Концепция и система подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.08, доктор педагогических наук Шитякова, Наталья Павловна

  • Шитякова, Наталья Павловна
  • доктор педагогических наукдоктор педагогических наук
  • 2007, Челябинск
  • Специальность ВАК РФ13.00.08
  • Количество страниц 359
Шитякова, Наталья Павловна. Концепция и система подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников: дис. доктор педагогических наук: 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования. Челябинск. 2007. 359 с.

Оглавление диссертации доктор педагогических наук Шитякова, Наталья Павловна

Введение.

Глава I. Теоретические основания концепции интегративно-вариативной подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников.

1.1. Предпосылки интегративно-вариативной подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников.

1.2. Современное состояние научного решения исследуемой проблемы в педагогической теории.

1.3. Понятийный аппарат исследования.

Выводы по I главе.

Глава II. Эмпирические основания концепции интегративно-вариативной подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников.

2.1. Особенности духовно-нравственного воспитания школьников в современных общеобразовательных учреждениях.

2.2. Состояние духовно-нравственной сферы личности учащихся общеобразовательных школ.

2.3. Состояние подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников.

Выводы по II главе.

Глава III. Концепция интегративно-вариативной подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников.

3.1. Методологические подходы к подготовке студентов к духовно-нравственному воспитанию школьников.

3.2. Модель готовности будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников.

3.3. Сущность интегративно-вариативной подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников.

Выводы по III главе.

Глава IV. Верификация концепции в процессе реализации системы интегративно-вариативной подготовки будущего учителя к духовнонравственному воспитанию школьников.

4.1. Структура системы интегративно-вариативной подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников.

4.2. Реализация системы в образовательном процессе вуза.

4.3. Изучение динамики готовности будущего учителя к духовнонравственному воспитанию школьников.

Выводы по IV главе.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Концепция и система подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников»

Государственные документы последних лет тесно связывают стратегические цели образования с проблемами развития российского общества и преодолением духовного кризиса; требуют переосмысления задач воспитания как первостепенного приоритета в образовании; относят формирование духовности и высокой нравственности к важнейшим задачам воспитания наряду с формированием гражданской ответственности, правового самосознания, российской идентичности, культуры, самостоятельности, толерантности. В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года образование называется важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений: «Потенциал образования должен быть в полной мере использован для консолидации общества, сохранения единого социокультурного пространства страны, преодоления этнонациональной напряженности и социальных конфликтов на началах приоритета прав личности, равноправия национальных культур и различных конфессий, ограничения социального неравенства. Многонациональной российской школе предстоит проявить свою значимость в деле сохранения и развития русского и родного языков, формирования российского самосознания и самоидентичности» [178, с. 4].

В государственных документах и научных трудах все чаще упоминается духовно-нравственное воспитание как воспитание, призванное решить вышеназванные задачи. Для его становления как приоритетного направления в воспитании подрастающего поколения сложились соответствующие социально-экономические предпосылки: глобальные проблемы современного человечества, актуализирующие необходимость воспитания духовности как условия сохранения человека как вида; переход к постиндустриальному, информационному обществу; резкое разделение общества на социальные группы с разным материальным уровнем жизни, усиление социализирующего потенциала этнической и религиозной среды, обострение межнациональных конфликтов, игнорирование правовых законов и норм морали, распространение наркомании и др.

Духовная сфера общества отреагировала на эти изменения противоречивостью и агрессивностью информационного пространства, переоценкой ценностей, разнообразием систем духовно-нравственных ценностей, активизацией традиционных религий и новых религиозных культов, интересом к духовным традициям народов России и т.п. Проведенный автором анализ развития отдельных аспектов духовно-нравственной сферы личности школьников показал их высокие потенциальные возможности в принятии духовно-нравственных ценностей, смыслообразовании, нравственной мотивации своего поведения, а также их стремление к самосовершенствованию. В то же время этот потенциал недостаточно реализован в практике школьного воспитания, что подтверждено полученными данными о недифференцированности нравственных понятий, их ошибочном понимании; неосознанной мотивации, ситуативности нравственного поведения, подверженности вредным привычкам и др.

В связи с актуализацией духовно-нравственного воспитания в российском обществе появилась потребность в педагогических кадрах, способных решать соответствующие задачи в условиях существования различных систем ценностей, противоречивости и агрессивности информационного пространства, разнотипности мировоззрения, вхождения России в контекст современной мировой культуры и т.п. Однако результаты проведенного исследования свидетельствуют о неготовности педагогов к этой работе. Только 9,3 % будущих учителей и 3,3 % учителей-стажистов уверены в своей компетентности в сфере духовно-нравственного воспитания школьников. Несмотря на преобладание мнения о необходимости данного воспитания, менее 30 % студентов и 25 % педагогов проявили желание осуществлять соответствующую деятельность. Таким образом, основным противоречием процесса профессионально-педагогической подготовки к духовно-нравственному воспитанию школьников стало противоречие между признанием будущими учителями необходимости духовно-нравственного воспитания школьников и несформированностью у них стремления к осуществлению данного вида деятельности.

Степень разработанности проблемы исследования. Проблема подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников является частью общей проблемы подготовки студентов к профессионально-педагогической деятельности и нашла свое отражение в работах известных отечественных ученых.

В научной литературе проведены исследования по:

- определению сущности духовности (H.A. Бердяев, Б.С. Братусь, Л.П. Буева, Т.И. Власова, В.В. Зеньковский, И.А. Ильин, H.A. Коваль,

A.Б. Невелев, И.В. Силуянова, В.И. Слободчиков, B.C. Соловьев, В. Франкл,

B.А. Черкасов, В.Д. Шадриков, В.Д. Ширшов и др.);

- взаимосвязи духовно-нравственного воспитания с формированием ценностных ориентаций у подрастающего поколения (В.И. Андреев, И.Ф. Исаев, A.B. Кирьякова, С.И. Маслов, E.H. Шиянов и др.);

- выявлению и обоснованию различных систем ценностей как основы целей воспитания (С.Ф. Анисимов, Т.И. Власова, В.А. Караковский,

A.A. Корзинкин, Б.Т. Лихачев, Н.Д. Никандров, Т.И. Петракова,

B.А. Сластенин, Л.Н. Столович, Л.В. Сурова, В.П. Тугаринов, Г.Н. Филонов, Г.И. Чижакова, Н.Е. Щуркова, В.А. Ядов, W. Hausmann, D. Zillessen и др.);

- определению сущности духовного и нравственного воспитания как взаимосвязанных направлений (Ш.А. Амонашвили, О.С. Богданова, Т.И.Власова, В.В. Игнатова, И.А. Каиров, Б.Т. Лихачев, И.С. Марьенко,

C.Е. Матушкин, В.А. Сухомлинский, А.И. Шемшурина, Н.Е. Щуркова и др.);

- изучению духовно-нравственного воспитания школьников как самостоятельного направления воспитательной работы (В.А. Беляева, A.C. Метелягин, Т.И. Петракова, З.И. Саласкина, А.Д. Солдатенков и др.);

- определению духовности, духовной, нравственной и духовно-нравственной культуры, духовно-нравственного и духовно-творческого становления личности в качестве результатов воспитания учащейся молодежи (В.И. Андреев, E.H. Богданов, B.JI. Бенин, В.В. Игнатова, H.A. Коваль, А.З. Рахимов, М.Н. Романенко, Ю.В. Самойлова и др.);

- выявлению сущности профессиональной готовности и профессиональной компетентности как результата профессиональной подготовки будущего учителя (В.А. Адольф, A.C. Белкин, Э.Ф. Зеер, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, JI.M. Митина, С.Г. Молчанов, Р.В. Овчарова, В.А. Сластенин, К.-О. Bauer, Т. Slotzer-Rothe и др.);

- обоснованию концепций духовного, духовно-нравственного становления личности педагога (В.И. Андреев, В.А. Беляева, H.A. Коваль, В.М. Пустовалов и др.);

- выявлению педагогических условий эффективной подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию (В.А. Беляева, Т.П. Грибоедова, Н. Татаркина и др.).

Итак, исследованию подверглись основные понятия духовно-нравственного воспитания школьников и подготовки будущего учителя к соответствующей деятельности. В то же время анализ психолого-педагогической литературы и диссертационных работ говорит о необходимости:

- применения в комплексе научных подходов, с позиций которых изучались данные явления, а также интегративного и синергетического подходов;

- определения сущности духовно-нравственного воспитания в сопоставлении с духовным и нравственным;

- выявления научных положений, подходов, закономерностей, принципов, понятий, которые раскрывают сущность подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников и обеспечивают достижение ее задач в рамках различных направлений соответствующей профессионально-педагогической подготовки;

- разработки концепции профессионально-педагогической подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию с точки зрения требований модернизации образования в условиях разнотипности мировоззрения, многообразия систем ценностей;

- решения проблемы взаимосвязи религиозных и светских традиций в воспитании подрастающего поколения;

- определения компетенций будущего педагога в сфере духовно-нравственного воспитания школьников.

Таким образом, актуальность исследования обусловлена:

- на социально-педагогическом уровне: необходимостью преодоления духовного кризиса в российском обществе, обусловленного социально-экономическим развитием; социальным заказом, отраженным в последних государственных документах об образовании, в которых в качестве основной задачи называется воспитание духовно богатой, высоконравственной, образованной личности, уважающей традиции и культуру своего народа и других народов; потребностью в подготовке педагогических кадров, способных решать задачи духовно-нравственного воспитания школьников в условиях существования различных систем ценностей, противоречивости и агрессивности информационного пространства, разнотипности мировоззрения и т.п.;

- на научно-педагогическом уровне: появлением в последние годы научных исследований в области воспитания подрастающего поколения в современных условиях, содержащих альтернативные позиции ученых в решении исследуемой проблемы и необходимостью определения в связи с этим концептуальных основ духовно-нравственного воспитания школьников; отсутствием теоретических положений, раскрывающих сущность подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников в изменившихся социально-экономических условиях;

- на научно-методическом уровне: потребностью в анализе существующего и разработке нового научно-методического обеспечения процесса подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников в постоянно меняющихся условиях социально-экономической и духовной жизни российского общества.

Анализ актуальности исследования проблем подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников, результатов предшествующих исследований, существующего педагогического опыта позволил нам выделить ряд противоречий:

- между декларируемой государственными документами необходимостью приобщения молодых людей к высоким духовным ценностям в целях преодоления существующего духовного кризиса и наличием альтернативных систем ценностей, отражающих различное отношение к окружающему миру;

- между несогласованностью позиций ученых в определении сущности духовности, духовного воспитания, духовно-нравственного воспитания и необходимостью разработки четких ориентиров для педагогической практики;

- между существованием различных направлений в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения и нацеленностью существующих концепций профессиональной подготовки будущего учителя на одно из них в зависимости от мировоззренческих позиций исследователя;

- между целостной природой образовательного процесса в вузе и наличием процессов профессиональной подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию, опирающихся на различные системы ценностей (подготовка на основе гуманистических ценностей, на основе экзистенциальных ценностей, на основе этнических ценностей, на основе религиозных ценностей и др.);

- между тенденцией педагогического знания к интеграции и отсутствием концепции интегративной подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию;

- между признанием будущими учителями необходимости духовно-нравственного воспитания школьников и несформированностью у них соответствующей компетентности и стремления к осуществлению данного вида деятельности и др.

Эти противоречия стали основанием для рассмотрения в ходе нашего исследования проблемы разработки концепции, определяющей сущность целостной подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников, учитывающей разнообразие существующих позиций, и реализации ее в системе, обеспечивающей готовность будущего учителя к этой деятельности в постоянно меняющихся условиях социально-экономической и духовной жизни российского общества. На основании этой проблемы нами сформулирована тема исследования: «Концепция и система подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников».

Цель исследования - разработать, теоретически и эмпирически обосновать концепцию интегративно-вариативной подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников, осуществить ее верификацию в ходе реализации соответствующей системы в образовательном процессе вуза.

Объект исследования - образовательный процесс в высшем педагогическом учебном заведении.

Предмет исследования - концептуальные основы системы интегративно-вариативной подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников.

Гипотеза исследования: образовательный процесс в педагогическом вузе обеспечит подготовку будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников, если:

1) построен на основе концепции интегративно-вариативной подготовки будущего учителя к осуществлению духовно-нравственного воспитания школьников;

2) обоснованным ядром концепции выступают:

- закономерности подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников, представляющие собой связи между основными компонентами, характеристиками процесса подготовки и типом духовно-нравственных ценностей; актуальными и потенциальными возможностями духовного и нравственного развития будущего учителя; целесообразным использованием психологических и педагогических механизмов воспитания и обучения; неравномерностью развития личности; особенностями духовно-нравственного воспитания школьников как педагогического явления;

- принципы подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников, сформулированные на основе выявленных закономерностей;

3) содержательно-смысловым наполнением концепции являются: способы разрешения противоречия между признанием будущим учителем необходимости духовно-нравственного воспитания школьников и несформированностью у него соответствующей компетентности, а также стремления к осуществлению этого вида деятельности как движущей силы исследуемого процесса;

- характеристики интегративности и вариативности процесса подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников;

- структурная модель готовности будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников, включающая два блока. В первом блоке представлена педагогическая направленность личности как совокупность педагогических ценностей, мотивов деятельности, мотивационно-ценностного отношения к духовно-нравственному воспитанию школьников. Во втором блоке - педагогическая компетентность как совокупность ценностно-смысловой, общекультурной, субъектной, коммуникативной, когнитивной компетенций и компетенции личностного самосовершенствования;

- этапы и механизм интегративно-вариативной подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников;

4) верификация концепции обеспечивается системой интегративно-вариативной подготовки, которая включает компоненты, присущие всей профессионально-педагогической подготовке в целом, но имеющие различия в ценностных установках, идеалах, семантике духовно-нравственных понятий, позициях в вопросах самоопределения личности, методах воспитания и обучения, характерных для ее отдельных направлений.

Задачи исследования:

Первая группа задач направлена на теоретическое и эмпирическое обоснование сущности интегративно-вариативной подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников и предусматривает:

- изучение степени разработанности проблемы подготовки студентов к духовно-нравственному воспитанию учащихся и выявление основных направлений ее решения;

- анализ состояния подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников в массовой практике;

- выявление предпосылок интегративно-вариативной подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию в современных условиях;

- определение возможностей системного, синергетического, интегративного, культурологического и компетентностного подходов в подготовке студентов к духовно-нравственному воспитанию школьников.

Вторая группа задач посвящена обоснованию взаимосвязи духовного и нравственного воспитания и включает:

- выявление предпосылок интеграции духовного и нравственного воспитания в современных условиях развития общества;

- обоснование духовно-нравственного воспитания как интегративного процесса и анализ его особенностей в современных условиях;

- анализ развития духовно-нравственной сферы личности современных школьников.

Третья группа задач связана с созданием и реализацией концепции интегративно-вариативной подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников в современных условиях:

- определение целей, закономерностей и принципов образовательного процесса, ориентированного на интегративно-вариативную подготовку студента к духовно-нравственному воспитанию школьников;

- разработка структурной модели готовности будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников и содержания ее элементов: ценностей, мотивов, ценностно-мотивационного отношения и компетенций будущего учителя в сфере духовно-нравственного воспитания;

- обоснование системы интегративно-вариативной подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников в современных условиях и определение механизма ее функционирования.

Четвертая группа задач посвящена проверке эффективности реализации теоретических положений концепции в системе профессионально-педагогической подготовки:

- обоснование цели и организации эксперимента;

- верификация концепции интегративно-вариативной подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников;

- анализ действия механизма функционирования системы интегративно-вариативной подготовки будущего педагога к духовно-нравственному воспитанию школьников;

- разработка научно-методического обеспечения подготовки студента педагогического вуза к духовно-нравственному воспитанию школьников: пакета учебных программ, учебно-методических пособий, рекомендаций в целях ее совершенствования.

Теоретико-методологической основой исследования явились:

1. Основные положения разработанных в науке методологических подходов: системного (В.Г. Афанасьев, И.В. Блауберг, Ю.А. Конаржевский, Г.Н. Сериков, Э.Г. Юдин и др.); синергетического (А. Баблоянц, E.H. Князева, С.П. Курдюмов, А.Ю. Лоскутов, A.C. Михайлов, Г. Николис, И. Пригожин и др.); интегративного (A.C. Белкин, B.C. Безрукова, М.Н. Берулава, Н.П. Рябинина, Н.К. Чапаев, И.П. Яковлев, Н.М. Яковлева и др.), культурологического (Е.В. Бондаревская, Г.И. Гайсина, И.Ф. Исаев, И.Я. Лернер и др.); аксиологического (В.И. Гинецинский, О.Г. Дробницкий, М.С. Каган, A.B. Кирьякова, Н.Д. Никандров, В.А. Сластенин, Г.И. Чижакова и др.); компетентностного (A.C. Белкин, Э.Ф. Зеер, Д.А. Иванов, A.B. Хуторской и др.).

2. Философские категории общего, особенного и единичного, законы диалектики, положения о социальной обусловленности процесса личностного формирования человека содержанием морали и системой общественных отношений, в которые включена личность; о духовности как результате приобщения личности к общечеловеческим ценностям, духовной культуре и как способности личности к саморазвитию, самореализации; о духовно-нравственных качествах как диалектическом единстве социального и индивидуального, общего и единичного в духовности личности, о ценностях как компонентах духовной культуры (Л.П. Буева, А.Г. Здравомыслов, А.Б. Невелев, И.В. Силуянова, Л.И. Столович, Г.Н. Филонов, В.А. Ядов и др.).

3. Психологические теории развития личности (Б.Г. Ананьев, A.A. Бодалев, Л.И. Божович, Б.С. Братусь, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, A.B. Петровский, С.Л. Рубинштейн, В.И. Слободчиков, Э. Эриксон и др.); теории педагогической интеграции (М.Н. Берулава, С.А. Старченко, Н.К. Чапаев и др.); теория моделирования (С.И. Архангельский, Б.А. Глинский, Э.М. Хакимов и др.); теории нравственного (О.С. Богданова, И.А. Каиров, С.М. Каргапольцев, Б.Т. Лихачев, И.С. Марьенко, В.А. Сухомлинский, А.И. Шемшурина, Н.Е. Щуркова и др.) и духовного воспитания (Ш.А. Амонашвили, Т.И. Власова, В.В. Игнатова, H.A. Коваль, Т.И. Петракова, Н.М. Романенко и др.); исследования сущности педагогического сознания (С.А. Днепров и др.) и природы духовности в психологии и педагогике (Т.И. Власова, H.A. Коваль, В.А. Черкасов, В.Д. Шадриков и др.).

4. Основные положения психологии субъективной семантики (Е.Ю. Артемьева, А.Н. Леонтьев, Д.А. Леонтьев, Р.Х. Шакуров и др.); идеи духовно-личностной парадигмы образования (В.А. Черкасов и др.); идеи самореализации личности (К.А. Абульханова-Славская, Л.И. Анцыферова, A.A. Вербицкий, A.B. Петровский, В.А. Петровский и др.).

При разработке концепции подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников в современных условиях мы опирались на труды психологов и педагогов в области профессионально-педагогической подготовки (O.A. Абдуллина, P.M. Асадуллин, Н.В. Кузьмина, Л.М. Митина, Н.П. Рябинина, В.А. Сластенин, P.M. Фатыхова, Л.Ф. Спирин, А.И. Щербаков, Н.М. Яковлева и др.), в области подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников (В.А. Беляева, Т.П. Грибоедова, H.A. Коваль и др.).

Нормативно-правовой основой нашего исследования явились законы РФ «Об образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», Национальная доктрина образования в РФ, Концепция модернизации российского образования до 2010 года, государственный стандарт высшего профессионального образования, решение коллегии Министерства образования Российской Федерации «О программе модернизации педагогического образования», программа «Развитие воспитания в Российской Федерации до 2010 года» и ряд других документов в области образования.

Исследование избранной проблемы проводилось с 1996 по 2006 гг. и прошло три основных этапа.

Первый этап (1996 - 1998 гг.) - теоретическое изучение проблем педагогики высшей школы и эмпирическое исследование проблемы подготовки будущего учителя к воспитательной работе в школе. В этот период осуществлялось осмысление методологических и теоретических основ исследования, выявлялось состояние проблемы подготовки студентов педагогических вузов к воспитанию школьников в научной литературе и педагогической практике, определялись предпосылки интегративно-вариативной подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников; анализировался уровень сформированности воспитательных умений у будущих педагогов. Были определены ключевые позиции исследования: объект, предмет, цель, гипотеза, задачи исследования, понятийно-категориальный аппарат. Основными методами исследования на данном этапе являлись понятийно-терминологический анализ, системный анализ, теоретико-методологический анализ, контент-анализ, изучение и анализ передового педагогического опыта, наблюдение, анкетирование, ранжирование, метод самооценки, беседа и др.

Второй этап (1998 - 2000 гг.) - исследование современных особенностей духовно-нравственного воспитания школьников в массовой практике, обоснование его как интегративного процесса; анализ развития духовно-нравственной сферы личности школьников; научное руководство исследованиями, проводимыми в образовательных учреждениях г. Челябинска. В этот период происходила разработка и обоснование концепции интегративно-вариативной подготовки будущего педагога к духовно-нравственному воспитанию, раскрытие внутренней структуры данного процесса, выявление его закономерностей и механизма функционирования. Создавалось научно-методическое обеспечение деятельности учителей по духовно-нравственному воспитанию школьников и подготовки студентов педвуза к этой работе. Основными методами исследования на данном этапе стали анализ, метод педагогической экстраполяции, классификация, синтез, моделирование, педагогический эксперимент, наблюдение, анкетирование.

Третий этап (2000 - 2006 гг.) - исследование развития духовно-нравственной сферы школьников и студентов педагогических специальностей; экспериментальная работа по реализации концепции интегративно-вариативной подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников; внедрению основных результатов исследования в практику высшей школы, их систематизация и описание. Использовались такие методы исследования, как анализ, синтез, анкетирование, ранжирование, метод экспертных оценок, методы математической статистики и др.

База исследования. Эмпирическое исследование и экспериментальная работа проводилась непосредственно автором и участвующими в эксперименте преподавателями в Челябинском государственном педагогическом университете, Башкирском государственном педагогическом университете, педагогическом колледже Всероссийского детского центра «Орленок», Шадринском государственном педагогическом институте, а также учителями МОУ СОШ № 22, 45, 56, 100, 124, МОУ ДОУ № 398, МОУ прогимназии № 125 г. Челябинска. В них под руководством автора принимали участие члены научно-исследовательской лаборатории при ЧГГТУ «Проблемы духовно-нравственного воспитания школьников в современных условиях». В процессе работы над диссертационным исследованием осуществлялось сотрудничество с лабораторией воспитания этической культуры ГосНИИ семьи и воспитания РАО в рамках договора ГосНИИ семьи и воспитания РАО и ЧГПУ. На констатирующем этапе в эксперименте приняли участие студенты Магнитогорского государственного университета, Магнитогорского государственного технического университета, Уральской государственной академии культуры и искусства, Уральского государственного университета физической культуры, Челябинской государственной медицинской академии. Исследованием было охвачено 5457 человек, в том числе: 2064 школьника, 280 учителей и руководителей школ, 2188 студентов педагогических специальностей, 925 родителей учащихся школ.

Научная новизна исследования:

1. Разработана и обоснована концепция интегративно-вариативной подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников, имеющая в качестве структурных компонентов: методологические, теоретические и эмпирические основания интегративно-вариативной подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников; понятийный аппарат, источники и цели концепции; закономерности и принципы подготовки, составляющие ядро концепции; модель готовности будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников, интегративные и вариативные характеристики основных компонентов исследуемого процесса; этапы формирования этой готовности (содержательно-смысловое наполнение концепции).

2. Определены закономерности, раскрывающие сущность интегративно-вариативной подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников. а) Закономерности обусловленности, вскрывающие причинно-следственные связи отдельных компонентов подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников с факторами, оказывающими на них непосредственное влияние:

- детерминированность степени активности процесса формирования готовности будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию социально-экономическими условиями жизни общества;

- обусловленность вариативного компонента содержания подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников актуальными и потенциальными возможностями студентов;

- взаимосвязь вариативного компонента содержания данной подготовки и особенностей современного состояния духовно-нравственного воспитания школьников; обусловленность результативности подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников неравномерностью духовного развития личности. б) Закономерности эффективности, определяющие те факторы, которые влияют на получение максимально возможного результата подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников:

- зависимость продуктивности подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников от целесообразной реализации психологических и педагогических механизмов, лежащих в основе воспитания и обучения;

- детерминированность результатов исследуемой подготовки типом духовно-нравственных ценностей, выбранных педагогами, высшим учебным заведением, системой образования в целом в качестве основы для целей профессионального воспитания будущего учителя.

3. На основе выявленных закономерностей сформулированы принципы интегративно-вариативной подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников: принцип обеспечения ценностного самоопределения личности; принцип активизации смыслообразующего потенциала духовно-нравственных ценностей; принцип опоры на иррациональную и рациональную сферу личности будущего педагога; принцип учета актуальных и потенциальных возможностей духовного и нравственного развития студенчества; принцип использования полярных ценностей.

4. Обнаружено и сформулировано основное противоречие процесса подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников - противоречие между признанием будущим учителем необходимости духовно-нравственного воспитания школьников и несформированностью у него соответствующей компетентности, а также стремления к осуществлению этого вида деятельности. Предложены концепция и система, имеющие целью его разрешение.

5. Выявлены характеристики интегративности исследуемого процесса: целостность, выражающаяся в достижении результатов, отсутствующих у отдельных модификаций подготовки, среди них - способность к реализации задач духовно-нравственного воспитания школьников в условиях разнотипности мировоззрения, существования различных систем ценностей; инновационность, отражающаяся в ориентации на формирование готовности личности будущего учителя к быстро наступающим переменам в обществе, готовности к неопределенному будущему за счет развития способности к творчеству, способности к сотрудничеству с другими людьми; органическое единство целого и его частей.

6. Выявлены характеристики вариативности исследуемого процесса: полиморфичность - многообразие его составляющих; дифференцированность, обеспечивающая учет ценностных установок, интересов, способностей будущего учителя; ориентированность на специализацию в деятельности в рамках определенного направления духовно-нравственного воспитания.

7. Раскрыты особенности духовно-нравственного воспитания школьников в современных условиях: существование нескольких, в том числе альтернативных, направлений в деятельности педагога по духовно-нравственному воспитанию; разнообразие программ духовно-нравственного воспитания; взаимопроникновение светской и религиозной педагогических традиций; учет региональных особенностей в содержании духовно-нравственного воспитания; наличие интеграции в содержании как специальных программ, так и программ гуманитарных дисциплин; создание различных типов учебных заведений, ставящих в качестве главной своей цели духовно-нравственное воспитание детей; особое состояние внешней среды, наполненной духовным влиянием разной направленности.

Теоретическая значимость исследования:

1. Расширено научное представление о процессе подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников как процессе, включающем в себя несколько однородных процессов (подготовка к духовно-нравственному воспитанию на основе гуманистических ценностей, подготовка к духовно-нравственному воспитанию на основе экзистенциальных ценностей, подготовка к духовно-нравственному воспитанию на основе этнических ценностей, подготовка к духовно-нравственному воспитанию на основе религиозных ценностей и др.), которые обладают как общими, так и специфическими характеристиками, свойствами.

2. Определена сущность и структура готовности будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников как динамической, интегративной характеристики личности, обеспечивающей способность педагога к приобщению школьников к одной из существующих в обществе систем духовных ценностей, к созданию условий для поиска и нахождения ими личностных смыслов во взаимосвязи с воспитанием нравственных чувств и нравственного поведения. Ее основными компонентами являются педагогическая направленность и педагогическая компетентность в сфере духовно-нравственного воспитания школьников. Педагогическая направленность личности в сфере духовно-нравственного воспитания - это система эмоционально-ценностных отношений, зависящих от степени развития духовно-нравственной сферы личности будущего учителя и задающих иерархическую структуру доминирующих мотивов, побуждающих его к педагогической деятельности по духовно-нравственному воспитанию школьников. Педагогическая компетентность в сфере духовно-нравственного воспитания - это совокупность компетенций, необходимых будущему учителю для осуществления соответствующей деятельности. Они конкретизируют следующие ключевые компетенции: ценностно-смысловую, общекультурную, субъектную, информационную, коммуникативную, компетенцию личностного совершенствования.

3. Выявлены мотивы педагогической деятельности по духовно-нравственному воспитанию школьников: понимание духовности как видового признака человека; интерес к внутреннему миру своих воспитанников; ценностные установки личности будущего педагога (признание права воспитанника на личностное самоопределение; принятие ребенка таким, каков он есть); интерес к различным видам педагогической деятельности (исследовательской, конструктивной, художественно-творческой и др.). Определены проявления мотивационно-ценностного отношения будущего педагога к деятельности по духовно-нравственному воспитанию: понимание социальной потребности общества в данном направлении воспитания, понимание ответственности педагога за духовное здоровье воспитанников, установка на духовно-нравственное воспитание школьников, стремление к профессиональному и духовно-нравственному совершенствованию.

4. В теорию подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников введено положение о зависимости готовности будущего учителя к данному направлению воспитания от его интереса к различным видам педагогической деятельности в этой сфере (информационно-аналитической, художественно-творческой, комплексной, исследовательской, конструктивной,), отличающихся востребованностью разных аспектов профессионально-педагогической компетентности.

5. Дополнена трактовка духовно-нравственного воспитания, которое определено нами как процесс, интегрирующий цели, принципы, содержание, формы и методы духовного и нравственного воспитания, направленный на приобщение школьников к одной из существующих систем духовно-нравственных ценностей (гуманистической, этнической, религиозной и др.), на создание условий для поиска и нахождения ими личностных смыслов этих ценностей, на формирование стремления и готовности действовать в своей жизни в соответствии с ними.

Практическая значимость исследования:

1. Проведенный теоретический анализ закономерных связей, существующих в процессе интегративно-вариативной подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников, позволяет на практике обеспечить достижение ее задач в рамках различных направлений соответствующей подготовки.

2. Определены этапы процесса формирования готовности будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию: адаптационный, базовый (инвариантный), ориентировочный, вариативно-практический, оценочно-результативный, в содержании которых нашли отражение как логика профессионально-педагогической подготовки в целом, так и особенности духовно-нравственного развития будущих учителей.

3. Обоснованный в исследовании механизм эффективного и динамичного функционирования системы подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников, который представляет собой определенную последовательность реализации взаимосвязанных функций (адаптивной, культурного наследования, смыслообразования, информационно-аналитической, мотивационно-целевой, креативной, организационной, оценочно-прогностической), технологизирует процесс вышеназванной подготовки.

4. Выявленная совокупность компетенций будущего учителя в сфере духовно-нравственного воспитания школьников служит одним из оснований разработки программ профессиональной подготовки и повышения квалификации педагогов, определения функций различных категорий педагогов в деятельности по духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения.

5. Разработанная диагностика профессиональной готовности студентов к осуществлению духовно-нравственного воспитания, ее результаты используются в процессе модернизации профессионального образования педагогическими вузами и колледжами.

6. Создано и внедрено в образовательный процесс программно-методическое обеспечение подготовки студентов педагогических вузов к духовно-нравственному воспитанию учащихся: пропедевтическая программа актуализации духовно-нравственного воспитания в процессе преподавания психолого-педагогических дисциплин, программа спецкурса «Особенности духовно-нравственного воспитания школьников в современных условиях» и соответствующий ей курс лекций для студентов; практикум «Диагностика нравственной воспитанности дошкольников и школьников», методические рекомендации «Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников», «Выбор адекватных форм и методов воспитания и обучения детей на основе медико-психолого-педагогической диагностики», «Преемственность в нравственном воспитании дошкольников и младших школьников».

Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечены исходными методологическими положениями; применением совокупности методов исследования, адекватных его задачам и логике; длительностью и вариативностью экспериментальной работы; повторяемостью ее результатов в различных условиях; сопоставлением полученных данных с массовым педагогическим опытом и результатами исследования других ученых; репрезентативностью объема выборок; использованием статистической обработки полученных данных.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Сущностными интегративными характеристиками подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников, обязательно принадлежащими всем ее модификациям, являются выявленные нами закономерности обусловленности и закономерности эффективности, представляющие собой связи между основными компонентами процесса подготовки и типом духовно-нравственных ценностей; актуальными и потенциальными возможностями духовного и нравственного развития будущего учителя; целесообразным использованием психологических и педагогических механизмов обучения и воспитания; неравномерностью развития личности; особенностями духовно-нравственного воспитания как педагогического явления. В совокупности со сформулированными на их основе принципами они обеспечивают целостность созданной системы. Сущностными вариативными характеристиками исследуемого процесса являются атрибутивные закономерности, отражающие качества и специфику каждого конкретного направления подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников (подготовка на основе гуманистических ценностей, на основе экзистенциальных ценностей, на основе этнических ценностей, на основе религиозных ценностей и др.). Они обеспечивают его полиморфичность.

2. Движущей силой процесса интегративно-вариативной подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников является обострение и разрешение противоречий, главным из которых стало противоречие между признанием будущим учителем необходимости духовно-нравственного воспитания школьников и несформированностью у него соответствующей компетентности, а также стремления к осуществлению этого вида деятельности. Разрешение этого противоречия заключается в реализации принципов обеспечения ценностного самоопределения личности; активизации смыслообразующего потенциала духовно-нравственных ценностей; опоры на иррациональную и рациональную сферу личности будущего педагога; учета актуальных и потенциальных возможностей духовного и нравственного развития студенчества; использования полярных ценностей.

3. Готовность будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию - динамическая, интегративная характеристика личности, включающая профессиональную компетентность в области духовнонравственного воспитания школьников и соответствующую направленность личности, обеспечивающая способность педагога к приобщению школьников к одной из существующих в обществе систем духовных ценностей, к созданию условий для поиска и нахождения ими личностных смыслов во взаимосвязи с воспитанием нравственных чувств и нравственного поведения.

4. Интегративно-вариативная подготовка будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников - это процесс, объединяющий несколько однородных процессов: подготовка к духовно-нравственному воспитанию на основе гуманистических ценностей, подготовка к духовно-нравственному воспитанию на основе экзистенциальных ценностей, подготовка к духовно-нравственному воспитанию на основе этнических ценностей, подготовка к духовно-нравственному воспитанию на основе религиозных ценностей, развивающийся в соответствии с закономерностями и имеющий движущие силы, присущие всем его модификациям. Это процесс развития педагогической направленности личности студента на духовно-нравственное воспитание школьников, соответствующей профессионально-педагогической компетентности на основе осмысления личной системы ценностей, выбора направления и вида деятельности по духовно-нравственному воспитанию школьников.

5. Основными компонентами интегративно-вариативной подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников как системы являются:

- цели и задачи подготовки (развитие духовно-нравственной сферы личности будущего учителя, формирование мотивационно-ценностного отношения, мотивов деятельности по духовно-нравственному воспитанию школьников, совокупности соответствующих компетенций);

- содержание подготовки, вариативный компонент которого отражает разнообразие идеалов, систем ценностей, семантику духовно-нравственных понятий, позиций в выборе средств воспитания, присущее отдельным направлениям духовно-нравственного воспитания;

- вариативная деятельность субъектов образовательного процесса в высшем учебном заведении (информационно-аналитическая, исследовательская, художественно-творческая, организаторская и др.);

- ценностные отношения, возникающие в процессе подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников;

- вариативная воспитывающая и развивающая среда, которая обеспечивает учет индивидуальных интересов, способностей будущих учителей;

- управление системой подготовки будущих учителей к духовно-нравственному воспитанию школьников.

6. Особенностями духовно-нравственного воспитания школьников в современных условиях как воспитания, интегрирующего задачи, принципы, содержание, методы духовного и нравственного воспитания являются: существование нескольких, в том числе альтернативных, направлений в деятельности педагога по духовно-нравственному воспитанию; разнообразие программ духовно-нравственного воспитания; взаимопроникновение светской и религиозной педагогических традиций; учет региональных особенностей в содержании духовно-нравственного воспитания; наличие интеграции в содержания, как специальных программ, так и программ гуманитарных дисциплин; создание различных типов учебных заведений, ставящих в качестве главной своей цели соответствующее воспитание детей; особое состояние внешней среды, наполненной духовным влиянием разной направленности.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись посредством участия:

- в Международных научно-практических конференциях: «Образование как средство развития личности, общества, государства» (Витебск, 1997); XI Международные рождественские образовательные чтения (Москва, 2003); «Инновационные процессы в образовании» (Челябинск, 2004); «Проблемы внедрения психолого-педагогических

26 исследований в сферу образования» (Москва, 2004); «Эффективность образования в условиях его модернизации» (Новосибирск, 2005); «Образование и наука без границ - 2005» (Днепропетровск - Белгород, 2005); «Православная культура на Урале: контексты истории и современность» (Челябинск, 2006); «Воспитание в начальной школе: проблемы и пути их решения» (Челябинск, 2007); «Проблемы подготовки учителя для современной российской школы» (Москва, 2007);

- во Всероссийских научно-практических конференциях: «Научные понятия в учебно-воспитательном процессе школы и вуза» (Челябинск, 1994); «Воспитание этической культуры детей и молодежи» (Москва, 2002); «Воспитание как социокультурный феномен» (Москва, 2003); «Интеграция методической (научно-методической) работы и системы повышения квалификации кадров» (Челябинск, 2004); «Методология и методика формирования научных понятий у учащихся школ и студентов вузов» (Челябинск, 2004); «Традиции. Духовность. Правосознание» (Тюмень, 2006);

- в межрегиональных научно-практических конференциях: «Управление педагогическим процессом в учебном заведении» (Омск, 1992); «Дети - молодежь - общество» (Челябинск, 1995); «Проблемы обновления начальной школы в условиях модернизации и свободного развития российского образования» (Красноярск, 2002); «Социальная работа с молодежью: психологические и социальные аспекты» (Омск, 2003); «Модернизация начального общего образования» (Пермь, 2003); «Духовно-нравственное воспитание детей и учащейся молодежи: проблемы и перспективы» (Челябинск, 2003); «Теория и практика развивающего и личностно ориентированного обучения: модернизация образовательного процесса» (Челябинск, 2003); «Начальное образование: проблемы и перспективы развития в условиях модернизации» (Челябинск, 2005);

- в региональных научно-практических конференциях: «Новые системы обучения в начальной школе» (Челябинск, 1994); «Пути обновления системы среднего профессионально-педагогического образования области»

Челябинск, 1997); «Методика вузовского преподавания» (Челябинск, 1998); «Проблемы сущности человека и типа личности» (Челябинск, 2000, 2004); «Актуальные проблемы нравственного воспитания учащейся молодежи» (Челябинск, 2001); «Личностно ориентированное профессиональное образование» (Екатеринбург, 2002); «V Екатерининские образовательные чтения» (Екатеринбург, 2002); «Томинские чтения» (Челябинск, 2002) и др.

Разработанные в процессе исследования материалы нашли применение в дошкольных и школьных образовательных учреждениях г. Нарвы (Эстония), г. Минска (Белоруссия), г. Печоры, г. Канска, г. Екатеринбурга, Томской области, г. Челябинска и Челябинской области (Россия), в учреждениях высшего, среднего специального и дополнительного педагогического образования Южного Урала и Зауралья.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика профессионального образования», Шитякова, Наталья Павловна

Выводы по IV главе

1. В ходе экспериментальной проверки системы подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников и механизма ее функционирования получены результаты, свидетельствующие о положительной динамике как в развитии педагогической направленности студентов экспериментальных групп на деятельность в данной сфере воспитания, так и в формировании основ соответствующей профессиональной компетентности.

2. Основными показателями педагогической направленности будущего педагога на сферу духовно-нравственного воспитания школьников являются: отношение к его целесообразности в современной школе; наличие стремления осуществлять деятельность по духовно-нравственному воспитанию; проявление интереса к значению ценностей, принятому в разных социальных сообществах. Кроме того, показателем являются и ценностные ориентации как элемент педагогической направленности личности будущего учителя и как ядро его духовно-нравственной сферы.

Как показали исследования, соотношение ценностных ориентаций студентов педагогических вузов (духовно-нравственных и материальных) на различных этапах профессиональной подготовки менялись. В зависимости от жизненных обстоятельств приоритетными становились то духовно-нравственные, то материальные ценности. Однако иерархия духовно-нравственных ценностей как самостоятельной группы ценностей в основном не изменилась. Корреляция между инструментальными и терминальными ценностями студентов третьего и пятого курсов значимо отличается от нуля.

Анализ результатов позволяет сделать вывод о тенденции, появившейся в результате экспериментальной работы, к увеличению количества будущих учителей, считающих целесообразным духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения.

Полученные данные свидетельствуют о преобладании в студенческой среде представления о результатах духовно-нравственного воспитания школьников как об их возможности самостоятельно сформировать собственную позицию в ситуации духовного и морального выбора. Результаты экспериментальной работы показывают ее влияние на укрепление положительного отношения к результативности духовно-нравственного воспитания у будущих учителей, входящих в экспериментальные группы. Отсутствие специально организованной работы в контрольных группах привело к росту негативного отношения к соответствующим результатам.

Итогом экспериментальной работы стала положительная динамика в стремлении участников экспериментальных групп к осуществлению духовно-нравственного воспитания школьников. В контрольных группах она отсутствует и даже наблюдается уменьшение количества студентов, уверенных в таком стремлении.

3. При оценке педагогической компетентности в области духовно-нравственного воспитания школьников мы руководствовались следующими показателями: знание студентами значений духовно-нравственных ценностей, принятых в различных сообществах; знание будущими учителями механизмов духовно-нравственного воспитания; владение его методами, содержащими эти механизмы.

В экспериментальных группах студенты показали более глубокое понимание основных нравственных категорий, что свидетельствует об осмысленном принятии исследуемых ценностей. В них увеличилось количество студентов, оценивших свою компетентность в сфере духовно-нравственного воспитания школьников положительно. Положительная динамика наблюдается в формировании всех компонентов знания в сфере духовно-нравственного воспитания, но степень ее у различных компонентов отличается. Незначительные изменения произошли в знаниях будущих педагогов о существующих системах духовно-нравственных ценностей; опыте поведения личности в нестандартной ситуации; о возрастных особенностях духовного и нравственного развития школьников; принципах их духовно-нравственного воспитания. Полученные результаты свидетельствуют о понимании студентами необходимости глубоких знаний существующих систем ценностей, которые будут пополняться на протяжении всей жизни; сложности применения этих знаний в постоянно меняющихся жизненных ситуациях.

Явную положительную тенденцию имеет усвоение знаний о видах эмоционального отношения к духовно-нравственным ценностям; о теоретико-методологических основаниях духовно-нравственного воспитания школьников; диагностике нравственной воспитанности детей; о целях, содержании, методах и формах духовно-нравственного воспитания; о механизмах, лежащих в его основе, способах деятельности педагогов по реализации его задач.

4. Проведенные исследования педагогической направленности личности будущих педагогов на деятельность в сфере духовно-нравственного воспитания школьников и их компетентности в этой сфере свидетельствуют о тенденции некоторых изменений в их взаимосвязи. С возрастанием компетентности будущих учителей в вопросах духовно-нравственного воспитания школьников уменьшается их педагогическая направленность, в частности, стремление, заниматься соответствующей деятельностью. Основной причиной такого положения дел является нежелание будущих педагогов брать на себя ответственность за развитие духовно-нравственной сферы личности школьников. Более уверенно свое стремление осуществлять деятельность по духовно-нравственному воспитанию они проявляют в ситуации определения конкретного вида деятельности в данной сфере: исследовательской, конструктивной, творческой и т.д.).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Социальный заказ, отраженный в последних государственных документах о школе, в которых в качестве основной задачи называется воспитание духовно богатой, высоконравственной, образованной личности, уважающей традиции и культуру своего и других народов, определяет духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения как приоритетное направление. В связи с этим обстоятельством появилась потребность в педагогических кадрах, способных решать соответствующие задачи в условиях существования различных систем ценностей, противоречивости и агрессивности информационного пространства, разнотипности мировоззрения, вхождения России в контекст современной мировой культуры и т.п. Однако проведенное нами исследование показало, что состояние готовности будущих учителей к духовно-нравственному воспитанию школьников характеризуется разнотипностью мировоззрения, неустойчивостью ценностных приоритетов (преобладание материальных или духовных ценностей в зависимости от периода жизнедеятельности); признанием необходимости духовно-нравственного воспитания школьников; отсутствием стремления к соответствующей деятельности у большинства студентов педагогических вузов; недостаточным уровнем сформированности духовно-нравственных понятий; несформированностью способности к переносу общепедагогических умений в сферу умений духовно-нравственного воспитания. Возникло и обострилось противоречие между признанием будущими учителями необходимости духовно-нравственного воспитания школьников и несформированностью у них соответствующей компетентности и стремления к осуществлению данного вида деятельности. Потребность в разрешении этого противоречия актуализировала необходимость обновления профессиональной подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников.

Результатом проведенного нами анализа степени разработанности проблемы подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников в философской, психологической, педагогической литературе и практике соответствующей подготовки стало определение нескольких направлений ее решения:

- применение в комплексе научных подходов, с позиций которых изучались данные явления, а также синергетического и компетентностного подходов;

- выявление теоретических положений, которые раскрывают сущность подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников и обеспечивают достижение ее задач в рамках различных направлений соответствующей профессионально-педагогической подготовки; разработка концепции интегративно-вариативной подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию с точки зрения требований модернизации образования в условиях разнотипности мировоззрения, многообразия систем ценностей;

- исследование готовности будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников как динамической, интегративной характеристики личности, включающей основы профессиональной компетентности в области духовно-нравственного воспитания и соответствующую направленность личности; определение компетенций будущего педагога в сфере духовно-нравственного воспитания школьников;

- определение сущности духовно-нравственного воспитания в сопоставлении с духовным и нравственным;

- решение проблемы взаимосвязи религиозных и светских традиций в воспитании подрастающего поколения.

Оценивая результаты научных изысканий наших предшественников как серьезный вклад в исследование проблемы подготовки будущего учителя

321 к духовно-нравственному воспитанию школьников, мы пришли к выводу о том, что полностью она не решена в силу направленности существующих концепций на конкретную совокупность ценностей, отсутствия системы соответствующей профессионально-педагогической подготовки и механизма ее функционирования, неразработанности компетенций будущих учителей в сфере духовно-нравственного воспитания. Для ее решения необходимо создать концепцию подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников, которую отличает целостность и в то же время многообразие направлений, модификаций исследуемого процесса. Такими характеристиками обладает интегративно-вариативный процесс профессиональной подготовки. Проведенный анализ показал наличие необходимых предпосылок.

Интегративный характер этой подготовки обусловлен следующими предпосылками:

- необходимость разрешения противоречия между целостной природой образовательного процесса в вузе и наличием разнородных процессов профессиональной подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию (подготовка на основе гуманистических ценностей, на основе экзистенциальных ценностей, на основе этнических ценностей, на основе религиозных ценностей и др.);

- тенденция педагогического знания к интеграции, необходимость построения знания о разнообразных направлениях духовно-нравственного воспитания школьников в едином ключе: система ценностей, семантика духовно-нравственных понятий, задачи, закономерности, принципы, механизмы, методы, формы воспитания;

- потребность в обобщенном педагогическом знании, позволяющем строить образовательный процесс, направленный на формирование готовности будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников, от общего к частному, обеспечив их способность осуществлять профессиональную деятельность в постоянно меняющихся условиях духовной жизни российского общества;

- утвердившийся в философии взгляд на человека как целостное существо, в котором взаимосвязаны разум и чувство, духовность и нравственность, и признание философами взаимосвязи понятий «духовность» и «нравственность»;

- выявленная психологами взаимосвязь духовных способностей и нравственных качеств личности;

- поиск путей консолидации мирового сообщества и диалога культур;

- появление идеи духовно ориентированной российской цивилизации в качестве «национальной идеи. В данном случае духовность интерпретируется как «исторически сформировавшийся тип культурной ориентации, при котором неутилитарные (человеческие, «постматериальные») ценности занимают высокое (или даже ведущее место) в ценностной иерархии общества и человека».

Вариативный характер подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников обусловлен следующими предпосылками:

- существование различных ценностных систем;

- появление в последние годы научных исследований в области профессиональной подготовки к духовно-нравственному воспитанию, отражающих различные позиции ученых в решении исследуемой проблемы;

- противоречивость информационного пространства современного общества,

- «феномен разнотипности мировоззрения» (термин B.C. Шубинского).

Методологической основой интегративно-вариативной подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников является совокупность взаимосвязанных и взаимодополняющих подходов: системного и синергетического (общенаучный уровень), интегративного, культурологического и компетентностного (конкретно-научный уровень). Методы системного подхода обеспечили рассмотрение исследуемого явления как системы в нескольких аспектах: морфологическом, структурном, функциональном. Использование положений синергетического подхода к подготовке будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников позволило спрогнозировать эволюцию этой сложной системы, которая во многом определяется существующими в современном обществе системами ценностей и приобретением личностного смысла этих ценностей каждым участником соответствующего педагогического процесса. Интегративный подход обеспечил целостность исследуемого процесса. Культурологический подход явился системообразующим при разработке содержания профессионально-педагогического образования, направленного на подготовку студентов к духовно-нравственному воспитанию школьников. На его основе установлена взаимосвязь знаний о духовной сущности человека, о различных системах ценностей, о существующих концепциях духовно-нравственного воспитания, источниками которых являются различные, порой противоположные культуры (светская, религиозная и т.п.). Инструментальные средства компетентностного подхода (компетенции, компетентности и др.) позволили достичь практических результатов исследования: будущие учителя приобрели не только профессиональные знания и умения, но и способность к самоопределению, самоактуализации, саморазвитию.

В качестве исходных общетеоретических положений, объясняющих изучаемый процесс с позиций результатов предшествующих исследований, нами определены положения теорий нравственного и духовного воспитания; педагогической интеграции; смыслообразования; формирования профессионально-педагогической компетентности учителя; понятие духовности как показателя иерархии ценностей и способности личности к духовно-нравственному саморазвитию; психологические механизмы воспитания; положения о разнотипности мировоззрения и гетерохронности духовного развития человека. Не разрешая основного противоречия, они послужили научным обоснованием сформулированных нами концептуальных положений, раскрывающих сущность подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию в современных условиях.

Основными источниками создания концепции стали социальный заказ общества, сформулированный в нормативных документах и выраженный в существующих потребностях общества и отдельной личности; международный и отечественный педагогический опыт, его традиции и тенденции развития; теоретические концепции, фиксирующие современный уровень развития духовно-нравственного воспитания; практический опыт осуществления духовно-нравственного воспитания; результаты проведенного исследования особенностей духовно-нравственного воспитания школьников в современных условиях.

В процессе разработки концепции мы приняли во внимание современную практику духовно-нравственного воспитания школьников и соответствующей подготовки будущих учителей. Результатом ее анализа являются выявленные нами особенности: существование нескольких, в том числе альтернативных направлений в деятельности педагога по духовно-нравственному воспитанию: гуманистического, историкокультурологического, этнического и религиозного направлений; разнообразие программ духовно-нравственного воспитания; взаимопроникновение светской и религиозной педагогических традиций; разработка содержания духовно-нравственного воспитания на основе принципа учета региональных особенностей; наличие интеграционных процессов как в содержании специальных программ, так и в содержании гуманитарных дисциплин; создание различных типов учебных заведений, ставящих в качестве главной своей цели соответствующее воспитание детей. Для современной практики духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения характерно особое состояние внешней среды, наполненной духовным влиянием разной направленности. На сознание современных школьников оказывают воздействие средства массовой информации, классическая и массовая культура, детские общественные организации, национальные культурные центры, традиционные религии и новые религиозные культы и т.п.

Обоснованным ядром концепции интегративно-вариативной подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников выступают: закономерности подготовки, представляющие собой связи между основными компонентами, характеристиками процесса подготовки и типом духовно-нравственных ценностей; актуальными и потенциальными возможностями духовного и нравственного развития будущего учителя; целесообразным использованием психологических и педагогических механизмов воспитания и обучения; неравномерностью развития личности; особенностями духовно-нравственного воспитания школьников как педагогического явления;

- принципы подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников, сформулированные на основе выявленных закономерностей.

Содержательно-смысловым наполнением концепции являются:

- способы разрешения противоречия между признанием будущим учителем необходимости духовно-нравственного воспитания школьников и несформированностью у него соответствующей компетентности, а также стремления к осуществлению этого вида деятельности как движущей силы исследуемого процесса; характеристики интегративности и вариативности процесса подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников;

- структурная модель готовности будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников, включающая два блока: педагогическая направленность личности как совокупность педагогических ценностей, мотивов деятельности, мотивационно-ценностного отношения к духовно-нравственному воспитанию школьников и педагогическая компетентность как совокупность ценностно-смысловой, общекультурной, субъектной, коммуникативной, когнитивной компетенций и компетенции личностного самосовершенствования;

- этапы интегративно-вариативной подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников.

Сущность интегративно-вариативной подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников заключается в развитии и саморазвитии педагогической направленности личности студента на духовно-нравственное воспитание, соответствующей профессионально-педагогической компетентности на основе осмысления личной системы ценностей, выбора направления деятельности по духовно-нравственному воспитанию школьников. В настоящее время она включает в себя несколько однородных процессов (подготовка к духовно-нравственному воспитанию на основе гуманистических ценностей, на основе экзистенциальных ценностей, на основе этнических ценностей, на основе религиозных ценностей и др.), которые обладают как общими, так и специфическими характеристиками, свойствами.

Сущностными интегративными характеристиками подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников, обязательно принадлежащими всем ее модификациям, являются выявленные нами закономерности и принципы.

Закономерности обусловленности, вскрывающие причинно-следственные связи отдельных компонентов подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников с факторами, оказывающими на них непосредственное влияние:

- детерминированность степени активности процесса формирования готовности будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию социально-экономическими условиями жизни общества;

- обусловленность вариативного компонента содержания подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников актуальными и потенциальными возможностями студентов;

- взаимосвязь вариативного компонента содержания данной подготовки и особенностей современного состояния духовно-нравственного воспитания школьников; обусловленность результативности подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников неравномерностью духовного развития личности.

Закономерности эффективности, определяющие те факторы, которые влияют на получение максимально возможного результата подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников: зависимость продуктивности подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников от целесообразной реализации психологических и педагогических механизмов, лежащих в основе воспитания и обучения; детерминированность результатов исследуемой подготовки типом духовно-нравственных ценностей, выбранных педагогами, высшим учебным заведением, системой образования в целом в качестве основы для целей профессионального воспитания будущего учителя.

Принципы интегративно-вариативной подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников: принцип обеспечения ценностного самоопределения личности; принцип активизации смыслообразующего потенциала духовно-нравственных ценностей; принцип опоры на иррациональную и рациональную сферу личности будущего педагога; принцип учета актуальных и потенциальных возможностей духовного и нравственного развития студенчества; принцип использования полярных ценностей.

Сущностными вариативными характеристиками исследуемого процесса являются атрибутивные закономерности, отражающие качества и специфику каждого конкретного направления подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников (подготовка на основе гуманистических ценностей, на основе экзистенциальных ценностей, на основе этнических ценностей, на основе религиозных ценностей и др.). Они обеспечивают его полиморфичность.

Движущей силой процесса интегративно-вариативной подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников является обострение и разрешение противоречий, главным из которых стало противоречие между признанием будущим учителем необходимости духовно-нравственного воспитания школьников и несформированностью у него соответствующей компетентности, а также стремления к осуществлению этого вида деятельности. Его разрешение осуществляется через реализацию принципов обеспечения ценностного самоопределения личности; активизации смыслообразующего потенциала духовно-нравственных ценностей; опоры на иррациональную и рациональную сферу личности будущего педагога; учета актуальных и потенциальных возможностей духовного и нравственного развития студенчества; использования полярных ценностей.

Результат исследуемого процесса представляет собой готовность будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников, которая рассматривается как динамическая, интегративная характеристика личности, включающая профессиональную компетентность в области духовно-нравственного воспитания и соответствующую направленность личности, обеспечивающая способность педагога к приобщению школьников к одной из существующих в обществе систем духовно-нравственных ценностей, к созданию условий для поиска и нахождения ими личностных смыслов во взаимосвязи с воспитанием нравственных чувств и нравственного поведения.

Педагогическая направленность личности в сфере духовно-нравственного воспитания - это система эмоционально-ценностных отношений, зависящих от степени развития духовно-нравственной сферы личности будущего учителя и задающих иерархическую структуру доминирующих мотивов, побуждающих его к педагогической деятельности по духовно-нравственному воспитанию школьников. Проявлениями этих отношений являются понимание будущим учителем социальной потребности общества в данном направлении воспитания, понимание ответственности за духовное здоровье воспитанников, установка на духовно-нравственное воспитание школьников, стремление к профессиональному и духовно-нравственному совершенствованию.

В качестве педагогических ценностей деятельности по духовно-нравственному воспитанию выступают духовность и нравственность; личность ребенка как субъекта духовно-нравственного саморазвития; профессиональное совершенствование и личностное самоопределение; право родителей и детей на выбор личной системы ценностей; правила профессиональной этики.

К мотивам педагогической деятельности по духовно-нравственному воспитанию школьников относятся понимание духовности как видового признака человека; интерес к внутреннему миру своих воспитанников; ценностные установки личности будущего педагога (признание права воспитанника на личностное самоопределение; принятие ребенка таким, каков он есть); интерес к различным видам педагогической деятельности (исследовательской, конструктивной, художественно-творческой и др.).

Педагогическая компетентность в сфере духовно-нравственного воспитания - это совокупность компетенций, необходимых будущему учителю для осуществления соответствующей деятельности. Они конкретизируют следующие ключевые компетенции: ценностно-смысловую, общекультурную, субъектную, информационную, коммуникативную, компетенцию личностного совершенствования.

Верификация разработанной концепции обеспечена системой интегративно-вариативной подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников. Ее основные компоненты: цели и задачи подготовки (развитие духовно-нравственной сферы личности будущего учителя, формирование мотивационно-ценностного отношения, мотивов деятельности по духовно-нравственному воспитанию школьников, совокупности соответствующих компетенций);

- содержание подготовки, вариативный компонент которого отражает разнообразие идеалов, систем ценностей, семантику духовно-нравственных понятий, позиций в выборе средств воспитания, присущее отдельным направлениям духовно-нравственного воспитания;

- вариативная деятельность субъектов образовательного процесса в высшем учебном заведении (информационно-аналитическая, исследовательская, художественно-творческая, организаторская и др.);

- ценностные отношения, возникающие в процессе подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников;

- вариативная воспитывающая и развивающая среда, которая обеспечивает учет индивидуальных интересов, способностей будущих учителей;

- управление системой подготовки будущих учителей к духовно-нравственному воспитанию школьников.

Данная система реализована на адаптационном, базовом (инвариантном), ориентировочном, вариативно-практическом, оценочно-результативном этапах, в которых нашли отражение как логика профессионально-педагогической подготовки в целом, так и особенности духовно-нравственного развития будущих учителей. Технологической основой данной подготовки выступает механизм функционирования системы, представляющий собой определенную последовательность реализации функции культурного наследования, смыслообразования, адаптивной, информационно-аналитической, мотивационно-целевой, организационной, креативной и оценочно-прогностической функций.

Результатом реализации концепции интегративно-вариативной подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию является положительная динамика в развитии педагогической направленности будущих учителей на деятельность в сфере духовно-нравственного воспитания школьников и в формировании соответствующей профессиональной компетентности.

Основные положения и выводы, содержащиеся в диссертации, дают основание считать, что цель и задачи исследования решены. Вместе с тем исследование может быть продолжено по линии выявления педагогических условий становления у студентов педагогических вузов разных типов духовности, определения степени влияния духовности педагога на духовно-нравственное развитие личности школьников. Требуют дополнительного исследования проблемы подготовки будущего учителя к каждому из направлений педагогической деятельности в сфере духовно-нравственного воспитания школьников, а также в системе дополнительного педагогического образования.

Список литературы диссертационного исследования доктор педагогических наук Шитякова, Наталья Павловна, 2007 год

1. Абдуллина, O.A. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования /O.A. Абдуллина. М.: Просвещение, 1990. - 141 с.

2. Абдуллина, O.A. Мониторинг качества профессиональной подготовки /O.A. Абдуллина //Высшее образование в России. 1998. - № 3. -С.35-39.

3. Абраменкова, В.В. Сорадование и сострадание в детской картине мира /В.В. Абраменкова. М.: Эко, 1999. - 224 с.

4. Абраменкова, В.В. Социальная психология детства: Развитие отношений ребенка в детской субкультуре /В.В. Абраменкова. М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2000. - 416 с.

5. Абулъханова-Славская, К.А. Стратегия жизни /К.А. Абульханова-Славская. М.: Мысль, 1991. - 299 с.

6. Аверьянов, А.Н. Системное познание мира: Методологические проблемы /А.Н. Аверьянов. М.: Политиздат, 1985. - 263 с.

7. Адольф, В.А. Теоретические основы формирования профессиональной компетентности учителя: дис. . д-ра пед. наук /В.А. Адольф. М., 1998.-357 с.

8. Аксаков, КС. Литературная критика /К.С. Аксаков, И.С. Аксаков. -М.:Современник, 1982. 383 с.

9. Актуальные понятия современной педагогики (круглый стол) //Педагогика. 2003. - № 7. - С. 51.

10. Актуальные проблемы нравственного воспитания учащейся молодежи: материалы региональной научно-практической конференции, 28 29 марта 2001. - Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2001. - 216 с.

11. Алексеева, Г.Г. Нравственное воспитание на основах православия /Г.Г. Алексеева. Саратов: Изд-во Саратовской епархии, 2000. - 21 с.

12. Амонашвили, Ш.А. Размышления о гуманной педагогике /Ш.А. Амонашвили. М.: Издательский дом Шалвы Амонашвили, 1995.-496 с.

13. Амонашвили, Ш.А. Школа жизни /Ш.А. Амонашвили. М.: Издательский дом Шалвы Амонашвили, 1998. - 80 с.

14. Ананьев, Б.Г. Психология и проблемы человекознания: Избр. психол. труды /Б.Г. Ананьев; ред. A.A. Бодалев. М.; Воронеж: Изд-во «Ин-т практ. психологии», НПО «МОДЭК», 1996. - 384 с.

15. Андреев, В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития /В.И. Андреев- Казань: Центр инновационных технологий, 2000. -608 с.

16. Андреев, В.И. Педагогическая этика: спецкурс для нравственного саморазвития /В.И. Андреев. Казань: Центр инновационных технологий, 2002. - 272 с.

17. Андреева, А. Г. Педагогические основы духовного воспитания в Учении Живой Этики: автореф. дис. .канд. пед. наук /А.Г. Андреева. М., 1996.- 16 с.

18. Андреева, Г.М. Социальная психология /Г.М. Андреева. М.: Изд-во МГУ, 1998.-432 с.

19. Анисимов, С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление /С.Ф. Анисимов. -М.: Мысль, 1988. 253 с.

20. Антология педагогической мысли России XVIII в. М.: Педагогика, 1985.-480 с.

21. Антология педагогической мысли России I половины XIX в. М.: Педагогика, 1987. - 608 с.

22. Анцыферова, В. Связь морального сознания с нравственным поведением человека (по материалам исследования Лоуренса Кольберга и его школы) /В. Анцыферова //Психологич. журнал. 1999. -Т. 20.-№3.-С. 5-17.

23. Аплетаев, М.Н. Система воспитания нравственной личности в процессе обучения: монография /М.Н. Аплетаев. Омск: Изд-во ОМГПУ, 1998. -256 с.

24. Арнольдов, А.И. Что такое духовный мир человека? Человек и духовно-нравственные ценности /А.И. Арнольдов //Введение в культурологию. М.: Народная Академия культуры, 1993. - С. 57 - 73.

25. Артемьева, Е.Ю. Основы психологии субъективной семантики /Е.Ю. Артемьева. М.: Наука; Смысл, 1999. - 350 с.

26. Артюхова, КС. Ценности воспитания /И.С. Артюхова //Педагогика, 1999.-№4.-С. 117-121.

27. Архангельский, С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы /С.И. Архангельский. М.: Высшая школа, 1980. - 368 с.

28. Асадуллин, P.M. Системная логика построения в вузе педагогических дисциплин /P.M. Асадуллин //Alma Mater. 2000. - № 12. - С. 19 - 22.

29. Асадуллин, P.M. Формирование личности учителя как субъекта педагогической деятельности: дис. . д-ра пед. наук /P.M. Асадуллин. -М., 2000.-389 с.

30. Афанасьев, В.Г. О системном подходе к воспитанию /В.Г. Афанасьев //Сов. педагогика 1991. - № 2. - С. 77 - 80.

31. Афанасьев, В.Г. Общество: системность, познание и управление /В.Г.Афанасьев. М.: Политиздат, 1981. - 432 с.

32. Бабанский, Ю.К. Избранные педагогические труды /Ю.К. Бабанский. -М.: Педагогика, 1989. 560 с.

33. Бабаян, A.B. Сикорский И.А. о нравственном воспитании /A.B. Бабаян //Педагогика. 2004. - № 10. - С. 65 - 74.

34. Баблоянц, А. Молекулы, динамика и жизнь. Введение в самоорганизацию материи /А. Баблоянц. М.: Наука, 1990.35

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.