Клиническое обоснование алгоритма определения цвета при эстетической реставрации зубов тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 14.01.14, кандидат наук Гурьева, Зоя Алексеевна

  • Гурьева, Зоя Алексеевна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2015, Москва
  • Специальность ВАК РФ14.01.14
  • Количество страниц 132
Гурьева, Зоя Алексеевна. Клиническое обоснование алгоритма определения цвета при эстетической реставрации зубов: дис. кандидат наук: 14.01.14 - Стоматология. Москва. 2015. 132 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Гурьева, Зоя Алексеевна

ОГЛАВЛЕНИЕ

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ

1.1. Оптические свойства зубов

1.2. Теории цветовосприятия

1.2.1. Субъективные факторы, влияющие на восприятие цвета

1.2.2. Виды цветовых шкал

1.3. Аппаратурные методы определения цвета зубов

1.4. Методы клинического определения цвета зуба

ГЛАВА 2. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

2.1. Анкетирование

2.2. Определение цветовосприятия врачей стоматологов

2.3. Определение цвета визуальным методом со шкалой

2.4. Определение цвета колориметрическим методом

2.5. Клиническое обследование пациентов

2.6. Лабораторные исследования

2.7. Статистическая обработка результатов исследования

ГЛАВА 3. АНАЛИЗ ПРАКТИЧЕСКИХ АСПЕКТОВ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЦВЕТА РЕСТАВРАЦИЙ В КЛИНИКЕ

3.1. Анкетирование врачей стоматологов и пациентов

3.2. Определение цветовосприятия врачей-стоматологов

ГЛАВА 4. АНАЛИЗ ВИЗУАЛЬНОГО И КОЛОРИМЕРИЧЕСКОГО МЕТОДОВ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЦВЕТА РЕСТАВРАЦИИ

ГЛАВА 5. СПЕКТРОФОТОМЕТРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЦВЕТА

НЕПРЯМЫХ РЕСТАВРАЦИЙ

Глава 6. ОБСУЖДЕНИЕ ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

ВЫВОДЫ

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

СИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1. Анкета для врачей

Приложение 2. Анкета для пациентов

Приложение 3. Таблица значений квантиля распределения ty

Приложение 4. Оценка реставрации в I группе

Приложение 5. Оценка реставрации во II группе

Приложение 6. Оценка реставрации в III группе

Приложение 7. Оценка реставрации IV группы

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ Ь - светлота (яркость)

С - насыщенность

Н- тон

АЕ - разница цвета между эталоном и реставрацией АЬ - разница светлоты (яркости) между эталоном и реставрацией; АС - разница насыщенности между эталоном и реставрацией; АН - разница цветового тона между эталоном и реставрацией.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Стоматология», 14.01.14 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Клиническое обоснование алгоритма определения цвета при эстетической реставрации зубов»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность.

Фронтальные зубы расположены в важной с эстетической точки зрения зоне, а дефекты коронковой части зубов фронтальной группы являются широко распространенной патологией. В последние годы растет потребность у пациентов на высоко эстетичные реставрации именно фронтальных зубов. Высокое качество восстановления зубов в терапевтической и ортопедической стоматологии невозможно сегодня без точной передачи формы, цвета, внутренней и внешней структуры зуба и его оптических характеристик. Верный выбор цвета является немаловажным критерием эстетической состоятельности любой композитной или керамической реставрации и помогает ей стать абсолютно естественной в зубном ряду [5]. Определение цвета зуба является весьма сложным и важным процессом.

Зуб представляет собой сложный оптический объект и имеет в разных зонах разные цветовые характеристики, определить которые достаточно сложно. Цветовые характеристики зуба описываются разными цветовыми системами, например, в настоящее время широко используется система CIELab, представленная тремя компонентами: цветовой тон, насыщенность цвета, яркость (светлота). Но в стоматологии традиционно используются эталонные цветовые шкалы (VITAPAN CLASSICAL, SHADEGUIDE, VITAPAN 3D-MASTER, CHROMASCOPE и др.), в виде искусственных зубов, имеющих определенные цветовые и оптические характеристики.

Характеристики цвета - яркость, насыщенность и собственно оттенок (CIELab) — играют неравнозначную роль в создании суммарного впечатления [2, 9, 15]. В силу особенностей своего рецепторного аппарата, человеческий глаз более восприимчив к разнице в яркости, нежели к разнице в насыщенности и оттенке, но, тем не менее, ошибка в определении любого из этих параметров может негативно сказаться на внешнем виде реставрации.

Целый ряд факторов может помешать правильному определению цвета зубов, в частности: изменение восприятия цвета в зависимости от природы источника света или температуры, возрастные физиологические изменения зрительного анализатора и др. Источником оптических иллюзий может стать окружающая обстановка, которая обуславливает контраст отношений предмета и фона. Существует множество иллюзий, обусловленных различием в яркости предмета и фона восприятия, которые мешают цветовосприятию [33,39,48] . Оптимальной цветовой температурой основного источника света (как в клинике, так и в зуботехнической лаборатории) считается 6500°К. Данная цветовая температура является стандартом CIE* D65 и рекомендована в качестве основной для измерения любых цветовых характеристик. Эта цветовая температура соответствует дневному свету в северных широтах, который воспринимается как белый, и, следовательно, обладая равномерным спектральным составом, оказывает минимальное влияние на цвет наблюдаемых объектов.

Другими важными характеристиками освещения являются индекс цветопередачи (CRI — Color Rendering Index) и значение освещенности. Индекс цветопередачи выражает способность источника света освещать объект в сравнении с естественным освещением, для которого CRI равен = 100. Источник освещения, применяемый в клинике для определения цвета зубов, должен иметь значение индекса цветопередачи не менее 95 и обеспечивать освещенность 1000-1500 люкс. Очевидно, что качество освещения играет немаловажную роль в оценке цвета и, в конечном итоге, в значительной степени определяет финальный результат всей работы [65,77].

В последнее десятилетие проводился ряд исследований, посвященных проблеме определения цвета зубов при эстетической реставрации:

• с целью повышения эффективности и качества реставрации фронтальной группы зубов была использована новая комплексная методика исследования цветостабильности пломбировочных

материалов, сочетающая лабораторное спектрофотометрическое и клиническое исследование на основании критериев Ыу§е [22];

• проведены исследования возможности создания портативного электронного анализатора цвета зубов с целью повышения максимально точного определения цвета зубов в клинической практике, разработана эскизная документация, изготовлен и испытан экспериментальный образец прибора, в результате испытаний которого подтверждены его основные технические характеристики [85];

• исследованы личностные особенности врачей стоматологов-терапевтов (темперамент, акцентуации характера, уровень тревожности и др.), занимающихся реставрацией зубов; показана связь между индивидуальными психологическими особенностями личности врача-стоматолога и точностью определения им зубных оттенков; доказана необходимость проведения психологических тренингов для профилактики ошибок при выборе цвета зубов [45,35];

• с помощью соответствующей аппаратуры разработан компьютеризированный способ определения цвета объектов с диффузно рассеивающей свет внутренней неоднородной средой; на основе этого способа были созданы приборы: «Анализатор цвета дентальный компьютеризированный АЦДк-01» и «Спектродент», прошедшие испытания в ЦНИИСе, МГМСУ, стоматологической поликлинике МЗ РФ, подтвердившие безошибочную работу приборов как с искусственными, так и с естественными зубами в разных зонах исследования зубов; японский аналог 8ЬаёеЕуе-ЕХ (фирма БНОРи) регистрирует цвет только в одной точке на шейке зуба и при этом не может работать на нижней челюсти; у

канадского аналога БНАБЕЗсап (фирма СУТЧЮУАБ) также имеются «слепые зоны» [86,95].

Такое разнообразие методов и алгоритмов определения цвета не имеют структурированных рекомендаций к применению, не задают строго регламентированного алгоритма действий врачу стоматологу. Таким образом, правильное определение цвета будущей реставрации зубов является на сегодняшний день актуальным. С учетом множества существующих рекомендаций, необходима их оптимизация и составление протокола/схемы определения цвета зубов. С появлением новых методов определения цвета зубов с использованием колориметров и спектрофотометров внедрение и их анализ является актуальным.

Цель исследования Совершенствование оказания стоматологической помощи пациентам с учетом современных эстетических требований к реставрациям зубов.

Задачи исследования

1. Провести анкетирование врачей стоматологов по практическим аспектам определения цвета реставрации.

2. Провести анкетирование пациентов с ранее выполненными эстетическими реставрациями на соответствие работ ожидаемым результатам.

3. Провести анализ результатов определения цвета реставраций визуальным и колориметрическим методами.

4. Провести спектрофотометрический анализ цвета реставраций и проанализировать их различие.

5. Разработать методические рекомендации по оптимизации определения цвета в клинической практике с использованием современных аппаратурных методов.

Научная новизна

Впервые проведено измерение показателей спектрофотометра с анализом показателей АЕ, АЬ, АС, АН.

Впервые проанализировано цветовосприятие врача стоматолога при различных условиях освещенности и даны рекомендации по клиническому использованию показателей спектрофотометра.

Впервые проанализированы данные по визуальному и колориметрическому методам измерения цвета и проведен их корреляционный анализ.

Впервые выявлены отличия в результатах проведенных ранее исследований по тендерному и возрастному признакам.

Впервые выявлены наиболее значимые показатели цвета, влияющие на цветовосприятие.

Научно-практическая значимость результатов исследования Анализ показателей спектрофотометра позволит выявить наиболее значимые показатели цвета, влияющие на цветовосприятие врача стоматолога при различных условиях освещенности и разработать алгоритм определения цвета при стандартных и нестандартных условиях освещенности.

Проведенный сравнительный анализ существующих методов определения цвета фронтальной группы зубов позволит выявить недостатки и преимущества методов, выбрать наиболее оптимальные и дать рекомендации в клинической практике.

ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ 1.1 .Оптические свойства зубов

Ткани зуба способны отражать, пропускать и рассеивать свет, что придает ему характерные визуальные черты. Эмаль - это наиболее твердая и минерализованная ткань тела, обладающая способностью отражать весь спектр света. Она состоит на 95% из минералов и на 5% из воды и органического вещества. Высокое содержание минералов, природа и расположение кристаллов гидроксиаппатита делают эту ткань твердой, крепкой, полупрозрачной и рентгенконтрастной. Внешний вид зубной эмали зависит от ее состава, структуры, толщины, степени прозрачности, опалесценции и текстуры поверхности [87].

Особенности строения эмали придают ей способность рассеивать лучи, т.е. отражать свет в различных направлениях. Самый низкий поток рассеянного излучения наблюдается от поверхности эмали зуба, а самый высокий - в области эмалево-дентинного соединения.

Матовость (снижение блеска), также связана с рассеивающими способностями эмали, в первую очередь с перикиматиями. Когда свет падает на гладкое, плоское, прозрачное тело, все прошедшие лучи будут параллельны, а если же тело неровное, прошедшие лучи будут обращены во множество направлений, или рассеяны. Наличие большого числа микрошероховатостей на поверхности зуба делает его эмаль менее полупрозрачной [69, 85].

Рассеивание лучей света внутренними микропорами, которые заполнены водой, органическими и минеральными компонентами, снижает блеск эмали и ее цветность, повышая тем самым белизну коронки зуба, а также придавая ей свойство опалесценции - внутренних переливов света и цвета.

Все объекты обладают способностью пропускать или преломлять лучи одной длины волны и отражать или рассеивать лучи другой длины волны.

Видимый свет содержит лучи с длиной волны от 380 до 780 нм. Именно по этой причине все объекты, способные к опалесценции, в отраженном свете имеют голубоватый оттенок, поглощая оранжево-красные лучи, а в проходящем свете - оранжево-красный оттенок, отражая голубые лучи отражаются [12, 69].

Если изменится состав ткани, как в случае с сильно окрашенными зубами, то опалесценция может значительно уменьшиться или исчезнуть, придавая зубу матовость. Обладая способностью диффузного отражения и рассеивания света, эмаль характеризуется свойством пропускать световые лучи - это явление трансмиссии [43, 47].

Проникая в эмаль и проходя сквозь кристалл, луч света замедляет скорость и расщепляется на два пучка, каждый из которых имеет свой угол преломления. Этот показатель является одной из характеристик кристалла, в частности, для кристалла гидроксиаппатита он составляет 1,63-1,64. Свойство эмали, частично пропускать, а частично рассеивать лучи света, характеризует ее светопроводимость. Именно она зависит от состава и структуры ткани. Существенное влияние на светопроводимость оказывает толщина слоя эмали. Присущее эмали данное свойство позволяет лучам, избирательно отражающимся от пигментов дентина и эмалево-дентинного соединения, проходить через нее и восприниматься глазом, как цвет зуба. Но на отдельных участках зуба эмаль не имеет подлежащего дентина и воспринимается как прозрачная - это режущий край и проксимальная поверхность [28, 44, 61].

Полупрозрачность была изучена еще S.Sekine et. al. (1975), который провел исследование 213 человеческих зубов, резцов верхней челюсти обоих полов. Для точного измерения прозрачности и описал три типа полу прозрачности:

Тип А: незначительная прозрачность

Тип В: полупрозрачность находится только в области режущего каря, в виде полосок

Тип С: полупрозрачность находится в области режущего края и проксимальных краев [10].

Чуть позже Радлинский С.С. (1996) выделил три условные группы по степени прозрачности:

• Абсолютно непрозрачные зубы: когда прозрачный режущий край отсутствует вследствие индивидуального строения зуба, или как результат естественной или патологической стираемости (зубы желтой гаммы);

• Зубы нормальной прозрачности: когда прозрачен только режущий край (зубы желто-серого оттенка);

• Очень прозрачные зубы: когда прозрачный режущий и аппроксимальные края занимают 1/4 или 1/3 зуба.

По границе режущего края резцов и клыков в виде тонкой светящейся полосы проявляется оптический эффект гало. Он создает контраст между темной полостью рта и голубоватой полупрозрачностью режущего края [47, 56, 57].

Дентин, наиболее важная ткань зуба в отношении цвета. Более низкое содержание минералов в нем, по сравнению с эмалью, и высокая доля органических веществ, объясняет его относительную непрозрачность. Дентин пронизывает значительное число узких и продолговатых дентинных канальцев. Они способствуют избирательному преломлению света, вследствие чего определенные лучи будут отражены, а другие поглощены [15].

Основные оптические свойства дентина также характеризуются отражением, пропусканием и рассеиванием света. Он имеет меньшую величину коэффициента диффузного отражения чем эмаль, что соответствует известному факту: вещества с более плотной упаковкой частиц отражают света больше, чем пористые. Благодаря свойству избирательного отражения (способность в большей степени отражать волны определенной длины) -

дентин формирует цвет зуба. Поскольку в спектрах отражения дентином света присутствуют все длины волн, можно говорить о суммировании и формировании вторичных оттенков [88].

Способность избирательного отражения дентину придают пигменты, содержащиеся в основных структурах, в результате чего, визуально определяется цвет, преимущественно желтых оттенков. Опаковость дентина зависят от рассеивания им света и низкой светопроводимости, связанной с неоднородностью структуры и состава. Его рассеивающие способности значительно выше, чем у эмали зуба. Самый высокий показатель рассеянного излучения регистрируется от эмалево-дентинного соединения, имеющего более крупные и разнородные частицы вещества, обладающие способностью рассеивать свет. Коэффициент пропускания света дентином всегда ниже, чем эмали [77].

Высокие рассеивающие способности, индивидуальность цвета зуба, в значительной мере связаны с особенностями структуры эмалево-дентинной границы, которая на ранних стадиях функционирования зуба представлена некальцифицированными коллагеновыми волокнами. В дальнейшем они постепенно кальцифицируются, представляя собой соединение эмали и дентина. «Пальцеобразные» выступы дентина - мамелоны, формирующиеся в процессе развития зуба, обуславливают характерный вид той области коронки зуба, которая прилежит к режущему краю [69, 52].

Оптические свойства зуба зависят не только от характеристик эмали и дентина, но и связаны с особенностями строения и функционирования пульпы. Весьма обильное кровоснабжение придает тканям яркую окраску, влияющую на цвет зуба. Интенсивный красный цвет живой ткани играет важную роль в эстетике натурального зуба, особенно у молодых людей, когда твердые ткани обладают относительно высокой светопропускающей способностью: пульповая камера больших размеров, а пульпа занимает значительный объем. Научные исследования позволили зарегистрировать

лучи красного цвета, исходящие от пульпы и пропускаемые эмалью и дентином. Небольшие изменения интенсивности красных лучей регистрировались в связи с систолой и диастолой. Более значительные изменения цвета имели место при нагревании и охлаждении. Некроз или удаление пульпы приводят к проявлению «неживого» вида даже у интактного зуба, поскольку исключают волны розовой части спектра отражения и пропускания света тканями зуба [50].

Еще одно оптическое свойство поверхности, влияющее на цвет - это флюоресценция. Способность к флюоресценции зрительно делает зуб более ярким и светлым. Наиболее известным видом излучения является тепловое излучение. Помимо свечения в результате нагревания, существует так называемое холодное свечение - люминесценция. Свечение объекта при этом явлении обусловлено наличием какого-либо другого источника энергии во внешней среде, этим источником может быть как тепловое, так и любое другое излучение. Флюоресценция является частным случаем люминесценции, возникающим тогда, когда источником энергии для инициации процесса служит видимый свет с присутствием ультрафиолетовой части спектра. Яркость свечения объекта при флюоресценции описывается показателем, который называется - интенсивность люминесцентного свечения [91].

1.2. Теории цветовосприятия

Первые попытки теоретического обоснования природы цветоощущения были сделаны еще до нашей эры Эмпедоклом, а затем продолжены другими древнегреческими философами. В трудах античных философов высказывалась мысль о том, что существует всего несколько цветов, при смешивании которых можно получить всю видимую цветовую гамму (И.И. Канаев,1971). И только с открытием Ньютоном закона о том, что белый свет - источник всех цветов, началась новая эра в научном исследовании мира цвета и света.

В 1676 г. Исаак Ньютон экспериментально доказал, что белый солнечный луч, проходящий сквозь трехстороннюю призму, разлагается на спектральные цвета. В этом спектре имеются все основные цвета, кроме пурпурного. Эксперимент проходил следующим образом: свет, проходящий сквозь щель, встречал на своем пути трехстороннюю призму, в которой луч разлагался на спектральные цвета. Веер этих цветов представляет собой спектр, который непрерывно расширяется, от красного, через оранжевый, желтый, зеленый, синий до фиолетового цвета. Так было доказано, что цветовой спектр возникает благодаря преломлению луча.

Одним из первых гипотезу о трехкомпонентности цветового зрения высказал М.В. Ломоносов в 1757 году, утверждая, что многообразие цветов, видимых человеком, объясняется попаданием трех видов «эфира» на три цветовоспринимающих прибора.

Последующее развитие гипотеза о трехкомпонентности цветового зрения получила в трудах Юнга (Th.Young) в 1802 году, который провел обратный эксперимент, и, в отличие от Ньютона, собрал свет воедино, сфокусировав световой пучок спектральных цветов, получив таким образом белый свет снова. Томас Юнг писал о существовании трех аппаратов, воспринимающих три спектральных цвета: красного, зеленого и фиолетового (насыщенного синего).

Позже в 1867г. Гельмгольц (Н. Helmholtz.) предположил, что восприятие цветов осуществляется с помощью трех видов нервных волокон, каждое из которых более чувствительно к одному из основных цветов: зеленому, красному и фиолетовому. Вся видимая цветовая гамма, воспринимаемая человеческим глазом зависит от степени возбуждения волокон каким-либо цветом или смесью цветов. Когда все рецепторы возбуждены в равной степени - глаз воспринимает белый цвет. Если рецепторы, воспринимающие красный и зеленый цвета возбуждены примерно одинаково, а воспринимающие фиолетовый цвет не возбуждены, то возникает

ощущение желтого цвета. Ощущение черного цвета возникает когда рецепторы совсем не возбуждены.

Следует отметить, что большинство исследователей, занимающихся вопросами физиологии и патологии цветового зрения, придерживаются данной трехкомпонентной теории цветового зрения Ломоносова-Юнга-Гельмгольца, которая и по ныне является наиболее признанной.

В работах В.В. Голубева также указывается, что эта теория базируется на большой группе экспериментальных исследований. Так, Максвелл (Y. Maxwell, 1860) установил, что цветовая гамма может быть получена с помощью оптического смешения нескольких цветов, являющихся основными.

Существуют и другие гипотезы и теории цветового зрения. Одни из них развивались параллельно трехкомпонентной теории цветового зрения, другие - на основе данных, полученных микрофизиологическими методами исследования.

Определенный интерес представляет теория противоположных цветов Геринга (Е. Hering, 1878). Она постулирует восприятие шести основных цветов: двух ахроматических - белого и черного и четырех хроматических-желтого, зеленого, красного и синего. Эти цвета воспринимаются с помощью трех цветоощущающих рецепторов, которые сгруппированы в пары: белые с черными, желтые с синими, красные с зелеными. Иначе эту теорию называют четырехкомпонентной теорией. Но с позиции этой теории труднообъяснимы различные формы нарушения цветового зрения.

В 1941 г. Хартингом (H. Hartridg) была предложена полихроматическая теория цветового зрения, в которой предполагалось наличие семи типов рецепторов.

В 1947 г. была выдвинута квантовая теория, в основу которой вошли следующие положения: каждая колбочка способна передавать по нервному волокну определенное число квантов (импульсов) в зависимости от энергии

светового раздражителя. Эти импульсы и определяют длину волны падающего света (Y. Shaxby, 1980).

Подтверждение эта теория нашла в работах Н.М. Бенгарда, Е.А. Либермана и М.М. Смирнова (1957).

Н Rudberg в 1959 г. выдвинул интерференционную теорию цветового зрения, предполагая, что наружный аппарат колбочки имеет слоистое строение. Колбочки могут реагировать на один, на два или три спектральных цвета, потому что у каждого слоя свой коэффициент преломления. Такое положение интерференционной теории перекликается с гипотезами, выдвинутыми А. Konig (1903), H.H. Богородициным (1932) и Y. Segal (1980г.).

Р. Walraven и М. Bouman (1960) создали так называемую «зонную» теорию цветового зрения, в основу которой легли положения трехкомпонентной теории. По их мнению восприятие цветов реализуется только с помощью колбочкового аппарата сетчатки, который подразделяется на колбочки, воспринимающих голубой цвет и колбочки, чувствительные к красному и зеленому цветам.

Из приведенного краткого исторического обзора следует, что совершенно законченной и вполне экспериментально обоснованной теории цветового зрения не существует. Наиболее достоверной принято считать трехкомпонентную теорию цветового зрения Ломоносова-Юнга-Гельмгольца. Базируясь на данной теории, можно утверждать, что свет состоит из энергетических лучей с различной длиной волны, которые вызывают определенные зрительные ощущения, прямо попадая в глаз или отражаясь от предмета. Эти чувственные раздражения глаз воспринимаются и перерабатываются в центральной нервной системе.

Видимый свет имеет длину волны от 397 до 687 миллионных долей нм. Каждая длина волны связана с определенным цветом: от фиолетового через голубой, зеленый, желтый, оранжевый до красного. Невидимы для

человеческого глаза являются более короткие ультрафиолетовые и более длинные инфракрасные лучи [8].

Основополагающими являются три цвета: синий, красный и зеленый, из которых производятся все остальные. Основные цвета не могут быть получены при помощи смешивания или комбинации других цветов, т.к. являются базовыми. Смешивая их физически или оптически можно получить все другие цвета.

Вторичные цвета (из каждых двух основных цветов):

• голубой цвет + зеленый цвет = васильково-синий (1);

• красный цвет + голубой цвет =пурпурный (2);

• зеленый цвет + красный цвет =желтый .

(1) Тон василькового - синего цвета совпадает с тоном нейтрального голубого цвета средней интенсивности.

(2) Пурпурный цвет совпадает с алым цветом среднего оттенка.

Также можно выделить цвета, которые являются дополнительными к

определенным другим спектральным цветам.

Известно, что вторичным цветам не хватает только одного первичного цвета, чтобы снова составлять белый свет и наоборот.

Дополнительные цвета:

• желтый - дополнительный цвет к синему;

• васильково-синий - дополнительный к красному;

• пурпурный - дополнительный к зеленому.

Чтобы получить вторичный зеленый цвет смешивают васильково-синий с желтым. Синий цвет поглощает красный, желтый цвет поглощает синий, а единственный цвет, который они отражают - это зеленый, как субтракция синего и красного.

По данным зарубежных авторов для понимания мира цвета, необходимо иметь представление о таких понятиях как абсорбция и отражение. Некоторые предметы абсорбируют весь принимаемый свет

полностью или почти полностью, а другие его отражают. Большинство предметов абсорбируют лишь определенную часть света, отражая оставшуюся [93].

Зрительное восприятие окружающего мира - основа человеческих чувств. Компонент зрительного восприятия, цветное зрение, является одним из самых сложных процессов, происходящих в головном мозге. Восприятие цвета осуществляется посредством трех процессов: действие раздражителя, восприятие зрительным анализатором и осознание, происходящего в головном мозге. Восприятие цвета возможно при наличии трех компонентов: источник света (излучателя), объекта и детектора (глаза или какой-либо инструмент или аппарат).Такая система называется сознательным цветовосприятием [37].

Первой составляющей в цепочке восприятия цвета является цветовой раздражитель. Видимый свет представляет собой область спектра электромагнитного излучения, с одной стороны ограниченного инфракрасным излучением (тепловым), а с другой - ультрафиолетовым. Человеческий глаз способен воспринимать электромагнитные волны длиной от 780 нм (красные) до 380 нм (фиолетовые). Согласно заключению Исаака Ньютона, свет сам по себе не имеет цвета, но приобретает его, отражаясь от поверхностей различных объектов (Newton 1.1730 г.).

Вторым составляющим в цепочке цветовосприятия является источник цвета. Одним из физических параметров, с помощью которого можно определить цвет, является цветовая температура, которая измеряется в Кельвинах (К). Широта этого показателя варьируется от цвета синего неба в прохладную погоду (9000 К) до цвета пламени свечи (2500 К). В 1931 году Международная комиссия по вопросам цвета предложила стандартизировать источники освещения по следующим категориям: А, В и С . В 1971 году был добавлен источник типа D65. Стандартный источник света типа А продуцирует раскаленный свет с цветовой температурой 2865 К, стандартный источник света типа С продуцирует дневной свет средней интенсивности с

Похожие диссертационные работы по специальности «Стоматология», 14.01.14 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Гурьева, Зоя Алексеевна, 2015 год

СИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Абакаров С.И. Определение и создание цвета в керамической и металлокерамической конструкции // Новое в стоматологии для зубных техников. 1999. - № 1. - С. 3-6.

2. Абакаров С.И. Оптимальные условия и особенности определения и создания цвета в керамических и металлокерамических протезах / С.И. Абакаров, Д.С. Абакарова // Новое в стоматологии. — 2001. № 4. - С. 2329.

3. Аветисов Э.С. Зрительные функции и их коррекция. Медицина. 2005.

4. Агаджанян H.A. Основы физиологии человека: Учебное пособие / H.A. Агаджанян, И.Г. Власова, Н.В. Ермакова, В.И. Торшин. 2-е изд. - М. : Изд-во РУДН, 2001. - 408 с.

5. Адашинская Г.А. Цвет и боль / Г.А. Адашинская, С.Н. Ениколопов, Е.Е. Мейзеров // Журнал практического психолога. — 2001. № 5-6. — С. 160183.

6. Акулович А. Цвет зубов и реставраций. Международный осенний семинар «ДентАрт» 2012. Эстетическая стоматология, 2013, № 1-2, стр.67-72.

7. Акулович A.B., Ялышев Р.К. Корреляция между определением цвета зубов стандартной расцветкой и спектрофотометром// Эстетическая стоматология. 2012. - №1. - С. 17-22.

8. Антонов В.Ф. Физика и биофизика: курс лекций, учебное пособие для вузов / В.Ф. Антонов, A.B. Коржуев. М. : ГЭОТАР-МЕД, 2004. - 192 с.

9. Бабенко A.M. Валеология зрительной системы // Российский медицинский журнал. 2000. - № 3. - С. 18-22

10. Бернар Туати, Пол Миара, Дэн Нэтэнсон. Эстетическая стоматология и керамические реставрации. Пер. с англ. - М.:Издательский Дом « Высшее Образование и Наука», 2004. - 448 с.

11. Бондаренко H.H. Механизм объективной оценки в системе управления качеством оказания стоматологических услуг / дисс. . докт. мед. наук : 14.00.21, 14.00.33 / Бондаренко Николай Николаевич. Н.Новгород, 2006. - 369 с.

12. Борисенко A.B. Композиционные пломбировочные и облицовочные материалы / A.B. Борисенко, В.П. Неспрядько. — М.: «Книга-плюс», 2001.-199 с.

13. Боровский Е.В. Терапевтическая стоматология / Е.В. Боровский. — М. : «Медицинское информационное агентство», 2003. — 840 с.

14. Браго A.C., Гринев, Гурьева З.А., Назарова, Яровой A.B. Анализ анкетирования врачей-стоматологов, выполняющих эстетические реставрации фронтальной группы зубов. Стоматология XXI века. Эстафета поколений. Сборник трудов Межвузовской научно-практической конференции молодых ученых с международным участием, посвященной памяти профессора медицины В.Ф. Войно-Ясенецкого. Москва, 2012, стр.23-24

15. Бровкина А.Ф. Офтальмоонкология: руководство для врачей / А.Ф. Бровкина, В.В. Вальский, Г.А. Гусев. М.: Медицина, 2002. - 424 с.

16. Вальтер Девото. Свет и цвет композитных реставраций фронтальных зубов / Вальтер Девото // Клиническая стоматология. — 2003. № 2. — С. 14-19.

17. Власова H.H. Сравнительная оценка методов коррекции дисколоритов девитальных зубов: Автореф. дис. . канд. мед. наук : 14.00.21 / H.H. Власова. Москва, 2002. - 30 с.

18. Волков В.В. Эргономика зрительной деятельности человека. JL: Машиностроение, 1989, стр. 112

19. Вольвач С.И. Универсальная идея // Новое в стоматологии. 2004. - № 3.-С. 23-24.

20. Грисимов В.Н. Преломление света на поверхности эмали // Новое в стоматологии. 1997. - № 4. - С. 42-44.

21. Грисимов В.Н. Проявление эффекта Тиндаля в эмали зуба // Новое в стоматологии. 1999. - № 3. - С. 41-43.

22. Гунар Рюге, "Клинические критерии"// Клиническая стоматология, 1998 г., №3, стр. 40-46.

23. Гурьева З.А. Анализ факторов, влияющих на цветовосприятие врача-стоматолога. Приложение к журналу «Сеченовский вестник». Тезисы итоговой всероссийской научной конференции молодых исследователей с международным участием «Татьянин день». Москва, 2011, №1 (3), стр.1.

24. Гурьева З.А., Браго A.C., Лаптева О.В., Чалова E.H. Оценка факторов, влияющих на цветовосприятие врача стоматолога. Стоматология - наука и практика. Перспективы развития. Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 50-летию стоматологического факультета Волгоградского государственного университета. Волгоград, 2011, 6-7 октября, стр. 81-83.

25. Гурьева З.А., Браго A.C., Лаптева О.В., Чалова E.H. Применение спектрофотометра при определении цвета зубов. Инновационные технологии в педиатрии и детской хирургии. Первый МГМУ им И.С. Сеченова, Москва, стр.444.

26. Гурьева З.А., Браго A.C., Севбитов A.B. Профессиональная гигиена полости рта у пациентов. Оценка факторов, влияющих на цветовосприятие врача-стоматолога. Estimation of the factors influencing on color perception of the doctor-stomatologist. Современная ортодонтия. Тези доповщей науково1 конференцп студентов та молодих вчених «1нноваци в стоматологи». Киев, 2011, 28-29 квггня, стр.19.

27. Гурьева З.А., Браго A.C., Севбитов A.B., Прошин П.В. Клиническое применение спектрофотометра при определении цвета зубов. Сборник

трудов научно-практической конференции Студенческого научного общества стоматологического факультета Московской Медицинской академии им. И.М. Сеченова, посвященной памяти академика РАМН профессора H.H. Бажанова. Москва, 2011, стр.16.

28. Гурьева З.А., Лаптева О.В., Браго A.C., Чалова E.H. Применение спектрофотометра при определении цвета зубов. X Российский конгресс. Инновационные технологии в педиатрии и детской хирургии. II конгресс детских врачей союзного государства. Москва, 18-20 октября 2011, стр.444-445.

29. Данилова Д.В. Ошибки и осложнения при воссоздании анатомической формы зубов / Д.В. Данилова, Н.В. Новак // Актуальные вопросы клинической и экспериментальной медицины. Санкт-Петербург, 2005.1. С.266-268.

30. Данилова Д.В., Новак Н.В., Запашник Т.А. Характеристика индивидуальных резцов у молодых людей // Сборник «Экологическая антропология», 2004. С. 201-205.

31. Демина A.B. Анализ ошибок и осложнений в практике терапевтической стоматологии (медико-правовые аспекты): дис. . канд. мед. наук : 14.00.24 ; 14.00.21 / Демина Анна Валерьевна. -Москва, 2002. 216 с.

32. Дмитриева Л.А. Терапевтическая стоматология : учебное пособие / Л.А. Дмитриева. -М.: МЕДпресс-информ, 2003. 896 с.

33. Дуглас А.Т. Возможности цвета: создание высоко-диффузных слоев с композитом // Клиническая стоматология. 2004. - № 2. — С.4-11.

34. Егоров Е.А. Офтальмофармакология : руководство для врачей / Е.А. Егоров, Ю. Астахов, Т. Ставицкая. М. : ГЭОТАР-МЕД, 2004. - 464 с.

35. Ермошина М.Ю. Экспертная оценка ошибок и осложнений в практике терапевтической стоматологии при лечении кариеса зубов и его осложнений: Автореф. дис. . канд. мед. наук : 14.00.24 ; 14.00.21 / Ермошина Марина Юрьевна. Москва, 2004. - 26 с.

36. Зиман Паскаль (Франция). Выбор цвета в реставрации и протезировании: игра света и оттенков. Семинар ДентАрт "Цвет зубов и реставраций". Полтава. 23-26 сентября 2012 года.

37. Ирфан Ахмад. Эстетика непрямой реставрации/; Пер. С англ. -М.:МЕДпресс-информ, 2009.-232 с.

38. Исаева Т.М. Еще раз о проблеме цвета в эстетической стоматологии, .возвращаясь к технике реставрации зубов // Клиническая стоматология. 2003. - № 4. - С. 22-24.

39. Ишханова A.B. Прогнозирование и коррекция цвета потемневших депульпированных зубов: Автореф. дис. . канд. мед. наук : 14.00.21 / Ишханова Анжела Вячеславовна. — Москва, 2006. — 19 с.

40. Киселева Г.Л. Моделирование распространения света в биологических тканях // Радиоэлектроника. — 2001. № 1. - С. 11-17.

41. Копаева В.Г. Глазные болезни / В.Г. Копаева. — М. : Медицина, 2002. -560 с.

42. Корнеев Ю.А. Медицина и биология, физика: учебное пособие / Ю.А. Корнеев. -М. : Нижний Новгород, 2001. — 246 с.

43. Кузьмина Э.М. Профилактика стоматологических заболеваний : учебное пособие / Э.М. Кузьмина. М. : Поли Медиа Пресс, 2001. -216 с.

44. Лебеденко И.Ю. Профилактика ошибок при выборе цвета зубов // Российский стоматологический журнал. 2005. - № 4. - С. 22-25.

45. Луцкая И.К. Выбор цвета в эстетической стоматологии / И.К. Луцкая, Н.В. Новак, Н.В. Терехова // Новое в стоматологии. 2001. - № 7. — С. 59.

46. Луцкая И.К. Клинические проявления аномалий цвета постоянных зубов человека / И.К. Луцкая, Н.В. Новак, Ю.П. Чернявский, Н.В. Кузюткина // Клиническая имплантология и стоматология. — 2000. № 34. - С. 77-84.

47. Луцкая И.К. Опыт преподавания цветоведения на курсах усовершенствования врачей-стоматологов // Стоматология. — 2005. — Т. 84. -№ 1.-С. 65-68.

48. Луцкая И.К. Основные оптические свойства постоянных зубов человека / И.К. Луцкая, Н.В. Новак, Н.В. Терехова, П.Е. Запашник // Клиническая имплантология и стоматология. 2004. - № 4. — С. 24-30.

49. Луцкая И.К. Подготовка больного к выполнению эстетической работы / И.К. Луцкая, Д.В. Данилова // Современная стоматология. 2005. - № 1. -С. 5-13.

50. Луцкая И.К. Роль зрительного восприятия в эстетической стоматологии // Современная стоматология. 2002 - № 1. — С. 3-8.

51. Луцкая И.К. Цветоведение в эстетической стоматологии / И.К. Луцкая. — М.: Медицинская книга, 2006. — 116 с.

52. Луцкая И.К. Эстетическая стоматология / И.К. Луцкая. — Минск : Белорусская наука, 2000. 248 с.

53. Луцкая И.К., Данилова Д.В., Новак Н.В., Горбачев В.В. Изготовление эстетических реставраций фронтальной и жевательной группы зубов: Инструкция МЗ РБ от 30.09.2005. 9с.

54. Макеева И.М. Проблема коррекции цвета девитальных зубов / И.М. Макеева, Н.Н. Власова, Д.О. Глазов // Труды VI съезда Стоматологической ассоциации России (Москва. 11-14 сент. 2000г.). — Москва, 2000. С. 143-145.

55. Максимова О.П. Этюд современных эстетических реставраций / О.П. Максимова, Н.М. Шейна, С.А. Петлев // Клиническая стоматология. -2003.-№ 1.-С. 14-17.

56. Матиас Вецлер. Искусство керамики. - М.: Паритет, 2005 - 96 с.

57. Николаев А.И., Цепов Л.М. Практическая терапевтическая стоматология: учебное пособие / А.И. Николаев, Л.М. Цепов. 3-е изд. — М.: МЕДпресс-информ, 2004. - 548 с.

58. Новак Н.В. Восприятие цвета и формы зуба в эстетической стоматологии // Клиническая имплантолгия и стоматология. — 2001. № 3-4.-С. 86-89.

59. Новак H.B. Выбор оттенков цвета в эстетической стоматологии: Автореф. дис. . канд. мед. наук : 14.00.21 / Н.В. Новак. — Минск, 2003. -21 с.

60. Новак Н.В. Критерии оценки воссоздания формы зуба / Н.В. Новак, В.В. Горбачев, Д.В. Данилова // Актуальные вопросы клинической и экспериментальной медицины. 2005. - № 4. - С. 260-262.

61. Новак Н.В. Применение нанонаполненных композитов в эстетической стоматологии / Н.В. Новак, В.В. Горбачев // Современная стоматология. -2005.-№2.-С. 21-25.

62. Петлев С.А. О союзе белой и красной эстетики / С.А. Петлев, Е.П. Рыбникова // Клиническая стоматология. 2004. - № 2. - С. 44-49.

63. Радлинский Сергей (Украина). Структура и цвет реставраций - новое в биомиметике. Семинар ДентАрт. "Цвет зубов и реставраций". Полтава. 23-26 сентября 2012 года.

64. Pay Вольфганг (Германия). Как мы понимаем цвет зубов и реставраций.

65. Ремизова A.A., Павлов A.A., Гурьева З.А. Сравнительная оценка флуоресценции адгезивных мостовидных протезов на основе стекловолоконных материалов. Сборник трудов научно-практической конференции Студенческого научного общества стоматологического факультета Московской Медицинской академии им. И.М. Сеченова, посвященной 85-летию патриарха отечественной стоматологии заслуженного деятеля науки Россиской Федерации проф. Е.В. Боровского. Москва, 2010, стр. 129-131.

66. Россоманский И.И. Теоретические основы цветодиагностики и цветолечения // Неврология и психиатрия им. Корсакова. — 2004. № 5. -С. 23-30.

67. Рубан Э.Д. Глазные болезни: учебное пособие / Э.Д. Рубан. Ростов-на-Дону : Феникс, 2004. - 416 с.

68. Рухлова С.А. Основы офтальмологии / С.А. Рухлова. М. : Медицинская книга, 2001. - 256 с.

69. Ряховский А.Н. Форма и цвет в эстетической стоматологии. Изд. Москва, 2008, 208с.

70. Салова A.B. Особенности эстетической реставрации в стоматологии: практическое руководство / A.B. Салова, В.М. Рехачев. — 2-е изд. — СПб. : Человек, 2004. 160 с.

71. Севбитов A.B. Пропедевтика ортопедической стоматологии: учебник для вузов/ А. В. Севбитов , Н.Е. Митин, A.C. Браго. - Рязань: РИО РязГМУ, 2013. - 352 е.: илл.

72. Севбитов A.B., Браго A.C., Бондаренко О.В., Гурьева З.А. Оценка факторов, влияющих на цветовосприятие врача-стоматолога.//Журнал «МАЭСТРО стоматологии».2011. - №1. - с. 86-87.

73. Севбитов A.B., Браго A.C., Бондаренко О.В., Гурьева З.А. Оценка факторов, влияющих на цветовосприятие врача-стоматолога. Клинический журнал для стоматологов-профессионалов. Маэстро стоматологии, 2011, №41, стр. 86-87.

74. Севбитов A.B., Браго A.C., Канукоева Е.Ю., Кузнецова М.Ю., Гурьева З.А. Влияние характеристик цвета: тона, насыщенности и светлоты на цветовосприятие врача-стоматолога. Influence of characteristics of color on perception to the dentists. Стоматология для всех. International Dental Review. Анализ результатов электронной микроскопии при сочетании метода инфильтрации с различными реставрационными технологиями, №3, 2014, стр.54-56

75. Севбитов A.B., Браго A.C., Кузнецова М.Ю., Гурьева З.А. Спектрофотометрический анализ цвета непрямых реставраций зубов. Materials of X International scientific and practical conference, 'Trends of modern science'. Medicine. UK, Sheffield, Science and education LTD, 2014, May 30-June 7, vol.19, p. 49-50.

76. Севбитов A.B., Браго A.C., Кузнецова М.Ю., Гурьева З.А. Сравнительная оценка методов определения цвета в стоматологической практике. Материалы X Международной конференции. Новината за напреднали наука. София, «БялГРАД-БГ» ООД, 2014, том 23, 17-25 май, стр.58-59.

77. Севбитов A.B., Гурьева З.А., Браго A.C., Канукоева Е.Ю., Кузнецова М.Ю. Эстетические аспекты реставрации Современные методы определения цвета зубов (обзор литературы). Aesthetic aspects of dental restoration. Modern methods of teeth color testing (literature review)/ Научно-практический журнал «Форум стоматологии». Dental Forum, 2014, №3, стр.30-32.

78. Севбитов A.B., Гурьева З.А., Браго A.C., Кузнецова М.Ю. сравнительная оценка визуального и колориметрического методов определения цвета зубов. Dental Forum. Научно-практический журнал «Форум стоматологии». 2015, №1, стр. 19-21.

79. Убасси Г. Ключ к успеху при работе с зубопротезной керамикой // Квинтэссенция. 2000. - № 5. - С. 13-17.

80. Убасси Г. Форма и цвет // Квинтэссенция. 2000. - № 3. - С. 23-27.

81. Физический энциклопедический словарь / Гл. ред. A.M. Прохоров, Ред. Кол: Д.М. Алексеев,

82. Фролова Н.И. Оптимизация цвето-световой среды рабочего места врача-стоматолога: Автореф. дис. . канд. мед. наук : 14.00.21 / Н.И. Фролова. Москва, 2000. - 31 с.

83. Хабиев К.Н. Удлинение клинической коронки в целях достижения наилучшего эстетического результата / К.Н. Хабиев, К.В. Чудинов // Клиническая стоматология. — 2005. № 4. - С. 16-18.

84. Ченцова О.Б. Старение и глаза / О.Б. Ченцова, Е.В. Ченцова. М. : Медицина, 2004. - 144 с.

85. Чернявский Ю.П. Клинические проявления аномалий цвета постоянных зубов человека // Клиническая имплантология и стоматология. 2000. - № 3-4.- С. 77-84.

86. Чиликин В.Н. Изготовление виниров прямым методом в клинике терапевтической стоматологии // Клиническая стоматология. — 1999. № З.-С. 8-10.,

87. Чудинов К.В. Современный подход к финишной обработке эстетических реставраций / К.В. Чудинов, А.А. Лавров // Клиническая стоматология. 2004.-№ З.-С. 18-21.

88. Шерстюк В.Е., Гурьева З.А., Разуменко А.Г. Анализ факторов, влияющих на цветовосприятие врача стоматолога (научные руководители - к.м.н., доц. Ремизова А.А., к.м.н. Браго А.С.) Московская Медицинская академия им. И.М.Сеченова. Кафедра пропедевтики стоматологической стоматологии с курсом ортопедической стоматологии. ГОУ ВПО «Смоленская государственная медицинская академия росздрава». 62 научная студенческая конференция. 38 конференция молодых ученых (с международным участием). Смоленск, 2010, стр. 198-199.

89. Шмидседер Дж. Эстетическая стоматология : пер. с англ. / Под ред. проф. Т.Ф. Виноградовой. М.: МЕДпресс-информ, 2004. - 320 с.

90. Эдмон Бин. Человек и свет / Эдмон Бин, Анн Дженсон, Жан-Марк Кюблер // Клиническая стоматология. 2003. - № 1. — С. 64-66.

91. Chu S.J., Devigus A., Mieleszko A. Fundametals of Color. 2004. Quintessence Publ. pp. 45-47.

92. Cole B.L. Assessment of inherited color vision defects in clinical practice. Clin Exp Optom. 2007; 90((3): 157-175.

93. D'Arcangelo Camillo (Italy). How new endodontic and new restorative dentistry technologies have changed the treatment and prognosis of devitalized tooth. Russian Endodontic Congress April 1-3, 2011

94. Dias W.R., Pereira P.N., Swift E.J.-Jr. Maximizing esthetic results in posterior restorations using composite opaquers. J Esthet Rest Dent 2001; 13: 219-27.

95. Gaurav Sharma. Digital Color Imaging Handbook. — CRC Press, 2003. — ISBN 084930900X.

96. Gerd Ytnning. Роль цвета десны при определении цвета зубов. Квинтэссенция, 2003, №5-6, стр. 47-53.

97. Hegenbarth Ernst. Воссоздание цвета в керамике. Практическое руководство. Квинтэссенция. 1998.

98. Joiner A. Tooth color: a review of the literature. J Dent, 2004. 32 Suppl 1: p.3-12.

99. Martignoni Marco (Italy). Determinants of success in treatment of root canals with subsequent restoration of tooth crown. Modern approaches to the restoration of teeth subjected to endodontic treatment. VII international Symposium Quintessence, May 19-20, 2012

100. Munsell A.H. A color notation, lst-4th ed. Boston: Ellis. 1905.

101. Newhall, S.M., Nickerson, D.. and Judd, D.B. (1943) Final report of the O.S.A. subcommittee on the spacing of Munsell Colors. Journal of the Optical Society ofAmerica, 33, 385-412.

102. Pena C.E., Viotti R.G., Dias W.R., Santucci E., Rodrigues J.A., Reis A.F. Esthetic rehabilitation of anterior conoid teeth: comprehensive approach for improved and predictable results. Eur J Esthet Dent. 2009 Autumn; 4(3): 21024.

103. Samorodnitzky-Naveh G.R., Geiger S.B., Levin L.Patientsatisfaction with dental esthetics. J Am Dent Assoc, 2007, 138(6): p.805-8.

104. Sulikowski A.V. Цвет и правила его определения. Квинтэссенция, 2004, №5-6, стр. 13-16.

105. Vollman М. Определение цвета по системе Vitapan 3D-Master: теория и практика. Квинтэссенция, 2001, №2, стр. 45-54.

106. Wolfram Bucking. Точное определение цвета - вызов врачу и зубному технику. Квинтэссенция, 2004, №5-6, стр. 33-41.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.