Концепция человека в новеллистике С. Васильченко. Особенности жанрово-стилевых форм выражения тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.03, кандидат филологических наук Турган, Ольга Дмитриевна

  • Турган, Ольга Дмитриевна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 1984, Днепропетровск
  • Специальность ВАК РФ10.01.03
  • Количество страниц 199
Турган, Ольга Дмитриевна. Концепция человека в новеллистике С. Васильченко. Особенности жанрово-стилевых форм выражения: дис. кандидат филологических наук: 10.01.03 - Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы). Днепропетровск. 1984. 199 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Турган, Ольга Дмитриевна

П. Глава первая. Концепция человека в новеллистике С.Васильченко.

1. Раздел первый. Философское и эстетическое осмысление концепции человека в конце

XIX - начале XX вв. 17

2. Раздел второй. Концепция человека - представителя крестьянства в малой прозе С.Васильченко. 38

3. Раздел третий. Концепция человека - представителя интеллигенции в новеллах С.Васильченко 75

Ш. Глава вторая. Жанрово-стилевые средства выражения концепции человека в новеллистике С.Васильченко

I. Раздел первый. Художественные средства выражения концепции человека в лирико-психологической новелле С.Васильченко. 101

2. Жанрово-стилевые формы выражения концепции человека в сатирико-юмористической новелле писателя. 142

IV. Выводы. 173

V. Список основной использованной литературы. 182 d

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», 10.01.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Концепция человека в новеллистике С. Васильченко. Особенности жанрово-стилевых форм выражения»

Актуальность.

Активное, целенаправленное формирование коммунистической личности - одна из главных задач современности. Строительство коммунизма невозможно как без соответственной материально-технической базы, так и без высокого уровня культуры, просвещения, внутренней зрелости людей. .

Коммунистическая партия Советского Союза на всех этапах социалистического строительства придает большое значение художественной литературе в деле коммунистического воспитания трудящихся. В решениях партийных съездов, пленумов ЦК КПСС, в обращениях партии к деятелям литературы и искусства неоднократно подчеркивалось значение познавательной и воспитательной функции литературы как могущественного средства в идеологической деятельности партии. .

Человек, его характер, его эмоциональный и интеллектуальный мир - в центре художественной литературы, по определению М.Горького, "человековедения". "Человеческие отношения на производстве и в быту, сложный внутренний мир личности, ее место на нашей неспокойной планете - все это неисчерпаемая область т художественных поисков , - подчеркивалось в Отчетном докладе ЦК КПСС ХХУ1 съезду КПСС.

На всех этапах развития общества художники создавали свою концепцию человека. Они, размышляя о месте человека в мире, искали пути к лучшему устройству жизни. Эти поиски - главный

I. Материалы ХХУ1 съезда КПСС. - М. : Политиздат, 1981, с.62. гуманистическии нерв их творчества .

Воспитывать человека, развивать его ум и чувства способны только высокохудожественные произведения, которые проникнуты глубинным поиском истины, раздумьями о действительности, которые обращены к личности, к изображению жизни во всех ее сложностях.

Идеал нашего социалистического общества - построение коммунистического строя - совпадает с эстетическим идеалом всесторонне и гармонически развитой личности, идеалом, который на протяжении веков формировался в мировом искусстве, является ценнейшим достижением всей художественной культуры человечества в ее историческом развитии. Именно этим определяется особая.роль искусства в формировании человека коммунистического общества.

Одним из путей обогащения духовного мира личности высоким гражданственным содержанием является освоение художественных завоеваний прошлого. Поэтому необходимо использовать в качестве объекта исследования в советском литературоведении художественное наследие как современной литературы, так и доре -волюционной классики.

Особое место в воспитании советских людей занимает художественное наследие прогрессивных русских и украинских писателей конца XIX - начала XX века, чья деятельность непосредственно была связана с пролетарским освободительным движением.

Выдающиеся писатели А.Чехов, М.Горький, А.Куприн, И.Франко, П.Грабовский, Леся Украинка, М.Коцюбинский, В.Стефаник, А.Тесленко и другие единым фронтом открыто выступили на защиту I. Марков Д. Проблемы теории социалистического реализма.

2-е изд.,доп. - М. : Художественная литература, 1978, с.6. интересов трудящихся, поставили свое слово на службу народу, его освободительной борьбе. Их творческие поиски были неразрывно связаны с пролетарским освободительным движением. Концепция человека, которую утверждали писатели в своих произведениях, была одним из первых показателей их участия в решении определенных общественно-политических задач, в идеологической борьбе своего времени.

Важную страницу в художественное осмысление личности вписал талантливый украинский писатель демократического направления Степан Васильевич Васильченко /настоящая фамилия Панасенко/. Свою литературную деятельность С.Васильченко начал в первые годы XX века. Радостно встретив Великую Октябрьскую социалистическую революцию, он вместе с лучшими представителями демократической интеллигенции пришел в советскую литературу и стал одним из первых ее создателей. Как и другие писатели революционно-демократического и демократического направлений - Леся Украинка, М.Коцюбинский, В.Стефаник, А.Тес-ленко,- отразившие в своих произведениях события революционной эпохи, С.Васильченко всегда рассматривал свою литературную деятельность как долг перед народом, считал "оружием к борьбе с классовым врагом"

С.Васильченко вошел в украинскую литературу как писатель-очеркист, драматург, публицист, литературный критик, но лучше всего проявилось дарование писателя как оригинального новеллиста, большого мастера малой прозы.

Темы для своего творчества писатель черпал из окружающей действительности - из жизни крестьянства,интеллигенции, детей.-I. Васильченко Степан. М!й шлях. - Твори; В 4 т. К., 1959-1960, т.4,с.57. Далее,ссылаясь на это издание,указываем том и страницу.

Реалистическое изображение явлений жизни в произведениях С.Васильченко подводило читателя к выводу о социальной несправедливости капиталистического строя и необходимости его уничтожения. Его творчество утверждало в .литературе идеи народности и гуманизма. Показательно, что советские литературоведы уже изучали концепцию человека и ианраво-стилевые средства ее выражения в произведениях русских и украинских классиков, многих советских писателей. В частности, можно выделить монографии "Наш современник" /концепция человека в литературе XX ст./ /1964/ В.Щербины ; "Крестьянство в украинской дооктябрьской литературе" /1979/ Н.Грицюты; "Человек как мера времени" /1979/ Н.Еулинского ; "Социально активная личность б украинской демократической литературе конца XIX - начала XX века" /1979/ Н.Калениченко ; "Человек. Время. Литература /концепция личности в многонациональной советской литературе/" /1981/ В.Лаврова; "Новелла и новеллисты. Еанрово-с тилевые вопросы /1917 -1967/" /1968/; "Из студий о новелле" /1971/ В.Фащенко ; "Оружие искристое. Типологические особенности реализма. Годы первой революции" /1980/ Н.Надъярных; "Развитие украинской малой прозы XIX - нач. XX в." /1981/ И.Денисюка и другие.

Советские литературоведы в своих исследованиях подчеркивают важность изучения эволюции концепции человека как одного из самых насущных компонентов литературного процесса. Е.Купрея-нова в статье "Историко-литературный процесс как научное понятие" отмечает: ".концепция человека является самой специфической формой художественного отражения, с помощью которого и осуществляется взаимодействие искусства с другими формами человеческого сознания"1. Изучение проблемы концепции человека дает возможность "определить важнейший первоэлемент эстетического сознания художника, выражающий степень зрелости р и полноты его гуманистического идеала. Состояние изучения проблемы .

Интерес к научному осмыслению художественного наследия О.Васильченко проявили литературоведы в 20-30-е годы XX века. Однако первые попытки исследовать данную проблему не давали желаемых результатов, поскольку они велись с методологически ошибочных позиций. Ошибочной была сама концепция подхода исследователей к изучению творчества писателя.

Так, например, критики 20-30-х годов В.Коряк, Ф.Якубовский, М.Недужа неверно оценивали творчество О.Васильченко, отрывали его от советской литературы, стремились противопоставить художественное наследие новеллиста нашей действительности, а самого писателя относили к определенному слою украинской мелкобуржуазной интеллигенции, стремились представить его учеником зарубежного декаданса.

Субъективные суждения о концепции личности в произведениях

0.Васильченко и в целом об идейно-эстетической ценности художественного наследия писателя высказывал автор "Очерка истории украинской литературы" /1929/ В.Коряк. Ошибочность исходных позиций критика, в частности, увлеченность вульгарно-социологическим методом исследования привели его к необоснованным

1. Купреянова Е. Историко-литературный процесс как научное понятие. -В кн.: Историко-литературный процесс. Проблемы и методы изучения. - М.: Наука, 1974, с.29.

2. Новиченко JI. Про ф1Лософсысу масштабно ть художнього осяг-нення людини. - 3>iлософська думка, 1981, J2 4, с.79. выводам о том, что творчество украинского новеллиста является "предзнаменованием конца буржуазной литературы, ее эпигон-ств ом"^.

Ф.Якубовский, неправильно оценивая метод творчества писателя, делал субъективно-неверный вывод о его философских и идейно-политических взглядах: "А что так глубоко лежали в самом характере писателя Васильченко философские элементы идеализма, то, разумеется, он не мог найти себе какого-то определенного места в тот период, когда создавалась новая лите2 ратура на новой материалистическом основе .

Отсюда следовали ошибочные утверждения исследователей творчества писателя., об "ограниченности тематики" его произведений, и это объяснялось якобы свойственной художнику-реалисту узостью "социального кругозора" .

Ф.Якубовский1 считал учителями С.Васильченко западноевропейских декадентов Метерлинка, Гюисманса и приписывал украинскоц. му писателю черты смирения, апатии .

Таким образом, неправильно истолковывая сам метод писателя, извращая-сущность его философских и общественно-политических взглядов, исследователи литературы в 20-30-е годы с субъективных

1. Коряк В. Нарис icTopfi укра1нсько'1 л!тератури. - К. : ДВУ, 1929, с. 598.

2. Якубовський Ф. Перед символ!змом. - В кн. : Якубовський Ф. В1д новели до роману. - К. : ДВУ, 1929, с. 126.

3. См. : Недужа М. Передмова.- В кн. : С.Васильченко. Мужицька арихметика. - Харк1в-0деса, ДВУ, 1930.

4. См. : Якубовський Ф. Степан Васильченко. - Життя i револю-ц1я, 1932, № 8, с. 168-176. позиций рассматривали и концепцию человека в его произведениях. Не случайно поэтому С.Васильченко в своем автобиографическом очерке не без основания высказывал несогласие с теми критиками, которые не желали видеть глубокого демократизма и классовой сущности его творчества. Имели место факты приписывания произведениям С. Васильченко, как, кстати, и другим украинским писателям М.Коцюбинскому, В.Стефанику, признаков импрессионизма. Заметим, что такую порочную практику анализа акад. А.И.Белецкий расценивал как неумение тогдашней критики "объяснить те новые качества в изображении природы и человеческой психологии, которые выделились в реалистическом искусстве конца XIX - начат ла XX столетия" .

В определении идейно-эстетического значения произведений С.Васильченко, художественного метода писателя, его места в литературном процессе начала XX века положительную роль сыо грали работы профессора А.Шамрая . В статье "Степан Васильченко и русская литература" /1945/ ученый обстоятельно охарактеризовал литературную среду С.Васильченко и раскрыл роль художественного наследия прогрессивных русских писателей Н.Гоголя, В.Короленко , И.Бунина в формировании метода и стиля украинского новеллиста; ученый предпринял удачную попытку осмыслить пути создания образов в произведениях талантливого художника.

В 1950 году научными сотрудниками Института литературы им. Т.Г.Шевченко АН УССР М.Грудницкой и В. Курашовой был подготов3 лен и издан сборник "Степан Васильченко.Статьи и материалы" ,

1. Б1лецький 0. Укра1нська л1тература серед 1нших л!тератур cBiTy. - 31бр.пр. : В 5 т. К.,1965,т.2,с.40. ,

2. Шамрай А.Степан Васильченко i рос1йська л1тература. - В кн.:

Шамрай А,Вибран1 статт! i досл1дження. - К. : Держл1твидав, I963,c.I93-2I8.

3. Грудницька M.i Курашова В. Степан Васильченко.Статт! та матер!али. - К. : Вед-во АН УРСР, 1950. в котором впервые были опубликованы материалы рукописного архива писателя. Более обстоятельному исследованию творчества С.Васильченко содействовало и то, что к изучению были привлечем ны ценные рукописи писателя /в 1940 г. жена С.Васильченко К.М.Дубина передала в отдел рукописей Института литературы его рукописные материалы/.

Наряду с неизвестными в то время произведениями писателя -новеллами "Русин", "Будка", автобиографическим очерком "М!й шлях", отрывками из дневников "Записки учителя", "3 п!снею Kpi3b вогонь i воду" в сборник вошли также статьи В.Курашовой, в частности, "Степан Васильченко", "Степан Васильченко и русская литература", "Степан Васильченко и советская действительность", и М. Грудницкой "Неизвестное рукописное наследие Васильченко". Внимание В.Курашовой привлекли такие проблемы, как процесс раскрытия внутреннего мира человека в произведениях С.Васильчен** ко, своеобразие психологического анализа, жанровые и стилевые особенности новелл. Первые шаги в этом направлении позволили исследователям четко выяснить идейные позиции писателя, определить его вклад в историко-литературный процесс.

Ряд плодотворных соображений об истоках новеллистического и драматургических жанров произведений С.Васильченко высказан Б.Деркачом в его брошюре "Степан Васильченко. Жизнь и творчество" /19 57/1.

Положительно оценивая достижения советского литературоведения в исследовании творчества С.Васильченко, акад. А.И.Белецкий подчеркивал, что "советская критика, разгромив буржуазных на** ционалистов, заслуженно признала его /С.Васильченко « О.Т./

I. Деркач Б.А. Степан Васильченко. Життя i творч1Сть. - К. : Товариство для поширення пол!тичних i наукових знань Укра** iнзькоI РСР, 1957. выдающимся представителем демократического течения литературы начала XX века, а вместе с тем раскрыла естественность его перехода в ряды советских писателей после Октября"'*".

Художественное наследие С.Васильченко на уровне выяснения некоторых вопросов проблематики и стилевого своеобразия его произведений получает дальнейшую разработку в исследованиях

В. Костюченко,"Степан Васильченко. Литературный портрет" о

1961/ , 3.Нестер, "Юмор и сатира в творчестве С.Васильченко" о

1962/ , а также в работах синтетического характера "История украинской литературы в восьми томах", т.5, К. : 1968, "История украинской литературы. Конец XIX - начало XX вв", К.,1978,

H.Калениченко, "Украинская проза начала XX в., 1964. Отдельные аспекты изучения творчества писателя содержатся и в специальных работах, посвященных проблеме жанра, - П.Колесника "Украинский рассказ" /I960/; В.Фащенко "Новелла и новеллисты" /1968/; Ф.Белецкого "Жанровое своеобразие сатирической прозы в украинской литературе" /1974/; И.Денисюка "Развитие украинской малой прозы XIX - начала XX в."/1981/ и др.

Основные черты художественного метода и стиля С.Васильченко на основании проблемно-хронологического принципа исследовал В.Олейник в своей монографии "Творчество Степана Васильченко" /1979/^. Прослеживая творческую эволюцию писателя на широком

I. Б1лецький 0. Степан Васильченко. - 3i6p. пр.: В 5 т., К. ? 1965, т.2, с. 694.

2. Костюченко В. Степан Васильченко. Л!тературний портрет. - К. : Державне видавництво художньо! Л1тератури, 1961.

3. Нестер 3. Гумор i сатира в творчост! С.Васильченка. - К. : Вид-во АН УРСР, 1962.

4. Ол1йник В, Творч1сть Степана Васильченка. - К. : Вища школа; 1979.

- II литературном материале, исследователь определяет его роль в развитии реализма в украинской литературе.

Ценную страницу в осмысление места писателя в литературном процессе начала XX века вписали работа П.Хропко"'", статьи 2

0.Гончара, Ю.Збанацкого, М.Костенко, А. Непорожнего и др. 3

В течение 1977-1984 гг. появился рад статей Н.Шумило о С.Васильченко, в которых исследуется творческая индивидуальность писателя в историко-функциональном плане.

В перечисленных исследованиях о С.Васильченко представлена идейно-эстетическая оценка творчества писателя и литературной жизни конца XIX - начала XX века. В целом научный вклад авторов

1. Хропко П.А. 1з виру народного життя. - К. : Товариство "Знания", Укра'1"нсько1 РСР, 1979.

2. Гончар 0. Учитель з 1чн! /до 100-р1ччя з дня народження

С.В.Васильченка/. - В кн. : Гончар 0. Письменницьк1 розду-ми.-К. : Днтро, I960, с.77-85. Збанацький Ю. Високий талант. -Л!тературн& Укра1на, 9 С1чня 1979. Костенко М. 0пов1дання С. Васильченка "Чайка". - Украгнська мова ! л!тература в niKoni, № 12, 1971. Непорожнш 0. Розгляд твор!в Степана Васильченка у 9 oaci. - Украгнська мова i Л1тература в школi, № 5, 1974.

3. Шумило Н. Письменник i його читач. /1з спостережень над прозою Степана Васильченка/. -Радянське л1тературознавство, 1977, № 12; Шумило Н. Чар1вний cbit дитинства. - Дн1про, 1979, № I; Шумило Н. Народна П1сня в оповщаннях та пов1-стях Степана Васильченка. - Народна творч1сть та етнограф1Я,

1979, № б; Шумило Н. Степан Васильченко i нова школа укра'1нських прозаУктв /к1нець Х1Х-поч.ХХ ст./.-Укра'1нська мова i л1тература в школ1,1982, № б. Шумило Н.М. 3 досв1ду 1сторикофункцтонального вивчення творчост1 Степана Васильченка.

Радянське лттературознавство, 1984, № I. этих работ в изучение творчества писателя и в выяснении целост« ной концепции развития литературы предреволюционной и послерево*-люционной эпохи несомненен.

Однако ряд вопросов, которые уже изучались литературоведами, требует дальнейшего углубленного исследования. Одним из наименее изученных в творчестве писателя-реалиста является концепция че<~ ловека, специфика ее выражения.

Цель и задачи.

Автор настоящей диссертационной работы ставит перед собой цель: исследовать концепцию человека в новеллах С.Васильченко; проследить ее эволюцию путем обстоятельного анализа образов представителей крестьянства и интеллигенции; выявить особенности жанрово-стилевых форм выражения концепции человека в новеллах писателя; выяснить специфику взаимосвязи и взаимоотношений писателя с его современниками, определить его роль в борьбе с антиреалистическими течениями,.раскрыть то общественное значение, которое имело творчество С.Васильченко в предреволюционную и послерево^ люционную эпоху.

Представляется, что изучение этих проблем даст возможность всесторонне показать место писателя в борьбе за человека в начале XX столетия, определить характерные черты его новеллистики, тем самым подчеркнуть важность дальнейшего продолжения реалисти*ческих традиций Васильченко в советской многонациональной литературе.

Объект изучения.

Концепция человека и жанрово-стилевые формы ее выражения исследуются на материале прозы С.Васильченко, в частности, его новеллистического наследия. Главное внимание в работе уделено изучению тех произведений писателя, в которых наиболее полно предстает развитие его идейно-эстетических взглядов, прослеживается становление концепции человека, а именно утверждение положительного героя, его духовного мира и интеллектуального облика. В свою очередь это вело и к поиску новых способов эстетического видения и воспроизведения явлений действительности.

Научная новизна диссертационной работы определяется тем, что впервые в нашем литературоведении специально изучается концепция человека в новеллистике С.Васильченко, раскрывается ее специфика, исследуется жанрово-стилевое разнообразие средств ее выражения. В диссертации уточняются идейно-эстетические позиции писателя и его место в литературном процессе дооктябрьского и послеоктябрьского периодов, подчеркивается важность продолжения его реалистических традиций в художественном творчестве украинских советских писателей.

Методология и методика исследования.

В решении поставленных задач исходным пунктом, определяющим методологию настоящего исследования, является марксистско-ленинское учение о диалектике взаимосвязи личности и общества в процессе развития социально-экономических отношений именно в эпоху империализма и пролетарских революций, труды В.И.Ленина, статьи критиков-марксистов А.Луначарского, В.Воровского, М.Ольминского о художественных исканиях литературы этого периода, а также положения о литературе и искусстве, содержащиеся в директивных документах ЦК КПСС, решениях партии и правительства, в материалах съездов КПСС и Компартии Украины, в постановлениях пленумов ЦК КПСС, съездов писателей СССР и УССР.

При этом диссертант использует теоретические положения и выводы трудов советских литературоведов.

В основу методики исследования положены сравнительно-исторический и эстетический методы анализа художественных явлений, позволяющие проследить особенности эволюции концепции человека в новеллистике С.Васильченко, раскрыть жанрово-стилевые формы ее выражения в контексте идейно-эстетических исканий писателей в литературном процессе конца XIX - начала XX века.

Практическое значение.

Научные результаты и выводы диссертанта по исследуемой проблеме могут быть использованы преподавателями и студентами вузов в процессе изучения истории украинской литературы конца XIX - начала XX века, при проведении практических и семинарских занятий по теме идейно-эстетического новаторства литературы периода пролетарских революций. Они могут быть использованы и при составлении спецкурсов и спецсеминаров, посвященных проблемам развития украинской литературы. Материалы исследования могут найти применение при изучении творчества С.Васильченко в школе, а также в многогранной воспитательной работе, направленной на совершенствование высоких идейно-нравственных качеств и активной жизненной позиции советских людей.

Апробация.

Материалы диссертации докладывались на всесоюзной научной конференции "Эстетические категории в литературоведческом и искусствоведческом анализе" /Днепропетровск, 1978/, республиканской научной конференции "Шестидесятилетие Великого Октября и закономерности литературного процесса периода развитого социализма" /Днепропетровск, 1977/, на итоговых научных конференциях преподавателей Днепропетровского государственного университета /1976-1979 гг./ и Запорожского педагогического института /1981-1984/. Главы диссертации обсуждались на заседаниях кафедры украинской литературы Днепропетровского государственного университета имени 300-летия воссоединения Украины с Россией. По теме диссертации опубликованы следующие работы:

1. Традиции С.Васильченко в современной украинской советской новеллистике. - В сб. "Материалы докладов республиканской научной конференции "Шестидесятилетие Великого Октября и закономерности литературного процесса периода развитого социализма, Днепропетровск, 1977, c.IOI-ЮЗ/на укр.яз./.

2. Единство комического и трагического в новеллистике С.Ва-'сильченко. - В сб.: Тезисы докладов всесоюзной научной конференции "Эстетические категории в литературоведческом и искусствоведческом анализе". Днепропетровск, 1978, с.144-145.

3. Фольклорные особенности в новеллах С.Васильченко как определяющее свойство стиля писателя. - В сб.: Проблемы метода, жанра и стиля в украинской литературе. Выпуск 4. Днепропетровск, 1979, с.64-69.

4. Темряв1 св1тла не згасити. - В сб.: Атеистическое воспитание на уроках литературы. - К.: Радянсыса школа, 1982, с.66-73 /на укр.яз./.

Структура и объем.

Диссертация состоит из введения, двух глав, выводов и списка основной использованной литературы. "Концепция человека в новеллистике С.Васильченко" - I глава, "Еанрово-стилевые средства выражения концепции человека в новеллистике писателя" - П глава. Главы диссертации в свою очередь делятся на разделы. В первой главе содержится три раздела: "Философское и эстетическое осмысление концепции человека в конце XIX - начале XX века" ; "Концеп

Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», 10.01.03 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», Турган, Ольга Дмитриевна

ВЫВОДЫ

Исследование новеллистики С.Васильченко в плане выяснения своеобразия концепции человека и жанрово-стилистических форм ее выражения свидетельствует прежде всего о том, что писатель вместе с другими представителями революционно-демократического направления в литературе конца XIX - начала XX ст» сделал большой вклад в активное развитие литературы. Украинская литература данного периода, как и другие литературы народов России, была тесно связана с общественно-политическими событиями страны, с революционно-освободительным движением и идеями марксизма-ленинизма. Влияние идей научного социализма раньше всего проявилось в формировании положительного идеала писателей, отсюда - в концепции человека как общественного типа, определенного классового индивида, обусловленного и определенного конкретными классовыми отношениями, а также в углублении изображения социально-исторических закономерностей формирования человеческого характера.

Анализ новелл "На чужину", "В!дьма", "В темряв!", "На хуто-pl", "У пан!в", "Мужицька арихметика", "Ос!нн!й еск!з", "Чайка" и др. показывает, что концепция человека воплощена в образах крестьянина, представителя беднейших слоев населения. Хотя образ крестьянина был для украинской литературн традиционным, раскрытие его у С.Васильченко осуществляется творчески, своеобразно. В новеллах писателя начерчивается эволюция такого героя: от крестьянина-бедняка,через изображение крестьян-правдоискателей, к борцам за правду, носителям идеала революционно настроенного крестьянства, осознающего несправедливость общественного строя и принимающего активное участие в революционных событиях 1905-1907 годов.

Подобная эволюция наблюдается и в воссоздании образа пред 'г"'-' ^ ставителя народной интеллигенции. От образа темного, забитого' учителя, судьба которого зависела от надзирателей /"Вова", "3 самого початку", "Божественна Галя", "Вечеря", "Гр!х"/, через образы учителей-протестантов, отстаивающих свое собственное достоинство /"Над Россю", "Чарiвний млин"/, к образам учителей-революционеров, на формирование взглядов которых положительное влияние оказали социалистические идеи /"На калиновim мост!", "Ф1алки"/, и, наконец, к изображению характерных черт воспитателя первых лет советской действительности /"Приблуда"/,

С.Васильченко сумел увидеть и всесторонне раскрыть в угнетенном крестьянстве и в представителях народной интеллигенции не только страдания, но и тяготение к лучшей жизни, к революционным действиям .

Стремление к улучшению жизни, связанной с революционными преобразованиями в сзране, с уничтожением социального и духовного гнета, присуще персонажам новелл писателя. Однако поиски лучших путей в жизни, стремление к ее изменению и преобразованию у них различны. Крестьяне - герои произведения "На чужину"~видят осуществление своей иечты в поисках счастья в других краях, в част—i ности, на сибирских землях, там, где, по их мнению, "гуляв з хуртовиною доля". Талантливые люди /"На хуторi", "У пан!в"/ мечтаю1! о счастливой личной жизни , но социальные условия свидетельствуй ют о бесполезности ихчнадежд.

Герои рассказа "Мужицька арихметика" - извозчик Антон, безземельные крестьяне Охрим, Литовка и др., не довольствуясь своим социальным положением, уже не только задумываются над своей горемычной судьбой, но и осознают необходимость просвещения для простого люда как важного фактора в улучшении своей жизни.

Они настойчиво ищут ответы на вопросы, которые ставит социаль** ная действительность. В революционной деятельности на благо простого народа находит свое счастье крестьянская девушка Мотря /"0с1нн1й еск!з"/, в революционной борьбе находят цель своей жизни и передовые представители беднейшего крестьянства -братья из новеллы "Чайка".

С.Васильченко сознавал, что под влиянием революционных событий претерпевала изменений сама природа человека из народа - сначала покорный раб-; потом стихийный бунтарь, потом человек, осознающий себя и свое положение в обществе, принимающий активное участие в революционной борьбе.

Сложный противоречивый процесс в социальном положении и во внутреннем мире крестьянина и народного учителя осуществлялся под воздействием передовых идей времени и прежде всего марксизма-ленинизма. Естественно, этот процесс глубже отразили Леся Украинка, М.Коцюбинский, показав в своих произведениях представителя пролетариата как единственного класса, способного изменить капиталистический строй. С.Васильченко в своем творчестве шел за ними. Заслуга его как писателя революционной крестьянской демократии состояла в том, что он объективно готовил крестьянство и народную интеллигенцию, в частности, учителей, к социальной и национально-освободительной борьбе как союзников пролетариата. Во многих своих произведениях новеллист касался проблем, которые поднимались классиками марксизма-ленинизма, а именно: дифференциация крестьянства под влиянием наступления капитализма, изображение положения народных учителей, так близко наблюдавших и на себе лично ощутивших бесправие и угнетение народа. Сама действительность вела С, Васильченко к осознанию той работы, которую проводила социал-демократия. йе случайно сам писатель отмечал, ч что он никогда не заботился о том, чтобы его "идеология" тенденциозно навязывалась произведениям, считая это нехудожественным, слабым, неубеждающим способом пропаганды. Вместе с тем он подчеркивал, что при внимательном анализе его творчества "можно легко вскрыть откровенную, пролетарскую в своей основе идеологию" /см. 1У,53/. И в этом признании не было натяжки.

Отражением сочувствия к обездоленным, утверждением положительных качеств человека из трудового народа, изображением протеста представителей революционно настроенного крестьянства и интеллигенции против сложившихся норм общественного строя С.Васильченко вместе с М.Коцюбинским, Лесей Украинкой, В.Сте-фаником, Марком Черемшиной, А.Тесленко выражал идею революционного обновления человека и мира. Решению этой задачи писатель подчинил свое незаурядное дарование выдающегося художника слова, талант мастера реалистической новеллы.

Малнй жанр в начале XX в. несет большую идейно-эстетическую нагрузку, созвучную передовым исканиям и запросам времени. Именно с новеллистическим жанром были связаны в данный период напряженные поиски художественных приемов и принципов познания мира и человека.

Концепция личности нашла свое выражение в жанровых разновидностях лирико- .психологической и сатирико-юмористической новеллы С.Васильченко. Под творческим пером писателя эти жанровые формы приобретали неповторимые формы и нюансы. В его новеллистике органически сочетается социальный анализ с эстети

- 177 ческим. Правда, писатель сам указывал, что это не только его заслуга как таковая, но это заслуга и его предшественников -Шевченко, Гоголя, народной песни, и современников - М.Коцюбинского, В.Стефаника, А.Тесленко.

В многочисленных-произведениях малой прозы С.Васильченко акцент делается на особенно пристальном внимании автора к психическому состоянию персонажа, к конкретному человеческому перекиванию. Это требовало от писателя поисков новых художественных средств и приемов изображения нравственно-философских коллизий и "загадок" характера человека. И писатель находил их, создавая неповторимые образцы разновидностей новеллистического жанра. Так, его новеллы "На чужину", "Над Россю", "На хутор!", "Дощ" и другие написаны в русле новой школы. Они характеризуются фрагментарностью композиции, эскизностью рисунка, глубокой психологической насыщенностью момента, достигающимися такими стилистическими средствами, как монолог, диалог, полифония*' Вместе с тем в некоторых произведениях писатель обращается к традиционной форме повествования от первого лица, однако и эта форма претерпевала определенные изменения, приобретала новое значение и новую окраску /"Над Россю", "Корол!вна" и др./. j

Характер персонажей оригинально раскрывается и в такой жанровой разновидности новеллы Васильченко, как новелла-воспоминание, новелла-раздумье /"Осенний цикл" новелл/. Такие новеллы отличаются своеобразной композицией /обрамление, ретроспективный взгляд на изображение события, а также образом повествователя - лирического героя. В "Ocihhix новелах", на создание которых значительное влияние оказали революционные события 19051907 гг., реалистическое изображение усиливается романтическими средствами - символическими, аллегорическими образами ветра, маков-знамен и др. Такое стремление автора к новаторскому способу изображения явлений действительности было вызвано потребностями эпохи, когда искусство решало задачу "выпрямить" человека,заставить его поверить в себя и свои силы, в высокие Цели революционного освободительного движения.

Специфической жанровой формой выражения концепции человека в творчестве С.Васильченко является сатирико-юмористиче-ская новелла /"Мужицька арихметика", "Корол!вна", "Гр!х", "3 самого початку", "Роман", "В темряв!" и др./.Сатирическую типизацию образов отрицательных персонажей писатель осуществляет при! помощи таких художественных принципов, как портретная дискредитация персонажей, их речевая характеристика, контраст между желаемым и действительным, узловые моменты сюжета, сочетание реального и фантастического и т.п.

В жанре сатирико-юмористической новеллы образы положительных героев в большинстве случаев создаются путем использования различных оттенков иронии и доброжелательного юмора. Юмористическая тональность изображения достигается такими средств вами типизации, как деталь, штрих, речевая партия, несоответствие между возрастными особенностями и действиями персонажа, между вымышленным и реальным, сочетание комического и трагического.

Эстетически обоснованным проявлением психологизма в новеллах С.Васильченко, как и в малой прозе ряда других писателей конца XIX - начала XX века, является лиризм.

Лирическая тональность, внутреннее лирическое наполнение характера осуществляется С.Васильченко в различных жанровых формах новеллы путем своеобразного наложения голоса героя на пейзажные зарисовки, портрет, интерьер, диалог, на внутреннюю

- 179 речь другого персонажа. Важную роль в лиризации и психологизации образов сыграло широкое использование и переосмысление устнопоэтических мотивов, сюжетов, образов и художественных средств, в частности, песенных.

Эти приемы в новеллах С.ьасильченко служили раскрытию психологического и социального самоопределения человека из народной среды. Художественными образами писатели демократического направления доказывали, что идеальное - в самом народе, в его труде, в его песнях. В умении выбрать из множества жизненных ситуаций, в которых находятся персонажи, решающий момент, тот, в котором бы глубоко раскрывались их основные черты; проявляется мастерство писателя, его способность не просто фиксировать предметы, но также улавливать их внутреннюю связь. Лучшие новеллы С.Васильченко тяготели к психологизму и лиризму, к передаче событий и образов глазами персонажей. Это рождало своеобразное сочетание объективности изображения с субъективностью. В достижении гармонии сочетания объективности повествования с лирическим психологизмом и состоит подлинный путь развития реализма.

Основным достижением творчества писателя-реалиста, как и в целом литературы начала XX ст., было решение вопроса о соотношении народной массы и отдельной личности, внесение своеобразного "васильченковского " вклада в создание новой концепции личности, социально активной, деятельной, энергичной. Проанализированные в работе новеллы С.Васильченко свидетельствуют о том, что писатель вместе с прогрессивными представителями русской и украинской литературы вплотную подошел к изображению человека в контексте истории, настойчиво добиваясь адекватности новому содержанию художественной формы.

- 180

Все характерные приметы жанра и стиля С.Васильченко подчинялись изображению человека. Взаимоотношения будничности и величия, жизненной прозы и мечты, гуманности и жестокости -эти черты концентрируются в образе героя, в его судьбе, жизненных исканиях. Они и определяют своеобразие индивидуального стиля писателя. С.Васильченко касался темных и трагических сторон жизни своих персонажей, однако верил в то, что человек I сможет превозмочь внутренние и внешние испытания. Оптимизм писателя как исходная позиция его творчества чувствуется прежде всего в уверенности преодоления зла, в неизбежности боль- ■ ших преобразований, ведущих к построению новой жизни, к творческому труду. С.Васильченко, как и другие революционно-демократические писатели русской и украинской литературы М.Горький, А.Чехов, В.Короленко, М.Коцюбинский, В.Стефаник, Марко Черемшина, А.Тесленко, показал в своих произведениях отражение в душе и сознании единицы Пактов общественной жизни и зарождение и развитие в душе "той единицы" новых событий социальной категории*. И в этом состояла его большая заслуга как мастера социально-психологической новеллы, чей опыт стал художественным Фундаментом для советской литературы.Традиции С.Васильченко использовали и творчески развивали А.Головко, Остап Вишня.Художественному мастерству,поэтичности учились у Васильченко,вырабатывая свой своеобразный стиль,Ю.Яновский,0.Гончар,М.Стельмах,

Творчество С.Васильченко воспитывает высокие идейно-моральные принципы отношения современных писателей к действительности,способствует Формированию их жизненного мировосприятия, развитию их художественного мышления и их собственной творче

I. См. : Франко I. Принципи i безпринципнтсть. - т.34, с. 363. ской силы, поскольку его глубоко психологические и лирические новеллы изображали жизнь во всей ее многогранности, постоянно проникали в сферу человеческих взаимоотношений.

Правдивые и поэтические, согретые чистым гуманистическим чувством уважения к человеческой личности1'"*", новеллы С.Васильченко продолжают сохранять большое познавательное и воспитательное значение, играют значительную роль в формировании молодого поколения, способствуют формированию эстетических вкусов советских людей.

Как и его современник В.Стефаник, С.Васильченко видел цель своей жизни в том,чтобы из "мужиков" сделать народ. Он желал народу счастья и увидел его осуществление при советской власти, в СССР,и сам своей активной деятельностью утвервдал это счастье. Положительные герои С.Васильченко романтически окрыленные,особенно герои "осенних новелл", они мечтают о новом счастье и борются "за св!т, за сонце, за красу i радощ! в житт!" /1У,58/. Это счастье дал им Великий Октябрь,с которым писатель связал свою судьбу и судьбу народа.

Вместе с талантливыми русскими и украинскими писателями начала XX века С.Васильченко своим творчеством воспитывал в читателе человека,споссбствовал революционизации народа,тем самым выполнял важную гуманистическую миссию.

Писатель дал литературе не только открытия в темах и образах, но и в художественных средствах,то есть он разрабатывал новую эстетическую систему,которая вместе с другими легла в основу системы социалистического реализма,ставшего художественным открытием не только в литературе народов СССР,но и во всей мировой литературе.

I. См. : Гончар 0.Учитель з 1чн!. - В кн. : Гончар О.Письменни-цып роздуми. - К. : Дн!про,1980, с.82.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Турган, Ольга Дмитриевна, 1984 год

1. Маркс К. и Энгельс Ф. об искусстве, т. 1,2. М. : Искусство, 1957.

2. Маркс К. Тезисы о Фейербахе. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.З, 1-4 с.

3. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 г. -Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. М. : Госполитиздат, 1956, с. 488-590.

4. Маркс К. Письмо к П.В. Анненкову от 28 декабря 1846. -Маркс К,, Энгельс Ф, Соч., 2-е изд.,т.27, 401-412 с.

5. Ленин В.И. Экономическое содержание народничества и критика его в книге г.Струве. Полн.собр.соч.,т.I, с. 347-534 с.

6. Ленин В.И. Как организовать соревнование? Полн.собр. соч., т.35, 195-206 с.

7. Ленин В.И. Замечания на второй проект программы Плеханова. Полн.собр.соч., т.6, 212-235 с.

8. Ленин В.И; Партийная организация и партийная литература.-Полн.собр.соч.,т.12, 99-105 с.

9. Ленин В.И. Что такое "друзья народа" и как они воюют против социал-демократов? Полн.собр.соч.,т.I, 125-346 с.

10. Ленин В.И. Две тактики социал-демократии в демократической революции. Полн.собр.соч.,т.II, I—131 с.

11. Ленин В.И. О фракции "впередовцев". Полн. собр.соч., т.19, 312-318 с.

12. Ленин В.И. О "Вехах". Полн.собр.соч., т.19, 167-175 с.

13. Ленин В.И. О группе "Вперед". Полн.собр.соч., т.19, I90-I9I с.

14. Ленин В.И. Детская болезнь "левизны" в коммунизме. -Полн.собр.соч.,т.41, I-I04 с.

15. Ленин В.И. Государство и революция. Полн.собр.соч., т.33, 398 с.

16. Ленин В.И. Критические заметки по национальному вопросу. Полн.собр.соч.,т.24, II3-I50 с.

17. Ленин В.И. Либерализм и демократия. Полн.собр.соч., т.21, 237-246 с.

18. Ленин В.И. Аграрная программа социал-демократии в первой русской революции 1905-1907 годов. Полн.собр.соч.,т.16, 193-413 с.

19. Ленин В.И. Доклад о революции 1905 года. Полн.собр. соч., т.30, 306-328 с.

20. Ленин В.И. Лев Толстой, как зеркало русской революции. Полн.собр.соч.,т.17, 206-213 с.

21. Ленин В.И. К вопросу о политике Министерства народного просвещения. Полн.собр.соч.,т.23, 125-135 с.

22. Ленин В.И. Проект программы нашей партии. Полн.собр. соч., т.4, 211-239 с.

23. Ленин В.И. Л.Н.Толстой и его эпоха. Полн.собр. соч., т.20, 100-104 е.

24. Ленин В.И. Л.Н.Толстой. Полн.собр.соч.,т.20, 19-24 с.

25. Ленин В.И. Инессе Арманд, июнь, ранее 5. Полн.собр. соч., т.48, 294-295 с.

26. Ленин В.И. Из прошлого рабочей печати в России. Полн. собр.соч.,т.25, 93-101 с.

27. Ленин В.И. О праве наций на самоопределение. Полн.собр. соч.,т.25, 255-320 с.

28. Ленин В.И. О национальной гордости великороссовПолн. собр.соч.,т.26,106-110 с.

29. Ленин В.И. О пролетарской культуре. Полн.собр.соч., т.41, 336-337 с.

30. Ленин В.И. Об идейном распаде и разброде среди российской социал-демократии. Полн.собр.соч.,т.19, 154-156 с.

31. Ленин В.И. О "впередовцах" и о группе "Вперед". Полн. собр.соч.,т.25, 353-359 с.

32. Ленин В.И. Памяти Герцена. Полн.собр.соч.,т.21, 255-262 с.

33. Ленин В.И. Нищета народных учителей. Полн.собр.соч., т.24, 195-197 с.

34. Ленин В.И. Крах П Интернационала. Полн.собр.соч., т.26. 209-265 с.

35. Черненко К.У. Актуальные вопросы идеологической, массово-политической работы партии. В кн. : Материалы пленума Центрального Комитета КПСС 14-15 июня 1983 года. - М. : Политиздат, 1983, 27-66 с.

36. Андропов Ю.В. Учение Карла Маркса и некоторые вопросы социалистического строительства в СССР. Коммунист, 1983,3, 9-23 с.

37. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М. : Искусство, 1979, 424 с.

38. Белинский В.Г. О критике и литературных мнениях "Московского наблюдателя". Собр.соч. : В 3 т. - М.,1948, т.1, 224-278 с.

39. Белинский В.Г. Стихотворения М.Лермонтова. Там же, 630-696 с.

40. Белинский В.Г. Русская литература в 1841 году, 1 * -Там же, т.2; , 124-191 с.

41. Белинский В.Г. Сельское чтение,издаваемое князем В.Ф.Одоевским и А.П.Заболоцким. Книжка четвертая. СПб.,1848.-Полн.собр.соч., М.,1956, т.10, 365-372 с.

42. Боецький 0.1. Степан Васильченко. В кн. : Б!ле-цький 0.1. Письменник i епоха. - К. : Держл1твидав Укра1ни, 1963, 229-240 с.

43. Б!лецький 0. Укра!'нська л!тература серед 1нших л1тера-тур св!ту. 3!бр. пр. : В 5 т. - К., 1965, т.2, с.40.

44. Б1лецький Ф.М. 0пов1дання. Новела. Нарис. К. : Дн1п-ро, 1966,89 с.

45. Б1лецький Ф.М. Укра!нська сатира початку XX ст. Части-на I. /Риси, основн! тенденцП розвитку/ Дн!пропетровськ,1971, 80 с.

46. Б1лецький Ф.М. Украпюька сатира к!нця XIX -початку XX СТОЛ1ТТЯ. Проблема 1дейн0-х{гд0жнь01 своер1дност! прози. -Дн!пропетровськ, 1973, 136 с.

47. Б!лецький Ф.М. Жанрова овоер1дн1Сть сатирично! прози в укра'1нськ!й л1тератур1. Дн1пропетровськ * 1974, 96 с.

48. Б!лий 0. 1стор!я, особист1сть, герой. В кн. : Високе покликання. Статт1 молодих критик!в про л!тературу. - К. : Ра-дянський письменник, 1978, 224-238 с.

49. Б!лий 0. До питания про соц!альний зм!ст естетичного !деалу. Радянське л1тературознавство,1981, № 1,56-70 с.

50. Б!лоус 0. Письменник~реал1ст, педагог. Прапор, 1979,1. I.

51. Благой Д. Исследования по славянскому литературоведению и стилистике. Доклады советских ученых на 1У межнародном съезде славистов. - М. : Изд-во АН СССР, I960,c.II8.

52. Бялик Б.А. Россия в I90I-I907 гг. В кн. : Русская литература конца XIX - начала XX в./1901-1907/. - М. : Наука, 1971, 5-57 с.

53. Бялик Б.А. В.И.Ленин и литература периода вихря и разума. В кн. : Революция 1905-1907 годов и литература. - М. : Наука, 1978, 7-43 с.

54. Боровский В. О "буржуазности" модернистов. В кн. : Боровский В. Эстетика. Литература. Искусство. - М. : Искусство,1975, с. 188-195.

55. Боровский В. В ночь после битвы. Там же, с. 173.

56. Боровский В. В кривом зеркале. 28 сентября 1908. -Там же, с. 207.

57. Гинзбург Л. О литературном герое. Л. : Советский писатель, 1979, 221 с.

58. Гнатюк Деяк! уваги над байкою. В кн. : Гнатюк В. Вибран! статт! про народну творч!сть. - К. : Наук.думка, 1968, 173-197 с.

59. Гн!дан 0. Фольклорний елемент у новелах Марка Черемши-ни. Народна творч1сть i етнограф!я, 1970, № 5.

60. Гн!дан 0. 1нтернац!ональне виховання п!д час вивчення л!тератури. К. : Радянська школа, 1981, 104 с.

61. Гончар 0. Учитель !з 1чн! /до 100-р}ччя з дня народження С.В.Васильченка/. В кн. : Гончар 0. Письменницьк! роздуми. -К. : Дн!про, 1980, 77-85 с.

62. Гончар 0. Добрый мастер. К 100-летию со дня рождения С.Васильченко. Литературная газета, 1979, 17 января, с.7.

63. Гончарук М.Л. До творчо!* ICTopi'i прози Степана Васильчен ка. В кн. : Питання текстолог!!'. - К. : 1969, вип.1, с.345.

64. Горький М. Леонид Андреев. /Отрывки из воспоминаний/. -В кн. : Русская литература XX века. Дооктябрьский период.

65. М. : Просвещение, 1980, 354-355 с.

66. Горький М. Разрушение личности. Собр.соч. : В 30 т. М.,1953, 26-79 с.

67. Горький М. Поль Верлен и декаденты. Собр.соч. : В 30 т., М.,1953, т.25, 124-138 с.

68. Горький М. О "маленьких" людях и о великой их работе. -Там же, 8-17 с.

69. Гречнев В. Русский рассказ конца XIX начала XX века. /Проблематика и поэтика жанра/. - Л. : Наука, 1979, 208 с.

70. Грицюта М. Селянство в укра!нськ1й доковтнев!й л!тера-тур!. К. : Наук.думка, 1979, 314 с.

71. Грицюта М. Архип Тесленко. В кн. : 1стор1я укра!н-сько! л!тератури. : У 8 т. - К., 1968, т.5, 298-318 с.

72. Грудницька М., Курашова В. Степан Васильченко. Статт1 та матер!али. К. : Вид-во АН УРСР, 1950, 48-80 с.

73. Дей 0.1. 1ван Франко i перша рос!йська революц!я. -К. : Hayк.думка, 1980, 151 с.

74. Дей 0.1. Поетика укра!нсько! народно! п!сн1. К. : Hay к. думка, 1978, 250 с.

75. Денисюк I. Новела чи опов1дання? Жовтень, 1966, № 4.

76. Денисюк I. Поетика новели. 1овтень,1969, 10.

77. Денисюк 1.0. Розвиток укра!неько! мало! прози XIX поч. XX ст. - К. : Вища школа, 1981, 214 с.

78. Деркач Б. Степан Васильченко. Життя i творч1Сть. К. : Товариство для поширення пол!тичних I наукових знань Укра!нсько! РСР, 1957,,48 с.

79. Деркач Б. ЯЧехов 1 Васильченко. -Радянське л!тературо-знавство, I960, № I.

80. Дзевер!н I* Про л^тературно-естетичн! погияди В.1.Лен1на, К. : Дн1про, 1981, 141 с.

81. Днепров В. Проблемы реализма. Л. : Советский писатель, 1961 f1

82. Добролюбов Н.А. Луч света в темном царстве. Собр. соч. : В 3 т. - М., 1952, т.З, с.170-202.

83. Духовний Т.Т. РеволюЦ1йний процес в Свроп! к1нця XIX -початку XX ст. i Л1тература. К. : Вища школа, 157 с.

84. Дяченко 0. Л1тература ! революц!я. К. : Днхпро, 1979, 293 г. .

85. Ершов Л. Сатирические жанры русской советской литературы.-Л. : Наука, 1977, 282 с.

86. Кук Н.Й. Його новели як найкращ! народи! п!сн!. До 100-р1ччя В1Д дня народження В.Стефаника. - К. : Товариство "Знания" УРСР, 1971,48 с.

87. Жулинський М. Концепц1я людини в радянсьой л!тератур!. -К. : Товариство "Знания" УРСР, 1976.

88. Жулинський М. Людина як м!ра часу. К. : Дн!про, 1979, 274 с.

89. Засенко 0. Марко Черемшина. Життя i творч!сть. К. : Днхпро, 1974, 251 с.

90. Збанацький Ю. Високий талант. Л!тературна Украпт,1979, 9 с iчня.90. 1ванов Л. 1з спостережень над стилем опов!дань М.Коцю-бинського 80-х poKiB. Науков! записки Днтропетровського дерк-ун!верситету, т. 60, I960, 65-76 с.

91. Калениченко Н.Л. Новини шляхами. К. : Вадянський письменник, 1959.

92. Калениченко Н.Л. Укра!нська проза початку XX ст. К. : Наук.думка, 1964, 448 с.

93. Калениченко Н.Л. Соц!альна активна особист!сть в укра-1нськ!й демократична л!тератур! К1нця XIX початку XX ст. -К. : Hayк.думка, 1979, 231 с.

94. Калениченко Н.Л. Укра!'нська л!тература к!нця XIX початку XX ст. Напрями, теч!1. - К. : Наук.думка, 1983, 255 с.

95. Каминский В.И. Пути развития реализма в русской литературе конца XIX в. Л. : Наука, 1979, 196 с.

96. Канунова Ф. Проблемы личности и жанр. В кн. : Проблемы литературных жанров. Материалы межвузовской конференции. -Томск : 1972.

97. Келдыш В.А. Новое в критическом реализме 900-х годов.-В кн. : Русская литература конца XIX начала XX в. /19011907/. - М. : Наука, 1971, 92-126 с.

98. Келдыш В.А. Реалистические течения предреволюционных пет. В кн. : Русская литература конца XIX - начала XX в. /1901-1907/. - М. : Наука, 1971, 127-176 с.

99. Келдыш В.А.Реализм в годы первой русской революции. -В кн. ; Русская литература конца XIX начала XX в. /19011907/. - М. : Наука, 1971, 177-228 с.

100. Келдыш В.А. Революция 1905-1907 годов и русский критический реализм. В кн. : Идеи социализма и литературный процесс на рубеже XIX - XX веков. - М. : Наука, 1977, 66-114 с.

101. Келдыш В.А. Русский реализм начала XX века. М. : Наука, 1975, 279 с.

102. Колесник П.Й. Боротьба за революц1йне оновлення л!те-ратури. В кн. : РеволюцШне оновлення Л1тератури. Проникнення 1дей марксизму-лен1н!зму в укра!нську л!тературу к!нця XIX -початку XX ст. - К. : Наук.думка,1970, 309-371 с.

103. Колесник П.Й. Коцюбинський художник слова. - К. : Наук.думка,1964, 535 с.

104. Колесник П.Й. Украпюьке опов!дання. В кн. : Антология украУнського опов!дання : В 4 т. - К., I960, т.1, 5-51 с.

105. Кононенко П.П. Новаторство i традиц11 укра^нсько! ра-дянсько! прози. К. : Товариство "Знания" Укра1нсько*1 РСР, 1980, 48 с.

106. Коряк В. Нарис icTopii' украУнсько! лттератури. К. : ДВУ, 1929, с. 598.

107. Костюченко В. Степан Васильченко. Л1тературний портрет. К. : Державне видавництво художньо! л!тератури, 1961, 95 с.

108. Костюченко В. Степан Васильченко. Життя ! творч!сть. -К. : Радянський письменник, 1978, 155 с.

109. Крамов И. В зеркале рассказа. М. : Советский писатель,1979, 294 с.

110. ИЗ. Крут!кова Н.,Чалий Д. Форми реал!зму в сх!днослов"ян-ських л!тературах друго! половини XIX початку XX ст. - К. : Наук.думка, 1968г32 с.

111. Крут!кова H.G. Реал!зм. Збагачення. 6дн!сть. К. : Дн1про, 1976, 237 с.

112. Куницын Г. Еще раз о партийности художественной лите -ратурыи М. : Художественная литература, 1979, 344 с.- ш

113. Купреянова Е. Историко-литературный процесс как научное*понятие. В кн. : Историко-литературный процесс. Проблемы и методы изучения. - М. : Наука, 1974, с. 29.

114. Лавров В.А. Человек. Время. Литература. Концепция личности в многонациональной советской литературе. Л. : Художественна! литература, 1981, 219 с.

115. Леонченко Г.С. Франко теоретик новели. - Укра!нське л!тературознавство,вип.1. Льв1в, Вид-во Льв1вського ун!верси-тету, 1966, 44-47 с.

116. Лесин В.М. Василь Стефаник ! укра'1нська проза к!нця 19 ст. Конспект лекц!й спецкурсу. Черн!вц1, 1965.

117. Лесин В.М. Василь Стефаник майстер новели. - К» : Дн!про, 1970, 330 с.

118. Лесин В., Пулинець 0. Словник л!тературознавчих тера!* н!в, К. : Радянська школа, 1971, с. 137-143 с.

119. Лесин В.М. Марко Черемшина. К. : Товариство "Знания" УРСР, 1974.

120. Литературно-эстетические концепции в России конца XIX начала XX в. - М. : Наука, 1975.

121. Ломидзе Г. Чувство великой общности. М. : Советский писатель, 1978, 271 с.

122. Ломидзе Л. Национальная культура и народность литературы. Дружба народов, 1971, № 2.

123. Лукин Ю.А. В.И.Ленин и формирование идейно-эстетических принципов советской литературы. М. : Просвещение, 1977, 207 с.

124. Луначарський А.В. Лен1н 1 л!тературознавство. В кн. : Луначарський А.В. Статт! про л!тературу. - К. : Дн!про,1975, 7-76 с.- 192

125. Луначарський А.Б, Вацлав Вацлавович Воровський як л!тературний критик. Там же, 294-324 с.

126. Майстер прози поэтично! Степан Васильченко. К. : Веселка, 1983, 295 с.

127. Максимова В.А. Ленинская "Искра" и литература. М. : Наука, 1975, 155 с.

128. Малиновська М. Маленька територ1я новели. Лгтературна Укра!на, 1966, 8 липня.

129. Марков Д. Проблемы теории социалистического реализма. 2-е изд. дополн. М. : Художественная литература, 1978, 413 с.

130. Марксистско-ленинская эстетика и художественное творчество. М. : Прогресс, 1980, 405 с.

131. М1щук Р. Укра!нська опов!дна проза 50-60-х рок!в XIX ст. -К. : Наук, думка, 1978, 255 с.

132. Мороз 3. В боротьб! за реал1зм. К. : Днгпро, 1968, 305-348 с.

133. Г36. Над"ярних Н.С. Зброя гскриста. /Типолог1чн1 особливост! реал1зму. Роки першо! рос!йс:ько! революц!!/. К. : Дншро, 1980, 338 с.

134. Наенко М. Жовтнев! крила новел!стики. Питания розвитку укра!нсько! радянсько! новел!стики в перiод становления л!тера-тури соц!ал1стичного реал1зму I9I7-I932 pp. К. : Вища школа, 1980, 165 с.

135. Николаев Д. Смех оружие сатиры. - М. : Искусство, 1962, 222 с.

136. Нестер 3. Гумор i сатира в творчост! С.Васильченка. -К. : Вид-во АН УРСР, 1962, 152 с.

137. Новиченко Л. Проблеми стильово! диферешПацП в сучасних сх!днослов"янських лттературах. К. : Наук.думка, 1968.

138. Новиченко Л. Про ф1лософську масштабн1сть художнього осягнення людини. Ф!лософсыса думка, 1981, № 4.142. 0л1йник В.П. Творч1сть Степана Васильченка. К. : Вища школа, 1979, 206 с.

139. П!вторадн! B.I. Архип Тесленко. Життя i творч!сть. -К. : Дн1про, 1982, 170 с.

140. Погребенник Ф. Лесь Мартович. Життя ! творч1Сть. -К. : Дн!про, 1971, 194 с.

141. Погребенник В.П. Стор!нки життя ! творчост! Василя Стефаника. К. : Дн1про, 1980, 338 с.

142. Приходько Ф.А. Коцюбинський-новел1ст. Харк!в : Прапор, 1965, 289 с.

143. Революц1йне оновлення Л1тератури. Проникнення 1дей марксизму-ленШзму в укра!"нську л!тературу ктнця XIX початку XX ст. - К. : Наук.думка, 1970, 371 с.

144. Розвиток укра'1нсько! радянсько! новели. Тези допов!дей до м!жвуз !всько1 науково!" конфер<Енц!1 /травень, 1966 р./. Ужгород : 1966, ИЗ с.

145. Смирнов Г.Л. Советский человек. Формирование социалистического типа личности. 2-е изд., дополн. М. : Издательство политической литературы, 415 с.

146. Смирнова Л.А. Проблемы реализма в русской прозе начала XX века. М. : Просвещение, 1977, 205 с.

147. Соколов А.Г. История русской литературы конца XIX нача ла XX века. - М. : Высшая школа, 1979, 399 с.

148. Тимофеев Л.,Венгров Н. Краткий словарь литературоведческих терминов. М. : Учпедгиз,1963, 136-184 с.

149. Тимофеев Л.И. Основы теории литературы. 5-е изд. -М. : Просвещение, 1976, с. 349-350.

150. Украинка Леся. Утоп!я в белетристиц!. Згбр.тв. : В 12 т., К., 1977, т.8, 155-198 с.

151. Украгнка Леся. Додаток в1д впорядчика до украгнського перекладу книжечки "Хто з чого жие". Там же, I28-I3I с.

152. Украгнка Леся. Два направления в новейшей итальянской литературе. Там же, 26-61 с.

153. Украгнка Леся. Малорусские писатели на Буковине. -Там же, 62-75 с.

154. Украгнка Леся. Заметки о новейшей польской литературе.-Там же, 100-127 с.

155. Украгнка Леся. Новейшая общественная драма. Там же, 229-252 с.

156. Украгнка Леся. Зам1тки з поводу статтi "Етика ! пол!тит.8»кан. Ц!на поступу. Твори : В 10 т., К.,1965, 269-308 с.

157. Украгнська л!тература в рос1йськ!й критиц! к!нця XIX -початку XX ст. К. : Наук.думка, 1980, 415 с.

158. Фащенко В.В. Новела т новел!сти. Жанрово-стильов! питания /1917-1966 р./. К. : Радянський письменник, 1968, 263 с.

159. Фащенко В.В. 1з студ1й про новелу. К. : Радянський письменник, 1971, 215 с.

160. Фащенко В.В. У глибинах людського буття. Етюди про психологчзм л!тератури. К. : Дн1про, 1981, 278 с.

161. Фащенко В.В. Жанрово-стилевые проблемы украинской советской новеллистики. -Автореф. Дисс. докт.филол.наук. -Киев, 1970.

162. Франко I. Слово про критику. т.30, 214-218 с.с

163. Франко I. 1з секретхв поетичног творчост!. т. 31,45-119

164. Франко I. Леся Украгнка. т.31, 254-274 с;

165. Франко I. Володимир Сам1йленко. т.37,193-204 с.- 195

166. Франко 1. Принципы i безпринцишпсть. т.34, 3б0-3б5с.

167. Франко I. Старе й нове в сучаснгл укра!нсыпй Л1тера~ Typi. т.35, 91-III с.

168. Франко I. Тарас Шевченко. т.28, II2-I22 с.

169. Франко I. Мисл1 о еволюцП в icTopii людськост1. Твори: В 20 т. К., 1956, т.19, 63-112 с.

170. Франко I . 3 останн1х десятил1ть XIX в1ку. Л1тератур-но-науковий Bi сник, 1901, т.15.

171. Франко I. На склон1 в!ку. Лттературно-науковий bic-ник, 1900, т.12.

172. Фролова К.П. Аналтз худоннього твору. К.: Радянська школа, 1975, 174 с.

173. Хоменко Б. Поетичний cbiт С.Васильченка. В кн.: Наука i культура Укра!'ни 1979. - К.: Знания, 1980, 506-5X2 с.

174. Хоткевич Гнат. Пов1Сть Ольги Кобилянсько!. Твори: В 2 т., К., 1966, т.1, 395 -438 с .

175. Храпченко М. Лев Толстой как художник. Собр. соч.: В 4 т., М., 1981, т.2, 598 с.

176. Храпченко М. Творческая индивидуальность писателя и развитие литературы. Собр.соч.: В 4 т., М., 1981, т.З, 431 с.

177. Хропко П.П. 3 виру народного життя. /До ЮО-ртччя з дня народження Степана Васильченка/. К.: Товариство "Знания" Укра*1Нсько1 РСР, 1979, 46 с.

178. Чернышевский Н.Г. Эстетические отношения искусства к действительности. Полн.собр.соч., М., 1949, т.2, 5-92 с.

179. Шабл1овський G.C. О.М.Горький i украТнська Л1тература.-В кн.: Еиття, Л1тература, письменник. К.: Дн1про, 1974, 221-253 с.

180. Шабл1овський е.С. ВЛ.Лен1н i украгнська Л1тература. -К.: Товариство "Знания", 1969, 94 с.

181. Шабл10вський б.С. У боротьб1 за еднання культур. -Радянське Л1 тературознавство, 1979, J& II, с.120-128.

182. Шамрай А. Творч1Сть С.Васильченка. Червоний шлях, 1926, J2 4.

183. Шамрай А. Степан Васильченко i росШська л1тература. -В кн.: Шамрай А. Вибран! статт1 i Д0сл1Дження. К.: Деркшт-видав, 1963, 193-218 с.

184. Шумило М. 1м"я йому народний письменник. -Л1тератур-на Укра'1'на, 1969, Юслчня.

185. Шумило Н. Письменник i його читач. /1 з спостережень над прозою Степана Васильченка/. Радянське Л1 тературознавство, 1977, J2 12, 53-69 с.

186. Шумило Н. Чар1вний cbit дитинства. Дшпро, 1979, J5 I, 133-135 с.

187. Шумило Н. Народна теня в оповМаниях та поветях Степана Васильченка. Народна творч1сть та етнограф1я, 1979, is 6, 71-75 с.

188. Шумило Н. Степан Васильченко i нова школа укра'1нських прозаШв /шнець XIX початок XX ст./. - Украгнська мова i Л1тература в школ!, 1982, & 6, 18-26 с.

189. Щербина В. Наш современник. /Концепция человека в литературе XX ст./. -М.: Советский, писатель, 1964, 572 с.

190. Якубовський Ф. Степан Васильченко. К. : Маса, 1930, с. 5-30.

191. Якубовський Ф. Степан Васильченко. Киття i революцгя. 1932, № 8, с. 168-176.

192. Яценко М.Т. Питания реал!зму ! позитивний герой в укра1нськ1й л1тературно-естетичн1й думц! nepmoi половини XIX ст. К. : Наук.думка, 1979, 334 с.1. Художественные тексты

193. Бордуляк Т. Твори. К. : Державне видавництво худож-ньо! л!тератури, 1958.

194. Васильченко Степан. Твори : В 4 т. К., 1959-1960, т. 1-4.

195. Васильченко С. Отдел рукописей Института литературы им. Т.Г.Шевченко АН УССР, ф. 39, автографы 2-476.

196. Горький М. Собр.соч. : В 30 т.-М., 1950-1955, т.5,7,10.

197. Кобилянська 0. Твори : В 3 т., К., 1956, т.1 .

198. Короленко В. Собр. соч. : В 10 т. М.,1953-1955, т. 1,4.

199. Коцюбинський М. Твори : В 7 т. К., 1972-1975, т. 2,3.

200. Маковей 0. Вибран! твори. К. : Дн!про, 1979.

201. Мартович JI. Твори. К. : Держл!твидав, 1963.

202. Стефаник В. Кленов! листки. К. : Дн!про, 1978.

203. Тесленко А. Твори. К. : Державне видавництво худож-Hboi" л!тератури, 1956.

204. Тичина П. Твори : В 6 т. К.,1961-1962, т.1.

205. УкраГнка Леся. 3i6p. тв. : В 12 т. К., 1975-1978, т. 1-7.

206. Франко I. 3!бр. тв. : В 50 т. К., Т. 2,14,20.

207. Хоткевич Г. Твори : В 2 т. К. , 1966, т.1.

208. Черемшина Марко. Твори. - К., Дн!про, 1978.

209. Чехов А.П. Избранные произведения : В 3 т., М., I960, т. 2,3.1. СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ1. Стр.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.