Коммуникативные стратегии и тактики в речевом жанре современной православной проповеди тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.02.01, кандидат филологических наук Савин, Геннадий Александрович

  • Савин, Геннадий Александрович
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2009, Москва
  • Специальность ВАК РФ10.02.01
  • Количество страниц 207
Савин, Геннадий Александрович. Коммуникативные стратегии и тактики в речевом жанре современной православной проповеди: дис. кандидат филологических наук: 10.02.01 - Русский язык. Москва. 2009. 207 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Савин, Геннадий Александрович

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ; ХАРАКТЕРИСТИКА БАЗОВЫХ ПОНЯТИЙ

1. Сфера церковно-религиозной деятельности и церковно-религиозный функциональный стиль современного русского литературного языка.

2. Текст и дискурс; особенности дискурса церковно-религиозной коммуникации.

2.1. Текст как объект теории текстообразовання.

2.2. Соотношение категории текста и дискурса.

2.3. Текст проповеди в дискурсе церковно-религиозной коммуникации.

3. «Коммуникативные единицы» речевого общения.

4. Понятие жанра речи.

5. Текст в прагматическом аспекте.

5.1. Семантика и прагматика текста.

5.2 Сущность прагматического подхода к анализу текста.

6. Общее понятие об авторской коммуникативной стратегии

7. Выводы по I главе.

ГЛАВА II. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ КОММУНИКАТИВНОЙ СТРАТЕГИИ ПРОПОВЕДНИКА

В РЕЧЕВОМ ЖАНРЕ ПРОПОВЕДИ.

1.Проповедь как жанр речи в дискурсе церковно-религиозной коммуникации.

1.1. Происхождение жанра христианской проповеди.

1.2. Существующие классификации проповедей.

1.3. Характеристика жанра современной православной проповеди.

1.3.1. Общие характеристики проповеди.

1.3.2. Композиционно-речевые особенности проповеди.

1.4. Экстралннгвнстнчсскпс признаки жанра проповеди.

1.4.1. Феномен «веры» и его составляющие.

1.4.2. Боговдохновенность.

1.4.3. Сосуществование божественного и человеческого.

1.4.4. Спасительность и неразрывность слова и дела.

1.4.5. Соборность.

2. Характеристики коммуникативной стратегии проповедника.

2.1. Модель мира и языковая картина мира в коммуникативной стратегии автора текста проповеди.

2.2. Коммуникативные тактики как способ реализации авторской стратегии в тексте.

2.3. Коммуникативный ход как инструмент реализации речевых стратегий и тактик.

2.4. Зависимость коммуникативной стратегии проповедника от характера адресата.

2.4.1. Ролевые отношения между автором и адресатом в дискурсе проповеди.

2.4.2. Диалогичность проповеди и ее типы.

2.4.2.1. Внешняя диалогичность проповеди и ее признаки.

2.4.2.2. Внутренняя диалогичность проповеди и ее признаки.

2.5. Условие успешности коммуникативной стратегии в речевом жанре проповеди.

3. Выводы по II главе

ГЛАВА III. ТИПЫ КОММУНИКАТИВНЫХ ТАКТИК И ИХ РЕЧЕВАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ.

1. Эмоционально воздействующая коммуникативная тактика и ее разновидности.

1.1. Контактоустанавлнвающая тактика.

1.2. Этикетная тактика.

1.3. Тактика снижения категоричности оценки.

2. Конвенционально аргументативная коммуникативная тактика и ее разновидности.

2.1. Апелляционная коммуникативная тактика.

2.1.1. Апелляция к каноническим текстам Священного Писания и различным богослужебным текстам.

2.1.2. Апелляции к высказываниям Отцов Церкви и высоких духовных иерархов.

2.1.3. Апелляции к универсальным высказываниям сентенциям, поговоркам, пословицам).

2.1.4. Апелляции к культурно значимым текстам.

2.1.5. Апелляция к текстам молитв и гипотетической внутренней речи слушателей.

2.2. Риторическая тактика.

3. Контаминации коммуникативных тактик; тактика агрессии

4. Выводы по III главе.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русский язык», 10.02.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Коммуникативные стратегии и тактики в речевом жанре современной православной проповеди»

Диссертационная работа посвящена исследованию лингвокогнитивных стратегий и тактик в речевом жанре современной православной проповеди. До недавнего времени в силу определенных социально-политических причин исследователи обращались к анализу преимущественно древних и средневековых классических образцов православной проповеди [Еремин 1962; Бегунов 1970; Сазонова 1973, 1974; Кочеткова 1974; Алексеева 1975; Кутина 1981; Бегунов 1983; Лихачев 1987; Буланин 1989; Рогачевская 1989; Елеонская 1990; Левшун 1992; Баженова-Рагрина 1993; Кохтев 1994; Кусе 1995]. Поэтому сегодня, когда современными учеными признается наличие церковпо-религиозного функционального стиля как самостоятельного, обслуживающего сферу церковно-религиозной общественной деятельности, соотносящуюся с религиозной формой общественного сознания [Крысин 1994, Крысин 1996; Крылова 2001, 2003, 2005, 2006], приходится констатировать небольшое количество специальных исследований в этой области [Войтак 1998; Розанова 2003; Расторгуева 2005; Прохватилова 2007]. Между тем, именно религия всегда была областью повышенного внимания к слову, поскольку религиозно-конфессиональные факторы во все времена играли (и продолжают играть) особую роль в судьбах практически всех языков мира, и русская культура не является в этом смысле исключением.

Язык - это универсальное средство общения; религия - это универсальные смыслы, транслируемые в общении [Мечковская 1998, 4]. Религия поднимает вопросы конечной (ультимативной) заботы верующего человека о том, что определяет бытие или небытие [Тиллих 1995, 21]; язык осуществляет сообщение данной реальности людям. Несмотря на полярную противоположность планов содержания языка и религии, между ними существуют сложные взаимосвязи в силу их глубокой укорененности в сознании человека. Религия мыслится верующими как связь между высшей и вечной Сущностью (Богом) и людьми. В христианской религии эта связь реализуется в определенном договоре (греч. 8кх0г|кт]): верующие люди стремятся жить, руководствуясь главным знанием, полученным от Бога, надеясь на его помощь, поддержку и награду. Вся история христианского богословия состоит в движении и изменении специальной информации, в ее той или иной трансляции - передаче, пересказе, переводе, разъяснении. Именно в сфере религии впервые и во всей сложности встала проблема понимания текста в самом широком смысле этого слова - т.е. та проблема, ради решения которой и существует филология.

Актуальность данного исследования обусловлена, с одной стороны, экстралингвистическими факторами, а с другой, - собственно языковедческими. Первого рода факторы состоят в усилении внимания к церковно-религиозной сфере общественной деятельности, что связано с социально-политическими изменениями последних десятилетий, которые обусловливают необходимость выявления идеологических установок и мировоззренческих ценностей Русской Православной Церкви (РПЦ), усиливающей свое влияние в современном российском обществе. Собственно языковедческим фактором, определяющим актуальность исследования, является распространение в современной лингвистике когнитивно-прагматического подхода к изучению и описанию различных речевых жанров.

Объектом исследования являются тексты проповедей различной тематики на современном русском языке, функционирующие в рамках церковно-религиозного дискурса.

Предметом изучения в диссертационной работе являются авторские лингвокогнитивные (коммуникативные, речевые) стратегии и тактики, используемые в речевом жанре православной проповеди.

В своем исследовании исходим из того, что речевая коммуникация -это стратегический процесс, осуществляемый автором текста, основанный на оптимальном выборе языковых ресурсов с целью осуществления определенной коммуникативной задачи. В соответствии с этим основная гипотеза, выдвигаемая в настоящем исследовании, заключается в том, что независимо от различия идиостилей авторов современных проповедей, существует инвариантная коммуникативная стратегия (когнитивная целевая программа), направленная па полное или частичное изменение картины мира адресата в соответствии с вероучителъной доктриной Русской Православной Церкви (РПЦ). В этой связи целью исследования становится выявление инвариантной коммуникативной стратегии и наиболее типичных тактик, используемых современными проповедниками в речевом жанре проповеди. Достижение поставленной цели предполагает решение следующих частных задач:

1) обобщить и систематизировать различные подходы к изучению дискурса и текста, определив специфику церковно-религиозного дискурса и особенности жанра проповеди;

2) рассмотреть методы прагматического анализа текста, используемые в современной лингвистике, выделив среди них наиболее адекватные описанию авторских интенций, формирующих коммуникативные стратегии и тактики;

3) выявить основную, инвариантную коммуникативную стратегию авторов современной православной проповеди;

4) установить наиболее типичные коммуникативные тактики и описать их сущностные характеристики, на основе которых осуществляется их объединение и противопоставление в дискурсе проповеди;

5) проанализировать наиболее типичные коммуникативные ходы в соотношении с той или иной тактикой, получающей свою реализацию в первичных жанрах проповеди.

Теоретическая значимость диссертации определяется ее вкладом в изучение речевой коммуникации вообще и в разработку понятий коммуникативной стратегии и тактики в частности. Разработанная методика исследования лингвокогнитивных приемов воздействия на адресата в дискурсе речевого жанра проповеди может быть применена к изучению других видов коммуникации и других жанров речи.

Практическая ценность результатов исследования и основных выводов определяется возможностью их применения в процессе профессиональной подготовки лингвистов, филологов, социальных психологов, журналистов и политологов. Основные положения и идеи проведенного исследования могут быть использованы в вузовских курсах современной риторики, стилистики, лингвистической прагматики, спецкурсов по жанроведению, а также в разработке различных концепций современной межрелигиозной коммуникации.

Научная новизна исследования заключается в том, что в нем впервые изучается и описывается современная православная проповедь в когнитивно-прагматическом аспекте и выявляется инвариантная коммуникативная стратегия проповедников, реализующаяся в наиболее типичных тактиках, которым дается многоаспектное описание.

На защиту выносятся следующие положения:

- важнейшим признаком дискурса церковно-религиозиой коммуникации является безусловное, некритическое принятие и усвоение текста адресатом;

- коммуникативные стратегии проповедников представляют собой когнитивные целевые программы, реализованные в текстах речевого жанра проповеди в виде комплексов речевых действий, прагматически направленных на изменение картины мира и/или модели мира адресата в соответствии с доктринальными представлениями, исторически выработанными Русской Православной Церковью;

- пропозиционирование моральных концептов РПЦ, реализованных в жанре проповеди, базируется на подборе аргументов исключительно в рамках установленной конвенции (вероучения);

- конструирование проповедником языковой картины мира православного адресата основано преимущественно на бинарных оппозициях модели мира (свой/чужой; истинный/ложный; спасительный/гибельный и т.п.), свойственных наиболее древней форме общественного сознания;

- основными коммуникативными тактиками, реализуемыми в дискурсе проповеди, являются эмоционально воздействующая и конвенционально аргументативная, получающие свое речевое воплощение в первичных речевых жанрах;

- установленные и описанные коммуникативные ходы, используемые авторами проповедей, связаны прежде всего с апелляцией к авторитету:

- важнейшей стилистической коннотацией, характеризующей языковые средства всех уровней, является их архаически-возвышенная, торжественная стилистическая окраска.

Методологический подход к анализу текстов современных православных проповедей можно охарактеризовать как когнитивно-прагматический. Методы исследования в целом сложились под воздействием достижеиий когнитивной лингвистики. Анализ языковых явлений осуществляется с принятой в современной лингвистике антропоцентрической точки зрения, рассматривающей язык как сущность, непосредственно связанную с человеческой деятельностью и определяемую своим функционированием, чем и обусловлено широкое использование в работе экстралингвистических данных. Аналитический метод диссертационного сочинения заключается в описании когнитивных структур (коммуникативных стратегий и тактик), что предполагает использование терминологического инструментария когнитивной лингвистики и прагматики. Эмпирический материал анализируется с помощью интерпретативных методик.

Материалом для исследования послужили 82 текста проповедей священников Русской Православной Церкви, осуществлявших свою деятельность в различных регионах Российской Федерации в период с 70-х годов XX столетия до 2005 года. Корпус источников для исследования был сформирован на основе следующих изданий: протоиерей Василий Ермаков. «Во имя спасения России» (1994); Алексий II Патриарх Московский и всея

Руси. «Церковь и духовное возрождение России». Слова, речи, послания, обращения 1990 - 1998 (1999); «Проповеди Московских священников» (2000); священник Александр Борисов. Проповеди «Любишь ли ты меня?» Ин 21:15-17 (2000); священник Александр Мень. «Проповеди. Пасхальный цикл» (2002); Архимандрит Кирилл (Павлов). «Проповеди» (2003); протоиерей Сергий Ганьковский. «Наши бабушки бессмертны. Проповеди» (2004); По благословению архиепископа Тернопольского и Кременецкого Сергия. «Слова. Начала познания вещей божественных и человеческих» (2004); протоиерей Димитрий Смирнов. «Проповеди. Сестричество во имя Преподобпомученицы Великой Княгини Елизаветы» (2005).

Апробация работы. Основные положения и результаты исследования были изложены на Международной научной конференции языковедов, посвященной 100-летию со дня рождения профессора C.B. Фроловой «Научные традиции славистики и актуальные вопросы современного русского языка» (Самара 27-29 июня 2006 г.), на заседаниях кафедры общего и русского языкознания Российского университета дружбы народов. Основные положения диссертации отражены в публикациях в «Вестнике Российского университета дружбы народов» в серии «Лингвистика» № 2 (8)' 2006; № 3' 2007, а также в журнале «Филологические науки» 2008, № 6.

Намеченные выше задачи определили структуру диссертационной работы, которая состоит из Введения, трех глав основной части и Заключения. В I главе дается характеристика базовых понятий текст и дискурс, рассматриваются особенности дискурса церковно-религиозной коммуникации; дается общее определение речевого жанра; вводится понятие прагматики текста, на основе которого формулируется определение авторской коммуникативной стратегии. Во II главе формулируется определение речевого жанра проповеди, выявляются специфические экстралингвистические признаки проповеди; даются основные характеристики коммуникативной стратегии проповедника. В III главе диссертации выявляются наиболее типичные коммуникативные тактики,

Похожие диссертационные работы по специальности «Русский язык», 10.02.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Русский язык», Савин, Геннадий Александрович

4. Выводы по III главе

Итак, подведем итог наблюдениям различных авторских коммуникативных тактик, получивших свою реализацию в речевом жанре современной православной проповеди.

Первое. Выявлены две основные коммуникативные тактики, получившие свою реализацию в различных первичных речевых жанрах проповеди: эмоционально воздействуюгцая и конвенцгюналыю аргул шнтативная.

Второе. Основой для выявления и противопоставления данных КТ является доминантный тип диалогичности текстов: внешняя дналогнчность, связанная с активизацией сферы субъекта и адресата речи («я»-сфера и «ты»-сфера), влияет преимущественно на формирование эмоционально воздействующей тактики; внутренняя дналогнчность определяет сущностные параметры конвенционально аргументативной коммуникативной тактики.

Третье. Являясь самостоятельными когнитивными структурами, эмоционально воздействующая и конвенционально аргументативная тактики лежат в основе ряда других КТ, которые мы рассматриваем как их разновидности. Так, разновидностью эмоционально воздействующей тактики являются контактоустанавливающая, этикетная, тактика снижения категоричности оценки. Разновидностями конвенционально аргументативной являются апелляционная и риторическая тактика.

Четвертое. Каждому виду коммуникативной тактики и ее разновидности присущи определенные наиболее типичные для нее коммуникативные ходы. Эмоционально воздействующие когнитивные структуры (эмоционально воздействующие КТ) реализуются с помощью таких коммуникативных ходов, как: апелляции к чувствам и качествам адресата; рационально воздействующие когнитивные структуры (конвенционально аргументативные КТ) - с помощью коммуникативных ходов иного качества: апелляций к различным авторитетам, а также различного характера логических, псевдологических связей, позволяющих выстраивать автору свою аргументацию в рамках принятой аудиторией конвенции.

Пятое. Поскольку когнитивные структуры носят нелинейный характер, в первичных речевых жанрах проповеди имеют место контаминации коммуникативных тактик, которые, накладываясь друг на друга, оказывают специфический перлокутивный эффект на конвенциональную аудиторию, - в частности в этом случае мы говорим о тактике агрессии.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, обобщив и систематизировав различные подходы к изучению текста и дискурса, определяем их как основные составляющие коммуникативного акта, который долэ/сен рассматриваться не только в полноте своей структуры, но и во временной протяженности и определенной экстралингвистической реальности, позволяющей осуществиться данному речевому акту. В этой связи сущность речевой коммуникации заключается в том, что это стратегический процесс, осуществляемый автором текста, основанный на оптимальном выборе языковых ресурсов с целью осуществления определенной коммуникативной задачи. Таким образом, коммуникативная стратегия {речевая стратегия), или глобальное коммуникативное намерение субъекта речи, представляет собой когнитивную целевую программу, реализуемую в тексте в виде комплекса речевых действий определенной прагматической направленности. Свою реализацию любая когнитивная целевая программа получает в текстах различных речевых жанров, которые характеризуются относительной устойчивостью тематических, композиционных и стилистических характеристик.

В основе данного исследования лежит когнитивно-прагматический метод, предполагающий описание когнитивных структур (коммуникативных стратегий и тактик), основанный на использовании терминологического инструментария когнитивной лингвистики и прагматики. Основой данного метода является антропоцентрическая точка зрения, позволяющая рассматривать речевую деятельность (речь) как сущность, непосредственно связанную с человеческой деятельностью и определяемую своим функционированием в различных сферах общественной деятельности.

Стратегия проповедника, реализованная в речевом жанре современной православной проповеди в дискурсе церковно-религиозной коммуникации, представляет собой определенное коммуникативное намерение субъекта речи, которое базируется на интерпретации реальной или виртуальной действительности, опирающейся на определенную модель мира, состоящую из преимущественно бинарных оппозиций. Целью коммуникативной стратегии является полное или частичное изменение картины мира слушателя в соответствии с вероучительными доктринами Русской Православной Церкви (РПЦ). Основным дифференциальным признаком дискурса церковно-религиозной коммуникации является некритическое, безусловное, принятие и усвоение текста адресатом, поскольку пастырь (проповедник) всегда мыслится православным сознанием в качестве религиозного учителя по образу Христову.

Речевой жанр проповеди представляет собой разновидность устной духовной речи, выработанной в сфере церковно-религиозной коммуникации. Являясь сложным (комплексным) речевым жанром, проповедь включает в себя последовательность тематически объединенных первичных речевых э/санров, композиционно и логически связанных друг с другом, подчиненных единой коммуникативной цели, проповедника. Важнейшим экстралингвистическим признаком речевого жанра проповеди является фактор веры адресата в боговдохновенность, в сосугцествование боэ/сественпого и человеческого, в спасительность, в неразрывность слова и дела духовного слова пастыря, а также соборность Церкви.

Итак, коммуникативная цель получает свою реализацию в определенной коммуникативной (речевой) стратегии, подчиняющей себе весь процесс межличностной коммуникации. Однако для осуществления продуктивной коммуникации необходима определенная гибкость авторской стратегии, поскольку достижение цели предполагает контроль субъекта речи в течение всего периода общения над интеллектуальными и эмоциональными процессами, протекающими в сознании адресата, что в конечном счете должно привести слушателя к приемлемому для автора результату. Это оказывается возможным только в том случае, если в процессе речевой коммуникации автором текста решается ряд тактических задач, имеющих свое промежуточное назначение, промежуточную цель. Такие коммуникативные цели осуществляются в коммуникативных (речевых) тактиках, представляющих собой одно или несколько речевых действий, которые способствуют реализации стратегического замысла автора.

Осуществление стратегической коммуникативной цели и коммуникативных тактик обусловливает необходимость выбора, которая касается не только семантического содержания, но и прагматических, стилистических, риторических аспектов речевых действий. Реализация такого выбора может иметь место в совокупности речевых действий, направленных на решение общей коммуникативной задачи говорящего (глобального коммуникативного намерения). Каждая коммуникативная тактика или несколько коммуникативных тактик, получивших свою реализацию в различных первичных речевых жанрах проповеди, воздействует на определенные аспекты картины мира верующего адресата, его психическое восприятие мира объективной и виртуальной реальности. Изменяя конфигурацию различных параметров картины мира слушателя в нужном для себя направлении в соответствии с определенной догматической концепцией, автор духовной речи использует определенные коммуникативные ходы, допустимые принятой конвенцией. Коммуникативный ход - это средство стилистической выразительности более низкого порядка, не являющееся носителем обязательного для коммуникативной единицы параметра — цели. Таким образом создается следующая логическая цепочка: коммуникативные ходы —> коммуникативные тактики —» коммуникативная стратегия.

На основе доминантного типа биологичности текстов выявлены эмоционально воздействующая коммуникативная тактика, связанная с активизацией сферы субъекта и адресата речи, и конвенционально аргументативная, опирающаяся преимущественно на «чужую речь» и различные логические связи. Являясь самостоятельными когнитивными структурами, эмоционально воздействующая и конвенционально аргументативная тактики лежат в основе ряда других тактик, которые мы рассматриваем как их разновидности. Так, разновидностью эмоционально воздействующей тактики являются контактоустанавливающая, этикетная, тактика снижения категоричности оценки. Разновидностями конвенционально аргументативной являются апелляционная и риторическая тактика.

Каждому виду коммуникативной тактики и ее разновидностям присущи определенные наиболее для нее типичные коммуникативные ходы. Так, для эмоционально воздействующих когнитивных структур (эмоционально воздействующих КТ) характерны такие коммуникативные ходы, как: апелляции к чувствам и качествам адресата; рационально воздействующим когнитивным структурам (конвенционально аргументативные КТ) присущи коммуникативные ходы иного качества: апелляции к различным авторитетам, а также различного характера логические, псевдологические связи, позволяющие выстраивать автору свою аргументацию в рамках принятой аудиторией конвенцией.

Перспективу разработки избранной нами темы мы видим в изучении коммуникативных стратегий и тактик в других жанрах речи.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Савин, Геннадий Александрович, 2009 год

1. Алексеева 1975 Алексеева Т.А. Лексика «слов» Кирилла Туровского: Автореф. дис. . канд. фил. наук. -М.: 1975. - 17с.

2. Алявдин 1993 Алявдин А.П. Богослужение // Христианство. Энциклопедический словарь в 3-х т. - М.: «Большая Российская энциклопедия», 1993. Т. 1. - С.286 -290.

3. Амфитеатров 1846 Амфитеатров Я.К. Чтения о церковной словесности, или гомилетика. Ч. 1-2. -Киев: 1846.

4. Антонова 2007 Антонова H.A. Педагогический дискурс: речевое поведение учителя на уроке. Автореф. дисс. . канд. фил. наук., спец. — 10.02.01. - Саратов: 2007. - 24с.

5. Арутюнова 1981 Арутюнова Н.Д. Фактор адресата // Изд. АН СССР. ОЛЯ. 1981. № 4. - С. 356-367.

6. Арутюнова 1990 Арутюнова Н.Д. Дискурс // Лингвистический энциклопедический словарь. - М.: «Советская энциклопедия», 1990. -С.136- 137.

7. Арутюнова 1992 Арутюнова Н.Д. Жанры общения // Человеческий фактор в языке. Коммуникация, модальность, дейксис. - М.: «Наука», 1992. - С.63-87.

8. Арутюнова 2000 Арутюнова Н.Д. Прагматика // Языкознание. Большой энциклопедический словарь. Под ред. В.Н. Ярцева, 2-е изд. - М.: «Большая Российская энциклопедия», 2000. - С.З 89-390.

9. Арутюнова 2003 Арутюнова Н.Д. Язык цели // Логический анализ языка. Избранное 1988-1995. - М.: РАН. «Индрик», 2003. - С.386-396.

10. Апресян 1996 Апресян Ю.Д. Дейксис в лексике и в грамматике и наивная модель мира. Избранные труды. Т2. - М.: 1996.

11. Ауни 2000 Ауни Д. Новый Завет и его литературное окружение. - СПб.: Изд. РБО, 2000. - 272с.

12. Баженова-Рагина 1993 Баженова-Рагина С.И. Риторическая организация «Слова на Святую Пасху» Кирилла Туровского и «Поучения на Святую Пасху» Климента Охридского // Проблемы исторического языкознания. Вып. 4. - СПб.: 1993.- С.68-75.

13. Баранов 1997 Когнитипичность текста. К проблеме уровней абстракции текстовой деятельности // Жанры речи. - Саратов: «Колледж», 1997.- С.4-12.

14. Барнет 1985 Барнет Вл. Проблема изучения устной научной речи // Современная русская устная научная речь. - Красноярск: 1985. - 128с.

15. Барсов 1885 Барсов Н.И. История первобытной христианской проповеди (до IV в.).-СПб.: 1885,- 111с.

16. Барсов 1886 Барсов Н.И. Лекции по гомилетике, читанные студентам Санкт-Петербургской Духовной Академии в 1885/86 учебном году.-СПб.: 1886.-339с.

17. Барсов 1995 Барсов Н.И. Проповедь // Христианство. Энциклопедический словарь в 3-х томах. - М.: «Большая Российская энциклопедия», 1995. -С.40-402.

18. Бахтин 1993 Волошинов В.Н. Марксизм и философия языка: Основные проблемы социологического метода в науке о языке. - М.: «Лабиринт», 1993.- С.125-189.

19. Бахтин 1994 Бахтин М.М. Проблемы творчества Достоевского. -М.: «Лабиринт», 1994.- 172с.

20. Бахтин 2000 Бахтин М.М. Автор и герой. К философским основам гуманитарных наук. // Проблема речевых жанров. - СПб.: «Азбука», 2000. - С. 249-270.

21. Бегунов 1970 Бегунов Ю.К. Древнерусская ораторская проза как жанр (к постановке вопроса) // Пути изучения древнерусской литературы и письменности. - Л.: 1970.- С.75-85.

22. Бегунов 1983 Бегунов Ю.К. Ораторская проза Киевской Руси в типологическом сопоставлении с ораторской прозой Болгарии // IX Международный съезд славистов. -М.: 1983. - С.38-52.

23. Беликов, Крысин, 2003 Беликов В.И., Крысин Л.П. Социолингвистика: Учебник для вузов. - М.: Изд. РГГУ, 2001. - 439с.

24. Бондарко 1971 Бондарко A.B. Вид и время русского глагола (значение и употребление). - М.: «Просвещение», 1971. - 239с.

25. Бондарко 2002 Бондарко A.B. Теория значения в системе функциональной грамматики (на материале русского языка). - М.: «Языки славянской культуры», 2002. - 736с.

26. Бугаев 2005 Бугаев И.В. Современное общество и религиозная языковая личность // Альманах каф. ТИЖ фил. ф-тета РУДН. Журналистика и общество. - М.: 2005. №7. - С.235-261.

27. Буланин 1989 Буланин Д.М. Античные традиции в древнерусской литературе XI-XVI вв.: Автореф. дис. . докт. филол. наук. -Л.: 1989.-44с.

28. Булгаков 1916 Булгаков Г. Теория православно-христианской пастырской проповеди: Этика гомилии. Очерк систематического курса. -Курск, 1916.-168с.

29. Бюлер 2000 Блюлер К. Теория языка. Репрезентативная функция языка. - М.: «Прогресс», 2000. - 528с.

30. Валгина 2004 Валгина Н.С. Теория текста: Учебное пособие. - М.: «Логос», 2004. - 280с.

31. Василик 2003 Основы теории коммуникации: Учебник/ Под ред. проф. М.А. Василика. -М.: «Гардарики», 2003. - 615с.

32. Вежбицка 1997 Вежбицка А. Речевые жанры (перевод В.В. Дементьева) // Жанры речи. - Саратов: «Колледж», 1997. - С.99-111.

33. Виноградов 1938 Виноградов В.В. Очерки по истории Русского литературного языка XVII-XIX вв. - М.: УЧПЕДГИЗ, 1938. - С. 34-35.

34. Виноградов 1967 Виноградов В.В. Проблемы литературных языков и закономерностей их образования и развития. - М.: 1967. - 134с.

35. Волков 1996 Волков A.A. Основы русской риторики. - М.: Изд. МГУ, 1996.-313с.

36. Войтак 1998 Войтак M. Проявление стандартизации в высказываниях религиозного стиля (на материале литургической молитвы) // Текст: стереотип и творчество: Межвузовск. сборник научных трудов — Пермь: Изд. ПГУ, 1998. - С.214-230.

37. Гак 2000 Гак В.Г. Актантная структура грехов и добродетелей // Логический анализ языка: Языки этики / Отв. ред.: Н.Д. Арутюнова, Т.Е. Янко, Н.К. Рябцеова. -М.: «Языки русской культуры», 2000. - С.90-96.

38. Гаспаров 1996 Гаспаров Б.М. Язык, память, образ. Лингвистика языкового существования / Новое литературное обозрение. - М.: 1996. -352 с.

39. Гайда 1999 Гайда С. Жанры разговорных высказываний // Жанры речи. - Саратов: «Колледж», 1999. Вып.2. - С.103-111.

40. Глубоковский 2002 Глубоковский H.H. Русская богословская наука в ее историческом развитии и новейшем состоянии. - М.: Изд. Свято-Владимирского братства, 2002. -165с.

41. Говоров 1895 Говоров A.B. Основной принцип церковной проповеди и вытекающие из него предмет и задачи церковного красноречия. -Казань: 1895.-45с.

42. Гольберг 2002 Гольберг И.М. Религиозно-проповеднический стиль современного русского литературного языка: моральные концепты. Автореф. дис. . канд. филол. наук. Специальность - 10.02.01. - М.: 2002. -16 с.

43. Гольдин 1997 Гольдин В.Е. Имена речевых событий, поступков и жанры русской речи // Жанры речи. - Саратов: «Колледж», 1997. Вып.1. -С. 23-33.

44. Граудина, Ширяев 2000 Граудина Л.К. Ширяев E.H. Культура русской речи. - M.: «Норма» 2000. -560с.

45. Громов, Мильков 2001 Громов М.Н., Мильков В.В. Идейные течения древнерусской мысли. - СПб.: РХГИ, 2001. - 960с.

46. Гроссу 1910 Гроссу Н. Исторические типы церковной проповеди. - Киев: 1910. - 38 с.

47. Дамаскин 1998 Святой Иоанн Дамаскин. Точное изложение Православной веры. - М.: «Лодья», 1998. - 465с.

48. Данилевская 2003 Данилевская Н.В. Конструктивный прием // Стилистический энциклопедический словарь русского языка. Изд. под ред. М.Н. Кожиной. - М.: «Флинта-наука», 2003. - С.175-179.

49. Дементьев 1999 Дементьев В.В. Фатические речевые жанры // Вопросы языкознания. - 1999. №1. - С.37-55.

50. Дементьев 1999 (а) Дементьев В.В. Светская беседа: жанровые доминанты и современность // Жанры речи. - Саратов: «Колледж», 1999. Вып.2. - С. 157-178.

51. Дементьев 2000 Дементьев В.В. Непрямая коммуникация и ее жанры. - Саратов: Изд. Саратов, универ., 2000. - 248с.

52. Дементьев, Седов 1999 Дементьев В.В., Седов К.Ф. Теория речевых жанров: социопрагматический аспект // 81уНз1ука 8. - Оро1е, 1999. -8. 53-87.

53. Долинин 1998 Долинин К.А. Проблема речевых жанров через сорок пять лет после статьи Бахтина // Русистика: лингвистическая парадигма конца XX в. - СПб.: 1998. - С.563-567.

54. Дускаева 2003 Дускаева Л.Р. Устная публичная речь // Стилистический энциклопедический словарь русского языка. Изд. под редакцией М.Н. Кожиной. - М.: «Флинта-Наука», 2003. - С.350-351.

55. Дускаева, Протопопова 2003 Дускаева Л.Р., Протопопова О.В. Речевой этикет // Стилистический энциклопедический словарь русского языка. Изд. под редакцией М.Н. Кожиной. - М.: «Флинта-Наука», 2003. -С.354—358.

56. Дымарский 2006 Дымарский М.Я. Проблемы текстообразования и художественный текст. На материале русской прозы XIX -XX вв. Изд. 3-е. - М.: «КомКнига», 2006. - 296с.

57. Дьяченко 1900 Священник Григорий Дьяченко. Уроки и примеры христианской веры. Опыт катехической хрестоматии // Послание Восточных патриархов. - СПб.: 1900. - С. 56.

58. Елеонская 1990 Елеонская A.C. Русская ораторская проза XVII века. - М.: «Наука», 1990. - 224с.

59. Еремин 1962 Еремин И.П. Ораторское искусство Кирилла Туровского // ТОДРЛ. 1962. Т. 18.

60. Захарова 2006 Захарова Е.П. Коммуникативно-речевые стереотипы и коммуникативные нормы // Проблемы речевой коммуникации. - Саратов: Изд. Саратовского гос. универ. им. Н.Г. Чернышевского. Выпуск № 6. - С.41-46.

61. Звягинцев 1985 Звягинцев В.А. Язык как фактор компьютерной революции // НТИ, сер.2, №9. - М.: 1985. - С.6.

62. Земская 1988 Земская Е.А. Городская устная речь и задачи ее изучения // Разновидности городской устной речи. - М.: «Наука», 1988. - С.5 -43.

63. Златоуст 1900 Иоанн Златоуст. Творения иже во святых отца нашего Иоанна Златоуста, Архиепископа Константинопольского. 2-е изд., в 12 томах. Ч. 2. - СПб.: 1896. -762с.

64. Золотова, Онипенко, Сидорова 2004. Золотова Г.А., Онипенко Н.К. Сидорова М.Ю. Коммуникативная грамматика русского языка. М.: РАН, Инст. русс. яз. им. В.В. Виноградова, МГУ, фил. фак., 2004. - 544с.

65. Иванова 1998 Иванова М.В. Древнерусская агиография конца XIV - XV веков как источник истории русского литературного языка. - Дисс. . докт. филол. н. -М.: 1998. -393с.

66. Изуч. реч. жанр. 1997 Изучение речевых жанров. Обзор работ в современной русистике // Вопросы языкознания. 1997, №1.

67. Иссерс 1999 Иссерс О.С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи: Монография. - Омск: Изд. Омск. гос. универ. 1999. -285с.

68. Казарян 2002 Казарян А.Т. Богослужение. // Православная энциклопедия. Т.5. - М.: «Православная энциклопедия», 2002. - С.536-542.

69. Караулов 2004 Караулов Ю. Н. Русский язык и языковая личность. 4-е изд. - М.: УРСС, 2004. -264с.

70. Катаев 1883 Катаев Н. Очерк истории русской православной проповеди. - Одесса: 1883.-185с.

71. Китайгородская 1993 Китайгородская М.В. Чужая речь в коммуникативном аспекте // Русский язык в его функционировании: Коммуникативно-прагматический аспект. - М.: «Наука», 1993. - С.65-89.

72. Китайгородская, Розанова 1995 Китайгородская М.В., Розанова H.H. "Свое" - "Чужое" в коммуникативном пространстве митинга // Русистка сегодня. № 1.-М.: 1995. - С.93-116.

73. Ключарев 1892 Епископ Амвросий Харьковский. Живое слово. -Харьков: 1982.-82с.

74. Кожин, Крылова, Одинцов 1982 Кожин А.Н., Крылова O.A., Одинцов В.В. Функциональные типы русской речи. - М.: «Высшая школа», 1982.-223с.

75. Кожина 1999 Кожина М.Н. Некоторые аспекты изучения речевых жанров в нехудожественных текстах // Стереотипность и творчество в тексте. - Пермь: 1999.

76. Кормилицына 2006 Кормилицына М.А. Полемичность текстов современных газет: ее организация и средства выражения. Речь в СМИ // Проблема речевой коммуникации. - Саратов: Изд. Саратовского гос. универ. им. Н.Г. Чернышевского, 2006. Выпуск № 6. - С.55-65.

77. Костомаров 2005 Костомаров В.Г. Наш язык в действии. Очерки современной русской стилистики. -М.: «Гардарики», 2005. -285с.

78. Кохтев 1992 Кохтев H.H. Основы ораторской речи. - М.: Изд-во Моск. универ., 1992. -240с.

79. Кохтев 1994 Кохтев H.H. Риторика. - М.: «Просвещение», 1994.-207с.

80. Кочеткова 1994 Кочеткова Н.Д. Ораторская проза Феофана Прокоповича и пути формирования литературы классицизма // XVIII век. -Л.: 1974.- С.9-11.

81. Красина 1999 Красина Е.А. Русские перформативы. - М.: Изд. РУДН, 1999. -127 с.

82. Крылова 2001 Крылова O.A. Можно ли считать церковно-религиозный стиль современного русского литературного языка разновидностью газетно-публицистического? // Стереотипность и творчество в тексте. - Пермь: 2001.

83. Крылова, Хавронина 1976 Крылова O.A., Хавронина С.А. Порядок слов в русском языке. Русский язык. - М.: 1976. -196с.

84. Крылова 2003 Крылова O.A. Церковно-религиозный стиль \\ Стилистический энциклопедический словарь русского языка. Под ред. М.Н. Кожиной. - М.: «Флинта-Наука», 2003. - С. 612-616.

85. Крылова 2005 Крылова O.A. Ситуация билингвизма в сфере церковно-религиозной общественной деятельности в современной России. // Stylistyka - Вып. XV. - Opole, 2005 / под ред. проф. С. Гайды. С. 383-391.

86. Крылова 2006 Крылова O.A. Лингвистическая стилистика. Книга 1. Теория. - М.: «Высшая школа», 2006. - 319с.

87. Крылова, Савин 2008. Крылова O.A., Савин Г.А. Коммуникативная стратегия автора православной проповеди в современном церковно-религиозном дискурсе // Филологические науки. М.: Мин. обр. и наук. РФ, 2008, №6. - С.53-59.

88. Крысин 1994 Крысин Л.П. Об одной лакуне в системе функциональных стилей современного русского языка // Русский язык в школе. 1994. № 3. - С. 69 - 79.

89. Крысин 1996 Крысин Л.П. Религиозно-проповеднический стиль и его место в функционально-стилистической парадигме современного русского литературного языка // Поэтика. Стилистика. Язык и культура. Памяти Т.Г. Винокур.-М.: 1996. -С. 135-138.

90. Крысин 2003 Крысин Л.П. Проблема социальной и функциональной дифференциации языка в современной лингвистике // Современный русский язык. Социальная и функциональная дифференциация. - М.: «Языки славянской культуры», 2003. - С. 13 - 29.

91. Куссе 1995 Куссе X. Истина и проповедование. «Живое слово» архиепископа Амвросия и соотнесение между гомилетикой и риторикой // Логический анализ языка: Истина и истинность в культуре и языке. - М.: «Наука», 1995. - С.78-85.

92. Кусков 1998 Кусков В.В. История древнерусской литературы. -М.: «Высшая школа», 1998. -274с.

93. Кутина 1981 Кутина Л.Л. Феофан Прокопович. Слова и речи. Лексико-стилистическая характеристика // Литературный язык XVIII века. -Л.: 1981.

94. Лаптева 2000 Лаптева O.A. Устная бубличная речь // Большой энциклопедический словарь «Языкознание». // Устная публичная речь. - М.: «Большая Российская энциклопедия», 2000. - С.540-541.

95. Левшун 1992 (а) Левшун Л.В. Проповедь как жанр средневековой литературы: (На материале проповедей в древнерусских рукописных и старопечатных сборниках): Дис. . канд. филол. наук. - М.: 1992. -212с.

96. Левшун 1992 (б) Левшун Л.В. Проповедь как жанр средневековой литературы: (На материале проповедей в древнерусских рукописных и старопечатных сборников): Автореф. дис. . канд. филол. наук. - М.: 1992.-20с.

97. Леонтьев 2000 Леонтьев A.A. Речевая деятельность // Большой энциклопедический словарь. Языкознание. - М.: «Большая Российская энциклопедия», 2000. - С. 412.

98. Лествичник 2002 Преподобный Иоанн Лествичник. Лествица. - М .: Изд. Сретенского монастыря, 2002. - 368с.

99. Лейнонен 1998 Лейонен (Тампере) М. Чужая речь в устной коммуникации // Лики языка. К 45-летию научной деятельности Е.А. Земской. - М.: «Наследие», 1998. - С.223-232.

100. Лихачев 1987 Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы // Избранные работы: в 3 т. Т1. - Л.: «Художественная литература», 1987. -С.261-654.

101. Лотман 1973 Лотман Ю.М. О двух моделях коммуникации в системе культуры // Труды по знаковым системам. TVT. - Тарту: 1973. — С.227-243.

102. Лотман 2000 Лотман Ю. М. Семиосфера // Текст в процессе движения: автор - аудитория, замысел - текст. - СПб.: «Искусство - СПБ», 2000. - 703с.

103. Матвеева 1995 Матвеева Т.В. К лингвистической теории жанра // Collegium. № 1-2. - Киев: 1995. - С.65-71.

104. Матвеева 1997 Матвеева Т.В. К вопросу о ритме как жанрообразующем признаке в разговорной речи // Жанры речи. - Саратов: «Колледж», 1997.- С.44-51.

105. Матезиус 1997 Матезиус В. О так называемом актуальном членении предложения // Пражский лингвистический кружок: Сб. ст. / Сост. и ред. Н.Н. Кондрашова. - М.: Изд. «Прогресс», 1967. С. 239-245.

106. Мень 1987 Священник Александр Мень. К истории русской православной библеистики // Богословские труды. Т. 28. М.: 1987. - С.272-289.

107. Мечковская 1998 Мечковская М.Б. Язык и религия. - М.: «Фаир», 1998.-352с.

108. Мильков 1999 Мильков В.В. Древнерусские апокрифы. - СПб.: Изд. Русского христианского гуманитарного института, 1999. - 507с.

109. Михальская 1992 Михальская А.К. Пути развития отечественной риторики: утрата и поиски речевого идеала // Филологические науки. - М.: 1992. №3. - С .55-67.

110. Моррис 2001 Чарльз Уильям Моррис. Прагматика. Из области основной семиотики. // Антология. Сост. Ю.С. Степанов. Изд. 2-е, испр. и доп. - М.: «Деловая книга», 2001. - С.45-97.

111. Николаева 1995 Николаева Т.М. Качели свободы / несвободы: трагедия или спасение? // Речевые и ментальные стереотипы в синхронии и диахронии. Тезисы конф. -М.: ИСБ РАН, 1995. - С.88.

112. Николаева 2000 Николаева Т.М. От звука к тексту. - М.: 2000. - С.152-164.

113. Новиков 2001 Новиков JI.A. Избранные труды. Проблема языкового значения: в 2 т. - М.: Изд. РУДН, 2001. Т1. - 672с.

114. Одинцов 2007 Одинцов В.В. Стилистика текста. Изд. 4-е. М.: Изд. ЛКИ, 2007. - 264с.

115. Остин 1986 Джон Остин. Слово как действие. Лекции // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. XVII. Теория речевых актов. Общ. ред. Б.Ю. Городецкого.-М.: «Прогресс», 1986. - С.32-33.

116. Откупщикова 1982 Откупщикова М.И. Синтаксис связного текста. - Л.: Изд. ЛГУ, 1982. -103 с.

117. Падучева 1996 Падучева Е.В. Семантические исследования (Семантика времени и вида в русском языке; Семантика нарратива). - М.: «Языки русской культуры», 1996. -464 с.

118. Певницкий 1876 Певницкий В.Ф. Церковная проповедь в век мужей апостольских // ТКДА. 1876. Т.1. - С.284-329.

119. Певницкий 1908 Певницкий В.Ф. Церковное красноречие и его основные законы. - СПб.: 1908. - 304 с.

120. Петрова 2006 Петрова А.Г. Коммуникативно-речевые стереотипы. // Проблемы речевой коммуникации. - Саратов: Изд. Сарат. гос. универ., 2006. № 6. - С.41-46.

121. Петрушина М.В. Семантико-прагматическая функция высказываний с модальным значением неодобрения. М.: «Филологические науки», 2003, № 5.

122. Петрушина M.B. Модальная семантика неодобрения и средства ее выражения. -М.: «Филологические науки», 2005, №1.

123. Помазанский 1993 Протопресвитер Михаил Помазанский. Православное Догматическое богословие. Благовест. - Новосибирск, Рига: Изд. Балто-славянского общества культ, развит, и сотруд., 1993. - С.155-156.

124. Прохватилова 1999 Прохватилова O.A. Православная проповедь и молитва как феномен современной звучащей речи. - Волгоград: Изд. Волгоградского гос. универ., 1999. -364 с.

125. Прохватилова 2007 Прохватилова O.A. К вопросу о стилевом статусе современной духовной речи. /Стереотипность и творчество в тексте: Межвуз. сб. науч. труд. / Под ред. М.П. Котюровой. - Пермь: Изд. Перм. Гос. универ., 2007, вып. 11.— С.58-65.

126. Прохоров 1997 Прохоров Ю.Е. Национальные социокультурные стереотипы речевого общения и их роли в обучении русскому языку иностранцев. — М.: 1997. — 98с.

127. Разумихин 1904 Разумихии А.И. История русской проповеди. -М.: 1904. -168с.

128. Расторгуева 2005 Расторгуева М.Б. Речевой жанр церковно-религиозной проповеди. Автореф. дис. . канд. филол. наук. - Воронеж: 2005.-26с.

129. Рахимбергенова 2008 Рахимбергенова М.Х. Лингвокогнитивные стратегии отражения образа этнически «чужого» в российской прессе. Дис. . канд. филол. наук. - Екатеринбург: 2008. -23с.

130. Рогачевская 1993 Рогачевская Е.Б. Молитвословное творчество Кирилла Туровского: (Проблемы текстологии и поэтики): Автореф. дис. . канд. филол. наук. -М.: 1993. - 19с.

131. Романов 2005 Романов A.A. Языковая личность в дискурсе: полифония структур и культур // О статусе дискурсного анализа в учебной коммуникации. - Москва-Тверь: РАН, Инст. языкознан., 2005. - С. 10-21.

132. Розанова 2003 Розанова H.H. Сфера религиозной коммуникации: храмовая проповедь. // Современный Русский язык.

133. Социальная и функциональная дифференциация. М.: «Языки Славянской культуры», 2003. - С.341-363.

134. Рябцева 2005 Рябцева Н.К. Язык и естественный интеллект. - М .: РАН. Институт языкознания. «Academia», 2005. - 640 с.

135. Сазонова 1973 Сазонова Л.И. Древнерусская ритмическая проза XI - XIII вв.: Дис. . канд. филол. наук. - Л.: 1973. - 199 с.

136. Сазонова 1974 Сазонова Л.И. Принцип ритмической организации в произведениях торжественного красноречия старшей поры («Слово о Законе и Благодати» Иллариона, «Похвала святому Симеону и святому Савве» Доментиана») // ТОДРЛ. - Л.: 1974. Т.28. - С.30-46.

137. Салимовский 2003 (а) Салимовский В.А. Литературный жанр // Стилистический энциклопедический словарь русского языка. Под ред. М.Н. Кожиной. - М.: «Флинта - Наука», 2003. - С.56.

138. Салимовский (б) Салимовский В.А. Речевая ситуация // Стилистический энциклопедический словарь русского языка. Под ред. М.Н. Кожиной. - М.: «Флинта - Наука», 2003. - С.350-351.

139. Салимовский 2003 (в) Салимовский В.А. Речевой жанр // Стилистический энциклопедический словарь русского языка. Под ред. М.Н. Кожиной. - М.: «Флинта - Наука», 2003. - С.352-354.

140. Салимовский 2003 (г) Салимовский В.А. Речевой акт // Стилистический энциклопедический словарь русского языка. Под ред. М.Н. Кожиной. - М.: «Флинта-Наука», 2003. - С.351 - 352.

141. Седов 1999 Седов К.Ф. О жанровой природе дискурсивного мышления языковой личности // Жанры речи. - Саратов: «Колледж», 1999. Вып.2. - С. 13-26.

142. Седов 2001 Седов К.Ф. Жанр и коммуникативная компетенция // Хорошая речь. - Саратов: «Колледж», 2001. - С. 107-118.

143. Седов 2004 Седов К.Ф. Дискурс и личность. Эволюция коммуникативной компитенции. Серия ФА. - М.: «Лабиринт», 2004. - С.66-82.

144. Селезнев 2003 Селезнев М.Г. Вера сквозь призму языка // Логический анализ языка. Избранное 1988-1995. - М.: РАН, «Индрик», 2003. - С.121-129.

145. Серкова 1978 Серкова Н.И. Сверхфразовое единство как функционально-речевая единица: Авторефер. дисс. канд. филол. наук. -М.: 1968.- 16с.

146. Серль 1986 (а) Серль Дж. Р. Что такое речевой акт? // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 17. Теория речевых актов. - М.: 1986. - С. 151-196.

147. Серль 1986 (б) Серль Дж.Р. Классификация иллокутивных актов // Там же. - С. 170-194.

148. Серль 1986 (в) Серль Дж.Р. Косвенные речевые акты // Там же. -С. 195-222.

149. Сиротинина 1995 Сиротинина О.Б. Труды академика В.В. Виноградова и современные проблемы стилистики // Междунар. юбилейная сессия, посвященная 100-летию со дня рождения В.В. Виноградова: Тезисы докладов. -М: 1995.-С.190.

150. Сиротинина 1999 Сиротинина О.Б. Некоторые размышления по поводу терминов «речевой жанр» и «риторический жанр» // Жанры речи. -Саратов: 1999.

151. Сковородников 2003 Сковородников А.П. Риторический прием // Стилистический энциклопедический словарь русского языка. Под ред. М.Н. Кожиной. - М.: «Флинта - Наука», 2003. - С.366-373.

152. Сковородников, Копнина 2003 Сквородников А.П., Копнина Г.А. Образность // Стилистический энциклопедический словарь русского языка. Под ред. М.Н. Кожиной. - М.: «Флинта - Наука», 2003. - С. 255-257.

153. Со Ын Ён 2000 Со Ын Ён. Речевой жанр современного церковно-религиозного послания: Дис. . канд.филол. наук. - М.: 2000. -188с.

154. Солганник 2003 Солганик Г.Я. Публицистический стиль // Стилистический энциклопедический словарь русского языка. Под ред. М.Н. Кожиной. -М.: «Флинта - Наука», 2003.-С.312-315.

155. Соловьев 1995 Соловьев В. Откровение // Христианство. Энциклопедический словарь в 3-х т. - М.: «Большая Российская энциклопедия», 1995. Т.З. - С. 260.

156. Соловьев 1999 Соловьев В. Философское начало цельного знания. - Минск: «Харвест», 1999. - С.616-617.

157. Соловьева 2007 Соловьева Н.В. Коммуникативные стратегии и тактики в научной дискуссии // Стереотипность и творчество в тексте. Меж. вуз. сбор, под ред. М.П. Котюровой. - Пермь: Изд. Пермск. гос. универ., 2007. Вып. №11.- С. 156-174.

158. Соловьева 2008 Соловьева Н.В. Толерантность в научной дискуссии: лингвостилистический аспект (на материале научных дискуссий 1950-2000-х гг.). Автореф. дис. . канд. филол. наук. Спец. 10.02.01. - рус. яз. - Екатеринбург: 2008. - 22с.

159. Старогородский 1991 Архиепископ Сергий Старогордский. Православное учение о спасении. - М.: Изд. отд. Московского Патриархата «Просветитель», 1991.-266с.

160. Тареев 1903 Тареев M. М. По вопросам гомилетики: Критические очерки. - Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1903.-187с.

161. Тиллих 1995 Тиллих П. Мужество быть. Теология культуры. -М .: «Юрист», 1995. Т1. - 527с.

162. Топоров 1998 Топоров В.Н. Модель мира // Мифы народов мира. Энцикл. в 2-х томах. Изд. 2-е. - М.: «Большая Российская энциклопедия», 1998. Т2. - С.161-164.

163. Триодин 1915 Триодин И.П. Принципы красноречия и проповедничества. - Екатеринославль: 1915. -246 с.

164. Трошева 2003 (а) Трошева Т.Б. Стиль книжный. // Стилистический энциклопедический словарь русского языка. Под ред. М.Н. Кожиной. - М.: «Флинта - Наука», 2003. - С.514^516.

165. Трошева 2003 (б) Трошева Т.Б. Рассуждение // Стилистический энциклопедический словарь русского языка. Под ред. М.Н. Кожиной. - М.: «Флинта - Наука», 2003. - С.321-328.

166. Трошева 2003 (в) Трошева Т.В. Функционально-смысловые типы речи // Стилистический энциклопедический словарь русского языка. Под ред. М.Н. Кожиной. - М.: «Флинта - Наука», 2003. - С.577-580.

167. Трубецкой Трубецкой Н.С. Дидактическая литература. // История. Культура. Язык. -М.: «Прогресс, Универс.», 1995. - С.597-611.

168. Тюленева 2008 Тюленева H.A. Лингвокогнитивные стратегии позиционирования и продвижения туристических услуг в российской и англо-американской рекламе. Дис. . канд. филол. наук. - Екатеринбург: 2008.-186с.

169. Успенский 2002 Успенский Б. А. История Русского литературного языка (XI - XVII вв.). - М.: «Аспекст Пресс», 2002. - 558с.

170. Учение . 1988 Учение о жанре: рекомендованный библиографический указатель к спецкурсам и спецсеминарам. - Харьков: Изд. ХГУ, 1988. -39с.

171. Фаворов 1858 Фаворов Н. Руководство к церковному собеседованию, или гомилетика. - Киев: 1858. - 257с.

172. Федосюк 1996 Федосюк М.Ю. Комплексные жанры разговорной речи: «утешение», «убеждение» и «уговоры» // Русская разговорная речь как явление городской культуры. - Екатеринбург: «Арго»,1996. С.73-94.

173. Федосюк 1997 Федосюк М.Ю. Исследование средств речевого воздействия и теория жанров речи // Жанры речи. - Саратов: «Колледж»,1997. С.66-88.

174. Флоренский 1985 Флоренский П. Храмовое действо как синтез искусств // Собрание сочинений. Т.1. Статьи по искусству. - Paris: 1985. - С. 193-317.

175. Формановская 1998 Формановская Н.И. Коммуникативно-прагматические аспекты единиц общения. - М.: Инст. русск. яз. им. A.C. Пушкина, 1998.-291с.

176. Формановская 2005 Формановская Н.И. Адресат в языковой коммуникации // Stylistika XIV. - Opole: 2005. - С.231-242.

177. Шмелев 1999 Шмелев А.Д. Функциональная стилистика и моральные концепты // Язык. Культура. Гуманитарное знание. Научное наследие Г.О. Винокура и современность / Отв. ред. С. И. Гиндин, H.H. Розанова.-М.: 1999. - С.224.

178. Шмелев 2002 Шмелев А.Д. Русский язык и внеязыковая действительность. - М.: «Языки славянской культуры», 2002. - 496с.

179. Шмелева 1990 Шмелева Т.В. Речевой жанр: возможности описания и использования в преподавании языка // Русистика. № 2. - Берлин: 1990. - С.20-32.

180. Шмелева 1992 Шмелева Т.В. Речевой жанр как первичная характеристика высказывания // Высказывание как объект лингвистики и теории коммуникации. 4.1. - Омск: 1992.- С.25-26.

181. Шмелева 1995 Шмелева Т.В. Речевой жанр: опыт общефилологического осмысления // Collegium. - Киев: 1995. № 1. - С.57 -71.

182. Шмелева 1997 Шмелева Т.В. Модель речевого жанра // Жанры речи. - Саратов: «Колледж», 1997. - С.88-98.

183. Чепик 1893 Чепик М. Опыт полного курса гомилетики. - М.: 1893.-512 с.

184. Черторицкая 1987 Черторицкая Т.В. Красноречие Древней Руси (X-XVII вв.). - М.: 1987. - 444с.

185. Юрьевский 1903 Юрьевский А. Гомилетика, или Наука о пастырском проповедании слова Божия. - Киев: 1903. - 495с.

186. Ыйм 1985 Ыйм Х.Я. Прагматика речевого общения // Теория и модели знаний: Труды по искусственному интеллекту. - Тарту: Изд. уч. зап. Тарт. универ.,1985. Вып. 714. - С.196-207.

187. Янко 2001 Янко Т.В. Коммуникативные стратегии русской речи. - М.: «Языки славянской культуры» (Studia philologica), 2001. -384с.

188. Brooks, Carlton 1979 Brooks A. James, Carlton L. Winbery. Syntax of New Testament Greek. University Prees of America. 4720 Boston Way Lanham, MD 20706, 1979. P. 204.

189. Jakobson 1957 Jakobson R. Shifters, Verbal Categories and the Russian Verb. Cambridge, Mass., 1 957; S elected Writings. Vol. II. The Hague; Paris, 1971.

190. Словари и справочная литература,тексты Священного Писания

191. Библия. Канонические тексты Священного Писания Ветхого и Нового Завета. СПб: 1904- 1913.

192. БЭС 2002 Большой энциклопедический словарь. // Церковь. Изд.2 под ред. A.M. Прохорова. СПб: «Норинт», «Большая Российская энциклопедия», 2002. -С.1333, 1009.

193. Настольная книга священнослужителя 1986 Настольная книга священнослужителя: в 8 т., 1985-1989. - М.: Изд. Московской Патриархии, 1977. Т.1. - С. 22-25; Т 5. - С.5-23.

194. Русская грамматика 1980 Русская грамматика: в 2 т. / Под ред. Н.Ю. Шведовой. М.: «Наука» 1980. -784 с. и 709.

195. Современный русский язык 1999 Современный русский язык: фонетика, лексикология, словообразование, морфология, синтаксис. Изд. 2-е под общ. ред. Л.А. Новикова. СПб.: «Лань», 1999. -864с.

196. Стилистический энциклопедический словарь русского языка / Под ред. М.Н. Кожиной. М.: «Флинта-Наука», 2003. 696с.

197. Христианство 1995 Христианство: Энциклопедический словарь: В Зт. М.: «Большая Российская энциклопедия», 1993- 1995.

198. ЭСРЦ 2000 Энциклопедический словарь Русской цивилизации // Молитва. М.: «Энциклопедия Русской цивилизации», 2000. - 709с.

199. Языкознание. БЭС 2000 Языкознание. Большой энциклопедический словарь. М.: 2000. - С.136-137.

200. Bauer, William, Wilbur 1979 Bauer W., William F. A. Wilbur F. G. Greek-English Lexicon of the New Testament and other Early Christian Literature. The University of Chicago Press, Ltd., London, 1979. - P. 430 - 431.

201. Zane C. Hodges, Arthur L. Farstad. The Greek New Testament. According to the Majority text. Second Edition. Thomas Nelson Publishers. Nashville. Atlanta. Vancouver USA. 1999.

202. Список источников языкового материалаи принятых сокращений

203. Проповеди Московских священников. М.: Изд. Трифонова Печенегского монастыря «Новая книга», «Ковчег», 2000. - 304с.

204. АКП-1 архимандрит Кирилл (Павлов). О молитвенном поминовении усопших (проповедь в мясопустную субботу).

205. АКП-2 архимандрит Кирилл (Павлов). О достоверности будущей вечной загробной жизни (проповедь в родительскую субботу 3-й седьмицы Великого поста).

206. АКП-3 архимандрит Кирилл (Павлов). О зависти (проповедь в Неделю 27- по Пятидесятнице).

207. АКП-4 архимандрит Кирилл (Павлов). О силе смиренного и кроткого слова.

208. АИК-1 архимандрит Иоанн (Крестьянкин). Слово в неделю всех святых, в земле российской просиявших (Тысячелетие Крещения Руси).

209. АИК-2 архимандрит Иоанн (Крестьянкин). Слово в день праздника Покрова Божией Матери.

210. АИК-3 архимандрит Иоанн (Крестьянкин). Есть ли адские муки? Слово в Неделю о страшном суде.

211. АИК-4 архимандрит Иоанн (Крестьянкин). Придите, вернии, животворящему древу поклонимся.

212. ААП-1 архимандрит Алексий (Поликарпов). Слово на праздник сретения Господня.

213. ААП-2 архимандрит Алексий (Поликарпов). Слово в Прощеное воскресенье.

214. АТШ-1 архимандрит Тихон (Шевкунов). Слово в предпразднество Рождества Христова.

215. АТШ -2 архимандрит Тихон (Шевкунов). Слово о самарянке.

216. АТШ-3 Архимандрит Тихон (Шевкунов). Слово в день празднования Святых Отцев Первого Вселенского Собора и семи Вселенских соборов.

217. АТШ-4 архимандрит Тихон (Шевкунов). Слово в день Николая Чудотворца.

218. ПАШ-1 протоиерей Александр Шаргунов. Слово о церковной проповеди.

219. ПАШ-2 протоиерей Александр Шаргунов. Слово в Прощеное Воскресенье.

220. ПАШ-3 протоиерей Александр Шаргунов. В день убиения Царской семьи.

221. ПАШ-4 протоиерей Александр Шаргунов. Слово на праздник успения Пресвятой Богородицы.

222. ПАВ-1 протоиерей Артемий Владимиров. О Прощеном Воскресенье и Великом посте.

223. ПАВ-2 протоиерей Артемий Владимиров. «Вечер водворится плачь, и заутра радость».

224. ПВС-1 протоиерей Владислав Свешников. Способность видеть Бога (неделя 5-я по Пятидесятнице).

225. ПВС -2 протоиерей Владислав Свешников. О бесновании.

226. ПВС-3 протоиерей Владислав Свешников. Слово в неделю о расслабленном.

227. ПВМ -1 протоиерей Валентин Мордасов. Золотое правило.

228. ПВМ -2 протоиерей Валентин Мордасов. О любви к врагам.

229. ИАБ-1 иеромонах Анатолий (Берестов). Слово в день праздника Сретения Господня.

230. ИАБ-2 иеромонах Анатолий (Берестов). Слово в канун Великого поста.

231. СДД-1 священник Дмитрий Дудко. О царствии Божием.

232. СДД-2 священник Дмитрий Дудко. О царствии Божием.

233. СДД-3 священник Дмитрий Дудко. Святые, в земле Российской просиявшие.

234. СОС-1 священник Олек Стеняев. О книге пророка Божия Даниила.

235. СОС-2 священник Олег Стеняев. О книге пророка Божия Даниила (продолжение).

236. ДАК-1 диакон Андрей Кураев. Зачем ходить в храм, если Бог у меня в душе?

237. ДАК-2 диакон Андрей Кураев. Грех без прощения.

238. ДАК-3 диакон Андрей Кураев. Умеем ли мы принимать подарки?

239. Алексий II Патриарх Московский и всея Руси. Церковь и духовное возрогадение России. Слова, речи, послания, обращения 19901998. М.: Изд. Московской Патриархии, 1999. - 912с.

240. Алексий II. 17.02.1991. Алексий II. Слово в Прощеное воскресенье. 17 февраля 1991 года.

241. Алексий И. 24.02.1991. Алексий II. Слово в Неделю Торжества Православия 24 февраля 1991 года.

242. Алексий II. 15.03.1991. Алексий И. «Заступница Усердная». Слово в день празднования в честь иконы Божией Матери «Державная». 15 марта 1991 года.

243. Алексий II. 01.08.1992. Алексий II. Из слова в Троицком соборе после Литургии 1 августа 1992 года.

244. Алексий II. 18.09.1992. Алексий II. Из слова в день памяти Московских святителей 18 октября 1992 года.

245. Алексий II. 28.02.93. Алексий II. Слово-обращение к архипастырям, пастырям и всем верным чадам Русской Православной Церкви в связи с началом спасительных дней Великого поста. 28 февраля 1993 года.

246. Алексий И. 28.02.93. (а) — Алексий II. Из слова в Прощеное воскресенье в Богоявленском патриаршем соборе 28 февраля 1993 года.

247. Алексий II. 10.08.93. Алексий II. Из выступления (слова) на встрече с администрацией области 10 августа 1993 года.

248. Алексий II. 01.08.94. Алексий II. Обращение по случаю празднования дня Святой Пасхи 1 мая 1994 года.

249. Алексий II. 09.09.95. Алексий II. Слово на площади перед Успенским собором Владимира 9 сентября 1995 года.

250. Алексий II. 11.07.96. Алексий II. Слово в Спасо-Преображенском Валаамском монастыре 11 июля 1996 года.

251. Алексий II. 26.07.1997. Алексий II. Слово в Виленском Свято-Духовском монастыре 26 июля 1997 года.

252. Архимандрит Кирилл (Павлов). Проповеди. Сергиев Посад: Изд. Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2003. - 560с.

253. АКП-24.11.63 архимандрит Кирилл. Прощеное Воскресенье. О прощении обид. 24 февраля 1963 года.

254. АКП-19.04.64 архимандрит Кирилл. Великая суббота. 19 апреля (2 мая) 1964 года.

255. Александр Мень. Проповеди (Пасхальный цикл). Храм святых бессребреников Космы и Дамиана в Шубине. М.: 2002. - 134 с.

256. ПАМ-1 протоиерей Александр Мень. Страшный суд.

257. ПАМ-2 протоиерей Александр Мень. Прощеное воскресенье.

258. ПАМ-3 протоиерей Александр Мень. Неделя торжества Православия.

259. ПАМ-4 протоиерей Александр Мень. Неделя преподобного Иоанна Лествичника.

260. ПАМ-5 протоиерей Александр Мень. Вербное воскресенье.

261. ПАМ-6 протоиерей Александр Мень. Неделя святителя Григория Паламы.

262. Протоиерей Сергий Ганьковский. Наши бабушки бессмертны. Проповеди. М.: «Артос-Медиа», 2004. - 288с.

263. ПСГ-1 протоиерей Сергий Ганьковский. Лекарство от греха. Неделя 4 по Пасхе, о расслабленном.

264. ПСГ-2 протоиерей Сергий Ганьковский. Званные и избранные. Неделя 4 по Пятидесятнице.

265. ПСГ-3 протоиерей Сергий Ганьковский. Покой и воля. Неделя 2 по Пятидесятнице. Всех святых, в земле Российской просиявших.

266. ПСГ-4 протоиерей Сергий Ганьковский. Полевые лилии и птицы небесные. Неделя 3 по Пятидесятнице.

267. ПСГ-5 протоиерей Сергий Ганьковский. Оставь, что Тебе до нас . . Неделя 5 по Пятидесятнице.

268. ПСГ-6 протоиерей Сергий Ганьковский. По вере вашей да будет вам. Неделя 7 по Пятидесятнице.

269. ПСГ-7 протоиерей Сергий Ганьковский. Добрые дела. Неделя 19 по Пятидесятнице.

270. ПСГ-8 протоиерей Сергий Ганьковский, Жизнь - дар Божий. Неделя 16 по Пятидесятнице.

271. Протоиерей Димитрий Смирнов. Проповеди. Сестричество во имя Преподобомученицы Великой Княгини Елизаветы. М., 2005. -272с.

272. ПДС-1 протоиерей Димитрий Смирнов. Вторник седмицы 7-й по Пасхе. Крестовоздвиженский храм, 17 июня 1986 года.

273. ПДС-2 протоиерей Димитрий Смирнов. Начало церковного новолетия. Крестовоздвиженский храм, 13 сентября 1986 года.

274. ПДС-3 протоиерей Димитрий Смирнов. Вторник седьмицы 14-й по Пятидесятнице. Крестовоздвиженский храм, 23 сентября 1986 года.

275. ПДС-4 протоиерей Димитрий Смирнов. Попразднество Воздвижения и неделя по Воздвижении. Крестовоздвиженский храм, 27 сентября 1986 года, вечер.

276. ПДС-5 протоиерей Димитрий Смирнов. Неделя 6-я по Пятидесятнице. Крестовоздвиженский храм, 19 июля 1987 года.

277. ПДС-6 протоиерей Димитрий Смирнов. Неделя перед Рождеством Христовым, святых отец. Крестовоздвиженский храм, 3 января 1988 года.

278. По благословению архиепископа Тернопольского и Кременецкого Сергия. Слова. Начала познания вещей божественных и человеческих. Т 1. М.: 2004. - 1024 с.

279. АТКС-1 архиепископ Тернопольский и Кременецкий Сергий. Сретение Господне. 15 февраля 1981 года.

280. АТКС-3 архиепископ Тернопольский и Кременецкий Сергий. О покаянии. 1 марта 1981 года.

281. АТКС-2 архиепископ Тернопольский и Кременецкий Сергий. Слово в день памяти Преподобного Серафима Саровского. 1 августа 1981 год.

282. Священник Александр Борисов. Проповеди. «Любишь ли ты Меня?» Ин. 21:15-17. Храм свв. бессер. Космы и Дамиана (в Шубине).1. М.: 2000.-68с.

283. САБ-1 священник Александр Борисов. «Примите Духа Святого» 26.07.1992.

284. САБ-2 священник Александр Борисов. «Если мы живем духом» 25.07. 1992.

285. САБ-3 священник Александр Борисов. «Любишь ли ты Меня?». 28.03.1992.

286. Протоиерей Василий Ермаков. Во имя спасения России. М.:

287. Изд. Русского Духовного центра, 1994. 144с.

288. ПВЕ-1 Идите за Христом, православные!

289. ПВЕ-2 Прощеное воскресенье.

290. ПВЕ-3 Торжество Православие. 20 марта 1994 года.

291. ПВЕ-4 О священстве. 20 декабря 1992 года.

292. ПВЕ-5 Русские люди. 3 июня 1994 года.

293. ПВЕ-6 Вербное воскресенье.97. ПВЕ-7 Вечная книга.

294. Сокращенные названия библейских книг Ветхий Завет

295. Деян-ДеяниеСвятых Апостолов1. Иак Послание ал. Иакова1,2 Пет 1, 2 поел. ап. Петра1,2,3 Ин 1,2,3 поел1. Иуд Поел. Иуды1. Рим Поел, к Римлянам1,2 Кор Поел, к Коринфянам

296. Гал поел, к Галатам Эфес - поел, к Ефесянам Фил - поел, к Филипийцам Кол - поел, к Колосянам 1,2Фес- поел, к Фесалоникийцам 1,2 Тим - поел, к Тимофею Тит - поел, к Титу Флм - поел, к Филимону Евр - поел, к евреям Отк - Откровение Иоанна

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.