Художественный музей в социокультурной среде региона тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат исторических наук Гафар, Татьяна Викторовна

  • Гафар, Татьяна Викторовна
  • кандидат исторических науккандидат исторических наук
  • 2009, Волгоград
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 190
Гафар, Татьяна Викторовна. Художественный музей в социокультурной среде региона: дис. кандидат исторических наук: 24.00.01 - Теория и история культуры. Волгоград. 2009. 190 с.

Оглавление диссертации кандидат исторических наук Гафар, Татьяна Викторовна

Введение

Глава I. Художественный музей как феномен культуры. История становления и развития

1.1. История художественных музеев в социокультурной динамике общества

1.2. Направления деятельности художественного музея в рамках его социальных функций •

1.3. Художественные музеи в социокультурной среде регионов - исторический аспект

Глава II. Художественные музеи Царицына-Сталинграда-Волгограда в социокультурной среде региона

11.1. Особенности становления художественного музея в Царицыне-Сталинграде

11.2. Роль возрождения художественного музея в регионе и его значение в развитии культурной жизни 116 П.З. Региональный музей в новой социокультурной среде 144 Заключение 165 Список источников и литературы

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Художественный музей в социокультурной среде региона»

Актуальность темы исследования. В последние десятилетия XX века во многих странах мира наблюдается «музейный бум», при этом констатируется не только быстрый рост посещаемости ведущих художественных музеев мира, но и небольших региональных музеев и выставок. Эти явления связаны как с расширением «аудитории искусства», благодаря быстрому росту образованности населения в условиях становления информационной, постиндустриальной цивилизации, увеличении времени досуга, так и видоизменениям традиционных форм работы музеев, использованию инновационных методов работы, которые опираются на переосмысление места, роли, функций художественного музея в социокультурном развитии общества.

В нашей стране в период реформ были выявлены факторы, свидетельствующие о проблемах в функционировании музеев. Переход к рыночным отношениям тяжело отразился как на культуре общества в целом, так и на судьбах музеев. Только в последние годы ведущие художественные музеи страны стали возрождаться: выросло количество посетителей, расширяются формы работы музеев, началось активное обсуждение не только в научной среде, но и в СМИ проблем сохранения культурного наследия, важнейшей частью которого являются музейные коллекции. В обществе нарастает протест против засилья западной массовой культуры, за сохранение национальных традиций, в том числе региональных особенностей культуры. Отчасти с этими изменениями менталитета связан и «религиозный ренессанс», и рост популярности культур малых народов, этносов и субэтносов, в Волгоградской области - казачества. Региональные музейные коллекции, как правило, в состоянии удовлетворить данные потребности общества.

Важно, что на пути разработки вопросов национальной и культурной самобытности происходит интенсивная переориентация музейной сферы с традиционных направлений деятельности на решение сложных социальных вопросов взаимодействия музеев и общества. За последние два десятилетия в нашей стране произошли значительные преобразования, затронувшие все стороны жизни общества, что привело к изменениям в социокультурной среде. Трансформации в социальной и духовно-практической жизни детерминировали проблему общественной значимости большинства традиционных социальных институтов и их функционирования в региональной культуре. Потенциал художественного музея и его роль в формировании социокультурной среды базируются на полифункциональности искусства, так его произведения составляют основу фондов художественных музеев, а, соответственно, данный признак предопределяет и многообразие способов взаимодействия музея данного профиля со средой. В этой связи особенно актуальной оказывается проблематика данного исследования, направленная на определение роли и значения музея в условиях, когда сама музейная отрасль находится в стадии поиска ресурсов для своего дальнейшего развития.

Степень разработанности проблемы.

Проблема феномена художественного музея в социокультурном пространстве региона является одним из направлений исследования истории культуры. Одними из ключевых в данной работе являются понятия «социокультурное» и «музей». Однако очевидно, что их содержание разрабатывается различными гуманитарными науками: историей, социальной философией, культурологией, социологией, музееведением, педагогикой. Термин «социокультурное», активно используется в современном гуманитарном знании для характеристики условий, пространства, среды. В данном контексте представлены работы, в которых актуализируется понятие культура как некое единство создающее и объединяющее общество, через систему взаимодействия, противоречия и их развития.

Это исследования П. Сорокина, Б. Малиновского, Т. Парсонса, П. Козловски, А. С. Ахиезера [247, 208, 159, 88]. Социально-философское обоснование социокультурного подхода для анализа явлений культуры представлено в работах С. Э. Крапивенского. Ученый считает, что социокультурное включает в себя основания обоих важнейших срезов исторического процесса (формационного и цивилизационного), а также производное от них [168, с. 134]. Основу использования понятия «социокультурное» в культурологическом аспекте раскрывает М. С. Каган, определяя его как понятие-бином, которое правомерно именно потому, что в этой сфере бытия общество выступает как содержание, а культура — как форма существования данных объектов; это значит, что общество и культура одновременно различны и едины, как содержание и форма во всех предметах, явлениях и процессах [149, с. 10]. Вопросу определения взаимозависимости пространства культуры и общества посвящены также диссертации Н. Е. Чекалиной и А. Г. Букина [276, 98].

При рассмотрении вопросов, связанных с определением роли и места музея как культурного института, его функциональных возможностей в условиях современного российского общества, автор опирался на труды, посвященные поискам механизмов включения культуры и культурного наследия в ткань современной жизни. Этой проблеме посвящены исследования Т. Г. Богатыревой, В. Ю. Дукельского, С. Э. Зуева, А. Я. Флиера, М. Б. Гнедовского [92, 127, 139, 266, 118]. По мнению последнего, мы только учимся диалогу и лишь отчасти преодолели закрытость наших культурных институтов, которые делают сейчас первые робкие попытки увязать традиционные ценности с проблемами современной жизни [167]. Выше обозначенной проблеме посвящено диссертационное исследование А. В. Лисицкого [171].

Теоретическое осмысление музея происходит по нескольким направлениям. В музееведении выделяется три подхода — институциональное, предметное и комплексное. Наряду с музееведением, методологические и теоретические аспекты этой многогранной темы находят раскрытие в философских, культурологических, искусствоведческих, управленческих, экономических трудах. Принимая во внимание тему работы, сосредоточимся на исследованиях, затрагивающих вопросы социальных функций музея, определения его как культурного института, историю художественных музеев и их роль в обществе в различные периоды, а также на анализе материалов обобщающих практический опыт современных музейных практик. Региональный аспект работы обращает наше внимание на издания, в которых анализируются культурные процессы и культурное наследие в региональном аспекте и в Волгоградской области, в частности.

Роль музея в современном обществе стала одной из центральных тем, в первую очередь музееведения в XX веке. Одним из первых поднял вопрос о социальной значимости музея на рубеже XIX-XX веков И.Ф.Фёдоров считал, что музеи не должны быть хранилищами предметов, оставшихся от протекшей жизни, не должны служить для любопытства; музеи — суть школы для взрослы и должны быть центрами искусств всё должно быть предметом знания и всё познающим [263, с. 123] Значительное количество работ посвящено роли музеев в жизни общества в процессе их исторического развития, а также анализу их функций - А. М. Разгон, Д. А.Равикович, А. Б. Закс, Ю. В. Зиновьева, А. Хаттон, и др.[224, 223, 132, 135,272].

Механизмы и способы взаимодействия музея и общества, формы существования музея на современном этапе анализируются в публикациях и исследованиях П. Козловски, К. Хадсона, Б. и Г. Д. Лорда, М. С. Кагана, Е. М. Акулича, JI. И. Скрипкиной, Т, П. Калугиной, Г. В. Вдовина, И. В. Чувиловой [159, 270, 172, 147, 70, 245, 152, 102, 280]. Осмыслению роли региональных музеев в современной культурной ситуации посвящены работы Е. М. Акулича, В. JI. Борисовой, Э. А. Шулеповой, диссертации А. А. Змеула, и материалы музейных конференций последних лет [70, 95, 288, 136].

Исследования последних лет демонстрируют наличие, иногда, противоположных мнений о социальных функциях музеев (М. Б. Гнедовский и Е. М. Акулич) [118, 71] поэтому исследования для понимания роли и места музея в обществе на основе функционального анализа остаются крайне актуальными сегодня.

История музеев становится предметом отдельного рассмотрения практически с момента повсеместного распространения музеев как учреждений, уже в начале XX века выходит работа основателя отечественной музееведческой школы Ф.И.Шмита [285]. В течение XX века, с накоплением эмпирического материала, эта область привлекала к себе всё больше внимание. Определённым этапом в отечественном музееведении стала публикация с 1957 по 1971 г.г. семи томов «Очерков истории музейного дела в России», «Очерков истории музейного дела СССР», а в настоящее время издание Российской музейной энциклопедии [232]. Работы по истории профильных музеев появляются позднее, стоит отметить, что большинство работ этого направления было посвящено краеведческим и в меньшей степени художественным музеям. При этом, объектом специального изучения, среди группы художественных музеев, чаще всего становятся известные музеи. Но стоит отметить, что в зарубежной музеологии многие вопросы функционирования музеев рассматривались, именно, на материалах художественных музеев [298, 299]. С 1980-х годов увеличивается количество работ, освещающих вопросы становления и развития направлений деятельности художественных музеев, предпринимаются попытки обобщения исторических итогов пройденного данными музеями пути, но всё же в своем большинстве работы находятся в русле традиции монографического рассмотрения отдельных музеев. Для нашего исследования особое значение имеют публикации последних лет, раскрывающих особенности исторического развития и деятельности, именно, художественных музеев, среди них работы Т. Ю. Юреневой, Т. П. Калугиной, С. А. Овсянниковой, А. А.Никоновой, В. Петухова [294, 153, 201, 199, 212]. Возможность рассмотрения деятельности регионального художественного музея в качестве отдельного компонента социокультурной среды стало возможным благодаря выделению музея данной категории в феномен культуры Т.П.Калугиной, произведенной на основе хранения ими вещи-униката, принципиально единичной и незаменимой, коим является произведение изобразительного искусства [153, с.32].

Большое значение для работы имеют публикации, обобщающие материалы практической деятельности музеев, особенно художественных, с аудиторией. Основное внимание автором было уделено работам Б. А.

Столярова, М. Ю. Юхневич, Е. Г. Вансловой, Н. Г. Макаровой, Е. Б. Медведевой [252, 295, 99].

Изучение историко-культурного наследия и культурной жизни Волгоградской области носит дробный и несистемный характер. Первые работы в этой области относятся к XIX веку — «Труды Саратовской учёной архивной комиссии» (СУАК) [143]. Но в XX веке только события Гражданской войны и Сталинградской битвы надолго стали предметом исследований, связанных с нашим регионом. Сфера культуры, рассматривалась лишь в общих монографических изданиях, посвященных Волгограду как административному центру [104, 105, 86], в этой связи особо хотелось отметить монографическую работу Г. Н. Андриановой [78], которая посвящена художественной жизни Царицына-Сталинграда. В последние годы значительно увеличилось количество исследований и публикаций по историко-культурным вопросам и разделам культурного наследия. Волгоградские исследователи И. О. Тюменцев, М. М. Загорулько, А. В. Материкин, О. И. Сгибнева, В. В. Серебряная посвящают свои работы изучению архитектурного наследия нашей области [129, 183, 239, 240], до последнего времени не было работ, посвящённых музеям города и области. Издания Волгоградского областного краеведческого музея и диссертация Е. В. Комиссаровой стали первыми в этом направлении [182, 181, 163]. Альбом Волгоградского музея изобразительных искусств, вышедший в 2006 году, является единственным изданием, дающим возможность ознакомится с музеем и частью его коллекции [107].

Подчеркивая основательность и высокий научный уровень этих работ необходимо отметить, что в современной литературе по истории культуры недостаточно освещены вопросы взаимодействия региональных музеев со средой, где происходит их функционирование, не выявлены место и роль художественных музеев как важной составляющей социокультурного пространства региона. Мало изученными остаются вопросы художественной жизни в регионе, отсутствует систематизация фактов и рассмотрение их в рамках единого процесса историко-культурного развития региона.

Объектом данного диссертационного исследования являются художественные музеи России.

Предмет исследования — история художественных музеев Волгограда как части социокультурной среды региона.

Цель исследования: выявить особенности становления, развития и функционирования художественного музея в контексте социокультурного развития Волгоградского региона.

Достижение цели исследования реализуется в решении следующих задач:

- проанализировать специфику функционирования художественных музеев в социокультурной динамике общества и показать роль художественных музеев в современной культуре;

- исследовать функции и направления деятельности художественных музеев в исторической ретроспективе, раскрыть полифункциональность деятельности музея и эволюцию форм работы в соответствии с потребностями общества на современном этапе;

- исследовать причины и условия возникновения художественных музеев на юге России и в Поволжье, установить закономерности в особенностях функционирования региональных музеев на указанной территории;

- выявить этапы исторического развития художественных музеев на территории Волгоградской области в первой половине XX в., установить их роль в социокультурном развитии региона;

- раскрыть социальный потенциал художественных музеев и галерей Волгограда и Волгоградской области, проанализировать эволюцию форм и методов работы в соответствии с потребностями общества на современном этапе;

- дать анализ ресурсов для развития социальных функций регионального художественного музея, опираясь на полифункциональность искусства как основы его фондов, разработать технологию создания музейного продукта на основе междисциплинарного подхода, способствующего повышению значения музея в регионе.

Территориальные рамки исследования - современные административные границы Волгограда и области.

Хронологические рамки исследования охватывают период с конца XIX в., времени распространения в России художественных музеев как профильных учреждений, по настоящее время.

Методологическая база исследования основана на междисциплинарном подходе, позволяющим исследовать проблему комплексно. Данный подход обусловлен объектом исследования - художественным музеем, рассмотрение которого предопределяет использование методов как исторического и культурологического, так и искусствоведческого анализа.

В ходе проведения научного исследования автором были использованы как общие, так и специальные методы историко-культурологического исследования. Методология исследования основана на историческом и диалектическом подходах к анализу социокультурных явлений, которые позволили рассмотреть функционирование регионального художественного музея в развитии и взаимосвязи с другими социально-политическими, культурными и военными событиями. В рамках исследования автор использовал методы структурно-функционального, системного и компаративного анализа. Структурно-функциональный анализ, позволил рассмотреть деятельность регионального художественного музея с позиции его функционального назначения как учреждения культуры. Компаративный анализ применялся при рассмотрении причин и условий возникновения художественных музеев в регионах Поволжья и юга России, что позволило выявить различия в развитии данного типа музеев детерминированные первоначальными мотивами их появления в каждом конкретном регионе.

При работе над обобщением практического опыта применялись системно-деятельностный подход и методы социологического анализа. Данные методы были необходимы для обобщения результатов, полученных в ходе реализации проекта «Уроки Леонардо» посредством анкетирования, интервьюирования, представления итогов на различных профессиональных площадках.

Источниковая база работы. Для написания диссертационного исследования были использованы опубликованные и неопубликованные источники. Привлекаемые источники с учетом их специфики можно разделить следующие группы.

1. Делопроизводственная документация представлена опубликованными и неопубликованными законодательными актами по вопросам сохранения и использования культурного наследия [1, 2, 32, 33, 34, 35]; документами официального делопроизводства [3, 6, 7, 8, 9, 10, 29, 30, 55, 56]: постановления Царицынского горкома ВКП(б) [13], протоколами заседаний Сталинградского крайкома, обкома, горкома ВКП(б) — КПСС [9, 14]; постановления Волгоградского обкома КПСС [15]; учетными документами и научно-справочным аппаратом фондов и архива Волгоградского музея изобразительных искусств (ВМИИ) [3, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27], Астраханской картинной галереи им. П. М. Догадина [34]

2. Документы статистики, статистические сборники, отчеты. Анализ данных документов позволил провести сравнение численности учреждений культуры (музеев) в регионе в различные исторические периоды, численности населения в Волгограде и изменения в распределении населения по сферам занятости [42 - 46], выявить изменения в темах и направлениях работы художественных музеев, количественные показатели по посещаемости и экскурсионно-лекционной работе [3, 41].

3. Материалы справочного характера составили каталоги и буклеты выставок Волгоградского музея изобразительных искусств [54, 59, 63], в том числе каталог Сталинградской картинной галереи, изданный в 1941 году [60]. Данные материалы позволяют проанализировать количественный и качественные данные по выставочной, образовательной, издательской деятельности Волгоградского музея изобразительных искусств и иных учреждений культуры на территории региона.

4. Периодические издания содержат разнообразный фактический материал о культурной и художественной жизни на территории региона. Сведения о музеях края содержат публикации в периодической печати, газетах: «Борьба», «Поволжская правда», «Саратовский листок», «Сталинградская правда», «Волгоградская правда»; журналы «Сталинград», «Отчий край»; справочные издания: путеводитель по Сталинградскому округу и г. Сталинграду [65 - 69]. 5. Документы личного происхождения: неопубликованные воспоминания председателя правления Сталинградского отделения Союза советских художников с 1941 по 1947 гг. А. М. Николаева [28], интервью со свидетелями и очевидцами (сотрудниками музея Ю. Я. Алтуховой, И. Н. Непокупной, В. И. Киселевым, художником С. Урмаевым) позволили воссоздать историю художественной жизни региона и полнее охарактеризовать причины и мотивы организации художественного музея и потери художественных коллекций в регионе.

Основной источниковедческой базой послужили материалы из архивов Волгоградской, Астраханской и Саратовской областей, Государственного архива Российской Федерации (ГАРФ), Российского государственного архива литературы и искусства (РГАЛИ). При подготовке работы были исследованы фонды Государственного архива Волгоградской области (ГАВО), Центра документации новейшей истории (ЦДНИВО) Государственного архива Астраханской области (ГААО), Государственного архива Саратовской области (ГАСО)

Характеристика музейного собрания ВМИИ дана на основе непосредственного изучения предметов, записанных в Книгу поступлений основного фонда под № 1-7008, актов приема-сдачи, протоколов заседания фондово-закупочной комиссии, совета по атрибуции и научно-методического совета, отчетной документации музея.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в раскрытии методами историко-культурологического исследования места и роли регионального художественного музея в динамике социокультурного развития общества и в выявлении современной тенденции расширения его деятельности в связи со становлением культуры информационного общества.

Предметом специального рассмотрения стала история возникновения и функционирования художественных музее в Царицыне — Сталинграде — Волгограде и их значение в формировании социокультурной среды региона, который традиционно отожествляется с крупными военными событиями и значительными промышленными и транспортными объектами. В диссертации впервые систематизированы разрозненные факты, связанные с утратой регионом художественных коллекций. Изменение роли художественного музея в современной социокультурной среде показана на примере внедрения нового образовательного продукта «Уроки Леонардо», разработанного и осуществленного автором в составе проектной группы.

В диссертации впервые вводится в научный оборот ряд архивных материалов по функционированию художественной галереи в Сталинграде в период Великой Отечественной войны, что позволило более полно реконструировать события, связанные с утратой коллекции и установить факт утраты в Сталинграде произведений отечественного и западноевропейского искусства из Астраханской картинной галереи им. П.М.Догадина. Исследование является одной из первых работ, в которой на основе сравнительного анализа социокультурной среды городов Поволжья и юга России выявляются особенности функционирования в них художественных музеев, что позволяет говорить об особенности такого явления как региональный художественный музей.

Научная новизна исследования раскрывается в положениях, выносимых на защиту:

• художественные музеи в условиях развития коммуникационных технологий в значительной мере расширяют свои функции, формы и методы работы. Основанием для этого является полифункциональность искусства, включение в музейную деятельность информационных технологий, которые влияют как на методы и способы сохранения культурного наследия, так и на представление его в обществе. Появление и развитие новых типов художественных музеев, соединяющих в себе широкие образовательные возможности с различными формами проведения досуга, основаны на соучастии потребителей искусства в работе музеев и сотворчестве в восприятии современного искусства;

• развитие образовательной функции и функции организации свободного времени в художественных музеях во второй половине XX в., изменения художественного языка и трансформация художественной системы в искусстве XX века привели к выделению основных направлений, в рамках которых происходит взаимодействие художественного музея и аудитории. Анализ социокультурной среды, выявление проблем общества на современном этапе позволяют художественным музеям инициировать новое направление — технологическое - для создания музейных продуктов в целях реализации своих социальных функций;

• возникновение художественного музея в регионе детерминировано рядом условий внутреннего и внешнего характера, среди которых можно выделить: наличие в регионе сложившейся художественной коллекции или коллекций, принадлежащих частным лицам или государственным ведомствам; личную инициативу коллекционера, государственного деятеля, группы художников или иных общественных организаций; события, способствующие концентрации в одном месте произведений изобразительного искусства; государственную политику в области культурного строительства. Систематизация фактов истории существования музея в социокультурной среде конкретного региона может способствовать определению роли музея в данной местности на современном этапе и формированию стратегии его развития на будущее;

• проведенный анализ позволяет считать, что утрата в процессе военных действий художественных коллекций и длительное отсутствие в социокультурной среде региона художественного музея как центра культурной жизни приводят к формированию ситуации разрыва культурной традиции и создают трудности в комплексном развитии системы культурно-досуговой сферы в регионе;

• художественные музеи на территории Волгоградской области и г. Волгограда во второй половине XX в. осуществляли деятельность в соответствии с культурной политикой государства в конкретных социокультурных условиях месторасположения региона, но возможности их функционирования во многом были обусловлены идеологической доминантой, заключающейся в представлении региона через военную историю;

• образовательный проект «Уроки Леонардо», являясь примером новой образовательной практики, разработанной и внедренной в Волгоградском музее изобразительных искусств, позволил изменить традиционные представления об образовательных возможностях художественного музея в целом и способствовал развитию взаимодействия конкретного регионального музея и общества посредством установления новых каналов коммуникации, способствующих выявлению ресурсов региона для самоидентификации.

Теоретическая и практическая значимость работы. Результаты классификации направлений развития образовательной деятельности, предложенные в работе, могут быть использованы художественными музеями при разработке образовательных продуктов. Выводы, полученные в результате исследования, позволяют оптимизировать деятельность (образовательную, выставочную, научную, издательскую) региональных художественных музеев в рамках социальных функций на базе полифункциональных возможностей основных фондов.

Разработанные в процессе внедрения проекта «Уроки Леонардо»: технологические, организационные, методические, оценочные практики могут быть применены в художественных музеях и учреждениях данного типа.

Апробация результатов исследования. Основные результаты исследования были представлены в 34 работах и изложены на международных, Всероссийских и региональных конференциях и семинарах в г.г.Москве, Санкт-Петербурге, Чебоксарах, Кемерово, Волгограде, Нижнем Новгороде.

Опыт инновационных практик музея был представлен в рамках международной стажировки по музейному менеджменту в США (г.г.

Вашингтон, Балтимор), на международных научно-практических семинарах по теме «Расширение музейной аудитории через новые образовательные программы» в г. Самаре и г. Волгограде, на проектно-аналитическом семинаре для финалистов Всероссийского музейного конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире» в 2006-2007 гг., на публичной презентации лучших PR-проектов 2006 г. в Государственном университете — Высшей школе экономики.

Образовательный проект «Уроки Леонардо» был реализован в 2005-2006 годах и включен в постоянную работу Волгоградского музея изобразительных искусств с 2006 г., Краснодарского краевого художественного музея им. Ф. А. Коваленко. Проект с 2008 года включен в работу Центра музейных технологий «Новый музей» на базе Коломенского краеведческого музея. Теоретические положения проекта стали основой учебно-методического комплекса «Инновационный кейс» по теме «Междисциплинарное интегрирование в рамках проектной деятельности», разработанного автором (в соавторстве с к.т.н. А. В. Щербиным) для ГОУ Академии народного хозяйства. Результаты практической части исследования, заключающиеся в проекте «Уроки Леонардо», были отмечены дипломами ряда конкурсов: победитель Всероссийского музейного конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире» (грант Благотворительного фонда В. Потанина, Москва, 2005 г.), победитель регионального конкурса «Волгобрэнд - 2006» (Волгоград, 2007 г.), лауреат Национальной премии в области развития общественных связей «Серебряный лучник» (Москва, 2007 г.), диплом Открытого музейного форума (ст. Вешенская, 2008г.), в 2007 г. проект признан лучшим реализованным проектом музейного конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире» (Москва).

Материалы диссертации использованы при подготовке энциклопедии «Волгоградская область как перекресток цивилизаций», стали основой при реализации проекта «Возвращение» в рамках целевой программы «Культура Волгоградской области — 2007».

Структура и содержание диссертации определяются общей концепцией, целью, поставленными задачами, логикой исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Гафар, Татьяна Викторовна

Заключение

В настоящее время в условиях масштабных трансформаций во всех сферах общественной и экономической жизни, процесса глобализации и интеграции, развития информационных технологий вопросы, связанные с поиском ресурсов устойчивого развития общества, приобретают особое значение. Современное понимание устойчивого развития расширило его рамки от первоначальной экологической в целом парадигмы до сложной и диалектичной системы, включающей экологические, социоэкономические и социогуманитарные компоненты. Поскольку человеческая цивилизация находится в состоянии перехода к новой эпохе на основе радикального изменения целей, направлений и содержания различных сфер человеческой деятельности, сохранение культурных кодов, преемственность в развитии культуры приобретает актуальное значение.

В начале XXI века за музеями повсеместно признан статус особо значимых учреждений культуры, выполняющих функции хранения овеществленного историко-культурного наследия и трансляции исторического и культурного опыта поколений, посредством выявления, документирования, изучения и репрезентации предметов материальной и духовной культуры. Публичные музеи на протяжении двухсотлетней истории своего развития стали неотъемлемой частью культурной жизни общества, способствуя на каждом историческом этапе решению стоявших перед обществом проблем, связанных с просвещением, эстетическим воспитанием, развитием духовной культуры, передачей опыта поколений, самоидентификацией в рамках этносов, стран и отдельных локальных территорий.

В последнее десятилетие в нашей стране интенсивно ведется поиск ресурсов развития и государства, и регионов, лежащих вне сферы традиционной сырьевой базы. Этот процесс имеет глобальный, универсальный характер, причем в процессе разработки вопросов национальной и культурной самобытности происходит интенсивная переориентация музейной сферы с традиционных направлений деятельности к решению непростых задач взаимоотношения между музеями и обществом. В этот период особое значение приобретают региональные музеи, деятельность которых, осуществляемая в конкретных экономических, географических, социальных и культурных условиях отдельного региона, способна рассматриваться как ресурс для развития последнего.

В середине XIX века, в период повсеместного создания музеев в качестве институтов сохранения и представления обществу зримой овеществленной истории, наличие или отсутствие в стране или крупном административном центре музея расценивалось как признак степени общественной зрелости государства и его представителей. Сегодня государственная поддержка музеев как учреждений культуры в каждом отдельном регионе представляется стратегическим направлением социальной политики государственных органов.

Изобразительное искусство, являясь частью духовной культуры человека, всегда рассматривалось как важное средство осознания мира и духовного развития личности. Произведения изобразительного искусства во все исторические периоды наделялись особым аксиологическим и телеологическим значением, были предметами собирания и коллекционирования. Именно художественные коллекции стали основой первых публичных музеев. Изобразительное искусство, обладая универсальным художественным языком, способствовало культурной интеграции различных стран и народов в единое культурное пространство. В настоящее время коллекции художественных музеев, как правило, являются наиболее ценными объектами культурного наследия стран, а сами музеи олицетворяют собой национальные музейные собрания. Все вышеперечисленное позволило наделить художественный музей статусом феномена культуры. Художественные музеи не имеют такого повсеместного распространения, как музеи исторические и краеведческие, но именно этот тип музея для многих представителей общества продолжает олицетворять собой само явление - музей. Наличие художественного музея в отдельном регионе способствует формированию целостной и гармоничной культурной среды и возможности разностороннего эстетического развития личности в данном регионе. Наличие коллекции произведений искусства может способствовать удовлетворению потребностей социума в повышении культурного статуса территории; воспитании и формировании духовных и нравственных ценностей; познании природы и получение знаний об окружающем мире; появлении культурных новаций; формировании пространства коммуникации; сохранении лучших образцов художественной культуры и культурного наследия; передаче социального опыта и практических навыков; реализации эстетических переживаний; проявлении национального самосознания и идентичности. Региональный художественный музей посредством реализации своих основных функций может способствовать удовлетворению данных потребностей в отдельном регионе. Эффективность этого взаимодействия территории и художественного музея определяется и потенциалом самого музея, и условиями его функционирования в конкретной местности, а также исторически сложившимися условиями и традициями.

История художественных музеев в Волгоградской области и Волгограде, отражая тенденции развития музейного строительства в стране, имеет свои особенности и отличия. В первую очередь, это связано с историческим отсутствием в регионе условий для развития художественной жизни и творчества. Царицын до последней трети XIX века, являясь одним из уездных городов Саратовской губернии, принадлежал к типичным провинциальным городам Российской империи с крайне ограниченным набором учреждений культуры и досуга. Это положение усугублялось и ситуацией с населением в городе, которое по преимуществу было некоренным, принадлежало в основном к крестьянству и рабочему люду. Царицынские купцы и промышленники не являлись активными коллекционерами произведений искусства, в городе отсутствовали специализированные художественные учебные заведения и выставочная деятельность. В последней трети XIX века начинается бурный рост Царицына, однако, в первую очередь, как транспортного и промышленного центра Поволжья и юга России. Население города увеличивалось быстрыми темпами, но развитие культурно-досуговой сферы не соответствовало им. В Царицыне музей как публичное учреждение культуры появился позднее, чем в соседних крупных городах, а художественный музей возник в период глобальной смены политической и экономической системы в результате переворота 1917 года. История художественного музея в Царицыне-Сталинграде-Волгограде имеет нелинейный прерывистый характер и до второй половины XX века не демонстрирует устойчивой формы. В XX веке город продолжает развиваться как центр промышленности и машиностроения, крупный транспортный узел, с преобладанием в культурно-досуговой сфере исполнительских, театральных и зрелищных жанров и видов искусства. Изначально неблагоприятные условия для развития художественной жизни были усугублены военными действиями на территории региона, который дважды в XX веке становился эпицентром военных сражений: в период гражданской войны и Сталинградской битвы. Только в послевоенный период масштабные восстановительные работы в Сталинграде привели к притоку в регион крупных художественных сил - архитекторов, художников, мастеров прикладного искусства. Это способствовало развитию художественной и выставочной жизни, аккумулированию на территории города произведений изобразительного искусства, сложению группы людей, заинтересованных в организации художественного музея. Соединение внешних и внутренних факторов содействовало образованию в региональном центре художественного музея.

Особый исторический статус города Сталинграда, государственная политика в области музейного дела, грамотная и высокопрофессиональная деятельность сотрудников нового музея обеспечили территорию, не обладавшую крупными художественными коллекциями, значительным собранием произведений отечественной и зарубежной художественной культуры. Это позволило начать процесс выявления идентичности региона через художественную культуру (собирание коллекции выдающегося отечественного художника, уроженца области И. И. Машкова, художников его круга и их учеников); восстановления единой художественно-исторической традиции (выявление и собирание произведений художников довоенного периода); аккумулирования современной культуры региона (собирание произведений художников Поволжья и юга России).

Занимаясь активной выставочной и издательской деятельностью, реализуя научно-исследовательскую и образовательную функции, художественный музей стал звеном в процессе формирования единого культурного пространства второй половины XX века. Совместная выставочная деятельность с ведущими музеями страны (Государственная Третьяковская галерея, Эрмитаж, Государственный Русский музей и др.) позволила ВМИИ обеспечить знакомство населения региона с культурным наследием России. Художественный музей стал центром культурной жизни города, способствовал развитию регионального отделения Союза художников РФ, становлению начального художественного образования в городе, а с 1990-х годов среднего и высшего образования. ВМИИ стал инициатором организации филиалов художественного музея на территории региона, впоследствии филиалы музея в Палласовке и Волжском стали самостоятельными музейными организациями. Разнообразная и насыщенная художественная жизнь в регионе в 1980-е годы позволила основать в 1990-х годах в Волгограде первую в стране Детскую картинную галерею, муниципальный выставочный зал, четыре частных художественных салона, современный Музейный выставочный центр. Волгоградский музей изобразительных искусств в последнее десятилетие неоднократно становился победителем музейных конкурсов, участником крупных международных и российских проектов, инициатором новых форм работы. Но, к сожалению, материально-техническая база музея, условия хранения и размещения художественной коллекции остаются на уровне периода организации музея в 1960 году, что, безусловно, не дает возможность ВМИИ в полном масштабе осуществлять свои социальные функции. Стоит отметить, что и другие региональные художественные музеи и галереи не имеют отдельных зданий (за исключением Муниципальной картинной галереи

Волжского). В 2005 году помещение (3000 кв. м) Музейно-выставочного центра были отчуждено в результате спора хозяйствующих субъектов, что снизило возможности для дальнейшего развития художественной жизни в регионе.

Деятельность Волгоградского музея изобразительных искусств с момента его основания в 1960 году, а также работа филиалов музея в Палласовке, Волжском, Детской картинной галереи Волгограда дают основание утверждать, что через художественный музей регион, традиционно отождествляемый с крупным военным сражением, предоставляет возможность различным социальным группам ощутить причастность к культурным событиям, лежащим в «демилитаризованном пространстве». Современный региональный художественный музей способен реализовывать социальные функции через создание музейных продуктов на основе практик современного искусства, работы с территориями как пространствами культурного наследия, посредством включения музейного предмета в качестве части культурного наследия в общий социальный контекст.

Диалог художественного музея с социумом демонстрирует возможности для расширения социальных функций музейных организаций в современных условиях, способствует расширению форм репрезентации региона в стране и является ресурсом устойчивого развития территории.

Список литературы диссертационного исследования кандидат исторических наук Гафар, Татьяна Викторовна, 2009 год

1. Ф. 2306. Министерство просвещения РСФСР. Оп. 28 Д. 9. Российский государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ)

2. Ф. 2075. Комитета по делам искусств при Совете Министров РСФСР Оп. 7

3. Государственный архив Волгоградской области (ГАВО)

4. Ф. 6875. Волгоградского музея изобразительных искусств. On. 1. ДД. 3, 8, 9, 14, 15, 18, 21,22, 25, 28, 29, 32, 34, 39, 42, 44, 47, 49, 50, 52, 56, 61, 62, 63, 64, 65, 67, 73, 74, 78, 79, 80, 83, 84, 85.

5. Ф. 6534. Коллекция документов деятелей литературы и искусства. Оп. 8. ДД. 5, 12. Оп.9. Д.64.

6. Ф. 6598. Волгоградского областного краеведческого музея за 1936- 1966 годы. On. 1. ДД. 47, 50, 286, 287.

7. Ф. 6140. Сталинградского областного отдела по делам искусств. On. 1. ДД. 3, 23, 40.

8. Ф. 6019. Сталинградско-Волгоградского городского отдела культуры. Оп. 2. ДД. 182, 185, 192, 193.

9. Ф. 2115. Волгоградского областного совета народных депутатов и его исполнительного комитета. On. 1. Д.456. Оп. 3. Д. 18.

10. Ф. 71. Волгоградского городского совета и его исполнительного комитета Оп.1. Д.Д. 54, 66, 96,.

11. Ф. 686. Волгоградского областного статистического управления. Оп.4. ДД. 145, 154, 168.

12. Ф. 6065. Волгоградского драматического театра им. М.Горького. Оп.1. Д. 5.

13. Центр документов новейшей истории Волгоградской области (ЦЦНИВО)

14. Ф.1. Сталинградского губернского комитета ВКП(б). Оп. 6. Д.311

15. Ф. 71. Волгоградского городского комитета КП РСФРС. Оп.6. Д.54. Оп.Ю. Д.25

16. Ф.113. Волгоградского областного КП РСФСР Оп.24. Д. 19. Оп.бО. Д.319.

17. Государственный архив Астраханской области (ГААО)

18. Ф. 3365. Астраханская картинная галерея. On. 1. Д.4

19. Ф. 3100, Астраханский Союз художников. Протоколы заседаний АССХ1941.

20. Государственный архив Саратовской области (ГАСО)

21. Ф. 369. Художественного музея им. А. Н. Радищева и Боголюбовского рисовального училища филиал Центрального училища технического рисования (г. Санкт-Петербург), г. Саратов. On. 1. ДЦ. 2. 12,14, 15, 20, 21, 21.

22. Ф. 1279. фонд Коллекции краеведческих материалов по истории Саратовской губернии, края, области 1841-2000 гг. On. 1. ДД. 124, 130, 134, 145.

23. Архив Волгоградского музея изобразительных искусств

24. Акт приёма №121. 1960. 26 авг.

25. Акт поступления. 1961. 27 марта.

26. Приказ №550 «Об отправке музейных экспонатов» // Книга постоянного приёма. 1960.

27. Приказ «О передаче музейных экспонатов в связи с перераспределением музейных фондов» // Книга постоянного приёма. 1960.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.