Концепция частного права в метафизике Иммануила Канта тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 12.00.01, кандидат юридических наук Лукоянов, Константин Игоревич

  • Лукоянов, Константин Игоревич
  • кандидат юридических науккандидат юридических наук
  • 2004, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ12.00.01
  • Количество страниц 181
Лукоянов, Константин Игоревич. Концепция частного права в метафизике Иммануила Канта: дис. кандидат юридических наук: 12.00.01 - Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве. Санкт-Петербург. 2004. 181 с.

Оглавление диссертации кандидат юридических наук Лукоянов, Константин Игоревич

1. ВВЕДЕНИЕ

2. ГЛАВА ПЕРВАЯ. ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕЫИЯ КАНТА О ПРАВЕ

§1. Предпосылки возникновения философской системы Канта

§2. Учение о «феноменах» и «ноуменах». Понятие свободы

§3. Соотношение теоретического разума и разума практического

§4. Категорический императив как основание нравственного закона

§5. Методология познания Канта

3. ГЛАВА ВТОРАЯ. МЕТАФИЗИЧЕСКИЕ НАЧАЛА УЧЕНИЯ О ЧАСТНОМ ПРАВЕ

ЧАСТЬ 1. МЕТАФИЗИЧЕСКИЕ НАЧАЛА УЧЕНИЯ О ПРАВЕ

§1. Предпосылки формирования концепции частного права Канта

§2. Что есть право? Сущность права

§3. Система права в концепции Канта и германской традиции. Частное и публичное право

§4. Система частного права

ЧАСТЬ 2. ИНСТИТУТЫ ЧАСТНОГО ПРАВА

§1,0 вещном праве. Право собственности

§2. 0 личном праве. Теория Договоров

§3. 0 вещно-личном праве

§4.0 праве наследования

4. ГЛАВА ТРЕТЬЯ. ИДЕЯ ЧАСТНОГО ПРАВА И ЭТИКО-ПРАВОВАЯ ТЕОРИЯ

§1. «lus naturalis» и «lus privatum». Метафизика и догматика частного права

§2. Право как Бытие

§4. «Моральность» и «легальность» как критерии разграничения морали и права

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве», 12.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Концепция частного права в метафизике Иммануила Канта»

Актуальность темы диссертационного исследования

Актуальность исследуемой темы предопределена необходимостью обращения к философским, теоретическим и историческим истокам частноправового регулирования с целью формирования гражданского законодательства, отвечающего современной эпохе, что обусловлено эволюцией права. Именно частное право является абсолютной основой свободы личности, средством индивидуализации субъекта в социуме и одновременно проводником нравственной основы права. Кроме того, именно частное право является выражением непрерывности человеческой цивилизации, преемственности культуры. Свидетельством тому является рецепция римского частного права и эволюция цивилистической доктрины в европейской традиции права, анализ которой в определенной мере представлен в диссертации.

По мере исторического развития культура постепенно дифференцируется. В ней выделяются религиозные, моральные, эстетические, юридические и иные нормативные системы. Изменения происходят и внутри этих систем. В процессе эволюции право переходит из одного состояния в другое. Частное право при этом есть индикатор развития системы права, перехода системы к качественно новому состоянию, а значит, и отражение корректировки системы социальной регуляции и переосмысления сущности права.

Темой исследования диссертанта является концепция частного права в метафизике выдающегося немецкого мыслителя, родоначальника немецкой классической философии ХУ1П-Х1Х веков Иммануила Канта (1724 - 1804), т.е. в контексте его нравственной философии. При этом имя философа, учение которого является основным предметом анализа, резко выделяется среди философских построений права своей эпохи. Учение это представляет значительный научный интерес в рамках поставленной в диссертации задачи не только как основа либеральной политической мысли новейшей Европы и «идеального» направления в философии права Нового времени, но и как основа априорного исследования сущности частного права на основе разработанной Кантом системы познания, концепции права, соотношения его с нравственностью, ставшего первой научно обоснованной системой частного права в европейской цивилистической доктрине и философии права. Концепция Канта легла в основу формирования национальной системы частного права. Итогом развития данной системы явилось создание Германского гражданского уложения, которое столетней историей своего существования и применения в качестве одного из центральных законодательных актов германского правопорядка доказало, что оно «является одним из лучших образцов кодификации гражданского права в рамках континентальной правовой системы».1 При этом существенное значение имеет то обстоятельство, что из всех зарубежных цивилистических доктрин российскому гражданскому праву наиболее близка именно германская.

Очевидно, что концепция частного права Канта в дальнейшем не только нашла свое отражение в системе норм положительного права, но и явилась основой целого ряда философско-правовых теорий. Представляется, что объяснением этому является тот факт, что именно Канту удалось раскрыть смысл «идеального правового порядка», о котором говорил Г.Ф. Шершеневич, понять идею права. Такой вывод следует не только из анализа структуры частного права в учении Канта, но и из характеристики самой идеи права.

Вопрос о сущности частного права в эпоху постмодерна приобретает все большую значимость. В России новейшего времени проблема обоснования ценностей и, прежде всего, права с точки зрения его

1 Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга вторая: Договоры о передаче имущества. М., 2000. С. 280. нравственной основы имеет особый смысл. Необходимость исследования природы частного права, во избежание принятия на веру новых представляющихся императивами социальных (в широком смысле) велений, предполагает поиск частно-правовых оснований в соответствии с критериями разума в его нравственной основе.

Цель и задачи исследования.

Цель диссертационного исследования заключается прежде всего в реконструкции и комплексном исследовании концепции частного права Канта, уяснении значения и места данной концепции в современной Канту философии права и европейской цивилистической доктрине, установлении степени влияния концепции на последующее развитие европейской правовой мысли, в теоретико-правовом анализе генезиса идеи частного права, выявлении характерных черт концепции Канта, особенностей формирования ценностных представлений о частном праве.

В соответствии с настоящей целью были поставлены следующие задачи:

- охарактеризовать критическую (трансцендентальную) философию Канта как концептуальное и методологическое основание исследования им частного права, раскрыть понятие категорического императива как основы нравственного закона;

- на основе исследовования генезиса концепции частного права и идеи естественного права в рамках западной традиции права определить взаимосвязь концепции Канта с рецепцией римского частного права, национальными основами германского права, европейскими концепциями;

- систематизировать структуру частного права в концепции Канта, реконструировать и обосновать модель этой системы; дать анализ понятия и сущности институтов частного права (вещного, обязательственного, семейного и наследственного права) как элементов представленной Кантом системы права; раскрыть аксиологическую интерпретацию частного права, принципов и природы частно-правовых отношений в учении Канта, в концепциях европейских и отечественных мыслителей.

Степень научной разработанности проблемы.

Философии права И. Канта посвящено значительное число монографий и статей. В числе наиболее фундаментальных исследований российских (советских) авторов - труды В.Ф. Асмуса, Ю.Я. Баскина, П.Н. Галанзы, С.Ф. Кечекьяна, И.Ю. Козлихина, Н.П. Ляпидевского, Л.С. Мамута, М.К. Мамардашвили, Н.С. Нарского, B.C. Нерсесянца, П.И. Новгородцева, Е.В. Поликарповой, Э.Ю. Соловьева, E.H. Трубецкого, Б.Н. Чичерина и др. Работы таких мыслителей, как С.Н.Булгаков, H.A. Бердяев, В.Ф.Эрн, И.А.Флоренский, в большей степени касались критики кантовской теории знания. Кроме того, в числе наиболее значимых исследований нравственного учения Канта - работы Б. Бауха, Г. Когена, М. Шелера, X. Райнера, Г. Дж. Пейтона, М. Форшнера, X. Цвингельберга, Р.П. Волфа, Б. Хегеманн, О. Хеффе, Г. Праусса и др. Однако в истолковании этого учения, под воздействием интерпретаций кантовского учения (младокантианство и неокантианство) сложилось представление о Канте как философском оппоненте всякой рациональной метафизики, вследствие чего учение о категорическом императиве чаще всего рассматривалось в литературе отдельно от общей метафизической теории. Только кантоведение XX столетия и прежде всего X. Хаймсет и его последователи сумели преодолеть это недоразумение.

Для литературы XX столетия, посвященной учению Канта, была характерна тенденция философской историографии. Все внимание авторов было сконцентрировано на деталях теории категорического императива и прикладной практической философии Канта. Вопрос о системе и сущности права в контексте цивилизации, социума и культуры в значительной своей части был оставлен за рамками исследований. Философия права Канта в ракурсе концепции частного права ранее в отечественной юридической литературе вообще не освещалась в монографическом плане. Идее частного права Канта как в отечественных, так и зарубежных исследованиях уделялось незначительное внимание, направленное лишь на элементарное описание некоторых положений «Метафизических начал учения о праве» или ограничивалось общей характеристикой, обзором положений о частном праве в контексте этико-правовой теории Канта.

Отдельные конструкции системы частного права Канта нашли свое отражение в трудах цивилистов XVIII-XX веков, в том числе и отечественных, и законодательстве соответствующего периода, что предопределило необходимость исследования взглядов Ю. Барона, А. Бринца, Б. Виндшейда, Ю.С. Гамбарова, Д. Грима, Г. Дернбурга, H.JI. Дювернуа, Р. Иеринга, О.С. Иоффе, Т. Киппа, Ленеля, JLA. Лунца, Г. Люфа, Д.И. Мейера, С.А. Муромцева, Нойнера, Л.И. Петражицкого, К.П. Победоносцева, И.А. Покровского, Г. Пухты, Ф.К. Савиньи, А. Тона, H.A. Тура и др., а также нормативно-правовой базы германского гражданского законодательства («Саксонское зерцало», «Швабское зерцало», Уложение «Общее земское право прусских провинций» 1794 года, «Общее гражданское уложение» Австрии 1811 года, «Саксонское гражданское уложение» 1865 года, «Германское гражданское уложение» 1900 года).

Методологические и теоретические основы диссертации.

Методологической основой настоящего диссертационного исследования является метод интерпретации правовых теорий, включая стадии описания, реконструкции и объяснения. В основу исследования положены также исторический метод, метод логического и системного анализа, метод моделирования и функционального анализа. Кроме того, учтены принцип исторической преемственности учений о праве, в том числе и цивилистических доктрин, эволюции гражданского законодательства и s принцип соотношения идеологического и познавательного аспектов правовых учений.

Диссертационная работа основывается на принципе объективности и всесторонности научного познания. Вместе с тем одновременно анализируется идеологическая составляющая исследуемых концепций и тенденций развития институтов права. В диссертации широко используется сравнительно-правовой метод, синхронное и диахронное сравнение соответствующих доктрин права, идей и течений.

Анализ ведется в контексте этико-правовой теории Канта, ее философских основ. Такой подход обусловливается диалектикой метафизики и нравственной философии Канта, соотношением учения о праве Канта с другими частями его философской системы.

Теоретической основой настоящего диссертационного исследования являются критическая философия Канта и его этико-правовая теория, философско-правовые идеи и течения прошлого и современности, концепции в цивилистике. Так, автор обращается к идеям естественного права X. Вольфа, Ф. Гегеля, Т. Гоббса, Г. Гроция, Г.В. Лейбница, Д. Локка, Ш. Монтескье, С. Пуффендорфа, Ж. Руссо, Б. Спинозы, И.Г. Фихте, Ф.В. Шеллинга, теории естественного права «с меняющимся содержанием» Р. Штаммлера, Г. Радбруха, «чистой теории» права Г. Кельзена, учениям H.A. Бердяева, И.А. Ильина, B.C. Соловьева, С.Л. Франка, правовому этатизму Г.Ф. Шершеневича, С.С. Алексеева, идеям социологической школы права (Н.М. Корку нов, С. А. Муромцев), к феноменологической теории права H.H. Алексеева, аналитической философии и герменевтике, либертарной концепции В.С.Нерсесянца, психологической теории Л.И. Петражицкого, коммуникативной концепции A.B. Полякова и др.

Автор проводит анализ тенденций развития институтов частного права в римском праве и западной традиции права, цивилистических доктрин конца XVIII - начала XX веков. Автор обращается к теориям рецепции римского права, цивилистическим идеям таких представителей исторической школы права, как Гофакер, Густав Гуго, Савиньи, европейским и отечественным концепциям частного права. В диссертации широко используются труды названных мыслителей и специалистов, а также труды М.И. Брагинского, В.В. Витрянского, Н.Д. Егорова, A.A. Иванова, О.С. Иоффе, A.C. Кривцова, Д.И. Мейера, С.А. Муромцева, И.А. Покровского, А.П. Сергеева, Л.И. Спиридонова, Ю.К. Толстого, Г.Ф. Шершеневича, JI.C. Явича.

Научная новизна исследования.

В диссертации впервые предпринята попытка комплексного системного анализа концепции частного права Канта в контексте его философско-правового учения, а также европейской философско-правовой мысли и цивилистической доктрины XVIII-XIX веков, эволюции идеи частного права и его основных институтов. Концептуальной основой исследования является представленная методология нравственной философии Канта.

В работе впервые в отечественной и зарубежной литературе логически реконструирована модель частного права Канта, изложено целостное представление о генезисе идеи частного права в философии и доктрине права соответствующего периода.

Анализ концепции Канта и тенденций развития германского гражданского законодательства XVIII - XIX века позволил проследить характер влияния теории Канта на формирование национальной традиции частного права, нашедшей свое закрепление в Германском гражданском уложении.

Научная новизна работы обусловлена и комплексным, междисциплинарным характером диссертационного исследования. В работе исследуются проблемы, находящиеся на стыке истории правовых учений, теории права, истории государства и права зарубежных стран, гражданского права, философии, уделено внимание современным проблемам философии и теории права.

Основные положения и выводы, выносимые на защиту.

1. Задачей метафизического учения о частном праве Канта являлось создание априорной системы с целью формирования алгоритма познания и применения частного права. Такая задача предопределила и методологию научного познания Канта, которая является одновременно и средством толкования концепции мыслителя. В этом смысле концепция Канта есть философия частного права в гносеологическом плане как модель теоретического постижения и выражения знания об идее частного права.

2. Метафизическое учение Канта это первая научно обоснованная концепция частного права, свободная от всеохватывающего влияния рецепции римского права как единственного теоретически ценного источника, объединившая в себе национальные основы права, положившая тем самым начало науке о гражданском праве. Концепция частного права Канта явилась результатом сочетания интерпретации мыслителем естественного права и критического осмысления им рецепции римского права. Она была попыткой решить задачу рационализирования права, что предопределялось необходимостью освобождения частного права от элементов, характерных для эпохи средневековья, развитием процесса крупных кодификаций в Германии XVIII - XIX веков.

3. Кантовская концепция частного права в дальнейшем не только нашла свое отражение в системе норм положительного права, но и явилась основой целого ряда философско-правовых теорий. Она была воспринята и получила дальнейшее развитие в работах немецких и российских ученых-юристов, неокантианцев и других представителей морально-нравственного течения в философии права. Идеи Канта легли в основу немецкой цивилистической доктрины, воплотившейся в Германском гражданском уложении 1900 года.

5. Частное право всегда связано с долженствованием, наивысшей формой которого является, по Канту, категорический императив как объективная ценностная категория, имеющая общезначимый характер. В этом смысле частное право как истинно естественное представляет собой не просто нормативную систему регулирования гражданских правоотношений, а систему ценностно-правовых императивов.

Частное право есть проводник нравственной основы права. Нравственный закон находит свое выражение именно в системе частного права. При этом частное право есть индикатор развития системы права, перехода системы к качественно новому состоянию, а значит, и отражение корректировки системы социальной регуляции и переосмысления сущности права.

6. Система частного права Канта содержит все элементы пандектной системы, а именно: вещное, обязательственное, семейное и наследственное право. Более того, как свою теорию в целом, так и характеристику каждого института Кант предваряет правовыми обобщениями, понятиями и принципами, а следовательно, в его концепции можно выделить и Общую часть, где сосредоточены нормы, имеющие отношение ко всем из названных разделов.

Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что сформулированные в нем теоретические положения и выводы развивают и дополняют соответствующие разделы истории учений о праве и государстве, теории права и философии права, гражданского права.

Полученные в диссертации выводы могут быть использованы в целях дальнейшего научного исследования этико-правового учения Канта, генезиса концепции частного права в европейской традиции права, а также при чтении курсов истории учений о праве и государстве, теории права, курсов и спецкурсов по философии права, гражданскому праву.

Автор приходит к выводу, что учение Канта о частном праве (и о сущности права вообще) может выступать в качестве доктринального источника формирования позитивного права, что обусловлено необходимостью обращения к историческим и теоретическим истокам частно-правового регулирования в рамках совершенствования гражданского законодательства. При этом следует учитывать, что германская цивилистическая доктрина наиболее близка российскому праву в рамках континентальной правовой системы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве», 12.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве», Лукоянов, Константин Игоревич

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ***

Итогом диссертационного исследования явились реконструкция и комплексный анализ концепции частного права в метафизике Иммануила Канта, т.е. в контексте нравственной философии мыслителя, уяснение значения и места данной концепции в современной Канту философии права и европейской цивилистической доктрине, установление степени влияния концепции на последующее развитие европейской правовой мысли, в теоретико-правовом анализе генезиса идеи частного права, выявления характерных черт концепции Канта, особенностей формирования ценностных представлений о частном праве.

В рамках поставленных задач исследования автор охарактеризовал критическую (трансцедентальную) философию Канта как концептуальное и методологическое основание его исследования частного права, раскрыл понятие категорического императива как основы нравственного закона. На основе исследования генезиса концепции частного права и идеи естественного права в рамках западной традиции права были определены взаимосвязь концепции Канта с рецепцией римского частного права, национальными основами германского права, европейскими концепциями. Автор систематизировал структуру частного права Канта, реконструировал и обосновал модель системы, дал анализ понятия и сущности институтов частного права (вещного, обязательственного, семейного и наследственного права) как элементов представленной Кантом системы права. В диссертации раскрыта аксиологическая интерпретация частного права, принципов и природы частно-правовых отношений в учении Канта, в концепциях европейских и отечественных мыслителей.

Учение Канта представляет значительный научный интерес в рамках поставленной в диссертации задачи не только как основа либеральной политической мысли новейшей Европы и «идеального» направления в философии права Нового времени, но и как основа априорного исследования сущности частного права на основе разработанной Кантом системы познания, концепции права, соотношения его с нравственностью, ставшего первой научно обоснованной системой частного права в европейской цивилистической доктрине и философии права.

Концепция Канта легла в основу формирования национальной системы частного права. Итогом развития данной системы явилось создание Германского гражданского уложения, которое столетней историей своего существования и применения в качестве одного из центральных законодательных актов германского правопорядка доказало, что оно «является одним из лучших образцов кодификации гражданского права в рамках континентальной правовой системы».360 При этом существенное значение имеет то обстоятельство, что из всех зарубежных цивилистических доктрин российскому гражданскому праву наиболее близка именно германская.

Концепция Канта является теоретическим исследованием системы частного права, анализом его институтов и природы гражданско-правовых отношений. «От метафизического учения о праве, - пишет он, - можно требовать, чтобы оно a priori полностью и определенно перечислило члены деления (divisio lógica) и таким образом построило бы истинную систему; всякое же эмпирическое деление только фрагментарно (partido) и оставляет нерешенным вопрос, имеются ли еще другие члены деления, требующиеся для полноты всей сферы разделенного понятия»361.

В пояснении к своей схеме Кант указывает, что предлагаемая

360 Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга вторая: Договоры о передаче имущества. М., 2000. С. 280.

361 Кант И. Метафизика нравов / Основы метафизики нравственности. Критика практического разума. Метафизика нравов. СПб., 1995. С. 331. концепция частного права есть «совокупность законов, не нуждающихся во внешнем обнародовании».362

Задачей метафизического учения о частном праве Канта является создание априорной системы с целью формирования алгоритма познания и применения частного права. Такая задача предопределила и методологию научного познания Канта, которая является одновременно и средством толкования концепции мыслителя. В этом смысле концепция Канта есть философия частного права в гносеологическом плане как модель теоретического постижения и выражения знания об идее частного права.

Кант в построении своей модели права использует конструкции римских юристов, что обусловлено уровнем развития права в целом, и частного права в отдельности, а также социально-экономической обстановкой в современной Канту Германии. Период творчества Канта приходится на время, когда, с одной стороны, в территориально раздробленной Германии отсутствует не только единое, но и хоть сколько-нибудь развитая доктрина частного права, а, с другой стороны, своего апогея достигает идея естественного права. Без сомнения, указанные факторы, равно как и идея рецепции римского права, сказались на концепции частного права Канта. При этом именно метафизическое учение Канта - это первая научно обоснованная концепция частного права, свободная от всеохватывающего влияния рецепции римского права как единственного теоретически ценного источника, объединившая в себе национальные основы права, положившая тем самым начало науки о гражданском праве. Концепция частного права Канта явилась результатом сочетания интерпретации мыслителем естественного права и критического осмысления им рецепции римского права. Она была попыткой решить задачу рационализирования права, что предопределялось необходимостью освобождения частного права от

362 Кант И. Метафизика нравов / Основы метафизики нравственности. Критика практического разума. Метафизика нравов. СПб., 1995. С. 267. элементов, характерных эпохе феодализма и стало следствием развития процесса крупных кодификаций в Германии XVIII - XIX веков.

Трактовка классификации права на частное и публичное, предложенная Кантом, основывается на формуле Ульпиана, обладая при этом и рядом специфических черт. Впоследствии подобный подход к разграничению права на частное и публичное лег в основу теории централизации и децентрализации Штаммлера и Петражицкого.

Понятие «внешнее принуждение», которое Кант использует как критерий отграничения публичного права от частного, равно как и понятие свободы, здесь есть не что иное, как метод правового регулирования. Тем самым Кант при классификации права использует данный метод задолго до распространения концепций, ориентированных на метод регулирования как критерий разграничения частного и публичного права (вторая половина XIX века).

Следуя своей цели построения априорной системы частного права, Кант делит исследуемый объект на элементы, придавая им затем такую последовательность, которая, по его мнению, соответствует их природе, а значит, способствует правильному постижению их сущности. Кант стремился создать не образец для нормотворчества, а лишь постичь суть явления, найти и предложить алгоритм формирования и применения частного права. В силу методологических особенностей концепции Канта ее буквальное толкование представляется необоснованным.

На основе системного и логического анализа, а также используя метод реконструкции, мы приходим к выводу, что в концепции Канта обнаруживаются все элементы пандектной системы, а именно: вещное, обязательственное, семейное и наследственное право. Как свою теорию в целом, так и характеристику каждого института Кант предваряет правовыми обобщениями, понятиями и принципами, а следовательно, в -его концепции можно выделить и Общую часть, где сосредоточены нормы, имеющие отношение ко всем из названных разделов.

Категория собственности («мое» и «твое») является основой концепции частного права Канта, будучи при этом существом и целью всех гражданско-правовых отношений. В этом смысле все частно-правовые отношения есть отношения собственности в широком смысле.

Кант, в отличие от многих его предшественников и современников, считал, что право собственности является социальным институтом, а не чем-то биологически (естественно) прирожденным. Кант исходил из той мысли, что сущность частной собственности заключается в отстранении собственником всякого другого лица от пользования вещью, что предопределено постулатом практического разума. Здесь, в своем понимании права собственности, Кант наиболее близок идее абсолютного правоотношения. Предложенная Кантом концепция собственности была воспринята отчасти некоторыми цивилистами во второй половине XIX столетия (например, Виндшейдом), а также легла в основу определения права собственности в Германском гражданском уложении 1900 года.

Кроме того, широкое применение в цивилистике получила и теория ноуменального и феноменального владения Канта. Так, в немецкой доктрине владение признавалось юридически значимым лишь в том случае, если имело место не только фактическое обладание вещью, но и выраженное намерение владеть ею.

Кантовская конструкция истребования вещи из незаконного владения, в том числе и добросовестного приобретения, воспроизводит, с одной стороны, римскую модель неограниченной виндикации, а с другой стороны, является попыткой ограничения виндикационных возможностей собственника, что было необходимо в связи с экономическим развитием в Германии в тот период. Такая тенденция была воспринята и законодательством Германии.

В рамках априорного исследования Канту удалось необычайно точно определить сущность обязательственного права, воссоздать его структуру, отразить соотношение с вещным правом. Договор, по Канту, - единственный способ приобретения личных, т.е. обязательственных прав. Однако Кант в систему личного права включает как договорные, так и внедоговорные обязательства, используя понятие договора в априорном значении как право на действия другой моральной личности. Отмеченный критиками Канта дуализм его конструкций в праве устраняется трансцендентальной дедукцией понятий, т.е. предположением интеллектуального (умопостигаемого) характера соответствующих правовых отношений.

В своей теории обязательственного права Кант создает модель системы договоров, существенно отличающуюся от римской модели. В своей классификации согласно основоположениям логического (рационального) деления (divisio lógica) договоров Кант замечает, что существуют всего лишь три простых и чистых вида договоров. Таким образом, Кант выделяет наиболее общие группы договоров согласно природе обязательственного права, в рамках которых существует множество подвидов, а значит, перечень договоров не является исчерпывающим. Тем самым Кант формулирует такой принцип обязательственного права, как многообразие видов договоров.

Попытка Канта дать классификацию видов договоров имела безусловное теоретическое и практическое значение. «Истинная система» договоров Канта является, по сути, Особенной частью обязательственного права, которая в немецкой доктрине представляла собой право отдельных договоров.

В основу классификации договоров Кантом, помимо цели, положены и такие критерии, как характер опосредуемого ими перемещения материальных благ, характер распределения прав и обязанностей между участниками договора. Основанием определения защиты права (как вещного или обязательственного) Кант полагал субъективное право, тогда как в римском частном праве таким основанием был тип договора.

Рациональный анализ системы обязательственного права позволил Канту сделать ряд предположений, свидетельствующих о несомненной научной и практической ценности его учения. Так, рассуждая о неправомерных действиях в сфере издательства и литературы, Кант, по сути дела, формулирует принципы интеллектуальной собственности; Канту удалось сформулировать основные принципы системы объектов гражданских прав.

Вещно-личное право, трактовка которого вызвала у оппонентов наибольшую критику, согласно Канту, представляет собой «право владения внешним предметом как вещью и пользование им как лицом».363 Оно подчинено у Канта требованиям категорического императива, согласно которому человек не может быть средством для достижения каких бы то ни было целей. Термин «вещно-личное право» не означал отождествления личности с вещью в юридическом смысле. Здесь понятие вещи используется, скорее, в философском значении. Однако эта категория не является абстрактной, а связана рамками семейных правоотношений. Тем самым право владения внешним предметом осуществляется как вещью по форме, но пользование им как лицом отлично от вещного права в собственном смысле слова. Такое правовое отношение состоит в рамках семьи и в браке. Кроме того, Кант к области вещно-личного права относит и отношения с прислугой. При этом, в своей конструкции вещно-личного права Кант исходил не из социального статуса личности, как полагали его аппоненты, а из соотношения взаимных прав и обязанностей. Понятия «господин» и «слуга» являются условными и используются лишь для иллюстрации формы правоотношений.

Ряд важных правовых принципов, сформулированных Кантом были восприняты впоследствии доктриной права (например, идея юридического состава как основания возникновения правоотношений брака, принцип о

363 Кант И. Основы метафизики нравственности. Критика практического разума. Метафизика нравов. СПб., 1995. С. 324. первоначально прирожденном праве ребенка на обеспечение со стороны родителей до периода эмансипации).

Период становления концепции права Канта совпадает со временем наивысшего развития и распространения идеи естественного права, к которому Кант относил в первую очередь частное право.

Однако распространение идей исторической школы права в конце XVIII начале XIX веков стали препятствием в объяснении права на основе философской рефлексии естественного права. Данные обстоятельства являются объяснением того, что концепция Канта не получила должного внимания и отражения в юридической догматике в соответствующий период. Научный характер признавался лишь за историческими и догматическими исследованиями.

Таким образом, кантовская концепция частного права в дальнейшем не только нашла свое отражение в системе норм положительного права, но и явилась основой целого ряда философско-правовых теорий. Она была воспринята и получила дальнейшее развитие в работах мыслителей немецкого и российского правоведения, неокантианцев и других представителей морально-нравственного течения в философии права. Идеи Канта легли в основу немецкой цивилистической доктрины, воплотившейся в Германском гражданском уложении 1900 года.

Естественное право, основанное на одних только априорных принципах, в концепции Канта воздействует на статутное право как источник его преобразования и развития. Коль скоро же истинно естественным правом является, по Канту, именно частное право, то оно представляет собой не просто нормативную систему регулирования гражданских правоотношений, а систему ценностно-правовых императивов. Тем самым, право в концепции Канта имело характер ценностно-правового долженствования, наивысшей формой которого является Категорический императив как объективная ценностная категория,364 имеющая общезначимый характер. Такой характер частного права находит свое отражение в сформулированных Кантом принципах и методе регулирования и, как следствие этого, в существе самих институтов частного права.

Частное право есть индикатор развития системы права, перехода системы к качественно новому состоянию, а значит, и отражение корректировки системы социальной регуляции и переосмысления сущности права. Концепция частного права Канта есть в этом смысле попытка толкования (как познание) права в значении наиболее близком к его истинной сущности, поиск алгоритма формирования и применения частного права. Именно толкование права, его понимание относится к элементу человеческой культуры, а преемственность такого толкования является выражением непрерывности человеческой цивилизации.

Частное право есть проводник нравственной основы права. Нравственный закон находит свое выражение именно в системе частного права. При этом частное право есть индикатор развития системы права, перехода системы к качественно новому состоянию, а значит, и отражение корректировки системы социальной регуляции и переосмысления сущности права.

По мере усложнения в процессе эволюции системы права сложнее становится и определение ее доминанты. Канту удалось предложить конструкцию определения такой доминанты с помощью практического разума - это Нравственный Закон. В основе же права лежит нравственность, имеющая рациональный характер.

Сформулированные в работе теоретические положения и выводы развивают и дополняют соответствующие разделы истории правовых учений, теории права и философии права, гражданского права.

364 Категорические императивы коренятся в ноуменальной глубине человека. Они являются фактом сознания каждого человека, фактом разума и критерием уяснения сущности права. При этом все множество категорических императивов составляют этические нормы. Идея права доступна практическому разуму посредством нравственного закона. Присутствие в нас нравственного закона мы ощущаем в виде веления долга, источник которого расположен в ноуменальном мире.

Полученные в диссертации выводы могут быть использованы в целях дальнейшего научного исследования этико-правового учения Канта, генезиса концепции частного права в европейской традиции права, а также при чтении курсов истории правовых учений, теории права, курсов и спецкурсов по философии права, гражданского права.

Автор приходит к выводу, что учение Канта о частном праве (и о сущности права вообще) может выступать в качестве доктринального источника формирования позитивного права, что обусловлено необходимостью обращения к историческим и теоретическим истокам частноправового регулирования в рамках совершенствования гражданского законодательства. Притом германская цивилистическая доктрина наиболее близка российскому праву в рамках континентальной правовой системы.

Список литературы диссертационного исследования кандидат юридических наук Лукоянов, Константин Игоревич, 2004 год

1. Кант И. Критика практического разума. СПб., 1995.

2. Кант И. Критика способности суждения. СПб., 1995.

3. Кант И. Метафизика нравов. СПб., 1995.

4. Кант И. Основы метафизики нравственности. СПб., 1995.

5. Кант И. Идея всеобщей истории. СПб., 1910.

6. Кант И. О форме и началах мира чувственного и умопостигаемого; II. Успехи метафизики. СПб., 1910.

7. Гегель Ф. Политические произведения. М., 1978.

8. Гегель Ф. Философия права. М., 1990.

9. Гоббс Т. Левиафан. М., 2001.

10. Иеринг Р. Цель в праве. СПб., 1881.

11. Иеринг Р. Интерес и право. Ярославль, 1880.

12. Кельзен Г. Чистое учение о праве Ганса Кельзена. Вып.2. М., 1988.

13. Конт О. Дух позитивной философии. СПб., 2001.

14. Монтескье Ш. Избранные произведения. М., 1955.

15. Руссо Ж.Ж. Трактаты. М., 1969.

16. Савиньи Ф.К. Обязательственное право. СПб., 2004.

17. Соловьев B.C. Право и нравственность. М., 2001.

18. Соловьев B.C. Оправдание добра. М., 1996.

19. Спиноза Б. Сочинения. В двух томах. СПб., 1999.

20. Спиноза Б. Этика. СПб., 2001.

21. Шеллинг Ф.В.И. Философское исследование о сущности человеческой свободы. СПб., 1908.

22. Шопенгауэр А. Две основные проблемы этики. М., 1998.

23. Штаммлер Р. Хозяйство и право с точки зрения материалистического24. понимания истории. СПб., 1899. Т. 1-2.

24. Чичерин Б.Н. Избранные труды. СПб., 1998.

25. Декларация прав человека и гражданина (1789) / Законодательные акты Франции: Декларация прав человека и гражданина; Конституции 1791, 1793, 1848, 1875 годов. СПб., 1905.

26. Декларация прав человека и гражданина (1793) / Законодательные акты Франции:Декларация прав человека и гражданина; Конституции 1791, 1793, 1848,1875 годов. СПб., 1905.

27. Декрет от 21 сентября 1792 г. об утверждении конституции народом и об охране личности и собственности граждан. / Хрестоматия по всеобщей истории государства и права. Под. ред. З.М.Черниловского. М., 1994.

28. Конституционная Хартия Пруссии (31 января 1850 г.) / Хрестоматия по всеобщей истории государства и права. Под. ред. З.М.Черниловского. М., 1994.

29. Саксонское зерцало / Саксонское зерцало: памятник, комментарии, исследования. М.,1985.

30. Саксонское гражданское уложение / Саксонские гражданские законы. Выпуск 1. Гражданское уложение. СПб., 1$85.

31. Французская конституция 1791, 1793, 1799, 1848 г.г. / Законодательные акты Франции Декларация прав человека и гражданина; Конституции 1791, 1793,1848,1875 годов. СПб., 1905.

32. Гражданское уложение Германской империи 1900 года / Kohler, Н.

33. BGB Allgemeiner. Munchen:Verlag С.Н. Beck, 2004.

34. Абрамян JI.А. Несколько замечаний о структуре кантовского понятия свободы //Кантовский сборник. Калининград, 1990. Вып. 15. С. 39-52.35.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.