Коэволюционная модель "человек, общество и природа" в контексте теории самоорганизации тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Бурзалова, Арюна Андреевна

  • Бурзалова, Арюна Андреевна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2011, Улан-Удэ
  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 156
Бурзалова, Арюна Андреевна. Коэволюционная модель "человек, общество и природа" в контексте теории самоорганизации: дис. кандидат философских наук: 09.00.11 - Социальная философия. Улан-Удэ. 2011. 156 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Бурзалова, Арюна Андреевна

ВВЕДЕНИЕ

ОГЛАВЛЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КОЭВОЛЮЦИИ ЧЕЛОВЕКА, ОБЩЕСТВА И ПРИРОДЫ

1.1. Сущность понятий «коэволюция» и «синергетика», их единство и взаимозависимость.

1.2. Транскультурная коммуникация Запада и Востока как отражение принципов коэволюции.

1.3. Взаимодополнительность методов естественных и гуманитарных наук в исследовании социоприродных систем.

ГЛАВА 2. СИНЕРГЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОЭВОЛЮЦИИ ЧЕЛОВЕКА, ОБЩЕСТВА И ПРИРОДЫ

2.1. Генезис идеи коэволюции человека, общества и природы

2.2. Коэволюция человека, общества и природы как целостная самоорганизующаяся система.

2.3. Механизмы коэволюции человека, общества и природы.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Коэволюционная модель "человек, общество и природа" в контексте теории самоорганизации»

Актуальность исследования. Особенностью нашего времени является то, что социальные и технологические процессы оказывают все большее воздействие на природную среду. В глобализирующемся мире остро стоит проблема успешного взаимодействия человека, общества и природы, от решения которой зависит будущее человечества. Поиск конкретных ответов на вопрос о взаимозависимости процессов общественного и природного развития показывает, что, несмотря на многообразие подходов в решении данной проблемы, все они сходятся в том, что необходимо выработать единую концепцию и стратегию социоприродной формы развития, учитывающую экологические, экономические, социальные и культурные императивы общества.

Цивилизационными стратегиями выступают сегодня концепции устойчивого развития, экологической безопасности, пределов роста, глобального развития, митоза биосфер и т.д., под которыми понимается такое развитие общества, которое не разрушает природные системы, а обеспечивает выживание человечества и непрерывное развитие цивилизации. Важную роль приобретает понимание со-развития человека, общества и природы, реализация принципа коэволюции.

Идея коэволюции тесно связана с теорией самоорганизации - обмен веществом, информацией и энергией со средой, взаимодействия случайности и необходимости, обратимости и необратимости, изменчивости и устойчивости, представляют собой механизм взаимно обусловленных сопряженных изменений, эволюции природных и социальных процессов. Идея коэволюции предполагает трансформацию системы «человек, общество и природа» и переход ее в состояние динамически устойчивого симбиоза. Человечество уже перешло порог допустимого воздействия на биосферу, чем обусловило деформацию структурных отношений в биоте и вызвало ее возмущенное состояние. Коэволюция человека, общества и природы требует тщательного изучения для того, чтобы разработать основные постулаты целесообразной и осознанной деятельности человечества для его безопасного будущего.

Таким образом, актуальность данного исследования заключается в поиске оснований и построении коэволюционной модели «человек, общество и природа» в контексте постнеклассической парадигмы самоорганизации сложных систем, позволяющей определить роль и место человека в едином антропосоциокосмогенезе.

Степень разработанности проблемы. В научном мире относительно путей выхода из глобального кризиса нет единого мнения, например, концепции «пределы роста», «устойчивое развитие», «Гея-Земля», «универсальный эволюционизм», «экологическая революция», «митоз биосфер», «глобальное развитие» и т.д.). В основе концепции «пределы роста» находятся тематики докладов Римского клуба, основанного в 1968 г., посвященные проблемам пределов экономического роста. При моделировании мировой динамики рассматривались пять взаимосвязанных переменных: население, капиталовложение, использование невозобновимых ресурсов, загрязнение среды и производство продовольствия. Концепция устойчивого развития разработана под руководством JI.P. Брауна исследователями Института всемирных наблюдений (г. Вашингтон, США). Институт, основанный в 1975 г., получил широкую известность в 1980-х гг. публикацией тематических ежегодников «Состояние мира». По итогам работы комиссии 11 декабря 1987 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию «Экологическая перспектива до 2000 года и далее», согласно которой устойчивое развитие должно стать руководящим принципом деятельности ООН, правительств и частных учреждений, организаций и предприятий. Цель программы устойчивого развития - поиск нового пути, который обеспечил бы прогресс человечества не в нескольких местах и на протяжении нескольких лет, а на всей планете и в длительной перспективе. Концепция универсального эволюционизма разрабатывалась под руководством H.H. Моисеева на базе ВЦ АН СССР и ГКНТ с 1972 г. Исследования стимулированы состоявшимися в 1960-х гг. лекциями Н.В. Тимофеева-Ресовского об учении В.И. Вернадского. Природу можно рассматривать не только как пассивный фон, но и как самоорганизующуюся систему, реакции которой непредсказуемы в силу наличия еще малоизвестных критических порогов. Поэтому модельные прогнозы, не учитывающие обратную реакцию биосферы и экстраполирующие наличную динамику, надежны только в краткосрочной перспективе. Основной вывод — стихийное совместное развитие человека и биосферы может быть целенаправленным и согласованным. Концепция «Гея-Земля» успешно апробирована при моделировании последствий ядерной войны.

С теоретической концепцией коэволюции общества и биосферы в научной литературе выступил Н.В. Тимофеев-Ресовский в 1968 г. Основной идеей коэволюции академика H.H. Моисеева является сосуществование человека и природы на основах разума. Определяющим фактором развития общества ученый считает интеллект человека, а цель этого процесса видит в сохранении гомеостазиса системы «общество-природа».

Идею коэволюции развивают и поддерживают И.С. Добронравова, P.C. Карпинская, В.А. Кобылянский, И.К. Лисеев, А.П. Назаретян, А.П. Огурцов, С.Н. Родин и др. Как универсальная философская концепция идея коэволюции была представлена С.Н. Родиным, который связывает идею коэволюции с трансформацией системы «человек-природа» и переходом ее в состояние динамически устойчивого симбиоза. Философское обоснование коэволюции дано в работе И.К. Лисеева «Системная познавательная модель и современная наука». B.C. Арутюнов, Л.Н. Стрекова рассматривают коэволюцию как совместное бытие двух и более систем, обеспечивающих наиболее эффективное поддержание оптимальных условий жизни в окружающей среде. При состоянии коэволюции, по мнению A.C. Панарина, научно-производственная система не превалирует над природной, третируемой как резервуар и источник ресурсов, а вписана в нее и учитывает ее внутренние нормативы в качестве предварительного условия организации технологических практик. P.C. Карпинская, И.К. Лисеев, А.П. Огурцов предлагали концепцию формирования познавательной коэволюционной парадигмы. В ходе ее формирования происходит соединение когнитивных и целостных начал человеческой деятельности, утверждение нового понимания человека в единстве его социальных и природных характеристик. Основным ориентиром выступает соответствие объективным природным законам и закономерностям. В.А. Кобылян-ский предлагал коэволюдионную концепцию взаимоотношения природы и общества как отличных и взаимопроникающих образований. И.И. Майбуров рассматривает устойчивое развитие как коэволюционный процесс.

Данной проблематике в различных ракурсах посвящены работы Т.А. Акимовой, В.А. Балханова, И.Г. Балханова, Б.Е. Большакова, В.П. Бранского, Э.В. Гирусова, В.И. Данилов-Данильяна, С.М. Дашинимаевой, К.Я. Кондратьева, O.JI. Кузнецова, В.К. Левашова, В.А. Лося, В.В. Мантатова, Л.В. Мантатовой, И.И. Майбурова, Л.Г. Сандаковой, А.Н. Чумакова, Д.Ш. Цы-рендоржиевой, Р.Г. Яновского, Ф.Т. Яншиной, Ю.В. Яковец и т.д. В.В. Ман-татов считает, что устойчивое развитие общества возможно в том случае, если гармонизированы отношения как внутри общества, так и с окружающей средой в соответствии со стратегией Разума. По мнению В.А. Балханова, необходимым условием развития общества является фундаментализация образования и формирование целостного мировоззрения в контектсе постнеклас-сической науки. Д.Ш. Цырендоржиева исследует роль синергетики в выборе путей общественного развития. A.A. Назаретян анализирует жизнедеятельность и развитие общества с позиции самоорганизации.

Академик B.C. Степин рассматривает поиск цивилизационных стратегий в контексте функционирования саморазвивающихся систем. При помощи принципов и методов теории самоорганизации актуально создание моделей с нелинейной динамикой и хорошо определенными параметрами, призванных помочь в решении сложных проблем прогнозирования и принятия решений. Значимыми исследованиями в области синергетики применимо к социальным системам являются работы И.Аршинова, Р.В.Баранцева, А.Гомаюнова, Г.Р. Иваницкого, А.П.Назаретяна, Ю.А.Данилова, Е.Н.Князевой, С.П. Кур-дюмова, Г.Николиса, Е.Я.Режабека, В.В.Васильковой, К.Х. Делокарова, Г.А.Котельникова, И.Е.Москалева, И.Пригожина, А.Н. Руденко,

Г.И.Рузавина, А.А.Самарского, Г.Хакена, А.С.Щербаков и др. С позиций си-нергетического подхода социоприродные процессы исследуются в работах О.Н. Астафьевой, Ф.Д. Демидова, К.Х. Делокарова, B.C. Егорова, Л.И. Конд-рашова, E.H. Князевой и др.

Несмотря на множество существующих концепций коэволюции, в них рассматриваются в основном взаимоотношения внутри дуальных систем: «человек-природа», «человек-общество», «природа-общество». Коэволюция человека, общества и природы в контексте теории самоорганизации недостаточно исследована, что послужило основанием выбора темы диссертационного исследования.

Объект исследования - коэволюция человека, общества и природы.

Предмет исследования - коэволюция человека, общества и природы в контексте теории самоорганизации.

Цель исследования — разработать и эксплицировать коэволюционную модель «человек, общество и природа».

Задачи исследования:

- провести теоретический и сопоставительный анализ положений и основных понятий коэволюции человека, общества и природы в контексте си-нергетической теории;

- выявить потенциал постнеклассической научной коммуникации для изучения коэволюции сложных человекоразмерных систем;

- определить параметры порядка совместного развития человека, общества и природы, позволяющие задать направленность цивилизационного развития;

- рассмотреть условия и вектор сопряженного развития единой системы «человек, общество и природа», обладающей свойствами самоорганизации;

- разработать теоретическую модель коэволюции человекоразмерных социоприродных систем.

Теоретическая и методологическая основа исследования определяется особенностями, обусловленными объектом, предметом и задачами исследования. В работе используется синергетический подход изучения сложных систем, методы компаративистского анализа и исторической реконструкции, теоретическое моделирование, прогностический метод.

Проблемы диалектического единства природного и социального в развитии человечества представлены в трудах античных мыслителей (Аристотель, Геродот, Гиппократ, Страбон и др.), идеи получили развитие в эпоху Возрождения (Н. Кузанский, Л.да Винчи, Г. Галилей, Пико Д. Мирандола и др.), в Новое время (Ф. Бэкон, Р. Декарт, Ш. Монтескье, У. Хамильтон, Г. Спенсер, Д. Смит и др.), во взглядах классиков немецкой философии (И. Кант, Г. Гегель, К. Маркс, Л. Фейербах, Ф. Энгельс и др.) и приобрели актуальность в XX в. (А. Бергсон, В.И. Вернадский, Л.Н. Гумилев, А. Маслоу, И.Н. Мечников, П.Т. де Шарден, К.Э. Циолковский, К. Ясперс и др.).

В работе использованы теоретические положения в области социальной философии, философии, биологии, психологии, социологии и т.д.

Источниками исследования послужили также материалы конференций ООН в Рио-де-Жанейро (1992), Йоханнесбурге (2002), международного симпозиума «XXI век: диалог цивилизаций и устойчивое развитие» (Улан-Удэ, 2001) и др.

Научная новизна исследования:

- выдвинута и обоснована теоретическая модель коэволюции человека, общества и природы как самоорганизующейся целостности, внутри которой действуют как детерминистские, так и стохастические законы и принципы;

- раскрыта системообразующая роль целостного мировоззрения современного человека и социокультурной среды, выступающих параметрами порядка и определяющих направленность цивилизационного развития;

- выявлен потенциал постнеклассической научной рациональности в исследовании и моделировании сложной коэволюционной человекоразмерной системы «человек, общество и природа».

На защиту выносятся следующие положения:

1. На современном этапе цивилизационного развития наиболее адекватным представляется рассмотрение идеи коэволюции человека, общества и природы в контексте теории самоорганизации как коммуникативной парадигмы постнеклассического познания.

2. Целостное мировоззрение современного человека и разнообразие социокультурных сред, стремящихся к единому цивилизационному аттрактору, выступают параметрами порядка и определяют направленность коридора коэволюции.

3. Открытая самоорганизующаяся система «человек, общество и природа» представляет собой коэволюционную модель, внутри которой действуют детерминистские и стохастические законы и принципы. Взаимодействия между элементами модели, характеризующимися неоднородностью, разновременностью протекающих в едином пространстве-времени процессов развития, способствуют коэволюции при условии увеличивающейся духовности человека и общества в целом.

4. Коэволюция целостных социоприродных систем зависит от человека — высшего проявления социального бытия материи — способного направлять не только собственное развитие, но и коэволюцию всей системы, выступая в роли аттрактора.

Теоретическая и практическая значимость. Материалы и результаты исследования могут быть использованы для дальнейшего углубления синер-гетического подхода к исследованию коэволюции социоприродных систем. Проведенный анализ процессов самоорганизации в системе позволяет развивать цивилизационные стратегии с учетом принципа коэволюции. Основные положения диссертации могут быть использованы в преподавании курсов по социальной философии, философским проблемам естествознания, концепции современного естествознания, социальной экологии и др.

Апробация результатов исследования. Результаты диссертационного исследования изложены в 6 публикациях, 3 из которых опубликованы в реферируемом вестнике БГУ, рекомендуемых ВАК РФ. Теоретические исследования и выводы были апробированы на: региональной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы социально-экономического региона глазами молодых исследователей» (Улан-Удэ, 2009), VII Международной научной конференции «Интеллигенция в изменяющемся обществе: социальный статус, облик, ценности, сценарии развития» (Улан-Удэ, 2010), научно-практической конференции преподавателей, аспирантов и сотрудников БГУ (2010, 2011).

Структура диссертации - работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Бурзалова, Арюна Андреевна

Заключение

Идеи коэволюции берут свое начало с эволюционной теории Ч. Дарвина, глобального эволюционизма и эволюционной эпистемологии. Методологической и теоретической основой идеи коэволюции природы и общества является учение о ноосфере В.И. Вернадского. Ключевая идея учения В.И. Вернадского о ноосфере - человек не является самодостаточным живым существом, живущим отдельно по своим законам. Он существует внутри природы и является ее частью. Впервые с теоретической концепцией коэволюции человека и биосферы в научной литературе выступил Н.В. Тимофеев-Ресовский в 1968 году. Согласно его теории, человечество, для того, чтобы обеспечить свое будущее, должно не только изменить биосферу, приспосабливая ее к своим потребностям, но и изменяться само, приспосабливаясь к объективным требованиям природы. Концепция коэволюции получило широкое распространение в научной среде и имеет немало сторонников.

В настоящее время деятельность человека привела к глобальным кризисам, пронизывающие всю систему «человек, общество и природа». Несмотря на то, что разрабатывается множество разнообразных мер в экологии, экономике, социологии и т.д., они не устраняют кризисные ситуации, а позволяют только выиграть время. В настоящее время существует множество подходов к решениюглобальных проблем современности и будущего человечества. Наиболее результативным нам представляется идея коэволюции, так как происходит со-развитие, со-единство и согласованность всех частей системы, в которой происходит качественное изменение образа жизни человека при согласовании его потребностей с возможностями биосферы.

В данный период идея коэволюции человека, общества и природы становится парадигмой самых разных наук - естественных, социальных и гуманитарных, поскольку она задает новый вектор в изучении взаимодействия человека, общества и природы в целостности. В последние десятилетия эта многогранная сложность осознается учеными и осуществляется интенсивный поиск механизмов коэволюции социальных и природных систем.

Наиболее продуктивной для исследования системы «человек, общество и природа» является синергетика как наука о самоорганизации сложных систем, так как система «человек, общество и природа» обладает всеми свойствами открытой неравновесной системы: фрактальностью, нелинейностью, эволюционной направленностью и самоорганизованностью. Важным звеном в эволюции системы выступает человек как результат антропосоциокосмоге-неза, так как процессы самоорганизации человека существенно влияют на всю систему в целом. Приоритетным становится рассмотрение в данной системе становление самоорганизации активного деятельностного человека, ког торая происходит путем духовного самосовершенствования, становления целостного мировоззрения и интеллектуального потенциала.

Для успешной коэволюции всей системы человек должен иметь и развивать в себе целостное понимание мира, вмещающий в себя синтез лучших идей и ценностей западного и восточного мировосприятия: стремление к духовному самосовершенствованию, которое воплощается в активной познавательной и созидательной деятельности. Характерной чертой современной науки становится диалог между естественными и гуманитарными науками, которые развиваются на основе концепции открытой рациональности, предполагающей взаимодополнение когнитивных и ценностных параметров знания, объяснения и понимания научных и вненаучных методов и подходов. Все это отражает человекоразмерность коэволюции человека, общества и природы. Междисциплинарный подход отвечает парадигме постнеклассиче-ской науки, так как только при целостном взгляде на мир, раздираемый противоречиями, можно определить вектор развития, вектор успешной коэволюции человека, общества и природы. Синергетика как метод развития и самоорганизации позволяет рассматривать данную систему в целостной совокупности, внутреннем единстве, в ее непрерывной динамике и процессе развития.

Предлагаемая нами коэволюционная модель «человек, общество и природа» сочетает в себе основные принципы коэволюции, которые отражаются в самоорганизации системы, в разумной целенаправленной деятельности человека, в духовном и нравственном самосовершенствовании человека. Ко-эволюционная модель «человек, общество и природа» представляет собой «пирамиду», основным свойством которой является иерархия. В системе «человек, общество и природа» природа выступает жизнеобеспечивающей и базовой платформой и занимает нижний самый широкий фундамент, в центре которого находится человек как биологическое существо. Средний уровень занимает общество, в котором центральное положение занимает человек как продукт общественных отношений, как социальное существо; высший уровень - духовное бытие человека. Иными словами, стержнем «пирамиды» является человек как результат антропосоциокосмогенеза и представляет собой элемент, проявляющийся в идеальной сфере на всех уровнях бытия (материальное, социальное и духовное). Коэволюционная модель «человек, общество и природа» приобретает явно выраженную человекоразмерность — возникает новый образ человека и переосмысление его роли в глобальном эволюционном процессе. Переход на следующий виток эволюции человек способен осуществить при помощи развития духовной сферы, при осознанном снижении биологических и социальных потребностей. Коэволюционное развитие при этом обеспечивает самопознание и самосознание человека, определение механизмов регулирования и саморегулирования духовной сферы, овладение знаниями функционирования интеллекта, установления контроля над выполнением и результатами своей деятельности.

Коэволюционное существование человека, общества и природы всецело зависит от человека, выступающего в роли объективно-субъективного аттрактора. Объективно-субъективные аттракторы вступают в действие тогда, когда взаимодействуют процессы спонтанной самоорганизации системы и активной организаторской, управленческой деятельности определенной направленности и являются определяющими для развития всей системы. Особое значение приобретают информационно-коммуникативные процессы, способствующие формированию планетарного уровня управления и созданию сферы обитания человечества на планете как сферы разума.

Поэтому мы говорим о человекоразмерности системы, так как основным вектором коэволюции выступает именно человек. Целостное мировоззрение, сочетающее в себе западный Логос и восточное Дао, пронизывая все уровни бытия человека, способствует становлению и формированию человека, способного к целенаправленной разумной деятельности. Поэтому необходимо развитие человека во всем многообразии его материальных и духовных потребностей. К катастрофическим последствиям может привести противоречивость и узость сознания человека, неспособность вмесить в себя многовариантность Мира.

Такая стратегическая постановка человека в позицию цели коэволюци-онного развития, считая его центральным звеном научной картины мира принимается за наиболее достоверный и исходный для построения универсальной теории, проникнутой идеей самоорганизации и коэволюции.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Бурзалова, Арюна Андреевна, 2011 год

1. Алексеев В.П. Природа и общество: этапы взаимодействия / В.П. Алексеев // Экология и жизнь. 2002. - №2.-С.4-8.

2. Андреев Д. Роза мира. Метафилософия истории / Д. Андреев. М.: Прометей, 1991.-287 с.

3. Аристотель. Сочинения: в 4-х т. / Аристотель. М.: Мысль, 1976. - Т.1. — 830 с.

4. Арнольд В.И. Теория катастроф / В.И. Арнольд. М.: Едиториал УРСС, 2009.- 136 с.

5. Артановский С.Н. Историческое единство человечества и взаимное влияние культур. Философско-методологический анализ современных зарубежных концепций / С.Н. Артановский JI: Просвещение, 1967. - 268 с.

6. Арутюнов B.C. Ступени эволюции: эволюционная концепция природы и цивилизации / B.C. Арутюнов, JT.H. Стрекова. М., 2006. - 233 с.

7. Аршинов В.И. «Самоорганизующаяся вселенная» Э. Янча и глобальный эволюционизм / В.И. Аршинов // О современном статусе идеи глобального эволюционизма. -М.: ИФ РАН. 1986. С. 91-104.

8. Балакшин О.Б. Гармония саморазвития в природе и обществе: подобие и аналогии / О.Б. Балакшин М.: ЛКИ, 2008. - 344 с.

9. Баландин Р.К. Ноосфера или техносфера // Р.К Баландин. / Вопросы философии. 2005. - №6. - 107-116 с.

10. Ю.Балханов В.А. Встреча с прошлым и будущим / В.А. Балханов. Улан-Удэ: Бурятский госуниверситет, 2002. — С.234

11. Балханов В.А. Мировоззренческое основание диалога культур / В.А. Балханов // Вестник БГУ. Сер.5. Улан-Удэ: Изд-во Бурятского гос. ун-та, 2002. - Вып.6. - С.113-120.

12. Балханов В.А. Синергетика и целостное мировоззрение / В.А. Балханов // Вестник Бурятского университета. Сер.5. Улан-Удэ: Изд-во Бурятского гос. ун-та, 1999. -Вып.З. - С.21-35.

13. Балханов В.А. Фундаментализация образования и целостное мировоззрение / В.А. Балханов // Высшее образование в Бурятии: история, современность, перспективы. 1998. - 4.1. - С.53-55.

14. Бауман 3. Индивидуализированное общество / 3. Бауман М.: Логос, 2002. - 390 с.

15. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества / М.М. Бахтин. Сост. С. Г. Бочаров;. М.: Искусство, 1979. — 424 с.

16. Башкова Н.В. Преображение человека в философии русского космизма / Н.В. Башкова, М.: КомКнига, 2007. - 224 с.

17. Белоусов В.В. Законодательное обеспечение национальной безопасности Российской Федерации в экологической сфере / В.В. Белоусов // Экологическое право.-2000.-№ 1. С.2-3.

18. Бергсон А. Творческая эволюция / А. Бергсон М.: Сотрудничество, 1999.-320 с.

19. Бердяев H.A. Философия свободного духа / H.A. Бердяев- М.: Мысль, 1994.-466 с.

20. Биология. Большой энциклопедический словарь. М.: БРЭ, 1999. 864 с. 21 .Бор Нильс. Квантовая физика и философия / Нильс Бор. М: 1961. - 150 с.

21. Брагина Е. Вокруг книг. Синергетика геоэкономической многополюсно-сти. / Брагина Е. // Мировая экономика и международные отношения. 2005 -№4.-С. 102-107.

22. Буданов В.Г. Методология синергетики в постнеклассической науке и в образовании. / В.Г. Буданов М.: ИФ РАН, 2007. - 232 с.

23. Будущее России в зеркале синергетики / под ред. Г.Г. Малинецкого. М.: КомКнига, 2006. - 272 с.

24. Бэкон Ф. Великое восстановление наук. Соч. в 2-х том. Т.2. / Ф. Бэкон — М.: Мысль, 1978.- 183с.

25. Бэкон Ф. Новый органон. Соч. в 2-х т. / Ф. Бэкон М.: Мысль, 1978. -Т.2. - 575с.

26. Вавилов А. Экологическая безопасность и устойчивое развитие России / Вавилов А. // Международная жизнь. 2002. - № 8. - С.85-90.

27. Вагурин В.А. Синергетика эволюции современного общества. / Вагурин В .А. М.: КомКнига, 2007. - 216 с.

28. Валянский С. И. Третий путь цивилизации, или Спасет ли Россия мир? / Валянский С. И., Калюжный Д. В. М.: Эксмо, 2002. - С. 134

29. Вебер М. Избранные произведения / М. Вебер М.: Прогресс, 1990. -805 с.

30. Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера / В.И. Вернадский М: Айрис-пресс, 2003. - 576 с.

31. Вернадский В.И. Живое вещество и биосфера / В.И. Вернадский М.: Наука, 1994.-669 с.

32. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста / В.И. Вернадский -М.: Наука, 1988.-520с.

33. Вернадский В.И.: Жизнеописание. Избранные труды. Воспоминания современников. Суждения потомков / Сост. Г.П. Аксенов. М.: Современник, 1993.-688 с.

34. Г.М. Кузицын. Культурный прогресс человечества и глобальные проблемы современности // Кузицын Г.М. Философские исследования. 2006 - №3 С.3-61.

35. Гегель Г. Философия истории / Г. Гегель М.: Госиздат, 1935. Т.8 - 470с.

36. Гиляров A.M. Экология в поисках универсальной парадигмы // Природа. / A.M. Гиляров М., 1998.- №3.- С.89-99.

37. Гирусов Э.В. Основы социальной экологии. / Э.В. Гирусов— М.: РУДН, 1998.- 172 с.

38. Гирусов Э.В. Мир в поисках концепции устойчивого развития / Гирусов Э.В.//Вестник Моск. ун-та.Сер.7. Философия. 1996.-N1. - С.3-14.

39. Глазачев С.Н. Экологические основания культуры и образования / С.Н. Глазачев // На пути к устойчивому развитию России. — М., 2000. Вып. 3. -С.21.

40. Горелов A.A. Концепции современного естествознания. / A.A. Горелов Учебное пособие. -М.: Высшее образование, 2005. — 335 с.

41. Горохов В.Г. Междисциплинарные исследования научно-технического развития и инновационная политика / Горохов В.Г. // Вопросы философии. — 2006. №4. - С. 80-96.

42. Горохов В.Г. Философия техники как теория технической деятельности и проблемы социальной оценки техники / В.Г. Горохов, В.М. Розин // Философские науки. 2006. — №4. - С.52.

43. Гофф Ж.Л. Цивилизация средневекового Запада / Ж.Л. Гофф- М.: Прогресс, 1992-376 с.

44. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли / Л.Н. Гумилев Л.: Гидроме-теоиздат, 1990. - 528 с.

45. Данилов-Данильян В.И. Возможна ли коэволюция природы и общества? / В.И. Данилов-Данильян // Вопросы философии. 1998. №8-С. 15-25.

46. Данилов-Данильян В.И. Экологический взрыв и устойчивое развитие. /

47. B.И. Данилов-Данильян, К.С. Лосев М.: Прогресс, 2000. - 416 с.

48. Декларация тысячелетия ООН // Экология XXI Век. - 2002. - №1-2.1. C. 1-24.

49. Делокаров К.Х. Синергетика в познании социальных трансформаций / К.Х. Делокаров. Синергетическая парадигма. Человек и общество в условиях нестабильности. -М.: Прогресс, 2003. С. 18-35.

50. Дильтей В. Собрание сочинений: В 6 т. Т. I. Введение в науки о духе / В. Дильтей М.: Дом интеллектуальной книги, 2000. — С. 310.

51. Доклад Министра окружающей среды Российской Федерации В.И. Данилова-Данильяна / В.И. Дан и лов-Данильян // Зеленый мир. М., 1996. -№5.- С. 10.

52. Иноземцев B.JT. За пределами экономического общества: Постиндустриальные теории и постэкономические тенденции в современном мире / Иноземцев В.Л. М.: Наука, 1998. - 639 с.

53. Иоселиани А.Д. Техносфера в процессе глобализации / А.Д. Иоселиани // Социально-гуманитарные знания. 2002. - № 1. - С. 246-256.

54. Иоселиани А.Д. Сборник методических рекомендаций, тестов и контрольных заданий по философии. Учебное пособие. / А.Д. Иоселиани Воронеж: Модэк, 2004. - 680 с.

55. Казютинский В.В. Космическая философия К.Э. Циолковского в контексте русского космизма //В.В. Казютинский- М.: Едиториал УРСС, 2001. С 403-428.

56. Кант И. Антропология с прагматической точки зрения. Соч.в 6-ти т. / И. Кант- М.: Мысль, 1966. Т.6 - 743с.

57. Капица С.П. Синергетика и прогнозы будущего. / С.П. Капица, С.П. Кур-дюмов М.: УРСС, 2003. - 288 с.

58. Кислицын С.А. Научная элита в системе политической власти. / С.А. Кислицын. М.: ЛКИ, 2008. - 288 с.

59. Китайская философия. Энциклопедический словарь./ под. ред. М.Л. Тита-ренко. М.: Мысль, 1994. - 574 с.

60. Климонтович Ю.Л. Динамический и статистический хаос. Критерии степени упорядоченности в процессах самоорганизации / Ю.Л. Климонтович.

61. Самоорганизация и наука: Опыт философского осмысления. М.: ИФ РАН, 1994.-С. 98-126.

62. Князева E.H. Основания синергетики: Человек, конструирующий себя и свое будущее / E.H. Князева, С.П. Курдюмов М.: КомКнига, 2007. - 232 с.

63. Князева E.H. Синергетика: Нелинейность времени и ландшафты коэволюции / E.H. Князева, С.П. Курдюмов М.: КомКнига, 2007. - 272 с.

64. Кобылянский В.А. Философско-социологические проблемы взаимодействия природы и общества / В.А. Кобылянский // тез. докл. и выст. к науч-теор. конф. Чита, 1982.-168 с.

65. Кобылянский В.А. Формирование экологической культуры и проблемы образования / Кобылянский В.А. // Педагогика. 2001. - №1. - С.32-41.

66. Ковал ев A.M. Человек- продукт природы и основа социума / A.M. Ковалев М.: Квадратум, 2000. - 378 с.

67. Когай Е.А. Будущее человека в экологической перспективе (от прогнозов к стратегии устойчивого развития) / Е.А. Когай // Социально-гуманитарные знания. 1999. - №5. - С.96-109.

68. Конрад Н. Запад и Восток / Н. Конрад М.: Наука, 1972. - 496 с.

69. Контримавичус B.JI. Истоки учения о ноосфере: к эволюции наследия Тейяра де Шардена / B.C. Контримавичус // Человек. 2002. - №5. - С. 21-34. 73 .Концепция экологической безопасности Российской Федерации (проект)//Зеленый мир. - 2001.— № 1-2— С 4.

70. Корнилов М.Н. Природа и человек в японской культурной традиции / М.Н. Корнилов // Человек: образ и сущность: Ежегодник. 1999. - С. 90-112.

71. Костюченко B.C. Свами Вивекананда. Жизнь и наследие / Костюченко B.C. — М: 1997,- 99 с.

72. Кочергин А.Н. Глобализация и устойчивое развитие / А.Н. Кочергин // Философия и будущее цивилизации: Тез. Докл. IV Российского философского конгресса. М., 2005. - Т.З. - С. 276

73. Кочергин А.Н. Экологическое образование в контексте современных глобальных техногенных процессов / А.Н. Кочергин // Философия образования. М., 2001. - №5. - С.246-266.

74. Кочергин А.Н. Философия выживания / А.Н. Кочергин // Глобалистика: Энциклопедия. М., 2003. - С. 1086-1087.

75. Крапивенский С.Э. Социальная философия: уч. для студ. гуманит-соц. спец. высш. учеб. заведений / С.Э. Крапивенский М.: ВЛАДОС, 2003. -416 с.

76. Кудрявцев И.К. Философия и наука. Синергетика как парадигма нелинейности / И.К. Кудрявцев, С.А. Лебедев // Вопросы философии. -2002 -№ 12. -С. 55-63.

77. Кузицын. Г.М. Философия и общество. Культурный прогресс человечества и глобальные проблемы современности (философский анализ) / Г.М. Ку-зицын // Философские исследования. 2006. - №3. - С. 23-61

78. Кузнецов М.А. Ноосфера-человечество-мировоззрение / М.А. Кузнецов. -М., 1998.- 127 с.

79. Кучин И.А. Устойчиво ли постсоветское развитие? / И.А. Кучин // Экология и жизнь. 2001. - № 5. - С. 18-21.

80. Лаплас П.С. Изложение системы мира. / П.С. Лаплас Л.: Наука, 1982. -376 с.

81. Левашов В.К. О социальной сущности концепции устойчивого развития / В.К. Левашов // Социологические исследования — 1997. — № 4. -С.3-14.

82. Левашов В.К. Глобализация: точка зрения социолога. Общество и глобализация / В.К. Левашов // Социологические исследования. 2005. - №4.с. 14-24.

83. Левашов В.К.О социальной сущности концепции устойчивого развития / Левашов В.К. // СОЦИС. 1997. -N4. - С.3-14.

84. Лейбниц Г.В. Сочинения в четырех томах. Том 1. / Г.В. Лейбниц М.: Мысль, 1982. -636 с.

85. Леонтьева Е. Япония / Е. Леонтьева // Мировая экономика и международные отношения. 2002 - №8. - С. 49-60

86. Лисеев И.К. Экологический кризис: новые задачи образования / И.К. Ли-сеев // Экология и жизнь, 2001. — № 4. — С. 40.

87. Лось A.B., Устойчивое развитие: учебное пособие / A.B. Лось, А.Д. Урсул -М.: Агар, 200.-254 с.

88. Майбуров И.И. Устойчивое развитие как коэволюционный процесс / И.И. Майбуров // Общество и экономика. 2004. - №4. - С.124-143.

89. Малинецкий Г. Россия в контексте мировой динамики: экобионический аспект / Малинецкий Г. // Проблемы теории и практики управления. — 2005. -№2. С.105-112.

90. Мандельброт Б. Фрактальные множества / Б. Мандельброт Фракталы в физике. М.: Мир, 1988. - С. 9-47.

91. Мантатов В.В. Наше общее будущее: устойчивое развитие или экологическая катастрофа/В.В. Мантатов //Байкал. 1996. -N1. - С. 105-125.

92. Мантатов В.В. Устойчивое развитие: духовно-нравственные ориентиры / Мантатов В.В., Мантатова Л.В. // Вестник Бурят.ун-та.Сер.5. Улан-Удэ: Изд-во Бурят, гос. ун-та, 1998. - Вып.2. - С.3-10.

93. Мантатов В.В. Этика устойчивого развития в информационную эпоху / В. В. Мантатов, Л. В. Мантатова. Улан-Удэ : Бурят, кн. изд-во, 2002. - 183 с.

94. Мантатова Л.В. Духовный императив устойчивого развития / Л.В. Мантатова // Вестн. Моск. Ун-та. Сер.7. Философия. 2003. - №2. - С.87-95.

95. Маркс . Диалектика природы / К. Маркс, Ф.Энгельс. Сочинения. Т.20. -М.: Изд-во полит, лит-ры. — С.496.

96. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы / А. Маслоу. М., 1999.- 431 с.

97. Матурана У.Р., Варела Ф.Х. Древо познания. Биологические корни человеческого понимания. М.: Прогресс- Традиция. 2001. - 223 с.

98. Медоуз Д.Х. За пределами роста. / Д.Х. Медоуз, Д.Л. Медоуз, Й. Ран-дерс М.: Прогресс. 1994. - 304 с.

99. Мейен C.B. Принципы исторических реконструкций в биологии / C.B. Мейен. Системность и эволюция. М.: Наука, 1984. С. 7-32 .

100. Мечников Л. И. Цивилизация и великие исторические реки / Л.И. Мечников. М: Прогресс, 1995. - № 3-4. - С. 45-56.

101. Моисеев H.H. .Системная организация биосферы и концепция коэволюции / H.H. Моисеев // Общественные науки и современность 2000. -№1. — С. 123-130.

102. Моисеев H.H. «Устойчивое развитие» или «Стратегия переходного периода» / H.H. Моисеев // Экос-информ. 1995. - № 3-4. - С.45-56.

103. Моисеев H.H. Быть или не быть . человечеству? / H.H. Моисеев. М.: Академия, 1999. -288 с.

104. Моисеев H.H. Вернадский и современность / H.H. Моисеев // Вопросы философии. 1994. - №4. - С. 9.

105. Моисеев H.H. Коэволюция природы и общества / H.H. Моисеев // Экология и жизнь. 1997. - январь-август. - С. 4-7.

106. Моисеев H.H. О мировоззрении и миропонимании / H.H. Моисеев // Экология и жизнь. 1999. - №4. - С.4-8.

107. Моисеев H.H. Современный антропогенез и цивилизационные разломы: Эколого-политологический анализ / H.H. Моисеев // Вопросы философии.-1995.-№ 1.-С. 5-12.

108. Моисеев H.H. Универсальный эволюционизм. / H.H. Моисеев // Вопросы философии. 1991. - №3. - С. 3-28.

109. Моисеев H.H. Универсум. Информация. Общество. / H.H. Моисеев -М.: Устойчивый мир, 2001. 200 с.

110. Моисеев H.H. Человек и ноосфера. / H.H. Моисеев М.: Молодая гвардия. 1990.-352 с.

111. Моисеев H.H. На пути к новой цивилизации : Образование как цивили-зационная парадигма / H.H. Моисеев // Свободная мысль. 1999. - №10. -С.96-101.

112. Назаретян А.П. Векторы исторической эволюции / А.П. Назаретян // Общественные науки и современность. 1999. - № 2. - С 112-126.

113. Назаретян А.П. Агрессия, мораль и кризисы в развитии мировой культуры. Синергетика социального прогресса / А.П. Назаретян М.: Объединение Книжник, 1995. - 163 с.

114. Николис Г. Самоорганизация в неравновесных системах. / Г. Николис, И. Пригожин -М.: Мир. 1979. 512 с.

115. Новая женевская учебная Библия. — М.: Свет на востоке, 1998. 2052 с.

116. Новейший философский словарь / Кондрашов В.А., Чекалов Д.А., Ко-порулина В.Н; под общей ред. А.П. Ярещенко. Ростов-н/Д.: Феникс, 2006. -672 с.

117. Ноосферная идея и будущее России: Тез. науч.-практ. конф., посвященной 135-летию со дня рождения акад. В.И. Вернадского. Иваново, 1998. -181 с.

118. Одум Ю. Основы экологии / Ю. Одум М.: Мир, 1975. - 740 с.

119. Ортега-и-Гассет. Размышления о технике / Ортега-и-Гассет. Избранные труды. М.: Весь мир, 2000. - 740 с.

120. Панарин A.C. Искушение глобализмом / Панарин A.C. М.: ЭКСМО-Пресс, 2002.-416 с.

121. Парсонс Т. Система современных обществ / Т. Парсонс. — М., 1997. — 270 с.

122. Пенроуз Р. Новый ум короля: О компьютерах, мышлении и законах физики. Пер с англ. / Р. Пенроуз. М.: ЖИ, 2008. - 400 с.

123. Печчеи А. Человеческие качества / Печчеи А. М.: Прогресс, 1980. -302 с.

124. Пико делла Мирандола Джовани. Речь о достоинстве человека // История эстетики: Памятники мировой этнической мысли. Т.1. - М.: Госполитиздат, 1962. с. 506-514.

125. Пирс Ф. Перенаселение. Не рано ли бить в колокола? / Ф. Пирс // Экология и жизнь. М., 2002. - № 5. - С. 9-10.

126. Платон. Диалоги. / Платон. М.: Мысль, 1987. - 830 с.

127. Попкова Н.В. глобальные проблемы современности и технологическое развитие / Н.В. Попкова // Вестник МГУ. Серия X: Философия. 2005. - №1. С. 96-106.

128. Попкова Н.В. Философия техносферы / Н.В. Попкова М.: ЛКИ, 2008. - 344 с.

129. Порус. В.Н. Философия и наука. Является ли наука самоорганизирую-щейся системой? / В.Н. Порус. // Вопросы философии. 2006. - № 1. — С. 95-108.

130. Пригожин И. От существующего к возникающему: время и сложность в физических науках: Пер. англ. / И. Пригожин. под ред. Ю.Л. Климонтови-ча. Изд. 3-е. М.: КомКнига, 2006. - 296 с.

131. Пригожин И. Время. Хаос. Квант: К решению парадокса времени / И. Пригожин, И. Стенгерс. М.: Либроком, 2009. - 232 с.

132. Пригожин И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой / И. Пригожин, И. Стенгерс. М.: ЛКИ, 2008. - 296 с.

133. Путь в синергетику. Экскурс в десяти лекциях / Безручко Б.П., Коро-новский A.A., Трубецков Д.И., Храмов А.Е. М.: КомКнига, 2005. - 304 с.

134. Редько В.Г. Эволюция, нейронные сети, интеллект: модели и концепции эволюционной кибернетики / В.Г. Редько. М.: КомКнига, 2006. - 224 с.

135. Реймерс Н.Ф. Экология: Теории, законы, правила, принципы и гипотезы / Н.Ф. Реймерс М.: Россия молодая, 1994. - 367 с.

136. Реклю Э. Земля / Э.Реклю М.: Сытин, 1994. - 88с.

137. Рерих Е.И.У порога Нового Мира / Е.И. Рерих М.: МЦР, 2000. - 464с.

138. Ровинский P.E. Синергетика и процессы развития сложных систем / P.E. Ровинский //Вопросы философии. 2006 -№2 - с. 162-169

139. Родин С.Н. Идея коэволюции / С.Н. Родин Новосибирск: Наука, 1991. -271 с.

140. Розин В.М. Диалог технаря и гуманитария о кризисе техники и путях его преодоления / В.М. Розин // Философские науки. 2004. - №9.1. С. 104-118.

141. Романовский Ю.М. Процессы самоорганизации в физике, химии и биологии / Ю.М. Романовский М.: Знание. 1981. - 48 с.

142. Россия: стратегия развития в XXI веке. Вариант анализа ситуации и прогноза условий устойчивого развития страны: в 2-х частях. — Ч. 1. 1997.- 72 с.

143. Сайбер А.Н. Основные постулаты или начала энергетической теории / А.Н. Сайбер -М.: ЖИ, 2008. 128 с.

144. Салов Е. И. Коэволюция науки и нравственности- новая парадигма культуры / Е. И. Салов, С. Е. Салова // Философия и общество. 2006. - №1. - С.132 - 144.

145. Самсонов А. Л. Коэволюция что это такое?/ А. Л. Самсонов // Экология и жизнь. - 2010. - № 4. - С.4-12.

146. Самсонов АЛ. Философия и наука. Чекловек и биосфера проблема информационных оценок / АЛ. Самсонов // Вопросы философии. - 2003. — №6 - С.111-127.

147. Сандакова Л.Г. Гуманитарная образовательная парадигма как квинтэссенция идей гуманизма / Л.Г. Сандакова // Вестник БГУ. Сер.5. -Улан-Удэ, Улан-Удэ,2003. Вып.7. - С.20-37.

148. Сандакова Л.Г. Развитие образование в условиях глобализации / Л.Г. Сандакова // Образование и глобализация. Улан-Удэ, 2004. - С.117-123.

149. Синергетика в междисциплинарном измерении // Философские науки. -2007. №6 .- С. 5- 104.

150. Синергетика: Исследования и технологии / под. ред. Г.Г. Малинецко-го. М.: ЖИ, 2006. - 224 с.

151. Синергетическая парадигма. Социальная синергетика. М.: Прогресс-Традиция, 2009. - 688 с.

152. Соколов Б. Устойчиво ли устойчивое развитие? / Соколов Б. // Экос-информ. 2000. - №5. - С.36-50.

153. Соловьев B.C. Идея сверхчеловека / B.C. Соловьев. Сочинения в 2-х т. Т.2. М.: Мысль, 1990. - С 626-634.

154. Сохань JT.B. Книжное обозрение. Афонин Э. А., Бандурка А. М., Мартынов А. Ю. Великая коэволюция: глобальные проблемы современности. Ис-торико-социологический анализ / JI.B. Сохань.// Социологические исследования. 2003. - №12,- С.140-141.

155. Степин В.С Саморазвивающиеся системы и постнеклассическая рациональность / B.C. Степин//Вопросы философии. 2003. - №8 - С.5-17.

156. Степин B.C. Проблема будущего цивилизации / B.C. Степин // Будущее России в зеркале синергетики. М.: КомКнига, 2006. - С. 28-38

157. Степин B.C. Философия науки и техники: учебное пособие / B.C. Степин В.Г. Горохов, М.А. Розов М.: Контакт-Альфа, 1995. - 384 с.

158. Столяров A.A. Пасынки Средневековья /A.A. Столяров // Октябрь. -2006. -№3.- С. 164

159. Суббето А.И. Ноосферизм / А.И. Субетто СПб.: Астерион, 2003. -538 с.

160. Тейяр де Шарден П. Феномен человека / Тейяр де Шарден П. М.: Прогресс, 1965.- 415с.

161. Тимофеев-Ресовский Н.В. Биосфера и человечество / Н.В. Тимофеев-Ресовский // Науч. труды Обнинского отд-ния Геогр. о-ва СССР. Сб. 1,4. 1. - 1968.- с. 3-12.

162. Тойнби А. Постижение истории / Тойнби А. М.: Прогресс, 1991. -736 с.

163. Тоффлер Э. Третья волна / Э. Тоффлер- М.: ACT, 2002. 776 с.

164. Трубецков Д.И. Введение в синергетику: колебания и волны / Д.И. Тру-бецков М.: Едиториал УРСС, 2003. - 224 с.

165. Урсул А.Д. Природа информации / Урсул А.Д. М.: Политиздат, 1968.- 287 с.

166. Урсул А.Д. Глобализация через устойчивое развитие / Урсул А.Д. // Безопасность Евразии. 2004. - №1. - С. 143-182.

167. Урсул А.Д. Устойчивое развитие и интересы России // На пути к устойчивому развитию России. 2002. - № 2. — С. 20-21.

168. Федоров Н.Ф. Сочинения / Общ. ред.: A.A. Гулыга; Вступ. статья, примеч. и сост С.Г. Семеновой. — М.: Мысль, 1982. — 711 с.

169. Федотова В.Г. Факторы ценностных изменений на западе и в России / Федотова В.Г. // Вопросы философии. 1996. - №10. - С. 3-4.

170. Философия истории: Антология: Пособие для студентов гуманит. вузов: Сост., ред. и вступ. ст. Ю.А. Кимелева. М.: Аспект Пресс, 1994. 351 с.

171. Философская антропология: проблемы и перспективы / Вестник "Санкт-Петербургского ун-та, серия 6. 1998- № 1. - С. 7-13.

172. Философские проблемы современной научной и технической реальности: Учебное пособие / Под ред. В. П. Котенко. СПб., 1999. 170 с.

173. Философский энциклопедический словарь / М.: Советская энциклопедия. 1989.-815 с.

174. Фирсов JI. А. Поведение антропоидов в природных условиях / JI. А. Фирсов JL: Наука, 1977. - 162 с.

175. Флоренский П.А. Макрокосм и микрокосм // П.А. Флоренский Сочинения: в 4-х т. Т 3. - М.: Мысль, 2000. - С. 440-448.

176. Фролов И. Т. О человеке и гуманизме. Работы разных лет / И. Т. Фролов М.: Политиздат, 1989. - 558 с.

177. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности / Э. Фроммю-М.: Республика, 1994. 446 с.

178. Хайтун С.Д. Феномен человека на фойе универсальной эволюции. / С.Д. Хайтун. М.: Книжный дом «Либроком», 2009. - 536 с.

179. Хакен Г. Синергетика / Г. Хакен- М.: Мир. 1980. 406 с.

180. Хакен Г. Синергетика как мост между естественными и социальными науками. Синергетическая парадигма. Человек и общество в условиях нестабильности. / Г. Хакен М.: Прогресс, - 2003. - 222 с.

181. Циолковский К.Э. Очерки о вселенной / К.Э. Циолковский. М., Па-имс, 1992.-256 с.

182. Цырендоржиева, Д. Ш. Детерминизм и случайность: синенргетический анализ / Д. Ш. Цырендоржиева // Вестн. Бурят, гос. ун-та. Сер. Философия, социология, политология, культурология. 2008. - Вып. 14. - С. 47-49.

183. Цырендоржиева, Д. Ш. Происхождение математических понятий: философский аспект / Д. Ш. Цырендоржиева // Вестн. Бурят, гос. ун-та. Сер. Философия, социология, политология, культурология. 2008. - Вып. 6. - С. 59-62.

184. Цырендоржиева Д.Ш. Синергетика как феномен постнеклассической науки / Д.Ш. Цырендоржиева // Философия. Социология. Современность. — Улан-Удэ: Изд-во Бурят, гос. ун-та, 2010. Ч. 1. - С. 3-9.

185. Цырендоржиева Д.Ш. Синергетика о выборе путей общественного развития / Д.Ш. Цырендоржиева // Вестник БГУ. 2004. - Вып. 10. - С.131-137;

186. Чайковский Ю.В. К общей теории эволюции / Ю.В. Чайковский // Путь.- 1993.-№4.-С. 101-141.

187. Человек: образ и сущность: ежегодник / РАН, ИНИОН. М.: Серия «Проблем человека», 1999. — 252 с.

188. Чесноков Д. И. Исторический материализм как социология / Д.И. Чес-ноков М.: Мысль, 1973. - 319 с.

189. Чумаченко E.H. Сверхпластичность: материалы, теория, технологии / E.H. Чумаченко-М.: КомКнига, 2005. 320 с.

190. Шалаев В. П. Социальный смысл системно-синергетической парадигмы / В. П. Шалаев. Йошкар-Ола: Map ГТУ, 2000. - 175 с.

191. Шалаев В. П. Социосинергетика: истоки, теория и практика в современном мире: научное издание / В. П. Шалаев. Йошкар-Ола: Периодика -Марий Эл, 1999.-272 с.

192. Швейцер А. Культура и этика / А. Швейцер. М.: Прогресс, 1993. -360 с.

193. Швырев B.C. Рациональность как предмет философского исследования / B.C. Швырев М.: РАН Инст-тут ф-фии, 1995. - 224 с.

194. Шептулин А.П. Диалектический метод познания / А.П. Шептулин- М.: Политиздат, 1983. 320 с.

195. Шмальгаузен И. И. Организм как целое в индивидуальном и историческом развитии / И. И. Шмальгаузен М.: Наука, 1982. - 383 с.

196. Шмальгаузен И. И. Факторы эволюции. Теория стабилизирующего отбора / И. И. Шмальгаузен М.: Наука, 1968. - 451 с.

197. Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории -Т.1. Гештальт и действительность / О. Шпенглер. - М.: Мысль, 1993. -667 с.

198. Шредингер Э. Что такое жизнь? (С точки зрения физики) / Э. Шредин-гер. М: ИЛ. — 1947.- 146 с.

199. Штофф Б. А. Проблемы методологии научного познания / Б. А. Штофф-М.: Высш. шк., 1978. 271 с.

200. Шульга E.H. Генезис идеи коэволюции / Шульга E.H. Биофилософия. -М., 1997.-264 с.

201. Шульман О.И. Мера всех наук. Философия глобальных проблем / Шульман О.И. // Человек. 2003. - №8. - С. 72-80.

202. Эбелинг В. Образование структур при необратимых процессах / В. Эбелинг М.: Мир. 1980. - 279 с.

203. Эпистемология и постнеклассическая наука / Сб. статей. Отв. ред. В. И. Аршинов. М.: ИФРАН, 1992. - 158 с.

204. Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. Методологические проблемы современной науки / Э.Г. Юдин — М.: Наука, 1978. — 391 с.

205. Юнг К.Г. Собрание сочинений: В 19 т.Т. 15.Феномен духа в искусстве и науке / К.Г. Юнг. Пер.с нем. М. Ренессанс. 1992г. - 320 с.

206. Яковец Ю.В. Глобализация и взаимодействие цивилизаций / Ю.В. Яко-вец М.: Экономика, 2001. — 345 с.

207. Яковец Ю.В. Об устойчивом развитии и экологических циклах / Ю.В. Яковец //Экология и жизнь. 1999.- №4.- С. 11-15.

208. Яковлев И. П. Цикличность и тип социальной системы. Циклические процессы в природе и обществе / И. П. Яковлев. — Ставрополь: 1994. 527 с.

209. Янгутов JI.E. Буддизм и вызовы третьего тысячелетия (международная научная конференция в Улан-Удэ) / JI.E. Янгутов, Д. Аюшеева // Проблемы Дальнего Востока. 2009. - № 1.- С. 180-185.

210. Яншин А.Д. Научные проблемы охраны природы и экологии / А.Д Яншин // Экология и жизнь. М., 1999.- №3.- С.6-9.

211. Яншина Ф.Т. Эволюция взглядов В.И. Вернадского на биосферу и развитие учения о ноосфере / Ф.Т. Яншина- М.: Наука, 1996. 220 с.

212. Ясвин В.А. Задачи экологической политики в сфере формирования экологической культуры населения / В.А. Ясвин // На пуги к устойчивому развитию России. 2000.- №3.-С. 16-17.

213. Ясперс К. Смысл и назначение истории / К. Ясперс Пер. с нем. М.: Республика М.: Прогресс, 1969. - 237 с.

214. Ясперс К. Современная техника / К. Ясперс М.: Прогресс, 1986. - С. 119-146.

215. Яцкевич Б.А. От запретов к рациональному природопользованию / Яцкевич Б.А. // Экология и жизнь. - 2000. - № 3. - С. 12-16.1. На иностранных языках:

216. Achim Stephan. Emergenz: Von der UnVorhersagbarkeit zur Selbstorganisation / Stephan Achim. Dresden: University Press, 1999. 237 s.

217. Ebeling W. Chaos und Kosmos. Prinzipien der Evolution / W. Ebeling, R. Feistel.- Heidelberg: Spektrum Akademischer Verlag, 1994.- S.193

218. Frank Ph. Warheit relativ oder absolut? / Ph. Frank. Zürich: Pan-Verl.,1952. 170 s.

219. Haken H. Principles of Brain Functioning. A Synergetic Approach to Brain Activity, Behavior and Cognition / H. Haken. Berlin: Springer, 1996. 145 s.

220. Lenk H. Zwischen Wissenscafit und Ethik / H. Lenk. Frankfurt a/M.: Suhkamp. 1992.-312 S.

221. Meinhard Kuhlmann: Theorien komplexer Systeme: Nicht-fundamental und doch unverzichtbar?, K. Meinhard. Paderborn, Verlag Mentis, 2009. - 430 s.

222. Prigogine I. Natur, Wissenschaft und neue Pationalitat / I. Prigogine. -Köln, Die Dialektik und die Wissenschaften. 1986. S. 15-37.

223. Schweizer F. Selbstorganisation und Information / F. Schweizer. Chaos im Natur und Kulturwissenschaften. Muenchen: Wilhelm Fink Verlag, 1997,1. S. 99-129.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.