальности хронотопа романа становится смерть майора Погосяна. "Вы целиком проживете этот год, - ответил Семен. - До последней секунды. Но ни секунды в следующем. Вы умрете в тот самый короткий миг паузы между годами" - такое предсказание дает Погосяну дерево-пророк. Вот эта нуль-точка внутри времени, а точнее, вне его - и есть территория липскеровского романа. Фатальный замысел воплощается: раздавшийся в 23:59 выстрел обрывает жизнь Погосяна ровно в 00:00. То есть в неуловимый миг прихода самой смерти, в момент нулевого времени...» [169]. Этому же роману посвящены работы И. Г. Цопова, в которых кроме мотива превращений и смерти [227, с. 299-307] рассмотрены также и его интертекстуальные связи. На материале романа Дм. Липскерова исследователь демонстрирует цитатный характер постмодернистской литературы в целом, которая взаимодействует не только с литературными произведениями, но и с живописью, кинематографом и др. Подобный тип интертекстуальности литературовед, используя терминологию Ж. Женетта, называет паратекстулыюстью и обращает внимание на то, что название романа Липскерова отсылает к небезызвестному офорту Ф. Гойи: «Цитатное заглавие семантически скрепляет текст романа Дм. Липскерова. Оно сигнализирует о его принадлежности к полю постмодернизма и ориентирует на соотнесение и самого заглавия, и всего текста с культурным интертекстом эпохи барокко, одним из микроэлементов которого является цитируемый источник - офорт Франсиско Гойи «Сон разума рождает чудовищ» [228, с. 99].

Фрагментарный, не систематический анализ прозы писателя представлен в работах О. Ю. Осьмухиной и В. В. Приходько. Однако, исследователи, в отличие от других литературоведов, акцентируют внимание не только на первом романе Липскерова, но анализируют и другие его произведения - рассказ «Груша из папье-маше», романы «Русское стаккато британской матери», «Последний сон разума», «Пространство Готлиба», «Леонид обязательно умрёт», «Родичи». Кроме того, в их исследованиях

превалирует интерес не столько с формальным «изыскам» прозы писателя, сколько к проблематике его романов и драматических произведений. Так, В. В. Приходько интересует экзистенциальная модель мира, а также мотив богоискательства в романе «Русское стаккато британской матери» [173, с. 6266, 174, с. 287-290]. Кроме того, ученый анализирует роман «Последний сон разума» с точки зрения преломления в нем образов и мотивов греческой мифологии [171, с. 62-64].

О. Ю. Осьмухина рассматривает специфику воплощения античного приёма превращения / тождества в романах «Последний сон разума» и «Осени не будет никогда» [165], переосмысление опыта Новалиса [167]. В другой своей работе исследовательница анализирует творчество Дм. Липскерова в едином контексте с творчеством В. Пелевина [166]. Здесь литературоведа интересует мифопоэтический аспект романов прозаиков, имеющих принципиально разные эстетические установки: <«...> при всей разности эстетических установок и принципов «вкрапления» в текстовую структуру мифологического материала и В. Пелевина, и у Дм. Липскерова развитие мифопоэтической сферы приводит к созданию художественного авторского неомифа, не просто обладающего набором мифопоэтических архетипов, аллюзий и реминисценций, но предлагающего читателю целостный мифопоэтический образ современного мира, фантасмагорического (Липскеров) или граничащего со сном (Пелевин)» [166, с. 126]. Кроме того, сопоставительному анализу в контексте воплощения образа «дома» и аксиологической проблематики, с ним связанной, подвергаются роман «Сорок лет Чанчжоэ» и пьесы Дм. Липскерова «Река на асфальте», «Семья уродов», «Юго-западный ветер» [164].

Очевидно, что большинство исследователей интересуют отдельные образы, темы и мотивы произведений Липскерова, в то время как на периферии исследовательского интереса остается стилистический аспект его прозы. Едва ли не единственной работой, в которой осмысливаются стилистические особенности романной прозы писателя, является статья

И. В. Калиты [102]. В частности, исследователь, кроме «Сорока лет Чанчжоэ», рассматривает романы «Родичи», «Русское стаккато британской матери», «Пространство Готлиба», «Последний сон разума». Помимо ставшей «общим местом» в работах конца 1990-х-начала 2000-х гг. «принадлежности» «Сорока лет Чанчжоэ» к литературе магического реализма, И. В. Калита отмечает в качестве основополагающих приемов липскеровской прозы пародийность, «притворство», явную медиалыюсть и интертекстуальность: «Стилистика Липскерова - это многокомпонентный стилистический коктейль, лишённый уличного вульгаризма. Его стиль - это и пародия на стилистическую избыточность отдельных произведений, на раздутость критиками отдельных явлений. Стиль Липскерова - своеобразная гнпокризия <...> - это подражание чьей-либо манере говорить. Автор использует средства и целые периоды всех стилей, не исключая самый новый, церковно-религиозный, у читателя может создаваться впечатление беглого одновременного просмотра телевизионных программ, когда сидя у телевизора, он переключает каналы и воспринимает отрывки разной тематики, слышит разные голоса, тембры и интонацию, от спокойной до призывной, отрывки симфоний и рэпа, когда серьёзные передачи или трагические события фильмов или новостей, накладываясь одни на другие, создают неожиданный, оттеняющий фон явлений, а иногда комические эффекты. Стиль Липскерова - это код, к которому нужно искать ключ <....>, это переключение телевизионных каналов, чтение компьютерного текста с многочисленными гипертекстовыми связями; <...> показательным элементом является свобода выбора — телезритель сам решает, какую программу ему смотреть» [102, с. 60-61]. Кроме того, учёный подчеркивает и специфичность «лексического поля» прозы писателя. По его мнению, оно насыщено разнообразными вкраплениями и штампами, свойственным различным историческим эпохам. Особое место в работе уделяется «пересечениям» романа Дм. Липскерова «Сорок лет Чанчжоэ» и повести М. А. Булгакова «Роковые яйца»: «С "Роковыми яйцами" роман Липскерова

связан множественными ассоциативными связями. Особенность поэтики липскеровских текстов - в имитации многочисленных типов коммуникации, включая диахронные, отсутствующие в современном контексте. Несмотря на то, что произведения автора - проза, отмечаем специфичную поэтичность его языка, который, с одной стороны сродни языку поэм в прозе Н. Гоголя и М. Булгакова, с другой стороны - объединяет элементы всевозможных литературных жанров и направлений, образуя текстовую целостность, благодаря авторским "спецэффектам", создаёт узнаваемый для читателя авторский стиль» [102, с. 63].

В 2000-х гг. обзорные статьи, посвященные творчеству Дм. Липскерова, включаются в литературоведческие справочные издания: достаточно вспомнить публикации О. Е. Осовского [163, с. 430-431] и С. И. Чупринина [231, с. 186-187].

До настоящего времени, однако, не существует целостного монографического исследования романного дискурса прозы писателя, литературоведы, в основном, сосредоточены на осмыслении ее отдельных аспектов, чаще всего тех, которые коррелируют с интересующей их проблематикой.

Справедливости ради заметим, что к прозе Дм. Липскерова, хотя и опосредованно, обращаются не только литературоведы, но и культурологи и лингвисты. В частности, культурфилософский контекст абсурда па материале творчества современной отечественной прозы анализируется в диссертации О. В. Вдовиченко [54]. И хотя исследовательница сосредотачивается, в силу специфики работы, прежде всего на теоретико-философской и культурологической проблематике, принципиальным в ее рассуждениях нам представляется мысль о влиянии на драматургию Дм. Липскерова поэтики ОБЭРИУтов, в частности, Д. Хармса.

В качестве материала сугубо лингвистического анализа проза Дм. Липскерова, наряду с прозой принципиально разных в плане эстетических установок прозаиков - от В. Маканина, В. Нарбиковой,

Вл. Новикова, В. Пелевина, Л. Петрушевской, В. Попова, Е. Попова, В. Пьецуха, Д. Рубинои, Н. Садур, А. Слаповского до С. Соколова, В. Сорокина, И. Стогова, Т. Толстой, М. Шишкина и др. - становится материалом исследования Н. Г. Бабенко. Исследовательница рассматривает постмодернистскую прозу в лингвопоэтическом аспекте, делая важные выводы о многоаспектных соответствиях и несоответствиях лингвопоэтических практик современных отечественных прозаиков основным постулатам эстетики постмодернизма [33].

Большинство пишущих о прозе Дм. Липскерова на рубеже 1990-х-2000-х гг. литературоведов рассматривают ее в парадигме постмодернизма. С точки зрения мифопоэтики творчество прозаика рассматривается в диссертациях Е. II. Вагнер [53] и А. С. Меркуловой [146]; интертекстуальные связи некоторых его романов выделены в работе А. Г. Сидоровой [191]; принадлежность творчества Липскерова к постмодернизму осмысливается в исследованиях Д. А. Марковой [142] и Т. Е. Сорокиной [200], причем последняя ставит его романы в один ряд с текстами В. Пелевина, А. Королева, А. Слаповского и др., выстраивая собственную концепции постмодернистского историософского романа. Н. А. Нагорная [153], И. М. Ненина [154], Т. В. Рыжиков [183] в своих работах анализируют специфику воплощения в творчестве Дм. Липскерова философских мотивов. Следует подчеркнуть, что ни одна из существующих диссертационных работ не рассматривает творчество Дм. Липскерова как единое художественное целое: абсолютно всех исследования посвящены осмыслению творчества писателя в сопоставлении с другими современными отечественными прозаиками. Заметим, к тому же, что вплоть до первого десятилетия XXI в. практически все исследователи и в статьях и в диссертационных работах, по-прежнему акцентируют внимание на первом романе прозаика, а также на опубликованных вслед за ним романах «Пространство Готлиба», «Родичи», «Последний сон разума», тогда как романы «Осени не будет никогда», «Леонид обязательно умрет», «Всякий капитан - примадонна» остаются

фактически не изученными. Кроме того, на сегодняшний день не существует ни одного диссертационного исследования, изучающего драматургию и новеллистику Дм. Липскерова.

В целом, становится очевидно, что большинство исследователей сосредоточивают внимание на осмыслении сюжетно-композиционных особенностей творчества Дм. Липскерова, изучении приемов его прозы, отдельных аспектах поэтики романов «Пространство Готлиба» и «Сорок лет Чанчжоэ», тогда как комплексное исследование специфики его романной прозы в целом, в общем контексте с его драматургией и новеллистикой, отечественное литературоведение до сих пор не предложило.

Соответственно, научная новизна представленного к защите диссертационного исследования состоит в том, что впервые в отечественном литературоведении романная проза Дм. Липскерова 1990-х-начала 2000-х гг. осмысливается в процессе ее эволюции. В диссертации выявлены особенности поэтики романов, проанализированы их проблематика, интертекстуальное поле, мифопоэтические особенности; выявлена и изучена специфика эволюции хронотопических моделей мира каждого из романов как определяющих изменения в понимании мира и человека в липскеровской прозе. Впервые детально проанализирован роман «Всякий капитан -примадонна»: определена его жанровая специфика, исследованы особенности его хронотопической организации, онтологическая проблематика и своеобразие философского осмысления реальности.

Объектом исследования явилась романная проза Дм. Липскерова 1990-х-начала 2000-х гг. Предметом выступают особенности поэтики и проблематики романов Дм. Липскерова середины 1990-х-начала 2000-х гг.

Материалом исследования стали романы Дм. Липскерова 1990-х-начала 2000-х гг.: «Сорок лет Чанчжоэ» (1996), «Пространство Готлиба» (1998), «Последний сон разума» (2000), «Родичи» (2001), «Русское стаккато британской матери» (2002), «Осени не будет никогда» (2004), «Леонид обязательно умрёт» (2006), «Демоны в раю» (2008), «Всякий капитан -

примадонна» (2011). Осмысление истоков романной прозы писателя, генезиса его романного творчества потребовало, кроме того, привлечения текстов, составляющих его драматургии. В связи с этим нами были проанализированы пьесы «Река на асфальте» (1989), «Семья уродов» (1990), «Школа с театральным уклоном» (1988).

Цель кандидатской диссертации - выявить художественное своеобразие романной прозы Дм. Липскерова 1990-х-начала 2000-х гг.

Цель определила задачи исследования:

•выявить и проанализировать своеобразие генетических истоков, жанровой и хронотопической специфики романа «Сорок лет Чанчжоэ», ориентированного на традиции предшественников;

• выявить особенности поэтики и проблематики романов Дм. Липскерова начала 2000-х гг.;

• определить особенности интертекстуального поля романов «Последний сон разума» и «Леонид обязательно умрет» как основы их сюжетно-композиционного построения и жанровой организации;

• осмыслить особенности изображения современности в романе «Родичи» сквозь призму апокалиптического кода;

• исследовать специфику преобразования мифологического материала в мифопоэтические элементы авторского текста в романах «Сорок лет Чанчжоэ», «Пространство Готлиба», «Последний сон разума», «Родичи», «Русское стаккато британской матери», «Осени не будет никогда», «Леонид обязательно умрёт», «Демоны в раю» и «Всякий капитан - примадонна»;

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Махрова, Галина Александровна, 2014 год

Список использованных источников

1. Липскеров, Д. М. Школа для эмигрантов (пьесы) / Д. М. Липскеров. -М. : Астрель, 2007. - 336 с.

2. Липскеров, Д. М. Сорок лет Чанчжоэ / Д. М. Липскеров. - М. : Вагриус, 1997.-384 с.

3. Липскеров, Д. М. Пространство Готлиба / Д. М. Липскеров. - М. : Астрель, 2008.-384 с.

4. Липскеров, Д. М. Последний сон разума / Д. М. Липскеров. - М. : Вагриус, 2000.-416 с.

5. Липскеров, Д. М. Родичи / Д. М. Липскеров. - М.: Эксмо-Пресс, 2001. -352 с.

6. Липскеров, Д. М. Русское стаккато британской матери / Д. М. Липскеров. - М. : Астрель, 2002. - 320 с.

7. Липскеров, Д. М. Осени не будет никогда / Д. М. Липскеров. - М. : Астрель, 2004. - 320 с.

8. Липскеров, Д. М. Леонид обязательно умрёт / Д. М. Липскеров. - М. : Астрель, 2007.-384 с.

9. Липскеров, Д. М. Демоны в раю / Д. М. Липскеров. - М.: Астрель,

2008.-350 с.

10. Липскеров, Д. М. Всякий капитан - примадонна / Д. М. Липскеров. -М. : Астрель, 2011. - 352 с.

11. Библия книги священного писания Ветхого и Нового Завета. - М.: Российское библейское общество, 2004. - 1240 с.

12. Булгаков, М. А. Белая гвардия; Мастер и Маргарита: Романы / Предисл. В. И. Сахарова / М. А. Булгаков. - Минск: «Юнацтва», 1988. - 670 с.

13. Грасс, Г. Жестяной барабан / Г. Грасс. - СПб: Амфора, 2008. - 640 с.

14. Вежинов, П. Барьер (сборник повестей) / П. Вежинов. - М.: Астрель,

2009.-320 с.

15. Маркес, Г. Г. Сто лет одиночества / Г. Г. Маркес. - М. : Мартин, 2009. -368 с.

16. Мережковский Д. С. Собрание сочинений. Данте. Наполеон / Д. С. Мережковский. - М.: Республика, 2000. - 544 с.

17. Откровение святого Иоанна Богослова // Библия книги священного писания Ветхого и Нового Завета. - М. : Российское библейское общество, 2004. - С. 275-292.

18. Хармс, Д. И. Полёт в небеса (сборник) / Д. И. Хармс. - М. : Советский писатель, 1991.-336 с.

19. Аверинцев, М. П. Историческая подвижность категории жанра: опыт периодизации / М. П. Аверинцев // Историческая поэтика: итоги и перспективы изучения. - М.: Наука, 1986. - С. 104-116.

20. Агеносов, В. В., Колядич Т. М., Трубина Л. А. Русская проза конца XX века / В. В. Агеносов, Т. М. Колядич, Л. А. Трубина. - М. : Академия, 2005. -89 с.

21. Алашеева, Р. В. Художественно-философское видение жизни в немецком романтизме // Философское мировоззрение и картина мира: Материалы Всероссийской научной конференции, 17-18 декабря 2009г. -Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2009. - С. 3-5.

22. Александров, А. А. Чудодей. Личность и творчество Даниила Хармса // Хармс Д. Полёт в небеса. - Л.: Советский писатель, 1991. - С.7-48.

23. Александров, А. А. Неоконченные драматические произведения Даниила Хармса / А. А. Александров // Театр. - 1991. - № 11. - С. 10-12.

24. Александров, А. А. Эврика обэриутов // Ванна Архимеда. - Л.: Худож. лит., 1991.

25. Арнольд, И. В. Семантика. Стилистика. Интертекстуальность: Сб. ст. -СПб. : Изд-во Сакт-Петербургского ун-та, 1999. - 444 с.

26. Аронов, Р. А. К проблеме универсальности пространства и времени / Р. А. Аронов // Вопросы философии. - 1974. -№ 2. - С. 127-138.

27. Аронов, А. В семье без урода / А. Аронов // Современная драматургия. - 1991.-№4.-С. 82-83.

28. Архиепископ Аверкий (Таушев) Апокалипсис или откровения святого Иоанна Богослова. История написания, правила для толкования и разбора текста [Электронный ресурс] / Архиепископ Аверкий (Таушев) // Храм Покрова Пресвятой Богородицы города Красный Сулин. МП, РЕ, Каменского благочиния. - [Красный Сулин, 1998]. - Режим доступа: http://pokrovhram.org/node/70.

29. Архетипы, мифологемы, символы в художественной картине мира писателя: Материалы Международной заочной конференции, г. Астрахань, 19-24 апреля 2010. — Астрахань: Изд. дом «Астраханский университет», 2010. -289 с.

30. Аскин, Я. Ф. Проблема времени. Его философское истолкование / Я. Ф. Аскин. -М.: Мысль, 1966.-200 с.

31. Ахундов, М. Д. Пространство и время от мифа к науке / М. Д. Ахундов // Природа. - 1985. -№ 8. - С. 53-55.

32. Бабенко, Н. Г. Китайские мотивы и образы в современной русской прозе / Н. Г. Бабенко // Русская речь. - 2007. - №4. - С.26-32.

33. Бабенко, Н. Г. Язык русской прозы эпохи постмодерна: динамика лингвопоэтической нормы: Автореф. дисс. ... д-ра филол. наук / Н. Г. Бабенко. - СПб., 2008. - 45 с.

34. Бак, Д. П. История и теория литературного самосознания: Творческая рефлексия в литературном произведении: Учебное пособие по спецкурсу / Д. П. Бак. - Кемерово: Изд-во Кемеров. ун-та, 1992. - 82 с.

35. Барт, Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика: пер. с фр., сост., общ. ред. и вступ. ст. Г.К. Косикова. - М.: Прогресс , 1994. - 615 с.

36. Бауэр, В. Энциклопедия символов / В. Бауэр. - М.: Крон-Пресс, 2000. -504 с.

37. Бахтин, М. М. Вопросы литературы и эстетики: исследования разных

лет / М.М. Бахтин. - М.: Художественная литература, 1975. - 502 с.

182

38. Бахтин, M. M. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике / M. М. Бахтин // Бахтин M. М. Вопросы литературы и эстетики. - М.: Художественная литература, 1975. - С.234-407.

39. Бахтин, M. М. Проблемы поэтики Достоевского / M. М. Бахтин. - М.: Художественная литература, 1979. - 318 с.

40. Бахтин, M. М. Литературно-критические статьи / M. М. Бахтин. - М.: Художественная литература, 1986.-541 с.

41. Бахтин, M. М. Эпос и роман / M. М. Бахтин. - СПб.: Азбука, 2000. -194 с.

42. Бахтин, M. М. <Дополнения и изменения к Достоевскому> // Бахтин M. М. Собрание сочинений. - Т.6. - М.: Русские словари, 2002. -800 с.

43. Башляр, Г. Избранное: поэтика пространства / Г. Башляр. - М.: РОССПЭН, 2004.-373 с.

44. Белая, Г. А. Художественный мир современной прозы / Г. А. Белая. -М.: Наука, 1983.- 191 с.

45. Бергер, Л. Г. Пространственный образ мира (парадигмы познания) в структуре художественного стиля / Л. Г. Бергер // Вопросы философии. — 1994.-№4.-С. 115-117.

46. Бобчинский, А. Спи, мой разум, засыпай [Электронный ресурс] /А. Бобчинский // Ежедневная электронная газета «Утро». - 2000. - №82. -Режим доступа: www.utro.ru/culture.shtml

47. Богомолов, Н. А. Автор и герой в литературе рубежа тысячелетий / H.A. Богомолов // Филологические науки. - 2002. - №3. - С.3-8.

48. Больнов, О. Ф. Философия экзистенциализма: Философия существования / О. Ф. Больнов [Сост. Ю. А. Сандулов]; Научные редакторы: А. С. Колесников, В. П. Сальников; [Пер. С. Э. Никулина]. - СПб.: Лань, 1999.-222 с.

49. Бражников, И. Смысл и чистота абсурда / И. Бражников // Современная

драматургия. - 1994.- №4. - С.200-211.

183

50. Бугославская, О. В. Постмодернистский роман: принципы литературоведческой интерпретации: «Роман» В. Сорокина и «Последний сон разума» Д. Липскерова: Автореф. дисс. ... канд. филол. наук / О. В. Бугославская. - М., 2001. - 28 с.

51. Буланин, Д. М. Словарь книжников и книжности Древней Руси XI-XVII вв. / Д. М. Буланин. - СПб.: Пушкинский дом, 1992-1993. - 416 с.

52. Бурдина С. В. Парадоксы хронотопа в «Реквиеме» А. Ахматовой / С. В. Бурдина // Вестник Пермского университета. - 2009. - Вып. 6. - С.60-65

53. Вагнер, Е.Н. Национальные культурные мифы в литературе русского постмодернизма: автореф. дисс. ... канд. филол. наук / Е.Н. Вагнер. -Барнаул, 2007.-21 с.

54. Вдовиченко, О. В. Культурфилософский контекст абсурда в художественном сознании России рубежа ХХ-ХХ1 вв. (на материале творчества В. Пелевина, Д. Липскерова): Дисс. ... канд. культурологии / О. В. Вдовиченко. - Саранск, 2009. - 170 с.

55. Веселовский, А.Н. Историческая поэтика / А. Н. Веселовский - М.: Высшая школа, 1989. - 404 с.

56. Владимирский, В. Между Маркесом и Пелевиным / В. Владимирский // ПитерЬоок. - 2002. - №5. - С. 35-38.

57. Володин, Э. Ф. Специфика художественного времени / Э. Ф. Володин // Вопросы философии. - 1978. -№ 8. - С. 132-141.

58. Воронова, Н. И. Неомиф в духовной культуре современной России: этнонациональный аспект: Автореф. дисс. ... канд. филол. наук / Н. И. Воронова. - СПб, 2007. - 24 с.

59. Гаврилова, М. В. Пространство и время в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»: Дисс. ... канд. филол. наук / М. В. Гаврилова. - СПб, 1996.- 186 с.

60. Гальцова, Е. Д. Театральность в художественной системе французского сюрреализма: Автореф. дисс. ... д-ра филол. наук / Е. Д. Гальцова. - М., 2008.-34 с.

61. Гей, Н. К. Время и пространство в структуре произведения / Н.К. Гей // Контекст литературно-теоретические исследования. - М.: Наука, 1975. - С. 113-129.

62. Гей, Н. К. Художественность литературы. Поэтика. Стиль / Н.К. Гей. -М. : Наука, 1975.-472 с.

63. Генис, А. Поле чудес: Виктор Пелевин // Генис А. Два: Расследования.

- М. : ПОДКОВА, ЭКСМО, 2002. - 492 с.

64. Герасимова, А. ОБЭРИУ. (Проблема смешного) / А. Герасимова // Вопросы литературы - 1988. - № 4.

65. Герасимова, А. Г. Даниил Хармс как сочинитель: Проблема чуда / А. Г. Герасимова // Новое литературное обозрение. - 1995. - № 16. - С. 129139.

66. Глазычев, В. Л. Образы пространства (проблемы изучения) / В.Л. Глазычев // Творческий процесс и художественное восприятие. - Л.: Наука Ленинградское отделение, 1978.-С. 159-174.

67. Глазырина, Ю. А. Пространственный хронотоп как эстетический актуализатор мифопоэтической доминанты / Ю. А. Глазырина // Теория языкознания и русистика наследия Б. Н. Головина: сборник статей. - Н. Новгород: Изд-во НГГУ, 2001. - С. 66-69.

68. Глоцер, В. И. Об одной букве у Даниила Хармса: (К исследованию творческих принципов писателя) / В. И. Глоцер // Русская литература. - 1993.

- № 1. - С. 240-241

69. Глоцер, В.И. Не то, не так, не там...: К выходу в свет двух томов Полного собрания сочинений Д. Хармса / В. И. Глоцер // Литературная газета. - 1997. - 17 сентября. - С. 12.

70. Голубков, М. М. Русский роман XX века / М.М. Голубков // Русская духовная культура. -М., 1995.-С. 141-175.

71. Голынко-Вольфсон, Д. О Дмитрии Липскерове [Электронный ресурс]/

Д. Голынко-Вольфсон // Официальный сайт Д. Липскерова. - Режим доступа:

http://www.ltpskerov■l•u/crit^c/article■phtl^nl?aid=27&id=4&level-4

185

72. Гойя, Ф. «Капричос». Альбом по искусству. - М. : Центр Рой, 1992. -168 с.

73. Гречнев, В. Я. Категория времени в литературном произведении /

B. Я. Гречнев // Анализ литературного произведения. - Л. : Наука Ленинградское отделение, 1976. - С. 126-144.

74. Грифцов, Б.А. Теория романа / Б.А. Грифцов.- М. : Гос. акад. худож. наук, 1927.- 151 с.

75. Гуревич, А. Я. Что есть время? / А.Я. Гуревич // Вопросы литературы. - 1968.-№11.-С. 157-165.

76. Гуревич, А. Я. Категории средневековой культуры. / А. Я. Гуревич. -М. : Искусство, 1984. - 2-е изд., исправл. и доп.- 350 с.

77. Давыдов, Д. О Дмитрии Липскерове, фантастике, реализме и некоторых других интересных вещах [Электронный ресурс] / Д. Давыдов // Электронный литературно-критический журнал «ТехШгйу». - 2008. - №27. — Режим доступа: Ь11р:/Дех1оп1у.т/са5е/?агйс1е=27968&л5зие=27

78. Днепров, В. Д. Черты романа XX века / В. Д. Днепров. - М.-Л. : Сов. писатель, 1965. - 548 с.

79. Днепров, В. Д. Идеи времени и формы времени / В. Д. Днепров. - Л. : Советский писатель, 1980. - 598 с.

80. Добряшкина, А. В. Гротеск в творчестве Гюнтера Грасса / А. В. Добряшкина. - М. : ИМЛИ РАН, 2010.- 172 с.

81. Евтушенко, О. В. Архетип пространства (от Пушкина до Набокова) / О. В. Евтушенко // Текст. Интертекст. Культура. М. : ИРЯ РАН, 2001. -

C. 415.

82. Ерёмин, И.П. Лекции по древней русской литературе / И. П. Ерёмин — Л. : Наука, 1968.-328 с.

83. Есин, А.Б. Время и пространство / А. Б. Есин // Литературоведение. Культурология: избранные труды. -М. : Флинта, 2002. - С. 82-97.

84. Жаккар, Ж.-Ф. Даниил Хармс: театр абсурда - реальный театр: Прочтение пьесы «Елизавета Бам» / Ж.-Ф. Жаккар. // Театр. - 1991. - № 11.-С. 18-26.

85. Жаккар, Ж.-Ф. Даниил Хармс и конец русского авангарда / Ж.-Ф. Жаккар. - СПб. : Гуманит. агенство: Акад. проект, 1995 - 470 с.

86. Зайнуллина, И. Н. Миф в современной русской прозе / И. Н. Зайнуллина. - Казань: Казан, гос. ун-т, 2004. - 121 с.

87. Зайцев, В. А. История русской литературы вторая половина XX века / В.А. Зайцев. - М.: Высшая школа, 2006. - 455 с.

88. Заинчковская, А. «Построить книжку на первом ощущении» Вера Ермолаева Даниил Хармс / А. Заинчковская // Столетие Даниила Хармса : материалы междунар. науч. конф. / под ред. А. Кобринского. - СПб.: ИПЦ СПГУТД, 2005. - С. 65-79.

89. Заманская, В. В. Экзистенциальная традиция в русской литературе XX века. Диалоги на границах столетий / В. В. Заманская. - М. : Флинта: Наука, 2002. - 304 с.

90. Захаров, В. Н. Русская литература и христианство / В. Н. Захаров // Евангельский текст в русской литературе ХУШ-ХХ веков. Цитата, реминисценция, мотив, сюжет, жанр: сб. науч. тр. - Петрозаводск: Изд-во Петрозаводского ун-та, 1994. - С. 3-12.

91. Звягина, М. Ю. Жанровые формы в современной прозе / М. Ю. Звягина // Современная русская литература (1990-е гг. - начало XXI в.). - СПб: Филологический факультет СПбГУ; М.: Академия, 2001. - С. 14-33.

92. Зобов, Р. А. О типологии пространственно-временных отношений в сфере искусства / Р. А. Зобов, А. М. Мостепаненко // Ритм, пространство и время. - Л.: Наука, 1974. - С. 11 -25.

93. Зотов, С. Н. Изучение художественного пространства литературного произведения / С. Н. Зотов // Филологический вестник Ростовского гос. унта. - 1999. - №2. - С. 5-9.

94. Иванов, В. В. Категория времени в искусстве и культуре XX века / В. В. Иванов // Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. — Л.: Наука, 1974.-С. 49-67.

95. Иванова, Н. Б. Преодолевшие постмодернизм / Н. Б. Иванова // Знамя. — 1998.-№4. -С. 14-44.

96. Иванова, Н. Б. Современная русская литература: метасюжет и его восприятие: Дисс. ... д-ра филол. наук в форме научного доклада / Н. Б. Иванова. - СПб., 2006. - 35 с.

97. Ильин, И. П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм / И.П. Ильин. - М.: Интрада, 1996. - 260 с.

98. Ильин, И. П. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа / И. П. Ильин - М.: Интрада, 1998. - 256 с.

99. Каган, М. С. Пространство и время в искусстве как проблема эстетической науки / М. С. Каган // Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. - Л.: Наука, 1974. - С. 26-39.

100. Казанцева, Л. В. Категория хронотопа в структуре художественного произведения: Автореф. дисс. ... канд. филол. наук / Л. В. Казанцева. — М.: 1991.- 18с.

101. Казумова, Э. Липскеров: «Питаюсь талантом молодых» (интервью газете «Взгляд») [Электронный ресурс] / Э. Казумова // Деловая газета «Взгляд». - 2008. - №8. - Режим доступа: http://php.vz.rU/society/2008/8/7/194076.html

102. Калита, И.В. Старые как мир проблемы в исполнении новых героев нового времени. О творчестве Дмитрия Липскерова // Поэтика художественного текста: Материалы Междунар. науч. заочной конф-Борисоглебск, 2008. - С. 59-65.

103. Категория времени в художественной литературе: межвузовский сборник научных трудов. - М.: Прометей, 1988. - 94 с.

104. Кацис, JI. Теология обэриутов: Даниил Харме и Александр Введенский в контексте Завета Св. Духа // Литературное обозрение. - 1994. - № 3-4. -С.6.

105. Кобринский, А. Логика алогизма // Нева. - 1988. - № 6. - С. 75-78.

106. Кобринский, А. Даниил Хармс и поэтика ОБЭРИУ (природа — человек — пространство) // Хармсиздат представляет. Сборник материалов '(Исследования. Эссе. Воспоминания. Каталог выставки. Библиография). СПб., 1995.-С. 3-15.

107. Кожинов, В. В. Происхождение романа / В. В. Кожинов. - М.: Советский писатель, 1963. - 440 с.

108. Козлов, А. С. Традиция и модернизм в современном зрубежном литературоведении / А. С. Козлов // Вестник СевДТУ. Филология: сб. научн. ст. - 2008. - Вып.89. - С.22-24.

109. Колядич, Т. М. От Аксёнова до Глуховского. Русский эксперимент/ Т. М. Колядич. - М. : Олимп, 2010. - 349 с.

110. Корман Б. О. Изучение текста художественного произведения / Б. О. Корман. - М. : Просвещение, 1972. - 110 с.

111. Корман, И.Б. Хронотопическое сознание / И. Б. Корман // Проблема автора в художественной литературе. - Ижевск : Изд. УГУ, 1998. - Вып. II. -С. 107-124.

112. Кристева, Ю. Бахтин, слово, диалог, роман / Ю. Кристева // Диалог, карнавал, хронотоп. - 1993. -№4. - С. 427-457

113. Крученок, И. В. Трагифарсовая природа условной формы в «данцигской трилогии» ГюнтераГрасса: Автореф. дисс. ... канд. филол. наук / И. В. Крученок. - Воронеж, 2007. - 23 с.

114. Кудрявицкий, А. Сущая видимость, или Магическая реальность в зеркале миниатюры / А. Кудрявицкий // Новое литературное обозрение. -1997.- №28. -С. 285-291.

115. Кузьмина, H.A. Интертекст и его роль в процессах эволюции поэтического языка / H.A. Кузьмина. - Екатеринбург, Омск: Изд-во Уральского ун-та, Омского гос. ун-та, 1999. - 268 с.

116. Кукулин, И. «Двенадцать» А. А. Блока, жертвенный козел и сюжетосложение у Даниила Хармса // Новое литературное обозрение. — 1995.—№ 16. - С. 147-153.

117. Кукулин, И. Обэриуты как хранители культуры: [Рец. на кн.: Кобринский А. А. Поэтика ОБЭРИУ в контексте русского литературного авангарда. Изд. 2-е, перераб., доп. М., 2000] // Книжное обозрение «Ex libris НГ». - 2000. - 28 сент. - № 37 (160).

118. Кукулин, И. Рождение постмодернистского героя по дороге из Санкт-Петербурга через Ленинград и дальше: (Проблемы сюжета и жанра в повести Д.И. Хармса «Старуха») // Вопросы литературы. - 1997. -№ 4. - С. 62-90

119. Курицын, В. Русский литературный постмодернизм / В. Курицын. - М.: ОГИ, 2001.-288 с.

120. Курский, А. Рецензия на книгу: Липскеров Д. Два романа / А. Курский //Волга. - 2000.-№1.-С. 129-130.

121. Латынина, А. Воздушный шар из голубиной кожи / А. Латынина // Литературная газета. - 1996. - №39. - С.4.

122. Левина, И. Н. Хронотоп как категория художественного текста / И. Н. Левина // Пушкинские чтения-99. Материалы юбилейной межвузовской конференции, поев. 200-летию со дня рождения А.С.Пушкина. — СПб.: ЛГОУ им. А.С.Пушкина, 1999. - С. 103-104.

123. Левкиевская, Е. Мифы русского народа / Е. Левкиевская. - М.: ООО «Изд-во Астрель»; ООО «Изд-во ACT»; ОАО «Люкс», 2005. - 366 с.

124. Лейдерман, Н. Л. Проблема жанра в модернизме и авангарде (Испытания жанра или испытание жанром?) / Н. Л. Лейдерман // Русская литература XX-XXI веков: направления и течения. - 2000. - Вып. 9. - С. 1 -18.

125. Липовецкий, М. Н. Русский постмодернизм (Очерки исторической поэтики): Монография / М. Н. Липовецкий. - Екатирнбург: Уральский гос. пед. ун-т, 1997. - 317 с.

126. Липскеров Д. М. Школа для эмигрантов, или Почему романист занялся ресторанным бизнесом / Беседу вела Андрианова Н. // Литературная Россия. - 2004. - №49. - С.З.

127. Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А. Н. Николюкина. - М. : Интелвак, 2001. - 1600 стлб.

128. Лихачев, Д. С. Внутренний мир художественного произведения / Д.С. Лихачев // Вопросы литературы. - 1968. - № 8. - С. 74-87.

129. Лихачев, Д. С. Поэтика художественного пространства / Д. С. Лихачев. -М. : Наука, 1979.-С. 235-351.

130. Лихачев, Д. С. Избранные работы в трех томах: Поэтика художественного времени / Д.С. Лихачёв. - Л. : Наука, 1987. - Т. 1.

131. Логунова, Н. В. «Пространство Готлиба» Д. М. Липскерова как фантастический эпистолярный роман / Н. В. Логунова // Известия Южного федерального университета. Филологические науки. - Ростов-на-Дону. -2010.-№3.-С.8-15.

132. Логунова, Н. В. Русская эпистолярная проза ХХ-начала XXI века: эволюция жанра и художественного дискурса / Н. В. Логунова. - Ростов-на-Дону: Филология, 2010.-358 с.

133. Локтев, А.Ф. «Житийный» рассказ в современной русской новеллистике: автореф. дисс. ...канд. филол. наук/А.Ф. Локтев.-М., 1981.23 с.

134. Лосев, А. Ф. Знак. Символ. Миф. / А. Ф. Лосев. - М. : МГТУ, 1982. -478 с.

135. Лотман, Ю. М. Структура художественного текста / Ю. М. Лотман. — М. : Искусство, 1970.-383 с.

136. Лотман Ю. М. Сюжетное пространство русского романа XIX столетия. В школе поэтического слова: Пушкин. Лермонтов. Гоголь / Ю. М. Лотман. — М.: Просвещение, 1988. - С. 325-348.

137. Лотман, Ю. М. Текст в тексте / Ю. М. Лотман // Избранные статьи: в 3 Т. - Т.1.: Статьи по семанткие и типологии культуры. - Таллинн: Александра, 1992.-С. 148-160.

138. Лукьянова, Л. Н. Интертекстуальность художественного текста: оригинал и перевод: Автореф. дисс. ... д-ра филол. наук / Л. Н. Лукьянова. -М., 2011.

139. Лутченко, В. А. Пространство // Философский словарь / ред.-сост. Е. Ф. Губский, Г. В. Кораблёва, В. А. Лутченко. - М.: Инфра-М, 2003. -С. 369-370.

140. Мальцева О. А. Хронотоп как принцип организации художественного текста / O.A. Мальцева // Проблемы лингвистического анализа текста. — Шадринск, 1993. - С. 34-42.

141. Марков, В. А. Пространство и время в литературе. Структурно-типологический анализ / В. А. Марков // Пространство и время в литературе и искусстве: методические материалы по истории литературы. - Даугавпилс, 1987.-С. 4-6.

142. Маркова, Д. А. Постмодернистский исторический дискурс русской литературы рубежа XX-XXI веков и его истоки: Автореф. дисс. ... канд. филол. наук / Д. А. Маркова. - М., 2004. - 28 с.

143. Мелетинский, Е. М. От мифа к литературе. Теория мифа и историческая поэтика / Е. М. Мелитинский - М.: РГГУ, 2000. - 170 с.

144. Мелетинский, Е. М. Поэтика мифа / Е.М. Мелетинский. - М.: Наука, 1976.-407 с.

145. Мелетинский, Е. М. О литературных архетипах. Чтения по истории и теории культуры / Е. М. Мелетинский. - М.: Изд. РГГУ, 1994. - 136 с.

146. Меркулова, А. С. Миф о городе в современной русской прозе : романы Д. Липскерова "Сорок лет Чанчжоэ" и Ю. Буйды "Город Палачей" : дисс. ... канд. филол. наук. - М., 2001. - 201.

147. Меркулова, А. С. Мотив потери памяти в романе Д. Липскерова «Сорок лет Чанчжоэ» // Русская литература XX-XXI веков: проблемы теории и методологии изучения: Материалы Второй Междунар. науч. конф.: 16-17 ноября 2006 г. / Ред.-сост. С. И. Кормилов. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2006. — С. 164-168.

148. Меркулова, А. С. Особенности изображения времени в современной литературе: на примере творчества Д. Липскерова и Ю. Буйды / А. С. Меркулова // Вопросы филологических наук. - 2006. - №5. - С. 12-25.

149. Микоян, А. С. Нарушение объективных свойств пространства и времени как литературно-художественный прием / А. С. Микоян // Категоризация мира: пространство и время. - М., 1997. - С. 190-193.

150. Мостепаненко, А. М. Проблема универсальности основных свойств пространства и времени / A.M. Мостепаненко. - Л.: Наука, 1969. — 229 с.

151. Мэй Р. Открытие Бытия / Р. Мэй. - М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2004. - 224 с.

152. Нагорная, Н. А. Метаморфозы гибридов в романе Д. Липскерова «Последний сон разума» / Н. А. Нагорная // Русская фантастика на перекрёстке эпох и культур. - М.: Изд. Московского ун-та, 2007. - С. 227233.

153. Нагорная, Н. А. Онейросфера в русской прозе XX века: модернизм, постмодернизм: Дисс. ... д-ра филол. наук / Н. А. Нагорная. - М., 2004. — 414 с.

154. Ненина, И. М. Социальный идеал и утопия в культурно-исторических ситуациях общественного развития: Автореф. дисс. ... канд. филос. наук. -Красноярск, 2004. - 24 с.

155. Нефагина, Г. Л. Русская проза конца XX века / Г. Л. Нефагина. - М.: Флинта, 2004. - 320 с.

156. Никитаев, А. Тайнопись Даниила Хармса. Опыт дешифровки / А. Никитаев // Даугава. - 1989. - №8. - С. 89-97.

157. Никитаев, А. Обэриуты и футуристическая традиция / А. Никитаев // Театр. - 1991,- № 11.-С. 45-46.

158. Николаева, С. Ю. Житийное начало в рассказе Ф. Абрамова «Из колена Авакумова» // Русская словесность в контексте современных интеграционных процессов: Материалы Международной научной конференции, 24-27 апреля 2005 г. - Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2005. -С. 610-616.

159. Николина, Н. А. Категория пространства и художественный текст / Н. А. Николина // Анализ литературного произведения. — Киров, 1995. - С. 121-135.

160. Новая философская энциклопедия: в 4 т. / Ред. В. Степин. - М.: Мысль, 2010.-Т. 4.-590 с.

161. Обыденное и научное понимание картины мира. Межкультурная коммуникация (учебник) [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.countries.ru/library/intercult/mkob.htm

162. Оржицкий, И. К истокам «магического реализма»: Потерянные следы Эквадора / И. Оржицкий // Латинская Америка. - 1999. - №7. - С. 149-154.

163. Осовский, О. Е. Липскеров Дмитрий Михайлович // Русские писатели, XX век: биогр. слов.: А-Я / сост. И. О. Шайтанов. - М.: Просвещение, 2009. -С. 321.

164. Осьмухина, О. Ю. Своеобразие образа дома в творчестве Дм. Липскерова конца 1980-х - начала 1990-х гг. // Коды русской классики: «дом», «домашнее» как смысл, ценность и код: Материалы научно-практ. конф. : в 2 частях. - Самара: Изд-во «СНЦ РАН», 2010. - Ч. 2. - С. 174-179.

165. Осьмухина, О. Ю. Трансформация античного мотива тождества / превращения в русской прозе рубежа XX-XXI вв. / О. Ю. Осьмухина // Вестник ННГУ.-2012.-№1 (2). - С. 186-190, с.187

166. Осьмухина, О. Ю. Мифопоэтическое пространство отечественного романа рубежа XX-XXI вв. / О. Ю. Осьмухина // Вестник ННГУ. - 2013. -№4 (2).-С. 123-126

167. Осьмухина, О. Ю. Специфика освоения художественного опыта Новалиса в романе Д. Липскерова «40 лет Чанчжоэ» / О. Ю. Осьмухина // Актуальные вопросы филологии и методики преподавания иностранных языков: Материалы второй международной научно-практической конференции: Электронная книга. - СПб., 2010. - С. 824-828.

168. Павлович, Н. Словарь поэтических образов / Н. Павлович. - М.: Эдиториал УРСС, 1999.-248 с.

169. Пашкин Д. А. Русский Танатос. Мортальное пространство и "магический реализм" Дмитрия Липскерова [Электронный ресурс] / Д. А. Пашкин // Официальный сайт Д. Липскерова. - Режим доступа: http://www.topos.ru/article/642

170. Песоцкий В. А. Художественная литература как социальное явление и предмет философского анализа. Монография / В. А. Песоцкий. - М. : Изд-во МГОУ, 2009.-403 с.

171. Приходько, В. В. Мотив Эроса и Танатоса в романе Д. Липскерова «Последний сон разума» / В. В. Приходько // Филология, журналистика, культурология в парадигме современного научного знания. - 2004. - 4.1. - С. 62-64.

172. Приходько, В. В. Сюжетообразующие элементы в повести Д. М. Липкерова «Груша из папье-маше» / В. В. Приходько // Классическая и неклассическая модели мира в отечественной и зарубежной литературах. -2006.-С. 612-615.

173. Приходько, В. В. Богоискательство как обряд инициации в романе Д.М. Липскерова «Русское стаккато британской матери» / В. В. Приходько // Традиционная славянская культура и современны мир: Материалы II Кирилло-Мефодиевских чтений, 22 мая 2006г. - Астрахань, 2006. - С.62-66.

174. Приходько, В. В. Экзистенциональная модель мира в романе Д. М. Липскерова «Русское стаккато британской матери» / В. В. Приходько // Философские вопросы естественных, технических и гуманитарных наук: в 2 тт. - Магнитогорск. - 2006. - Т.2. - С.287-290.

175. Пространство и время в искусстве: Межвузовский сборник научных трудов. - Л.: ЛГИТМИК, 1988. - 169 с.

176. Прохорова, Т. Г. В мире необычайного, или Проза Дмитрия Липскерова / Т. Г. Прохорова // Русская словесность. - 2009. - №6. - С. 3641.

177. Прохорова, Т. Г. Фрейдистские идеи и символы в интерпретации Д. Липскерова / Т. Г. Прохорова // Русская и сопоставительная филология: состояние и перспективы: Международная науч. конф. 4-6 октября 2004. -Казань: Изд-во казанского ун-та, 2004. - С.323-324.

178. Ревзина, О. Хронотоп в современном романе // Художественный текст как динамичная система: Материалы международной научной конференции, посвящённой 80летию В. П. Григорьева: Управление технологиями. - М., 2006. - С.265-279.

179. Редькин, В. А. Вячеслав Шишков: новый взгляд. Очерк творчества В. Я. Шишкова / В. А. Редькин. - Тверь: Тверское обл. кн.-журн. изд-во, 1999.-С. 36-82.

180. Роднянская, И. Б. Художественное время и художественное пространство / И. Б. Роднянская // Литературная энциклопедия терминов и понятий.-М.: Интелвак, 2001.-С. 1174-1176.

181. Рощина, О. С. Мифопоэтика романа Дмитрия Липскерова «Сорок лет Чанчжоэ» / О. С. Рощина // Материалы к словарю сюжетов и мотивов русской литературы. - 2004. - Вып.6. - С.293-301.

182. «Русский Маркес» о Габриэле Гарсии Маркесе (интервью) [Электронный ресурс] // Официальный сайт газеты «Правда.Ру». - 2008. -Режим доступа: http://www.pravda.ru/culture/literature/forliterature/05-03-

2008/25 8468-marquez-0/

183. Рыжиков, Т. В. Эсхатологический сюжет в русской прозе рубежа XX-XXI веков: Автореф. дисс. ... канд. филол. наук / Т. В. Рыжиков. - Армавир, 2006.-28 с.

184. Сажин, В. Н. Литературные и фольклорные традиции в творчестве Д. И. Хармса // Литературный процесс в развитии русской культуры ХУШ-XX веков. Тезисы научной конференции. Таллинн, 1985.

185. Сажин, В. Н. Чинари - литературное объединение 1920—1930-х годов: источники для изучения // Четвертые Тыняновские чтения. Тезисы. Рига, 1988.-С. 47-48.

186. Сажин, В. Н. Наказание Хармса / В.Н. Сажин // Новый мир. 1992. - № 7. - С. 233-235.

187. Сажин, В. Н. Сон о погибели русской литературы // Хармсиздат представляет. Сборник материалов (Исследования. Эссе. Воспоминания. Каталог выставки. Библиография). - СПб., 1995. - С.145-158.

188. Седакова, О. А. Притча и русский роман / О. А. Седакова // Искусство кино, - 1994.-№4.-С. 12.

189. Селиванов, В. В. Пространство и время как средства выражения и формы мышления в искусстве / В. В. Селиванов // Пространство и время в искусстве: Межвузовский сборник научных трудов. - Л.: ЛГИТИК, 1988. -С. 46-56.

190. Сергиева, Н. С. Хронотоп жизненного пути в русском языковом сознании: Дисс. ... д-ра филол. наук / Н. С. Сергиева. - М.: Институт языкознания РАН, 2010. - 456 с.

191. Сидорова, А. Г. Интермедиальная поэтика современной отечественной прозы (литература, живопись, музыка): Автореф. дисс. ... канд. филол. наук/ А. Г. Сидорова. - Барнаул, 2006. - 26 с.

192. Славникова, О. А. Сорок лет российского одиночества / О. А. Славникова//Урал. - 1997. -№3. - С. 186-189.

193. Славникова, О. А. Я люблю тебя, империя / О. А. Славникова // Знамя. - 2000. - № 12. - Режим доступа: http://magazines.russ.ru/znamia/2000/12/slavn.html

194. Славникова, О. А. Народный роман для юзеров / О. А. Славникова // Московские новости. - 2006. — 27 октября. - С. 25.

195. Слепнёва, А. Ю. Театрализация мира как принцип художественного изображения реальности и человека в творчестве Гюнтера Грасса 1950-1960-х годов: Автореф. дис. ... канд. филол. наук / А. Ю. Слепнёва. - М., 2008. -28 с.

196. Слепухов, Г. Н. Пространственно-временная организация художественного произведения / Г. Н. Слепухов // Философские науки, 1984. -№ 1. - С. 65.

197. Современная русская литература конца ХХ-начала XXI века [С. И. Тимина, Т. Н Маркова, Н. Н. Кякшто и др.]; под ред. С. И. Тиминой. -М.: Издательский центр «Академия», 2011. - 384 с.

198. Солдаткина Я. В. Мифопоэтика русской эпической прозы 1930 - 1950-х годов: генезис и основные художественные тенденции / Я.В. Солдаткина. -М. : Экон-Информ, 2009. - 356 с.

199. Сорокин, В. Культура как хороший желудок переваривает все // Книжное обозрение. - 2001. - 12 марта. - С.З

200. Сорокина, Т. Е. Художественная историсофия современного русского романа: Автореф. дисс. ... д-ра филол. наук / Т. Е. Сорокина. - Краснодар, 2011.-37 с.

201. Старченко, Е. В. Пьесы Н. В. Коляды и Н Н. Садур в контексте драматургии 1980-90-х годов: Автореф. дисс. ... канд. филол. наук / Е. В. Старченко. - М, 2005. - 24 с.

202. Стафецкая, М. Феномен абсурда / М. Стафецкая. // «Мысль изреченная...»: Сб. науч. ст. / АН СССР, Ин-т филос. -М., 1991.-С. 139-146.

203. Тамарченко, Н. Д. Хронотоп // Литературная энциклопедия терминов и

понятий / под ред. Н. Д. Тамарченко. - М. : Интелвак, 2001. - С. 1173.

198

204. Тамарченко, Н. Д. «Эстетика словесного творчества» Бахтина и русская религиозная философия/ Н.Д. Тамарченко. - М.: РГТУ, 2001. - 200 с.

205. Тамарченко, Н. Д. Теоретическая поэтика: Введение в курс / Н. Д. Тамарченко. -М. : РГГУ, 2006. - 212 с.

206. Тамарченко, Н. Д. Теория литературы: учебное пособие для студ. вузов, обуч. по спец. «Филология» / Н. Д. Тамрченко. -М.: Академия, 2008. -512 с.

207. Тимина, С. И. Современный литературный процесс (90-е годы) / С. И. Тимина // Русская литература XX века в зеркале критики. - М.-СПб: Академия, 2003. - С. 238-258.

208. Тишунина, Н. В. Взаимодействие искусств в литературном произведении как проблема сравнительного литературоведения / Н. В. Тишунина // Филологические науки. - 2003. - № 1. - С. 344 - 356.

209. Тодоров, Цв. Введение в фантастическую литературу / Цв. Тодоров. -М.: Дом интеллектуальной книги, 1997. - 144 с.

210. Токарев, Д. Курс на худшее. Абсурд как категория текста у Д. Хармса и С. Беккета / Д. Токарев. - М.: Новое литературное обозрение, 2002. - 336 с.

211. Топоров, В. Н. Пространство и текст / В. Н. Топоров // Текст: семантика и структура. - М., 1983. - С. 227-284.

212. Топоров, В. Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ. Исследования в области мифопоэтического. Избранное / В. Н. Топоров. - М. : Прогресс, 1995. - 624 с.

213. Тураева, 3. Я. Категория времени. Время грамматическое и художественное / 3. Я. Тураева. - М. : Высшая школа, 1979. - 219 с.

214. Тураева, 3. Я. Лингвистика текста: (Текст: структура и семантика) / 3. Я. Тураева. -М. : Просвещение, 1986. - 126 с.

215. Тюпа, В. И. Художественная реальность как предмет научного познания / В. И. Тюпа. - Кемерово: КемГУ, 1981. - 93 с.

216. Тюпа, В. И. Эстетическая функция художественного пространства /

В. И. Тюпа // Пространство и время в литературе и искусстве. - Даугавпилс:

Даугавпилский пед. ин-т им. Я. Э. Калнберзина, 1990. - С. 5-7.

199

217. Тюпа, В.И. Анализ художественного текста / В. И. Тюпа. - М.: Академия, 2006. - 336 с.

218. Фаликова, Н. Э. Хронотоп как категория исторической поэтики / Н. Э. Фаликова // Проблемы исторической поэтики. - Петрозаводск, 1992. -С. 45-57.

219. Фролова, О. Е. Пространство повествовательного художественного текста / О. Е. Фролова // Лингвистика на рубеже эпох: идеи и топосы. Сборник статей. -М.: РГГУ, 2001. - С. 144-175.

220. Филиппова, С. Г. Интертекстуальность как средство объективации картины мира автора: Дисс. ... канд. филол. наук / С. Г. Филиппова. - СПб, 2008.-200 с.

221. Философия и литература: линии взаимодействия. Сб. научн. статей. -М. - Вып. 9. - 233 с.

222. Хализев, В. Е. Время и пространство // Теория литературы: учебник / В. Е. Хализев. -М.: Высшая школа, 1999. - С. 247-249.

223. Харитонова, 3. Г. Формы диалога с М. А. Булгаковым в современной отечественной прозе: Автореф. дис. ... канд. филол. наук / 3. Г. Харитонова. -Казань, 2009. - 25 с.

224. Холл, Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве. Пер. с английского А. Майкапара / Дж. Холл. - М.: Крон-Пресс, 1999. - 656 с.

225. Цилевич, Л. М. Пространственно-временные свойства художественного мира / Л. М. Цилевич // Пространство и время в литературе и искусстве. — Даугавпилс: Даугавпилский пед. ин-т им. Я. Э. Калнберзина, 1990. - С. 7-9.

226. Цилевич, Л. М. Сюжетообразующая функция хронотопа / Л.М. Цилевич // Пространство и время в литературе и искусстве. -Даугавпилс: Даугавпилский пед. инст-т им. Я. Э. Калнберзина, 1987. - С.13-15.

227. Цопов, И. Г. Бестиарий романа Д. Липскерова «Последний сон разума»

/ ИГ. Цопов // Бочкарёвские чтения. - Самара, 2006. - Т.2. - С. 299-307.

200

228. Цопов, И. Г. Интертекстуальные аспекты романа Д. Липскерова i i «Последний сон разума» / И. Г. Цопов // Вестник Самарского гос. ун-та. -Самара, 2008. - № 1. - С.94-99.

229. Черкасова, О. В. Поэтика прозы Дм. Липскерова (на материале романа j «Леонид обязательно умрёт») / О. В. Черкасова // Актуальные вопросы i

гуманитарных и естественных наук. - 2009. - №3. - С.146-183. {•'

f, i

230. Черняк, М. А. Авантюрный роман 1920-х гг. как незавершённый > *

\'

литературный проект / М. А. Черняк // Вестник СПГУТД. - 2012. - №3. - С. 37-42

231. Чупринин, С. И. Дмитрий Липскеров // Чупринин С. И. Русская литература сегодня. Путеводитель. - М.: "ОЛМА-ПРЕСС", 2003. - С. 186-187.

232. Шафранская, Э. Ф. Мифопоэтика инокультурного текста в русской прозе XX - XXI вв.: Дисс. ... д-ра фил. наук / Э. Ф. Шафранская. - М., 2008. -490 с.

233. Шкловский, В. Б. Конвенция времени / В. Б. Шкловский // Вопросы литературы. - 1969. -№3. - С. 115-127.

!

234. Шкловский, В.Б. О теории прозы / В. Б. Шкловский. - М. : Круг, 1983. ; * -383с.

235. Шопенгауэр, А. Избранные произведения / А. Шопенгауэр. - М.: j Высшая школа, 1993. - 430 с.

236. Шутая, Н. К. Типология художественного времени и пространства в русском романе XVIII-XIX веков: Автореф. дисс. ... д-ра филол. наук / Н. К. Шутая. - М., 2007. - 35 с.

237. Элиаде, М. Аспекты мифа / М. Элиаде. - М: Академический проект, 2001.-240 с.

238. Эпштейн, М .Н. От модернизма к постмодернизму: Диалектика «гипер» в культуре XX века / М. Н. Эпштейн // Новое литературное обозрение. -1995. - №16. - С.32-46

239. Эпштейн, М. Н. Прото-, или Конец Постмодернизма / М. Н. Эпштейн // Знамя. - 1996. -№3. - С. 196-209

* >

> :

■ -, *

_ * f

240. Эпштейн, M. H. Постмодерн в России: Литература и теория /

/ )

M. Н. Эпштейн. - М.: ЛИАР. Элинина, 2000. - 368 с. -J'

* »,

241. Эпштейн, M. Н. Постмодерн в русской литературе / M. Н. Эпштейн, -

* >

М.: Высшая школа, 2005. - 495 с. » {

242. Эсалнек, А. Я. Архетип / А. Я. Эсалнек // Русская словесность. - 1997'. -№5.-С. 90-93.

243. Юнг, К. Г. Философское древо / К. Г. Юнг. - М.: Академический проект, 2008. - 176 с.

244. Якимович, А. К. Магическая вселенная. Очерки по искусству, философии и литературе XX века / А. К. Якимович. - М. : Галарт, 1995, -168 с.

245. Якубина, Л. В. Анализ пространственных отношений текста (художественного произведения) / Л. В. Якубина // Русская словесность, 2002. -№ 1.- С. 41-48.

246. Ямпольский, М. Б. Память Тиресия: Интертекстуальность ^ и кинематограф / М. Б. Ямпольский. - М.: РИК «Культура», 1993. - 464 с. ,*,.

247. Ямпольский, М. Б. Беспамятство как исток: Читая Хармса^ / М. Б. Ямпольский. - М.: РИК «Культура», 1998. - 384 с.

248. Ярская, В. Н. Художественное время / В. Н. Ярская // Времяг в

* »

эволюции культуры: философские очерки. - Саратов: Изд-во СГУ, 1998:' -С. 119-146.

249. Aucouturier, M. Mikhail Bakhtine: philisophe et théoricien de roman /

* щ

M. Aucouturier // Bakhtine M. Esthetique et theorie du roman. - P., 1978. - P/9> ,

19. • '

i '

250. Barthes, R. L'aventure semiologique / R. Barthes. - P., 1985. - № 93; -368 p. В

251. Benot, I. Le "Rabelais" de Bakhtine ou l'dialoge du rire / I. Beno;t // La pensfie. - P., 1972. - April (№162). - P. 113-125. ^

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.