Художественный мир Б. Зайцева: поэтика хронотопа тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат филологических наук Баландина, Марина Борисовна

  • Баландина, Марина Борисовна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2003, Магнитогорск
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 185
Баландина, Марина Борисовна. Художественный мир Б. Зайцева: поэтика хронотопа: дис. кандидат филологических наук: 10.01.01 - Русская литература. Магнитогорск. 2003. 185 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Баландина, Марина Борисовна

ВВЕДЕНИЕ

Глава I. Становление художественного мира Б. Зайцева: поэтика хронотопа

§ 1. Космология художественного пространства Б. Зайцева

§ 2. Природные стихии как составляющие художественного мира Б. Зайцева

§ 3. Диалектика временных категорий в прозе Б. Зайцева

Глава II. Человек перед лицом вечных ценностей

§ 1. «Человек становящийся» в художественном мире Б. Зайцева

§ 2. «. Любовь перейдет в вечность»: жизнь - смерть - любовь

§ 3. Россия - «всепрощающая даль»: мотивы пути, дороги, дома

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Художественный мир Б. Зайцева: поэтика хронотопа»

i

На протяжении десятилетий художественное наследие Бориса Константиновича Зайцева оставалось малоизученной областью отечественного литературоведения. Сложный и своеобразный художественный мир писателя долгое время не находил адекватного отражения в научных исследованиях.

Первые статьи и рецензии о творчестве Б. Зайцева появились в начале XX века. Прозу молодого писателя связывали с неореалистическими тенденциями, отмечалось увлечение Зайцева модернизмом (В. Брюсов, Е. Колтоновская, Ю. Айхенвальд, М. Морозов)1. О первых произведениях писали как о «бессюжетных», безгеройных. 3. Гиппиус2 и К. Чу-^ ковский3 упрекали молодого автора в отсутствии «ощущения личности, человека». А. Горнфельд называл Зайцева «поэтом космической f жизни», поясняя, что в «вся ее масса для него однородна», в ней нет сверхорганического» развития. Он сливает людей с природой, в человеке оттеняет его подсознательную стихийность, в стихийной природе 4 чувствует сознание» .

Символистская критика (А. Топорков, В. Брюсов, А. Блок)5 указывали на новизну мировосприятия писателя, знающего «две действитель

I ности» и ищущего проявления мира духовного в мире земном. Предстаi вители социологической школы (М. Морозов, К. Чуковский) находили зайцевские рассказы «безжизненными», обвиняли писателя в невнимании к судьбе и социальным проблемам человека в России.

1 Брюсов В. Это лирика в прозе//3олотое руно. - М, 1907. - № 1. - С. 77-78.; Колтоновская Е.А. Поэзия для немногих//Речь. - 1909. -19 окт.; Морозов М. Очерки новейшей литературы. -СПб., 1911.; Айхенвальд Ю. Силуэты русских писателей. Т.З. Иэд-е 4-ое перераб. - Берлин: Слово, 1923.

2 Гиппиус 3. Тварное//Весы. - М.: Книгоизд-во «Скорпион», 1907. - № 3. - С.71-73.

3 Чуковский отпевание индивидуализма//Речь. - 1907. - 4 ноября.

4 Горнфельд А.Г. Лирика космоса. II Горнфельд А.Г. Книга и люди. Литературные беседы. Т. 1. - М., 1908.-С. 14.

5 Топорков А. О новом реализме (Борис Зайцев).//Золотое руно. - 1907. - № 10.; Брюсов В.Я. Зайцев Рассказы.//3олотое руно. - 1907. - №1; Блок А. О реалистах//3олотое руно. - 1907. - № 5.

6 Морозов М. Старосветский мистик //Морозов М. Очерки новейшей истории. - СПб., 1911.

Что касается религиозности прозы Б. Зайцева, то разговор о ней зашел гораздо позже, уже в зарубежной критике, в статьях 3. Гиппиус, М. Осоргина, Г. Федотова, Г. Адамовича, П. Грибановского, Г. Струве7. В произведениях писателя эмигрантского периода критика отмечала «драматическое столкновение двух миров», «несовместимость безгрешного, евангельски светлого мира» и жизни, «жестокой и грешной»8. Религиозный аспект в исследовании творческого наследия Б. Зайцева был плодотворно продолжен и развит современным российским литературоведением.

В советской России в результате идеологизации критики, литературоведения и издательского дела произведения Б. К Зайцева практически не издавались. Это сказалось на оценке творчества писателя: о нем говорили предвзято, с явно негативным отношением. Советская критика 1920-х годов упрекала писателя в том, что он «окончательно удалился от бренных дел», его произведения характеризовались как «выражение внутреннего побега писателя «в горнее»9. Необходимо отметить, что в «Большой советской энциклопедии» (издание 1952 года) Б. Зайцев даже не упомянался. В «Краткой литературной энциклопедии» (издание 1964 г.) литературовед и библиограф А. Храбровицкий, с которым писатель состоял в переписке, поместил небольшую статью о Б. Зайцеве.

Новым этапом в научном осмыслении творчества Б. Зайцева в России стали 1970-е годы. В «Советском энциклопедическом словаре» (1979 г.) была дана краткая характеристика творчества писателя: «Зайцев Б.К. (1881-1972), русский писатель. Мистическое воплощение жиз

Чуковский К.И. От Чехова до наших дней. - СПб.,1908. - С. 117-128.

7 Гиппиус 3. Б. Зайцев. Преподобный Сергий Радонежский//Совр. записки. - 1928. - №25. - С. 545547; Осоргин М. Борис Зайцев. Улица святого Николая/Совр.записки. - 1924. - № 18. -С. 434-435; Федотов Г. Борис Зайцев Афон//Совр.записки. - 1930. - № 41. - С.537-540; Адамович Г. Борис Зай-цев//Адамович Г. Одиночество и свобода. Литературно-критические статьи. - СПб., 1993. - С. 102113; Грибановский П Б.К Зайцев (обзор творчества)//Русская литература в эмиграции. - Питтсбург, 1972. - С.133-150; Струве Г. Русская литература в изгнании (Глеб Струве. Краткий биографический словарь русского зарубежья. - М., 19%. - С. 178-181.

8 Оцуп Н. Борис Зайцев. Странное путешествие.//Современные записки. - 1928. -№ 37. - С. 528-531.

9 Горбунов Д. Мертвая красота и живучее безобразие//Красная новь. - 1926. - №7. -С. 238-240. f ни, внеклассовый христианский гуманизм отличают его повести и роман

Дальний край» (1913). С 1922 года в эмиграции. В романе «Золотой ю узор» выражены антисоветские взгляды» .

Необходимо заметить, что имя писателя упоминалось в академических трудах о русском реализме начала XX века, но советское литера-| туроведение ограничилось лишь оценкой доэмигрантского творчества Б.

I Зайцева. Наследие писателя-эмигранта советская критика оценивала предвзято и негативно. В. Келдыш в работе «Русский реализм начала XX века» (М., 1975) определил творчество Б. Зайцева как «художественное явление «промежуточного» типа». Для него Зайцев - «камерный писатель», не знавший особо оригинальных явлений. Такое отношение привело к тому, что имя Б. Зайцева - выдающегося представителя литературы русского зарубежья - на протяжении почти семидесяти лет оставалось неизвестным российскому читателю.

Ситуация изменилась в конце 1980-х годов, когда появились публикации отдельных произведений писателя и пять книг его избранной прозы. В 1993 году вышло трехтомное собрание сочинений Зайцева, отражающее достаточно полно все периоды и жанры его творческого нач* следил. Публикация текстов произведений, несомненно, способствовала активизации работы по изучению его художественного творчества. Появились исследования общего, обзорного характера (Е. Воропаевой, JI. Иезуитовой, Т. Прокопова)11.

В 1995 году вышла монография О. Михайлова «Литература русского Зарубежья», где одна из глав посвящена Б. Зайцеву. Творчество писателя условно делится на три периода: раннее творчество, послереволюционный период и период эмиграции. Автор обращается к материалам писем и интервью Б. Зайцева, воспоминаниям современников

1 10 Советский энциклопедический словарь. /Под ред. А.Н. Прохорова и др. - М, 1979.-С.451.

11 Воропаева Е. Жюнь и творчество Бориса 3айцева//3айцев Б.К. Сочинения: В 3 т.: Т. 1. -М, 1993. -С.5-47; Прокопов Т. Восторги и скорби поэта прозы//Зайцев Б. Далекое. - М., 1991. - 3-51; Иезуитова Л. В мире книг Б. 3айцева//3айцев Б. Земная печаль. -Л., 1990. - С.5-16.

Н.Д. Телешов, А.Блок), высказываниям критиков (Колтоновская Е., Адамович., Шиляева А., Чуковский К.). В работе нашли место личные впечатления О.Н. Михайлова от встречи с писателем.

В 1997 году выходит энциклопедический словарь «Русское Зарубежье: Золотая книга эмиграции первой трети XX века». Статья, подготовленная В. Толмачевым, достаточно обширна по объему и содержанию. Жизненный и творческий путь писателя представлен как эволюция религиозно-философских воззрений: от пантеистических представлений о мире до христианских. Дана характеристика тематического и жанрового разнообразия творчества Б. Зайцева, оценка поэтики его произведений.

До недавнего времени для зайцеведения было характерно отсутствие монографических исследования как у нас, в России, так и за рубежом. Существовала лишь одна монография американской исследовательницы А. Шиляевой . Отдельные главы, посвященные частным аспектам его творчества, представлены в исследованиях А. Соколова, JI. Усенко, В. Захаровой13.

Начало системному изучению богатейшего художественного наследия русского писателя XX века положили Литературные чтения, посвященные 115-летию со дня рождения Б.К. Зайцева (г. Орел, февраль 1996 г.), Первые, Вторые и Третьи Международные чтения (г. Калуга, 1996, 1998, 2000 гг.), Международная конференция, посвященная изучению творчества Б.К. Зайцева (г. Орел, май 1998 г.), Международная конференция «Православие и русская культура», посвященная 120-летию со дня рождения Б.К. Зайцева (г. Санкт- Петербург, апрель 2001 г), на которых рассматривались важнейшие вопросы проблематики и

12 Шиляева А. Борис Зайцев и его беллетризованные биографии. - New York, 1971.

13 Захарова В.Т. Импрессионистические тенденции в русской прозе начала XX века. - М., 1995; Усенко Л.В. Импрессионизм в русской прозе начала XX века. - Ростов-на-Дону, 1988; Михайлов О.Н. Литература русского зарубежья. - М.: Просвещение, 1995; Соколов А.Г. Судьбы русской литературной эмиграции 1920-х годов. - М.: Изд-во МГУ, 1991. поэтики произведений Б. Зайцева, жанрово-стилевые и мировоззренческие аспекты его творчества, место писателя в литературном процессе конца XIX - начала XX века, краеведческие проблемы, связанные с жизнью Зайцева на орловско-калужской земле.

На сегодняшний день подготовлено и защищено несколько диссертационных исследований о творчестве прозаика. Становление творческой личности в художественных биографиях Б. Зайцева рассматривается в диссертационной работе Н. Жуковой «Проблема становления творческой личности в художественных биографиях Б. Зайцева» (Москва, 1993). Исследователем обстоятельно разработан вопрос о тематической направленности произведений писателя, о причинах, обусловивших жанровые изменения в его творчестве, об эволюции этико-эстетических представлений Зайцева. Автор диссертации развивает идею присутствия скрытого автобиографизма в прозе писателя.

В работе О. Кашпур14 на примере художественных биографий Зайцева исследуется жанр литературного портрета. На материале анализа конкретных произведений писателя («Преподобный Сергий Радонежский», «Жизнь Тургенева», «Жуковский», «Чехов») рассматриваются особенности жанра и проявление стилевых тенденций в произведениях Зайцева.

Исследования Н. Завгородной 15 основаны на факте присутствия в биографических текстах писателя идеи обобщения духовно-творческих импульсов художника, идеи, восходящей к категории образа, несущего обобщающий, архетипический смысл. Н. Завгородная определяет творческий метод писателя в беллетризованных биографиях как «метод вчувствования». В центре внимания исследователя образ Художника, в

14 Кашпур О. А. Жанр литературного портрета в творчестве Б. Зайцева. - М., 1995.

15 Завгородная Н.И. Образ художника в беллетризованных биографиях Б.К Зайцева «Жизнь Тургенева», «Жуковский», «Чехов». - Барнаул, 1996. котором, как считает литературовед, объединен философский и художественный поиск Б. Зайцева.

В работах современных литературоведов рассматриваются своеобразие художественного стиля, поэтика сюжета и жанра в произведениях писателя. Так, Ю. Драгунова в работе «Проза Б.К. Зайцева 19011922 годов» (Тверь, 1997) обозначила мировоззренческие основы творчества писателя в доэмигрантский период (1901-1922 гг.), определила связь его эстетической позиции с философским учением Вл. Соловьева. Обращение к проблемам художественного стиля писателя, формирования его художественного метода, позволили говорить исследователю об импрессионистической манере письма Б. Зайцева.

Работа И. Полуэктовой «Лирический компонент прозы Б. Зайцева»16 посвящена лиризму прозы художника. Критик обращается к проблеме творческой личности в художественной системе писателя, специфике его лирического мышления, определяет место и роль лирического героя в прозе Б. Зайцева. Достаточно тонко исследователь расставляет акценты, определяет доминанты стилевой манеры автора.

С. Сомова рассматривает изменения сюжетного повествования в произведениях Б. Зайцева 1901-1921-х гг. в связи с модернистскими по

17 исками начала XX века . Автором определяется «типология сюжета» зайцевских произведений: сюжет как мифологема, сюжет как пантеистическая модель мира, сюжет как философема любви, сюжет как архетип жизни-странствия. Достоинством работы является теоретический аспект в осмыслении проблемы сюжетостроения.

В работе Ю. Камильяновой18 исследуются основные направления художественного поиска Б. Зайцева 1900-1920-х годов и предлагается своя типология сюжета. В центре внимания исследователя оказываются

16 Полуэктова И. А. Лирический компонент прозы Б. Зайцева. - М, 1999.

17 Сомова С.В. Поэтика сюжета прозы Б. Зайцева (Рассказы и повести 1901-1921 гг.) - Самара, 1998.

18 Камильянова Ю.М. Типы сюжетного повествования в прозе Б. Зайцева 1900-1920-х гг. - Екатеринбург, 1998. следующие типы сюжетного повествования: романтический, житийный, очерковый, что, на наш взгляд, достаточно аргументировано.

Жанровые особенности произведений Б. Зайцева анализируется в работах Н. Глушковой и В. Коноревой19. Н. Глушкова рассматривает творческие искания писателя, предопределившие его обращение к жанру «хожения», анализирует особенности этого жанра в эмиграционном творчестве прозаика. В центре внимания В. Коноревой жанровые модификации романов Б. Зайцева. Особенно продуктивно в работе выполнен анализ стилевых доминант «романа воспитания».

Проблема «воцерквления» художественного творчества Б. Зайцева занимает А. Любомудрова20, который определяет творческий метод писателя как «духовный реализм». Современным исследователем установлен и основной эстетический принцип Зайцева - «эстетическая проповедь».

Сегодня можно говорить о своеобразной дифференциации аспектов изучения творчества писателя - историко-литературном, идейно-философском, нравственно-этическом. О специфике художественного времени в произведениях Б. Зайцева, функции и структуре художественного пространства в его прозе упоминалось лишь отчасти в работах С. Сомовой, И. Полуэктовой, В. Коноревой, Н. Глушковой. С. Сомова, рассматривая особенности сюжетостроения в доэмиграционном творчестве Б. Зайцева, обращается к архетипу пути, анализирует архетип жизни-странствия. По мнению исследователя, сюжет прозы Б. Зайцева реализуется в пространственно-временных категориях. И. Полуэктова, анализируя лиризм произведений писателя («Волки», «Миф», «Тихие зори», «Аграфена»), поднимая вопрос о соотношении автора и героя, обращается к понятию хронотопа. Рассматривая модификации жанра ро

19 Глушкова Н.Б. Паломнические «хожения» Б. К. Зайцева: (особенности жанра). - Москва, 1999. Конорева В.Н. Жанр романа в творческом наследии Б.К. Зайцева. - Владивосток, 2001.

20 Любомудров А.М. Духовный реализм в литературе русского зарубежья (Б.К. Зайцев, И.С. Шмелев). - Санкт-Петербург, 2001. мана в творчестве Б. Зайцева, В. Конорева прослеживает связь исторического времени и личностного времени персонажей в произведениях писателя.

Однако, некоторые вопросы, касающиеся семантических характеристик пространственно-временных отношений в произведениях Б. Зайцева и их аксиологической значимости, остаются непроясненным, что обуславливает актуальность нашего диссертационного исследования.

Философско-эстетические категории пространства и времени, являясь важнейшим фактором отражения художественного мира писателя, дают представление о характере нравственных и эстетических исканий автора и его героев, проясняют особенности стилевой доминанты зай-цевского творчества.

Объектом диссертационного исследования является творческое наследие Б. Зайцева, его книги «Тихие зори», «Полковник Розов», «Сны», «Усадьба Ланиных», «Земная печаль», «Путники», «Улица Святого Николая»; рассказы, не вошедшие в отдельные сборники («Сон», «Май», «В дороге», «Соседи», «Север», «Океан»); повести «Странное путешествие», «Авдотья-смерть», «Анна»; очерки «Афон», «Валаам», духовная проза «Преподобный Сергий Радонежский», «Алексей божий человек», романы «Дальний край», «Золотой узор», «Дом в Пасси», «Путешествие Глеба».

Предметом исследования становится динамика художественного мира Б. Зайцева в своеобразии пространственно- временных отношений и связей, определяющих жанрово-стилевые и композиционные особенности произведений писателя.

Цель диссертации - выявить содержание, функции и поэтику хронотопа Б. Зайцева, определяющие своеобразие его художественного мира. Обозначенная цель предполагает решение следующих задач: 1) рассмотрение наиболее значимых составляющих художественного пространства зайцевских произведений, прояснение их семантического наполнения (верх - низ, внешнее - внутреннее, ближнее дальнее, горнее - дольнее);

2) исследование временных координат художественного мира Зайцева (настоящее - прошлое, прошлое - настоящее, настоящее - будущее), а так же антиномий: жизнь - смерть, конечность - бесконечность, временное - вечное и т.д.;

3) выявление места человека в пространственно-временном континууме зайцевских произведений;

4) определение аксиологического смысла художественного хронотопа.

Методологические основы и теоретические источники исследования.

Специфика обозначенной проблемы, цели и задачи исследования определили его методологию, использование историко-культурного, сравнительно-типологического, структурно-семантического методов. Исследуемая проблема предполагает обращение к смежным областям гуманитарного знания - к философии и культурологии.

Теоретическую основу диссертационного исследования составили труды М. Бахтина, В. Виноградова, А. Веселовского, В. Жирмунского, А. Лосева, Ю. Лотмана, Е. Мелетинского, В. Топорова. В диссертационном исследовании был учтен опыт работы литературоведов - В. Захаровой, В. Келдыша, А. Соколова, Л. Усенко, В. Агеносова, А. Любомудро-ва , а также труды русских философов: Вл. Соловьева, Н. Бердяева, Е. Трубецкого.

Научная новизна работы заключается в следующем: - определены структурно-семантические параметры художественного мира Зайцева (верх-низ, внешнее - внутреннее, ближнее - дальнее, горнее - дольнее; настоящее - прошлое, прошлое

- настоящее, настоящее - будущее, жизнь - смерть, свет - мрак, конечность - бесконечность, временное - вечное и т.д.);

- рассмотрена концепция мира и человека в творчестве Зайцева; художественный мир писателя исследован с учетом пространственно-временных категорий;

- выявлена аксиологическая характеристика художественного хронотопа.

Практическая значимость работы.

Результаты исследования могут быть использованы в ходе разработки новых программ основных и специальных курсов по истории русской литературы XX века в вузовском преподавании и в школьной практике, а также в процессе дальнейшего исследования истории русской литературы данного периода.

1 Апробация работы.

Основные положения диссертации были апробированы на научно-практическом семинаре «Нравственно-философские искания русской литературы XX века» (МаГУ, 1999-2003 гг.), на ежегодных внутриву-зовских научных конференциях преподавателей МаГУ (1998 - 2003 гг.), на Всероссийских конференциях «Ручьевские чтения» (МаГУ, 2001),

J «Современные концепции филологии и преподавания словесности»

МаГУ, 2003).

Исследование имеет традиционную структуру: введение, две главы, заключение и библиографический список.

В первой главе определяется специфика формирования художественного мира писателя; рассматриваются философско-эстетические источники, лежащие в основе его художественной концепции; анализируется космология художественного пространства, прослеживается диалектика временных категорий.

Во второй главе рассматривается позиция героя в зайцевском хронотопе; определяются наиболее значимые категории и ценностные ориентиры зайцевских персонажей; выявляется вектор внутреннего движения Человека в пространственно-временном континууме художественного мира писателя.

В заключении подводятся итоги проведенного исследования, формулируются выводы, намечаются перспективы дальнейшей работы. а 1 I

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Русская литература», Баландина, Марина Борисовна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Художественный мир Б. Зайцева представляет собой философско-эстетическую систему, отражающую авторскую концепцию бытия, оригинальную модель подвижных взаимообусловленных отношений: Пространство - Время - Человек.

Концептуально значимыми в художественной картине мира Б. Зайцева оказываются следующие бинарные оппозиции: Верх - Низ, Горнее - Дольнее, Ближнее - Дальнее, Внешнее - Внутреннее, Время - Вечность, Жизнь -Смерть и др.

Художественное пространство зайцевских произведений динамично, подчинено авторскому замыслу, имплицирует идею Гераклита о подвижности и изменчивости всего сущего. Организуется это художественное пространство вертикалью верх-низ (небо-земля). Уже в раннем творчестве Зайцева пространственно-временные отношения носят оценочный характер, конструируются поляризацией лексических, синтаксических и семантических средств: там - здесь, тепло - холод, белый - черный и др. В ранних рассказах писателя ценностные ориентации в пользу верха или низа носят относительный характер. Хаос, разобщенность и вражда объясняются довлеющей над миром некой Силой, равной природным стихиям и близкой по-своему значению Мировой Воле Шопенгауэра.

В хронотопической структуре зайцевского мира пространство отмечено чертами необъятности, бесконечности. Вертикаль «земля-небо» определяет вектор движения зайцевских героев, направленного к постижению смысла бытия. Значимыми составляющими художественного пространства Б. Зайцева являются образы неба, водоема, горы, цикламенов, мирового древа .

Важным организующим началом художественного пространства в произведениях Зайцева являются природные стихии: ветер, метель, огонь, вода; лунарные и солярные образы. Значимой в поэтической системе писателя становится бинарная оппозиция вода - огонь, выраженная в образах солнца и океана. Их семантическая наполненность дает понимание смерти в контексте зайцевских произведений как второго рождения, преодоления дисгармонического хаотического начала в земном мире.

Солнце, солнечный свет - составляющие картины мира в творчестве Б. Зайцева. Божественное в мире связано в сознании автора и его героев со светом, блеском, золотом. Поэтому в творчестве художника появляется мотив свечения, источники которого разнообразны: солнце, звезды, купала церквей, снег, морская гладь. Свет в художественном мире писателя служит важнейшим способом слияния, взаимопроникновения земного и небесного пространств. Приметы горнего мира писатель находит в мире земном.

Стихия ветра в произведениях Зайцева носит амбивалентный характер. Наряду с грубым хаотическим началом ( ветер как природная стихия, ветер как проявление человеческих страстей и как выражение катаклизмов истории), образ ветра выступает в значении дыхания, связанного с главным принципом жизни, животворящим духом.

Художественный мир Зайцева - это особое звучащее пространство, оппозицией которого является гармоническая «звучащая тишина» - атрибут вечности.

В ранних рассказах Зайцева внимание автора сосредоточено на времени природном. Субъективное время лирического героя и объективное время бытия природы нераздельны и неслиянны. Первоначальное ощущение нераздельности бытия человека и природы оформляется в закон, который, по мнению Зайцева, не только раскрывает характер взаимоотношений человека и природы, но и определяет место человека в мироздании: человек часть природы. Рефлексирующий герой Зайцева стремится раствориться в мироздании. Для автора и его героев общение человеческой души с природой есть «благодать» и «успокоение». В системе взаимоотношений человека и природы проявилось пантеистическое мировосприятие Зайцева; человек в его ранних произведениях не выделяется из космоса, он часть его. Размышления Б. Зайцева о сущности прекрасного близки эстетике Вл. Соловьева, который связывает красоту и природу. В существующем мире возможны лишь проблески этой красоты («божественной идеи»), ее предвестники, которые воплощены как приметы «идеального» в картинах природы зайцевских произведений. Через противопоставление жизни природы как вечной, неизменной, божественной и жизни человеческой, автор показывает антитезу «вечное - временное»

В произведениях Б. Зайцева время циклично. Временной поток, показанный как непрерывный и неисчерпаемый, дает понимание жизни как вечного круговорота, а смерть воспринимается как часть бесконечного и становится для зайцевских героев «переходом», «восхождением», путем в Вечность. Творчество Б. К. Зайцева обретает выход к онтологическим проблемам, связанным прежде всего с христианством как типом миросозерцания.

Время в художественном мире писателя образует неделимый поток прошлого, настоящего и будущего, которые взаимосвязаны человеческой памятью. Время у Зайцева всегда субъективно. Особое значение обретает прошлое, как начало всего сущего, поэтому концептуально значимой становится тема детства. Детство - это исток, программирующий всю последующую жизнь человека. Идеальное время (детство) связано у Зайцева с идеальным местом - домом.

Жизнь представляется героям Зайцева восхождением к истине через тернистый путь приятия всех земных испытаний. Смерть рассматривается писателем как конец дольнего существования, как переход в новое состояние за границами земного бытия. Отсюда значимой в системе зайцевских фило-софско-эстетических категорий становится категория бессмертия.

В художественном мире Б. Зайцева основным типом героя является «человек становящийся», сосредоточенный на поисках нравственных ориентиров и своего предназначения. Герой Б.К. Зайцева главным образом созерцатель, он не столько устремлен на переустройство мира, всеобщего «дома», сколько на формирование гармонического состояния своей души, «дома» духовного. Таковы Петя («Дальний край»), Христофоров («Голубая звезда»), Наталья и Маркел («Золотой узор»), Глеб («Путешествие Глеба») и др.

Образы дороги, пути оказываются концептуально значимыми в постижении духовного становления личности зайцевского героя. Сама жизнь понимается автором как путешествие, странствие по дорогам жизни. Образ дороги в художественном мире Б. Зайцева становится символом жизненного пути, а путь рассматривается как путь к Истине.

Дом в системе философско-эстетических ценностей автора и его героев является атрибутом земного дольнего мира, что сковывает, ограничивает духовное движение персонажей, трансформируясь в понятие «анти-дом». Истинным домом становится храм, церковь, который может рассматриваться в пространственно-временном континууме Зайцева как центр мира, ось земли.

Человек в произведениях Зайцева является центром, организующим звеном, соединяющим все возможные ипостаси пространства и времени. Если в раннем творчестве зайцевский герой дан без акцента на меняющееся историческое время, внимание сосредоточено на духовной жизни человека, то в произведениях писателя 1910-х гг. историческое время ставит героев в ситуацию самоопределения, выбора жизненной позиции.

Основной проблемой творчества Б. Зайцева зрелого периода остается проблема поиска гармонических отношений человека с миром. Если раннему творчеству Б.К. Зайцева были свойственны религиозно-мистические искания, утверждалась мысль о том, что мир безжалостен и равнодушен, в нем царит зло и жестокость, а человек чувствует свое одиночество и отчужденность, то в зрелом творчестве писатель утверждает приоритет общечеловеческих ценностей (любви, добра, красоты). Спасение от «страшного» мира человек находит в своем собственном внутреннем мире, в любови. Своих героев Борис Зайцев проводит через испытание любовью. В любви Б. Зайцев видел огромную преобразующую силу, способную реализовать божественное начало человеческой жизни. Вера становится важнейшим источником духовной крепости человека. Основу гармонических отношений человека и мира Зайцев находит в христианстве. Нравственные заповеди христианства становятся опорой для его героев. Идеи любви, всепрощения, покаяния, духовного служения людям - значимые в его произведениях. Духовное самосовершенствование человека, его противостояние злу - сквозные темы зрелого творчества Б. Зайцева.

Итак, главными ценностными категориями, определяющими движение зайцевского человека в пространственно-временном континууме, становятся дом, прошлое, память, слово. Дом, как идеальное место на земле, прошлое, как идеальная временная категория, как начало, пронизанное божественной сущностью (космический гармонизированный мир, первомир с первочелове-ком), память, обеспечивающая постоянство ценностных ориентиров зайцев-ских героев, непрерывность их духовного движения, верность традициям, и наконец слово, слово, которое становится для Зайцева в завершении его нравственно-философских поисков способом материализации всего сущностного. К пониманию Слова как Слова Бога Зайцевские герои приходят через веру, через понимание непреложной истины «В начале было Слово и Слово было Бог». Слово становится единственной непреходящей ценностью.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Баландина, Марина Борисовна, 2003 год

1. Зайцев Б. К. Земная печаль: Из шести книг. - Л., 1990.

2. Зайцев Б.К. Люди Божие. М., 1991.

3. Зайцев Б.К. Сочинения: В 3 т. М., 1993.

4. Зайцев Б.К. Собрание сочинений: В 5 т. М.: Русская книга, 1999.

5. Зайцев Б.К. Собрание сочинений: В 5 т. Т. 6-8 (доп.). - М.: Русская книга, 1999.

6. Блок А. Собрание сочинений: В 8-ми т. М., 1960.

7. Бунин И. Собр. Соч.: В 6 т. М., 1987.

8. Шмелев И.С. Лето Господне: Праздники. Радости. Скорби. М., 1988.

9. Адамович Г. Борис Зайцев//Адамович Г. Одиночество и свобода. Литературно-критические статьи. СПб., 1993. - С. 102-113.

10. Ю.Андреев Л. Импрессионизм. М., 1980.11 .Асмус В.Ф. Вопросы теории и истории эстетики. М., 1968.

11. Гайденко Б. Человек и человечество в учении B.C. Соловьева// Вопросы философии. 1994. - №6. - С. 47-54.

12. Голубков М.М. Русская литература XX в.: После раскола: Уч. пособие для вузов. М.: Аспект Пресс, 2001.

13. Н.Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу: В 3 тт. М., 1995.

14. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979.

15. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. М.: Худ. лит., 1975.

16. Бахтин М.М. Собрание сочинений

17. Бергсон А. Материя и память./ Бергсон А. Собр.соч.: В 4 т. Т. 1. М.: Московский клуб, 1992.

18. Бергсон А. Опыт о непосредственных данных сознания./ Бергсон А. Собр.соч.: В 4 т. Т. 1. М.: Московский клуб, 1992.

19. Бердяев Н. А. Самопознание: Опыт философской автобиографии. -М. Книга, 1991.

20. Бердяев Н. А. Философия свободы. Смысл творчества М.: Правда, 1989.

21. Бердяев Н. А. Философия творчества, культуры и искусства. В. 2т. М.: Искусство, 1994.

22. Бронская JI. И. Концепция личности в автобиографической прозе русского зарубежья: И.С. Шмелев, Б. Зайцев, М. Осоргин. Автореф. дисс. док. филол.наук. Ставрополь, 2001.

23. В поисках гармонии: О творчестве Б. К. Зайцева. Межвузовский еб. науч. трудов. Орел, 1998.

24. Введение в литературоведение. Литературное произведение: Основные понятия и термины: Учеб.пособие. М.: Высш. шк., 1999.

25. Введение в литературоведение./Под ред. Г. Н. Поспелова. М., 1983.

26. Вернадский В. Из рукописного наследия//Вопросы философии. 1966. -№12.

27. Вернадский В. Размышления натуралиста: пространство и время в живой и неживой природе. М., 1975.

28. Веселовский А. Н. Историческая поэтика. М.: Высш. шк., 1989.

29. Виноградов В. В. Избранные труды. Поэтика русской литературы — М.: Высш.шк., 1976.

30. Воропаева Е. Всепрощающая даль // Лит. обозрение. 1989. - №12.

31. Воропаева Е. Жизнь и творчество Бориса 3айцева//3айцев Б.К. Сочинения: В 3 т.: Т.1. М.: Худож.лит.; ТЕРРА, 1993. - С.5-47.

32. Выходцев П.С. Субъектное и объектное в литературе: Поэтический образ// Время. Пафос. Стиль. Художественные течения в современной советской литературе. М.-Л.: Наука, 1965.- С59-112.

33. Гегель Г. В. Ф. Эстетика: В 4т. Т.З. -М.: Искусство, 1968 -1973.

34. Гей Н. Поэтическое время и пространство//Гей Н. Художественная литература. Поэтика, Стиль. М., 1975.

35. Гинзбург JI. Я. О психологической прозе. Л.: Советский писатель, 1977.f

36. Гинзбург Л. Я. О старом и новом: Статьи и очерки. Л.: Советский писатель, 1982.

37. Гиппиус 3. Тварное//Весы. М.: Книгоизд-во «Скорпион», 1907. - №3. -С.71-73.

38. Гиппиус 3. Б. Зайцев. Преподобный Сергий Радонежский//Совр. Записки. 1928.-№25.-С. 545-547;

39. Глушкова Н.Б. Паломнические «хожения» Б. К. Зайцева: (особенности жанра): Автореф.дисс. канд.филол.наук. Москва, 1999.

40. Горелов А.Е. Звезда одинокая// Горелов А.Е. Три судьбы. Л.: Сов. пис., 1976.

41. Горнфельд А.Г. Книги и люди. Литературные беседы. СПб., 1908.

42. Гречнев В. Я. Русский рассказ конца XIX — XX в.: Проблематика и поэтика жанра. Л., 1979.

43. Грибановский П. Борис Зайцев о Монастырях //Зайцев Б. Святая Русь. -М.: Русская книга, 2000.

44. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М., 1984.

45. Давыдова Т. Т. Русская неореалистическая проза (1900-1920-е годы).

46. М.:Изд-во МГАП «Мир книги», 1996.

47. Дерман А. Новый роман Бориса Зайцева// Северный записки. 1913. - № 7.

48. Добин Е. Сюжет и действительность. Искусство детали. Л., 1981.

49. Долгополов Л. К. На рубеже веков О русской литературе конца XIX -начала XX веков. Л.: Советский писатель, 1985.

50. Драгунова Ю. А. Проза Б. К. Зайцева 1901-1922 годов: Автореф. дисс. канд. филол. наук. Тверь, 1997.

51. Дунаев М.М. Православие и русская литература. В 6-ти частях. Ч. VI. -М.: Христиан.литература, 2000.

52. Евнина Е. Проблема литературного импрессионизма и различные тенденции его развития во французской прозе конца XIX начала XX века//Импрессионисты: Их современники, их соратники. - М.,1976.

53. Есаулов И.А. Категория соборности в русской литературе. Петразо-водск: Изд-во Петрозавдского ун-та, 1995.

54. Жирмунский В. М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. JI.: Наука,1977.

55. XX века: Автореф. дисс. д-ра филол. наук — М., 1995. 58.3инченко В.Г. Зусман В.Г., Кирнозе З.И. Методы изучения литературы. Системный подход: Учебное пособие. -М.: Флинта: Наука, 2002.

56. Иванов-Разумник Р.В. Дальний край (о романе и рассказах Бориса Зайце-ва)//3аветы. 1913. - № 6.

57. Иезуитова JI.A. О мире Б. 3айцева//3айцев Б. Земная печаль: Из шести книг.-Л., 1990.

58. Иезуитова Л.А. Семантика «чаши» в русской прозе начала XX ве-ка//Библия и возрождение духовной культуры русского и славянских народов. СПб., 1995. - С. 56-64.

59. Ильин И. А. О русской идее// Русская идея./ Сост. и авт.-вступ. -ст, М. А. Маслин. М.: Республика, 1992.

60. Историческая поэтика: Литературные эпохи и типы художественного сознания. М.: Наследие, 1994.

61. История русской литературы: XX век: Серебряный век/ Под. ред. | Ж. Нива, И. Сермана, В. Страды и Е.Эткинда.-М.: Изд. Группа «Про' гресс»- «Литера», 1995.

62. Камильянова Ю. М. Типы сюжетного повествования в прозе Б.Зайцева 1900 -1920-х гг.: Автореф. дисс. канд. филол. наук. Екатеринбург, 1998.

63. Кашпур О.А. Жанр литературного портрета в творчестве Б. Зайцева: Автореф.дисс. канд.филол.наук.-М., 1995.

64. Келдыш В. А. К проблеме литературных взаимодействий в начале XX века: о так называемых «промежуточных» явлениях// Русская литература -1979. №2.

65. Келдыш В. А. На рубеже художественных эпох: О русской литературе конца Х1Х-ХХ века // Вопросы литературы. 1993. Вып. 2. - С. 92-105.

66. Келдыш В. А. Русский реализм начала XX века. М.: Наука, 1975.

67. Клочко Г.Д. Методология системных исследований индивидуальной поэтики и поэтики отдельного литературного произведения: Авто-реф.дис. .док.филол.н. Киев, 1989.

68. Кожевникова Н. А. Типы повествования в русской литературе Х1Х-ХХ вв. М: Институт русского языка РАН, 1994.

69. Колобаева Л. А. Концепция личности в русской литературе рубежа XIX-XX вв. М.: Изд-во МГУ, 1990.

70. Колобаева Л. От временного к вечному (феноменологический роман в | русской литературе XX века)//Вопр.лит. —1998. № 3.

71. Колтоновская Е.А. Критические этюды. СПб., 1912.

72. Колтоновская Е.А. Новая жизнь. Критические статьи. СПб., 1910.

73. Конорева В.Н. Жанр романа в творческом наследии Б. Зайцева: Автореф. дисс. канд. филол. наук. Владивосток, 2001.

74. Корней Чуковский о Борисе Зайцеве // Вопросы литературы. 1993. Вып. VI - С.221-230.

75. Кранихфельд Вл. Литературные отклики //Современный мир. 1913. - №

76. Кубасов А.В. Проза А.П. Чехова: искусство стилизации. Екатеринбург, 1998.

77. Линков В. Я. Мир и человек в творчестве Л. Толстого и И. Бунина.- М.: Изд-во МГУ, 1989.

78. Липин СА. Сквозь призму чувств. О лирической прозе. М.; Советский писатель, 1978.

79. Литературное наследство: Иван Бунин. Сборник материалов. В 2 кн. Кн. 1-2.-М.:Наука, 1973.

80. Литературно-эстетические концепции в России конца Х1Х-начала XX века. М.: Наука 1975.

81. Лихачев Д.С. Время в произведениях русского фольклораУ/Русская литература. 1962. - № 4.

82. Лихачев Д.С. Историческая поэтика русской литературы: Смех как мировоззрение и другие работы. СПб.: Алетейя, 1997.

83. Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. М.: Наука, 1967.

84. Лосев А.Ф. Бытие. Имя. Космос. М., 1993.

85. Лосев А.Ф. Знак, Символ. Миф: Труды по языкознанию. М.: Изд-во МГУ, 1982.

86. Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М.: Искусство, 1978.

87. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М.: Политиздат, 1991.

88. Лотман Ю. М. В школе поэтического слова: Пушкин. Лермонтов. Гоголь. М.: Просвещение, 1988.

89. Лотман Ю. Минц 3. Литература и мифология//Семиотика культуры. Тру-| ды по знаковым системам. XIII. Тарту, 1981.

90. Любомудров A.M. Духовный реализм в литературе русского зарубежьяIj (Б.К. Зайцев, И.С. Шмелев): Автореф.дисс. док.филоло.наук Санкт1. Петербург, 2001.

91. Любомудров A.M. Книга Б. Зайцева «Преподобный Сергий Радонежский»//Русская литература. 1991. - № 3. - С. 112-121.

92. Любомудров A.M. Монастырские паломничества Бориса Зайцева// Русская литература. 1995. - №1. - С.137-158.

93. Любомудров А.М. Православное монашество в творчестве и судьбе И.С. Шмелева//Христианство и русская литература. СПб.: Наука, 1994.

94. Маковский М. М. «Картина мира» и миры образов//Вопросы языкознания. 1992. - №6.

95. Мелетинский Е. Поэтика мифа. М., 1976.

96. Мережковский Д. С. Акрополь: Избранные литературно-критические статьи. М.: Книжная палата, 1991.

97. Миронова М. Борис Зайцев. Странное путешествие. Рассказы. Очерки. Письма. //Наше наследие. 1990. - №3. - С. 84-86.

98. Мифы народов мира: энциклопедия: В 2 тг./Гл.ред. С. А. Токарев. М.,1994.

99. Михайлов О.Н. Интуиция Родины// Лит. газ. 1989. - 3 мая. - № 18. -С.5.

100. Михайлов О.Н. Литература русского зарубежья. М.: Просвещение,1995.

101. Михайлов О.Н. Литература Русского Зарубежья. Борис Константинович Зайцев (1881-1972) (Статья третья) //Литература в школе. 1990. -№6. - С.47-50.

102. Морозов М. Очерки новейшей литературы. СПб., 1911.

103. Мусатов В. В. Взгляд на русскую литературу XX века // Вопросы литературы. 1998. - май-июнь. - С. 75-89.

104. Мущенко Е.Г. Человек и мир в искусстве эпохи рубежа. 1880-1916.// Русская литература XX века: Учебное пособие. Воронеж, 1999. - С. 14 -22.

105. Мышалова Д. Очерки по литературе русского зарубежья. Новосибирск: Наука, 1995.

106. На рубеже. (К характеристике современных исканий). Критический сборник. СПб.,1909.

107. Николина Н.А. Поэтика повести И.С. Шмелева «Лето Господне»// Русский язык в школе. 1994. - №2. - С.61-71.

108. Овсянико-Куликовский Д.Н. Теория поэзии и прозы (Теория словесности) 5-е изд. М. - Пг., 1923.

109. Освобождение от догм. История русской литературы: Состояние и пути изучения / Отв. ред. Николаев Д.П. —М.: Наследие, 1997.

110. Осипов С. Долгая жизнь Б. 3айцева//3айцев Б.К. Люди Божие. М., 1991.

111. Осьминина Е.А. Иван Шмелев известный и скрытый// Москва. -1991.-№4.-С. 204-207.

112. Осоргин М. Борис Зайцев. Улица святого Николая//Совр.записки. -1924.-№18. -С. 434-435.

113. Оцуп Н. Борис Зайцев. Странное путешествие.//Современные записки. 1928.-№37.-С. 528-531.

114. Пискунов В. Чистый ритм Мнемозины. О мемуарах и мемуаристике русского зарубежья//Литературное обозрение. 1990. - № 10. - С. 2125.

115. Полуэктова И.А. Лирический компонент прозы Б. Зайцева: Авто-реф.дисс. канд.филол.наук. -М., 1999.

116. Полякова М.А. Лирическая проза И.А. Бунина и Б.К. Зайцева (Конец 1890-х 1900-е годы) // Иван Бунин и литературный процесс начала XX века (до 1917 года). Межвуз. сб. науч. трудов. - Л., 1985. - С. 101-108.

117. Поспелов Г. Н. Теория литературы. М., 1978.

118. Потебня А. Слово и миф. М., 1989.

119. Потебня А. Эстетика и поэтика. М., 1976.

120. Пригожин И. Переоткрытие времени//Вопросы философии. 1989.124125126127128129130131132.133134135136

121. Пригожин И. Стингере И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой. М., 1986.

122. Проблемы изучения жизни и творчества Б.К.Зайцева: Сб.ст./Первые Международные Зайцевские чтения. Калуга; Издательство «Гриф», 1998.

123. Прокопов Т.Ф. Восторги и скорби поэта прозы//Зайцев Б. Далекое. -М., 1991.-е. 3-15.

124. Прокопов Т.Ф. Легкозвонный стебель. Лиризм Б.К. Зайцева как эстетический феномен // Зайцев Б.К. Собрание сочинений: В 5 т. Т. З.-М.: Русская книга, 1999.-С.З-11.

125. Прокопов Т.Ф. Память всеотзывного сердца. Мемуарная проза Бориса Зайцева // Зайцев Б.К. Собрание сочинений: В 5 т. Т.6 (доп.).-М.: Русская книга, 1999.-С.З-10.

126. Пространство и время в литературе и искусстве. Теоретические проблемы. Классическая литература/Под ред. Ф.П. Федорова. Даугав-пилс, 1987.

127. Пространство и время в литературе и искусстве. Л., 1974. Раев М. Россия за рубежом: История культуры русской эмиграции. 1919-1939-Пер. с англ. /Предисл. О. Казниной.-М.:Прогресс-Академия, 1994.-296 с.

128. Развитие реализма в русской литературе: В Зт. М., 1972-1974.

129. Ритм, пространство, время в литературе и искусстве/ Отв. ред. Б. Ф. Егоров.-Л., 1974.

130. Розанов В.В. Уединенное. -М., 1990.

131. Романенко А.Д. Земные странствия Бориса Зайцева // Зайцев Б.К. Голубая звезда. М.: Моск. Рабочий, 1989.-С.5-31.

132. Романович А. Италия в жизни и творчестве Б.К.Зайцева // Русская литература. 1999. - №4. - С.55- 67.

133. Руднев В.П. Словарь культуры XX века. М., 1998.

134. Русская и зарубежная литература конца Х1Х-начала XX века: Основные течения. Орел, 1998.

135. Русская литература XX века. 1890-1910./Под ред. С.А. Венгерова. Т. 3. Кн. 8. М.: Изд. Тов-ва «Мир», 1916.

136. Русская литература в эмиграции. / Сб. под ред. Н.П. Полторацкого. -Питсбург, 1972.

137. Русская литература конца XIX XX века (1901 - 1907). - М.: Наука,1971.

138. Русская литература конца XIX XX века (1908 - 1917). - М.: Наука,1972.

139. Русская литература конца XIX начала XX века. Девяностые годы. -М.: Наука, 1968.

140. Рымарь Н. Т. Современный западный роман: Проблемы эпической и лирической формы. Воронеж: Изд-во ВГУ, 1978.

141. Рымарь Н.Т. Хронотоп и диалог//Хронотоп. Махачкала, 1990.

142. Рындина Л.Д. Борис Зайцев. «Тихие зори» // Мосты. №9. - 1962.-С.365-367.

143. Савельев С. Борис Зайцев. «Москва» // Современные записки.-1939. -№69.-С.391-393.

144. Сваровская А.С. Житийные традиции в прозе Б.К. Зайцева // Проблемы литературных жанров. Томск: Изд-во ТГУ, 1990. - С.113-115.

145. Семенов Тян-Шанский А. Светлой памяти Б.К. Зайцева // Вестник РСХД.-1971.-№Ю1-102.-С.318-321.

146. Сильман Т.И. Заметки о лирике. Л.: Советский писатель, 1977.

147. Синельникова Л. Н. Лирический сюжет в языковых характеристиках. -Луганск, 1993.

148. Сливицкая О.В. Реалистическая проза 1910-х годов // История русскойлитературы: В 4 Т.Т.4.-Л.: Наука, 1983.- С.603-634.

149. Слизской А. Из новейшей художественной литературы // Возрожде-ние.-1953. -№29. С. 176-182.

150. Смирнова Л.А. Русская литература конца XIX начала XX века. - М.: Просвещение, 1993.

151. Соболев Ю.В. Борис Зайцев // Лебедь,- 1908.-№4.-С.39-47.

152. Соболев Ю.В. Борис Зайцев. (Опыт критико-биографической характеристики) // Путь.-1913. №8. - С.33-37.

153. Соколов А.Г. История русской литературы конца ХЕХ-начала XX века: Учеб.-4-е изд., доп. и перераб.- М.: Высш. шк., 1999.

154. Соколов А.Г. Судьбы русской литературной эмиграции 1920-х годов.-М.: Изд-во МГУ, 1991.

155. Соловьев В. Смысл любви М.: Современник, 1991.

156. Соловьев Вл. Спор о справедливости. М., 1999.

157. Соловьев Вл. Чтения о Богочеловечестве. СПб., 2000.

158. Сомова С.В. «Традиционное» и «свое» в повести Б. Зайцева «Аграфе-на» // Филологические записки. Воронеж, 1997.-С.97-104.

159. Сомова С.В. Поэтика сюжета прозы Б. Зайцева (рассказы и повести 1901-1929 гг.): Автореф. дисс. канд. филол.наук. Самара, 1998.

160. Ставицкий А.В. Валаам И. Шмелева и Б. Зайцева (о жанровом содержании «Путевого очерка») // Проблемы литературных жанров. Томск: Изд-во ТГУ, 1990. - С. 111-113.

161. Степун Ф.А. Борис Зайцев. «Анна» // Современные записки. 1930. -№41. - С.520-522.

162. Степун Ф.А. Борису Константиновичу Зайцеву к его восьмидесятилетию // Степун Ф.А. Встречи. - М.: «Аграф», 1998.-С.182-197.

163. Струве Г.П. Русская литература в изгнании. Нью-Йорк, 1956.

164. Таубер Е.Л. Борис Зайцев. «Река времен» // Новый журнал. 1969. -№94,- С.274-277.

165. Таубер E.JI. Борис Зайцев. «Тихие зори». Избранные рассказы. Мюнхен, 1961 //Новый журнал.- 1962. №67.-С.271-276.

166. Таубер E.JI. В пути находящиеся (О творчестве Бориса Зайцева) // Гра-НИ.-1957. №33.-С.152-163.

167. Терапиано Ю. «Древо жизни» // Русская мысль,- 5 окт. 1972 г. РЦГА-ЛИ.ф. 1623.0.1.ед.хр.ЗО.

168. Терапиано Ю. Б.К. Зайцев // Русская мысль,- 10 фев. 1972 г. №2881,-РЦГАЛИ, ф.1623, оп.1, ед.хр. 30.

169. Толмачев В.М. Борис Зайцев // Литературная энциклопедия русского зарубежья (1918- 1990)/Т.1. Писатели русского зарубежья М.:РОССПЭН, 1997. С.169-172.

170. Толмачев В.М. Зайцев Б.К. // Русское Зарубежье. Золотая книга эмиграции. Первая треть XX века: Энциклоп. биогр. словарь. М., 1997.-С.240-243.

171. Толмачев В.М. От жизни к житию: логика писательской судьбы Б. Зайцева // Российский литературоведческий журнал. 1994. - №4. - С.73-89.

172. Топорков А. О новом реализме и о Борисе Зайцеве // Золотое руно -1907.-№10.-С.46-49.

173. Топоров В. Н. Пространство и текст//Текст: семантика и структура. -М„ 1983.

174. Топоров В. Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ. Исследования в области мифопоэтического. -М., 1995.

175. Трубецкой Е.Н. Избранное. М.: Канон, 1994.

176. Трубецкой Ю.П. Из творчества Б.К. Зайцева // Возрождение.-1952. -№21.-С. 184-185.

177. Трубина Л.А. Русская литература XX века. М.: Флинта: Наука, 1999.

178. Тхоржевский И.И. Борис Зайцев. Памяти ушедших // Возрождение.-1951. №15.-С.173-175.

179. Тхоржевский И.И. Русская литература. Париж, 1950.-С.511 -546.

180. Ульянов Н.И. Литературные эссе. Б.К. Зайцев (к 80-летнему юбилею) // Русская литература. 1991. - №2.-С.73-77.

181. Успенский Б.А. Поэтика композиции// Успенский Б.А. Семиотика искусства. -М., 1995.

182. Усенко Л.В. Импрессионизм в русской прозе начала XX века. Ростов-на Дону, 1988.

183. Фаликова Н. Хронотоп как категория исторической поэти-ки//Проблемы исторической поэтики. Петрозаводск, 1992.

184. Федоров Г. Н. Б.К. Зайцев. «Чехов» // Опыты.-1955.- кн.5.- С.99.

185. Федотов Г. Борис Зайцев Афон//Совр.записки. 1930. - № 41. - С.537-540.

186. Федякин С. Оживающее предание (О прозе A.M. Ремизова и Б.К. Зайцева) // Ремизов А.М., Зайцев Б.К. Проза. М.: Олимп, 1997.-С.5-14.

187. Флоренский П.А. Анализ форм пространственности и времени в изобразительных искусствах. М., 1993.

188. Флоренский П. А. У водоразделов мысли. М., 1990.

189. Фоминых Т.Н. Первая мировая война в прозе русского зарубежья 2030-х годов. М.: Прометей, 1997.

190. Фрейденберг О. Миф и литература древности. М., 1978.

191. Хализев В.Е. Теория литературы. Учеб.2-е изд. М.: Высш.шк., 2000.

192. Холквист М. Диалог истории и поэтики//Бахтинский сборник. 2. - М., 1991.

193. Цетлин М.О. Борис Зайцев. «Дом в Пасси» // Современные записки,-1935. №59.-С.473-475.

194. Цетлин М.О. Борис Зайцев. «Золотой узор» // Современные записки.-1926. №28. - С.473-474.

195. Цивьян Т.В. Движение и путь в балканской модели мира. Исследования по структуре текста. М., 1999.

196. Чернец Л.В. Литературные жанры (Проблемы типологии и поэтики).1. М, 1982.

197. Черников А.П. «Поэт в прозе». Творческий портрет Бориса Зайцева // Зайцев Б.К. Атлантида. Калуга, 1996.-С.5-30.

198. Чудаков А.П. Мир Чехова. М., 1987.

199. Чуковский К.И. Поэзия косности // Чуковский К.И. Собрание сочинений в 6-ти томах. Т.6.- М.: «Худож. лит.», 1969. С.318-331.

200. Чулков Г.И. Оправдание земли // Чулков Г.И. Статьи 1905-1911 гг. СПб., 1912.-С.54-60.

201. Шаховская З.А. Б.К. Зайцев // Шаховская З.А. В поисках Набокова. Отражения. М.: Книга, 1991.-С.263-267.

202. Шмелев И.С. и русская литература XX века: III Крымские шмелевские чтения. Алушта, 1994.

203. Шмелев И.С.: Мир ушедший мир грядущий: Тезисы докладов II Крымской международной научной конференции. - Алушта, 1993.

204. Шутая Н.К. Художественное время и пространство в повествовательном произведении: Автореф. дисс. канд. филол. наук. Москва, 1999.

205. Щукин В.Г. Концепция дома у ранних славянофи-лов//Славянофильство и современность. СПб., 1994.

206. Юкина Е. Эпштейн М. Поэтика зимы.//Вопросы лит. 1979. - № 9.

207. Яковлева Е.С. Фрагменты русской языковой картины мира: (Модели пространства, времени и восприятия). М., 1994.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.