Концепции социального взаимодействия в теоретической социологии: Теоретико-методологический анализ тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Ушаков, Дмитрий Викторович

  • Ушаков, Дмитрий Викторович
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 1999, Новосибирск
  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 144
Ушаков, Дмитрий Викторович. Концепции социального взаимодействия в теоретической социологии: Теоретико-методологический анализ: дис. кандидат философских наук: 09.00.11 - Социальная философия. Новосибирск. 1999. 144 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Ушаков, Дмитрий Викторович

Введение.

Глава 1. Проблема социального взаимодействия в теориях социального действия

1. Методологический индивидуализм как основание теории социального действия М. Вебера.

2. Теория социального действия Т. Парсонса и статусно-ролевая концепция социального взаимодействия.

Глава 2. Обоснование концепций социального взаимодействия в общей социологии

1. Концепция социального взаимодействия в теориях

Г. Зиммеля и П.А. Сорокина.

2. Концепция социального взаимодействия в теориях символического интеракционизма.

Глава 3. Методологическое значение концепций социального взаимодействия для отраслевой социологии

1. Методологическое значение концепции социального взаимодействия для социологии экономической жизни.

2. Методологическое значение концепции социального взаимодействия для исследования этносоциальных процессов.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Концепции социального взаимодействия в теоретической социологии: Теоретико-методологический анализ»

Актуальность темы исследования. С начала 90-х годов отечественная социальная наука утратила парадигмальное единство своих теоретико-методологических оснований и оказалась в состоянии системной дезинтеграции. Вместе с тем процесс фрагментации социального знания сопровождается процессом его интеграции. В социальной философии отчетливо проявляет себя новая продуктивная тенденция - тенденция к углубленной рефлексии внутренних и внешних оснований, к уточнению содержания ключевых понятий и категорий.

В контексте перемен, происходящих в области социального познания, обращает на себя внимание устойчивый переход с периферии в центр исследовательских интересов проблематики социального взаимодействия. В первую очередь это обусловлено возникшим в настоящее время общим противоречием между быстро изменяющейся общественной реальностью и ее адекватным; научным осмыслением. Действительно, налицо возрастание субъектности общества, а следовательно, умножение и усложнение взаимодействий общественных субъектов, т. е. социальных взаимодействий. Вместе с тем представление о социальном взаимодействии как таковом, в явной или латентной форме используемое в ряде частнопредметных дисциплин, все еще не получило достаточного теоретического осмысления на уровне социальной философии, не стало общим теоретико-методологическим основанием для адекватного анализа социальных явлений и процессов, не в полной мере выполняет свои пот исковые и объяснительные функции. Более того, сама проблематика социального взаимодействия является дискуссионной, в том числе и в рамках социальной философии, так что поле для эвристического теоретизирования вполне открыто, и такое теоретизирование актуально не только с научной, но и с практической точек зрения.

В рамках выделенной проблематики имеются существенные достижения ] и эвристические «прорывы», но есть и слабо проработанные места, нуждающиеся в более пристальном и систематическом внимании. В частности, фактически слабо реализованной остается «рефлексия к основаниям», т. е. осмысле-I ние генезиса представлений и концепций социального взаимодействия, и пре-; жде всего в теоретической социологии - в той отрасли обществознания, где \ данная проблема оказалась наиболее разработанной, органически вошедшей ( в ведущие социологические теории XX в., а также в ряд направлений совре-/ г менной отраслевой социологии.

Выбор именно этого ракурса исследования в проблемном поле социального взаимодействия в методологическом аспекте опирается прежде всего на классическое положение философии, согласно которому понимание предмета органически связано с пониманием его развития, в том числе и в познающей мысли. В свою очередь, реализация данного подхода может обеспечить движение в процессе исследования выделенного предмета от сущности первого порядка к сущности второго порядка. Это справедливо и в нашем случае, поскольку от теории к теории (в ряду выделенных) проблематика социального взаимодействия получала все более полное теоретическое отображение, фиксировалась в основных своих характеристиках. Немаловажно здесь и то, что такого рода реконструирующее теоретизирование позволяет выявить уже отработанные наукой тупиковые ходы и тем самым занять исторически более выверенную теоретико-методологическую позицию при обращении к исследуемому феномену. Иначе говоря, это своеобразное сотрудничество с мыслителями-предшественниками позволяет исследователю избежать ошибок, уже совершенных до него, и придает последовательности развития научных систем характер прогресса (X. Ортега-и-Гассет).

Все это указывает на научную и практическую значимость диссертационного исследования, перспективность дальнейшего теоретического осмысления проблематики социального взаимодействия.

Степень разработанности проблемы. Взаимодействие является одним из) субстанциальных оснований существования материи. Именно поэтому оно в той или иной мере привлекало к себе внимание исследователей, представляющих самые различные области научного знания.

Продуктивные идеи о взаимодействии высказывались в рамках классиче-1 ской философии такими мыслителями, как Эмйедокл, Анаксагор, Левкипп, ]

Демокрит, Диоген Апполонийский, Платон, Аристотель, Галилей, Декарт^ Ньютон, Гоббс, Спиноза, Гольбах, Лейбниц, Кант, Шеллинг, Гегель, Энгельс.! Взаимодействие рассматривалось ими прежде всего в непосредственной связи; с решением проблем единства-многообразия сущего, самодвижения субстанции, причинности, противоречия, развития и т. д. Высказывания и разработки; этих мыслителей по данной проблеме явились общей содержательной и теоретико-методологической основой для последующих разработок проблематики взаимодействия.

Особую роль в изучении взаимодействия как общефилософской категории сыграли современные исследования, проведенные философами на материалах физики и других естественных наук (А.Н. Аверьянов, P.A. Аронов, И.В. Блауберг, A.C. Ворончихин, И.И. Жбанкова, А.Н. Иезуитов, A.C. Кири-люк, В.Н. Князев, В.А. Кулигин, P.O. Курбанов, Л.П. Курило, К. Маре, Н.В. Омельченко, А.Ф. Перетурин, В.В. Подзолов, Ю.П. Рябченко, В.Н. Садовский, О.В. Санникова, Р.Т. Сарсенов, P.C. Сейфулаев, С.Н. Смирнов, Л.Е. Соркин, Ю.В. Табакаев, B.C. Тюхтин, Й. Цоуфал, А.Г. Чусовитин, Э.Г. Юдин и др.). В этих исследованиях внимание акцентировалось прежде всего на вы-: явлении общих, сущностных характеристик взаимодействия, а также на осоI бенных формах его существования на разных уровнях движения материи. В j данном случае анализировались содержание, место и роль категории взаимо-/ действия в сопряжении с такими категориями как «движение», «связь»,| «отношение», «причинность», «система», «структура», «процесс»^ «отражение» и др.

В области социальных наук понятие взаимодействия не обладает таким j же отчетливым категориальным статусом, как в философии и естествознании.; Это обусловлено исключительной сложностью социальной системы как пред-1 мета познания, наличием в социальных науках различных уровней теоретизи-; рования, а также существованием множества частнопредметных подходов к исследованию социальных явлений и процессов. В то же время проблематика' социального взаимодействия имеет свою историю активной разработки, свои действительные достижения.

Наиболее активно проблема социального взаимодействия разрабатывав лась в рамках теоретической социологии. Она фиксировалась и обсуждалась еще до начала XX в. и фактически не теряла своей актуальности на протяжении всего столетия. Среди исследователей феномена социального взаимодействия прежде всего следует отметить П.А. Сорокина и Г. Зиммеля. Они не только впервые выделили социальное взаимодействие как относительно самостоятельный предмет познания, но и использовали соответствующее понятие для построения общих теорий в социологии. Существенно значимые представления о социальном взаимодействии содержатся в теориях социального действия М. Вебера и Т. Парсонса. Выстраивая теории социального действия, эти исследователи самой логикой социального познания были вынуждены трансформировать представление о социальном действии в представление о социальном взаимодействии, поскольку именно последнее позволяло им достаточно полно и структурированно выразить субъект-субъектную природу общественных явлений и процессов.

Одно из ключевых мест проблематика социального взаимодействия занимала в зарубежных социальных исследованиях, проводимых как на макро-, так и на микроуровне. Среди первых следует отметить разработки в области конфликтологии (Р. Дарендорф, Л. Козер и др.), социологических теорий ме-ждународнародных отношений (В. Бланш, Р. Кеохейн, Д. Най, Д. Розенау, М. Смуте, М. Шоу и др.), мир-системного анализа (И. Валерстайн). Ко вторым относятся исследования в области символического интеракционизма (Г. Блу-мер, Ч. Кули, М. Кун, Д. Мид, Д. Морено, Р. Парк, Т. Партленд, А. Стросс, Т. Шибутани и др.), теории социального обмена (П. Блау, Д. Хоманс, Р. Эмерсон и др.), этнометодологии (Г. Гарфинкель). Особо следует выделить символический интеракционизм, в рамках которого социальное взаимодействие явилось основным предметом исследования и рассматривалось как процесс, протекающий на межиндивидуальном и внутриличностном уровнях, т. е. носящий характер не только внешней, но и внутренней рефлексии на основе речевой коммуникации, жестов, символов и т. д.

В отечественной социальной науке проблематика социального взаимодействия не получила широкого развития. Лишь в последние десятилетия набтодается устойчивый рост внимания исследователей к социальному взаимодействию, осуществляются попытки использовать соответствующее понятие при выстраивании тех или иных концепций, в процессе теоретического анализа эмпирического материала.

На социально-философском уровне социальное взаимодействие рассматривается в работах В.Г. Афанасьева, К.Х. Момджяна, В.П. Фофанова, В.К. Чумаева и др. В данных исследованиях анализируются наиболее общие проблемы социального взаимодействия - его характер, структура, содержание и т. д. В то же время следует отметить, что количество подобных работ сравнительно невелико и что анализ взаимодействия оказывается в большинстве случаев сопряженным с решением других познавательных задач.

Значительную группу работ составляют исследования, в которых социальное взаимодействие рассматривается в связи с анализом социальных отношений, социальной деятельности, общения, субъектов общественного развития (Ю.П. Андреев, Г.М. Андреева, Г.С. Арефьева, В.Г. Афанасьев, Л.П. Буева, А.И. Вербин, М.В. Демин, М.С. Каган, М.С. Кветной, В.Е. Кемеров, В.А. Лекторский, A.A. Леонтьев, К.Н. Любутин, Э.С. Маркарян, Г.В. Мокро-носов, А.Т. Москаленко, Л.В. Орлова, В.И. Паниотто, М.Н. Перфильев, Ю.К. Плетников, Ю.Д. Прилюк, A.B. Резаев, Б.А. Родионов, В.Н. Сагатовский,

B.И. Свидерский, Л.А. Ситничецко, В.М. Соковнин и др.).

В последнее время характерной тенденцией отечественного обществозна-ния становится использование понятия «взаимодействие» для объяснения широкого круга явлений социальной действительности. Так, в области социологии и социальной философии обозначился рост количества публикаций, посвященных таким формам социального взаимодействия, как взаимодействия межцивилизационные, межкультурные, межэтнические, межгрупповые (A.M. Аблажей, С.Н. Артановский, С.А. Арутюнов, М.М. Бахтин, В.И. Бойко, В.В. Браницкий, В.В. Груздева, А.Я. Гуревич, С.Н. Еремин, Н.К. Иконникова, А.Д. Карнышев, С.Г. Ларченко, В.В. Мархинин, Ю.В. Попков, Н.С. Розов, И.В. Удалова, H.A. Фролова и др.), социально-экономические (М.Х. Балкизов,

C.Ю. Барсукова, Ф.М. Бородкин, В.И. Герчиков, Т.И. Заславская, Л.Я. Ко-салс, Е.В. Косалс, З.И. Калугина, С.Ю. Павленко, В.К. Потемкин, Р.В. Рывкина, Е.А. Тюгашев, М.А. Шабанова, О.В. Шарнина и др.), социально-политические (В.В. Желтов, И.В. Огарь, Л.Л. Шпак), информационные (В.Н. Шубкин, В.З. Коган, А.Н. Кочергин и др.).

Анализ социологических теорий и концепций, в том числе и частичную реконструкцию существующих в них представлений о социальном взаимодействии, содержат работы по истории теоретической социологии (Д. Алексан-дер, Г.М. Андреева, Р. Арон, И.И. Антонович, Г. Беккер, Г. Блумер, А. Бесков, П.П. Гайденко, Э. Гидденс, И.А. Громов, Ю.Н. Давыдов, Л.Г. Ионин, Э.А. Капитонов, А.Д. Ковалев, И.С. Кон, А.Ю. Мацкевич, П. Монсон, М. Натансон, В. Недельман, Г.В. Осипов, В.В. Сапов, В.А. Семенов, Д. Тернер, А.Ф. Филиппов, Д.Н. Шалин и др.).

Таким образом, как на понятийном, так и на феноменологическом уровне представление о социальном взаимодействии активно использовалось в зарубежной и отечественной науке при анализе общественных явлений на разных ступенях абстракции социального знания. Однако следует подчеркнуть, что несмотря на важное теоретическое и методологическое значение, понятие «социальное взаимодействие» в познавательном процессе часто используется интуитивно, либо оказывается на периферии исследовательского интереса. Менее всего разработанным оно оказалось в социальной философии. В частности, здесь фактически отсутствуют обобщающие работы, фиксирующие место и роль понятия социального взаимодействия в системе понятий соответствующего уровня абстракции, а это означает, что этот вид взаимодействия еще только становится специальным предметом социально-философских исследований.

Учитывая перспективу создания социально-философской теории социального взаимодействия, необходимо провести теоретико-методологический анализ концепций социального взаимодействия, представленных в классических социологических теориях и в отдельных направлениях отраслевой социологии, - именно это и является основным содержанием настоящего исследования.

Объектом исследования выступают классические теории общей социологии и отдельные направления отраслевой социологии, в основу которых положено представление о социальном взаимодействии и обществе как системе социальных взаимодействий.

Предметом исследования является развитие концепций социального взаимодействия в общей и отраслевой социологии.

Цель и задачи исследования. Целью исследования является анализ роли концепций социального взаимодействия в общетеоретической и отраслевой социологии.

Цель исследования реализуется посредством решения следующих познавательных задач:

1) определить методологические основания формирования концепции социального взаимодействия в теориях социального действия М. Вебера и Т. Парсонса;

2) выявить методологическую функцию концепций социального взаимодействия в теориях Г.Зиммеля и П.А.Сорокина;

3) раскрыть эвристическую ценность концепции социального взаимодействия в теориях символического интеракционизма;

4) показать методологическое значение концепций социального взаимодействия для разработки базовых теоретических моделей отраслевой социологии (на примере новосибирских школ экономической социологии и этносо-циологии).

Методологические и теоретические основы исследования. Общей методологической базой диссертационного исследования является системно-генетический подход. В рамках диссертации данный подход использован для реконструкции и анализа концептуальных представлений о социальном взаимодействии, развитых в социологических теориях. Системный аспект обеспечил изучение социального взаимодействия в органическом единстве с ключевыми понятиями и представлениями в каждой из выделенных теорий и тем самым позволил определить действительные место и роль представлений о социальном взаимодействии в теоретическом описании общества. Генетический аспект используемого подхода позволил рассмотреть развитие представлений о социальном взаимодействии в динамике последовательного обогащения его характеристик, по мере соответствующего развития теорий, включающих данные представления в качестве органического элемента общих концептуальных построений.

В качестве общей теоретической основы диссертационного исследования выступают положения о взаимодействии, социальном взаимодействии, противоречии, рефлексии, развитые в философских и социально-философских работах И. Канта, Г. Гегеля, К. Маркса. Важное теоретическое значение для анализа социального взаимодействия имеют работы крупных отечественных ученых В.П. Фофанова, В.Г. Афанасьева, А.Н. Аверьянова, М.С. Кагана, а также положения Ю.Н. Давыдова, П.П. Гайденко, Л.Г. Ионина, И.С. Кона, используемые этими исследователями при анализе классических социологических теорий.

Научная новизна исследования и положения, выносимые на защиту. На основе анализа ряда ведущих социологических теорий впервые были определены предпосылки развития в них концептуальных представлений о социальном взаимодействии. Показано, что необходимость систематизации категорий теоретической социологии и разработки новых познавательных конструкций в отраслевой социологии стимулировала формирование в различных направлениях социологической мысли концепций социального взаимодействия, составляющих основание соответствующих теоретических построений.

Обладают новизной и выносятся на защиту следующие конкретные положения.

1. Анализ воззрений М. Вебера выявил, что его теория социального действия зиждется на позициях методологического индивидуализма и при рассмотрении общества как объекта социологии ведет к утрате его целостного образа. Осознавая, что действие как таковое, не ориентированное на другого субъекта, нельзя считать социальным, М. Вебер в процессе теоретического конструирования вводит понятия «ориентация действия на другого», «общностно ориентированное действие», «общественно ориентированное действие», «согласие», «социальное отношение». Предпринятый Т. Парсонсом переход от структурного анализа социального действия к теоретическому конструированию социальной системы в целом потребовал введения представлений об обязательной соотнесенности индивидуальных действий на основе статусно-ролевых ожиданий, нормативных ориентаций и единых образцов культуры. Тем самым концептуальное представление о социальном взаимодействии вводится для фиксации социальности социального действия.

2. Методологическая функция концепций социального взаимодействия в формальной социологии Г. Зиммеля и интегральной социологии П.А. Сорокина состоит в разрешении противоречия между номинализмом и реализмом в концептуальном отображении общества как единого целого. Через признание универсальных причинных и функциональных зависимостей, возникающих в ходе социального взаимодействия, представляющего фактически инвариант в структуре общества, последнее фиксируется не только в качестве единого объекта познания, но и как реальное коллективное единство, существующее на разных уровнях сложности. Иначе говоря, общество предстает как единство многообразного, субстанцией которого выступает социальное взаимодействие.

3. Эвристическая ценность концепции социального взаимодействия в теориях символического интеракционизма заключается в раскрытии механизма воспроизводства социальности общества. Данный механизм включает иерархию взаимодействий, в основе которой лежат внешние, межличностные взаимодействия, формирующие в процессе интериоризации социальность человека, его сознание и самость. Содержание самости образует внутренняя ау-токоммуникация индивида, экстериоризация которой является основой организации межличностных взаимодействий.

4. В теоретических построениях новосибирской экономико-социологической школы использование концепции социального взаимодействия было обусловлено стремлением подчеркнуть существенное значение человеческого фактора в развитии экономики, необходимостью представить социально-экономическую сферу жизни общества не только как движение ресурсов, но и как результат взаимодействия конкретных социальных групп. На основе концепции социального взаимодействия была сконструирована базовая теоретическая модель - модель социального механизма развития экономики.

5. В рамках новосибирской школы этносоциологии концепция социального взаимодействия использована для разработки теоретической модели возникновения и развертывания всемирно-исторического процесса в результате рефлексивных взаимодействий отдельных этносоциальных организмов, каждый из которых, в свою очередь, организован как сложная иерархия внутренних социокультурных взаимодействий, генетически связанных с системой внешних взаимодействий.

Научная и практическая значимость исследования. Предпринятое автором диссертационное исследование позволило составить относительно целостное представление о развитии концепций социального взаимодействия, определить их познавательный потенциал для теоретической социологии, обосновать необходимость введения понятия «социальное взаимодействие» в систему понятий социальной философии и других общественных наук, включая отраслевые социологии. Была выявлена конструктивная роль понятия социального взаимодействия для теоретического отображения общества на разных уровнях абстракции. Фиксация социального взаимодействия как одного из ключевых понятий социологии может внести известные коррективы в субординацию в рамках соответствующего понятийного аппарата и тем самым обогатить теоретические представления о социальной системе, ее структурообразующих элементах и источниках саморазвития. Содержание диссертационного исследования может быть использовано для разработки учебных спецкурсов по истории теоретической социологии и методологии социального познания.

Апробация основных результатов исследования. Проблемы, сформулированные и решаемые в процессе проведения исследования, а также основные положения самой диссертации обсуждались на следующих семинарах и конференциях: ежегодном региональном семинаре «Этносоциальные процессы в Сибири» (Новосибирск, 1996; Абакан, 1997), международной конференции «Копнинские чтения» (Томск, 1997), всероссийском семинаре молодых ученых «Дефиниции культуры» (Томск, 1997), международном семинаре «Проблемы социальных взаимодействий в транзитивном обществе» (Новосибирск, 1999), международной конференции «Общая теория дискурса и дискурсивные практики в контексте современной культуры» (Новосибирск, 1999), научной конференции «Ценности образования - образование как ценность» (Новосибирск, 1999). Отдельные результаты диссертации докладывались и обсуждались на методологических семинарах сектора этносоциальных иссле^ дований и отдела философско-социологических исследований, а также на общем методологическом семинаре Института философии и права Объединенного института истории, филологии и философии СО РАН.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Ушаков, Дмитрий Викторович

Заключение

Российское общество, находящееся в системном кризисе, так или иначе вовлекает в орбиту своего состояния и науку в целом. Одним из проявлений этого является дисбаланс между трансформацией общества и ее научным обеспечением, а в области самой науки, в нашем случае науки социальной, -превалирование эмпирических исследований над теоретическими. Это естественно, поскольку изменяющаяся в критическом режиме действительность фокусирует исследовательскую мысль на осмысление и решение наиболее острых текущих проблем, заставляет социальные науки, как и прочие институты общества, работать фактически в «пожарном» режиме. Как следствие, значительно меньше внимания, по сравнению с предшествующим периодом, уделяется исследованию фундаментальных проблем общественного развития. Вместе с тем сам процесс научного познания, представляющий собой органическое единство эмпирического и теоретического уровней исследования, закономерно реагирует на сложившийся дисбаланс, что выражается в постепенном восстановлении исследовательского интереса к анализу фундаментальных проблем, ситуативно отошедших на второй план в общем познавательном потоке.

Проведенный в диссертационном исследовании анализ состояния разработанности проблем социального взаимодействия вполне подтверждает высказанную мысль, отмечая растущий интерес к философскому теоретизированию с целью выявления сущностных оснований происходящих перемен, стоящих за совокупностью явлений общественной жизни. Разработка исследуемой проблемы является актуальной для углубленного анализа отдельных социальных проблем, а также состояния и развития общественного целого как единства многообразного.

Эвристическое значение концепций социального взаимодействия, отчасти уже проявивших себя в процессе познания, отчасти еще не раскрывших своего действительного потенциала, диктует потребность в продолжении исследований социального взаимодействия и как социального феномена, и как теоретической конструкции. В частности, как показано в диссертации, актуальной является рефлексия в основания, - формирование представлений о социальном взаимодействии и его субстанциальных характеристиках, а также о познавательном потенциале в ходе реконструирующего теоретизирования. Это предполагало обращение к классическим социальным теориям XX века, использующим как на макро-, так и на микроуровнях анализа концепции социального взаимодействия и непосредственно связанные с ними концепции социального действия.

Рассмотрение взаимодействия как базисного явления социальности предполагает в пределе развертывание всей истории человеческого общества. Однако применение принципа единства исторического и логического для раскрытия сущности исследуемого феномена позволяет осуществить анализ социального взаимодействия в контексте его рефлексии самой общественной наукой в рамках выделенных нами концепций. В этом случае генезис соответствующего понятия, как правило, совпадает с генезисом теорий, в которых оно становится предметом специальной рефлексии. В диссертационном исследовании реализован именно такой путь социального познания. Полученные при этом общие результаты можно представить следующим образом:

Проведенный в диссертационном исследовании анализ классических социальных концепций М. Вебера, Т. Парсонса, Г.Зиммеля, П. Сорокина, Д. Мида, Д. Морено, Г. Блумера, а также видных представителей отечественной отраслевой социологии выявил стоящую перед данными исследователями проблему: найти фундаментальное основание теоретического осмысления общества и выстраивания непротиворечивой теоретической конструкции, адекватно отражающей социальную реальность. В процессе решения данной задачи возникли проблемные ситуации, связанные прежде всего с поиском таких оснований, которые снимали бы противоречия между номинализмом и реализмом, между личностным и надличностным уровнями существования и развития общества.

Показательным с точки зрения определения методологических оснований формирования концепций социального взаимодействия является анализ теорий социального действия и тех познавательных трудностей, с которыми пришлось столкнуться М. Веберу и Т. Парсонсу при разработке своих теорий.

Занятая М. Вебером позиция методологического индивидуализма, отражающая номиналистическую ориентацию при теоретическом конструировании, так или иначе вела к отрицанию субстанциального единства общества. Вместе с тем, будучи результатом переориентации познавательного интереса с общества в целом на простейшую единицу индивидуального поведения, понятие «социальное действие», предложенное М. Вебером, содержало в себе в латентном виде (в форме представления о сознательной ориентации действия на другого) возможность его рассмотрения в качестве момента социального взаимодействия.

Попытка конструировать социальную систему на основании единичных действий привела Т. Парсонса к признанию того, что из этих единичных действий как отдельных элементов невозможно вывести эмерджентные качества социальной системы. Это явилось основанием для введения представлений об обязательной соотнесенности индивидуальных действий друг с другом на основе статусно-ролевых ожиданий, нормативных ориентаций и единых образцов культуры. Поэтому ядром социальной системы были признаны ролевые взаимодействия индивидов, складывающиеся в относительно устойчивые стандартизованные отношения и образующие социальную структуру и институты.

Таким образом, отрицание субстанциального единства общества, а также переход на позиции методологического индивидуализма и социологического номинализма в теоретическом конструировании создает основание для обращения к представлениям о социальном взаимодействии. Фиксация индивидов в качестве отдельных субъектов и первичных элементов общества требует признания социального взаимодействия как процесса обусловленности индивидуальных действий относительно друг друга, что и позволяет теоретически фиксировать социальность.

Анализ социологических теорий, выдвинутых Г. Зиммелем и П.А. Сорокиным, показывает, что концепции социального взаимодействия используются ими для решения вопроса о реальном существовании общества как единого целого, в чем и состоит методологическая функция этих концепций.

В формальной социологии Г. Зиммеля социальное взаимодействие рассматривается в качестве основной формы, инварианта различных по своему содержанию функциональных связей и динамических отношений между компонентами общества как социального целого. Социальное взаимодействие в интегральной социологии П.А. Сорокина предстает в качестве модели простейшего общественного явления, фиксация которого дает возможность впоследствии конструировать модели социальных явлений более сложного порядка. Именно модель социального взаимодействия позволяет П.А. Сорокину раскрыть механизм эмерджентности, когда количество единичных индивидов обретает новое качественное состояние целостности, благодаря которому формируются реальные коллективные единства различной степени сложности. Тем самым общество теоретически фиксируется как реально существующее, относительно целостное образование, благодаря взаимодействию индивидов и коллективных единств различных уровней сложности.

Если в теориях социального действия и концепциях социального взаимодействия была зафиксирована способность понятия «взаимодействие» фиксировать социальность как таковую, то в теориях символического интеракцио-низма на уровне микросоциологического анализа фактически раскрывается механизм воспроизводства социальности. Данный механизм включает иерархию взаимодействий, в основе которой лежат внешние, межличностные взаимодействия. В процессе интериоризации внешних взаимодействий происходит формирование внутреннего рефлексивного процесса становления сознания и самости индивидов. В свою очередь, функционирование сознания опосредует организацию новых межличностных взаимодействий и коллективных действий, которые составляют содержание общественных структур и процессов. Таким образом, как формирование отдельной личности, так и общественные процессы, социальная структура и социальный порядок в целом являются продуктами социального взаимодействия, а само оно выступает, в сущности, как основа общественного развития.

Методологическое значение концепций социального взаимодействия для отраслевой социологии проявилось прежде всего в разработке новых теоретических конструкций и моделей.

В теоретических построениях экономической социологии методологическое значение понятия социального взаимодействия заключалось в том, что на его основе конструировалась базовая модель социального механизма развития экономики. Данная модель позволила, в свою очередь, представить экономическую сферу общества как сложный комплекс отношений между организационно-управленческой и экономико-социальной структурами, основу которых в первом случае составили взаимодействующие между собой организации, а во втором - существующие в рамках частных экономических подструктур многомерные социальные группы. Использование понятия социального взаимодействия было обусловлено потребностью представить социально-экономическую сферу жизни общества не как бессубъектное движение ресурсов, а как результат взаимодействия конкретных социальных групп, и тем самым подчеркнуть существенное значение человеческого фактора в развитии экономики.

В этносоциологии системно-генетическая модель социального взаимодействия использовалась для разработки концептуальной схемы всемирно-исторического процесса, снимающей в себе линейные и нелинейные представления о развития общества. В рамках данной схемы развертываются теоретические положения о данном процессе как результате взаимодействия отдельных цивилизаций, социальных организмов и национальных общностей, а также о локализации и глобализации как взаимообусловленных тенденциях современного мирового развития.

В целом анализ общих и специальных социологических теорий показывает, что понятие «взаимодействие», позволяя фиксировать на теоретическом уровне структурность и процессуальность социальной действительности, ее интеграцию и дифференциацию, все больше раскрывает свои эвристические возможности через развитие системных методов познания общественных явлений. Как представляется, именно в этом направлении могут быть получены новые результаты, объясняющие самые разные социальные явления и тенденции общественного развития.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Ушаков, Дмитрий Викторович, 1999 год

1. Аблажей A.M. Методологический анализ проблемы взаимодействия культур. Автореф. дис. .канд. филос. наук. - Новосибирск, 1994. - 22 с.

2. Аверьянов А.Н. Системное познание мира: методологические проблемы. -М.: Политиздат, 1985. 263 с.

3. Американская социология: перспективы, проблемы, методы. М.: Изд-во Прогресс, 1972. - 392 с.

4. Аронов P.A. К категории взаимодействия // Некоторые вопросы философии. Кишинев, - 1964. - №4. - С. 43 - 51.

5. Арутюнов С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. М.: Наука, 1989.-247 с.

6. Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М., Су соколов A.A. Этносоциология: Учебное пособие для вузов. М.: Аспект Пресс, 1998. - 271 с.

7. БАМ и народы Севера. Новосибирск: Наука, 1977. — 176 с.

8. Блумер Г. Коллективное поведение // Американская социологическая мысль: тексты / Под ред. В.И. Добренькова. М.: Изд-во МГУ, 1994. - С. 168-215.

9. Блумер Г. Общество как символическая интеракция // Современная зарубежная социальная психология: тексты. М.: Изд-во МГУ, 1984. - С. 173 -180.

10. Бойко В.И. Опыт социологического исследования проблем развития народов Нижнего Амура. Новосибирск: Наука, 1973. - 212 с.11 .Бойко В.И. Социальное развитие народов Нижнего Амура. Новосибирск: НауКа, 1977. - 279 с.

11. Бойко В.Й. Социально-экономическое развитие народностей Севера: программа координации исследований. Новосибирск: Наука, 1988. - 320 с.

12. Ъ.Бойко В.И., Васильев Н.В. Социально-профессиональная мобильность эвенов и эвенков Якутии. Новосибирск: Наука, 1981. - 175 с.

13. Бойко В.И., Попков Ю.В. Развитие отношения к труду у народностей Севера при социализме. Новосибирск: Наука, 1987. - 175 с.

14. Бойко В И., Попков Ю.В., Попкова Т.В. Интернационализация общественной жизни народностей Севера (к разработке концепции): Препринт. Новосибирск: ИИФиФ СО АН СССР, 1988. - 66 с.1 б.Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. М.: Мысль, 1978. - 216 с.

15. П.Вавилин Е.А. Фофанов В.П. Исторический материализм и категория культуры. Теоретико-методологический аспект. Новосибирск: Наука, 1983. - 200 с.

16. Вебер М. Образ общества. Избранное. М.: Юрист, 1994. - 704 с.

17. Вебер М. Избранные произведения: Пер. с нем. / Под ред. Ю.Н. Давыдова. М.: Прогресс, 1990. - 808 с.

18. Гегель Г.В.Ф. Наука логики. Санкт-Петербург: Наука, 1997. - 800 с.

19. Гегель Г.В.Ф. Философия права. М.: Мысль, 1990. - 524 с.

20. Гегель Г.В.Ф. Философия духа. Энциклопедия философских наук. Т.З. -М.: Мысль, 1977.-471 с.

21. Гоббс Т. Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского // Гоббс Т. Соч. Т.2. - М.: Мысль, 1991.-731 с.

22. Голосенко И.А. Социология Питирима Сорокина: Русский период деятельности. Самара: Социол. центр Социо, 1992. - 154 с.

23. Гордиенко A.A. Человек и наука в региональной общности. Новосибирск: Наука, 1992.- 145 с.

24. Городское население Тувинской АССР: опыт социологического исследования. Новосибирск: Наука, 1981. - 224 с.

25. Горяченко Е.Е. Территориальный аспект социального механизма развития экономики // Пути совершенствования социального механизма развития советской экономики / Новосибирск: ИЭиОПП СО АН СССР, 1985. С. 102 — 111.

26. Громов И.А., Мацкевич А.Ю., Семенов В.А. Западная социология. СПб.: Ольга, 1997. - 372 с.31,Давыдов Ю.Н. Макс Вебер и современная теоретическая социология: актуальные проблемы веберовского социологического учения. М.: Мартис, 1998.-510 с.

27. Ъ2ДжемсУ. Психология / Под ред. Л.А. Петровской, М.: Педагогика, 1991. - 369 с.

28. ЪЪ.Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение: Пер. с франц. -М.: Канон, 1995.-352 с.

29. ЪА.Жбанкова И.И. Проблема взаимодействия: философский очерк. Минск: Наука и техника, 1971. - 142 с.

30. ЪЪ.Жбанкова И.И. Философские принципы в научном познании. Минск: Наука и техника, 1974. - 248 с.

31. Жизненный потенциал этнокультурного развития современной Сибири / Под ред. В.И. Бойко. Барнаул: Изд-во АРНЦ СО РАО, 1999. - 189 с.

32. Заславская Т.И. О социальном механизме развития экономики // Пути совершенствования социального механизма развития советской экономики. -Новосибирск: Наука, 1985. С. 8 - 28.

33. Заславская Т.И, Рывкина Р.В. Социология экономической жизни: Очерки теории. Новосибирск.: Наука, 1991. - 448 с.

34. Здравомыслов А.Г. От социального действия к системе современных обществ Памяти Талкотта Парсонса (1902 1979). // Социология российского кризиса: Статьи и доклады 1990-х годов. — М.: Наука, 1999. - С. 253 - 299.

35. Зиммелъ Г. Социальная дифференциация // Зиммель Г. Избранное. Т. 2. -М.: Юрист, 1996.-607 с.

36. Иезуитов А.Н. Философия взаимодействия. Объяснение необъяснимого. -СПб.: ИПТ, 1995.- 109 с.

37. М.Ионин Л.Г. Георг Зиммель социолог: критич. очерк. - М.: Наука, 1981. -129. с.

38. Ионин Л.Г. Понимающая социология: историко-критический анализ. М.: Наука, 1979.-207 с.

39. Ионин JI.Г. Становление и развитие антипозитивистской ориентации в буржуазной социологии XIX XX веков. Автореф. дис. . док-ра филос. наук. - М., 1982. - 38 с.

40. Ионин Л.Г. Теоретические концепции символического интеракционизма // Проблемы зарубежной социальной психологии. Сб. аналит. обзоров. М.: Наука, 1976.-С. 154- 186.

41. Исакова Н.В. Культура народов Севера: философско-социологический анализ. Новосибирск: Наука, 1989. - 208 с.

42. История буржуазной социологии XIX начала XX века / Отв. ред. И.С. Кон. - М.: Наука, 1979. - 344 с.

43. История буржуазной социологии первой половины XX века / Отв. ред. Л.Г. Ионин и Г.В. Осипов. М.: Наука, 1979. - 306 с.

44. История социологии в Западной Европе и США / Отв. ред. Г.В. Осипов. -М.: Наука, 1993.-424 с.

45. История социологии. Социологическое образование: тексты. / Учеб. пособ. для Вузов / Общ. ред. В.И. Добреньков. М.: Изд-во Междунар. ун-та. Бизнеса и управления, 1997. - 496 с.

46. История социологии: Учеб. пособ. для Вузов / Общ. ред. А.Н. Елсунов.

47. Каган М.С. Мир общения. М. ¡Политиздат, 1988. - 319 с.

48. Каган М.С. Человеческая деятельность: опыт системного анализа. М.: Политиздат, 1974. - 328 с.

49. Кант И. Критика чистого разума. СПб.: ИКА Тайм - аут, 1993. - 478 с.

50. Карнышев АД. Межэтническое взаимодействие в Бурятии: социальная психология, история, политика. Улан-Удэ: Изд-во Бурятского ун-та, 1997. -184 с.

51. Кветной М.С. Человеческая деятельность: сущность, структура, типы (социальный аспект). Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1974. - 222 с.

52. Кирилюк A.C. К вопросу о соотношении категорий «взаимодействие» и «активность» // Проблемы философии. 1977. - Вып. 42. - С. 119 - 126.61 .Кон И. С., Шалин Д.Н. Д.Г. Мид и проблема человеческого Я // Вопр. философии 1969. - № 12. - С. 85 - 95.

53. Конт О. Дух позитивной философии. Западно-европейская социология XIX века: тексты / Под ред. В.И. Добренькова. М.: Изд-во Международного Университета Бизнеса и Управления, 1996 - 352 с.

54. Концепция социального и экономического развития народностей Севера на период до 2010 года. Новосибирск: Полиграф, 1989. - 128 с.

55. Костюк В.Г., Траскунова М.М., Константиновский Д.Л. Молодежь Сибири: образование и выбор профессии. Новосибирск: Наука, 1980. - 193 с.

56. Кочергин А.Н., Коган В.З. Проблемы информационного взаимодействия в обществе. Философско-социологический анализ. М.: Наука, 1980. - 176 с.

57. Критика современной буржуазной теоретической социологии. / Отв. ред. Г.В. Осипов. М.: Наука, 1977. - 267 с.

58. Ларченко С.Г. Социальные детерминации этнокультурного развития. Новосибирск: Изд-во НИИ дискретной математики и информатики, 1999. -170 с.

59. Лейтц Г. Психодрама: теория и практика. Классическая психодрама Я.Л. Морено. М.: Прогресс, 1994. - 352 с.1Ъ.Любутин К.Н., Пивоваров Д.В. Диалектика субъекта и объекта. Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 1993. - 416 с.

60. А.Маркс К. Энгельс Ф. Немецкая идеология // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-еизд. Т. 3.

61. Мархинин В.В. Диалектика социального и биологического в процессе становления этноса: философско-социологический аспект. Томск: Изд-во Томского ун-та, 1988. - 145 с.

62. Mud Д. Г. От жеста к символу. // Американская социологическая мысль: тексты / Под ред. В.И. Добренькова. М.: Изд-во МГУ, 1994. - С. 215 - 224.

63. Мокроносов Г.В., Москаленко А. Т. Методологические проблемы исследования общественных отношений и личности. Новосибирск: Наука, 1981. -295 с.81 .Момджян К.Х. Категории исторического материализма: системность, развитие. М.: Изд-во МГУ, 1986. - 288 с.

64. Монсон 77. Современная западная социология. Теории, традиции, перспективы. СПб.: Нотабене, 1992. - 445 с.

65. Морено Д.Л. Социометрия. Экспериментальный метод и наука об обществе. Подход к новой политической ориентации: Пер. с англ. В. М. Корзинкина. / Отв. ред. М.Ш. Бахитова М.: Изд-во иностр. лит-ры, 1958. - 289 с.

66. Морено Д.Л. Театр спонтанности: Пер. с англ. / Общ. ред. В.В. Макаров, Б.И. Хасан. Красноярск, 1993. - 125 с.

67. Народы Сибири на современном этапе: национальные и региональные особенности развития / Под ред. В.И. Бойко. Новосибирск: Наука, 1989. - 189 с.

68. Омелъченко Н.В. Проблема соотношения отражения и взаимодействия // Проблемы методологии научного познания. М.: Изд-во МГУ, 1981. - С. 28 - 33.

69. Павленко С.Ю. Поведение руководителей в системе межгрупповых взаимодействий // Известия СО АН СССР. Сер. экон. и прикл. Социология. 1986.- № 12.-Вып. З.-С. 56-63.

70. Парсонс Т. Понятие общества: компоненты и их взаимоотношения // THESIS: теория и история экономических и социальных институтов и систем. -М.: Весна, 1993. Т. 1. - Вып. 2. - С. 95 - 98.

71. Перетурин А.Ф. Единство атрибутов материи. М.: Знание 1966. - 48 с.

72. Перетурин А.Ф. Категория «взаимодействие» и принципы суперпозиции в физике // Вопр. философии. 1963. - № 2. - С. 110 - 131.

73. Плетников Ю.К. О природе социальной формы движения. М.: Изд-во МГУ, 1971.-247 с.

74. Плюснин Ю.М. Личность на перекрестке культур: модели социализации в условиях межкультурного взаимодействия: Препринт. Новосибирск: ИФиПр СО РАН, 1994. - 26 с.

75. Подзолов В.В. Категория взаимодействия в естественно-научном познании // Философские науки, 1973. - № 6. - С. 127 - 131.

76. Попков Ю.В. К методологии исследования процесса интернационализации. Препринт. Новосибирск: ИИФиФ СО АН СССР, 1991. - 40 с.

77. Попков Ю.В. Процесс интернационализации у народностей Севера: теоретико-методологический анализ. Новосибирск: Наука, 1990. - 200 с.

78. Попков Ю.В., Ушаков Д.В. Проблема взаимодействия в философии // II Копнинские чтения. Томск.: Изд-во Томского ун-та, 1997. - С. 148 - 162.

79. Попкова Т.В. Интернационализация общественной жизни народностей Севера в процессе перехода к социализму: Автореф. дис. .канд. филос. наук. Новосибирск, 1986. - 16 с.

80. Посконин В.В. Правопонимание Толкотта Парсонса: монография. -Ижевск: Изд-во Удмуртского ун-та, 1995. 144 с.

81. Проблемы современного социального развития народностей Севера. Новосибирск: Наука, 1986. - 256 с.

82. Радаев В.В., Шкаратан О.И. Социальная стратификация. Учеб. пособие. -М.: Аспект Пресс, 1996. 318 с.

83. Ю4.Резаев A.B. Парадигмы общения. Взгляд с позиций социальной философии. Иваново: Изд-во Полинформ, 1993. - 212 с.

84. Розов И. С. Структура цивилизации и тенденции мирового развития. Новосибирск: Изд-во Новосибирского ун-та, 1992. - 216 с.

85. Рывкша Р.В. Управленческие взаимодействия и проблема распределения хозяйственной власти // Известия СО АН СССР. Сер. экон. и прикл. социология. 1988. - № 8. - Вып. 2. - С. 3 - 12.

86. Рывкина Р.В. Управленческие группы: деятельность, поведение и взаимодействия // Известия СО АН СССР. Сер. экон. и прикл. социология, 1986. -№ 12.-Вып. 3.-С. 21-25.

87. Рывкина Р.В. Экономическая социология переходной России. Люди и реформы. М.: Дело, 1998. - 432 с.

88. Рыбкина Р.В., Косалс Л.Я. Роль социальных механизмов в ускорении социально-экономического развития общества // Известия СО АН СССР. Сер. экон. и прикл. социология, 1986. - № 12. - Вып. 3. - С. 3 - 13.

89. Сагатовский В.Н. Основы систематизации всеобщих категорий. Томск : Томского ун-та, 1973. - 432 с.

90. Садовский В.Н. Основания общей теории систем. Логико-методологический анализ. М.: Наука, 1974. - 280 с.

91. Связь и обособленность. Киев: Наукова думка, 1988. - 296 с.

92. Семенов Ю.И. Категория «социальный организм» и ее значение для науки // Вопр. истории. 1966. - № 8 - С. 88 - 106.

93. Ситниченко Л.А. Человеческое общение в интерпретациях современной западной философии: критический анализ Киев: Наукова думка, 1990. -350 с.

94. ХЪ.Смелзер Н. Социология: Пер. с англ. М.: Феникс, 1994. - 688 с.

95. Современная буржуазная философия. М.: Высшая школа, 1978. - 582 с.

96. Современная западная социология: Словарь. М.: Политиздат, 1990. - 432 с.

97. Современная западная философия: Словарь. М.: Политиздат, 1991.-414 с.

98. Современная зарубежная социальная психология: тексты. М.: Изд-во МГУ, 1984. - 256 с.

99. Соркин Л.Е. Взаимодействие как категория материалистической диалектики. Автореф. дис. . канд. филос. наук. М., 1970. - 22 с.

100. Сорокин П.А. Общедоступный учебник социологии. Статьи разных лет. -М.: Наука, 1994.-560 с.

101. Сорокин П.А. Социальная аналитика: учение о строении простейшего (разового) социального явления. Система социологии. Т.1. - М.: Наука, 1993.-447 с.

102. Сорокин П.А. Структурная социология // Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. / Общ. Ред. А.Ю. Согомонова. М.: Политиздат, 1992. -543 с.

103. Социальная траектория реформируемой России: исследования Новосибирской экономико-социологической школы. Новосибирск: Наука, 1999. -736 с.

104. Социальные проблемы труда у народностей Севера. Новосибирск: Наука, 1986.-216 с.

105. Табакаев Ю.В. О методологической роли единичного, особенного и общего в понимании взаимодействия // Диалектический материализм и философские проблемы естественных наук. М.: Наука, 1979. - Вып. 1. - С. 57 - 65.

106. Турен А. Возвращение человека действующего. Очерк социологии. М.: Научный мир, 1998. - 204 с.

107. Тюгашев Е.А., Попков Ю.В. Сибирский этнокультурный массив в свете тысячелетий // Этносоциаьные процессы в Сибири: тематич. сб. Новосибирск, ИФиПр СО РАН., 1998. - Вып.2. - С. 3 - 7.

108. Тюхтин В. С. Категория взаимодействия ключ к исследованию форм детерминации // Вопросы детерминации процессов развития в современной науке. - М.: Наука, 1985. - С. 149 - 164.

109. Ъ2.Уемов А.И. Вещи, свойства и отношения. М.: Академии наук СССР, 1963.- 184 с.

110. Ушаков Д.В. Взаимодействие культур и пространственно-временные аспекты социальной онтологии // Дефиниции культуры. Томск: Изд-во Томского ун-та, 1998.-Вып. 3.-С. 176- 181.

111. Ушаков Д.В. Концепт «социальное взаимодействие»: к методологии исследования межнациональных отношений // Этносоциальные процессы в Сибири. Новосибирск: Изд-во ИФиПр ОИИФиФ СО РАН, 1998 - Вып. 2. -С. 40 - 49.

112. Ушаков Д.В. Проблема социального взаимодействия в концепции Д.Г. Мида // Гуманитарные науки в Сибири. 1998. - № 1. - С. 88 - 92.

113. Ушаков Д.В. Проблема социального взаимодействия в теориях Г. Зиммеля и П.А. Сорокина II Проблемы социальных взаимодействий в транзитивном обществе. Новосибирск.: Изд-во НГАЭиУ, 1999. - С. 28 - 41.

114. Фофанов В.П. Всемирная история как рефлексия цивилизаций // Гуманитарные науки в Сибири. 1999. - № 1. - С.44 - 48.

115. У&.Фофанов В.П. Социальная деятельность и теоретическое отражение. Новосибирск: Наука, 1986. - 109 с.

116. Фофанов В.П. Социальная деятельность как система. Новосибирск: Наука, 1981. - 304 с.

117. Чумаев В.К. Содержание категории «социальное взаимодействие». М.: Мысль, 1977. - Вып. 2. - 107 с.

118. Чусовитин А.Г. Взаимодействие категория материалистической диалектики. - Барнаул: Изд-во БГПИ, 1973. - 127 с.

119. Чусовитин А.Г. Диалектика взаимодействия и отражения. Новосибирск: Наука, 1985.-176 с.

120. Чусовитин А.Г. Концепция взаимодействия (историко-методологический анализ). Новосибирск: Изд-во НГПУ, 1993. - 140 с.

121. Чусовитин А.Г. Российская цивилизация. Учеб. пособие. Новосибирск: НГАС, 1997. - 92 с.

122. Эвенки бассейна Енисея Новосибирск: Наука, 1992. - 208 с.

123. Экономическая социология и перестройка / Общ. ред. Т.И. Заславской и Р.В. Рыбкиной. М.: Прогресс, 1989. - 232 с.

124. Энгельс Ф. Диалектика природы // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. -Т. 20.

125. Энциклопедический социологический словарь М.: Изд-во ИСПИ РАН, 1995.-939 с.

126. Этнос в системе межнациональных отношений: регионы Сибири. Новосибирск: Наука, 1990. - 140 с.

127. Alili R. Qui s'integre a quoi? qui integre qui? I I Hommes et migrations. P., 1994. -№ 1182.-P. 15-20.

128. Hollis M., Sugden R. Rationality in action // Mind. Oxford, 1993. - Vol. 102, № 405. - P. 1 - 35.

129. Krassa MA. The structure of interaction and the transmission of political influence and information // Information and democratic processes. Urbana; Chicago, 1990. -P. 100-113.

130. Krausz E. Leaving man in society // Methodology a. science. Haarlem, 1992 Vol. 25, №3,- P. 141- 152.

131. Mead G.H. Selected Writings. Chicago, London: The University of Chicago press, 1964.-409 p.

132. Nedelmann B. L'ambivaienza come principio di socializzazione // Rassegna ital. di sociologia. Bologna, 1992. - A. 33, - № 2. - P. 233 - 255.

133. Padioleau J. L'ordre social: Principes d'analyse sociologique. P.: Harmattan, 1986. - 222 p.

134. Parsons T. The social system. -N.Y.: Free Press, 1951. 555 p.

135. Parsons Т., Shils E.A. Toward a general theory of action. Cambridge: Harvard Univ. Press, 1951. - 506 p.

136. Travers A. Strangers to themselves: how interactants are other than they are // Brit. j. of sociology. -L., 1992.-Vol. 43,-№4.-P. 601 -637.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.