Художественные поиски В.И. Федорова в контексте развития русской литературы 1950-1990-х годов тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат филологических наук Каверина, Лариса Викторовна

  • Каверина, Лариса Викторовна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2004, Белгород
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 199
Каверина, Лариса Викторовна. Художественные поиски В.И. Федорова в контексте развития русской литературы 1950-1990-х годов: дис. кандидат филологических наук: 10.01.01 - Русская литература. Белгород. 2004. 199 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Каверина, Лариса Викторовна

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. Вл.Федоров на путях литературного становления

1.1 Основные этапы жизни и творчества

1.2 В поисках новых жанров: драматургия, песенная лирика, литературная критика

ГЛАВА 2. Творческие искания и эксперименты в поэзии 47 Вл.Федорова и его современников

2.1 Вл. Федоров как представитель фронтового поколения

2.2 Многоаспектность лирики поэта. Человек и время в лирических стихотворениях

2.3 Жанровая специфика поэтических произведений

2.4 Традиции и новаторство

ГЛАВА 3. Проза Вл.Федорова в аспекте современности

3.1 Проблема цикла. Приемы и средства создания циклизации в 108 прозаических произведениях.

3.2 Синкретизм жанров как характерная черта прозы Вл.Федорова.

3.3 Война и мир в понимании Федорова. Эволюция военной темы.

3.4 Художественная летопись деревни в произведениях Федорова. 143 Заповедное и новое.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Художественные поиски В.И. Федорова в контексте развития русской литературы 1950-1990-х годов»

Изучение истории отечественной литературы XX века еще далеко от завершения. Между тем возникает надежда на то, что в недалеком будущем научно обоснованная картина литературной жизни минувшего столетия приобретет более зримые и четкие контуры, а каждое важное явление будет рассмотрено в исторической перспективе, с позиции вклада художников слова в российскую литературу.

В этой истории займет-достойное место и один из талантливых представителей русской литературы 1940 - 1990-х годов Владимир Иванович Федоров. О нем можно сказать, что это писатель, рожденный Великой Отечественной войной и Белгородчиной, потому что большая часть творческого наследия Федорова посвящена войне и Белгородскому краю. Талант его многогранен. Литературную деятельность он начал в 1940-х годах как поэт. А в 1960-е годы Федоров уже преимущественно переключается на прозу (повесть в новеллах «Сумка, полная сердец», 1961). С этого времени она заняла ведущее место в его сочинениях. Прозаические произведения Вл. Федорова получили признание читателей не только в России, но и за рубежом, много раз переиздавались. Будучи человеком большого таланта, он становится автором и ряда драматических произведений, сценариев кинофильмов, книг для детей, известен как поэт-песенник, переводчик, публицист.

Критика сразу же заметила вхождение писателя в литературу и откликнулась целым рядом живых статей [82, 84, 89, 91, 92, 162, 163, 165, 172]1. В целом доброжелательно были встречены многие повести, стихотворения, книги художника. Но в то же время в газетных и журнальных статьях, к сожалению, почти отсутствовал литературоведческий анализ, и они носили в основном эмоционально-оценочный характер2. Такое положение сохранилось до наших дней. Исключение составляет монография А.А.Мигунова «Поющее сердце (Очерк о писателе В.И.Федорове)», вышедшая в 1964 году в Белгороде, где подробно рассматривается раннее творчество писателя. До сих пор нет ни одного диссертационного исследования о художественном наследии писателя. Анализ всего лишь одного произведения включен в диссертационную работу о прозе 1960-х годов: Г.И.Сакун в работе «Жанрово3 стилевые поиски прозы 60-х годов о-деревне (Повести в новеллах «Хлеб - имя существительное» М.Алексеева, «Сумка, полная сердец» В.Федорова, «Липяги» С.Крутилина, «Капля росы» В.Солоухина и эволюция очерка)» исследует повесть в новеллах «Сумка, полная сердец» в контексте других ярких произведений этого жанра, отмечает ее художественное своеобразие, верно анализирует народные образы, язык и стиль названных повестей в новеллах.

По итогам работы научно-творческой конференции, посвященной 70-летию писателя, в 1995 году кафедрой русской литературы XX века Белгородского педагогического университета был выпущен сборник «Писатель, рожденный Великой Отечественной». В нем содержатся материалы как биографического характера, так и представляющие творчество Федорова в аспекте литературоведческих поисков современной наутси. При этом статьи носят разноречивый характер, ряд положений требует уточнения. Этот сборник можно рассматривать как первую попытку обобщения, многостороннего рассмотрения творчества одного из видных представителей литературы второй половины XX века. Однако обобщающие глубокие исследования творчества Владимира Федорова до сих пор отсутствуют.

Обращаясь к творчеству Владимира Ивановича Федорова, следует иметь в виду, что он - один из поэтов фронтовой плеяды, которой поэтические крылья дала война, ставшая определяющей вехой в жизни целого поколения. До войны Федоров успел сделать лишь первые шаги на пути творческого самоутверждения. Ему было намного труднее, чем М.Дудину, М.Луконину, С.Наровчатову, Н.Старшинову и другим поэтам, ощутившим уже до войны вкус самостоятельных поисков и открытий. Но, благодаря природному таланту и трудолюбию, Вл.Федоров стал ярким представителем поколения поэтов-фронтовиков, а война помогла ему глубже познать жизнь, определила мироощущение и нравственные принципы Федорова как истинного гуманиста. Его творчество является остро актуальным, подлинно гражданским, высокоценным в художественном смысле и глубоко человечным. Он понимал, что бой не окончился в Свирских лесах. Потому и каждой строкой своих стихов, активной работой в Союзе писателей он продолжал участвовать в сражении. Идейно-художественные достоинства произведений Федорова получили высокую общественную оценку современников.

Творческое наследие Владимира Федорова довольно объемно: он автор многих стихотворений, поэм, прозаических книг, песен и т.д. Федоров-критик выступил с отзывами и рецензиями на книги Г.Маркова, В.Закруткина, М.Луконина, М.Алексеева, С.Викулова, Е.Исаева, В.Буханова и других литераторов, но его кругозор не замыкался пределами своего поколения. Поэт размышлял и о наследии тех, кого считал старшими товарищами и своими учителями, и о литературной молодежи.

Лирика поэтов-фронтовиков в целом отличалось своим тяготением к простоте стихотворной речи. В этом плане Вл.Федоров обнаружил себя большим мастером. Он умел находить и показывать необыкновенное в обычном, это составляло его творческий принцип.

Основной темой как ранней, так и зрелой поэзии Вл.Федорова является война. О чем бы он ни писал, через все его творчество проходят судьбы людей, изведавших тяготы войны, и это неудивительно, потому что сам автор принадлежал к тому поколению, которое отстояло свободу своей Родины.

Лирика поэта богата и разнообразна, он откликается на самые волнующие события (Великая Отечественная война, послевоенное строительство, полет Ю.А.Гагарина в космос и многие другие).

Многообразен и жанровый состав произведений (сюжетные стихотворения и поэмы, стихотворения-очерки, баллады, сказы). Говоря о жанровом своеобразии не только поэзии, но и всего творчества Владимира Федорова, мы отмечаем следующее: литературный жанр как особый тип формально-содержательного единства определенных элементов и качеств представляет собой устойчивое и в то же время подвижное образование [174, 198, 199, 200, 308, 310, 334, 371, 374, 387]. Поскольку жанр в структуру литературы своего времени, то его собственная внутренняя 1 структура зависит, во-первых, от положения литературы в сфере общественного сознания, от ее престижа, от предъявляемых к ней социальных требований. Во-вторых, она определяется местом и функциями жанра в собственно литературном процессе. С течением времени меняются репутация жанра, характер его взаимоотношений с другими жанрами. В соответствии с усилением значимости какой-либо литературной традиции, обострением социального внимания к той или иной проблематике, жанр может высвобождать различные составляющие 5 своей эстетической памяти. Все это сказывается на внутренней структуре жанра: меняется состав элементов и качеств на другие, в результате чего изменяется сам набор и характер признаков, необходимых для жанровой идентификации.

Это и входит в понятие эволюции того или иного жанра. Каждый жанр уникален как тип освоения действительности, и в нем, в результатах его эволюции, своеобразно преломляются тенденции и литературного и - шире - общественного процесса. Исследование эволюции отдельного жанра, таким образом, может быть полезным при решении более общих историко-литературных проблем. При анализе поэзии Владимира Федорова мы проследим развитие жанра баллады и стихотворения-очерка; рассматривая жанровую специфику прозы, обратим внимание на такую черту, как синкретизм жанров.

Еще недостаточно осознана важность авторского определения жанра в структуре текста. До сих пор в литературоведении бытует мнение, что авторы, давая своим произведениям жанровые обозначения, «могут при этом ошибаться, руководствуясь побочными ассоциациями» [335, с.53], и исследователь не должен им доверять. Но жанровое обозначение в соотнесенности с текстом произведения может дать информацию о понимании автором поэтики жанра, а иногда и о путях трансформации жанра, если в определенный период литературного развития одинаково «ошибаются» многие авторы. Кроме того, принадлежность авторского определения жанра к тому или иному уровню структуры текста указывает на структурную доминанту произведения или жанра.

В сюжетно-композиционном составе произведений Федорова особое место занимают циклы. В нашей работе проблема циклизации в творчестве писателя будет рассматриваться в соотношении с содержанием произведений, поскольку цикличность является формой авторского самовыражения, воплощения творческого замысла.

Вслед за исследователем Л.Е.Ляпиной мы называем циклизацией «объединение групп самостоятельных произведений в новые многокомпонентные художественные единства - циклы» [304, с. 170]. В творчестве Вл.Федорова единый цикл составляют: лирическая хроника «Белгород», сборник лирических повестей «Песни Чистого Колодезя», роман в повестях «Вечный огонь» и другие.

В настоящей работе в процессе выявления специфики прозаических циклов 6

Вл.Федорова мы остановимся на понимании названного жанрового образования, высказанном Л.Е.Ляпиной, так как нам оно кажется наиболее убедительным: это форма, которая объединяет в себе ряд др\тих, меньших по объему художественных произведений (фрагментов, миниатюр, новелл, повестей, романов), образующих сложное идейно-композиционное единство, и идейное содержание которого не сводится к простой сумме содержаний входящих в него частей. При циклизации проявляются особые отношения между каждым отдельным произведением и контекстом, представляющим систему взглядов автора, его художественные принципы. Такие произведения часто «выхватывают» смысловой код того или иного явления. При кажущейся фрагментарности они внутренне определенны и, собранные вместе в цикл, составляют некую мозаичную картину мира.

Мы попытаемся доказать, что у Федорова циклизация как идея прямо проистекает из общих принципов его мировидения. Разумеется, это совсем не оз?та-чает, что другие художники также использовали в литературной практике (или той ее части, что связана с циклообразованием) схожую или иную систему предпочтений. Речь идет о неповторимом художественном мире Федорова, который формировался под влиянием идей гармонии и порядка.

Поэзия и проза В. И. Федорова развиваются в общем многоводном потоке литературы 1960 - 1970-х годов. Проблелгы идейно-нравственных исканий человека, перенесшего тяжелейшие испытания войной, преодолевшего трудности послевоенной разрухи, переживающего процесс научно-технической революции, являются объектом художественных исследований в его произведениях этого периода. Если война была основной темой в поэзии Федорова 1940-50-х годов, то проза и поэзия 1960 - 1970-х соединяют два тематических пласта: деревня и война. Причем война в большинстве случаев дается в ретроспекции, она определяет характер, действия, поступки людей, является критерием жизни современного писателю человека.

Великая Отечественная война - «необъятная, колоссальная, многоплановая эпоха» - оказалась фактом непреходящего значения для Вл.Федорова. Она сформировала его как человека, обогатила боевым и гражданским опытом, дала почувствовать цену жизни. «Знать и помнить.» - с таким чувством возвращались с огненных фронтов Ф.Абрамов, М.Алексеев, В.Астафьев, Г.Бакланов, 7

Ю.Бондарев, В.Быков, К.Воробьев, Вл.Федоров и многие другие прозаики, которым принадлежало святое и почетное право «рассказать обо всем, что было». Но нужно было время, чтобы груз боевых впечатлений переплавился у каждого из них по-своему в «огнем дышащую строку».

В критике утвердилось мнение о Вл.Федорове как о писателе военной темы. Война действительно занимала в его творчестве большое место, но она не была единственной темой. Творчество его многопроблемно, писателя всегда волновал широкий круг вопросов социально-нравственных, психологических, экологических, историко-литературных. II в числе ведущих были проблемы деревни, о которых «во весь голос» заявила русская советская проза I960 - 1970-х годов.

Уже в первых повестях этого периода Вл.Федоров обратился к изображению сельской действительности тех лет, стремился запечатлеть духовную силу и красоту народного характера, проявляющегося в повседневном труде крестьянина на земле.

Интерес к постижению истории и современности деревни, психологии земледельца усиливался. Одна за другой в разные годы появились повести, свидетельствующие об устойчивом желании исследовать сельскую жизнь. Проблема «человек-земля» в каждом новом произведении Вл.Федорова наполнялась конкретно-историческим содержанием: писатель размышлял о социально-нравственном значении истории и природы в жизни селян («Сумка, полная сердец»), о гражданском самоопределении крестьянина в годы войны («Марс над Козачьим Бором», «Сказ про Студеный ключ»), об этических и психологических мотивах поведения фронтовика, возвращающегося к былой крестьянской жизни («Солдатская кружка, или Восемь ночей тетки Лизаветы»), об общественных и моральных вопросах в жизни села («Доктор, только не волнуйтесь!», «Восемь снов жесткого вагона», «Тетка Надейка и ее семейка», «Лета и страсти», «Праведницы и грешницы»).

Деревенские» произведения во многом определили эволюцию идейных и жанрово-стилевых особенностей, становление мастерства писателя.

Таким образом, с самого начала в творчестве Вл.Федорова органично сосуществуют как ведущие две темы: «военная» и «деревенская».

Первая прозаическая работа Владимира Федорова - повесть в новеллах

Сумка, полная сердец» - обозначила появление нового прозаика и пролоясила до8 рогу к своеобразному жанру лирической повести («Солдатская кружка, или Восемь ночей тетки Лизаветы», «Невесты, обрученные со смерчем», «Лета и страсти», «Песни Чистого Колодезя» и др.). Постепенно Федоров расширяет жанровые границы творчества. Он смог объединить повесть и новеллу, роман и быль, роман и повесть («Сумка, полная сердец», 1961; «Марс над Козачьим Бором», 1962; «Вечный огонь», 1965; «Цветы полевые», 1976), попробовал себя и в жанре исторического романа (роман-хроника «Мы были счастливы», 1971). При этом сам писатель замечает, что «сложная современная жизнь требует новаторских, синтетических форм отображения ее. Формы эти диктуются самим исследуемым жизненным материалом. Повесть в новеллах и роман в новеллах <.> очень перспективны, так как очень емки» [51, с. 12].

В 1980 - 1990-е годы, продолжая разрабатывать темы войны и деревни в прозе и поэзии, Вл. Федоров видит главной проблему «современность и современники». Особенность его прозы этого периода - расширение жанрового диапазона (роман в былях «Жаворонок в зените», 1985; повесть-дневник «Доктор, только не волнуйтесь!», повесть-сказ «Егорушка Скворушка в Чистом Колодезе», повесть в письмах и телеграммах «Здравствуйте, мой незнакомый брат», повесть в былях «Восемь снов жесткого вагона», повесть-притча в новеллах «Тетка Надейка и ее семейка» и др. из сборника «Песни Чистого Колодезя», 1986; роман в повестях «Сказ про Студеный Ключ», 1990; солдатский декамерон «Праведницы и грешницы», 1994).

Творчество Владимира Ивановича Федорова представляет интерес как заметное явление в русской литературе второй половины XX века, поэтому оно требует рассмотрения в свете ключевых литературоведческих проблем.

Принимая во внимание, что главное место в творчестве Федорова занимают проза и поэзия (так считал и сам писатель), мы выделяем их особо с целью монографического исследования, при этом даем анализ особенностей поэтики его произведений, акцентируем внимание на жанровой специфике. Своеобразие драматургии, литературно-критического наследия, переводов, детской литературы будет рассмотрено в обзорном порядке. Автор диссертации делает попытку обосновать место Владимира Федорова в историко-литературном процессе 1940 - 1990-х годов.

Актуальность исследования определяется тем фактором, что закономерности литературного процесса формируются не только выдающимися писателями времени, но и теми, чье творчество развивалось в русле общего потока художественного движения эпохи. Малоизученность творческого пути Вл.Федорова также побуждает обратиться к обозначенной теме.

Автор настоящего исследования, рассматривая творчество писателя с 50-х и до 90-х годов XX века, предпринял попытку проведения целостного и объективного анализа самобытного художественного мира В.И.Федорова с опорой на осмысление мировоззрения писателя, его эстетических и этических взглядов, выявляя при этом оригинальность нравственного отношения писателя к литературе, истории и к жизни простого человека.

Предметом диссертационного исследования является творческое наследие В.И.Федорова. Рассмотрение писательской индивидуальности осуществляется с учетом литературно-критической деятельности художника, его выступлений в печати.

Объектом изучения стал спектр нравственно-духовных, эстетических, философских особенностей творчества В.И.Федорова. Необходимо понять, что послужило мировоззренческой и художнической основой в становлении личности автора, в выработке им ценностного отношения к жизни и к слову. С данных позиций и осуществляется литературоведческий анализ.

Основную цель нашего диссертационного исследования мы определяем как попытку дать целостное представление об эволюции художественного творчества В.И.Федорова в контексте развития русской литературы XX века; осмыслить закономерности литературного движения этого периода и место писателя в русской словесности XX века и литературе Белгородчины. Цель определила задачи исследования:

- изучить пути формирования личности художника в атмосфере художественно-эстетических, историко-культурных и нравственных поисков литературы этого периода;

- показать особенности мировоззрения и жизненной позиции писателя;

- выявить основные направления его художественных поисков, проблематику творчества;

- исследовать жанровую специфику лирики, прозы, драматургии, публици

10 стики В.И. Федорова в аспекте творческих поисков его современников;

- установить черты своеобразия стиля и поэтики В.И. Федорова и писателей 50-90-х годов XX столетия;

- показать традиционное и новое в его творчестве;

- собрать наиболее полные библиографические сведения о его произведениях;

- определить место Федорова в истории русской литературы второй половины XX века и в истории литературы Белгородского края.

Методологическим основанием работы послужили фундаментальные труды отечественных литературоведов и философов по проблемам теории литературы.

Проблема теории жанра рассматривается в свете классических трудов В.Г.Белинского, М.М.Бахтина, С.С.Аверинцева, ЛЛ.Гинзбург, Е.В.Хализева,

A. Г.Коваленко, Н.П.Утехина. Проблемы идейно-тематического плана и связи писателя с литературным процессом изучались в русле статей АМ.Абрамова, АА.Журавлевой, И.ККузьмичева, Г.М.Благасовой, АВ.Огнева. В исследовании поэтики ориентиром служили работы Ю.Н.Тынянова, Б.В.Томашевского, Э. АБальбурова.

Методология, привлекаемая в данной работе, определена поставленными целью и задачами диссертации.

В качестве метода исследования использовался комплексный подход, сочетающий в себе элементы хронологического, историко-культурного, сравнительно-типологического и источниковедческого анализа литературного творчества

B.И.Федорова в контексте художественно-эстетического процесса эпохи. Научная новизна исследования определяется следующими положениями: а) данная работа является первым опытом целостного исследования творческого наследия известного писателя центральной России; б) определено место творчества В.И.Федорова в литературном процессе 1950 - 1990-х годов; в) выявлены творческие связи Федорова с современниками и с Белгородским краем; г) показаны закономерности литературно-эстетического движения указанного периода; д) впервые представлена наиболее полная библиография изданий произведений писателя и литературы о нем.

Практическая значимость работы обусловлена возможностью использования ее основных положений в з^чебном процессе высшей школы: в работе курсов по выбору (спецкурсов и спецсеминаров), при чтении общих и специальных курсов истории русской литературы XX века, истории литературы и краеведения Белгородчины.

Апробация работы. Основные положения работы были изложены в выступлениях на Межвузовской научной конференции «Актуальные проблемы современного литературоведения» (Москва. 1998), на Всероссийской научно-практической конференции «Творчество И. А. Бунина и русская литература XIX-XX веков» (Белгород, 1997), на Международной научной конференции «Творчество И.А. Б}'нина и русская литература XIX-XX веков» (Белгород, 2000), на Межвузовской конференции молодых ученых «Духовная жизнь и культура в России: история и современность» (Белгород, 2000), на Юбилейной научно-практической конференции, посвященной 200-летию со дня рождения А.С.Пушкина «К Пушкину сквозь время и пространство» (Белгород, 2000), на Второй международной конференции «Русское литературоведение в новом тысячелетии» (Москва, 2003). Главы диссертации обсуждались на аспирантском семинаре, отдельные главы и диссертация в целом - на заседаниях кафедры русской литературы XX века Белгородского госуниверситета и кафедры русской литературы Московского государственного открытого педагогического университета им. М. А. Шолохова. По теме диссертации имеется шесть публикаций.

Композиция диссертационного исследования; работа состоит из введения, трех глав, заключения, примечаний, библиографии. Общий объем -198 страниц. В конце диссертации дается библиографический список литературы, содержащий 396 наименований.

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Русская литература», Каверина, Лариса Викторовна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Наше исследование - это попытка воссоздать личность и творчество Владимира Ивановича Федорова, человека обаятельного, умного, который умел слушать, видеть, был требовательным к окружающим, но начинал всегда с себя. Правда и искренность - в этих понятиях выражено писательское и человеческое кредо Федорова, его суть как человека и писателя.

Некоторые аспекты идейно-художественной эволюции писателя были рассмотрены нами только в общем плане. Однако именно целостный подход к творчеству этого талантливого автора выявляет и перспективы дальнейшего исследования.

Владимир Федоров принадлежит к поэтам фронтового поколения, с которыми его объединяют общие тенденции и стилевые черты поэзии: тематическая общность, пристальное внимание к деталям, лаконичность и простота фраз, конкретно-реалистические средства, символика и прочее.

Проза Федорова представляет собой внутреннее органическое единство, что позволяет говорить о «целостности индивидуально-авторского творчества» (С.И.Кормилов). Главную роль в этом играет циклизация - особый способ художественного обобщения. Циклизация помогает Федорову концентрировать материал. Специфические особенности имеет организация художественного времени и пространства в цикле. В результате создается своеобразный микромир, замкнутая географическая и социальная система с характерными для нее внутренними связями и отношениями. Федоров использует следующие приемы и средства создания циклизации: повтор в разных повестях одних и тех же фамилий персонажей, названий деревень и городов, использование «сцеплений» в художественной ткани произведений, которые'позволяют новеллам, повестям складываться в сборники, имеющие общую идейно-художественную направленность (трилогия

Чистый Колодезь», роман в повестях «Вечный огонь», дилогия «Фронтовики»).

171

Наиболее плодотворно циклизация происходит в произведениях лирической прозы, в русле которой пишет Владимир Федоров. Цикличность обусловлена самой спецификой лирического отражения действительности.

Новаторство Владимира Федорова в прозе проявляется, в первую очередь, в разработке новых жанров: повесть в новеллах («Сумка, полная сердец», «Цветы полевые», «Солдатская кружка, или Восемь ночей тетки Лизаветы», «Невесты, обрученные со смерчем», «Песни Чистого Колодезя», «Лета и страсти»), роман в новеллах («Люди с улицы Ясной»), повесть-дневник («Доктор, только не волнуйтесь!»), повесть-сказ («Егорушка Скворушка в Чистом Колодезе»), повесть в письмах и телеграммах («Здравствуйте, мой незнакомый брат!»), повесть в былях («Восемь снов жесткого вагона»), повесть-притча в новеллах («Тетка Надейка и ее семейка»), роман в былях («Жаворонок в зените»), роман в повестях («Вечный огонь», «Сказ про Студеный Ключ»),

С тематической точки зрения для прозы Федорова характерен синкретизм военной и деревенской тем. Интерес Вл.Федорова к выявлению корневых начал народной жизни, к нравственным устоям нации проявляется в характерном для его творчества типе героя (народные характеры Арины,-деда Гордея и др.), в своеобразии проблематики (проблема памяти, преемственности поколений (начиная с «Сумки, полной сердец» и заканчивая «Сказом про Студеный Ключ»), в этическом пафосе произведений, в особенностях стилевой манеры. Устремленность к познанию русского национального характера составляет одну из отличительных примет в литературе 1960-1970-х годов и сближает творчество Вл.Федорова с произведениями М.Алексеева, В.Солоухина, В.Шукшина и др. Однако содержание понятия «деревенская проза» не исчерпывается лишь общностью те-.мы, к которой обратились такие разные писатели, как В.Солоухин, М.Алексеев, В.Тендряков, В.Астафьев, Ф.Абрамов, В.Белов, С.Залыпш, В.Шукшин, В.Распутин, Б.Можаев, А Солженицын, Е.Носов и др. Единым течением «деревенскую» прозу делают те проблемы, которые были под няты этими писателями в своих произведениях, а затем, на их материале, и критикой. Поэтому «феномен «деревенской прозы» нельзя понять, отталкиваясь только от темы» [214, с.57].

Творчество Вл.Федорова более всего отражает жизнь страны на таком переломном этапе, как Великая Отечественная война. Проблема «человек и война» стала объектом исследования писателя, который в своих произведениях размышляет о роли

172 духовных качеств человека, участвующего в освободительной войне, о влиянии драматических коллизий войны на нравственный мир людей. В произведениях нашли свое отражение и проблемы, которые лишь отчасти затрагивались современной литературой. Именно так можно рассматривать обращение Вл.Федорова к образу «простого солдата» (Софоня Топорок, «Солдатская кружка, или Восемь ночей тетки Лизаветы»), к теме талантливости и одаренности молодого поколения, погибшего в годы войны (роман «Вечный огонь», повесть «Солдатская кружка, или Восемь ночей тетки Лизаветы», роман «Сказ про Студеный Ключ»).

Федоров обогатил тематику прозы о войне новыми сюжетными коллизиями, неожиданными перипетиями, синтезировав стиль реализма со стилем героической романтики.

Уникальный жизненный опьгг составил психологическую основу произведений. Формирование авторской позиции в значительной степени обусловлено конкретными общественно-политическими предпосылками, составившими опьгг целого поколения. Сопряженность с опытом поколения в сочетании с постоянным стремлением к художественной правде, которое повлияло на существенные особенности содержания и формы, определило место Вл.Федорова в литературном процессе. Интерес к гуманистической проблематике военной поэзии и прозьг, к анализу сложных психологических ситуаций обусловил новизну творчества писателя.

Сосредоточенность на определенном типе героя, который, как правило, близок автору и является центром повествования, черты внешности, детали биографии героев, во многом совпадающие с авторскими и повторяющиеся из произведения в произведение, принимающие сквозной характер, - все это позволяет сделать вывод о стремлении к изображению определенного типа личности (Виктор Брагин, Валерьян Бурлацкий).

Представляется важным и то, что основными жанрами, к которым обращался писатель в художественном творчестве, были новелла и повесть, которые позволяли лучше изобразить человека своего поколения, раскрывая характер в сложных ситуациях, тем самым сосредоточиваясь на его внутреннем состоянии. Это говорит о внутренней, психологической предрасположенности к работе именно над этими жанрами, чему в полной мере соответствовало и стремление автора к созданию произведений, в значительной части основанных на личном опыте.

173

В авторском поиске тем, проблем, характеров формируется внутреннее единство творчества. На самом разнообразном материале выявились подступы к осмыслению проблемы «человек и время», которая в дальнейшем конкретизируется и станет центральной в прозе Вл.Федорова.

Писатель, как и каждый настоящий художник, всегда жил с огромной мерой ответственности перед народом, и в этой ответственности со всей полнотой выразилась его человеческая и творческая личность.

Книги В.И.Федорова будят ум и чувства. Написанные в 1950 - 1990-е годы, они не оказались на обочине литературного процесса, не заслонены новыми, более популярными сочинениями.

Книги В.И.Федорова выявили огромные непреходящие ценности, что обеспечит им долгую признательность российского читателя.

Данное диссертационное исследование - только начальный этап всестороннего изучения творчества Вл.Федорова. Намеченные перспективы могут рассматриваться как этапы целостного научного изучения художественной системы писателя.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Каверина, Лариса Викторовна, 2004 год

1. Произведения В. И. Федорова. ОТДЕЛЬНЫЕ ИЗДАНИЯ

2. Семья родная: Сборник стихов. Киев: Радянский письменник, 1950.

3. На пороге: Книга стихов. М.: Советский писатель, 1951. - 119 с.

4. Руку, товарищ! Сборник стихов. Харьков: Харьковское книжно-газетное изд-во, 1951.

5. Плечом к плечу: Стихи и поэмы. М.: Воениздат, 1952.

6. Любовь моя: Книга стихов. М.: Советский писатель, 1953.

7. Девушка из-за Дуная. Харьков: Харьковское книж.-газет, изд-во, 1954.

8. Наша родословная: Лирика, баллады, поэмы. Харьков: Харьковское областное изд-во, 1956. - 262 с.

9. Елка-фестиваль: Стихи для детей. Харьков, 1957.

10. Сквозь испытания: Лирика, баллады, поэмы. -Киев: Худож. лит.,1958.-295с.

11. Буйные ветры: Стихи и поэмы. М.: Советский писатель, 1958.

12. Шумит дубрава. Харьков: Харьковское книжное изд-во, 1958.

13. Отзовитесь, друзья! Лирика, баллады, поэмы. М.: Воениздат, 1959.

14. В море-океане: Сказка. -М: Детгиз, 1959.

15. Белгородские кручи: Лирика, поэмы. Белгород: Белгородское книжное изд-во, 1960. - 119 с.

16. Синий огонь: Сказки. Харьков: Харьковское книжное изд-во, 1961.

17. Сумка, полная сердец: Повесть в новеллах. М., 1961.

18. Лирика и сатира. Харьков: Харьковское книжное изд-во, 1962.

19. Радуга: Сказка. М.: Детгиз, 1962; Калининград: Калинингр. книжн. изд-во, 1962.

20. Сумка, полная сердец: Повесть в новеллах. М.: Сов. Россия, 1962. - 104 с.

21. Чистый Колодезь: Повести//Роман-газета № 19 (271), 1962; М.: Гослитиздат, 1962.

22. Марс над Козачьим Бором: Повесть. М., 1962.

23. Ливень: Комедия в стихах в 3-х действиях. М., 1962;

24. От Донца до Енисея: Лирика и поэмы. -Харьков: Харьковское книж. изд-во, 1963.

25. Половодье: Стихи и поэмы. Киев, 1963.1

26. Марс над Козачьим Бором: Повесть. М.: Правда, 1963. - 64 с.

27. Не жалейте дуста! Стихи, комедия, эпиграммы. М., 1963.

28. Звезды России: Лирика, баллады, поэмы. М.: Сов. писатель, 1963. - 145 с.

29. Сумка, полная сердец: Повесть в новеллах. Петрозаводск: Карельское кн. изд-во, 1964.

30. Вечный огонь: Роман в повестях. М.: Совет, писатель, 1965. - 328 с.

31. Клинок: Лирика, песни, юмор, поэмы. М.: Воениздат, 1965. - 199 с.

32. Иринкин сон: Стихи для мл. школьников. М., 1965.

33. Со всех концов России. М.: Моск. рабочий, 1966. - 244 с.

34. Калина во ржи: Лирика, песни, комедия «Ливень». М., 1967.

35. Русская зима: Легенды, лирика, песни, сатира. М.: Моск. рабочий, 1968.-144 с.

36. Белая невеста: Повести и роман. М.: Воениздат, 1970. - 526 с.

37. Щедрость: Лирика, поэмы. М., 1970.

38. Мы были счастливы: Роман-хроника. М.: Профиздат, 1971. - 416 с.

39. Сумка, полная сердец: Повесть в новеллах. Воронеж: Центр.-Черн. кн. изд-во, 1973. -318 с.

40. Бойцы моей земли: Встречи и раздумья. М.: Современник, 1973. - 382 с.

41. Есть вечная любовь: Лирика и баллады М.: Сов. писатель, 1973. - 112 с.

42. Федькино зеркало: Стихи для мл. школьников. М., 1973.

43. Баллада о солдатке: Баллады, песни, лирика, юмор, поэмы. М.: Воениздат, 1974. - 278 с.

44. Сердце Ивана: Баллады. Лирика. Песни. Поэмы. -М.:Худож.лит.,1974.-224с.

45. Солнце и подсолнух: Стихи для детей. М., 1974.

46. Жизнелюбы: Избранные повести. М.: Моск. рабочий, 1975. - 344 с.

47. Цветы полевые: Повесть в новеллах М.: Советский воин, 1976. - 95 с.

48. Вся Володькина жизнь: Роман. Солнечные воды: Повесть (в соавторстве с А.С.Буковским). М., 1977. - 352 с.

49. Ливень над Днепром: Баллады, лирика, поэмы. М., 1977.

50. Как совесть велит: Поэмы. М.: Советская Россия, 1979. - 189 с.

51. Клятва моего сердца: Баллады, лирика, поэмы -М.: Сов. писатель, 1983.- 112 с.

52. Жаворонок в зените: Повесть и романы. М.: Современник, 1985. - 270 с.

53. Сирень сорок пятого: Баллады, песни, лирика, поэмы. М.: Воениздат, 1986. -205 с.

54. Песни Чистого Колодезя: Лирические повести. М.: Моск. рабочий, 1986. -304 с.131

55. Совесть века, или Пушкин у декабристов: Лирика, роман в балладах. М.: Советский писатель, 1990. - 160 с.

56. Сказ про Студеный Ключ: Лирические повести и роман. М.: Воениздат, 1990. -512 с.

57. Маршал Победы: Стихи. Поэма. М.: Голос, 1992.

58. Радуга над бездной: Стихи. М.: РПБ, 1993.

59. Сказ про футболиста и болельщицу. М.: РПБ, 1994.

60. Гроза над Россией: Поэмы. М.: Межд. ассоциация писателей баталистов и маринистов. 1995. - 40 с.

61. Боль Прохоровского поля: Стихи, поэма. Белгород: Изд-во Шаповалова, 1995. -25 с.

62. Парни из России: Стихи. М.: РПБ, 1995. - 7 с.

63. Чанта, пълна със сърца. София, 1964. (Сумка, полная сердец. На болгарском языке).

64. Cista studnioe, z ruskeho prel. Praha, 1966. (Чистый колодезь. На чешском языке).

65. El bolso lleno de corazones. Madrid, 1967. (Сумка, полная сердец. На испанском языке).

66. Публикации в газетах и журналах

67. Памяти друга (О B.C. Буханове) //Белг. правда. 1965. - 27 ноября.

68. Белгородские цветы //Литературный Белгород. Белгород, 1970.-С. 187-190.

69. Где в Москве будет памятник маршалу Жукову? Стихи //Литературная Россия. 1993.-№ 24-25. - С.7.

70. Баллада о бессмертном сержанте //Истоки. 1993. - 22 сентября.

71. Боль Прохоровского поля //Ветеран. 1993. - № 22. - С. 12. ■

72. Мой Белгород. Родному городу юбиляру. Город есть один в моей родной России: Стихи и песни//Белгородская правда. - 1993. - 18 сент.

73. Праведницы и грешницы: Главы из солдатского декамерона //Сельская жизнь. 1994. - 10, 12, 15 ноября.

74. Подвиг Вячеслава Клыкова: Стихи //Сельская жизнь. 1994. - 24 ноября.182

75. Город Первого Салюта: Стихотворение //Белг. правда. 1995. - 6 янв.

76. Ночная дорога: Стихотворение //Крестьянское дело. 1995. - № 18.

77. Моя Белгородчина: Стихи //Красное знамя. 1996. - 17 апреля.

78. Памятники певцу Подстепья: эссе //Роман-газета. 1996. - № 17.

79. Старший брат: новелла //Ветеран. 1997. - № 36. - С. 11.

80. Из школы Бунина //Творчество И.А.Бунина и русская литература XIX-XX вв. Белгород, 1998. - С. 137-140.

81. Трилесы: Стихи //Сельская жизнь.'- 1998. 2 июля. - С.8.

82. Спасите Сталинград. Есть утес в Жигулях: диптих автору романа «Мой Сталинград» М.Алексееву //Белгородская правда. 1998. - 8 мая.

83. Я нашел в Шебекине молодость отца: Стихи //Краен, знамя. 1998 -Юянв.1.. Научные исследования.

84. Критические статьи, рецензии, отзывы о творчестве В.И.Федорова

85. Алексеев М. Владимир Федоров //Роман-газета. 1962. - № 12.

86. Алексеев М. Владимир Федоров //Вл.Федоров. Песни Чистого Колодезя. -М., 1986.-С.З-5.

87. Барабаш Ю. Чистое золото правды//Лит. газета. 1961. - № 150.

88. Барабаш Ю. Злоупотребление критики, или Как же все-таки понимать «Эстетство» //Литературная газета. 1963. - 5 марта.

89. Благасова Г.М. «Антоновский сад» И.А.Бунина и В.И.Федорова: К вопросу о традициях И.А.Бунина в русской литературе //Творчество И.А.Бунина и литературный процесс XX века. Белгород: Изд-во БГТГУ, 1996. - С.48-51.

90. Богданов П. С предисловием Исаковского, под редакцией Твардовского //Подъем. 1976.-№3,-С. 150-152.

91. Быкова Р. «Калина во ржи» (об уроке и встречах с Вл.Федоровым) // Победа. 1997. - 7 мая.

92. Веленгурин Н. Поющее сердце художника//Сов. Кубань. 1963. - 15 февр.

93. Веленгурин Н. Песня сердца //Вл.Федоров. Со всех концов России. М.: Моск. рабочий, 1966.

94. Викулов С. Беспощадная память //Литература и жизнь. 1961. - 22 февр.

95. Власенко А, Чистые сердца //Литература и жизнь. 1961. - № 135.183

96. Власенко А. Поэзия щедрого сердца//Октябрь. 1962. - № 12.

97. Власенко А. Испытание правдой //Литература и жизнь. 1962. - 7 окт.

98. Власенко А, Память сердца //Октябрь. 1966. -№ 9. - C.2Q5-207.

99. Водолагин М. Владимир Федоров //Пограничник. 1972. - № 5.

100. Глазов В., Коваленко Л. Душ золотые россыпи // Лит. Россия. -1963.-25 янв.

101. Голубеев Б. Негасимое пламя //Лит. Россия. 1991. - № 27. - С. 11.

102. Говоров А. Поэт и в прозе поэт //Огонек. - 1963. - 3 января.

103. Гражданская 3. Читатель удивленный //В мире книг. 1972. - № 9. - С.32.

104. Гречнев В. Судьбы людей из Козачьего Бора//Нева. 1963. -№4.-С.185-186.

105. Грибачев Н. Поэтическая проза//Правда. 1963. - 13 апреля.

106. Далада Н. В новом качестве //Нева. 1964. - № 6. - С. 195 -196.

107. Данилов Г. «Вечный огонь». Новый роман нашего земляка Вл.Федорова //Белгородская правда. 1966. - 22 июня.

108. Еремин В. Поэма о простом человеке //Труд. 1961. - № 301.

109. Жеглов И. Верность теме //Молодая гвардия. 1986. - №3. - С.284-285.

110. Ивасенко Н. О Владимире Федорове //Звезда. 1963. - № 5. - С.211.

111. Из чистого колодезя поэзии: В.Федорову 70 лет //Сельская жизнь. -1995.-22 апреля.

112. Ильин В. Тетка Арина //Огонек. 1962. - № 12.

113. Исаев Е. Сумка, полная сердец //Вл.Федоров. Сказ про Студеный Ключ. -М.: Воениздат, 1990. -С.3-4.

114. Липецкий энциклопедический словарь. Липецк: Гелион, 1994.

115. Каверина Л.В. Героический подвиг народа в Великой Отечественной войне в прозе Владимира Федорова 60-80-х годов //Актуальные проблемы современного литературоведения: Материалы межвуз. научной конференции. М.: Изд:во МГОПУ, 1998. - Вып.2. - С.41-44.

116. Каверина Л.В. Традиции И.А.Бунина в прозе В.Федорова о деревне // Творчество И.А.Бунина и русская литература XIX-XX веков: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Белгород: Изд-во Белгородского госуниверситета, 1998. - С. 122-125.

117. Каверина JI.B. Изображение Великой Отечественной войны в прозе В.Федорова //Духовная жизнь и культура в России: история и современность: Материалы межвуз. конференции молодых ученых. Белгород: Изд-во БелГУ, 2000. - С. 133-136.

118. Каверина JI.B. А.С.Пушкин в эстетическом восприятии Вл.Федорова // К Пушкину сквозь время и пространство: Материалы юбилейной научно-практической конференции, посвященной 200-летию со дня рождения А.С.Пушкина. Белгород: Изд-во БелГУ, 2000. - С.78-80.

119. Калугин В. «В Белгороде схороните сердце» //Краен, знамя,-1993.-1 мая.

120. Калугин В. В духовности наша сила //Красное знамя. 1994. - 14 сент.

121. Калугин В. По повести нашего земляка //Крестьян, дело. 1995. - №14.

122. Кондратович А. Две повести //Новый мир. 1963. - № 2. - С.261-264.

123. Коростелева В. Пароль честь: Слово о друге-поэте //Лит. Россия. - 1995.- 21 апреля. С. 10.

124. Крук И. Владимир Федоров, «Сумка, полная сердец» //Советская Украина.- 1962. г №7.

125. Крупа Г. Не жалейте дуста! //Белгородская правда. 1963. - 12 дек.

126. Кузнецов В. Врачующая доброта //Мол. гвардия-1976. №8. - С. 305-308.

127. Кузнецов Ф. Домыслы беллетриста //Лит. газета. 1966. - 15 сент.

128. Кузнецов Ф. Роман и его критики //Правда. 1973. - 17 февраля.

129. Легенький Г. Поэзия жизни //Нева. 1962. - № 3.

130. Липецк в солдатской шинели /Сост. В.В.Шахов, Б.М.Шальнев. Липецк: Гелион, 1995. - Поклон родной земле: песенная лирика поэта фронтовика Вл.Федорова. - С. 166-169.

131. Липчане Великой Победе /Сост. В.В.Шахов, Б.М.Шальнев. - Липецк: Гелион, 1995. - «Маршал Победы» и «Бойцы моей земли» (лир. и жизн. фронт В.Федорова). - С.51-57.

132. Марченко В. Сердце человеческое //Коме, правда. 1963. - 12 янв.

133. Марьинский В. Второе открытие //Литература и жизнь. 1962. - №87.

134. Марьинский В. Часы революции //Вл.Федоров. Мы были счастливы: роман. М.: Профиздат, 1971. - С. 412-415.185

135. Марягин Г. Проверка временем //Красная звезда. 1963. - 16 марта.

136. Мезенцев П. Мир правды: О творчестве В.Федорова //Ветеран. 1995. - № 14. С. 13.

137. Мигунов А.А. Поющее сердце: Очерк о писателе В.И.Федорове. Белгород, 1964.

138. Мигунов А.А. Певец Белогорья //Белг. правда. 1995. - 25 апреля.

139. Мигунов А.А. Урожайный год поэта-фронтовика //Белг. правда. -1996. 9 мая.

140. Мотяшов И. Незамутненный колодезь //Лит. газета. 1963. - 19 янв.

141. Набока М. Юбиляру//Белгородская правда. 1995. - 25 апреля.

142. Налдеев А. Волшебная сумка //Сельская молодежь. 1962. - № 6.

143. Нефедов Н. Марс над Казачьим Бором //Моск. комсомолец. 1962.-11окт.

144. Осипов Л. Я просто солдат//Вечерняя Москва. 1963. - 18 марта.

145. Осыков Б. Чистый Колодезь. Рец. на кн.: Федоров В. Белая невеста: Повести. Роман. - М.: Воениздат, 1970. - 526 с. //Белг. правда. - 1971.-20янв.

146. Осыков Б. Лепестки меж страниц. Рец. на кн.: Федоров В.И. Сирень сорок пятого. - М.: Воениздат, 1986 //Белг. правда. - 1986. - 30 окт.

147. Осыков Б. Не забьггь соловья под Белой горой: О Федорове В. // Белг. правда. 1988. - 1 мая.

148. Осыков Б. Союз. «Бью тебе челом» //МОСТ. 1994. - № 8. - С.З.

149. Осыков И.А. Певец родного края //Литературный Белгород: Сб. статей. -Белгород, 1970. С. 179-186.

150. Писатели нашего края: Биобиблиографический справочник /Сост. Р.А. Елькина, Б.И.Осыков. Белгород, 1965. - С.47-50.

151. Писатель, рожденный Великой Отечественной (К 70-летию со дня рождения Владимира Федорова): Материалы меяфегиональной научно-творческой конференции. Белгород: БГПУ, 1995. - 192 с.

152. Плотников В. Поэт уходит. Книги остаются //Сельская жизнь. 1988. - 2 июля.-С. 8.

153. Пухов Ю. Про свою, а не чью-нибудь жизнь //Мол. гвардия-1962.-№3.

154. Родичев Н., Бреславская В. От сердца к сердцу //Лит. газета. -1961.-№149.

155. Ромашов Б. Воспитывать молодые таланты//Правда. 1954. - 18 нояб.

156. Рощин М. Штурмуя Парнас //Новый мир. 1966. - № 7. - С.253-256.

157. Саранчин К. Сердечная повесть //Сов. профсоюзы. 1963. - С.32.186

158. Сапронов Jl. Книга о людских сердцах //Сов. Россия. 1962. - № 121.

159. Сергиенко Т. Чистый Колодезь //Правда Украины (Киев). 1962. - 5 авг.

160. Серебренников А. Читатель вопрошающий // Новый мир. 1972. - № 4. -С.264-267.

161. Сигачев А. Сердца любви и ненависти //Сиб. огни. 1962. - № 7.

162. Сидоров Е. С легкостью необыкновенной //Труд. 1966. - 30 июля.

163. Слукин А. Человеческие сердца //Литература и жизнь. 1962. - №20.

164. Соловьев Б. Сердечно, молодо, чисто //Знамя. 1951. - № 1.

165. Соловьев Б. Поэзия и жизнь. М., 1955.

166. Степкина Л. Посланник солдат //Ясный ключ. 1995. - 21 марта.

167. Тарасенков А. Голос современника//Известия. 1953. - 13 дек.

168. Татаренко Л. Гибель «Марсианского дерева» //Правда Украины. 1962. -18 декабря.

169. У гай В. Чистый Колодезь // Ленинский путь (Кзыл-Орда). 1963. - 9 янв.

170. Ушел из жизни Федоров Владимир Иванович //Ветеран.-1998.-№21.-С.16.

171. Федотов В. Повесть нашего земляка //Белг. правда. 1961.-28 нояб.

172. Чернов А. Сумка, полная сердец//Ленинское знамя. -М., 1963. 15 февр.

173. Ширяева А. Щедзрое сердце солдата //Москва. 1985. - № 8. - С.200-201.

174. Щипачев С. Заметки о поэзии 1953 г. //Лит. газета. 1954. - 5 янв.

175. I. Теоретические исследования. Книги писателей-современников

176. Абрамов А.М. Лирика и эпос Великой Отечественной войны: Проблематика. Стиль. Поэтика. М.: Сов. писатель, 1972. - 672 с.

177. Аверинцев С.С. Историческая подвижность категории жанра: опыт периодизации //Историческая поэтика. Итоги и перспективы изучения /АН СССР. Ин-т мировой лит-ры им. А.М.Горького. М., 1986. С. 104-117.

178. Аверинцев С.С. Притча//Лит. энциклопедический словарь. М., 1987.

179. Адамович А. Война и деревня в современной литературе. Минск: Наука и техника, 1982.- 199 с.

180. Адамович А. Ничего важнее: современные проблемы военной прозы. М., 1985.

181. Акимов В.М. Человек и время: «Путевая проза», «Деревенская проза»: Открытия и уроки. Л., 1986. - 245 с.187

182. Акимов В.М., Банк Н.Б. Проблемы и герои современной советской литературы. JL: Знание, 1972. - 32 с.

183. Аксенова Е. Баллада //Словарь литературоведческих терминов / Ред. сост.: А.И.Тимофеев, С.В.Тураев. -М., 1974. С.24-25.

184. Алексеев М. Избранное. М.: Худож. лит., 1967.

185. Алексеев М. Однополчане. М.: Худож. лит., 1967.

186. Алексеева JI.H. Поэтический мир современной песенной лирики: В помощь лектору. -М., 1983.

187. Анашенков Б. Сначала будет очерк //Вопр. лит. 1970. - № 6. - С. 21-40.

188. Андреев Ю.А. Волшебное зрение: специфика литературы в современныхпреломлениях. -2-е изд., доп. JL, 1983.

189. Андреев Ю.А. В поисках закономерности: О современном литературном развитии. Л., 1978.

190. Андреев Ю.А. Движение реализма: монография. Л., 1978.

191. Аннинский Л. Глубина фронта. Эстетическая тема в лирике военного поколения //Новый мир. 1974. - № 4.

192. Апухтина В.А., Уданова З.В. Героический подвиг народа. Современная литература о Великой Отечественной войне. М., 1965.

193. Апухтина В.А. Современная советская проза: 60-70-е годы. 2-е изд. - М.: Высшая школа, 1984. - 176 с.

194. Астафьев В. Последний поклон. Красноярск, 1996.

195. Балашов Д.М. История развития жанра русской баллады. Петрозаводск: Карельское кн. изд-во, 1966.

196. Бальбуров Э.А. Поэтика лирической прозы, 1960-70-е годы. Новосибирск: Наука, 1985. - 132 с.

197. Бальбуров Э.А. Советская лирическая проза: (Вопросы поэтики): Дис. . канд филол наук. Улан-Уде, 1979.

198. Бараков В.Н. «Почвенное» направление в русской поэзии второй половины XX века: проблемы типологии: Учеб. пособие. -Вологда: Волго-Вятское кн. изд-во, 2000.-41 с.

199. Баранов С.Ю. Функциональное изучение литературы и проблема жанра //Жанры в историко-литературном процессе. Вологда, 1985. С.3-17.

200. Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М., 1994.188

201. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1963.

202. Бахтин М.М. Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. Роды и жанры литературы. Кн.2. - М., 1964.

203. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975.

204. Белая Г.А. Литература в зеркале критики: Совр. проблемы. М., 1986.

205. Белинский В.Г. Полн. собр. соч.: В 13 т. -М., 1955.

206. Бердяев Н.А. О назначении человека. М.: Республика, 1995.

207. Бердяев Н.А. Царство Духа и царство Кесаря. М.: Республика, 1995.

208. Благо нравов В.Н., Федченко Ю. К вопросу о жанре баллады в советской поэзии 50-60-х годов //Литературоведческие поиски. Самарканд, 1976. -С.47-56.

209. Бондарев Ю.В. Поиск истины: Сборник. 2-е изд. - М., 1979.

210. Бочаров А.Г. Литература и время: Из творческого опыта прозы 60-х 70-х гг. - М., 1988.

211. Бочаров А.Г. Человек и война. Идеи социалистического гуманизма в послевоенной прозе о войне. -М., 1973.

212. Бузник В.В. Поэты третьего поколения //Русская литература. 1958. - № 4210. Васильев А.З. Жанр как явление художественной культуры. - Л., 1987.1. С. 167-176.

213. Введение в литературоведение. Литературное произведение: основные понятия и термины: Учеб. пособие /Под ред. Л.В.Чернец. М.: Высш. школа, 1999.

214. Вильчек Л.Ш. Пейзаж после жатвы: Деревня глазами публицистов. М.: Сов. писатель, 1988.-309 с.

215. Вильчек Л.Ш.' Большаки и проселки «деревенской прозы». М.: Знание,1985.-40 с.

216. Вильчек Л. «Деревенская проза» //Совр. рус. совет, литература: В 2 т. М.,1987.-Т.2.

217. Винокуров Е. Собр. соч.: В 3 т. М.: Худож. лит., 1983.

218. Воробьева А.Н. Современная русская литература. Проза. 1970 1990-ыегоды: Учеб. пособие. Самара, 2001. 182 с.

219. Волков И.Ф. Теория литературы: Учеб. пособие. М.: Просвещение, 1995.

220. Выходцев П.С, Поэты и время. Л., 1967.189

221. Выходцев П.С. Земля и люди. Очерки о русской сов. поэзии 40-х 70-х гг. -М., 1984.

222. Вышеславцев Б.П. Этика преображенного Эроса. М.: Республика, 1994.

223. Гаспаров M.JI. Баллада//Лит. энцикл. словарь. М., 1987. - С. 44-45.

224. Гачев Г.Д., Кожинов В.В. Содержательность литературных форм //Теория литературы. М., 1964. - Т.2.

225. Гашева Н.Н. Русская советская лирика конца 1970-х 1980-х годов (Художественные искания. Полемика): Автореф. дис. . канд. филол. наук /Пермский гос. ун-т им.А.М.Горького. - Свердловск, 1990. - 16 с.

226. Георгиевский А.С. Русская проза малых форм последней трети XX века: духовный поиск, поэтика, творческие индивидуальности: Учеб. пособие по спецкурсу. М.: Изд. центр «Альфа» МГОПУ, 1999. - 191с.

227. Герасименко А.П. Русский советский роман 60-80-х гг.: Некоторые аспекты концепции человека. М.: Изд-во МГУ, 1989. - 202 с.

228. Глинкин П.Е. Молодой герой советской литературы: В прозе о Великой Отечественной войне. М., 1980.

229. Глушец Э. Современная лирика поэтов фронтового поколения (проблематика и стилевые тенденции): Автореф. дис. . канд. филол. наук. М.: Изд-во МГУ, 1983.-24 с.

230. Глушко А. Концепция личности в современном советском рассказе: Автореф. дис. канд. филолог, наук. -М., 1975.

231. Гоголь Н.В. Собр. соч.: В 8 т. М.: Правда, 1984.

232. Горн В. Характеры Василия Шукшина. Барнаул, 1981.

233. Гринберг И.Л. Три грани лирики: Современные баллада, ода, элегия. 2-е изд.-М., 1985.

234. Грудцова О.М. Сергей Наровчатов: Очерк творчества. М., 1971.

235. Гудзенко С.П. Стихи слагались на ходу. -М.: Худож. лит., 1990.

236. Гусев В.И. Современная советская проза и классическая традиция: раз' мышления писателя о проблемах стиля. М., 1979.

237. Гусев В.И. Память и стиль: Современная советская литература и классическая традиция. М., 1981.

238. Гусев В.И. Не только по первому слову //Лит. обозрение. 1980. - № 6. - С.24-27.

239. Гусев В.И. В середине века: О лирической поэзии 50-х гг. М., 1967.190

240. Гусев В.И. Герой и стиль: К теории характера и стиля. Советская литература на рубеже 60-х 70-х гг. - М., 1983.

241. Дедков И.А. Живое лицо времени: Очерки прозы 70-80-х гг. М., 1986.

242. Дедков И.А. Возвращение к себе: Литер.-крит. ст. Из опыта советской прозы 60-70-х гг., герои, конфликты, нравственные искания. М.: Современник, 1978.-319 с.

243. Дементьев В.В. Мир поэта. -М.: Сов. Россия, 1980.

244. День поэзии- 1985,- М., 1986.

245. Джалилов Р.К. К вопросу о развитии жанра баллады в советской поэзии 50-60-х годов //Актуальные вопросы филолог, наук в вузе: Тезисы докладов научной конференции молодых ученых. Самарканд, 1988. С.62-63.

246. Джрбашян Э.М. Пути развития жанра баллады //Вестник Ереванского унта. Общественные науки. 1971. - Вып. (14). - С.38-60.

247. Дудин М. Собр. соч.: В 4 т. М.: Современник, 1987.

248. Духан Я.С. Великая Отечественная война в прозе 70-80-х гг. JI., 1982.

249. Духан Я.С. Трагедия и подвиг: Великая Отечественная война в прозе 6090.х гг. СПб., 1998.

250. Жанр баллады в советской поэзии: Метод, разработка по спецсеминару для студентов дневного и заочного отделений. Самарканд, 1989. - 62 с.

251. Жигачева М.В. Жанр баллады в литературном процессе второй половины 1950-х первой половины 60-х годов / Московский ун-т, 1993. Деп. в ИНИОН 1.07.93г. №48259. - 40 с.

252. Журавлева А.А. Проза периода Великой Отечественной войны. М., 1969.

253. Журавлева А.А. Писатели-прозаики в годы Великой Отечественной войны: Героический пафос прозы военных лет. М.: Просвещение, 1978.-127с.

254. Журавлев С.И. Память пылающих лет: Современная советская проза о Великой Отечественной войне. М.: Просвещение, 1985. - 191 с.

255. Зайцев В.А. Поэтическое открытие современности: Советская поэзия 5080-х гг.-М., 1988.

256. Зайцев В.А. Современная советская поэзия: Материалы к спецкурсу. М.: Высш. школа, 1988.

257. Зельцер JI. Проблема жанра современной лирической прозы. Иркутск, 1970.

258. Ильин И.А. Путь к очевидности. М.: Республика, 1993.191

259. Ильин И.А. Родина и мы. Смоленск: Посох, 1995.

260. Исаковский М. О поэтическом мастерстве. М., 1954.

261. История русской советской литературы. 40-70-е годы /Под ред. проф. А.И. Метченко. М.: Просвещение, 1987.

262. Казарина Т.В. Современная отечественная проза: Учеб. пособие. Самара: Изд-во СГА, 2000. - 234

263. Казаркин А.П. Поэтика современного лирического рассказа (проблема автора): Автореф. дисс. . канд. филолог, наук. Томск, 1974. - 21с.

264. Каргашин И.А. Сказ в русской литературе: Вопросы теории и истории. -Калуга, 1996.

265. Кирпель И.И. Лирический герой современной поэмы: Лит.-крит. очерк. -Киев, 1977. 172 с.

266. Коваленко А.Г. Проблема циклизации в русской советской прозе 60-70-х гг. (рассказ, повесть): Дис. . канд. филолог, наук. -М., 1983.

267. Коваленко А.Г. Жанры современной прозы. М.: Изд-во Ун-та Дружбы Народов, 1988.- 175 с.

268. Коваленко С.А. Поэма как жанр литературы. М., 1982.

269. Коваленко С.А. Советская поэзия о Великой Отечественной войне. М., 1985.

270. Коваленко С.А. Художественный мир советской поэмы. М., 1989.

271. Ковский В.Е. Преемственность: «деревенская тема» в советской литературе. М: Знание, 1981. - 64 с.

272. Коган А.Г. Уроки памяти: Лит.-крит. очерк. М., 1988.

273. Коган АГ. Стихи и судьбы: Фронтовая тема в советской поэзии. М., 1977.

274. Кожинов В. Происхождение романа: Теор.-исторический очерк. М., 1963.

275. Кожинов В.В. Статьи о современной литературе. М, 1982.

276. Комина Р.В. Современная советская литература: Художественные тенденции и стилевое многообразие. М., 1984.

277. Кормилов С. Художественный историзм и поэтика литературы нового времени //Литературный процесс. М., 1981.

278. Краткая литературная энциклопедия: В 9 т. /Гл. ред. А.А.Сурков. М.,1962- 1978.

279. Кузнецов М.М. Советский роман. Пути и поиски. М., 1989.

280. Кузнецов Ф.Ф. Современная советская проза. М., 1986.192

281. Кузнецов Ф.Ф. Самая кровная связь: судьбы деревни в совр. прозе. 2-е изд., доп. - М.: Просвещение, 1987. - 239 с.

282. Кузьмичев И.К. Литературные перекрестки: Типология жанров, их историческая судьба. Горький, 1983.

283. Кузьмичев И.К. Нравственные основы советской литературы. М., 1986.

284. Кузьмичев И.К. Герой и народ. М., 1973.

285. Кульчицкий М.В. Самое такое. Харьков: Прапор, 1996.

286. Лавлинский Л. Сердца взрывная волна: О лирической поэзии 60-х гг. М., 1972.

287. Лавлинский Л. Не оставляя линии огня .: О лирической поэзии наших дней. М.: Современник, 1975. - 319 с.

288. Лагутов В.Б. Жанр исторической баллады в русской поэзии первой половины XIX века. Самарканд, 1984.

289. Лазарев Л.И. Это наша судьба: Заметки о литературе, посвященной Великой Отечественной войне. 2-е изд., доп. - М.: Сов. писатель, 1983.

290. Ланщиков А.П. Ищу собеседника: О прозе 70-80-х гг. М., 1988.

291. Ланщиков А.П. Вопросы и время. М.: Современник, 1978.

292. Ланщиков А.П., Салуцкий А.С. Крестьянский вопрос вчера и сегодня. М.,1990.

293. Лапченко А.Ф. Человек и земля в русской социально-философской прозе 70-х годов. Л.: Изд-во ЛГУ, 1985. - 137 с.

294. Ларцев В.Г. Новые возможности жанра баллады //Соотношение жанра и композиции. Калининград, 1985.

295. Лебедев Ю.В. Становление эпоса в русской литературе 184-1860 гг. (проблема циклизации): Автореф. дис. . д-ра филол. наук. Л., 1979.

296. Лейдерман Н.Л. Современная художественная проза о Великой Отечественной войне. В 2-х ч. Свердловск, 1973. - Ч. 1. - 144 с.

297. Лейдерман Н.Л. Движение времени и законы жанра: Жанровые закономерности развития советской прозы в 60-70-е гг. Свердловск, 1982.

298. Лейдерман Н.Л. Та горсть земли: Лит.-крит. ст. Свердловск, 1988.

299. Леонов Б.А. Героика труда в русской советской литературе. М., 1984.

300. Леонов Б.А. Твои полигоны мужества: героическая тема в советской прозе о Великой Отечественной войне. М., 1985.

301. Леонов Б.А. Утверждение: героико-патриотическая тема в русской и советской литературе. М., 1988.

302. Липин С.А. Сквозь призму чувств: О лирической прозе. М.: Советский писатель, 1978. -289 с.

303. Литература великого подвига: Сб. статей. -М., 1970.

304. Литературное наследство. Т.78. Советские писатели на фронтах Великой Отечественной войны: В 2 ш. Кн.1. М.: Наука, 1966.

305. Лихоносов В. Волшебные дни. Краснодар, 1988.ч

306. Ляпина Л.Е. Литературная шшшзация (к истории изучения) //Русская литература. 1998. - № 1.

307. ЗОЗ.Македонов А.В. Поэзия народного подвига. М., 1986.

308. Македонов А.В. Свершения и кануны: О поэтике русской советской лирики 30-70-х гг. Л., 1985.

309. Максимова Н.В. Русская советская проза последнего десятилетия. Донецк, 1971.-30 с.

310. Маркевич Г. Литературные роды и жанры //Основные проблемы науки о литературе.-М., 1980.

311. Марков Г.М. Отчетный доклад //VII съезд писателей СССР, 30 июня 4 июля 1981 г.: Стенографический отчет. - М., 1983.

312. Медведев П.Н. Формальный метод в литературоведении. М., 1993.

313. Межиров А.П. Избр. щюизведения: В 2 т. М.: Худож. лит. 1989.

314. Мигунов А.А. Источник радости и вдохновения: Лит.-крит. ст. М., 1963.

315. Минокин М.В. Современная советская проза о подвиге народа. М-, 1982.

316. Минокин М.В. Современная советская проза о колхозной деревне. М., 1977.

317. Михайлов А. Поэты и поэзия. М-, 1978.

318. Михайлов О. Леонид Леонов. М., 1986.

319. Многообразие стилей в современной советской литературе: Вопросы типологии. М., 1978.

320. Мущенко Е.Г., Скобелев В.П., Кройчик Л.Е. Поэтика сказа. Воронеж, 1978.

321. Небольсин С.К. К вопросу о классических традициях //Контекст-1979: Лит.-крит. исследования. М., 1980.

322. Недзцецкий В.А., Филиппов В.В. Русская «деревенская» проза. М.: Изд-во МРУ, 1999. - 144 с.

323. Нефапща Г.Л. Русская проза второй половины 80-х начала 90-х годов XX века. - Минск: Экономпресс, 1997. -231 с.

324. Нефедов В.В. Поэзия Ивана Бунина. Этюды. Минск, 1975.

325. Наровчатов С. Избранные сочинения: В 2 т. М.: Современник, 1978.

326. Новиков В.В. Художественная правда и диалектика творчества. М., 1988.

327. Обсуждаем проблемы повести //Звезда. 1968. - № 5. - С. 205-10.

328. Огнев А.В. Русский советский рассказ 50-70-х гг.-М.: Просвещение, 1978.-208 с.327.0диноков В.Г. Проблемы поэтики и типологии русского романа XIX века.' Новосибирск: Наука, 1971.

329. Орлов С.С. Собр. соч.: В 3 т. М., 1979 - 1980.

330. Ошанин Л. Баллады. М.: Сов. Россия, 1965.

331. Павловский А.И. Русская советская поэзия в годы Великой Отечественной войны. Л., 1967.

332. Петелин В.В. Мятежная душа России: Споры и размышления о современной русской прозе, т М., 1986.

333. Петров С.М. Русский советский исторический роман. М., 1980.

334. Подзорова Н.А. Корни и побеги: Проза 60-70-х гг. М.: Московский рабочий, 1979.-216 с.

335. Поспелов Г.Н. Типология литературных родов и жанров //Вопросы методологии и поэтики: Сб. статей. М., 1983.

336. Поспелов Г.Н. Проблемы исторического развития литературы. М., 1972.

337. Приходько В. Постижение лирики. М., 1989.

338. Пришвин М.М. Собр. соч.: В 6 т. Т.5. - М.: Худож. лит., 1957.

339. Протченко В.И. Повесть 60-х начала 70-х годов //Современная русская советская повесть. — Л.: Наука, 1975.

340. Пьяных М.Ф. Ради жизни на земле: Русская советская поэзия о Великой Отечественной войне. М.: Просвещение, 1985.

341. Редькин В.А. Современная эпическая поэма. Калинин, 1988.

342. Рогощенков И.К. Память и надежда: О традициях в жизни и литературе. -М., 1988.

343. Русская советская литература 50-70-х гт. /Под ред В.А. Ковалева. М., 1981.

344. Русская советская литература/Под ред. А.А. Журавлевой. Л., 1988.

345. Русская советская поэзия, традиции и новаторство: 1946 1975. - В 2 т. -Л., 1972-1978.

346. Саватеев В.Я. По законам времени: Заметки о современной литературе. -М„ 1988.

347. Сакун Г.И. Некоторые особенности типизации в современной повести в новеллах //Русская литература. 1975. - № 3. - С. 165 - 168.

348. Самойлов Д.С. Избр. произведения: В 2 т. М.: Худож. лит., 1989.

349. Селезнев Ю.И. Вечное движение: Искания современной прозы 60-х н. 70-х гг. - М.: Современник, 1976. - 237 с.

350. Славецкий В.И. Русская поэзия 80-90-х годов XX века: Тенденции развития, поэтика. М.: Лит. ин-т им. А.М.Горького, 1998. - 174 с.

351. Сельвинский И. Студия стиха. М.: Сов. писатель, 1962.

352. Симонов К.М. Солдатское сердце //Литература и искусство. 1942. - 15 апр. - С. 2.

353. Слуцкий Б. Про эту книгу //Революционная баллада мира. М.: Мол. гвардия, 1967.

354. Смирнов В. Повесть в новеллах и эволюция очерка//Волга. 1966. - № 1. -С. 164.

355. Смирнова А.И. «Не то, что мните вы, природа.»: Русская натурфилософская проза I960- 1980-х гг. Волгоград: Изд-во Волгоградского ун-та, 1995.- 191 с.

356. Современная русская проза /Сост. С.Ф.Дмитренко. 2-е изд. М.: Изд-во МГУ, 1999. - 128 с.

357. Солоухин В. Лирические повести. М.: Современник, 1961.

358. Сохряков Ю.И. Художественные открытия русских писателей: О мировом значении русской литературы. М.: Просвещение, 1990.

359. Старкова З.С. Проблемы современности в советской поэзии 50-60-х годов (В.Федоров, Я.Смеляков, Л.Мартынов и др. поэты): Дис. . канд. филол. наук. М., 1973.

360. Старшинов Н.К. Избр. произведения: В 2 т. М.: Худож. лит., 1989.

361. Страшнов C.JI. Русская советская баллада периода Великой Отечественной войны (Жанр в историко-литературном процессе): Дис. . канд. филол. наук Иваново, 1979.

362. Страшно в С. Л. Анализ поэтического произведения в жанровом аспекте: Учеб. пособие. Иваново, 1983. - 91 с.

363. Страшнов С.Л. «Молодеет лад баллад» (Баллада в истории русской советской поэзии): Лит.-крит. статьи. М.: Современник, 1991. - 157 с.

364. Суворов Г.К. Слово солдата. Л.: Лениздат, 1954.

365. Сурганов В. Человек на земле: Тема деревни в современной прозе 50-70-х гг. Истоки. Проблемы. Характеры. 2-е изд., доп. - М.: Сов. писатель, 1981.-624 с.

366. Суровцев Ю. Обсуждаем проблемы повести //Звезда. 1968. - №5.

367. Таганов Л.Н. Великая Отечественная война в советской поэзии 40-70-х гг. Иваново: ИвГУ, 1978. - 180 с.

368. Таганов Л.Н. На поэтических меридианах. Ярославль, 1975.

369. Тарасенков А.К. Сила утверждения: Сб. ст. о совет, лит. М.: Сов. писатель, 1955.

370. Теракопян Л.А. Пафос преобразования: тема деревни в прозе 50-70-х гг. -М., 1978.

371. Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика: Учеб. пособие. М.: Аспект пресс, 1999. - 334 с.

372. Топер П.М. Ради жизни на земле. Литература и война. Традиции. Решения. Герои.-М., 1975.

373. Турков А. «Душа, такая золотая» //Наш современник. 1974. - № 4.

374. Тынянов Ю.Н. История литературы. Поэтика. Кино. М., 1977.

375. Урбан А.А. В настоящем времени: Русская советская поэзия. Л., 1984.

376. Утехин Н.П. Жанры эпической прозы. Л.: Наука, 1982. - 185 с.

377. Утехин Н.П. Черты неповторимого: Проза 70-х гг. М., 1980.

378. Филиппов Г.В. Русская советская философская поэзия: Человек и природа. -Л., 1984.

379. Фоменко Л.Н. Черты времени: Идеи и характеры в прозе 60-х гг. М., 1970.

380. Фромм Э. Душа человека. М.: Республика, 1992.197

381. Халгоев В.Е. Теория литературы. М.: Высш. Школа, 1999.

382. Хамракулова X Д. Современный роман в новеллах: Автореф. дис. канд. фи-лол. наук. -М, 1980.

383. Храпченко М.Б. Творческая индивидуальность писателя и развитие литературы.-М., 1976.

384. Цветов Г.А. Тема деревни в современной советской прозе. JI.: Знание, 1985.-32 с.

385. Цветов Г.А. Русская деревенская проза: эволюция, жанры, герои. СПб.: СПбГУ, 1992.-91 с.38б.Чалмаев В.А. На войне остаться человеком: Фронтовые страницы русской прозы 60-90-х годов. 2-е изд. - М.: Изд-во МГУ, 2000. - 120 с.

386. Чернец J1.В. Литературные жанры. М., 1982.

387. Чупринин С. Настающее настоящее: Три взгляда на современную литературную смуту. М.: Современник, 1989. - 160 с.

388. Швецова Л.К. Современная советская поэма (1950-1970 гг.): Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1984.

389. Шепелева Л.С. Нравственные искания в современной советской прозе о деревне: Учеб. пособие по спецкурсу. Челябинск: ЧГПИ, 1984. - 80 с.

390. Шкловский В. Художественная проза: Размышления и разборы. М.: Сов. писатель, 1961.

391. Шубин Э.А. Современный русский рассказ: Вопросы поэтики жанра. Л.: Наука, 1974.

392. Эйхенбаум Б.М. О прозе. М.: Худож. литература, 1969.

393. Эльяшевич А.П. Горизонты и вертикали: Современная проза от семидесятых к восьмидесятым. - Л., 1984.

394. Эгаптейн М.Н. «Природа, мир, тайник вселенной.»: Система пейзажных образов в русской поэзии. М.: Высш. школа, 1990. - 303 с.

395. Юнг К.Г. Душа и миф: Шесть архетипов. М.: ЗАО «Совершенство», 1997.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.