Концепции мистического опыта в западном религиоведении тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.14, кандидат наук Малевич, Татьяна Владимировна

  • Малевич, Татьяна Владимировна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2012, Москва
  • Специальность ВАК РФ09.00.14
  • Количество страниц 219
Малевич, Татьяна Владимировна. Концепции мистического опыта в западном религиоведении: дис. кандидат наук: 09.00.14 - Философия религии и религиоведение. Искусствоведение и культурология. Москва. 2012. 219 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Малевич, Татьяна Владимировна

СОДЕРЖАНИЕ

Содержание

Введение

Глава I. Определение понятия «мистический опыт» в западном

религиоведении

§ 1 Этимология и история употребления терминов «мистический

опыт» и «мистицизм»

§2 Проблема демаркации понятия «мистический опыт» и смежных 29 понятий

§3 Типы определений понятия «мистический опыт»

Глава II. Мистический опыт и интерпретация: теоретико-

методологические модели

§1 Единство и «чистота» мистических опытов: эссенциалистский

подход

§2 Мистический опыт как интерпретация: конструктивистский

подход

§3 Понятие «чистого сознания»: психологический перенниализм и 111 нейротеология религиозного опыта

§4 Когнитивный подход к изучению мистического опыта: теория

атрибуции

Глава III. Вербализация и концептуализация мистического опыта в

западном религиоведении

§1 Дискуссия о невыразимости мистического опыта

§2 Концепции невыразимости мистического опыта в контексте

когнитивной теории метафоры

§3 Вербализация мистического опыта с точки зрения

атрибуционной теории на примере трактата «Облако незнания»

Заключение

Список использованной литературы

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия религии и религиоведение. Искусствоведение и культурология», 09.00.14 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Концепции мистического опыта в западном религиоведении»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. В 2000 г. американские ученые Р. Форман и Й. Андресен назвали ситуацию, сложившуюся к началу XXI в. в сфере исследований мистического опыта, «методологической войной»1 и оказались правы. «Война» эта происходит между двумя теоретическими моделями: эссенциалистской, предполагающей наличие общего «ядра» мистического опыта, и конструктивистской, настаивающей на его полной детерминированности концептуальной системой мистика и ставящей под вопрос саму правомерность употребления терминов «мистический опыт» и «мистицизм».2

Возникшие разногласия обусловлены рядом трудностей, с которыми

неизбежно сталкивается исследователь мистического опыта. В первую

очередь это тот факт, что мы имеем дело с уже «воплощенными» опытами,

т.е. с текстами, а между текстами и самими мистическими переживаниями

всегда существует определенная дистанция. Эта дистанция становится еще

ощутимее, поскольку субъекты мистических опытов говорят об их

3 «-»

уникальности и принципиальной невербализируемости. Результатом такой

1 Andresen J, Forman R. К. С. Methodological Pluralism in the Study of Religion: How the Study of Consciousness and Mapping Spiritual Expériences Can Reshape Religious Methodology // Journal of Consciousness Studies. -2000.-Vol.7.-P. 8.

2 Эссенциситзм - совокупность подходов, предполагающих, что существует универсальная, неподвластная культурному, религиозному, лингвистическому и др. контекстам сущность мистического опыта. Конструктивизм - совокупность подходов, предполагающих, что мистический опыт определен и структурирован культурным, религиозным, лингвистическим и др. контекстами и не может рассматриваться вне этих контекстов.

3 Как отмечает Дэвид Вульф, эти факты ставят исследователя в ситуацию нелегкого выбора между двумя альтернативами: «...работать в качестве постороннего лица, чьи суждения обычно расцениваются пережившими мистический опыт людьми как бессмысленные и, следовательно, не соответствующие действительности, или самому становиться мистиком, рискуя потерять не только минимальную критическую дистанцию, требуемую для беспристрастного научного анализа, но также и свою надежность -свою «объективность» - в глазах других исследователей». См.: WulffD. M. Mystical Expérience // Varieties of Anomalous Expérience: Examining the Scientific Evidence. / Ed. by E. Cardefia, S.J.Lynn, S. C. Krippner. -Washington, D. C.: American Psychological Association, 2000. - P. 428.

ситуации становится сильная зависимость описываемых в мистических текстах феноменов от методологической и теоретической позиции исследователя, что, на наш взгляд, приводит не только к противостоянию двух противоречащих друг другу концепций, но и к неуклонному расширению понятия «мистический опыт» и изобретению все большего

4

количества искусственных категории «мистического».

Особая актуальность данной проблематики становится очевидной в контексте повышенного интереса к различного рода «мистическим» феноменам, наблюдаемого, в том числе, и в современном российском обществе.5 При этом в данную категорию попадают феномены, взаимосвязь которых не является столь очевидной: психоделические опыты, магия, оккультизм, любые паранаучные учения и кажущиеся аномальными или необычными явления. К сожалению, такое понимание «мистицизма» отразилось и на его академических исследованиях, сделав данное понятие предметом критики и средством идеологической борьбы.

Степень научной разработанности темы. Библиография научных работ, посвященных различным аспектам мистического опыта, а также теоретическим и методологическим вопросам его изучения, весьма обширна и, возможно, неисчерпаема. Поэтому здесь мы ограничимся общим обзором наиболее значимых для нашего диссертационного исследования работ.

В отечественной науке6 общая проблематика теоретического

4 Примерами подобных категорий могут служить понятия «бессодержательного» опыта или состояния «Абсолютного Единого Бытия», используемые в ряде эссенциалистских теорий мистического опыта.

5 Эмпирическое подтверждение данного факта приводит, например, в своей статье Е. Г. Романова, см.: Романова Е. Г. Мистическое пространство Интернета // Мистицизм: теория и история. / Под ред. Е. Г. Балагушкина, А. Р. Фокина. - М.: ИФРАН, 2008. - С. 179-201.

6 Обзор работ, напрямую и косвенно посвященных исследованию мистицизма и мистического опыта, вышедших в отечественной науке советского периода, наиболее полно представлен в статье И. В. Девиной: Девина И. В. Мистицизм и религия (обзор отечественной литературы советского периода) // Антология отечественного религиоведения: сборник. / Сост. и общ. ред. Ю. П. Зуева, В. В. Шмидта. - Ч. 1: Институт научного атеизма - Институт религиоведения АОН при ЦК КПСС. - М.: ИД «МедиаПром»; Изд-во РАГС, 2009.-С. 233-250.

осмысления мистического опыта рассматривалась в трудах

7 8 9 10

Е. Г. Балагушкина, Л.А.Бессоновой, С.Н.Волкова, А.Н.Волковой, А. Г. Климовича,11 JI. Н. Митрохина, 12Д. М. Угриновича,13 О. Б. Яцевича.14

Анализ теоретических моделей мистического опыта, сложившихся в западном религиоведении, имплицитно содержится в работах таких авторов, как О. Н. Ладова,15 Ш. 3. Суфиев,16 В. А. Толстиков.17 Наиболее подробно данные модели рассматриваются в кандидатской диссертации Ю. А. Степанчук18 и работах Ю. А. Кимелева.19 В частности, авторы

7 Балагушкин Е. Г. Сущность и структурное разнообразие мистики // Религиоведение. — 2010. - №2. — С. 102114. Следует отметить, что под редакцией Е. Г. Балагушкина вышло два сборника, посвященных теоретическим и практическим аспектам мистического опыта и мистицизма. К сожалению, эти сборники фактически дублируют друг друга. См.: Мистицизм: теория и история. / Под ред. Е. Г. Балагушкина, А. Р. Фокина. - М.: ИФРАН, 2008. - 203 е.; Аналитика мистицизма. / Под ред. Е. Г. Балагушкина. - М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2011. - 432 с.

8 Бессонова Л. А. Мистицизм как феномен культуры. - Диссертация на соискание ученой степени доктора философских наук. - М., 1998. - 275 е.; Idem. Мистическое как индивидуальный опыт человека // Ученые записки Казанского университета. Сер. Гуманит. науки. - 2008. - Т. 150. - С. 32-41.

9 Волков С. Н. Феномен мистицизма: истоки происхождения и современное состояние в России. -Диссертация на соискание ученой степени доктора философских наук. - Саранск, 2004. - 319 с.

10 Волкова А. Н. Феноменология мистического опыта. - СПб: УМЦ Комитета по образ. Адм. СПб, 2002. -228 с.

11 Климович А. Г. Религиозный мистицизм как философская проблема. - Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук. - Тюмень, 2003. - 175 с.

12 Митрохин Л. Н. Мистика как историко-культурный феномен // Вопросы научного атеизма. - 1989. - №38. -С. 3-50.

13 Угринович Д. М. Психология религии. - М.: Политиздат, 1986. - 352 с.

14 Яцевич О. Б. Философский анализ особенностей духовной природы мистицизма. - Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук. — Кемерово, 2004. — 144 с.

15 Ладова О. Н. Специфика интерпретации мистического опыта. - Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук. - Томск, 2001. - 118 с.

16 Суфиев Ш.З. О принципах описания мистического опыта//Вестникуниверситета.—2010.-T. 1.-С. 151155.

17 Толстиков В. А. Взаимоотношение иррационального и рационального в мистическом опыте. -Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук. - Белгород, 2007. - 179 с.

18 Степанчук Ю. А. Проблема мистического текста. Интерпретация и невыразимость // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Философия. - 2003. - №1. - С. 92-102; Idem. Основные понятия мистицизма: опыт философского исследования. - Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук. - Москва, 2003. - 155 с.

проводят достаточно обстоятельный анализ направлений, сложившихся в рамках эссенциалистского подхода к изучению мистицизма, однако более поздние теории мистического опыта, например конструктивизм или психологический перенниализм, остаются вне поля их внимания.

В отечественной науке также представлены исследования конкретных аспектов мистического опыта. Например, проблема вербализации

мистических состояний затрагивается в работах Е. А. Кормочи и Н. Б. Мечковской.21 Вопросам психологии мистических переживаний посвящены труды Е. А. Торчинова22 и А. В. Позднякова,23 а проблема соотношения мистического опыта и психопатологии подробно рассматривается В. Э. Пашковским и И. М. Зислиным.24

Наиболее полный список публикаций, посвященных исследованию мистического и религиозного опыта, изданных за рубежом с середины XX в., содержится в библиографии, составленной Эндри Сэндерсом и Кристофом де Риддером «Пятьдесят лет философии религии: Избранная библиография

19 Кимелев Ю. А. Проблемы мистицизма в западном философском религиоведении // Антология отечественного религиоведения: сборник. - С. 219-232; Idem. Философия религии: Систематический очерк. - М.: Издательский Дом «Nota Bene», 1998. - С. 39-72.

20 Кормочи Е. А. Язык нерефлексивных форм познания. - Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук. — Петропавловск-Камчатский, 2003. - 164 с.

21 Мечковская Н. Б. Язык и религия: Пособие для студентов гуманитарных вузов. - М.: Агентство «ФАИР», 1998.-352 с.

22 Торчинов Е. А. Единство и многообразие религиозного (мистического) опыта (от феноменологии религии к трансперсональному анализу) // Международные чтения по теории, истории и философии культуры. — 2002. - Т.12. — С. 164-166; Idem. Религии мира: Опыт запредельного. Психотехника и трансперсональные состояния. - 4-е изд. - СПб.: «Азбука-классика», «Петербургское Востоковедение», 2005. - 544 с.

23 Поздняков А. В. Этико-психологические основания мистицизма. (На материалах мистических учений буддизма и исихазма). - Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук. - Тула, 2006. - 176 с.

24 Пашковский В. Э. Клинические особенности мистического бреда // Обозрение психиатрии и медицинской психологии. — 2009. - №2. - С. 49-53; Idem. Психические расстройства с религиозно-мистическими переживаниями: Краткое руководство для врачей. - СПб.: Издательский дом СПбМАПО, 2006. - 144 е.; Пашковский В. Э., Зислин И. М. Религиозно-мистические состояния как психиатрическая проблема // Социальная и клиническая психиатрия. — 2005. - Т.15. - С. 81-88.

(1955-2005)».25 Кроме этого, имеются обзорные работы, рассматривающие историю формирования самого понятия «мистический опыт» и подходов к его изучению. Среди них следует выделить труды Э. Тэйвс,26 Р. Стадстилла,27 Дж. Холленбэка,28 М. де Серто и М. Брэммер.29 Общий критический анализ эссенциалистских и конструктивистских теорий мистического опыта проводят такие исследователи, как С. Брэйнард,30 Д. Эванс,31 Дж. Форджи,32 Р. Гэйл,33 Г. Йанцен,34 С. Кинг,35 Ф. Олмонд36 и М. Стобер.37 Обстоятельное исследование психологических и нейробиологических концепций

38 39

мистического опыта реализуется Я. ван дер Лансом, Д. Вульфом,

25 Sanders A. F., Ridder К. de. Fifty Years of Philosophy of Religion: A Select Bibliography (1955-2005). - Leiden - Boston: Brill, 2007. - P. 69-98. К сожалению, в данном издании представлены только те тексты, которые рассматривают проблематику мистического опыта в рамках философии религии, более того, даже этот список оказывается неполным.

26 Taves A. Religious Experience Reconsidered: A Building-Block Approach to the Study of Religion and Other Special Things. - Princeton - Oxford: Princeton University Press, 2009. - 212 p.

27 Studstill R. The Unity of Mystical Traditions: The Transformation of Consciousness in Tibetan and German Mysticism. - Leiden - Boston: Brill, 2005. - 304 p.

28 Hollenback J. B. Mysticism: Experience, Response, and Empowerment. - University Park, Pennsylvania: Pennsylvania State University Press, 1996. - 646 p.

29 De Certeau M., Brammer M. Mysticism // Diacritics. - 1992. - Vol. 22. - P. 11-25.

30 Brainard F. S. Defining 'Mystical Experience' // Journal of the American Academy of Religion. - 1996. - Vol. 64.-P. 359-393.

31 Evans D. Can Philosophers Limit What Mystics Can Do? A Critique of Steven Katz // Religious Studies. - 1989. -Vol. 25.-P. 53-60.

32 Forgie J. W. Hyper-Kantianism in Recent Discussions of Mystical Experience // Religious Studies. - 1985. - Vol. 21.-P. 205-218.

33 Gale R. M. "Mysticism and Philosophy" // The Journal of Philosophy. - 1960. - Vol. 57. - P. 471-481.

34 Jantzen G. M. Could There Be a Mystical Core of Religion? // Religious Studies. - 1990. - Vol. 26. -P. 59-71.

35 King S. B. Two Epistemological Models for the Interpretation of Mysticism // Journal of the American Academy of Religion. - 1988. - Vol. 56. - P. 257-279.

36 Almond P. C. Mystical Experience and Religious Doctrines. - Berlin: Monton Publishers, 1982. - 197 p.

37 Stoeber M. Constructivist Epistemologies of Mysticism: A Critique and a Revision // Religious Studies. - 1991. — Vol. 28.-P. 169-184.

38 Lans J. van der. The Value of Sunden's Role-Theory Demonstrated and Tested with Respect to Religious Experiences in Meditation // Journal for the Scientific Study of Religion. - 1987. - Vol. 26. - P. 401-412.

39 WulffD. M. Op. cit. - P. 397-440.

Дж. Хорганом,40 А. Рунехов41 и Й. Андресен.42

Существенную часть работ, посвященных изучению мистицизма, занимают исследования соотношения мистического опыта и интерпретации. В рамках именно этой проблематики и сложились две противостоящие друг другу модели мистического опыта: эссенциалистская и конструктивистская. В качестве наиболее весомых представителей конструктивистского подхода следует упомянуть имена У. Праудфута,43 Дж. Хика,44 Б. Гарсайда,45 а также С. Каца, под редакцией которого и вышли сборники,46 ознаменовавшие собой теоретико-методологическое оформление конструктивизма в исследованиях мистического опыта и мистицизма. Среди представителей умеренного конструктивизма, не отождествляющих себя с группой сформировавшихся вокруг фигуры С. Каца ученых и рассматривающих мистический опыт с точки зрения социально-психологического подхода, необходимо назвать имена Ч. Бэтсона и Л. Вентиса,47 Н. Хольма,48 Т. Каллстада,49 Я. Сундена,50

40 Horgan J. Rational Mysticism: Dispatches from the Border between Science and Spirituality. - Boston - New York: Houghton Mifflin Company, 2003. - 304 p.

41 Runehov A. Sacred or Neural?: The Potential of Neuroscience to Explain Religious Experience. - KG., Goettingen: Vandenhoeck & Ruprecht, 2007. - 240 p.

42 Andresen J. Meditation Meets Behavioral Medicine: The Story of Experimental Research on Meditation // Journal of Consciousness Studies. - 2000. - Vol. 7. - P. 17-73.

43 Proudfoot W. Religious Experience. - Berkley: University of California Press, 1985. - 290 p.; Idem. Religious Experience, Emotion, and Belief// The Harvard Theological Review. - 1977. - Vol. 70. - P. 343-367.

44 Hick J. An Interpretation of Religion: Human Responses to the Transcendent. - London: Macmillan, 1989. -412 p.

45 Garside B. Language and the Interpretation of Mystical Experience // International Journal for Philosophy of Religion. - 1972. - Vol. 3. - P. 93-102.

46 Katz S. T. Diversity and the Study of Mysticism // The Future of the Study of Religion: Proceedings of Congress 2000. / Ed. by S. Jakelic, L. Pearson. - Leiden - Boston: Brill, 2004. - P. 189-210; Mysticism and Philosophical Analysis. / Ed. by S. T. Katz. - New York: Oxford University Press, 1978. - 264 p.; Mysticism and Religious Traditions. / Ed. by S. T. Katz. - Oxford: Oxford University Press, 1983. - 279 p.; Mysticism and Language. / Ed. by S. T. Katz. - New York: Oxford University Press, 1992. - 262 p.; Mysticism and Sacred Scripture. / Ed. by S. T. Katz. - Oxford: Oxford University Press, 2000. - 260 p.

47 Batson C. D., Ventis W. L. The Religious Experience. A Social-Psychological Perspective. - New York - Oxford: Oxford University Press, 1982. - 356 p.

У. Викстрёма51 и Я. ван дер Ланса.52

Эссенциалистский анализ мистического опыта с феноменологической точки зрения проводится в трудах У. Стэйса53 и У. Уэйнрайта.54 Акцент на психологических состояниях сознания, лежащих в основе мистических переживаний, наблюдается в работах представителей психологического перенниализма, отстаивающих наличие в мистическом опыте «чистого», «безобразного», не детерминированного культурными и религиозными факторами сознания. Здесь стоит озвучить имена А. Дейкмана55 и

48 Holm N. G. Mysticism and Intense Experiences // Journal for the Scientific Study of Religion. - 1982. - Vol. 21. - P. 268-276; Idem. Role Theory and Religious Experience // Handbook of Religious Experience. / Ed. by R. W. Hood. - Birmingham: Religious Education Press, 1995. - P. 397-420; Хольм H. Г. Мистика и духовность // Диалог культур и партнерство цивилизаций: IX Международные Лихачевские научные чтения, 14-15 мая 2009 г. - СПб.: Изд-во СПбГУП, 2009. - С. 149-152.

49 Kallstad Т. The Application of the Religio-Psychological Role Theory // Journal for the Scientific Study of Religion. - 1987. - Vol. 26. - P. 367-374; Idem. John Wesley and the Bible: A Psychological Study. - Uppsala: Acta Universitatis Upsaliensis, 1974. - 356 p.

50 Sunden H. Saint Augustine and the Psalter in the Light of Role-Psychology // Journal for the Scientific Study of Religion. - 1987. - Vol. 26. - P. 375-382; Idem. What is the Next Step to be Taken in the Study of Religious Life? // Harvard Theological Review. - 1965. - Vol. 58. - P. 445-451; Idem. Meditation and Perception: Some Notes on the Psychology of Religious Mysticism // Mysticism: Based on Papers Read at the Symposium on Mysticism Held at Abo on the 7th-9th September, 1968. / Ed. by S. S. Hartman, C.-M. Edsman. - Stockholm: Almqvist & Wiksell, 1970. - P. 34-36. Также см.: Забияко А. П. Ролевая теория религии Я. Сундена: Обзор // Современные зарубежные исследования в области философской теологии: Реферативный сборник. - М.: АН СССР, ИНИОН, 1991.-С. 82-102.

51 Wikstrom О. Attribution, Roles and Religion: A Theoretical Analysis of Sunden's Role Theory of Religion and the Attributional Approach to Religious Experience // Journal for the Scientific Study of Religion. -1987. - Vol. 26. -P. 390-400.

52 Lans J. van der. The Value of Sunden's Role-Theory Demonstrated and Tested with Respect to Religious Experiences in Meditation. - P. 401-412; Idem. Frame of Reference as a Prerequisite for the Induction of Religious Experience through Meditation: An Experimental Study // Advances in the Psychology of Religion. / Ed. by L. B. Brown. - London: Pergamon Press, 1985. - P. 127-134.

53 Stace W. T. Mysticism and Philosophy. - London: Macmillan, 1960. - 349 p.; Idem. The Teachings of the Mystics. - New York: New American Library, 1960. - 240 p.; Idem. Time and Eternity: an Essay in the Philosophy of Religion. - Princeton: Princeton University Press, 1952. - 169 p.

54 Wainwright W. J. Mysticism and Sense Perception // Religious Studies. - 1973. - Vol. 9. - P. 257-278; Idem. Mysticism: A Study of Its Nature, Cognitive Value, and Moral Implications. - Brighton: Harvester Press, 1981. -245 p.

55 Deikman A. J. A Functional Approach to Mysticism // Journal of Consciousness Studies. - 2000. - Vol. 7. - P.

9

Р. Формана,56 а также авторов изданных под редакцией Роберта Формана сборников «Внутренняя способность: мистицизм, психология и философия» (1998)57 и «Проблема чистого сознания. Мистицизм и философия» (1990).58

В настоящее время возрастает количество работ, посвященных стоящим за мистическими и медитативными опытами нейропсихологическим и нейрофизиологическим механизмам. Здесь имеет смысл выделить два направления. Исследователи, принадлежащие к первому направлению, например М. Персингер, полагают, что религиозные, в том числе мистические, опыты полностью могут быть объяснены функционированием и структурой человеческого мозга, более того, эти опыты являются отклонениями в нормальном функционировании нашей нервной системы.59 Такой подход возвращает нас к «медицинскому материализму», против которого в свое время выступал У. Джеймс,60 или модели мистического

75-91; Idem. Implications of Experimentally Induced Contemplative Meditation // Journal of Nervous & Mental Disease. - 1966. - Vol. 142. - P. 101-116; Idem. Experimental Meditation // Journal of Nervous & Mental Disease. - 1963. - Vol. 136. - P. 329-343; Дейкман А. Наблюдающее Я. - M.: «Эннеагон Пресс», 2007. - 252 е.; Idem. Деавтоматизация и мистический опыт // Измененные состояния сознания. / Под ред. Ч. Тарта. - М.: Изд-во Эксмо, 2003.-С. 38-72.

56 Forman R. К. С. A Construction of Mystical Experience // Faith and Philosophy. - 1988. - Vol. 5. - P. 254-268; Idem. Mystical Knowledge: Knowledge by Identity // Journal of the American Academy of Religion. - 1993. - Vol. 61. - P. 705-738; Idem. Mysticism, Mind, Consciousness. - Albany: State University of New York Press, 1999. -214 p.; Idem. Of Deserts and Doors: Methodology of the Study of Mysticism // Sophia. - 1993. - Vol. 32. - P. 3144; Idem. Paramartha and Modern Constructivists on Mysticism: Epistemological Monomorphism versus Duomorphism // Philosophy East and West. - 1989. - Vol. 39. - P. 393-418; Idem. What Does Mysticism Have to Teach Us about Consciousness? // Journal of Consciousness Studies. - 1998. - Vol. 5. - P. 185-201.

57 The Innate Capacity: Mysticism, Psychology, and Philosophy. / Ed. by R. К. C. Forman. - New York: Oxford University Press, 1998. - 245 p.

58 The Problem of Pure Consciousness. Mysticism and Philosophy. / Ed. by R. К. C. Forman. - New York - Oxford: Oxford University Press, 1990. - 307 p.

59 Persinger M. A. Religious and Mystical Experiences as Artifacts of Temporal Lobe Function: A General Hypothesis // Perceptual Motor Skills. - 1983. - Vol. 57. - P. 1255-1262; Idem. Vectorial Cerebral Hemisphericity as Differential Sources for the Sensed Presence, Mystical Experiences and Religious Conversions // Perceptual and Motor Skills. - 1993. - Vol. 76. - P. 915-930; Idem. Neuropsychological Basis of God Beliefs. - 2nd ed. - New York: Praeger, 1987. - 164 p.

60 См.: Джемс У. Многообразие религиозного опыта. - 3-е изд. - М.: КомКнига, 2010. - С. 24-28.

опыта, предложенной Дж. Леубой.61 Второе направление в

нейроиеследованиях мистических состояний представлено такими фигурами,

как Ю. д'Аквили и Э. Ньюберг, считающими, что религиозные и

мистические опыты являются следствием нормального функционирования

«мозга/сознания»; более того, состояния сознания, сопряженные с

подобными опытами, не менее ценны с эпистемологической точки зрения,

62

чем состояния повседневного сознания.

В отдельную группу необходимо отнести исследователей, рассматривающих мистический опыт с позиций когнитивного подхода, в котором они видят альтернативу сложившимся в виде конструктивизма и эссенциализма теоретико-методологическим парадигмам. Здесь следует указать на работы Р. Стадстилла,63 И. Пюсиайнена,64 Э. Тэйвс65 и авторов сборника «Религия в сознании: Когнитивный подход к религиозным верованиям, ритуалу и опыту» (2001), вышедшего под редакцией Й. Андресен.66

Целый ряд работ, посвященных изучению мистического опыта, направлен на прояснение проблемы его вербализации. Среди ученых, считающих невыразимость сущностным свойством мистических переживаний и указывающих на парадоксальность мистического языка, необходимо упомянуть У. Джеймса,67 У. Стэйса68 и Э. Андерхилл.

61 См.: Leuba J. Н. The Psychology of Religious Mysticism. - London: Kegan Paul, Trench & Co, LTD; New York: Harcourt, Brace & Company, Inc., 1925. - P. 157.

62 См.: d'Aquili E. G., Newberg A. B. The Mystical Mind: Probing the Biology of Religious Experience. -Minneapolis: Fortress Press, 1999. - 228 p.; d'Aquili E. G., Newberg А. В., Rause V. Why God Won't Go Away: Brain Science and the Biology of the Belief. - New York: Balantine Books, 2001. - 234 p.

63 Studstill R. Op. cit. - 304 p.

64 Pyysiainen I. How Religion Works: Towards a New Cognitive Science of Religion. - Leiden - Boston: Brill, 2003. - 272 p.; Idem. Beyond Language and Reason: Mysticism in Indian Buddhism [dissertation], - Helsinki: Suomalainen Tiedeakatemia, 1993. - 188 p.

65 Taves A. Religious Experience Reconsidered. - 212 p.

66 Religion in Mind: Cognitive Perspectives on Religious Belief, Ritual, and Experience. / Ed. by J. Andresen. -Cambridge: Cambridge University Press, 2001. - 294 p.

67 Джемс У. Op. cit. -416 c.

Противоположную точку зрения отстаивают У. Олстон,70 П. Эпплби,71 К. Артур,72 Дж. Соскис,73 В. Харрисон,74 П. Хенл,75 С. Макфаг,76 Л. Шорт77 и П. ван Бурен.78

Наконец, нужно указать работы, посвященные изучению конкретно-исторических форм мистического опыта, в нашем случае - английской средневековой мистической традиции: это исследования Ф. Ходжсон,79 X. Гарднер,80 Д. Ноулза,81 В. Риле,82 Ю. Я. Коваля-Темиковского,83 Л. Дюпре,84 Б. Макгинна,85 С. Макнамера,86 Дж. Миллера,87 Д. Тернера,88 и

68 Stace W. Т. Mysticism and Philosophy. - 349 p.

69 Андерхилл Э. Мистицизм. Опыт исследования природы и законов развития духовного сознания человека. -К.: «София», Ltd., 2000.-496 с.

70 Alston W. P. Ineffability // The Philosophical Review. -1956. - Vol. 65. - P. 506-522.

71 Appleby P. C. Mysticism and Ineffability // International Journal for Philosophy of Religion. - 1980. - Vol. 11. -P. 143-166.

72 Arthur C. J. Ineffability and Intelligibility: Towards an Understanding of the Radical Unlikeness of Religious Experience//International Journal for Philosophy of Religion. - 1986. - Vol. 20.-P. 109-129.

73 Soskice J. M. Metaphor and Religious Language. - Oxford: Clarendon Press, 1985. - 191 p.

74 Harrison V. S. Metaphor, Religious Language and Religious Experience // Sophia: International Journal for Philosophy of Religion. - 2007. - Vol. 46. - P. 127-145.

75 Henle P. Mysticism and Semantics // Philosophy and Phenomenological Research. - 1949. - Vol. 9. - P. 416-422.

76 McFague S. Models of God: Theology for an Ecological, Nuclear Age. - Philadelphia: Fortress Press, 1987. -224 p.

77 Short L. Mysticism, Mediation, and the Non-Linguistic // Journal of the American Academy of Religion. - 1965. -Vol. 63.-P. 659-675.

78 Buren P. M. van. The Edges of Language. - London: Macmillan, 1972. - 178 p.

79 Hodgson P. Walter Hilton and "The Cloud of Unknowing": A Problem of Authorship Reconsidered // The Modern Language Review. - 1955. - Vol. 50. - P. 395-406.

80 Gardner H. L. Walter Hilton and the Authorship of the Cloud of Unknowing // The Review of English Studies. -1933.-Vol. 9.-P. 129-147.

81 Knowles D. The English Mystical Tradition. - New York: Harper & Brothers, 1961. - 197 p.

82 Riehle W. The Middle English Mystics. - London: Routledge and Kegan Paul, 1981. - 244 p.

83 Коваль-Темиковский Ю. Я. «Облако Незнания» и Образы Невыразимого: О символизме анонимного английского трактата. - Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. - М., 2005.-221 с.

84 Dupre L. The Christian Experience of Mystical Union // The Journal of Religion. - 1989. - Vol. 69. - P. 1-13; Idem. Religious Mystery and Rational Reflection: Excursions in the Phenomenology and Philosophy of Religion. -Michigan: W. B. Eerdmans Publishing Co., 1998. - 147 p.

OQ

Дж. Омэнна.

Итак, большое количество работ, посвященных мистическому опыту, и противоречивость выводов, к которым они приходят, свидетельствуют не только об отсутствии единого понимания мистических переживаний в научной литературе, но и о зависимости интерпретации мистических опытов от общей теоретико-методологической, в первую очередь эпистемологической и психологической, модели исследователя.

Целью настоящей диссертационной работы является систематическое представление концепций, определяющих ход дискуссии о

Q0

феноменологическом содержании и психологических механизмах мистического опыта, философско-религиоведческий анализ данных концепций и выявление их эвристической ценности.

В соответствии с поставленной выше целью нам необходимо решить следующие задачи:

- зафиксировать факторы, препятствующие выработке общепринятого определения терминов «мистический опыт» и «мистицизм», проанализировать и оценить основные стратегии их определения и установить границы этих понятий;

- систематически представить ключевые религиоведческие концепции мистического опыта, развиваемые в рамках эссенциалистского и

85 McGinn В. Love, Knowledge, and Mystical Union in Western Christianity: Twelfth to Sixteenth Centuries // Church History. - 1987. - Vol. 56. - P. 7-24.

86 McNamer S. Affective Meditation and the Invention of Medieval Compassion. - Philadelphia: University of Pennsylvania Press, 2009. - 309 p.

87 Miller G. L. The Way of the English Mystics. An Anthology and Guide for Pilgrims. - Wellwood: Burns & Oates, 1996. - 192 p.

88 Turner D. The Darkness of God. - 2nd ed. - Cambridge: Cambridge University Press, 1995. - 292 p.

89 Омэнн Дж. Христианская духовность в католической традиции. - Рим - Люблин: Издательство Святого Креста, 1994.-416 с.

90 Необходимо заметить, что термин «феноменологический» применительно к мистическому опыту здесь и далее относится к его воспринимаемому содержанию. Такое понимание данного термина является устоявшимся в среде исследователей мистического опыта и не имеет отношения к феноменологии религии или философской феноменологии Э. Гуссерля. См.: Studstill R. Op. cit. - P. 1-2.

конструктивистского подходов, выявить их философско-методологические основания и оценить эвристические возможности;

- рассмотреть адекватность конструктивистских и эссенциалистских концепций мистического опыта при объяснении соотношения мистического опыта и интерпретации, а также определении функций языка мистического текста на примере английской средневековой мистической традиции, представленной в трактате «Облако незнания».

Таким образом, объектом данной диссертационной работы являются религиоведческие концепции мистического опыта.

Предметом настоящего исследования выступают история и основные положения концепций мистического опыта, представленных в рамках эссенциалистского и конструктивистского подходов в западном религиоведении.

Теоретико-методологическим основанием настоящей работы выступают

91

подходы, сформировавшиеся в отечественном и западном религиоведении, а также общенаучные методы теоретического и научного исследования, отвечающие поставленным нами задачам. Например, при рассмотрении истории формирования понятия «мистический опыт», а также для выявления причин и условий возникновения и развития рассматриваемых нами концепций мы используем каузальный анализ и генетический подход. Типологический метод помогает нам выделить и сгруппировать определенным образом существующие концепции мистического опыта, а структурно-функциональный анализ способствует выявлению основных компонентов этих концепций и оценке их внутренней непротиворечивости. Сравнительный метод позволяет увидеть очевидные различия между концепциями мистического опыта, а также обнаружить их общие, но не явные основания; более того, с помощью сравнительного метода мы можем сопоставить модель мистического опыта и практики, содержащиеся в

Похожие диссертационные работы по специальности «Философия религии и религиоведение. Искусствоведение и культурология», 09.00.14 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Малевич, Татьяна Владимировна, 2012 год

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абдурашидова 3. А. Мистицизм как концептуальная форма выражения деятельностного характера пути богопознания // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. - 2010. - №2. - С. 129-135.

2. Августин А. Исповедь. / Под ред. А. А. Столярова. - М.: Канон+, ОИ «Реабилитация», 2005. - 464 с.

3. Августин А. О Троице: в пятнадцати книгах против ариан. -Краснодар: Глагол, 2004. -416 с.

4. Аналитика мистицизма. / Под ред. Е. Г. Балагушкина. - М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2011. - 432 с.

5. Андерхилл Э. Мистицизм. Опыт исследования природы и законов развития духовного сознания человека. - К.: «София», Ltd., 2000. -496 с.

6. Антология отечественного религиоведения: сборник. / Сост. и общ. ред. Ю.П. Зуева, В.В. Шмидта. - Ч. 1: Институт научного атеизма — Институт религиоведения АОН при ЦК КПСС. - М.: ИД «МедиаПром»; Изд-во РАГС, 2009. - 456 с.

7. Арберри А.Дж. Суфизм. Мистики ислама. М.: Сфера, 2002. -272 с.

8. Балагушкин Е. Г. Сущность и структурное разнообразие мистики // Религиоведение,- 2010. - №2. -С. 102-114.

9. Бекарюков М. В. Социокультурный феномен эзотерики // Известия Алтайского государственного университета. - 2010. - №2. - С. 169173.

10. Бессонова Л. А. Мистицизм как феномен культуры. — Диссертация на соискание ученой степени доктора философских наук. - М., 1998.-275 с.

11. Бессонова Л. А. Мистическое как индивидуальный опыт человека // Ученые записки Казанского университета. Сер. Гуманит. науки. - 2008. -Т. 150.-С. 32-41.

12. Большой толковый социологический словарь. / Под ред. Д. Джери, Д. Джери. - Т. 2: П-Я. - М.: Вече, ACT, 1999. - 528 с.

13. Брунер Дж. Психология познания. За пределами непосредственной информации. - М.: Прогресс, 1977. - 413 с.

14. Буркхардт Т. Введение в доктрину суфизма. - Таганрог: Ирби, 2009. - 144 с.

15. Вежбицкая А. Понимание культур через посредство ключевых слов. - М.: Языки славянской культуры, 2001. - 288 с.

16. Вежбицкая А. Семантические универсалии и базисные концепты. - М.: Языки славянских культур, 2011. - 568 с.

17. Вейсман А. Д. Греческо-русский словарь. - Репринт V-ro издания 1899 г. - М.: Греко-латинский кабинет Ю. А. Шичалина, 1991. - 1370 с.

18. Величковский Б. M Когнитивная наука: Основы психологии познания. - Т.1. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 448 с.

19. Винокуров В. В. Введение в феноменологию религии. Религия Древнего Египта: история и феномен. - М.: ООО «ИПЦ "Маска"», 2010. -258 с.

20. Витгенштейн JI. Избранные работы. - М.: Издательский дом «Территория будущего», 2005. - 440 с.

21. Волков С. Н. Феномен мистицизма: истоки происхождения и современное состояние в России. - Диссертация на соискание ученой степени доктора философских наук. - Саранск, 2004. - 319 с.

22. Волкова А. Н. Феноменология мистического опыта. - СПб: УМЦ Комитета по образ. Адм. СПб, 2002. - 228 с.

23. Вундт В. Психология народов. - М.: Изд-во Эксмо; СПб.: Terra

Fantastica, 2002. - 864 с.

24. Генон Р. Очерки о традиции и метафизике. - СПб.: Азбука, 2000.

- 320 с.

25. Гирц К. Интерпретация культур. - М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2004. - 560 с.

26. Гомбрих Э. История искусства. - М.: ACT, 1998. - С. 688.

27. Григоренко А. Ю. Сон разума рождает чудовищ: Критические очерки о мистике и иррационализме. - JL: Лениздат, 1986. - 176 с.

28. Гуревич П. С. Возрожден ли мистицизм?: Критические очерки. -

М.: Политиздат, 1984. - 302 с.

29. Дейкман А. Наблюдающее Я. - М.: «Эннеагон Пресс», 2007. -

252 с.

30. Де Мелло Э. Осознание. - М.: ООО Издательский дом «София», 2004.-256 с.

31. Джеймс У. Воля к вере. -М.: Республика, 1997.-431 с.

32. Джемс У. Многообразие религиозного опыта. - 3-е изд. - М.:

КомКнига, 2010.-416 с.

33. Диалог культур и партнерство цивилизаций: IX Международные Лихачевские научные чтения, 14-15 мая 2009 г. - СПб.: Изд-во СПбГУП,

2009. - 552 с.

34. Дионисий Ареопагит. Сочинения. Толкования Максима Исповедника. - СПб.: Алетейя; Издательство Олега Абышко, 2002. - 854 с.

35. Еременко В. П. Специфика, характер проявления и пути преодоления вневероисповедной мистики. - Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук. - Днепропетровск, 1978. - С. 154+17 с.

36. Жильсон Э. Философия в средние века: От истоков патристики до конца XIV века. - М.: Республика, 2004. - 678 с.

37. Заблуждающийся разум?: Многообразие вненаучного знания. / Под ред. И. Т. Касавина. - М.: Политиздат, 1990. - 464 с.

38. Идель М. Каббала: новые перспективы. - М.: Мосты культуры,

2010.-461 с.

39. Измененные состояния сознания. / Под ред. Ч. Тарта. - М.: Изд-во Эксмо, 2003.-288 с.

40. Интеллектуальные традиции Античности и Средних веков (исследования и переводы) / Под. ред. М. С. Петровой. - М.: Кругъ, 2010. -736 с.

41. История психологии. XX век. / Под ред. П. Я. Гальперина, А. Н. Ждан. - М.: Академический проект, 2005. - 832 с.

42. Кайгородов А. Г. Мистика как социальный феномен. -Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук. -

Пермь, 2001.-174 с.

43. Кант И. Сочинения в шести томах. - Т. 3. - М.: Мысль, 1964. -

799 с.

44. Кимелев Ю. А. Философия религии: Систематический очерк. -М.: Издательский Дом «Nota Вепе», 1998. - 424 с.

45. Классическая йога. / Под ред. Е. П. Островской, В. И. Рудого. -М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1992. - 260 с.

46. Климович А. Г. Религиозный мистицизм как философская проблема. - Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук. - Тюмень, 2003. - 175 с.

47. Коваль-Темиковский Ю. Я. «Облако Незнания» и Образы Невыразимого: О символизме анонимного английского трактата. -Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. -М., 2005.-221 с.

48. Когнитивный подход. Научная монография. / Под ред. В. А. Лекторского. - М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2008. - 464 с.

49. Кононов В. И. Мистика и оккультизм на службе идеологов «Неоконсервативной волны». - М.: Знание, 1985. - 64 с.

50. Кормочи Е. А. Язык нерефлексивных форм познания. -Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук. -Петропавловск-Камчатский, 2003. - 164 с.

51. Космическое сознание. - М.: ООО «НИК», «Одиссей», 1995. -

800 с.

52. Ладова О. Н. Специфика интерпретации мистического опыта. -Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук. -Томск, 2001.- 118 с.

53. Лакофф Дж. Женщины, огонь и опасные вещи: Что категории языка говорят нам о мышлении. Книга I: Разум вне машины. - М.: Гнозис, 2011.-512 с.

54. Лакофф Дж., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живем. - 2-е изд. - М.: Издательство ЛКИ, 2008. - 256 с.

55. Лири Т., Метцнер Р., Олперт Р. Психоделический опыт: Руководство на основе «Тибетской книги мертвых». - Львов: Инициатива, К.: Ника-Центр, 2003. - 224 с.

56. Лосский В. Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. - Киев: Общество любителей православной литературы; Издательство имени святителя Льва, папы Римского, 2004. - 504 с.

57. Майстер Экхарт. Трактаты. Проповеди. / Изд. подгот. М. Ю. Реутин; [отв. ред. H.A. Бондаренко]. - М.: Наука, 2010. - 438 с.

58. Маслоу А. Г. Дальние пределы человеческой психики. - СПб.: Евразия, 1999.-432 с.

59. Мейстер Экхарт. Духовные проповеди и рассуждения. - СПб.: Азбука, 2000. - 224 с.

60. Мечковская Н. Б. Язык и религия: Пособие для студентов гуманитарных вузов. - М.: Агентство «ФАИР», 1998. - 352 с.

61. Минин П. Мистицизм и его природа. - Киев: «Пролог», 2003. -148 с.

62. Мистико-эзотерические движения в теории и практике. История. Психология. Философия: Сб. материалов. / Под ред. С. В. Пахомова, Ю. Ю. Завгороднего, С. В. Капранова. - СПб.: РХГА, 2008. - 160 с.

63. Мистико-эзотерические движения в теории и практике. Проблемы интерпретации эзотеризма и мистицизма: Сб. материалов Третьей

188

международной научной конференции. / Под. ред. С. В. Пахомова. - СПб.:

РХГА, 2010.-288 с.

64. Мистицизм: теория и история. / Под ред. Е. Г. Балагушкина,

А. Р. Фокина. - М.: ИФРАН, 2008. - 203 с.

65. Митрохин JI. Н. Мистика как историко-культурный феномен //

Вопросы научного атеизма. - 1989. - №38. - С. 3-50.

66. Молодежь, религия, атеизм. - М.: Молодая Гвардия, 1984. -

222 с.

67. Неронова М. Ю. Религиозная традиция и множественность миров культурного опыта // Вестник русской христианской гуманитарной академии.

-2009.-№10.-С. 62-69.

68. Нордау М. Вырождение. Современные французы. - М.:

Издательство «Республика», 1995.-400 с.

69. Омэнн Дж. Христианская духовность в католической традиции. -Рим - Люблин: Издательство Святого Креста, 1994. - 416 с.

70. Отто Р. Священное. Об иррациональном в идее божественного и его соотношении с рациональным. - СПб.: AHO «Изд-во С.-Петерб. ун-та», 2008.-272 с.

71. Пашковский В. Э. Клинические особенности мистического бреда // Обозрение психиатрии и медицинской психологии. - 2009. - №2. - С. 4953.

72. Пашковский В. Э. Психические расстройства с религиозно-мистическими переживаниями: Краткое руководство для врачей. - СПб.: Издательский дом СПбМАПО, 2006. - 144 с.

73. Пашковский В. Э., Зислин И. М. Религиозно-мистические состояния как психиатрическая проблема // Социальная и клиническая

психиатрия. - 2005. - Т.15. - С. 81-88.

74. Пашковский В. Э., Шепелевич В. В. Острые психотические

состояния с религиозно-мистической симптоматикой // Скорая медицинская помощь. - 2002. - Т. 3. - С. 50-57.

75. Перспективы социальной психологии. / Под ред. Хьюстон М., Штребе В., Стефенсон Дж. М. - М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. - 688 с.

76. Петренко В. Ф. Основы психосемантики. - 3-е изд. - М.: Эксмо, 2010.-480 с.

77. Плотин. Эннеады. - Киев: «УЦИММ-ПРЕСС», 1995. - 392 с.

78. Поздняков А. В. Этико-психологические основания мистицизма. (На материалах мистических учений буддизма и исихазма). - Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук. - Тула, 2006. -176 с.

79. Поладян М., Хачатрян Н. Когнитивная семантика мистической метафоры. Книга 2. Топография божественных обиталищ. - Ер.: Асогик, 2005.- 168 с.

80. Поликарпов В. С. Наука и мистицизм в XX веке. - М.: Мысль, 1990.-219 с.

81. Попова М. А. Критика психологической апологии религии. - М.: Мысль, 1973.-261 с.

82. Почебут JI. Г., Мейжис И. А. Социальная психология. - СПб.: Питер, 2010.-672 с.

83. Преподобный Макарий Египетский. Духовные беседы. - М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2009. - 656 с.

84. Психология мотиваций и эмоций. / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, М. В. Фаликман. - М.: ACT: Астрель, 2009. - 704 с.

85. Психология религиозности и мистицизма: Хрестоматия / Под. ред. К. В. Сельченка. - Минск: Харвест, ACT, 2001. - 544 с.

86. Пути за пределы «эго». / Под ред. Р. Уолша и Ф. Воон. - М.: Открытый Мир, 2006. - 392 с.

87. Режабек Е. Я., Филатова А. А. Когнитивная культурология: Учебное пособие. - СПб.: Алетейя, 2010. - 316 с.

88. Религиоведение: Учебное пособие и Учебный словарь-минимум по религиоведению. -М.: Гардарики, 2002. - 536 с.

89. Рибо Т. Болезни Воли. - СПб.: Издание А. Е. Рябченко, 1884. -182 с.

90. Рожнов В. Е. Пророки и чудотворцы. Этюды о мистицизме. - М.: Политиздат, 1977. - 175 с.

91. Сакс О. Человек, который принял жену за шляпу, и другие истории из врачебной практики. - М.: ACT: ACT МОСКВА: Полиграфиздат, 2010.-318 с.

92. Самыгин С. И., Нечипуренко В. И., Полонская И. Н. Религиоведение: социология и психология религии. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 1996. - 672 с.

93. Святая Тереза Авильская. Внутренний Замок. - М.: «Истина и Жизнь», 2005. - 168 с.

94. Современные зарубежные исследования в области философской теологии: Реферативный сборник. -М.: АН СССР, ИНИОН, 1991. - 144 с.

95. Соловьев В. С. Сочинения в 2 т. - Т. 2. - М.: Мысль, 1988. -822 с.

96. Социологос. / Под ред. В. В. Винокурова, А. Ф. Филиппова. - М.: Прогресс, 1991.-480 с.

97. Степанчук Ю. А. Основные понятия мистицизма: опыт философского исследования. - Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук. - Москва, 2003. - 155 с.

98. Степанчук Ю. А. Проблема мистического текста. Интерпретация и невыразимость // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Философия. - 2003. - №1. - С. 92-102.

99. Степанянц М. Т. Исламский мистицизм. - М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2009. - 272 с.

100. Страссман Р. ДМТ - молекула духа. Революционное медицинское исследование околосмертного и мистического опыта. - СПб.: ИГ «Весь», 2011.-352 с.

101. Суфиев Ш. 3. О принципах описания мистического опыта // Вестник университета.-2010. - Т. 1.-С. 151-155.

102. Теория метафоры: Сборник. / Под ред. Н. Д. Арутюновой, М. А. Журинской. - М.: Прогресс, 1990. - 512 с.

103. Толстиков В. А. Взаимоотношение иррационального и рационального в мистическом опыте. - Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук. - Белгород, 2007. - 179 с.

104. Торчинов Е. А. Единство и многообразие религиозного (мистического) опыта (от феноменологии религии к трансперсональному анализу) // Международные чтения по теории, истории и философии культуры. - 2002. - Т.12. - С. 164-166.

105. Торчинов Е. А. Религии мира: Опыт запредельного. Психотехника и трансперсональные состояния. - 4-е изд. - СПб.: «Азбука-классика», «Петербургское Востоковедение», 2005. - 544 с.

106. Угринович Д. М. Психология религии. - М.: Политиздат, 1986. -352 с.

107. Упанишады. / Пер. с санскр., исслед., коммент. и прил. А. Я. Сыркина. - 3-е изд. - М.: Вост. лит., 2003. - 782 с.

108. Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. - М.: Прогресс, 1986.-542 с.

109. Фейерабенд П. Прощай, разум. - М.: ACT: Астрель, 2010. - 477 с.

110. Фома Кемпийский. О подражании Христу. - М.: «Русская панорама», 2004. - 230 с.

111. Фрейд 3. По ту сторону принципа наслаждения. Я и Оно. Неудовлетворенность культурой. - СПб: Алетейя, 1998. - 252 с.

112. Фрейд 3. По ту сторону принципа удовольствия. - М.: Прогресс:

Литера, 1992. - 569 с.

113. Хаксли О. Вечная философия. - М.: Профит Стайл, Серебряные нити, 2010.-384 с.

114. Хаксли О. Двери восприятия. Рай и Ад. - М.: ACT: Астрель, 2010.-216 с.

115. Хаксли О. Остров. - М.: ACT: ACT МОСКВА; Владимир: ВКТ, 2010.-316 с.

116. Хейзинга Й. Осень Средневековья. - 4-е изд. - М.: Айрис-пресс, 2004. - 544 с.

117. Хик Дж. Пятое измерение: Мистические и духовные учения от древнейших времен до наших дней. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002. - 416 с.

118. Хршановский В. В. Критический анализ современной вневероисповедной мистики в капиталистических странах (По материалам зарубежной религиозно-идеалистической литературы и периодических изданий). - Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук. - JL, 1977. - 198 с.

119. Царство Божие внутри нас. Проповеди Иоханна Таулера. - СПб.: Изд-во РХГИ, 2000. - 288 с.

120. Что такое просветление. / Под ред. Д. Уайта. - М.: ООО «Издательство ACT», 2004. - 379 с.

121. Шахнович М. И. Мистика перед судом науки. - М.: «Знание», 1970.-63 с.

122. Шахнович М. И. Современная мистика в свете науки. - М.: «Наука», 1965.-210 с.

123. Шлейермахер Ф. Д. Речи о религии к образованным людям ее презирающим. Монологи. - СПб.: АО «Алетейя», 1994. - 336 с.

124. Шолем Г. Основные течения в еврейской мистике. - М.: Мосты культуры, 2004. - 510 с.

125. Элиаде М. Мифы, сновидения, мистерии. - М.: REFL-book, К.: Ваклер, 1996.-288 с.

126. Юлиана Нориджская. Откровения Божественной Любви. - М.: Русский Фонд Содействия Образованию и Науке, 2010. - 560 с.

127. Юнг К.-Г. О психологии восточных религий и философий. - М.: «Медиум», 1993.-254 с.

128. Юнг К. Г. Психологические типы. - М.: ACT: Мн.: ООО «Харвест», 2006. - 528 с.

129. Юнг К. Г. Психология и алхимия. - М.: ACT: ACT МОСКВА, 2008. - 603 с.

130. Языки как образ мира. - М.: ООО «Издательство ACT»; СПб.: Terra Fantastica, 2003. - 568 с.

131. Яцевич О. Б. Философский анализ особенностей духовной природы мистицизма. - Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук. - Кемерово, 2004. - 144 с.

132. Aaronson В. S. Mystic and Schizophreniform States and the Experience of Depth // Journal for the Scientific Study of Religion. - 1967. - Vol. 6.-P. 246-252.

133. Advances in the Psychology of Religion. / Ed. by L. B. Brown. -London: Pergamon Press, 1985. - 234 p.

134. Alexander F. Buddhistic Training as an Artificial Catatonia // Psychoanalytic Review. - 1931. - Vol. 18. - P. 246-252.

135. Almond P. C. Mystical Experience and Religious Doctrines. - Berlin: Monton Publishers, 1982. - 197 p.

136. Alston W. P. Ineffability // The Philosophical Review. - 1956. - Vol. 65.-P. 506-522.

137. Andresen J. Meditation Meets Behavioral Medicine: The Story of Experimental Research on Meditation // Journal of Consciousness Studies. - 2000. -Vol. 7.-P. 17-73.

138. Andresen J., Forman R. К. C. Methodological Pluralism in the Study of Religion: How the Study of Consciousness and Mapping Spiritual Experiences Can Reshape Religious Methodology // Journal of Consciousness Studies. - 2000. -Vol. 7.-P. 7-14.

139. Angel L. Reconstructing the Ineffable: The Grammatical Roles of 'God' // Religious Studies. - 1978. - Vol. 14. - P. 485-495.

140. Angeles P. A. Comments on Professor Clark's 1965 Presidential Adress "The Mystical Consciousness" // Journal for the Scientific Study of Religion. - 1966. - Vol. 5. - P. 290-293.

141. Antes P. What Do We Experience If We Have Religious Experience? // Numen. - 2002. - Vol. 49. - P. 336-342.

142. Appleby P. C. Mysticism and Ineffability // International Journal for Philosophy of Religion. - 1980. - Vol. 11. - P. 143-166.

143. Approaching Medieval English Anchoritic and Mystical Texts. / Ed. by D. Dyas, V. Edden, R. Ellis. - Cambridge: D. S. Brewer, 2005. - 213 p.

144. Armstrong D. M. Is Introspective Knowledge Incorrigible? // Philosophical Review. - 1963. - Vol. 72. - P. 417-432.

145. Arraj J. From St. John of the Cross to Us: The Story of a 400 Year Long Misunderstanding and What It Means for the Future of Christian Mysticism. - Chiloquin, OR: Inner Growth Books, 1999. - 263 p.

146. Arthur C. J. Ineffability and Intelligibility: Towards an Understanding of the Radical Unlikeness of Religious Experience // International Journal for Philosophy of Religion. - 1986. - Vol. 20. - P. 109-129.

147. Ashbrook J. B. Neurotheology: The Working Brain and the Work of Theology // Zygon. - 1984. - Vol. 19. - P. 331-350.

148. Austin J. H. Zen and the Brain: Towards an Understanding of Meditation and Consciousness. - Cambridge, MA: MIT Press, 1998. - 844 p.

149. Bagger M. C. Religious Experience, Justification, and History. -Cambridge: Cambridge University Press, 1999. - 238 p.

150. Barnard G. W. Explaining the Unexplainable: Wayne Proudfoot's "Religious Experience" // Journal of the American Academy of Religion. - 1992. -Vol. 60.-P. 231-256.

151. Barnard G. W. Exploring Unseen Words: William James and the Philosophy of Mysticism. - Albany: State University of New York Press, 1997. -422 p.

152. Batson C. D., Ventis W. L. The Religious Experience. A Social-Psychological Perspective. - New York - Oxford: Oxford University Press, 1982. -356 p.

153. Bedford E. Emotions // Proceedings of the Aristotelian Society, New Series. - 1957. - Vol. 57. - P. 281-304.

154. Being Changed by Cross-Cultural Encounters: the Anthropology of Extraordinary Experience. / Ed. by D. E. Young, J.-G. Goulet. - Peterborough: Broadview Press, 1994. - 378 p.

155. The Blackwell Companion to Consciousness. / Ed. by M. Velmans, S. Schneider. - Maiden: Blackwell Publishing Ltd., 2007. - 768 p.

156. The Blackwell Companion to the Study of Religion. / Ed. by R. A. Segal. - Maiden: Blackwell Publishing Ltd., 2006. - 471 p.

157. The Blackwell Guide to the Philosophy of Religion. / Ed. by W. E. Mann. - Maiden - Oxford - Carlton: Blackwell Publishing Ltd., 2005. - 335 p.

158. Blackwood R. T. Neti, Neti: Epistemological Problems of Mystical Experience // Philosophy East and West. - 1963. - Vol. 13. - P. 201-209.

159. Blosius. A Book of Spiritual Instruction. - London: Art and Book Company, 1900.-P. 155 p.

160. Boenig R. Contemplations of the Dread and Love of God, Richard Rolle, and Aelred of Rievaulx // Mystics Quarterly. - 1990. - Vol. 16. - P. 27-33.

161. The Book of Margeiy Kempe. / Ed. by L. H. McAvoy. - Cambridge: Boydell & Brewer Ltd, 2003. - 153 p.

162. Boyer P. The Naturalness of Religious Ideas: A Cognitive Theory of Religion. - Berkeley, CA: University of California Press, 1994. - 324 p.

163. Brady M. T. The Seynt and His Boke: Rolle's Emendatio Vitae and the Pore Caitif// 14th Century English Mystics Newsletter. - 1981. - Vol. 7. - P. 20-31.

164. Brainard F. S. Defining 'Mystical Experience' // Journal of the American Academy of Religion. - 1996. - Vol. 64. - P. 359-393.

165. Braud W. Thoughts of the Ineffability of the Mystical Experience // International Journal for the Psychology of Religion. - 2002. - Vol. 12. - P. 141160.

166. Browning D. William James's Philosophy of Mysticism // The Journal of Religion. - 1979. - Vol. 59. - P. 56-70.

167. Bruner J., Postman L. On Perception of Incongruities: A Paradigm // Journal of Personality. - 1949. - Vol. 18. - P. 206-223.

168. Buren P. M. van. The Edges of Language. - London: Macmillan,

1972.- 178 p.

169. Burr R. Wittgenstein's Later Language-Philosophy and Some Issues in Philosophy of Mysticism // International Journal for Philosophy of Religion. -1976.-Vol. 7.-P. 261-287.

170. Burrow J. A. Fantasy and Language in The Cloud of Unknowing // Essays in Criticism. - 1977. - Vol. 27. - P. 283-298.

171. Byrne P. John Hick's Philosophy of World Religions // Scottish Journal of Theology. - 1982. - Vol. 35. - P. 289-301.

172. Byrne P. Mysticism, Identity and Realism: A Debate Reviewed // International Journal for Philosophy of Religion. - 1984. - Vol. 16. - P. 237-243.

173. Caldwell E. The Rhetorics of Enthusiasm and of Restraint in The Form of Living and The Cloud of Unknowing // Mystics Quarterly. - 1984. - Vol. 10.-P. 9-16.

174. The Cambridge Handbook of Consciousness. / Ed. by P. D. Zelazo, M. Moscovitch, and E. Thompson. - Cambridge: Cambridge University Press, 2007.-981 p.

175. Capps D. Sunden's Role-Taking Theory: The Case of John Henry Newman and His Mentors // Journal for the Scientific Study of Religion. - 1982. -Vol. 21.-P. 58-70.

176. Carmody D., Carmody J. Mysticism. Holiness East and West. - New York: Oxford University Press, 1996. - 323 p.

177. Chartrand-Burke T. Against the Proud Scholars of the Devil: Anti-Intellectual Rhetoric in the Cloud of Unknowing // Mystics Quarterly. - 1997. -Vol. 23.-P. 115-136.

178. Clark W. H. The Mystical Consciousness and World Understanding. Presidential Address, Society for the Scientific Study of Religion, 1964 // Journal for the Scientific Study of Religion. - 1965. - Vol. 4. - P. 152-161.

179. Clementis Alexandrini Opera. / Ex rec. G. Dindorfii. - Vol. Ill: Stromatum V-VIII. Scripta Minora. Fragmenta. - Oxonii: E typographeo Clarendoniano, 1869. - 694 p.

180. The Cloud of Unknowing. / Ed. by I. Progoff. - New York: Julian

Press, 1957.-243 p.

181. The Cloud of Unknowing. / Ed. by J. Walsh. - New York: Paulist

Press, 1982.-291 p.

182. The Cloud of Unknowing and The Book of Privy Counselling. / Ed. by P. Hodgson. - London: Oxford University Press, 1944. - 227 p.

183. The Cloud of Unknowing and The Book of Privy Counseling. / Ed. by W. Johnston. - Garden City.: Image Books, 1973. - 195 p.

184. Coe G. A. The Mystical as a Psychological Concept // The Journal of Philosophy, Psychology and Scientific Methods. - 1909. - Vol. 6. - P. 197-202.

185. Coe G. A. The Psychology of Religion. - 6th ed. - Chicago: University

of Chicago Press, 1917. - 365 p.

186. Coff P. The Inner Journey: Reflections on the Awakening of Mind and Heart in Buddhism and Christianity // Buddhist-Christian Studies. - 1991. - Vol. 11.-P. 173-195.

187. Cognitive Aspects of Religious Symbolism. / Ed. by P. Boyer. -Cambridge: Cambridge University Press, 1993. - 246 p.

188. A Companion to Philosophy of Religion. / Ed. by C. Taliaferro, P. Draper, P. L. Quinn. - 2nd ed. - Maiden: A John Wiley & Sons, Ltd., 2010. -760 p.

189. Cox C. H., Cox J. W. The Mystical Experience: With an Emphasis on Wittgenstein and Zen // Religious Studies. - 1976. - Vol. 12. - P. 483-491.

190. Critical Review of Books in Religion. / Ed. by B. R. Gaventa. -Atlanta, GA: Scholars Press, 1989. - 499 p.

191. Cultures of Piety: Medieval English Devotional Literature in Translation. / Ed. by A. C. Bartlett, T. H. Bestul. - New York: Cornell University Press, 1999.-256 p.

192. Damasio A. Decartes' Error: Emotion, Reason, and the Human Brain.

- New York: Avon Books, 1994. - 313 p.

193. Damasio A. The Feeling of What Happens. Body and Emotion in the Making of Consciousness. - New York: Harcourt, 1999. - 386 p.

194. d'Aquili E. G., Newberg A. B. The Mystical Mind: Probing the Biology of Religious Experience. - Minneapolis: Fortress Press, 1999. - 228 p.

195. d'Aquili E. G., Newberg A. B., Rause V. Why God Won't Go Away: Brain Science and the Biology of the Belief. - New York: Balantine Books, 2001.

- 234 p.

196. Davis C. F. The Evidential Force of Religious Experience. - Oxford: Clarendon Press, 1989. - 280 p.

197. D'Costa G. The Impossibility of a Pluralist View of Religions // Religious Studies. - 1996. - Vol. 32. - P. 223-232.

198. De Cella in Seculum: Religious and Secular Life and Devotion in Late Medieval England: An Interdisciplinary Conference in Celebration of the Eighth Centenary of the Consecration of St. Hugh of Avalon, Bishop of Lincoln, 20-22 July, 1986. / Ed. by M. G. Sargent. - Cambridge: D. S. Brewer, 1989. - 244 p.

199. Decker L. R. Beliefs, Post-Traumatic Stress Disorder, and Mysticism // Journal of Humanistic Psychology. - 1993. - Vol. 33. - P. 15-32.

200. De Certeau M., Brammer M. Mysticism // Diacritics. - Vol. 22/2 (1992).-P. 11-25.

201. Deikman A. J. Experimental Meditation // Journal of Nervous & Mental Disease. - 1963. - Vol. 136. - P. 329-343.

202. Deikman A. J. A Functional Approach to Mysticism // Journal of Consciousness Studies. - 2000. - Vol. 7. - P. 75-91.

203. Deikman A. J. 'I' = AWARENESS // Journal of Consciousness Studies. - 1996. - Vol. 3. - P. 350-356.

204. Deikman A. J. Implications of Experimentally Induced Contemplative Meditation // Journal of Nervous & Mental Disease. - 1966. - Vol. 142. - P. 101116.

205. Downes W. P. Mysticism // The Biblical World. - 1920. - Vol. 54. -P. 619-624.

206. Dupre L. The Christian Experience of Mystical Union // The Journal of Religion. - 1989. -Vol. 69.-P. 1-13.

207. Dupre L. Religious Mystery and Rational Reflection: Excursions in the Phenomemology and Philosophy of Religion. - Michigan: W. B. Eerdmans Publishing Co., 1998. - 147 p.

208. Dusen W. van. LSD and the Enlightenment of Zen // Psychologia. -1961.-Vol. 4.-P. 11-16.

209. Eddy P. R. Religious Pluralism and the Devine: Another Look at John Hick's Neo-Kantian Proposal // Religious Studies. - 1994. - Vol. 30. - P. 467-468.

210. Egan H. D. An Anthology of Christian Mysticism. - 2nd ed. -Collegeville, MN: Liturgical Press, 1991.-680 p.

211. Eliade M. The Forge and the Crucible. - 2nd ed. - Chicago: University of Chicago Press, 1978. - 238 p.

212. The Encyclopedia of Philosophy. / Ed. by P. Edwards. - Vol. 5. -New York: Macmillan, 1967. - 533 p.

213. Encyclopedia of Religion. / Ed. by L. Jones. - 2nd ed. - Vol. 9, 10, 11. - Detroit: Macmillan Reference USA, 2005.

214. Encyclopedia of Science and Religion. / Ed. by W. V. van Huyssteen. - 2nd ed. - New York: Macmillan Reference USA, 2003. - 1050 p.

215. English Mystics of the Middle Ages. / Ed. by B. Windeatt. -Cambridge: Cambridge University Press, 1994. - 311 p.

216. Evans D. Can Philosophers Limit What Mystics Can Do? A Critique of Steven Katz // Religious Studies. - 1989. - Vol. 25. - P. 53-60.

217. Fenton J. Y. Mystical Experience as a Bridge for Cross-Cultural Philosophy of Religion: A Critique // Journal of the American Academy of Religion. - 1981. - Vol. 49. - P. 51-76.

218. Fingarette H. The Self in Transformation. - New York: Basic Books, 1963.-356 p.

219. Fischer R. A Cartography of the Ecstatic and Meditative States // Science. - 1971. - Vol. 174. - P. 897-904.

220. Forgie J. W. Hyper-Kantianism in Recent Discussions of Mystical Experience//Religious Studies. - 1985.-Vol. 21.-P. 205-218.

221. Forgie J. W. Mystical Experience and the Argument from Agreement // International Journal for Philosophy of Religion. - 1985. - Vol. 17. - P. 97-113.

222. Forman R. K. C. A Construction of Mystical Experience // Faith and Philosophy. - 1988. - Vol. 5. - P. 254-268.

223. Forman R. K. C. Meister Eckhart: The Mystic as Theologian: An Experiment in Methodology. - Rockport - Shaftesbury: Element, 1991. - 267 p.

224. Forman R. K. C. Mystical Knowledge: Knowledge by Identity // Journal of the American Academy of Religion. - 1993. - Vol. 61. - P. 705-738.

225. Forman R. K. C. Mysticism, Mind, Consciousness. - Albany: State University of New York Press, 1999. - 214 p.

226. Forman R. K. C. Of Deserts and Doors: Methodology of the Study of Mysticism // Sophia. - 1993. - Vol. 32. - P. 31-44.

227. Forman R. K. C. Paramartha and Modern Constructivists on Mysticism: Epistemological Monomorphism versus Duomorphism // Philosophy East and West. - 1989. - Vol. 39. - P. 393-418.

228. Forman R. K. C. What Does Mysticism Have to Teach Us about Consciousness? // Journal of Consciousness Studies. - 1998. - Vol. 5. - P. 185201.

229. Forman R. K. C. A Watershed Event // Journal of Consciousness Studies.-2008.-Vol. 15.-P. 110-115.

230. The Future of the Study of Religion: Proceedings of Congress 2000. / Ed. by S. Jakelic, L. Pearson. - Leiden - Boston: Brill, 2004. - 332 p.

231. Gale R. M. "Mysticism and Philosophy" // The Journal of Philosophy.

- 1960.-Vol. 57.-P. 471-481.

232. Gardner H. L. Walter Hilton and the Authorship of the Cloud of Unknowing // The Review of English Studies. - 1933. - Vol. 9. - P. 129-147.

233. Garside B. Language and the Interpretation of Mystical Experience // International Journal for Philosophy of Religion. - 1972. - Vol. 3. - P. 93-102.

234. Gellhorn E., Kiely W. F. Mystical States of Consciousness: Neurophysiological and Clinical Aspects // Journal of Nervous and Mental Diseases. - 1972. - Vol. 154. - P. 399-405.

235. Gill J. H. Mysticism and Mediation // Faith and Philosophy. - 1984. -Vol. l.-P. 111-121.

236. Goodenough W. Description and Comparison in Cultural Anthropology. - Chicago: Aldine Publishing Company, 1970. - 173 p.

237. A Greek-English Lexicon. / Compiled by H. G. Liddell and R. Scott; revised by H. S. Jones. - 9th ed. - Oxford: Oxford University Press, 1996. -2042 p.

238. Handbook of Religious Experience. / Ed. by R. W. Hood. -Birmingham: Religious Education Press, 1995. -661 p.

239. Harrison V. S. Metaphor, Religious Language and Religious Experience // Sophia: International Journal for Philosophy of Religion. - 2007. -Vol. 46.-P. 127-145.

240. Heard G. Can This Drug Enlarge Man's Mind? // Psychedelic Review.

- 1963.-Vol. l.-P. 7-17.

241. Heiler F. Prayer. A Study in the History and Psychology of Religion. - 2nd ed. - London - New York - Toronto: Oxford University Press, 1932. - 376 p.

242. Helminiak D. A. Neurology, Psychology, and Extraordinary Religious Experiences // Journal of Religion and Health. - 1984. - Vol. 23. - P. 33-46.

243. Henle P. Mysticism and Semantics // Philosophy and Phenomenological Research. - 1949. - Vol. 9. - P. 416-422.

244. Herrmann W. The Communion of the Christian with God. - 2nd ed. -New York: G. P. Putnam's Sons, 1906. - 356 p.

245. Hick J. Ineffability // Religious Studies. - 2000. - Vol. 36. - P. 35-46.

246. Hick J. An Interpretation of Religion: Human Responses to the Transcendent. - London: Macmillan, 1989. - 412 p.

247. Hick J. The Possibility of Religious Pluralism: A Reply to Gavin d'Costa//Religious Studies. - 1997.-Vol. 33.-P. 161-166.

248. Hick J. Religious Pluralism and the Devine: A Response to Paul Eddy //Religious Studies. - 1995.-Vol. 31.-P. 417-420.

249. Hilton W. The Scale of Perfection. / Ed. by J. P. H. Clark, R. Dorward. - New York: Paulist Press, 1991. - 353 p.

250. Historisches Worterbuch der Philosophie. / Hrsg. von J. Ritter, K. Grunder, G. Gabriel. - Bd. 11: U-V. - Basel: Schwabe Verlag, 2001. - 672 s.

251. Ho C.-H. Saying the Unsayable // Philosophy East and West. - Vol. 2006.-56.-P. 409-427.

252. Hodgson P. Walter Hilton and "The Cloud of Unknowing": A Problem of Authorship Reconsidered // The Modern Language Review. - 1955. -Vol. 50.-P. 395-406.

253. Hoffman R. Logic, Meaning, and Mystical Intuition // Philosophical Studies: An International Journal for Philosophy in the Analytic Tradition. - 1960. -Vol. 11.-P. 65-70.

254. Höge D., Smith E. Normative and Non-normative Religious Experience among High School Youth // Sociological Analysis. - 1982. - Vol. 43. -P. 69-82.

255. Hollenback J. B. Mysticism: Experience, Response, and Empowerment. - University Park, Pennsylvania: Pennsylvania State University

Press, 1996.-646 p.

256. Holm N. G. Mysticism and Intense Experiences // Journal for the

Scientific Study of Religion. - 1982. - Vol. 21. - P. 268-276.

257. Holm N. G. Sunden's Role Theory and Glossolalia // Journal for the Scientific Study of Religion. - 1987. - Vol. 26. - P. 383-389.

258. Hood R. W. Conceptual Criticisms of Regressive Explanations of Mysticism // Review of Religious Research. - 1976. - Vol. 17. - P. 179-188.

259. Horgan J. Rational Mysticism: Dispatches from the Border between Science and Spirituality. - Boston - New York: Houghton Mifflin Company, 2003. -292 p.

260. Home J. R. Beyond Mysticism. - Waterloo: Wilfrid Laurier

University Press, 1978. - 156 p.

261. Home J. R. Which Mystic Has the Revelation? // Religious Studies. -

Vol. 1975.- 11.-P. 283-291.

262. Hort G. Sense and Thought: A Study in Mysticism. - London: G.

Allen & Unwin, ltd., 1936. - 254 p.

263. Horton P. C. The Mystical Experience as a Suicide Preventive // American Journal of Psychiatry. - 1973. - Vol. 130. - P. 294-296.

264. Howley J. Psychology and Mystical Experience. - London: Kegan

Paul, 1920.-276 p.

265. Inge W. R. Christian Mysticism. - 4th ed. - London: Methuen & Co.

Ltd., 1918.-380 p.

266. Inge W. R. Mysticism in Religion. - London: Hutchinson's University

Library, 1947.-168 p.

267. Inge W. R. The Perennial Philosophy // Philosophy. - 1947. - Vol. 22.

-P. 66-70.

268. Inge W. R. The Philosophy of Mysticism // Philosophy. - 1938. - Vol. 13.-P. 387-405.

269. The Innate Capacity: Mysticism, Psychology, and Philosophy. / Ed. by R. K. C. Forman. - New York: Oxford University Press, 1998. - 245 p.

270. Insole C. J. Metaphor and the Impossibility of Failing to Speak about God // International Journal for Philosophy of Religion. - 2002. - Vol. 52. - P. 3543.

271. An Introduction to the Medieval Mystics of Europe: Fourteen Original Essays. / Ed. by P. E. Szarmach. - Albany: State University of New York Press,1984. - 376 p.

272. James W. The Place of Affectional Facts in a World of Pure Experience // The Journal of Philosophy, Psychology and Scientific Methods. -1905.-Vol. 2.-P. 281-287.

273. James W. The Principles of Psychology. - Vol. 1,2.- New York: Cosimo, Inc., 2007.

274. James W. A Suggestion About Mysticism // The Journal of Philosophy, Psychology and Scientific Methods. - 1910. - Vol. 7. - P. 85-92.

275. Jantzen G. M. Could There Be a Mystical Core of Religion? // Religious Studies. - 1990. - Vol. 26. - P. 59-71.

276. Jantzen G. M. Mysticism and Experience // Religious Studies. - 1989. -Vol. 25.-P. 295-315.

277. Janz B. Mysticism and Understanding: Steven Katz and his Critics // Studies in Religion. - 1995. - Vol. 24. - P. 77-94.

278. Janz B. Response to Robert K. C. Forman // Studies in Religion. -1996.-Vol. 25.-P. 209-213.

279. Johnson M. The Body in the Mind: The Bodily Basis of Meaning, Imagination, and Reason. - Chicago: University of Chicago Press, 1987. - 233 p.

280. Jones R. H. Mysticism Examined: Philosophical Inquiries into Mysticism. - Albany: State University of New York Press, 1993. - 304 p.

281. Jones R. M. Studies in Mystical Religion. - London: Macmillan and Co., 1909.-518 p.

282. Jordan G. R. LSD and Mystical Experiences // Journal of Bible and Religion. - 1963. - Vol. 31. - P. 114-123.

283. Jung K. G. Letters. / Ed. by G. Adler, A. Jaffe. - Vol. 1: 1906-1950. -Princeton: Princeton University Press, 1973. - 625 p.

284. Kallstad T. The Application of the Religio-Psychological Role Theory // Journal for the Scientific Study of Religion. - 1987. - Vol. 26. - P. 367-374.

285. Kallstad T. John Wesley and the Bible: A Psychological Study. -Uppsala: Acta Universitatis Upsaliensis, 1974. - 356 p.

286. Katz S. T., Smith H., King S. B. On Mysticism // Journal of the American Academy of Religion. - 1988. - Vol. 56. - P. 751-761.

287. Keating T. Invitation to Love. - New York: Element, 1994. - 151 p.

288. Keating T. Open Mind, Open Heart. - NY: Amity House, 1986. -148 p.

289. Kellenberger J. The Ineffabilities of Mysticism // American Philosophical Quarterly. - 1979. - Vol. 16. - P. 307-315.

290. Kennick W. E. Review of Mysticism and Philosophy II Philosophical Review. - 1962. - Vol. 71. - P. 387-390.

291. Kiely W. F. Critique of Mystical States: A Reply // The Journal of Nervous and Mental Diseases. - 1974. - Vol. 159. - P. 196-197.

292. King S. B. Concepts, Anti-Concepts and Religious Experience // Religious Studies. - 1978. - Vol. 14. - P. 445-458.

293. King S. B. Two Epistemological Models for the Interpretation of Mysticism // Journal of the American Academy of Religion. - 1988. - Vol. 56. -P. 257-279.

294. King W. L. Negation as a Religious Category // Journal of Religion. -1957.-Vol. 37.-P. 105-118.

295. Knowles D. The English Mystical Tradition. - New York: Harper & Brothers, 1961.-197 p.

296. Kocijancic Pokorn N. The Author of the Cloud of Unknowing. Medieval Anonymity and Barthes's Death of the Author // English Studies. - 1999. -Vol. 80.-P. 490-498.

297. Krishan D. Mysticism and the Problem of Intelligibility // The Journal of Religion. - 1954. - Vol. 34. - P. 101-105.

298. Kiigler P. The Meaning of Mystical 'Darkness' // Religious Studies. -2005.-Vol. 41.-P. 95-105.

299. Lakoff G., Johnson M. Philosophy in the Flesh: the Embodied Mind and its Challenge to Western Thought. - New York: Basic Books, 1999. - 624 p.

300. Lancaster B. On the Relationship Between Cognitive Models and Spiritual Maps: Evidence from Hebrew Language Maps // Journal of Consciousness Studies. - 2000. - Vol. 7. - P. 231-250.

301. Landtblom A.-M. The "Sensed Presence": an Epileptic Aura with Religious Overtones // Epilepsy & Behavior. - 2006. - Vol. 9. - P. 186-188.

302. Lans J. van der. The Value of Sunden's Role-Theory Demonstrated and Tested with Respect to Religious Experiences in Meditation // Journal for the Scientific Study of Religion. - 1987. - Vol. 26. - P. 401-412.

303. Lasson A. Meister Eckhart, der Mystiker. Zur Geschichte der religiösen Speculation in Deutschland. - Berlin: Verlag von Wilhelm Hertz, 1868. -354 s.

304. Laughlin C. D., McManus J., d'Aquili E. G. Brain, Symbol and Experience: Toward a Neurophenomenology of Consciousness. - New York: Columbia University Press, 1990. - 403 p.

305. Lee J. H. Problems of Religious Pluralism: A Zen Critique of John Hick's Ontological Monomorphism // Philosophy East & West. - 1998. - Vol. 48. -P. 453-477.

306. Lettau L. Conscious Constructions of Self: Dreams and Visions in the Middle Ages [Dissertation]. - Delaware: ProQuest LLC, 2008. - 314 p.

307. Leuba J. H. The Immediate Apprehension of God According to William James and William E. Hocking // The Journal of Philosophy. - 1924. -Vol. 21.-P. 701-712.

308. Leuba J. H. The Meaning of "Religion" and the Place of Mysticism in Religious Life // The Journal of Philosophy. - 1921. - Vol. 18. -P. 57-67.

309. Leuba J. H. On the Psychology of a Group of Christian Mystics // Mind, New Series. - 1905. - Vol. 14. - P. 15-27.

310. Leuba J. H. Professor James' Interpretation of Religious Experience // International Journal of Ethics. - 1904. - Vol. 14. - P. 322-339.

311. Leuba J. H. The Psychology of Religious Mysticism. - London: Kegan Paul, Trench & Co, LTD., 1925. - 336 p.

312. Lukoff D. The Diagnosis of Mystical Experiences with Psychotic Features // The Journal of Transpersonal Psychology. - 1985. - Vol. 17. - P. 155181.

tVi

313. Main J. Christian Meditation: the Gethsemani Talks. - 4 ed. -Tucson, AZ: Medio Media Pub., 2001. - 56 p.

314. Martin C. B. Religious Belief. - Ithaca, N. Y.: Cornell University Press, 1959. - 168 p.

315. Matilal B. Mysticism and Reality: Ineffability // Journal of Indian Philosophy. - 1975. - Vol. 3. - P. 217-252.

316. McCann J. The Cloud of Unknowing // Ampleforth Journal. - 1924. -Vol. 29.-P. 192-197.

317. McFague S. Models of God: Theology for an Ecological, Nuclear Age. - Philadelphia: Fortress Press, 1987. - 224 p.

318. McGinn B. Love, Knowledge, and Mystical Union in Western Christianity: Twelfth to Sixteenth Centuries // Church History. - 1987. - Vol. 56. -P. 7-24.

319. Mcintosh M. A. Mystical Theology: The Integrity of Spirituality and Theology. - Maiden: Blackwell Publishing, 1998. - 246 p.

320. McNamer S. Affective Meditation and the Invention of Medieval Compassion. - Philadelphia: University of Pennsylvania Press, 2009. - 309 p.

321. The Medieval Mystical Tradition in England IV: The Exeter Symposium IV: Papers Read at Dartington Hall, July 1987. / Ed. by M. Glasscoe. - Cambridge: D. S. Brewer, 1987. - 195 p.

322. The Medieval Mystical Tradition in England: Exeter Symposium VII: Papers Read at Charney Manor, July 2004. / Ed. by E. A. Jones. - Cambridge: D. S. Brewer, 2004.-212 p.

323. The Medieval Mystical Tradition in England, Ireland, and Wales: Exeter Symposium VI: Papers Read at Charney Manor, July 1999. / Ed. by M. Glasscoe. - Cambridge: D. S. Brewer, 1999. - 268 p.

324. Merkur D. Crucified with Christ: Meditation on the Passion, Mystical Death, and the Medieval Invention of Psychotherapy. - Albany: State University of New York Press, 2007. - 156 p.

325. Merkur D. Mystical Moments and Unitive Thinking. - Albany: State University of New York Press, 1999. - P. 188 p.

326. Merton T. The Asian Journal of Thomas Merton. - 18th ed. - New York: New Directions Publishing, 1975. - 445 p.

327. Metaphor and Thought. / Ed. by A. Ortony. - 2nd ed. - Cambridge: Cambridge University Press, 1993. - 678 p.

328. Miller G. L. The Way of the English Mystics. An Anthology and Guide for Pilgrims. - Wellwood: Burns & Oates, 1996. - 192 p.

329. Mills G. K., Campbell K. A Critique of Gellhorn and Kiely's Mystical States of Consciousness: Neuropsychological and Clinical Aspects // The Journal of Nervous and Mental Diseases. - 1974. - Vol. 159. - P. 191-195.

330. Minor Works of Walter Hilton. / Ed. by D. Joned. - New York:

Benziger, 1929.-232 p.

331. The Modern Theologians: An Introduction to Christian Theology since 1918. / Ed. by D. F. Ford, R. Muers. - 3rd ed. - Oxford: Blackwell Publishing Ltd., 2005.-819 p.

332. Morewedge P. Critical Observations on Some Philosophies of Mysticism // International Journal for Philosophy of Religion. - 1976. - Vol. 7. -P. 409-424.

333. Morris T. J. Rhetorical Stance: An Approach to The Cloud of Unknowing and Its Related Treatises // Mystics Quarterly. - 1989. - Vol. 15. - P. 13-20.

334. Moussaieff Masson J., Masson T. C. The Study of Mysticism: A Criticism of W. T. Stace // Journal of Indian Philosophy. - 1976. - Vol. 4. - P. 109-125.

335. Moxon C. Mystical Ecstasy and Hysterical Dream-States // Journal of Abnormal Psychology. - 1920. - Vol. 15. - P. 329-334.

336. Mysticism and Insanity // The British Medical Journal. - 1899. - Vol. 2.-P. 935.

337. Mysticism and Language. / Ed. by S. T. Katz. - New York: Oxford University Press, 1992. - 262 p.

338. Mysticism and Philosophical Analysis. / Ed. by S. T. Katz. - New York: Oxford University Press, 1978. - 264 p.

339. Mysticism and Religious Traditions. / Ed. by S. T. Katz. - Oxford: Oxford University Press, 1983. - 279 p.

340. Mysticism and Sacred Scripture. / Ed. by S. T. Katz. - Oxford: Oxford University Press, 2000. - 260 p.

341. Mystics and Scholars: the Calgary Conference on Mysticism, 1976. / Ed. by H. Coward, T. Penelhum. - Waterloo: Wilfrid Laurier University Press, 1977.-118 p.

342. Mysticism: Based on Papers Read at the Symposium on Mysticism Held at Abo on the 7th-9th September, 1968 / Ed. by S. S. Hartman, C.-M. Edsman. - Stockholm: Almqvist & Wiksell, 1970. - 258 p.

343. Nasr S. H. Knowledge and the Sacred. - New York: Crossroad

Publishing Co., 1981.-341 p.

344. Nelson R. Mysticism and the Problems of Mystical Literature // Rocky Mountain Review of Language and Literature. - 1976 - Vol. 30. - P. 1-26.

345. Newberg A. B., Alavi A., Baime M., Pourdehnad M., Santanna J., d'Aquili E. G. The Measurement of Regional Cerebral Blood Flow during the Complex Cognitive Task of Meditation: A Preliminary SPECT Study // Psychiatry Research: Neuroimaging. - 2001. - Vol. 106. - P. 113-122.

346. Newberg A. B., d'Aquili E. G. The Neuropsychology of Religious and Spiritual Experience // Journal of Consciousness Studies. - 2000. - Vol. 7. - P. 251-266.

347. Newberg A., Pourdehnad M., Alavi A., d'Aquili E. G. Cerebral Blood Flow during Meditative Prayer: Preliminary Findings and Methodological Issues // Perceptual and Motor Skills. - 2003. - Vol. 97. - P. 625-630.

348. Newberg A. B., Waldman M. R. How God Changes Your Brain. -New York: Ballantine Books, 2009. - 368 p.

349. Newberg A. B., Wintering N. A., Morgan D., Waldman M. R. The Measurement of Regional Cerebral Blood Flow during Glossolalia: A Preliminary SPECT Study // Psychiatry Research: Neuroimaging. - 2006. - Vol. 148. - P. 6771.

350. Newbold W. R. Hypnotic States, Trance, and Ecstasy // Popular Science. - 1896. - Vol. 48. - P. 804-815.

351. Noetinger M. The Authorship of the 'Cloud of Unknowing' // New Blackfriars. - 1924. - Vol. 4. - P. 1457-1464.

352. Oakes R. A. Mediation, Encounter, and God // International Journal for Philosophy of Religion. - 1971. - Vol. 2. - P. 148-155.

353. On the Psychology of Meditation. / Ed. by C. Naranjo, R. Orstein. -New York: Viking Press, 1971.-248 p.

354. Otto R. Mysticism East and West: A Comparative Analysis of the Nature of Mysticism. - New York: Collier Books, 1932. - 282 p.

355. Overall C. Mysticism, Phenomenalism, and W. T. Stace // Transactions of the Charles S. Peirce Society. - 1982. - Vol. 18. - P. 177-190.

356. Overall C. The Nature of Mystical Experience // Religious Studies. -

1982.-Vol. 18.-P. 47-54.

357. The Oxford Handbook of Philosophy of Religion. / Ed. by W. Wainwright. - Oxford: Oxford University Press, 2005. - 550 p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.