Колонизация Восточного Капа в первой половине XIX века: взаимодействие цивилизаций и адаптация амакоса тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.03, кандидат исторических наук Баранов, Алексей Владимирович

  • Баранов, Алексей Владимирович
  • кандидат исторических науккандидат исторических наук
  • 2001, Саратов
  • Специальность ВАК РФ07.00.03
  • Количество страниц 212
Баранов, Алексей Владимирович. Колонизация Восточного Капа в первой половине XIX века: взаимодействие цивилизаций и адаптация амакоса: дис. кандидат исторических наук: 07.00.03 - Всеобщая история (соответствующего периода). Саратов. 2001. 212 с.

Оглавление диссертации кандидат исторических наук Баранов, Алексей Владимирович

Введение

Глава!: Восточный Кап: первые контакты с европейской цивилизацией

§ 1: Цивилизационные особенности общества амакоса

§2: Формирование «бурского национализма»

Глава 2: Политика Великобритании в Капской колонии в 10е-50е года XIX века

§1: Политика «сегрегации» африканцев и «англизация» буров в 20е-ЗОе годы XIX века

§2: Идеи «цивилизации» амакоса: концепции Б. Д'Урбана, Д. Филипа и «план Гленельга-Стокенстрома»

Глава 3: Противостояние и адаптация амакоса в ходе контактов с Капской колонией

§ 1: Амакоса: от противоборства к объединению кланов и поиск компромисса с колонистами в середине 30-х годов XIX века

§2: Адаптация амакоса к колониальным условиям. Мфенгу - «черные англичане»

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Всеобщая история (соответствующего периода)», 07.00.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Колонизация Восточного Капа в первой половине XIX века: взаимодействие цивилизаций и адаптация амакоса»

Современный мир - сложное и противоречивое явление в общемировой истории. На протяжении нескольких последних десятилетий мы являемся свидетелями радикальных изменений во всех сферах жизни нашей планеты. Среди наиболее характерных черт современного развития человечества стоит выделить усилившиеся тенденции к интеграции, взаимовлиянию и сотрудничеству, интернационализации мировых процессов, становлению единой мировой хозяйственной системы и единого информационного пространства. На смену анклавным цивилизационным очагам развития, в незначительной степени или почти не заинтересованным в активном взаимодействии, пришел новый этап развития, который привел к выходу за рамки своей конкретно-исторической формы общественного бытия, за пределы своей цивилизации, к активным контактам с другими цивилизациями.

Но только сейчас, в век, когда средства коммуникаций, с его развитой системой передачи информации и всемирной сетью интернет, человечество сталкивается со многими проблемами, вызванными тенденциями к глобализации в различных сферах жизни. Да, возможно, это дело будущего, но мы уже являемся свидетелями глобальных перемен в нашем сознании, от которых будет во многом зависеть тот путь, по которому пойдет все человечество. Глобализация в общемировом контексте бросает вызов всем народам и национальным государствам, которые стремятся найти выход из встающей перед ними непростой дилеммы: как, инкорпорируясь в общемировую систему, которая многими ассоциируется с «американским образом жизни», не потерять связи со своим культурным фундаментом, корни которого уходят в глубокое прошлое народов.

Такому повороту истории человечество обязано в первую очередь европейской цивилизации, жизнеспособность которой на индустриальной фазе эволюции была бы невозможна без постоянного прогрессивного самовоспроизводства, без расширения своего влияния вширь и вглубь.

Когда заходит речь об анализе характерных черт и особенностей цивилизаций, то западноевропейскую христианскую цивилизацию, по критериям внутренней динамичности и отношению к внешнему миру, относят к экстравертно-динамичному типу.

Данный тип цивилизаций характеризуется высокой динамикой поступательного саморазвития, постоянной изменчивостью, открытостью для внешних и внутренних инноваций, высоким созидательным потенциалом, основанным на свободе творческой активности индивида, а также претензиями на исключительность своих принципов и их тотальную универсальность, направленностью на активное взаимоотношение с внешним миром, на его покорение и преобразование, экспансионизмом. «Это мир исключений, а не правил, движения, а не покоя, уходящей вдаль линии горизонта, а не круга» \

Когда же речь заходит о цивилизациях Востока (куда, условно, относят и африканский континент), то современные исследователи говорят о совершенно иной степени направленности развития цивилизации.

Интравертно-стабильный тип цивилизации характеризуется более медленными темпами эволюции и большим потенциалом устойчивости, высокой степенью самодостаточности и замкнутости, обращенностью на себя и безразличной толерантностью ко всему внешнему, ограниченной свободой активности человека и подчинением его интересов интересам общества, преобладанием духовно-религиозных и этических ценностей в жизни индивида. Цивилизациям данного типа присущи циклические представления о времени, о движении каждого нового поколения по проложенному предками пути. Это мир правил и стабильности.

Никитин М. Д., Парфенов И. Д. Колониализм в Африке: проблемы историографии и методологии. Саратов, 1995. С. 37.

Западноевропейская христианская цивилизация, по ряду объективных, исторически складывавшихся, причин, смогла «разорвать» путы замкнутости средневековой Европы, и после XV века мы уже можем говорить об существенно изменившемся положении в ее облике. Технический прогресс и становление капитализма в Европе позволили ей заметно превзойти в военно-политической и экономической мощи все неевропейские общества, создав необходимые условия для преодоления как естественных, так и социокультурных преград. Идеи Ренессанса и эпоха Просвещения позволили окончательно отойти от средневековой догматики и обосновать на теоретическом уровне идею превосходства Запада над странами Востока, которые все больше подпадали под категорию «варваров». Христианская религия католической Европы явилась одним из краеугольных камней в обосновании так называемой «миссии белого человека», которая одновременно трактовалась и как «бремя белого человека».

Изначальный экспансионизм христианского Запада был подкреплен в новое время мощью и экспансионизмом зарождавшегося и набиравшего силу капитализма. Можно полностью согласиться с выводом Г. С. Остапенко, что «ко второй половине XIX века, ознаменованной подъемом колониальной экспансии, британское общество было подготовлено и к духовной экспансии. Всплеск миссионерской активности на протяжении XIX века явился подтверждением этого»'. Таким образом, создание единой мировой системы было совершенно объективным и исторически закономерным процессом с точки зрения логики развития западноевропейской цивилизации.

Ярким внешним проявлением этой цивилизации явилась колониальная экспансия, которая привела к созданию колониальных империй и колониальному разделу мира.

Остапенко Г. С. Миссионерское движение - феноменальное явление религиозной жизни Великобритании XIX века // Проблемы экуменизма и миссионерской практики. М., 1996. С. 106-107. в результате колониальной экспансии западноевропейских стран был интенсифицирован процесс межцивилизационного взаимодействия, активных контактов представителей различных континентов, стран, народов, культур. И без изучения колониальной эпохи невозможно до конца понять те сложные и противоречивые процессы, которые происходят в современных странах, так называемого, «третьего мира», вскрыть причины и истоки нынешних проблем, выяснить, где лежат корни отсталости десятков государств. Во весь рост встает проблема изучения и переосмысления процессов колониальной трансформации, неоднозначной исторической роли колониализма.

Наконец, создание целостной картины феномена колониализма во всем многообразии его конкретных проявлений невозможно без обращения к исследованию конкретно-исторических моделей колониальной трансформации на уровне отдельных стран, этносов, традиционных социально-политических образований. Современные тенденции в мировой африканистике сводятся к тому, что основной упор при исследовании проблем колониального периода рассматриваются в ракурсе контакта, взаимодействия цивилизаций и культур, представленных европейцами и африканцами. Сам колониальный период рассматривается как динамичный процесс, эволюция взглядов и представлений контактирующих сторон, то есть европейцев и африканцев друг о друге. «Несостыковки» таких представлений часто приводили к конфликтности и враждебности, что, в свою очередь, лишь закрепляло уверенность в правоте своих действий по отношению к оппоненту.

В данном контексте особый интерес представляет Капская колония, расположенная на магистральных торговых маршрутах из Европы в страны Востока, ставшая объектом стратегических интересов европейских держав после открытия морского пути вокруг африканского континента. Первое постоянное поселение европейцев на мысе Доброй Надежды относиться к 1652 году, когда служащие Голландской Ост-Индской компании основали станцию для снабжения проходящих судов компании свежими припасами. На протяжении нескольких десятилетий небольшое поселение переросло свои границы и стало быстро превращаться в отдельную колонию, территориально расширяясь во всех направлениях. Этот рост привел к контактам, длившиеся несколько столетий, с местным африканским населением, что дает исследователям богатый материал для анализа и обобщения, рассматривая колонизацию как процесс взаимодействия европейской и африканской культуры.

Историография Капской колонии своими корнями уходит в XIX век и бесспорным ее основоположником является Джордж МакКолл Тил, объявленный за свои заслуги официальным историографом в 1891 году. Его перу принадлежат фундаментальные многотомные труды: «История Африки»' и «История Южной Африки»Л. Являясь колониальным чиновником, Дж. Тил сформулировал общие подходы к пониманию южноафриканской истории, исходя из принципа прогрессивности английского колониального правления для развития Южной Африки. Это и не удивительно, так как в основание его схемы положена концепция европоцентризма. Поэтому любые действия в отношении цивилизации африканского населения со стороны колониальных властей объявлялись благом и служили для дальнейшего прогресса колонииЛ.

Характерной чертой южноафриканской историографии на протяжении жизни нескольких поколений было тесное сотрудничество между южноафриканскими и английскими историками. Нередко это были одни и те же люди. Такова судьба, например Джорджа Кори, родившегося в Лондоне, учившегося в Кембридже, а преподававшего в учебных заведениях Капской колонии. Или Эрика Уокера, считавшегося в течении нескольких десятилетий главой британской официальной историографии в области истории Южной

Theal G. М. History of Africa south of the Zambezi. Zambezi from the Settlement of the Portuguese at Sofala in September 1505 to the conquest of the Cape colony by the British in September 1795. In 3 vols. L., 1922. л Theal G. M. History of South Africa since September 1795. In five volumes. L., 1908. л CM. например: Theal G. M. Progress of South Africa in the century. Toronto, 1902.; Item. SouthAfrica. L., 1900.

Африки, являвшегося редактором южноафриканского тома «Кембриджской истории Британской империи» и преподававшего в университетах Кейптауна, Кембриджа и Бристоля.

Как следствие, южноафриканская историография, развивая идеи британских историков о колониальной империи, подкрепляли их местными материалами. Ярким примером служит работа Джорджа Кори «Происхождение Южной Африки»', в которой он развивает высказанные Д. М. Тилем идеи о расширении Капской колонии, главным образом в восточном направлении. «Локомотивом» колонизации объявлялись белые поселенцы, которые в поисках новых, «ничейных» земель мигрировали со стороны Кейптауна в восточном направлении. На основе богатого фактического материала, он описывает многочисленные столкновения белых и чернокожих африканцев, которые получили название «каффирских» или «пограничных» войн. Вину за их начало Кори полностью возлагает на амакоса, постоянно грабивших «мирных» фермеров, которым ничего не оставалось, как спасать свои жизни и имущество, возлагая на себя «бремя» умиротворения воинственных соседей и привития им основ цивилизации.

Несмотря на то, что южноафриканские историки акцентировали свое внимание на истории «белой» Южной Африки, было бы несправедливо считать, что они ничего не сделали для сбора материалов по истории африканского населения. По сравнению со многими другими странами Африки таких материалов было собрано куда больше. Но все же в африканских народах главным образом видели объект, а не субъект исторического процесса.

Работы таких историков как Я. Шапера и Э. Брукс служат тому доказательством. Эдгар Брукс'', крупнейший специалист в области «туземного», Cory G. Е. The rise of South Africa. A history of the origin of South African colonization and ofits development towards the East from earliest times to 1857. In six volumes. L., 1926.

Амакоса - этническое название народности, принадлежащих к южноафриканской ветви бантуязычных народов Африки - нгуни. л Brookes Е. Н. The History of Native Policy in South Africa from 1830 to the present day. Pretoria, 1927. то есть традиционного права, анализируя колониальную политику Великобритании в отношении африканского населения, представляет последних как пассивный элемент, который необходимо цивилизовать и приобщить к благам европейской цивилизации. Основной вывод, сделанный автором, заключается в оправдании политики, направленной на сегрегацию африканского населения и о неизбежности и желательности «апартхейда».

Работы видного социолога Яна Шапера' вводят в научный оборот богатый материал, касающийся социальной организации и кровнородственных связей у южноафриканских банту. Практически эти работы должны были выполнять функции справочного материала и обосновывать те мероприятия, которые проводились в отношении африканского населения колониальным правительством. Основной вывод, сделанный автором, касается отсталости банту, вытекающей из их «особенной формы культурного окружения», которое необходимо «изменить посредством эффективного обучения научным принципам, чтобы традиционные верования были изменены» в пользу европейских культурных ценностей и институтовЛ.

Вторая мировая война и начало процесса деколонизации, приведшие к возникновению молодых независимых африканских государств и распаду колониальных империй, не могли не отразиться на мировой исторической науке.

Характерна в данном случае работа Вилльяма Миллера Макмиллана «Банту, Буры и Бритонцы» л. Даже само название монографии говорит о том, что автор принадлежит к оппонентам официальной политики Капских властей. Своей книгой он стремился показать существование в колониальном Капе иной точки зрения на существование, так называемой «туземной проблемы». В. Макмиллан См. например: Schaperal. Married life in an african tribe. L., 1940; Idem. The Old Bantu culture // Western civilization and the natives of South Africa. Studies in cultural contact / Ed. by I. Schapera. L., 1934. л Schapera I. The Old Bantu culture. P. 34. л Macmillan W. M. Bantu, Boer and Briton. The making of the South African native problem. Oxford, 1963. впервые вводит в оборот личную корреспонденцию видного политического деятеля и главы Лондонского Миссионерского Общества в Южной Африке в первой половине XIX века Джона Филипа. Особую ценность и значимость данной работе придает тот факт, что те архивные документы, на основе которых была написана монография были потеряны в результате пожара в библиотеке Витватерсрандского Университета в 1931 году.

Принадлежа к либерально мыслящим историкам, Макмиллан высказывался за признание равноправного юридического статуса всех жителей провозглашенной в 1961 году Южно-Африканской Республики, объявляя расовую дискриминацию предрассудком белого меньшинства. В своей книге он отводит банту, к которым принадлежали и амакоса, место наравне с белыми, но так как главной его задачей был анализ взглядов Д. Филипа и определенных миссионерских и гуманитарных кругов, влиявших на формирование «туземной» колониальной политики, В. Макмиллан не выходит за границы европоцентристского подхода.

После получения африканскими государствами своей независимости возникла и африканская историография, в которой в 1960-х годах прослеживается тенденция более радикальных сдвигов. Возникает новое направление в изучении колониальных процессов в Африке, представленное трудами его основателей - нигерийского историка Дж. Ф. Аде Аджайи' и профессора Теренса О. Рейнджера - и их последователей. Основной пафос работ данного направления - восстановление в правах африканских народов и Африки в целом как равноправных участников колониальных процессов, критика европоцентристского характера многих исторических трудов, отрицание псевдонаучных утверждений о статичности доколониальных Ajayi J. F. A. Colonialism: an episode in African history // Colonialism in Africa, 1870-1960. Cambridge, Vol. 1. 1969; Idem. The continuity of African institutions under colonialism // Emerging themes of African history. Nairobi, 1968. л Ranger T. O. Connexions between «primary resistance)) movements and modem mass nationalism in East and Central Africa // Journal of African History. 1968. Vol. IX. N°3. африканских обществ, показ их динамичности и изменчивости на протяжении всего исторического процесса в Африке, в рамках которого колониализм был только эпизодом.

Надо отдать должное этим авторам, они старались быть предельно объективными в данных вопросах и подчеркивают, что европейская инициатива была верховной, что африканцы не могли избежать наложения колониальной власти, и их сопротивление было обречено в итоге на поражение. Хотя нельзя не отметить недостатки и ряда перегибов в сторону афроцентристской трактовки ряда проблем истории колониализма.

С рубежа 60-Х-70-Х годов XX века начинается новый этап в мировой историографии колониальных процессов. Традиционная для западной историографии парадигма, основанная на дихотомии «традиционное-современное» и теории модернизации, начинает значительно изменяться в сторону усложнения, отхода от редукционистских трактовок. Ослабляются эволюционистские, прогрессистские представления о развитии человеческих обществ, на смену им постепенно приходит осознание гетерогенности, многозначности бытия'. Центр исследований перемещается на изучение африканской культурыЛ, динамики внутреннего развития и неоднозначности влияния колониального периода на эволюцию африканских обществЛ. Наряду с акцентированием внимания на африканцах, современная западная историография уделяет внимание и вопросам колониальной политики. См. например: African societies in Southern Africa / Ed. by L.Thompson. L., 1969; Cambridge History of Africa. Vol. 6. L., 1985; Elphick R. Kraal and castle. Kiioikhoi and founding of White South Africa. New Haven, 1977; Omer-Cooper J. D. The Zulu aftermath. A nineteenth century revolution in Bantu Africa. L., 1966; The Oxford history of South Africa. In 2 vols. Vol. 1. Oxford, 1969-1971. л cm. например: Curtin P., Feierman S., Thompson L., Vansina J. African history. Boston-Toronto, 1978; Reconstructing African culture history / Ed. by Creighton Gabel and Norman R. Bennett. Boston, 1967. л cm. например: The making of modern Africa. Vol. 1: The nineteenth century to the partition / Ed. by J. D. Omer-Cooper, E. A. Ayandele. L., 1968; The shaping of South African society, 16521820 / Ed. by R. Elphick and H. Giliomee. L., 1979; Conquest and resistance to colonialism in Africa / Ed. by G. Maddox. New York, 1993.

Наблюдается отход от трактовки колонизаторов как одного целого, выделяя внутри различные группировки, расходившиеся в оценках, целях и методах «цивилизации» африканского населения'.

Южноафриканская историография после провозглашения независимости Южно-Африканской Республики в 1961 году, была вырвана из общемировой исторической науки, оказавшись под сильным, политическим прессом правившей Национальной партии.

Ярким примером можем служить книга «500 лет истории Южной Африки»Л, выдержавшая несколько изданий в 60-е-70-е годы XX века и выражавшая официальную точку зрения на всю историю Южной Африки, предназначавшаяся для преподавания истории в ВУЗах ЮАР. Не сложно догадаться, что это история «белой» Южной Африки. Показателен тот факт, что из 21 главы, нет ни одной посвященной африканскому населению. Данная книга может служить примером апофеоза развития и оправдания апартхейда в исторической науке.

Рубеж 70-Х-80-Х годов XX века стал переломным для внутреннего политического режима ЮАР: внутренняя политика апартхейда зашла в тупик, на внешнеполитической арене ЮАР находилась под давлением санкций ООН, престиж правящей Национальной партии среди белых избирателей резко упал. «К середине 1980-х годов наиболее дальновидным деятелям правящих кругов стало ясно, что им придется допустить до участия в управлении страной африканское население»Л

Это не могло не отразиться на историографии, чутко воспринимавшей любые перемены в общественном сознании. В южноафриканской См. например: Schreuder D. М. The Cultural Factor in Victorian Imperialism: a case-study of the British «civilizing mission» // The Journal of Imperial and Commonwealth History. 1976. Vol. IV. №3; Rutherford J. Sir George Grey. K. C. В., 1812-1898. A study in colonial government. L., 1961; Gailbraith, John S. Reluctant empire. British policy on the South African frontier, 18341854. Berkeley, 1963. л Five hundred years a history of South Africa / Ed. by C. F. J. Muller. Pretoria-CapeTown, 1973. л Шубин Г. В. ЮАР: создание нерасового государства. М., 1998. С. 17. историографии прорываются первые реальные попытки осознания того факта, что история ЮАР неразрывно связана с африканским населением. Одной из первых «ласточек» этого процесса явилась коллективная работа южноафриканских историков «Черные лидеры в южноафриканской истории», вышедшая в 1979 году под редакцией крупного историка К. Саундерса', где впервые объектом исследования становиться африканец, а не белый. в данном сборнике нас интересует биография инкоси энкулу амангкика Нгкика, написанный Джеффри Пейресом. На фоне богатого биографического материала следует отметить двойственность автора в оценке деятельности и роли Нгкики. Он описывает Нгкику как приверженца всего европейского. Одновременно показывая, что после его правления большая часть Косаленда была потеряна для амакоса. Новым моментом, на который стоит обратить внимание, являлся факт, что Д. Пейрес отходит от устоявшегося изображения африканца в образе врага белого человека и варвара. Д. Пейрес попытался взглянуть на Нгкику как на человека, которому не чуждо ничто земное. Нгкика вовсе не варвар - он «человек значительного ума и способностей». И разочарование последнего в европейцах, Д. Пейрес возводит к самим европейцам, которые были «неспособны различать лояльных и враждебных коса»Л.

В целом мы можем констатировать, что в 1980-е годы происходит повышение интереса к «африканской» тематике исследований среди южноафриканских историков, что окончательно закрепилось в общественном сознании южноафриканцев с началом реформ президента ЮАР Фредерика Де Клерка (1989-1993). Об этом можно судить из журнальных статей ставших полем многих острых дискуссий, из которых можно выделить следующие: роль и значение Чаки в истории амазулу, последствия его деятельности для всего южноафриканского региона, проблема «мфекане» или вынужденного л Black Leaders in Southern African history. L., 1979.

Л Инкоси энкулу - традиционное именование «Великого вождя» у амакоса. л Peires J. В. Ngqika / Black Leaders in Southern African history. P. 26. переселения отдельных кланов из-за угрозы со стороны амазулу'. Не вдаваясь в детали этих дискуссий, следует отметить тот факт, что были оспорены и пересмотрены устоявшиеся стереотипы, восходящие к трудам Д. М. Тиля и Д. Кори. Если раньше при анализе истории африканцев делался больший уклон на внешний фактор, а именно на приход европейцев и колонизацию юга Африки, то последние научные дискуссии стали постепенно смещаться с внешних факторов на внутренние, то есть на внутреннее устройство самих африканских обществ на динамику и тенденции их развития.

В современной южноафриканской историографии 1990-х годов произошла окончательная реабилитация прав африканского народа на свою историю. В последних работах' делается попытка воссоздать южноафриканскую историю так, как ее представляли и видели сами африканцы. Анализируются взаимоотношения между амакоса и колонистами, прослеживается

1 1 U U U U дифференцированный процесс усиления центральной власти английской колониальной администрации и перманентной слабости внутренней политической организации амакоса, закрепленной в ее системе традиций и обычаев.

Что касается отечественной историографии, то можно говорить о том, что интерес к событиям в Южной Африке привлекал к себе внимание российской общественности уже в XIX веке. Это было вызвано интересом к необычным и экзотическим местам, которые связывались с образами далекой и еще не исследованной Африкой. Хотя мы не найдем научных трудов по данной См. например: Cobbing J. The Mfecane as Alibi: Thoughts on the Battles of Dithakong and Mbolompo // Journal of African History. 1988. Vol. 29; Eldredge E. A. Sources of Conflicts in Southern Africa, 1800-1830: The Mfecane Reconsidered // Journal of African History. 1992. Vol. 33; Peires J. B. Paradigm Deleted: the Materialist Interpretation of the Mfecane // Journal of South African Studies. 1993. Vol. 19. №2; Stapleton, T. J. Oral Evidence in a Pseudo-Ethnicity: the Fingo Debate // History in Africa. 1995. Vol. 22.

A CM. например: Aswegen H. J. van. History of South Africa to 1854. Pretoria-CapeTown, 1990; Mostert, Noel. Frontiers: The Epic of South Africa's Creation and the Tragedy of the Xhosa People. CapeTown, 1993. тематике, в русской периодической печати выходили многочисленные статьи и путевые заметкиЛ о событиях и жителях Капской колонии.

Отечественная африканистика до 1960-х годов практически отсутствовала. Только на Восточном факультете ЛГУ существовала кафедра африканистики, где занимались языками и этнографией под руководством Д. А. Ольдерогге. Африканистика как историческая наука возникла в СССР после 1956 года, когда в Африке начался бурный процесс складывания независимых африканских государств в результате деколонизации и крушения колониальных империй. Был реорганизован Институт востоковедения, и в нем создали Отдел Африки - первый большой центр советской африканистики. В 1959 году был организован Институт Африки под руководством И. И. Потехина, ставший профилирующим исследовательским центром африканистики в СССР.

Тематика исследований во многом определялась политической конъюнктурой, так как африканисты должны были акцентировать свое внимание на изучении колониальной эксплуатации народов Африки, методах и формах колониальной политики европейских держав и борьбе колониальных держав за «передел мира». В советской африканистики выходят многочисленные сборники и монографии по данной тематикеЛ. См. например: Диккенс (Dickens). Очерки мыса Доброй Надежды // Современник. 1852, Т. 32. С. 1-17; Колония мыса Доброй Надежды // Отечественные записки. 1852, №5; Гольцендорф Г. Об отношениях английских колоний к метрополии // Русское слово. 1861, №1.С. 1-20.

А См. например: Блок Г. К. Записки русского моряка. Переход из Портсмута в Капштадт // Современник. 1849, Т. 17. С. 1-19; Гончаров И. А. Письма с кругоземного плавания в 1852, 1853 и 1854 годах // Отечественные записки. 1855, №3; Головнин В. M Плавание Российского Императорского шлюпа «Диана» из Кронштадта в Камчатку под начальством флота лейтенанта Василия Головкина в 1807, 1808, 1809 годах // Африка глазами наших соотечественников. М., 1974. а См. например: Колониализм вчера и сегодня. М., 1964; Колониализм и межимпериалистические противоречия в Африке. М., 1962; Колониализм сегодня (Политико-экономический справочник). М., 1967; Парфенов И. Д. Колониальная экспансия Великобритании в последней трети XIX века. (Движущие силы, формы и методы). М., 1991; Парфенов И. Д. Монополия и империя. Английские привилегированные компании и колониальная экспансия 80-90-х годов XIX века. Саратов, 1980; Ерофеев Н. А. Английский колониализм в середине XIX века// Ерофеев Н. А. Очерки. М., 1977.

Второй важной темой, разрабатываемой советскими африканистами были вопросы антиколониальной борьбы африканских народов против колониальной системы эксплуатации. Примечательный факт, что в разработке этого вопроса отечественные историки были первопроходцами, и важность этого признали и зарубежные исследователи. Речь идет о монографии Давидсона А. Б. «Машона и матабеле в борьбе против английского колониализма»', заложившая основы изучения реакции африканских обществ на колониальную экспансию европейских держав. За монографией Давидсона А. Б. последовала целая серия сборников, монографий и статей по данной проблематике .

Отечественные историки внесли свой вклад и в изучение такого феномена как имперский менталитет. Здесь следует упомянуть работы Ерофеева Н. А.'Л, Давидсона А. Б.'', Шкляжа И.МЛ т-ч и о

В целом, втиснутая в рамки традиционной марксистской парадигмы, отечественная африканистика не смогла ответить на явное несоответствие господствовавших теоретико-методологических догм историческим реалиям. В 1970-1980-е годы советские африканисты пошли по пути усложнения марксистских подходов посредством разработки взаимодополняющих друг друга концепций общественного развития стран «третьего мира». В данном русле следуют концепции «переходности»л, «зависимого развития»'', синтеза л Давидсон А. Б. Матабеле и машона в борьбе против английской колонизации. М., 1958. л См. например: Африка в новое и новейшее время. М., 1976; Африка: колониализм и антиколониализм (Х1Х-ХХ века). М., 1990; Шкляж И. М. Британская колониальная политика в Южной Африке (конец XVIII - первая четверть XIX века) // Вопросы истории. 1983, №2; Давидсон А. Б. Южная Африка: становление сил протеста. 1870-1924. М., 1972; Ерусалимский А. С. Колониальная экспансия капиталистических держав в ХУ11-Х1Х веках. М., 1974. Ерофеев Н. А. Туманный Альбион: Англия и англичане глазами русских, 1825-1853. М., 1982.

Давидсон А. Б. Сесиль Роде и его время. М., 1984; Его же. Сесиль Роде - строитель империи. М., 1998. л Шкляж И. М. Йоханнес ван дер Кемп у истоков борьбы против расизма в Южной Африке. М., 1991; Его же. Томас Прингл - южноафриканский демократ. М., 1985. Потехин И. И. Африка смотрит в будущее. М., 1960.

Развивающиеся страны: закономерности, тенденции, перспективы. М., 1974. традиционного» и «современного» (в данном случае - доколониальных и капиталистических элементов)'.

После событий начала 1990-х годов, отечественная историография пережила острый «кризис» и «обновление». В последних работах отечественных африканистов начинаются попытки разработки новых подходов к пониманию процессов, проходивших в колониальный период. В ряде работ Никитина М. ДД Бочарова В. В.Л Филатовой И. И.'' делается попытка изучения цивилизационных особенностей африканских обществ, без которых невозможно разобраться с процессами специфического развития капиталистических отношений, возникновение которых положило именно колониальная эпоха. Как пишет Никитин М. Д., акцент в анализе колониального периода исторического развития любой африканской страны должен сместиться «с изучения колониального воздействия европейцев на традиционные общества в сторону. исследования характера, особенностей и результатов колониального взаимодействия двух равноучаствующих в данном процессе сторон»Л.

Анализ историографии позволяет сделать вывод о том, что некоторые вопросы данной тематики либо слабо изучены, либо им не уделялось достаточного внимания, в связи с общим характером данных работ. В отечественной историографии до сих пор отсутствуют исследования по данному периоду и региону.

Эволюция восточных обществ: синтез традиционного и современного. М., 1984; Развивающиеся страны в современном мире. Единство и многообразие. М., 1983. л См. например: Никитин М. Д. Элементы европейской политической культуры в колониальной Уганде: особенности восприятия иннокультурных инноваций (конец XIX -середина XX века) // Восток. 1995. №4; Никитин М. Д., Парфенов И. Д. Колониализм в ике: проблемы историографии и методологии. Саратов, 1995. Бочаров В. В. Власть. Традиции. Управление. М., 1992; Его же. К динамике политических процессов в доколониальных африканских обществах // Africana: иканский этнографический сборник. Т. XV. 1991.

Филатова И. И. Социальные истоки формирования колониального общества в Кении // Колониальное общество Тропической Африки: взаимодействие цивилизаций? М., 1993. л Никитин М. Д., Парфенов И. Д. Колониализм в Африке. С. 61.

Таким образом, целью данной работы является исследование процесса взаимодействия, между европейскими колонистами и африканскими кланами амакоса в ходе колонизации Восточного Капа Великобританией, формы и методы реакции на территориальную экспансию колонии и адаптацию амакоса к колониальным условиям.

Реализация поставленной цели потребовала решения следующих исследовательских задач:

• проанализировать традиционное общество и культуру амакоса и выделить черты, характеризующие цивилизационные особенности;

• показать истоки формирования такого феномена как «бурский национализм», выявить черты, характеризующие его близость к европейской культурной почве и трансформацию этих черт на южноафриканской земле до контакта бурского населения с англичанами;

• выявить новые черты в отношении к африканскому населению, после аннексии колонии Великобританией, а также влияние буров на формирование «туземной» политики Великобритании;

• определить подходы белого населения Капской колонии к вопросам цивилизации амакоса и отношения к ним в рамках единого колониального общества;

• рассмотреть реакцию амакоса на насильственное вмешательство колониальных властей в систему внутренних взаимоотношений амакоса и результаты этих действий для амакоса;

• показать адаптацию общества амакоса к колониальным условиям в ходе контактов с колонистами.

Хронологические рамки диссертационной работы охватывают период первой половины XIX века. Это объясняется тем, что в 1806 году Великобритания повторно оккупирует Капскую колонию и после Венского конгресса 1815 года она становится колонией Великобритании. Приток с 1820-го года в колонию английских переселенцев заставил колониальные власти вплотную заняться вопросом «урегулирования» дел на восточной границе своих владений. Это привело к активизации военно-политического давления на соседних амакоса и окончательной аннексии их территории в 1847 году. После признания самостоятельности бурских государств в 1852 и 1854 годах и предоставления Капской колонии в 1854 году конституции можно говорить уже о новом этапе в истории Южной Африки, связанной с существованием и х Г и и и /—^ самоуправляющейся Капской колонии, где действовал свой парламент. С другой стороны, я опираюсь на ряд исследований историков, в частности X. Фан Асвегена и Н. Мостера, выделяющих данный период как этап «открытой границы» в противостоянии между белыми колонистами и амакоса в их борьбе за спорные земли'.

Таким образом, географические границы, рассматриваемые в работе, затрагивают район так называемого Восточного Капа, то есть восточные районы Капской колонии, входящие в состав современной провинции ЮАР -Восточный Кейп.

Методологические основы исследования определились исходя из «цивилизационного» подхода, который позволяет охватить разнообразные аспекты общественно-политического и социо-культурного развития контактирующих обществ. Основными принципами, положенными в основу исследования, являются: историзм, детерминизм и объективность.

Применение проблемно-хронологического метода позволило компоновать материал в хронологической последовательности, в то же время выделять наиболее важные закономерности и тенденции. Для анализа и синтеза черт, характеризующих контактирующие общества, применялся системный метод. При изучении проблем массового сознания, традиционной структуры и политического строя использовался междисциплинарный подход (психоанализ, социальная психология, демография). А8У/е£еп Н. 1. уап. Ор. ск. Р. 1И; Мо5(егг, Ыое1. Ор. сИ. Р. 228.

Историческое исследование процессов, происходивших на территории Капской колонии в первой половине XIX века в области политических, социокультурных контактов между белыми поселенцами и кланами амакоса, невозможно без привлечения серьезной источниковой базы.

К первой группе привлекаемых источников можно отнести официальные опубликованные документы, содержащиеся в сборниках документов «Избранные документы по британской колониальной политики, 1830-1860»'; «Избранные конституционные документы иллюстрирующие южноафриканскую историю, 1795-1910»Л.

Данные сборники важны для выяснения позиции центральных имперских властей, размещенных в Лондоне. Они содержат послания секретарей по делам колоний в имперских правительствах: лорда Стенли, лорда Абердина, лорда Рассела, лорда Гленельга. Эти документы позволяют понять роль и место,

X/* u и с» и занимаемое Капской колонией в общеимперской колониальной политике Великобритании в первой половине XIX века, и выяснить общие подходы имперских властей в отношении к африканскому населению Южной Африки, которые должны были реализовывать на местах губернаторы колонии.

Эти сборники документов также содержат постановления, рапорты, ордонансы губернаторов Капской колонии, правивших в рассматриваемый период: А. Дю Пре герцога Каледона, Г. Д. Грейя, сэра Д. Ф. Крэдока, лорда Ч. Г. Сомерсета, сэра Г. Л. Коля, сэра Б. Д'Урбана, Д. Т. Непиэра, сэра П. Мейтланда, сэра Г. Д. У. Смита и сэра Д. Грейя. В этих документах прослеживается официальная линия колониальных властей по наиболее важным аспектам, касающихся политики в отношении африканского населения в вопросах их цивилизации и управления, проводимая центральными властями колонии в соответствии с рекомендациями имперских властей. Select documents on British colonial policy, 1830-1860 / Ed. by K. N. Bell, W. P. Morrell. Oxford, 1928. л Selected constitutional documents illustrating South African history, 1795-1910 / Ed. by G. W. Eybers. New York, 1969.

Для выяснения методов и путей осуществления данных постановлений на уровне местных колониальных властей особую ценность представляют рапорты и донесения ланддростов', хеемраденов и комендантов восточной границы в рассматриваемый период.

Для понимания взглядов, господствовавших среди белого населения Капской колонии в отношении колониальной политики властей в «туземном» вопросе, и изучения образа африканца в восприятии белого человека много полезной информации дает анализ документов в сборнике «Африканерская политическая мысль: анализ и документы» . Данный сборник представляет ценность для исследования стереотипа африканца в представлении белого человека, так как он содержит материал из многочисленных посланий и петиций жителей из пограничных районов Капской колонии на имя колониальных властей. Несмотря на явно предвзятый и субъективный момент отдельных петиционеров комплексный анализ всей совокупности данных документов представляет ценный источник для раскрытия сути противостояния между двумя обществами в Южной Африке.

Интересный материал для характеристики африканского общества представляет сборник «Компендиум каффирских законов и обычаев»Л, составленный по приказу колониальных властей в 1847 году сразу после аннексии территории Британской Каффрарии одним из гражданских комиссаров среди амакоса - А. Маклином. Данный сборник, предназначенный для белых колониальных чиновников в качестве инструкции для действий в определенных ситуациях, содержит описание и характеристику традиционного строя и социальной структуры амакоса. Несмотря на то, что он написан и

Л Ланддросты ~ главы судебной власти в особых судебных округах - «дроствах». Помогиники ланддростов, рассматривавшие мелкие правонарушения, назывались хеемраденами». л Du Toit, Andre, Giliomee, Hermann. Afrikaner political thought: Analysis and documents. Vol. 1: 1780-1850. CapeTown, 1983. л Maclean A. H. H. A compendium of Kaffir laws and customs, including genealogical tables of Kaffir chiefs and various tribal censuses returns. Grahamstown, 1906. составлен белым человеком и отражает господствующую точку зрения на амакоса как на «варваров» и «дикарей», «Компендиум» содержит богатый фактический материал, который очень полезен для понимания сущности традиционного образа жизни амакоса в первой половине XIX века.

Все вышеперечисленные официальные источники касались в первую очередь белой общины Капской колонии и весьма косвенно могли служить для характеристики непосредственно общества амакоса. В отличии от них официальный «Рапорт комиссии по расследованию туземных законов и обычаев колонии Мыса Доброй Надежды»' содержит результаты «полевых» обследований, проводившихся по приказу колониальных властей в период 1880-1883 годы, среди амакоса. Он является весьма ценным для характеристики процессов, проходивших внутри амакоса под воздействием политики колониальной администрации. Ценность этого сборника заключается в том, что он содержит показания самих амакоса, проживших уже несколько десятилетий под колониальным управлением. Анализ ответов респондентов-амакоса позволяет выявит какие сдвиги произошли в сознании амакоса под воздействием насаждаемого колониального права и системы управления. Какое влияние сохранила традиционная система ценностей в регулировании внутренних взаимоотношений внутри амакоса, как она трансформировалась.

Большую ценность для исследователей представляет многотомное переиздание английских «синих» книг парламентских бумаг, предпринятое Ирландским университетом в 1968-1971 года. Для нас особый интерес представляют тома, содержащие материалы о Капской колонии. В данном случае привлекаются материалы избранных парламентских комитетов и их резолюции касательно начала и причин колониальных войн в 1851-мЛ и в 1836 Cape of Good Hope. Commission on native laws and customs. Report and proceedings, with appendices, of the Goverrmient commission on native laws and customs. Presented to both houses of Parliament by. the governor. January 1883. CapeTown, 1883. л GreatBritain. Parliament. British parliamentary papers. Colonies. Africa. Shanon, 1968. Vol. 4: Report from the Select committee on the Kaffir tribes with proceedings, minutes of evidence, appendix and index. 1851. м годах'. Дополнительно привлекается переписка между губернаторами Капской колонии и имперским департаментом по делам колоний в ЛондонеЛ. А также материалы деятельности парламентской комиссии 1836-1837 года по выяснению положения «туземного» населения в английских колонияхЛ Материалы этих парламентских комиссий очень полезны в выяснении причин конфликтности отношений между белыми Капской колонии и амакоса. Рапорты данных комиссий основываются на рассмотрении многочисленных свидетельских показаниях непосредственных участников и очевидцев тех и и у/* и событий, которые происходили на восточной границе Капской колонии. Несмотря на субъективность свидетелей и односторонность освещения этих событий, так как привлекались только белые, материалы дают достаточное представление о том, как понимало и относилось белое меньшинство к роли и месту подавляющего африканского населения в рамках единого колониального общества.

Важную категорию источников составили мемуарьИ, путевые дневникиЛ и частная корреспонденцияЛ колонистов Капской колонии. Благодаря, в первую

GreatBritain. Parliament. British parliamentary papers. Colonies. Africa. Shanon, 1970. Vol. 20: Reports and other papers on the affairs of Cape colony, the condition of native tribes and the Sixth Kaffir war, 1826-1836. л GreatBritain. Parliament. British parliamentary papers. Colonies. Africa. Shanon, 1971. Vol. 21: Correspondence with the Cape governor regarding the Kaffir tribes, convict discipline and other colonial matters, 1837-1847. л GreatBritain. Parliament. British parliamentary papers. Colonies. General. Shanon, 1970. Vol. 2: Reports from Select committees and commissioners on colonial affairs with minutes of evidence, appendices and index, 1830-1837.

CM. например: Hofmeyr, Jan H. South Africa. New York, 1952; Блок Г. К. Записки русского моряка. Переход из Портсмута в Капштадт // Современник. 1849, Т. 17; Гончаров И. А. Письма с кругоземного плавания в 1852, 1853 и 1854 годах // Отечественные записки. 1855, №3. л См. например: South African explorers. Selected and introduction by E. Axelson. L., 1954; Collins, Richard. Journal of a Tour to the North-Eastern Boundary, the Orange River, and the Storm Mountains // The Record or series of official papers relative to the condition and treatment of the native tribes of South Africa. Сотр., transl. and ed. by D. Moodie. CapeTown, 1960; Ливингстон, Давид. Путешествия и исследования в Южной Африке. М., 1955. л См. например: Maclear and Herschel: Letters and diaries at the Cape of Good Hope, 18341838 / Ed. by Warner В., Warner N. CapeTown, 1984; Livingstone, David. Letters and Documents, 1841-1872. Livingstone, 1990. очередь, кропотливому труду южноафриканских историков появилось множество опубликованных документов подобного рода. В числе признанных собирателей подобных источников следует назвать «Общество ван Рибека», которое с начала своей деятельности в 1918 году почти каждый год издает том документов, главным образом, дневники и другие голландские и бурские рукописи ХУ11-Х1Х веков. Но в последнее время «Общество» стало издавать и документы африканских авторов', что довольно символично для меняющейся Южной Африки.

Отдельно стоит выделить материалы, связанные с миссионерской деятельностью в Южной Африке, так как миссионеры представляли собой весьма могущественную группу лиц, которая влияла на проведение колониальными властями Капа «туземной» политики в отнощении африканских народов Южной Африки. В данном случае для выявления позиции и отношений миссионеров к африканцам ценным источником являются работы Д. ФилипаЛ, Р. Моффатал Д. Бэкхауза*, С. Кейял и Д. МаккензиЛ.

С сожалением приходиться констатировать, что отечественным исследователям данной проблематики, в виду объективных причин довольно трудно получить доступ к западным архивным документам. Во многом это позволяет компенсировать использование работ историков, в монографиях которых содержаться ссылки на архивные источники как опубликованные, так и не опубликованные. В нашей работе мы чаще всего цитируем работы Д. Тила, Д. Кори, С. Дибройя, Д. Гэлбрайта, В. Макмиллана, Н. Мостера и Д. Пейреса. Soga, Tiyo. Letters, writes and diaries. Grahamstown, 1992. л Philip, John. Researches in South Africa; illustrating civil, moral and religious condition of the native tribes; insl. Of the author's travels in the interior; together with detailed accounts of the progress of the Christian missions, exhibiting the influence of Christianity in promoting civilization. In two vols. L., 1828. л Moffat, Robert. Missionary Labours and scenes in Southern Africa. L., 1842.

Backhouse, James. A narrative of the visit to the Mauritius and South Africa. L., 1844. л Kay S. Travels and researches in Caffraria. L., 1833. л Mackenzie, John. Native races of South Africa and their polity // British Africa. New-York, 1969.

25

Обширный и разнообразный круг источников позволил решить основные исследовательские задачи, поставленные в диссертации.

Похожие диссертационные работы по специальности «Всеобщая история (соответствующего периода)», 07.00.03 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Всеобщая история (соответствующего периода)», Баранов, Алексей Владимирович

Заключение.

Колонизация Капской колонии в первой половине XIX века представляет собой процесс двустороннего контакта, в котором вступали во взаимодействие европейские колонисты и африканские кланы Южной Африки. Преимущества европейской цивилизации, проявлявшиеся в военно-технической и материальной сфере, стали определяющими в этом контакте.

Амакоса на момент своего контакта с европейскими колонистами Капской колонии представляли собой мобильную социально-политическую систему, опиравшуюся на господство традиционных норм и обычаев, которые были тесно вплетены в структуру регулирования повседневной жизни амакоса. Активизация контактов с Капской колонией вызвала и усилила внутри общества амакоса центростремительные тенденции к складыванию представлений о единстве и родстве кланов амакоса, нашедших свое воплощение в росте почитания и признания верховенства инкоси энкулу амагкалека.

Вступавшие в контакт кланы амакоса не представляли собой единого целого в вопросе отношения с европейскими властями Капской колонии. Прослеживается тенденция, по меньшей мере, двойственного отношения. Это было вызвано тем, что амакоса стремились использовать, и использовали вмешательство колониальных властей в своей внутренней межкланновой борьбе за лидерство и гегемонию среди кланов амакоса.

В ходе контактов с европейцами амакоса заимствовали определенные атрибуты европейской культуры, быта, религии. Причем адаптация этих атрибутов проходила по степени важности для амакоса, которые были вынуждены противостоять решительному натиску европейских колонистов на свои земли. Как показывает анализ источников, в основном заимствование сводилось к внешним формам подражания европейцам, тогда как на внутреннем содержании традиционного мировоззрения африканского населения это накладывало незначительный отпечаток. Это было вызвано тем, что имевшие место «успехи» африканцев на поприще принятия европейской культуры, оказывались невостребованными колониальном обществом, где господствовало белое меньшинство.

С другой стороны наблюдалась активизация и интенсификация процесса территориальной экспансии самой Капской колонии вызванной объективными причинами внутреннего развития, в результате которой к середине XIX века кланы западных амакоса были лишены своих земель. Это связывалось с колониальной политикой Великобритании в так называемом «туземном» вопросе. Общая тенденция английских колониальных властей характеризовалась, в первую очередь, прагматическими подходами в решении стоявших перед ними проблемами.

Приход Великобритании в Капскую колонию значительно видоизменил положение, так как первоначально английская колониальная администрация выступала и проводила политику, основанную на либеральных принципах. Это нашло свое отражение в институализации прав и свобод человека независимо от расы и цвета кожи.

Проведение политики, существенно изменившей внутреннею ситуацию в Капской колонии, привело к негативной реакции со стороны белого населения, недовольного «либеральным» отношением к африканцам. Это было вызвано тем, что европейские колонисты - потомки первых голландских переселенцев -буры, изолированные от своей прародины, смогли выжить в Южной Африке, выработав самобытную культуру. В основе этой культуры переплелись европейские корни и трансформировавшийся кальвинизм, выродившийся в обоснование системы взаимоотношений между белым и чернокожим - так называемый «бааскап».

Радикализация требований белого населения на земли соседних амакоса и Великий Трек буров 1830-х годов, привела к осознанию неизбежности факта образования многорасового общества в рамках одного государства. Белое население не было единым в подходах «цивилизации» африканского населения, что породило возникновение нескольких концепций. Единственное, что объединяло их, так это - идея о неизбежности и необходимости процесса цивилизации через привитие африканцам европейских норм и традиций. Концепции различались только в методах, так как Б. Д'Урбан высказывался за насильственное насаждение европейской культуры, тогда как «план Гленельга-Стокерстрома» признавал длительность и избранность этого процесса.

В конечном итоге стала осуществляться политика, сочетавшая в себе как те, так и другие подходы. В 1850-х годах было признано за африканцами «право» на сохранение своих традиций и обычаев в рамках локаций на которых они были поселены после аннексии их земель в конце 1840-х годов. Но бурный экономический подъем как Капской колонии, так и всего района Южной Африки после «минеральной революции» 1870-х годов, привел к консервации черт сегрегационной политики колониальных властей в отношении африканского населения, а в начале XX века и их закреплению в государственной правовой системе. Внутренняя политика образованного в 1910 году Южно - Африканского Союза, а с 1961-го года и ЮАР, стала и и гр и именоваться политикой апартхейда. Таким образом, процесс взаимодействия в рамках колониального общества, в Южной Африке приобрел черты сегрегации, что стало результатом комплекса факторов в контакте между двумя обществами, находившимися на разных стадиях развития.

Список литературы диссертационного исследования кандидат исторических наук Баранов, Алексей Владимирович, 2001 год

1. Саре of Good Hope. Commission on native laws and customs. Report and proceedings, with appendices, of the Government commission on native laws and customs. Presented to both houses of Parhament by. the governor. January 1883. CapeTown, 1883.

2. DuToit, Andre, Giliomee, Hermann. Afrikaner political thought: Analysis and documents. Vol. 1: 1780-1850. CapeTown, 1983.

3. Maclean A. H. H. A compendium of Kaffir laws and customs, including genealogical tables of Kaffir chiefs and various tribal censuses returns. Grahamstown, 1906.

4. Select documents on British colonial policy, 1830-1860 / Ed. By K.N.Bell, W. P. Morrell. Oxford, 1928.

5. Selected constitutional documents illustrating South African history, 1795-1910 / Ed. By G. W. Eybers. New York, 1969.

6. Theal G. M. Willem Andriaan van der Stel and other historical sketches. CapeTown, 1913.1. Парламентские документы:

7. GreatBritain. Parliament. British parliamentary papers. Colonies. Africa. Shanon, 1968. Vol. 4: Report from the Select committee on the Kaffir tribes with proceedings, minutes of evidence, appendix and index. 1851.

8. GreatBritain. Parliament. British parliamentary papers. Colonies. Africa. Shanon,1970. Vol. 20: Reports and other papers on the affairs of Cape colony, the condition of native tribes and the Sixth Kaffir war, 1826-1836.

9. GreatBritain. Parliament. British parliamentary papers. Colonies. Africa. Shanon,1971. Vol. 21: Correspondence with the Cape governor regarding the Kaffir tribes, convict discipline and other colonial matters, 1837-1847.

10. GreatBritain. Parliament. British parliamentary papers. Colonies. General. Shanon, 1970. Vol. 2: Reports from Select committees and commissioners on colonial affairs with minutes of evidence, appendices and index, 1830-1837.

11. Мемуары, письма, дневники:

12. A Zulu king speaks: Statements made by Cetshwayo kaMpande on the history and customs of his people / Ed. By C. DeB. Webb and J. B. Wright. Pietermaritzburg, 1978.

13. South African explorers. Selected and introduction by E. Axelson. L., 1954.

14. Backhouse, James. A narrative of the visit to the Mauritius and South Africa. L., 1844.

15. Bain, Andrew G. The making of early Cape roads, 1825-1846 // Lives, letters and diaries. Vol. 1. CapeTown, 1971.

16. Brown, J. Tom. Among the Bantu monads. A record of forty years spent among the Bechuana, A numerous and famous branch of the central South African Bantu. With the first full description of their ancient customs, manners and beliefs. Philadelphia, 1926.

17. Brownlee, Charles. The old peach tree stump // Selected articles from the Cape monthly magazine. New series 1870-1876. CapeTown, 1978.

18. Chapman, James. Travels in the interior of South Africa. In 2 vols. L., 1868.

19. Green, Lawrence G. Karoo. The story of the karoos of South Africa the Great Karoo, the Little Karoo and the far comers of the North West Cape and Namaqualand. CapeTown, 1955.

20. Herschel, John. The ideal curriculum, 1835 // Lives, Letters and diaries. Vol. 1. CapeTown, 1971.

21. Hofmeyr, Jan H. South Africa. New York, 1952.

22. Mackenzie, John. Native races of South Africa and their polity // British Africa. New-York, 1969.

23. Maclear and Herschel: Letters and diaries at the Cape of Good Hope, 1834-1838 / Ed. By Warner B., Warner N. CapeTown, 1984.

24. Merriman N. J. On foot, Grahamstown to CapeTown and back, 1851 // Lives, letters and diaries. Vol. 1. CapeTown, 1971.

25. Moffat, Robert. Missionary Labours and scenes in Southern Africa. L., 1842.

26. New England merchants in Africa. A History though Documents, 1802 to 1865 / Ed. By N. R. Bennett and G. E. Brookes, Jr. Boston, 1965.

27. Rebellion of 1815: Generally known as Slachters Nek: A compilation collection of all papers connected with the trial of the accused / Ed. By H. C. V. Leibbrandt. CapeTown, 1902.

28. Soga, Tiyo. Letters, writes and diaries. Grahamstown, 1992.

29. The James Stuart archive of recorded oral evidence relating to the history of the Zulu and neighboring peoples. Pietermaritzburg, 1986.

30. Блок Г. К. Записки русского моряка. Переход из Портсмута в Капштадт // Современник. 1849, Т. 17. С. 1-19.

31. Головнин в. М Плавание Российского Императорского шлюпа «Диана» из Кронштадта в Камчатку под начальством флота лейтенанта Василия Головнина в 1807, 1808, 1809 годах // Африка глазами наших соотечественников. М., 1974.

32. Гончаров И. А. Письма с кругоземного плавания в 1852, 1853 и 1854 годах // Отечественные записки. 1855, №3.

33. Диккенс (Dickens). Очерки мыса Доброй Надежды // Современник. 1852, Т. 32. С. 1-17.

34. Кальвин, Жан. Наставление в христианской вере. Т. 1-2. М., 1997-1998.

35. Колония мыса Доброй Надежды // Отечественные записки. 1852, №5.

36. Ливингстон, Давид. Путешествия и исследования в Южной Африке. М., 1955.

37. Лютер, Мартин. К христианскому дворянству немецкой нации об улучшении христианского состояния. Харьков, 1912.

38. Народы земли. Географические очерки жизни человека на земле. Т. 2. СПб., 1904.

39. О'Релль, Макс. Джон Буль и его колонии: Очерки из путешествия по английским колониям. Спб., 1896.1. Литература:

40. А history of South Africa to 1870 / Ed. By M. Wilson and L. Thompson. L., 1982.

41. African history and culture / fed. By R. Olaniyan. Lagos, 1982.

42. African political systems / Ed. By M. Fortes and E. E. Evans-Pritchard. L., 1943.

43. African societies in Southern Africa / Ed. By L. Thompson. L., 1969.

44. African society, culture and politics: an introduction to African studies / Ed. By C. C. Mojekwu. Washington, 1977.

45. African systems of kinship and marriage / Ed. By A. R. Radcliffe-Brown and DaryllFord. L., 1964.

46. Agar-Hamilton, J. A. I. The road to the north of South Africa, 1852-1886. L., 1937.

47. Ajayi J. F. A. The continuity of African institutions under colonialism // Emerging themes of African history. Nairobi, 1968.

48. Anderson, Elizabeth. A history of the Xhosa of the Northern Cape, 1795-1879. CapeTown, 1987.

49. Aswegen H. J. Van. History of South Africa to 1854. Pretoria-CapeTown, 1990.

50. Brookes E.H. The History of Native Policy in South Africa from 1830 to the present day. Pretoria, 1927.

51. Brownlee, Ian. African boundaries. A legal and diplomatic encyclopaedia. L., 1979.

52. Bryant A. T. Olden times in Zululand and Natal containing earlier political history ofthe Eastem-Nguni clans. CapeTown, 1965.

53. Bond J. They were south africans. CapeTown, 1956.

54. Bundy C. The rise and fall of the South African peasantry. L., 1979.

55. Burger, John. The black man's burden. L., 1942.

56. Butler G., Benyon J. The 1820 settlers. An illustrated commentary. CapeTown, 1974.

57. Cambridge History of Africa. Vol. 6. L., 1985.

58. Cappon, James. Britain's title in South Africa or the story of Cape colony to the days ofthe Great Trek. Milwood, 1973.

59. Carlston, Kenneth S. Social theory and African tribal organization. The development of socio-legal theory. Urbana, 1968.

60. Cauthen, Bruce. The Myth of divine election and Afrikaner ethnogenesis // Myth and Nationhood / Ed. By Hosking G., Schopflin G. L., 1997.

61. Chirenje, J. Mutero. Chief Kgama and his times, c. 1835-1923: the story of a southern African ruler. L.: Ceilings, 1978.

62. Christianity in South Africa: A political, social and cultural history / Ed. By R. Elphick, R. Davenport. Berkeley, 1997.

63. Class, caste and color: A social and economical history of the South African Western Cape / Ed. By W. G. James and M. Simons. New Brunswick, London, 1992.

64. Cobbing Julian. The Mfecane as Alibi: Thoughts on the Battles of Dithakong and Mbolompo // Journal of African History. 1988. Vol. 29.

65. Conquest and resistance to colonialism in Africa / Ed. By G. Maddox. New York, 1993.

66. Cope, John. King of the Hottentots. CapeTown, 1967.

67. Comevin, Marianne. Apartheid: power and historical falsification. Paris, 1980.

68. Cory G. E. The rise of South Africa. A history of the origin of South African colonization and of its development towards the East from earliest times to 1857. In six volumes. L., 1926.

69. Crais, C. Clifton. The vacant land: The Mythology of British Expansion in the Eastern Cape, South Africa // Journal of Social History. 1991. Vol. 25. №2.

70. Curtin P., Feierman S., Thompson L., Vansina J. African history. Boston-Toronto, 1978.

71. Dachs, Anthony. Missionary Imperialism the Case of Bechuanaland // Journal of African History. 1972. Vol. 13. №4.

72. Dagut, Simon. «Strangely hard natures were bred in the South Africa of that day». Rural Settler Childhood, 1850s-1880s //African Studies. 1999. Vol. 58. №1.

73. Davenport T. R. H. South Africa: A modem history, Toronto, 1979.

74. Davidson A. B. Politics and Nationalism in Southern Africa, 1919-1935. (With A. Isaacman and R. Pelissier). In: General History of Africa (UNESCO). Vol. VII. Paris, 1985.

75. Davidson A. B., Filatova 1.1, The Russians and the Anglo-Boer war, CapeTown, 1998,

76. Debroey S, South Africa: To the sources of apartheid, L., 1989.

77. Delius, Peter. The land belongs to us: The Pedi polity, the Boers and the British in the nineteenth-century Transvaal. Berkeley, 1984.

78. Denoon, Donald. Southem Africa since 1800. New York, ! 973.

79. Dictionary of African biography. In 20 volumes. Vol. 3. Algonac, 1998.

80. Dictionary of African biography. With the full text of the character of the organization of African unity / Ed. By Ernest Kay. L., 1972.

81. Duly, Leslie Clement. British land policy at the Cape 1795-1844: a study of administrative procedures in the empire. Durham, 1968.

82. Eldredge E. A. Sources of Conflicts in Southern Africa, 1800-1830: The Mfecane Reconsidered // Journal of African History. 1992. Vol. 33.

83. Elbourne, Elizabeth. «Race», warfare, and religion in mid-nineteenth-century Southern Africa: the Khoikhoi rebellion against the Cape Colony and its uses, 18501858 // Journal of African Cultural Studies. June 2000. Vol. 13. № 1.

84. Elphick R. Kraal and castle. Khoikhoi and founding of White South Africa. New Haven, 1977.

85. Fisher, John. Paul Kruger. His life and times. L., 1974.

86. Fisher, John. The Afrikaners. L., 1969.

87. Fitzpatrick J. H. The Transvaal from within. L., 1899.

88. Five Hundred Years. A History of South Africa / Ed. By C. F. J. Muller. Pretoria-CapeTown, 1973.

89. Gailbraith, John S. Reluctant empire. British policy on the South African frontier, 1834-1854. Berkeley, 1963.

90. Gailey, Harry A. History of Africa. From 1800 to present days. New York, 1972.

91. General History of Africa (UNESCO). Vol. VIL Paris, 1985.

92. Gluckman, Max. Custom and conflict in Africa. Oxford, 1966.

93. Green L. P. History of local government in South Africa. CapeTown, 1957.

94. Hail, Martin. Farmers, kings and traders: The people of Southern Africa, 2001860. Chicago, 1990.

95. Hepple A. South Africa. A political and economic history. New-York, 1966.

96. Hewinson H. H. Hedge of wild almonds: South Africa, the pro-Boers and Quaker conscience, 1890-1910. Portsmouth, 1989.

97. Hodgson, Janet. Princess Emma. Craighall, 1987.

98. Holmberg, Ake. African tribes and European agencies. Colonialism and humanitarianism in British South and East Africa. 1870-1895 // Studia Histórica Gothoburgensia. Gotheborg, 1966.

99. Jones, E. Morse. Roll ofthe British settlers in South Africa. CapeTown, 1971.

100. Junod, Henri A. The life of a South African tribe. In 2 vols. New York, 1966.

101. Kendall, Elliot. The end of an era. Africa and the missionary. L., 1978.

102. Kidd, Duley. Kaffir socialism and the dawn of individualism. An introduction to the study ofthe native problem. New-York, 1969.

103. King, Hazel. Richard Bourke (1777-1856). Melbourne, 1971.

104. Kuparinen, Eero. An African Alternative: Nordic migration to South Africa, 1815-1914. Helsinki, 1991.1.mbert, John. Chiefships in Early Colonial Natal, 1843-1879 // Journal of Southern African Studies. June 1995. Vol. 21. №2.

105. Cordeur, Basil A. The politics of Eastern Cape separatism, 1820-1854. CapeTown, 1981.1.ster, Alan. Settlers, the State and Colonial Power: The Colonization of Queen Adelaide Province, 1834-1837 // Journal of African History. 1998. Vol. 39.

106. Macmillan W. M. Bantu, Boer and Briton. The making of the South African native problem. Oxford, 1963.

107. Majeke, Nosipho. The Role ofthe missionaries in Conquest. Johannesburg, 1952.

108. Marais J. S. The Cape coloured people. 1652-1937. Johannesburg, 1957.

109. Meintjes, Johannes. The voortrekkers. The story of the great trek and the making of South Africa. L., 1973.

110. Millar A. K. Plantagenet in South Africa. Lord Charles Somerset. CapeTown, 1965.

111. Molema S. M. Chief Moroka: His life, his time, his country and his people. Pretoria, 1987.

112. Mostert, Noel. Frontiers: The Epic of South Africa's Creation and the Tragedy of the Xhosa People. CapeTown, 1993.

113. Moyer R. A. The Mfengy, self-defense and the Cape Frontier Wars // Beyond the Cape frontier. Studies in the History ofthe Transkey and Ciskey. L., 1974.

114. Munger, Endwin S. Afrikaner and African nationalism. South African parallels and parameters. L., 1967.

115. Nixon, John. The complete story of the Transvaal. CapeTown, 1972.

116. Odendaal, Andre. Black protest politics in South Africa to 1912. Totowa, 1984.

117. Omer-Cooper J. D. The Zulu aftermath. A nineteenth century revolution in Bantu Africa. L., 1966.

118. Peires, Jeffrey B. Ngqika / Black Leaders in Southern African history. L., 1979.

119. Peires, Jeffrey B. Paradigm Deleted: the Materialist Interpretation of the Mfecane // Journal of Southern African Studies. June 1993. Vol. 19. №2.

120. Peires, Jeffrey B. The dead will arise: Nongqawuse and the great Xhosa cattle-killing movement of 1856-1857. Johannesburg, 1989.

121. Peires, Jeffrey B. The House of Phalo: A history of the Xhosa people in the days of their independence. Berkeley, 1982.

122. Pettersson, Olof. Chiefs and Gods. Religious and social elements in South Eastern Bantu Kingship. Lund; Gleerup, 1953.

123. Philip, Peter. British residents at the Cape, 1795-1819: Biographical records of 4800 pioneers. Totowa, 1981.

124. Picard, Hymen W. J. Masters of the Castle. A portrait gallery of the Dutch Commanders and Governors of the Cape of Good Hope. 1652-1795, 1803-1806. CapeTown, 1972.

125. Plaatje S. T. Native life in South Africa, before and since the European war and the Boer rebellion. L., 1916.

126. Ranger T. O. Connexions between «primary resistance)) movements and modern mass nationalism in East and Central Africa // Journal of African History. 1968. Vol. IX. №3.

127. Reconstructing African culture history / Ed. By Creighton Gabel and Norman R. Bennett. Boston, 1967.

128. Redgrave J. J. Port Elizabeth in bygone days. Wynberg, 1947.

129. Ross, Andrew. John Philip: Missions, Race and Politics in South Africa. Aberdeen, 1986.

130. Ross, Robert. Adam Kok's Griquas. A study in the development of stratification in South Africa. Cambridge, 1976.

131. Ross, Robert. Missions, Respectability and Civil Rights: the Cape Colony, 18281854 // Journal of Southern African Studies. September 1999. Vol. 25. №3.

132. Rutherford J. Sir George Grey. K. C. B., 1812-1898. A study in colonial government. L., 1961.

133. Saunders C. The making of the South African past: Major historians on race and class. Totowa, 1988.

134. Schapera I. Married life in an african tribe. L., 1940.

135. Schapera I. The Old Bantu culture // Western civilization and the natives of South Africa. Studies in cultural contact / Ed. By I. Schapera. L., 1934.

136. Schapera I. Tribal innovators. Tswana chiefs and social change. 1795-1940. L. -New York, 1970.

137. Schreuder D. M. The Cultural Factor in Victorian Imperialism: a case-study of the British «civilizing mission)) // The Journal of Imperial and Commonwealth History. 1976. VoL IV. №3.

138. Selby, John. A short history of South Africa. L., 1973.

139. Shepherd R. H. W. Lovedale, South Africa. 1824-1955. Lovedale, 1955.

140. Sillery, Anthony. John Mackenzie of Bechuanaland, 1835-1899. A study in humanitarian imperialism. CapeTown, 1971.

141. Spilhaus, M. Whiting. South Africa in the making. 1652-1806. CapeTown, 1966.

142. Stapleton, Timothy J. «They no longer care for their chiefs)): Another look at the Xhosa cattle-killing of 1856-1857 // International Journal of African Historical Studies. 1991. Vol. 24. №2.

143. Stapleton, Timothy J. Oral Evidence in a Pseudo-Ethnicity: the Fingo Debate // History in Africa. 1995. Vol. 22.

144. Stapleton, Timothy J. The expansion of a pseudo-ethnicity in the Eastern Cape: Reconsidering the Fingo Exodus of 1865 // International Journal of African Historical Studies. 1996. Vol. 29. №2.

145. Stapleton, Timothy J. The expansion of pseudo-ethnicity in the Eastern Cape: Reconsidering the Mfengy «Exodus» of 1865 // The International Journal of African Studies. 1996. Vol. 29.

146. Templin, J. Alton. Ideology on a frontier: The theological foundation of Afrikaner nationalism, 1652-1910. Westport, 1984.

147. The Cambridge history of Africa. / Ed. By J. E. Flint. Vol. 5: From 1790 to 1870. Cambridge, 1976.

148. The making of modern Africa. Vol. 1: The nineteenth century to the partition / Ed. By J. D. Omer-Cooper, E. A. Ayandele. L., 1968.

149. The Oxford history ofSouth Africa. In 2 vols. Vol. 1. Oxford, 1969-1971.

150. The shaping of South African society, 1652-1820 / Ed. By R. Elphick and H. Giliomee. L., 1979.

151. Theal G. M. History of Africa south of the Zambezi. Zambezi from the settlement of the Portuguese at Sofala in September 1505 to the conquest of the Cape colony by the British in September 1795. In 3 vols. L., 1922.

152. Theal G. M. History of South Africa since September 1795. In five volumes. L., 1908.

153. Theal G. M. Kaffir folklore and selection from the traditional tales. Current among the people living on the Eastern border of the Cape colony with copious explanatory notes. L., 1886.

154. Theal G. M, Progress of South Africa in the century. Toronto, 1902.

155. Theal G. M. South Africa. L., 1900.

156. Thompson L. A History ofSouth Africa. L., 1990.

157. Thompson L. The political mythology of apartheid. New Haven, 1985.

158. Trollope, Anthony. South Africa. In 2 vols. L., 1968.

159. Vatcher, William Henry. White laager. The rise of Afrikaner nationalism. New York, 1965,

160. Voigt J, C, Fifty years of the history of the Republic in South Africa 1795-1845;, In 2 vols. CapeTown, 1969,

161. Walker, Eric A, A History of Southern Africa, L,, 1957.

162. Welch G. Africa before they came. The continent. North, South, East and West preceding the colonial powers. New York, 1965.

163. Welch, David. The roots of segregation. Native policy in colonial Natal, 18451910. CapeTown, 1971.

164. Western civilization and the natives of South Africa. Studies in cultural contact / Ed. By I. Schapera. L., 1967.

165. Wilmot, Alexander. The history of South Africa. L., 1902.

166. Африка в новое и новейшее время. М., 1976.

167. Африка южнее Сахары. Вопросы экономики и истории. М., 1958.

168. Африка. История, историография. М., 1980.

169. Африка: взаимодействие культур. М., 1989.

170. Африка: колониализм и антиколониализм (XIX-XX века). М., 1990.

171. Африка: культурное наследие и современность. М., 1985.

172. Африка: проблемы истории. М., 1986.

173. Бочаров В. В. К динамике политических процессов в доколониальных африканских обществах // Afi-icana: Африканский этнографический сборник. Т. XV. 1991. С. 69-108.

174. Бочаров В. В. Власть. Традиции. Управление. М., 1992.

175. Васильев Л. С. История Востока. В 2-х т. М., 1994.

176. Гараджа В. И. Протестантизм. М., 1971,

177. Гольцендорф Г, Об отношениях английских колоний к метрополии // Русское слово, 1861, №1, С, 1-20,

178. Давидсон А. Б. Апартхейд система расового порабощения // Расовая дискриминация в странах Африки. М., 1960.

179. Давидсон А. Б. Коминтерн в Африке: документы, события, люди // Новая и новейшая история. 1999. №3-4.

180. Давидсон А. Б. Матабеле и машона в борьбе против английской колонизации. М., 1958.

181. Давидсон А. Б. Сесиль Роде и его время. М., 1984.

182. Давидсон А. Б. Сесиль Роде строитель империи. М., 1998.

183. Давидсон А. Б. Страны Тропической и Южной Африки. В: Всемирная история. М., т. XI, 1977; т. XII, 1979; т. XIII, 1983.

184. Давидсон А. Б. Страны Южной Африки в 1800-1870; Страны Южной Африки в 1870-1918. В сб.: История Африки в XIX- начале XX века. М., 1984.

185. Давидсон А. Б. Тропическая и Южная Африка, Заир, Ангола, Мозамбик, Южно-Африканская Республика. В: История стран Азии и Африки в новейшее время. Часть 2 (1945-1977). М., 1979.

186. Давидсон А. Б. Тропическая и Южная Африка. В: История стран Азии и Африки в новейшее время. Часть 1 (1917-1945). М,, 1976.

187. Давидсон А. Б. Южная Африка: становление сил протеста. 1870-1924. М., 1972.

188. Ерофеев Н. А. Английский колониализм в середине XIX века : Очерки. М., 1977.

189. Ерофеев Н. А. Туманный Альбион: Англия и англичане глазами русских, 1825-1853. М., 1982.

190. Ерофеев Н. А. Закат Британской империи. М., 1957.

191. Ерусалимский А. С. Колониальная экспансия капиталистических держав в ХУ11-Х1Х веках. М., 1974.

192. История Африки в XIX начале XX века. М., 1967.

193. Колониализм вчера и сегодня. М., 1964.

194. Колониализм и межимпериалистические противоречия в Африке. М., 1962.

195. Колониализм сегодня (Политико-экономический справочник). М., 1967.

196. Колониальное общество Тропической Африки: взаимодействие цивилизаций? М., 1993.

197. Макрушин А. Первые русские на юге Африки // Азия и Африка сегодня. 1966, №1.

198. Малерб, Мишель. Религии человечества. М., 1997.

199. Моретт Ф. Экваториальная, восточная и южная Африка. М., 1951.1. Народы Африки. М., 1955.

200. Никитин М. Д. Колониальные преобразования в политической сфере Буганды в 1945-1962 годах: судьба иннокультурных инноваций // Новая и новейшая история. Вып. 15. Саратов, 1995.

201. Никитин М. Д. О влиянии эндогенных тенденций развития цивилизации Межозерья на характер взаимоотношений с английскими колонизаторами // Всеобщая и отечественная история: актуальные проблемы. Саратов, 1993.

202. Никитин М. Д. Элементы европейской политической культуры в колониальной Уганде: особенности восприятия иннокультурных инноваций (конец XIX середина XX века) // Восток. 1995. №4.

203. Никитин М. Д., Парфенов И. Д. Колониализм в Африке: проблемы историографии и методологии. Саратов, 1995.

204. Ольдерогге Д. А. Система лобола и различные формы кузенного брака в Южной Африке // Ольдерогге Д. А. Эпигамия. Избранные статьи. М; Наука, 1983.

205. Парфенов И. Д. Колониальная экспансия Великобритании в последней трети XIX века. (Движущие силы, формы и методы). М., 1991.

206. Парфенов И. Д. Монополия и империя. Английские привилегированные компании и колониальная экспансия 80-90-х годов XIX века. Саратов, 1980.

207. Потехин И. И. Африка смотрит в будущее. М., 1960.

208. Потехин И. И. Военная демократия у матабеле // Родовое общество. Труды института этнографии. Т. XIV. М., 1951.

209. Потехин И. И. Социально-экономический строй южных банту в начале XIX века. М., 1954.

210. Развивающиеся страны в современном мире. Единство и многообразие. М.,1983.

211. Развивающиеся страны: закономерности, тенденции, перспективы. М., 1974. Розенталь Н. Н. Из истории православия, католицизма и протестантизма. М., 1957.

212. Субботин В. А. Великобритания и ее колонии. Тропическая Африка в 19181960-х годах. М., 1992.

213. Тихомиров В. И. Церковь и политическая борьба в Южной Африке. М., 1990.

214. Филатова И. И. Полвека в африканистике // Евроцентризм и афроцентризм накануне XXI века: африканистика в мировом контексте. М., 2000.

215. Фитцджеральд У. Африка. Социальная, экономическая и политическая география её главных регионов. М., 1947. Чанышев А. Н. Протестантизм. М., 1969.

216. Шкляж И. М. Британская колониальная политика в Южной Африке (конец XVIII первая четверть XIX века) // Вопросы истории. 1983, №2.

217. Шкляж И. М. Зулусы и британская экспансия // Вопросы истории. 1971. №11.

218. Шкляж И. М. Йоханнес ван дер Кемп у истоков борьбы против расизма в Южной Африке. М., 1991.

219. Шкляж И. М. Томас Прингл южноафриканский демократ. М., 1985. Эволюция восточных обществ: синтез традиционного и современного. М.,1984.

220. Элленбергер В. Трагический конец бушменов. М., 1956.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.