Художественное время как выражение темпоральности культуры тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат философских наук Лихушина, Марина Владимировна

  • Лихушина, Марина Владимировна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2010, Ростов-на-Дону
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 145
Лихушина, Марина Владимировна. Художественное время как выражение темпоральности культуры: дис. кандидат философских наук: 24.00.01 - Теория и история культуры. Ростов-на-Дону. 2010. 145 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Лихушина, Марина Владимировна

Введение

Глава I. Сущность темпоральности культуры

1.1 .Темпоральность как форма существования культуры

1.2.Генезис образов времени в культуре

Глава П.Художественное время как форма существования художественной реальности

2.1 .Особенности художественного времени

2.2.Трансформация образов времени в художественной культуре: от Средних веков к Новому времени

2.3.Динамика ценностно-смысловой сферы культуры и художественное время

Глава III. Развитие искусства как выражение «духа времени»

3.1. «Дух времени» и критерии развития архитектуры

3.2. Темпоральные размерности человеческого бытия в современном искусстве

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Художественное время как выражение темпоральности культуры»

Актуальность темы исследования. Современная гуманитаристика все чаще оперирует понятиями, обозначающими различные темпоральные характеристики социокультурной реальности: «время», «дление», «будущее», «прошлое», «настоящее», «одновременность», «ритм», «повседневность», «история», «современность», «эпоха», «период», «этап», «темп», «цикл», «скорость», «ускорение» и т.д. Всё более широкое использование «временных» понятий связано со стремлением увидеть во времени активный фактор социальных изменений, с попыткой придать времени статус некоей субстанции, «ответственной» за происходящее как в социокультурной реальности в целом, так и за реализацию судьбы и жизненной стратегии отдельной личности. Эта неявная установка нуждается в серьезном и философском, и культурологическом обосновании.

Значение времени в человеческой истории и в современном обществе, действительно, велико. Прежде всего потому, что время является формой, скрепляющей различные этапы истории любой культуры, обозначаемые затем как «прошлое», «настоящее» и «будущее». Кроме того, любая культура осознает себя, организуя собственную жизнь не только в пространстве, но и во времени, для чего, например, создаются календарные системы, в которых фиксируются наиболее значимые события, начало и кульминационные моменты истории1. Наконец, время осмысливается как «другая сторона» информации, т.е. того, что изменяет воспринимающую ее систему . В рамках этой информационно-аксиологической концепции времени увязаны воедино информационная наполненность каждого момента времени с ценностным содержанием, выступающим стимулом человеческой активности. Эта содержательность времени приводит к кумулятивным эффектам, действие которых актуализирует проблему времени (темпоральности) культуры.

1 См.: Фролов Б.А. Происхождение календаря // Календарь в культуре народов мира. Сборник статей. - М.: Наука, издат. фирма «Восточная литература», 1993. С.7-37.

2 См.: Штомпель JI.A. Лики времени. — Ростов-на-Дону; Санкт-Петербург: «Компьютериконъ-АРИТА», 1997.

Наконец, актуализация темы времени в культуре обусловлена возрастанием ценности времени как выражения быстротечности человеческой жизни, ускорением социальных изменений, рефлексией по поводу «конца истории» (Фукуяма) и «конца социального» (Бодрийяр).

Все эти обстоятельства делают проблему времени чрезвычайно интересной и важной для философско-культурологического анализа, тем более, что, как писал О.Тоффлер в предисловии к книге И.Пригожина и И.Стенгерс «Порядок из хаоса», «пересмотр понятия времени -неотъемлемая составная часть грандиозной революции, происходящей в современной науке и культуре»3.

Глубина и масштабность современных трансформационных процессов может оцениваться как пессимистически, так и оптимистически. С пессимистических позиций эта «великая трансформация» (К.Поланьи) видится сегодня не как грандиозный прорыв к новому порядку развития, а как низвержение в хаос бесконечных катастроф и рисков. В этих условиях перед искусством открывается все более широкий горизонт возможностей демонстрации всей гаммы переживания человечеством и каждой отдельной личностью времени своего существования, "супертемпоральности" (О.Тоффлер), особой чувствительности ко времени, характерной для современного человека, во всем богатстве ее проявлений. Ведь волшебное зеркало искусства способно не только преображать отражаемое, но «даже обнаруживать в нем то, что часто недоступно зрению историка, культуролога, биографа»4. Поэтому так важно не только исследовать произведения искусства через анализ обстоятельств их исторического бытия, но и интерпретировать историческую и культурную ситуацию через анализ произведений искусства, которые являются ее конденсированным воплощением.

3 Тоффлер О. Предисловие //Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М., 1986.

С.20.

4 Данилова И.Е. «Исполнилась полнота времен.»: Сборник статей. — М.: РГГУ, 2004. С.17.

Степень разработанности проблемы. Содержанием проблемы времени в строгом смысле слова выступает «выяснение объективного содержания этой категории (категории «время» — дисс.), т.е. того, какие аспекты реальности она отражает»5. Однако, с одной стороны, точно и однозначно определить эти аспекты трудно, поскольку существует опасность сведения времени к содержанию тех процессов, формой которых оно выступает, и тем самым «растворить» время конкретного процесса в его «вещественной» конкретике. С другой стороны, рассматривать время вне содержательных моментов конкретных процессов также невозможно, поскольку время - это форма содержательная. Балансирование между этими двумя опасностями - методологическими «Сциллой и Харибдой» проблемы времени — в современных теоретических работах осуществляется постоянно.

Проблема времени - это прежде всего проблема философская, имеющая более чем двух с половиной тысячелетнюю историю своего исследования, начиная с Фалеса, Анаксимандра, пифагорейцев, заложивших трактовку времени как субстанции, и Гераклита, стоявшего у истоков динамической концепции времени. Прослеживание истории философского изучения времени мы находим в работе Ю.Б.Молчанова, а также во многих других трудах, посвященных времени как форме культурно-исторического бытия и как категории сознания (Я.Ф.Аскина, М.А.Барга, А.Я.Гуревича, А.Н.Зелинского, С.Н.Иконниковой, Т.К.Керимова, Г.С.Кнабе, Т.Ф.Кузнецовой, А.Н.Лоя, В.И.Молчанова, В.С.Поликарпова, Н.Н.Трубникова, В.П.Яковлева и др.). Всеобъемлющим исследованием, посвященным положению истории в системе наук, но тем самым и времени как «третьей классификационной оси», является книга И.М.Савельевой и А.В.Полетаева6. Органическая связь между временем и сознанием исследовалась А.Бергсоном, идея о темпоральной структуре сознания и

5 Молчанов Ю.Б. Четыре концепции времени в философии и физике. - М.: Изд-во «наука», 1977. С.4.

6 См.: Савельева И.М., Полетаев А.В. История и время. В поисках утраченного. — М.: Языки русской культуры, 1997. бытия является важнейшим положением философии Э.Гуссерля и М.Хайдеггера. Повествовательность как способ «высвечивания» временного (темпорального) характера человеческого опыта исследовалась П.Рикёром.

Художественному времени посвящен целый пласт других работ. Наиболее интересный с культурологической точки зрения анализ художественного времени содержится в работах М.М.Бахтина и Д.С.Лихачева. Эти мыслители выдвинули ряд идей, разработка которых позволила всесторонне исследовать данную проблему — это прежде всего понятие «хронотоп» (М.М.Бахтин), идея структурации художественного времени на основе темпорализма культуры и исследование проявления различных аспектов художественного времени в произведениях словесного искусства (Д.С.Лихачев).

Ставшие сегодня классическими идеи о связи отдельных видов искусства с художественным временем выдвигались Л.Б.Альберти, Леонардо да Винчи, Г.Э.Лессингом, Ф.В.Шеллингом.

Проблема специфики художественного времени изобразительного искусства, литературы, кино, музыки интенсивно изучается искусствоведами, эстетиками, литературоведами и музыковедами. В литературоведении исследуется функционирование пространственно-временных моделей в конкретных литературных произведениях, а само время рассматривается как сюжетообразующий компонент и предмет художественной рефлексии (работы И.В.Бибиной, В.Виноградова, Е.А.Головиной, С.Г.Горбовской, ВА.Днепрова, Г.В.Заломкиной, Т.Н.Ковалевой, А.Г.Цейтлина и др.). Анализ сущности и структуры музыкального времени исследуется в работах Т.Адорно, Б.В.Асафьева, Б.Б.-Д.Дондокова, Р.Гюнтер, М.С.Кагана, А.Ф.Лосева, О.Н.Малиновской, И.В.Малышева, Е.В.Назайкинского, С.Х.Раппопорта, А.Ритмюллера, Ю.Н.Холопова и др. Исследование времени в «искусствах действия» было осуществлено Яном Мукаржовским на основе сравнения кинематографического времени со временем драматическим. Изучение проблемы времени в изобразительном искусстве основывается на исследовании П.А.Флоренского и продолжается в работах Б.Р.Виппера,

И.Е.Даниловой, Л.Ф.Жегина и др.

Проблема согласования художественного времени и времени культуры анализируется в трудах Ю.Г.Васильева, X. де ля Мотт-Хабер, А.Г.Тевосян,

Л.А.Штомпель, В.Н.Ярской. Особый интерес для анализа исследуемой нами проблемы представляют работы Ж.Делеза, поскольку в них мы находим ключ к решению заявленной в названии диссертации проблемы. Именно

Ж.Делез показал интегрирующую и проясняющую роль искусства в 8 понимании смысла культуры .

Однако следует отметить, что до сих пор нет обобщающих работ по проблеме художественного времени как выражения темпорального характера культуры, где использовался бы методологический и концептуально-теоретический тезаурус современной теории и истории культуры. Объектом исследования является темпоральность культуры. Предметом исследования выступает художественное время как особая форма существования художественной реальности.

Цель исследования состоит в определении сущности художественного времени и выявлении его возможностей в репрезентации темпоральности культуры.

Данная цель реализуется в решении следующих задач: эксплицировать сущность и основные характеристики темпоральности культуры;

- проследить генезис образов времени в культуре до возникновения философии и науки;

- определить роль искусства в утверждении формирующихся в культуре представлений о времени;

- выявить сущность художественного времени; 7

См.: Флоренский П.А. Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительных произведениях.- М.: Прогресс, 1993.

8 См.: Делез Ж. Логика смысла. — М.: Издат центр «Академия», 1995; Делез Ж. Марсель Пруст и знаки. Статьи. - СПб.: Алетейя, 1999.

- зафиксировать трансформации отображения времени в искусстве в период от Средних веков к Новому времени;

- показать взаимообусловленность динамики ценностно-смысловой сферы культуры и конструирования художественного времени;

- определить темпоральные критерии развития искусства на материале архитектуры;

- зафиксировать изменения темпоральных размерностей человеческого бытия в современной культуре и выражение их в искусстве.

Теоретико-методологические основы исследования. При рассмотрении художественного времени мы исходили из нескольких философских концепций времени: реляционной, динамической и информационно-аксиологической. Одновременно мы опирались на известные исследования времени в искусстве.

В работе использованы также идеи П.Сорокина и М.Вебера, выдвинувших и обосновавших идею обеспечения целостности «социальной совокупности» миром культуры и не существующую вне жизненных смыслов, разделяемых человеком. Для нас важна мысль А.Кребера о взаимосвязанном культурном континууме, обеспечивающем развитие культуры вплоть до «взлетов» в «создании высоких культурных ценностей»9. Принципиально важной для нас оказалась идея П.А.Флоренского о том, что

10 гч рост, жизнь делает время, а не время движет жизнь» . Эта мысль подтверждает недостаточность измерения времени лишь абстрактными количественными единицами и указывает на качественные, содержательные изменения, которые, собственно, и порождают время. Мы опирались также на идею Д.А Леонтьева, показавшего, что смысл есть не некий объект, а некоторая смысловая реальность, которая проявляет себя в разных формах, в

9 Крёбер A.JI. Конфигурации культурного роста // А.Л.Крёбер. Избранное: Природа культуры. -М.: РОССПЭН, 2004. С.776.

10 Флоренский П.А. У водоразделов мысли// П.А. Флоренский. Соч. в 4-х томах. Т.З (1). — М.: Мысль, 2000. С.477. разных структурах, на различных уровнях психики и регуляции человеческой деятельности.

Был использован также целый комплекс общенаучных методов: анализа, синтеза, обобщения, сравнения, принцип противоречия, исторический подход, системный метод. Именно системный метод позволил выявить внутреннюю организацию художественного времени во всем богатстве его проявлений.

Научная новизна диссертации выражается в следующих положениях:

- темпоральность культуры определена как культурная форма, т.е. как «рисунок» переломных моментов, внутренних границ культуры, образующихся в процессе расхождения идеального смысла и предметно-вещественных продуктов культуры;

- генезис образов времени в культуре выведен из трех взаимосвязанных обстоятельств: различения начала и конца какого-либо конкретного процесса; наделения определенного момента времени абсолютной ценностью; фиксации ритмических трансформаций, циклических изменений в человеческой жизни, соотнесенных с подобными же изменениями в природе;

- выделен сущностный момент выражения времени в искусстве: возникновение, «пробуждение» эмоционального отношения зрителя к тем моментам и модусам времени, через которые передаются базовые культурные смыслы;

- проведено различие между сущностью и характерными признаками художественного времени, исходя из его апофатического и катафатического определений;

- выделена инструментальная роль художественного времени в репрезентации ценностно-смысловой сферы культуры;

- определен критерий развития искусства, заключающийся в степени соответствия искусства «духу времени»;

- зафиксированы следующие изменения темпоральных размерностей человеческого бытия в- современной культуре, выраженные в искусстве: ускорение, ведущее к обесцениванию времени, но, одновременно, возрастание его ценности; утрата и, одновременно, напряженный поиск смысложизненных ориентиров, «привязанных» к определенному модусу времени; увеличение ценностной значимости настоящего момента повседневности.

Тезисы, выносимые на защиту:

1 .Темпоральность культуры не тождественна социальному времени, т.е. хронологически измеряемой длительности социальных процессов. Сущность темпоральности культуры состоит в сопряжении, согласовании темпоральных характеристик предметных результатов человеческой деятельности и незримых, чувственно невоспринимаемых трансформаций духовных оснований культуры. Темпоральность культуры выражает диалектику и взаимообусловленность изменений предметно-вещественного и идеального, объективно-социального и духовного, связанного, с целеполаганием и интерпретацией культурно-историческим субъектом смысла происходящих процессов.

Темпоральность культуры как культурная форма, «рисунок» прерывов непрерывного культурного континуума проявляет себя с наибольшей очевидностью в переломные моменты истории, когда достигнуты пределы, границы конкретной культуры или стадии ее развития.

2.Образ времени (как и любой другой образ) первоначально воспроизводит в чувственно-конкретной форме тип отношений индивида и целого внутри данной социокультурной целостности. Интуитивное постижение времени возникает тогда, когда человек начинает различать, отличать один предмет от другого, а также начало и конец какого-либо конкретного процесса.

Второй важнейший момент в генезисе образа времени - это удержание, приостанавливание преходящего мгновения жизни и придание ему абсолютной ценности, и тем самым — отнесение его к вечности, что происходит на стадии «преанимизма».

Третий момент в возникновении образа времени определяется ходом хозяйственной жизни, связанной с периодическими усилиями, ритмическими трансформациями, циклическими изменениями, ассоциирующимися с природными явлениями.

3. Данные моменты генезиса представлений о времени закрепляются в сфере искусства, которое превращает эмоционально-образное впечатление одного человека в абсолютную ценность для всех. В связи с этим ключевым моментом выражения времени в искусстве выступает переживание отдельного момента времени (или совокупности моментов) как явления уникального, а затем и абсолютно ценного, а в своем пределе - сакрального, трансцендентного.

Художественное время и образы времени, создаваемые в искусстве, выражают ассоциации и опыт переживания длительностей и их прерывов, закрепленные в сознании художника, а затем опредмеченные в произведении искусства. Эти образы переинтерпретируются в ходе восприятия их зрителями

4. Художественное время, как особая форма существования художественной реальности, не сводится к сюжетному времени. Для выявления сущности художественного времени прежде всего необходимо дать его апофатическое определение, т.е. выделить те моменты, которые выражают не его сущность, а лишь внешние характеристики. К ним относятся: время автора (т.е. его положение на временной шкале описываемых событий), время исполнителя (количество времени, необходимое для исполнения произведения), время зрителя (т.е. то количество времени, которое затратит зритель, читатель, слушатель на восприятие данного произведения искусства), личная ориентация художника на тот или иной модус времени (поскольку она может выступать лишь художественным приемом), интерпретация времени художественного произведения зрителем. Все выделенные моменты, несомненно, важны, однако не они по отдельности или в сумме составляют сущность художественного времени.

Сущностью художественного времени выступает не точность воспроизведения (не копирование) хронологии и длительности описываемых событий, а конструирование такого строения темпоральных мгновений, их длительности, ритмики, последовательности, через которую выражается ценностно-смысловое отношение художника к модусам времени, направлению и течению времени.

5. Подчинение темы времени проблеме вечности в средневековой культуре нашло свое отражение в искусстве. Произведения средневекового искусства предполагали внутреннее духовное постижение смысла, не воплотимого до конца в чувственных образах. Зритель не столько стоял перед произведением, созданным другим человеком, сколько предстоял перед знаком божественного откровения. Произведения средневекового искусства выражали прежде всего не время, но божественную вечность или, в отдельных случаях, конец человеческого времени, наступающий в момент Страшного суда. Напротив, произведения эпохи Возрождения можно рассматривать как структурно-временные модели земного мира, который можно постоянно улучшать. В художественной культуре Нового времени вновь возникает интерес к вечности, на фоне которой разворачиваются события человеческой жизни, осознаваемые как краткие и преходящие. Основной доминантой художественного времени новоевропейского искусства выступает осознание самоценности настоящего и, одновременно, его мимолетности, неотвратимости конца.

6. Смысл культуры как культурная форма «стягивает» социальные факты в некоторое единство, выступая контрапунктом, латентной «темой», сопровождающей явные, проговариваемые, рефлексируемые темы. Если понимать смысл как форму, организующую содержание на данный момент бытия, то он не имеет временного измерения. Однако если смысл рассматривать в качестве совокупности культурных универсалий, возникающих, трансформирующихся и переинтерпретируемых в ходе исторического становления и развития общества в результате «кристаллизации» типологических ситуаций человеческого опыта, то смысл фиксируется в своей динамике, т.е. как процесс, длящийся во времени.

Любая ценностная система есть совокупность ценностей, отражающая и репрезентирующая определенное состояние социокультурной реальности: прошлое, настоящее или будущее. Ориентация конкретно-исторического субъекта на ту или иную ценностную систему связана с ориентацией на определенный модус времени. Именно поэтому художественное время выполняет инструментальную роль в репрезентации ценностно-смысловой сферы культуры.

Ориентация автора, героя и зрителя на тот или иной модус времени есть выражение оценки соответствующих моментов истории. «Заражение» зрителя или возбуждение в нем интереса к тому или иному модусу времени как носителю определенного ценностного содержания - вот главная функция художественного времени.

7. Трансформации и развитие архитектуры следует рассматривать как взаимосогласованный процесс духовно-практической проектной деятельности архитектора и других факторов, детерминирующих образ будущего сооружения: архетипы коллективного бессознательного, мифологические сюжеты, неосознанные ассоциации, рационально поставленные цели, достигнутый уровень технологий и качество строительных материалов, наконец, ценности культуры. Ценностная координата выступает важнейшим измерительным эталоном архитектурного творчества. Отделить её от архитектуры можно лишь условно, поскольку любой человек, занятый созидательной деятельностью, с необходимостью воссоздаёт определённую систему ценностей.

Важнейшим критерием развития архитектуры выступает степень соответствия произведения архитектуры «духу времени». «Дух времени» это те установки, идеи, настроения, ценности, которые придают прескриптивный импульс складывающимся в данный конкретно-исторический момент жизненным практикам. Последние, в свою очередь, получают свою легитимацию в них. Это касается и произведений архитектуры, каждое новое состояние которой (стиль, форма, направление и т.д.) есть ответ на определенное общественное настроение. В этом обращении к сфере смыслов, в степени адекватности выражения смысла, т.е. в соотнесении с «духом времени» и состоит важнейший критерий развития архитектуры.

8. Необходимо выделить три тенденции в изменениях темпоральных размерностей человеческого бытия в современной культуре, выраженные в искусстве: ускорение времени, утрата и напряженный поиск смысложизненных ориентиров, обостренный интерес к настоящему моменту повседневности.

В начале XX в. искусство зафиксировало ускорение темпов человеческой жизни и возрастание ценности времени, которое, однако, превратилось в свою противоположность: скорость уничтожает время. Искусство XX в. не столько выражает настроение ностальгии по утраченному времени, сколько надежду на обретение нового времени.

Широко применяемый в современном искусстве постмодернистский прием цитирования известных, легко узнаваемых классических произведений, их интерпретация и реинтерпретация, манипулирование временными модусами свидетельствует о настойчивых попытках по-новому понять прошлое, осветив его «обратным светом» настоящего, вступить с ним в диалог, найти утраченный смысл существования.

Научно-практическая значимость исследования.

Результаты диссертационной работы позволяют углубить теоретические представления в области теории и истории культуры, искусствоведения, социальной философии, связанные с проблемами художественного времени, рассмотренными под углом зрения выражения динамики ценностно-смысловой сферы культуры в искусстве.

Полученные результаты можно использовать в преподавании общих и специальных курсов по культурологии, истории искусства и философии. Они имеют значение для работников культуры и искусствоведов.

Апробация работы. Основные положения диссертационного исследования отражены в 5-ти публикациях общим объемом 1,9 п.л. и выносились на обсуждение на 2-х конференциях: V Российском философском конгрессе (Новосибирск, 2009) и международной научно-практической конференции «Градостроительство. Архитектура. Искусство и дизайн» (ИАрхИ ЮФУ, 6-9 окт. 2009 г.).

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, включающих семь параграфов, заключения и списка литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Лихушина, Марина Владимировна

Заключение

В основе художественной культуры любого народа лежат некие глубинные эстетические законы и принципы, которые с оптимальной полнотой выражаются в искусстве. Искусство выступает одной из наиболее значимых сфер культуры благодаря силе воздействия на духовную жизнь людей. В любом художественном произведении наличествуют, по меньшей мере, два уровня: чувственно-воспринимаемый и идеальный. Это обстоятельство делает изучение искусства вообще и художественного времени, в частности, достаточно трудным. Тем более, что на всем протяжении своего существования искусство «захватывало» все новые и новые «предметные территории», расширяло свои тематические и временные границы, параллельно совершенствуя и усложняя свой собственный аппарат (появлялись новые жанры, виды, формы, проекты конструирования и продуцирования и пр.). В конце XIX в. началась «тотальная эстетизация», внедрение художественности во все сферы жизни, которая, однако не руководствовалась императивом «В человеке все должно быть прекрасно». Утрата смысложизненных ориентиров не могла не сказаться и на искусстве. Однако печально, что само искусство (в лице отдельных его представителей) оказалось в авангарде разрушения этого императива. Повторяем: не все искусство усиливало тенденцию утраты смыслов. Так, В.В.Бычков пишет о «теургической эстетике» первой трети XX века, поддерживающей креативный потенциал философии положительного всеединства и софийно-теургического творчества, преображения мира на новых эстетических

187 принципах, выхода искусства за пределы искусства в жизнь . Но выход искусства в жизнь оказался разным. И если теургическая эстетика как бы заново открыла значение эстетических ценностей — красоты, прекрасного, возвышенного, искусства в его сущностных основах и иконы как высшего достижения искусства, всего того, что является стимулом и посредником на

1 an

См.: Бычков В.В. Русская теургическая эстетика. — М.: Ладомир, 2007. пути восхождения от обыденной земной жизни к полноте бытия, от временности к вечности, то этому влиянию противостояло и противодействовало нарождающееся «современное» искусство. Оно (мы имеем в виду современные художественные практики: реди-мейд, коллаж, арт-объекты, инсталляции), «задействуя» исторический потенциал обыденных вещей, т.е. «прошлое» обыденных объектов, переносит их в «настоящее», где все времена смешиваются, но ни одно из них не возвышает.

Конечно, в одной работе невозможно охватить все богатство и разнообразие тем и мотивов, связанных с проблемой времени. Так, например, специальные исследования должны быть посвящены творчеству великих представителей искусства XX в., в чьих произведениях тема времени является одной из важнейших - Т.Манну, Дж.Джойсу, Ф.Кафке, Х.Л.Борхесу, Г.Маркесу. Все они так или иначе рисовали не линейный, а многомерный, «ветвящийся» образ времени; большое внимание уделяли переживанию времени, времени как внутреннему феномену сознания; использовали мифологические сюжеты для актуализации циклической модели времени; развивали тему эсхатологического времени. Нам же важно было сконцентрировать внимание на проблеме темпоральности культуры в целом, которая складывается из мгновений и их прерывов, которые не являются одинаковыми, а выступают носителями ценностно-смыслового строя культуры. И ярче всего эта связь прослеживается посредством ориентации на тот или иной модус времени.

Мы показали, что образы времени, создаваемые в искусстве, выражают ассоциации и опыт переживания длительностей и их прерывов, закрепленные в сознании художника. Эти образы переинтерпретируются в ходе восприятия их зрителями. Принципиально важно, что сущностью художественного времени выступает не точность воспроизведения (не копирование) хронологии и длительности описываемых событий, а выражение, конструирование, воссоздание соприкосновения художественных временных планов с реальностью, с реальным социокультурным временем. Это соприкосновение может произойти лишь на основе постижение смысла.

Нами было прослежено изменение отношения к проблеме времени в европейской культуре и отражение этого изменения в искусстве: оно происходило как перемещение интереса от соотношения вечности и «мирового времени» к человеческому времени. В современном искусстве эта тенденция обращения к человеческому времени еще более усилилась благодаря ориентации на идею уникальности, неповторимости здесь-и-сейчас. Одновременно возросла надежда на обретение нового времени. Сочетание надежды на новое время и произвольное «смешение» времен является парадоксальным, однако объяснимым фактом в условиях полистилизма и аномии. Однако искусство все еще продолжает искать смыслы человеческой жизни. Оно как бы повторяет пророческие слова Апокалипсиса: «Небо свернется, как свиток, и времени больше не будет», но «будет новое небо и новое солнце». Таким образом, искусство предощущает не только безвременье, но и новое время.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Лихушина, Марина Владимировна, 2010 год

1. Августин, Аврелий. Исповедь Текст. / Августин Аврелий. Исповедь; Абеляр П. История моих бедствий / Перю с лат. - М.: Республика, 1992. С.8-258.

2. Аверинцев, С.С. Поэтика ранневизантийской литературы Текст. /С.С.Аверинцев. М.: Главная редакция восточной литературы изд-ва «Наука», 1977. - 320 с.

3. Аквинский, Фома. Сумма теологии (отрывки) Текст. / Фома Аквинский//Антология мировой философии в 4-х тт. Т.1. 4.2. М.: Мысль, 1969.

4. Аквинский, Фома. Сумма против язычников Текст. / Фома Аквинский. Пер. с лат. Кн.1. Долгопрудный: Вестком, 2000. - 463 с.

5. Альберти, Л.Б. Три книги о живописи Текст. / Л.Б.Альберти // Десять книг о зодчестве. Т.1. М.: Изд-во Всес. Акад. Архитектуры, 1935. — 392 с.

6. Андреев, Д.Л. Роза мира Текст. /Д.Андреев. М.: Товарищество «Клышников-Комаров и К°», 1992. - 282 с.

7. Аристотель. Физика Текст. /Аристотель. Соч. в 4-х тт. Т.З. М.: Мысль, 1981.-613 с.

8. Арсланов, В.Г. История западного искусствознания XX века Текст. /. — М.: Академический Проект, 2003. — 768 с.

9. Балли, Ш. Язык и жизнь Текст. / Ш.Балли. М.: Едиториал УРСС, 2003.- 232 с.

10. Ю.Бахтин, М.М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике Текст. /М.М. Бахтин // Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. М.: Художественная литература, 1975. С.234-407.

11. П.Бергсон, А. Длительность и одновременность Текст. /А.Бергсон. М.: Добросвет, КДУ, 2006. - 160 с.

12. Борхес, X.JI. История вечности Текст. /Х.Л.Борхес//Соч. в 3-х т. Пер. с исп. -М.: Полярис, 1994. T.l. С.161-178.

13. З.Борхес, Х.Л. Циклическое время Текст. /Х.Л.Борхес//Соч. в 3-х т. Пер. с исп.-М.: Полярис, 1994. T.l. С.193-196.

14. Борхес, Х.Л. Сокровенное чудо /Пер. с англ и исп. Текст. /Х.Л.Борхес. СПб.: Азбука-классика, 2004. — 576 с.

15. Бранский, В.П. Искусство и философия: Роль философии в формировании и восприятии художественного произведения напримере истории живописи Текст. /В.П.Бранский. Калининград: Янтарный сказ, 2000. - 704 с.

16. Брентано, К. Различные чувства, испытываемые перед морским пейзажем Фридриха Текст. / К.Брентано //Эстетика немецких романтиков. -М.: Искусство, 1987. С.358-364.

17. Бычков, В.В. Русская теургическая эстетика Текст. / В.В.Бычков. М.: Ладомир, 2007.

18. Бюхер, К. Работа и ритм. Рабочие песни, их происхождение и экономическое значение Текст. /К.Бюхер. М., 1923.

19. Вала, Лоренцо. О наслаждении Текст. /Л.Вала //Антология мировой философии. Т.2. М.: Мысль, 1970. С.77-85.

20. Василюк, Ф.Е. Психология переживания Текст. /Ф.Е.Василюк. М., 1984.

21. Вебер, М. Предварительные замечания Текст. / М.Вебер// Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. С.44-59.

22. Вебер, М. Протестантская этика и дух капитализма Текст. / М.Вебер //Избранные произведения. -М.: Прогресс, 1990. С.61-272.

23. Веселовский, А.Н. Историческая поэтика Текст. /А.Н.Веселовский. -Л., 1940.

24. Виндельбанд, В. Философия в немецкой духовной жизни ХЕХ столетия/ В. Виндельбанд. Избранное: Дух и история Текст. / В. Виндельбанд. -М.: Юрист, 1995. С.294-363.

25. Виноградов, В. Стиль «Пиковой дамы» Текст. / В.Виноградов //Пушкинский временник. Т.2. M.-JL, 1936.

26. Виппер, Б.Р. Проблема времени в изобразительном искусстве Текст. /Б.Р.Виппер // 50 лет ГМИИ им Пушкина. М., 1962.

27. Виппер, Б.Р. Итальянский Ренессанс XI1I-XVI века: Курс лекций по истории изобразительного искусства и архитектуры: В 2 тт. Текст. / Б.Р.Виппер; [Институт истории искусств]. Т.2. — М.: Искусство, 1977. - 243 с.

28. Выготский, JI.C. Мышление и речь Текст. /Л.С. Выготский. Изд.5, испр. М.: Лабиринт, 1999. - 352 с.

29. Гачев, Г. Жизнь художественного сознания. Очерки по истории образа. 4.1. Текст. / Г.Гачев. М.: Изд-во «Искусство», 1972. - 200с.

30. Гачев, Г. Наука и национальные культуры Текст. / Г.Гачев. Ростов н/Д.: Изд-во Рост, ун-та, 1992. - 318 с.

31. Головко, К.В. Жак Рансьер. Эстетика повседневности как политическая ставка современного искусства Текст. / К.В.Головко // Вопросы философии. 2009. 12. С.139-143.

32. Голосовкер, Я.Э. Имагинативная эстетика Текст. / /Я.Э.Голосовкер; публ. Н.В.Брагинской // Символ. Париж, 1993. - № 29. С.73-128.

33. Голосовкер, Я.Э. Логика мифа Текст. /Я.Э.Голосовкер. М.: Наука, 1987.-208 с.

34. Гулыга, А.В. Эстетика в свете аксиологии Текст. / А.В.Гулыга. СПб.: Алетейя, 2000. - 447 с.

35. Гуревич, А.Я. Категории средневековой культуры Текст. / А.Я.Гуревич. М.: Изд-во «Искусство», 1972. - 318 с.

36. Гуссерль, Э. Собрание сочинений. Т.1. Феноменология внутреннего сознания времени Текст. /Э.Гуссерль. М.: Изд-во «Гнозис», 1994. -192 с.

37. Гюйо, М. Происхождение идеи времени. Мораль Эпикура и ее связь с современными учениями Текст. / М.Гюйо. — СПб.: Народная польза, 1899.-372 с.

38. Данилова, И.Е. О категории времени в живописи средних веков и Раннего Возрождения Текст. / И.Е. Данилова //Из истории культуры средних веков и Возрождения. — М.: Наука, 1976. С.157-174.

39. Данилова, И.Е. «Исполнилась полнота времен.» Текст. / И.Е. Данилова // «Исполнилась полнота времен.»: Сборник статей. — М.: РГГУ, 2004. 589 с.

40. Делез, Ж. Логика смысла Текст. /Ж.Делез. М.: Издат центр «Академия», 1995. -298 с.

41. Делез, Ж. Марсель Пруст и знаки. Статьи Текст. /Ж.Делез. — СПб.: Алетейя, 1999.- 190 с.

42. Днепров В.Д. Идеи времени и формы времени Текст. /В.Д.Днепров. -Л.: Советский писатель, 1980. — 598 с.

43. Дондоков, Б.Б.-Д. Философские основания музыки: Дисс. . канд. филос. наук: 09.00.01.-М., 1998,- 123 с.

44. Дэвидсон, Д. События вечные против событий преходящих Текст. / Д. Дэвидсон // Логос. 2004. № 5 (44). С.45-58.

45. Жегин, Л.Ф. «Иконные горки»; Пространственно-временное единство живописного произведения Текст. /Л.Ф.Жегин/ЛГруды по знаковым системам, 2. Ученые записки Тартуского государственного университета. Вып.181. Тарту, 1965. — С.231-247.

46. Жегин, Л.Ф. Материальность, пространство и время в древней живописи Текст. / Л.Ф.Жегин //Язык живописного произведения. М., 1970.

47. Зиммель, Г. Проблема исторического времени Текст. / Зиммель Г. //Избранное. Т.1. Философия культуры. М.: Юрист, 1996. - С.517-529.

48. Иконникова, С.Н. Культура и время Текст. /С.Н.Иконникова //Теория культуры. СПб.: Питер, 2008. С.451-461

49. Каган, М.С. Лекции по марксистско-ленинской эстетике Текст. / М.С.Каган. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1971. - 766 с.

50. Каган, М.С. Введение в историю мировой культуры Текст. /М.С.Каган. Кн.2. СПб.: Петрополис, 2003.

51. Камю, А. Посторонний Текст. / А.Камю// Избранные произведения. -М.: Панорама, 1993. С.5-81.

52. Карраско, Д. Религии Мезоамерики Текст. / Д.Карраско //Религиозные традиции мира. В 2-х тт. T.l. М.: КРОН-ПРЕСС, 1996. С. 106-243.

53. Кастельс, М. Могущество самобытности Текст. /М.Кастельс // Новая постиндустриальная волна на Западе: Антология. М., 1999.

54. Кастельс, М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура Текст. /М.Кастельс. М.: ГУ ВШЭ, 2000. - 608 с.

55. Керимов, Т.Х. Поэтика времени Текст. /Т.Х.Керимов. М.: Академический Проект, 2005. - 192 с.

56. Кнабе, Г.С. Материалы к лекциям по общей теории культуры и культуре античного Рима Текст. / Г.С.Кнабе. М.: Изд-во «Индрик», 1994.-528 с.

57. Кон-Винер, Э. История стилей изобразительных искусств Текст. /Э.Кон-Винер. М.: Сварог и К°, 1998. - 224 с.

58. Краткая литературная энциклопедия Текст. Т.9. М., 1978.

59. Крёбер, A.JT. Конфигурации культурного роста Текст. /А.Л.Крёбер // Избранное: Природа культуры. М.: РОССПЭН, 2004. - С.7-800.

60. Крёбер, А.Л. Стиль и цивилизации Текст. /А.Л.Крёбер // Избранное: Природа культуры . М.: РОССПЭН, 2004. С.803-976.

61. Кузнецова, Т.Ф. Культура и время Текст. /Т.Ф.Кузнецова //Фундаментальные проблемы культурологии.: В 4-т Т.1: Теория культуры /отв. ред. Д.Л.Спивак. СПб.: Алетейя, 2008. С.304-307.

62. Куликова, И.С. Сюрреализм в искусстве Текст. / И.С. Куликова. М.: Наука, 1970.-174 с.

63. Куликова, И.С. Экспрессионизм в искусстве Текст. /И.С. Куликова. -М.: Наука, 1978.- 183 с.

64. Куликова, И.С. Философия и искусство модернизма Текст. /И.С. Куликова. 2-е изд., доп. — М.: Политиздат, 1980. - 272 с.71 .Культурология. Кредитно-модульный вариант Текст. / Г.В.Драч [и др.] СПб.: Питер, 2010.-384 с.

65. Лазарев, А.Г. Культурное пространство и механизмы формообразования региональной культуры Текст. /А.Г.Лазарев. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора филос. наук: 24.00.01. Ростов н/Дону, 2005. 59 с.

66. Лазарев, А.Г. Социокультурная природа архитектурных формообразований в регионе: географический детерминизм и культурная диффузия Текст. / А.Г.Лазарев. Ростов-на-Дону: Терра, 2005. - 164 с.

67. Леонардо да Винчи. Избранное Текст. / Леонардо да Винчи. М., 1962.

68. Леонардо да Винчи. Суждения Текст. /Л. да Винчи. М.: ЭКСМО, 2005.-416 с.

69. Леонтьев, Д.А. Психология смысла. Природа, структура и динамика смысловой реальности Текст. /Д.А.Леонтьев. М.: Смысл, 1999. - 488 с.

70. Лессинг, Г.Э.Лаокоон, или о границах живописи и поэзии Текст. /Г.Э.Лессинг. М.: Государственное изд-во Художественной литературы, 1957. - 520 с.

71. Лихачев, Д.С. Поэтика древнерусской литературы Текст. / Д.С.Лихачев. 3-е изд. - М.: Наука, 1979. - 360 с.

72. Лолаев, Т.П. О "механизме" течения времени Текст. /Т.П. Лолаев //Вопросы философии. 1996. N1.

73. Лосев, А.Ф. Музыка как предмет логики Текст. /А.Ф.Лосев.- М., 1927.

74. Лосев, А.Ф. Диалектика мифа Текст. /А.Ф.Лосев //Философия. Мифология. Культура: Сб. науч. трудов. -М., 1991.

75. Лосев, А.Ф. Строение художественного мироощущения Текст. /А.Ф.Лосев // Начала. Религиозно-философский журнал. 1993. - № 2. -С.8-31.

76. Лукач, Д. Своеобразие эстетического Текст. /Д.Лукач. Т.З. М.: Прогресс, 1986.-303 с.

77. Луман, Н. Введение в системную теорию Текст. / Н.Луман. М.: Изд-во «Логос», 2007. - 360 с.

78. Любинская, JI.H. Философские проблемы времени в контексте междисциплинарных исследований Текст. /JI.H. Любинская, С.В. Лепилин. М.: Прогресс-Традиция, 2002. - 304 с.

79. Малевич, К. Черный квадрат Текст. / К.Малевич. СПб.: Издат. Дом «Азбука-классика», 2008. - 288 с.

80. Малиновский, Б. Динамика культурных изменений Текст. / Б.Малиновский // Б.Малиновский. Избранное: Динамика культуры. — М.: РОССПЭН, 2004. С.7-208.

81. Манхейм, К. Идеология и утопия Текст. /К. Манхейм //Диагноз нашего времени. М.: Юрист, 1994. — С.7-276.

82. Маркес, Г.Г. Сто лет одиночества Текст. / Г.Г.Маркес //Полковнику никто не пишет: Повесть; Сто лет одиночества: Роман. М.: Художественная литература, 1986. С.57-410.

83. Маркс, К. Экономические рукописи 1857-1859 годов Текст. /К.Маркс // Маркс К. Энгельс Ф. Соч. 2-е изд.- Т.46. Ч. 1,2.

84. Марсель, Г. Человек праведный Текст. / Г.-О.Марсель// Пьесы. — М.: Изд-во гуманитарной литературы, 2002.

85. Молчанов, В.И. Время и сознание. Критика феноменологической философии Текст. / В.И.Молчанов. -М.: Высшая школа, 1988. 144 с.

86. Молчанов, Ю.Б. Четыре концепции времени в философии и физике Текст. / Ю.Б.Молчанов. М.: Изд-во «наука», 1977. - 192 с.

87. Морозов, Д.В. Художественное время и пространство в русскоязычных романах В.Набокова 1920-1930 годов: дисс. . канд. филол. н.: 10.01.01. Кострома, 2007.

88. Мукаржовский, Я. Исследования по эстетике и теории искусства Текст. / Я. Мукаржовский: Пер. с чешек. -М.: Искусство, 1994.

89. Мутер, Р. История живописи в XIX в. Текст. / Р.Мутер. В 3-х т. Т.2 -Спб.: Издание товарищества «Знание», 1899-1901. 484 с.

90. Назайкинский, Е.В. Логика музыкальной композиции Текст. /Е.В. Назайкинский. М., 1982.

91. Называть вещи своими именами: Прогр. выступления мастеров запад.-европ. литературы XX в. Текст. / Сост., предисл., общ. ред Л.Г.Андреева. М.: Прогресс, 1986. - 640 с.

92. Налимов, В.В. Вероятностная Модель Языка: О соотношении естественных и искусственных языков Текст. / В.В.Налимов. Томск-М.: Водолей Publishers, 2003. - 368 с.

93. Никонов, Ю.В. Нелокальность во времени в прозе Милорада Павича Текст. / Ю.В. Никонов // Время и человек (Человек в пространстве концептуальных времен): сб. научных трудов /Под науч. ред. В.С.Чуракова. Новочеркасск: «НОК», 2008. С.86-94.

94. Овермайер, Д.Л. Религии Китая Текст. / Д.Л. Овермайер //Религиозные традиции мира. В 2-х тт. Т.2. М.: КРОН-ПРЕСС, 1996. С.396-490.

95. Орланди, П.Э. К вопросу о методе и объекте анализа дискурса Текст. / П.Э. Орланди //Квадратура смысла. М., 1999.

96. Павич М. Хазарский словарь. — СПб.: «Азбука», 2001. — 382 с.

97. Панофский, Э. Иконография и иконология: введение в изучение искусства ренессанса Текст. /Э. Панофский //Смысл и толкование изобразительного искусства. Санкт-Петербург, 1999.

98. Панофский, Э. Готическая архитектура и схоластика Текст. /. Санкт-Петербург, 2004.

99. Пантиелев, Г. Серийный метод композиции в современной опере ФРГ («Солдаы» Б.А.Циммермана и «Лир» А.Раймана) Текст. /Г.Пантиелев //Проблемы музыкального искусства немецкоязычных стран: Сб. -М.: МГК, 1990.

100. Перрюшо, А. Жизнь Сезанна Текст. /А.Перрюшо. М., 1991.

101. Пригожин, И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой Текст. /И.Пригожин, И.Стенгерс /Пер. с англ. М.: КомКнига, 2005. - 296 с.

102. Пригожин, И. Время, хаос, квант. К решению парадокса времени Текст. /И.Пригожин, И.Стенгерс /Пер с англ. М.: Едиториал УРСС, 2003.-240 с.

103. Пруст, М. В поисках утраченного времени Текст. / Марсель Пруст. М.: НФ «Пушкинская библиотека», ACT: АСТЬ МОСКВА, 2007. - 923 с.

104. Раппопорт, С.Х. Неизобразительные формы в декоративном искусстве Текст. / С.Х.Раппопорт; М.: Советский художник, 1998. -271 с.

105. Раппопорт, С.Х. Эстетическое творчество и мир вещей Текст. / С.Х.Раппопорт. М.: Знание, 1987. - 63 с.

106. Рассел, Б. О восприятии времени Текст. /Б.Рассел //Логос. 2004. - № 5 (44). С.29-45.

107. Рикёр, П. Время и рассказ. Т.1. Интрига и исторический рассказ Текст. / П.Рикёр. -М.; СПб.: Университетская книга, 1998. 313 с.

108. Руднев, В.П. Словарь культуры XX века Текст. / В.П.Руднев. — М.: Аграф, 1997.-384 с.

109. Савельева, И.М. История и время. В поисках утраченного Текст. / И.М.Савельева, А.В.Полетаев. М.: Языки русской культуры, 1997. -800 с.

110. Савенко, С. Проблема индивидуального стиля в музыке поставангарда Текст. / С.Савенко // Кризис буржуазной культуры и музыка: Сб. Вып. 5. Л.: Музыка, 1983.

111. Сартр, Ж.-П. Тошнота: Избранные произведения Текст. / Ж.П.Сартр / Пер. с фр. В. П. Гайдамака; вступ. ст. С. Н. Зенкина. М.: Республика, 1994.

112. Соколов, Е.Г. Искусство в системе культуры Текст. / Е.Г.Соколов //Введение в культурологию Курс лекций /Под ред. Ю.Н.Солонина, Е.Г.Соколова. — СПб., 2003.

113. Соколов, М.Н. Бытовые образы в западноевропейской живописи XV-XVII веков. Реальность и символика Текст. / М.Н.Соколов. М.: Изобразительное искусство, 1994. — 282 с.

114. Степанов, Ю.С. В мире семиотики Текст. /Ю.С.Степанов //Семиотика: антология. Изд-е 2-е. — М.: Деловая книга, 2002.

115. Стравинский И.Ф. Диалоги Текст. / И.Ф.Стравинский. — М., 1971.

116. Теория культуры: Уч. пособие Текст. /Под ред. С.Н.Иконниковой, В.П.Большакова. СПб.: Питер, 2008. - 592 с.

117. Тоффлер, О. Предисловие Текст. /О.Тоффлер //Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М., 1986.

118. Трещев, В. Экзистенциализм: репрезентация в художественной культуре Франции и Германии 1900-1970 гг. Текст. / В.В.Трещев. -СПб.: Алетейя, 2008. 154 с.

119. Трубачев, С. Музыкальный мир П.А.Флоренского Текст. / С.Трубачев//Советская музыка. 1988. - № 9.

120. Трубников, Н.Н. Время человеческого бытия Текст. / Н.Н.Трубников. М.: Наука, 1987.-256 с.

121. Турчин, B.C. «Новая вещественность» искусство потерянного поколения Текст. / В.С.Турчин //Советское искусствознание. Вып.26. — М.: Советский художник, 1990.

122. Флоренский, П.А. Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительных произведениях Текст. / П.А.Флоренский. -М.: Издат. группа «Прогресс», 1993. 324 с.

123. Флоренский, П.А. Обратная перспектива Текст. /П.А. Флоренский // У водоразделов мысли. Т.2. М.: Изд-во «Правда», 1990. С. 43-101.

124. Флоренский, П.А. Иконостас Текст. /П.А. Флоренский // Соч. в 4-х томах. Т.2. М.: Мысль, 1996. - С.419-526.

125. Флоренский, П.А. У водоразделов мысли Текст. /П.А. Флоренский // Соч. в 4-х томах. Т.З (1). М.: Мысль, 2000. - 622 с.

126. Фролов, Б.А. Происхождение календаря Текст. / Б.А.Фролов // Календарь в культуре народов мира. Сборник статей. М.: Наука, издат. фирма «Восточная литература», 1993. С.7-37.

127. Хайдеггер, М. Время картины мира Текст. / М. Хайдеггер//Время и бытие. М.: Изд-во «Республика», 1993. - С.41-62.

128. Хайдеггер, М. Бытие и время Текст. /. М.: Ad Marginem, 1997. -452 с.

129. Холопов, Ю.Н. Русская философия музыки и труды А.Ф.Лосева Текст. /Ю.Н.Холопов //Вопросы классической филологии. Вып. XI. -М.: МГУ, 1996. С.240-248.

130. Хоружая, С.В. Смысловая сфера культуры: модусы кризисного развития Текст. /С.В.Хоружая /Дисс. на соиск. уч. степ, доктора филос. наук. 24.00.01. Ростов н/Д., 2008.

131. Хоружая, С.В. Смысловая динамика культуры в кризисном обществе. Текст. /С.В.Хоружая. Краснодар, 2008. - 118 с.

132. Цейтлин, А.Г. Время в романах Достоевского Текст. /А.Г.Цейтлин //Русский язык в средней школе. 1927. № 5.

133. Чередниченко, Т.В. Музыка в истории культуры Текст. / Т.В.Чередниченко. Т.2. Долгопрудный: Аллегро-пресс, 1994.

134. Чураков, B.C. Темпоральный аспект в трансгуманизме Текст. / В.С.Чураков//Культура и время. Время в культуре. Культура времени /Под ред. В.С.Чуракова. Шахты: Изд-во ЮРГУЭС, 2007. С.148-157.

135. Шеллинг, Ф.В.И. Философия искусства Текст. / Ф.В.И.Шеллинг. М.: Мысль, 1966. - 496 с.

136. Шнитке, А.Г. Беседы, выступления, статьи Текст. /А.Г.Шнитке /Сост. А.В.Ивашкин. М.: РИК «Культура», 1994. - 302 с.

137. Шпенглер, О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории Текст. /О.Шпенглер. ТЛ.Гештальт и действительность / Пер. с нем. М.: Мысль, 1993. - 663 с.

138. Штомпель, JI.A. Лики времени Текст. / Л.А.Штомпель. Ростов-на-Дону; Санкт-Петербург: «Компьютериконъ-АРИТА», 1997. -201 с.

139. Штомпель, Л. А. Время как код культуры Текст. / Л.А.Штомпель//Фундаментальные проблемы культурологии: В 4 т. Т.1: Теория культуры. — СПб.: Алетейя, 2008. С.308-315.

140. Шюц, А. Совместное сотворение музыки Текст. / Щюц А.// Избранное: Мир, светящийся смыслом. М.: РОССПЭН, 2004. С.573-594.

141. Шюц, А. Моцарт и философы Текст. / Шюц А. // Избранное: Мир, светящийся смыслом. М.: РОССПЭН, 2004. С. 59-615.

142. Шюц, А. Смысловое строение социального мира Текст. / А.Шюц //Избранное: Мир, светящийся смыслом. М.: РОССПЭН, 2004. с.687-1022.

143. Юнг, К.Г. Феномен духа в искусстве и науке Текст. / К.Г.Юнг // Собрание сочинений: в 19 т. Т.15. — М.: Ренессанс, 1992. 320 с.

144. Юнг, К.Г. Синхронистичность. Сборник Текст. /К.Г.Юнг. М.: Рефл-бук, К.: Ваклер, 1997. - 320 с.

145. Яковлев, В.П. Социальное время Текст. / В.П.Яковлев. — Ростов н/Д.: Изд-во Рост, ун-та, 1980. 158 с.

146. Ярская, В.Н. Время в эволюции культуры: Философские очерки Текст. / В.Н.Ярская /Под ред. А.Г.Спиркина. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1989.-152 с.

147. Brose H.-G. An Introduction towards a Culture of Non-Simultaneity? //Time and Society. L., 2004. Vol. 13. № 1.

148. Grodecki L. Architecture Gothique / L.Grodecki // Paris, 1992.

149. Simson Otto von. The gothic cathedral. Origins of Gothic architecture and the medieval concept of order / Otto von Simson// Londres, 1988.

150. Sorokin P. Sociocultural Causality, Space, Time: A Stady of Referential Principles of Sociology and Social Sciences. N.Y.: Russel & Russel, 1964.

151. Sorokin P.A., Merton R.K. Social Time: A Methodological and Functional Analysis//The American Journal of Sociology. 1937. V.42. - № 5. P.615-629.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.