Коммуникативно-культурные компоненты и механизмы формирования имиджа коммерческой музыкальной радиостанции: на примере радиостанций г. Белгорода тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.10, кандидат филологических наук Рязанцев, Вадим Александрович

  • Рязанцев, Вадим Александрович
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2008, Белгород
  • Специальность ВАК РФ10.01.10
  • Количество страниц 181
Рязанцев, Вадим Александрович. Коммуникативно-культурные компоненты и механизмы формирования имиджа коммерческой музыкальной радиостанции: на примере радиостанций г. Белгорода: дис. кандидат филологических наук: 10.01.10 - Журналистика. Белгород. 2008. 181 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Рязанцев, Вадим Александрович

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. МАССМЕДИЙНАЯ КОММУНИКАЦИЯ В ПРАГМАТИЧЕСКОМ И СОЦИОКУЛЬТУРНОМ АСПЕКТАХ.

1. СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ.

1.1. Структура канала массовой коммуникации.

1.2. Функциональный потенциал системы средств массовой коммуникации.

1.3. Коммуникативная личность и аудитория как важнейшие субъекты массовой коммуникации.

2. СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ОТРАЖЕНИЯ РЕАЛЬНОСТИ В МАССМЕ-ДИА.

2.1.Информационно-кодовый характер массмедийной коммуникации.

2.2. Мифологическая интерпретация информационно-кодовой системы современных массмедиа.

2.3. Характер мифопроизодства и мифотрансляции в радиокультуре.

3. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ И ПЕРЦЕПТИВНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ИМИДЖА КАК ПРОДУКТА МИФОПРОИЗВОДСТВА.

4. БРЕНД КАК СОЦИАЛЬНЫЙ МИФ.

ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ.

ГЛАВА II. СПЕЦИФИКА И ФУНКЦИИ ОСНОВНЫХ ИМИДЖЕФОР-МИРУЮЩИХ КОМПОНЕНТОВ КОММЕРЧЕСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ РАДИОСТАНЦИИ.

1. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КОММЕРЧЕСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ РАДИОСТАНЦИЙ.

2. ФОРМАТ КОММЕРЧЕСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ РАДИОСТАНЦИИ КАК ВЕДУЩИЙ ИМИДЖЕФОРМИРУЮЩИЙ КОМПОНЕНТ.

3. ХАРАКТЕРИСТИКА ВИЗУАЛЬНОГО ИДЕНТИФИКАТОРА РАДИОСТАНЦИИ -ЛОГОТИПА.

4. РОЛЬ ВЕДУЩЕГО В ФОРМИРОВАНИИ ИМИДЖА КОММЕРЧЕСКОЙ РАДИОСТАНЦИИ

4.1. Радиоведущий как коммуникативная личность.

4.2. Просодический элемент в коммуникативной деятельности радиоведущего.

4.3. Анализ содержательной стороны коммуникативного поведения радиоведущих.

5. ВОСПРИЯТИЕ АУДИТОРИЕЙ ИМИДЖЕФОРМИРУЮЩИХ КОМПОНЕНТОВ КОММЕРЧЕСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ РАДИОСТАНЦИИ (ПО ДАННЫМ ОПРОСА).

6. ПРОМОУШЕН-КОММУНИКАЦИИ КАК ВНЕЭФИРНЫЙ КОМПОНЕНТ ИМИДЖА

КОММЕРЧЕСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ РАДИОСТАНЦИИ.

ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Журналистика», 10.01.10 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Коммуникативно-культурные компоненты и механизмы формирования имиджа коммерческой музыкальной радиостанции: на примере радиостанций г. Белгорода»

Современное российское общество переживает бурный процесс системной трансформации. Исследовательская мысль в настоящее время пытается дать оценку этим изменениям культурного ландшафта, определить их сущность, роль и место в жизни российского общества, а также выявить механизмы влияния отдельных социокультурных явлений на различные сферы человеческой деятельности.

Система средств массовой коммуникации, имеющая сегодня неограниченное влияние на ценностные установки и прагматические потребности человека вследствие бурного развития научно-технического прогресса и своей структурно-содержательной перестройки, стала доминирующим фактором современной культуры «массового потребления» в «массовом обществе» [Бо-рев 2002: 371]. Само понятие человеческого общения заменяется техногенным понятием коммуникации. Механизмы коммуникативной деятельности и само коммуникативное пространство, в рамках которого реализуются различные дискурсы1 [Почепцов 1999: 118] - важнейшие объекты потребления информационных массмедийных2 потоков, - сегодня осмысляются с позиций постмодернистской культурологической концепции, которая позволяет объяснить фрагментарность, высокую интертекстуальность, аксиологический плюрализм, гедонистическую направленность, мифологичность, серийность

1 Существует множество определений и подходов к изучению такого понятия, как дискурс [см. в част. Лингвистический энциклопедический словарь 1990: 136-137; Ван Дейк 1989: 42-44]; в своей работе мы под дискурсом будем понимать «текст в неразрывной связи с ситуативным контекстом, определяющим всё то, что существенно для порождения данного высказывание/текста, в связи с системой коммуникативно-прагматических и когнитивных установок автора, взаимодействующего с адресатом» [Стилистический энциклопедический словарь 2006: 54].

2 Термин «массмедиа» все чаще встречается в исследовательской литературе, когда речь идет о средствах массовой информации и их беспрецедентном влиянии в современной культуре. Им обозначают различные средства коммуникации: печатные издания, телевидение, радиовещание, источники информации в Интернете, а также телеграф, кино, видео и даже сотовую связь. Заметим, что последние средства коммуникации, которые тоже являются формой общения масс, но не предназначены непосредственно для производства и тиражирования информтоварноп массы, разумнее обозначать термином, в котором коммуникация употребляется во множественном числе - массовые коммуникации [см.: Элмор 1992]. продуктов массмедиа, ориентированность их на массовую культуру, потребительскую эстетику [Маньковская 1995: 158-159].

Изменения как на уровне формы, так и на уровне содержания наиболее заметны в области медиаиндустрии, аккумулирующей в себе последние достижения электроники, экономики, психологии и философии. «Современное общество наполнено и пронизано потоками информации, которые нуждаются в обработке. Поэтому без информационных технологий, равно как и без энергетических, транспортных и химических технологий, оно нормально функционировать не может», — отмечают В. Б. Бритков и С. В. Дубовской, исследуя проблемы средств массовой коммуникации [Бритков, Дубовской 2000: 146.].

При сохранении общих закономерностей функционирования средств массовой информации, которые выступают и в качестве объекта, и в качестве субъекта социальной жизни, каналы массовой коммуникаций в эпоху научно-технического прогресса, с одной стороны, и тотальной коммерциализации медиа - с другой, приобрели свои индивидуальные особенности развития и влияния на массы, определяемые и спецификой контакта с аудиторией, и рыночными отношениями.

Сегодня массмедиа как никогда вынуждены ориентироваться на законы рыночного спроса и предложения, поскольку содержание медийных каналов во многом определяется запросами и потребностями потенциальной аудитории. Это проявляется, по утверждению исследователей, в едином медийном конгломерате средств массовой информации и коммуникации, аудитории и рекламодателей [См.: Вартанова 2003].

Структурно-содержательное изменение массмедиа, и в частности радиовещания, отражает глобальные социокультурные процессы, протекающие в современном обществе. Смена медиатехнологий, наблюдаемая в последние десятилетия, означает и смену технологий культурной коммуникации, и общую социальную трансформацию общества [Майоров 2005: 91]. Новейшие технические средства связи, позволяющие обмениваться информацией в реальном времени, способствующие повышению уровня интерактивности современных средств массовой информации и коммуникации, привели к изменению характера информационной среды и, соответственно, к новым качественным характеристикам общения в социуме, а способность к быстрому и почти тотальному охвату аудитории превращает средства массовой коммуникации в «важнейший фактор, трансформирующий всю систему духовного производства» [Ерасов 2000: 409]. Необходимо обратить внимание и на спектр негативных явлений, которые, по утверждению исследователей, характерны для современных массмедиа: распространение «индустрии развлечений», неопределенность информационной политики медиаканалов, тотальная коммерциализация и сведение вещания, в конце концов, к воздействию через эффекты коммуникации - утилитарный, эмоциональный, эстетический [Беспамятнова 2008: 6].

Технологические и социокультурные возможности массмедиа формируют особое сверхнасыщенное информационное поле, в которое погружается индивидуальное и коллективное сознание. В связи с этим О. В. Шлыкова вполне обоснованно утверждает, что «в эпоху электронных преобразований увеличивается социокультурная и культурная роль мультимедиа, наступает век «информационного Ренессанса», в котором люди получают различные типы культурной информации в качестве нового ресурса активации интересов и уровня компетентности с помощью самых разнообразных средств, в том числе и электронных» [Шлыкова 2004: 2]. Таким образом, современные мультимедийные каналы не только способны к формированию смыслов, движений мысли, решений, не только позволяют актуализировать контексты новой социокультурной реальности, но и «передают складывающиеся системы репрезентации стандартов, символов, ценностей и образцов действий» [Мельник 2005: 106], соединяют воедино информационную и коммуникативную интенции с целью определенного воздействия на получателя информации [Почепцов 1998: 118]. Это позволяет исследователям рассматривать мас-смедиа как один из компонентов психосоциальной среды обитания человечества, в которой они «претендуют, и не без основания, на роль очень мощного фактора формирования мировоззрения личности и ценностной ориентации общества» [см. в част.: Поликарпова]. ,

Исследователи медиакоммуникации склонны рассматривать сегодняшние массмедиа как самостоятельный культурный институт, представляющий собой транслятор социокультурного опыта и знаний [Лапин 2005], опосредованный ценностными отношениями массовой культуры.

Массовый характер культурных явлений в последние десятилетия расширил возможности механизмов мифологизации [Курганский 2005: 14]. Современные медиаресурсы, апеллируя к глубоким психологическим процессам и опираясь на мифологические пласты сознания, способны конструировать особую реальность, создавая знаки и образы, отсылающие человека не к его чувственному опыту, а непосредственно к опыту потребления медиа.

Заметным изменениям в современном информационном контексте на уровне контента подверглось и радиовещание, создав общую, основанную на принципах чёткой форматности3, специфику радиовещания в целом, которая впоследствии и определила закономерное развитие этого первого «нетипографского» средства массовой информации: из способа организации семейного и коллективного досуга и средства связи в первой половине XX века оно превратилось в мощное средство информации и глобального развлечения. «Хотя за последние сорок лет телевидение заменило радио в качестве главного развлекательного средства массовой информации, доступность последнего тем не менее выше» [Кийт 2001: 13]. Появление новых технически

3 Формат станции можно обозначить как определенный стиль вещания, адаптированный к интересам и потребностям конкретной группы слушателей и потребителей рекламы и включающий в себя содержание, ритм вещания, нормы программирования, манеру работы ведущих и другие специфические особенности организации передач. [Реклама и связи с общественностью 2000; Радиожурналистика 2000: 370-371]. Подробное определение этого понятия будет дано в соответствующей части диссертационной работы. более совершенных средств массовой информации заставило радио приспособиться к новой ситуации и по-новому осознать свое место в отрасли массовых коммуникаций.

Радио, начиная с периода массового вещания - 30-х гг. XX века4, - стало не только наиболее полифункциональным средством информирования, но и мощным мифокультивирующим средством коммуникации.

Пройдя идеологический этап своего функционирования, сегодня российское радиовещание вступило в новую фазу своего развития — в русло негосударственного вещания. Если «государственники» решили для себя главную задачу — жестко определили рамки своего сегмента аудитории, то для частных радиостанций борьба за аудиторию в условиях стратегии рыночной сегментации5 стала ключевой проблемой и отчасти стала доминирующим фактором развития современного коммерческого радиовещания [Асланова 2003: 5].

Говоря о коммерческом музыкальном радиовещании6, мы прежде всего осознаем прагматическую сторону его функционирования. Коммерческий успех того или иного радиоканала несомненно будет определяться устойчивым получением финансовой выгоды, а стабильный коммерческий успех радиостанции во многом будет предопределяться его позитивным имиджем.

Конкурентная борьба за потенциального слушателя является стержневой проблемой современного российского радиобизнеса, что заставляет вещателей быть более избирательными в механизмах выстраивания имиджа

4 Хотя исследователи радио расходятся во мнении относительно начала массового вещания в России; высказываются и суждении - правомерно ли в принципе называть конкретную дату [См.: Шерель 2004: 15; Гуре-вич, Ружников 1976: 11].

5 Стратегия рыночной сегментации - стратегия, при которой рынок разбивается на несколько сегментов и делится между продавцами [Шарков 2004: 263].

6 Тип вещания радиоканалов определяется по соотношению музыки и информации, в связи с чем принято выделять информационные радиостанции (соотношение информации и музыки 90% и 10%), информационно-музыкальные (60-70% и 30-40% соответственно), музыкально-информационные (60-70% и 30-40% соответственно) и музыкальные (информации не более 10 %). В поле нашего исследования — радиоканалы последних двух типов, поэтому мы объединим их под общим понятием «музыкальные радиостанции». канала, под которым понимается «целенаправленно создаваемый образ кого-нибудь, призванный выражать определенные свойства субъекта и тем самым оказывать психологическое, эмоциональное воздействие на зрителей, собеседников, слушателей» [Русский язык конца XX столетия 2000: 150]. Правильно выстроенный имидж позволяет радиовещателю привлечь к своему радиоканалу платежеспособную аудиторию, удержать её у приемника, а затем предложить эту аудиторию рекламодателю.

Важным условием привлечения аудитории к медиаканалу является имидж. Имидж радиоканала - явление сложное, обусловленное и прагматической направленностью контактоустанавливающих стратегий, и социокультурными факторами его функционирования в медиапространстве, и его содержательной составляющей. Это своеобразное послание, сообщение, средство установления и поддержания связи с аудиторией и в то же время - узловое понятие в исследованиях коммуникативных процессов в СМИ, в нем замыкаются и интенции аудитории, и интенции создателей медиапродукта.

Имиджеформирующим компонентом коммерческой музыкальной радиостанции прежде всего является формат — музыкальная и программная концепция канала. Визуальным идентификатором формата выступает логотип радиостанции, поддерживает же имиджевое поле радиостанции радиоведущий, реализующий имидж станции в своем коммуникативном поведении. Важное значение имеет также внеэфирная коммуникация, протекающая в созданном имиджевом поле радиоканала с помощью различных способов промоушена : она способствует укреплению имиджа станции на федеральном или региональном радиорынке.

7 Промоушен (от англ. - promotion) - содействие развитию, продвижение, поддержка,. помощь в продаже товаров, комплекс изощренных приемов их рекламирования посредством массмедиа [Землянова 2004: 271]. Р. Терри Элмор трактует промоушен как «методы и приемы, предназначенные для привлечения и удержания слушателей, зрителей, читателей и т.д. к одному из органов СМИ путем демонстрации отличия и преимущества данной станции или печатного органа над конкурентом» [Элмор 1992:467].

Выстраивание и поддержание имиджа радиостанции перечисленными компонентами протекают, естественно, в особом социокультурном режиме, определяемом особенностями функционирования массовой коммуникации, которая является важным узлом в передаче смыслового содержания сообщений. Массмедиа, погружая в особое мифологическое поле массовое сознание потенциальных потребителей собственных продуктов, конструируют особую, массмедийную реальность, с помощью которой и осуществляются механизмы воздействия основных имджеформирующих компонентов на аудиторию.

Кроме того, любое массмедиа старается создать вокруг своего продукта некий имеющий общественно-культурную природу символ, знак, смысл которого был бы понятен всем представителям целевой аудитории, создать вокруг себя поле идентичности, в которое включены ожидания и потребности аудитории, то есть создать некий социальный миф, определяемый теоретиками и практиками маркетинговых коммуникаций как бренд. И именно имидж является средством наполнения этого социального мифа, раскрывает содержание бренда. Таким образом, оптимальный выбор имиджеформирую-щих символов предполагает достаточно высокий уровень включенности объекта имиджеформирования в культурно-социальный контекст, владение семантикой культурных символов и умение их использовать для выражения имиджевых смыслов.

Актуальность темы исследования. Имиджеформирующие механизмы коммерческих музыкальных радиостанций, которые являются наиболее эффективными для привлечения аудитории к радиостанции, не в полной мере вошли в новое русло исследований, характеризующееся мультипарадиг-мальностью [Корконосенко 2008: 38], включающей в себя и достижения ме-диапсихологии, и теории коммуникации, и теории журналистики, и социологии, и филологических наук, и маркетинговых исследований. Взгляд на проблему имиджеформирования с этих позиций является актуальным для осмысления результатов деятельности и поиска путей преодоления негативных явлений в современных массмедиа. Одно из направлений этого осмысления — имидж коммерческой музыкальной радиостанции, в котором, помимо специфических, наблюдаются и общие тенденции функционирования массмедий-ных каналов, влияющие как на принципы организации вещания, так и на формирование дискурса повседневности в современном российском обществе.

Объектом диссертационного исследования выступают коммуникативные процессы, отражённые в деятельности музыкальной коммерческой радиостанции. Предметом исследования является имидж радиоканала как средство реализации его целей, осуществляемых через знаково-символическое воздействие на аудиторию.

Цель работы состоит в выделении и описании базовых компонентов имиджа музыкальной коммерческой радиостанции в их взаимодействии и взаимообусловленности.

Реализация заявленной цели требует решения частных задач:

• осуществления обзора исследований феномена массовой коммуникации с точки зрения её структурно-функциональных особенностей, определения специфики информационно-кодовой и мифологической организации современных медиа;

• определения роли имиджа в формировании брендов массмедийных ресурсов;

• характеристики основных имиджеформирующих компонентов коммерческих музыкальных радиостанций;

• определения механизмов воздействия на аудиторию имиджеформирующих компонентов радиостанций;

• выявления отношения аудитории к основным имиджеформирующим компонентам коммерческих музыкальных радиостанций г. Белгорода.

В основу методологической базы исследования положены общенаучные принципы объективности и системности. Особенности предмета диссертационного исследования позволили нам в качестве ведущего метода исследования выбрать наблюдение, которое протекало в двух формах - включенной и невключенной. Эмпирический материал исследования позволяет применить системный метод, включающий идеологический и семиотический аспекты [Кривенко 1993: 21]. Идеологический аспект предполагает исследование особым образом упорядоченного состава текстовых источников, лежащих в основе массового информирования; упорядоченного набора тем, по которым осуществляется массовая коммуникация, а также реакции аудитории на передаваемую информацию. Этот аспект исследования массовой информации конкретизируется семиотическим, что требует анализа знаковой системы, используемой тем или иным средством массовой коммуникации, систематизации правил и принципов отбора и использования вербальных и невербальных средств для реализации коммуникативного акта, соответствия выбранных средств выражения когнитивным установкам конкретной аудитории и соотнесения анализа текстов радиопередач с анализом соответствующих социально-психологических характеристик социальных групп, входящих в аудиторию массовой коммуникации.

Исследование особенностей влияния имиджевой коммуникации на аудиторию позволило использовать и один из коммуникативных методов исследования — опрос.

Эмпирическая и источниковедческая база исследования. Основу эмпирической базы данного диссертационного исследования составили в первую очередь коммерческие музыкальные радиостанции, вещающие в верхнем ультракоротком диапазоне г. Белгорода: «Русское радио», «Русское радио-2», «Европа плюс», «Авторадио», «Love radio», «Radio NRG», «Радио 7». Хронологические рамки диссертационного исследования включают в себя период с 2002 года по 2007 год, хотя исследование белгородского коммерческого радиовещания осуществляется нами с 1999 года.

Для исследования системного воздействия имиджеформирующих компонентов радиостанций на аудиторию с позиций их концептуального вещания были использованы различные источники - от материалов сайтов радиостанций (www.rusradio.ru, www.radio7.ru,www.rusradio2.ru, www.europaplus.ru,www.nij.ruwww.loveradio.ruwww.avtoradio.ru), (см. табл. 1) и мониторинга эфира (отбор фрагментов монологической речи радиоведущих) до проведения опроса методом анкетирования аудитории. Кроме того, использовались информационные ресурсы и статистические данные порталов www.brandmedia.ru и www.guzei.com, а также диссертационные исследования близкой проблематики и материалы оценочного характера - научные статьи, монографии, учебные пособия, изучение которых велось в национальных, региональных и университетских библиотеках Российской Федерации (Российская государственная библиотека, Российская национальная библиотека имени М. Е. Салтыкова-Щедрина, Белгородская государственная универсальная научная библиотека, библиотеки Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова, Воронежского государственного университета, Белгородского государственного университета).

В исследовании был использован и личный более чем 10-летний опыт работы диссертанта в сфере коммерческого радиовещания в качестве ведущего и журналиста.

Теоретическую базу диссертационного исследования составили прежде всего труды по теории массовой коммуникации В. Ю. Борева, М. А. Васи-лика, Д. П. Гавры, В. В. Гаспаряна, Э. Г. Гуманяна, В. Б. Кашкина, А. В. Коваленко, В. П. Конецкой, П. Н. Киричка, Г. Лассуэлла, Т. В. Науменко, Г. Г. Почепцова, В. Н. Переверзева, Л. В. Петрова, Е. Поликарповой, А. В.Соколова, Л. Н. Федотовой, П. П. Яковлева, Dominick Joseph R., а также работы Н. Н. Богомоловой, Г. С. Мельник, Д. В. Ольшанского, в которых анализу подвергаются социально-психологические аспекты функционирования средств массовой коммуникации. Специфика предмета исследования обращает нас к фундаментальным научным работам П. С. Гуревича, А. А. Му-зыри, В. Н. Ружникова, В. В. Смирнова и А. А. Шереля, посвященным становлению и развитию, а также специфике отечественного радиовещания. При анализе современного радиодискурса мы опирались на исследования О. В. Александровой, М. Н. Володиной, Г. Н. Беспамятновой, М. Р. Желтухи-ной, О. С. Иссерс, Ю. Н. Караулова, Б. В. Кривенко, Е. Г. Сомовой, Е. Ф. Тарасова, Н. Т. Фрольцовой, в которых дан анализ вербальных и невербальных средств осуществления коммуникативного воздействия. Важным моментом в осмыслении деятельности современных массмедиа стало обращение к исследованиям культурологических аспектов функционирования глобальной ме-диаситемы - Н. Б. Кирилловой, Е. П. Прохорова, В. С. Стёпина, Е. Н. Юдиной. При анализе взаимоотношений медиа с реальностью мы опирались на работы Р. Барта, М. М. Бахтина, Е. Г. Дьяковой, А. П. Короченского, В. Куренного, М. Лифшица, А. Ф. Лосева, Н. Лумана, А. Д. Трахтенберга, К. Г. Юнга. К проблемам конструирования коммерческих и социальных мифов, формирования имиджа мы идем через труды Ю. В. Андреевой, В. Бугрима, Е. Л. Вартановой, Б. И. Головко, А. А. Давтян, В. Г. Зазыкина, Г. Г. Почепцо-ва, А. В. Ульяновского, М. А. Шишкиной, О. У. Юлдашевой.

Научная новизна. В данной работе впервые проводится исследование имиджеформирующих компонентов коммерческой музыкальной радиостанции на основе анализа процессов мифопроизводства в виртуальном пространстве массмедиа с использованием социально-психологического и культурологического подходов, что показало неоднородную, гетерогенную природу имиджевой коммуникации, включающую в себя визуальный, аудиаль-ный и содержательный компоненты. Последний, в частности, связан с коммуникативным и речевым поведением ведущего эфира, использованием им спектра семиотических кодов в процессе воздействия на аудиторию. Глубинным интегрирующим фактором в этом случае являются психологические, а именно архетипические основания имиджепроизводства. Выявленные в имидже музыкальных коммерческих радиостанций основные архетипические образы позволяют определить актуальные ценности для региональной или столичной аудитории через предпочтения в выборе того или иного архетипа.

Теоретическая значимость исследования заключается в выделении и анализе ключевых аспектов формирования имиджа радиостанции, обоснованного основными закономерностями функционирования современных средств массовой коммуникации; в описании механизмов привлечения аудитории коммерческой радиостанции, опирающихся на мифологические пласты индивидуального и коллективного сознания.

Практическая значимость работы определяется наличием в ней анализа основных имиджеформирующих компонентов коммерческой музыкальной радиостанции — формата, логотипа, коммуникативной деятельности радиоведущего. Данный анализ позволит радиовещателям более целенаправленно использовать механизмы создания и поддержания имиджа радиоканала, лучше ориентироваться в вопросах продвижения своей станции на российский радиорынок не только на региональном, но и федеральном уровне. Результаты диссертационной работы могут быть использованы в учебном процессе - курсах по радиожурналистике, теории радиовещания.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Исследование механизмов формирования имиджа в первую очередь задается социокультурными особенностями средств массовой коммуникации как источника порождения массме-дийной мифологической реальности.

2. Важнейшим условием, определяющим имидж коммерческой радиостанции, является формат канала. В структуре формата ведущим компонентом имиджа станции являются радиоведущий как языковая и коммуникативная личность; программная и музыкальная концепция канала и его визуальный идентификатор - выраженный в цвете и символе логотип.

3. Механизмы формирования имиджа коммерческой музыкальной радиостанции обусловлены информационно-кодовыми системами, складывающимися в мифологическом пространстве массмедийной реальности и актуализирующими содержание универсальных архетипических образов в соответствии с позиционированием радиоканала.

4. Воздействие указанных имиджеформирующих компонентов на аудиторию подкрепляется внеэфирной деятельностью коммерческой музыкальной радиостанции - промоушен-коммуникацией, что в конечном итоге определяет коммерческий успех радиоканала.

Апробация результатов исследования. Основные положения работы докладывались в ряде научных выступлений на межвузовских, всероссийских и международных научно-практических конференциях Белгородского государственного университета (2006, 2007 гг.), Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова (2002 г.), Воронежского государственного университета (2001, 2003-2006 гг.), Санкт-Петербургского государственного университета (2003-2005, 2007 гг.), Московского государственного университета (2005-2007 гг.). Основные идеи исследования опубликованы в сборниках научных работ Белгорода, Воронежа, Архангельска («Вестник Поморского университета», включённый Высшей аттестационной комиссией в перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий для публикаций научных результатов диссертаций на соискание учёной степени кандидата наук), Санкт-Петербурга, Москвы. Результаты исследования обсуждались на кафедре теории и истории журналистики Белгородского государственного университета. Часть материалов использована диссертантом в преподаваемых им дисциплинах «Мастерство радиожурналиста» и «Основы радиожурналистики».

Структура диссертации определяется целью и задачами исследования. Работа состоит из Введения, двух глав, Заключения, Списка источников, Библиографического списка использованной литературы и Приложения.

Похожие диссертационные работы по специальности «Журналистика», 10.01.10 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Журналистика», Рязанцев, Вадим Александрович

ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ

Коммерциализация радиовещания в России требует от вещателей большей избирательности в процессе имиджирования собственных каналов. Чёткая параметризация своей аудитории, её психофизических характеристик, аксиологических установок способствует успешному позиционированию радиостанции на рынке.

В имиджировании того или иного радиоканала нашли своё выражение мифодизайнерские технологии, определяющие коммуникативно-предметное поле станции, включающее сам радиоканал, информацию о нем и ожидание, с ним связанное и поддерживающее доверие к станции со стороны слушателей. Основным объектом мифодизайна становится формат радиостанции, в который естественным образом вписываются стилистика и направление звучащей в эфире музыки, набор идентификационных джинглов, коммуникативное поведение радиоведущих. Опора на эти компоненты эфирного дискурса напрямую связана с реализацией ведущей функции коммерческой музыкальной радиостанции - рекреативной. Именно установкой на развлекательность объясняется и речевое поведение радиоведущего: его раскованность и раскрепощенность в общении, использование им элементов языковой игры, шуток, афоризмов в рамках литературно-разговорного и фамильярно-разговорного типов речевого культуры.

Имиджирование радиоканала осуществляется через воздействие на мифологические пласты сознания человека, актуализацию тех конкретных архетипических образов, которые соответствуют заложенным в брендах основным идеям радиоканалов. Бренд радиоканала может строиться либо на одном архетипическом образе («Radio NRG» — образ Искателя, «Авторадио» - образ Славного Малого, «Русского радио-2» - образ Простодушного, «Европа плюс» - образ Бунтаря), либо коррелировать с двумя архетипами («Love radio» - образы Заботливого и Любовника, «Русского радио» - образы Славного Малого и Шута, «Радио 7» - образы Мудреца и Правителя). В соответствии с этими образами происходит включение слушателя в мифологическое пространство радиостанции, к поддержанию которого стремится и радиоведущий, создающий позитивный настрой.

Исследование наиболее активного сегмента белгородской радиоаудитории позволяет сделать вывод о вполне целенаправленном воздействии имиджеформирующих компонентов ведущих московских сетевых радиоканалов: «Русского радио», «Европы плюс», «Love radio» и «Авторадио», в связи с чем можно говорить о четкой, продуманной коммуникации как по линии Радиостанция-Аудитория, так и по линии Радиоведущий-Аудитория. Это можно объяснить сложившимися жесткими условиями развития радиорынка в стране (недостаточной форматизацией станций и, как следствие - острой борьбой за массового слушателя), что обязывает руководство станций использовать яркие выразительные средства воздействия эфирных и внеэфир-ных компонентов, определяющих общий имидж радиостанции, превращающих его в привлекательный, интересный для целевой аудитории продукт.

Значительную роль в формировании имиджа радиостанции играют маркетинговые коммуникации, которые выходят за пределы эфира. Они позволяют привлечь дополнительное внимание аудитории к радиостанции. Промоушен канала должен осуществляться как на федеральном, так и региональном уровне с учётом менталитета аудитории. Требования к соблюдению единой концепции вещания, жесткое программирование позволяют добиваться более строгой специализации радиостанции, гарантируют защиту от размывания формата, помогают удержать аудиторию. Наблюдение за промо-ушен-коммуникациями радиоканалов Белгорода выявляет их определённую неразвитость, а порой и неспособность радиовещателей использовать их потенциал в поддержании имиджа канала.

В то же время усиливающаяся демассификация эфира и сегментация аудитории приводит к более отчетливому представлению радиовещателей о социально-психологических характеристиках своей аудитории, а рекламодателей - своих потенциальных покупателей, в связи с чем можно говорить, во-первых, о вполне реальных перспективах сужения форматов каналов и позиционирования станций как узконаправленных, и, во-вторых, о дифференциации дискурса в рамках выделяющихся сегментов.

Тем не менее такие перспективы развития радиовещания в России не отражаются сегодня на основных принципах имиджирования музыкальных радиостанций и главных объектах мифодизайна.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Массовая коммуникация, обладая специфическими особенностями функционирования, позволяет массмедиа транслировать особым образом упорядоченные социально релевантные дискурсы, основанные на информационных и коммуникативных интенциях создателей и распространителей информационных потоков, в специфическом мифологическом поле. С одной стороны, медиакоммуникация, связанная с ретрансляцией знаков и символов в проецируемой средствами массовой коммуникации мифологической ме-диареальности, опирается на современные условия распространения и потребления информации массовым сознанием. Вполне осознанно апеллируя к его мифологическому уровню, медиаканалы опираются на существующие мифы и активно генерируют собственные, проявляющиеся в брендинге.

С другой стороны, массмедиа становятся также средствами и каналами распространения информации о себе, выстраивая с помощью своих ресурсов, а также внеэфирных коммуникаций, положительный образ у потребителей информационных продуктов. Высокий уровень конкуренции требует от коммерческих массмедиа использования наиболее эффективных механизмов формирования имиджа в создаваемой мифологической среде. Именно мифы стали для таких массмедиа определенным строительным материалом их имиджа.

Рекреативная направленность коммерческого музыкального радиовещания приводит к активному поиску эффективных имиджеформирующих механизмов каждым из радиоканалов. Критерии выбора стиля и метода воздействия компонентов имиджа каждый радиоканал выбирает в соответствии с актуализируемыми потребностями своей аудитории, но общим для всех радиостанций является типичный набор имиджесоставляющих элементов: формат, логотип и коммуникативное поведение радиоведущего. Именно эти элементы имиджа, представляющие собой на выходе к потребителю упорядоченные в дискурсе знаки и символы, нормы поведения и образ мышления, пересекаются с социально-психологическими установками аудитории радиостанций, с сознательным и бессознательным уровнями социальных группах. Закреплять эти элементы в сознании аудитории призвана также и внеэфирная деятельность радиоканала - промоушен-коммуникация.

Система ценностей той или иной аудитории в конечном итоге концентрируется в интеллектуальной составляющей имиджа радиостанции — её бренде. Он обеспечивает сопричастность целевой аудитории к каналу, опираясь при этом на некую систему «мифического» миропонимания, а объект потребления - медиаканал наделен мифическими, привлекательными чертами, позволяющими удержать аудиторию у радиоприёмника.

Основные принципы воздействия на аудиторию посредством музыкального и программного контента определяются форматом, поддерживающим развлекательную направленность радиоканала. Наиболее существенными критериями, определяющими формат радиоканала, являются стилевые особенности и направление звучащей в эфире музыки. Именно музыкальная составляющая задаёт стилистику идентификационных джинглов, манеру работы ведущих эфира, форму подачи музыкального материала, его компоновку и микширование, реализующиеся в эфире с позиций постмодернистского понимания современной культуры.

Важным аспектом в формировании форматом станции мифологического поля являются гендерно-возрастные характеристики аудитории, а также её аксиологические установки, позволяющие радиостанции эксплуатировать универсальные архетипические образы.

На архетипах Заботливого и Любовника базируется бренд «Love radio»; на архетипическом образе Искателя строится бренд «Radio NRG»; ценности, которые аккумулирует бренд «Авторадио», мотивированы архетипом Славного Малого; элементы архетипа Славного Малого и Шута заложенные в бренде «Русского радио»; на архетипическом образе Простодушного строится бренд «Русского радио-2»; «Европа плюс» активно эксплуатирует архетипический образ Бунтаря; на образы Мудреца и Правителя опирается бренд «Радио 7».

Логотип - центральный и единственный визуальный идентификатор радиостанции — направлен на поддержание созданного форматом мифологического поля, на определенные ассоциации, соотносящиеся с коммуникативно-предметным полем, формируемым вокруг радиостанции.

Коммуникативное поведение радиоведущего как один из важнейших компонентов имиджа опосредовано форматом и опирается на уже созданное им мифологическое поле. Ведущий в определенной степени реализует и функции мифодизайнера, проектирующего массмедийный объект, применяя при этом весь арсенал средств коммуникативного воздействия. Линия вещания музыкальных станций преимущественно в рамках инфотейнмента устанавливает эмоционально позитивный настрой работы ведущего в русле развле-. кательного начала, выбор демократического стиля общения со слушателями, определенную степень интимизации и доверительности в рамках литературно-разговорного и фамильярно-разговорного типов речевой культуры, а специфика протекания массовой коммуникации предполагает фатическое по целям и преимущественно монологичное по характеру взаимодействие радиоведущего и аудитории.

Как показывают исследования, столичные широкоформатные радиостанции в условиях острой конкуренции на рынке именно формату придают самое важное значение, профессионально сочетая музыкальную и программную политику в едином вещательном контенте. Для г. Белгорода характерно наличие радиостанций разной архетипической ориентации, их форматы не пересекаются в одном и том же мифологическом поле. В региональном вещании наблюдается активная эксплуатация архетипа Славного Малого, в зоне которого располагается система ценностей именно региональной аудитории.

Имидж радиоканала, выстроенный преимущественно эфирными составляющими, обязательно должен поддерживаться внеэфирными компонентами - промоушен-коммуникациями. Как показывают наблюдения, промо-ушен-коммуникации на региональном уровне недостаточно развиты, хотя объективных причин, которые бы объясняли их минимальную активность, нами не выявлено. Возможно, здесь можно говорить о недостаточной иссле-дованности регионального рынка.

Ситуация с развитием отечественного коммерческого радиовещания в настоящее время сложнопрогнозируема. Высока вероятность, что его развитие пойдет по североамериканскому пути развития, который связан с дроблением форматов радиостанций на узконаправленные. Такая тенденция может привести вещание к изменениям маркетинговой политики радиостанций, в основе которой будет лежать ситуация жесткого программирования эфира станций, четкое позиционирование радиоканалов в жестких рамках возраста и определенного социального положения аудитории, дифференцированной по интересам, занятиям, профессиям. Несомненно, это приведет и к выработке более четкого представления о потребностях и предпочтениях слушателей и, как следствие, к строгому отбору музыкального и программного материала, ведущих эфира (с учетом их тендерных и возрастных характеристик, индивидуальных особенностей), четко продуманной форматной коммуникации по линии Радиоведущий — Аудитория, использованию всего потенциала вне-эфирных способов привлечения аудитории, построенных на маркетинговых коммуникациях.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Рязанцев, Вадим Александрович, 2008 год

1. Эфир радио «Европа плюс» за 2002-2007 гг.

2. Эфир радио «Русское радио» за 2002-2007 гг.

3. Эфир радио «Русское радио-2» за 2001-2005 гг.

4. Эфир «Love радио» за 2002-2007 гг.

5. Эфир радио «Радио 7» за 2005-2007 гг.

6. Эфир радио «Авторадио» за 2002-2007 гг.

7. Эфир радио «Radio NRG» за 2005-2007 гг.

8. Europa Plus Электронный ресурс. : 106.2 FM : первая музык. радиостанция России / Европейская медиа группа ; президент Ж. Полински. М., 2006. - Режим доступа: http://www.europaplus.ru.

9. Европа Плюс Белгород Электронный ресурс. : 103.6 FM / ЕМГ, Ев-ропа-плюс. Белгород, 1998-. - Режим доступа: http://europa.vbelgorode.ru.

10. Русское радио Электронный ресурс. : 105.7 FM : первая нац. радиостанция России / Рус. медиа группа. М., 1995- . — Режим доступа: http://www.rusradio.ru.

11. Русское радио-2 Электронный ресурс. : 107.0 FM : Наша родина СССР / Рус. медиа группа. М., 2002- . - Режим доступа: FM http://www.rusnovosti.ru/

12. BelFM.ru Электронный ресурс. : информ.-развлекат. портал : сайт Русского радио и Русского радио-2 в Белгороде. Белгород, 2007-. - Режим доступа: http://belfrn.ru.

13. Love-радио Электронный ресурс. : 106.6 FM / АРС, ООО «РадиоЛюбовь». М., 2003- . - Режим доступа: http://www.loveradio.ru.

14. LOVE RADIO в Белгороде Электронный ресурс. : 104.7 FM / Love-радио, АРС, ООО Радио-Любовь. Белгород, 2005- . - Режим доступа: http://www.loveradio.vbelgorode.ru.

15. Радио 7 Электронный ресурс. : 104,7 FM / Европейская медиа группа ; президент Ж. Полински. М., 2006-. - Режим доступа: http://radio7.ru.

16. Авторадио Электронный ресурс. : 90.3 FM : Первое автомобильное радио / Холдинг "Проф-Медиа" ; президент А. Варин. — М., 2007- . Режим доступа: http://www.avtoradio.ru/.

17. Radio NRG Электронный ресурс. : 104.2 FM : HIT MUSIC ONLY / Холдинг "Проф-Медиа" ; президент А. Варин. М., 2006- . - Режим доступа: http://www.mj .ru.

18. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

19. Адорно, Т. В. Избранное : Социология музыки Текст. / Т. В. Адорно. СПб. : Университетская книга, 1998. - 445 с.

20. Александрова, О. В. Язык средств массовой информации как часть коллективного пространства общества Текст. / О. В. Александрова //Язык СМИ как объект междисциплинарного исследования: Учебное пособие. М. : Изд-во МГУ, 2003. - С. 230.

21. Алёшина, И. В. Паблик Рилейшнз для менеджеров Текст. : учебник / И. В. Алёшина. М. : ИКФ «ЭКМОС», 2004. - 480 с.

22. Андреева, Ю. В. Психология имиджа и рекламы: концепции, технологии, стратегии эффективности Текст. : инновационный учебный курс / Ю. В. Андреева. Казань : Центр инновационных технологий, 2006.-355с.

23. Базыма, Б. А. Психология цвета: теория и практика Текст. / Б. А. Базыма. Санкт-Петербург : Речь, 2007. - 203 с.

24. Бакулев, Г. П. Массовая коммуникация : Западные теории и концепции Текст. : Учебное пособие для студентов вузов / Г. П. Бакулев. М. : Аспект Пресс, 2005. - 176 с.

25. Барабаш, Н. С. Ведущий информационно-музыкальной радиостанции — становление профессии, специфика и методы Текст. : Автореф. дис. канд. филол. наук : 10.01.10 / Н. С. Барабаш. М., 2002. - 25 с.

26. Барт, Р. Избранные работы: Семиотика: Поэтика Текст. / Р. Барт / Пер. с фр. / Сост., общ. ред. и вступ. ст. Г. К. Косикова М., 1989. - 616 с.

27. Барт, Р. Мифологии Текст. / Р. Барт / Пер. с фр. С. Зенкина. М. : Изд-во им. Сабашниковых, 2004. - 314 с.

28. Бахтин, М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса Текст. / М. М. Бахтин. М. : Худож. лит., 1990. -541 с.

29. Бернштейн, С. И. Язык радио Текст. / С. И. Бернштейн. М. : Главная редакция восточной литературы изд-ва «Наука», 1977. - 46 с.

30. Беспамятнова, Г. Н. Телевидение в современном медийном пространстве Текст. : Учебное пособие / Г. Н. Беспамятнова. Воронеж : Факультет журналистики ВГУ, 2007. - 48 с.

31. Беспамятнова, Г. Н., Минаева, Л. К вопросу о медиаметрической модели имиджа ведущего телевизионных передач Текст. : / Г. Н. Беспамятнова, Л. Минаева // Акценты. Новое в массовой коммуникации. Выпуск 7-8. -Воронеж. 2007. - С. 16-19.

32. Богомолова, Н. Н. Социальная психология печати, радио и телевидения Текст. / Н. Н. Богомолова. М. : Изд-во МГУ, 1991. - 125 с.

33. Болотова, JI. Д. Отечественное радиовещание в начале XXI века: Новые реалии и старые проблемы Текст. / JI. Д. Болотова // Телерадиоэфир: История и современность / Под. ред. Я. Н. Засурского. М. : Аспект Пресс, 2005. - 239 с.

34. Борев, Ю. Б. Эстетика Текст. : Учеб. по курсу "Эстетика" для студентов вузов / Ю. Б. Бореев. М. : Высш. шк., 2002. - 511 с.

35. Борев, В. Ю. Культура и массовая коммуникация Текст. / В. Ю. Борев, А. В. Коваленко // Отв. ред. А. И. Арнольдов; АН СССР, Ин-т фило-софиию. М. : Наука, 1986. - 301с.

36. Борисов, А., Михеева, Н. Строим бренд Электронный ресурс. / А. Борисов, Н. Михеева // Про Рекламу и о Рекламе. 2006-. - Режим доступа: http://www.advesti.rU/publish/brending/l 90405stroim/.

37. Браун, Л. Имидж путь к успеху Текст. / JI. Браун. - СПб. : Питер, 2001.-192 с.

38. Бритков, В. Б., Дубовской, С. В. Информационные технологии в национальном и мировом развитии Текст. / В. Б. Бритков, С. В. Дубовской // Общественные науки и современность. 2000. - № 1. - С. 146.

39. Бубукин, А. Особенности эфира Электронный ресурс. / А. Бубу-кин // Радиовещательные технологии / С. Комаров ; ООО «Радиовещательные технологии». М., 2007- . - Режим доступа: http://www.radiostation.ru /music/ features.html.

40. Бугрим, В. В. Журнагпст на телеекраш Текст. : noci6. для студ. 1н-ту журналютики / В.В. Бугрим / КиТв. нац. ун-т iM. Т. Шевченка, 1н-т журналютики. — К., 2000. 46 с.

41. Вартанова, Е. JI. Медиаэкономика зарубежных стран Текст. : Учеб. пособие для студентов вузов / Е. JI. Вартанова. М. : Аспект Пресс, 2003. - 334 с.

42. Вартанова, Е. JI. Глобализация СМИ и масс-медиа России Текст. / Е. JI. Вартанова // Вестник московского университета. Сер. 10. Журналистика. 2005. -№ 4. - С. 9-24.

43. Василик, М. А. Основы теории коммуникации Текст. : Учеб. для студентов вузов / М. А. Василик, М. С. Вершинина, В. А. Павлов и др. ; Под ред. М. А. Василика. М. : Гардарики, 2003. - 615 с.

44. Володина, М.Н. Язык СМИ основное средство воздействия на массовое сознание Электронный ресурс. / М. Н. Володина. - 2007-. - Режим доступа: http://evartist.narod.ru/textl2/03.htm.

45. Вопросы регионального информационного вещания. Выпуск VI. Белгородская и Воронежская области. Часть II. Текст. / Под редакцией В. П. Незнамова и А. Б. Парканского. М. : ВГТРК, 2002 . - 160 с

46. Гальперин, Ю. М. В эфире слово Текст. / Ю. М. Гальперин. -М. : «Искусство», 1977. - 166 с.

47. Гиляревский, Р. С. Введение в интеллектуальную коммуникацию Текст. : учеб. пособие / Р. С. Гиляревский / Рос. открытый ун-т, Фак. "Яз. и культуры", Каф. интеллектуал. Коммуникации. -М. : Б. и., 1992. 130 с.

48. Глейзер, М. С. Радио и телевидение в СССР Текст. : даты и факты (1917-1986) / М. С. Глейзер. Гос. ком. СССР по телевидению и радиовещанию, Гл. ред. писем и социол. исслед. - М. : Искусство, 1989. - 140 с.

49. Головко, Б. Н. Брэндинг: теория и практика Текст. : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 350700 "Реклама" / Б. Н. Головко. М. : МГУП, 2003. - 321 с.

50. Грушевская, Т. Г.Основы межкультурной коммуникации Текст. : Учеб. для студентов, обучающихся по специальности «Межкульт, коммуникация»/ Т. Г. Грушевицкая, В. Д. Попков, А. П. Садохин / Под ред. А. П. Са-дохина М. : ЮНИТИ, 2002. - 352 с.

51. Гуревич, П. С., Ружников, В. Н. Советское радиовещание. Страницы истории Текст. : / П. С. Гуревич, В. Н. Ружников. М. : Издательство «Искусство», 1976. - 383 с.

52. Гуревич, П. С. Приключение имиджа : Типология телевизионного образа и парадоксы его восприятия Текст. / П. С. Гуревич. М. : Издательство «Искусство», 1991. - 221 с.

53. Давтян, А. А. Использование знания о потребностно-мотивационной сфере потребителей при создании рекламных сообщений Текст. / А. А. Давтян // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Филология. Журналистика, 2005. №1. — С. 170.

54. Давтян, А. А. Реклама конденсатор мифотворчества Текст. / А. А. Давтян // Акценты. Новое в массовой коммуникации. Выпуск 3-4. — Воронеж. - 2001. - С. 80.

55. Давтян, А. А. Роль эмоций в процессе рекламного воздействия на потребителя Текст. / А. А. Давтян // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Филология. Журналистика, 2005. №2. - С. 176.

56. Дейк, ван Т. А. Язык. Познание. Коммуникация Текст. : сб. ст. : пер. с англ. / Т. А. ван Дейк ; сост. В. В. Петрова ; под ред. В. И. Герасимова. -М. : Прогресс, 1989.-312 с.

57. Дордукова, О. В. Психологический характеристики имиджа российских предпринимателей Текст. : Автореф. дис. . канд. психол. наук : 19.00.05, 19.00.13 / О. В. Дордукова. Москва, 2007.-28 с.

58. Ерасов, Б. С. Социальная культурология Текст. : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлениям "Социология", "Культурология" / Б. С. Ерасов. 3. изд., доп. и перераб. - М. : Аспект Пресс, 2000. -590 с.

59. Желтухина, М. Р. Тропологическая суггестивность масс-медиального дискурса: о проблеме речевого воздействия тропов в языке СМИ Текст. : Монография / М. Р. Желтухина / Рос. акад. наук. Ин-т языкознания. М. : ИЯ РАН, 2003. - 654 с.

60. Журналистика в 2004 году. СМИ в многополярном мире Текст. : сборник материалов научно-практической конференции. Часть I. / подгот. : К. А. Герасименко и др. М. : Фак. журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова, 2005.-340 с.

61. Журналистика в 2004 году. СМИ в многополярном мире Текст. : сборник материалов научно-практической конференции. Часть II. / подгот. : К. А. Герасименко и др. М. : Фак. журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова, 2005.-368 с.

62. Зазыкин, В. Г. Психология в рекламе Текст. / В. Г. Зазыкин. М. : ДатаСтром, 1992. - 64 с.

63. Зазыкин, В. Г. Имидж организации: структура и психологические факторы эффективности Электронный ресурс. / В. Г. Зазыкин // «Практические аспекты связей с общественностью». 2002. Режим доступа: http://tandem-fomm.m/articles/info/article23.htrnl.

64. Зарва, М. В. Слово в эфире. О языке и стиле радиопередач Текст. / М. В. Зарва. М. : Изд-во «Искусство», 1971. - 180 с.

65. Землянова, Л. М. Коммуникативистика и средства информации Текст. : англо-рус. толковый словарь концепций и терминов / Л. М. Земля-нова. М. : Изд-во Моск. ун-та, 2004. - 415 с.

66. Зорков, Н. Н. Инфотейнмент на российском телевидении Электронный ресурс. / Н. Н. Зорков // Журнал RELGA. 2005. №19 [121]. - Режим доступа: http://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tguwww.woa/ wa/Main?textid=735&level 1 =main&level2=articles.

67. Иващенко, А. Теория архетипов и практика брендинга Электронный ресурс. / А. Иващенко // Наука о рекламе. М., 2005- . Режим доступа: http://www.advertology.ru/articlel 9720.htm.

68. Ионкина, Е. Н. Информационное вещание петербургских FM-радиостанций: Структурно-функциональные и проблемно-тематические аспекты Текст. : Дис. канд. филол. наук. СПб., 2005 - 231 с.

69. Иссерс, О. С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи Текст. / О. С. Иссерс. -3-е изд., стер. М. : Едиториал УРСС, 2003. - 284 с.

70. Иудин, А. А. Бренд на основе архетипов: национальная специфика Электронный ресурс. / А. А. Иудин // Деловая тактика. М., 2007- . Режим доступа: http://dt.imov.ru/publishing/?prodid=3.

71. Каган, М. С. Мир общения: Пробл. межсубъект, отношений Текст. / М. С. Каган. М. : Политиздат, 1988. - 315 с.

72. Калюжный, А. А. Социально-психологический основы имиджа учителя Текст. : Автореф. дис. . докт. психол. наук : 19.00.05 / А. А. Калюжный. -Ярославль., 2006. 51 с.

73. Караулов, Ю. Н. Русский язык и языковая личность Текст. / Ю. Н. Караулов / Отв. ред. Д. Н. Шмелев; АН СССР, Отд-ние лит. и яз. М. : Наука, 1987.-261 с.

74. Кашкин, В. Б. Введение в теорию коммуникации Текст. : учеб. по-собие / В. Б. Кашкин ; Воронеж, гос. техн. ун-т. — Воронеж : Изд-во ВГТУ, 2000.-175 с. : ил.

75. Кийт, М. Радиостанция Текст. / М. Кийт ; пер. с англ. А. И. Фи-ле-кина. М. : Мир, 2001. - 467 с. : ил. - (Мультимедиа для профи).

76. Кириллова, Н. Б. Медиасреда российской модернизации Текст. / Н. Кириллова. — М. : Акад. проект, 2005. 398 с.

77. Кириллова, Н. Б. Медиакультура : от модерна к постмодерну Текст. / Н. Кириллова. М. : Акад. Проект, 2005. - 445 с.

78. Клуб radio & tv Электронный ресурс. / И. Гузей. 1997. — Режим доступа: www.guzei.com.

79. Кобозева, И. М. Лингво-прагматический аспект языка СМИ Электронный ресурс. / И. М. Кобозева. 2006. - Режим доступа: http://evartist.narod.ru/textl2/08.htm.

80. Конецкая, В. П. Социология коммуникации Текст. : учебник / В. П. Конецкая. — М. : Международный университет бизнеса и управления, 1997.-304 с.

81. Короченский, А. П. "Пятая власть"? Медиакритика в теории и практике журналистики Текст. / А. П. Короченский. Ростов, гос. ун-т Ростов н/Д : Изд-во Ростов, ун-та, 2003. - 283 с.

82. Костомаров, В. Г. Языковой вкус эпохи Текст. : из наблюдений над речевой практикой масс-медиа / В. Г. Костомаров. — 3-е изд., испр. и доп. СПб. : Златоуст, 1999. - 320 с. - (Язык и время. Вып. 1.).

83. Кретов, Б. Е. Средства массовой коммуникации — элемент политической системы общества Текст. / Б. Е. Кретов // Социально-гуманитарные знания. 2000. - №1. - С. 101-115.

84. Кривенко, Б. В. Язык массовой коммуникации: лексико-семиотический аспект Текст. / Б. В. Кривенко. Воронеж : Изд-во Воронеж, ун-та, 1993.- 136 с.

85. Кронгауз, М. Русский язык на грани нервного срыва Текст. / М. Кронгауз. М. : Знак: Языки славянских культур, 2008. - 232 с.

86. Крысин, JI. П. К соотношению системы языка и его нормы Текст. / J1. П. Крысин // Русский язык в школе. 1968 - № 3. - С. 21-24.

87. Кудинов, О. П. Основы организации и проведения избирательных кампаний в регионах России Текст. : Теории, методы, технологии, практика / О. П. Кудинов. Калининград : Янтар. сказ, 2000 - 468 с.

88. Культура русской речи и эффективность общения Текст. / Е. Н. Ширяев, JI. И. Скворцов, Е. М. Лазуткина и др. / Отв. ред. Л. К. Граудина, Е. Н. Ширяев. М. : Наука, 1996. - 439 с.

89. Курганский, К. С. Особенности современной массовой культуры и мифологии Текст. / К. С. Курганский. Белгород : ИПЦ «Политерра», 2005. - 28 с.

90. Куренной, В. Медиа: средства в поисках целей Электронный ресурс. / В. Куренной // Отечественные записки. 2003. - №4. - Режим доступа: //http ://magazines.russ.ru/oz/2003/4/200342.html.

91. Лапин, Е. В. В поисках реальности: анализ репрезентации Электронный ресурс. / Е. В. Лапин // Независимый филологический журнал. -2005. №73. - Режим доступа: http://magazines.russ.ru/nlo/2005/7 3/la46.html.

92. Лаптева, О. А. Русский разговорный синтаксис. Текст. / О. А. Лаптева / Отв. ред. член-корр. АН СССР Ф.П. Филин, изд. 2-е, стереотипное. М. : Едиториал УРСС, 2003. - 400 с.

93. Лингвистический энциклопедический словарь Текст. / Гл. ред. В. Н. Ярцева. М. : Сов. Энциклопедия, 1990. - 685 с.

94. Лифшиц, М. А. Мифология древняя и современная Текст. : Избр. работы / М. А. Лифшиц. М. : Искусство, 1980. - 582 с.

95. Лосев, А. Ф. Философия. Мифология. Культура Текст. / А. Ф. Лосев. М.: Политиздат, 1991. - 524 с.

96. Луман, Н. Реальность масс-медиа Текст. / Н. Луман // Пер. с нем.

97. A. Ю. Антоновского. М. : Праксис, 2005. - 253 с.

98. B. Ломоносо-ва, 2005. С. 91-93.

99. Макаров, М. Л. Основы теории дискурса Текст. / М. Макаров. -М. : Гнозис, 2003. 276 с.

100. Мансурова, В. Д. Журналистская картина мира как фактор социальной детерминации Текст. : Монография / В. Д. Мансурова. Барнаул : Изд-во ун-та, 2002. - 237 с.

101. Маньковская, Н. Б. Эстетика постмодернизма = Esthetique postmoderne : Esthetique postmoderne Текст. / H. Б. Маньковская. СПб. : Алетейя, 2000. - 346 с.

102. Маньковская, Н. Б. "Париж со змеями" Текст. : Введ. в эстетику постмодернизма / Н. Б. Маньковская. М. : ИФРАН, 1995. - 219 с.

103. Маринова, Е. В. Неоправданные заимствования в языке СМИ Текст. / Е. В. Маринова // Язык современных СМИ : проблемы языковой культуры : Материалы круглого стола «Язык СМИ». Н. Новгород : Изд-во Нижегородского университета, 2004. - С. 44-45.

104. Маркин, В. М. «Я» как личностная характеристика государственного служащего Текст. / В. М. Маркин // Имидж гос. службы. М., 1996. -С. 12-19.

105. Массовая коммуникация и массовое сознание Текст. : Сб. науч. ст. / Отв. ред. В. Л. Артемов. М. : МГИМО ун-т, 2002. - 157 с.

106. Медиа. Введение Текст. : учебник для студентов вузов, обучающихся по гуманитарно-социальным специальностям / Под ред. А. Бриггза, П. Кобли. 2-е изд. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 550 с.

107. Мельник, Г. С. Mass media: психологические процессы и эффекты Текст. / Г. С. Мельник. СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1996. - 159 с.

108. Мельник, Г. С. Актуальные проблемы современности и журналистика Текст. : учеб. пособие / Г. С. Мельник, А. Н. Тепляшина ; Санкт-Петерб. гос. ун-т, фак. журналистики. СПб. : Изд-во Санкт-Петерб. ун-та, 2005. - 244 с.

109. Меньшикова, Н. А. Основные направления развития современных электронных СМИ Текст. / Н. А. Меньшикова // Массовая коммуникация и массовое сознание : Сб-к науч. статей. Выпуск III / Под ред. проф. Ар-темова В.Л. М. : МГИМО(У) МИД России, 2003. - 157 с.

110. Михайлова, Ю. Радио для женщин Текст. / Ю. Михайлова // R2R. Сентябрь, 2003. - № 5. - С. 13.

111. Музыря, А. А. Искусство слышать мир: Молодежи об искусстве Текст. / А. А. Музыря. М. : Искусство, 1989. - 272 с.

112. Науменко, Т. В. Массовая коммуникация Текст. : Теорет.-методол. анализ / Т.В. Науменко. М. : Перспектива, 2003. - 252 с.

113. Новичихина, М. Е. Коммерческое название, рекламный текст, бренд, товарный знак, номен: разграничение понятий Текст. / М. Е. Новичихина // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Филология. Журналистика, 2004. №1. - С. 165-170.

114. Ольшанский, Д. В. Психология масс Текст. / Д. В. Ольшанский. СПб.: Питер, 2001.-363 с.

115. Основы прикладной социологии Текст. : учеб. для вузов / М. К. Горшков, Б. 3. Докторов, О. М. Маслова, Ф. Э. Шереги / Под ред. Ф. Э. Ше-реги, М. К. Горшкова. М. : Фирма "Интерпракс", 1996. - 178 с.

116. Петров, Л. В. Массовая коммуникация и культура. Введение в теорию и историю Текст. : учеб. пособие / Л. В. Петров. СПб. : СПбГАК, 1999.-211 с.

117. Поликарпова, Е. Аксиологические функции масс-медиа в современном обществе Электронный ресурс. / Е. Поликарпова. Режим доступа: http://www.gдmer.info/bibliotekBuks/Gum/Polikarp/index.pllp.

118. Попова, 3. Д., Стернин, И. А. Очерки по когнитивной лингвистике Текст. / 3. Д. Попова, И. А. Стернин. Воронеж, 2002. - 191с.

119. Почепцов, Г. Г. Имиджелогия Текст. / Г. Г. Почепцов. М.: «Рефл-бук», 2004. - 676 с.

120. Почепцов, Г. Г. Коммуникативные технологии двадцатого века Текст. / Г. Г. Почепцов. М. : Рефл-бук, 1999. - 348 с.

121. Почепцов, Г. Г. Теория и практика коммуникации Текст. : (От речей президентов до переговоров с террористами) / Г. Г. Почепцов. М. : Центр, 1998.-348 с.

122. Пронина, Е. Е. Психология журналистского творчества Текст. / Е. Е. Пронина. 2-е издание. - М. : Изд-во Моск. ун-та, 2003. - 320 с.

123. Порохов, Е. П. Введение в теорию журналистики Текст. : учеб. для студентов вузов, обучающихся по направлению 520600 и специальности 021400 "Журналистика" / Е. П. Прохоров. 5. изд., испр. и доп. - М. : Аспект Пресс : Изд-во Моск. ун-та, 2003. - 366 с.

124. Прохоров, Е. П. Исследуя журналистику: теорет. основы, мето-дол., метод., техника работы исслед. СМИ Текст. : учеб. пособие / Е. П. Прохоров. М. : РИП-холдинг, 2006. - 200 с. — (Практическая журналистика).

125. Радио это миф, приносящий прибыль Электронный ресурс. / С. Семенова // «Broadcasting. Телевидение и радиовещание». - 2003. - № 5. -Режим доступа: http://www.ohair.ru/index.php?CLNAME=articles&AR TID=112.

126. Радиожурналистика Текст. : учебник / Под ред. А. А. Шереля. — М. : Изд-во Моск. ун-та, 2000. 480 с.

127. Раскатова, Е. Р. Типологический анализ современного российского радиовещания Текст. : Автореф. дис. . канд. филол. наук : 10.01.10 / Е. Р. Раскатова. Воронеж., 2005. - 22 с.

128. Региональное информационное вещание и пути его совершенствования Текст. : Сборник материалов исследовательской программы. Ч. 1. / Под редакцией JI. С. Кошлякова и А. Б. Парканского. М. : ВГТРК, 2000. -206 с.

129. Реклама и связи с общественностью Текст. : Теория и методика профессионального творчества : Ч. 1 / Отв. ред. М. А. Шишкина. СПб. : Изд-во СпбГУ, 2000. - 354 с.

130. Рекламное агентство Брэнд Медиа Электронный ресурс. : Рекламный центр. 2007. - Режим доступа: http://www.brandmedia.ru.

131. Речевое воздействие: психологические и психолингвистические проблемы Текст. : Сб. ст. / Редкол. : Е. Ф. Тарасов и др. М. : ИЯЗ, 1986. -247 с.

132. Ржанова, С. А. Речевая культура как феномен массовой коммуникации Текст. / С. А. Ржанова. Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 2005. -212 с.

133. Рогозина, И. В. Медиа-картина мира: когнитивно-семиотический аспект Текст. : Дис. . д-ра филол. наук : 10.02.19 / И. В. Рогозина. Барнаул, 2003. - 430 с.

134. Руднев, В. П. Словарь культуры XX века : Ключевые понятия и тексты Текст. / В. П. Руднев. М. : Аграф, 1997. - 384 с.

135. Русский язык конца XX столетия (1985-1995) Текст. / В. JI. Воронцова, М. Я. Гловинская, Е. И. Голанова и др. / Отв. ред.: Е. А. Земская. -2. изд. М. : Яз. рус. культуры, 2000. - 473 с.

136. Седов, К. Ф. Дискурс и личность: эволюция коммуникативной компетенции Текст. / К. Ф. Седов. М. : Лабиринт, 2004. - 320 с.

137. Семиотика Текст. : пособие для студентов / Автор-составитель К. Д. Скрипник. Ростов-на-Дону : РИО Ростовского филиала Российской таможенной академии, 2000. - 127 с.

138. Сенкевич, М. П. Культура радио- и телевизионной речи Текст. : учеб. пособие для вузов / М. П. Сенкевич. М. : Высш. шк., 1997. - 96 с.

139. Серов, Н. В. Светоцветовая терапия. Смысл и значение цвета: информация цвет - интеллект Текст. / Н. В. Серов. — СПб. : Речь, 2002. -160 с.

140. Сигал, JI. Не по бумажке Текст. / JI. Сигал // Советское радио и телевидение, 1961.-С. 17.

141. Скобликова, Е. С. Современный русский язык. Синтаксис, простого предложения Текст. / Е. С. Скобликова. М. : Просвещение, 1979. -236 с.

142. Сметанина, С. И. Медиа-текст в системе культуры (динамические процессы в языке и стиле журналистики конца XX века) Текст. : научное издание / С. И. Сметанина. СПб. : Издательство Михайлова В. А., 2002. -383 с.

143. Смирнов, В. В. Жанровая система радиожурналистики. История. Теория. Особенности функционирования Текст. / В. В. Смирнов. Ростов-на-Дону, 2006. - 472 с.

144. Смирнов, В. В. Современная радиожурналистика: проблемы теории и практика Текст. / В. В. Смирнов // Современный проблемы журналисткой работы. — Воронеж : Факультет журналистики ВГУ, 2006. С. 87-97.

145. Смирнов, В. В. Формы вещания : Функции, типология, структура радиопрограмм Текст. / В. В. Смирнов. — М. : Аспект Пресс, 2002. 201 с.

146. Современные проблемы аудиовизуальных средств массовой коммуникации Текст. : Сб. ст. аспирантов ИПК / Ин-т повышения квалификации работников телевидения и радиовещания / Сост. В. В. Гаспарян. М. : Б.и., 1993.-90 с.

147. Соколов, А. В. Общая теория социальной коммуникации Текст. : учеб. пособие / А. В. Соколов. СПб. : Михайлов, 2002. - 459 с

148. Сомова, Е. Г. Новости как имиджевая составляющая регионального радио Текст. : / Е. Г. Сомова // Акценты. Новое в массовой коммуникации. Выпуск 3-4. Воронеж. - 2007. - С. 25-28.

149. Сомова, Е. Г. Рекламный радиотекст как объект звуковой мета-форизации Текст. / Е. Г. Сомова // Акценты. Новое в массовой коммуникации. Выпуск 3-4. Воронеж. - 2003. - С. 100-102.

150. Сомова, Е. Г. «Я увидел это по радио» (звуковая метафора в радиоречи) Текст. : Монография / Е. Г. Сомова. Краснодар : КубГУ; КСЭИ,2002.- 183 с.

151. Социальная философия Текст. : Словарь / Сост. и ред. изд. : В. Е. Кемеров, Т. X. Керимов / Под ред. В. Е. Кемерова, Т. X. Керимова. М. : Акад. Проект, 2003. - 556 с.

152. Социология Текст. : учеб. для студентов вузов / Ю. Г. Волков, В. И. Добреньков, В. Н. Нечипуренко, А. В. Попов. 2. изд. - М. : Гардарики,2003.-510 с.

153. Социология массовой коммуникации Текст. : учебник для вузов / Л. Н. Федотова. СПб. : Питер, 2003. - 400 с.

154. Стёпин, В. С. Культура Текст. : Ст. из «Энциклопедии философских знаний» / В. С. Стёпин // Вопросы философии. 1999. — № 8. - С. 61— 71.

155. Стилистический энциклопедический словарь русского языка Текст. / под ред. М. Н. Кожиной. 2-е изд., испр. и доп. - М. : Флинта, 2006. - 696 с.

156. Стойков, Л. Гедонистическая функция медий: инфотейнмент и реалити-шоу Текст. / Л. Стойков // Акценты. Новое в массовой коммуникации. Выпуск 3-4. Воронеж. - 2007. - С. 29-35.

157. Стоянова, Е. Новое сознание старые мифы Электронный ресурс. / Е. Стоянова. - Симферополь, 14 июня 2005. - Режим доступа: http://www.fantclubcrimea.info/1 -stojan-mif.html.

158. Сыров, В. Н. Жизнь музыкального шедевра в изменяющемся мире Электронный ресурс. / В. Н. Сыров. Режим доступа: http://www.people.nnov.ru/syrov/Rus/ArtShedevr.htm.

159. Сычёва, Е. С. Теория символа в рекламе Текст. / Е. С. Сычёва // Вестник московского университета. Сер. 10. Журналистика. 2006. - № 6. -С. 63-67.

160. Тайм-таргеты Текст. / М. Rutha // R2R. Август, 2004. - №4.1. С. 11.

161. Толковый словарь русского языка конца XX в. : Яз. изм. Текст. / Рос. акад. наук, Ин-т лингвист, исслед. / Е. Ю. Ваулина и др. СПб. : Фолио-пресс, 1998.-700 с.

162. Тулупов, В. В. Газета : маркетинг, дизайн, реклама. Новые тенденции в издании газет Текст. / В. В. Тулупов. Воронеж : Издательство «Кварта», 2001. - 320 с.

163. Ульяновский, А. В. Мифодизайн : коммерческие и социальные мифы Текст. / А. В. Ульяновский. СПб. : Питер, 2005. - 539 с.

164. Утлик, Э. П. К вопросу о теоретической базе имиджелогии Текст. / Э. П. Утлик // Имиджелогия 2006: Актуальные проблемы социального имиджмейкинга. - М., 2006. - С. 322 - 325.

165. Учёнова, В. В. Философия рекламы Текст. : Учеб. пособие для студентов / В. В. Учёнова. М. : Гелла-принт, 2003. - 199 с.

166. Уши машут ослом Текст. : Современное социальное программирование / Д. Г. Гусев, О. А. Матвейчев, Р. Р. Хазеев, С. Ю. Чернаков. Пермь : ООО «Студия «ЗёБРА», 2006. - 192 с.

167. Федоркина, А. П., Ромашкина, Р.Ф. Проблемы имиджа в контексте социального психоанализа Текст. / А. П. Федоркина, Р.Ф. Ромашкина // Имидж гос. службы. М., 1996. - С. 84.

168. Философский словарь Текст. / А. В. Адо и др. / Под ред. И. Т. Фролова. 5-е изд. - М. : Политиздат, 1987. — 588 с.

169. Философская энциклопедия Текст. / Гл. ред. : Ф. В. Константинов. -М. : Сов энц-я, 1970. Т.5. - 740 с.

170. Философский энциклопедический словарь Текст. / Подготовили

171. A. JI. Грекулова и др. / Редкол. : С. С. Аверинцев и др. 2-е изд. - М. : Сов. энцикл., 1989.-814 с.

172. Фрольцова, Н. Т. Типология творческой деятельности в аудиовизуальной коммуникации Текст. / Н. Т. Фрольцова. — Мн. : БГУ, 2003. — 217 с.

173. Цвик, В. JI. Журналист с микрофоном Текст. : учебное пособие /

174. B. JI. Цвик. М. : Изд-во МНЭПУ, 2000. - 59 с.

175. Человек и его символы Текст. / под ред. К. Г. Юнга / Пер под общ. ред. В. Зеленского. Спб. : Б.С.К., 1996. - 454 с.

176. Шарков, Ф. И. Имидж фирмы : технологии управления Текст. : учебное пособие для вузов / Ф. И. Шарков. М. : Академический Проспект, 2006.-272 с.

177. Шарков, Ф. И. Теория коммуникаций (базовый курс) Текст. : учебник / Ф. И. Шарков. М. : РИП-холдинг, 2004. - 272 с.

178. Шаромов, А. В. Формирование рекламноОинформационного пространства бренда Текст. / А. В. Шаромов // Вестник московского университета. Сер. 10. Журналистика. 2007. - № 1. - С. 94-102.

179. Шепель, В. М. Имиджелогия. Как нравиться людям Текст. : учеб пособие / В. М. Шепель. М. : Народное образование, 2002. - 575 с.

180. Шерель, А. А. Аудиокультура XX века : история, эстет, закономерности, особенности влияния на аудиторе Текст. : очерки / А. А. Шерель. М. : Прогресс-Традиция, 2004. - 574 с.

181. Шкондин, М. В. СМИ как коммуникативная система Текст. / М. В. Шкондин //Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. -№ 1.-2002.-С. 34.

182. Шлыкова, О. В. Социокультурная природа мультимедиа Текст. : Дис. . д-ра культурологических наук : 24.00.01 / О. В. Шлыкова. — М., 2004. -307 с.

183. Штепина, О. Б. А я веселюсь на работе Текст. / О. Б. Штепина // Журналист. № 11. - 1999. - С. 23-25.

184. Эко, У. Отсутствующая структура Текст. : введение в семиологию / У. Эко / пер. с итал. Веры Резник и Александра Погоняйло. Санкт-Петербург : Symposium, 2006. - 538 с.

185. Элиаде, М. Аспекты мифа Текст. / М. Элиаде / Пер. с франц. 3-е издание. М. : Академический проспект; Парадигма, 2005. - 244 с.

186. Элмор, Р. Т. Словарь языка средств массовой информации США Текст. / Р. Т. Элмор. М. : Рус. яз., 1992. - 668 с.

187. Юдина, Е. Н. Медиапространство как культурная и социальная система Текст. : монография / Е. Н. Юдина. М. : Прометей, 2005. - 160 с.

188. Юлдашева, О. У. Когнитивный маркетинг : продвижение стандартов потребления Текст. / О. У. Юлдашева / под ред. Г. JL Багиева. -Санкт-Петербург : Изд-во С.-Петерб. гос. ун-та экономики и финансов, 2005. 159 с.

189. Юнг, К. Г. Психологические типы Текст. / К. Г. Юнг / Под общей ред. В. В. Зеленского. СПб. : Азбука, 2001. - 736 с.

190. Юнг, К. Г. Психология бессознательного Текст. / К. Г. Юнг / Пер. с нем. М. : ООО «Издательство ACT», 2001. - 400 с.

191. Язык и массовая коммуникация. Социолингвистическое исследование Текст. / Отв. Ред. Э. Г. Туманян. М. : Изд-во «Наука», 1984. - стр. 53

192. Яковлев, П. П. Ключи к общению. Основы теории коммуникации Текст. / П. П. Яковлев. СПб. : «Авалон», «Азбука-классика», 2006. - 240 с.

193. Dominick, J. R. The Dynamics of Mass Communication Текст. / J. R. Dominick.- 3 ed.-N.Y., 1990.-P. 15-16

194. Love Radio меняет фирменный стиль Электронный ресурс. // Информационная агентство Onair. М., 2007- .- Режим досту-na://http://onair.ru/index.php?CLNAME=enews&act=viewmsg&NMID=18852& tt=main&hook=l -11547189default-1.

195. Thompson, J. B. The Media and Modernity Текст. / J.B.Thompson. -Oxford, 1995.-P. 82-87.175

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.