Коммуникационные процессы в современном социокультурном пространстве тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Хохлова, Елена Анатольевна

  • Хохлова, Елена Анатольевна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2006, Ставрополь
  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 168
Хохлова, Елена Анатольевна. Коммуникационные процессы в современном социокультурном пространстве: дис. кандидат философских наук: 09.00.11 - Социальная философия. Ставрополь. 2006. 168 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Хохлова, Елена Анатольевна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА КОММУНИКАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ.

1.1 Социально-философский анализ понятия «коммуникация».

1.2 Место и роль коммуникации в современном социокультурном пространстве.

1.3 Межкультурная коммуникация в контексте коммуникационных процессов.

ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КОММУНИКАЦИОННОЙ СФЕРЫ И ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЫ В ПРОЦЕССЕ СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ.

2.1 Личностно-ориентированная коммуникация как процесс построения когнитивного пространства.

2.2 Социокультурные механизмы коммуникации и их влияние на формирование духовно-нравственного самосознания личности.

2.3 Философско-исторический анализ феномена идентификации.

2.4 Интернет и идентификационные структуры личности.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Коммуникационные процессы в современном социокультурном пространстве»

Актуальность темы исследования. К концу XX века, благодаря развитию научно-технического прогресса, в человеческом обществе сложилась система массовой коммуникации, которая сочетает в своей структуре новейшие технические возможности распространения информации на практически неограниченную аудиторию. Это позволило коммуникации стать «.доминирующим фактором современной культуры» (В.В. Миронов), оказывающим влияние на формирование всей системы духовных ценностей и потребностей человечества.

Возможно, на нынешнем этапе истории осуществляется глобальный переход к иной культуре, отказывающейся от своих локальных образов и приближающейся к особому интеграционному образованию. Следует отметить, что формирующееся интеграционное пространство не только не теряет связи с традиционными ценностями, но и учитывает новые реалии -например, связанные с иными средствами коммуникации. Переход от абсолютизируемых ценностей данного этноса (общества) к ценностям, общим для всего человечества, подтверждается возрастающим значением в культуре принципа толерантного отношения, т.е. признания другого в самом широком смысле.

Прогрессивные информационные и организационно-деятельностные технологии, причастность широкого круга людей к решению проблем в различных сферах жизнедеятельности предполагает необходимость реализации коммуникативных возможностей человека и повышения их эффективности. На современном этапе общественного развития формирование коммуникативных способностей имеет глобальное значение, поскольку человеческая жизнедеятельность немыслима без общения людей друг с другом, ее качество и результат во многом определяются соответствующим уровнем отношений в социуме.

Сегодняшнее состояние социального мира, существующие различия между субъектами общества объективно предполагают столкновение их интересов самого различного порядка. Если принять во внимание еще и тот факт, что социокультурные особенности меньше подвержены изменениям, чем экономические, политические и другие, то становится все более очевидным, что наряду с экономикой и политикой процессы современной коммуникации являются одним из важнейших факторов регуляции взаимоотношений между субъектами социума на всех его уровнях. Можно сказать и так, что «бархатный занавес» социокультурных отношений в современном обществе заменил «железный занавес» идеологии, которая длительное время выступала в качестве главной демаркационной линии в мире.

В условиях трансформации современного российского общества, ищущего свою социокультурную идентичность, стремящегося создать эффективную систему социальной организации, потребность в исследовании проблем межкультурной коммуникации особенно возрастает. В России проживает более ста этносов и множество этнических групп и народов, придерживающихся различных вероисповеданий, культурных традиций и обычаев. Как показал опыт последних лет, проблемы формирования и функционирования межкультурного общения оказываются не менее важными, а подчас и более напряженными, чем политические и экономические. Появляются они и во взаимодействии со странами ближнего зарубежья, утверждающими свою самобытность, культурную специфичность, собственный государственный язык, формирующими национальную интеллигенцию. Все это требует незамедлительного осмысления сложившихся отношений средствами языка и науки.

Интеграция России в европейские и общемировые процессы обусловила проблему освоения культурных особенностей других стран. Вхождение в общее пространство невозможно без освоения его культурного контекста, а это требует достижения понимания между носителями различной культуры. В то же время следует учитывать и тот факт, что взаимодействие стран и народов приобретает сегодня не только все более открытый, но и вместе с тем противоречивый характер. Все это расширяет практические потребности в межкультурной коммуникации, задает направление новых теоретических поисков, приводит к переосмыслению традиционных идей и выявлению острой необходимости в формировании соответствующей научной парадигмы, базирующейся на эвристических возможностях коммуникации и культуры.

Степень разработанности темы исследования. Внимание исследователей к феномену коммуникационных процессов в последнее время заметно усилилось за счет общественной значимости и актуальности информационного образования населения. В числе отечественных и зарубежных авторов, активно изучающих коммуникационные процессы и механизмы их влияния на социальную среду, в первую очередь следует назвать таких ученых, как: A.JI. Вербицкий, В.З. Коган, Р.Т. Крейг,

A.Н. Леонтьев, В.В. Миронов, В.Ф. Петренко, Г.А. Станкевич, Ю. Хабермас, И.П. Яковлев.

Автор также опирался на труды философов, в которых рассматривается взаимосвязь коммуникации и культуры. Это работы: А.Г. Асмолова,

B.Г. Афанасьева, М.М. Бахтина, B.C. Библера, В.Ю. Бореева, В.И. Вернадского, Л.Н. Гумилева, М. Кастельса, А.В. Коваленко, Ю.М. Лотмана, И. Пригожина, Е.А. Седова, П. Сорокина, Е.Ф. Тарасова, Э. Тофлера, А.Л. Чижевского, А.Е. Чучина-Русова.

В современной социально-философской литературе проблема идентичности и самопрезентации в Интернет-коммуникации анализировалась авторами С.С. Андреевым, О.Н. Арестовой, И.Л. Аристарховой, Л.П. Бабаниным, О.Е. Баксанским, Е.П. Белинской,

A.Е. Войскунским, Е.Г. Дьяковой, А.Е. Жичкиной, Д.В. Ивановым,

B.А. Канке, И.С. Шевченко и др.

Немалое внимание проблеме коммуникационных процессов в обществе уделяли и зарубежные ученые Р. Арон, Д. Белл, 3. Бжезинский, Дж. Брунер, Э. Кассирер, Дж. Келли, М. Маклюэн, Г. Маркузе, У. Найсер, Д. Рисмен, Э. Тоффлер.

Однако, как показывает библиографический анализ, философские аспекты коммуникационных процессов до сих пор не нашли широкого отражения в современной литературе. Самостоятельный подход к возникшей проблеме сквозь призму философского знания обозначился совсем недавно. Научные исследования коммуникационных процессов с самого начала имели междисциплинарный характер. Это в значительной мере отразилось как на заимствовании соответствующих понятий и категорий, так и на методах исследования.

В последние годы в России успешно развиваются прикладные коммуникативные специальности (связи с общественностью, реклама, лингвистика, межкультурная коммуникация), специальности в области масс-медиа и др. Во многих российских вузах созданы кафедры коммуникативного профиля. Межкультурная коммуникация приобрела статус учебной дисциплины, которая опирается на развивающуюся сеть научно-исследовательских центров и располагает издательской базой. Однако практическая институализация этой области научного знания опережает ее теоретико-методологическое обоснование. Проблема создания теоретического фундамента остается открытой и соответственно актуальной. Преодолеть наметившийся разрыв между потребностями практики и теорией может и должна философия.

Сегодня, когда складываются предпосылки для реализации комплексных исследований наиболее сложных социокультурных систем и, когда системный подход позволяет философии построить соответствующую модель целостного бытия культуры, становится возможным установление продуктивных связей между отраслями знания, изучающими культуру и коммуникацию как в синхроническом, так и диахроническом разрезах. Автор отмечает, что в науке еще не сложилась традиция рассмотрения социальных трансформаций, связанных с возникновением нового электронного сообщества. До сих пор традиционно лишь ставился вопрос о том, как изменяющаяся техника влияет на изменение форм работы с ней. Иными словами, новая техническая среда порождает новый социальный порядок.

Объектом исследования диссертации являются коммуникационные процессы, их сущность, содержание и социальная обусловленность.

Предмет исследования - основные тенденции и специфика воздействия коммуникационных процессов на становление и развитие единого социокультурного пространства.

Цели и задачи диссертационного исследования. Основная цель работы состоит в определении сущности, природы и характера коммуникационных процессов, как составной части целостного видения социокультурной реальности.

В соответствии с поставленной целью в диссертационном исследовании решаются следующие основные задачи:

- проанализировать теоретико-методологические основания феномена коммуникационных процессов, исследовать и определить важнейшие зоны жизнедеятельности человека и общества, в которых функционирует и развивается процесс коммуникации;

- конкретизировать место и роль коммуникации в современном социокультурном пространстве;

- раскрыть взаимодействие культуры и коммуникации, коммуникации и общения, выявить тенденции их взаимосвязей, а также сформулировать основные принципы межкультурной коммуникации как фактора социокультурной динамики;

- исследовать роль коммуникации на межличностном уровне, обосновать межнациональное общение как особый вид дискурса, раскрыть его смысл, условия и возможности проявления;

- изучить социокультурные факторы, способствующие и препятствующие повышению эффективности коммуникации;

- дать анализ личностно-ориентированной коммуникации как процессу формирования когнитивного пространства;

- раскрыть принципы и социокультурные механизмы коммуникации;

- выявить и обосновать проблемы и противоречия межкультурной коммуникации, возникающие в процессе межкультурных взаимодействий в условиях глобализации.

Методологическая и теоретическая основа исследования. Теоретико-методологическую основу диссертации составляют общефилософские общенаучные принципы познания общественных явлений в соединении с системным подходом, диалектическим, историческим и логическим методами. Работа представляет собой комплексное исследование феномена коммуникационных процессов в свете ее влияния на социум, поэтому при ее выполнении использовались методы как социально-философской науки, так и данные социологических исследований. На разных этапах изучения проблемы были использованы методы научного анализа и синтеза, системный подход, взаимосвязь познавательного и ценностного отношения, обобщение и экстраполяция, функциональный и интегративный подход.

Существенным компонентом теоретической основы исследования явились труды известных отечественных и зарубежных ученых, позволяющих раскрыть многогранность феномена коммуникационных процессов, структуру и механизмы их функционирования.

В диссертации используются труды отечественных и зарубежных исследователей по проблемам влияния коммуникационных процессов на социальную среду. В них большое внимание уделяется социально-философскому анализу коммуникации, определению ее места и роли в социальной реальности, а так же ее влиянию на процесс построения когнитивного пространства.

Научная новизна исследования заключается в разработке и обосновании теоретико-методологических и практических проблем коммуникации и коммуникационных процессов, в раскрытии их аксиологического смысла в предметно-понятийном поле социальной философии.

В содержательном плане научная новизна диссертации состоит в следующем:

- представлена социально-философская интерпретация коммуникологии, развиты и уточнены существующие исследовательские парадигмы коммуникации;

- конкретизирован категориальный аппарат проблемы в контексте осмысления коммуникационных процессов как явления социальной реальности;

- дано авторское обоснование коммуникации как взаимосоотнесения символических программ мышления, чувствования и поведения людей;

- в рамках системного подхода показана обусловленная природой культуры дуальность (устойчивость-непредсказуемость) коммуникации, которая является детерминантой межкультурной коммуникации, взаимопроникновения «своего» и «чужого»;

- выявлены особенности влияния коммуникации на культуру, показана обратная связь культуры и коммуникации в условиях российской действительности;

- раскрыто содержание «приращения» (обогащения) коммуникации социокультурными механизмами духовно-нравственного самосознания личности в социокультурном пространстве;

- изучено поэтапное развитие виртуального пространства за счет внедрения в общество новых информационных и коммуникационных технологий.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Коммуникация является одной из основных характеристик общества, т.к. природа любого социального образования коммуникативна по существу. Иными словами, содержание коммуникации и ее формы отражают общественные отношения и исторический опыт людей. В ее основе доминирующим является коммуникативный аспект, а информационно-содержательный элемент выполняет лишь вспомогательную функцию. В осуществлении коммуникации важно знать не только о том, что используется, но и о том, кто участвует во взаимодействии, как используется информация, кому адресуется и куда направлены коммуникативные связи. Очевидно, что коммуникация это сложный многоуровневый и многоплановый процесс установления контактов между субъектами, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого субъекта, как представителя «локального» общества, так и целого национального класса.

2. Социально-философское рассмотрение специфики механизма воздействия межкультурной коммуникации на социальную среду позволяет заключить, что культура в контексте коммуникационных процессов представляет собой, прежде всего язык, включающий в себя компонент истории. Сегодня межкультурный диалог способствует вовлечению культуры внутрь единого глобального коммуникационного пространства. Как правило, диалог ведется вынужденно, по законам и правилам «новых условий коммуникации», где действуют процессы не адаптации (толерантности) друг к другу, а подчинения более сильной и агрессивной среде, мир начинает говорить на языке стран, господствующих в нем.

3. Введение новых информационных и коммуникативных технологий привело к радикальному преобразованию не только собственно коммуникационных процессов в обществе, но и типа связи между людьми, характера материального и духовного производства. Построение совместного когнитивного пространства - достаточно сложный процесс, поскольку каждый партнер, руководствуясь собственным образом мира, проецирует свое видение предмета коммуникации.

4. В информационном обществе все большее значение приобретает так называемая «экранная культура», которая создается на основе аудиовизуальной техники, соединения компьютера с видеотехникой и новейшими средствами связи. Производство, хранение, передача и потребление информации производится на принципиально иной технологической основе, что приводит к коренным изменениям в структуре и содержании межкультурной коммуникации. Компактность новых систем хранения информации и способность ее надежного и быстрого переноса на любые расстояния делает возможной радикальную децентрализацию любых процессов, включая производство, управление, образование и т. д.

5. В условиях становления информационного общества современные средства массовой информации и информационные системы нарушают границы, системные свойства пола, класса, этноса, религии, национальности, субкультуры. Они разрушают прежние социальные институты, которые формировали идентификационный процесс - многомерный процесс человеческого становления, В сетевом обществе меняются принципы не только материальной, но и духовной жизни, преобразуются психология, менталитет, а вслед за ними и прежние философские представления о мире, времени и пространстве. Современная информационно-технологическая парадигма развития общества привнесла совершенно новую черту в общественное развитие - гибкость.

Научно-практическая значимость исследования. Концепция коммуникационных процессов как социального феномена создает теоретические предпосылки и основу для анализа источников и механизмов социокультурных изменений в обществе. Положения и выводы диссертационного исследования могут быть использованы для решения практических задач в области межкультурного сотрудничества и социального образования, а также при создании и чтении спецкурсов, касающихся методологии гуманитарного знания и лекций по соответствующим разделам социальной философии.

Апробация работы. Основные положения и выводы диссертации нашли отражение в семи научных публикациях, общим объемом 1,5 п.л.

По содержанию исследования автором сделаны доклады и научные сообщения, представлены тезисы выступлений на региональных и общероссийских научных конференциях: VIII региональной научно-технической конференции «Вузовская наука - Северо-Кавказскому региону» (г. Ставрополь); VIII региональной научно-технической конференции «Вузовская наука - Северо-Кавказскому региону» (г. Ставрополь); Общероссийской научной конференции «Современные социально-философские и психолого-педагогические проблемы» (г. Москва); опубликованы научные статьи в следующих сборниках: Сборник научных трудов Северо-Кавказского государственного технического университета. Серия «Гуманитарные науки». №1 (13). - Ставрополь: СевКавГТУ, 2005; Современные социально-философские и психолого-педагогические проблемы: Сборник научных трудов. Выпуск XVIII. - Москва-Ставрополь, СевКавГТУ, 2005; Сборник научных трудов Северо-Кавказского государственного технического университета. Серия «Гуманитарные науки». - Ставрополь: СевКавГТУ, 2006. - №3; Современные социально-философские и психолого-педагогические проблемы: Сборник научных трудов. Выпуск XIX. - Москва-Ставрополь, СевКавГТУ, 2006; Вестник Северо-Кавказского государственного технического университета, 2006. -№ 4, а также на заседаниях кафедры философии Северо-Кавказского государственного технического университета и на аспирантских совещаниях и семинарах, проводимых с аспирантами университета.

Объем и структура диссертационной работы. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, содержащих семь параграфов, заключения и примечания. В конце работы помещен список литературы, включающий 203 наименований, в том числе 10 на иностранных языках. Общий объем работы 168 страниц.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Хохлова, Елена Анатольевна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исследование феномена коммуникационных процессов в современном социокультурном пространстве позволяет заострить внимание на следующих силлогизмах.

Если ранее пространство коммуникации возникало между двумя или несколькими культурами, не влияя на сами социумы, и само зависело от них, то сегодня культуры оказываются внутри глобального коммуникационного пространства. Ранее семиосфера (локальное коммуникационное пространство + социокультурное пространство) была результатом диалога, который провоцировался самими культурами за счет необходимости понимания и адаптации другого. Сегодня коммуникация как таковая является самостоятельной силой, помещающей диалог культур (часто без их согласия) внутрь глобального коммуникационного пространства. Как правило, диалог ведется вынужденно, по законам и правилам «новых условий коммуникации», где действуют процессы не адаптации друг к другу, а подчинения более сильной и агрессивной среде. В такой внешней для культуры среде создается предпосылка замыкания межкультурного диалога в единое глобальное коммуникационное пространство.

Современные изменившиеся формы коммуникации приводят к тому, что в общемировом общении начинают господствовать интегративные тенденции. Проявлением их становится подчинение всех языков тому, который в наибольшей степени способен себя распространить в силу политических, научно-технических и других условий.

Главным средством общения между культурами выступает язык. Язык- это живое культурное образование, и он включает в себя такую компоненту, как память. Память - это вневременная символическая коммуникация, обеспечивающая живую реальную сущность и особенность культуры; именно память создает своеобразие того или иного социума.

Культура в контексте коммуникационных процессов представляет собой, прежде всего язык, включающий в себя компонент истории, т.е. реальных исторических традиций, действий, переживаний и т.д., и зашифровку этой истории особенностями конкретного живого языка. Интересным является тот факт, что мир начинает говорить на языке стран, господствующих в нем. В результате расширяется «псевдокультурное» поле общения, диалог в котором осуществляется по принципу познания наиболее доступных, совпадающих или почти совпадающих смысловых структур.

На современное состояние культуры стал оказывать колоссальное влияние научно-технический прогресс (особенно в сфере коммуникации), который изменил сами способы общения между людьми, а некоторые из них, например письмо как форма общения, просто на наших глазах исчезают из жизни. Таким образом, с одной стороны, налицо резкое увеличение образований, претендующих на статус культурных, а с другой - их адаптация к старым ценностным системам укладывается в более сжатые временные рамки. Порой это происходит за период жизни одного человека или даже еще быстрее. Человек становится придатком информационных систем, элементом им же созданной электронно-вычислительной машины.

Символы и образы систем ценностей и традиций - «старого фундамента» - исчезают или меняют свой смысл и значение. Новые же ценности настолько расходятся с традиционными, что их культурообразующий смысл остается пока не ясным. Людям уже некогда «впитывать» новые ценности, соотнося их постоянно с предшествующими. Они начинают их потреблять. На семантическом уровне это проявляется как быстрое отягощение языка новыми словами и речевыми оборотами, которые могут быть понятны молодым людям, но уже недоступны даже среднему поколению. В возникающем интегративном информационном пространстве меняется не только специфика языка общения, но и происходит потеря статусов общающихся сторон. Таким образом, что касается тендерных особенностей коммуникации, то отсутствие значимых различий может говорить о том, что сеть Интернет максимально сглаживает тендерные отличия, за счет анонимности, затрудненности эмоциональных компонентов и физической непредставленности участников коммуникации.

Современные данные говорят о том, что среди пользователей Интернета значительно больше, чем в среднем, людей либо с высоким коммуникативным контролем и затрудненной спонтанностью самовыражения, либо с низким самомониторингом, более непосредственных и открытых. Сеть Интернет позволяет как одним, так и другим максимально комфортно чувствовать себя в процессе коммуникации с другими пользователями и находить собеседников, максимально подходящих для такого общения. Можно сделать вывод, что одной из главных характеристик Интернета является его способность конвертировать самые различные реальности, т.е. выполнять функцию поля, где «сополагается несопо л агаемое».

В сетевом обществе меняются принципы не только материальной, но и духовной жизни, преобразуются психология, менталитет, а вслед за ними и прежние философские представления о мире, времени и пространстве. Вообще, современная информационно-технологическая парадигма развития общества привнесла совершенно новую черту в общественное развитие-гибкость. Способность к реконфигурации отныне становится важнейшим требованием для самосохранения и саморазвития общества. Причем это касается всех сторон общественной жизни: изменяется не только сам социум, но постоянно трансформируются наши представления о нем. В этих условиях на первое место неизбежно выдвигаются социальные технологии, а информационные и коммуникационные технологии получают первенствующее значение в их структуре.

Феномен коммуникационных процессов можно рассматривать как некоторый фокус современных всемирных тенденций развития (глобализация мира, усиление социальной многомерности и т. д.), в котором, как в увеличительном стекле, проявляются многие сегодняшние и завтрашние проблемы социального развития. Таким образом, введение новых информационных и коммуникативных технологий привело к радикальному преобразованию не только собственно коммуникационных процессов в обществе, но и типа связи между людьми, характера материального и духовного производства.

Философия вновь реализовала свою сущность как «душа культуры», но уже современной культуры, которая базируется на неизмеримо более широком коммуникационном пространстве с одновременной фрагментизацией восприятия культуры отдельным человеком.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Хохлова, Елена Анатольевна, 2006 год

1. АбдеевР.Ф. Философия информационной цивилизации. - М.; ВЛАДОС, 1994.

2. Аверинцев С. Глубокие корни общности// Лики и культуры. Альманах. М., 1995.

3. Адлер А. Индивидуальная психология. М., 1986.

4. Айламазян А.К., Стась Е.В. Информатика и теория развития. М.: Наука, 1989.

5. Андреев С.С. Теория социального управления. Субъект и объект социального управления // Соц.-гуманит. знания. 2001. - №1.

6. Андреева Г.М. Социальная психология. Ростов-н/Д.: Изд-во РГИУ, 2003.

7. Апель К.О. Трансформация философии. М., 2001.

8. Арестова О.Н., Бабанин Л.Н., Войскунский А.Е. Коммуникация в компьютерных сетях: психологические детерминанты и последствия // Вестник МГУ. Сер.14: Психология. 1996. - №4.

9. Арестова О.Н., Бабанин Л.Н., Войскунский А.Е. Мотивация пользователей Интернета // Гуманитарные исследования в Интернете / Под ред. А.Е. Войскунского. М.: Можайск-Терра, 2000.

10. Арестова О.Н., ПахомовИ.А. О соотношении физических и смысловых параметров коммуникативного пространства // Вопросы психологии. 2002. - №2.

11. Аристархова И.Л. Рецензия на книгу: Turkle S. Life on the screen: identity in the age of the Internet. New York: Simon & Schuster, 1995. -Электронный ресурс. Постоянный адрес статьи: [http ://www.nir.ru/ socio/scipubl/sj/3 4-aristar .htm].

12. АронР. Избранное: Введение в философию истории. М.: Университетская книга, 2000.

13. Арон Р. Эссе о свободах. М.: Праксис, 2005.

14. Арутюнова H.JI. Язык и мир человека. М., 1999.

15. Асмолов А.Г. Психология личности. М., 1989.

16. Астафурова Т.Н. Стратегия коммуникативного поведения в профессионально-значимых ситуациях межкультурного общения // Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. к. пед. н. М., 1997.

17. Афанасьев В.Г. Общество: системность, познание и управление. -М., 2001.

18. Баженов JI.Б., Самородницкий П.Х. О роли опыта и логического мышления в построении научного знания // Вопросы философии. 1976. -№6.

19. Баксанский О.Е. Виртуальная реальность и виртуализация реальности. Электронный ресурс. Постоянный адрес статьи: [http://sociologia.iatp.by/statVs205.html].

20. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса: 2-е изд. М.: Худож. лит., 1990.

21. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1986.

22. Белинская Е. П. К обоснованию социокультурного подхода в анализе виртуальной реальности. Электронный ресурс. Постоянный адрес статьи: [http://www.isn.ru/info/seminar-doc/soc(l).doc].

23. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество: Опыт социального прогнозирования / Пер. с англ. Иноземцев В.Л. М.: Academia, 1999.

24. Белл Д. Социальные рамки информационного общества // Новая технократическая волна на Западе. М.: Прогресс, 1986.

25. Бергельсон М.Б. Совместные учебные программы: баланс интересов в межкультурном пространстве. Электронный ресурс. Постоянный адрес статьи: [http://www.prof.msu.m/publ/omsk2/o34.htm].

26. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания / Пер. с англ. Е. Руткевич. М.: Медиум;1. Academia-Центр, 1995.

27. Бергсон А. Введение в метафизику // Творческая эволюция. Материя и память. Минск: Харвест, 1999.

28. Бердяев Н. Судьба России. М., 1999.

29. Бернштейн Э. Возможен ли научный социализм? // Свободная мысль. 1992.-№16.

30. БжезинскийЗ. Выбор: мировое господство или глобальное лидерство. М.: Международные отношения, 2004.

31. БжезинскийЗ. Между двумя веками. Роль Америки в эру технотроники. Электронный ресурс. Постоянный адрес статьи: [http://www. auditorium, ru/books/1124/gl 13 .pdf].

32. Бибихин В.В. Язык философии. М.: Прогресс, 1993.

33. БиблерВ.С. О логической ответственности за понятие «диалог культур» // Ежедневник культурологического семинара. Вып. 2. М., 1996.

34. Библер B.C. Цивилизация и культура: философские размышления в канун XXI века // Вестник РГГУ. Вып.2. М., 1998.

35. Бирюков Б.В. Кибернетика и методология науки. М., 1974.

36. Бодалев А.А. О коммуникативном ядре личности // Сов. педагогика. 1990. - № 5.

37. Бодрийяр Ж. Система вещей. М.: Рудомино, 2001.

38. Бореев В.Ю., Коваленко А.В. Культура и массовая коммуникация // Отв. ред. А.И. Арнольдов. М., Наука, 2001.

39. БрандесМ.П. Лингвистика. Международная коммуникация. Перевод. Курск, 1999.

40. Бриллюэн Л. Научная неопределенность и информация / Пер. с англ. -М.: Мир, 1966.

41. Брунер Дж. Психология познания. М.: Прогресс, 1997.

42. Бубер М. Диалог // Два образа веры. М.: ACT, 1999.

43. Булгаков С.Н. Из философии культуры. Размышление о национальностях. Героизм и подвижничество. М.,1992.

44. Валери П. Об искусстве. М., 1979.

45. Ван Дейк Т.А. Язык. Познание. Коммуникация / Пер. с англ. Под ред. В.И. Герасимова-М: Прогресс, 1989.

46. ВандавикП., Джексон Д. Прагматика человеческих коммуникаций. М.: Апрель-Пресс, 2000.

47. Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.

48. Вернадский В.И. Избранные труды. М., 1993.

49. Вернар Ж.-П. Происхождение древнегреческой мысли. М., 1988.

50. Винер Н. Человеческое использование человеческих существ: кибернетика и общество // Винер Н. Человек управляющий. СПб., 2001.

51. Виноградов В.В. Избранные труды. История русского литературного языка. -М., 1978.

52. Войскунский А.Е., Бабанин Л.П., Арестова О.Н. Социальная и демографическая динамика сообщества русскоязычных пользователей компьютерных сетей// Гуманитарные исследования в Интернете / Под ред. А.Е. Войскунского. М., 2000.

53. Войскунский А.Е. Зависимость от Интернета: актуальная проблема // Социальные и психологические последствия применения информационных технологий. М.: Московский общественный научный фонд, 2001.

54. Войскунский А.Е. Феномен зависимости от Интернета// Гуманитарные исследования в Интернете. М., 2000.

55. Вышеславцев Б.П. Русский национальный характер // Вопросы философии. 1995. - №6.

56. Гадамер Х.Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. М., 1998.

57. Гачев Г. Национальные образы мира. Курс лекций. М., 1998.

58. Гвоздиков Р.Н. Виртуальная реальность как модулятор социума // Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. к.ф.н. Ставрополь, 2005.

59. Гегель Г. Философия истории. Электронный ресурс.

60. Постоянный адрес статьи: http://www.srph.ru/library/rerenb/ Философияистории/.

61. Гердер И.Г. Идеи к истории философии человечества. М., 1997.

62. Гидденс Э. Социология // Социс. 1994. - №2.

63. Гиляровский Р.С. Электронная книга: современное состояние и перспективы развития// Исследования и материалы. 1997. - Сб.74.

64. Голицын Г.А. Информация и творчество. На пути к интегральной культуре. М., 1997.

65. Гофф, Ж. ле. Цивилизации средневекового Запада. М., 1992.

66. Грановская P.M., Крижанская Ю.С. Творчество и преодоление стереотипов. СПб., 1994.

67. Громов М.Н. Вечные ценности русской культуры // Вопросы философии. 1994. - №1.

68. Гумбольдт фон В. Избранные труды по языкознанию. М.: Прогресс, 1984.

69. Гумбольдт фон В. Язык и философия культуры. М.: Прогресс,1985.

70. Гумилев JI.H. Этногенез и биосфера Земли. Л., 1990.

71. Гуссерль Э. Феноменология внутреннего сознания времени // Собрание сочинений. М.: Гнозис, ДИК, 2001. - Т.1.

72. Делокаров К.Х. Философия в эпоху глобализации: проблемы и противоречий // Философия. Курс лекций. М., 2001.

73. Дашкова Е.Р. Россия XVIII столетия. Записки княгини Е.Р. Дашковой. М.: Наука, 1990.

74. Джура С.Г. Философия техники: ноосферное приближение. -Донецк, 2002.

75. Дидро Д. Разговор Д'Аламбера с Дидро. Электронный ресурс. Постоянный адрес статьи: [http://www.i-u.ru/biblio/archive/didroconversation].

76. ДридзеТ.М. Коммуникативные основания лингводидактического процесса // Вторая международная конференция ЮНЕСКО. М., 1996.

77. Дубровский Д.И. Информация, сознание, мозг. М., 1980.

78. Дубровский Д.И. Постмодернистская мода // Вопросы философии. 2001. - №8.

79. Дьякова Е.Г., Трахтенберг А.Д. Массовая коммуникация и проблема конструирования реальности: анализ основных теоретические подходов // Отв. ред. А.В. Гайда. Екатеринбург: УрО РАН, 1999.

80. ЖичкинаА.Е. Социально-психологические аспекты виртуальной коммуникации. М., 2002.

81. Жуков В.И. Современный мир и Россия в условиях глобализации. М., 2001.

82. ЗинченкоВ.П. Проблема образующих сознания// Вестник МГУ, Сер. 14: Психология. 1988. - №4.

83. Иванов Д.В. Эволюция концепции глобализации // «Телескоп». -2002.-№5.

84. Иванов Д.В. Виртуализация общества. Версия 2.0. СПб.: Изд-во «Петербургское Востоковедение», 2000.

85. Иноземцев В. Сможем ли мы жить вместе? Рецензия на книгу: Touraine A. Pourrons-nous vivre ensemble? // Egaux et differents. Paris: Fayard, 1997. // Вопросы философии. - 1998. - №2.

86. Иноземцев В.JI. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы. М.: Логос, 2000.

87. Каган М.С. Идея диалога в философско-эстетической концепции М.Бахтина: закономерности формирования, духовный контекст и социокультурный смысл // М.М.Бахтин и философия культуры XX века. Вып. 1.4.1. СПб., 1991.

88. Казаринова Н.В. Межличностное общение. СПб., 2000.

89. Канке В.А. Философия. М., 2004.

90. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. М.: Едиториал УРСС, 2002.

91. Карсавин Л.П. Философия истории.-М., 1993.

92. КассирерЭ. Естественнонаучные понятия и понятия культуры // Вопросы философии. 1995. -№11.

93. Кассирер Э. Лекции по философии и культуре // Культурология XX в.-М, 1995.

94. КастельсМ. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М.: ГУ ВШЭ, 2000.

95. КастельсМ. Галактика Интернет. Размышления об Интернете, бизнесе и обществе. М.: У-Фактория, 2004.

96. КастельсМ. Становление общества сетевых структур // Новая постиндустриальная волна на Западе: Антология. М.; Академия, 1999.

97. Келли Дж. Психология личностных конструктов. М., 2000.

98. Ключевский В.О. Курс русской истории. Электронный ресурс. Постоянный адрес статьи: [http://www.kulichki.com/inkwell/text/special/history/ kluch/kluchlec.htm].

99. Коган А.Б., Чораян О.Г. Вероятностные механизмы нервной деятельности.-Ростов-н/Д, 1980.

100. Коган В.3. Информационное взаимодействие: Опыт анализа субъективно-объективных отношений. Томск, 2000.

101. Колмогоров А.И. К логическим основам теории информации и теории вероятностей // Проблемы передачи информации. Вып.З. 1969. - Т.5.

102. Ю1.КонИ.С. К проблеме национального характера. Электронный ресурс. Постоянный адрес статьи: [http://scepsis.ru/library/id903.html].

103. Кочергин А.Н. Методы и формы научного познания. М., 1990.

104. КрейгР.Т. Теория коммуникации как область знания // Компаративистика-III: Альманах сравнительных социогуманитарных исследований. СПб., 2003.

105. КрюгерМ. Искусственная реальность: прошлое и будущее // Исследование по философии современного понимания мира. Вып.1. М.: Инст. Человека РАН, 1999.

106. Куропятник Л.И. Мультикультурализм; проблемы социальнойстабильности и полиэтничности обществ. СПб., 2000.

107. Лангер С. Философия в новом ключе: Исследование символики разума, ритуала и искусства. М.: Республика, 2000.

108. Лапин Н.И. Пути России: социокультурные трансформации. М.: ИФРАН. 2000.

109. Лассуэл Г. Коммуникативный процесс и его структуры // Современные проблемы социальной коммуникации. СПб., 1996.

110. Левинас Э. Философское определение культуры. М., 1998. - 4.1

111. Лекторский В.А. О толерантности, плюрализме и критицизме // Философия, наука, цивилизация. -М., 1999.

112. Леонтьев А.Н. Образ мира // Избр. психолог, произведения. М.: Педагогика, 1983.

113. Леонтьев Д.А. Деятельность и сознание. М., 1996.

114. Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна / Пер. с франц. Н.Л. Шматко. СПб.: Алетейя, 1998.

115. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. СПб., 1994.

116. Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. М., 1996.

117. Лотман Ю.М. Избранные труды. Таллинн: Александра, 1992.

118. Лотман Ю.М. Культура и взрыв. М., 1992.

119. ЛуманН. Общество как социальная система // Пер. с нем. М.: Логос, 2004.

120. Луман Н. Невероятность коммуникации / Пер. с нем. // Проблемы теоретической социологии. Вып.З. СПб.: Издательство СПбГУ, 2000.

121. Луман Н. Решения в «информационном обществе» / Пер. с нем. // Проблемы теоретической социологии. Вып.З СПб.: Издательство СПбГУ, 2000.

122. Маклюэн М. Понимание медиа: внешние расширения человека. -М., 2003.

123. Маклюэн М. Средство само есть содержание // Информационное общество. М.: ACT, 2004.

124. Малиновский Б.А. Научная теория культуры / Пер. с англ. М.: ОГИ, 2005.

125. Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения. М., 1974. - Т.23.

126. МасудаИ. Информационное общество как постиндустриальное общество. М., 1993.

127. Маркузе Г. Эрос и цивилизация. Одномерный человек: Исследование идеологии развитого индустриального общества / Пер. с англ. А.А. Юдина. М: ACT, 2002.

128. Микешина JI.A., ОпенковМ.Ю. Новые образы познания и реальности. -М.: РОССПЭН, 1997.

129. Миронов В.В. Средства массовой коммуникации как зеркало поп-культуры //Язык СМИ как объект междисциплинарного исследования. М.: Издательство Московского университета, 2003.

130. Михайлов В.А., Михайлов С.В. Особенности развития информационно-коммуникативной среды современного общества // Актуальные проблемы теории коммуникации. СПб.: Изд-во СПбГПУ, 2004.

131. Нестеров В. К вопросу об эмоциональной насыщенности межличностных коммуникаций в Интернете. Электронный ресурс. Постоянная ссылка: [http://flogiston.ru/projects/articles/netemotions.shtml]

132. Нестеров В., Нестерова Е. Карнавальная составляющая как один из факторов коммуникативного феномена чатов. Электронный ресурс. Постоянная ссылка: [http://flogiston.ru/proj ects/articles/nesterov. shtml]

133. Огурцов А.П. Научно-техническая революция и особенности современного научного познания. М., 1977.

134. Ортега-и-Гассет X. Восстание масс. М., 1991.

135. Ортега-и-Гассет X. Дегуманизация искусства и другие работы.1. М, 1991.

136. Ортега-и-Гассет X. Избранные труды. М., 1997.

137. Оуэн Г. Теория игр / Пер. с англ. М.: Едиториал УРСС, 2004.

138. Панарин А.С. Искушение глобализмом. М., 2000.

139. Парахоцский Б.А. Язык культуры и генезис знания. Киев: Hay кова думка, 1988.

140. Парсонс Т. Очерки по теории социологии. -М., 2000.

141. Петренко В.Ф. Современная когнитивная психология. М., 1999.

142. Петухов В.В. Образ мира и психологическое изучение мышления // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14: Психология. 1984. - №4.

143. ПоплавскийР.П. Демон Максвелла и соотношения между информацией и энтропией. Электронный ресурс. Постоянный адрес статьи: [http://www.ufn.ru/ufn79/ufn795/Russian/r795g.pdf].

144. Почепцов Г.Г. Теория коммуникаций. К.: Ваклер, Рефл-бук,2003.

145. Пригожин И. Конец определенности. Время. Хаос и новые законы природы. Ижевск, 1999.

146. Пригожин И. Природа, наука и новая рациональность // Философия и жизнь. 1991. - № 7.

147. Пригожин И., СтенгереИ. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой. М., 1986.

148. Проблемы глобализации: реальность, тенденции, прогнозы. Материалы постоянно действующего Клуба ученых «Глобальный мир». Вып. 6.-М., 2001.

149. Проблемы межкультурной коммуникации: Материалы международного семинара 28-29 сентября 2000 г. Н.Новгород: Изд-во НГЛУ, 2000,-4.1.

150. Ракитов А.И. Философия компьютерной революции М., Политиздат, 1991.

151. Рот Ю., Коптельцева Г. Встречи на грани культур. Калуга, 2001.

152. Руссо Ж.Ж. Об общественном договоре. Трактаты / Пер. с франц. -М.: «КАНОН-пресс», «Кучково поле», 1998.

153. Савицкая Т.Е. Янусов лик глобализации: размышления культуролога // Культура в современном мире: опыт, проблемы, решения. Науч.-информ. сб. Вып.1. М., 2002.

154. Седов Е.А. Информационно-энтропийные свойства социальных систем // Общественные науки и современность. 1999. - №5.

155. Словарь иностранных слов. М., 1986.

156. Смирнов С.Д. Психология образа: проблема активности психического отражения. М., 1985.

157. КемеровВ.Е. Современный философский словарь / под общ. ред. Кемерова В.Е. 2-е изд.,испр.и доп. Лондон, Париж, Люксембург, Москва, Минск: «ПАНПРИНТ», 1998.

158. Сорокин П. Человек, цивилизация, общество. М., 1992.

159. Станкевич Г.А. Развивающий учебный диалог. М., 1998.

160. Степанов Г.В. К проблеме языкового варьирования. Испанский язык Испании и Америки. М.: Эдиториал УРСС, 2004.

161. Степин B.C. Культура // Новая философская энциклопедия. М., 2001.-Т.2.

162. Тарасенко В.В. Человек Кликающий (Глобальная компьютерная сеть как философская проблема) // Планета ИНЕРНЕТ. 1997. - №4.

163. Тарасов Е.Ф. К построению теории межкультурного общения // Языковое сознание: формирование и функционирование. М., 1998.

164. Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация. М.,2000.

165. Толмен Э.Ч. Бихевиоризм и необихевиоризм // Хрестоматия по истории психологии / Под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. М., 1980.

166. Тоффлер Э. Третья волна. -М., 2002.

167. Тоффлер Э. Футурошок. СПб.: Линь, 1997.

168. Тюхтин B.C. Актуальные проблемы теории «искусственногоинтеллекта» // Кибернетика и современное научное познание. М., 1980.

169. Украинцев Б.С. Отражение в неживой природе. -М., 1969.

170. Урсул А.Д. Проблема информации в современной науке. Философские очерки. -М., 1975.

171. Успенский В.А. Теорема Гёделя о неполноте // Популярные лекции по математике. М.: Наука, 1982.

172. Уханов В.А. Информационная деятельность человека. -Хабаровск: Изд-во Хаб.техн.ун-та, 1996.

173. Уэбстер Ф. Теории информационного общества. М., Аспект-пресс, 2004.

174. Фихте И.Г. Назначение человека. Соч.: В 2 т. СПб, 1993- Т.2.

175. Хабермас Ю. Демократия. Разум. Нравственность. М., 1995.

176. Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. СПб, 2000.

177. Хабермас Ю. Теория коммуникативного действия // Вестн. Моск. ун-та. Сер.7: Философия. 1993. - № 4.

178. Хайд еггер М. Мысли. Постулаты. Афоризмы. Философские интерпретации. Тезисы. -М.: Современное слово, 1998.

179. Хараш А.У. Личность, сознание и общение. М., 2000.

180. ХоркхаймерМ., АдорноТ. Диалектика Просвещения. Философские фрагменты / Пер.с нем. М., СПб.: Медиум; Ювента, 1997.

181. Чижевский А.Л. Физические факторы исторического процесса // Репринт, изд. 1924 г. -М., 2006.

182. Чугунов А.В. Теоретические основания концепции «информационного общества». СПб.; Изд-во СПбГУ, 2000.

183. Чучин-Русов А.Е. Единое поле мировой культуры // Вестник Российской Академии наук. 1996. - №10.

184. Шрейдер Ю.А. Ценности, которые мы выбираем. М., 1998.

185. Шевченко В.Н. Российское общество в эпоху глобализации // Россия, 2001.-№№3,4.

186. Шевченко И.С. Интернет как система коммуникации. М., 2001.

187. Шевченко И.С. Факторы динамичности самопрезентаций в Интернет-общении. Электронный ресурс. Постоянный адрес статьи: [http ://psynet. carfax.ru/texts/shev 1 .htm]

188. Шеннон К. Работы по теории информации и кибернетике / Пер. с англ. М.: Иностранная литература, 1963.

189. Шубарт В. Европа и душа Востока. М., 2000

190. ЩюцА. Смысловое строение социального мира / Пер. с нем. Головина Н., Минаков А. Электронный ресурс. Постоянный адрес статьи: [http://www.soc.pu.ru/materials/golovin/reader/SCHUETZ/rschuetz2.html]

191. Эко У. От Интернета к Гуттенбергу: текст и гипертекст. Отрывки из публичной лекции в МГУ // Новое литературное обозрение. 1998. - №32.

192. Яковец Ю.В. Глобализация и взаимодействие цивилизаций. М.,2001.

193. Яковлев И.П. Основы теории коммуникаций. СПб., 2001.

194. Ashby W. Ross. Adaptiveness and Equilibrum // Journal of Mental Science, 1986.

195. Beniger J.R. The Control Revolution: Technological and Economic Origins of the Information Society. Cambridge: Harvard Press, 1986.

196. Deibert R.J. Parchment, Printing, And Hypermedia: Communications in World Order.-CUP, 1997.

197. Etzioni A. Modern organizations. -N.Y.: Prentice-Hall, 1964.

198. Fowler R., Kress G. Rules and Regulations / Fowler R., Hodge В., Kress G., Trew T. Language and Control. London: Routledge and Kegan Paul, 1979.

199. Gerbner G., ShrammW. Communications, Study of // International Encyclopedia of Communications. N.Y.: Oxford, 1989. - Vol. 1.

200. Kroker A., CookD. The postmodern scene: Experimental culture and hyper-aesthetics. Macmillan, 1988.

201. Levi-Strauss С. (вместе с Benoit, J.-M.) Avant-propos; Conclusions.1.identite: seminaire interdisciplinaire dirige par C. Levi-Strauss 1974-1975. Paris: B. Grasset, 1977 (3 ed.: Presses Universitaires de France, 1995).

202. Nelson Т.Н. Computer Lib / Dream Machines. MicroSoft Press, Redmond, WA, 1987.

203. TurkleS. The second self: computers and the human spirit // 20th anniversary ed. London: MIT Press, 2005.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.