Коммуникативные стратегии художественного дискурса Айрис Мердок тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.02.19, кандидат наук Асланова, Александра Акоповна

  • Асланова, Александра Акоповна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2015, Майкоп
  • Специальность ВАК РФ10.02.19
  • Количество страниц 197
Асланова, Александра Акоповна. Коммуникативные стратегии художественного дискурса Айрис Мердок: дис. кандидат наук: 10.02.19 - Теория языка. Майкоп. 2015. 197 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Асланова, Александра Акоповна

Содержание

Введение

Глава 1. Антропоцентрическая и лингвокогнитивная парадигмы исследования поэтических языковых средств конструирования коммуникативных стратегий в художественном дискурсе

1.1. Философско-лингвистические аспекты исследования современного художественного дискурса

1.2. Проблемы изучения коммуникативных стратегий автора в аспекте лингвокогнитивного подхода к современному художественному дискурсу

1.3. Художественный мир Айрис Мердок в аспекте изучения коммуникативных стратегий в постмодернистском тексте

Выводы по главе 1

Глава 2. Постмодернистские особенности моделирования коммуникативных стратегий автора в романах А. Мердок

2.1. Коммуникативная стратегия «речевая маска» как

разновидность авторской языковой игры

2.2. Коммуникативные стратегии передачи эмоций в

художественном дискурсе

2.3. Коммуникативная стратегия отражения динамики процесса

цветообозначения в рамках моделируемой перцептивной ситуации

2.4. Коммуникативная стратегия лексической репрезентации

имплицитного смысла

2.4.1. Тактика на поэтизацию прозаического текста

2.4.2. Тактика на детализацию смысловых признаков

2.4.3. Тактика на индивидуально-авторскую форму репрезентации импликатур

Выводы по главе 2

Заключение

Список использованной литературы

Список лексикографических источников

Список источников художественной литературы

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория языка», 10.02.19 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Коммуникативные стратегии художественного дискурса Айрис Мердок»

ВВЕДЕНИЕ

Предлагаемая работа посвящена исследованию способов репрезентации коммуникативных стратегий в постмодернистском художественном дискурсе как результата их авторского лингвистического обрамления.

Актуальность исследования обусловлена обращением к проблеме динамических коммуникативных процессов порождения художественного текста. В частности, изучение постмодернистского текста как динамического явления определяется функциональным подходом к анализу языковых процессов в аспекте идентификации авторского сознания. Современная научная парадигма функционализма предусматривает исследование языковых единиц не с позиций их структурного состава, а с точки зрения их функционирования в художественном тексте с ориентацией на анализ различных механизмов, связанных с организацией имплицитного смысла в художественном тексте и моделированием посредством данных смыслов коммуникативных стратегий автора.

Теория коммуникативных стратегий вписывается в общую теорию художественной коммуникации, поскольку опирается на такое актуальное направление современной лингвистики, как теория языковой личности (Т.Г. Винокур, Ю.Н. Караулов и др.). Изучение конкретных коммуникативных стратегий в художественном тексте немыслимо без обращения к языковой личности автора, их использующего. Анализ коммуникативных стратегий дает возможность выявить специфику взаимозависимости акта их выбора и процесса реализации от индивидуальных особенностей языковой личности автора, являющегося представителем определенного литературного направления. С данной точки зрения исследование коммуникативных стратегий Айрис Мердок с опорой на модель языковой личности представляется перспективным, поскольку подобная художественная модель обладает соответствием с оперированием формами авторских мыслей, которые эксплицируются в семантике языковых

форм, репрезентирующей постмодернистскую поэтику. Вследствие этого второй аспект актуальности диссертационного исследования определяется тем, что его проблематика связана с расширением общих теоретических проблем постмодернистского текстопорождения как особого типа художественной рефлексии современности, также находящихся в фокусе активнейших научных поисков в лингвистической науке.

В попытке объяснить мир по-новому постмодернистский текст синтезировал в себе элементы теории постструктурализма, художественную практику современного искусства, особенности литературно-критического анализа деконструктивизма. В этом отношении актуальность изучения данного текста заключается в том, что «постмодернизм осмысливается не только как универсальная категория культуры XX столетия, но и как выражение "духа времени" во всех сферах человеческой деятельности...» [Киреева, 2004: 6].

Текстопорождение как процесс реализации коммуникативных стратегий включает в себя механизмы транспонирования лингвотипологических свойств текста в художественный дискурс своего времени. А поэтому объектом исследования в диссертации выступает лингвоментальное пространство языковой личности А. Мердок, репрезентируемое ее постмодернистскими текстами.

Материалом для анализа послужили оригинальные произведения А. Мердок. Нами отбирались произведения с расширенными контекстами языковых средств выразительности в конструировании исследуемых объектов, образующими внутрисюжетные микроконтексты. Дополнительно учитывалась доступность текста для сплошного анализа - важное условие при изучении коммуникативных стратегий, поскольку данная прагматическая установка автора не замыкается границами одного слова и даже предложения, но «работает», как правило, на уровне текста. Хронология сочинений определяющим критерием не служила, поэтому анализировались и ранние, и поздние произведения А. Мердок. Материал

работы составил 4100 примеров реализации авторских коммуникативных стратегий, полученных методом сплошной выборки из 14 романов А. Мердок, общий объем которых в среднем составил 7500 страниц.

Гипотеза исследования заключается в том, что постмодернистский дискурс глазами А. Мердок реализуется в определенном наборе коммуникативных стратегий, нацеленных на стереотипизацию персонажей, повторяемость ролей и исполнителей, постоянную театрализацию действий, руководимых протагонистом-режиссером.

Предметом исследования являются коммуникативные стратегии А. Мердок, демонстрирующие авторское отношение к тексту как к игровой стихии: игру с текстом, игру с читателем, вовлечение читателя в чтение-сотворчество.

Цель диссертационного исследования заключается в комплексном описании коммуникативных стратегий А. Мердок, воплощающих смысловую множественность ее художественных текстов за счет когнитивных операций со смыслом языкового содержания, который принадлежит к образной системе постмодернистского текста и может быть рассмотрен как фрагмент субъективной картины мира в рамках определенного литературно-художественного направления.

Данная цель предполагает последовательное решение следующих задач:

1) выявить комплекс коммуникативных стратегий, эксплицирующих структуру языковой личности А. Мердок, и оснований их выбора в художественных текстах автора;

2) проанализировать выразительные средства языка, посредством которых конструируются коммуникативные стратегии А. Мердок, эксплицирующие коммуникативно-прагматический уровень языковой личности автора в процессе порождения постмодернистского текста;

3) вскрыть механизмы актуализации оценочного смысла в структуре коммуникативных стратегий А. Мердок;

4) изучить своеобразие авторского диалога с читателем в процессе конструирования коммуникативных стратегий в художественном тексте.

Методологическая база исследования. Общефилософский уровень методологии диссертационной работы базируется на принципах целостности, объективности в подходе к проблеме языковой личности в постмодернистском литературном течении. Поскольку в сфере нашего внимания оказались постмодернистские произведения, выявилась необходимость опоры на теоретические труды по проблемам постмодернистской эстетики, специфики постмодернистского дискурса, его функционирования в современной культуре (работы Р. Барта, Ж. Деррида, Ж.-Ф. Лиотара, Н.Б. Маньковской, У. Эко и др.).

Общенаучные методологические основы диссертационного исследования опираются на принципы языковой системности, антропоцентрической предопределенности лингвистических феноменов и детерминизма, выявляющего имманентную взаимозависимость языковых и речевых явлений от порождающих их психических факторов. Человеческий фактор в языке предопределяет как выбор, так и реализацию коммуникативной стратегии в дискурсе в зависимости от индивидуальных особенностей языковой личности автора. Принцип системности обусловливает такой подход к описанию коммуникативных стратегий, в соответствии с которым они рассматриваются в качестве одного из интенциональных состояний языковой личности, ведущих к возникновению психологической основы для речевого воздействия на читательскую -аудиторию. Он также определяет комплексное описание коммуникативных стратегий с учетом их языковых и речевых особенностей, выявляющихся в художественном тексте.

Частнонаучным методологическим принципом диссертационной работы является положение о том, что художественный текст, как многомерное структурное явление, обладает неявными смыслами, которые выводятся читателем из открыто выраженной автором информации. В

данном отношении автор диссертационного изыскания задействует как общепринятые принципы работы с художественным текстом (фактический материал текста, рекуррентность компонентов текста, анализ которых дает возможность делать теоретические заключения), так и конкретные модели интерпретации постмодернистского текста. Среди существующих методик подобного рода, оказавших решающее влияние на предлагаемую в диссертации исследовательскую модель и концепцию, могут быть названы подходы к исследованию текста, проецированные на анализ текстовых структур в аспекте выявления неочевидного «Я» автора (И.В. Арнольд, Л.Г. Бабенко, В.А. Пищальникова, В.П. Руднев, А.Е. Супрун).

Методика исследования является комплексной, предполагает метод описания, приемы выявления смысловых нюансов языковых единиц в разнообразных контекстах употребления, сравнительно-сопоставительного анализа разноуровневых языковых средств, а также приемы выделения ключевых доминант и реконструирования коммуникативных стратегий.

Решение поставленных задач в диссертации позволило прийти к конкретным результатам и выводам, которые могут быть сформулированы в виде положении, выносимых на защиту:

1. Структура языковой личности А. Мердок в художественных текстах автора эксплицируется коммуникативными стратегиями «речевая маска», передачи эмоций, отражения динамики процесса цветообозначения в рамках моделируемой перцептивной ситуации, лексической репрезентации имплицитного смысла. Последняя стратегия реализуется посредством тактик на поэтизацию прозаического текста, детализацию смысловых признаков и индивидуально-авторскую форму репрезентации импликатур. Выбор стратегий и адекватных языковых средств их реализации обусловлен интенцией автора создать художественную целостность текста в сознании читателя. Механизмы формирования коммуникативных стратегий позволяют судить о полноте отражения в них языковой личности автора и ее языковой картины мира.

2. Выразительные средства, посредством которых конструируются коммуникативные стратегии А. Мердок, эксплицирующие коммуникативно-прагматический уровень языковой личности автора, выявляются на различных уровнях языковой организации постмодернистского текста. В частности, коммуникативная стратегия лексической репрезентации имплицитного смысла представлена средствами фонетического уровня (ассонанс, аллитерация), посредством которых конструируется тактика на поэтизацию прозаического текста; на лексическом уровне выделяются метафоры и сравнения, конструирующие тактики на детализацию смысловых признаков и индивидуально-авторскую форму репрезентации импликатур. Коммуникативные стратегии «речевая маска», передачи эмоций и отражения динамики процесса цветообозначения в рамках моделируемой перцептивной ситуации задействуют выразительные средства синтаксического уровня (прагматический потенциал речеактовой номинации).

3. Являясь ключом подтекста, коммуникативные стратегии оказывают воздействие на эмоциональное состояние читателя, актуализируют ключевую роль личности воспринимающего. Коммуникативные стратегии А. Мердок нацеливают читателя на синкретичное ситуативное восприятие художественного текста. При этом одно восприятие включает другое, последующее раскрывает предыдущее, что, в свою очередь, обусловливается синкретичным характером самих коммуникативных стратегий.

4. Прагматической доминантой авторского диалога с читателем в процессе конструирования коммуникативных стратегий в художественных текстах А. Мердок предстает языковая игра. В связи с этим все выразительные средства, с помощью которых реализуются коммуникативные стратегии, целесообразно отнести к игровой поэтике, обладающей постмодернистским функциональным содержанием. Игра, выступая конструктивным элементом коммуникативных стратегий в художественном тексте, определяет онтологический и аксиологический уровни диалога А. Мердок с читателем.

Научная новизна диссертационной работы заключается в том, что в ней выделяется комплекс коммуникативных стратегий, присущих постмодернистским текстам А. Мердок, и диапазон выразительных средств языка, их передающих. В работе рассматривается соотношение исследуемых коммуникативных стратегий со структурой языковой личности автора, их конструирующего; выявляется роль коммуникативных стратегий в актуализации авторского оценочного смысла и полифонической организации постмодернистского текста. Коммуникативные стратегии изучены как способ монтажа постмодернистского текста с опорой на художественно-изобразительные свойства звука, имплицитное смысловое поле и механизмы его порождения, что предстает исследовательской лакуной в современной языковедческой науке.

Теоретическая значимость работы определяется тем, что работа: 1) вносит определенный вклад в общую теорию художественной коммуникации; 2) способствует комплексному использованию теории коммуникативных стратегий и теории языковой личности; 3) нацелена на «сквозное» исследованием языковой личности: изучая прагматические установки автора, мы получили сведения об особенностях поэтического тезауруса его языковой личности как представителя постмодернистского направления в литературе. Коммуникативные стратегии как понятие общей теории коммуникации рассмотрены в связи со смыслообразующим потенциалом постмодернистского художественного текста.

Практическая ценность работы заключается в возможности применения основных результатов исследования в общей и частной стилистике, спецкурсах по общей теории языковой личности, интерпретации и анализу постмодернистского текста. Выводы и фактический материал диссертации могут составить основу методических разработок и рекомендаций по изучению детализированных смысловых признаков в процессе разноуровневой репрезентации неочевидной информации в художественном тексте, по анализу прагматических характеристик речи

автора и персонажей в рамках художественной коммуникации. Определение устойчивого комплекса коммуникативных стратегий в художественных текстах А. Мердок в их функционально-прагматической перспективе формирует практически значимые представления об универсальных правилах порождения постмодернистского дискурса, способствует пониманию того, как через коммуникативные стратегии автора «книга-корневище» (Ф. Гваттари, Ж. Делез) реализует «карту мира». Использованный в диссертационной работе подход может быть реализован при анализе феномена коммуникативных стратегий других авторов-постмодернистов.

Апробация работы. По материалам диссертации опубликовано 11 статей, в том числе в изданиях, рекомендованных ВАК РФ, - 5. Основные положения и выводы диссертации были представлены на международных научных конференциях «Язык. Дискурс. Текст» (Ростов-на-Дону, 2009, 2010), «Лингвистика: традиции и современность» (Ростов-на-Дону, 2009), «Язык профессиональной коммуникации: функции, среды, технологии» (Ростов-на-Дону, 2010), «Новые тенденции в образовании и науке: опыт междисциплинарных исследований» (Ростов-на-Дону, 2014), «Язык и коммуникация в контексте культуры» (Ростов-на-Дону, 2015).

В структурном отношении диссертация включает в себя введение, две главы, заключение, библиографию, список лексикографических изданий и художественных произведений А. Мердок, привлекавшихся в качестве источника анализа в диссертации. Список цитируемой литературы насчитывает 191 наименование. Общий объем работы 197 страницы.

ГЛАВА 1. АНТРОПОЦЕНТРИЧЕСКАЯ И ЛИНГВОКОГНИТИВНАЯ ПАРАДИГМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОЭТИЧЕСКИХ ЯЗЫКОВЫХ СРЕДСТВ КОНСТРУИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СТРАТЕГИЙ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ДИСКУРСЕ

1.1. Философско-лингвистические аспекты исследования современного художественного дискурса

Одной из центральных проблем современной лингвистики предстает изучение человеческого фактора в языке, языкового мировосприятия человека на новой стадии развития цивилизации. В качестве отправной теоретической установки принимается тезис В. фон Гумбольдта о том, что язык не может быть объяснен вне связи с его создателем и пользователем, что привело к расширению традиционных рамок языковедческих исследований, отказу от анализа «языка в себе и для себя». Механизмы функционирования языка стали рассматриваться во взаимодействии с познающей мир говорящей личностью [Кравченко, 1996: 5-6], интенциями, предопределяющимися когнитивной деятельностью носителя языка [Кибрик, 1994: 138], различными типами знаний, «которые хранятся в памяти в виде единиц репрезентации знаний о некоторых стереотипных ситуациях, входящий в систему общих знаний о мире» [Клеменова, Кудряшов, 2013: 109].

Этим определяется наш интерес к лингвоментальному пространству языковой личности отдельного автора. Под лингвоментальным пространством в нашей работе понимается совокупность психических и мыслительных процессов, протекающих в творческом сознании автора и предопределяющих моделирование особой картины мира, которая получает отражение в авторском дискурсе.

Язык, наравне с сознанием, интерпретируется в качестве основополагающей когнитивной структуры опыта смысла мира, а проблема о

выяснении выразительных возможностей языка превращается в вопрос о границах интенционального горизонта данностей сознания. Признается, что единая когнитивная структура «язык - сознание» допускает в качестве интенционально данного только выраженный в языке смысл [Баранов, Добровольский, 1997: 12-14]. Или, еще точнее, сам смысл, наравне с интенциональными характеристиками, раскрывает свою лингвистическую природу.

Интенциональность языковых и - шире - речевых форм реализуется в сложном единстве языковой формы, значения и действия, концентрирующихся вокруг некоторого опорного концепта, т.е. в дискурсе, который реализуется в тексте. В связи с этим сам дискурс интерпретируется лингвистами как вид когнитивной деятельности говорящей личности по структурированию языковых механизмов, восприятию и продуцированию речевых сообщений (письменного или устного связного текста в совокупности с его экстралингвистическими и паралингвистическими характеристиками) [Демьянков, 1994: 21; Кубрякова, 1994: 34; Шабес, 1990: 3].

Анализируя семантический и когнитивный объем термина «дискурс», мы выделили две точки зрения, позволяющие показать значительное удаление друг от друга дефиниций данного термина. Ю.С. Степанов, в частности, предложил определять «дискурс» как «возможный альтернативный мир» [Степанов, 1995: 45]. Подобный подход к термину, на наш взгляд, можно считать наиболее многоаспектным. Что же касается предельной лаконичности дефиниции, то, как нам кажется, она была достигнута в «Экспериментальном системном толковом словаре стилистических терминов» С.Е. Никитиной и Н.В. Васильевой, где дискурс понимается как «связный текст, погруженный в экстралингвистический контекст» [Никитина, 1996: 69].

Учитывая специфику исследования, проводимого нами, мы придерживаемся следующего определения дискурса, данного

H.H. Мироновой: «Дискурс - это цельнооформленная единица информации, обусловленная лингвистическими и экстралингвистическими параметрами и представляющая собой совокупность текстов, имеющих схожие принципы построения, то есть одинаковые прагматические параметры» [Миронова, 1988: 24]. Ключевым моментом в этом определении нам представляется акцент на цельнооформленности рассматриваемого феномена: она проявляется в семантической и грамматической структуре дискурса, обусловленной как собственно лингвистическими факторами, так и непосредственной связью с прагматическими параметрами авторского ретроспективного осмысления объективной реальности.

Исследовательская значимость цельнооформленности совокупности текстов и прагматических параметров, ее обусловливающих, возрастает, на наш взгляд, при анализе современного художественного дискурса, постмодернистского по своей сути и для которого характерна очень сильная текстовая ориентация на «видение и объяснение». В современных условиях глубоких структурных трансформаций объективной реальности художественный постмодернистский дискурс осуществляется не как локальное явление, а утверждается и расширяет свои границы актуализации, прямым и во многих случаях опосредованным образом влияет на социодинамику языкового развития.

Художественный дискурс мы определяем как многомерную иерархически организованную совокупность соответствующих текстов, находящихся в динамическом взаимодействии с разнообразными модификациями языкового/неязыкового выражения под воздействием экстралингвистических факторов, предопределяющих успешную реализацию текстов в заданном культурно-историческом контексте. Парадигма исследования конкретного художественного дискурса включает в себя все виды художественных произведений, объединенных одним содержанием, но имеющих разную форму выражения.

Современный художественный дискурс ориентирован на текстуальное воссоздание авторской субъективной картины мира в определенных рамках художественного пространства и времени. Эта картина мира является результатом сложного процесса диалогических отношений, составляющих мимесис [Плеханова, 2002: 25]:

- Я - реальность;

- Я - возможные миры;

- Я - Другой (рефлексия, или самовыражение).

Методологической основой исследования современного художественного дискурса в философии предстаеттеория деконструкции текста французского ученого-постструктуралиста Ж. Деррида. Данный мыслитель пересмотрел логоцентрическую концепцию структуры, где структура зависела от центра, который стабилизировал, организовывал элементы любой, в том числе и лингвистической системы. Все центры имели одну цель - детерминировать «бытие как присутствие» [Гурко, 2001: 49]. Теория деконструкции текста Жака Деррида как направление мысли стремится к достижению абсолютного отсутствия центра.

Одним из понятий деконструкции является «след», а текст рассматривается Ж. Деррида как цепочка различающихся следов [Деррида, 2000: 251]. Понятие «след» раскрывает положения Ж. Деррида, касающиеся интерпретации текста, которая основана на обнаружении в нем смыслов, скрытых не только от читателя, но и от самого автора. Ж. Деррида образно сравнивает деконструкцию с волшебной дверью в Зазеркалье Алисы Л. Кэрролла, где начинается бесконечная путаница явных и косвенных смыслов и виртуальных измерений. Многие исследователи творчества французского ученого объясняют суть метода деконструкции, обращая внимание на то, что в тексте не существует абсолютного смысла [Ильин, 2001; Косиков, 1989; Ревзина, 1995]. Деррида воспринимает весь мир как бесконечный, безграничный текст.

Как полагает Деррида, «ничего не существует вне текста», следовательно, любой индивид находится внутри текста. Поэтому можно утверждать, что мир сегодняшнего дня как текст - это многомерный, многополюсный художественный дискурс. Для лингвистики это означает обязательное осмысление текста, контекста и гипертекста на основе идей М. Фуко, Ж. Деррида, Ю. Кристевой, Ж. Бодрийяра, Ж.-Ф. Лиотара, Р. Барта. При анализе реальной действительности сквозь призму письменной культуры языковое самосознание говорящей личности уподобляется некой сумме текстов в контексте всех текстов, составляющих культуру данной социальной общности.

Современный художественный дискурс поглощает все возможные текстовые традиции, при этом создает из них не языковую целостность, а

!

некий речевой коллаж, лишенный временных и культурных координат. ' Подобный дискурс, с точки зрения И. Хассана, по сути, является антидискурсивным, поскольку преобразует гротеск, фантастику в текстовые антиформы, несущие в себе заряд насилия, безумия и апокалиптичности и превращающие космос в хаос [Hassan, 1987: 17]. Для современного художественного дискурса все внесистемное предстает ценным, поскольку любой порядок иллюзорен, являясь лишь порождением человеческого воображения [Hutcheon, 1988: 43].

Подобная теоретическая концепция удачно объясняет, на наш взгляд, специфику современного художественного дискурса, который выдвигает на первый план непредставимое, неизобразимое в самом изображении (то, что, на первый взгляд, не поддается реконструкции посредством текстовых категорий). Автору нет необходимости потакать вкусам читательской аудитории: его задача - искать новые способы художественного изображения не для того, чтобы читатели получили эстетическое наслаждение, а для языкового выражения ощущений того, что с трудом представляется в рамках текста. При этом смысл оказывается излишним, так как реальная действительность непознаваема, не определяема текстовыми категориями, не

имеет логического центра, а значит, бессмысленна. Подобная авторская позиция (и способ креативного мышления) становится читательской проблемой при вхождении в художественный дискурс.

При подобном подходе суть художественного дискурса сводится к использованию смысла в новом измерении, в конечном счете - к метафоре [Leezenberg, 2001: 123]. В результате современный художественный дискурс оказывается перенасыщенным бесконечной смысловой множественностью. Для выявления этой множественности языковая личность читателя интегрируется в метасистему текста, в свою очередь, конструированного языковой личностью автора. «Непосредственной проблемой, решаемой на уровне постмодернистского художественного повествования, является то, как выразить невероятность процесса восприятия, «расщепить» когнитивную природу субъекта восприятия с целью выявления правды» [Кудряшов, 2014(6): 175].

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория языка», 10.02.19 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Асланова, Александра Акоповна, 2015 год

Список использованной литературы

1. Аксенова, Н.В. Оценочные смыслы в метафоре (на материале англоязычной литературы XX века) [Текст]: автореф. дис. ... канд. филол. наук / Н.В. Аксенова. - СПб., 2007. - 19 с.

2. Алейник, P.M. Образ человека в философской постмодернистской литературе [Текст]: автореф. дис. ... д-ра философ, наук / P.M. Алейник. -М., 2007.-48 с.

3. Апресян, В.Ю. Метафора в семантическом представлении эмоций [Текст] / В.Ю. Апресян, Ю.Д. Апресян // Вопросы языкознания. - 1993. -№ 3. - С. 27-35.

4. Арнольд, И.В. Стилистика декодирования [Текст] / И.В. Арнольд. - JL: ЛГПИ им. А.И. Герцена. 1974. - 245 с.

5. Арнольд, И.В. Стилистика современного английского языка [Текст] / И.В. Арнольд. - Л.: Просвещение, 1990. - 379 с.

6. Артемьева, Е.Ю. Структура субъективного опыта: семантический слой и другие слои [Текст] / Е.Ю. Артемьева, Ю.К. Стрелков, В.П. Серкин // Мышление и субъективный мир: сб. науч. трудов. - Ярославль: ЯГУ, 1991.-С. 9-14.

7. Арутюнова, Н.Д. Метафора в языке чувств [Текст] / Н.Д. Арутюнова // Язык и мир человека. -М.: Языки русской культуры, 1998. - С. 385-399.

8. Арутюнова, Н.Д. Метафора и дискурс [Текст] / Н.Д. Арутюнова // Теория метафоры / общ. ред. Н.Д. Арутюновой, М.А. Журинской. - М.: Наука, 1990.-С. 5-32.

9. Бабенко, Л.Г. Лингвистический анализ художественного текста. Теория и практика [Текст]: учебник; практикум / Л.Г. Бабенко. - М.: Флинта: Наука, 2003. - 496 с.

10. Бабенко, Н.Г. Окказиональное в художественном тексте. Структурно-семантический анализ [Текст]: учеб. пособие / Н.Г. Бабенко. — Калининград: Изд-во КГУ, 1997. - 84 с.

11. Баженова, И.С. Обозначения эмоций в художественном тексте (прагматический аспект) [Текст]: автореф. дис. ... д-ра филол. наук / И.С. Баженова. - М., 2004. - 48 с.

12. Баженова, И.С. Эмоции, прагматика, текст [Текст] / И.С. Баженова. -M.: Менеджер, 2003. - 391 с.

13. Банару, В.И. Оценка, модальность, прагматика [Текст] / В.И. Банару // Языковое общение: Единицы и регулятивы: межвуз. сб. науч. трудов. -Калинин: КГУ, 1987.-С. 14-18.

14. Баранников, C.B. Роль прецедентных феноменов в оязыковлении сознания [Текст] / C.B. Баранников // Языковое сознание: устоявшееся и спорное: тезисы докладов XIV Международного симпозиума по психолингвистике и теории коммуникации. - М.: РАН, 2003. - С. 20-21.

15. Баранов, А.Н. Аксиологические стратегии в структуре языка (паремиология и лексика) [Текст] / А.Н. Баранов // Вопросы языкознания. - 1989. - № 3. - С. 74-90.

16. Баранов, А.Н. Постулаты когнитивной семантики [Текст] / А.Н. Баранов, Д.О. Добровольский // Известия РАН. - Сер. литературы и языка. - 1997.-Т. 56, № 1.-С. 11-21.

17. Барт, Р. Введение в структурный анализ повествовательных текстов [Текст] / Р. Барт // Зарубежная эстетика и теория литературы XIX-XX веков: Трактаты, статьи, эссе. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987. - С. 387422.

18. Барт, Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика [Текст] / Р. Барт. - М.: Прогресс, 1994.-568 с.

19. Бахтин, М.М. Проблемы поэтики Достоевского [Текст]. - М.: Художественная литература, 1963. - 180 с.

20. Бахтин, М.М. Человек в мире слова [Текст] / М.М. Бахтин. - М.: Наука, 1995.- 140 с.

21. Белецкая, E.B. Моделирование особенностей конструирования метафоры [Текст]: автореф. дис. ... канд. филол. наук / Е.В. Белецкая. -Тверь, 2007.- 19 с.

22. Близнюк, H.A. Понятие и структура оценки в системе языка [Текст] / H.A. Близнюк, H.A. Сергиенко // Теоретические и прикладные аспекты лингвистических исследований: межвуз. сб. науч. трудов. - Сургут: СГУ, 2001.-С. 84-87.

23. Блох, М.Я. Структура и семантика оценочной конструкции [Текст] / М.Я. Блох, Н.В. Ильина // Функциональная семантика синтаксических единиц. -М.: МГПИ, 1986.-С. 14-23.

24. Блэк, М. Метафора [Текст] / М. Блэк // Теория метафоры / общ. ред. Н.Д. Арутюновой, М.А. Журинской. -М.: Прогресс, 1990. - С. 153-172.

25. Богатырев, A.A. Индивидуализация интенционального начала беллетристического текста [Текст]: автореф. дис. ... д-ра филол. наук / A.A. Богатырев. - Тверь, 2001. - 47 с.

26. Богин, Г.И. Модель языковой личности в ее отношении к разновидностям текстов [Текст]: автореф. дис. ... д-ра филол. наук / Г.И. Богин. - Тверь, 1984. - 49 с.

27. Болдарева, Е.Ф. Языковая игра как форма выражения эмоций [Текст]: автореф. дис. ... канд. филол. наук / Е.Ф. Болдарева. -М., 2002. - 18 с.

28. Бонецкая, Н.К. Проблема текста художественного произведения у М. Бахтина [Текст] / Н.К. Бонецкая // НДВШ. - Сер. Филологические науки. - 1995. - № 5/6. - С. 37-44.

29. Борисова, Е.Г. О способах извлечения имплицитной информации [Текст] / Е.Г. Борисова // Скрытые смыслы в языке и коммуникации: сб. науч. статей. - М.: Российск. гос. гуманит. ун-т, 2008. - С. 113-122.

30. Бронникова, Е.Г. Эмоциональность и структура речевого акта в художественном произведении: на материале английского языка [Текст]: автореф. дис. ... канд. филол. наук / Е.Г. Бронникова. - Абакан, 2008. -22 с.

31. Брунер, Дж. Психология познания: За пределами непосредственной информации [Текст] / Дж. Брунер. - М.: Наука, 1977. - 198 с.

32. Букирева, Т.А. Лексико-семантический аспект языковой игры как способ самовыражения языковой личности [Текст] / Т.А. Букирева // Текст. Дискурс. Коммуникация / под ред. E.H. Рядчиковой. - Краснодар: Изд-во КубГУ, 2003. - С. 236-247.

33. Буторина, Е.П. Скрытые смыслы: причины появления и возможности исследования [Текст] / Е.П. Буторина // Скрытые смыслы в языке и коммуникации: сб. науч. статей. - М.: Российск. гос. гуманит. ун-т, 2008.-С. 123-132.

34. Бяо, В. Стилистический прием и его роль в создании художественного образа [Текст] / В. Бяо // Вестник Московского университета. - Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. - 2000. - № 1. - С. 134141.

35. Вежбицкая, А. Обозначения цвета и универсалии зрительного восприятия [Текст] / А. Вежбицкая // Язык. Культура. Познание. - М.: Прогресс, 1997.-С. 231-290.

36. Векшин, Г.В. Фоностилистика текста: звуковой повтор в перспективе смыслообразования [Текст]: автореф. дис. ... д-ра филол. наук / Г.В. Векшин. - М., 2006. - 29 с.

37. Вишнякова, О.Д. Функционально-когнитивная парадигма как сфера концентрации лингвистической мысли в наступившем столетии [Текст] / О.Д. Вишнякова // НДВШ. - Сер. Филологические науки. - 2003. -№ 6. - С. 36-42.

38. Вольф, Е.М. Функциональная семантика оценки [Текст] / Е.М. Вольф. - М.: Едиториал УРСС, 2002. - 280 с.

39. Вольф, Е.М. Эмоциональные состояния и их представление в языке [Текст] / Е.М. Вольф // Логический анализ языка. Проблемы интенсиональных и прагматических контекстов. - М.: Наука, 1989. -С. 55-75.

40. Воркачев, С.Г. Лингвокультурология, языковая личность, концепт: становление антропоцентрической парадигмы в языкознании [Текст] / С.Г. Воркачев // НДВШ. - Сер. Филологические науки. - 2001. - № 1. -С. 64-72.

41. Воробьев, Г.Г. Информатика цвета [Текст] / Г.Г. Воробьев // НТИ. -Сер. 2. Информационные процессы и системы. - М., 1998. - № 12. -С. 1-15.

42. Гак, В.Г. Эмоции и оценки в структуре высказывания [Текст] /

B.Г. Гак // Вестник Московского университета. - Сер. 9. Филология. -1997. -№3.- С. 87-93.

43. Галушко, Т.Г. Контекст, текст и гипертекст в свете некоторых идей постструктурализма [Текст] / Т.Г. Галушко // Вестник АмГУ. - 2000. -Вып. 10.-С. 2-4.

44. Гальперин, И.Р. Системность контекстно-вариативных форм членения текста [Текст] / И.Р. Гальперин // Русский язык: текст как целое и компоненты текста. -М.: Наука, 1982. - С. 118-124.

45. Гальперин, И.Р. Текст как объект лингвистического исследования [Текст] / И.Р. Гальперин. -М.: Высшая школа, 1981. - 192 с.

46. Гергокаева, Д.Д. Эгоцентризм лингвистического дискурса: на материале русского, английского, карачаево-балкарского языков [Текст] / Д.Д. Гергокаева. - Нальчик, 2008. - 22 с.

47. Гиндин, С.И. Внутренняя организация текста. Элементы теории и семантический анализ [Текст]: автореф. дис. ... канд. филол. наук /

C.И. Гиндин. - М., 1972. - 19 с.

48. Голякова, Л. А. Онтология подтекста и его объективация в художественном произведении [Текст]: автореф. дис. ... д-ра филол. наук / Л.А. Голякова. - Пермь, 2006а. - 34 с.

49. Голякова, Л.А. Подтекст: прагматические параметры художественной коммуникации [Текст] / Л.А. Голякова // НДВШ. - Сер. Филологические науки. - 20066. - № 4. - С. 61-68.

50. Гончарова, М.А. Экспрессивность предложения-высказывания как явление грамматики и прагматики: причины возникновения и виды [Текст] / М.А. Гончарова // Аспекты становления и функционирования западногерманских языков. - Самара: СГУ, 2003. - С. 188-193.

51. Грайс, Г.П. Логика и речевое общение [Текст] / Г.П. Грайс // Новое в зарубежной лингвистике. - М.: Прогресс, 1985. Вып. XVI: Лингвистическая прагматика. - С. 220-234.

52. Григорьева, B.C. Дискурс как элемент коммуникативного процесса: прагмалингвистический и когнитивный аспекты [Текст] / B.C. Григорьева. - Тамбов: Тамбов, гос. тех. ун-т, 2007. - 288 с.

53. Гурко, Е. Жак Деррида. Деконструкция: тексты и интерпретация [Текст] / Е. Гурко. - Минск: Экономпресс, 2001. - 320 с.

54. Гуторович, О.В. Стиль мышления в научном познании [Текст]: автореф. дис. ... канд. филос. наук / О.В. Гуторович. - Саратов, 2002. -21 с.

55. Делез, Ж., Гваттари, Ф. Что такое философия? [Текст] / Ж. Делез, Ф. Гваттари. - СПб.: Алетейя, 1998.-288 с.

56. Демьянков, В.З. Когнитивная лингвистика как разновидность интерпретирующего подхода [Текст] / В.З. Демьянков // Вопросы языкознания. - 1994. - № 4. - С. 17-33.

57. Деррида, Ж. Позиции [Текст] / Ж. Деррида. - Киев: Наукова думка, 1996.-347 с.

58. Деррида, Ж. Структура, знак и игра в дискурсе гуманитарных наук [Текст] / Ж. Деррида // Вестник Московского университета. - Сер. 9. Филология. - 1995. -№ 5. - С. 34-49.

59. Деррида, Ж. О грамматологии [Текст] / Ж. Деррида. - М.: Ad Marginem, 2000.-512 с.

60. Дружинина, В.В. Лингвориторические параметры идиостиля как выражение менталитета языковой личности ученого (А.Ф. Лосев)

[Текст] / B.B. Дружинина, A.A. Ворожбитова. - Сочи: РИО СГУТ и КД,

2005.- 152 с.

61. Егорова, И.В. Функционирование модуса субъективной оценки в косвенных речевых актах [Текст] / И.В. Егорова // Проблемы романо-германской филологии, философии и методики преподавания иностранных языков: сб. науч. трудов. - Пермь: ПГПУ, 2004. - С. 27-30.

62. Ермакова, О.П. Пространственные метафоры в русском языке [Текст] / О.П. Ермакова // Логический анализ языка. Языки пространств. - М.: Наука, 2000. - С. 289-298.

63. Жаркынбекова, Ш.К. Ассоциативные признаки цветообозначений и языковое сознание [Текст] / Ш.К. Жаркынбекова // Вестник Московского университета. - Сер. 9. Филология. - 2003. - № 1. - С. 109116.

64. Жаркынбекова, Ш.К. Языковая концептуализация цвета в культуре и языках [Текст]: автореф. дис... д-ра филол. наук / Ш.К. Жаркынбекова. -Алматы, 2004. - 42 с.

65. Женетт, Ж. Вымысел и слог: fictio и dictio [Текст] / Ж. Женетт // Вестник Московского университета. - Сер. 9. Филология. - 1996. - № 5. -С. 134-155.

66. Жиркова, Е.А. Актуализация семантики текстовых структур, имеющих доминантное значение для адекватной интерпретации художественного текста [Текст]: дис. ... д-ра филол. наук / Е.А. Жиркова. - Краснодар,

2006. - 44 с.

67. Заика, В.И. Эстетическая реализация языка: функционально-прагматическое исследование [Текст]: автореф. дис. ... д-ра филол. наук / В.И. Заика. - В. Новгород, 2007. - 50 с.

68. Залесова, Н.М. Понятие и место категории оценки в языке [Текст] / Н.М. Залесова // Вестник Амурского государственного университета. -Сер. Гуманитарные науки. - 2003. - Вып. 20. - С. 56-57.

69. Змеева, Т.Е. Имплицитное выражение эмоции в функционально-коммуникативном аспекте (на материале современного французского языка) [Текст]: автореф. дис. ... канд. филол. наук / Т.Е. Змеева. - М., 1989.-23 с.

70. Измайлов, Ч.А. Цветовая характеристика эмоций [Текст] / Ч.А. Измайлов // Вестник Московского университета. - Сер. 14. Психология. - 1995. - № 4. - С. 27-35.

71. Ильин, И.П. Постмодернизм. Словарь терминов [Текст] / И.П. Ильин. -М.: ИНИОН РАН - INTRADA, 2001.- 192 с.

72. Ионова, C.B. Эмотивность текста как лингвистическая проблема [Текст]: дис. ... канд. филол. наук / C.B. Ионова. - Волгоград, 1998. -197 с.

73. Исаев, A.A. Феномен цвета в контексте бытия человека: опыт философского анализа [Текст]: автореф. дис. ... канд. философ, наук / A.A. Исаев. - Магнитогорск, 2006. - 23 с.

74. Иолон, П.Ф. Рациональность в науке и культуре [Текст] / П.Ф. Йолон, С.Б. Крымский, Б.А. Парахонский. - Киев: Наукова думка, 1989. - 237 с.

75. Карасев, JI.B. Символические схемы в художественном тексте (эстетико-герменевтический анализ) [Текст]: автореф. дис. ... д-ра филос. наук / JI.B. Карасев. - М., 2007. - 50 с.

76. Караулов, Ю.Н. Русская языковая личность и задачи ее изучения [Текст] / Ю.Н. Караулов // Язык и личность. - М.: Наука, 1989. - С. 3-8.

77. Касторнова, О.Н. К вопросу о разграничении оценочности и эмоциональности в высказываниях со словами категории оценки [Текст] / О.Н. Касторнова // Проблемы систематики языка и речевой деятельности: материалы VIII регионального науч. семинара. - Иркутск: ИГЛУ, 2005.-С. 120-124.

78. Кибрик, A.A. Когнитивные исследования по дискурсу [Текст] / A.A. Кибрик // Вопросы языкознания. - 1994. - № 5. - С. 126-139.

79. Киреева, H.B. Постмодернизм в зарубежной литературе [Текст]: учеб. комплекс для студ.-филологов / Н.В. Киреева. - М.: Флинта: Наука, 2004.-216 с.

80. Клеменова, E.H., Кудряшов, И.А. Герменевтический анализ текста: когнитивные основания [Текст] / E.H. Клеменова, И.А. Кудряшов // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. -2013. - № 7. - С. 109-113.

81. Клеменова, E.H., Кудряшов, И.А. Парадоксальность авторского мышления в аспекте когнитивной поэтики (на материале прозы Б. Поплавского) [Электронный ресурс]/ E.H. Клеменова, И.А. Кудряшов // Социальные и гуманитарные науки: Электронный журнал. - № 2. - 2014. -режим доступа: http://www.hses-online.rU/2014/02/l 17.pdf

82. Колодина, Н.И. Теоретические аспекты понимания и интерпретации художественного текста (на материале русского и английского языков) [Текст]: автореф. дис. ... канд. филол. наук / Н.И. Колодина. - Воронеж, 2002.-20 с.

83. Копылова, Н.В. Стратегическое взаимодействие говорящих в условиях реализации отношений власти и подчинения (на материале диалогов) [Текст] / Н.В. Копылова // Прагмалингвистика и практика речевого общения: сб. науч. трудов международной науч. конф. (24 ноября 2007 г.). - Ростов н/Д: ИПО ПИ ЮФУ, 2007. - С. 162-167.

84. Корнев, В.В. Антропологическое измерение вещи в онтологии повседневности [Текст]: автореф. дис. ... д-ра филос. наук / В.В. Корнев. - Барнаул, 2006. - 31 с.

85. Коробова, Н.В. Мелиоративные коммуникативные стратегии современной английской речи: на материале британского ареала [Текст]: автореф. дис.... канд. филол. наук / Н.В. Коробова. -Н. Новгород, 2007. - 23 с.

86. Коршунова, M.JI. Полифоническая организация голосов в художественном тексте и ее передача в переводе [Текст]: автореф. дис. ... канд. филол. наук / M.JI. Коршунова. - Тверь, 2008. - 21 с.

87. Косиков, Г.К. Ролан Барт - семиолог, литературовед [Текст] / Г.К. Косиков // Избранные работы: Семиотика: Поэтика / Р. Барт. - М.: Прогресс, 1989.-С. 3-45.

88. Котлярова, Т.Я. Особенности построения читательской проекции художественного текста [Текст]: автореф. дис. ... канд. филол. наук / Т.Я. Котлярова. - Челябинск, 2007. - 22 с.

89. Котова, Н.С. Амбивалентная языковая личность: лексика, грамматика, прагматика [Текст]: автореф. дис. ... докт. филол. наук / Н.С. Котова. -Краснодар, 2008.-38 с.

90. Кравченко, A.B. Язык и восприятие (когнитивные аспекты языковой категоризации) [Текст] / A.B. Кравченко. - Иркутск: Изд-во ИГЛУ, 1996.-235 с.

91. Крейдлин, Г.Е. Голос и тон в языке и речи [Текст] / Г.Е. Крейдлин // Язык о языке / под ред. Н.Д. Арутюновой. - М.: Языки русской культуры, 2000. - С. 453-501.

92. Крылова, М.Н. Разноуровневые средства выражения сравнения, их функции в языке поэзии и прозы И.А. Бунина и С.А. Есенина [Текст]: автореф. дис. ... канд. филол. наук / М.Н. Крылова. - Ростов н/Д, 2003. -18 с.

93. Кубрякова, Е.С. Начальные этапы становления когнитивизма: лингвистика - психология - когнитивная наука [Текст] / Е.С. Кубрякова // Вопросы языкознания. - 1994. - № 4. - С. 34-47.

94. Кудряшов, И.А. Нетипичное повествование: архитектоника, рассказчик, смысл [Текст] / И.А. Кудряшов // Актуальные проблемы теории и методологии о языке. - СПб: Ленинградский университет им. A.C. Пушкина, 2014 (а). - С. 144-149.

95. Кудряшов, И. А. Полифонизм как способ повествовательной организации постмодернистского дискурса [Текст] / И.А. Кудряшов // Иностранные языки: лингвистические и методологические аспекты. -Тверь: Тверской государственный университет, 2014(6). - № 25. - С. 175-182.

96. Кузнецова, Н.Е. К вопросу о некоторых способах выражения оценки [Текст] / Н.Е. Кузнецова // Язык. Текст. Стиль: сб. науч. трудов. -Курган: КГУ, 2004. - С. 71-79.

97. Кузьменко, H.A. Косвенные экспрессивные акты: «грамматика экспрессий» [Текст]: дис. ... канд. филол. наук / H.A. Кузьменко. -Белгород, 2010. - 159 с.

98. Кутырев, В. А. Философия постмодернизма [Текст]: научно-образовательное пособие для магистрантов и аспирантов гуманитарных специальностей / В.А. Кутырев. - Н. Новгород: ВВАГС, 2006. - 95 с.

99. Кухаренко, В.А. Интерпретация текста [Текст]: учебник для студ. филол. специальностей / В.А. Кухаренко. - Одесса: Латстар, 2002. - 292 с.

100. Лакан, Ж. Инстанция буквы в бессознательном, или Судьба разума после Фрейда [Текст] / Ж. Лакан; пер. А.К. Черноглазова, М.А. Титовой. -М.: Логос, 1997.- 183 с.

101. Левин, Ю.И. Избранные труды. Поэтика. Семиотика [Текст] / Ю.И. Левин. - М.: Языки русской культуры, 1998. - 824 с.

102. Левина, O.A. Репрезентация эмоциональных состояний персонажей в английском художественном тексте (языковые и когнитивные аспекты) [Текст]: автореф. дис. ... д-ра филол. наук / O.A. Левина. - М., 1999. -30 с.

103. Леонтьев, A.A. Понятие текста в современной лингвистике и психолингвистике [Текст] / A.A. Леонтьев // Психолингвистическая и лингвистическая природа текста и особенности его восприятия. - Киев: Вища школа, 1979. - С. 23-39.

104. Лиотар, Ж-Ф. Состояние постмодерна [Текст] / Ж.-Ф. Лиотар. - СПб.: Алетейя, 1998.- 160 с.

105. Лотман, Ю.М. Избранные статьи [Текст]: в 3 т. / Ю.М. Лотман. -Таллинн: Олион, 1992. - Т. 1. Культурная семиотика: Текст - литература-культура. - 420 с.

106. Мазирка, И.О. Психолингвистические основы вербальной характеристики личности и языковой картины мира героев художественной литературы [Текст]: автореф. дис. ... д-ра филол. наук / И.О. Мазирка. - М., 2008. - 38 с.

107. Макаров, М.Л. Основы теории дискурса [Текст] / М.Л. Макаров. - М.: Гнозис, 2003.-280 с.

108. Маккормак, Э. Когнитивная теория метафоры [Текст] / Э. Маккормак // Теория метафоры / общ. ред. И.Д. Арутюновой, М.А. Журинской. - М.: Прогресс, 1990. - С. 358-386.

109. Малишевская, H.A. Жанровое своеобразие романов Айрис Мердок: к проблеме пародирования жанровых моделей в современной метапрозе [Текст]: дис. ... канд филос. наук / H.A. Малишевская. - Ростов н/Д, 2001.-229 с.

110. Малишевская, H.A. Игровые практики в дискурсе постмодерна [Текст]: автореф. дис. ... д-ра филос. наук / H.A. Малишевская. - Ростов н/Д, 2007.-37 с.

111. Маньковская, Н.Б. Эстетика постмодернизма [Текст] / Н.Б. Маньковская. - СПб.: Алетейя, 2000. - 347 с. - (Сер. Gallicinium).

112. Мельникова, И. Интертекстуальный взгляд на роман А. Мердок «Черный принц» (I. Murdoch. Black Prince) [Текст] / И. Мельникова // TEXTUS. Избранное. 1994-2004: сб. статей науч.-метод. семинара «TEXTUS». -Ставрополь: СГУ, 2005. - Вып. 11, ч. 1. - С. 581-584.

113. Милевская, Т.В. Дискурсивная деятельность в антропоцентрическом аспекте [Текст] / Т.В. Милевская // Антропоцентрическая парадигма в

филологии: материалы Международной конф. - Ставрополь, 2003. -Ч. 2. Лингвистика. - С. 21-27.

114. Миронова, H.H. Структура оценочного дискурса [Текст]: автореф. дис. ... д-ра филол. наук / H.H. Миронова. - М., 1988. - 53 с.

115. Мирошников, Ю. И. Аксиологическая концепция социокультурной коммуникации [Текст]: дис. ... д-ра филос. наук / Ю. И. Мирошников. -Екатеринбург, 2000. - 249 с

116. Митина, С.И. Философский эго-текст: бытие в культуре [Текст]: автореф. дис. ... д-ра филос. наук / С.И. Митина. - Саранск, 2008. - 43 с.

117. Мокиенко, В.М. Словарь крылатых слов и выражений Пушкина [Текст] / В.М. Мокиенко, К.П. Сидоренко. - СПб.: Наука, 1999. - 575 с.

118. Морковкин, В.В. Язык, мышление и сознание et vice versa [Текст] / B.B. Морковкин, A.B. Морковкина // Русский язык за рубежом. - 1994. -№ 1. - С. 62-65.

119. Москвин, В.П. Цитирование, аппликация, парафраз: к разграничению понятий [Текст] / В.П. Москвин // Филологические науки. - 2002. -№ 1. - С. 63-70.

120. Мочалов, С.М. Чувственное познание и восприятие реальности окружающей действительности [Текст]: автореф. дис. ... д-ра филос. наук / С.М. Мочалов. - М., 2007. - 47 с.

121. Мухачева, A.M. Пространственные метафоры как фрагмент русской языковой картины мира [Текст]: автореф. дис. ... канд. филол. наук / A.M. Мухачева. - Томск, 2003. - 21 с.

122. Нельзина, Ю.А. Цветовой художественный концепт [Текст] / Ю.А. Нельзина // Вестник Удмурдского университета. - Сер. Филологические науки. - 2006. - № 5 (2). - С. 203-208.

123. Никитина, С.Е. Экспериментальный системный толковый словарь стилистических терминов [Текст] / С.Е. Никитина, Н.В. Васильева. - М.: Ин-т языкознания, 1996. - 765 с.

124.- Огурцов, А.П. Постмодернизм в контексте новых вызовов науки и образования [Текст] / А.П. Огурцов // Вестник Самарской гуманитарной академии. - Сер. Философия. Филология. - 2006. - № 1 (4). - С. 3-27.

125. Опарина, O.E. Концептуальная метафора [Текст] / О.Е.Опарина // Метафора в языке и тексте / отв. ред. В.Н. Телия. - М.: Наука, 1988. -С. 65-77.

126. Основы теории коммуникации [Текст] / под ред. М.В. Василика. - М.: Гардарики, 2003. - 404 с.

127. Отье-Ревю, Ж. Явная и конститутивная неоднородность: К проблеме другого в дискурсе [Текст] / Ж. Отье-Ревю // Квадратура смысла. - М.: Прогресс, 1999. - С. 54-94.

128. Петренко, В.Ф. Взаимосвязь эмоций и цвета [Текст] / В.Ф. Петренко // Основы психосемантики. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1997. - С. 205-222.

129. Пищальникова, В.А. Психолингвистические категории интерпретации художественного текста [Текст] / В.А. Пищальникова // Языковое сознание: устоявшееся и спорное: тезисы докладов XIV Международного симпозиума по психолингвистике и теории коммуникации. - М.: РАН, Ин-т языкознания, 2003. - С. 203-205.

130. Плеханова, Т.Ф. Диалог как текст [Текст] / Т.Ф. Плеханова. - Минск: Изд-во МГЛУ, 2002. - 237 с.

131. Плеханова, Т.Ф. Национально-культурный компонент в образной системе художественного текста [Текст] / Т.Ф. Плеханова // Национально-культурный компонент в тексте и языке: тезисы докладов Международной науч. конф. (5-7 октября 1994 г.): в 2 ч. - Минск: БГУ, 1994. - Ч. 1.-С. 162-164.

132. Постовалова, В.И. Мировоззренческое значение понятия «языковая картина мира» [Текст] / В.И. Постовалова // Анализ знаковых систем: История логики и методология науки: тезисы докладов. - Киев: Наукова думка, 1986.-С. 31-32.

133. Потебня, A.A. Теоретическая поэтика [Текст] / A.A. Потебня. - М.: Лабиринт, 1990.-342 с.

134. Ревзина, О.Г. Язык и литература: учение академика В.В. Виноградова в свете современного гуманитарного знания [Текст] / О.Г. Ревзина // Вестник Московского университета. - Сер. 9. Филология - 1995. -№6. -С. 83-91.

135. Рикер, П. Метафорический процесс как познание, воображение и ощущение [Текст] / П. Рикер // Теория метафоры / общ. ред. Н.Д. Арутюновой, М.А. Журинской. - М.: Прогресс, 1990. - С. 416-434.

136. Родионов, С.Н. Постмодернистский дискурс и «легитимация» логоцентризма [Текст] / С.Н. Родионов // Вестник СевКавГТУ. - Сер. Гуманитарные науки. - 2004. - № 1 (11). - С. 26-34.

137. Руденко, Т.Н. Структура текста в аспекте композиционного синтаксиса [Текст] / Т.Н. Руденко // Текст в лингвистической теории и в методике преподавания филологических дисциплин: материалы II Международной науч. конф. - Мозырь: Изд-во МГПУ, 2003. - С. 55-56.

138. Руднев, В.П. Теоретико-лингвистический анализ художественного дискурса [Текст]: автореф. дис. ... д-ра филол. наук / В.П. Руднев. - М., 1996.-49 с.

139. Самигуллина, A.C. Метафора в когнитивно-семиотическом освещении [Текст]: автореф. дис. ... д-ра филологических наук / A.C. Самигуллина. -Уфа, 2008.-41 с.

140. Санина, М.Б. Метафора как отражение языковой картины мира [Текст] / М.Б. Санина // Проблемы концептуализации действительности и моделирования языковой картины мира: материалы Международной науч. конф. - Архангельск: Изд-во Поморск. гос. ун-та, 2002. - С. 218221.

141. Сермягина, С.С. Импликация и художественный текст [Текст] / С.С. Сермягина // Язык. История. Культура. - Кемерово: КГУ, 2003. -Вып. 5. - С. 223-227.

142. Сидоров, E.B. Проблемы речевой системности [Текст] / Е.В. Сидоров. -М.: Наука, 1987.-140 с.

143. Скобликова, Е.С. Концептосфера человека и модели предложения [Текст] / Е.С. Скобликова // Филологические науки. - 2001. - № 4. -С. 45-52.

144. Слышкин, Г.Г. Аксиология языковой личности и сфера наивной лингвистики [Текст] / Г.Г. Слышкин // Социальная власть языка: сб. науч. трудов. - Воронеж, 2001. - С. 87-90.

145. Слышкин, Г.Г. От текста к символу: лингвокультурные концепты прецедентных текстов в сознании и дискурсе [Текст] / Г.Г. Слышкин. -М.: Academia, 2000. - 128 с.

146. Соловьев, A.B. Исследование познавательных стилей в американской психологии [Текст] / A.B. Соловьев // Зарубежные исследования по психологии познания: сб. аналитических обзоров. - М.: Наука, 1977. -С. 235-249.

147. Сребрянская, H.A. Дейксис и его проекции в художественном тексте [Текст]: автореф. дис. ... д-ра филол. наук / H.A. Сребрянская. -Волгоград, 2005. - 46 с.

148. Степанов, Ю.С. Альтернативный мир, дискурс, факт и принцип причинности [Текст] / Ю.С. Степанов // Язык и наука в XX веке: сб. статей. - М.: Российск. гос. гуманит. ун-т, 1995. С. 35-73.

149. Стрелков, Ю.К. Перцептивный мир, действие и структуры профессионального опыта [Текст] / Ю.К. Стрелков // Мышление и субъективный мир: сб. науч. трудов. - Ярославль: ЯГУ, 1991. - С. 14-19.

150. Супрун, А.Е. Исследования по лингвистике текста [Текст] / А.Е. Супрун. - Минск: БГУ, 2001. - 321 с.

151. Сырма, H.A. Тропы и фигуры речи и их текстообразующая функция (на материале русского и английского языков) [Текст]: автореф. дис. ... канд. филол. наук / H.A. Сырма. - Ростов н/Д, 2007. - 18 с.

152. Ткачева, Н.Г. Проблемы исследования социальной реальности (теоретико-методологический аспект) [Текст]: автореф. дис. ... канд. филос. наук / Н.Г. Ткачева. - Иркутск, 2006. - 17 с.

153. Толкачев, С.П. Художественный мир Айрис Мердок [Текст]: дис. ... канд. филол. наук / С.П. Толкачев. - М., 1999. - 199 с.

154. Топоров, В.Н. Пространство и текст [Текст] / В.Н. Топоров // Текст: семантика и структура. - М.: Наука, 1983. - С. 45-59.

155. Трегубчак, A.B. Семантика сравнения и способы ее выражения [Текст]: автореф. дис. ... канд. филол. наук / A.B. Трегубчак. - М., 2008. - 26 с.

156. Тяпкина, Т.М. Вторично-номинативные функции цветообозначений в современном немецком языке [Текст]: автореф. дис. ... канд. филол. наук / Т.М. Тяпкина. - Иваново, 2002. - 19 с.

157. Усминский, О.И. Лингвистический анализ художественных текстов (Образность и типология текстовых единиц) [Текст] / О.И. Усминский. -Сургут: Дефис, 2002. - 235 с.

158. Фреге, Г. Смысл и денотат [Текст] / Г. Фреге // Семантика и информатика.-М.: Прогресс, 1977. - Вып. 8. - С. 181-210.

159. Фрумкина, P.M. Цвет, смысл, сходство: Аспекты психолингвистического анализа [Текст] / P.M. Фрумкина. - М.: Наука, 1984.- 176 с.

160. Холодная, М.А. Когнитивные стили как проявление своеобразия индивидуального интеллекта [Текст] / М.А. Холодная. - Киев, 1990. -75 с.

161. Храпова, В.А. Текст как социокультурный код общества [Текст]: автореф. дис. ... д-ра филос. наук / В.А. Храпова. - Волгоград, 2007. -28 с.

162. Хренов, И. А. Мир повседневности в социально-философской рефлексии [Текст]: автореф. дис. ... канд. филос. наук / И.А. Хренов. -Тверь, 2007.-21 с.

163. Цегельник, И.Е. Цветовая картина мира Иосифа Бродского: когнитивно-функциональный подход [Текст]: автореф. дис. ... канд. филол. наук / И.Е. Цегельник. - Ростов н/Д, 2007. - 22 с.

164. Чепелева, Н.В. Психология чтения учебной и научной литературы в свете профессиональной подготовки студентов [Текст]: автореф. дис. ... д-ра психол. наук / Н.В. Чепелева. - Киев, 1992. - 47 с.

165. Чеплыгина, И.Н. Языковые средства экспрессивности в художественной прозе В. Набокова [Текст] / И.Н. Чеплыгина. - Ростов н/Д: Изд-во ИУБиП, 2001. - 232 с.

166. Шабес, В.Я. Соотношение когнитивного и коммуникативного компонентов в речемыслительной деятельности [Текст]: автореф. дис. ... канд. филол. наук / В.Я. Шабес. - JI., 1990. - 23 с.

167. Шпильман, М.В. Коммуникативная стратегия «речевая маска» [Текст]: автореф. дис. ... канд. филол. наук / М.В. Шпильман. - Новосибирск, 2006.-21 с.

168. Шуберт, Э.Э. Дискурсные единицы, уровни, приемы и принципы речевого воздействия в когнитивном аспекте [Текст]: автореф. дис. ... канд. филол. наук / Э.Э. Шуберт. - Краснодар, 2006. - 22 с.

169. Юрков, С.Е. Постмодернизм: приближение к антимиру [Текст] / С.Е. Юрков // Эстетика в интерпарадигмальном пространстве: перспективы нового века: материалы науч. кон. (10 октября 2001 г.). -СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001. - Вып. 16. -С. 85-88. - (Сер. Symposium).

170.- Язык жестов [Текст] / сост. А. Мельник. - М.: Терра - Книжный клуб, 2003.-448 с.

171. Язык и эмоции [Текст]: сб. науч. трудов / ВГПУ. - Волгоград: Перемена, 1995.-252 с.

172. Яковлева, Е.В. Просодические образы в английской речи [Текст]: дис.... д-ра филол. наук / Е.В. Яковлева. - М., 2002. - 404 с.

173. Якушина, P.M. Динамические параметры оценки (на материале современного английского языка) [Текст]: автореф. дис. ... канд. филол. наук / P.M. Якушина. - Уфа, 2003. - 24 с.

174. Allen, G. Intertextuality [Text] / G. Allen. - L.; N.Y.: Routlege, 2000. -249 p.

175. Bovee, C.L. Business communication today [Text] / C.L. Bovee, J.V. Thill. -N.Y.: McGraw-Hill, Inc., 1992. - 660 p.

176. Bran, N. Iris Murdoch: The Retrospective Fiction [Text] / N. Bran. - L.: St. Martin Press, 2007. - 257 p.

177. Brosnahan, L. Russian and English nonverbal communication [Text] / L. Brosnahan.-M.: Bilingua, 1998. - 120 p.

178. Conradi, P.J. Iris Murdoch. A Life [Text] / P.J. Conradi. - L.: Harper Collins Publisher, 2001. - 706 p.

179. Derrida, J. Speech and phenomena and other essays on Husserl's theory of signs [Text] / J. Derrida. - Evanston, 1973. - 166 p.

180. Drabble, M. Faiiy Tales and the Fiction of Iris Murdoch [Text] / M. Drabble, A.S. Byatt. - L.: Peter Lang Publishing, 2004. - 192 p.

181. Drabble, M. The Integration of the Self: Women in the Fiction of Iris Murdoch [Text] / M. Drabble. - N.Y..: University Press of America, 2008. -256 p.

182. Fauconnier, G. The Way We Think. Conceptual Blending and the Mind's Hidden Complexities [Text] / G. Fauconnier, M. Turner. - N.Y.: Basic Books, 2002. - 347 p.

183. Firchow, P.E. Modern Utopian Fictions from H.G. Wells to Iris Murdoch [Text] / P.E. Firchow. - N.Y..: Catholic Univ. of American Press, 2008. -321 p.

184. Grady, J. Primitive and compound metaphors [Text] / J. Grady, S. Taub, S. Morgan // Conceptual structure, discourse and language / Ed. by A. Goldberg. - Stanford, CA: Center for the study of Language and Information, 1996.-P. 177-188

185. Grimshaw, Т. Sexuality, Gender, and Power in Iris Murdoch's Fiction [Text] / T. Grimshaw. - Madison, Teaneck: Fairleigh Dickinson University Press, 2005. - 262 p.

186. Hassan, I. The Postmodern Turn. Essays in Postmodern Theory and Culture [Text] /1. Hassan. - Athens: Ohio Univ. Press, 1987. - 345 p.

187. Hutcheon, L. A Poetics of Postmodernism. History. Theory. Fiction [Text] / L.A. Hutcheon. -N.Y.: Basic Books, 1988. - 399 p.

188. Lakoff, G. Metaphors We Live By [Text] / G. Lakoff, M. Johnson. -Chicago, 1980.-231 p.

189. Leezenberg, M. Contexts of Metaphor [Text] / M. Leezenberg. -Amsterdam: Elsevier, 2001. - 332 p.

190. Noakes, J. Iris Murdoch: The Essential Guide [Text] / J. Noakes. - L.: Random House UK, 2004. - 204 p.

191. Roberts, S.M.F. Iris Murdoch and the Moral Imagination: Essays [Text] / S.M.F. Roberts. -N.Y.: McFarland & Co Inc Pub, 2010. - 349 p.

Список лексикографических источников

1. Chambers 21st Century Dictionary [Text] / Ed. by George Davidson. -Cambridge: Cambridge University Press, 1996. - 1664 p.

2. Chambers 20th Century Dictionary [Text] / Ed. by E.M. Kirkpatrik. -Edinburg: Chambers, 1983. - 1583 p.

3. Longman Dictionary of Contemporary English [Text]. - L.: Longman Group LTD, 2004. - 986 p.

4. The Concise Oxford Dictionary [Text]. 9-th ed. / Ed. by J. Pearsall. -Oxford: Oxford Univ. Press, 1999. - 1696 p.

Список источников художественной литературы

1. Murdoch, I. An Accidental Man [Text] / I. Murdoch. - L.: Penguin, 2005. -378 p. (AM)

2. Murdoch, I. A Severed Head [Text] / I. Murdoch. - L.: Penguin, 2001. -345 p. (SH)

3. Murdoch, I. A Word Child [Text] / I. Murdoch. - L.: Penguin, 2006. - 390 p. (AWC)

4. Murdoch, I. Nuns and Soldiers [Text] / I. Murdoch. - L.: Penguin, 2005. -514 p. (NAS)

5. Murdoch, I. The Black Prince [Text] / I. Murdoch. - L.: Penguin, 1975. -416 p. (BP)

6. Murdoch, I. The Book and the Brotherhood [Text] / I. Murdoch. - L.: Penguin, 2005. - 601 p. (BAB)

7. Murdoch, I. The Good Apprentice [Text] /1. Murdoch. - L.: Penguin, 2005. -561 p. (GA)

8. Murdoch, I. The Green Knight [Text] / I. Murdoch. - L.: Penguin, 2005. -472 p. (GK)

9. Murdoch, I. The Italian Girl [Text] / I. Murdoch. - L.: Penguin, 2004. -289 p. (IG)

10. Murdoch, I. The Massage to the Planet [Text] / I. Murdoch. - L.: Penguin,

2005. - 563 p. (MTP)

11. Murdoch, I. The Nice and the Good [Text] / I. Murdoch. - L.: Penguin,

2006.-350 p. (NAG)

12. Murdoch, I. The Philosopher's Pupil [Text] / I. Murdoch. - L.: Penguin, 2005. - 558 p. (PP)

13. Murdoch, I. The Sea, the Sea [Text] / I. Murdoch. - L.: Vintage, 1999. -502p. (SS)

14. Murdoch, I. Under the Net [Text] / I. Murdoch. - L.: Penguin, 1975. - 253 p. (UN)

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.