Кинематограф М.А. Булгакова. К проблеме кинематографичности художественного мышления писателя тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат культурологии Тарасов, Александр Валентинович

  • Тарасов, Александр Валентинович
  • кандидат культурологиикандидат культурологии
  • 2006, Шуя
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 185
Тарасов, Александр Валентинович. Кинематограф М.А. Булгакова. К проблеме кинематографичности художественного мышления писателя: дис. кандидат культурологии: 24.00.01 - Теория и история культуры. Шуя. 2006. 185 с.

Оглавление диссертации кандидат культурологии Тарасов, Александр Валентинович

Введение.

ГЛАВА 1. Экранизация драматургических произведений М.А. Булгакова.

1.1. М.А. Булгаков и кинематограф.

1.2. "Бег". Пьеса и фильм-экранизация. Образно-стилевые особенности.

1.3. "Дни Турбиных". Пьеса, роман "Белая гвардия" и фильм-экранизация. Образно-стилевые особенности.

ГЛАВА 2. Экранизация эпических произведений М.А. Булгакова.

2.1. "Собачье сердце". Повесть и фильм-экранизация. Образно-стилевые особенности.

2.2."Мастер и Маргарита". Роман и фильм-экранизация. Образно-стилевые особенности.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Кинематограф М.А. Булгакова. К проблеме кинематографичности художественного мышления писателя»

Коренная ломка уклада русской жизни, связанная с событиями первых двух десятилетий XX века, несомненно, повлияла на всех деятелей русской культуры. Но М.А. Булгаков стал осмыслять общенациональный кризис в неожиданных тонах и формах, достаточно резко выделивших его среди художников послереволюционного поколения. JI. Авербах после публикаций "Белой гвардии" и первых крупных сатирических повестей так сказал о Булгакове: "Появляется писатель, не рядящийся даже в попутнические цвета"1. По сути своей это была оппозиция господствующим идеям времени, выраженная особым художественным языком. Судьба Булгакова-прозаика была трагична. Не менее трагична была судьба Булгакова-драматурга.

За последние два десятилетия интерес к творчеству писателя заметно возрос. Наряду с увеличением числа изданий увеличивается количество посвященных ему работ. К концу 80-х г.г. в основном были опубликованы все ранее не известные, недоступные отечественному читателю художественные тексты Булгакова, из архивов КГБ „вышел на свет" его дневник. Изданы книги А. Вулиса, А. Смелянского, В. Стронгина, М. Чудаковой, JI. Яновской, статьи и тексты других жанров С. Аверинцева, В. Айзенштадт, Н. Альтшуллер, JI. Аннинского, А. Арьева, Ю. Бабичевой, В. Баранова, А. Берзер, И. Бэлза, JL Винокур, В. Воздвиженского, И. Волгина, В. Гудковой, С. Дмитриенко, А. Зеркалова, М. Золотоносова, К. Кирилленко, С. Клементьева, В. Константинова, Н. Козлова, А. Кораблёва, И. Кузякиной, В. Кулешовой, В. Купченко, В. Лакшина, Ю. Леонтьевой, В. Лосева, Н. Маляровой, Л. Менглиновой, Б.

1 Авербах Л. Михаил Булгаков / Л. Авербах // Известия. - 1925. 20.09.

Мягкова, Ю. Неводова, А. Нинова, Е. Орловой, П. Палиевского, В. Перцова, М. Петровского, Н. Петровой, В. Петелина, К. Рудницкого, И. Смирнова, В. Сахарова, Г. Файмана, В. Чеботарёвой, JI. Шубина, Р. Янгирова. Эти труды русских учёных, как и монографии и отдельные исследования их иностранных коллег - Лесли Милн, Эндрю Беррата и Джули Куртис в Англии; Эллеандеа Проффер и Эдит Хайбер в США; Коллина А. Райта в Канаде, Питера Дойля в Новой Зеландии, Ральфа Шредера, Волькера Левина в Германии, Э. Баццарелли и Р. Джулиани в Италии; М. Иовановича в Югославии, Анжея Дравича в Польше; Калпаты Спхни в Индии и Л. Халлер в Венгрии - посвящены судьбе и творчеству М. Булгакова.2

Работа в кино принесла М.А. Булгакову разочарование и боль. Он искал в кино возможности воплощения своих творческих идей, возможности разговора со своим читателем и зрителем, поскольку его пьесы ставились все меньше, книги не печатались.

Великий Мастер создал литературные сценарии, прекрасно отражающие специфику кинематографа, несущие яркие зримые образы, глубокое понимание духа кино. Но особый интерес для нашего исследования представляют кинематографические произведения по оригинальным литературным произведениям М.А. Булгакова, уже увидевшим свет, уже имеющим своего благодарного зрителя, свою критику, оставившие след еще и в истории мирового кинематографа.

Кинематографичность творчества как объективная сторона художественного мира автора, киномышление как специфика

2 Подробнее о некоторых аспектах изучения творчества писателя зарубежными учёными см. например: Клементьев С. Проза М. Булгакова в оценке польской критики / С. Клементьев // Вестник МГУ. Сер 9: филология. - 1989. - № 6. творческого метода писателя в последнее время становится актуальной темой научных исследований. Можно говорить о кинематографичное™ творчества Н.В.Гоголя, А.И.Гончарова, Л.Н.Толстого, А.П.Чехова. Особенно исследовано киномышление Л.Н.Толстого.3 Одним из первых исследовал этот вопрос М.И. Ромм.4

Как считал Л.Н. Толстой, писатель должен уметь мыслить как словесно, так и яркими зрительными образами, воссоздавать в своем воображении картины описываемой жизни героев. Истинный художник является одновременно художником и мыслителем, философом и ученым. «Наука и искусство так же тесно связаны между собой, как легкие и сердце, так что если один орган извращен, то и другой не может правильно действовать».5

Огромное внимание проблеме кинематографичное™ мышления творческого человека уделял С.М. Эйзенштейн. В целом ряде работ он рассмотрел истоки зарождения, по его определению, «синэстетического» мышления. Глубоко изучая историю художественной культуры, он пришёл к выводу, что первичные элементы синэстетического мышления

3 Вопросы киномышления Л.Н.Толстого рассмотрены в научных статьях: Аннинский Л. Невзятая крепость. (Толстой и киномышление) / Л. Аннинский // Вопр. лит. - 1979. - № 2. - С. 123; Аннинский Л. Лев Толстой на зарубежном экране / Л. Аннинский // Иностранная литература: - 1978. - № 7; Океанский В.П. Андрей Тарковский и Лев Толстой: аргументы к постановке проблемы в контексте символического миропонимания / В.П. Океанский // Апокалипсис присутствия. Собрание сочинений в сфере экстремальной антропологии в пяти проблемных частях. - Иваново; Шуя:, 2004. - С. 40-45; Ермилова Г.Г. Андрей Тарковский и русская классика / Г.Г. Ермилова // Дни А.Тарковского на Ивановской земле: Сб. - Иваново:, 2002. - С. 36-43.

4 См. Ромм М.И. О кино и хорошей литературе // Ромм М.И. Беседы о кино.-М., 1964.

5 Толстой Л.Н. Так что же нам делать? // Толстой Л.Н. Полн. собр. соч.: в 90 т.-М.-Л., Т. 16. 1928-1958. -С. 464. зародились в первобытном синкретизме, далее получив развитие в синтетическом народном творчестве, красочных народных празднествах и карнавалах, зрелищных искусствах. Синэстетическое, кинематографическое мышление обусловлено, по мнению С.М.

Эйзенштейна, способностью творческого человека «слышать» цвет, видеть музыку как цветовую гамму и т. д. Или как писал JI.B. Кулешов:

Если имеется мысль-фраза, частица сюжета, звено всей драматургической темы, то эта мысль выражается, выкладывается 6 кадрами-знаками, как кирпичами.» .

Отличительными чертами кинематографичное™ творческого мышления являются визуализация отдельных образов и картин, монтажность их построения, создание образов и картин путем чередования визуальных планов, а также способность художника создавать и поддерживать ритм внутри происходящего действия.

Монтаж является коренной особенностью кинематографа как искусства. С.М. Эйзенштейн в исследовании «Диккенс, Гриффит и мы» так писал о сути монтажа: «монтажная единица-клетка» дробится «на цепь раздвоений, которые вновь собираются в новое единство - в монтажную фразу, воплотившую концепцию образа явлений».

Способность художника видеть мир и воплощать его путем чередования планов - это возможность организации визуальных картин через чередование общих, крупных и средних планов, подчиняясь логике заданного ритма действия.8

6 Кулешов JI.B. Искусство кино / JI.B. Кулешов - М.: Теокинопечать, 1929.- С. 100.

7 Эйзенштейн С.М. Диккенс, Гриффит и мы / С.М. Эйзенштейн // Эйзенштейн С.М. Избранные статьи. -М., 1966. - С. 190.

8 См. Эйзенштейн С.М. Четвёртое измерение в кино // Эйзенштейн С.М. Избр. произведения: в 6 т. - М.: Т. 2. - 1964 - 1985. - С. 45 -59.

В -1970 году ставится фильм «Бег», и эта постановка открывает бесконечную цепь блистательных, удачных и неудачных экранизаций булгаковской прозы и драматических произведений. В настоящее время зрители видели экранизации романа («Мастер и Маргарита» - несколько постановок), повестей («Собачье сердце» - фильмы «Собачье сердце», «Роковые яйца» - одноименный фильм), драматургических произведений («Иван Васильевич» - фильм «Иван Васильевич меняет профессию» «Бег» - одноименный фильм), рассказов (фильм «Красный остров»).

Было бы интересно проследить причины творческих удач или неудач кинорежиссеров, особенностей перевода языка, стиля Булгакова на язык кино, кинематографические особенности его произведений. Отдельный интерес вызывает история экранизаций романа «Мастер и Маргарита», причины внимания и неудач. Все фильмы, поставленные по этому произведению, либо не удачны (хотя и поставлены режиссерами крупными и серьезными), либо спорны, либо не представлены зрителю в виду ряда обстоятельств (фильм «Мастер и Маргарита» режиссера Ю. Карра): в СМИ, правда, появились сообщения о скором широком показе этого фильма. Совсем недавно была показана телеэкранизация романа (десять серий), осуществленная Всероссийской государственной телерадиокомпанией и режиссером В.В. Бортко. Удивительное кинопроизведение, очень удачно вводящее зрителя в мир книги, но вызвавшее шквал критики. Что это, «мистичность» книги, трудности перевода или полная невозможность кинематографической интерпретации?

Тем самым для подробного анализа мы привлекаем фильмы созданные по произведениям М.А. Булгакова, наиболее полно показывающие кинематографичность творчества писателя, наиболее полно передающие его художественный мир, имеющие общие глубинные стилевые особенности.

Для выявления метафизических глубин поэтики М.А. Булгакова мы привлекаем труды русских религиозных философов С.Н. Булгакова и П.А. Флоренского. Известно, биографическое сближение «двух Булгаковых» и определенный интерес М.А. Булгакова к творчеству С.Н. Булгакова. Известна и семейная легенда об общих родственных корнях в Орловской губернии,9 но наш интерес вызывает сближение тем и мыслей в произведениях М.А. Булгакова и в статьях и книгах С.Н. Булгакова.10

Кроме того, известно, что в «архиве М.А. Булгакова сохранилась книга П.А. Флоренского «Мнимости в геометрии» с многочисленными пометками».11 Привлекая работы П.А. Флоренского «Столп и утверждение истины: Опыт православной теодицеи»,12 «Особенное» и «Детям моим»13, мы будем говорить о софийном аспекте творчества М.А. Булгакова в связи со сквозным архетипом Дома как метафизическим центром мироздания.14

9 См.: Соколов Б.В. Сергей Булгаков и Михаил Булгаков / Б.В. Соколов // Два Булгакова: Разные судьбы. Вып. I. - М.; Елец, 2002.

10 Булгаков С.Н. «Философия хозяйства», «На пиру богов (Pro и Contra). Современные диалоги» / Булгаков С.Н. Соч.: В 2 т. - М. - Т. 2. - 1993.

11 Соколов Б.В. Булгаков. Энциклопедия / Б.В. Соколов. - М., 2003. - С. 514.

12 Флоренский П. А. Столп и утверждение истины: Опыт православной теодицеи // Флоренский П. А. Соч.: в 2 т. / М., 1990. - Т. 1. - 635 с.

13 Флоренский П.А. Особенное / П.А. Флоренский - М., 1992. - 435 с.

14 См. Долгополова С. Лаевская Э. Душа и Дом: Русская усадьба как выражение софийной культуры / С. Долгополова,' Э.Лаевская // Наше наследие. - 1994. - № 29-30. - С. 157: «.внутренне и внешнее домоу строение.»

Тема «Булгаков и кинематограф» интересна, ждет своих исследователей. Прослеживая взаимоотношения литературного творчества Булгакова с киноэкранизациями его произведений, можно отметить, что этот пласт творчества писателя и пласт культуры, связанный с экранизациями его произведений, ещё не изучался должным образом. Кроме того, возможность изучения поэтики художественного произведения через анализ его кинематографического воплощения является новым источником постижения внутреннего мира произведений. Это и обуславливает актуальность темы данной диссертационной работы.

Определим наиболее существенные пробелы изучения творчества М.А. Булгакова в контексте обозначенной нами темы:

- почти полностью отсутствуют академические исследования, посвященные непосредственно данной проблеме. Среди критического материала преобладают газетные и журнальные отзывы (по содержанию мало соответствующие аналитическому осмыслению материала), часть же предпослана юбилейным датам и является не более чем биографическими очерками;

- минимальное количество исследований содержит попытку вписать наиболее удачные киноэкранизации в контекст истории русской и мировой культуры.

Целью работы является изучение глубинной эстетической взаимообусловленности произведений М.А. Булгакова и их экранизаций. Открывается такая перспектива при постановке и решении следующих исследовательских задач: а/ раскрыть художественное своеобразие киноэкранизаций произведений М.А. Булгакова в сопоставлении с литературным творчеством, выявляя признаки кинематографичное™ художественного мышления писателя; б/ проследить многоплановое раскрытие архетипа Дома - центрального образа булгаковского мира - в экранизациях булгаковских произведений; в/ проанализировать цикличность композиции фильмов - экранизаций М.А. Булгакова как характерную черту также и литературных произведений писателя.

Объект и предмет исследования:

Объектом исследования является проблемный контекст литературного творчества М.А. Булгакова, имплицитно связанный с архетипическим образом Дома, цикличностью сюжетов, открытыми финалами, на которых основано образно-стилевое единство представленных фильмов.

Предмет исследования - киноинтерпретации художественных произведений М.А. Булгакова.

Проблема исследования определяется необходимостью исследования экранизаций М.А. Булгакова, в качестве „экспериментальной площадки", где происходило и происходит становление творческого осмысления литературных произведений как источника аудиовизуального материала, так как творчество М.А. Булгакова максимально кинематографично, в том смысле, что сами принципы булгаковской поэтики предполагают визуализацию и как следствие экранизацию.

Степень научной разработанности проблемы.

Здесь мы опираемся на исследования проблематики взаимодействия литературы и кино, принадлежавшие перу Ю.Н. Тынянова в его книге «Поэтика. История литературы. Кино». Это самое раннее из наиболее известных исследований этой проблемы. Последующие исследования показали важность и сложность вопроса, его актуальность. Среди наиболее важных и интересных работ отметим «Кино как вид искусства» И.А. Вайсфельда; книга показывает место киноискусства в контексте других искусств, значение литературной основы в рождении аудиовизуального произведения, отмечая двойственный характер кинодраматургии, ее одновременную принадлежность и к литературе и к искусству экрана.

В книге У. А. Гуральника «Русская литература и советское кино» показано непреходящее, истокообразующее значение русской литературы для формирования эстетических принципов советского кино.

Одна из глав «Из истории экранизаций» книги JI. П. Погожевой «Из дневника кинокритика» посвящена творческой истории экранизаций художественных произведений и особенностям подхода авторов-интерпретаторов к своей работе. Основная часть размышлений автора посвящена экранизациям произведений Ф.М. Достоевского, но это не мешает выделить ряд общих важных мыслей, посвященных проблеме экранного воплощения литературных произведений. В частности, Л.П. Погожева считает, что «экранизация требует умения понять, увидеть и творчески смело, эмоционально, а не равнодушно передать в кинематографических образах внутреннюю, генеральную мысль первоисточника, раскрыть поэтический художественный образ экранизируемого произведения, образ, который является как бы его душой».15

15 Погожева Л.П. Из дневника кинокритика / Л.П. Погожева. - М., 1978. -С. 108.

В 80-х годах прошел ряд дискуссий о проблемах экранизаций.16 Эти дискуссии показали сложность художественного перевоплощения литературного вербального произведения в аудиовизуальное, с другой стороны, была отмечена необходимость экранизаций как творческой площадки по генерации идей кинематографического постижения окружающего мира.

Методология исследования. Работа опирается на метод системного анализа с элементами сравнительно-сопоставительного анализа, феноменологического метода и герменевтики.

Методологически использован нами и интерпретационный опыт ведущих советских кинорежиссеров. Использованы нами их работы, в которых раскрыты художественные принципы перевоплощения произведений литературы в кинопроизведения.

1 7

Г.М. Козинцев в книге «Пространство трагедии» размышляет о творческой переработке, перевоплощении литературного произведения в кинематографическое. Он подробно описал процесс рождения в воображении художника экранного образа. Козинцев подчеркивал, что рождение замысла - это не только создание в воображении образов будущего фильма, но и выражение мыслей, чувств, отношений художника к жизни.

М.И. Ромм в книге «Беседы о кино»18 говорил, что монтаж и многослойность сцены в фильме - это проявление специфики кино как

16 См. Сб. «Зримое слово. Кино и литература: диалектика взаимодействия», Урнов Дм. «К чему? Зачем?», Плахов А. «Не буква, а суть! (Перекличка судеб)», Соловьёв С. «.Льзя - нельзя.» (.Взаимоотношения литературоведения и кинорежиссуры) // Экран, 1987 / Сост. Тюрин Ю., Долматовская Г. - М., 1987. - С. 33-38.

17 Козинцев Г.М. Пространство трагедии / Козинцев Г.М. Собр. соч. в 5-тит.-М., 1962-1986.- Т. 1.

18 Ромм М.И. Беседы о кино / М.И. Ромм. -М., 1964. - С. 184,187. особого вида искусства. А в книге «Беседы о кинорежиссуре» писал, что «кинорежиссер, снимая данный отрывочек картины, должен умозрительно представлять себе всю картину в целом, должен представлять себе, как разовьются еще не снятые сцены, которые стоят в картине до того отрывка и после него»19.

С.И. Юткевич в своей работе «Кино - это правда 24 кадра в секунду» подчеркивал, что главное в современном искусстве экрана -это широкое и глубокое восприятие мира, его творческое воссоздание с помощью фантазии и ассоциативного мышления режиссера. «Чем ярче, сильнее работает наша фантазия, тем интереснее и талантливее наше произведение. Фантазия тоже может быть воспитуема, и, чтобы уметь плодотворно фантазировать, надо хорошо знать живопись, театр, поэзию, музыку и многое другое, с чем по природе своей связана режиссура.

И надо не просто знать, а каждодневно воспитывать в себе ненасытную жадность к восприятию многообразия жизни и культуры,

ЛЛ неустанное стремление к поиску, к обогащению фантазии и знания» .

Главным при изучении художественного произведения любого вида искусств является изучение его поэтики. В центре поэтики -единство формы и содержания, установление связи между разными уровнями текста. Поэтика - своеобразное ядро, вокруг которого объединены все смыслы и формы текста. По определению М.Я. Полякова, «фундаментальный вопрос семантической поэтики можно сформулировать как проблему интерпретации механизмов,

19Ромм М.И. Беседы о кинорежиссуре/М.И. Ромм.-М., 1975.-С. 19.

20 Юткевич С.И. Кино - это правда 24 кадра в секунду / С.И. Юткевич. -М, 1974.-С. 186. порождающих художественный смысл»21. Вслед за М.Б. Храпченко, мы охарактеризовываем поэтику «как научную дисциплину, изучающую способы и средства художественного претворения, образного раскрытия жизни»22, а также и как совокупность определенных свойств литературы, свойств изобразительно-выразительных.

Мы придерживаемся герменевтической методологии, детально обоснованной в трудах Г.-Г. Гадамера23 и B.C. Библера24. Герменевтикой, - соглашаясь с П.Д. Тищенко, мы называем «особый род интеллектуальной деятельности, в результате которой открытие истины осуществляется путем истолкования знаково-символической формы, прежде всего слова»?5

Рассмотрение поэтики произведений М.А. Булгакова как основы их экранизаций осуществлено в соотношении с широким культурным контекстом с теоретической опорой на труды М.М. Бахтина. Такой способ проникновения в «целое» произведения необходим для того, чтобы оживить текст, увидеть его уникальность. «В какой мере можно раскрыть или прокомментировать смысл? Только с помощью другого (изоморфного смысла) <.> Всякое понимание есть соотнесение данного текста с другими текстами <.> Текст живет, только соприкасаясь с другим текстом (контекстом). Только в точке

21 Поляков М.Я. Вопросы поэтики художественной семантики / М.Я. Поляков.-М., 1986.-С. 7.

22 Храпченко М.Б. Художественное творчество - действительность -человек / М.Б. Храпченко. - М., 1987. - С. 350.

23 Гадамер Г.-Г. Семантика и герменевтика // Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного. - М., 1991.

24 Библер B.C. Диалог культур и школа XXI века // Школа диалога культур: идея, опыт, проблемы, перспективы. - Кемерово, 1993.

25 Тищенко П.Д. Что значит знать? Онтология познавательного акта / П.Д.Тищенко. -М., 1991.-С. 60. этого контакта текстов вспыхивает свет, освещающий и назад и вперед, приобщающий данный текст к диалогу»26.

Материалом и источниками для исследования послужили фильмы по произведениям Михаила Афанасьевича Булгакова: «Бег» режиссеров А.А. Алова и В.Н. Наумова, «Дни Турбиных» режиссера В.П. Басова, «Собачье сердце» режиссера В.В. Бортко, «Мастер и Маргарита» режиссера В.В. Бортко, другие произведения писателя и все фильмы, снятые по его произведениям. Мы ограничились названными выше фильмами исходя из необходимости анализа наиболее известных кинопроизведений, получивших позитивную оценку критики, давно и прочно введенных в зрительский обиход. Эти кинопроизведения наиболее точно передают дух булгаковских книг. Тем самым источниками являются фильмы по произведениям .М.А. Булгакова и его пьесы, рассказы, повести и романы.

Гипотеза, на которой построено исследование, заключается в том, что метатемой творчества М.А. Булгакова является раскрытие сквозного архетипа Дома, метатема проявляется, в том числе, через цикличность сюжетов булгаковских книг; обнаружить же это, на наш взгляд, возможно, только проанализировав опыт визуализации художественного мира писателя - кинематографические интерпретации романов, повестей и драм М.А. Булгакова.

Научная новизна работы обусловлена обращением к важной культурологической проблеме совмещений литературного творчества М.А. Булгакова и экранизаций его произведений. В диссертации впервые предпринимается попытка целостно и системно рассмотреть

•6 Бахтин М.М. К методологии гуманитарных наук / М.М. Бахтин // Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. - М., 1979. - С. 382, 387. базовые принципы поэтики Булгакова, выявленные через кинематограф, экранизацию его произведений. При этом для анализа выбираются и известные, но недостаточно изученные кинопроизведения, рассматриваемые в общей парадигме. В исследовании уточняются и частично пересматриваются ранее сложившиеся представления о смысловой наполненности и проблематике булгаковских произведений и фильмов-экранизаций, определяются пути нетрадиционного прочтения художественных текстов и кинематографических произведений.

Теоретическая значимость исследования определяется разработкой принципов анализа текста и аудиовизуального ряда в качестве основы для описания и построения модели художественного мира, что позволяет выявить и охарактеризовать авторскую позицию в произведениях.

Результаты данного исследования имеют практическое значение и могут быть использованы в вузовских курсах по истории русской культуры XX века, теории и методике анализа аудиовизуального произведения, спецкурсах и спецсеминарах по изучению творчества М.А. Булгакова, по изучению проблемы экранизации.

Личный вклад заключается в уточнении и переосмыслении ряда ранее сложившихся представлений о смысловой наполненности и проблематике произведений М.А. Булгакова.

Апробация работы осуществлялась в форме 7 публикаций, а также докладов на научных конференциях «Дни Андрея Тарковского на Ивановской земле. К 70-летию Андрея Тарковского» (Иваново 2002), «Дни Андрея Тарковского на Ивановской земле. «Ностальгия» -двадцать лет спустя» (Иваново 2003), «Дни Андрея Тарковского на Ивановской земле. Жертвоприношение - символика, проблематика, контекст» (Иваново 2004), «Архетип детства I, И; III: дети и сказка в культуре, литературе, кинематографии и педагогике» (Иваново 20022005), Международном научном симпозиуме «Глобальный культурный кризис Нового времени и русская словесность» (Шуя 2006), II Международной научно - практической конференции, посвященной 40-летию Ивановского института ГПС МЧС России «Гуманитарные аспекты профессионального образования: проблемы и перспективы» (Иваново 2006).

Результаты исследования докладывались на заседаниях кафедры культурологи Шуйского государственного педагогического университета и на научных конференциях и симпозиумах в городах Иваново и Шуя.

На защиту выносятся следующие положения:

- кинематографичность художественного мышления М.А. Булгакова как писателя;

- возможность постижения глубинных содержательных оснований поэтики художественного произведения через герменевтический анализ его кинематографического воплощения.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Тарасов, Александр Валентинович

Заключение.

Рассмотрев и проанализировав фильмы по произведениям М.А.

Булгакова мы отметили их следующие общие особенности:

- фильмы по произведениям М.А. Булгакова являют важный и весомый пласт кинематографии, представляют собой единую систему, несмотря на то, что сняты разными режиссерами, так как имеют один мощный источник вдохновения, одну художественную основу;

- эти фильмы можно считать экспериментальной площадкой для воплощения литературных произведений на экране, ибо булгаковская литературная основа наиболее кинематографична, визуальна; .

- вместе с тем необходимо отметить художественное своеобразие булгаковских произведений и их экранизаций:

Основой всех кинематографических произведений по пьесам, повестям, рассказам и романам М.А. Булгакова является кольцевой характер композиции. Кольцевая структура позволяет автору, с одной стороны, усиливать центральный образ сцены, с другой стороны, зритель может мысленно сопоставлять, сравнивать героев, сцены, образы, что мягко подводит к развязке главных сюжетных линий. Авторы фильмов возвращают нас к основным мыслям М.А. Булгакова, выраженным в литературных образах, позволяя убедиться в выводах автора.

Центральной темой анализируемых фильмов является тема Дома, как родного очага, незыблемой крепости, которая хранит человека от всех невзгод, но разрушающегося под напором революционной бури. В свою очередь, человек должен охранять свой Дом от морального и нравственного разрушения и поругания. Дом у

М.А. Булгакова космичен. Он собственно и составляет мироздание человека. Дом распространяется вне человека, создавая мир жизни индивидуума и его близких; дом распространяется и внутри человека, создавая гармонию человеческого духа. Тем самым Дом - софиен. По словам С.Н. Булгакова, «мир как София, отпавший в состояние неистинности и поэтому смертности, должен снова приходить в разум Истины.».232 Так и Дом, разрушенный революцией. Его разрушение прослеживается нами на материале фильмов «Дни Турбинных» и «Бег». Он должен восстановиться или создаться вновь, но, к сожалению, на Земле это невозможно. Эти положения рассмотрены нами на материале фильмов «Собачье сердце» и «Мастер и Маргарита», а также с привлечением спектакля «Зойкина квартира» по одноименной пьесе. Торжествует созданное большевиками «квартирничество». Но герои М.А. Булгакова, возможно, обретут новый Дом, уходя не в «Рай», но в «Покой». И там может появиться вечный Дом.

Следом встает и тема моральной ответственности человека за потерянный или разрушенный своими руками Дом; индивидуума, противопоставившего себя этому Дому, воюющего против населяющих его. Из темы Дома вырастает и тема России, её страданий, страданий народа России и вера в её будущее.

Проследить движение и развитие архетипа Дома у М.А. Булгакова нам позволил кинематограф, аудиовизуальные воплощения булгаковских произведений. Кинематограф творит, воспроизводит своими средствами уже сделанное литературой и другими видами искусств, самой жизнью. То есть кинематограф, как и творчество, скажем вслед за С.Н. Булгаковым: «не есть творчество из ничего, но лишь воссоздание, воспроизведение данного, сделавшегося заданным.». Кинематограф со своим текучестью, потоковостью мысли «событийно-текучем единстве»234 позволяет, в отличие от литературы, «.требующей активного сосредоточения, управления скоростью чтения, включая торможения и возвращения, то есть продолжающейся авторской лаборатории.», проследить, с одно стороны, всю глубину, с другой стороны, протяженность авторской мысли, обогащенной красками и эмоциями добросовестного интерпретатора. Зритель, погружаясь в пространство, глубину и поток фильма, может видеть глубокие потаённые движения мысли автора первоисточника.

Одной из особенностей всех проанализированных фильмов является открытый финал. Авторы фильмов не однозначно заканчивают судьбы героев, развитие действия. Так ли будет все дальше, как герои фильмом говорят или мечтают в финале? Авторы не дают окончательного ответа. Тем самым разные авторы, разные самостоятельные творческие люди одинаково видят неоднозначность, неоконченность, открытость сюжета. Тем самым отметим мощное влияние на разных кинематографических авторов одного литературного автора - М.А. Булгакова.

233Булгаков С.Н. Философия хозяйства / С.Н. Булгаков // Булгаков С.Н. Соч.: в 2 т. - М. - Т.1: Философия хозяйства. Трагедия философии. -1993.-С. 159.

2340кеанский В.П. Метафизика кино (к философии кинематографа) / В.П. Океанский // Архетип детства III, или Сад расходящихся тропок: дети и сказка в культуре, литературе, кинематографии и педагогике / Составители В.П.Океанский, А.В.Тарасов. - Иваново, 2005. - С. 244.

235 Там же. С. 246-247.

Все приведенные выше положения позволяют сделать заключение о кинематографичное™ художественного мышления писателя Михаила Афанасьевича Булгакова. Приведенные и проанализированные в работе визуальные киновоплощения текстов М.А. Булгакова позволяют видеть визуальность и монтажность творческой мысли М.А. Булгакова, построение им текстов как смену ярких, визуально-зримых планов в определенном заданном автором ритме. Аналогично развиваются и экранизации булгаковских произведений.

Список литературы диссертационного исследования кандидат культурологии Тарасов, Александр Валентинович, 2006 год

1. Абрагам П. Павел Флоренский и Михаил Булгаков: О влиянии идей философа на творчество писателя: Ст. из ИСФР. / П. Абрагам // Философские науки. 1990.-№7.- С. 95-100.

2. Абрамович С.Д. Поэтический космос М. Булгакова / С.Д. Абрамович // Тезисы республиканских булгаковских чтения / Отв. ред. А. Р. Волков.- Черновцы. 1991.-С. 123 124.

3. Агапова А.С. Художественное своеобразие русской прозы первых лет советской власти (1917-1921): автореф. дисс. на соиск. учен. степ. канд. филол. наук. / А.С. Агапова; Казахстанский государственный университет. Алма-Ата. 1970. - 20 с.

4. Аннинский Л.А. Без Булгакова / Л.А. Аннинский. // Свободная мысль.- 1992. -№12.-С. 82-88.

5. Аннинский Л. А. Булгаков времён „Гудка" и „Бузотёра" / Л.А. Аннинский. // Знамя. 1986. - №5. - С. 148-150.

6. Аннинский Л.А. Невзятая крепость. (Толстой и киномышление) / Л.А. Аннинский. // Вопр. лит. 1979. - № 2. - С. 123;

7. Аннинский Л.А. Лев Толстой на зарубежном экране / Л.А. Аннинский. // Иностранная литература. 1978. - № 7;

8. Аристарко Г. История теорий кино / Г. Аристарко. М., 1966. - 367 с.

9. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие / Р. Арнхейм М., 1974.-365 с.

10. Ю.Арьев А. Что пользы, если Моцарт будет жив / А. Арьев // Звезда. -1988.-№ 12.-С. 192-203.

11. ЬАскольдов А. Восемь снов / А. Аскольдов // Театр. 1967. - № 8. - С. 61-66.

12. Бабичева Ю. Жанровые особенности комедии М. Булгакова 20-ых годов / Ю. Бабичева. // Жанрово-композиционное своеобразие реалистического повествования: Межвуз. сб. научн. трудов. Вологда: Изд-во Вологодского пединститута - 1982. - С. 66-84.

13. Базен Андре. Что такое кино? Сборник статей / Андре Базен. М.: Искусство.- 1972.-383 с.

14. Балаш Б. Кино. Становление и сущность нового искусства / Б. Балаш. -М., 1968.-378 с.

15. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики /М.М. Бахтин. М.: Художественная литература. - 1975. - 502 с.

16. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского / М.М. Бахтин. М.: Художественная литература. - 1972. - 470 с.

17. П.Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества / М.М. Бахтин. М.: Искусство. - 1979. - 423 с.

18. Белая Г.А. Закономерности стилевого развития советской прозы 20-х годов / Г.А. Белая. Наука, 1977. - 254 с.

19. Белая Г.А. Из истории советской литературно-критической мысли / Г.А. Белая. М.: Изд-во МГУ, 1985. - 142 с.

20. Белова Л.И. Сквозь время. Очерки истории советской кинодраматургии / Л.И. Белова. -М.: Искусство, 1978. 343 с.

21. Белозерская-Булгакова Л.Е. Воспоминания / Сост. и послесловие И. В. Белозерского. / Л.Е. Белозёрская-Булгакова. М.: Художественная литература, 1989.-221с.

22. Белозёрская-Булгакова Л. Е. Мёд воспоминаний: О М. Булгакове: Беседа с Л. Е. Белозёрской-Булгаковой / Записал Н. Леонтьев / Л. Е. Белозёрская-Булгакова. // Учительская газета. 1987. - 12 сент.

23. Белкин М.Ю. Поэтика диалогического в прозе М.А.Булгакова 1920-х годов». Автореф. дисс. на соискание степ. канд. филол. наук / М.Ю.

24. Белкин. Волгоградский государственный педагогический университет. Волгоград, 2004. - 27 с.

25. Бергсон А. Творческая эволюция / А. Бергсон. СПб.: Academia. -1914.

26. Берзер А. Возвращение мастера / А. Берзер // Новый мир. 1967. - № 9. - С. 259-264.26. «Беседовать с тобой одной»: из писем М. Булгакова к жене: 1938 / публ. и комментарии JI. Яновской // Октябрь. 1984. - № 1. - С. 189201.

27. Бессонов В.А. Булгаков глазами доктора Живаго: К 100-летию М. А. Булгакова. / В.А. Бессонов // Столица. 1991. - № 15. - С. 54-56.

28. Библер B.C. Диалог культур и школа XXI века /B.C. Библер // Школа диалога культур: идея, опыт, проблемы, перспективы. Кемерово, 1993.

29. Блейман М.Ю. Стиль, отвечающий теме / М.Ю. Блейман // Искусство кино. 1971. - № 4. - С. 110-122;

30. Боборыкин В.Г. Михаил Булгаков / В.Г.Боборыкин // Литература в школе. 1991.-№1.-С. 52-65.

31. Бузник В.В. Русская советская проза 20-х годов / В.В. Бузник. Л.: Наука, 1975.-279 с.

32. Бунюэль Л. Путь Луиса Бунюэля, фильмы, кино по Бунюэлю. Виридиана / Л. Бунюэль. М., 1979. - С. 142

33. Булгаков С.Н. Сочинения в 2 томах / С.Н. Булгаков. М.:Наука, 1993.

34. Булгаков С.Н. «Апокалипсис Иоанна (опыт догматического истолкования)» / С.Н. Булгаков. М., 1991.

35. Булгакова Е.С. Дневник Елены Булгаковой: О М. А. Булгакове. / Е.С. Булгакова // М.: Кн. палата, 1990. 398с.; Рец.: Филиппов А. // Волга.-№ 12.-1991.-С. 185-186.

36. Бурмистров А. Поездка в прошлое: к 90-летию со дня рождения М. А. Булгакова. / А. Бурмистров // Звезда. 1981. - № 5. - С. 191-197.

37. Бэлза И. Партитуры М. Булгакова: к 100-летию М. А. Булгакова. / И. Бэлза // Вопросы литературы. 1991. - № 5. - С. 55-84.

38. Вайсфельд И.В. Кино как вид искусства / И.В. Вайсфельд. М., 1983. - 324 с.

39. Вайсфельд И. В. Завтра и сегодня / И.В. Вайсфельд. М., 1968. - 231 с.

40. Вахитова Т.М. Черты творческой индивидуальности Михаила Булгакова: к 100-летию со дня рождения. / Т.М. Вахитова. // Вечерняя средняя школа. 1991. -№ 3.-С. 33-37.

41. Вересаев В.В. Пушкин в жизни / В.В. Вересаев // Вересаев В.В. Соч.: в 4 т. -М., 1990.

42. Вересаев В.В. Гоголь в жизни / В.В. Вересаев // Вересаев В.В. Соч.: в 4 т. -М., 1990

43. Вейцман Е. Очерки теории кино / Е. Вейцман. М.: Искусство, 1978. -232 с.

44. Взаимодействие и синтез искусств. М., 1978. - 376 с.

45. Виленский Ю. Крастнокрестная одиссея Михаила Булгакова / Ю. Виленский // Советский Красный Крест. 1988. - № 8. - С. 10-11.

46. Виноградов В.В. Проблема авторства и теория стилей / В.В. Виноградов. М: Гос. изд-во худож. литературы, 1961. - 614 с.

47. Виноградов И. Завещание Мастера / И. Виноградов // Виноградов И. По живому следу: Духовные искания русской классики. М.: Сов. писатель, 1987. - С. 335-381.

48. Винокур Т.Г. Первое лицо в драме и прозе Булгакова / Т.Г. Винокур // Очерки по стилистике художественной речи: Сб. / Под ред. А. Н. Котина. М.: Наука, 1979. - С. 50-66.

49. Воздвиженский В. Путь М. Булгакова и его истолкование / В. Воздвиженский // Вопросы литературы. 1984. - № 10. - С. 203-213.

50. Волгин И. Неудостоение света. Булгаков и Мандельштам: опыт синхронизации / И. Волгин // Октябрь. 1992. - № 7. - С.; Рец.: Курицын

51. B.//Урал.- 1992.-№8.-С. 160-161.

52. Волкова Е.В. Произведение искусства предмет эстетического анализа / Е.В. Волкова. - М., 1976. - 398 с.

53. Воспоминания о Михаиле Булгакове / Составители Е. С. Булгакова,

54. C. А. Ляндрес. М.: Сов. писатель, 1988. - 525 е.; Рец.: Толстой И. Что скажут умные годы? // Современная драматургия. - 1989. - № 4. - С. 248-251.

55. Встречи с М. А. Булгаковым: Из воспоминаний Н. П. Ракицкого / Публикация, вступительная заметка и примечания Н. А. Трифонова // Дружба народов. 1990. - № 3. - С. 169-172.

56. Вулис А.З. Близ «Мастера» / А.З. Вулис. // В кн. Вакансии в моем альбоме. Ташкент, 1989.

57. Вулис А.З. Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита» / А.З. Вулис. -М, 1991.-222 с.

58. Вулис А.З. „Свободы.": К 100-летию со дня рождения М. А. Булгакова. / А.З. Вулис // Известия. 1991. - 14 мая.

59. Вулис А.З. Архивный детектив / А.З. Вулис // Предисловие к кн. Паршин JI. Чертовщина в американском посольстве или 13 загадок М. Булгакова." М., 1991. - С. 3-11.

60. Гадамер Г.-Г. Семантика и герменевтика / Г.-Г. Гадамер // Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного. М., 1991.

61. Галинская И.Л. Загадки известных книг / И.Л. Галинская. М.: Наука. - 124 с.

62. Гаспаров Б.М. Литературные лейтмотивы: Очерки русской литературы XX века / Б.М. Гаспаров. М.: Наука, 1994.

63. Гинзбург Л.С. Литература в поисках реальности / Л.С. Гинзбург. -М.: Наука. 1987.

64. Гинзбург С.С. Очерки теории кино / Л.С. Гинзбург. М.: Искусство, 1974.- 264 с.

65. Голубков М. Утраченные альтернативы: Формирование монистической концепции советской литературы 20-ые 30-ые годы / М. Голубков. - М.: Наследие, 1992. - 199 с.

66. Горелов А.А. Устно-повествовательное начало в прозе М. Булгакова / А.А. Горелов // Творчество М. Булгакова / Под ред. Ю. А. Бабичевой, Н. Н.Киселёва. Томск, 1991.- С. 50-58.

67. Грифцов Б.А. Теория романа / Б.А. Грифцов. М.: ГАХН, 1927.

68. Гришин А.С. Победы и сюрпризы М. Булгакова / А.С. Гришин // Литература по творчеству М. Булгакова. Научно-вспомогательный указатель. Челябинск, 1990,- С. 2.

69. Гришин Д. Сведения из-за границы неутешительные. Новое о Булгакове / Д. Гришин // Кн. обозрение. 1988. - 26 авг. - С. 6.

70. Грознова Н.А. Ранняя советская проза. (1917 -1925) / Н.А. Грознова. -Л.: Наука, 1976.

71. Гудкова В. Истоки: Критические дискуссии по поводу творчества М. Булгакова: от 1920-ых к 1980-ым / В. Гудкова // Лит. Обозрение. 1991. - № 5. - С. 3-11.

72. Гудкова В. Луна в коммуналке / В. Гудкова // Театральная жизнь. -1985.- №2.- С. 10-12.

73. Гудкова В. Михаил Булгаков: расширение круга: Проблема „Россия-Запад" в творчестве писателя: К 100-летию со дня рождения. / В. Гудкова // Дружба народов. 1991.- №5,- С. 262-270.

74. Гудкова В. От салона к самиздату: К творч. биографии М. А. Булгакова. В. Гудкова // Дружба народов. 1992. - № 8. - С. 185-194.

75. Гуковский Г.А. Реализм Гоголя / Г.А. Гуковский. М. Л.: Худож. лит., 1959.- 31 с.

76. Гуральник У.А. Русская литература и советское кино / У.А. Гуральник. М., 1968. - 298 с.

77. Два Булгакова. Разные судьбы. / Под ред. Ю.М.Осипова, Е.С.Зотовой. В 2-х кн. М.:МГУ; Елец: ЕГУ им. И.А.Бунина, 2002.

78. Делез Ж. Кино / Ж. Делез. М., 2004. - 612 с.

79. Демин В.П. Первое лицо. Художник и экранные искусства / В.П. Демин.-М., 1977. 389 с.

80. Деревянко Т. Из истории постановки фильма „Ревизор" / Т. Деревянко // Искусство кино. 1983. - № 9. - С. 109-111.

81. Дневник Елены Булгаковой / Гос. б-ка СССР им. В.И.Ленина; Сост., текстол. подгот. и коммент. В.Лосева и Л.Яновской; Вступ. ст. Л.Яновской. М.,1990. - 400 с. (Из рукописного наследия).

82. Диакон Андрей Кураев «Мастер и Маргарита»: за Христа или против? / Андрей Кураев. М., 2006. - 176 с.

83. Добин Е.С. Жизненный материал и художественный сюжет / Е.С. Добин. JI: Сов. писатель, 1958. - 333 с.

84. Добин Е. С. Сюжет и действительность / Е.С. Добин. JL: Сов. писатель, 1981.- 431с.

85. Добин Е.С. Поэтика киноискусства / Е.С. Добин. М.: Сов. Писатель, 1961.-378 с.

86. Долгополова С. Лаевская Э. Душа и Дом: Русская усадьба как выражение софийной культуры / С. Долгополова Э. Лаевская // Наше наследие. 1994. - № 29-30.

87. Дравич А. Булгаков, или Школа отказа: к творч. биогр. М. А. Булгакова. / А. Дравич // Диалог. 1993. - № 5/6. - С. 64-71.

88. Друзин Ё. Стиль современной литературы / В. Друзин. М. Л.: Круг, 1929.

89. Дубровин А. Жизнь кинообраз - жизнь: Из истории типизации / А. Дубровин. - М.: Искусство, 1980.- 319 с.

90. Дубровин А. Типическое. К эстетике нашего кино / А. Дубровин. -М., 1979.- 278 с.

91. Едошина И.А. Художественное сознание модернизма: истоки и мифологемы / И.А. Едошина. М.; Кострома, 2002. - 252 с.

92. Енишерлов В. Мастер: К 90-летию со дня рождения М. А. Булгакова. / В. Енишерлов // Огонёк. 1981. - № 20. - С. 26-27.

93. Ермилова Г.Г. Андрей Тарковский и русская классика / Г.Г. Ермилова // Дни А.Тарковского на Ивановской земле: Сб. Иваново, 2002. -с. 36-43

94. Ермолинский С.А. Из записок разных лет; Михаил Булгаков. Николай Заболоцкий / С.А. Ермолинский. М., 1990. - 256 с.

95. Ермолинский С.А. О Михаиле Булгакове / С.А. Ермолинский // Театр. 1966.-№9.-с. 79-97.

96. Ершов Л.Ф. Сатира и современность / Л.Ф. Ершов. М.: Современник, 1978.- 271с.

97. Ершов Л.Ф. Сатирические жанры русской советской литературы / Л.Ф. Ершов. Л.: Наука, 1977. - 282 с.

98. Ершов Л.Ф. Увеличивающее стекло / Л.Ф. Ершов // Русская сатирико-юмористич'еская проза: Рассказы и фельетоны 20-30-х годов. Л.: Изд-во ЛГУ, 1989.-С. 3-22.

99. Ждан В. Эстетика фильма / В. Ждан. М., 1982. - 487 с.

100. Зайцев А.В. Нравственные искания интеллигенции в раннем творчестве М. Булгакова / А.В. Зайцев // Вестник МГУ. Сер. 9. Филология. -1991.- №6.- С. 19-23.

101. Зайцева Л.А. Выразительные средства кино / Л.А. Зайцева. М., 1971.- 435 с.

102. Земляной С.Н. Михаил Булгаков и проблемы национального сознания русских / С.Н. Земляной // Свободная мысль. 1992. - № 11. -С. 92-100.

103. Земская Е.А. Новое о Михаиле Булгакове: По материалам семейного архива /Е.А. Земская//Наше наследие. 1988. -№3.-С. 113-121.

104. Земская Е.А. Николка Турбин и братья Булгаковы: По материалам семейного архива / Е.А. Земская // Театр. 1991. - № 5.

105. Золотоносов М. Родись второрождённым тайным: М. Булгаков, позиция писателя и движение времени / М. Золотоносов // Вопросы литературы. 1989. - № 4. - С. 149-184.

106. Зунделович Я. Поэтика гротеска (К вопросу о характере гоголевского творчества) / Я. Зунделович // Проблемы поэтики. М. -JL: ЗиФ, 1925.-С. 63-79.

107. Иванов Анатолий «Нет кино без литературы». Беседу вела Т. Лучникова / А. Иванов // Экран, 1979-1980 / Сост. Ю. Тюрин, Г. Долматовская. М.: Искусство, 1982.- С. 58-63.

108. Иванов Вяч. Вс. Черт у Набокова и Булгакова / Вяч. Вс. Иванов // Звезда. 1996. - № 11. - С. 146 - 149.

109. Из переписки М. А. Булгакова 1926-1939 гг. (Н. Н. Лямин, Н. К. Шведе-Радлова, С. С. Кононовия) / Публ. В. В. Бузник // Рус. литература. -1991.-№4.-С. 200-220.

110. Из писем М. Булгакова (1924-1934 гг.) / Публ. и комментарии Е. Ю. Литвин // Памир. 1987. - № 8. - С. 92-100.

111. Ильин Р. Изобразительные ресурсы экрана / Р. Ильин. М., 1973. -279 с.

112. Иоффе И. Культура и стиль / И. Иоффе. М.: ИЗОГИЗ, 1927.

113. Иоффе И. Новый стиль / И. Иоффе. М,- Л.: ИЗОГИЗ, 1932. - 160с.

114. Каверин В.А. Литератор: Дневник и письма / В.А. Каверин. М.: Сов. писатель, 1988. - 297 с.

115. Каверин В. Вечерний день / В. Каверин. М.: Сов. писатель, 1982. -С. 158-163.

116. Каверин В. Здравствуй, брат. Писать очень трудно. / В. Каверин. -М.: Сов. писатель, 1965.

117. Каверин В. Снег наяву. Заметки о творчестве М. Булгакова / В. Каверин // Звезда. 1976. - №12. - С. 185-191.

118. Караганов А.С. Драма виноватых / А.С. Караганов // Экран 19701971 Сборник. М.:Искусство, 1971. - С.57-62.

119. Караганов А.С. В спорах о кинематографе / А.С. Караганов. М., 1977.- 356 с.

120. Кино: методология исследования. М., 1984. 376 с.

121. Кипнис Г. Киев. Дом М. Булгакова / Г. Кипнис // Литературная газета. 1986. - 24 июля. - № 35. - С. 7.

122. Киселёва В., Петровский М. Писатели из Киева: А. Куприн и М. Булгаков / В. Киселёва, М. Петровский // Радуга. 1988. - № 10. - С. 124-132.

123. Кисельгоф Т.Н. Годы молодости: Из воспоминаний о М. А. Булгакове/Запись и комментарии М. Чудаковой / Т.Н. Кисельгоф // Литературная газета. 1981.-13 мая. - С. 6.

124. Клементьев С. Проза М. Булгакова в оценке польской критики / С. Клементьев // Вестник МГУ. Сер.9., Филология, 1986. № 6. - С. 18-26.

125. Клер Р. Размышления о киноискусстве / Р. Клер. М., 1958. - 467 с.

126. Ковалёв В.А. Многообразие стилей в советской литературе / В.А. Ковалёв. М. - Л.: Наука, 1965. - 140 с.

127. Козинцев Г.М. Пространство трагедии / Г.М. Козинцев // Козинцев Г.М. Собр. соч. в 5-ти т. И., 1962 - 1986 . - Т. 4.

128. Козлов Л. Изображение и образ / Л. Козлов. М., 1980. - 287 с.

129. Козлов Н. О себе и о других с иронией / Н. Козлов // Литературные традиции в поэтике М. Булгакова Межвуз. сб. науч. трудов. М., 1991.- С. 17-25.

130. Колодный Л. Большая Пироговская, 35. (к биографии М. Булгакова) / Л. Колодный // Москва. 1982. - № 7. - С. 182-185.

131. Компанеец В.В. Художественный психологизм в советской литературе. (20-е годы) / В.В. Компанеец. Л.: Наука, 1980. - 14 с.

132. Кончаковский А, Малаков Д. Киев Михаила Булгакова. Фотоальбом.- Киев, Мыстэцтво, 1990. С.284.

133. Корман Б. О. О некоторых проблемах реализма / Б. Корман // Подъём. 1991. №4. С. 144-151.

134. Корман Б. О. О целостности литературного произведения / Б. Корман // Известия АН СССР Серия литературы и языка. 1977. - № 6.

135. Краткий словарь литературных терминов / Ред.-сост. Л. Тимофеев 2-е изд. М.: Просвещение, 1985. - 208 с.

136. Кузнецов С., Тростников М. Фантастическая симфония Михаила Берлиоза. (Об одной аллюзии в романе «Мастер и Маргарита») / С. Кузнецов, М. Тростников // Музыкальная жизнь, 1991. № 21-22.

137. Кузьмин Е. Мастер и мир: О творческом наследии М. А. Булгакова. / Е. Кузьмин // Перспектива. 1991. - № 5. - С. 124-132.

138. Кузякина Н. Послесловие к публикации рассказа М. Булгакова „Конец Петлюры" / Н. Кузякина // Аврора. 1982. - № 12. - С. 100.

139. Кулешов Л.В. Искусство кино / Л.В. Кулешов. М.: Теокинопечать, 1929.- С. 100.

140. Лакшин В.Я. Булгакиада: О М. А. Булгакове. / В.Я. Лакшин. М.: Правда, 1987. - 45с.; Рец.: Василевский А. Имена заветные // Лит. обозрение.- 1989.-№7.- С. 59-61.

141. Лакшин В. Я. Булгаков / В.Я. Лакшин // Смена. 1988. - № 15. - С. 13-15,31.

142. Лакшин В. Я. Уроки Булгакова / В.Я. Лакшин // Памир. 1972. - № 4. - С.57-62.

143. Левенсон Д. Булгаковы и их друзья / Д. Левенсон // Огонёк. 1987. -№37.- С. 12-14.

144. Линдгрен Э. Искусство кино. Введение в киноведение / Э. Линдгрен.-М., 1956.- 356с.

145. ЛиссаЗ. Эстетика киномузыки / 3. Лисса. -М., 1970.-378 с.

146. Литвин Е.Ю. Из писем Мих. Булгакова / Е.Ю. Литвин // Памир. -1987.-№8.- С. 92-100.

147. Лихачёв Д.С. Литература Реальность - Литература / Д.С. Лихачёв. - Л.: Советский писатель, 1984. - 367 с.

148. Лосев В.И. Тайнопись Михаила Булгакова: Беседа с зав. сектором отд. рукописей ГБЛ В. И. Лосевым / В.И. Лосев / Записал А. Тимофеев // Лит. Россия. 1991.-5 июля (№ 27). - С. 14-16.

149. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура / А.Ф. Лосев. М.: 1991.-525 с.

150. Лотман Ю.М. Заметки о художественном пространстве / Ю.М. Лотман // Учёные зап. Тартусского университета. 1986. Вып. 720. Труды по знаковым системам. 19. - С. 25-36.

151. Ляндерс С. Русский писатель не может жить без Родины / С. Ляндерс // Вопросы литературы. 1966. - № 9. - С.134-139.

152. Мартен М. Язык кино / М. Мартен. -М., 1959. 467 с.

153. Малярова Т.Н. О чертах гротеска у раннего Булгакова / Т.Н. Малярова // Учён. зап. Пермского ун-та. Пермь, 1970. - № 241. - С. 88100.

154. Мандельштам О. Э. Слово и культура.:Сб-к. / Сост. и примеч. П. Неллера. М.: Сов. писатель, 1987. - 319с.

155. Манн Ю.В. О гротеске в литературе / Ю.В. Манн. М.: Сов. писатель, 1966. - 183 с.

156. Материалы к творческой биографии М. Булгакова / Вступит, заметка, публикации и комментарии Е. Земской // Вопросы литературы. 1984.-№11.- С. 193-216.

157. Миндлин Э. Необыкновенные собеседники / Э. Миндлин. -М.: Сов. писатель, 1968. 496 с.

158. Миндлин Э. Молодой Михаил Булгаков / Э. Миндлин // Наш современник. 1967. - № 7. - С. 98-103.

159. Михайлов О.Н. Вторая жизнь мастера (О прозе М. Булгакова) / О.Н. Михайлов // Михайлов О.Н. Страницы сов. прозы. М.: Современник, 1984,- С. 109-121.

160. Михайлов О.Н. Страницы русского реализма / О.Н. Михайлов. -М.: Современник, 1982.-288 с.

161. Михайловская Н. Встречи с М. Булгаковым /. Н. Михайловская // Михайловская Н. Глазами и сердцем актрисы. М.: Искусство, 1986. -С. 55-71.

162. Монтегю А. Мир фильма / А. Монтегю. М., 1969. - 423 с.

163. Мустангова Е. О Михаиле Булгакове / Е. Мустангова // Жизнь искусства. 1925. - № 45. - С. 13.

164. Мягков Б. Булгаковское варьете. Фантазия и реальность / Б. Мягков // Нева. 1985. - № 6. - С. 195-200.

165. Мягков Б. Булгаковская Москва / Б. Мягков. М.: Московский рабочий, 1993.- 222 с.

166. Мягков Б., Инамаро А. Реалии фантастического действа / Б. Мягков, А. Инамаро // В мире книг. 1982. - № 9. - С. 49-51.

167. Набоков В. Сказка / В. Набоков // Руль. Берлин, 1926.

168. Недошивин Г. Очерки теории искусства / Г. Недошивин. М.: Наука, 1953.

169. Немцев В.И. М. Булгаков. Становление романиста / В.И. Немцев. -Самара: Изд. Саратовского ун-та, 1991. 162 с.

170. Немцев В.И. Пути свободы ведут . к Булгакову / В.И. Немцев // Учит, газета. 1989. 27 июня.

171. Непрочитанный Булгаков: к 100-летию со дня рождения М. А. Булгакова: Ст. // Москва. 1991. - № 5. - С. 178-186. Содерж.: Приближение к Мастеру / JI. Бежин; Время понимания / В. Кожинов; Предчувствие ответа / В. Куницын.

172. Нинов А.А. Михаил Булгаков и мировая художественная культура / А.А. Нинов // Искусство Ленинграда. 1991. - № 5. - С. 12-16.

173. Нинов А.А. Михаил Булгаков и советская художественная культура / А.А. Нинов // Аврора. 1986. - № 12. - С. 86-95.

174. Нинов- А.А. О драматургии и театре М. Булгакова. Итоги и перспективы изучения / А.А. Нинов // Вопросы литературы. 1986. - № 9.

175. Нинов А. А. Сквозь 30 лет/А. А. Нинов. Л., 1987.

176. Нинов А.А. Легенда «Багрового острова» / А.Д. Нинов // Нева. -1989.-№5.-С. 78-98.

177. Нинов А.А. Михаил Булгаков и современность / А.А. Нинов // Звезда. 1990. - № 5. - С. 153-161.183.0ганесов К. Американские кино-ателье / К. Оганесов. М.: Киноателье. 1926.-60 с.

178. Палиевский П. Булгаков-1991: О современном изучении творчества писателя. / П. Палиевский // Наш Современник. 1991. - № 9. - С. 178182.

179. Паршин Л.К. Чертовщина в Американском посольстве или 13 загадок Михаила Булгакова / Л.К. Паршин. М.: Кн. палата. 1991. - 208 с.

180. Пастернак Е.Б. Б.Пастернак. Биография / Е.Б. Пастернак. М., 1997.-650 с.

181. Паустовский К. Наедине с осенью. Портреты, воспоминания, очерки. -М.: Сов. писатель, 1967. 270 с.

182. Петелин В.В. Возвращение Мастера // Москва. 1976. - № 7. - С. 193-210.

183. Петелин В.В. Михаил Булгаков. Жизнь. Личность. Творчество / В.В. Петелин. ,М.: Московский рабочий, 1989. - 493 с.

184. Петелин В. В. Жизнь Булгакова. Дописать раньше, чем умереть. -«Бессмертные имена». М.: ЗАО Изд-во Центрполиграф, 2001. 665 с.

185. Петровский М.А. Михаил Булгаков и Владимир Маяковский // М. А. Булгаков и художественная культура его времени. М., 1988. - С. 369391.

186. Петровский М. А. Смех под знаком апокалипсиса (М. Булгаков и „Сатирикон")//Вопросы литературы. 1991.- №5.- С. 3-35.

187. Петровский М. Два Мастера: В. Маяковский и М. Булгаков // Лит. обозрение. 1987. - № 6. - С. 30-37.

188. Пименов В. Немногое о многом: Из воспоминаний о М. А. Булгакове. // Современная драматургия. 1998. - № 3. - С.245-248.

189. Писку нова Т. В. Необычное словоупотребление как составляющая стиля М. Булгакова // Филологический журнал. М.: Изд-во МГУ, 1985. - 19 с.

190. Письма М. А. Булгакова П. С. Попову: 1931-1932 гг. / Публикация и комментарии В. Гудковой//Театр. 1981.- №5,- С. 90-93.

191. Письма М. А. Булгакова П. С. Попову: 1931-1940 гг. / Публикация и предисловие М. Чудаковой, В. В. Гудковой // Новый мир. 1987. - № 2. -С. 138-180.

192. Платек Я. Странные сближения. Вчитываясь в Булгакова // Музыкальная жизнь. 1990. - № 17.

193. Платоне Р. Принципы изображения событий революции и гражданской войны в русской советской прозе 20-ых гг. (1920-1925).

194. Автореф. дисс. на соиск. степ. канд. филологических наук. М.: МГУ, 1962.- 19 с.

195. Плахов А. Не буква, а суть! (Перекличка судеб) // Экран, 1987 / Сост. Ю. Тюрин, Г. Долматовская. М.: Искусство, 1987. - С. 39-44.

196. Погожева JI. П. Из дневника кинокритика. М.: Искусство, 1978. -152 с.

197. Поляков М. Я. Вопросы поэтики художественной семантики. М.,1986.-267 с.

198. Поэтика телевизионного театра. М., 1979. - 254 с.

199. Проблемы автора в художественной литературе Сб. ст. / Отв. ред. профф. Б. О. Корман. Воронеж: Изд-во Воронеж ГПИ, 1969. -92с.

200. Проблемы исторической поэтики в анализе литературного произведения: Сб. научн. тр. / Отв. ред. В.И. Тюпа. Кемерово: КГУ,1987.- 190 с.

201. Проханов О. М. А. Булгаков: к 100-летию со дня рождения М. Булгакова. // Среднее специальное образование. 1991. - № 5. - С. 3334.

202. Рабинец А. Размышления о Дубельте Булгакова: к 100-летию со дня рождения М. А. Булгакова. // Лепта. 1991. - № 5. - С. 161-164.

203. Разлогов К. Искусство экрана: Проблемы выразительности / К. Разлогов. М.: Искусство, 1982. - 158 с.

204. Ракицкий Н. П. Встречи с М. А. Булгаковым: Из воспоминаний / Публ., вступ. заметки и примечания Н. А. Трифонова // Дружба народов.- 1990,- №3.- С. 169-172.

205. Рассадин С. Путь с Голгофы: О творчестве М. А. Булгакова. // Диалог. 1993. - № 5/6. - С. 72-80.

206. Ромм М.И. Беседы о кино / М.И. Ромм. М., 1964.

207. Ромм М.И. Беседы о кинорежиссуре / М.И. Ромм. М., 1975.

208. Ренан Э.Ж. Жизнь Иисуса/ Э.Ж. Ренан. -М., 1991.-398 с.

209. Рождение звукового образа. М., 1985.- 345 с.

210. Ростовцев Ю. „Моя цель светла.": к 90-летию со дня рождения М. А. Булгакова. // В мире книг. 1981. - № 5. - С. 74-75.

211. Рудницкий К. Ранняя проза М. Булгакова // Театр. 1987. - № 6. -С. 131-133.

212. Сахаров В. М. Булгаков: уроки судьбы // Наш современник. 1983.- №10.- С. 159-167.

213. Сахаров В. Михаил Булгаков: Уроки судьбы // Подъём. 1991. № 5. С. 190-237//Нашсовременник.- 1983.- № 10.- С. 159-167.

214. Свободин А.//Искусство кино.-1971.-№2.-С. 110-122;

215. Сергованцев Н. Два Самоотречения М. А. Булгакова // Молодая гвардия. i989. - № 8. - С. 259-272.

216. Сильман Т. Подтекст это глубина текста // Вопросы литературы. -1969.- № 1.- С. 89-103.

217. Скороспелова Е. Б. „Идейно-стилевые течения в русской советской прозе первой половины 20-х годов". М.: Изд-во МГУ, 1979. - 160 с.

218. Слободнюк С. J1. Конференция, посвящённая 100-летию со дня рождения М. А. Булгакова: Санкт-Петербург, май 1991. // Русская литература.- 1991.- №3.-С. 202-206.

219. Смелянский А. М. Михаил Булгаков в Художественном театре. -М., 1989. -432 с.

220. Смелянский А. М. Не тащите Мастера на баррикады: к 100-летию со дня рождения М. Булгакова. // Московские новости. 1991.-19 мая. - С. 14. .

221. Смиш Я. Творчество М. Булгакова в Польше // Польша. 1989. - № 4.- С. 16-17,31.

222. Смирнов Ю. "Музыка" Михаила Булгакова // Советская музыка". -1998.- №5.- С. 18-24.

223. Смоляницкий М. Самый молодой миф: к 100-летию со дня рождения М. А. Булгакова.//Столица. 1991.- №38.- С. 60-61.

224. Соколов Б.В. Андрей Белый и Михаил Булгаков // Русская литература. 1992. - № 2. - С. 42-56.

225. Соколов Б.В. На пути к истине: к 100-летию со дня.рождения М. А. Булгакова. // Молодая гвардия. 1991. - № 5. - С. 274-279.

226. Соколов Б.В. Булгаков. Энциклопедия. (Серия: Русские писатели.) М.: Алгоритм, 2003. 608 с.

227. Соколов Б.В. Сергей Булгаков и Михаил Булгаков // Два Булгакова: Разные судьбы. Вып. I. М.; Елец, 2002.

228. Соколова Н.А. Рукописи не горят // Север. 2001. - № 4 -5 - 6. -С. 216-218.

229. Соловьёв С. «.Льзя нельзя.» (.Взаимоотношения литературоведения и кинорежиссуры) // Экран, 1987 / Сост. Ю. Тюрин, Г. Долматовская. - М.: Искусство, 1987. - С. 33-38.

230. Соловьёв В.М. Русская культура. С древнейших времен до наших дней. М., 2005. - 736 е.: ил.

231. Спендель де Варда Д. Сон как элемент внутренней логики в произведениях М. Булгакова // М. А. Булгаков драматург и художественная культура его времени. - М., 1988. - С. 304-311.

232. Строение фильма. Некоторые проблемы анализа произведений экрана. М., 1984. - 456 с.

233. Стронгин B.JI. Любовь Михаила Булгакова: Романтическая история. М.:Центрполиграф, 2000. 475 с.

234. Стронгин В.Л.Михаил Булгаков. Писатель и любовь. М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2004. 272 с.

235. Творчество Михаила Булгакова: Исследования и материалы. Кн. 2. / Отв. ред. В. В. Бузник, Н. А. Грознова. СПб.: Наука, 1994. - 380с.

236. Творчество Михаила Булгакова: Исследования и материалы. Кн.З. / Отв. ред. Н. А. Грознова, А. И. Павловский. СПб.: Наука, 1995. - 368с.

237. Тимофеев Л. Метод. Стиль. Поэтика. М.: Сов. писатель, 1964. -522с.

238. Тищенко П. Д. Что значит знать? Онтология познавательного акта. М., 1991.-247 с.

239. Томашевский Б. В. Теория литературы. Поэтика. 6-е изд. М. -Л.: Гослитиздат, 1931. - 244 с.

240. Топоров В. Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: исследования в области мифопоэтического. М.: Прогресс: Культура, 1995. - 620 с.

241. Трифонов Ю. В кратком бесконечное. Как мы пишем // Вопросы литературы.- 1974.- №8.- С. 171-195.

242. Тынянов 10. Н. Поэтика. История литературы. Кино. М.: Наука, 1977.- 574 с.

243. Урнов Дм. К чему? Зачем? // Экран, 1987 / Сост. Ю. Тюрин, Г. Долматовская. М.: Искусство, 1987.- С.28-32.

244. Урусевский С. Надо мыслить и видеть пластически. Искусство кино.- 1985.-№6.-С. 56-78.

245. Утехин Н. П. Жанры этической прозы. Л.: Наука, 1982. 185с.

246. Утехин Н. П. М. А. Булгаков. Исторические грани вечных истин //Современность классики. Л., 1979.- С. 262.

247. Утехин Н.П. М. Булгаков // Утехин Н. П. Современность классики. М.: Современник, 1986. С. 247-331.

248. Файман Г.С. Обзор творчества М. А. Булгакова периода „Гудка" // Театр. 1987. - № 6. - С. 72-75.

249. Файман Г. С. Кинороман Михаила Булгакова // Искусство кино. 1987.-№5-7.

250. Фиалкова И. Не Булгаков ли это?//Радуга. 1989. №10. С. 8688.

251. Флоренский П. Особенное. М., 1992. 435 с.

252. Флоренский П. А. Столп и утверждение истины: Опыт православной теодицеи // Флоренский П. А. Соч.: в 2т. М., 1990. - Т 1. -635 с.

253. Фрагменты ранних греческих философов. 4.1: От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики. М., 1989.

254. Хализев В. Е. Функции случая в литературных сюжетах // Литературный процесс: Сб. / Под ред. Н. Н. Киселёва. Томск: Изд-во Томск, ун-та, 1976. 191с.

255. Хайдеггер М. Жительствование человека // Хайдеггер М. Работы и размышления разных лет. М., 1993. С.296.

256. Химич В. В. Странный реализм М. Булгакова. Екатеринбург: Изд-во УрГУ, 1995.- 234с.450. «Христос в кино Pro et contra» // Фома. - № 4. - 2004. - С. 16 -37.

257. Чеботарёва В. А. Ныне и 20 лет назад: Об исследовании творчества М. А. Булгакова // Лит. Азербайджан. 1990. № 3. - С. 119122.

258. Чеботарёва В. А. О гоголевских традициях в прозе М. А. Булгакова // Рус. лит. 1984. - № 1. - С. 166-176.

259. Чернец Л. Литературные жанры: Проблемы типологии и поэтики. М.: Изд-во МГУ, 1982. 192 с.

260. Черникова Г.О. О некоторых особенностях философской проблематики романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита»,- М., 1971

261. Чудакова М. О. Адам и Ева свободны: О М. А. Булгакове. // Огонёк. 1987. №37.- С. 12-15.

262. Чудакова М. О. Библиотека М. Булгакова и круг его чтения // Чудакова М. О. Встречи с книгой. М.: Книга, 1979. С. 244-300.

263. Чудакова М. О. Булгаков и Гоголь: к 170-летию Н. В. Гоголя. // Рус. речь. i979. № 2. С. 38-48; № 3. С. 55-59.

264. Чудакова М. О. Булгаков и опоязовская критика.//Тыняновский сб.: Третьи тыняновские чтения. Рига: Зинатне, 1988. 30 с.

265. Чудакова М. О. Взглянуть в лицо // Чудакова М. О. Взгляд: Критика. Полемика. Публикации. М.: Сов. писатель, 1988. С. 376-404.

266. Чудакова М. О. Жизнеописание М. Булгакова. М.: Книга, 1988. -669 с.

267. Чудакова М. О. М. А. Булгаков читатель // Исследования и материалы. М.: Всесоюзная книжная палата, 1980. сб. 40. - С. 164-185.

268. Чудакова М. О. Михаил Булгаков и Россия: к 100-летию со дня рождения писателя. // Лит. газета. 1991. 15 мая. С. 1-11.

269. Чудакова М. О. Михаил Булгаков: его партнёры, его сочинения // Шахматное обозрение. 1985. № 18. С. 24-25.

270. Шайтанов И. О. Мастер // Вопросы литературы. 1988. - № 12. - С. 32-66.

271. Шалюгин Г. Чеховское притяжение (М. А. Булгаков в Ялте) // Литературная Россия. 1985. №5. 1 февр. — С. 16-18;

272. Шилов Л. Булгаков в воспоминаниях современников // Театр.1987. № 1.- С. 98-100.

273. Шиндель А. Пятое измерение: к 100-летию со дня рождения М. А. Булгакова. // Знамя. 1991. № 5. С. 193-208.

274. Шкловский В. Б. Повести о прозе. Размышления и разборы. В 2Т. -М.:Худож. лит., 1966. T.I. 335с. Т.2.- 463 с.

275. Шкловский В. Б. Приблизить писателя к читателю // Вопросы литературы. 1979. №12.- С. 347-348.

276. Шкловский В. Б. Сентиментальное путешествие. М.: Новости, 1990. 362 с.

277. Шкловский В. Б. За 60 лет работы в кино. М.: Сов. Писатель, 1985.- 465 с.

278. Шубин Л. Горят ли рукописи? Или о трудностях диалога писателя с обществом: О творчестве М. А. Булгакова и А. Платонова. / Публикация, подготовка текста и примечания Е. Д. Шубиной // Нева.1988. №5.- С. 164-178.

279. Эйдинова В. Стиль писателя и литературная критика. Красноярск: Изд-во Красноярского ун-та, 1983,- 211 с.

280. Эйдинова В. Стиль художника: Концепции стиля в литературной критике 20-ых годов. М.: Худож. лит., 1991. 284 с.

281. Эйзенштейн С.М. Диккенс, Гриффит и мы // Эйзенштейн С. Избранные статьи. 190 с.

282. Эйзенштейн С.М. Четвёртое измерение в кино // Эйзенштейн С.М. Избранные произведения в 6-ти томах. М., 1971. Т. 2. - С. 45 -59

283. Эйхенбаум Б. М. О прозе. Д.: Худож. лит., 1969. 503 с.

284. Эйхенбаум Б. М. О прозе. О поэзии. Л.: Худож. лит., 1986. 453 с. '

285. Элоян М.Р. С.Н. Булгаков: Православие и капитализм (философия хозяйства). Ростов-на-Дону. 2004.

286. Эльсберг Я. Е. Вопросы теории сатиры. М.: Сов. писатель, 1957.- 420 с.

287. Эльяшевич А. Лиризм. Экспрессия. Гротеск. О стилевых течениях в литературе соц. реализма. Л.: Худож. лит., 1975. 356 с.

288. Юровский А. Телевидение поиски и решения. М., 1983. - 342 с.

289. Юткевич С. Контрапункт режиссера. М., 1961.- 276 с.

290. Юткевич С. Кино это правда 24 кадра в секунду. М., 1974. - 198 с.

291. Яблоков Е. А. Лицо времени за стеклом вечности. Историография Михаила Булгакова // Общественные науки и современность. 1992. №3. - С. 97-108.

292. Яблоков Е. А. Мотивы прозы Михаила Булгакова. М.: Издат. центр РГТУ, 1997. 199 с.

293. Якобсон П.Н. Психология художественного восприятия. М., 1964.- 465 с.

294. Янгиров Р. М. А. Булгаков секретарь Лито Главполитпрпосвета // М. А. Булгаков - драматург и худож. культура его времени. М., 1988.- С. 225-245.

295. Яновская Л. М. „Бросил звание с отличием и писал . " // Юность. 1977. № 3. - С. 63-67.

296. Яновская Jl. М. „Вступительное слово скажет писатель т. Булгаков": К биогр. М. А. Булгакова. 1920 г. // Наука и жизнь. 1978. -№3.- С. 61.

297. Яновская Л. М. Творческий путь Михаила Булгакова. М.: Сов. писатель, 1983. 319 с.

298. Капралов Г.А. Марш революции и тараканьи бега // Правда. 1971. -№ 33.-С. 3.

299. Киселёв С. Детство Булгакова прошло здесь // Литературная газета, 1986. 24 февр. №8.- С. 2.

300. Макаров А.Н. Бег в никуда // Неделя. 1971. - № 3. - С. 6.

301. Погожева Л.П. Бег в пустоту // Лит. Россия. 1971. - № 5. - С. 22.

302. Рассадин С.Б. Удача (кинопремьера) // Сов. экран. 1971. - № 5. - С. 2-4.

303. Сахаров В. Издательский детектив: М. Булгаков в лабиринте реальной критики (1923-1929 гг.) // Лит. Россия. 1992. 10 июля. С. 11.

304. Свободин А. Люди и тени // Комсомольская правда. 1972. - № 25. -С. 2.

305. Сергеев Е. Промежуточный вариант. // Лит. Россия. 1976. - № 47. -С. 19.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.