Композиционные особенности живописи на фарфоре Китая тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.04, кандидат искусствоведения Люй Цзечжан

  • Люй Цзечжан
  • кандидат искусствоведениякандидат искусствоведения
  • 2008, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ17.00.04
  • Количество страниц 183
Люй Цзечжан. Композиционные особенности живописи на фарфоре Китая: дис. кандидат искусствоведения: 17.00.04 - Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура. Санкт-Петербург. 2008. 183 с.

Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Люй Цзечжан

Введение.

Глава 1. История расписного фарфора в Китае

1.1. Хронология периодов и стилей в искусстве фарфора.

1.2. Композиционные особенности росписи цинхуа (казённые и народные мастерские).

1.3. Полихромная живопись на фарфоре в эпоху Мин и Цин.

Глава 2. Художественно-образные особенности китайской живописи на фарфоре

2.1. Художественно-технологические особенности росписи фарфора.

2.2. Живопись на фарфоре как элемент народной традиционной культуры: сюжеты и традиционная символика изображений.

2.3. Композиционный проект в искусстве фарфора Китая.

Глава 3. Взаимовлияние композиционных особенностей китайской и европейской живописи на фарфоре

3.1. Европейское влияние на фарфоровую живопись Китая экспортный фарфор).

3.2. «Шинуазри» в европейском фарфоре.

3.3. «Китайский стиль» в фарфоре России.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Композиционные особенности живописи на фарфоре Китая»

Диссертация посвящена исследованию китайской живописи- на фарфоре и определению её стилистических и композиционных особенностей.

Актуальность исследования

Китайское искусство живописи на фарфоре времени правления династий Мин и Цин (XIV-начало XX вв.) достигло невиданного успеха не только в самом Китае, но и в мировом искусстве. Оно поражает, своим гигантским масштабом и оригинальностью. В XVIII в. оно стало предметом увлечения и поклонения во всём мире, послужило' основанием для развития целого стилистического направления в мировом искусстве, получившего название «Ghinoiserie» («Китайский стиль»), и сегодня продолжает привлекать к себе внимание любителей искусства и специалистов.

Отношения между Китаем и Россией имеют давнюю историю. Они развивались по-разному, волнообразно (от горячей дружбы до резкого-охлаждения); но интерес народов друг к другу, особенно в сфере народной' культуры и искусства, был всегда. Сейчас в отношениях между двумя странами- вновь устанавливаются широкие межгосударственные контакты, проводится, активный обмен в области науки и искусства. 2006 г. проходил под девизом «Год России в Китае», а 2007 - под девизом «Год Китая в России». Новое поколение граждан вновь узнаёт друг друга, открывает для себя глубинные ценности культуры и искусства обеих стран. Это и делает нашу работу актуальной.

Данная диссертация. посвящена' исследованию композиционных особенностей китайской живописи на фарфоре. В музеях России, и особенно в Петербурге, находится- много оригинальных произведений китайского фарфора, а также своеобразных и высокохудожественных реплик европейского и русского искусства. Их интересно и нужно изучать, чтобы адекватно понимать. Конечно, огромный массив предметов китайского фарфора периодов династий Мин (1368-1644) и Цин (1644-1911) уже исследовался китайскими, европейскими и русскими учёными, ими написано много книг об истории производства фарфора, о его видах и стилях, но для нас интересным оказался аспект изучения композиционных особенностей живописи на фарфоре. Живопись на фарфоре в названные эпохи достигла высочайшего уровня, соперничая с живописью на шёлке и бумаге. Но » китайские мастера не оставили разработанной теории композиции, а зарубежные учёные не исследовали искусство китайского фарфора с позиций композиционного анализа. Поэтому обращение к данной проблематике придаёт этой работе качество новизны и актуальности.

Степень научной разработанности проблемы

Интерес к китайскому фарфору, к его истории и видам в среде коллекционеров и музейных работников был всегда большой. Люди от души восхищались мастерством художников, но научного исследования композиции в китайской живописи на фарфоре пока не существует. С древности до нас дошли книги и записи, свидетельствующие об организации и развитии фарфорового производства- в Китае, а о принципах украшения фарфоровых изделий подробных записей нет. Большинство исследований о китайском фарфоре принадлежит европейским специалистам. О нём написано много книг в Европе, Америке, России, изданы каталоги частных и музейных коллекций, описана история его возникновения и развития, определяется принадлежность изделий разным мастерским (казённым или частным) и т.д., но специальных исследований композиционных особенностей живописи на фарфоре не проводилось. В работе над диссертацией проанализированы научные и научно-популярные издания на русском, английском и китайском языках (библиографический список содержит 118 наименований). Наиболее ценными для данного исследования явились материалы китайских публикаций: журналы «Керамика села Цзиндэчжэнь», труды Кон Люцзяна о керамическом искусстве Китая, Ма Сигэ о китайской кобальтовой керамике, Чжоу Цзияня - о школах китайской живописи, а также русских изданий: труды Т.Б.Араповой о китайском фарфоре из коллекции Эрмитажа, книги М.Е.Кравцовой и В.В.Малявина о культуре и искусстве Китая. Но не исчерпаны ещё потенциальные возможности исследования стилистических, технолого-выразительных, символических, композиционных особенностей китайской живописи на фарфоре.

Цель работы — исследовать художественно-композиционные особенности живописи на фарфоре Китая. В соответствии с целью работы были определены следующие задачи: проанализировать наряду с публикациями на китайском языке многочисленные иноязычные источники (монографии, каталоги коллекций, статьи);

- обобщить известные факты и материалы для структурного представления о предмете исследования;

- изучить доступные оригиналы и репродукции с произведений фарфорового искусства, находящихся в музеях Китая и России;

- выделить общие тенденции в живописи на фарфоре, определить их характеристики, раскрыть основные принципы создания декора;

- исследовать композиционные особенности живописи на фарфоре.

Объект исследования - искусство фарфора в Китае.

Предмет исследования - композиционные особенности китайской живописи на фарфоре.

Материалами для исследования явились предметы китайского расписного фарфора из частных коллекций, музеев в Циндэчжэне, Пекине, Шанхайского музея искусств, Музея искусства стран Востока в Москве, эрмитажной, царскосельской и ораниенбаумской коллекций, а также многочисленные репродукции.

Методология и методика исследования

Методология диссертационного исследования обусловлена выбором темы и построена на сочетании приёмов комплексного подхода, направленного на определение значения и особенностей китайского искусства росписи на фарфоре. В работе применялись различные методы искусствоведческого исследования:

- историко-художественный анализ групп фарфоровых предметов;

- иконографический, художественно-стилистический и композиционный анализ конкретных изображений;

- типологический метод на основе сравнения и обобщения в анализе композиционных особенностей китайской живописи на фарфоре.

Научная новизна исследования определяется тем, что:

- впервые предметом специального изучения стали композиционные особенности китайской живописи на фарфоре;

- проведено комплексное изучение теоретических и исторических источников, специальной научной литературы о китайском фарфоре с позиций искусствоведческого подхода в определении специфики композиции живописи на фарфоре;

- выявлены и описаны композиционные особенности живописи на фарфоре Китая;

- проведён сравнительный анализ композиционных особенностей китайской и европейской живописи на фарфоре в стиле «шинуазри» и выявлены их различия.

Данное исследование раскрыло новую страницу в книге знаний о китайском фарфоре. Это позволяет глубже понять истинное содержание и художественные достоинства произведений китайского фарфорового искусства.

Основные положения, выносимые на защиту:

- Композиционная культура китайской росписи фарфора включила в себя все достижения традиционной живописи, знание европейской живописи и традиции народной картинки няньхуа.

- Композиционные особенности китайской живописи на фарфоре заключаются в особом композиционном проекте росписи предметов разного функционального назначения и форм; в неразрывной зависимости от технологии красок и обжигов, от техники росписи (подглазурной или надглазурной), от символического значения тем, образов, форм, графических элементов.

- Композиционно-стилистические особенности китайской живописи на фарфоре оказали большое влияние на европейское и русское искусство фарфора, но сохранили свою уникальность, происходящую на основе глубинных национальных культурных традиций и законов композиции традиционной живописи Китая.

Практическая значимость диссертации заключается в том, что она может служить подспорьем в определении художественных достоинств (экспертизе) произведений китайского фарфора (для коллекционеров, музейных сотрудников, антикваров, научных исследователей и любителей). Результаты настоящего исследования могут быть взяты за основу создания методического учебного пособия для студентов художественных и гуманитарно-исторических вузов, для обучения художников и мастеров живописи на фарфоре.

Рекомендации по использованию результатов исследования

Результаты диссертационного исследования могут быть использованы:

- при разработке программ лекционных и практических занятий по истории искусства в Российском государственном педагогическом университете им. А.И.Герцена, в Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии им. А.Л.Штиглица, в художественных и художественно-педагогических вузах Китая;

- могут стать основой в подготовке профессиональных художников и мастеров росписи фарфора;

- могут оказать существенную помощь в реставрации и реконструкции музейных объектов.

Апробация результатов исследования

Работа обсуждалась на заседаниях кафедры декоративно-прикладного искусства и на кафедре художественного образования и музейной педагогики РГПУ им. А.И.Герцена. Основные положения диссертации изложены в ряде статей, опубликованных автором, и излагались на Международной Российско-Китайской научно-практической конференции: «Современное состояние и перспективы развития художественного образования в России и Китае» (2007).

Похожие диссертационные работы по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», Люй Цзечжан

Заключение

1. Развитие искусства росписи керамических изделий в Китае, и в частности живописи на фарфоре, происходило в зависимости от философско-художественных установок, эстетических предпочтений и технологических условий производства в разные времена. В результате эволюции искусство росписи фарфора в Китае обрело устойчивые особенности: технологические, видовые, композиционные, стилистические

2. Изобретённая и освоенная китайскими мастерами фарфора сложная техника цинхуа обеспечила создание произведений, отличающихся изысканностью формы, тонкостью и белизной материала и виртуозной росписью простых декоративно-символических узоров и сложных тематических композиций.

3. Более чем за 600 лет соседства казённых и народных мастерских в селе Цзиндэчжэнь, их тесного соприкосновения, и взаимовлияния, произведения цинхуа принимали достоинства друг друга, и вместе повысили уровень искусства фарфора. Фарфор цинхуа наиболее полно' отражает особенности национального искусства Китая, и сделал его страной-лидером в мировом искусстве фарфора в течение многих веков.

4. Технологические изобретения в изготовлении красок и процессов обжига, художественно-технологические приёмы росписи служили формированию новых видов и стилей китайской живописи на фарфоре.

5. Живопись на фарфоре возникла и развивалась как органичная часть культуры традиционного Китая. Она содержит в себе все смыслы символического миропонимания, являющегося философско-художественной основой китайского искусства. Символические образы декора были хорошо знакомы и близки китайскому народу.

6. Композиционный проект в искусстве фарфора представляет собой сложную систему художественного мышления создателей, учитывавших технологию фарфора, народные философско-художественные традиции, культурно-историческое влияние времени. Живопись на фарфоре чутко реагировала на все эти условия и сформировала свой уникальный художественный язык рукотворного искусства специфичных форм, характера изображения и глубинного народного смысла.

7. Полихромная живопись на фарфоре в эпоху Мин и Цин достигла большого стилистического, технологического, цветового разнообразия; создались устойчивые композиционно-стилистические виды.

8. В XVII-XX вв. оказалось сильным взаимное притяжение и взаимовлияние культур Востока и Запада, что отразилось на искусстве фарфоровой росписи. В Китае возникли предприятия выпускавшие «европейский», «экспортный» фарфор, а в Европе, и в частности в России, сформировался так называемый стиль «chinoiserie» — «китайский стиль».

9. Европейские и русские росписи фарфора в «китайском стиле» оказывались лишь репликой на внешние признаки исконной традиционной китайской живописи на фарфоре. Формы и росписи европейского фарфора «шинуазри» служили лишь знаком китайской культуры, они адресовались европейскому зрителю с иным менталитетом и эстетическими предпочтениями.

10. Длительное бытование дальневосточной традиции в русском декоративно-прикладном искусстве (XVIII-XX вв.), и, в частности, в фарфоре, значительно обогатило художественный и технический арсенал русских мастеров, активизировало их творчество, придав ему большую декоративность.

Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Люй Цзечжан, 2008 год

1. Алексеев В.М. Китайская народная картина: Духовная жизнь старого Китая в народных изображениях. М.: Наука, 1966. - 260 е., ил.

2. Антиквариат. Справочник коллекционера М.: Астрель-АСТ, 2003. -300 е., ил.

3. Арапова Т.Б. Китайские изделия художественного ремесла в русском интерьере XVII первой четверти XVIII вв. (К истории культурных контактов Китая и России в XVII - XVIII вв. / ТЭ (Вып. XXVII) - М: Изд. Гос Эрмитажа, 1988. С. 108 - 116.

4. Арапова Т.Б. Китайский фарфор в собрании Эрмитажа. Конец XIV -первая треть XVII в.; Альбом-каталог-Л.: Изд. Гос Эрмитажа, 1977.

5. Арапова Т.Б. Фарфор и керамика Китая / Государственный Эрмитаж. — СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2007. 36 е., ил. - (In brevi)

6. Арапова Т.Б., Кудрявцева ТВ. Дальневосточный фарфор в России. XVIII — начало XX в. Каталог выставки. СПб, АО «Славия Интербук», 1994. - 64 е., ил.

7. Большая иллюстрированная энциклопедия древностей. / Перевод* на русский язык Б.Б.Михайлова. Прага: Артия, 1982. - 496 с.

8. Ван Вэй. Тайны живописи. Пер. с кит. В.М.Алексеева. / «Восток», кн. 3. -М.-Пг., 1923.-316 с.

9. Вестфален Э.Х., Кречетова М.//.Китайский фарфор. История развития.- Л.(и.н.), 1947. 56 е., ил.

10. Виноградова Н.А. Искусство средневекового Китая. — М.: Изд. Академии художеств СССР, 1962. 101 с.11 .Виноградова Н.А., Каптерева Т.П. Искусство средневекового Востока.- М: Дет. лит., 1989. 238 е., ил.

11. VI.Виноградова Н.А., Каптерева Т.П., Стародуб Т.Х. Традиционное искусство Востока: Терминологический словарь / Под ред. Т.Х.Стародуб. М: А-Я Эллис Лак, 1997. - 360 е., ил.

12. Виноградова Н.А., Николаева Н.С. Малая история искусств. Искусство стран дальнего Востока. М.: Искусство, 1979. - 373 е., ил.

13. Виноградский Б.Б. Китайские благопожелательные орнаменты: Избранные лекции и переводы. — М.: Гермитаж-Пресс, 2003. — 63 с.

14. Власов В.Г. Стили в искусстве. Словарь (архитектура, графика, декоративно-прикладное искусство, живопись, скульптура) СПб.: «Кольна», 1995. Т.1 - 672 е., ил.

15. Возвращение Будды. Памятники культуры из музеев Китая. / Каталог выставки (на русском и китайском языках). — СПб.: АО «Славия», 2007. — 152 е., ил.

16. Глухарёва О.Н., Денике Б.П. Краткая история искусства Китая. M.-JL: Искусство, 1948. - 211с., ил.

17. Глухарёва О.Н., Кречетова М.Н. Памятники искусства Китая в музеях1. СССР.-М., 1959.

18. Глухарёва О.Н. Постоянная выставка китайского искусства. Путеводитель. / Государственный музей восточной культуры.. — М.: Искусство, 1958.-87 е., ил.

19. Го Жо-сюй. Записки живописца: что видел и слышал. / Пер1, с кит. К.Ф.Самосюк. М., 1978.

20. Государственный музей искусства народов Востока: Альбом /Авт. вступ. ст. Н.С.Сычёва. JL: Аврора, 1988. - 235 е., ил.

21. Де Моран А. История декоративно-прикладного искусства: Пер. с фр. — М.: Искусство, 1982. 577 е., ил. (Китай - С. 57-91)

22. Дьяконова Н.В. Искусство народов зарубежного Востока в Эрмитаже. -Л., 1962.

23. Жизнь и нравы старого Китая. — Смоленск: Русич, 2003. — 496 е., ил.

24. Завадская Е.В. «Беседы о живописи» Ши-тао. М.: Наука, 1978. - 208 е., ил.

25. Завадская Е.В. Эстетические проблемы живописи старого Китая. М.: Искусство, 1975. - 439 е., ил.

26. Искусство Китая. Государственный музей искусства народов Востока.

27. М.: Союзрекламкультура, 1990. 47 с.

28. Искусство народов Востока. Путеводитель-очерк./ Государственный музей искусства народов Востока. — М.:Сов. художник, 1968. — 114 е., ил.

29. Историзм в России: Каталог выставки. Государственный Эрмитаж. — СПб: ГЭ, 1996.-124 е., ил.

30. История Востока, в 6-ти тт. — М.: Восточная литература, 2002.

31. Кверфелъд Э.К Фарфор. Л., 1940. - 124 с.

32. Китайские боги и< мифы. / Пер. с англ. Н.А.Виноградовой. М.: Арт-Родник, 2003. — 64 е., ил.

33. Китайское искусство: Принципы. Школы. Мастера /Сост., пер. с кит. И англ., вступ.ст., очерки и комм. В.В.Малявина. М.: «ОАО Люкс»: «Издательство Астрель»: «Издательство ACT», 2004. - 432 с.

34. Китайская народная картина няньхуа: Из собрания Гос. Эрмитажа Каталог выст. 23 декабря 2003 г. 28 февр. 2004 г. - СПб.: Славия,2003.-287 с.

35. Китайское экспортное искусство из собрания Эрмитажа. Конец XVI -XIX век. Каталог выставки. СПб., 2003. — 215 е., ил.

36. Кочнева Н.С. Роспись фарфора. Учебное пособие. СПб.: Санкт-Петербургский Инженерно-строительный институт, 1995. - 136 с.

37. Кравцова М.Е. История культуры Китая. 2-е изд. СПб., 2003.- 231 с.

38. Кравцова М.Е. Мировая художественная культура. История искусства Китая: Учебное пособие. СПб: Издательства «Лань», «ТРИАБА»,2004. 960 е., ил., + вклейка (32 с.) - (Мир культуры и философии).

39. Кречетова М.Н. Прикладное искусство Китая. Передвижная выставка.

40. Л.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 1961. 8 е., ил.

41. Кречетова М.Н. Сюжеты росписи китайского фарфора для экспорта в Европу конца XVII XVIII вв. / В сб.: Культура и искусство Индии и стран Дальнего Востока. - Л.: Г.Э., 1975.

42. Купер Р., Купер Дж. Шедевры искусства Китая: Пер. с англ. — Минск, 1997.-234 с.

43. Лукьянов А.Е. JIao-Цзы и Конфуций: Философия Дао. М., 2000.

44. Малявин В.В. Китай в XVI-XVII веках: Традиция и культура. М.: Искусство, 1995. - 287 е., ил.

45. АЛ.Малявин В.В. Китайская цивилизация. М.: Астрель, 2001. - 627 е., ил.

46. Малявин В.В. Конфуций. М.: Молодая гвардия, 1992. - 335 е., ил.

47. Малявин В.В. Цветы китайской мудрости: счастье, здоровье, радость: Сборник. / Сост. В Малявин, Б.Виноградский. Орёл; Изд. «Книга», 1992.-112 с.

48. Меньшикова ММ. К истории китайских коллекций Петра I // Основателю Петербурга: Каталог выставки. Государственный Эрмитаж. СПб.: Славия, 2003. С. 236-245, 308, 315-316.

49. Миклашевский А.И. Технология художественной керамики. — Л.: Стройиздат, 1971. 302 с.

50. Милдс М., Лаушке Р. Роспись фарфора./ Пер. с немецк. Н.Иванова-Городова, под ред. Н.А.Петрова. М.: Изд. «Легкая индустрия», 1971. 204 е., ил.

51. Муриан И.Ф. Китайский народный лубок. М.: Искусство, 1960. - 122 е., ил.

52. Никифорова Л.Р. Родина Русского фарфора. Л.: Лениздат, 1979 - 68с

53. Норина Т.В. Искусство Китая. / Искусство народов Востока. Путеводитель-очерк. / Государственный музей искусства народов Востока.-1968. С. 34-53.

54. Первая С.С. Декорирование художественной керамики: Учебное пособие. Ленинград: «Ленуприздат», 1977. - 88 с.

55. Переломов JI.C. Конфуций: жизнь, учение, судьба. М.: Наука; Изд. фирма «Восточная литература», 1993. - 439 е., ил.

56. Пластические искусства. Краткий терминологический словарь. М.: ПАССИМ, 1995.-156 с.

57. Пострелова Т. А. Академия живописи в Китае в X-XIII веках. М.: Наука, 1976. - 240 е., ил.

58. Пруслина КН. Русская керамика (конец XIX — начало XX в.). — М.: Наука, 1974.- 136 е., ил.

59. Редкие китайские народные картины из советских собраний: Альбом / Сост. и авт. предисл. Б.Л.Рифтин, Ван Щуцун; Пер. с кит. Б.Л.Рифтин. Л.: Аврора; Пекин: Народное искусство, 1991. - 233 е., ил.

60. Рудова МЛ. Китайская народная картинка. — СПб.: Аврора, 2003, 65 е., ил.

61. Рудова М.Л. Символика в китайском искусстве по народным новогодним китайским картинкам «Няньхуа» // ТОВЭ. СПб, 1969. Т.7. с. 249-266.

62. Русский фарфор в собрании Гатчинского дворца. СПб.: Александр Принт, 2000. - 33 е., ил.

63. Сидихменов В.Я. Китай: страницы прошлого. Смоленск: Русич, 2003. - 464 с.

64. Слово о живописи из Сада с горчичное зерно. /Пер., предисл. и коммент. Е.В.Завадской. Отв. Ред. Л.З. Эйдлин. М.: Наука, 1969. -518 с.;, ил.

65. Соловейчик Р.С. Западноевропейский фарфор XVIII-XIX вв. Государственный Эрмитаж. Каталог. — М.: Искусство, 1976. — 50 е., ил.

66. Спирина М.Ю. Китайская орнаментика и европейское искусство: Учебно-методическое пособие. М., 2002. - 17 с.

67. Стужина Э.П. Китайское ремесло в XVI XVIII веках. - М.: Наука, 1970.-234 е., ил.

68. Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтического: Избранное. — М.: Прогресс. Культура, 1994. — 621 с.

69. Торчинов Е.А. Даосизм: Опыт историко-религиозного описания. — СПб.: Лань, 1998.-213 с.

70. Федоренко Н.Т. Земля и легенды Китая. М.: Советская Россия, 1961.251 е., ил.

71. Фицджералъд С.И. Китай. Краткая история культуры: Пер. с англ. — СПб, 1998.

72. Фарфор и фаянс Российской империи. М.: Изд-во МГП «Цимелия», 1993. — 176 с. (Библиотека любителей старины. Выпуск первый.)

73. Фарфор и фаянс. Указатель марок. М.: Изд-во МГП «Цимелия», 1993. — 283 с. (Библиотека любителей старины. Выпуск второй.)

74. Фэш Линъюй; Ши Вэйминъ. Очерки по культуре Китая. — Пекин: Межконтинентальное издательство Китая, КНР, 2001. — 117 с.

75. Философский энциклопедический словарь / сост. Е.Ф.Губский. М.: Изд. дом «Инфра-М», 2003. - 574 с.

76. Фоли Д. Энциклопедия знаков и символов: Пер. с англ. 2-е изд. М.: Вече, 1997. - 512 с. (Энциклопедии. Справочники. Неумирающие книги.)

77. Энциклопедия символов, знаков, эмблем. М.: Астрель-Миф, 2002.440 с.

78. Этническая история китайцев на рубеже Средневековья и Нового времени. / М.В.Крюков, В.В.Малявин, М.В.Софронов, Н.Н.Чебоксаров.

79. М.: Наука. Изд. фирма «Восточная литература», 1993. 411 е., ил.

80. Литература на английском языке:

81. Jenyns S. Ming pottery and porcelain. London, 1953.

82. Jenyns S. Later Chines porcelain. London, 1965.

83. Sharlotte F. Speight, John Toki. Hands in clay. California, Mayfield Publishing Company, 1995. - 382 p., ill

84. Tregear M. Song ceramics. London: Thames and Hudson, 1982. - 262 p., ill.

85. Литература на китайском языке:

86. Гуань Баоцзон. Записи на керамике в период Ван Ли. КНР: Ляонинское издательство, 1997.

87. Ди Баоцзан. Аттестация керамик в династиях Мин и Цин. КНР: Изд. «Цзи Цзиньчэн», 1993.

88. Е Вэньчэн. Экспорт кобальтового фарфора из Цзиндэчжэня- после династии Юань. // Керамика в селе Цзиндэчжэнь. — 1990, № 3.

89. История китайской керамики /Издание китайского совета силикатов. — Пекин: Издательство старины, КНР, 1982. 440 с.

90. Исторические записи керамик в селе Цзиндэчжэне. // Записки Института исследования керамик лёгкой индустрии провинции Цзан Си. Цзан Си: Изд. «Книжный магазин трёх соединений - жизнь, читатели, новые издания», КНР, 1959.

91. Китайская керамика: Кобальтовая керамика в частных мастерских в селе Цзиндэчжэня. Пекин: Китайская редакторская комиссия по керамике, КНР, 1994.

92. Китайская культура. Пекин: Литература на иностранных языках, КНР, 2004.

93. Китайский экспортный фарфор. // Издание Отдела посуд для чая из Сянганского художественного музея. Сянган, 1990.

94. Кон Люцзин. Керамическая живопись Китая. История. КНР, 2000.

95. Кон Люцзин. Резюме о влиянии гравюры на цветные керамики в династиях Мин и Цин. // Цзэцзянское техническое искусство. 1998, №4; 1999, № 1.

96. Кын Бочан. Аттестация керамик династии Мин. Таблица посуд с подписью даты изготовления в годы Кан Си. КНР: Изд. «Цзи», 1993.

97. Лан Чжицзянь. Чиновник контроля подготовки керамики в Цзиндэчжэне. // Керамика в селе Цзиндэчжэнь. 1984, № 2.

98. Ли Бин. Китайские памятники мирового наследия. — Пекин: Межконтинентальное издательство Китая, КНР, 2003.

99. Ли Сяньяо, Ло Чжэвень. Музеи Китая. — Пекин: Межконтинентальное издательство Китая, КНР, 2004.

100. Ли Чэнчжон, Чжу Юйпин. Китайская кобальтовая керамика. -Тайвань: Тайваньская художественная книжная фирма, 1995.

101. Лу Жукань. Некоторые объяснения о цветных керамиках в династии Сун. // Сборник диссертаций на международной конференции о науке и технологии старинной керамики (1995). Шанхай: Шанхайское техническое издательство, КНР, 1997.

102. Ма Сигэ. Китайская кобальтовая керамика. КНР: Шанхайское издательство старины, 1999.

103. Ма Сигэ, Чжао Гуанлинь. Известные кобальтовые керамики. -Тайвань: Тайваньская художественная книжная фирма, 1993.

104. Мао Пэцзи. Биография императора Юн Лэ. КНР: Ляонинское образовательное издательство, 1994.

105. My Цзин, Тан Вэнцзань. Кобальтовая керамика частных мастерских в селе Цзиндэчжэнь. — КНР: Хабэское народное издательство, 2000.

106. Сборник известных произведений о китайской керамике. КНР: Изд. «Книжный магазин Китая», 1991.

107. Фэн Сяньмин, Фэн Сяоцзи. Восточно-индийская компания в Голландии и китайский фарфор. // Старина провинции Цзан Си. КНР: Цзансиское издательство, 1990, №2.

108. Хуан Юнпэн, Чэнь Ли. Кобальтовые керамики в частных мастерских в селе Цзиндэчжэнь. — Шанхай: Шанхайское народное художественное издательство, КНР, 1994.

109. Цзо Ханьцзон, Ли Чжиюн. Живопись кобальтовых керамик в частных мастерских Китая. — Хананьское художественное издательство, КНР, 1995.

110. Цзи Дэшань. Китайская керамика в иностранных музеях. // Керамики в селе Цзиндэчжэнь. Цзиндэчжэнь, 1993, №№ 1,2.

111. Чжан Чжиган, Чжан Пушин. Исследование кобальтовой керамики в династии Тан. // Научная газета Института Цзиндэчжэня. — Дизиндэчжэнь, 1989. №9.

112. Чжуо Цзиянь. Изучение школы живописи У. КНР: Цзансуское художественное издательство, 1991.

113. Чжуо Цзиянь, Ван Фэнчжу. Большой словарь живописи в разных династиях Китая. — КНР: Цзянсуское образовательное издательство, 2002.

114. Чжуо Шижон. Керамическое искусство в мастерских Чан Ша. -КНР: Шанхайское народное художественное издательство, 1994.

115. Чэнь Жаочэн и др. Кобальтовая керамика и материалы для колоризации во всех династиях. // Успех науки и техники в китайских старинных керамиках. — Шанхай: Шанхайское техническое издательство. 1985.

116. Чэнь Лючжуань. Культура керамики. // Справочник апробирования старинных керамик. Первая часть. — КНР: Пекинско-яньшанское издательство, 1991.

117. Шань Гоцзян. Резюме казённой живописи в династии Мин. -КНР: Народное художественное издательство, 1991.

118. Энциклопедия керамики в династии Цин. Тайвань: Издательство «Художник», 1986.W

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.