Коэволюция общества и природы - стратегия экологической безопасности: Социально-философский анализ тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Рябова, Евгения Васильевна

  • Рябова, Евгения Васильевна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2004, Саранск
  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 177
Рябова, Евгения Васильевна. Коэволюция общества и природы - стратегия экологической безопасности: Социально-философский анализ: дис. кандидат философских наук: 09.00.11 - Социальная философия. Саранск. 2004. 177 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Рябова, Евгения Васильевна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ

КОЭВОЛЮЦИИ ОБЩЕСТВА И ПРИРОДЫ.

1.1. Сущность коэволюции общества и природы.

1.2. Теоретические источники концепции коэволюции общества и природы.

1.3. Экологическая проблема и концепция коэволюции общества и природы.

ГЛАВА 2. НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ КОЭВОЛЮЦИИ ОБЩЕСТВА И ПРИРОДЫ.

2.1. Социально - экономический аспект коэволюции общества и природы.

2.2. Управление природопользованием и экологическая экспертиза (философско-теоретический аспект)

2.3. Экологическое образование в системе коэволюции общества и природы.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Коэволюция общества и природы - стратегия экологической безопасности: Социально-философский анализ»

Актуальность исследования. На современном этапе общественного развития человечество ищет ответ на экологический вызов нашей цивилизации, представляющий собой квинтэссенцию результатов его безрассудной хозяйственной и природообразующей деятельности. С экологической проблемой связаны ухудшение уровня и качества жизни во многих странах, наметившиеся трудности в развитии мировой экономики, наконец, общий системный кризис современной цивилизации.

Условия человеческого выживания требуют более активной разработки и реализации единой глобальной стратегии безопасного общественного развития, гарантирующей переход к обществу, где будут целенаправленно согласованы интересы экономики, политики, социальной жизни с возможностями природы. Это можно считать открытием нашего времени и главной причиной становления стратегии коэволюции общества и природы.

Концепция коэволюции в современном её виде представляет собой скорее рациональную идею, чем модель будущего общественного развития. Она стала альтернативой противоречивым процессам, происходящим в обществе, когда экономическое, политическое, интеллектуальное неравенство между отдельными людьми, социальными группами, регионами и странами, противоречия между государствами достигли своей кульминации. Возник вопрос о фундаментальной смене ориентиров в развитии общества, что было обусловлено социальными, экономическими и экологическими изменениями и направлено на поиск новых альтернативных моделей и идеалов будущего.

Основные идеи коэволюции оказываются чрезвычайно созвучными традициям, духу и менталитету России и отвечают интересам ее субъектов. Реализация коэволюционной стратегии Российской Федерации должна обеспечить цивилизованный переход страны от неуправляемого стихийного развития в управляемое, гармоничное, безопасное во всех отношениях поступательное развитие с сохранением окружающей природной среды.

Степень разработанности проблемы. Экологической составляющей теории коэволюции посвящено значительное количество научной литературы зарубежных и отечественных авторов. Анализ работ, посвященных данной тематике, позволяет сделать вывод о том, что проблема поиска новой модели развития цивилизации и влияния природных условий на человеческое общество имеет глубокие философские корни. Еще Сократ, Платон, Аристотель, Ш.Л. Монтескье, Э. Реклю, Г. Гегель, Ф. Бэкон, Р.

Декарт, Л.И. Мечников, П.А. Кропоткин объясняли историю развития человеческого общества, исходя из природного фактора. Однако впервые проблема взаимодействия человека с природой стала предметом специально-философского анализа в концепции общественного развития К. Маркса, О. Конта и Г. Спенсера.

Подробный историко-философский анализ взаимосвязи природы и общества сделан в трудах Т.В. Адриановой, JI.H. Гумилёва, Н.Б. Игнатовской и другие.

С середины XX столетия большое значение приобретают исследования в области биосферологии. Основные идеи в этой области содержатся в трудах В.И. Вернадского, П. Тейяр де Шардена, К.Э. Циолковского, A.JI. Чижевского. В отечественной научной литературе коэволюция общества и природы тесно связывается с учением о ноосфере. Ноосферная проблематика нашла отражение в работах таких современных российских ученых, как Э.В. Гирусов, Ф.И. Гиренок, В.А. Лось, Н.Н. Моисеев, А.Д. Урсул, А.Л. Яншин, Ю.В. Яковец и других.

В 70-е годы XX века остро стояли социальные, политические противоречия, экологические, энергетические, демографические, продовольственные проблемы, что обусловило формирование различных теорий постиндустриального общества, выдвинувших в качестве приоритетных принципы децентрализации, деурбанизации, гуманизации и экологизации.

Особый резонанс в это время получили доклады Римского клуба «Пределы роста» (Д. Медоуз и др., 1972), «Человечество на перепутье» (М. Месарович и др., 1972), «Пересмотр международного порядка» (Я. Тинберген, 1976), «Цели для человечества» (Э. Ласло, 1977), «Энергия: обратный отсчет» (Т. Монбриль, 1978), ряд других - всего 16 докладов. В этих работах особое внимание было уделено необходимости выработки новых форм человеческих, социальных, политических отношений. В концепции развития Римского клуба был найден симбиоз общественных идеалов с новой глобальной целью человечества - решение экологической проблемы, как выход из системного кризиса.

Теория коэволюции общества и природы тесно связана с концепцией устойчивого развития, глобальные аспекты реализации которой отражены в докладе комиссии ООН по окружающей среде (в русском переводе - «Наше общее будущее»).

Важным итогом многолетних изысканий в этом направлении стали документы Международной Конференции ООН по окружающей среде и развитию, проходившей в 1992 году в Рио-де-Жанейро, на которой была принята Концепция устойчивого развития. Главная идея этой концепции заключается в рассмотрении проблем природной среды в единстве с социально-экономическими процессами, формировании такой культуры, при которой осуществляется удовлетворение нынешних и будущих поколений без ущерба для основополагающих параметров биосферы. На эту тему создано огромное количество трудов, среди которых своей фундаментальностью выделяются работы В.А. Лося, К.С. Лосева, В.А. Коптюга и других.

Понятие «коэволюция» тесно связано такими терминами как «эволюция», «развитие». Методологические вопросы проблемы рассмотрены такими известными западными учеными как Ч. Дарвин, Г. Спенсер, М. Рьюиз; отечественными учеными - Н.Н. Моисеев, С.Н. Родин, Б.Ф. Кевбрин, В.И. Кемкин и др.

Когда речь идет о поиске иных путей развития современной системы жизни на Земле, целесообразным является вопрос о механизмах, методах и принципах управления деятельностью человека и общества. Проблеме управления в контексте проблем экологии посвящены работы Ю.Л. Егорова, С.В. Костарева, Е.А. Коныгина, С.В. Макара, А.Ф. Порядина, Т.В. Руновой, В.В. Холодкова и других авторов.

Разработанная на основе ноосферного подхода коэволюционная стратегия России становится одной из составляющих государственной политики страны. Концептуальные идеи перехода России на путь коэволюции нашли отражение в трудах В.И. Данилова-Данильяна, Р.С.Карпинской, В.А. Коптюга, И.К.Лисеева, В.А. Лося, А.П. Огурцова, Р.А. Перелета, Н.Н. Потрубача, А.В. Яблокова и других.

Переход к коэволюции немыслим без учета экологических требований, большинство которых сводится к обеспечению экологической безопасности дальнейшего поступательного движения цивилизации. Отдельные аспекты проблемы обеспечения экологической безопасности рассмотрены в работах О.Б. Бутусова, В.Я. Карелина, Н.Ф. Реймерса, Г.П. Серова, С.Г. Харченко,

A.В. Яблокова, М.Е. Яковенко и других.

Региональные вопросы общественного развития актуализированы ростом интереса общественного сознания к региональному развитию. Этот аспект анализируется в трудах Ф.А. Айзятова, Г.Г. Зейналова, А.В. Каверина,

B.Н. Лексина, А.И. Сухарева, В.П. Ковшова и других. Кроме того, важным источником изучения экологической ситуации в регионе служат ежегодные доклады о состоянии окружающей среды Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Мордовия.

Проблемы становления экологической культуры, экологического образования, формирования личности как условия коэволюции общества и природы отражены в работах С.Д. Дерябо, В.И. Жидкина, Д.С. Лихачева, Б. Дж. Макгеттрика, Н.М. Мамедова, В.А. Писачкина, М.А. Якунчева, В.А. Ясвина и других авторов.

Теория коэволюции как альтернативный вариант общественного развития в наши дни носит абстрактный характер. Она нуждается в конкретизации на основе социально-экономических, экологических и других данных на национально-региональном уровне.

Объектом диссертационного исследования являются предпосылки и условия коэволюции общества и природы.

Предмет исследования - процесс коэволюции общества и природы в качестве стратегии экологической безопасности.

Целью настоящего исследования является социально-философский анализ системообразующей функции коэволюционной парадигмы в гармонизации взаимоотношений общества и природы, а также выявление ее методологического значения в экологически безопасном функционировании национально-регионального социума (на примере Республики Мордовия).

Реализация поставленной цели осуществляется путем решения следующих задач:

- уточнить теоретический статус концепции коэволюции общества и природы;

- обобщить имеющиеся в социально-философской литературе основные подходы к коэволюции общества и природы и выявить ее социально-философские, научно-теоретические, методологические основания;

- выявить роль концепции коэволюции общества и природы в решении экологических проблем современной цивилизации;

- раскрыть социально - экономические предпосылки перехода к экологически безопасному функционированию общества на глобальном и национально-региональном уровнях;

- проанализировать систему экологически безопасного управления природопользованием на региональном уровне (на примере Республики Мордовия);

- рассмотреть региональную систему экологического образования как один из факторов формирования духовного основания коэволюции общества и природы.

Методологическую основу диссертации составили философские принципы развития и целостности, теоретические положения социальной экологии и экологии человека, учения о ноосфере и биосфере, концепция устойчивого развития. Ключевое значение в работе имеют системный, функциональный и синергетический подходы. Основу исследования составили философские принципы единства и развития, системности и самоорганизации, общенаучные идеи глобального эволюционизма.

При изучении литературы в области философии, социологии, экологии и других наук применялись методы анализа, синтеза, обобщения и систематизации, что позволило более глубоко рассмотреть сущность экологических противоречий в контексте теории коэволюции.

Научная новизна диссертационного исследования. Впервые теоретически обоснован и проведен философский анализ экологических проблем региона в контексте концепции коэволюции общества и природы.

Новизна диссертационного исследования конкретизирована следующих обобщениях и выводах:

- обоснована связь концепции коэволюции общества и природы с внутренней логикой теоретического освоения природной и социальной действительности; показано, что по своему содержанию она является закономерным результатом обострения глобальных экологических проблем современности и квинтессенцией целого ряда философских, социологических, естественнонаучных идей, касающихся безопасного функционирования и развития сложных систем, эволюции и самоорганизации биосферы, смысла и качества жизни людей, ноосферогенеза в целом;

- выявлено социально-философское значение теории коэволюции общества и природы, ее регулирующая роль в решении глобального экологического кризиса;

- раскрыта методологическая функция и системообразующая роль теории коэволюции общества и природы в экологобезопасном функционировании национально-регионального социума; выявлены и проанализированы социально-экономические, политические предпосылки перехода цивилизации к экологически безопасному - коэволюционному состоянию общества и природы;,

- уточнено влияние российской специфики, этноконфессионального и культурного плюрализма, социально-демографических особенностей на переход общества на путь коэволюции с природой;

- предложен национально-региональный вариант реализации стратегии коэволюции (на примере Республики Мордовия), где доминирующая роль отводится экологическим ценностям, формируемым непрерывным и опережающим экологическим образованием.

Положения, выносимые на защиту:

1. В настоящее время человечество пытается найти выход из сложившегося экологического кризиса, который послужил основой для формирования коэволюционной парадигмы в качестве альтернативного пути общественного развития, предполагающего изменение отношения к природе, переход от стихийно неуправляемого к управляемому гармоничному, экологически безопасному во всех отношениях поступательному развитию. По сути коэволюция представляет из себя систему безопасного сосуществования человека, общества, природы на основе соблюдения биосферных законов и общечеловеческих норм морали, которые создают все условия для наиболее полного раскрытия творческого потенциала и внутренней свободы личности.

2. Статус концепции коэволюции общества и природы определяется ее следующими функциями в рамках социально-философского знания: 1) мировоззренческая (формирует единую совокупность воззрений о мире и о месте человека в нем); 2) методологическая (предлагает определенные методы, принципы, средства в решении экологических проблем современности); 3) интегративная (идея коэволюции выступает в качестве своеобразного катализатора специализированных исследований отдельных проблем современности, интегрирует их в единую целостность); 4) прогностическая (способствует созданию проектов, моделей, прогнозов и представлений о возможных последствиях их осуществления для развития мирового или национально-регионального социума; 5) эвристическая (расширяет проблемное поле социальной философии, глобалистики, требует инновационного подхода к решению проблем); 6) междисциплинарная (охватывает проблемы и их исследование в области социальной философии, экологии, экономики, политики и других сферах).

3. Концепция коэволюции общества и природы является определенной квинтэссенцией многовековых поисков образа идеального общества. Ее теоретическими источниками и методологическими основаниями являются взгляды многих ученых и мыслителей на роль природного фактора в истории общества (Ш.Л. Монтескье, Э. Реклю, О. Конт, Г. Спенсер, К. Маркс и др.), доклады Римского клуба, идеология различных альтернативных движений, учение о ноосфере и концепция устойчивого развития.

4. Переход к коэволюционному состоянию общества и природы требует формирования единой стратегии экологической безопасности, включающей в себя двуединое глобальное и национально-региональное измерения. Глобальный аспект предполагает по меньшей мере анализ вопросов глобального состояния биосферы и отдельных экосистем, истощения ресурсов; продолжительности и качества жизни людей; решения различных социальных и демографических проблем, этноконфессиональных конфликтов, насилия и войн, экологически безопасного производства, политической стабильности и правового равенства.

Региональный (национальный) аспект предполагает в контексте глобального измерения учет целого ряда специфических особенностей страны: природных, этнических, социально-экономических, культурологических и т.п. Данная стратегия опирается на экологическую экономику в сочетании с действенными механизмами управления эволюции регионального общества, а также экологическую культуру, основное свойство которой - перевод общечеловеческих ценностей на язык практических действий в области политики, экономики, экологии на локальном уровне.

5.Современная российская история характеризуется взаимопроникающими противоположными процессами, что требует формирования стратегии коэволюции общества и природы на региональном уровне с учетом национальных традиций и культуры. Сущность региональной стратегии коэволюции Республики Мордовия составляет эколого-экономическая система хозяйствования с ландшафтным планированием, опирающаяся на целостную систему управления природопользованием на основе учета природных и людских ресурсов региона, на исторический опыт хозяйствования и традиции народов региона, возрожденное региональное самосознание и национальную культуру. Важным условием являются субъективный и духовно-нравственный факторы, ликвидация противоречий между ценностным сознанием человека, отстающего от требований времени, и техническими возможностями цивилизации, переход от вывоза сырья на выпуск конечного продукта, развитие лесной и деревообрабатывающей промышленности, выпуск наукоемкой продукции.

6. Переход к коэволюционному состоянию общества требует трансформации системы образования. Формирующаяся модель экологического образования должна предлагать цельное знание глобального и национально-регионального значения. Система экологического образования должна быть ориентирована на непрерывное и опережающее образование с ориентацией на самообразование. Обучение должно формировать у учащихся опережающее глобальное мышление и способность локально действовать на основе самостоятельно полученных знаний.

Научно-практическая значимость работы обусловлена, прежде всего, ее обращенностью к актуальной проблеме - построение национальнорегиональной модели безопасного развития. Основные положения диссертации можно применить при подготовке спецкурсов по философии, социологии, социальной философии, экономики, философии истории, а также отдельные материалы, выводы, рекомендации могут быть использованы в практической деятельности органов управления.

Апробация работы. Результаты исследования докладывались на ежегодных Евсевьевских чтениях в МГПИ им. М.Е. Евсевьева с 2000 по 2003 год, на Всероссийской конференции «Регион: контуры безопасности и развития» (Саранск, 2001 г.), Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы воспитания (философский и социологический аспекты)» (Саранск, 2002 г.). По результатам диссертационного исследования опубликовано 7 работ.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Рябова, Евгения Васильевна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

XXI век должен стать переломным в истории цивилизации, так как на его протяжении должно разрешиться вопрос — быть или не быть человечеству. К концу второго тысячелетия в рамках мировой общественной мысли был собран и обобщен огромный теоретический и практический материал в виде концепции общественного развития, направленных на поиск путей выживания человечества. Усилиями многих ученых эти знания и учения были обобщены в форме идеи коэволюции общества и природы, которая получила международное признание.

Говоря о коэволюции, необходимо учитывать соотношение текущих и перспективных жизненных потребностей как цивилизации в целом, так и каждого региона в отдельности. Реализация этого принципа сопряжена, прежде всего, с необходимостью фундаментального изучения естественных и общественных процессов, влияющих на коэволюцию общества и природы, а также с возможностью разработки экономических механизмов, адаптирующих хозяйственную деятельность к требованиям коэволюции и с преодолением совокупности противоречий (экология и экономика, ресурсы и потребности, богатые и бедные и т.д.), которые обуславливают необходимость уточнения роли природной среды и человека в истории, проблем и перспектив, вопросов эволюции взаимоотношения общества и природы.

Теория коэволюции подразумевает, прежде всего, то, что цивилизация должна отказаться от прежних стереотипов своего существования и перейти в другое качественной состояние, не разрушать окружающую природу, а, напротив, «вписаться» в биосферу, соблюдать ее законы и вытекающие из них запреты и ограничения. Устаревшая западная модель развития оказалась неперспективной для всего человечества, потому что дальнейшее ее продолжение угрожает гибелью не только человечеству, но и всему живому на планете. В настоящее время взаимодействие общества и природы характеризуется такими негативными последствиями, которые в ряде случаев приняли необратимый характер. Такова плата цивилизации за стихийное развитие производственной деятельности, реализацию принципов экономики, разрушающих окружающую природную среду. Стихийный характер развития особенно опасен в условиях глобализации различных сторон общественной жизни. Глобализация как современная мера экономической, технологической, политической, информационно интеграции в мире может приобрести подлинно гуманный смысл только при коэволюции.

Формирование и реализация модели коэволюции как глобального социально-экологического идеала общественного прогресса является жизненно важной и необходимой основой для сохранения природы и человечества.

Экологические проблемы оказывают все большее влияние на существование современной цивилизации. Она представляет большую угрозу жизненным интересам каждого жителя нашей планеты. Решение экологических проблем связано с мировоззрением, идеалами и целями человечества, с преодолением логики потребительского отношения к природе. Объёмы промышленного производства должны определяться не столько потребностями социума, сколько возможностями данной природной среды. Теория коэволюции должна выработать новые мировозренческие перспективы, качественно иное видение будущего.

Предотвращение экокатастрофы возможно только при условии глубокого познания процессов экоразвития и возможности его долговременного прогнозирования. Такого рода возможности появляются лишь на пути информатизации общества и становления экоинформационной цивилизации, которая должна устранить противоречие между отстающим сознанием и опережающим его бытием, природоприобразующей деятельностью, чреватой глобальной экокатастрофой.

Кроме того, в сегодняшних условиях основополагающей предпосылкой выживания человечества является гармонизация социально-экономического и экологического развития. Обеспечение экологобезопасного развития предполагает также стабильность в социальной и политической сферах жизни общества, которая возможна при правовом государстве. Эти обстоятельства определяют системность условий перехода к коэволюции, объединяющую, по меньшей мере, экологические, экономические, социально-политические, культурологические связи и отношения.

Сама по себе коэволюция - это не просто проект радикального социального преобразования. Это переход к управляемому развитию общества. Мир сейчас стоит перед кризисом управления. Поэтому выход из ситуации предполагает возможность научиться управлять процессами на глобальном, национальном, региональном и личностном уровнях. Можно сказать, что переход к коэволюция природы и общества означает изменение традиционных ценностных установок общества. И весь этот процесс многогранно связан с деятельностью образовательных структур общества. Отвечающие новым императивам наука и техника, экономика и политика, искусство и литература возможны при изменении целей и содержания образования. После принятия соответствующих международных и национальных правовых документов по коэволюции предполагается в первую очередь реформирование системы образования.

Исходя из основных принципов коэволюции идеалом образовательных систем становится формирование личности, обладающей определенной внутренней свободой, независимостью в своих мнениях, поступках, строящей свои отношения с окружающей средой на основе понимания ее ценности. Важные черты новой образовательной системы - непрерывность образования во времени, обучение человека творческому развитию в течение всей его жизни с превалированием самообразования, индивидуализация и увеличение разнообразия образовательных стандартов и специальностей.

Таким образом, образование должно носить опережающий характер, то есть должно быть ориентировано на грядущие события.

Человеку необходимо осознать и принять к руководству те степени свободы, которые установлены природой на него самого и социума, полностью выявить сферы разрушения естественной гармонии бытия в результате его деятельности и избавиться от разрушительных целей и приоритетов в своей жизни. Необходим перевод общечеловеческих ценностей и накопленного духовного опыта на язык практических действий: экономики и политики, чтобы они стали внутренней мерой предметной деятельности человека и общества.

Путь общества к коэволюции проходит через осуществление своих национальных программ. Республика Мордовия не является исключением. В Мордовии разрабатываются меры перехода общества к состоянию коэволюции общества и природы, которые представляют собой комплексный план территориального и отраслевого сочетания мер по охране природы региона, обеспечения экологической безопасности территории и формирования эффективной природоохранной системы.

При этом в процессе реализации данных мероприятий предполагается, что в полной мере будут учитываться национальные, исторические, этнические, демографические и другие особенности территории, что создаст социально-экономическую и экологическую целостность с участием всех жителей Мордовии. Тем не менее, полный механизм формирования эколого-экономического региона пока ещё не разработан.

В целом стоит отметить, что анализ процессов конца XX века свидетельствует о необратимости формирования единой стратегии коэволюции общества и природы. При этом не нужно забывать, что коэволюция - это скорее идеал, к которому человечество должно стремиться. В реальной жизни стратегия коэволюции будет изменена, приспособлена к реальным потребностям общества. Поэтому она должна быть динамичной, гибкой и конкретной, приближенной к сложившейся в обществе и отдельном регионе ситуации. Достижение коэволюции общества и природы не единовременное явление, а процесс, в который каждое поколение будет вносить свой посильный вклад в зависимости от уровня культуры, науки, технологий, понимания причастности к истории.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Рябова, Евгения Васильевна, 2004 год

1. Закон Российской Федерации «О безопасности» // Безопасность жизнедеятельности. Сборник нормативных документов. М., 1998. -С. 34-62.

2. Закон Российской Федерации «Об охране окружающей среды» // Российская газета, 2002. 12 января. - С.4-7.

3. Указ Президента РФ № 867 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» от 17 мая 2000 г.

4. Концепция национальной безопасности Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации. М., 1997. - № 52.

5. Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию // Российская газета. М., 1996. - 9 апреля. - С. 5.

6. Государственный доклад «О состоянии окружающей природной среды Российской Федерации в 2000 году». М., 2001. - 320с.

7. Послание главы Республики Мордовия Государственному собранию // За единую Россию. Саранск, 2004. - 20 февраля. - С.2-9.

8. Устав ГУ РМ «Дирекция экологического фонда» от 15 декабря 2000 г.

9. Государственный доклад «О состоянии окружающей природной среды Республики Мордовия в 2000 году». Саранск, 2001. - 224 с.

10. Государственный доклад «О состоянии окружающей природной среды Республики Мордовия в 2001 году». Саранск, 2002. - 264 с.

11. Абрамов В.Г. Понятие и правовая природа экологических нормативов // Вестник Мордовского университета. Саранск, 1996. - № 2.-С.23-25.

12. Абрамов В.Г. Отличительные признаки динамического состояния экологических правонарушений (на примере Республики Мордовия) // Вестник Мордовского университета. Саранск, 1999. - № 1-2.-С.72-74.

13. Адрианова Т.В. Социально-философские аспекты формирования устойчивых обществ. М.: ИНИОН РАН, 1998. - 47 с.14.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.