Конституционно-правовые взгляды Б. Н. Чичерина тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 12.00.01, кандидат юридических наук Березко, Владимир Эдуардович

  • Березко, Владимир Эдуардович
  • кандидат юридических науккандидат юридических наук
  • 2003, Москва
  • Специальность ВАК РФ12.00.01
  • Количество страниц 134
Березко, Владимир Эдуардович. Конституционно-правовые взгляды Б. Н. Чичерина: дис. кандидат юридических наук: 12.00.01 - Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве. Москва. 2003. 134 с.

Оглавление диссертации кандидат юридических наук Березко, Владимир Эдуардович

Введение.

Глава 1. Взгляды Б.Н. Чичерина на государство и право.

§1. Идейно-теоретические источники формирования политико-правового мировоззрения Б.Н. Чичерина.

§2. Государственно-правовая концепция Б.Н. Чичерина.

Выводы:.

Глава 2. Учение Б.Н.Чичерина о конституции.

§1. Б.Н. Чичерин о политической свободе в государстве.

§2. Проблемы установления границ прав личности в государстве.

§3. Конституционная монархия как форма правления.

§ 4. Условия, необходимые для создания конституционного государства.ЛОЗ

4.1. Организованные политические партии.

4.2. Развитие местного самоуправления в государстве.

Выводы:.,.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве», 12.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Конституционно-правовые взгляды Б. Н. Чичерина»

Актуальность темы диссертационного исследования.

Среди известных российских мыслителей Борису Николаевичу Чичерину принадлежит особое место. Находясь в центре научной мысли, он лично был знаком со многими светилами европейской юриспруденции. Чичерин досконально знал, а также часто упоминал и использовал в своих трудах философские и правовые выводы гениальных мыслителей прошлого. Особое место в этом ряду занимают великие немецкие философы И. Кант и Г.В.Ф. Гегель. У современных исследователей творчества Б.Н. Чичерина сложилось мнение, что русский юрист был выдающимся последователем исключительно гегелевского учения. Однако подобный вывод не дает полного представления об идейно-теоретических источниках формирования политико-правового мировоззрения Чичерина. Значительное влияние на эволюцию его взглядов оказали также труды Иммануила Канта. Его творчество Чичерин высоко оценивал в собственных работах1. Поэтому в настоящем исследовании мы решили проанализировать взаимосвязь учения Чичерина с положениями, выдвинутыми этими выдающимися исследователями. Тем более, что при создании собственной философии права Борис Николаевич Чичерин предпринял попытку синтезировать индивидуализм Канта с объективной нравственностью Гегеля.

Необходимо подчеркнуть, что созданное Б.Н. Чичериным за годы научно-педагогической деятельности и практической работы в сфере государственного управления политико-правовое наследие до сих пор изучено недостаточно. Су

1 Чичерин писал: «Кант и Гегель.заслуживают самого внимательного изучения со стороны юриста - философа. .Кант в своем глубоком анализе человеческих способностей умел сочетать индивидуалистические начала философов XVIII века с нравственными требованиями школы Лейбница. Гегель восполнил эту все еще чисто индивидуалистическую точку зрения развитием объективных начал нравственного мира, осуществляющихся в человеческих союзах. Через это все умственное здание человеческого общежития получило такую цельность и стройность, какие оно никогда не имело ни прежде, ни после» // Чичерин Б.Н. Философия права. СПб., 1998. С. 35-36. ществующие работы раскрывают лишь отдельные грани творчества выдающегося русского юриста.

Следует заметить, что особое место в работах Чичерина всегда занимали проблемы строительства в России конституционного государства. Эта тема пронизывает все творчество ученого-государствоведа. Созданное Б.Н. Чичериным учение о конституции является актуальным и сегодня. Прежде всего потому, что конституционно - правовые взгляды Чичерина носят оригинальный -государственный, «охранительный», консервативный характер. В теории Чичерина это проявилось в первую очередь в признании государственной власти основной силой, влияющей на процесс строительства приемлемых для того времени конституционных учреждений в Российской империи. Кроме того, конституционно - правовая конструкция русского мыслителя являлась, на наш взгляд, наиболее адекватной для конкретных исторических условий, в которых находилось российское государство того времени.

Вместе с тем на формирование конституционно - правовых воззрений Б.Н. Чичерина значительное влияние оказали идеи классического либерализма. Именно с этих позиций ученый рассматривал проблематику взаимоотношений государства и личности. Подобный взгляд предопределил его критическое отношение к теории Гегеля при обсуждении вопроса: «что первично - лица или учреждения?».

Необходимо подчеркнуть, что конституционно - правовые взгляды крупного русского мыслителя невозможно рассматривать в отрыве от науки конституционного права того времени, а также современных достижений конституционно-правовой теории и практики. Поэтому в диссертации анализ трудов Чичерина проводится в сравнении с работами крупнейших российских и зарубежных конституционалистов.

Актуальность обращения к конституционно - правовым воззрениям Б.Н. Чичерина диктуется и тем, что многие его идеи, сформулированные еще в XIX веке, прошли проверку временем и сегодня активно используются в конституционно - правовой практике. Например - наделение парламента финансовыми полномочиями, а также его право выражать вотум недоверия правительству.

Также своевременным и актуальным в созданном Б.Н. Чичериным учении о конституции является новый (в сравнении с концепцией классического либерализма) взгляд на роль политических партий в процессе строительства и функционирования представительных учреждений. Организованные политические партии мыслитель полагал неотъемлемой частью механизма власти, без которой невозможно в полной мере эффективное функционирование государства с конституционной формой правления. При этом особое значение в своей конституционно-правовой конструкции мыслитель придавал институциализа-ции политических партий.

В качестве необходимого условия конституционного строительства в государстве мыслитель также видел развитие местного самоуправления.

Вместе с тем, позиция, которую занимал Б.Н. Чичерин, не была лишена определенных недостатков и противоречий. Прежде всего, это проявилось в полемике ученого по поводу «односторонности», присутствующей, по его мнению, во взглядах Канта и Гегеля. Также - в выводе о том, что расширение сферы деятельности государства обязательно ведет к ущемлению прав личности. Кроме того — в отрицательном отношении к социалистическим и демократическим учениям, что вызывало справедливую критику со стороны современников Б.Н. Чичерина. Это, однако, не умаляет значимости созданной русским ученым оригинальной концепции построения конституционного государства в России.

Цели и задачи диссертационного исследования.

В диссертации проводится комплексное изучение конституционно - правовых взглядов Б.Н. Чичерина и устанавливается их оригинальность. Кроме того, выявляется их значение для современной практики конституционного j строительства. В связи с этим диссертант поставил перед собой следующие задачи:

Изучить имеющиеся по данной теме научные материалы и определить степень ее научной разработанности.

Определить идейно - теоретические источники формирования и последующего развития конституционно - правовых взглядов Б.Н. Чичерина.

Провести анализ воззрений Чичерина на роль политической свободы в жизни государства, условия, необходимые для установления представительного порядка, а также формы правления, при которых представительные учреждения в государстве будут функционировать наиболее эффективно.

На основе исследования конституционно - правовых взглядов Б.Н. Чичерина проследить их влияние на развитие отечественной правовой науки.

Степень научной разработанности темы.

В изучении творческого наследия русского мыслителя следует выделить несколько периодов.

Дореволюционный. В то время произведения Б.Н. Чичерина исследовались такими русскими учеными, как H.H. Алексеев, H.A. Бердяев, Б.А. Кистя-ковский, Ф.Ф. Кокошкин, Н.М. Коркунов, И.В. Михайловский, П.И. Новгородцев, П.Б. Струве, E.H. Трубецкой, П.С. Шереметев, Г.Ф. Шершеневич и многи- ми другими2.

См.: Алексеев H.H. Религиозно-философские идеи и личность Б.Н. Чичерина в свете его воспоминаний. Париж, 1930; Алексеев H.H. Русский гегельянец Борис Николаевич Чичерин // Логос. Кн. 1. М., 1911; Бердяев H.A. Философская истина и интеллигентская правда // Вехи (сборник статей о русской интеллигенции); Кистяковский Б.А. В защиту права // Там же; Кокошкин Ф.Ф. Об основаниях желательной организации народного представительства в России. М., 1906; Коркунов Н.М. История философии права. СПб., 1908; Коркунов Н.М. Лекции по общей теории права. СПб., 1909; Коркунов Н.М. Русское государственное право. Т. 1.

Среди работ, в которых творчество Чичерина изучалось в советский период, следует выделить труды Б.Е. Бабицкого, В.Д. Зорькина, Г.Б. Кизелыптей-на, М.Г. Платоновой и других ученых3.

В постсоветский период творческое наследие Б.Н. Чичерина по-прежнему вызывает интерес исследователей. И прежде всего - юристов. В 1995 году была защищена диссертация A.M. Величко на соискание ученой степени кандидата юридических наук по теме: «Учение Б.Н. Чичерина о праве и государстве». В 2002 году A.B. Захаров защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата юридических наук по теме «Государственно-правовые воззрения Б.Н. Чичерина». В указанных работах основной акцент сделан на научно-познавательный (гносеологический) подход к изучению политико-правовой конструкции Б.Н. Чичерина, предусматривающий исследование творческого наследия мыслителя в основном с позиций теории государства и права. При этом инструментальному (практико-политическому) подходу было уделено недостаточное внимание. Данное обстоятельство и обусловило выбор темы настоящей работы.

СПб., 1909; Михайловский И.В. Б. Чичерин о конституции в России // Право. № 35. СПб., 1906; Новгородцев П.И. Борис Николаевич Чичерин. М., 1905; Новгородцев П.И. Введение в философию права. Кризис современного правосознания. М., 1996; Новгородцев П.И. Об общественном идеале. М., 1991; Струве П.Б. Г. Чичерин и его обращение к прошлому // Струве П.Б. На разные темы. СПб., 1902; Струве П.Б. Б.Н. Чичерин и его место в истории русской образованности и общественности // http: //www.peter-club.spb.ru; Трубецкой E.H. Борис Николаевич Чичерин как поборник правды в праве // Вестник права. № 3. СПб., 1904; Шереметев П.С. Памяти Бориса Николаевича Чичерина. М., 1904; Шершеневич Г.Ф. История философии права. СПб., 2001.

3 См.: Бабицкий Б.Е. Б.Н. Чичерин как буржуазно- либеральный историк русского государства и права // Ученые записки (Белорусский государственный университет). Вып. 34. 1957; Зорькин В.Д. Взгляды Б.Н. Чичерина на конституционную монархию // Вестник МГУ. Серия «Право». № 1. М., 1969; Зорькин В.Д. Воззрения Б.Н. Чичерина на государство и право. Ав-тореф. дисс. на соиск. учен. степ. канд. юр. наук. М., 1967; Зорькин В.Д. Из истории буржуазно-либеральной политической мысли второй половины XIX - начала XX века (Б.Н. Чичерин). М., 1975; Зорькин В.Д. К вопросу об оценке политических взглядов Б.Н. Чичерина // Вестник МГУ. Серия «Право» № 4. М., 1967; Зорькин В.Д. Чичерин. М., 1984; Кизельштейн Г.Б. Политические взгляды Б.Н. Чичерина в 1848-1867 г.г. Автореф. дисс. на соиск. учен, степ. канд. ист. наук. М., 1966; Платонова М.Г. Философско-социологическая концепция Б.Н. Чичерина. Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. канд. философ, наук. М., 1979; Платонова М.Г. О взаимосвязи общественно-политических и философских воззрений Б.Н. Чичерина // Актуальные проблемы истории философии народов СССР. Вып. 7. М., 1979.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в том, что в нем предпринимается попытка инструментального (практико-политического) подхода к изучению произведений Б.Н. Чичерина. В работе всесторонне, в свете достижений современной науки конституционного права, а также конституционных теорий XIX и начала XX века, изучены конституционно - правовые взгляды русского мыслителя. В результате делается вывод об оригинальности созданной ученым конституционно - правовой концепции, адекватной для конкретных исторических условий, в которых находилась Россия.

Проведенный анализ позволил автору сформулировать ряд тезисов, выносимых на защиту:

1. Одним из важнейших идейно - теоретических источников мировоззрения Б.Н. Чичерина является учение И. Канта о государстве и праве. Это является, безусловно, новым выводом в отношении прежнего взгляда на источники формирования научной позиции Б.Н. Чичерина, в котором основная роль отводилась творческому наследию Г.В.Ф. Гегеля.

2. Полемика Чичерина с Кантом и Гегелем, в ходе которой он упрекал немецких философов в «односторонности», обусловлена следующими обстоятельствами: a) Чичерин понимал свободу не только как исполнение нравственного закона («свобода добра»), но и как уклонение от него («свобода зла»); b) Взаимоотношения индивида и государства Чичерин рассматривал с позиций классического либерализма, противопоставляя личность и государство, власть и подвластных, свободу и закон. Подобная позиция приводила мыслителя к ошибочному выводу о том, что расширение прав государства неизбежно ведет к ограничению прав личности.

3. Отрицательное отношение Чичерина к «социальному» государству является существенным недостатком его конституционно - правовой теории. Подобная позиция у мыслителя сложилась и потому, что сама концепция данного государства во времена Чичерина не была окончательно оформлена, а практика ее осуществления вообще пришлась на время после смерти правоведа.

4. Учение о конституции Б.Н. Чичерина носит оригинальный - государственный, «охранительный», консервативный характер. Особенностью его теории является признание активной роли государственной власти в организации и развитии представительных учреждений. Сильная государственная власть в теории Чичерина служит надежной гарантией от смут и революций.

5. Фундаментальной основой и необходимым условием любого человеческого общежития Чичерин считал подчинение личного начала общественному. Данный тезис представляет в мировоззрении русского государствоведа своеобразную гарантию против «методологических» злоупотреблений ничем не ограниченного либерализма классической эпохи.

6. В качестве важнейшего института властной структуры конституционного государства Б.Н. Чичерин рассматривал создание организованных политических партий, оформленных в двухпартийную систему.

Методологической основой диссертационного исследования стала совокупность общенаучных и специально-юридических методов. В ходе работы над диссертацией автор использовал такие традиционные методы исследования права, как юридико-догматический и сравнительно-правовой. Диалектическая традиция методологии познания позволила диссертанту охватить проблему в целом и проследить эволюцию конституционно-правовых взглядов Б.Н. Чичерина, а также установить факторы, оказавшие на нее влияние. В диссертации широко применен метод логического анализа (дедуктивно-индуктивный). Системный метод позволил связать исторические формы развития философии права в единое целое и показать значение теории Чичерина для современной науки конституционного права.

Теоретической основой диссертации послужили прежде всего произведения Б.Н. Чичерина. В ходе их анализа широко использовались труды русских и зарубежных философов, а также крупных специалистов в области конституционного и государственного права, работы известных мыслителей и публицистов. Среди них - произведения H.H. Алексеева, H.A. Бердяева, К.Н. Бестужева-Рюмина, С.Н. Булгакова, Г.В.Ф. Гегеля, Б.П. Вышеславцева, В.М. Гессена, А.Д. Градовского, И.В. Гульбинского, Г. Еллинека, В.В. Зеньковского, И.А. Ильина, И. Канта, Б.А. Кистяковского, М.М. Ковалевского, Ф.Ф. Кокошкина, С.А. Котляревского, Н.М. Коркунова, Дж. Ст. Милля, Ф. Ницше, П.И. Новго-родцева, М.Я. Острогорского, П.Б. Струве, E.H. Трубецкого, Д.И. Чижевского, Б.Н. Чичерина, П.С. Шереметева, Г.Ф. Шершеневича; современных российских и зарубежных исследователей: М.В. Баглая, Ю.Я. Баскина, Т.Б. Бекназар-Юзбашева, A.M. Величко, A.B. Гулыги, В.Н. Даниленко, В.Д. Зорькина, В.А. Китаева, Э.В. Кузнецова, Ю.И. Лейбо, В.В. Леонтовича, B.C. Нерсесянца, М.Г. Платоновой, Л.М. Энтина, Э. Кассирера, Г. Хэмберга и других.

Практическая значимость работы и апробация результатов исследования. Содержащиеся в диссертации выводы могут быть использованы:

1. В ходе дальнейшего исследования истории правоведения в России.

2. В процессе преподавания истории правовых учений и конституционного права, а также при разработке специальных курсов по указанным учебным дисциплинам.

3. В современной практике конституционного строительства. Основные положения диссертации изложены в опубликованных автором работах, а также в докладе на Всероссийской конференции «Русская философия права: основные проблемы и традиции» (май 2000 г., Ростов-на-Дону).

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав и заключения.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве», 12.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве», Березко, Владимир Эдуардович

Выводы:

Проведенный анализ показал следующее:

Чичерин считал, что введению в государстве политической свободы должно предшествовать установление свободы гражданской. Политическая свобода, в свою очередь, служит надежной гарантией личной свободы.

Народное представительство в теории Б.Н. Чичерина имеет двойственный характер. С одной стороны оно является выражением свободы. С другой -органом государственной власти. Поэтому вместо начала свободы (как у классиков либерализма) Чичерин выдвигал начало способности. Главным условием политической правоспособности ученый считал обладание имуществом. Однако данная точка зрения подвергалась аргументированной и справедливой критике со стороны других видных российских правоведов.

В установлении границ прав личности Чичерин основное значение придавал государственной власти. При этом он делал вывод, что ограничениям может быть подвергнуто любое право. г

Учение Б.Н. Чичерина о конституции предполагало существенное влияние государственной власти на процесс строительства конституционных учреждений. Сильную государственную власть мыслитель считал надежным средством против смут и революций в стране.

К недостаткам Чичерина следует отнести его отрицательное отношение к социалистическим учениям и демократии.

В качестве наиболее приемлемой формы правления для России Чичерин полагал конституционную монархию, эволюционирующую от дуалистической к парламентарной. Однако парламентское правление он представлял только как фактическое устройство, облеченное в юридические рамки дуалистической конституционной монархии.

Чичерин выступал за разделение верховной власти на законодательную, исполнительную и судебную.

Необходимыми условиями введения конституционной формы правления мыслитель считал создание организованных политических партий и развитие в государстве местного самоуправления.

Консерватизм конституционно-правовых взглядов Б.Н. Чичерина ярко проявился в его учении о политических партиях. Если либеральные теоретики считали, что политические партии должны представлять из себя избирательный клуб «ad hoc», то Чичерин рассматривал организованные политические партии в качестве неотъемлемой части механизма власти, без которой невозможно полное и эффективное осуществление конституционным государством своих функций.

Взгляды Чичерина оказались в его время фактически невостребованными. На это указывали многие известные русские мыслители.

Заключение

Завершая исследование конституционно - правовых взглядов Б.Н. Чичерина, необходимо подчеркнуть, что разнообразное творчество русского мыслителя, несомненно, заслуживает серьезного изучения. Огромное научное наследие Чичерина, в которое вошли фундаментальные юридические, социологические и другие труды, а также публицистические выступления в печати и перед современниками - позволяет назвать мыслителя одной из самых значимых фигур российской науки того времени. И прежде всего - правовой. Особенно велика роль Чичерина в разработке концепции конституционного строительства в самодержавной России.

Исследование конституционно-правовых взглядов Б.Н. Чичерина показало, что среди идейно-теоретических источников формирования его воззрений значительное место занимала государственно-правовая концепция великих немецких философов Иммануила Канта и Георга Вильгельма Фридриха Гегеля. В собственной политико-правовой конструкции Чичерин предпринял попытку синтезировать индивидуализм Канта и объективную нравственность Гегеля. В ходе исследования установлено, что наиболее существенные положения учения Канта и Гегеля о государстве и праве нашли свое отражение в творчестве русского юриста. В первую очередь это проявляется во взглядах Чичерина на сущность права, а также на роль государственной власти в общественной и политической жизни.

В результате анализа конституционно-правовых взглядов Б.Н. Чичерина установлен их оригинальный - государственный, консервативный характер. Чичерин справедливо указывал, что государственной власти должна принадлежать особая роль в процессе конституционного строительства в Российской империи. К сожалению, научная дальновидность Б.Н. Чичерина не была воспринята представителями властных структур, а также интеллигенцией того времени. Об этом впоследствии писали не только последователи русского мыслителя, но и его идейные противники. История конституционных учреждений в России могла бы стать иной, если бы концепция Бориса Николаевича Чичерина получила своевременное и надлежащее воплощение в жизнь. Это подтверждается и тем, что многие конституционно-правовые положения, разработанные Чичериным, нашли свое воплощение в современной теории конституционного права.

Результаты диссертационного исследования также позволили выявить особый взгляд русского ученого-государствоведа на роль и место политических партий в механизме власти конституционного государства. Это свидетельствует прежде всего о том, что для Чичерина была очевидна конституционно-правовая сущность политических партий. Цель создания и функционирования политических партий он видел в завоевании контроля над механизмом власти и реализации с его помощью собственных программных установок. Взгляды Чичерина на роль и место политических партий существенно отличаются от взглядов классических либеральных теоретиков. Последние считали, что политические партии должны представлять собой некий избирательный клуб, созданный на данный момент времени (партию «ad hoc»), не связанный абсолютно никакой организацией и дисциплиной. Для Чичерина подобный подход был неприемлем.

Тезис Чичерина об особой роли государственной власти в процессе установления конституционной формы правления нашел свое воплощение и во взглядах ученого на развитие местного самоуправления. Последнее мыслитель рассматривал как необходимое условие народного представительства. При этом Чичерин существенно расходился с либеральными мыслителями относительно объема предоставляемых местным властям полномочий. Главное правило в теории Чичерина о местном самоуправлении - государственная, центральная власть обязательно должна иметь влияние на местное самоуправление для соблюдения законов и надлежащего исполнения различных мер, предпринимаемых правительством.

Большое значение Чичерин также придавал государственной власти в процессе установления границ прав личности. При этом власть должна руководствоваться как взаимоотношениями индивидов, так и категорией общей пользы. Соответственно, границы прав личности могут меняться в зависимости от сложившейся в обществе ситуации. Важную роль в ограждении прав личности от нарушения Чичерин придавал независимой судебной власти.

Следует отметить, что конституционное строительство для Чичерина, установление в самодержавной России формы правления, основанной на политической свободе, не было самоцелью. Главным он всегда считал развитие, совершенствование государства и его институтов. Это, по мысли юриста-государственника, должно способствовать и экономическому процветанию страны, росту благосостояния населения. Особо необходимо подчеркнуть, что Чичерин безусловно отвергал революционный путь развития общества и государства.

Анализ творческого наследия Б.Н. Чичерина показал, что наряду с неоспоримыми достоинствами в его конституционно-правовой концепции присутствует и ряд существенных недостатков. К таковым прежде всего следует отнести отрицательное отношение ученого к социалистическим и демократическим учениям. Кроме того, Чичерин отстаивал необходимость сохранения формально-юридического равенства между людьми и отрицал «социальное государство», что, по мнению, российских правоведов, являлось признаком старого либерализма и подвергалось заслуженной критике уже в самом начале XX века. Современные исследователи творчества Б.Н. Чичерина подчеркивали, что подобная позиция привела российских либералов к отрыву от народных масс, которые не желали мириться с тем, что для них свобода фактически отождествляется с потерей работы и нищетой.

В ходе исследования было установлено, что, несмотря на признание ученым государственной власти в качестве основной организующей силы в процессе конституционного строительства, он, тем не менее, рассматривал взаимоотношения индивида и государства с позиций классического либерализма. Власть и подвластные, свобода и закон предстают в его учении как противоположности. Это обусловило и его полемику с Гегелем по вопросу: «Что первично - лица или учреждения?». В этом же ряду следует отметить тезис Чичерина о том, что свобода включает в себя не только «свободу добра» (исполнение нравственного закона), но и «свободу зла» (уклонение от него).

Однако, несмотря на указанные недостатки, творческое наследие Б.Н. Чичерина заслуживает самой высокой оценки. Его труды по-прежнему сохраняют огромное научное значение для современной юриспруденции.

Список литературы диссертационного исследования кандидат юридических наук Березко, Владимир Эдуардович, 2003 год

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.)

2. Закон РФ «О политических партиях». № 95-ФЗ от 14 июля 2001 г.

3. Закон РФ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». № 67-ФЗ от 12 июня 2002 г.

4. Закон РФ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». № 175-ФЗ от 20 декабря 2002 г.

5. Европейская хартия местного самоуправления (совершено в Страсбурге 15 октября 1985 г.)

6. Чичерин Б.Н. Вопросы политики. М., 1903.

7. Чичерин Б.Н. Вопросы философии (Сборник статей). М., 1904.

8. Чичерин Б.Н. Воспоминания. В 4 т. М., 1929-1934.

9. Чичерин Б.Н. Восточный вопрос с русской точки зрения. Лейпциг,1861.

10. Чичерин Б.Н. Избранные труды. СПб., 1998.

11. Чичерин Б.Н. История политических учений. В 5 т. М., 1869-1902.

12. Чичерин Б.Н. Конституционный вопрос в России. М., 1906.

13. Чичерин Б.Н. Курс государственной науки. В 3 т. М., 1894-1898.

14. Чичерин Б.Н. Несколько современных вопросов. М., 1862.

15. Чичерин Б.Н. О народном представительстве. М., 1899.

16. Чичерин Б.Н. Областные учреждения России в XVII веке. М., 1856.

17. Чичерин Б.Н. Опыты по истории русского права. М., 1858.

18. Чичерин Б.Н. Очерки Англии и Франции. М., 1858.

19. Чичерин Б.Н. Россия накануне двадцатого столетия. Берлин, 1900.

20. Чичерин Б.Н. Собственность и государство. В 2 т. М., 1882-1883.

21. Чичерин Б.Н. Мистицизм в науке. М., 1880.

22. Чичерин Б.Н. Доклад Кирсановского земского директора Тамбов-ско Саратовской железной дороги Бориса Николаевича Чичерина Кирсановскому земскому собранию 29 сентября 1872 года. Тамбов, 1873.

23. Чичерин Б.Н. Наука и религия. М., 1879.

24. Чичерин Б.Н. Основания логики и метафизики. М., 1894.

25. Чичерин Б.Н. Философия права. СПб., 1998.

26. Вступительная лекция по государственному праву, читанная в Московском университете 28 октября 1861 года Б.Н. Чичериным. М., 1861.

27. Речь Б.Н. Чичерина, Московского городского головы, 16 мая 1883 г., Берлин, 1883.

28. Чичерин Б.Н. Положительная философия и единство науки. М.,1892.

29. Чичерин Б.Н. Немецкие социалисты. СПб., 1878.

30. Чичерин Б.Н. Письмо к издателю «Колокола» // «Колокол». № 29. Лондон, 1858.

31. Алексеев H.H. Религиозно-философские идеи и личность Б.Н. Чичерина в свете его воспоминаний. Париж, 1930.

32. Алексеев H.H. Русский гегельянец Борис Николаевич Чичерин // Логос. Кн. 1.М., 1911.

33. Антология мировой политической мысли. В 5 т. М., 1997.

34. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М.,1999.

35. Бекназар-Юзбашев Т.Б. Партии в буржуазных политико-правовых учениях. М., 1988.

36. Бердяев H.A. Философская истина и интеллигентская правда // Вехи. Сб. статей о русской интеллигенции. М., 1990.

37. Бердяев H.A. Сочинения. М., 1994.

38. Бестужев-Рюмин К.Н. Воспоминания. СПб., 1900.

39. Булгаков С.Н. Героизм и подвижничество // Вехи. Сб. статей о русской интеллигенции. М., 1990.

40. Вышеславцев Б.П. Несколько слов о миросозерцании Б.Н. Чичерина // Сб. «Свободная совесть». Кн. 1. М., 1906.

41. Галактионов A.A., Никандров П.Ф. История русской философии. М, 1961.

42. Гегель Г.В.Ф. Философия права. М., 1990.

43. Гессен В.М. Общее учение о государстве. СПб., 1912.

44. Гессен В.М. Теория правового государства // Сб. «Политический строй современных государств». СПб., 1913.

45. Градовский А.Д. Государственное право важнейших европейских держав. СПб., 1895.

46. Гулыга A.B. Гегель. М., 1994.

47. Гулыга A.B. Кант. М., 1977.

48. Гульбинский И.В. Борис Николаевич Чичерин. М., 1914.

49. Даниленко В.Н. Правовой статус политических партий буржуазных стран. М., 1986.

50. Еллинек Г. Общее учение о государстве. Т. 1. СПб., 1908.

51. Зеньковский В.В. История русской философии. В 2 т. М., 1956.

52. Зорькин В.Д. Взгляды Б.Н. Чичерина на конституционную монархию // Вестник МГУ. Серия «Право». № 1. М., 1969.

53. Зорькин В.Д. Воззрения Б.Н. Чичерина на государство и право. Ав-тореф. дисс. на соиск. учен. степ. канд. юр. наук. М., 1967.

54. Зорькин В.Д. Из истории буржуазно-либеральной политической мысли второй половины XIX начала XX века (Б.Н. Чичерин). М., 1975.

55. Зорькин В.Д. К вопросу об оценке политических взглядов Б.Н. Чичерина // Вестник МГУ. Серия «Право» № 4. М., 1967.

56. Зорькин В.Д. Чичерин. М., 1984.

57. Ильин И.А. О сущности правосознания. М., 1993.

58. Искра Л.М. Борис Николаевич Чичерин о политике, государстве, истории. Воронеж, 1995.

59. Кант И. Собр. соч. в 8 т. М., 1994.

60. Кассирер Э. Жизнь и учение Канта. СПб., 1997.

61. Катков М.Н. О самодержавии и конституции. М., 1905.

62. Катков М.Н. О печати. М., 1905.

63. Кизелыптейн Г.Б. Политические взгляды Б.Н. Чичерина в 18481867 г.г. Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. канд. ист. наук. М., 1966.

64. Кистяковский Б.А. В защиту права // Вехи. Сб. статей о русской интеллигенции. М., 1990.

65. Китаев В.А. От фронды к охранительству. М., 1972.

66. Ковалевский М.М. Общее учение о государстве. СПб., 1909.

67. Ковалевский М.М. Общее конституционное право. СПб., 1908.

68. Ковалевский М.М. Конституционное право. СПб., 1909.

69. Ковалевский М.М. Конституция графа Лорис-Меликова. Лондон,1893.

70. Ковалевский М.М. Из истории государственной власти в России. М., 1905.

71. Ковалевский М.М. Что такое парламент? СПб., 1906.

72. Ковалевский М.М. Учение о личных правах. М., 1905.

73. Ковалевский М.М. Русская конституция. В 4 т. СПб., 1906.

74. Кокошкин Ф.Ф. Лекции по общему государственному праву. М.,1912.

75. Кокошкин Ф.Ф. Об основаниях желательной организации народного представительства в России. М., 1906.

76. Кокошкин Ф.Ф. Русское государственное право. В связи с основными началами общего государственного права. М., 1908.

77. Конституционное право зарубежных стран / Под общ. ред. М.В. Баглая, Ю.И. Лейбо, Л.М. Энтина. М., 1999.

78. Коркунов Н.М. История философии права. СПб., 1908. *

79. Коркунов Н.М. История философии права. СПб., 1915.

80. Коркунов Н.М. Лекции по общей теории права. СПб., 1909.

81. Коркунов Н.М. Сравнительный очерк государственного права иностранных держав. Ч. 1. СПб., 1890.

82. Коркунов Н.М. Русское государственное право. Т. 1. СПб., 1909.

83. Коркунов Н.М. Указ и закон. СПб., 1894.

84. Кузнецов Э.В. Философия права в России. М., 1989.

85. Леонтович В.В. История либерализма в России (1762-1914). М.,1995.

86. Малинин В.А. Русский неогегельянец Б.Н. Чичерин // Философские науки. № 3. М., 1961.

87. Милль Дж. Ст. О свободе. СПб., 1906.

88. Милль Дж. Ст. Размышления о представительном правлении. СПб.,1863.

89. Милль Дж. Ст. Представительное правление. СПб., 1897.

90. Михайловский И.В. Б. Чичерин о конституции в России // Право. № 35. СПб., 1906.

91. Московский университет в воспоминаниях современников. М.,1956.

92. Нерсесянц B.C. Гегелевская философия права. М., 1974.

93. Ницше Ф. По ту сторону добра и зла: Сочинения. М., Харьков,2000.

94. Новгородцев П.И. Борис Николаевич Чичерин. М., 1905.

95. Новгородцев П.И. Введение в философию права. Кризис современного правосознания. М., 1996.

96. Новгородцев П.И. Кант и Гегель в их учениях о праве и государстве. СПб., 2000.

97. Новгородцев П.И. Об общественном идеале. М., 1991. (

98. Новгородцев П.И. Сочинения. М., 1995.i.

99. Острогорский М.Я. Демократия и политические партии. М., 1997.

100. Партии и партийные системы современной Европы. Проблемно-тематический сборник. М., 1994.

101. Пионтковский A.A. Учение Гегеля о праве и государстве и его уголовно-правовая теория. М., 1993.

102. Платонова М.Г. Философско-социологическая концепция Б.Н. Чичерина. Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. канд. философ, наук. М., 1979.

103. Платонова М.Г. О взаимосвязи общественно-политических и философских воззрений Б.Н. Чичерина // Актуальные проблемы истории философии народов СССР. Вып. 7. М., 1979.

104. Поляков A.B. Либеральный консерватизм Б.Н. Чичерина // Известия высших учебных заведений. Правоведение. № 5. 1993.

105. Порох И.В. Полемика Герцена с Чичериным и отклик на нее в «Современнике» // Историографический сборник. № 2. Саратов, 1965.

106. Русская философия права: философия веры и нравственности. СПб., 1997.

107. Русское общество 40-50-х годов XIX века. Ч. 1: Записки А.И. Ко-шелева. М., 1991.

108. Русское общество 40-50-х годов XIX века. Ч. 2: Воспоминания Б.Н. Чичерина. М., 1991.

109. Струве П.Б. Б.Н. Чичерин и его место в истории русской образованности и общественности // http: // www.peter-club.spb.ru

110. Струве П.Б. Г. Чичерин и его обращение к прошлому // На разные темы. СПб., 1902.

111. Струве П.Б. Интеллигенция и революция // Вехи. Сб. статей о русской интеллигенции. М., 1990. i

112. Струве П.Б. Либерализм, демократия, консерватизм и современные движения и течения // http: // www.politstudies.ru|

113. Трубецкой E.H. Борис Николаевич Чичерин как поборник правды в праве // Вестник права. № 3. СПб., 1904.

114. Трубецкой E.H. Учение Б.Н. Чичерина о сущности и смысле права. // Вопросы философии и психологии. № 80. М., 1905.

115. Чернышевский Н.Г. Чичерин как публицист // Собр. соч. в 16 т. Т. 5.М., 1950.

116. Чижевский Д.И. Гегель в России. Париж, 1939.

117. Шереметев П.С. Памяти Бориса Николаевича Чичерина. М., 1904.

118. Шершеневич Г.Ф. История философии права. СПб., 2001.

119. Hamburg G.M. Boris Chicherin & early Russian liberalism (1828-1866). Stanford (Calif.), 1992.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.