"Китайская тема" в творчестве санкт-петербургских архитекторов и декораторов XVIII-XIX веков тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.09, кандидат искусствоведения Ян Чжи

  • Ян Чжи
  • кандидат искусствоведениякандидат искусствоведения
  • 2008, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ17.00.09
  • Количество страниц 145
Ян Чжи. "Китайская тема" в творчестве санкт-петербургских архитекторов и декораторов XVIII-XIX веков: дис. кандидат искусствоведения: 17.00.09 - Теория и история искусства. Санкт-Петербург. 2008. 145 с.

Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Ян Чжи

Введение.

Глава 1. Стиль «шинуазри» как явление европейский куль

1.1. Распространение стиля в странах Европы.

1.2. Культурный обмен как фундамент возникновения китайского стиля.

Глава 2. «Китайская тема» в зодчестве Санкт-Петербурга

2.1. «Китайская тема» в интерьерах Санкт-Петербургских дворцов.

2.2. Элементы шинуазри в памятниках архитектуры.

Глава 3. Семантические основы китайского зодчества и декоративно-прикладного искусства в контексте российской художественно-образной системы

3.1. Особенности применения китайских мотивов в Петербурге и его пригородах.

3.2. Зримые символы в «китайской теме» Петербурга.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история искусства», 17.00.09 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «"Китайская тема" в творчестве санкт-петербургских архитекторов и декораторов XVIII-XIX веков»

Актуальность исследования обусловлена рядом причин, как со-цио-культурного, так и историко-научного характера. Геополитическое положение России и Китая делает крайне важным взаимное изучение культуры, истории, искусства. Поэтому феномен проникновения китайской культуры в русскую художественную традицию представляет огромный интерес не только с искусствоведческой, но и с культурологической, социальной точки зрения. Интересным представляется специфика восприятия чужой культурной традиции и переложения ее особенностей на собственный язык культуры. Наличие «китайской темы» в творчестве санкт-петербургских архитекторов и декораторов XVIII — XIX веков является идеальным материалом исследования подобного процесса, а также отражает общеевропейские тенденции восприятия чужих культурных традиций того времени.

Применение «китайской темы» в произведениях архитектуры и декоративного искусства Петербурга мало изучено, а существующие исследования посвящены лишь отдельным аспектам данной тематики и не раскрывают всю глубину предлагаемой к исследованию проблемы. Изданные научные труды зачастую страдают отсутствием понимания социокультурного контекста собственно китайской культуры, понимания причин возникновения тех или иных изобразительных, архитектурных, декоративных стилей в Китае.

Тем не менее, изучение данной тематики без постоянного соотнесения ее с контекстом как российской, так и китайской художественной культуры, истории и традиций без комплексного подхода невозможно. Важно также принимать во внимание многовековое соседство двух культурных традиций и возможность их взаимопроникновения. Подобный подход позволит глубже понять истоки возникновения стиля «шинуазри» в русской культуре (в данной работе на примере Петербурга), глубину сочетания двух архитектурных традиций, помочь в деле развития культурного диалога между нашими двумя странами.

Здесь надо сказать, что диссертация посвящена изучению «китайской темы» в творчестве петербургских архитекторов и декораторов XVIII - XIX веков. Понятие «китайская тема» шире, чем «китайский стиль» (шинуазри). Она в контексте диссертации предполагает рассмотрение как элементов стиля шинуазри, так и фантазий на тему китайского образного мира в виде композиций, приблизительно отвечающих китайскому колориту, или композиций, составленных из подлинных китайский предметов роскоши (фарфоровых изделий, лаковых шкатулок, ширм, панно, вееров, предметов утвари), но на европейский вкус, без учета строгих правил традиционной китайской аранжировки.

Степень научной разработанности проблемы. До настоящего времени проблематика использования «китайской темы» в творчестве петербургских архитекторов и декораторов XVIII - XIX веков не являлась предметом самостоятельного научного исследования. Отдельные аспекты данной темы затрагивались теми или иными учеными в своих исследованиях, однако комплексный анализ элементов стиля «шинуазри», их систематизация, а также оценка его роли в становлении и развитии китайско-русских межкультурных связей до сих пор не проводились.

Среди российских исследователей, так или иначе затрагивавших проблему «китайской темы» в архитектуре Санкт-Петербурга, необходимо отметить следующие имена: А. С. Дахнович («Китайский дворец», 1930), Д.А. Кючарианц, А.Я. Раскин («Художественные памятники города Ломоносова», 1985), В.Г. Клементьев («Китайский дворец в Ораниенбауме», 1998). Их труды представляют собой базовые исследования архитектурных особенностей, а также декора Китайского дворца в Ораниенбауме. Эти работы интересны для нас, в первую очередь, тем, что авторы уделяют довольно большое внимание китайским традициям в убранстве данного дворца.

Необходимо назвать таких исследователей, как В.В. Лемус («Екатерининский дворец-музей», 1941; «Парки и сады Пушкина», 1961; «Музей и парки Пушкина», 1980; «Дворцы и парки города Пушкина», 1986). Он разработал самостоятельные подходы к изучению построек в стиле шинуазри в городе Пушкине. И.Н. Ухановой («Лаковая живопись в России XVIII — XIX веков», 1995) был проведен детальный анализ лаковой живописи в России XVIII - XIX вв., в котором особое место отводится исследованию китайских панно того периода как элемента декора интерьера во дворце Петра I в Петергофе.

Особую ценность представляют труды ученых, занимавшихся изучением проникновения китайской культуры в собственно Европу и на формирование европейского шинуазри: В.В. Згура, Б.П. Деннике («Китайская архитектура и ее отражение в Западной Европе», 1929), Н.С. Николаева («Диалог в искусстве», 1996). Проблеме творческого функционирования «китайского стиля» в XVIII — XIX веках посвящали свои труды такие историки архитектуры, как Д.О. Швидковский («Восточные стили в архитектуре русского классицизма», 1994); Л.И. Шатилова («Серебряный Ораниенбаумский сервиз в стиле шинуазри», 1997) и др. Представляют интерес материалы о применении элементов китайской архитектурной традиции в российской архитектуре, опубликованные в начале ХХ-го века некоторыми царскими музеями. Вот названия некоторых из них: «Китайский дворец», «Большой дворец», «Монплезир» и т.д.

Единственным комплексным изучением китайской архитектуры и декоративного искусства в русскоязычной литературе является монография известного синолога-искусствоведа М. Е. Кравцовой «История искусства Китая» (2004). Появление этой книги свидетельствует о переменах в российском китаеведении — от простого перечисления и искусствоведческого описания к всестороннему глубокому изучению национальной китайской культуры.

В ряде европейских стран «китайский стиль» рассматривается в рамках проблемы мотивации поведения личности. Хорошим примером может служить работа Доуна Джекобсона (Dawn Jacobson, London) «Китайский стиль». Автор систематически описывает архитектурные, декоративно-прикладные произведения искусства, в создании которых использовался шинуазри. Достоинство данной работы в том, что при изучении китайского стиля Джекобсон использует системный подход и старается рассмотреть каждый из аспектов применения данного стиля в европейских странах.

Научные работы известных китайских архитектурных теоретиков, таких как Чжоу Вэйцюань («Китайское классическое садово-парковое искусство», 1999); Лу Жэнь («Парковая архитектура», 2000); Пань Гуси («История китайской архитектуры», 2001); Хоу Юпин («Эстетика китайской архитектуры», 2002); Ван Шижэнь («Исследование древнекитайской архитектуры», 2004); Лян Сычэн («История китайской архитектуры», 2005); Ван Цицзюнь и Се Янь «Императорская архитектура», 2005). Они представляют панораму развития архитектуры и декорации разных эпох древнего Китая.

Среди работ китайских авторов, посвященных стилю шинуазри в архитектуре западноевропейских стран и России, в первую очередь, на наш взгляд, необходимо отметить исследование Чэнь Чжихуа «Влияние китайского паркового искусства на Европу» (2006). Существенный интерес вызывает работа Фэн Гуаньчао «Влияние китайского стиля на западное архитектурное искусство» (2007) и труд Дуань Юйнуна «Особенности развития древнекитайского зодчества и влияние его образов на архитектуру и садово-парковое искусство Санкт-Петербурга и его пригородов» (2007). Эти исследования интересны еще и потому, что в них отражается точка зрения собственно китайских исследователей на позитивные и отрицательные моменты в применении шинуазри в Европе и России.

Объект исследования. Декоративные элементы, архитектурные формы стиля «шинуазри» в санкт-петербургской архитектуре и прикладном искусстве XVIII — XIX веков, а также их китайские прототипы.

Предмет исследования. «Китайская тема» в творчестве архитекторов и декораторов Санкт-Петербурга XVIII - XIX веков и причины ее появления.

Цель исследования. Изучение влияния культуры Китая на формирование системы образов в архитектуре и декоративном убранстве дворцовых построек и интерьеров Санкт-Петербурга.

Границы исследования. У возникновения «китайской темы» в санкт-петербургской архитектуре и прикладном искусстве в XVIII - XIX веках существует ряд предпосылок. Во-первых, появление «шинуазри» на русской почве является следствием влияния европейской тенденции того периода. Во-вторых, обращение к китайской тематике было обусловлено и сугубо внутренними причинами, в частности, усилившимися контактами между Россией и Китаем. Таким образом, необходим комплексный анализ не только произведений, расположенных на территории Санкт-Петербурга и области, но и памятников архитектуры и предметов прикладного искусства, как Европы, так и Китая. Поэтому нами были установлены следующие географические и хронологические рамки исследования: XVIII — ХЕХ века для изучения «китайской темы» в Петербурге, Европе; история же архитектурной традиции в Китае рассматривается с момента установления ее канонов - то есть с периода династии Хань (202 г. до н.э. - 220 г. н.э.) - до падения последней династии Цин в 1911 году. Установление подобных временных рамок полностью отвечает целям диссертации.

Задачи исследования:

1) влияние и место китайского стиля в европейской архитектурной традиции, выявление его отличительных особенностей;

2) рассмотрение и анализ элементов «китайской темы» в проектах и декоре петербургских дворцовых сооружений XVIII - XIX веков;

3) анализ некоторых закономерностей и общих особенностей использования китайских элементов и их роли для петербургской архитектурной и декоративно-прикладной традиции XVIII - XIX веков.

Методология исследования обусловлена самой проблематикой диссертации. Это, прежде всего, комплексный подход, который подразумевает непременный учет единства исторических и эмпирических методов исследования, междисциплинарного анализа и сравнительного изучения искусствоведческой, культурологической и исторической литературы.

Методы исследования.

В диссертации использованы следующие методы: историко-биографический метод, позволяющий рассмотреть и понять место «китайского стиля» в западной архитектуре в процессе его развития и становления; сравнительный метод, позволяющий увидеть сопоставление европейских и петербургских произведений китайского стиля и последующее их сравнение с подлинно китайскими реалиями; метод искусствоведческого и фшософско-эстетического анализа делает возможным рассмотрение оговоренной в заглавии тематики исключительно с художественной точки зрения - анализ, проводимый автором диссертации с позиций не только исследователя, но и художника.

Научная новизна исследования заключается в том, что в диссертации впервые:

- предлагается анализ, как отдельных элементов декора, так и целых интерьеров, созданных с использованием «китайской темы», с точки зрения материала, формы, расположения в пространстве и их внутреннее семантическое и функциональное содержание;

- впервые предметом научного исследования явился комплексный сопоставительный анализ европейских и русских декоративных произведений, созданных в ключе «китайской темы» через изучение общего и различного, и подробное сравнение с устройством интерьеров и экстерьеров китайских традиционных построек;

- всесторонне и комплексно изучены и оценены функциональные, семантические особенности национальной специфики включения декора и отдельных декоративных деталей, составляющих «китайскую тему» (паркеты, фарфоровые изделия, лаки) оформления интерьеров дворцов Петербурга и его пригородов, построенных в XVIII - XIX веков;

- подвергнут тщательному сопоставительному анализу ряд проектов-набросков архитектурных сооружений и интерьеров, отвечающих «китайской теме», выполненных архитекторами и декораторами, работавшими в Петербурге и его пригородах в XVIII - XIX веков, (такими как А. Ринальди, В. Неелов, И. Неелов, Ч. Камерон, Ю. Фельтен), из которых очевидна их заинтересованность этой темой;

- с исчерпывающей полнотой проанализированы и приведены в качестве примеров китайские традиционные орнаменты и узоры, встречающиеся среди прочих элементов декоративного убранства дворцовых экстерьеров и интерьеров (в частности, в наиболее распространенных рисунках потолка, панно, паркета, мебели, фарфора и т.д.);

- выявлено и показано на конкретном изобразительном материале общее и особенное в воплощении «китайской темы» архитекторами и декораторами Петербурга XVIII - XIX веков, безусловно, подтверждающее значимость «китайской темы» для отечественной архитектурной и декоративно-прикладной традиции и ее важность для творчества отдельных мастеров, создателей архитектурного и декоративного облика Петербурга.

Теоретическая значимость диссертации заключается в том, что исследование образов и особенности в творчестве Санкт-Петербургских архитекторов и декораторов XVIII — XIX веков являются научным искусствоведческим теоретико-методическим материалом, существенными для постижения художественно-творческого мышления мастеров китайского и русского зодчества, а также для изучения искусства других эпох.

Результаты содержат новые научные положения, которые могут найти развитие в последующих искусствоведческих разработках.

Практическая значимость диссертационного исследования. Основные положения диссертации могут стать полезными при подготовке лекционных курсов, использоваться на семинарских занятиях по истории и теории искусства и культуры, теории архитектуры и других искусствоведческих, востоковедческих, исторических дисциплин.

Полученные в ходе диссертационного исследования результаты, могут быть использованы в сфере дальнейших научных изысканий по данной тематике, в работах обобщающего характера, в монографиях, альбомах, статьях, в музейной и научно-исследовательской практике. Материалы могут быть применены в области изучения межкультурных контактов между Россией и Китаем, а также для развития современных межнациональных контактов.

Основные положения диссертации могут оказаться полезными музейным работникам, религиоведам, культурологам, историкам архитектуры и искусства, художникам и реставраторам в деле пропаганды и восстановления национального культурного достояния обеих стран.

Данное исследование может быть отправным пунктом возрождения традиций использования восточной архитектуры и прикладного искусства в современном градостроительстве и оформлении интерьеров как основа для дальнейшего контакта двух культур - русской и китайской.

Рекомендации по использованию результатов исследования. Результаты диссертационного исследования могут быть:

- включены в курс лекций по влиянию китайского искусства на Россию XVIII - XIX века;

- использованы в научной работе искусствоведов, историков культуры, музейных работников;

- даны для оказания существенной помощи в подготовке экскурсионных проектов для сферы туризма, в реставрации памятников архитектуры и проведении природоохранных мероприятий, как в Китае, так и на территории Российской федерации.

Основные положения, выносимые на защиту:

- «китайская тема» в декоре интерьеров петербургских дворцов появляется в XVIII веке под влиянием европейской моды и увлечения Китаем, и именно в этот же период складываются основные особенности его применения в отечественной архитектурной и декоративной традиции;

- элементы «китайской темы» петербургских дворцов содержат черты и особенности как европейской архитектурной и декоративной традиции, так и особенности, характерные для применения «китайской темы» декораторами и архитекторами Петербурга.

Достоверность научных результатов и основных выводов исследования обеспечивается:

- достаточной полнотой собранного материала, выбранными методами исследования и тщательным анализом исследуемой проблематики;

- широтой охвата теоретических источников исследования и методологической обоснованностью исходных теоретических позиций;

- корректным использованием исходных данных искусствоведческих, исторических, историко-художественных материалов, связанных с проблематикой диссертации. и

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования отражены в докладах на научных конференциях:

- Китайская научно-практическая конференция «Китай и мировая культура» (2005 г., Цзянси, Цзюцзянский институт ФИИ);

- Международная российско-китайская научно-практическая конференция «Современное состояние и перспективы развития художественного образования в России и Китае» (2007 г., РГПУ им. А.И. Герцена ФИИ);

- Всероссийская научно-практическая конференция «Болонский процесс и сохранение традиций в художественно-педагогическом образовании» (2008 г., РГПУ им. А.И. Герцена ФИИ).

По теме диссертации опубликовано (2004—2008 гг.) семь статей общим объемом 2,7 п.л.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история искусства», 17.00.09 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история искусства», Ян Чжи

Заключение. "Китайская тема" в творчестве санкт-петербургских архитекторов и декораторов XVIII - XIX веков» прежде всего касается двух областей: архитектуры и декоративного искусства, которое, в свою очередь, делится на рассмотрение внешнего и внутреннего убранства здания. Однако изучение этой проблематики не может быть ограничено лишь Санкт-Петербургом XVIII — XIX веков, и включает необходимость рассмотрения как собственно китайских, так и европейских традиций. В итоге сфера рассмотрения оказывается довольно широкой.

Несомненно, элементы китайского стиля, выполненные архитекторами и декораторами в Петербурге и его пригородах, испытывают как влияние западной традиции использования стиля «шинуазри», так говорят и о знакомстве, хотя и отчасти поверхностном, с китайскими традиционными элементами и их особенностями. Можно убедиться насколько в те эпохи «китайская тема» вызывала общий интерес как у европейцев, как у жителей мусульманских стран, так и у русских. В России, не избежавшей этой массовой тенденции увлечения Востоком и в частности Китаем, интерес был присущ именно элитарному вкусу. Что нашло отражение в отношении в кругах элиты (включавших членов царской фамилии, представителей знати) ко всему восточному и экзотическому. По моде того времени наиболее состоятельные люди стали украшать свои жилища на манер обстановки типичной для Ближнего или Дальнего Востока, зачастую создавались интерьеры, декорированные в китайском стиле.

Опираясь на содержание предшествующих глав, можно сформулировать окончательные выводы проделанного исследования.

1) в результате разысканий обнаружено, что в чертежах, схемах построек, планировках интерьеров и дворцовых постройках того времени, выполненных архитекторами XVIII - XIX вв., работавшими над строительством Петербурга, угадываются, цитируются отдельные характерные китайские элементы. Но, в сущности, они носили лишь некоторые формальные черты подлинной китайской архитектуры, не полностью отвечали концепциям и форме традиционной китайской архитектуры, не до конца соблюдали ее установок и правил. Они были восприняты и использованы на практике через призму местной художественной традиции мастеров Запада (как русских, так и приехавших в Петербург из Европы). Интерьеры и фасады, созданные мастерами Петербурга XVIII - XIX вв. с использованием приемов «китайской темы», трактуются как пример взаимодействия двух национальных архитектурных традиций, своего рода найденный компромисс благодаря синтезу традиционных приемов и элементов архитектуры и культуры России и Китая, шире — Востока и Запада. При заимствовании каких-то художественных деталей в китайском духе, отдельных традиционных концептов китайского искусства, несомненно, шло обогащение;

2) в прикладном варианте эта мода выражалась в создании изделий декоративно-прикладного искусства на китайский манер и создания ряда элементов декора в ключе «китайской темы». Особенно ярко это веяние отразилось в орнаментах и оформлении плафонов, паркетов и фарфора, который в большом количестве встречается в украшении в китайском стиле интерьеров петербургских дворцов (это находит подтверждение в тех иллюстрациях, приведенных в диссертации);

3) автор считает, что некоторые интерьеры достигали китайского колорита только за счет включения хотя бы небольшого числа декоративных произведений и изделий в «китайском духе». Надо заметить, что область распространения «китайской темы» в большей степени ограничивалась декоративной стороной быта, всевозможными украшениями интерьера. Будь то несколько фарфоровых ваз, лакированных шкатулок, сцены из «китайской жизни» на ширмах и панелях, включенных в пространство интерьера пусть даже без учета типичных законов расстановки предметов строго соблюдавшихся в самом Китае) - этого было вполне достаточно, с точки зрения западного человека, для создания в помещении атмосферы востока, особого настроения. Причем все предметы декора, встречающиеся в обстановке, созданной в восточном духе, как действительно привезенные из Поднебесной, так и выполненные на Западе на «китайский манер», выступали как своего рода реквизит, некоторый театрализованный антураж, создающий особый уют, ощущение экзотики, иными словами, полное впечатления присутствия «китайской темы» в оформлении интерьера. Однако надо отметить, что в области декоративно-прикладного искусства и быта европейцев увлечение Китаем оказалось особенно плодотворным. Заимствуются как художественные техники, типичные модели, так характерные формы, сюжеты и орнамент;

4) говоря об изделиях декоративно-прикладного искусства в «китайском стиле» и их включении в дворцовые интерьеры, можно отметить определенный набор наиболее часто использованных китайских мотивов и символов (растительно-животные орнаменты, изображения иероглифов и традиционных узоров). В архитектуре также прослеживается применение ряда элементов, ассоциирующихся у европейца с Китаем, следовательно, воплощающих китайский стиль и повторяющихся в большинстве интерьеров и экстерьеров в стиле «шинуазри»: «взлетающие» загнутые углы крыш, детали в виде драконов, желтый цвет в отделке стен и крыш, черепица под «рыбью чешую». Все это наблюдается и в сооружениях стран Европы в стиле «шинуазри»;

5) в планировке зданий, в использовании архитектурных элементов, соответствующих «китайской теме», есть как общие с оригиналом черты, так и их функциональное и декоративное переосмысление и переработка с опорой на местную традицию и условия. «Китайская тема» в ее воплощении в интерьерах и экстерьерах дворцовых построек Петербурга и его пригородов XVIII - ХЗХ вв. рассмотрена в аспекте ее влияния на творчество отдельных архитекторов и декораторов, оговариваются истоки ее возникновения и интерпретация архитекторами и декораторами Петербурга, опосредованная воспитавшей их западной культурой и художественной традицией. Подобное историческое взаимодействие двух культур позволило уловить глубинное несходство мировоззренческих основ художественного творчества. Но в то же время и обогатила творческий опыт западных мастеров. А созданные ими произведения, декорированные в ключе «китайской темы» интерьеры и экстерьеры дворцовых сооружений, в той или иной степени, становились источником информации о китайском искусстве, обогащали зрительный и духовный опыт европейцев, знакомили их с иной художественной традицией, тем самым, расширяя кругозор.

Особенности формирования европейского стиля «шинуазри» заключаются в том, что это есть архитектурное воплощение политических и культурно-философских представлений европейцев того времени. «Шинуазри» в Санкт-Петербурге, в общем, перенял все эти особенности, копируя во многом европейские сооружения этого стиля.

Получившуюся в результате вышеуказанных особенностей петербургскую «китайскую тему» необходимо оценивать диалектически: с точки зрения критерия истинности передачи культурных традиций, результат можно назвать скорее неудачным, нежели успешным, а с точки зрения культурного заимствования и обогащения собственной культуры иностранными традициями - скорее успешным.

С другой стороны, элементы интерьера в китайском стиле во дворцах Петербурга XVIII - XIX веков (мебель, посуда) в большинстве являются оригинальными произведениями китайского искусства, поэтому зритель может сам сравнить их с европейской стилизацией и увидеть сходства и отличия оригинала и копий. На самом деле сравнение позволяет еще глубже понять китайское декоративное искусство.

В 2003 году в честь трехсотлетия Санкт-Петербурга его город-побратим Санкт-Петербурга Шанхай подарил городу маленький «Китайский парк», разбитый на Литейном проспекте. Парком это сооружение назвать сложно, но в нем отразились основные черты китайского садово-паркового искусства: «Стена девяти драконов» из глазурной черепицы, каменные шицзы (львы), галерея, беседка, груда камней, символизирующая горную возвышенность, водный поток. По сравнению с сооружениями в китайском стиле Царского Села «Китайский парк» на Литейном проспекте гораздо больше отражает истинно китайскую атмосферу.

С другой стороны, в архитектурной стилизации чаще всего важнее оказывается подражание общему духу, настрою, а не конкретные конструктивные особенности. Петербургский «шинуазри», пришедший из Европы, как раз и является результатом подобной стилизации «под китайскую культуру», в которой нашло отражение лишь то, что могла принять и творчески переработать европейская культура. И здесь нельзя говорить о простом копировании. Лаковые панно из Китайских кабинетов Петергофа являются наиболее характерным примером художественного эксперимента на китайскую тему, так как в самом Китае такого способа декора помещения никогда не было. Авторы ансамбля Китайской деревни в Царском Селе также не ставили перед собой задачу копировать китайские сооружения, а лишь хотели творчески выразить «китайскую атмосферу». Главным для них было, чтобы Китайская деревня гармонично вписывалась в парковый ансамбль в целом, она была своеобразной «приправой», изюминкой, но не копировала постройки и их содержимое, типичные для Китая.

Таким образом, интерьеры петербургских дворцов и постройки, воплощающие «китайскую тему» в архитектурной и декоративной отечественной традиции, которые были выполнены в архитекторами и мастерами XVIII - XIX веков, отражают общую тенденцию той поры интереса к Китаю как в Европе, так и России.

Данное исследование создает базу для дальнейшего изучения проблем, связанных с взаимодействием культур и передачей художественных традиций. Наиболее перспективным в плане достижения значимого результата нам представляется изучение следующих аспектов: сравнительный анализ настенных изображений (лак, шелк) китайской архитектуры в петербургских дворцах с собственно китайской архитектурной традицией, сравнительный анализ европейской мебели в стиле «шинуазри» с оригиналами, привезенными из Китая и пр. Для обогащения конкретного знания, а также расширения семантического значения экспозиций многих музеев перспективными представляются исследования отдельных дворцов и парков Санкт-Петербурга.

Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Ян Чжи, 2008 год

1. Арапова Т.Б. Китайские расписные эмали. Собрание Государственного Эрмитажа. — М.: Искусство, 1988. 289 с.

2. Арапова Т.Б. и др. Дальневосточный фарфор в России XVII XX вв. — СПб.: Славия-Интербук, 1994.-63 с.

3. Арапова Т.Б. Китайский фарфор конца XTV первой трети XVIII века (Автореф. дис). -М.: Ин-т истории искусств, 1974. - 16 с.

4. Ашарина Н.А., Дулькина Т.К Русская керамика и стекло XVIII ХЖ веков. — М.: Изобразительное искусство. 1978. — 328 с.

5. Ащепков Е.А. Архитектура Китая. — М.: Госстройиздат, 1959. 367 с.

6. Базен Жермеи. Барокко и Рококо. М.: Слово, 2001. - 288 с.

7. Бартенев И.А. Русский интерьер XVIII XIX веков. — М.: Сварог и К, 2000. -128 с.

8. Баторевич Н.И., Кооюицева Т.Д. Малая архитектурная энциклопедия. — СПб.: Дмитрий Буланин, 2005.-704 с.

9. Баторевич Н.И. Екатерингоф. История дворцово-паркового ансамбля. — СПб.: Искусство, 2006.-271 с.

10. Белозерова В.Г. Традиционная китайская мебель. М.: Наука, 1980. — 144 с.

11. БолотоваГ.Р. Летний сад, Л.: Художник. РСФСР, 1988. - 152 с.

12. Ботт И.К. Русская мебель. СПб.: Искусство, 2003. - 507 с.

13. Булах А.Г., Абакумова Н.Б. Каменное убранство центра Ленинграда. — Л.: Изд-во Ленингр. Ун-та, 1987. 296 с.

14. Васильев JI.C. Древний Китай. М.: Изд. Фирма «вост. ил.», 1995. 377 с.

15. Варданян Р.В. Мировая художественная культура: Архитектура, М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. 400 с.

16. Виноградва Е.В. Современное прикладное искусство Китая. М., Изд. Вост. 1959.-63 с.

17. Виноградова Е.В. Живопись гохуа в новом Китае /Автореферат дисс. М.: Акад. Наук СССР Ин-т истории искусств, 1961. 20 с.

18. Виноградова Н.А. Искусство средневекового Китая. М., изд-во академии художеств СССР, 1962. 102 с.

19. Виноградова Н.А. Китайская пейзажная живопись. М.: Изобразит, искусство. 1972. -160 с.

20. Виноградова Н.А., Николаева НС. Искусство стран Дальнего Востока. -М.: Искусство, 1979.-372 с.

21. Виноградова Н.А. Искусство Китая. -М.: Изобразит искусство, 1988. — 54 с.

22. Виппер Б.Р. История европейского искусствознания. От античности до конца XVIII века. М., Изд-во Акад. Наук СССР, 1963. - 436 с.

23. Виппер Б.Р. История европейского искусствознания. Первая половина XIX в. М.: « Наука», 1965. - 326 с.

24. Виппер Б.Р. История европейского искусствознания вторая половина XIX в. -М.: « Наука», 1966.-331 с.

25. Виппер Б.Р. Архитектура русского барокко. М.: Наука, 1978. 231 с.

26. By Ю-Фанг. Китайский кабинет //Философия как судьба. Материалы 2-й Междунар. летней школы по истории идей. СПб.: С-Петербург центр историй идей, 1999. - 67 с.

27. By Ю-Фанг. Китайские изделия и китайские кабинеты в России XVIII века в европейском контексте // Карамзинский сб.: нац. традиции и европеизм в рус. культуре. Ульяновск.: Ульян. Гос. пед. Ун-т, 1999. - 180 с.

28. Глухарева О.Н. Искусство Китая. Путеводитель. . -М.: Изогиз. 1958. -47 с.

29. Глухарева О.Н. Государственный музей искусства, народов востока. -М.: «Искусство», 1958.-227 с.

30. Гляницкого Н.Ф. Русская архитектура. -М.: Стройиздат, 1988. 255 с.

31. Грабарь И.Э. (под ред.) Русская архитектура первой половины XVIII века. -М.: Гос. изд. лит. по строительству и архитектуре, 1954. 416 с.

32. Грабарь И.Э. Петербургская архитектура в XVIII и XIX веках. — СПб.: Санкт-Петербург оркестр, 1995. 592 с.

33. Грухарева О.Н. Краткая история искусства Китая. М. - JL: Искусство. 1948.-211 с.

34. Гутнов А.Э., Глазычев B.JI. Мир архитектуры: Лицо города. -М.: Мол. Гвардия, 1990.-350 с.

35. Дахнович А. С. Китайский дворец. Петергоф. , Л.: Гос. Петергоф, музей, 1930.-35 с.

36. Дахнович А.С. Ораниенбаум. Дворец музей XVIII века. М.-Л.: Гос. изд. изобразительных искусств, 1932. — 50 с.

37. Де Моран А. История декоративно-прикладного искусства. М.: Искусство, 1982. -577 с.

38. Денике Б.П. Искусство Средней Азии. Сборник статей. М.: Центра, изд-во народов СССР, 1927. -55 с.

39. Денике Б.П., Згура В.В. Китайская архитектура и ее отражение в западной Европе. Предисловие с англ. М.: РАНИОН, 1929. - 42 с.

40. Денике Б.П. Архитектура Китая. Альбом. М.: Всес, 1935. - 122 с.

41. Денике Б.П. Искусство Китая. М.-Л.: Искусство, 1939. - 96 с.

42. Денике Б.П., Глухарева О. Краткая история искусства Китая. М.-Л.: Искусство, 1948. - 211 с.

43. Джекобсон. Доон. пер. с англ. В. И. Самошкин. . Китайский стиль. М.: Искусство - ХХЗ век, 2004. - 239 с.

44. Евсина Н.А. Архитектурная теория в России XVIII в. М.: Наука, 1975. -262 с.

45. Евсина Н.А. Архитектурная теория в России второй половины XVIII-начала XIX века / Отв. Ред. Г.Ю. Стернин. М.: Наука, 1985. - 256 с.

46. Евсина Н.А. Русская архитектура в эпоху Екатерины II. М.: Наука, 1994.-222 с.

47. Евсина Н.А. Архитектурная в России XVIII века. М.: Наука, 1975. -262 с.

48. Евсина Н.А. Барокко в России. — М.: Гос. ин-т. искусствознания, 1994. — 277 с.

49. Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура, М.: Издательский центр « Академия», 2000. - 448 с.

50. Еолян И.Р. Искусство Востока. СПб.: Дмитрий буланин, - 1997. — 253 с.

51. Жаркова Т., Канаева Л. и др. Царское Село: Путеводитель. — СПб.: Студия Александра Зимина, 1999. 256 с.

52. Иванова Е.А. Русский фарфор XIX века (завод Н.Б. Юсупова). — Л.: ГРМ, 1986.-101 с.

53. Ильинская Н.А. Восстановление исторических объектов ландшафтной архитектуры. 2-е изд., доп. - СПб.: Стройиздат, 1993. - 159 с.

54. Искусство стран и народов мира: крат худож. энцикл. М.: Сов. энциклопедия, 1962. 696 с.

55. Каптиков А.Ю. Региональное разнообразие архитектуры русского барокко. М.: МАРХИ, 1986. - 115 с.

56. Каптиков А.Ю. Народные мастера-каменщики в русской архитектуре XVIII века. -М.: МАРХИ, 1988. 103 с.

57. Кассин ЕЛ. Русский фарфор. М.: Планета, 1993. - 239 с.

58. Кириченко Е.И Русский стиль. М.: Галарт: Аст, 1997. - 430 с.

59. Кириков Б.М. Архитектура петербургского модерна. СПБ.: Журн. «Нева», 2003.-511 с.

60. Китайский театр // Три века С-Аетер бурга. Энциклопедия в Зт. Т. 2.Девятнадцатьтый век. Кн. 3. СПБ.: Филологический ф-т СПбГУ, 2004. - 680 с.

61. Клементьев В.Г. Китайский дворец в Ораниенбауме. — СПБ.: блиц, 1998.-104 с.

62. Коваленская Н.Н. История русского искусства ХУШ века. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1962. 285 с.

63. Кочетова С.М. Фарфор и бумага в искусстве Китая. М., Л.: Акад. Наук СССР, 1956.-91 с.

64. Кравцова М.Е. Мирвая художественная культура. История искусства Китая: Учебное пособие. СПБ.: Издательства «Лань», « ТРИАДА», 2004. -960 с.

65. Кузъменко Л.И. Китайский фарфор XVII XVIII вв. - М.: Рос акад. Художеств., 2000. - 31 с.

66. Кючариащ Д.А. Художественные памятники города Ломоносова. — Л.: Лениздат, 1985.-174 с.

67. Кючариащ Д. А. Антонио Ринальди. СПб.: Стройиздат, 1994. - 190 с.

68. Кючариащ Д. А., Раскин А.Г. Ораниенбаум: дворцы, павильоны, парки. СПб.: Лениздат, 2006. 320 с.

69. Кючарианц Д.А., Раскин А.Г. Пригороды Ленинграда. Л.: Искусство, 1985.-379 с.

70. Лансере А.К Русский фарфор. Искусство первого в России фарфорового завода. Л.: Художник РСФСР, 1968. - 271 с.

71. Лемус В.В. Екатерининский дворец-музей. Л.: Лениздат. 1941. — 84 с.

72. Лемус В.В. Парки и сады Пушкин. - Л.: Лениздат, 1961. - 183 с.

73. Лемус В.В., Емина Л.В., и др. Музей и парки Пушкина. Л.: Лениздат, 1980.-128 с.

74. Лемус В.В. Дворцы и парки города Пушкина. Л.: Аврора, 1986. - 226 с.

75. Лисовский В.Г. Национальный стиль в архитектуре России. М.: Совпадение, 2000. - 414 с.

76. Меньшикова M.JI. Китайское панно с журавлем в технике " кэсы " из новых поступлений музея //Эрмитажные чтения памяти В.Ф. Левинсона -Лессинга (2.Ш.1893 27. VI. 1972): Крат, содерж. докл. - СПБ.: Гос. Эрмитаж, 1998. - 43 с.

77. Меньшикова M.JI. К истории китайских шелковых шпалер " кэсы " из коллекции Петра I //Эрмитажные чтения памяти Б.Б.Пиотровского (14.02.1908 15.10.1990): К 90-летию со дня рождения: Тез. докл. - СПБ.: Гос. Эрмитаж, 1998. - 66 с.

78. Мещеряков В., Саверкина И., Игнатьева Е. Дворец Меншикова (© текст), СПБ.: Альфа, 2004. - 35 с.

79. Моран А. де. История декоративно-прикладного искусства. М.: Искусство, 1982. - 577 с.

80. Мудрое Ю. Китайский дворец. СПБ.: Альфа-Колор, 2005. - 35 с.

81. Наталья Н.К. История русского искусства XVIII в. — М.: московского университета, 1962. -283 с.

82. Никифорова JI.P. Создатель русского фарфора, Л.: Гос. Эрмитажа, 1962.-35 с.

83. Никифорова Л.Р. Родина русского фарфора. — Л.: Лениздат, 1979. 102 с.

84. Никифорова Л.В. Дворец в эпоху Барокко: опыт риторического прочтения. СПБ.: Астерион, 2003. -200 с.

85. Николаева Н.С. Япония Европа. Диалог в искусстве. Середина XVI -начало XX века, - М.: Изобраз. искусство, 1996. - 400 с.

86. Павлов А.П. Храмы Санкт-Петербурга. СПБ.: Наука, 2001. - 368 с.

87. Петергоф: Монплезир, СПБ.: «Абрис», 2003. - 33 с.

88. Петергоф: Большой дворец, СПБ.: «Абрис», 2004. - 33 с.

89. Петухова Г.В. Русский фарфор XVIII начала XX века из коллекции музея. - Сыктывкар.: Б. и., 1991. - 104 с.

90. Пшявскии В.И., Тиц А.А., Ушаков Ю.С. История русской архитектуры. М.: Архитектура-С, 2004. - 512 с.

91. Плотникова В.И. История русского искусства. М.: Изобраз. искусство, 1980.-400 с.

92. Раков Ю.А. Античные стражи Петербурга. СПБ.: Химия, 1996. - 80 с.

93. Рапацкая Л.А. Русское искусство XVIII века, — М.: Просвещение, Вла-дос, 1995. 191 с.

94. Рязанцев КВ. Стиль- образ- время: Пробл. истории и теории искусства: сб.ст. . М.: Нии теории и истории изобраз. Искусств, 1991. 220 с.

95. Сиповская Н.В. Фарфор в русской культуре екатерининского времени //Воп. искусствознания. -М.: Гэларт, 1994. -244 с.

96. Скобликова В. Эльзенгер Китайский дворец музей и парк в г. Ломоносове. Л.: Цеб, 1948. - 232 с.

97. Стужина Э.П. Китайское ремесло в XVI XVIII веках. - М.: наука, 1970.-234 с. .

98. Титус Буркхард (пер. с англ). Сакральное искусство Востока и Запада: Принципы и методы. — М.: Алетейа, 1999. -213 с.

99. Тихомирова М.А. О восстановлении русских регулярных садов Петровского времени. // Восстановление памятников культуры (Проблемы реставрации) / Предисл. и общ. ред. Лихачева Д.С. М.: Искусство, 1981. -232 с.

100. Тыдман Л.В. Изба, дом, дворец: Жилой интерьер. России с 1700 по 1840-е г. М.: Прогресс Традиция, 2000. - 332 с.

101. Уханова И.Н. Лаковая живопись в России XV13I-XIX веков. СПБ.: Искусство-СПБ, 1995. - 208 с.

102. Уханова И.Н. Декоративно-прикладное искусство России и Западной Европы конца XVII-XIX вевов. Л.: Гэ, 1986. - 148 с.

103. Шатилова Л.И. Серебряный Ораниенбаумский сервиз в стиле "шинуазри " // Проблемы развития зарубежного искусства. СПБ.: С-Петерб. гос. акад. ин-т живописи, скульптуры и архитектуры, 1997. — 87 с.

104. Швидковский Д.О. Восточные стили в архитектуре русского классицизма// Русский классицизм второй половины XVIII начала XIX века. — М.: Изобразит. Искусство, 1994. -223 с.

105. Швидковский Д.О. " Воспоминания в Царском Селе " эпохи Екатерины П//Вопр. искусство знания. М.: Гэларт, 1997. № 2. - 356 с.

106. Швидковский Д.О. Восток-Запад в архитектуре эпохи Просвещения: Стиль шинуазри в т.ч.в Царском Селе и Павловске. // Русское искусство между Западом и Востоком: Материалы конф., М.: ИИ, 1997. - 357 с.

107. Шуйский В.К. Строгий классицизм // Архитектура Петербурга стили и мастер. СПБ.: Белое и Черное, 1997. - 158 с.

108. Шумилкин С.М. Памятники русской архитектуры и монументального искусства: П 15 Столица и провинция. М.: Наука, 1994. - 224 с.

109. Эмме Б.Н. Русский художественный фарфор. -М.-Л.: Искусство, 1950. -164 с.1. На китайском языке:

110. Ань Хуайци. Чжунго юаньлинь ищу — Ф ШШ^й^ (Китайское садово-парковое искусство). — Шанхай.: Тунцзи дасюе чубаньшэ, 2006. — 205 с.

111. Ван Вэнъцин. Сифан гудянь чжуши (Европейские классические ордера). -Цзянсу.: Дуннань дасюэ чубаньшэ, 1999. - 121 с.

112. Ван И. (пер. с Англ.). Гундэ ишу — SiT^Ttv (Искусство возведения арок). Шанхай.: жэньминь мэйшу чубаньшэ, 2005. - 178 с.

113. Ван Цицзюнъ, Се Янь. Хуанцзя цзяньчжу Ш.ШШЖ (Императорская архитектура). — Пекин.: Чжунго шуйли шуйдянь чубаньшэ, 2005. - 236 с.

114. Ван Цицзюнъ. Бэйпзин хуанцзя юаньлинь ih ^ М ^ i # (Императорские парки в Пекине). - Пекин.: Чжунго цзяньчжу гуне чубаньшэ, 2006. -167 с.

115. Ван Цицзюнъ. Чжунго юаньлинь цзяньчжу юйянь ФШШ^^^Шн" (Язык китайской парковой архитектуры). - Пекин.: Чжунго цзисе гуне чубаньшэ, 2007.-313 с.

116. Ван Шижэнъ. Лисин юй ланьманьдэ цзяочжи (Переплетение рационализма и романтизма). — Тяньцзинь.: Байхуа вэньи чубаньшэ, 2005.-317 с.

117. Ван Шижэнъ. Чжунго гуцзянь таньвэй Ф Ш^ШШШ (Исследование древнекитайской архитектуры). - Тяньцзинь.: Тяньцзинь гуцзи чубаньшэ, 2004.-527 с.

118. Е Бочуанъ. Цзаоци Эрго лайхуа шитуань жэньюань гоучэн каоча -Р-1Ш -ШШ^^Й^ШЛЙ^Ш^сследование о составе первых русских посольств в Китай) // Цинши яныдзю (Исследования по истории эпохи Цин). — Пекин.: Цинхуа дасюе чубаньшэ, 2003, № 1. - 101-105 с.

119. Жэнъ Гуансюанъ. Элуосы ишу пш (История искусства России). - Пекин.: Бэйцзин дасюэ чубаньшэ, 2000. - 400 с.

120. Куй Цянъ. Чжунго цзяньчжу: Юаньло ФШ^Ё^Й: ШШ (Китайская архитектура — Двор). - Ляонин.: Ляонин жэньминь чубаньшэ, 2006. - 176 с.

121. Ли Синъ,Цзинъ Кай и др. Оу Чжоу чуаньтун цзяньчжу ШШ'ШШШЖ ( Европейская традиционная архитектура). -Тяньцзинь.: Тяньцзинь дасю чубаныпэ, 2007. - 171 с.

122. Ло Чжэвэнъ, Лю Вэнъюанъ, Лю Чунъин. Чжунго мин цяо -(Известные мосты Китая). Пекин.: Байхуа вэньи чубаньшэ, 2006. — 210 с.

123. Ло Чжэвэнъ. Чжунго мин тин (Известные залы Китая). — Пекин.: Байхуа вэньи чубаньшэ, 2002. - 227 с.

124. Лоу Цинси и др. Чжунго мэйшу цюаньцзи: Гундянь цзяньчжу — Ф ШИ

125. ШШЖ (Полное собрание сочинений по китайской эстетике -Дворцовая архитектура). Пекин.: Чжунго цзяньчжу гунье чубаньшэ, 1987. -271 с.

126. Лоу Цинси. Чжунго цзяньчжудэ мэнь вэньхуа Ф ШЗЁЗЙЙ*} П HCVG (Дверь в китайской архитектуре). - Хэнань.: Хэнань кэсюэ цзишу чубаньшэ, 2001.-189 с.

127. Лоу Цинси. Чжунго цзяньчжу ши Ф (История китайской архитектуры), -Пекин.: Сань л янь шудянь, 2004. - 372 с.

128. Лу Жэнъ. Юаньлинь цзяньчжу ШШШЖ (Парковая архитектура). — Пекин.: Чжунго лине чубаньшэ, 2000. - 291 с.

129. Лу Шо. Чжунго цзиндянь гу цзяньчжу чжи люй ф Щ (Бригады, возводившие памятники древне1ситайской классической архитектуры). - Шэньси.: Чанань чубаньшэ, 2006. - 286 с.

130. Лю Дакэ. Чжунго гу цзяньчжу ваши инцзао

131. Древнекитайская черепично-каменная архитектура). Пекин.: Чжунго цзяньчжу гунье чубаньшэ, 1993. - 271 с.

132. Лю Тянъхуа. Чжунси цзяньчжу ишу бицзяо ^'ШШЖ'^л'^^СШ (Сравнительный анализ архитектуры Китая и Европы). - Шанхай.: гуцзи чубаньшэ, 2005. - 298 с.

133. Лю Фэн. Чжунго цзяньчжу: Мэньчуан ф ШИМЙ: ПШ (Китайская архитектура — Окна и двери). - Ляонин жэньминь чубаньшэ, 2006. - 174 с.

134. Лю Юнхун, Фан Юхэн. Чжунго гу цзяньчжу мэньчуан 500 ли Ф ЗЁЙПШ 500 Ш (500 образцов окон и дверей в древнекитайской архитектуре). — Пекин.: Чжунго цзяньчжу гунье чубанынэ, 2006. — 491 с.

135. Лю сэнлинъ. Чжухуа чэныпэ — (К итайский народный интерьер). Шанхай.: Шанхай дасюе чубанынэ, 2006. - 516 с.

136. Люхайсян. Оу Чжоу дади дэ "чжунгофэн " ЩсЭД^АШ Ф Ш Д ( "Китайский стиль" в Европой). - Шанхай.: Хайтянь чубанынэ, 2005. — 192 с.

137. Лян Синь. Бэйцзин гу цяо (Древние мосты Пекина). - Пекин.: Пекин тушугуань чубаньшэ, 2007. - 383 с.

138. Лян Сычэн. Чжунго цзяньчжу ши — Ф (История китайской архитектуры). -Хэбэй.: Байхуа вэньи чубаньшэ, 2005. 518 с.

139. Ма Вэйдоу. Чжунго гудай мэньчуан ФШ'ЙЧ^ПШ (Окна и двери в Древнем Китае). - Пекин.: Чжунго цзяньчжу гунье чубаньшэ, 2006. - 315 с.

140. Мао Пэйлинъ. Чжунго юаньлинь цзяшань ф И Ш Ш Lii (Искусственные горки в китайском парке). — Пекин.: Чжунго цзяньчжу гунье чубаньшэ, 2004. - 118 с.

141. Не Синьсэнъ. Цумо гу цзяньчжу ШШ^ШЖ (Прикосновение к древней архитектуре). - Пекин: Чжунго цзяньчжу гунъе чубаньшэ, 2004. — 178 с.

142. Панъ Гуси. Чжунго цзяньчжу ши — ф Hl^ljftjfe. (История китайской архитектуры). Пекин.: Чжунго цзяньчжу гунъе чубаньшэ, 2001. - 508 с.

143. Си Цизнчжи. Элуосы хэ дунъоу мэйшу ffi Ш fO лК И (Изобразительное искусство России и Восточной Европы). - Пекин.: Чжунго жэньминь дасюэ чубаньшэ, 2004. — 318 с.

144. Пэн Иган. Чжунго гудянь юаньлинь фэньси Ф Ш "Й" Л Ш ^if (Анализ древнекитайского парка). - Пекин.: Чжунго цзяньчжу гунъе чубаньшэ, 1986.-106 с.

145. Су Цюанъю. Чжунэр Бэйнзин маои чутань ^ШЗкЖШМ^ЯШ (Первые изыскания о китайско-русской торговле в Пекине) // Цинши яньцзго (Исследования по истории эпохи Цин). — Пекин.: Цинхуа дасюе чубаныпэ, 1996, №2.-39-44 с.

146. Сунь цзинъшанъ. Балокэ юй локэкэ rTrT (барокко и рококо). -Гуанси.: ГуансиШифань ласюе, 2004, -322 с.

147. Тан Дэлян. Чжунго цзяньчжу: Удин ф Ш\ШЖ'- МЖ (Китайская архитектура - Крыши). - Ляонин.: Ляонин жэньминь чубаньшэ, 2006. - 163 с.

148. Тан Юйцин (пер. с фран). 18 шицзи фаго шиели дэ чжунго "hAffitE

149. Китай глазами в французов в XVIII вв.) Шанхай.: Шанхай шудянь чубаньшэ, 2006. — 163 с.

150. Тао Цзе. Чжунго цзяньчжу: Тинтан ф ШШЖ'- /Т^Ё (Китайская архитектура - Зал). Ляонин.: Ляонин жэньминь чубаньшэ, 2006. - 214 с.

151. Те Юань. Чжунго гудай цици Ф Ш'ЙГ^^Ж (Лаковые изделия Древнего Китая). - Пекин.: Хуалин чубаньшэ, 2005. - 189 с.

152. Фу г{зя И. Чжунго вадан ишу Ф (Китайское искусство изготовления круглых черепиц). - Шанхай.: Шанхай шудянь чубаньшэ, 2002. -964 с.

153. У Ифан. 18 шицзи Элосы дэ чжунгожэ // Чжунго фэнгэ дэ ландай шэц-зи 18 ШШ^ЙШФШМ // ФIIMJ^E^iftif (Китайский бум в России 18 века // Проектирование в китайском стиле). — Чунцин.: Тяньцзинь чубаньшэ, 2007. -163-166 с.

154. Фэн Гуанъчао. Чжунго фэнгэ дэ ландай шэцзи ФШМ^Й^^^^тР (Современный дизайн в китайском стиле). — Чунцин.: Тяньцзинь чубаньшэ, 2007. -269 с.

155. Ханъ Янюнъ. Оучжоу гудянь юаньлинь цзяньчжу ишу юй чжуанши —

156. Классическая европейская парковая архитектура и ее отделка). Пекин.: Нунье чубаньшэ, 2002. - 416 с.

157. Хо Хэцюнъ. Чжунго гу цзяньчжу мэныпи ишу Ф Ш ^ШЖ ПШ "^yjt (Искусство украшения дверей в древнекитайской архитектуре). — Тяпь-цзинь.: Тяньцзинь дасюе чубаныпэ, 2006. - 179 с.

158. Хоу Юбинъ. Ли Ванъчжэнь. Чжунго гудай цзяньчжу лиши тушо Ф Щ "ЙГ^Ш^СШ^ШтЙ (Иллюстрированная история древнекитайской архитектуры). - Пекин.: Чжунго цзяньчжу гунъе чубаньшэ, 2002. - 221 с.

159. Хоу Юбинъ. Чжунго цзяньчжу мэйсюэ ФИЗЁЗЙИ^ (Эстетика китайской архитектуры). - Харбин.: Хэйлунцзян кэсюэ цзишу чубаньшэ, 2002 (3-е изд.).-309 с.

160. Ху Чжии. Шицзе ишу ши — Зё. (История всемирного искусства). -Пекин.: Дунфан чубаньшэ, 2003. 238 с.

161. Цао Линъди. Чжунго юаньлинь вэньхуа- ФШШ^^'Л (Культура парков в Китае). Пекин.: Чжунго цзяньчжу гунъе чубаньшэ, 2005. - 497 с.

162. Цао Лицзюнь. Чжунго гу та Ф Ш"Й"11г (древнекитайская пагода). - Пекин.: Мэйшу шэин чубаньшэ, 2005. - 95 с.

163. Го Цэнкан. 18 шицзи чжун Чжунго юй шицзе 18 Й^йФШ-^/Й!?-(Китай и мировое сообщество в XVIII в.). - Ляонинь.: Ляохай чубаньшэ, 1999,-418 с.

164. Цзинь Сюэчжи. Чжунго юаньлинь мэйсюэ Ф ШШ^И-т^ (Эстетика китайского парка). - Пекин.: Чжунго цзяньчжу гунъе чубаньшэ, 2005. -440 с.

165. Цзоу пина. Чжунго цы вэньхуа Ф И (Культура китайского фарфора). - Пекин.: Шиши чубаньшэ, 2007. -373 с.

166. Цзюй Хунцанъ. (пер. с Янпо). Сифан цзаоюань бяньцянь ши — ШТп&Ш ЗЕЙгЗё. (История развития европейского садово-паркового искусства); -Пекин: Чжунго цзяньчжу гунъе чубаньшэ, 2004 (2-е изд.). 378 с.

167. Чжан Инъэр, Сюй Лян и др. Сифан гудянь цзяньчжу юй цзинь сяньдай цзяньчжу (Классическая и современная европейская архитектура). Гл. 4: Элуосы (Россия). Тяньцзинь.: Тяньцзинь жэньминь чубаньшэ, 2000. — 204 с.

168. Чжао Гуанчао. Бу чжи Чжунго му цзяньчжу Д Ф Ш М (Китайское деревянное зодчество и не только). - Пекин.: Саньлян шудянь, 2006.-200 с.

169. Чжоу Вэйцюанъ. Чжунго гудянь юаньлинь 41 (Китайское классическое садово-парковое искусство). — Пекин.: Цинхуа дасюе чубаньшэ, 1999.-631 с.

170. Чжэ Лянцай. Ицзин, Фэншуй, Цзяньчжу (Книга Перемен - Фэн-шуй - Архитектура). — Шанхай.: Сюэлинь чубаньшэ, 2003. — 216 с.

171. Чэиъ Чаохуэй.(пер. с Англ.). Цзяньчжудэ луньли гуннэн

172. Этические функции архитектуры). Пекин.: Хуася чубаньшэ, 2001. -391 с.

173. Чэлъ Чжихуа. (пер. с Русс.) Элосы цзяньчжу ши Ш^ШШЖ^ (История русской архитектуры). - Пекин.: Чжунго цзяньчжу гунъчэн чубаньшэ, 1955. - 130 с.

174. Чэнъ Чжихуа. Вайго гу цзяньчжу эрши Цзян

175. Двадцать очерков о древней зарубежной архитектуре). Пекин.: Саньляншудянь, 2002. 348 с.бЗ.Чэнъ Чжихуа. Вайго цзаоюань ишу ^ЬШд^Шй^ (Зарубежное садово-парковое искусство). - Пекин.: Чжунго цзяньчжу гунъчэн чубаньшэ, 2004.-370 с.

176. Чэнъ Чжихуа. Чжунго цзаоюань ишу цзай Оучжоудэ инсян Ф ЩзаШ "й^^ЁШ^'НШШ^Щ (Влияние китайского садово-паркового искусства на европейское). -Шаньдун.: хуабао чубаньшэ, 2006. — 191 с.

177. Ю юн. Юаньлинь ши ЕЩ^ЗЁ. (История садово-паркового искусства). -Пекин.: Чжунго ну не кэсюе цзишу чубаньшэ, 2002. - 242 с.

178. Юй Шэнъ. Чжунго гудай цзяцзюй Ф (Мебель Древнего Китая). - Пекин, 2006. - 315 с.

179. Ян бинъчжан. Вайго юаньлинь ши (История Зарубежного садово-паркового искусства). - Хэйлунцзян.: Дунбэй линье дасюё чубаньшэ, 2004.-366 с.

180. Янь Ин. Чуаньтун миньпзюй ишу (Традиционное зодчество). - Шаньдун. : кэсюэ цзишу чубаньшэ, 2000. - 268 с.

181. Шэнъ Ин. Вэньи фусин юй балокэ ЗСг^Ж^-^) Ev&JnL (Возрождение искусства и барокко). - Шанхай, 2007. - 130 с.

182. Шэнъ Цзюнъ, Чжао Фэнцзе (пер. с Италия). Дунфан цзяньчжу — Ш Ж (Восточная архитектура). Пекин.: Чжунго цзяньчжу гунъчэн чубаньшэ, 1999. - 433 с.1. Электронные источники:

183. З-16-б. Китайская беседка. Царское Село.3.17-а. Кью. Англия.3.17-б. Проект пагоды. И. Неелов. 1770-е гг. 3-17-в. Китайская деревня. Александровский парк. 3-18-а. Китайский дракон на стене. Пекин. З-18-б. Китайский дракон. Китайский Дворец.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.