Концепт "кочевье" в калмыцкой, русской и американской лингвокультурах тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.02.20, кандидат филологических наук Церенова, Жанна Николаевна

  • Церенова, Жанна Николаевна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2005, Волгоград
  • Специальность ВАК РФ10.02.20
  • Количество страниц 200
Церенова, Жанна Николаевна. Концепт "кочевье" в калмыцкой, русской и американской лингвокультурах: дис. кандидат филологических наук: 10.02.20 - Сравнительно-историческое, типологическое и сопоставительное языкознание. Волгоград. 2005. 200 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Церенова, Жанна Николаевна

Введение

Глава 1. Историко-этнографический очерк кочевья как социального феномена

1.1. Роль кочевников в историческом процессе

1.2. Кочевье в истории и культуре калмыков

1.3. Передвижения в истории и культуре русского этноса

1.4. Американцы как новые кочевники 22 Выводы к главе

Глава 2. Понятийные характеристики концепта «кочевье» в калмыцкой, русской и американской лингвокультурах

2.1. Этимология слов, называющих концепт «кочевье»

2.2. Обозначение концепта «кочевье» в лексической семантике

2.3. Обозначение концепта «кочевье» во фразеологической семантике 57 Выводы к главе

Глава 3. Образные характеристики концепта «кочевье» в калмыцкой, русской и американской лингвокультурах

3.1. Жилище, места временного пребывания

3.2. Средства передвижения

3.3. Одежда и снаряжение

3.4. Ритуал отправления в путь («дорожная» обрядность)

3.5. Невербальные знаки в процессе кочевья 101 Выводы к главе

Глава 4. Ценностные характеристики концепта «кочевье» в калмыцкой, русской и американской лингвокультурах

4.1. Концепт «кочевье» в паремиологии

4.2. Концепт «кочевье» в фольклорных и художественных текстах 125 ** 4.3. Концепт «кочевье» в современном языковом сознании

Выводы к главе

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Сравнительно-историческое, типологическое и сопоставительное языкознание», 10.02.20 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Концепт "кочевье" в калмыцкой, русской и американской лингвокультурах»

Кочевье — это жизнь. Кочевье — это движение. И нет конца у него.» (А. А. Воинов)

Данная работа выполнена в русле лингвокультурологических исследований. Объектом изучения является концепт «кочевье»; в качестве предмета анализа рассматриваются понятийные, образные и ценностные характеристики этого концепта в калмыцком, русском и американском языковом сознании и коммуникативном поведении.

Актуальность выполненной работы обусловлена следующими моментами: 1) лингвокультурологическое моделирование действительности является одним из наиболее активно развивающихся направлений современного языкознания, на сегодняшний день детально изучены многие концепты, однако типы и специфика дискурсивной реализации концептов разработана в науке о языке еще недостаточно; 2) концепт «кочевье» еще не был предметом специального лингвокультурологического анализа, вместе с тем этот концепт играет особую роль в истории и культуре калмыцкого народа и является значимым для установления ориентиров поведения в русской и американской лингвокультурах; 3) понимание специфики данного концепта позволяет оптимизировать практику межкультурного общения.

В основу проведенного исследования положена следующая гипотеза: концепт «кочевье» является сложным ментальным образованием, значимость этого концепта различна в калмыцкой, русской и американской лингвокультурах, в зависимости от его значимости в различной степени детализированы его понятийные, образные и ценностные признаки.

Цель работы - охарактеризовать концепт «кочевье» в калмыцкой, русской и американской лингвокультурах. Для достижения этой цели решаются следующие задачи:

1) установить и объяснить понятийные признаки концепта «кочевье» в сравниваемых лингвокультурах,

2) опредилить образные признаки этого концепта,

3) выявить ценностные признаки концепта «кочевье» в каждой из ^ рассматриваемых лингвокультур.

Научная новизна работы состоит в определении конститутивных признаков концепта «кочевье», выявлении и описании этнокультурной специфики этого концепта в его лексическом, фразеологическом, паремиологическом и фольклорно-дискурсивном выражении применительно к калмыцкой, русской и американской лингвокультурам.

Теоретическая значимость диссертации заключается в том, что данная работа вносит определенный вклад в лингвокультурологию, уточняя характеристики кочевья как одного из ключевых концептов калмыцкой лингвокультуры в сравнении с репрезентацией этого концепта в других лингвокультурах.

Практическая значимость исследования состоит в возможности применения его результатов в лекционных курсах общего языкознания, межкультурной коммуникации, лингвострановедения, лексикологии и стилистики калмыцкого, русского и английского языков, спецкурсах по лингвокультурологии и этнолингвистике.

В качестве материала исследования использовались данные сплошной выборки из толковых и синонимических словарей калмыцкого, русского и английского языков, из художественных и публицистических текстов и записок путешественников. В качестве единицы исследования рассматривался текстовый фрагмент, в котором был выражен или # охарактеризован концепт «кочевье». Проанализировано 3000 таких текстовых фрагментов различной длины - от слова и словосочетания до развернутого текстового описания (по 1000 в каждом языке).

В работе использовались следующие методы исследования: понятийный, интроспективный и интерпретативный анализ, интервьюирование информантов.

Выполненное исследование базируется на следующих положениях, доказанных в научной литературе:

В языковой семантике и коммуникативной практике отражена культура народа, языковая картина мира характеризуется этнокультурным своеобразием, существуют объективные методы анализа языковой картины мира (В. фон Гумбольдт, JL Вайсгербер, Ю.С. Степанов, Н.Д. Арутюнова, В.И. Постовалова, Е.М. Верещагин, В.Г. Костомаров, А. Вежбицкая, А.Д. Шмелев).

Единицей лингвокультуры является культурный концепт - ментальное образование, включающее понятийный, образный и ценностный компоненты и получающее прямое и косвенное обозначение и выражение в языке (Д.С. Лихачев, В.П. Нерознак, С.Г. Воркачев, Е.В. Бабаева, В.И. Карасик, И.А. Стернин).

Культурные концепты исторически изменчивы, существуют в коллективном и индивидуальном языковом сознании и проявляются в различных типах дискурса (Э. Сепир, Б. Уорф, А.А. Залевская, Н.А. Красавский, М.В. ГГименова, А.Н. Приходько, Г.Г. Слышкин).

На защиту выносятся следующие положения:

1. Лингвокультурный концепт «кочевье» представляет собой сложное ментальное образование, содержательный минимум которого сводится к понятийным признакам «передвижение», «постоянное», «с имуществом», «с целью обеспечения пастбищ для скота»; образная сторона этого концепта включает медленно передвигающуюся по степи большую группу людей на лошадях, повозках с большими стадами крупного и мелкого рогатого скота, временами останавливающимися на некоторый срок и живущими в юртах; ценностная сторона этого концепта сводится к признанию постоянного перемещения как способа сохранения жизни, к необходимости знать повадки домашних животных и осознанию цикличности бытия.

2. В калмыцкой лингвокультуре кочевье представляет собой развернутую концептосферу с детальным обозначением в лексике, фразеологии и паремиологии скота, временных жилищ, ритуалов отправления в путь и остановки, это образ жизни народа, сохранившего и развившего древние умения скотоводства.

3. В русской лингвокультуре кочевье является знаком иной культуры и ассоциируется со свободой, исходным природным образом жизни, отсутствием привычного имущества и сопровождается амбивалентной оценкой, на обиходном уровне кочевье воспринимается как патриархальный уклад и неспособность жить на одном месте, на поэтическом уровне - как вольная жизнь.

4. В американской лингвокультуре традиционное кочевье скотоводов осмысливается как знак иной культуры, ассоциируется с освоением «дикого Запада», и при этом возникает новое осознание номадизма как образа жизни, суть которого состоит в высокой мобильности и постоянном перемещении в стране и мире для поиска оптимальных условий существования.

Апробация. Основное содержание работы докладывалось на Международном научном конгрессе "Язык, культура, этнос в глобализованном мире: на стыке цивилизаций и времен" (Элиста, 2005), на заседаниях научно-исследовательской лаборатории «Аксиологическая лингвистика» в Волгоградском государственном педагогическом университете (2004-2005). По теме диссертации опубликовано 5 работ общим объемом 2 п.л.

Структура. Работа состоит из введения, четырех глав, посвященных историко-этнографическому очерку кочевья как социального феномена, понятийным, образным и ценностным характеристикам концепта «кочевье» в калмыцкой, русской и американской лингвокультурах, заключения и библиографии.

Похожие диссертационные работы по специальности «Сравнительно-историческое, типологическое и сопоставительное языкознание», 10.02.20 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Сравнительно-историческое, типологическое и сопоставительное языкознание», Церенова, Жанна Николаевна

Выводы к главе 4

Ценностные характеристики концепта «кочевье» по-разному осознаются в калмыцкой, русской и американской лингвокультурах.

В русской паремиологии подчеркиваются идеи о том, что кочевье совершается только при крайней необходимости и что оно связано с мучением, тяжестью, горем. В калмыцкой паремиологии выражена мысль о необходимости кочевья. Будучи главным средством к существованию, оно ведет к росту материального благосостояния и независимости. Мобильность — характерная черта американского общества. Кочевье, по данным американской паремиологии, связано с поиском новых возможностей, нового опыта, продвижением по социальной лестнице.

Проанализированный материал показывает, что калмыки стремились заранее предусмотреть опасности (например, советовались с пожилыми людьми) и преодолеть их, тогда как русские и американцы предпочитали рисковать, и рассматривали риск как испытание себя.

Этнокультурная специфика отношения к кочевью на материале сравниваемых лингвокультур заключается в том, что кочевье для калмыков — это прежде всего основа жизнедеятельности, готовность к переменам жизни, к другому мироощущению, для русских — критическая реакция, альтернативный, «запасной» способ организации жизненного пути, для американцев - вера в собственную независимость, достижение возможностей, альтернативность перспектив личного плана, а также способность начать сначала, обновиться в своем стремлении к счастью, как бы оно ни понималось.

Заключение

Феномен «кочевье» представляет собой способ существования людей, приручивших скот для обеспечения своего существования. Передвигаясь вместе со своим скотом, кочующие пастушеские народы осваивали природу, воспринимая себя как ее часть. Ментальность кочевых народов определяется в первую очередь их трудовой деятельностью - разведением и содержанием четвероногих домашних животных для получения мяса, молока, кожи и т.д. Переход многих народов к земледелию и вытекающей отсюда оседлости коренным образом повлиял на изменение их отношения к миру. Вместе с тем в истории человечества кочевое скотоводство в течение длительного времени существовало параллельно с оседлым ведением хозяйства.

Противопоставление кочевого и оседлого образа жизни заложено в глубинных основах общечеловеческой культуры и по-разному проявляется в сознании тех людей, для которых кочевая жизнь является или до недавнего времени являлась нормой существования, и тех, для которых такая жизнь выступает как знак чужого образа жизни. Соответственно концепт «кочевье» является своеобразным ключом к ценностям культуры номадов и оседлых народов. История человечества показывает, что движение, передвижение является основным модусом человеческого бытия. Оседлые народы тоже постепенно передвигаются, осваивая новые территории, в современную эпоху жители городов и сел активно мигрируют в молодости, получая образование в больших городах, и, наконец, глобализация активизирует миграционные процессы наиболее мобильной части населения. В этом смысле лингвокультурное моделирование концепта «кочевье» применительно к калмыцкому, русскому и американскому сознанию дает возможность увидеть универсальные и специфические характеристики этого концепта в виде спирали: исходное пастушеское кочевье - оседлое земледелие - новое перемещение как кочевье в расширительном смысле.

Лингвокультурный концепт «кочевье» представляет собой сложное ментальное образование, содержательный минимум которого сводится к понятийным признакам «передвижение», «постоянное», «с имуществом», «с целью обеспечения пастбищ для скота»; образная сторона этого концепта включает медленно передвигающуюся по степи большую группу людей на лошадях, повозках с большими стадами крупного и мелкого рогатого скота, временами останавливающимися на некоторый срок и живущими в юртах; ценностная сторона этого концепта сводится к признанию постоянного перемещения как способа сохранения жизни, к необходимости знать повадки домашних животных и осознанию цикличности бытия.

В калмыцкой лингвокультуре кочевье представляет собой развернутую концептосферу с детальным обозначением в лексике, фразеологии и паремиологии скота, временных жилищ, ритуалов отправления в путь и остановки, это образ жизни народа, сохранившего и развившего древние умения скотоводства.

В русской лингвокультуре кочевье является знаком иной культуры и ассоциируется со свободой, исходным природным образом жизни, отсутствием привычного имущества и сопровождается амбивалентной оценкой, на обиходном уровне кочевье воспринимается как патриархальный уклад и неспособность жить на одном месте, на поэтическом уровне - как вольная жизнь.

В американской лингвокультуре традиционное кочевье скотоводов осмысливается как знак иной культуры, ассоциируется с освоением «дикого Запада», и при этом возникает новое осознание номадизма как образа жизни, суть которого состоит в высокой мобильности и постоянном перемещении в стране и мире для поиска оптимальных условий существования.

На лексическом уровне концепт «кочевье» в его исходном узком смысле представлен как двойственное образование — передвижение и остановка. В калмыцком языке детально и развернуто представлены обе стороны данного концепта, для русской и американской лингвокультур кочевье сводится преимущественно к передвижению. Лексические обозначения рассматриваемого концепта как в русском, так и в английском языках являются заимствованиями, что свидетельствует о понимании кочевья как чужого феномена. Кочевье в калмыцкой лингвокультуре символизируется в виде движения по кругу, при этом запад ассоциируется с мужским началом, а восток - с женским, движение на север — с подъемом и на юг - со спуском.

В расширительном метафорическом смысле концепт «кочевье» развивается в тех лингвокультурах, для которых исходный смысл этого концепта представляется чужим. Поэтому в калмыцкой лингвокультуре многообразно уточняется конкретный смысл кочевья, а в русской и американской происходит переосмысление данного концепта в связи с ключевыми ценностями русской и американской культур «дом» (и отсюда кочевье - бездомность и ненужность) и «свобода» (и отсюда кочевье в расширительном смысле — условие свободы).

Уточнение образной стороны концепта «кочевье» можно представить в виде фрейма, компонентами которого являются жилище, транспортные средства, одежда и снаряжение, дорожная обрядность, невербальные знаки в процессе кочевья. Проанализированный языковой материал свидетельствует о том, что эти аспекты кочевья приобретают отчетливо выраженный знаковый характер. Отправление в путь выводится за рамки повседневности и сопровождается установленными ритуальными правилами, суть которых восходит к архаичному сознанию.

Ценностные характеристики концепта «кочевье» специфически отражены в калмыцкой, русской и американской лингвокультурах. Для калмыцкой лингвокультуры приоритетным является понимание необходимости и желательности кочевья, для русской на первый план выходит идея вынужденности ухода из дома, для американской перемещение связано с акцентированием новых открывающихся возможностей и роста по социальной лестнице. Анализ паремиологического материала показывает, что калмыки, отправляясь в путь, прежде всего стремятся учесть возможные опасности, в то время как русские и американцы рассматривают подобную жизненную ситуацию как возможность испытать себя, как приключение. Для калмыков кочевье — естественный и единственный (в историческом плане) способ бытия, для русских и американцев — это дополнительный жизненный опыт, возможность выйти за рамки обычной жизни.

В современном языковом сознании носителей калмыцкой лингвокультуры концепт «кочевье» связан прежде всего с картиной идеализируемого прошлого, с мирной жизнью в единстве с природой. Русские информанты осмысливают кочевье как бесприютное скитание. Американцы акцентируют в постоянной перемене места жительства романтику первооткрывателей, осваивающих мир, а также противопоставляют вынужденные и добровольные странствия.

Перспективы исследования мы видим в определении и описании системы ключевых концептов калмыцкой лингвокультуры на фоне соответствующих им ментальных образований в русском и американском языковом сознании и коммуникативном поведении.

174

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Церенова, Жанна Николаевна, 2005 год

1.Авляев, Г.О. Происхождение калмыцкого народа / Г.О. Авляев. -Элиста: Калм. кн. изд-во, 2002. - 325 с.

2. Адоньева, С.Б. Сказочный текст и традиционная культура / С.Б. Адоньева. СПб.: С.- Петерб. гос. ун-т, 2000. - 180 с.

3. Американское коммуникативное поведение: Научное издание / под ред. И.А. Стернина и М.А. Стерниной. Воронеж: ВГУ МИОН, 2001.- 224 с.

4. Андрианов, Б.В. Неоседлое население мира: (ист.- этнограф, исслед.) / Б.В. Андрианов. М.: Наука, 1985. - 280 с.

5. Антипов, В.А. Народные приметы, касающиеся погоды и сельского хозяйства / В.А. Антипов // Живая старина. СПб., 1901. Вып. 3-4. - С. 132.

6. Аптекер, Г. История американского народа. Колониальная эра / Г. Аптекер / Пер с англ. И. 3. Романова. М.: Изд-во ин. лит, 1961. - 194 с.

7. Арефьев, В.К. К вопросу о сибирских песнях / В.К. Арефьев // Сибирский сборник. Иркутск, 1899. - С. 34 - 40.

8. Афанасьев, А.Н. Древо жизни: Избранные статьи / А.Н. Афанасьев.-М.: Современник, 1983. 464 с.

9. Афанасьев, А.Н. Поэтическое воззрение славян на природу. Опыт сравнительного изучения славянских преданий и верований в связи с мифическими сказаниями других родственных народов / А.Н. Афанасьев. Т.2.-М, 1865 -1869.-С. 110.

10. Бабушкин, А.П. Типы концептов в лексико-фразеологической семантике языка / А.П. Бабушкин. Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1996.- 104 с.

11. Бабушкин, А.П. Культура, когниция, перевод / А.П. Бабушкин // Социокультурные проблемы перевода. Воронеж, 1998. - С. 10-16.

12. Байбурин, А.К. Жилище в обрядах и представлениях восточных славян / А.К. Байбурин. Л.: Наука. Ленинградское отделение, 1983. - 191 с.

13. Бадмаев, А. Калмыцкая дореволюционная литература / А. Бадмаев. Элиста: Калм. кн. изд-во, 1984. - 168 с.

14. Н.Бакаева, Э.П., Сангаджиев, Ю.И. Культура жилища: этнические традиции и современные приоритеты у калмыков (Научное издание) / Э.П. Бакаева, Ю.И. Сангаджиев. Элиста: АЛЛ «Джангар», 2005. - 196 с.

15. Бакаева, Э.П., Гучинова, Э.Б. Традиционные представления калмыков о жизненном цикле и их отражение в свадебном обряде / Э.П. Бакаева, Э.Б. Гучинова // Обычаи и обряды монгольских народов. -Элиста, 1989. С. 3- 16.

16. Банин, А.А. Трудовые артельные песни как жанр: автореф. дис. канд. искусствоведения / А.А. Банин.- JL, 1972. 32 с.

17. Бардаев, Э.Ч. Современный калмыцкий язык. Лексикология / Э.Ч. Бардаев. Элиста: Калм.кн.изд-во, 1985. - 152 с.

18. Барфилд, Т. Кочевое скотоводство во Внутренней Азии / Т. Барфилд // Кочевая альтернатива социальной эволюции. М.,2002.-С. 59-85.

19. Бахтин, B.C. Сказки, песни, частушки, присловья Ленинградской области, записанные Владимиром Бахтиным / B.C. Бахтин. Л.: Лениздат, 1982. - 528 с.

20. Беляев, И.Д. Несколько слов о земледелии в древней России / И.Д. Беляев // Временник ОИДР. М., 1855. Кн.22. - С. 45-67.

21. Беляев, И.Д. Крестьяне на Руси: исследования о постепенных изменениях. Значения крестьян в русском обществе / И.Д. Беляев. М.: Универ.тип, 1860. - 326 с.

22. Бернштам, Т.А. Роль верхневолжской колонизации в освоении Русского Севера (IX XV вв) / Т.А. Бернштам // Фольклор и этнография Русского Севера. - Л.: Изд-во «Наука», 1973. - С. 5-29.

23. Бернштам, Т.А. Русская народная культура Поморья в XIX начале XX в. Этнографические очерки. / Т.А. Бернштам. - Ленинград: Наука, 1983.- 233 с.

24. Бондалетов, В.Д. Условные языки русских ремесленников и торговцев. / В.Д. Бондалетов // Условные языки как особый тип социальных диалектов /под ред. Ф. П. Филина. Вып. второй. Рязань, 1974. - 110 с.

25. Бондарь, Н.И. Век год - день (к вопросу об уровнях ритуально-мифологического программирования повседневности) / Н.И. Бондарь // Мифология и повседневность. Материалы научной конференции 18-20 февраля 1998 г.-СПб., 1998.-С. 23-31.

26. Борджанова, Т.Г. К проблеме обрядовой поэзии калмыков / Т.Г. Борджанова // Калмыцкий народная поэзия / под ред. Н.Ц. Биткеева. -Элиста, 1984. С. 74-97.

27. Борджанова, Т.Г. Магическая поэзия калмыков: исследование и материалы / Т.Г. Борджанова. Элиста: Калм.кн.изд-во, 1999. - 182 с.

28. Буцинский, JI.H. Заселение Сибири и быт первых ее поселенцев / JI.H. Буцинский. Харьков: Типография губернского правления, 1889. - 341 с.

29. Верещагин, Е.М., Костомаров, В.Г. Язык и культура. Три лингвострановедческие концепции: лексического фона, рече-поведенческих тактик и сапиентемы / Е.М. Верещагин, В.Г. Костомаров. М.: Индрик, 2005. -1040 с.

30. Владимирцов, Б. Я. Образцы монгольской народной словесности (С-3. Монголия) /БЛ. Владимирцов. Д.: Институт живых восточных язьжов, 1926. - С. 6-7.

31. Воронин, В.В. Календарные запреты в устной народной прозе восточно-славянского населения Кубани / В.В. Воронин // Мифология и повседневность. Материалы научной конференции. 18-20 февраля 1998г. -СПб, 1998.-С. 254-260.

32. Воронский, А. За живой и мертвой водой / А. Воронский / «Новый мир». 1928. №12.-С. 169.

33. Воркачев, С.Г. Счастье как лингвокультурный концепт / С.Г. Воркачев. М.: «Гнозис», 2004. - 236 с.

34. Врангель, Ф.П. Путешествие по северным берегам Сибири и по ледовитому морю, совершенное в 1820- 1824 гг. / Ф.П. Врангель. М, 1848. - С. 138.

35. Вятский фольклор. Заговорное искусство. Котельнич, 1994. - 112 с.

36. Ганулич, А.К. «Слышен звон бубенцов издалека» / А.К. Ганулич. -М: Сов. Россия, 1990. 144 с.

37. Гачев, Г.Д. Национальные образы мира: курс лекций / Г.Д. Гачев.-М.: Academia, 1998.-430 с.

38. Гачев, Г.Д. Национальные образы мира. Евразия космос кочевника, земледельца и горца / Г.Д. Гачев. - М.: Ин-т ДиДик, 1999. - 366 с.

39. Гегель И. Философия истории. Сочинения / пер. A.M. Водено. Т. 8.-M.-JL: Гос. изд-во, 1935. С. 85.

40. Гедеева, Д. Б., Омакаева, Э.У. Ойратские гадательные сочинения как источники изучения традиционных культов и верований / Д.Б. Гедеева, Э.У. Омакаева//Монголоведение. Вып 1.- Элиста: АЛЛ «Джангар», 2002. С. 104 -107.

41. Гедеева, Д.Б. О знаках «тамЬ» и метках «им» как маркерах калмыцких родов / Д.Б. Гедеева // Монголоведение. Вып.2. Элиста: АПП «Джангар», 2003. - С. 272-275.

42. Георгиевский, А.П. Русские на Дальнем Востоке / А.П. Георгиевский // Фольклор Приморья. Владивосток, 1929. Вып. IV. С. 86.

43. Голенпольский, Т. Эпопея завоевания Дикого Запада / Т. Голенпольский // Народ, да! Из американского фольклора. Сост. Н.Шерешевская, Т.Голенпольский.- М.: Правда, 1983. С. 163 - 165.

44. Горький, М. Разрушение личности / М.Горький // О литературе. -М.: Советский писатель, 1953. С. 48 - 92.

45. Громыко, М.М. Западная Сибирь в XVIII в. Русское население и земледельческое освоение / М.М. Громыко. Новосибирск: Наука, Сибирское отделение, 1965. - С. 88-133.

46. Громыко, М.М. Мир русской деревни / М.М. Громыко. М.: Молодая гвардия, 1991. - С. 245-273.

47. Громыко, М.М. Трудовые традиции русских крестьян (XVIII ~ первая половина XIX века) /М.М. Громыко.- Новосибирск: Наука, 1975. С. 220-233.

48. Гумилев, JI.H. От Руси до России: Очерки этнической истории / JI.H. Гумилев. М.: Айрис-Пресс, 2002. - 320 с.

49. Гуревич, П.С. Человек и его ценности / П.С. Гуревич // Человек и его ценности / Ред.-сост. Е.Г. Руднева. М., 1988. - С. 1-15.

50. Даль, В.И. О поверьях, суевериях и предрассудках русского народа / В.И. Даль. М.: Терра, «Книжная лавка - РТР», 1997. - 320 с.

51. Данилевский, Г.П. Чумаки / Г.П. Данилевский // Русские очерки. -М.", 1957. Т. 1.-С.417- 433.

52. Демерт, Н. Наши общественные дела / Н. Демерт // «Отечественные записки», 1872. № 6. С. 259.

53. Денисова, И.М. Вопросы изучения культа священного дерева у русских: материалы, семантика обрядов и образов народной культуры, гипотезы / И.М. Денисова. М., 1995. - 203 с.

54. Джимбинов, Б. Путешествие в страну Бумбу / Б. Джимбинов. М.: Изд-во «Советская Россия», 1978. - С. 7 - 65.

55. Домников, С.Д. Мать-Земля, Царь-Город. Россия как традиционное общество / С.Д. Домников. М.: Алетейа, 2002. - 672 с.

56. Дореволюционный фольклор на Урале / Собр. и сост. В.П. Бирюков. Свердловск: Огиз, 1937. - С. 27-31.

57. Дубровская, О.Г. Русские и английские пословицы и поговорки как лингвокультурологические единицы / О.Г. Дубровская. Тюмень: Изд-во Тюмен. гос. ун-та, 2002. - 163 с.

58. Душан, У. Обычаи и обряды дореволюционной Калмыкии / У. Душан // Этнографический сборник. Вып 1. Элиста, 1976. - С. 5-89.

59. Едемский, М.Б. Этнологические наблюдения в Пинежском крае Архангельской губернии / М.Б. Едемский // Северная Вологда, 1923. № з С. 12-23.

60. Емельяненко, В.Г., Аюшова, Ц.Н. О родном крае / В.Г. Емельяненко, Ц.Н. Аюшова. Элиста: АПП «Джангар», 1999. - 232 с.

61. Житецкий, И.А. Очерки быта астраханских калмыков. Этнографические наблюдения 1884- 1886 гг. / И.А. Житецкий. М., 1893. - 73 с.

62. Жуковская, Н. Л. Калмыки/Н. Л. Жуковская. М.: Голос-Пресс, 2003. - 400 с.

63. Жуковская, Н.Л. Кочевники Монголии: культура, традиции, символика / Н.Л. Жуковская. М.: Вост. лит, 2002. - 247 с.

64. Жуковская, Н.Л. Ламаизм и ранние формы религии / Н.Л. Жуковская. М.: Наука, 1977. - 199 с.бб.Забылин, М. Русский народ: спасительные молитвы, заговоры и обереги / М. Забылин.- М.: Эксмо, 2005. 253 с.

65. Зеленин, Д.К. Восточнославянская этнография / Д.К. Зеленин.- М.: Наука, 1991.-511 с.

66. Иванова, Е.В. Пословичные картины мира (на материале англ. и рус. пословиц) / Е.В. Иванова. СПб.: Филол. фак. С,- Петерб. гос. ун-та, 2002. - 153 с.

67. Илишкин, И.К. Сопоставительная грамматика калмыцкого и русского языков: фонетика и морфология / И.К. Илишкин. Элиста: Калм. кн. изд-во, 1973. - 195 с.

68. Истомин, И.А. Трудовые припевки плотогонов (исследование) / И.А. Истомин. М.: Советский композитор, 1978. - С. 10-21.

69. История США. В 4-х т. Т. 1 (1607 1877) / Отв. ред. Н. Н. Болховитов. - М.: Наука, 1983. - 685 с.

70. Каланов, Н.А. Море великий путь / Н.А. Каланов / Сб. пословиц и поговорок народов мира о море, моряках и рыбаках, флотской службе и рыбацком промысле, морской флоре и фауне. - М.: АОЗТ «Фарт», 1995. - 270 с.

71. Калашникова, Р.Б. Обряд первого выгона скота в Заонежье / Р.Б. Калашникова// Заонежье: сб. науч. тр. Петрозаводск, 1992. - С. 131 - 142.

72. Каляев, А.Л. О стилистических ресурсах синонимии (на материале калмыцкого языка) / А.Л. Каляев / VII Международный конгресс монголоведов. М., 1997. - С. 123-125.

73. Каляев, А.Л. Стилистика калмыцкого языка: учебное пособие / А.Л. Каляев. Элиста: КГУ, 1997. - 72 с.

74. Карасик, В.И. Американский супермен как коммуникативный типаж / В.И. Карасик // Интенсивное обучение иностранным языкам: проблемы методики и лингвистики: проблемы методологии и лингвистики. Вып.2. -Волгоград: Перемена, 2004. С. 105-113.

75. Карасик, В.И. Культурные доминанты в языке / В.И. Карасик // Языковая личность: культурные концепты. — Волгоград-Архангельск: Перемена, 1996. С. 3-16.

76. Карасик, В.И., Слышкин, Г.Г. Лингвокультурный концепт как единица исследования / В.И. Карасик, Г.Г. Слышкин. // Методологические проблемы когнитивной лингвистики / под ред. И.А. Стернина. Воронеж: Изд-во Воронеж, гос. ун-та, 2001. С.75-80.

77. Карасик, В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс / В.И. Карасик. Волгоград: Перемена, 2002. - 477 с.

78. Киссель, М.А. Ценностей теория / М.А. Киссель // Большая советская энциклопедия. Т. 28 / гл. ред. A.M. Прохоров. М., 1968. - С. 491.

79. Козлова, Н.В. Побеги крестьян в России в первой трети XVIII века (из истории социально-экономической жизни страны) / Н.В. Козлова. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. - 150 с.

80. Колгушкин, Л.А. Костромская старина / Л.А. Колгушкин // Костромская земля: краеведческий альманах Костромского филиала Российского фонда культуры. Вып. 4. Кострома, 1999. - С. 41-48.

81. Колер, И. История человечества. Доисторический период / И. Колер. СПб.: ООО «Издательство «Полигон», 2003. - 335 с.

82. Костенков, К.И. Исторические и статистические сведения о калмыках, кочующих в Астраханской губернии / К.И. Костенков. — СПб.:, 1870. -170 С.

83. Котвич, В.Л. Калмыцкие загадки и пословицы / В.Л. Котвич. -Элиста: Калм.кн.изд-во, 1972. 93 с.

84. Кошелев, Я.Р. Вопросы русского фольклора Сибири (Дореволюционный период) /Я.Р. Кошелев. Томск: Изд-во Томе, ун-та, 1968. - 218 с.

85. Кошелев, Я. Р. Русский фольклор Сибири (XIX — начало XX вв) / Я.Р. Кошелев. Томск: Изд-во Томе, ун-та, 1962. - 349 с.

86. Ключевский, В.О. Сочинения: курс русской истории / В.О. Ключевский. Т.1. 4.1. М.: Мысль, 1987. - С. 50.

87. Крадин, Н.Н. Кочевые империи: генезис, расцвет, упадок / Н.Н. Крадин // Восток 2001 № 5. С. 21-31.

88. Крадин, Н.Н. Кочевые общества: проблемы формационной характеристики : автореф. дис. .канд. истор. наук / Н.Н. Крадин. М., 1994. - 36 с.

89. Красавский, Н.А. Русская и немецкая концептосфера эмоций (опыт лингвокультурологического анализа словарных статей) / Н.А. Красавский // Методологические проблемы когнитивной лингвистики. Воронеж, 2001. - С. 113

90. Красильникова, Г.М. Одежда и украшения калмыков (конец XIX -начало XX в) / Г.М. Красильникова // Калмыцкий фольклор (проблемы издания) / отв.ред Н.Ц. Биткеев. Элиста, 1985. - С. 84 - 91.

91. Кротов, А. Практика вольных путешествий / А. Кротов. М.: Гео, 1997. - 96 с.

92. Крестьянское движение в России в 1890-1900 гг. Сборник документов / под ред. А.В. Шапкарана. М.: Изд-во социально-эконом. Литры, 1959. - 748 с.

93. Круглов, Ю.Г. Русский фольклор / Ю.Г. Круглов. М.: Совет, писатель, 2000. - 265 с.

94. Крысько, В.Г. Этническая психология: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / В.Г. Крысько. М.: Издат. центр «Академия», 2002. - 320 с.

95. Культурный ландшафт Русского Севера: Пинежье, Поморье / Семинар «Культурный ландшафт». Первый тематический выпуск докладов. -М.: Изд-во ФМБК, 1998. С. 92-95

96. Курыло, В.П. Скот, земля, община у кочевых и полукочевых казахов (вторая половина XIX начало XX в.) / В.П. Курылев. - СПб., 1998. - 287 с.

97. Лазарев, А. Предания рабочих Урала как художественное явление / А. Лазарев. Челябинск: Южно-уральское кн.изд-во, 1970. - 201 с.

98. Лебедева, А.А. Северные традиции в материальной культуре переселенцев в Забайкалье / А.А. Лебедева // Фольклор и этнография Русского Севера. Л.: Изд-во «Наука», 1993. - С. 86 - 105.

99. Леонтьев, А.И. Зимняя сторона / А.И. Леонтьев. Архангельск: Правда Севера, 1999. - 574 с.

100. Липинская, В.А. Старожилы и переселенцы: Русские на Алтае XVIII начало XX вв. / В.А. Липинская. - М.: Наука, 1996. - 269 с.

101. Липкин, С. Послесловие переводчика / С. Липкин // Джангар. Калмыцкий народный эпос. Элиста: Калмыцкое книжное издательство, 1989.-С. 351-357.

102. Лихачев, Д.С. Избранные работы / Д.С. Лихачев // Великое наследие; Смех Древней Руси. Монографии. Заметки о русском. Т.2. Л.: Худож. лит., 1987. - С. 418-425.

103. Лобанов, М.А. Лесные кличи: Вокальные мелодии-кличи на Северо -Западе России / М.А. Лобанов. СПб.: Изд-во С.- Петерб. ун-та, 1997. - С. 86 - 90.

104. Логинов, К.К. Материальная культура и производственно-бытовая магия русских Заонежья / К.К. Логинов. — СПб, 1992. 549 с.

105. Любавский, М.К. Обзор истории русской колонизации с древнейших времен и до XX века / М.К. Любавский. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1996. - 688 с.

106. Ляпин, С.Х. Концептология: к становлению подхода / С.Х. Ляпин // Концепты. Научные труды Центроконцепта. Вып.1. Архангельск: Изд-во Помор, ун-та, 1997. С. 11-35.

107. Максаковский, В.П. Историческая география мира: учебное пособие для студентов вузов / В.П. Максаковский.- М.: Экспрос, 1997.-584 с.

108. Максимов, С.В. Нечистая, неведомая и крестная сила / С.В. Максимов. СПб.: ТОО «Полисет», 1994. - С. 328-340.

109. Мамсик, Т.С. Беловодцы и Беловодье (По материалам следственного дела о побеге 1827-1828 гг.) / Т.С. Мамсик // Источники покультуре и классовой борьбе феодального периода. Новосибирск: Наука, Сибирское отделение, 1982. - С. 135-166.

110. Материалы этнографической экспедиции ВолГУ. Волгоград 1983. Ч. 27.-С. 73.

111. Мацаков, Н.М. К вопросу о калмыцких йорелах (материалы)/ Н.М. Мацаков//Записки. Вып.2.- Элиста: Калм. кн. изд-во, 1962.- С. 103 108

112. Мацаков, Н.М. Современная калмыцкая проза / Н.М. Мацаков. -Элиста: Калм.кн.изд-во, 1970.- 110 с.

113. Мачинский, Д. А. Этносоциальные и этнокультурные процессы в Северной Руси (период зарождения древнерусской народности) / Д.А. Мачинский // Русский Север: проблемы этнокультурной истории, этнографии, фольклористики. Д., 1986.- С. 3 - 30.

114. Митиров, А.Г. Ойраты калмыки: века и поколения / А.Г. Митиров. - Элиста: Калм.кн.изд-во, 1998. - 384 с.

115. Митиров, А.Г. Улан залата хальмг / А.Г. Митиров // Вопросы сравнительной этнографии и антропологии калмыков. Сб. науч. тр. КНИИИФЯ. Элиста, 1980. - С. 112-114.

116. Михайлов, Г.И. Проблемы фольклора монгольских народов / Г.И. Михайлов. Элиста, 1971. - 234 с.

117. Моисеев, А.И., Моисеева, Н.И. История и культура калмыцкого народа (XVII XVIII вв) / А.И. Моисеев, Н.И. Моисеева. - Элиста: Калм. кн. изд-во, 2002 - 254 с.

118. Нанси, Ж-Л. Corpus / Жан-Люк Нанси / Сост., общ. ред. Е.Петровской. М.: Ad Marginem, 1999. - 255 с.

119. Народы Сибири. Этнографические очерки/ под ред. М.Г. Левина, Л.П. Потапова.- М.-Л. Изд-во Академии Наук СССР, 1956.-С. 177-195

120. Небольсин, П. Очерки быта калмыков Хошоутовского улуса / П. Небольсин. СПб., 1852. - 190 с.

121. Нерознак, В.П. От концепта к слову: к проблеме филологического концептуализма / В.П. Нерознак // Вопросы филологии и методики преподавания иностранных языков. Омск, 1998. - С. 80-85.

122. Нерознак, В.П. Перенесенная топонимия Западной Сибири / В.П. Нерознак // Восточно-славянская ономастика: исследования и материалы / отв. ред. А. В. Суперанская. М.: Наука, 1979. - С. 175 - 184.

123. Нефедьев, Н. Подробные сведения о волжских калмыках / Н. Нефедьев. — СПб.: Типография Карла Крайя, 1834. 286 с.

124. Номинханов, Ц-Д. Материалы к изучению истории калмыцкого языка / Ц-Д. Номинханов. М.: Наука, 1975. - 324 с.

125. Обереги и заклинания русского народа / Сост. М. И. и A.M. Песковы. М.: Изд. дом «КРОН-ПРЕСС», 1998.- 190 с.

126. Обрядовая поэзия. Причитания. Т. 3 / Сост. Ю.Г. Круглов. М.: Русская книга, 200. - С. 289-290.

127. Овалов, Э.Б.Благопожелания /Иорелы /-жанр калмыцкого фольклора: вопросы систематизации и публикации / Э.Б. Овалов // Калмыцкий фольклор (проблемы издания) / под ред. Н.Ц. Биткеева. Элиста, 1985. - С. 109- 125.

128. Оконов, Б.Б. Калмыцкие народные пословицы и поговорки / Б.Б. Оконов.- Элиста: Калм. кн. изд-во, 1980. 141 с.

129. Ользеева, С. 3. Калмыцкие обычаи и традиции / С.З. Ользеева. -Элиста: АПП «Джангар», 2003. 257 с.

130. Отрадненские частушки, припевки, страдания/ Сост. И.Н. Бойко.-Краснодар: Кн. изд-во, 1984. С. 188.

131. Отреченное чтение в России XVII XVIII в. / отв.ред. A.JI. Топорков, А.А. Турилов. - М.: Индрик, 2002. - С. 250-294.

132. Павловская, А. Особенности национального характера, или за что англичане любят очереди / А. Павловская // Вокруг Света. 2003. № 6. С. 82-98.

133. Паттон, Ф. Сделано в США. Истории вещей, которые создавались в Америке: очерки по истории американского промыленного дизайна / Ф. Паттон / Пер. с анг. М.: Олимп, 1997. - С. 110 - 127.

134. Переверзев, Л., Хазанов, Ю. Голоса Америки / Л. Переверзев, Ю. Хазанов. М.: Изд-во «Молодая гвардия», 1976. - 368 с.

135. Першиц, А.И. Кочевники в мировой истории / А.И. Першиц // Восток Вып. 2. М., 1998. С. 120- 132.

136. Пюрбеев, Г.Ц. Время и пространство в языковом сознании монголов: способы и средства их обозначения / Г.Ц. Пюрбеев // VII Международный конгресс монголоведов. М., 1997. - С. 142-144.

137. Пюрбеев, Г.Ц. Глагольная фразеология монголоязычных народов / Г.Ц. Пюрбеев // Филологический вестник, Вып. 2. Элиста, 1970. — С. 38 49.

138. Пюрбеев, Г.Ц. Отражение этнокультуры в лексике калмыцкого героического эпоса «Джангар» / Г.Ц. Пюрбеев // Этно-культурная лексика монгольских языков: сб. ст. Улан-Удэ: БНЦ СО РАН, 1994.- С. 23-26.

139. Пюрбеев, Г.Ц. Эпос «Джангар»: культура и язык (этнолингвистические этюды) / Г.Ц. Пюрбеев.-Элиста: Калм.кн.изд-во, 1993.- 128 с.

140. Пюрвеев, Д.Б. Архитектура Калмыкии / Д.Б. Пюрвеев. М.:11. Стройиздат, 1975. 189 с.

141. Пыпин, А.Н. Мои заметки / А.Н. Пыпин. М., 1910. - С. 12-13.

142. Родники народной мудрости / Сост. и пер. Б. Б. Оконова. -Элиста: Калм. кн. изд-во, 1984. 112 с.

143. Розенблюм, Ю.Б. Сквозь пламя костров (прошлое и настоящее калмыцкой литературы) / Ю.Б. Розенблюм.- Элиста: Калм.кн.изд-во, 1970. 340 с.

144. Русская народная культура и народная культура // СЭ. Вып. 1. С., 1989.-С. 91-99.

145. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия / Собр. М. Забылиным (Репринтное воспроизведение издания 1880 г).-Симферополь, 1992.- С. 282 389.

146. Русский Север: этническая история и народная культура XII XX вв. - М.: Наука, 2001. - 848 с.

147. Русский фольклор / Сост., коммент., справ., метод, материал М.А. Красновой. М.: ООО «Изд-во ACT»; ООО «Агенство «КРПА «Олимп», 2002. - С. 17 - 28.

148. Русские / отв. ред. В.А. Александров и др.- М.: Наука, 1999. 827 с.

149. Русские старожилы Сибири: историко-антропологический очерк. М.: Наука, 1973. - 186 с.

150. Савенкова, Л.Б. Русская паремиология: семантический и линвгокультурологический аспекты / Л.Б. Савенкова.- Ростов-на-Дону: Изд-во Рост, ун-та, 2002. 239 с.

151. Саруханян, А.В. Проблемы фронтира в американской литературе / А.В. Саруханян // Проблемы становления американской литература. М.: Наука, 1981.-С. 217-250.

152. Семенов, А.И. Море, рыба и рыбаки: пословицы и поговорки / А.Семенов. М.: Изд-во ВНИРО, 1998. - 71 с.

153. Слышкин, Г.Г. Лингвокультурные концепты и метаконцепты: монография / Г.Г. Слышкин. Волгоград: Перемена, 2004. - 340 с.

154. Слышкин, Г.Г. От текста к символу: лингвокультурные концепты прецедентных текстов в сознании и дискурсе / Г.Г. Слышкин. М., 2000. - 128 с.

155. Скалон, В.Н. Русские землепроходцы XVII века в Сибири / В.Н. Скалон.-М., 1951.- 198 с.

156. Смирнов, П. Путевые записки по калмыцким степям Астраханской губернии / П. Смирнов.- Элиста: АПП «Джангар», 1999. -248 с.

157. Смирнов, Ю.И. О народном самосознании (по фольклорным материалам) / Ю.И. Смирнов // Культура и общество в эпоху становления наций.-М., 1974.-С. 55-71.

158. Столович, Л.Н. Красота. Добро. Истина: очерки истории эстетической аксиологии / Л.Н. Столович. М.: Республика, 1994. - 464 с.

159. Стернин, И.А. Методика исследования структура концепта / И.А. Стернин // Методологические проблемы когнитивной лингвистики: научное издание. Воронеж, 2001. - С. 58-65.

160. Стеценко, Е.А. История, написанная в пути (Записки и книги путешествий в американской литературы XVII — XIX вв) / Е.А. Стеценко. -М.: «Наследие», 1996. С. 3-27.

161. Страхов, А.Б. О пространственном аспекте славянской концепции небытия / А.Б. Страхов // Этнолигвистика текста: Символика малых форм фольклора. М., 1988. - С. 92-94.

162. Сумцов, Н.Ф. Культурные переживания. Исследование о южнорусском фольклоре с привлечением фольклорного материала всех славянских, а также арийских народов. Вып. 2. / Н.Ф. Сумцов. Киев: «Киевская старина», 1890. - С. 215- 230.

163. Телия, В.Н. Русская фразеология: семантический, прагматический и лингвокультурный аспекты / В.Н. Телия. М.: Школа «Языки русской культуры», 1996. - 288 с.

164. Терешенко, А.В. Быт русского народа. T.V. / А.В. Терешенко. -СПб., 1847.-С. 151-192.

165. Тиигтхя пусть будет так. Обрядовая фольклор калмыков / Сост. Н. Ц. Биткеев. - Элиста: «Джангар», 1993. - 49 с.

166. Тишков, В.А. Культурный смысл пространства / В.А. Тишков // V Конгресс этнографов и антропологов России. Тезисы докладов. Омск, 9-12 июня, 2003. - С. 16-24.

167. Толочко, П.П. Кочевые народы степей и Киевская Русь / П.П. Толочко. СПб.: Алетейя, 2003. 160 с.

168. Тревельян, Дж.М. История Англии от Чосера до королевы Виктории / Дж.М. Тревельян / пер. с англ. А.А. Крушинской и К.Н. Татариной. Смоленск: Русич, 2002. - 624 с.

169. Трофимов, В.К. Русский менталитет: Истоки, сущность, социально-культурные проявления / В.К. Трофимов. Ижевск: Изд-во ИЭ и Удмур. ун-та, 2002. - С. 59-73.

170. Трошин, И.И. О калмыцком народном искусстве / И.И. Трошин // О калмыцком прикладном искусстве. Волгоград, 1967. - С. 10 - 36.

171. Фирсов, Б.М. Быт великорусских крестьян-землепашцев. Описание материалов этнографического бюро князя В. Н. Тенишева (На примере Владимирской губернии) / Б.М. Фирсов. Спб, 1993. с.

172. Фольклор Русского Устья / отв. ред. С.Н. Азбелев, Н.А. Мещерский. JL: Наука, 1986. - С. 211-218.

173. Черных, А.В. Поведенческие нормы в рекрутской обрядности (по материалам Пермского Прикамья) / А.В. Черных // Мужской сборник.Вып.1. Мужчины в традиционной культуре. М, 2001.- С. 142 - 149.

174. Чистов, К.В. Народные традиции и фольклор / К.В. Чистов. М.: «Наука», 1986. - 304 с.

175. Чистов, К.В. Русские народные социально-утопические легенды XVII XIX вв. / К.В. Чистов. - М.: Наука, 1967. - 340 с.

176. Швырев, С. Поездка в Кирилло-Белозерский монастырь 1847 г.Ч.1. / С. Швырев. М.: 1850. - С. 61.

177. Шенников, А.А. Земледельческая неполная оседлость и «теория бродяжничества» / А.А. Шенников // Этнография народов СССР. Сб. статей. / отв. ред. М. В. Воробьев. JI, 1971. С. 76-93.

178. Шенников, А.А. Гороховецкие зимницы: очерки из истории российских крестьян их хозяйства, быта и культуры / А.А. Шенников. Спб, 1997. - С. 26-35; 120 - 132.

179. Шурц, Г. История человечества: Средняя Азия и Сибирь / Г.Шурц. СПб.: ООО «Издательство «Полигон», 2004. - 204 с.

180. Щапов, А.П. Великорусские области в смутное время / А.П. Щапов // Собрание сочинения. Т. 1. СПб, 1906. - С. 648.

181. Щепанская, Т.Б. Культура дороги в русской мифоритуальной традиции XIX XX вв. / Т.Б. Щепанская. - М.: Индрик, 2003. - 528 с.

182. Щепанская, Т.Б. Культура дороги на Русском Севере. Странник / Т.Б. Щепанская // Русский Север: Ареалы и культурные традиции. СПб.: Наука, 1992.-С. 102-126.

183. Хазанов, A.M. Кочевники евразийских степей в исторической ретроспективе / A.M. Хазанов // Кочевая альтернатива социальной эволюции.- М., 2002. С. 37-59.

184. Хара-Даван, Э. О кочевом быте / Э. Хара-Даван // Известия Калмыкии. 21 ноября 1991г.

185. Харькова, С. С. К этимологии наименований разновидностей жилища в монгольских языках / С.С. Харькова // Монголоведение. Вып. 1. -Элиста: АЛЛ «Джангар», 2002. С. 77 - 88.

186. Хлобыстин, Л.П. Проблемы социологии неолита Северной Евразии / Л.П. Хлобыстин // Охотники, собиратели, рыболовы. Проблемы социально-экономических отношений в доземледельческом обществе. Л.: Наука, Ленинградское отделение, 1972. - С. 26-43.

187. Эванс-Причард, Э. Э. Нуэры. Описание способов жизнеобеспечения и политических институтов одного из нилотских народов / Э.Э. Эванс-Причард / Пер. с англ. О. Л. Орестова. М.: Наука, 1985. - 235 с.

188. Эрендженов, К.Э. Золотой родник: о калмыцком народном творчестве, ремеслах и быте / К.Э. Эрендженов / пер. с калм. А. Аквилева. -Элиста: Калм. кн. изд-во, 1990. 125 с.

189. Эрдниев, У.Э. Калмыки: Историко-этнографические очерки / У.Э. Эрдниев. Элиста: Калм. кн. изд-во, 1985. - 282 с.

190. Эрдниев, У.Э. Калмыцкий фольклор как источник этнопедагогики (Опыт анализа) / У.Э. Эрдниев // Вопросы сравнительной этнографии и антропологии калмыков. Сб. науч. тр. КНИИИФЯ. Элиста, 1980. - С. 102 - 109.

191. Battle, К.Р. Great American Folklore (Legends, tales, ballads and superstitions from all across America) / K.P. Battle. New York. London. Toronto. Sydney, 1966. - 645 p.

192. Beck, E.C. They knew Paul Bunyan / E.C. Beck. The University of Michigan press, cop. 1956. -255 p.

193. Billington, R.A. America's frontier heritage. History of the American frontier / R. A. Billington. Albuquerque: University of New Mexico Press, 1991. - 310 p.

194. Billington, R.A. The westward movement in the United States / R.A. Billington. Princeton (N. Y): Van Nostrand, 1959. - 191 p.

195. Blair, W. Native American humor /1800 1900/ / W. Blair. - New York, 1937. - 573 p.

196. Botkin, B.A. A Treasury of Western Folklore / B.A. Botkin. New York: Crown Publishers, Inc. 1975. - 613 p.

197. Boorstin, D.J. The Americans. The democratic experience / D.J. Botkin. New York: Random House, 1973. - P. 27-43.

198. Boorstin, D.J. The Americans. The national experience / D.J. Boorstin. New York: Random House, 1965. - 517 p.

199. Broatbright, M. Folk laughter on the American frontier / M. Broatbright. New York, 1950. - P. 51-62.

200. Burton, R. Literary leaders of America / R. Burton. New York: The Chautauqua press, 1903. - 316 p.

201. Clark, T.D. The Westward movement / T.D. Clark // Handbook of American folklore by Richard M. Dorson. Indiana University Press Bloomington, 1983.-P. 32-39.

202. Davidson, M.B. Life in America / M.B. Davidson. Boston: The Riverside, Vol.2. 1951.-412 p.

203. Dorson, R.M. America in legend. Folklore from the colonial period to the present / R.M. Dorson. New York: Random House, 1977. - 336 p.

204. Dundes, A. Folklore Matters / A. Dundes. The University of Tenessee Press, 1989. - P. 92-98.

205. Felton, H. W. Legends of Pual Bunyan / H.W. Felton. New York: Knopf, 1948.-418 p.

206. Frank, J.D. Jim Bowie's knife // Tales of Old-Time Texas. -University of Texas Press, Austin. 1955. P. 50-78.

207. F.A. de Caro. Riddles and proverbs / F.D. de Caro // Folk groups and folklore genres. Logan Utah: Utah State University Press, 1986. - P. 175-199.

208. Fussell, E. Frontier: American literature and the American West / E. Fussell. Princeton (N. J.): Princeton University press, 1965. - 450 p.

209. Jackendoff, R.S. Patterns in the mind / R. Jackendoff. New York, Atheneum, 1994. P. 208-215.

210. Hale E. E. History of the United States / E. E. Hale. New York: Chautauqua press, 1887. - 312 p.

211. Kraus, M. The United States to 1865 / M. Kraus. Michigan, 1959. - 529 p.

212. Lavender, D. The Great West / D. Lavender. Boston: Houghton Mifflin Company, 1965. - 768 p.

213. Lerner, M. America as a civilization. Life and thought in the United States today / M. Lerner.- The New America, 1957.- P. 47-102.

214. McLean, A. Ch. The colonial period / A. Ch. McLean. New York: Holt; London: Williams andNorgate, 1912. - 256 p.

215. Mieder, W. Proverbs are never out of season. Popular wisdom age / W. Mieder. New York, Oxford, 1993. - 284 p.

216. Mumford, J.H. Guide to American literature and its backgrounds since 1890 / J.H. Mumford.- Cambridge: Harvard university press, 1959. 192 p.

217. Rollins, P.A. The cowboy. His characteristics, his equipment, and his part in the development of the West / P.A. Rollins. New York: Scribner, 1922. - 356 p.

218. Rourke, C. American humor. A study of the national character / C. Rourke. New York: Harcourt Brace & Co, 1935. - 324 p.

219. Sandburg, C. The people, yes / C. Sandburg. New York: Harcourt Brace & Co. 1937.-286 p.

220. Sherman, S. P. Americans / S. P. Sherman. New York, 1923. - 336p.

221. Steffen, J.O. The American West: new perspectives, new dimensions / J.O. Steffen. Norman: University of Oklahoma press, 1979. - 238 p.

222. Taylor, A. Selected writings in proverbs / A. Taylor. Helsinki, 1975.- P. 75-83.

223. The life of David Crockett. The original humorist and irrepressible backwoodsman: an autobiography. New York: A.L. Burt Company, Publishers, 1902. - 415 p.

224. Tristan, P.C. Folklore in America / P.C. Tristan. New York, 1966. - 317 p.

225. Turner, F.J. The frontier in American history / F.J. Turner. New York: H. Holt, 1931. - 375 p.

226. Turner, F. J. The significance of the frontier in American history / f.J. Turner. New York: Cornell University Press, 1958. - P. 30-62.

227. Turner, K. Five centuries of American Costume / K. Turner. New York: Macmillan Publishing company, 1963. - P. 148-165.

228. Welsh, R.L. "Sorry Chuck". Pioneers foodways / R.L. Welsh // Reading in America Folklore. New York-London, 1979. - P. 152-168.

229. Лексикографические источники

230. Александрова 3. E. Словарь синонимов русского языка. М.: Русс.яз., 1993.-493 с.

231. Алексеев А. А. Словарь русского языка XVIII в. Словарь русского языка XVIII в. / Ред. Ю.С. Сорокин и др. Л.: Наука, Ленинградское отделение, 1984. Вып. 10 (Кастальский Крепостца), 1988. - 256 с.

232. Англо-русский словарь / Ю. Д. Апресян, В. В. Ботякова, Т.Э. Латышева и др./ Под ред. А. И. Розенмана и Ю.Д. Апресяна. М.: Рус.яз. Медиа, 2004. 544 с.

233. Бардаев Э. Ч. и др. Фразеологический словарь калмыцкого языка (Хальмг келнаг угмудин толь). Элиста: Калм. кн. изд-во, 1990. 142 с.

234. Бирих А. К. и др. Словарь русской фразеологии: Историко-этимологический справочник / А. К. Бирих, В. М. Мокиенко, Л. И. Степанова. СПб: Фолио Пресс, 1998. - 700 с.

235. Большой академический монгольско-русский словарь: В 4-х т / Отв. ред. Г. Ц. Пюрбеев. М.: Academia, 2001.

236. Большой толковый словарь русского языка: БТС / Сост., гл. ред. С .А. Кузнецов. СПб.: Норинт, 1998. 1534 с.

237. Даль В. И. Пословицы русского языка / В. И. Даль. М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство ACT»: ЗАО Hi 111 «Ермак», 2005. 734 с.

238. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: Современное написание. В 4-х тт. М.: ООО Изд-во «Астрель», 1995.

239. Жизнь и культура США: Лингвострановедческий словарь / Сост. О.А. Леонтович. Волгоград: Станица 2, 1998. - 416 с.

240. Жуков В. П Словарь русских пословиц и поговорок. М.: Рус.яз., 1998.- 544 с.

241. Жуков В. П. и др. Словарь фразеологических синонимов русского языка. М.: Рус.яз., 1987. 440 с.

242. Илишкин И.К. Русско-калмыцкий словарь. М.: Сов. энциклопедия, 1969. 712 с.

243. Н.Калмыцко русский словарь / Под ред. Б. Д. Муниева. М.: «Русский словарь», 1977. - 764 с.

244. Кравченко А. И. Культурология: Словарь. М.: Академический Проект, 2001.-672 с.

245. Культурология. XX в. Энциклопедия: В 2-х т. СПб.: Университетская книга, 1998.

246. Кунин А. В. Англо русский словарь фразеологических слов. В 2-хт. М.: Сов. энциклопедия, 1967.

247. Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В.Н. Ярцева. М.: Сов. энциклопедия, 1990. 685 с.

248. Литвинов П. П. Англо-русский словарь наиболее употребительных фразеологических выражений. М.: Яхонт, 2001. 395 с.

249. Манджикова Б. Б. Хальмг келнае таеаелвр толь (сурЬульчнрт нерэедсн дбнгцл). Толковый словарь калмыцкого языка (пособие для учащихся). Элиста: АПП «Джангар», 2002. 176 с.

250. Монраев М. У. Хальмг келнэе синонимсин толь. Словарь синонимов калмыцкого языка. Элиста: АПП «Джангар», 2002. 208 с.

251. Оксфордская иллюстрированная энциклопедия. В. 9 тт. Т. 7. Народы и культуры / Пер. с англ. М.: Издательский Дом «Инфра-М»,

252. У ' Издательство «Весь Мир», 2000. С. 135-136.

253. Ощепкова В. В, Шустилова И. И. Краткий англо-русский страноведческий словарь: Великобритания, США, Канада, Австралия, Новая Зеландия. М.: Флинта: Наука, 2001. 176 с.

254. Новый большой англо-русский словарь. New English Russian dictionary. В 3-х т / Под общ. рук. Ю. Д. Апресяна, Э. М. Медниковой. М.: Рус.яз., 1998.

255. Новый объяснительный словарь синонимов русского языка / Под ред. Ю. Д. Апресян, О. Ю. Богуславская, Ю. Д. Апресяна. М.: Школа: Яз. рус. культуры, 1999.

256. Позднеев А. М. Калмыцко-русский словарь слов (в пособие к ^ изучению русского языка в калмыцких начальных школах).СПб, 1911.- 306 с.

257. Пословицы. Поговорки. Загадки/Сост, коммент. А. Н. Мартыновой, В. В. Митрофановой. М.: Современник, 2002. 509 с.

258. Пюрбеев Г. Ц. Толковый словарь традиционного быта калмыков. Элиста; Калм. кн. изд-во, 1996. 176 с.

259. Российская цивилизация: Этнокультурные и духовные аспекты: Энциклопедический словарь / Под ред. Мчедлов М. П. М.: Республика, 2001. 544 с.

260. Севортян Э. В. Этимологический словарь тюркских языков. Общетюркские и межтюркские основы. М.: Наука, 1974.

261. Славянские древности: этнолингвистический словарь. В 5 т. / Под -ГР ред. Н. И. Толстого. М.: Междунар. отношения, 1995. 584 с.

262. Словарь русского языка: В 4-х т. / Гл. ред. Е. П. Евгеньева. М.: Рус. яз., 1981.

263. Словарь синонимов русского языка. ССРЯ: В 2-х т. Под ред. А. П. Евгеньевой и др. М.: Астрель: ACT, 2001.

264. Тодаева Б. X. Словарь языка ойратов Синьцзяна (По версиям песен «Джангара» и полевым записям автора) / РАН КИГИ. Элиста: Калм. кн. изд-во, 2001.-493 с.

265. Толковый словарь русского языка: Ок. 7000 словарных статей: Свыше 35 000 значений: Более 70 000 иллюстрат. примеров / Под ред. Д. В. Дмитриева. М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство ACT», 2003. 1582 с.

266. Толковый словарь русского языка. В 3-х т / Под ред. Д. Н. Ушакова. М.: Вече; Мир книги, 2001.

267. Томахин Г. Д. Лингвострановедческий словарь. М.: Русский язык, 2001. 576 с.

268. Фасмер. М. Этимологический словарь русского языка: В 4-х т. / Под ред. Б. А. Ларина. СПб.: Азбука: Издательский центр «Терра», 1996.

269. Фразеологический словарь русского языка / Под ред. А. И. Молоткова. М.: Астрель: ACT, 2001. 510 с.

270. Фразеологический словарь литературного русского языка: В 2-х т / Сост. А. И. Федоров. Новосибирск: ВО «Наука», 1995.

271. Черных П. Я. Историко- этимологический словарь современного русского языка: В 2-х т. М.: Рус. яз., 2001.

272. Я изучаю калмыцкий. Малый русско-калмыцкий словарь / Сост. И. К. Илишкин, В. Д. Бадмаев, М. О. Шургучинова. На рус. и калм. яз. Элиста: Калм. кн. изд- во, 2003. 512 с.

273. Яранцев Б. Русская фразеология: Словарь справочник. М.: Рус.яз., 1997. - 845 с.

274. A dictionary of the Old West 1850 1900 by Peter Watts / Pub. by A. A. Knopf. New York, 1977.

275. Collins Cobuild English dictionary / Ed. by J. Sinclair. London: Harper Collins, Birmingham: Univ. of Birmingham, 2000. 1951 p.

276. Longman dictionary of contemporary English. The complete guide to written a spoken English. Harlow (Essex): Longman, 1995. 1668 p.

277. Longman language activator. The World's first production dictionary. Longman Group UK Limited, 1993. 1589 p.

278. Macmillan English dictionary for advanced learners. Oxford: Macmillan Publishers Company 2002. 1692 p.

279. Oxford advanced learner's dictionary of current English. A.S.Hornbywith S. Wehmeier. Oxford University Press 2000. 1541 p.

280. Oxford Compact Dictionary / Ed. by M. Waite. Oxford, New York: Oxford Press University. Second edition, 2001. 968 p.

281. Ramstedt G.J. Kalmtikishes Worterbuch. Helsinki, 1935.

282. Roget's thesaurus of English words and phrases / Prep, by B. Kirkpatrick. New York: Penguin Books Ltd., 2000. 810 p.

283. Spears R. A. NTC's American idioms dictionary. Chicago: Lincolnwood, Illinois USA. 1992- 532 p.

284. The concise Oxford dictionary of English etymology / Ed. by T. F. Hoad. Oxford: Clarendon press, 1986. 552 p.

285. X 55. The Oxford English dictionary / Prep, by J. A. Simpson & E. S. C.

286. Weines. Oxford: Clarendon press. Vol. 10 (Moul Ovum), 1989. - 1143 p.

287. The Oxford Russian dictionary: Russian English dictionary / Ed. by D.Thompson. Oxford: Oxford University press, 2000. - 1293 p.

288. Watts P. A dictionary of the Old West 1850 1900 / Pub. by A. A. Knopf. New York, 1977. - 399 p.

289. Webster's new dictionary of American English / Ed. By V. Neufeldt. New York: Prentice Hall, 1991. 1574 p.

290. Webster Noah. Webster's dictionary of synonyms. A dictionary of discriminated synonyms with antonyms and analogous and contrasted words.

291. Springfield: Mass Merriam, 1973. 909 p.

292. Whiting B. J. Early American proverbs and proverbial phrases. Cambridge, Massachusetts, London, 1977. 557 p.1. Список источников

293. АксаковС. Переезд на новые земли // Крестьянин и рабочий в русской художественной литературе XIX и XX вв. В 2 ч. Часть первая: Крещеная собственность. М. JL, 1926. - С 44 - 47.

294. Амур-Санан. Мудрешкин сын. Роман хроника, повести. Элиста: Калм. кн. изд-во, 1987. - 367 С.

295. Бахтиаров А. Симеон Верхотурский чудотворец. Странники и богомольцы // Босяки. Очерки с натуры. СПб., 1903. - С. 218 — 234.

296. Витязь на распутье // Былины. Сост., авт. В. И. Калугин. М.: Современник, 1986. С. 155 - 159.

297. Воинов А. А. Кочевье // Рассказы. Александр Алексеевич Воинов. Иркутск: Воет- Сибирск. кн. изд-во, 1972. С. 187 - 200.

298. Волошин М. А. Как некий юноша. / Стихотворения / М. Волошин. М.: Книга, 1989. С. 73

299. Гумилев Н. С. Стокгольм / Стихотворения. Поэмы. Т. 1 / Н. Гумлев. М.: Худ.лит., 1991. С. 27.

300. Джангар: Калмыцкий народный эпос/пер.с калм. С.И. Липкина. Элиста: Калм.кн.изд-во, 1989.-363 с.

301. Кто на приисках не бывал // 100 песен русских рабочих / Сост. П. Ширяева. Л.: Музыка, 1984. С. 27.

302. Ю.Манджиев О. Л. Дорога в один дун. Повесть. Элиста: Калм. кн. изд-во, 1988.-206 с.

303. П.Новоселов А. Беловодье / Беловодье: повести, рассказы, очерки / Александр Новоселов. Иркутск: Вост-Сиб. кн. изд-во, 1981. с.

304. Нармаев М. Черноголовый журавль. В 4-х ч. Ч. 1. Элиста: Калм. кн. изд-во, 1985.

305. Пушкин А.С. Евгений Онегин. Роман в стихах / А.С. Пушкин. М.:Худ.лит., 1984.

306. Пушкин А. С. Цыгане // Драматические произведения, поэмы, сказки и стихотворения: Т. 1. М.: «Рипол Классик», «Самарский Дом печати», 1996. С. 342-359.

307. Тарковский А.А. Портной из Львова / Избранное. Стихотворения. Поэмы / А. А. Тарковский. М.: Худ. лит., 1982. С. 112.

308. Толстой Л. Н. Война и мир. Роман: В 2 кн. / Л.Н. Толстой. Т.П. Ч. 2. Гл. XV. М.: ACT, 2002. С. 494 - 495.

309. Тургенев Н. С. В дороге // Русские песни XIX века // Сост. проф. Ив. Н. Розанов. М., 1944. С. 214.

310. Хонинов М. Сказание о степняках калмыках. М.: Изд-во «Сов. Россия», 1977.-С. 13.

311. Эрендженов К. Калмыцкие благопожелания: Стихотворения: Воспоминания / Пер. с калм. В. Пальчика (Элистинского). М.: Новый ключ, 2001. С. 86.

312. Амур-Санан А. Муудран кбвун. Роман-хроник / Орсас орчулснь И. Лиж. Элст: Хальмг дегтр ЬарЬач, 1986. 256 х.

313. Ах-ду хойр хулЬн / Хальмг тууль. Эльст: Хальмг дегтр ЬарЬач, 1979.-С. 141-143

314. Дордгьин Б. Мини отк. Элст: Хальмг дегтр ЬарЬач, 1968. 147 с.

315. Нармин М. Хар келн тоЬрун. Роман. 3-гч дегтр. Элст: Хальмг дегтр ЬарЬач, 1982.-253 х.

316. Хальмг улгурмуд болн тэеаглвртэе туульс/Цуглулж деглснь Баснга Б. Элст: Хальмг дегтр ЬарЬач, 1960. 133 х.

317. Хальмг улгурмуд болн тгегелвртаз туульс / Диглж барт белдснь: Букшан Б. болн Мацга И. Элст: Хальмг дегтр ЬарЬач, 1960. 294 х.

318. Хальмг фольклор / Бурдагж кеснь Лежнэе Ц., Шалвра Г. Элст: Хальмг дегтр ЬарЬач, 1941. 466

319. Цецн кбвун / Хальмг тууль. Эльст: Хальмг дегтр ЬарЬач, 1979. С. 5- 10

320. Эренжэензе К. АнЬучин кбвун. Туух. Элст: Хальмг дегтр ЬарЬач, 1974. 139 х.

321. A home on the range // Cowboy songs and other frontier ballads. Collected by J. A. Lomax and A. Lomax. New York: The Macmillan Company, 1946. P. 142.

322. Cooper J. F. The pioneers, or, the sources of the Susquehanna. A descriptive tale by J.F. Cooper. New York, London: The Knickerbacker Press, 1896. 477 p.

323. Cooper J. F. The prairies. New York, London, 1948. 461 p.

324. Crane S. The blue hotel // The complete short stories and sketches of Stephen Crane. New York: Doubleday and Company, Inc. Garden City, 1963.-P. 484 507.

325. Harte B. Gabriel Conroy. New York: Houghton, Mifflin and Company, 1884. -497 p.

326. Irving W. A history of New York from the beginning of the world to the end of the Dutch Dynasty. New York: G. B. Putnam's sons, 1864. 528 p.

327. Irving W. A tour on the prairies. Norman, University of Oklahoma press, 1956.- 214 p.

328. Lindsey M. The ghost of the buffaloes // Collected poems. New York: The Macmillan Company, 1925. P. 81.

329. London J. Hoboes that pass in the night // The Road. New York: The Macmillan Company, 1907. P. 122 - 152.

330. London J. In a far country // Best short stories of J. London. New York: The Sun Dial Press, 1945. P. 84 119.

331. Steinback J. Travels with Charley in search of America. New York: The Viking Press, 1962. 246 p.

332. Stone I. Men to match my mountains. The opening of the Far West, 1840 -1900. New York: Garden City, 1956. 459 p.

333. Thoreau H. D. Walden. A story of life in the woods. By Henry Thoreau. New York, Burt, 1957. 373 p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.